Методы, способы, типы правового регулирования. Это могут быть

Способы и методы правового регулирования, его основные типы.

Правовое регулирование - это воздействие на поведение людей с целью его упорядочения.

Способы правового регулирования - это совокупность предписаний (средств), зафиксированных в норме права, при помощи которых происходит правовое воздействие на субъектов права. Выделяют следующие способы правового регулирования.

1. Дозволение - закрепление за субъектом прав (возможностей) Например, ст. 53 Конституции закрепляет за каждым право на возмещение вреда, причинённого незаконными действиями или бездействиями органов государственной власти или их должностных лиц.

2. Запрещение - (обязывание пассивного характера) установление запрета на совершение действий. Так, при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона (ч. 2 ст. 50 Конституции).

3. Обязывание - (обязывание активного характера)возложение обязанности совершать действия. В частности, обязанность Президента РФ при вступлении в должность принести народу присягу (ч. 1 ст. 82 Конституции).

Метод правового регулирования - это совокупность приёмов, с помощью которых производится правовое регулирование общественных отношений. Используются методы: координации, т.е. основанный на равенстве сторон в отношении (гражданское право), и субординации, т.е. основанный на подчинении одной стороне отношения другой (административное право). При определении метода правового регулирования главным является юридическое положение сторон, статус субъектов права.

1. Метод субординации (централизованный метод) - при котором правовое регулирование осуществляется на властно-императивных началах, поскольку субъекты отношений связаны на основе власти и подчинения (уголовные, административные отношения).

2. Метод координации (децентрализованный) - при котором правовое регулирование осуществляется на основе активности самих субъектов права, строящих отношения между собой на принципе равенства (гражданские, семейные и др. отношения).

В некоторых отраслях права имеет место сочетание элементов того и другого методов, а иногда и их доминирующие черты.

Тип правового регулирования - это определённое сочетание способов правового регулирования, дозволения, обязывания и запрещения.

1. Общедозволительный тип правового регулирования - можно делать всё, что не запрещено правом и не противоречит ему. В его основе лежит общее дозволение. Регулирование строится по принципу: “Дозволено всё, кроме...”. Это означает, что лица вправе совершать любые действия, лишь бы они не подпадали в разряд запрещённых.

Конечно, это не означает вседозволенности. При отсутствии конкретных норм граждане, юридические лица должны вести себя в соответствии с духом законодательства, его принципами, целями, задачами, моральными принципами и обычаями делового оборота.

Общедозволительный тип правового регулирования применяется лишь в отношении граждан, юридических лиц.

При общедозволительном типе правового регулирования ориентиром служат нормативные обобщения (принципы, цели, задачи) (презумпции, фикции?). Таким образом, можно делать всё, но нельзя выходить за правовое поле, ограниченное принципами, задачами, целями права.

2. Разрешительный тип правового регулирования - можно делать только то, что правом прямо разрешено. Всё остальное делать нельзя. Например, в ст. 137 Трудового кодекса РФ определены случаи, когда могут производится удержания из заработной платы работников для погашения их задолженности предприятию, учреждению, где они работают.

В рамках разрешительного типа правового регулирования может определяться поведение как должностных лиц, так и граждан. Оно строится по принципу: “Разрешено только это, а остальное запрещено”.

50. Способы толкования права. Виды толкования права по объёму.

Способ толкования - это совокупность приёмов и средств познания смысла и содержания принципов и норм права. (способ толкование - это уяснение - усвоение содержания принципов и норм права “для себя”). Различают несколько способов толкования (уяснения): грамматическое, логическое, систематическое и историческое.

1. Грамматическое толкование - предполагает уяснение знания отдельных слов, связи между словами и предложениями, роли употребляемых предлогов, союзов, знаков препинания и т.п. Грамматическое толкование - это толкование, которое основывается на данных грамматики, лексики, наук филологического цикла. Его суть заключается в тщательной грамматико-синтаксической, “буквальной” проработке текста закона, в анализе слов, предложений, словесных формулировок юридических норм. Грамматическое толкование является среди всех способов толкования первичным и исходным. Ибо юридические нормы существуют только в языковой форме, всегда выражены в тексте нормативного документа, конструируются в виде грамматических предложений.

