В чем отличия международных и национальных водительских прав? Водительское удостоверение международного образца.

Водительские права международного образца – это один из вариантов водительского документа. Все чаще граждане жалуются на тот факт, что водительское удостоверение нового типа, то самое розового цвета, не принимают органы полиции многих стран. Причина банальная – отсутствие некоторых дублирующих данных на латинице. Именно поэтому, отправляясь в зарубежную поездку на автомобиле, лучше всего оформить документ международного образца.

Международное водительское удостоверение (МВУ)

О том, нужно ли оформлять данный документ, ведутся споры довольно давно. Причем, важно понимать, что споры эти возникли не на ровном месте. Международное водительское удостоверение должно быть выдано водителю по запросу и при обязательном наличии у него водительских прав. Для этого требуется лишь принести в ГИБДД определенный законом пакет документов. Пересдавать экзамены не нужно.

Причина, по которой национальное водительское удостоверение перестало быть действительным за пределами России, непростая – в 2006 году был подписан ряд изменений в Венской конвенции. Согласно этому документу форма международного водительского удостоверения стала общепринятой для стран участниц. Теперь международные права должны быть оформлены по единому формату . Подписав документ, некоторые страны не обеспечили достаточный уровень правовой поддержки. Требование дублировать некоторые строки латиницей не оправдано, но можно трясти перед носом сотрудника текстом конвенции, а своего добиться вряд ли удастся.

Внешний вид

МВУ в России внешне представляют собой книжицу с фактическим переводом национального удостоверения на некоторые мировые языки. Этот документ работает только вместе с существующими правами. Если в наличии у водителя, отправляющегося за границу, лишь права старого образца, то обязательно нужно заказать МВУ или, если это страна из списка государств участниц венской конвенции, обменять удостоверение на новое . Без этого проблемы возникнут абсолютно точно.

Права международного образца имеют специальные отличительные знаки на внешней стороне. Обязательны к машинописному заполнению следующие графы:

  • Номер удостоверения.
  • Данные водителя, включая место и дату рождения.
  • Категория прав.
  • Где и когда выданы, а также срок действия удостоверения.

Больше всего вопрос получения МВУ волнует тех водителей, которые уже успели получить права нового образца. Дальше обсудим и этот вопрос.

Срок действия

Срок действия международного удостоверения отличается от срока действия национальных прав. Это вызывает множество споров и непонимание в обществе. На сегодняшний день срок равняется трем годам с пометкой, что он не может превышать срок действия национального удостоверения водителя. По сути, МВУ является приложением к российским правам, но сроки их действия разнятся.

Существует некий способ заработка частных компаний. Они дают объявление о выдаче МВУ на большой срок. На эту уловку попадались многие водители, даже те, у которых большой стаж вождения и опыт в оформлении документов. Выдачей МВУ занимается только ГИБДД , а частная компания может выдать бессрочную бумагу – перевод для национального водительского удостоверения. Юридической силы такая бумага иметь не будет.

Отличие от национальных прав

Национальные права в России – это тот самый документ международного образца, который выдается гражданам, прошедшим экзамены по вождению. Новые национальные права – это розовая карточка, умещающаяся на ладони, со всеми необходимыми отметками. Удостоверение оформляется в соответствии с правилами Венской конвенции о дорожном движении . Как утверждают в органах внутренних дел, национальные права полностью соответствуют международным требованиям и должны быть приняты в странах, которые этот документ ратифицировали.

Международное водительское удостоверение – это лишь приложение к национальным правам, которое водитель получает по собственному желанию и за дополнительную плату. МВУ необходимо при езде в странах, не подписавших Венскую конвенцию о дорожном движении , а также в тех, где документ ратифицировали, но не приняли внутри страны. И таких государств немало.

Как получить МВУ?

Получение МВУ – дело довольно простое. Для этого не потребуется обилие справок, как при получении национального удостоверения, и не нужно сдавать на права еще раз. В зависимости от места оформления на это может понадобиться пара часов или даже не более часа.

Куда обращаться?

Обращаться за правами международного образца нужно только в органы внутренних дел, в данном случае – в ГИБДД . Только они имеют право выдавать водительские удостоверения. Обращение в иные организации не допускается. При отсутствии свободного времени заполнить заявление можно на портале государственных услуг , но для предоставления пакета документов все равно придется приехать лично.

