Учетное дтп пострадавший. Как оформляется и расследуется дтп

Порядок оформления и расследования ДТП

При ДТП с тяжелыми последствиями на место происшествия должна выезжать оперативная группа в составе сотрудников ГИБДД, следователя, экспертов-криминалистов, а если водитель скрылся – сотрудника уголовного розыска. По прибытии опергруппы оформляются следующие документы:

Протокол осмотра места ДТП;

Схема ДТП;

Протокол осмотра и проверки технического состояния транспортного средства;

Справка по ДТП;

Объяснения участников происшествия и свидетелей;

Акт медицинского освидетельствования водителя на состояние опьянения.

При ДТП без пострадавших дело, как правило, ограничивается прибытием инспектора дорожно-патрульной службы (ДПС). Он составляет схему ДТП, берет письменные объяснения с участников происшествия (а при необходимости – и со свидетелей), составляет протокол об административном правонарушении и приложение к протоколу – перечень повреждений всех транспортных средств, попавших в ДТП.

Кроме того, к материалам дела о ДТП могут приобщаться вещественные доказательства. Проверка водителя на состояние опьянения выполняется в обязательном порядке при ДТП с пострадавшими или погибшими, при наличии внешних признаков опьянения, а также по требованию любого из участников ДТП – в отношении других участников происшествия.

Качество и полнота оформления первичных документов имеют огромное значение, поскольку эти документы составляют основу для последующего грамотного рассмотрения дела. Поэтому главная задача сотрудника ГИБДД на месте происшествия – собрать, правильно истолковать и зафиксировать без каких-либо искажений все необходимые сведения, а главная задача участников ДТП – предельно внимательно и в полном объеме проконтролировать этот процесс и предоставить достоверную и полную информацию.

При ДТП без пострадавших оформление происшествия начинается с составления схемы ДТП – чертежа с указанием участка дороги, на котором произошло происшествие, имеющихся ориентиров, дорожных знаков и разметки; места столкновения, положения транспортных средств после удара; всех необходимых привязок к неподвижным объектам и расстояний до них. На этом этапе участники ДТП вносят замечания, пояснения и дополнения, контролируют выполнение замеров (они могут делаться только рулеткой, линейкой или другими измерительными средствами), а после составления схемы ДТП – проверяют и подписывают ее. Кроме того, начерченная схема должна быть подписана лицом, составившим ее, и двумя понятыми. Любой участник происшествия имеет полное право требовать внесения в схему ДТП исправлений и добавлений, которые могут, по его мнению, повлиять на принятие решения о виновности. Схему следует подписывать только после того, как все противоречия устранены. Отказ сотрудника ГИБДД внести обоснованные исправления и дополнения является нарушением служебной дисциплины и может быть обжалован.

После того как схема ДТП составлена, проверена и подписана, автоинспектор дает команду на освобождение проезжей части. Следующий этап – написание объяснения, текст которого лучше продумать заранее. Сопоставляя между собой объяснения всех участников происшествия, сотрудник ГИБДД получает недостающую информацию, которая может повлиять на решение по делу о ДТП. Если при написании объяснения вы не сумели внятно изложить свою версию произошедшего или продемонстрировали явное незнание основных пунктов ПДД, то для автоинспектора это хороший повод задуматься о степени вашей виновности в данном происшествии.

Пока водители и очевидцы пишут объяснения, инспектор ГИБДД оформляет справки о повреждениях, причиненных каждому транспортному средству в результате ДТП. Проверяя написанное, необходимо убедиться, что зафиксированы все, даже самые незначительные повреждения, а также скрытые дефекты. В противном случае впоследствии можно недосчитаться существенной части страхового возмещения. Венчает процедуру оформления протокол об административном правонарушении (мы по-прежнему рассматриваем ДТП без пострадавших). Собственно, и схема ДТП, и перечень повреждений, и объяснения участников ДТП – это не что иное, как приложения к его величеству Протоколу. Перед тем как оформить протокол об административном правонарушении, инспектор ГИБДД должен принять решение, кто из участников происшествия является его виновником. Это решение принимается не произвольно, а на основании всестороннего изучения обстоятельств ДТП и в строгом соответствии с ПДД. Протокол выписывается на имя того, кто, по мнению автоинспектора, является виновником данного ДТП. В обязательном порядке в протоколе указывается, какой пункт Правил нарушен, и приводится краткое, но четкое обоснование принятого решения. Копия протокола вручается виновнику ДТП под расписку, а еще одна копия – другому участнику (участникам) происшествия. Если в полученной вами копии стоит НЕ ваша фамилия, это означает, что в данном ДТП вы признаны потерпевшим и можете претендовать на возмещение ущерба.