2. Логическое толкование - уяснение смысла принципов и норм права с помощью законов и правил логики (достаточного основания, исключения третьего, доведение до “абсурда” и др.). Это - толкование, которое основывается на законах и правилах формальной логики. Здесь используются способы - аналогия, преобразование предложения, доведение до абсурда, аргументы от противного и т.д., причём, как и при грамматическом толковании, - на материале самой юридической нормы (т.е. не выходя за пределы текста закона).

3. Систематическое толкование - выявление связи данных принципов и норм права с другими, определение их места и роли в системе права (институте, отрасли в целом). Это - толкование, которое основывается на знаниях связей каждой юридической нормы с другими нормами, с общими нормативными положениями, с принципами права. Его суть заключается в том, что норма сопоставляется с другими нормами, устанавливается её место и значение в данном нормативном акте, в отрасли права, во всей правовой системе.

4. Историческое толкование - уяснение целей, исторических обстоятельств, условий принятия нормативного акта, заключения нормативного договора, появления правового обычая. Так, без изучения экономической, социальной, политической ситуации в стране невозможно объяснить появление нового гражданского, уголовного кодексов. Это - толкование, основанное на данных, относящихся к исторической обстановке издания закона, к связанным с этим историческим событиям, ходу и характеру подготовки, обсуждения и принятия закона, его отдельных положений. Существенное значение в историческом толковании имеют альтернативные проекты, публикации в печати при обсуждении проекта, в особенности дебаты в законодательном органе, вносимые поправки, основания их принятия или отклонения и т.д. Важнейший источник сведений по всем этим вопросам - протоколы заседаний законодательного органа, свидетельства разработчиков проекта, участников дискуссий.



Виды толкования права по объёму.

Данный вид толкования связан с выявлением меры сходства (совпадения) действительного содержания (буквального смысла) и текста (словесного выражения смысла) принципов и норм права. Различают буквальное (адекватное), расширительное и ограничительное толкование.

1. Буквальное (адекватное) толкование - оно возможно только тогда, когда действительный смысл нормы права и его текстуальное выражение полностью совпадают. Такое толкование предполагает совпадение в результате толкования смысла правовой нормы с её буквальным текстом.

2. Расширительное толкование - применимо в случаях, когда действительный смысл нормы права шире его текстуального выражения. Так, из буквального текста ч. 2 ст. 15 Конституции РФ вытекает, что из физических лиц только граждане и их объединения должны соблюдать Конституцию России. Однако действительный смысл нормы шире - Основной закон должны соблюдать также иностранцы, лица без гражданства, беженцы, вынужденные переселенцы. Расширительное, или распространительное, толкование предусматривает раскрытие более широкого смысла, нежели предусмотренного текстом.

3. Ограничительное толкование - используется, когда действительный смысл нормы права уже его текстуального выражения. Например, из буквального текста ч. 1 ст. 34 СК РФ следует, что имущество, нажитое супругами во время брака, является их общей совместной собственностью. Это правило не касается вещей индивидуального пользования (одежды, обуви и т.п.). Они хотя и приобретены во время брака за счёт общих средств супругов, однако не являются совместной собственностью. Таким образом, ограничительное толкование предусматривает раскрытие более узкого смысла, нежели предусмотренного текстом.

51. Термин и понятие «право», их многозначность. Подходы к правопониманию.

Термин «право» имеет множество значений. Однако в каком бы значении не употреблялся термин «право», с точки зрения цивилизационного подхода под ним всегда понимается - уравновешенная, оправданная свобода или возможность поведения людей в обществе.