Не нужно идти в ГИБДД по месту прописки для оформления МВУ. Для этого можно обратиться в любой отдел.

Необходимые документы

Процесс представляет собой предоставление ряда документов, доказывающих, что гражданин получает МВУ на основе имеющегося у него водительского удостоверения. Нужно предоставить:

  1. Паспорт гражданина РФ.
  2. 1 Фото 35 х 45 мм на матовой бумаге. Если изготовление будет автоматизированным (об этом нужно узнать непосредственно в ГИБДД), то фото может и не понадобиться.
  3. Национальные права.
  4. на получение документа.
  5. Квитанцию об уплате пошлины.
  6. Медицинскую справку для ГИБДД.

Также можно захватить с собой заграничный паспорт , чтобы сотрудник ГИБДД правильно списал фамилию на латинице. Дело в том, что даже ошибка в 1 букву может стать принципиальной.

Стоимость получения

Стоимость изготовления прав международного образца – 1600 рублей. Эта сумма должна быть уплачена в качестве пошлины, а квитанция приложена к перечню необходимых документов.

Срок оформления крайне мал и может составить от нескольких минут до нескольких часов. Зависит это от загруженности сотрудников на момент подачи заявления.

Страны, в которых требуются международные права

В итоге получается такая картина: существуют страны, где без МВУ никак нельзя, и страны, где его требовать не должны. Формально они делятся на следующие две категории:

  • присоединившиеся к Венской конвенции 1968 года;
  • подписавшие только Женевскую конвенцию 1949 года.

Те страны, которые подписали конвенцию в Вене, но не ратифицировали ее, также относятся ко второй категории. Список этих государств всегда висит на стенде в ГИБДД. Перечислим страны, которые не подписывали или не ратифицировали Венскую конвенцию 1968 года. В списке будут не все, а только те, которые чаще всего посещают россияне:


В государствах, которые присоединились к Венской конвенции, водить автомобиль можно при наличии национального удостоверения водителя. Однако жалобы поступали на штрафы , выписанные за несоответствие российских документов в ряде этих стран. В «черный список» российских туристов попали Италия, Таиланд и Греция. Самые большие жалобы поступают на полицейских в Италии и на компании, которые выдают автомобили напрокат. Почти в половине случаев возникают трудности, связанные с арендой авто.

Можно ли ездить с МВУ по России?

Для езды по российским дорогам нужно иметь в кармане лишь водительское удостоверение. МВУ не нужно для этих целей. Некоторые водители полагают, что можно водить автомобиль, имея при себе лишь права международного образца. МВУ – это не столько водительское удостоверение, сколько приложение к нему для езды на дорогах тех стран, где есть соответствующие требования. Именно поэтому нельзя водить автомобиль в России без национальных прав установленного образца. Это может быть документ как старого, так и нового типа.

Оформлять ли водительское удостоверение международного образца, отправляясь в ту или иную страну на автомобиле, должен решать сам водитель на основании списков стран, предоставляемых ГИБДД.

Многие слышали о международных водительских правах, которые требуются для вождения автомобиля за рубежом. Правда, обычные водительские удостоверения, выдаваемые ГИБДД, тоже действительны за границей. Тем не менее это два разных документа, различающихся внешним видом и сферой применения. Привычные для большинства водителей права обычно называют национальными, международные же права получают отдельно, если в них есть необходимость. Разберемся, чем отличаются международные водительские права от обычных прав.

Конвенции о дорожном движении

Отличия в правах, которые иностранный водитель должен предъявить при управлении автомобилем в разных странах, определяется соответствующими международными договорами, действующими в данных государствах.

Все государства мира в этом отношении можно разделить 3 группы:

  • те, которые подписали и ратифицировали Венскую конвенцию;
  • участники Женевской конвенции;
  • не участвующие ни в каких подобных договорах.

Страны последней группы не признают никаких документов, выданных за своими пределами, поэтому для управления автомобилем на их территории необходимо сдать местный экзамен и получить соответствующие бумаги. Подробнее об этих странах говорить не будем, а перейдем к государствам, в той или иной мере признающим документы водителя, выданные за границей.