Если инспектор ГИБДД обвиняет в происшествии вас, а вы с его решением не согласны, то есть несколько вариантов дальнейших действий. Первый – не подписывать протокол вообще (в этом случае двое понятых подтвердят, что обвиняемый от подписи отказался). Второй – протокол подписать, но в соответствующей графе или на отдельном листе (с отметкой об этом в протоколе) изложить свое мнение, объясняющее, почему вы не согласны с решением инспектора ГИБДД. Кроме того, действия автоинспектора в таком случае можно обжаловать в установленном порядке – сначала у его вышестоящего начальника (командира соответствующего подразделения ДПС или начальника отделения ГИБДД), а если это не помогло – в суде. Только имейте в виду, что, обжалуя действия инспектора (фактически – обвиняя его в принятии ошибочного решения), вы сами должны будете доказывать неправомерность его действий, а для этого заранее запасайтесь доводами, аргументами и уликами.

На основании протокола об административном правонарушении выписывается еще один документ – постановление по делу об административном правонарушении, где указывается, как должен быть наказан виновный по соответствующей случаю статье КоАП. Если за данное нарушение предусмотрен штраф, то следующая «бумажка» – постановление-квитанция с номером счета ГИБДД и банковскими реквизитами для перечисления суммы штрафа. Если же соответствующая статья КоАП предусматривает лишение прав, конфискацию орудия совершения правонарушения или административный арест, то принять такое решение может только мировой судья или судья районного суда (последний рассматривает более сложные дела). В таком случае все материалы дела об административном правонарушении направляются в суд, куда виновный будет вызван повесткой.

Бывает, что инспектор ГИБДД не может установить виновного и вручить ему копию протокола на месте происшествия из-за сложности дела или по каким-то иным причинам. В таком случае назначается административное расследование – составление протокола откладывается, а материалы дела направляются в группу разбора того подразделения ГИБДД, на территории которого произошло данное ДТП. Участникам происшествия назначается дата и время разбора и сообщается адрес и номер кабинета, куда они должны прибыть для восстановления полной картины и ознакомления с вынесенным решением. Разумеется, в ходе разбора все участники ДТП имеют право давать объяснения, приводить доказательства и обращать внимание сотрудников ГИБДД, ведущих разбор, на существенные обстоятельства, свидетельствующие в их пользу.

Решение по делу должно быть принято сотрудниками группы разбора не позднее 15 дней с момента поступления материалов, судьей – не позднее двух месяцев. Если материалы дела пересылаются по месту жительства обвиняемого, то время пересылки в указанный срок не входит, и срок для принятия решения соответственно продлевается. На обжалование принятого решения в вышестоящем органе или в суде дается 10 дней. Решение суда по поданной жалобе является окончательным. Оно может быть опротестовано только прокурором.

Еще раз подчеркнем, что вся описанная процедура распространяется на ДТП без пострадавших, поскольку в этом случае нарушитель совершает АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ. Если же допущено ДТП с пострадавшими или погибшими, то в действиях водителя может быть (а может и отсутствовать) состав ПРЕСТУПЛЕНИЯ, наказуемого в соответствии с Уголовным кодексом. В таких случаях протокол об административном правонарушении на месте не составляется, а оформленные материалы поступают сначала в орган дознания ГИБДД, который в течение 10 суток либо выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, либо направляет материал в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. При поступлении материалов в следственные органы или в прокуратуру следователь принимает решение об отказе в возбуждении уголовного дела, либо, при наличии признаков состава преступления, возбуждается уголовное дело по ст. 264 УК РФ, регламентирующей уголовную ответственность водителей транспортных средств.

Но даже если уголовное дело возбуждено, это еще не значит, что оно дойдет до приговора. Если потерпевшие в ДТП не жаждут возмездия (а это бывает, как правило, если виновник в добровольном порядке возместил им причиненный ущерб), то они могут ходатайствовать о прекращении уголовного дела в отношении лица, совершившего ДТП. Правда, такое ходатайство еще не означает автоматического освобождения от уголовной ответственности – удовлетворить его или нет, решает суд.