1. Общесоциальное (неюридическое) значение термина «право». Связано с использованием термина «право» в сфере корпоративных, эстетических, моральных прав и т.д. В неюридическом смысле слово «право» используется при указании на моральные возможности - поступить по совести, самостоятельно решать, что есть зло, а что есть добро и т.д., эстетические возможности - изменять, следуя моде, свой внешний вид (причёску, одежду), корпоративные возможности - осуществлять права члена общественного объединения, неформальной молодёжной группы. Эти и им подобные свободы вытекают из правил этики, эстетики, традиций, привычек, обычаев и поддерживаются общественным мнением.

2. Формально-юридическое значение термина «право». Право в юридическом смысле появляется тогда, когда вкладывается государство, появляется документальное оформление, когда гарантируется и поддерживается государством. В юридическом значении термин «право» употребляется в таких сочетаниях, как естественное и позитивное право, объективное и субъективное право, частное и публичное право, материальное и процессуальное право.

Естественное право - это свобода или возможности поведения, обусловленные природой человека и принадлежат ему от рождения. Естественное право - это свойство личности, оно неотчуждаемо от человека. Сюда относится непосредственно действующее право на жизнь, свободу, достоинство, собственность. Хотя их появление на свет не связано с государством, последнее обязано признавать, соблюдать и защищать права человека.

Естественное право выводится из природы человека, это его качество. Оно возникло раньше государства. Основа естественного права - нравственные права человека. Почему естественное право рассматривается в юридическом смысле? Потому что на государство возлагается обязанность защищать и гарантировать естественные права. И они могут быть незакреплены официально.

Позитивное право - это свобода или возможности поведения сформулированные и закреплённые в официальных источниках права, либо признаны в них (в той или иной стране). Позитивное право складывается в результате правотворческой деятельности законодателей, судей, договаривающихся сторон. В итоге такой деятельности и рождаются правовые документы: законы, судебные прецеденты, нормативные договоры или то, что принято называть позитивным правом.

В современных условиях налицо глубокое проникновение естественного права в позитивное право. Права человека, будучи закреплёнными в позитивном праве, определяют смысл и содержание законов. Это позволяет говорить об естественности позитивного права.

Позитивное право - это реально существующее - писанное, можно увидеть, можно воспользоваться. Наиболее рациональное, с точки зрения юриста-практика. Позитивное право закрепляет основные идеи естественного права - они стали нормами. Современное право - естественно-позитивное. Основа и критерий, позволяющий говорить: закон правовой или нет.

Объективное право - это выраженные в системе правил поведения свобода или возможности, принадлежащие персонально неопределённому числу субъектов. Это право не отдельного человека, а право человек и граждан вообще. Оно потому и именуется объективным, что существует и действует независимо от воли того или иного индивида. Воспользоваться объективным правом потенциально может каждый человек, если он окажется в орбите его влияния. В норме части 1 ст. 30Конституции РФ так записано: «... каждый человек имеет право на объединение...».

Субъективное право - это свобода или возможность поведения, принадлежащая данному, конкретному субъекту (человеку). Субъективное право, в отличие от объективного права, не существует и не может существовать в отрыве от индивида (человека), обладателя этого права. Субъективное право возникает и реализуется по воле субъекта, в рамках правоотношения. В основе субъективного права лежит объективное право, т.е. субъективное право возникает на основе объективного права. Так, граждане В, Г, Д, исходя из объективного права на объединение, создают общество любителей книги. Тем самым они осуществляют свои субъективные права.

Естественное и позитивное право показывает происхождение права, объективное и субъективное право показывает адресатов, кому принадлежит право.

Частное право - это свобода или возможности поведения, которые необходимы для реализации личных, индивидуальных, эгоистических интересов субъекта (человека).

Личность действует в своих интересах, правомерно. Государство не должно вмешиваться. Когда человек обладает правом, то он никому не обязан. Частное право предоставляет большие возможности, но при этом нельзя нарушать права и свободы другого.

