Конституция рф как основной источник конституционного права. Конституция Российской Федерации – основной источник конституционного права

Конституция РФ – Основной Закон государства.

Конституция – это основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом, либо отдельных социальных слоев (групп) общества, и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны.

Юридические свойства Конституции:

1. Верховенство Конституции (ч.2 ст.4) – утверждение в стране того конституционного строя, который закреплен в конституции, идея подчинения всех законов государства Конституции.

2. Высшая юридическая сила (ст.15) означает, что все законы и иные нормативные акты, принимаемые в России, не должны противоречить Конституции. В случае такого противоречия, Конституция осуществляет прямое действие. Все органы государства обязаны соблюдать требования Конституции.

3. Конституция определяет процесс правотворчества (ст.76, 104, 105, 106, 107, 108, 109 и т.д.).

4. Стабильность Конституции означает, что она принимается на значительный срок для достижения определенности государства и она не должна часто меняться. Частая смена Конституции влечет за собой нестабильность режима.

5. Преемственность Конституции означает, что каждая последующая Конституция «впитывает» все передовое, что достигла конституционно-правовая наука на конкретный период.

6. Особая охрана государством заключается в том, что практически вся система органов государственной власти призвана охранять Конституцию. Для этого существуют особые институты (например, Конституционные Суды), которые осуществляют проверку законодательства государства на предмет соответствия Конституции.

7. Особый порядок принятия и пересмотра Конституции, внесения в нее поправок.

Особенности Конституции РФ 1993 : 1) Логику построения новой К. определила концепция обществ. договора, т.е. сначала чел., его права и свободы как высш. ценность, затем гражданское общество как единственный источник власти, а затем гос-во как агент личности и гражд. общества, решающий те вопросы, закреплены за ним в конституции. 2) Текст К. деидеологизирован, а в опред. смысле и деполитизирован, т.е. не политика вместо К. а политика в рамках К. => требование строжайшего следования в политике предписаниям К. 3) Впервые в истории России в основу К. положены гуманистические идеи (неотчуждаемостьосн. прав и свобод чел.) 4) К. по новому формулирует форму гос. устройства России - федеративное гос-во, построенное на основе смешанного принципа, национально-территориального, и территориального равноправия его S-в. + не предусматривается право выхода S-в РФ из ее состава.5) Заложена достаточно четкая система разделения властей как по горизонтали так и по вертикали (разграничение предметов ведения и полномочий). 6) Новая К. действительно правовой документ в строгом, юр. смысле этого слова, т.е: а) используются общепринятые КП понятия, категории, исключающие противоречивые толкования. б) К. явл. законом прямого действия (недопустим отказ любого правоприменительного органа от применения и реализации конкретных норм. К.) в) К. закрепляет превосходство права над гос-вом. 7) К. закрепляет РФ как социальное гос-во, определяет обязанности гос-ва в соц. сфере. 8) К. сочетает гибкость и динамизм с достаточно жестким порядком в отношении поправок, касающихся конст. строя и основ правового статуса чел. 9) Новая К. творчески учитывает и отражает опыт мировой цивилизации, в том числе опыт конституционного развития.

Принципы конституции: 1.основополагающий характер (регулирует наиболее важные общественные отношения, является базой движения общества по пути исторического прогресса; конст регулирование носит обобщающий характер) 2.народность (сам народ создаёт объективные предпосылки для появления новых конституций- закрепляемые в конституции общественные отношения –результат деятельности народа; народ может непосредственно участвовать в разработке и принятии нового основного закона). 3.реальность (соответствие фактически существующим общественным отношениям) 4.стабильность (длительное существование без внесения существенных изменений. Подходы к сущности Конституции: 1.классово-политический - конституции, закрепляя общественные отношения, выражают соотношение сил в обществе, поделенном на классы. 2.рационалистический - сторонники не отрицают социально-политических факторов в появлении конституций, но не абсолютизируют их. На первом месте находится служебная роль конституции как позитивного документа, закрепляющего основы статуса личности и гос организацию, упорядочивающего общественные отношения и содействующего их движению вперёд. Функции конституции - различные проявления её назначения, отражающие роль основного закона в политике, жизни общества и граждан, осуществлении задач государства: 1.Учредительная (либо закрепляет то, что уже существует, как результат деяний людей, либо создаёт предпосылки для новых общественных отношений) 2.Организаторская (стимулирует политическую активность, нацеливает гос органы и общественные объединения, всех граждан на деятельность в духе нового основного закона) 3.Внешнеполитическая (является фундаментом внешнеполитической деятельности государства, за пределами гос-ва является важным информационным источником) 4.Идеологическая5.Юридическая

Каждая конституция -- это «визитная карточка» государства и общества. В ней отражаются основные интеллектуальные, ценностные потенциалы, притом в концентрированно-нормативной форме. Конституция служит не только фиксированным «моментом покоя», высшей, формой гражданского согласия, достигаемого путем борьбы, компромиссов, завоеваний власти, противоборства программы с концепцией. Ею задается курс дальнейшего развития, и сверка с конституционным компасом служит мерилом оценки деятельности государственных институтов, партий, общественных движений, лидеров и, конечно, граждан. Конституция это основной закон, обладающий высшей юридической силой и закрепляющий основы общественных отношений во всех сферах жизни общества и государства.

Конституция Российской Федерации, была принята всенародным голосованием 12 декабря и вступила в силу 25 декабря 1993 г., с изменениями, которые внесены в статью 65 двумя Указами Президента Российской Федерации на основании части 2 ее же статьи 137, истолкованной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 28 ноября 1995 г.

Юридические признаки Конституции РФ: «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)//Консультант Плюс.

  • 1. Высшая юридическая сила: все нормативные правовые акты на территории РФ не должны противоречить Конституции РФ. При этом действие Конституции распространяется на всю территорию Федерации, безотносительно к тому, сколько избирателей проголосовало «за» и «против» Конституции РФ на территории того или иного ее субъекта.
  • 2. Особый порядок принятия и изменения. Конституция РФ принимается либо посредством референдума, либо Конституционным собранием, специально образуемым для решения вопроса о принятии новой Конституции РФ.
  • 3. Конституция является нормотворческой базой текущего законодательства. Это значит, что с принятием Конституции все действующие акты должны быть приведены в соответствие с ней (либо отменены те из них, которые полностью ей противоречат). В то же время Конституция требует издания большого числа новых нормативно-правовых актов.
  • 4. Прямое действие норм Конституции. Многие ее нормы не нуждаются в опосредовании актами текущего законодательства, а если и нуждаются, то, тем не менее, до издания таковых действуют непосредственно. Если же акт текущего законодательства противоречит Конституции, то до его отмены также действует соответствующая норма Конституции.