Само отличие национального водительского удостоверения от международного (МВУ) определяется различиями в концепциях, на которых основаны действующие конвенции о дорожном движении. Общей целью обеих договоренностей было достижение возможности пользоваться свидетельствами одной страны в другой. Однако пути, по которым пошли создатели конвенций, не совпали.

Первая конвенция была заключена в 1949 году в Женеве. Именно она и создала водительский документ, который в наше время называется международным. Женевская договоренность пошла по пути перевода национальных прав на основные языки, используемые на планете.

Де-факто соответствующее ей МВУ является переводом национальных документов на восемь языков: английский, французский, испанский, русский, арабский, китайский, немецкий и японский. Подробно на подборе языков останавливаться не будем, отметим только, что португальский язык в списке отсутствует, а ведь на нем, кроме маленькой Португалии, разговаривает огромная Бразилия.

Важно то, что международные водительские права сами по себе не дают разрешение на управление транспортом. Они являются своеобразным приложением к национальному удостоверению и без него недействительны.

Управлять машиной только на основании этого документа запрещено даже в стране его выдачи.

Создатели Венской конвенции 1968 года пошли по иному пути. Они поставили задачу сделать понятным для всего мира именно национальные права водителя, то есть привести соответствующие бумаги всех государств к единому виду.

Страны СНГ – участницы обеих конвенций, и в этом плане национальное удостоверение водителя тоже является межгосударственным, хотя и не имеет такого названия.

Собираясь за рубеж, обязательно нужно выяснить, придерживается ли страна, где предстоит управлять машиной, норм одной из конвенций, а если да, то какой именно. От этого зависит набор необходимых свидетельств. Но прежде нужно разобраться во всех нюансах того, чем отличается национальное водительское удостоверение от МВУ.

Особенности каждого типа документа

После принятия конвенций в них неоднократно вносились дополнения, а, значит, изменялся и внешний вид удостоверения водителя. Но следует отметить, что ранее выданный документ, отличающийся от современных прав, признается в государствах, подписавших конвенцию в Вене, до истечения его срока действия.

Как выглядят ВУ в странах СНГ

Современные права водителя РФ и других стран СНГ соответствуют последним требованиям Венской конвенции и представляют собой пластиковую карточку с фотографией, личными данными и всеми разрешенными категориями на лицевой стороне.

На задней части перечислены все возможные категории и сделаны отметки в тех, которые разрешены. Кроме того, там указаны примечания и ограничения. Оригинальный текст дублируется только на английский язык.

Для того чтобы граждане других государств не путались, параграфы пронумерованы. Интересная особенность – всего параграфов четырнадцать, но тринадцатый отсутствует. Теперь рассмотрим, чем отличается международное водительское удостоверение от обычного документа по внешнему виду.

Международное удостоверение

В отличие от национальных прав международные представляют собой бумажную книжку формата А6. Обложка серого цвета, листы белые. Они соединены между собой – прошиты нитью по всей высоте бумаги.

Отличается и размер необходимых фотографий: на документах, соответствующих Женевской конвенции, – 3,5х4,5 см, в то время как на привычных правах – 3х4 см.

Другие отличия

Естественно, удостоверения отличаются не только по внешнему виду. Существенно разнятся и другие важные параметры, такие, как срок действия, порядок получения, а также особенности применения. Рассмотрим, чем отличаются водительские права международного образца от национальных удостоверений по этим критериям.

Сколько действуют

Национальное удостоверение выдается на 10 лет и действует по дату окончания его срока включительно. МВУ, соответствующие Женевской договоренности, выдаются на максимальный срок в 3 года, но этот срок не может превышать срока действия национальных прав.

Порядок получения

Привычные водительские документы при первоначальном получении выдают после обучения и сдачи установленных экзаменов. Вопросы замены документов с истекающим сроком действия и восстановления утерянных либо иным способом утраченных удостоверений решаются в порядке, установленном законодательством России и других стран СНГ.

Международные права выдаются только на основании имеющихся и действующих национальных водительских прав. Сдачи экзаменов их получение не требует.

Когда перед автовладельцами встает вопрос о переоформлении старых прав в органах ГИБДД, они подают заявление на получение водительских прав, оформленных по новому образцу.