Публичное право - это свобода или возможности поведения, которые реализуются в рамках преобладания общественного либо государственного интереса. Публичное право направлено на реализацию прав и свобод, но для всех, поэтому ведущая роль принадлежит государству. Оно должно обеспечить, гарантировать нравственность, защиту и т.п.

Материальное право - это свобода или возможности поведения, с помощью которых человек (субъект) приобретает духовные и материальные блага.

Процессуальное право - это свобода и возможности поведения, с помощью которых субъект может защитить, отстоять свои права и свободы.

  • Вопрос 6. Понятие и сущность государства
  • Вопрос 7. Функции государства: понятие, виды. Эволюция функций современного российского государства
  • 1. Понятие и классификация функций государства (м.И. Байтин)
  • Вопрос 8. Понятие механизма государства. Государственный орган: понятие, классификации
  • Вопрос 9. Государственная власть. Легализация и легитимация государственной власти
  • Вопрос 10. Принцип разделения властей: содержание, значение и проблемы реализации
  • Вопрос 11.Понятие формы государства и соотношение ее элементов
  • Вопрос 12. Формы правления: понятие и виды
  • 1) Монархия:
  • 2) Республика (дело народа)
  • Вопрос 13. Форма государственно устройства: понятие, виды
  • Вопрос 14. Государство в политической системе общества. Понятие государственного режима
  • Вопрос 15. Авторитаризм и тоталитаризм как государственно-политические режимы
  • Вопрос 16. Демократия как государственно политический режим
  • Вопрос 17. Форма современного российского государства: общая характеристика и тенденции развития
  • Вопрос 18. Типология государства: понятие, основные подходы.
  • Вопрос 19. Формальное определение права. Признаки права.
  • Вопрос 20. Сущность права (основные подходы).
  • Вопрос 21
  • Вопрос 22. Социальная ценность права. Функции права
  • Вопрос 23. Соотношение права с техническими нормами, обычаями и корпоративными нормами (Матузов)
  • Вопрос 24. Проблема соотношения права и морали.
  • Вопрос 25. Правовое регулирование: понятие, виды, предмет, стадии. (Сорокин, Мартыщин, Сильченко)
  • Вопрос 26.Методы, способы, типы правового регулирования.
  • Вопрос 27.Нормы права: понятие, классификация (Жинкин, Рыбалов, Баландин)
  • Вопрос 28.Структура норм права и способов их изложения
  • Вопрос 30.Нормативно-правовой акт: понятие, виды. Соотношение нпа по юридической силе в российском законодательстве
  • Вопрос 31. Действие нпа во времени
  • Обратная сила уголовного закона
  • Вопрос 32. Действие нпа в пространстве и по кругу лиц.
  • Вопрос 34. Юридическая техника: понятие, содержание, требования.
  • Вопрос 35. Понятие системы права. Отрасль права.
  • 35. Право публичное и право частное: понятие и соотношение.
  • 36. Система законодательства. Соотношение системы права и системы законодательства.
  • 37. Способы систематизации норм права.
  • 38. Понятие правоотношения: основные подходы. Виды правоотношений.
  • 39. Субъекты права: понятие и виды.
  • 40. Объект и содержание правоотношений.
  • Вопрос 41. Реализация права: понятие, формы, значение.
  • Вопрос 42 Применение права как форма реализации права: понятие, стадии
  • Вопрос 43. Пробелы в праве и способы их преодоления.
  • Вопрос 44. Понятие и способы толкования норм права.
  • Вопрос 45. Виды толкования норм права по объему и субъектам.
  • Вопрос 46. Правомерное поведение: понятие, виды.
  • Вопрос 47. Понятие правонарушения.
  • Вопрос 49. Состав правонарушения.
  • Вопрос 50. Виды правонарушений.
  • Вопрос 51. Понятие юридической ответственности.
  • Вопрос 52. Виды юридической ответственности.
  • Вопрос 53. Цели, функции и принципы юридической ответственности.
  • Вопрос 54. Понятие и структура правовой культуры общества.
  • Вопрос 55. Понятие, структура и виды правосознания. Особенности российского правосознания.
  • Вопрос 56. Законность и правопорядок: понятие, принципы, требования.
  • Вопрос 57. Государство и право в условиях глобализации
  • Вопрос 58. Правовое государство и гражданское общество: характер соотношения.
  • Вопрос 59. Проблемы построения правового государства в России.
  • Вопрос 60. Правовая система общества: понятие, структура, виды.
  • Вопрос 26.Методы, способы, типы правового регулирования.