К числу особенностей Конституции Российской Федерации можно отнести следующее:

нормы, устанавливаемые в Конституции, имеют учредительный характер, являются первичными. Они не связаны какими-либо законами, которые были бы для них юридически обязательными, могут устанавливать, в частности, новые институты, изменять систему государственных органов;

в Конституции устанавливаются государственно-правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими для всего государственно-правового регулирования. В них определяются все основные связи, посредством которых данная общность людей объединяется в гражданское общество, определяет механизмы управления государственными и общественными делами;

Конституция как источник права характеризуется и широтой содержания выраженных в ней норм. Они охватывают устройство государства, его сущность и формы, определяют субъекты власти, механизм её реализации, принципы участия в управлении всех убъектов политической деятельности. В Конституции акреплены и принципы экономической структуры общества, формы обственности, способы охраны прав всех субъектов экономической жизни. Через конституционные нормы определяются основы правового статуса личности, права и свободы граждан, охраняемые и гарантируемые от нарушений государством. Таким образом, нормы Конституции касаются всех сфер жизни общества: политической, экономической, социальной, духовной. Такой широтой одержания своих норм Конституция отличается от всех иных источников конституционного права;

Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные нормативные акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции (ст.15);

в Конституции определяются многие другие виды источников федерального уровня. В ней устанавливаются наименования правовых актов, их юридическая сила, порядок принятия, отмены и опубликования;

значение Конституции как основного источника определяется и тем, что установленные в ней нормы выступают в качестве формы воплощения государственной воли народа. В Конституции определяются те цели, которые общество перед собой ставит, принципы его организации и жизнедеятельности;

Конституция по сравнению с другими источниками является актом наивысшего не только правового уровня, но и общественного значения. Её нормы касаются каждого гражданина, всех субъектов общественной деятельности.

По своей форме и сущности Конституция РФ это писаная Конституция демократического, федеративного, правового, социального, светского государства с республиканской формой правления. В то же время это и Конституция общества, поскольку она регулирует и такие общественные отношения, в которых государство не принимает непосредственного участия.

Правовая охрана Конституции это совокупность юридических средств, обеспечивающих соблюдение режима конституционной законности.

Конституция Российской Федерации 1993 года комплексно регулируют основы экономической, социальной, политической системы, духовной жизни общества, а также основы статуса человека и гражданина. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)//Консультант Плюс.

Человек и гражданин. Основы правового статуса личности (индивида) в большинстве конституций, принятых в последние десятилетия, регулируются более или менее аналогично. Это во многом обусловлено тем, что в их тексты, по уйти, инкорпорированы положения таких общепризнанных актов международного права, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. В то же время конституции, проявляя уважение к многогранности личности, признают неисчерпаемость ее прав и свобод.

При подготовке Конституции РФ также особое внимание обращалось на соответствие ее главы о правах человека нормам международных актов.

При этом российская Конституция в ст. 2 объявляет человека высшей ценностью. Тогда как традиционно в конституциях акцент делается на ценности основных прав и свобод, и это, безусловно, важное достижение конституционализма, данные положения также содержатся в Конституции РФ в этой же статье. Но Основной Закон России выходит за известные пределы, а при сопоставлении ст. 2 и ст. 7 раскрывается суть социального характера государства, который может быть определен как комплексный, позволяющий избирать и вести политику «инвестиций в человека».

В то же время не все новые моменты мирового конституционного развития учтены в Основном Законе России. Например, Конституция РФ, в отличие, например, от конституций стран Центральной и Восточной Европы, ограничивается в основном общими декларациями о защите прав и свобод личности, не всегда обеспечивая действенность своих норм. В ней названы многие традиционные гарантии прав человека (о сроке задержания, о запрете пыток, о запрещении цензуры и т.д.), однако некоторые гарантии, известные зарубежным конституциям, в Конституцию РФ либо не вошли вовсе, либо включены в весьма ограниченном виде.

По сравнению с Конституцией России конституции зарубежных стран не содержат существенных отличий в отношении индивидуальных политических прав. В то же время Конституция РФ практически не регулирует коллективные права. Так, в классификации политических прав может быть выделена особая группа национальных прав. Субъектом таких прав выступает не только индивид, но и коллектив (народ, нация, этническая общность, национальность). Например, через индивидуальные национальные права реализуется этническая свобода личности. Посредством коллективных национальных прав обеспечиваются специфические интересы народов (этнических общностей).

Так, право на национально-культурную автономию - это право этноса, коллективное право. Вместе с тем потенциал национально- культурной втономии используется не только в интересах этноса (коллективных интересах), но и в интересах составляющих коллектив личностей, одновременно внося свой вклад в развитие всего этноса.

Из названия главы о статусе личности Основного Закона России «Права и свободы человека и гражданина» по сравнению с советскими конституциями исчезло слово «обязанности». Такое сокращенное название было типично для ранних конституций капиталистических стран. И хотя сегодня обязанности в основном возлагаются на государство, доктрина конституционализма исходит из существования не только прав человека по отношению к обществу и государству, но и его соответствующих обязанностей. В современных условиях уточняется традиционный перечень конституционных обязанностей. Например, налоговые обязанности возлагаются с учетом материального положения лица и его семьи. Принципиально новым положением некоторых конституций является обязанность трудиться.

Коллектив. Во второй половине XX в. в конституционном регулировании появился новый объект - коллективы. Пределы конституционного регулирования существенно изменились применительно к коллективам людей, роль которых все более возрастает. Конституционное право России: учебник / под ред. А. Е. Постникова. - М. : ТК Велби: Проспект, 2013. - С. 144.

В настоящее время лишь в некоторых конституцияхсодержатся частичные положения, относящиеся к регулированию статуса отдельных коллективов (в основном они относятся к партиям, реже - к профсоюзам, трудовым коллективам, например, в Конституции Франции и конституциях некоторых франкоязычных стран Африки подробно говорится о территориальных коллективах). Тем не менее, несмотря на пробельность (а чаще всего - отсутствие) такого регулирования и на то, что оно почти не затронуло внешнюю структуру конституций (в них нет отдельных глав или разделов, посвященных коллективам, есть лишь отдельные статьи, относящиеся к некоторым видам коллективов), включение указанных норм существенноизменило внутреннюю структуру основных законов. Первоначальный объект конституционного регулирования - человек и государственная власть, сначала дополненный некоторыми положениями, относящимися к обществу, а теперь - к коллективам, получил завершенное конституционное оформление системы социальных связей. Это придает новое качество современным конституциям.

Конституция РФ принималась в специфических условиях начала переходного периода 90-х гг. прошлого столетия, когда многие коллективы прекратили свою деятельность, а новые только создавались. Поэтому конституционное регулирование этого вопроса практически отсутствует.

Отсутствие прямых конституционных норм о политических партиях ведет к нестабильности их функционирования, возможности постоянного изменения «правил игры». И это в условиях, когда роль партий в Российской Федерации возрастает и они включились в политическую жизнь не только федерального центра, но и субъектов Федерации и муниципальных образований. Об этом свидетельствуют изменения избирательного законодательства и законодательства об общих принципах организации органов государственной власти субъектов РФ.

Человек - изначальная клеточка общества, а коллективы - первая ступень его организации людей, и хотя государство в современных условиях опосредует почти все стороны общественной (иногда и частной) жизни, все же наиболее общие, отправные положения конституции относятся к обществу, общественному строю. Такие конституционные положения регулируют основы экономической системы, социальных отношений, политической системы, духовной жизни общества. Современные конституции во всех этих четырех направлениях ушли далеко вперед по сравнению с основными законами XVIII - XIX вв. В то же время именно в вопросах общественного строя российская Конституция, пожалуй, отстает от стандарта овременного основного закона, от международного опыта.

Основы экономической системы. В условиях современного общества в связи с решением вопросов экономики на первый план выдвинулась проблема соотношения рынка и государственного регулирования и, как следствие, отражения этих связей в конституции. В действующих основных законах она решается неодинаково, хотя в целом господствует определенная тенденция, которая не была воспринята создателями российской Конституции.