Если задаться вопросом, чем отличаются права нового образца от документа старого типа, то у новых прав будет ряд ощутимых преимуществ. К ним относятся и более прочный пластик, из которого они изготавливаются и современные защитные технологии, затрудняющие подделку.

Внешний вид водительских прав нового образца

Акты Министерства внутренних дел претерпели ряд изменений – Приказ №6 МВД России от 9 января 2014 года внес некоторые дополнения. Соответствующие поправки уже в апреле 2014 года вступили в законную силу, поэтому некоторые изменения претерпел ФЗ № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года. Перечисленные документы определенным образом повлияли на то, какой внешний вид сегодня имеют новые водительские права – они выглядят не ярко, их цвет стал сине-розовым. Если смотреть на лицевую часть водительского удостоверения, то слева размещена фотография водителя, которому принадлежит документ. Права часть несет важную информацию о водителе и о том, каким образом было получено водительское удостоверение.

Какую информацию содержат права нового образца

Давайте узнаем важные данные, которые обязательно присутствуют на правах нового образца:

  1. Сведения о водителе – ФИО. Указывается как на русском, так и на английском языке;
  2. Дата и место рождения;
  3. Когда были выданы права;
  4. Срок окончания действия документа;
  5. Перечень категорий и подкатегорий ТС, к управлению которых допущен владелец прав;
  6. Наименование органа, который выдал документ;
  7. Серия удостоверения, состоящая из 4 цифр и номер из 6 цифр;
  8. Дополнительные сведения о водителе. Например, группа крови, водительский стаж, медицинские показания и ограничения к управлению транспортом.

Сетка категорий транспортных средств на новых правах

В правах нового образца присутствуют существенные отличия от водительского удостоверения старого типа: в водительское удостоверение была добавлена дополнительная табличка, которая расшифровывает подкатегории и категории ТС, к управлению которых допущен владелец документа. Соответствующее графическое изображение, определенное наименование, обозначение с помощью букв и цифр имеет каждый подкаст ТС. Если перевернуть пластиковые права, то на задней стороне расположена сетка, состоящая из семнадцати строк и четырех столбцов. Ряд штрих-кодов автоматического учета расположен слева от таблички.

Столбцы таблички предназначены для занесения важной информации о водителе:

  • Дата, когда были получены новые права;
  • Срок окончания действия документа для указанной категории ТС;
  • Ограничения по управлению. Здесь также могут быть рекомендации медиков. Например, если водитель имеет проблемы со зрением, то может стоять отметка: «Рекомендовано вождение в линзах или очках».

Строки сетки содержат информацию о перечне категорий и подкатегорий, к вождению которых допущен обладатель прав. Рядом с ними стоят графические обозначения.

Помимо ранее принятых подкатегорий, присутствовавших в правах старого образца, появились новые обозначения. Теперь, помимо информации о том, что водитель может управлять мотоциклом, легковой машиной, грузовым транспортом, могут стоять отметки о допуске к управлению трамваем, троллейбусом, трициклами, квадроциклами, легкими мотоциклами, машинами, оснащенными прицепами.

Теперь в сетке новых прав можно заметить буквенное обозначение «М». Начиная с 2014 года, данный знак подтверждает , хотя раньше для данной категории ТС не требовались права. Еще появилась отметка «АТ», которая расположена на обратной стороне пластиковых прав. Ее значение таково – водителю предоставлено право управления ТС, оснащенным ручным управлением или автоматической коробкой передач. Как правило, подобные изображения ставят на правах людей, получивших инвалидность. То есть граждан с ограниченными физическими возможностями.

Новые технологии защиты в удостоверении нового типа

С целью предотвращения подделки водительского документа, новые пластиковые права были оснащены многоуровневой защитой. Для защиты прав работают следующие охранные технологии:

1. На обратной стороне «пластика» с левой стороны расположены штрих-коды, содержащие закодированную информацию о владельце прав. Если на дороге вас остановили и попросили предъявить права, то данные с них имеет право считывать уполномоченный инспектор.

Зафиксированную на карте информацию он считывает специальным устройством – портативным сканером. Он позволит моментально определить, получили ли вы права законным путем, или в руках подделка.