    СОРОКИН + НАСЫРОВ:

    Методы правового регулирования – совокупность способов юридического воздействия на общественную жизнь:

      Диспозитивный метод (метод децентрализации, координации) – определяет пространство, в котором субъекты могут определять вид поведения. Предоставление свободы действий, свободы усмотрения и свободы выбора в отношениях, где стороны равноправны и обеспечивается децентрализованное регулирование (СП, ГП). Диспозитивный метод можно определить в тексте правовых актов по не исчерпывающим перечням, в конце которых ставятся слова «и т. д.», также по ключевым словам «имеет право» «вправе», «если стороны не договорились о другом».

      Императивный метод (метод централизации) – метод категорических предписаний, складывающийся из сочетания запретов и обязываний в целях централизованного регулирования сверху - вниз на властных началах (УП, АП). Данный метод можно обнаружить в тексте правовых актов в запретительных и обязывающих нормах, в нормах-принципах.

    Способы правового регулирования – это отдельные приемы юридического воздействия на общественные отношения; это закрепление в праве определенного вида правового поведения, которому может или должен следовать субъект права:

      Дозволение – предоставление прав, свобод и выбора.

      Обязывание позитивное (предписание) – требование совершить активный поступок.

      Запрет (негативное обязывание) – требование воздержаться от определенного поведения.

      Рекомендация – дозволение, плюс законодатель прямо указывает на желательность поведения; необязательное для исполнения предложение. Например, Центральный Банк – рекомендательные письма. (Некоторые авторы выделяют)

      Поощрение (Гущина выделяет) – вознаграждение за правомерное поведение либо особые успехи.

    Различное сочетание способов правового регулирования и создает определенные типы правового регулирования – это общие направления юридического воздействия:

      Общедозволительный тип – сочетание общего дозволения и исключение из него в виде запретов. Если этот тип, то список запретов должен быть ограничен. «И т. д.» нельзя ставить. (Дозволено все, кроме; разрешено все, что не запрещено законом). Этот тип касается только граждан не состоящих на государственной службе.

      Разрешительный тип – сочетание общего запрета с исключениями в виде дозволений (Запрещено все и всем, кроме; разрешено лишь то, что прямо дозволено). Распространяется на должностных лиц органов власти и управления.

      В учебнике Корельского, Перевалова предлагается третий тип правового регулирования: дозволительно-обязывающий тип – этот тип характерен для официальных органов и должностных лиц (То, что им дозволено делать – они обязаны делать)

    Общедозволительный тип гарантирует свободу гражданскому обществу, а разрешительный тип призван ограничить произвол государственных органов.

    Вопрос 27.Нормы права: понятие, классификация (Жинкин, Рыбалов, Баландин)

    В нормах права закрепляются равные масштабы поведения для фактически неравных людей.

    Норма права – унифицированное правило поведения, закрепляющее права и обязанности либо провозглашающее принципы и ценности общества.

    Признаки нормы права:

      Рассчитана на многократное действие.

      Рассчитана на индивидуально неопределенный круг лиц

      Как правило, норма права оформляется документально и имеет официальное значение

      Норма права обладает общеобязательностью с точки зрению юридической силы.