Во время ее подготовки и принятия среди экономической и политической элиты господствовала идея свободы рынка, трактовавшая экономическую роль государства в духе XVII - XVIII вв. В современных условиях, а, следовательно, и в конституциях речь не может идти об абсолютно свободной рыночной экономике. Государство должно корректировать стихию рынка, социальную ориентацию которому задает прежде всего государственная власть. При современном подходе роль рынка отнюдь не отвергается. В 1999 г. даже в социалистическую Конституцию Китая 1982 г. внесены поправки, говорящие о «социалистическом рыночном хозяйстве». Конституционное право России: учебник / под ред. А. Е. Постникова. - М. : ТК Велби: Проспект, 2013. - С. 148.

Хотя регулятивная роль государства в экономике - факт очевидный (регулирование собственности, труда и принципов распределения, например, минимальный размер заработной платы, налоги, государственный бюджет и государственные инвестиции и т.д.), в Конституции РФ, исходившей из идей обособленного от государства гражданского общества, отсутствует принципиальное положение о регулирующей роли государства.

Основы социальных отношений. Одним из ключевых положений современного конституционализма является тезис о социальном государстве. В части 1 ст. 7 Конституции РФ говорится, что политика России как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Эта формулировка имеет целевое содержание, что, видимо, верно. Вряд ли в настоящее времяможно констатировать, что Россия полностью является социальным государством, хотя бесспорно, что его элементы присутствуют: есть установленный государством прожиточный минимум, минимум оплаты труда, государственная социальная помощь бедным, определенная доля государственного, т.е. бесплатного для гражданина, образования и здравоохранения и т.д.

В качестве основных принципов социального государства можно назвать социальную справедливость, социальное равенство, обеспечение социальных гарантий. Но социальное государство не ставит перед собой задачу достижения абсолютной социальной справедливости, оно призвано лишь обеспечить такую социальную компенсацию, которая позволила бы исключить возникновение социальных конфликтов вследствие неравномерного распределения ресурсов, не допуская правовой, социальной и культурной изоляции определенных социальных групп. Первоочередная задача социального государства - не достижение всеобщего равенства, а обеспечение социальных гарантий.

Конституционная формула национального согласия в обществе основана на взаимных интересах государства, бизнеса и остальных граждан. Для граждан - это обеспечение суверенитета государства и контроль за стратегически важными ресурсами страны; для бизнеса - законодательно установленная стратегия экономического развития, конкурентоспособная экономика; для широких слоев населения - это прежде всего достойная жизнь, доступность здравоохранения, образования и других сфер, законодательно установленные, понятные народу механизмы для обеспечения этих интересов.

Основы политической системы. В Конституции РФ 1993 г. в отличие от Конституции СССР 1977 г. отсутствует не только глава, но даже упоминание о политической системе. Конституционное право России: учебник / под ред. А. Е. Постникова. - М. : ТК Велби: Проспект, 2013. - С. 152.

Если же обобщить имеющийся конституционный опыт, взглянуть на намечающиеся тенденции, то современная демократическая конституция содержит следующие положения, характеризующие основы политической системы общества: демократия во всех элементах системы и в системе в целом; власть народа в ее различных формах и проявлениях; политический плюрализм (включая многопартийность и плюрализм политической идеологии); ролевая автономия звеньев системы (т.е. их относительная самостоятельность, а не создание всеобъемлющего механизма под руководством единственной партии с единой идеологией); соревновательность в политическом процессе; самоуправление коллективов и объединений (в том числе местное самоуправление); господство права; демократическое, социальное, светское, правовое государство с разделением ветвей власти, а также с разделением сферы деятельности публичных властей (государственной власти, государственной власти субъекта федерации, публичной власти политических автономных образований, публичной власти местного самоуправления). Часть этих признаков переплетается с признаками современного государства, что естественно: государство, государственная власть - первый возникший и неотъемлемый элемент политической системы. Конституционное право России: учебник / под ред. А. Е. Постникова. - М. : ТК Велби: Проспект, 2013. - С. 163.

Демократические основы российской государственности раскрываются в конституционных институтах прямой (референдум и выборы) и представительной демократии. Принцип правовой государственности закрепляется нормами о верховенстве Конституции и закона. Социальный характер государства находит отражение в нормах об обеспечении условий достойной жизни и свободного развития личности. Принцип светского государства раскрывается в нормах об отделении государства от церкви и недопустимости преимуществ, для каких бы то ни было религий и конфессий.

Развитие современного Российского государства связано с совершенствованием механизма разделения властей. Тезис о разделении властей получил широкое звучание в конституциях. Этот институт в мире уже прошел многоэтапную эволюцию. В России его становление началось не так давно, отчего продолжается поиск оптимального соотношения объема полномочий законодательной и исполнительной власти. Вместе с тем разделение ветвей государственной власти - только часть современной доктрины единства государственной власти.

Проблемы политического и идеологического плюрализма современными конституциями решены, но, как правило, не в общих формулировках, а в частностях проявления такого плюрализма (например, положения о свободе создания политических партий, свободе выражения мнений). Обобщающих формулировок в конституциях, как правило, нет. Одним из исключений является Конституция РФ 1993 г.: в Российской Федерации признаются идеологическое многообразие, политическое многообразие, многопартийность. Отсутствие таких общих положений во многих демократических странах связано с тем, что политический и идеологический плюрализм (многопартийность, правящая партия и политическая оппозиция, разные идеологические концепции) рассматривались как естественное состояние общества и существовали в течение десятилетий, а то и столетий.

Основы духовной жизни общества. Духовная жизнь общества состоит из многих слагаемых. Главное в ней - отношения между людьми, отношения людей и их объединений с государством и обществом, между государством и обществом по поводу культурных и духовных благ.

Среди конституционных основ общественного строя духовной жизни общества уделяется меньше всего внимания. Положений российской Конституции также по этим вопросам немного, поскольку современная демократическая конституция почти не регулирует эту довольно деликатную сферу жизни, в своей основной части она относится к внутреннему миру личности.

В демократическом государстве к числу различных сторон духовной жизни могут быть отнесены идеологический, культурный, творческий плюрализм, свобода образования, научной, художественной, иной творческой деятельности, свобода религии и атеизма. Многие из этих положений неразрывно связаны с правами личности, отдельные - с основами социальной и политической систем.

Государство. По своей структуре и содержанию Конституция РФ 1993 г. является результатом комплексной имплементации конституционных норм развитых демократических государств с президентской формой правления, но с включением элементов парламентаризма. В результате этого по форме правления в соответствии с конституционными положениями Россия является президентско-парламентарной республикой.

Создание смешанных, гибридных форм правления, сочетающих черты президентских и парламентарных республик, возникающих в результате такого смешения, и, следовательно, существенное видоизменение отношений президента, парламента и правительства - общая тенденция современного конституционализма.

В Конституции РФ традиционно излишне большое внимание уделяется организации органов власти. Например, в ст. 99 Конституции указывается, что Государственная Дума собирается на 30-й день после избрания. Но это регламентная норма, а Конституция должна регулировать преимущественно принципы и основы деятельности институтов. С другой стороны, существует дефицит в регулировании организации самой публичной власти. Она принадлежит не только государственным органам, она есть у всякого территориального коллектива, его органов. Любой человек, организация, находящиеся на их территории, подпадают под их публичную власть (ограниченную, в отличие от власти государства). В Конституции РФ явно недостает полноты регулирования проблем федеративного устройства и принципов местного самоуправления. Конституционное (государственное) право России: учебник / М. Б. Смоленский. - М. : Издат. - торг. корпорация «Дашков и К», 2014. - С. 113.