Необходимо знать, что нашим законодательством исключена ситуация, когда за одно и то же деяние нарушитель несет одновременно и уголовную, и административную ответственность. Поэтому даже если протокол об административном правонарушении выписан на ваше имя (то есть вас признали виновником ДТП), то это как минимум означает, что вас за совершенное деяние уже не посадят. Разумеется, это должно послужить немалым утешением, однако возникает вопрос: где проходит граница между уголовной и административной ответственностью? Граница эта четко установлена – исход дела зависит от тяжести наступивших последствий для потерпевших. Если в результате ДТП им причинены ЛЕГКИЕ или СРЕДНЕЙ ТЯЖЕСТИ телесные повреждения, то наступает административная ответственность, если ТЯЖКИЕ телесные повреждения или смерть – уголовная. При этом погибшими считаются лица, скончавшиеся на месте ДТП или от их последствий в течение 30 суток с момента происшествия.

Решение о степени тяжести телесных повреждений принимает судебно-медицинская экспертиза, акт которой в обязательном порядке подшивается к материалам дела. В зависимости оттого, что будет написано в этом акте, уголовное расследование либо продолжается, либо прекращается и тогда дело переходит в разряд административных и рассматривается по ст. 12.24 КоАП.

Разумеется, любой из двух видов ответственности наступает только в том случае, если вина водителя будет ДОКАЗАНА – органом ГИБДД или судом, если речь идет об административном правонарушении, и только судом, если водитель подозревается в совершении уголовного преступления. Постановление по административному делу и приговор суда вступают в силу по истечении установленного срока их обжалования (10 суток), либо после того как жалоба была оставлена вышестоящим органом без удовлетворения.

Дорожно-транспортные происшествия бывают двух видов (по правилам учета ДТП): происшествия с погибшими или ранеными и аварии без пострадавших. Если в результате происшествия погибли или пострадали люди, данное ДТП считается «отчетным», то есть сведения о нем попадет в государственную статистику, а затем и в ежеквартальные и годовые сводки автоинспекции. ДТП без пострадавших, даже если материальный ущерб значителен, считается «неотчетным», оно в государственной статистике не учитывается.

От этого типа и зависит оформление ДТП. То есть, если произошло так называемое отчетное ДТП, на место происшествия всегда выезжает оперативная группа. В нее входят сотрудники ГИБДД, следователь УВД, эксперты-криминалисты, а в случае оставления водителем места происшествия в группу включается и сотрудник уголовного розыска. После того как опергруппа осмотрит место происшествия, в обязательном порядке оформляются документы :

  • - протокол осмотра;
  • - схема ДТП;
  • - справка по ДТП;
  • - протокол проверки технического состояния всех транспортных средств, участвовавших в ДТП;
  • - объяснения участников происшествия и свидетельские показания;
  • - акт медицинского освидетельствования водителей на наличие алкоголя в крови.

Если же произошло неотчетное происшествие, будет вызван только инспектор дорожно-патрульной службы. Он так же составит схему ДТП, запишет объяснения всех участников происшествия и свидетелей, оформит протокол об административном правонарушении, внесет в него перечень повреждений транспортных средствах, участвовавших в ДТП. Кроме всего прочего, к материалам дела приобщаются любые вещественные доказательства. Не является обязательным освидетельствование водителей-участников ДТП на состояние опьянения. Однако оно может быть проведено, если у автоинспектора или любого из участников ДТП появились обоснованные подозрения на этот счет.

Главная задача сотрудника ДПС - собрать и зафиксировать без искажений все положенные сведения. Пострадавшие и участники ДТП должны предоставлять объективную и правдивую информацию, внимательно контролировать любые действия автоинспектора, требовать исправления ошибок или неточностей, всеми способами способствовать ведению дела.

Оформление неотчетного происшествия всегда начинается с оформления схемы ДТП . Все участники ДТП имеют право вносить коррективы и дополнения, следить за правильностью замеров (которые осуществляются исключительно рулеткой или другими точными измерительными приспособлениями). После составления схемы автоинспектор отдает ее участникам происшествия для ознакомления, проверки и подтверждения правильности подписью. Не подписывайте схему до тех пор, пока все противоречия и недочеты не будут устранены. В случае, когда сотрудник ГИБДД не собирается вносить обоснованные исправления, эти действия можно обжаловать в суде. При подписании такой «неправильной» схемы перед автографом поставьте надпись: «С описанием ДТП не согласен».