    Классификация:

    1) по отраслям права – по предмету правового регулирования

    (конституционно-правовые, гражданско-правовые)

    2) по методам правового регулирования

    (императивные, диспозитивные)

    3)по способам правового регулирования

    (запретительные, обязывающие, дозволительные, рекомендательные, поощрительные)

    4) по ветвям государственной власти (субъектам нормотворчества)

    (законодательные, исполнительно-распорядительные, нормы высших судебных инстанций)

    5) по месту и роли в механизме правового регулирования

    Учредительные – нормы, вводящие новые, ранее неизвестные группы общественных отношений

    Дефинитивные – нормы, содержащие определения понятий

    Оперативные – нормы, которые предусматривают механизм введения данного акта права

    Коллизионные – носят технический характер и предусматривают способы преодоления противоречий между разными нормами права

    Коллизионные правила:

    Если друг другу противоречат два акта права одинаковой юридической силы, следует применять тот из них, который регулирует данный вопрос специально.

    Если взаимоисключают друг друга два юридических документа разной юридической силы, следует применять акт более высокой юридической силы.

    Если вступают в коллизию два акта одинаковой силы и идентичные по названию, нужно применять акт, принятый позднее.

    Норма права - общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.

    Можно выделить следующие существенные признаки правовых норм.

    1. Норма права есть мера свободы волеизъявления и поведения человека. Понимание и усвоение данного момента конкретным индивидом зависит как от внутренних факторов (состояния его разума, типа характера, уровня культуры), так и от внешних обстоятельств (степени упорядоченности общественных отношений, обеспеченности нормы авторитетом, силой).

    2. Это форма определения и закрепления прав и обязанностей. Последние выступают в виде ориентиров, обозначающих диапазон свободы действий субъектов права, ибо реальное регулирование отношений между людьми и их организациями осуществляется именно через наделение правами одних и возложение обязанностей на других.

    3. Норма права представляет собой правило поведения общеобязательного характера, т. е. она: а) указывает, каким образом, в каком направлении, в течение какого времени, на какой территории необходимо действовать тому или иному субъекту; б) предписывает правильный с точки зрения общества и потому обязательный для конкретного индивида образ действий; в) носит общий характер, выступает в качестве равного, одинакового масштаба для всех и каждого, кто оказывается в сфере ее действия.

    4. Это формально-определенное правило поведения. Внутренняя определенность нормы проявляется в содержании, объеме прав и обязанностей, четких указаниях на последствия ее нарушения. Внешняя определенность заключается в том, что любая норма закреплена в статье, главе, разделе официального документа - нормативно-правовом акте.

    5. Норма права есть правило поведения, гарантированное государством. Возможность государственного правового принуждения в случаях нарушения прав граждан, правопорядка является одной из важных гарантий действенности права.

    6. Она обладает качеством системности, которое проявляется в структурном построении нормы, в специализации и кооперации норм различных отраслей и институтов права.

    Виды правовых норм

    1. По субъектам правотворчества различают нормы, исходящие от государства и непосредственно от гражданского общества. В первом случае это нормы органов представительной государственной власти, исполнительной государственной власти и судебной государственной власти (в тех странах, где имеет место прецедент). Во втором случае нормы принимаются непосредственно населением конкретного территориального образования (сельский сход и т. д.) или населением всей страны (всенародный референдум). Так, 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации..

    2. По сфере действия вычленяются нормы общего действия, нормы ограниченного действия и локальные нормы.

    Нормы общего действия распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории государства.

    Нормы ограниченного действия имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъектными факторами. Это нормы, издаваемые высшими органами власти республик, входящих в состав Российской Федерации, или нормы, исходящие от представительных или исполнительных органов краев, областей, и др.

    Локальные нормативные предписания действуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур.

    3. Нормы права классифицируются также по времени (постоянные и временные), по кругу лиц (распространяются или на всех, кто подпадает под их действие, или на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих, железнодорожников и т. п.).