Следует признать, что основы конституционного строя России вобрали в себя ценности мирового конституционализма. Пока эти идеалы в российских условиях выступают не столько отражением действительности, сколько целью, к которой надо стремиться. Но конституциям в принципе присуще наличие программных положений государства.

Конституция РФ, бесспорно, была принята в спешке, в своеобразных условиях сложных национально-территориальных проблем, противоборства политических сил, в ситуации, когда общество отказалось от прошлого, но еще не вступило в будущее. В ней есть неудачные формулировки, конструкции, в том числе по принципиальным вопросам, в связи с чем при всех усилиях Конституционного Суда РФ не всегда удается найти удачное решение.

Ценностное значение Конституции РФ 1993 г. как юридического акта подкрепляется весьма высоким уровнем ее юридической техники, что проявляется во всех ее основополагающих формально-юридических свойствах, имеющих не только доктринальное значение, но и нормативное подтверждение.

Это, во-первых, ценность учредительных свойств Конституции, проявляющаяся во всей полноте ее нормативного содержания, в особенности в главе 1. Ценность этих свойств связана с утверждением и формированием на основе Конституции новой, основанной на демократических принципах, системы российской государственности, создании организационно-правовых, институционных и иных механизмов реализации этой системы на практике. В этом плане Конституция 1993 г. явилась своего рода основополагающим нормативным, политико-правовым средством легитимации статуса многонационального народа как единственного источника власти в Российской Федерации, носителя суверенитета (ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 4).

Во-вторых, ценность верховенства Конституции РФ, что предполагает особое место и значение Конституции как исходного и главенствующего источника всего национального законодательства - федерального и субъектов Российской Федерации, определяет муниципальное правовое регулирование и соответственно служит единым и универсальным сводом основополагающих нормативно-правовых и нравственно-этических ценностей для всего многонационального народа Российской Федерации, для каждого из входящих в его состав этносов на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 4). Важно при этом учитывать, что в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда РФ верховенство Конституции проявляется в органическом единстве с общепризнанным принципом верховенства (господства) права, ценностное и нормативно-доктринальное значение, которого положено в основу всего содержания Конституции РФ. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)//Консультант Плюс.

В-третьих, ценность высшей юридической силы Конституции РФ, что предполагает ее активную системообразующую роль, обеспечение на основе Конституции строгой правовой иерархии, имея в виду, что ни один правовой акт, входящий в состав правовой системы Российской Федерации, не может противоречить Конституции (ч. 1 ст. 15). Более того, аксиологическое значение данного юридического свойства Конституции лежит фактически в основе института конституционно-судебного нормоконтроля: ведь законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ (ч. 1 ст. 15), а те акты или их отдельные положения, которые признаны неконституционными, утрачивают силу без всяких дополнительных условий и процедур (ч. 5 ст. 125).

В-четвертых, ценность прямого действия Конституции означает, в конечном счете, признание юридической самоценности данного акта независимо от степени его конкретизации в текущем законодательстве, так как конституционные нормы являются непосредственным регулятором общественных отношений, они определяют способы правореализационного процесса, включая соблюдение, исполнение, использование и правоприменение (ч. 1 ст. 15). Аксиология данного свойства усиливается и тем, что посредством прямого действия Конституции обеспечивается в конечном счете признание прав и свобод человека и гражданина как непосредственно действующих (ст. 18 Конституции РФ); но таковыми они являются не сами по себе, а именно в связи с нормативной формализацией в установлениях Основного Закона, т.е. как праворегулирующие юридические требования, воплощающие в себе единство естественно-правовых и позитивистских начал.

В-пятых, несомненные аксиологические начала заложены в таком свойстве Конституции, как сочетание юридической стабильности и социокультурного динамизма. Нормативно-правовым эквивалентом этих качеств Конституции являются, прежде всего, ст. 134 - 137 во взаимосвязи, в частности, со ст. 125, а также ст. 76, 80 Конституции РФ. Это предполагает, что нормы Конституции проявляют свое регулирующее воздействие в определенной системе законодательства и в изменяющемся социально-историческом контексте, а следовательно, возможна адекватная их основной сути трансформация смыслового содержания конституционных положений без непосредственного вторжения в сам текст Основного Закона. К этим же характеристикам примыкает особый, усложненный, порядок принятия и изменения Конституции, который обеспечивает формально-юридическую целостность и устойчивость всей системы конституционно-правового регулирования и соответственно выраженных посредством него исходных (базовых) социально-правовых (социокультурных) ценностных императивов общества.

Конституция - источник права

По мнению профессора Нерсесянца, наивысшая юридическая силой в системе нормативных правовых актов принадлежит Конституции. Она может быть принята особенным путем – при помощи референдума, представляемого всенародным голосованием, учредительным либо конституционным собранием, верховным представительным органом, то есть парламентом, в специальном, то есть усложненном, порядке.

Конституция РФ закрепила широчайший круг свобод и прав человека, который соответствует мировым стандартам и положениям международных пактов о правах человека современного периода. К числу этих свобод и прав человека относимы:

  • право любого человека на жизнь;
  • право личного достоинства;
  • право свободы и личной неприкосновенности;
  • право неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны;
  • право защиты своей чести и доброго имени;
  • свободы совести, вероисповедания, мысли и слова;
  • право на частную собственность;
  • право на свободное распоряжение своими способностями к труду;
  • право охраны здоровья и медицинской помощи;
  • право на получение образования;
  • свободы художественного, литературного, технического, научного и иных видов творчества, преподавания;
  • право участия в культурной жизни и использование учреждений культуры и пр.

Замечание 1

Конституция РФ в форме нормативно-правового акта имеет высшую юридическую силу в системе всех нормативных правовых актов государства, совместно с этим - главный правоустанавливающий нормативный акт, определяющий базисы системы источников существующего в государстве позитивного права.

Конституция Российской Федерации - главный источник права России. В Конституции РФ устанавливаются базисы конституционного строя и федеративного устройства государства, определены фундаментальные принципы государственной и общественной жизни, закрепляются свободы и права гражданина и человека, определяется система и правомочия органов государства, регламентируются главные вопросы местного самоуправления, предусматривается порядок по внесению поправок к действующей Конституции и принятия новой Конституции. Все нормативно-правовые акты, то есть законы и подзаконные акты, обязаны иметь соответствие Конституции РФ.

Важнейшую роль в плане выполнения такого требования выполняет Конституционный Суд РФ. В соответствии с частью 6 статьи 125 Конституции РФ, правовые акты либо их отдельные положения, которые признаны неконституционными, теряют силу; не соответствующие Конституции РФ международные договоры РФ не допускается введение в действие и применение.