Итак , схема подписана всеми участниками ДТП и обязательно двумя понятыми, теперь по разрешению автоинспектора вы можете освободить проезжую часть.

Следующим этапом пишется объяснение, текст которого вы должны продумать очень тщательно. Вы должны внятно и четко изложить на бумаге все, что с вами произошло, какие правила были нарушены или не нарушено, что привело к ДТП. У автоинспектора не должно остаться вопросов о степени вашей вины и первопричине происшествия.

В то время как водители и очевидцы ставят подписи на протоколе и пишут собственные объяснения, инспектор ДПС дожжен приступить к оформлению справок о повреждениях на транспортных средствах в результате ДТП. Перечитайте справку внимательно. Вы должны быть уверены, что автоинспектор зафиксировал все, даже минимальные повреждения и самое главное - скрытые дефекты. Если он что-то упустит, в дальнейшем могут возникнуть проблемы со страховой компанией при подсчете ущерба и его возмещении.

После всего оформления неотчетного ДТП инспектор должен составить протокол об административном нарушении. Он выявляет виновного и потерпевшего в происшествии. Бывают ситуации, когда оба водителя признаются виновными, это ДТП в народе получило название «обоюдка». Однако двух потерпевших и ни одного виновного быть не может. Все решения принимаются на основании ПДД и с ориентиром на КоАП РФ, инспектор должен вникнуть и во все обстоятельства происшествия.

Протокол будет оформлен на того, кто, по мнению автоинспектора, является виновным, то есть совершил правонарушение. В протоколе указывается пункт Правил дорожного движения, который был нарушен. Документ составляется в нескольких экземплярах. Первый - для ГИБДД, копии - для виновника ДТП под расписку. Каждый потерпевший имеет право на получение копии протокола. Таким образом, если в полученном на руки протоколе написана чужая фамилия - в данном ДТП вас признали потерпевшим. А потерпевший может претендовать на возмещение ущерба со страховой компании.

После процедуры оформления протокола автоинспектор переходит к постановлению по делу об административном правонарушении. Уже в нем должна быть указана статья КоАП, которую нарушил виновный в аварии и мера наказания. На месте может быть выписана квитанция на уплату штрафа.

Если статьей КоАП предусмотрено лишение прав или административный арест, такое решение принимает только судья - мировой или районный. Тогда задокументированные материалы дела об административном правонарушении передаются из ГИБДД в суд. И уже виновный вызывается повесткой.

Если автоинспектор на месте не может определить виновника аварии (это может быть связано со сложностью ситуации или по другим причинам), протокол не составляется. Просто вынесение решения откладывается. Материалы дела передаются в группу разбора подразделения ГИБДД. Участникам сообщается дата, время разбора и адрес, по которому следует прийти для восстановления картины и ознакомления с решением. В ходе разбора все участники имеют право давать объяснения, свидетельствующие в их пользу.

Что касается сроков рассмотрения дела, то для группы разбора ГИБДД они не должны превышать 15 дней со дня поступления материалов, для суда - не более двух месяцев. Если же материалы дела будут пересылаться по месту жительства обвиняемого, в таком случае срок для принятия решения может быть продлен на тот промежуток времени, который потребовался для пересылки. Традиционно на обжалование решения, принятого и группой разбора, и судом, дается 10 дней.

Если в результате ДТП погибли или получили увечья люди, действия водителя будут рассматриваться на предмет состава преступления. А это уже не Административный, а Уголовный кодекс.

Протокол об административном правонарушении составляться не будет, но ДТП оформляется по всем предыдущим пунктам, и материалы передаются в орган дознания ГИБДД. Это подразделение в течение 10 дней выносит решение: либо отказ в возбуждении уголовного дела, либо материал передается в следственные органы, а, может быть, в прокуратуру для дальнейшего рассмотрения ситуации.

Следователь на основании поступивших материалов выявляет признаки состава преступления. В зависимости от сделанных выводов возбуждает уголовное дело (статья 264 УК РФ - ответственность водителей ТС) или выносится решение без возбуждения дела.

Помните, если уголовное дело таки было заведено, это не всегда приводит в суд. Бывают ситуации, когда потерпевшие ходатайствуют о закрытии уголовного дела (такое случается, если виновник добровольно возместил ущерб) или дело просто зашло в тупик. Но решение об удовлетворении любого ходатайства так или иначе принимает следователь или судья.

Иногда ДТП может привести одновременно и к уголовной, и к административной ответственности. И граница между этими двумя видами ответственности обуславливается степенью тяжести последствий для потерпевших. Так, в результате ДТП они пострадали условно (причинены легкие телесные повреждения), то наступает административная ответственность, а вот тяжкие телесные повреждения или смерть - это всегда уголовная ответственность.

В последние годы дорожно–транспортные происшествия стали массовым явлением. Для повышения безопасности движения необходимо анализировать причины и обстоятельства аварий, а также назначать виновникам аварий соответствующие наказания. Именно поэтому очень важна объективная оценка происшествия. Для выяснения всех подробностей разработана методика расследования ДТП – руководство, определяющее порядок действий для получения полной картины события и вынесения заключения по делу.

Дорожно-транспортное происшествие – событие, которое произошло с участием транспортного средства и повлекло серьёзные последствия:

  • повреждение средства передвижения;
  • ущерб для дорожной инфраструктуры (знаки, светофоры, дорожные ограждения) и груза;
  • причинение вреда здоровью или гибель людей.

Как оформляют дорожное происшествие

Первый шаг в оформлении дорожной аварии по всем правилам – составление протокола о ДТП. Именно этот документ становится впоследствии основанием для принятия окончательного решения.

Получить полную оперативную информацию о истории владения и эксплуатации автомобиля, всего за 350 рублей. Вам поможет проверенный онлайн сервис от наших партнеров, портала "АвтоКод"

Протокол о ДТП может быть составлен непосредственно на месте аварии или после – в срок, установленный законом. Продолжительность срока зависит от степени повреждений транспорта и тяжести ущерба, нанесённого здоровью пострадавших.

Протокол осмотра места происшествия при ДТП заполняется сотрудником ГИБДД на специальном номерном бланке установленного образца.

В процессе оформления документа сотрудник ГИБДД опрашивает участников инцидента, фиксирует их показания и приобщает к делу. Кроме того, он должен разъяснить водителям их права и обязанности, а также довести до их сведения информацию о том, какой пункт Правил дорожного движения (ПДД) они нарушили.

Заполненный бланк протокола подписывают оба водителя, участвовавшие в ДТП, и каждому из них вручается копия.

Следует помнить, что в случае возникновения разногласий при составлении протокола участники происшествия могут обратиться к юристу.

Подробности оформления аварии изложены в статье « ».

Участникам аварии рекомендуется, со своей стороны, проконтролировать правильность заполнения протокола. Для этого необходимо знать его структуру и основное содержание. Ознакомиться с образцом протокола ДТП лучше заблаговременно.

Как проходит расследование в ГИБДД

Для расследования аварии, кроме протокола, оформляется справка о ДТП и составляется его схема, а также акт медицинского освидетельствования. Полный пакет документов передаётся в дежурную часть ГИБДД для регистрации и проведения процедуры разбора происшествия.

То, как происходит разбор ДТП в ГИБДД, зависит от вида происшествия. Согласно степени вины и нанесенного вреда, дело будет рассматриваться дознавателем (в случае административного нарушения) или следователем – в рамках Уголовного кодекса.

Так, для расследования в рамках административного нарушения установлен срок 15 дней после передачи протокола дознавателю. Сроки проведения административного расследования при ДТП могут быть продлены по письменному ходатайству лица, у которого данное дело находится в производстве.

После завершения всех необходимых мероприятий участники дорожного происшествия приглашаются в отделение дорожной инспекции повесткой или по телефону – для проведения процедуры, которая официально называется «группа разбора ДТП».

Что такое группа разбора ДТП? Это мероприятия по выявлению истинных причин аварии с учётом всех факторов в целях определения степени вины каждого участника.

Получив повестку, можно обратиться к юристу и заключить с ним соглашение о ведении дела. Однако этот способ довольно затратный, и водители предпочитают решать подобные дела самостоятельно. В таком случае необходимо знать, как проходит группа разбора ДТП.

Всего 5 минут и 350 рублей. Вы получаете полную и достоверную информацию о истории владения и эксплуатации автомобиля. Вам поможет проверенный онлайн сервис от наших партнеров, портала "АвтоКод"

По правилам разбора водитель обязан дать показания о происшествии. Они не должны отличаться от его первоначальных показаний на месте события. При этом виновнику ДТП следует знать, что дознаватель обязан разрешить ему ознакомиться с материалами дела и сделать из них выписки (приказ министра внутренних дел РФ № 329 от 1 июня 1993).