Помимо этого, инспектору будет видна информация, которые вовремя не были уплачены;

2. Директный микротекст: содержит название документа;

3. Орловский эффект: с его помощью можно определить плавность цветовых переходов. Если права настоящие, то линии не будут смещаться или накладываться друг на друга, а переходы цвета можно наблюдать без графических разрывов;

4. Контурный микротекст: в нем содержится информация о наименовании государственного органа, который занимался оформлением и выдачей водительских прав, позволяющих водить ТС соответствующей категории;

5. Гильоширная нераппортная сетка;

6. Использование люминесцентной краски, с помощью которой на правах обозначаются серия документа и его номер. Если направить на права прибор с ультрафиолетовым излучением, то эти обозначения приобретают оранжевый цвет, подтверждающий подлинность документа. Номер располагается внизу на обратной стороне прав;

7. Цветопеременный эффект: когда при рассмотрении прав человек меняет угол обозрения, окраска тоже будет меняться. На лицевой части пластика над фотокарточкой водителя данный эффект легко заметить.

Оформление водительского удостоверения нового образца в ГИБДД

Обладатели прав старого образца могут не беспокоиться о замене документов на новые до тех пор, пока не закончится срок их действия. В некоторых случаях водитель имеет право подать заявление на выдачу новых прав:

  • Окончание срока действия
  • Кража документов

На общих основаниях водитель обращается в органы ГИБДД по месту регистрации для получения новых прав и ждет своей очереди. Чтобы запустить процедуру оформления документов нового образца, гражданин подает заявление и предоставляет необходимый пакет документов, перечень которых регламентирован законом.

Размер госпошлины за права нового образца

Статья 333.33 Налогового Кодекса России гласит, что водители, получающие новые права, должны государственную пошлину за получение или замену прав в размере 2000 рублей.

Чтобы гражданину выдали права в подразделении ГИБДД ему следует предъявить квитанцию об уплате госпошлины. Чек является частью документов для выдачи прав и в нем должна содержаться важная информация, к которой предъявляется ряд требований (ФИО плательщика, наименование органа, куда идет оплата, реквизиты и прочее).

Основные отличия водительского удостоверения нового образца от старых прав

Новые законодательные акты повлекли изменения во внешнем виде водительского удостоверения нового образца, и основными из них можно назвать:

  • Права изготавливаются из более прочного пластика, имеющего неяркий розово-синий цвет. Права старого образца выпускались на бумаге желтого цвета, и водители их ламинировали для сохранности;
  • На обратной стороне документа теперь вносится отметка «АТ». Она говорит о том, что водитель имеет право садиться за руль ТС с автоматической трансмиссией;
  • В новых правах добавлены дополнительные категории и подкатегории, которыми имеет право управлять водитель. Это мопеды, скутеры, троллейбусы/трамваи, квадрициклы;
  • Новые права оснащены мощной защитной системой, которая предотвращает подделку;
  • При получении водительских прав нового образца водитель обязан уплатить государственную пошлину в размере 800 рублей.
  • На новых правах теперь имеется штрих-код, с помощью которого уполномоченные инспекторы ГИБДД считывают всю информацию о водителе, используя специальные электронные устройства. Можно получить сведения даже о просроченных штрафах.

В заключении можно сказать, что пластиковые права нового образца пользуются популярностью среди водителей, и это вполне очевидно и обосновано. Новые права практичней предыдущей версии и надежней. Комплекс поправок в законодательстве повлек ряд изменений во внешнем виде пластиковых прав. Документ имеет защитные значки, новые отметки, наименования введенных недавно категорий и подкатегорий ТС.

Российское национальное водительское удостоверение выдается всем гражданам в установленном порядке и предоставляет допуск к управлению транспортным средством соответствующей категории.

Однако оно действительно только на территории России. Это объясняется тем, что в других странах существуют иные нормы, определяющие правила и порядок управления транспортными средствами.

Для путешествий за границей на автомобиле необходимо оформить права международного образца. Как и в случае с национальным водительским удостоверением, они являются официальным документом. При этом между ними существуют определенные отличия.

Чтобы понять, чем отличаются международные водительские права от обычных, следует, прежде всего, напомнить, что дает наличие отечественного удостоверения.

Текущий формат документа действует с 2011 года. После получения российского национального водительского удостоверения гражданин имеет право управлять автотранспортом той категории, что указана в документе (от А до Е). Он выпускается в виде пластиковой карточки розового цвета форматом 54х86 см.