Функции и свойства Конституции РФ

Конституция РФ исполняет следующие группы функций:

  • учредительная. Закрепляет в правовом контексте образование нового государства Российской Федерации со всеми его элементами - республиканская форма правления, федерализм, высокий статус личности, представляемый правами и свободами, демократический политический режим; устанавливает новую для России систему органов власти государства;
  • организационная. Упорядочивает отношения меж органами власти государства, отношения внутри федерации, переводит противоборство межвластными ветвями в конституционный контекст, задает импульс для обновления всей системы права.
  • идеологическая. Закрепляет в собственных нормах новые отношения общества, способствует перемене идеологии от марксистско-ленинской коммунистической, возносимой КПСС и Конституциями СССР 1977 г. и РСФСР 1978 г., к идеологии эффективных рыночных отношений в экономической сфере, многообразию форм собственности, идеологическому и политическому плюрализму, демократии, признанию общечеловеческих ценностей, свобод и прав человека;
  • информационная. Дает российскому народу и внешнему миру сведения о РФ, ее экономической и политической системе, форма устройства государства и правления, статусе личности и т. п.;
  • стабилизирующая. Укрепляет формирующиеся новые отношения федерализма, собственности, идеологического и политического многообразия, парламентаризма и иных ранее не свойственных стране общественных отношений.

Замечание 2

Конституция представлена основным законом. Она регулирует основы государственного и общественного устройства, свободы и права граждан; полномочия, структуру, порядок образования верховных органов государства, их взаимное действие. Конституция принимается обычно в результате проведения референдума. Конституция представлена главным государственным законом, имеющим учредительный, основополагающий характер, обладающим верховной юридической силой, регулирующим основы взаимоотношений между обществом и человеком, между обществом и государством, а также основы организации самой страны.

Свойствами конституции являются:

  • ее верховенство;
  • ее прямое действие, так как конституция представлена правовым актом, действующим на всей территории и на всех лиц;
  • стабильность - принимается и изменяется в особенном порядке;
  • гарант конституции – президент РФ, имеющий обязанности исполнения, защиты конституции;
  • конституционный контроль от конституционных судов.

Способы принятия конституций:

  • октроированный способ принятия. Такой способ характерен для постфеодального периода, предоставление права осуществления властных полномочий;
  • референдум Согласован с понятием конституции в форме акта реализации учредительной власти, невозможным становится обсуждение, внесение поправок в ее проект;
  • утверждение парламентом. Этот способ является наиболее распространенным, Конституция представлена акт, при помощи которого все органы государственной власти наделены полномочиями, в таком случае нарушена аксиома «никто не может быть судьей в собственном деле», квалифицированная большая часть голосов, иные сложности процедуры принятия;
  • одобрениеконституантой. Это наиболее адекватный способ. Конституанта является представительным органом, хорошо функционирующим, позволяющим детальным образом обсудить проект. Иногда конституция может приниматься органом, создаваемым на базе парламента.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Конституционные основы правосудия, организации правоохранительных органов, как и деятельность по осуществлению правосудия и судопроизводства, наиболее ярко выражены в тех положениях, которые принято называть принципами. Было бы, однако, не совсем точно конституционные основы деятельности в сфере правосудия и судопроизводства сводить лишь к принципам, хотя бы и сформулированным Конституцией Российской Федерации. В Конституции имеется немало и других положений, оказывающих влияние на формирование законодательства о судебной власти, правосудии, судопроизводстве, организации и деятельности других правоохранительных органов. Необходимо иметь в виду, что Конституция, как нормативный источник права высшей юридической силы и прямого действия, является источником права о судебной власти и правоохранительных органов. Следовательно, Конституция содержит правовые нормы, непосредственно регулирующие отношения, возникающие в указанных выше сферах.

Основываясь на приведенных конституционных положениях, можно сделать вывод, что центральное место в блоке задач, стоящих перед правосудием и судопроизводством, занимают обеспечение и защита прав и свобод участвующих в судопроизводстве граждан. Однако надо иметь в виду, что эта задача не может быть противопоставлена другим задачам, например, установлению в процессе судопроизводства по уголовному делу преступления, лиц, его совершивших, а также масштабов уголовной ответственности.

Конституция Российской Федерации, сохраняя прежнее предназначение (в смысле влияния на отраслевое законодательство), непосредственно является источником права. Такой вывод базируется на том, что в ней: а) получили нормативное решение многие вопросы правосудия и судопроизводства; б) сформирована система конституционных принципов правосудия; в) определены основополагающие начала и предпосылки прямого действия ее норм (ст. 15).

Безусловно, положительную роль для становления системы нового законодательства о суде, судебной системе и правосудии играет более четкое и последовательное (чем прежде) решение в действующей Конституции вопросов: а) разграничения компетенции Российской Федерации и ее субъектов в области законодательства (ст. 71-73); б) установления приоритета федеральных конституционных законов и федеральных законов, имеющих прямое действие на территории Российской Федерации; в) признания недопустимым противоречия федеральных законов конституционным законам; г) провозглашения недопустимости противоречия законов субъектов Российской Федерации законам, принятым по вопросам, относящимся к исключительной компетенции Федерации (ст. 76).

В Конституции сформулирован еще ряд существенных для судопроизводства и правосудия положений, вытекающих из презумпции невиновности. В частности, предусмотрено, что: а) обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность (ч. 2 ст. 49); б) неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого (ч. 3 ст. 49); в) при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона (ч. 2 ст. 50).

Иное положение сложилось с действием ч. 1 ст. 51 Конституции РФ, согласно которой «никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом». Вне зависимости от того, что в УПК вопросы свидетельского иммунитета не решены ни на момент принятия Конституции, ни в течение продолжительного времени после этого, приведенное нормативное установление (имеются в виду показания против самого себя и своего супруга) действуют напрямую. Что касается освобождения лица от обязанности свидетельствовать против близких родственников, то Конституция (ч. 1 ст. 51), решив этот вопрос положительно, не дала конкретного перечня круга лиц, относящихся к числу близких родственников. Но он (этот перечень) имеется в действующем законодательстве об уголовном судопроизводстве.

Приведенные конституционные положения означают, что в российскую правовую систему включено три группы международно-правовых норм: а) общепризнанные принципы международного права; б) общепринятые нормы международного права; в) нормы международных договоров. Нет никаких препятствий к тому, чтобы указанные нормы и положения международного права включить в число источников законодательства о судопроизводстве и правосудии. Применение последнего из перечисленных источников, видимо, не встретит трудностей принципиального характера, хотя затруднения технического порядка весьма реальны.

Термин «конституция» с латинского переводится как «учреждение». В самом общем смысле – это система правовых норм, имеющих высшую юридическую силу и регулирующих основы отношений между человеком и обществом, с одной стороны, и государством, - с другой, а также основы организации самого государства.

В 1787 году была принята первая конституция в мире – Конституция США, которая действует до настоящего времени. Первыми европейскими конституциями были Конституция Польши 1791 года и Конституция Франции того же года, принятая в период Великой французской революции.

Самым распространенным является понятие Конституции как закона, обладающего высшей юридической силой. Высшая юридическая сила означает, что, во-первых, нормы конституции всегда имеют главенствующее значение по отношению к другим нормам. Во-вторых, законы и подзаконные акты должны приниматься предусмотренными в конституции органами и по установленной ею процедуре.

Сущность Конституции представляет собой запись соотношения политических сил, существующих на момент ее принятия. Сущность Конституции определяется в ее функциях и признаках.

Функции конституции:

1) юридическая функция проявляется в том, что конституция – это основной закон, главный источник права страны, лежащий в основе всей системы правового регулирования общественных отношений;

2) политическая функция : конституция определяет устройство государства, его отношения с отдельными людьми и их группами, служит правовой основой политической системы;

3) идеологическая функция объясняется как функция наивысшего правового авторитета для граждан и организаций.

Признаки Конституции:

1) преемственность - в англосаксонских государствах это понятие определяется через термин «континуитет» т.е. непрерывность, преемственность государственной власти, тем самым подчеркивается незыблемость государственности.