Если на процедуру разбора приглашены одновременно все участники происшествия, следует контролировать ситуацию и следить, чтобы показания обеих сторон оценивались объективно.

Отправляясь в автоинспекцию, следует знать некоторые способы, как доказать свою невиновность в процессе группы разбора ДТП:

  1. желательно обеспечить явку свидетелей со своей стороны. Об этом нужно позаботиться заранее: представить письменное заявление об их вызове на разбор в отделение ГИБДД;
  2. при необходимости следует настаивать на проведении автотехнических экспертиз, так как дознаватели обычно стараются обойтись без подобных мероприятий

По завершении процедуры разбора выносится постановление, которое должно быть подписано виновником аварии. Через три дня оба участника ДТП могут получить копию постановления (пострадавший водитель – по желанию).

В случае, когда участника ДТП не устраивает решение, принятое дознавателем, он имеет право обжаловать его в суде или в вышестоящем органе ГИБДД в течение десяти дней.

Расследование на предприятии

Дополнительно к процедуре разбора ДТП в ГИБДД для государственных и частных организаций, а также для индивидуальных предпринимателей предусмотрено проведение служебного расследования ДТП на предприятии по факту аварии с участием принадлежащего им транспорта. В соответствии с Федеральным законом № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 (ред. от 08.06.2015) действует положение о порядке проведения служебного расследования ДТП.

Данное положение является обязательным внутренним нормативным документом, наличие которого проверяют контролирующие органы (УГАДН). Положение определяет порядок проведения служебного расследования на предприятии в целях установления причин ДТП и разработки мероприятий по их устранению.

Служебное расследование на предприятии проводится лицом, ответственным за инциденты с участием транспорта, принадлежащего организации. Срок проведения – 5 дней.

При этом ответственное лицо осуществляет взаимодействие с органами дознания и следствия.

В рамках служебного разбирательства издаётся приказ о создании комиссии по проведению служебного расследования ДТП, который также является внутренним локальным нормативным документом. Комиссия составляет акт служебного расследования, в котором содержатся предварительные выводы по причинам и обстоятельствам дорожного происшествия.

Факт дорожно-транспортного происшествия с участием транспорта, принадлежащего предприятию, фиксируется в «Журнале регистрации ДТП на предприятии». Чтобы знать, как правильно вносить в него данные, полезно ознакомиться с образцом журнала регистрации ДТП на предприятии.

Порядок расследования

Мероприятия по расследованию ДТП фактически начинаются сразу же после происшествия – с того момента, когда сообщение о нем поступает в службу ГИБДД. Начальный этап имеет очень большое значение. От того, насколько грамотно будет действовать сотрудник инспекции, как тщательно он проведёт исследование обстоятельств ДТП, зависит итог расследования.

Начальный этап

Действия сотрудников полиции после прибытия на место происшествия зависят от ряда факторов, в число которых входит и установление ситуации ДТП. Возможны три варианта:

  1. водитель и транспортное средство находятся на месте происшествия;
  2. водитель скрылся с места происшествия, оставив транспортное средство;
  3. водитель скрылся на транспортном средстве, и на дороге остались лишь следы аварии.

Для каждого из трёх случаев предусмотрены разные первоначальные мероприятия при расследовании ДТП. Так, в ситуации, когда водитель и транспорт находятся на месте, сотрудник ГИБДД:

  • осматривает место происшествия и транспортное средство;
  • проводит освидетельствование водителей и потерпевших;
  • проводит опрос всех участников и свидетелей;
  • назначает медицинскую экспертизу для пострадавших.

На начальном этапе расследования определяется также и криминалистический характер ДТП и, соответственно, вид ответственности, которую будет нести виновник аварии. Прежде всего необходимо определить, есть ли пострадавшие в ДТП.

Порядок расследования ДТП с пострадавшими определяется по степени тяжести ущерба жизни и здоровью.

В Уголовном кодексе РФ происшествия с тяжкими последствиями для жизни и здоровья людей квалифицируются как «дорожно-транспортные преступления», виновники которых несут уголовную ответственность.

Остальные виды ДТП не рассматриваются как преступления и подлежат административной ответственности.

Об ответственности за ДТП, в результате которого нанесён ущерб здоровью людей, узнаете из статьи « ».

Следующий важный момент на начальном этапе расследования – установление причинно-следственной связи при ДТП. Принято считать, что его причиной является нарушение правил дорожного движения. Соответственно, ДТП является следствием этого нарушения.

Однако не всякое нарушение ДТП становится причиной аварии. Например, если водитель совершил поворот в неположенном месте, но этот манёвр не привёл к ДТП, причинно-следственная связь отсутствует. Следовательно, о наличии причинно-следственной связи можно говорить только тогда, когда имеет место дорожно-транспортное происшествие в результате нарушения ПДД.

Последующие этапы

По завершении начального этапа проводится непосредственно само расследование. Во многих случаях осуществить его невозможно без судебной автотехнической экспертизы, которая проводится по трём направлениям:

  • экспертиза обстоятельств ДТП;
  • экспертиза технического состояния транспортных средств;
  • экспертиза следов на транспортном средстве и месте ДТП.

Таким образом устанавливается действительный виновник аварии и её причины. Расследование и экспертиза ДТП могут понадобиться и при отказе в страховой выплате, например, для доказательства, что повреждения на машине являются результатом данного происшествия, а не предыдущего.

Сроки проведения экспертизы – 10 дней, но, как правило, она растягивается на месяцы. В таких случаях водителю придётся проявить настойчивость

В число экспертных мероприятий входит следственный эксперимент для определения видимости в условиях ДТП. Проводится он на месте происшествия. В случае, если ДТП произошло в сложных погодных условиях (снег, дождь, туман), его проводят сразу же по прибытии сотрудников автоинспекции, так как впоследствии воспроизвести такую же видимость будет невозможно. В остальных случаях эксперимент можно провести позже, но условия должны быть максимально приближены к реальным.

В ходе следственного эксперимента определяются как общая видимость, так и конкретная видимость отдельного предмета. Это процедура является обязательной при проведении экспертизы.

Общая видимость при ДТП определяется для каждой аварии, которая произошла в ночное время, так как по величине общей видимости
определяется, мог ли водитель обеспечить безопасность движения в данных дорожных условиях.

Установление конкретной видимости при ДТП проводится для тех же случаев, но здесь экспертов интересует, насколько водитель мог зрительно различить определённый предмет или объект.

При составлении заключения после проведения экспертизы и расследования в целом следует учитывать особенности расследования ДТП, которые условно делятся на общие и индивидуальные.

Общие особенности типичны для всех видов происшествий. Это мероприятия по поиску, сбору и фиксации вещественных доказательств, а также применение сотрудником ГИБДД знаний о технических особенностях транспортного средства и знания Правил дорожного движения. Индивидуальные особенности очень многообразны и зависят от вида и условий совершения ДТП.

Трудности в расследовании

Проблемы расследования ДТП появляются довольно часто. И главная из них – спорные ситуации. Чтобы вынесение решения в таких случаях не затягивалось, в помощь водителям и сотрудникам ГИБДД разработан специальный справочник «Правила разбора типовых ДТП». На его основе проводится расследование спорных ситуаций при ДТП и устанавливается виновник происшествия.

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодняшняя статья посвящена не очень приятной, но очень нужной теме в жизни специалиста по БДД – расследованию дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП).

Немного поясню, почему данная тема не очень приятна для специалиста по БДД. Служба организована, профилактикой занимаемся регулярно – все идет «как по маслу», все довольны и собой и своей работой. Но в один прекрасный момент мы получаем информацию о произошедшем с автомобилем Вашей организации ДТП. В этот момент в голове крутится очень много вопросов: как так? в чем причина? почему? где недоработка в профилактической работе? что нужно делать, чтобы этого больше не произошло? и т.п.

Закон (196-ФЗ) обязывает нас, дорогие специалисты, «анализировать и устранять причины ДТП». Но чтобы «анализировать и устранять» прежде всего, нужно провести его всестороннее расследование.

Расследование начинается на месте ДТП. Именно на месте ДТП необходимо собрать максимум информации о данном происшествии. Можете поверить моему опыту, в зависимости от увиденного, не только у начинающего специалиста по БДД, но даже у «видавшего виды» волосы на голове встают дыбом, начинается мандраж до такой степени, что тут же забываешь зачем приехал.

Поэтому, приехав на место, не стоит судорожно бегать, пытаясь поговорить со всеми участниками ДТП, выяснить какие-то детали происшествия, что-то запомнить и т.п. Как говорится, «тупой карандаш лучше острой памяти». Поэтому все, что увидели, все, что узнали необходимо в обязательном порядке записать на бумагу. И записать именно ту информацию, которая в дальнейшем пригодится при проведении расследования ДТП.

А чтобы облегчить Вам сбор информации о ДТП, предлагаю Вашему вниманию Карточку осмотра места ДТП , которая была разработана мной (для собственного пользования), но, как показала многолетняя практика, данный бланк очень удобен в использовании, т.к. писанины в нем минимум, но в то же время излагается самая суть. Так что можете свободно скачивать данный бланк и использовать его в своей работе по расследованию ДТП. Первая страница данной карточки, я думаю, не вызывает никаких вопросов, все интуитивно понятно. А вот к заполнению оборотной стороны следует подойти со всей серьезностью, т.к. от грамотного составления схемы ДТП зависит правильная оценка действий участников ДТП. Кроме того, следует поговорить (по возможности) со всеми участниками ДТП, выяснить детали происшествия и изложить их в разделе «Подробные обстоятельства ДТП»

Кроме сбора информации, относящейся к ДТП, следует сделать максимально возможное количество фотографий (расположение транспортных средств на проезжей части; повреждения, а также неповрежденные части транспортных средств-участников ДТП; расположение относительно линий разметки, дорожных знаков; следы торможения; осыпи грязи или снега с транспортных средств, ближе-дальше; общий вид всех траспортных средств, участвовавших в ДТП; не забыть, чтобы в кадр попали регистрационные знаки транспортных средств-участников ДТП и т.п.). При сложных с точки зрения расследования ДТП также следует проводить видеосъемку. В дальнейшем может оказаться так, что незначительная с виду фотография может потом оказать реальную помощь при разборе ДТП в органах ГИБДД или суде, т.к. на ней зафиксированы определенные доказательства невиновности (или вины) водителя Вашего предприятия.

Конечно, на месте ДТП также будут работать и сотрудники ГИБДД, которые так же будут составлять схему ДТП, опрашивать участников ДТП, составлять Протоколы осмотра и т.п. Советую Вам лично присутствовать при составлении Схемы ДТП сотрудниками ГИБДД, чтобы Вы могли проконтролировать правильность ее составления, т.к. второй участник ДТП может быть их знакомым, рулетка у них может начинаться не с «нуля» и т.д. Если что-либо для Вас будет не ясно в их Схеме, то следует потребовать исправить неточности. Только после этого разрешаете водителю Вашего предприятия расписываться в ней.

При невозможности самостоятельного передвижения автомобиля Вашего предприятия следует организовать либо техническую помощь по устранению неисправностей, либо буксировку на место дислокации автомобиля (база, гараж) с соблюдением установленных ПДД требований при буксировке.

Следующим этапом расследования является сбор документации, составленной сотрудниками ГИБДД на месте ДТП. Для этого, как правило, составляется письмо на имя начальника ГИБДД с просьбой предоставить копии документов по ДТП, мотивируя тем, что данные документы необходимы для проведения внутреннего расследования и проведения профилактической работы с водительским составом.

После того, как собрана необходимая документация (как составленная Вами, так и сотрудниками ГИБДД) следует приступить непосредственно к расследованию ДТП. Для этого нужно проанализировать действия каждого из участников в момент, предшествующий ДТП, оценить эти действия с точки зрения соблюдения Правил дорожного движения, сделать выводы, относительно причин, способствовавших данному ДТП и вынести заключение о виновности того или иного участника ДТП. Результаты расследования должны быть оформлены Актом служебного расследования, который составляется комиссионно, подписывается членами комиссии. Пример оформления Акта Вы можете посмотреть

Имейте в виду, что не стоит предвзято относиться к оформлению Акта расследования, т.к. в определенных случаях (когда, как правило, ДТП с тяжелыми последствиями и у работников ГИБДД вызывает сомнение относительно определения виновности участников ДТП) Ваш Акт могут потребовать органы следствия. И, в конечном итоге, Акт расследования может послужить серьезным аргументом, доказывающим невиновность водителя Вашего предприятия. Потому что сотрудники ГИБДД могут не уследить наличие каких-либо доказательств, деталей, а Вы в ходе своего расследования их обнаружите.

В то же время не стоит откладывать расследование в долгий ящик. Срок расследования всех ДТП, произошедших с принадлежащими предприятию (ИП) транспортными средствами, установленный законодательством, составляет не более 5 суток.

На сегодня всё. До новых встреч. Комментируйте. Задавайте вопросы.