  • имя владельца;
  • информацию, полученную из паспорта водителя;
  • номер документа;
  • название отделения ГИБДД, которое выдало удостоверение, и печать;
  • водительская подпись.

Кроме того, этот документ, удостоверяющий право вождения транспортных средств, включает в себя штрих-код, посредством которого инспекторы ГИБДД автоматически считывают информацию о собственнике удостоверения. Вся приведенная информация обязательно дублируется латиницей.

Водительское удостоверение международного образца также изготавливается в соответствии с установленными требованиями. Оно представляет собой небольшую книжку формата А6. Сведения, которые вносятся в этот документ, записываются от руки или набираются на машине латиницей (допускается арабская вязь).

Лицевая сторона

Первая (лицевая) страница содержит в себе следующие данные:

  • дата выдачи международных прав;
  • дата окончания действия;
  • субъект РФ и организация (название отделения ГИБДД), где был выдан документ;
  • номер серия российских водительских прав;
  • печать и подпись ответственного за оформление сотрудника ГИБДД.

На второй странице представлен перечень транспортных средств, допуск к управлению которыми имеется у водителя. На последней странице находится информация о владельце документа.

Российские и международные права могут отличаться не только внешне. Существует определенная разница в правилах получения документов и иных требованиях, предъявляемых к водителю.


О медобследовании

Согласно законодательству, перед получением водительского удостоверения гражданин обязан пройти медицинское обследование, по окончании которого выдается допуск/отказ в допуске к управлению автотранспортом вне зависимости от его типа.

Справка, выданная по результатам данного обследования, действительна также при оформлении международных документов.

Каждый гражданин имеет право обратиться в любое медицинское учреждение. Итоговая справка изготовляется в соответствии с установленным образцом и действительна по всей территории страны.

Список документов

Вне зависимости от типа документа, при оформлении водительского удостоверения необходимо предоставить:

  • паспорт гражданина;
  • заявление на выдачу водительских прав;
  • фотография;
  • если отсутствует постоянная регистрация, потребуется справка, исходя из которой устанавливается место временного проживания;
  • квитанция об уплате государственной пошлины;
  • медицинская справка;
  • фотографии.

При оформлении международных водительских прав дополнительно предоставляются:

  • действующее национальное удостоверение;
  • образец подписи на отдельном листке бумаги;
  • загранпаспорт (требуется не всегда).

Чем еще могут отличаться национальные и международные права?

Помимо перечисленных выше критериев они разнятся между собой по порядку получения. При этом оба документа можно оформить в любом отделении ГИБДД.

Согласно законодательству, национальное удостоверение в зависимости от категории транспортного средства выдается по достижении 16 или 18 лет. Международные права оформляются только при условии, что лицу на момент подачи заявления исполнился 21 год.

Кроме того, в отношении международного удостоверения действует ряд ограничений:

Международное удостоверение не может быть действительным дольше, чем национальное. При аннулировании последнего первым также нельзя пользоваться.

Подобные обстоятельства наступают в следующих случаях:

  • истек срок действия;
  • документ пришел в негодность вследствие сильного износа;
  • возникла необходимость во внесении изменений в данные о владельце (другая фамилия, адрес прописки и так далее);
  • выявлено, что права были выданы после предоставления поддельных документов;
  • водитель по медицинским показаниям (вследствие травмы, болезни) не имеет право управлять автомобилем.

Важно отметить, что для получения международных прав не нужно проходить дополнительное обучение в автошколе.

Другие нюансы

За выдачу документов взимается пошлина в размере:

  • 1,6 тысячи рублей – за международный;
  • 2 тысячи рублей – за российский.

Международное водительское удостоверение позволяет управлять транспортными средствам соответствующей категории на территории стран, подписавших Венскую и Женевскую конвенции. С этим списком можно ознакомиться на стендах ГИБДД, официальном сайте ведомства и в других источниках. Такой документ действителен на территории практически всех стран Европы.

Документы иностранного водителя на территории РФ

Действующее законодательство разрешает иностранным гражданам управлять транспортными средствами на территории России. При этом автомобили могут быть зарегистрированы как в РФ, так и в иной стране.

При передвижении по российской территории на машине с отечественными номерами иностранный гражданин должен возить с собой:

  • водительское удостоверение;
  • документы о регистрации конкретного ТС;
  • полис ОСАГО.

Водительские права — это официальный документ, который предоставляет право управления транспортным средством соответствующей категории. ВУ может быть обычное, то есть национального типа или международного образца. В чем отличие этих документов и каков срок их действия, расскажем ниже.

Как выглядят права?

Первое водительское удостоверение появилось в 1893 году. Права были выданы французскому автомобилисту, который успешно продемонстрировал свои навыки вождения и был награжден соответствующим документом. Тогда сдавать экзамены не требовалось.

В России ВУ появились веком позже, после чего были утверждены единые правила дорожного движения. Сегодня, для получения прав, водителям необходимо пройти обучение в автошколе, затем сдать квалификационные экзамены на знание ПДД и умение управлять автомобилем в городе и за его пределами. По результатам тестирования, водителю присваивается категория вождения транспортного средства, которая подтверждается документами — экзаменационной книгой и водительским удостоверением национального образца.

Национальное водительское удостоверение изготавливается согласно требованиям законодательства. Документ предусматривает пять категорий, дающих право на управление определенным видом ТС:

  • «A» — мото техникой;
  • «B» — легковым ТС, массой до 3 500 кг;
  • «C» — ТС с прицепом, весом до 750 кг;
  • «D» — грузовым авто;
  • «E» – ТС с прицепным устройством, массой более 750 кг.

В ВУ обычно указывается одна и более открытых категорий управления ТС.

В тексте ВУ содержится следующее:

  • ФИО, дата рождения;
  • адрес места жительства;
  • подразделение ГИБДД, выдавшее документ;
  • дата выдачи и срок окончания действия ВУ;
  • категория вождения;
  • особые медицинские противопоказания (если имеются);
  • серия и номер ВУ;
  • фотография водителя;
  • подпись.

ВУ действительно в течение 10 лет и может котироваться только на территории Российской Федерации. Для того чтобы управлять авто за пределами страны, необходимо будет оформить права международного образца.

Международное водительское удостоверение (МВУ) позволяет беспрепятственно путешествовать за рубежом как на своем, так и на арендованном автомобиле. Бумага изготавливается по требованиям международной Конвенции об автомобильном движении. Для получения международных прав сдавать повторные экзамены в дорожной инспекции не требуется. МВУ оформляются на основании национального удостоверения, однако, информация о водителе указывается сразу на двух языках: русском и английском. Этот документ котируется во всех странах, подписавших Венскую конвенцию.


МВУ также имеет установленный образец:

  • формат — книжка, размером А6;
  • вся информация представлена на русском языке и латинице;
  • на лицевой стороне бланка указана:
    • дата выдачи;
    • срок действия;
    • регион проживания водителя;
    • серия и номер национальных прав;
    • категория вождения;
    • печать ГИБДД и подпись водителя;
  • оборотная сторона содержит сведения об ограничениях вождения;
  • на третьей странице документа указываются паспортные данные водителя.

Порядок оформления национального и международного водительского удостоверения

Для того чтобы получить национальные права необходимо:

  1. Пройти обучение в аккредитованной автошколе. В среднем, занятия длятся не более 2 месяцев;
  2. Сдать теоретический экзамен в ГИБДД на знание правил дорожного движения;
  3. Продемонстрировать навыки вождения на спецплощадке и по городу;
  4. Пройти медкомиссию;
  5. Собрать необходимые документы;
  6. Оплатить госпошлину за оформление документа.

Стоимость НВУ в 2018 году составляет 1 400 руб к оплате.

Международные права оформляются на основании национального удостоверения. Для получения необходимо обратиться в дорожную инспекцию по месту жительства, оплатить госпошлину (1 500 руб) и подать заявление на выдачу МВУ. Повторная сдача экзаменов в ГИБДД не требуется.

Список документов

Для оформления ВУ национального или международного типа потребуются следующие документы:

  • заявление о выдаче МВУ;
  • национальные права (при наличии);
  • экзаменационная книга;
  • медицинская справка о допуске к управлению ТС;
  • удостоверение личности;
  • 1 фотография;
  • квитанция по оплате госпошлины.

Стоимость оформления национальных и международных прав