2) народный суверенитет – в конституциях всегда подчеркивает, что они принимаются народом или от имени народа. Народный суверенитет означает, что никто, в том числе и государственная власть, не вправе отнять у народа верховного права самому решать свою судьбу.

3) прямое действие конституции позволяет заинтересованному субъекту требовать защиты своих прав в судебном порядке, ссылаясь только на конституционную формулировку.

4) стабильность конституции.

5) реальность .

6) легитимность конституции означает, что новая Конституция должна быть принята таким способом который указан в предыдущей конституции.

Форма и структура Конституции. Форма конституции: это способ организации и выражения конституционных норм .

Если конституция есть единый писаный акт, регулирующий все основные вопросы конституционного характера, то ее можно определить как кодифицированную.Если те же вопросы регулируются несколькими писаными актами (без судебных прецедентов и обычаев), то речь идет о некодифицированной конституции. Кодифицированные конституции в зависимости от степени кодификации можно подразделить на развернутые и неразвернутые.



Структура конституции имеет стандартизированный вид. Она включает преамбулу (введение), основную часть (основное содержание), заключительные, переходные положения и дополнительные положения.

В преамбуле обычно излагаются цели конституции, указываются исторические условия ее издания, иногда провозглашаются права и свободы или руководящие начала государственной политики. Положения преамбулы правовыми нормами не являются, носят идеологический характер.

В основную часть входят нормы о правах и свободах, об основах общественного строя, о системе и статусе государственных органов, о порядке изменения конституции. Нормы о статусе органов, как правило, излагаются с учетом принципа разделения властей.

Заключительные положения содержат различные нормы: обычно устанавливается порядок вступления конституции в силу.

Переходные положения определяют сроки вступления в действие отдельных конституционным норм, которые не могут быть реализованы сразу, порядок и сроки замены прежних конституционных институтов новыми.

Дополнительные положения содержат толковательные нормы, отдельные исключения из общих правил, установленных конституцией, регулирование отдельных частных вопросов.

Классификация Конституций .

По времени действия различают постоянные и временные, последние могут приниматься на определенный срок или впредь до наступления определенного события.

По форме выражения – писаные и неписаные. В неписаную конституцию принято включать судебные решения, имеющие характер прецедента, и некоторые правовые обычаи. Например, Великобритания.

По способу изменения – «жесткие» и «гибкие». Жесткие конституции требуют для своего изменения специальной процедуры. Есть несколько вариантов жесткости, которые могут применяться: 1) требование к изменению конституции, конституция должна изменятся квалифицированным числом голосов (2\3, иногда 3\4) членов парламента, в отличие от обычных законов, которые изменяются простым большинством. 2) двойной вотум - означает, что поправки к конституции могут быть приняты только после двух голосований. Гибкие изменяются как текущие законы.

По способу принятия – народные, принятые на референдуме; октроированные (дарованные); учредительные, принятые учредительным собранием.

По политическому режиму – демократические и авторитарные, а среди последних и тоталитарные.

По форме территориального устройства – унитарные и федеративные.

По форме правления – монархические и республиканские.

Конституция Республики Беларусь обладает классической структурой, по форме выражения является писанным актом, по способу изменения - жесткая.

Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения. Конституция обладает высшей юридической силой. Законы, декреты и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.

В случае расхождения закона, декрета или указа с Конституцией действует Конституция.

В случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.

Вопрос об изменении и дополнении Конституции рассматривается палатами Парламента по инициативе:

1) Президента;

2) не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом.

Закон об изменении и дополнении Конституции может быть принят после двух обсуждений и одобрений с промежутком не менее трех месяцев.

Изменения и дополнения не производятся в период чрезвычайного положения, а также в последние шесть месяцев полномочий Палаты представителей.

Изменения и дополнения Конституции могут быть приняты, если за них проголосовало не менее 2/3 от полного состава каждой из палат Парламент.

Изменения и дополнения Конституции могут быть проведены через референдум. Решение об изменении и дополнении Конституции путем референдума считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования.

Разделы «Основы конституционного строя», «Личность, общество, государство», «Президент, Парламент, Правительство, суд», «Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения». Могут быть изменены только путем референдума.


Тема 5 Конституционное развитие Республики Беларусь

Конституционализм прошел в своем развитии те же этапы, что и страна в целом. В соответствии с этими этапами можно выделить:

1) конституционные акты и конституции Советского государства в период перехода от «капитализма к социализму»;

2) конституции Советского государства, закрепившие «победу социализма»;

3) современное развитие конституционализма.

2 Всероссийский съезд рабочих и солдатских депутатов Декретом от 8 ноября 1917 года "Об учреждении Совета народных комиссаров" образовал для управления страной рабочее и крестьянское правительство, установив одновременно, что контроль за деятельностью народных комиссаров и право их смещения принадлежит Всероссийскому съезду рабочих, крестьянских и солдатских депутатов и его ЦИКу. Решениями съезда были созданы практически все звенья государственного руководства страной, которые легли в основу Конституции РСФСР 1918 года. На втором всероссийском съезде были приняты первые декреты: «О земле», «О мире» и другие

Декретом "О земле":

1. отменялась помещичья собственность на землю немедленно и без всякого выкупа;

2. признавались самыми справедливыми путями решения земельного вопроса отмена частной собственности на землю и обращение ее во всенародное состояние;

3. переход всех недр земли, руды, нефти, угля и т.д. в исключительное пользование государства.

В Декрете "О мире" были заложены основы внешнеполитической деятельности Советского государства, базирующиеся на миролюбии, неприменения насилия и самоопределении наций в решении национального вопроса, отмене тайной дипломатии, пролетарском интернационализме и солидарности рабочих всех стран в борьбе за дело мира и освобождения "трудящихся и эксплуатируемых масс населения от всякого рабства и всякой эксплуатации".

Конституционное значение имели и последующие декреты Советского государства. Их можно разделить на четыре группы.

Первая группа – акты, направленные на устранение системы хозяйствования и создание экономической основы Советской власти. В частности, это «Положение о рабочем контроле» от 27 ноября 1917 года, декреты «О национализации банков» от 27 декабря 1917 года, «О социализации земли» от 9 февраля 1918 года и др.

Второй группой декретов была заложена основа национально-государственного строительства: «Декларация прав народов России» от 15 ноября 1917года, декрет «О Финляндской республике» от 31 декабря 1917 года.

Третья группа декретов посвящалась формированию права: «О порядке утверждения и опубликования законов» от 2 ноября 1917 года, «О праве отзыва делегатов» от 4 декабря 1917 года.

Четвертая группа посвящалась организации общественной жизни и правовому положению граждан: «О восьмичасовом рабочем дне» от 1 ноября 1917 года, «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» от 23 ноября 1917 года, «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 2 февраля 1918 года.

Особое значение имела «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа» от 25 января 1918 года, принятая 3 Всероссийским съездом. В документе закреплялись основы общественного и государственного устройства России. Россия объявлялась республикой Советов, по форме государственного устройства – федерация советских национальных республик на основе свободного союза наций. Декларация подтвердила решение СНК о представлении независимости Финляндии и самоопределении Армении. Объявлялась: 1) отмена частной собственности на землю, 2) земельный фонд – общенародное достояние, 3)полный переход фабрик, заводов, ж/д дорог и транспорта, всех банков в собственность государства.