    4. По степени определенностиразличаются абсолютно-определенные, относительно-определенные (альтернативные) и бланкетные нормы права. Названный признак может относиться к различным структурным элементам нормы: гипотезе, диспозиции или санкции. Поэтому, по существу, следует различать, например, нормы с абсолютно-определенной диспозицией ("пенсии не подлежат обложению налогами"); нормы с относительно-определенной гипотезой ("условия договора поставки могут устанавливаться сторонами в пределах настоящих правил") либо альтернативной санкцией ("...наказывается лишением свободы до трех лет или ограничением свободы на тот же срок"). Бланкетными, т. е. прямо не содержащими конкретного правила поведения, могут быть только диспозиции (например, нормы об уголовной, административной или дисциплинарной ответственности "за нарушение правил торговли", "за нарушение правил техники безопасности"). Такие нормы, по существу, не устанавливают содержания правила, а предусматривают наличие других норм, содержащихся нередко в иных нормативных правовых актах. Практика бланкетных норм всегда чревата возможностью неопределенности и произвола в правовом регулировании.

    Разнообразие общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, порождает различия в методах и способах юридического воздействия. В теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздействия.

    Метод децентрализованного регулирования (автономный, диспозитивный) - построен на координации целей и интересов сторон в общественном отношении субъектов гражданского общества, удовлетворяющих свои частные интересы (в сфере отраслей частноправового характера).

    Метод централизованного (императивного, авторитарного) регулирования - базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения. В этих отношениях приоритетным является общественный интерес. Централизованные, императивные методы используются в публично-правовых отраслях (в конституционном, административном, уголовном праве).

    Метод правового регулирования является одним из важных критерия разграничения прав на отрасли.

    Способы правового регулирования определяются характером предписания, зафиксированного в норме права, способами воздействия на поведение людей. В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования.

    1. Дозволение - состоит в предоставлении субъектам прав на совершение определенных положительных действий (предоставление субъективных прав).

    Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Дозволения весьма не однородны. Они могут выражаться в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.

    2. Обязывание - заключается в возложении обязанности совершить определенные положительные действия (обязанность платить налоги).

    Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо в договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязанности перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.

    Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющее собой определенное долженствование.

    Второй и третий способы имеют определенное сходство. Оба предполагают возложение обязанностей, но если в одном случае обязанности носят позитивный характер, то в другом - пассивный. Кроме того, можно выделить дополнительные способы правового воздействия. Это:

    • - поощрение - выражается в награждении субъектов за определенные заслуги;
    • - рекомендации - состоят в предложении избрать наиболее целесообразный (оптимальный вариант поведения).

    Также к дополнительным способам относятся применение мер принуждения (например, возложение юридической ответственности за правонарушение). К дополнительным способам можно отнести предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность правового применения правового принуждения.

    В юридической литературе и в практике существуют две юридические формулы (принципа), на основе которых выделяются два типа правового регулирования.

    Общедозволительный тип - выражается в принципе: разрешено все, что прямо не запрещено законом. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик.

    Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом человека на выбор средств и способов достижения поставленных целей.

    Общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение.

    Его формула: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъекту запрещено (например, купля - продажа наркотиков).

    Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако подобный тип правового регулирования не применим к деятельности государственных органов, ибо это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений.

    Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом субъекта на выбор средств способов достижения поставленных целей.

    Разрешительный тип - выражается в принципе: запрещено все, что прямо не разрешено законом. Участники правовых отношений подобного типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.

    Разрешиетльный тип правового регулирования вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности социальных связей, последовательной реализации принципов законности. Он является единственным при применении мер государственного принуждения.

    Разрешительный тип правового регулирования основывается на общем запрещении какого-либо вида действия, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение запрещается.

    Его формула звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.

    Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

    Деление на обусловлено наличием у каждой из них специфических предмета и метода правового регулирования.

    — совокупность различных способов и приемов правового воздействия отрасли права на общественные отношения, составляющих предмет отрасли.

    Метод правового регулирования включает следующие компоненты:

    • порядок возникновения прав и обязанностей сторон (из закона, договора, акта применения права и т.д.);
    • степень самостоятельности субъектов при возникновении прав и обязанностей (равенство сторон или отношения власти и подчинения);
    • способы регулирования активности субъектов права (запреты, предписания, дозволения, рекомендации, поощрения);
    • способы обеспечения прав и обязанностей (судебный и иной порядок).

    Различные сочетания этих компонентов образуют метод конкретной отрасли права. В теории права различают два противоположных метода правового регулирования; императивный (авторитарный) и диспозитивный (автономии).

    Императивный метод базируется на применении властных юридических предписаний, которые не допускают отступлений от четко установленного правила поведения. Иными словами, субъекты правоотношений вправе совершать только те действия, которые им разрешены.

    Диспозитивный метод предоставляет возможность самим участникам правоотношений самостоятельно определять свое поведение в рамках правовых предписаний. При этом стороны выступают в качестве равных субъектов, добровольно принимают на себя обязательства по отношению друг к другу. Иначе говоря, лица вправе совершать любые действия, прямо не запрещенные законом.

    Предмет правового регулирования

    Предметом правового регулирования являются те общественные отношения, которые подвергаются правовой регламентации. Иными словами, каждая отрасль права контролирует свой особый участок общественной жизни, целый комплекс однородных общественных отношений.

    В качестве более конкретного предмета правового регулирования иногда называют общественно значимое поведение людей. Однако понятие «общественное отношение» богаче по содержанию, так как включает, в частности, разнообразные связи между людьми.

    Общественные отношения, подвергаясь правовому регулированию, не теряют своих свойств, т.е. они остаются социальными, духовными, экономическими, политическими и т.д. Правовому регулированию подвергаются только те общественные отношения, в которых есть волевой, сознательный элемент. Это означает, что общественные отношения в той или иной мере должны зависеть от воли людей. Чем меньше отношение от этого зависит, тем меньше возможностей его урегулировать. Например, экономические отношения, связанные со спросом и предложением, установлением стоимости товара, объективны и мало зависят от воли конкретных лиц. Поэтому попытки «отменить» такие отношения приводят к тому, что они все равно существуют, развиваются по своим законам, как это показал советский период истории нашей страны.

    Метод правового регулирования — сложное, системное образование, которое включает ряд составляющих элементов, в первую очередь средства и способы воздействия на общественные отношения и отвечает на вопрос «как регулируются отношения?» (рис. 1).

    Рис. 1. Метод правового регулирования

    Средства воздействия на общественные отношения — дозволение, позитивное обязывание, запрет (основные), уполномочивание, ограничение, закрепление определенных отношений (статуса, целей и принципов деятельности), рекомендация, поощрение, предоставление льгот, государственное принуждение. Перечисленные средства используются при формировании структурных элементов нормы (рис. 2).

    Определяют особенности связей участников упорядочиваемых отношений. Существуют автономный способ (равенство участников, как в имущественных отношениях, регулируемых гражданским правом), приказной (властное отношение, когда один субъект подчинен другому, как в административном праве, которое регулирует отношения в сфере государственного управления), субординационный (сочетание равенства в одних случаях и подчинение в виде контроля властных структур — в других, как в области предпринимательских отношений, когда хозяйствующие субъекты государственным органам напрямую не подчиняются, однако последние осуществляют контроль и надзор за деятельностью субъектов предпринимательской деятельности).

    Рис. 2. Средства правового регулирования

    Отдельно выделяют методы правового регулирования: разрешительный и запретительный, диспозитивный (когда есть возможность отступить по соглашению сторон от намеченных в норме правил поведения либо изменить их) и императивный (когда такая возможность отсутствует).

    В разных отраслях права применяются различные сочетания средств, способов воздействия, поэтому можно говорить о наличии отраслевых методов правового регулирования.