Конституция 1918. 1 апреля 1918 года на заседании ВЦИК была создана конституционная комиссия. В ее состав вошли представители от партийных фракций (большевиков, эсеров) и ряда народных комиссариатов (по делам национальностей, военным делам, внутренним делам, юстиции, финансов, ВСНХ). Председателем комиссии стал Я.М.Свердлов. 10 июля 1918 года на 5 съезде Советов была принята первая Советская Конституция. Основные принципы Конституции были сформулированы в 6 разделах:

2. Общие положения Конституции РСФСР;

3. Организация советской власти в центре и на местах;

4. Активное и пассивное избирательное право;

5. Бюджетное право;

6. О гербе и флаге РСФСР.

В Декларации определялись: 1) социальная основа новой государственности – диктатура пролетариата; 2) политическая основа – система Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, экономические основы – национализация лесов, земли, недр, транспорта, банков, части промышленности.

Срок действия определялся как «переход от капитализма к социализму». Государственное устройство носило федеративный характер. Высшим органом власти провозглашался Всероссийский съезд советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов. Съезд избирал ответственный перед ним Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК). ВЦИК формировал Правительство – СНК - Совет народных комиссаров. ВЦИК – это высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган. Он давал «общее направление деятельности» правительства и всех органов власти, издавал собственные декреты и распоряжения и рассматривал законодательные предложения правительства. Всего образовывалось 18 народных комиссаров. Органами власти на местах являлись областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов, формировавшие свои исполнительные комитеты. В городах и селениях создавались городские и сельские Советы.

2 февраля 1919 года Временный революционный рабоче-крестьянский съезд принял первую Конституцию ССРБ. Она включала 32 статьи и состояла из Декларации прав трудящихся и эксплуатируемого народа Беларуси и трех разделов:

1. общие положения Конституции,

2. конструкция Советской власти,

3. о гербе и флаге.

Верховная власть принадлежала Всебелорусскому съезду, а в период между съездами - Центральному Исполнительному комитету. СНК не образовывался.

11 апреля 1927 года 8 Всебелорусский съезд Советов принял Конституцию БССР. Она состояла из 13 разделов и 76 статей. БССР объявлялась социалистическим государством диктатуры пролетариата. Конституция предусматривала двойное гражданство (СССР, БССР), равноправие белорусской, еврейской, русской и польских языков. При перевесе белорусской. Главы 2-10 регулировали деятельность Всебелорусского съезда Советов, ЦИК, СНК, окружных и районных съездов Советов, исполкомов. Гл.11 определяла избирательное право трудящихся граждан с 18 лет. Статья 7 запрещала принимать участие в выборах предпринимателям, частным торговцам, посредникам и служащим полиции, царским чиновникам, осужденным и духовенству. Гл.13 посвящалась гербу, флагу и столице.

В соответствии с Конституцией СССР от 5 декабря 1936 года в БССР была принята Конституция от 19 декабря 1937 года. Она состояла из 122 статей, 11 разделов. В третьей Конституции впервые БССР обозначалось как социалистическое государство рабочих и крестьян, а не государство диктатуры пролетариата как было ранее. Впервые введены категории политическая основа БССР и экономическая основа БССР. Первую составляли Советы депутатов трудящихся, а вторую – социалистическая система хозяйствования и социалистическая собственность на производство. Закреплялся факт победы социализма.

Разделы 2-5 посвящались государственному строю, высшим и местным органам власти и управления, регулированию отношений БССР с СССР. Высшим органом власти стал Верховный Совет БССР. Равноправие белорусского и русского языков. Особенность Основного Закона 1937 года состояла в том, что работа Верховного Совета концентрировалась не на его сессиях, а предоставлялась Президиуму. На территории БССР действовало 43 министерства и ведомства. В Конституции появился новый раздел, посвященный бюджету, прокуратуре и суду. В выборах могли принимать участие лица, достигшие 18 лет, а быть избранными могли лица, достигшие 21 года. Выборы объявлялись равными, прямыми, всеобщими, тайными. Определялись обязанности граждан: исполнять законы, дисциплину труда, беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность, нести воинскую повинность. Лица, которые посягали на социалистическую собственность, объявлялись врагами народа.

Конституция 14 апреля 1978 года. Конституция состояла из 19 глав и 10 разделов. В первом разделе «Основы общественного строя и политики БССР» подчеркивалось, что экономической основой государства является социалистическая общенародная собственность, политической – Советы. В Конституции закреплялась «руководящая и направляющая» роль коммунистической партии. Второй раздел «Государство и личность» был посвящен правам и обязанностям граждан. Подчеркивалась неразрывная связь прав и обязанностей. Провозглашались право граждан на жилище, на охрану здоровья, на пользование достижениями культуры, на участие в управлении государственными и общественными делами, на объединение в общественные организации. Третий раздел был посвящен положению БССР в составе СССР. Закреплялось право выхода из состава Союза, а также право законодательно инициативы в высших органах власти Союза. Четвертый раздел закреплял систему и принципы деятельности Советов народных депутатов, правовой статус народного депутата. Возраст пассивного избирательного права был снижен до 18 лет, за исключением депутатов в Верховный Совет - 21 год. Пятый раздел – Верховный Совет, Президиум Верховного Совета и Совет Министров. Шестой раздел – деятельность местных органов: советов и исполкомов. Седьмой рассматривал вопросы государственного плана, экономики и социального развития, государственного бюджета. Восьмой – правоохранительным органам: суду, арбитражу и прокуратуре. Девятый – герб, флаг, гимн и столица. Десятый – действие Конституции и порядок ее изменения.

В целом Конституция БССР соответствовала Конституции СССР от 7.11.1977 года. Однако положения Конституции СССР о внешней политике, сущности и основных принципах не воспроизводятся в республиканской конституции (у республик нет какой-либо обособленной внешней политики, они участвуют в осуществлении внешне политики Союза ССР). Конституция БССР включает раздел седьмой, а союзная конституция не имеет такого раздела. Установлен твердый численный состав Верховного Совета.

Развитие конституционализма в период с 1990-2004гг.

Развитие конституционализма в данный период можно разбить на следующие этапы:

Принятие Декларации о государственном суверенитете и Закона о принципах народовластия;

Конституция 1994 года;

Изменения и дополнения в Конституцию принятые на республиканском референдуме от 24 ноября 1996 года.

Первый этап. Декларация о государственном суверенитете Республики Беларусь была принята 27 июля 1990 года и состояла из преамбулы и 12 статей. Республика Беларусь признавалась суверенным государством, утвердившимся на основе осуществления белорусской нацией ее неотъемлемого права на самоопределение, государственности белорусского языка, верховенства народа в определении своей судьбы. Государственный суверенитет утверждался во имя высшей цели – свободного развития и благополучия, достойной жизни каждого гражданина республики на основе обеспечения прав личности в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и ее международными обязательствами. Впервые закрепляется положение о том, что неотъемлемые права республики реализуются в соответствии с общепризнанными нормами международного права. В ст.7 говорилось, что на территории республики устанавливается верховенство Конституции и законов. Разграничение законодательной, исполнительной и судебной власти является важнейшим принципом существования республики как правового государства.

Республика Беларусь ставила своей целью сделать территорию безъядерной зоной, а республику – нейтральным государством. Особое значение имела статья 11, где закреплялось право Республики Беларусь самостоятельно осуществлять права на добровольные союзы с другими государствами и свободный выход из этих союзов. Единственным представительным органом имеющим право выступать от имени народа республики признавался Верховный Совет Республики Беларусь.

27 февраля 1991 года был принят Закон о принципах народовластия. Основными принципами признавались:

1) единственным источником государственной власти является народ,;

2) обеспечение прав и свобод граждан;

3) верховенство законов;

4) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;

5) равный доступ к государственной службе;

6) невмешательство государства в деятельность общественных организаций, равно как и вмешательство общественных организаций в деятельность государства не допускается;

7) признание политического плюрализма.

Два данных акта легли в основу Конституции Республики Беларусь 1994 года.

Второй этап . Конституция Республики Беларусь была принята квалифицированным большинством депутатов Верховного Совета 15 марта 1994 года и вступила в силу 30 марта 1994 года (со дня опубликования). Состояла из 8 разделов и 149 статей.

Республика Беларусь признавалась унитарным демократически социальным правовым государством. Закреплялись принципы правового государства. Государственным языком являлся только белорусский язык. Во втором разделе закреплялись права, свободы, гарантии и обязанности граждан Республики Беларусь. Выборы являлись всеобщими, равными, свободными, прямыми при тайном голосовании. Закреплялся принцип разделения властей на законодательную в лице Верховного Совета Республики Беларусь, исполнительную в лице Президента и Правительства и впервые на конституционном уровне закреплялось понятие «судебная власть». Впервые на законодательном уровне закреплялся институт президентства. Судебная власть принадлежала судам. Впервые получил законодательное закрепление институт судебного конституционного контроля, который принадлежал Конституционному Суду Республики Беларусь. По Конституции Республики Беларусь от 15 марта 1994 года Конституционный Суд Республики Беларусь относился к органам конституционного контроля и надзора. Вопрос об изменении и дополнении Конституции рассматривался Верховным Советом Республики Беларусь по инициативе не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом, не менее 40 депутатов Верховного Совета, Президента и Конституционного Суда.

Раздел 4 именовался как «законодательная, исполнительная и судебная власть». В иерархии высших государственных органов первое место занимал Верховный Совет Республики Беларусь. Он признавался высшим представительным постоянно действующим и единственным законодательным органом государственной власти. Состоял из 260 депутатов. Срок полномочий – 5 лет. Для организации его работы создавался Президиум Верховного Совета Республики Беларусь. Правом законодательной инициативы обладали: депутаты Верховного Совета Республики Беларусь, постоянные комиссии Верховного Совета, Президент, Высший Хозяйственный Суд, Генеральный прокурор, Контрольная палата, Национальный банк и граждане, обладающие избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч.

Президент Республики Беларусь являлся главой государства и главой исполнительной власти. Им мог быть гражданин Республики Беларусь не моложе 35 лет и проживающий в Республике Беларусь не менее 10 лет. Срок полномочий – 5 лет. Кандидаты выдвигались не менее чем 70 депутатами Верховного Совета, а также гражданами – при наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей. Президент мог издавать указы и распоряжения. Для реализации полномочий исполнительной власти в области экономики, внешней политики, обороны, национальной безопасности, охраны общественного порядка и других сферах государственного управления при Президенте создавался Кабинет Министров Республики Беларусь.

Судебная система строилась на основе следующих принципов:

1. независимости и подчинения только закону;

2. коллегиальности и единоначалии;

3. открытости судебных разбирательств;

4. состязательности и равенства сторон в процессе

5. несменяемости.

Конституционный Суд Республики Беларусь избирался Верховным Советом Республики Беларусь в составе 11 судей, срок полномочий 11 лет, а предельный возраст членов– 60 лет. Конституционный Суд по предложению Президента, Председателя Верховного Совета, постоянных комиссий, не менее 70 депутатов, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда и Генерального прокурора давал заключения о соответствии законов, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированными Республикой Беларусь; о соответствии правовых актов международных образований, в которые входит Республика Беларусь указов Президента, постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь, а также актов Верховного суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора, имеющих нормативный характер, Конституции, законам и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь. Конституционный Суд мог поставить вопрос о конституционности того или иного нормативного акта по собственной инициативе. Еще одним контрольным органом являлась Контрольная палата, образуемая Верховным Советом. Она действовала под его руководством и была подотчетна ему.

Анализ Конституции позволяет сделать вывод, что по форме правления Республика Беларусь была парламентским государством.

Третий этап. 24 ноября 1996 года по результатам республиканского референдума были внесены изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь от 15 марта 1994 года. Изменения касались в основном устройства государственной власти. По форме правления Республику Беларусь можно признать как смешанная республика. В настоящее время Конституция состоит из 9 разделов и 146 статей.

Первые разделы не претерпели существенных изменений. В настоящее время государственными языками признаются белорусский и русский.

Право назначения республиканских референдумов принадлежит Президенту Республики Беларусь. Инициирование референдума принадлежит Президенту, Палате представителей и Совету Республики, граждан в количестве 450 тысяч, в том числе не менее 30 тысяч от каждой области и города Минска.

В иерархии высших государственных органов первое место принадлежит Президенту, который является теперь главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод граждан. Им может быть гражданин Республики Беларусь по рождению и проживающий не менее 10 лет в Республике Беларусь перед выборами. Возрастной ценз и срок полномочий не изменился. Полномочия расширились. Президент может издавать декреты, указы и распоряжения. Впервые введено понятие делегированного законодательства.

Парламент называется – Национальным Собранием и состоит из двух палат: Палаты представителей и Совета Республики. Парламент работает сессионно. Постоянно действующими органами палат являются соответственно Совет и Президиум. Уменьшился количественный состав парламента. Палата представителей включает 110 депутатов, избираемых путем всеобщих, равных, прямых выборов путем тайного голосования, пассивное избирательное право – 21 год. Совет Республики избирается путем косвенных выборов и состоит из 64 членов, из которых восемь назначаются Президентом. Устанавливается возрастной ценз – 30 лет и ценз оседлости – 5 лет. С введением двухпалатной структуры полномочия распределяются между палатами. Право законодательной инициативы принадлежит: Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству и гражданам в количестве не менее 50 тысяч человек.

Правительство – Совет Министров является центральным органом государственного управления, осуществляющим исполнительную власть в республике. Подотчетно Президенту и несет ответственность перед Парламентом. Судебная система строится на принципах территориальности и специализации. Конституционный Суд отнесен к органам судебной власти. Состоит из 12 судей, шесть назначаются Президентом, шесть избираются Советом Республики. Срок полномочий не изменился, а предельный возраст увеличился до 70 лет. Конституционный Суд утратил право по собственной инициативе рассматривать конституционность актов. Инициаторами проверки конституционности актов теперь являются: Президент, Парламент, Верховный Суд, Высший Хозяйственный Суд и Совет Министров. Контроль только последующий. Раздел 5 «Местное управление и самоуправление» был дополнен статьей в которой предусматривается, что руководители местных исполнительных и распорядительных органов назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом.

Контрольная палата была переименована в Комитет государственного контроля, образуемый Президентом.

Вопрос об изменении и дополнении может рассматриваться только по инициативе Президента и граждан в количестве 150 тысяч. Конституция была дополнена 9 разделом. Ранее данный вопрос решался путем принятия Закона о порядке вступления в силу конституции.

Четвертый этап. В Конституцию Республики Беларусь по результатам республиканского референдума от 17 октября 2004 года были внесены изменения, а именно, статья 81 изложена в следующей редакции: «Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании».