Судебная экспертиза автомобиля после дтп. Автотехническая экспертиза дтп Ходатайство о назначении судебной экспертизы после ДТП

Численность дорожных происшествий растет в огромных масштабах. И не всегда имеется возможность точно установить все обстоятельства аварийной ситуации и определить виновника столкновения. Чтобы это сделать, необходимо привлечь специалистов, которые проведут целый комплекс упорядоченных исследований. Среди этого комплекса действий особо выделяется трасологическая экспертиза.

Трасологическая экспертиза при ДТП является довольно объемным понятием, которое включает в себя проведение определенного комплекса важных мероприятий, которые позволяют не только определить виновника аварии, но и установить все причины и обстоятельства столкновения.

Трасологическая экспертиза охватывает множество ситуаций, и многие из них не имеют отношения к дорожным происшествиям. В случае с ДТП разбор проводится транспортно- трасологическим отделом. В его обязанности включаются разбор ситуации, изучение следов и многое другое.
Среди основных задач трасологической экспертизы выделяют:

  • определение и идентификация объектов по их следам;
  • определение наличия повреждений на транспортных средствах и установление, появились они в результате столкновения или присутствовали ранее;
  • определение происхождения элементов столкновения (например, от какого транспортного средства остались лежать битые стекла на дороге или другие запчасти).

Важно! Трасологическая экспертиза являет собой тип автомобильно-технического исследования, что позволяет детально изучить следы аварийной ситуации на машинах и месте аварии.

Трасологическое исследование обстоятельств ДТП является универсальным средством установления истины. Назначение транспортно-трасологической экспертизы по делам о ДТП необходимо в том случае, если невозможно установить обстоятельства аварийной ситуации другим путем.
При назначении трасологической экспертизы при ДТП возможно выявить все причины аварии, а также изучить место столкновения. Для того, чтобы экспертная оценка была полной, она состоит из нескольких этапов. На каждом из них проводится анализ определенной части работ.

  1. Характер повреждений. Все транспортные средства, которые принимали участие в столкновении, обследуются экспертами на предмет повреждений. В процессе работы трасолог определит, какие повреждения появились в результате аварии, а какие присутствовали ранее. Причем исследованы будут не только серьезные поломки, а даже царапины на кузове машин.
  2. Механизм повреждений. На этом этапе квалифицированные специалисты определят, в какой последовательности появились повреждения, полученные транспортом в результате аварийной ситуации.
  3. Исследование места аварии. На месте столкновения в любом случае останутся следы, которые будут показывать, что же произошло тут. Среди этих следов отметки на дороге от шин в процессе экстренного торможения, битые стекла и фрагменты машины. По определенным параметрам и характеристикам, эксперт определит, как именно двигались автомобили на момент аварии, и составит схему ДТП, из которой станет понятно, можно ли было избежать опасной ситуации.


Вопросы для трасологической экспертизы ДТП

Экспертную оценку проводят квалифицированные специалисты. Только им под силу определить причинно-следственные связи в произошедшем. Среди широкого спектра вопросов, изучением которых они занимаются отдельно можно выделить:

  • определение механизма аварийной ситуации;
  • последовательность появления повреждений, которые возникают на автомобиле в результате столкновения;
  • оценка повреждений и их характеристика. Также проводится анализ имеющихся недочетов с обязательным установлением, какие повреждения присутствовали на авто до произошедшей аварии;
  • определение характеристики повреждений бампера, в частности установление, появились повреждения в результате аварии или из-за незаконных действий водителя.

Для проведения следственных работ, экспертную группу могут пригласить во многих ситуациях. Указать их все крайне сложно, поэтому выделим основные причины, которые чаще других встречаются на практике:

  • проблемы со страховой компанией. Страховщики сделают все, чтобы максимально снизить размер страховой компенсации и определить справедливость может только проведение экспертизы;
  • неразрешимые споры в процессе определения виновника аварии. Эта причина является одной из основных. Если в процессе разрешения конфликта участники ДТП не смогут определить виновника, судом будет назначена экспертная проверка, по результатам которой и определится виновник аварийной ситуации;
  • неправомерные обвинения в судебном порядке. Трасологическая экспертиза отвечает на вопросы, которые связаны с аварией. Получив результаты экспертизы, водитель сможет защитить свои интересы и права более эффективно;
  • разбирательства с определением материальной компенсации. Многие водители стараются выдвинуть к виновнику аварии большие претензии на значительные денежные суммы. При этом, они часто идут на обман, например, выдают давние повреждения за результат аварии. Экспертиза позволит выявить истину и подтвердит обоснованность претензий участников дорожного происшествия.

Таким образом, вопросы для трасологической экспертизы ДТП можно выделить в отдельные категории:

  1. Наличие повреждений и определение пригодности отпечатков для проведения идентификации.
  2. Период появления повреждений.
  3. Механизм появления повреждений.
  4. Последовательность образования повреждений.
  5. Техническое состояние машины на момент ДТП и после столкновения.
  6. Определение связи причинно-следственного характера.


Трасологическая экспертиза при ДТП: как проводится?

Для того чтобы определить причины аварийной ситуации, работы по исследованию всех обстоятельств дела должны проводится квалифицированными специалистами, что владеют соответствующими познаниями в данных делах и обладают нужной квалификацией. Самостоятельно установить все обстоятельства невозможно, это под силу только представителям такой специальности, как трасологи.

Для того, чтобы эксперты смогли максимально подробно и достоверно составить картину аварийной ситуации, им необходимо предоставить максимум исходной информации, чтобы получить постановление о назначении трасологической экспертизы при ДТП. Среди обязательных источников информации для трасолога можно выделить:

  • непосредственно само транспортное средство для проведения тщательного исследования;
  • схема ДТП, которая была составлена по установленным правилам сотрудниками ГИБДД или участниками столкновения;
  • официальный протокол, выписанный полицейскими;
  • фото и видео материал, который имеется в результате ДТП. Это записи с видеорегистратора, фотографии с места случившегося происшествия;
  • справка о произошедшей аварии;
  • протокол проверки по техническому состоянию машины.

Кроме того, в отдельных случаях эксперты могут захотеть посетить место столкновения, чтобы определить некоторые моменты по остаточным следам, среди которых фрагменты транспортных средств, следы шин и многое другое.

По времени проведения экспертной оценки государство не устанавливает никаких ограничений. Следовательно, результаты могут быть известными как через несколько дней, так и в течении нескольких недель. Оптимальный срок для проведения всех работ составляет от 1 до 10 дней. Здесь все будет зависеть от сложности процедуры и состояния каждого из пострадавших транспортных средств.

По итогам окончания всех исследовательских работ, трасолог предоставит официальное заключение, оформленное в письменном виде. Именно на его основании будет проходить дальнейшее судебное разбирательство.

Трасологическая экспертиза при ДТП: цена

Трасологическая экспертиза является независимой процедурой. Следовательно, это платная услуга, и участники ДТП будут вынуждены ее оплатить. В соответствии с текущим законодательством, вся расходная часть будет возложена на виновника аварии. Именно он понесет расходы за обязательное проведение независимой экспертизы.

Стоит отметить, что любой участник аварийной ситуации может заказать экспертную оценку. В любом случае, оплата услуг эксперта будет возложена на заказчика. А в дальнейшем возможен дополнительный иск в сторону виновника аварии с целью взыскания компенсации за расходы.

Определить точную стоимость экспертизы невозможно. Она будет зависеть исключительно от наличия документального сопровождения и сложности ситуации. Кроме того, часто на стоимость исследования оказывает воздействие срочность работ. В среднем эксперты оценивают свою работу в 15 тыс. рублей. Однако при отсутствии срочности и необходимости в дополнительном документальном сопровождении, цена на услуги может быть снижена в несколько раз.

Итогом проведения экспертной оценки обстоятельств ДТП будет письменное заключение. Оно будет выдано на руки заказчику, а в отдельных случаях может быть растиражировано на несколько экземпляров. По статистике, результаты экспертной оценки понадобятся для дальнейшего судебного разбирательства, и разрешении спорных моментов со страховщиками. Следовательно, заключение должно быть предоставлено не только заказчику, но и ответчику по судебному процессу, страховой фирме и суду.

Получив на руки экспертное заключение, заказчик должен предоставить его в суд. Именно на основании этого документа будет происходить дальнейшее разбирательство дела и определение виновного.
Заключение представляет собой письменный документ, состоящий из нескольких частей:

  1. Введение. Здесь будут прописаны все законодательные нормативы, которые соответствуют причинам ситуации, а также указаны все права и обязательства независимых экспертов.
  2. Основная часть. Здесь эксперт отметит все методики, которые он использовал в процессе работы. Также будут указаны все исходные данные по транспортному средству и документальное сопровождение.
  3. Выводы. В заключительной части эксперт на основании имеющихся данных и результатов исследований даст точный анализ ситуации с указанием причин и обстоятельств трагедии, а также укажет на виновного в сложившейся ситуации.


Видео, трасологическая экспертиза автомобиля после ДТП

По делам о ДТП на первоначальном этапе расследования выделяют три типичные ситуации:

  • 1) водитель и транспортное средство находятся на месте происшествия;
  • 2) водитель вместе с транспортным средством скрылся с места происшествия;
  • 3) транспортное средство находится на месте происшествия, а водитель скрылся.

Самой распространенной является первая ситуация, когда и водитель, и транспортное средство находятся на месте ДТП. Следует учесть, что в данной ситуации не имеет значения, находится водитель непосредственно на месте происшествия или направлен в лечебное учреждение либо в ОВД: главное – его личность установлена и место его нахождения достоверно известно. Основной задачей в данной ситуации является установление всех обстоятельств ДТП и виновности конкретных участников.

Наиболее характерными для этой ситуации являются следующие следственные действия: осмотр места происшествия (включая осмотр транспортного средства и, если есть жертвы, трупа); допросы свидетелей ДТП; освидетельствование водителя и потерпевшего с целью установления алкогольного и наркотического опьянения; допрос водителя; допрос потерпевшего; назначение судебных экспертиз.

Вторая ситуация – когда ни водителя, ни транспортного средства на месте происшествия нет (есть лишь информация о самом событии и его последствиях). Основная задача в таком случае – установление и обнаружение как транспортного средства, так и его водителя. Для этого проводятся: осмотр места происшествия; допросы свидетелей, потерпевшего; медицинское освидетельствование потерпевшего на предмет установления алкогольного или наркотического опьянения; назначение судебных экспертиз, а также дается поручение органам дознания производства соответствующих ОРМ.

Для третьей ситуации, когда транспортное средство находится на месте происшествия, а водитель скрылся, характерны те же следственные действия (в ходе осмотра места происшествия проводится также осмотр транспортного средства). Поскольку водители, совершившие ДТП, нередко делают ложные заявления об угоне транспортного средства, таким образом создавая себе ложное алиби на это время, основная задача расследования в данной ситуации – разоблачение виновного путем проведения как следственных действий, так и ОРМ, которые поручаются органам дознания.

Экспертизы по делам о дорожно-транспортных происшествиях

Из числа судебных экспертиз, назначаемых при расследовании ДТП, наиболее характерными являются: судебно-автотехническая (дорожно-транспортная), судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств (биологическая), трасологическая, судебная экспертиза веществ, материалов и изделий. Могут также назначаться комплексные экспертизы (медико-автотехническая, медико-криминалистическая, трасолого-автогехническая) и другие в зависимости от конкретных обстоятельств.

В ходе проведения судебно-автотехнической (дорожно-транспортной) экспертизы выясняются следующие обстоятельства: какие повреждения имеются на транспортном средстве; когда и в результате чего они образовались – до ДТП, после или в момент ДТП; с какой скоростью двигалось транспортное средство до наезда (столкновения); с какой скоростью двигался пешеход; на каком расстоянии находилось транспортное средство по отношению к пешеходу (другому транспортному средству, препятствию) на различных этапах события (в момент нахождения пешехода на обочине, проезжей части, в пределах зоны видимости и т.п.); каков тормозной и остановочный путь транспортного средства; была ли техническая возможность предотвратить происшествие; какова непосредственная техническая причина происшествия; какие обстоятельства способствовали ДТП.

На разрешение судебно-медицинской экспертизы чаще всего выносятся следующие вопросы: какие повреждения имеются на теле потерпевшего; каковы их характер, расположение, механизм образования, последовательность нанесения; какие повреждения явились непосредственной причиной смерти потерпевшего; когда причинены повреждения; когда наступила смерть; явились ли повреждения результатом ДТП, и если да, то каков механизм их происхождения (удар, переезд, сдавливание и т.п.); в каком положении находился потерпевший в момент нанесения ему повреждения; какими частями транспортного средства могли быть нанесены повреждения; с какой скоростью двигалось транспортное средство; принимал ли потерпевший незадолго до смерти алкоголь, наркотические средства; если да, то в каком количестве; имелись ли у потерпевшего физические недостатки (дефекты зрения, слуха); какова его группа крови.

При обнаружении на транспортном средстве, дорожном покрытии различных веществ биологического происхождения (кровь, волосы) появляется необходимость в проведении судебно-медицинской экспертизы вещественных доказательств (биологической), в ходе которой решаются следующие вопросы: не является ли обнаруженное на месте происшествия вещество веществом организма человека; если да, то каким именно; к какой группе и типу оно относится; какова региональная природа вещества (из какой части тела оно происходит); какова давность происхождения данного следа; может ли это вещество принадлежать потерпевшему и т.п.

Объектами исследования трасологической экспертизы по делам о ДТП являются следы транспортного средства, оставленные на дорожном покрытии и препятствии, а также предметы и их части, отделившиеся от транспортного средства, и следы от препятствия на самом транспортном средстве. Так, при обнаружении на дорожном покрытии следов шин транспорта наиболее распространенными вопросами являются следующие: какой моделью шин оставлены следы на месте происшествия; на каких транспортных средствах устанавливаются шины данной модели; транспортным средством какого типа (модели) оставлены следы; не оставлены ли следы шин конкретным транспортным средством; если да, то каким колесом (колесами).

При обнаружении осколков стекла, частей кузова, одежды проводится трасологическая экспертиза для установления целого по частям.

При оставлении места происшествия водителем, если транспортное средство находится на месте ДТП, возникает необходимость в проведении дактилоскопической экспертизы с целью исследования следов пальцев рук, оставленных на различных механизмах, предметах транспортного средства (рулевое колесо, рычаг переключения скоростей, ручка двери, стеклоподъемника и т.п.). При этом основной вопрос таков: не оставлены ли следы пальцев рук конкретным лицом.

Для установления однородности того или иного вещества, обнаруженного на месте происшествия, транспортном средстве, потерпевшем, проводится судебная экспертиза веществ, материалов и изделий (ГСМ, лакокрасочных покрытий, жидких и сыпучих грузов).

Обновлено: 26.06.2018 1359

Всё об оценке авто при ДТП: зачем нужна, как проходит, сколько длится, кто платит и не только…

Приветствую всех! Это Кулик Илья. Очень часто при дорожных происшествиях невозможно точно установить обстоятельства случившегося, определить, кто виноват в произошедшем, основываясь только на показаниях участников аварии и очевидцев.

А узнать, как всё было на самом деле, необходимо, ведь от этого зачастую зависит судьба человека: останется он на свободе или отправится в колонию. Именно для этого проводится оценка авто при ДТП. О ней сегодня и поговорим.

Автотехническая экспертиза после ДТП - это специальное исследование транспортных средств (ТС), а также различных объектов, относящихся к аварии, необходимое для выяснения различных вопросов, обычно касающихся дорожно-транспортного происшествия. Экспертиза ДТП необходима для выявления обстоятельств, причин и факторов, вызвавших ДТП, а также оценки его последствий. Делается это с двумя целями.

Во-первых, выяснение обстоятельств происшествия необходимо для определения виновности участников, каждого из них, что особенно важно, когда в аварии или получают ранения. Чаще всего это основная цель назначения автоэкспертизы.

Во-вторых, собирается статистика, которая помогает сделать прогноз количества и характера возможных аварий, а также найти способы предотвращения возникновения аварийных ситуаций.

Виды автотехнических экспертиз

Автотехническая экспертиза (АТЭ) – это очень обширное понятие, в которое входит множество разнообразных исследований. Поэтому определено несколько критериев, по которым делятся автоэкспертизы. Наиболее часто выделяют исследования:

  • по типу и объекту изучения;
  • по очерёдности проведения;
  • по лицам , выполняющим экспертизу.

Виды АТЭ по содержанию

Это основная классификация для автотехнических экспертиз. Так как необходимо выявить все причины и обстоятельства происшествия, дать оценку случившегося с разных сторон, приходится исследовать совершенно различные предметы, использовать множество методик. Естественно, даже очень хороший специалист не сможет в совершенстве освоить все виды исследований.

Поэтому выделяют экспертизы:

  • обстоятельств дорожной аварии – изучается дорожная ситуация, приведшая к аварии, устанавливаются параметры движения участников столкновения, анализируются возможные и предпринятые водителями действия;
  • технического состояния транспортных средств подразумевает исследование ТС с точки зрения работоспособности и соответствия нормативам различных узлов и механизмов, в случае выявления неисправностей определяется причины и время их возникновения, возможность обнаружить их до аварии;
  • дорожных условий – исследуются состояние дорожного полотна, освещённость места происшествия, погодные факторы, имевшие влияние на возникновение аварийной ситуации;
  • – исследование любых следов, оставленных в результате ДТП: на ТС, на одежде и телах пострадавших людей, на дороге и придорожных объектах и т. д. для выявления обстоятельств происшествия, точного места столкновения, механизма взаимодействия ТС и другого;
  • автотовароведческую – оценка стоимости автомобиля, годных остатков и т. д.;
  • инженерно-психофизиологическую участников происшествия – изучение индивидуальных особенностей лиц, ставших участниками ДТП, их профессиональной деятельности как водителей, а также жизненных обстоятельств, которые могли оказать влияние на их психофизиологическое состояние, и, следовательно, привести к аварии, психической составляющей в действиях лиц, причастных к аварии.

Типы экспертиз по очерёдности

В процессе расследования обстоятельств происшествия одной экспертизы может быть недостаточно. Для дифференциации экспертных исследований по очерёдности проведения используют понятия:

  • первичная – является первым исследованием объектов;
  • дополнительна я – проводится если первой экспертизы оказалось недостаточно для выяснения всех обстоятельств. Исследуются вопросы, не задававшиеся во время проведения предыдущей автоэкспертизы;
  • повторная – перепроверяют выводы, полученные в результате проведённых ранее исследований, если есть сомнения в их точности и достоверности. Назначается также при выявлении новых обстоятельств, которые влияют на исход АТЭ. Проводится обычно комиссионно, при этом лица (организации), приводившие первую экспертизу, не могут участвовать в повторном исследовании.

Деление экспертных исследований по исполнителям

Знаний и возможностей одного эксперта может не хватить для расследования сложных, неоднозначных событий. А иногда при проведении АТЭ возникают вопросы, для выяснения которых требуется проведение особых исследований, не относящихся напрямую к автотехнике. Всё это будет влиять на число и квалификацию исполнителей.

Поэтому смотря по тому, кто проводит исследование, выделяют следующие типы экспертиз:

  • единоличную – проводится одним специалистом, обычно применяется в простых случаях;
  • комиссионную – исследование проводят несколько экспертов одной специальности, которые совместно отвечают на одни и те же вопросы. Каждый из них может дать своё обособленное мнение, при несогласии с другими членами комиссии;
  • комплексную – когда требуется привлечение специалистов из различных областей знаний, объединяет в себе несколько видов автоэкспертиз. Кроме того, АТЭ иногда может объединяться с исследованиями, не относящимся к транспортным, например, могут привлекаться специалисты из области медицины, криминалистики и т. д.;

Сколько стоит автоэкспертиза

Так как глубина и обширность исследований может быть совершенно различной, точно назвать стоимость трудно. Она будет зависеть от вида экспертизы, её сложности, срочности и количества вопросов, на которые должен будет ответить в процессе изучения обследуемых объектов.

Поэтому цена может составить как 3-5 тысяч рублей, за простые исследования по одному вопросу, так и 50 тысяч рублей и больше за комплексные, сложные автоэкспертизы. Стоит отметить, что судебная экспертиза, то есть проводимая по постановлению судьи в ходе тяжбы обычно дороже на 25-30% чем такое же исследование, проводимое до суда.

Кто оплачивает работу эксперта

Платит за экспертизу, в том числе судебную, всегда её инициатор. Если экспертное исследование проводилось до суда, оплативший её может взыскать их с оппонента в порядке предъявления претензии или в суде.

Если в суде несколько сторон изъявили просьбу о проведении исследования, платят они поровну. В случае трудного финансового положения лица, подающего просьбу, экспертиза может быть по решению суда частично или полностью оплачена из бюджета.

Бюджетные средства также идут на оплату экспертизы, когда её инициатором выступает судья или должностное лицо. Деньги перечисляются лицом, подавшим ходатайство о назначении АТЭ, на специально предназначенный для этого счёт суда.

Но при вынесении решения по делу суд назначает проигравшей стороне возместить все расходы, понесённые стороной, выигравшей тяжбу. Если иск удовлетворён частично, то расходы компенсируются пропорционально удовлетворённым требованиям. Так же в соответствии с решением суда распределяются затраченные бюджетные средства.

Сроки проведения

Время, которое необходимо затратить на экспертное исследование, главным образом зависит от объёма работ и их сложности. Законодательством временные границы для экспертизы не определены.

На проведение экспертизы уходит обычно от 3 до 5 суток, в сложных случаях расследование может идти и 15-30 дней. Многие компании предлагают выполнение исследования в сокращённые сроки за дополнительную плату.

При проведении экспертизы конкретные сроки устанавливает судья. Они закрепляются в постановлении о проведении автоэкспертизы. В этом случае за несоблюдение сроков к исполнителю принимаются взыскания, вплоть до штрафов. Ведение дела приостанавливается, пока выполняется исследование.

Кто проводит экспертное исследование

Кроме того, помня о многообразии автоэкспертиз, необходимо следить, чтобы проводящее исследование лицо имело соответствующую квалификацию. Чтобы трасолог не оценивал техническое состояние автомобиля, и, наоборот, специалист по техсостоянию не исследовал следы.

Какие вопросы надо задавать эксперту

Для того чтобы по результату экспертизы можно было установить обстоятельства аварии необходимо правильно поставить вопросы. Иначе вместо исследования получится пустая трата времени и денег.

Точный список вопросов зависит от ситуации, причём для определения задач для эксперта лучше всего проконсультироваться с человеком, имеющим опыт проведения экспертных исследований. Потому что, например, даже хороший юрист, практикующий адвокат, может не знать некоторых технических аспектов, и поэтому не сможет задать вопросы, ответ на которые будет однозначно свидетельствовать в пользу его подопечного.

Поэтому по вопросам на экспертизу следует проконсультироваться именно у эксперта, это можно сделать в любой экспертной фирме.

Здесь я приведу общий, но не исчерпывающий список возможных вопросов. Следует знать, что эксперт-техник отвечает только на прямые вопросы, связанные с техническими аспектами. То есть он не может сказать, например, кто виновен в аварии.

Задачи эксперту при столкновении автомобилей

Конечно, вопросы будут различаться в зависимости от типа расследования и от обстоятельств ДТП. Так, для автотовароведческой характерен вопрос: «Какова стоимость восстановительного ремонта ТС или годных остатков?». Но для выяснения обстоятельств аварии проводятся обширные исследования: трасологические, обстоятельств аварии, технического состояния авто, и другие.

Примерными вопросами для эксперта могут стать:

  • каков был коэффициент сцепления дорожного покрытия;
  • на какую дальность была видимость ;
  • с какой скоростью и ускорением двигалось ТС ;
  • какое расстояние между ТС было , когда водитель, создавший помеху начал движение
  • когда водитель начал торможение ;
  • имелась ли техническая возможность предотвратить аварию;
  • по какой траектории двигалось ТС;
  • в каком месте произошло взаимодействие ТС;
  • под каким углом машины врезались друг в друга
  • сколько времени прошло между различными фазами аварийной ситуации (например, от начала торможения до столкновения);
  • как располагались на проезжей части ТС участников аварии;
  • на какой скорости при данных условиях возможен занос, опрокидывание;
  • что стало причиной потери устойчивости ТС;
  • имеются ли неисправности в каждой из систем автомобиля, какая из них стала причиной аварии, могла ли она быть обнаружена ранее (например, на техосмотре);

Интересно! Специальными экспертизами можно установить даже то, были ли включено наружные световые приборы, причём даже по разбитой лампе.

Вопросы эксперту при ДТП с пешеходом

Но возможно заказать и любое другое автотехническое исследование, например, чтобы идти в суд не с пустыми руками, а уже с оценкой обстоятельств происшествия, данной экспертом. Хотя и при наличии экспертного заключения суд может назначить повторную судебную экспертизу.

Досудебные исследования, как правило, дешевле аналогичных, проводимых по постановлению суда, иногда значительно, что тоже немаловажно.

Как самостоятельно провести экспертное исследование

Для проведения такой экспертизы достаточно заключить договор на соответствующую услугу с экспертом-техником (экспертной компанией), уведомить другую заинтересованную сторону (другого участника аварии, страховую компанию), и предоставить объекты для исследования.

По результатам исследования будет составлено экспертное заключение, обосновываясь на котором можно предъявлять претензии к оппонентам или отстаивать свои права в суде. Но чтобы документ имел силу, важно, чтобы он был составлен аттестованным компетентным специалистом, поэтому к выбору исполнителя надо отнестись очень серьёзно.

Экспертиза при административном расследовании

Если при производстве по делу об административном происшествии (АП) в ГИБДД или в суде обстоятельства требуют экспертного исследования, должностное лицо или судья выносят соответствующее определение, в котором прописываются:

  • основание для назначения экспертизы;
  • название экспертной организации или ФИО эксперта, которому поручается выполнение автоэкспертизы;
  • перечень вопросов , для ответа на которые и назначается АТЭ;
  • список материалов и объектов , относящихся к делу, предоставляемых для исследования;
  • разъяснение прав и обязанностей эксперта , предупреждение об ответственности за ложные сведения.

Лицо, вынесшее определение о назначении экспертизы, обязано до его направления исполнителю ознакомить с ним потерпевшего и лицо, в отношении которого ведётся дело об АП (ЛВОК). При этом указанные лица имеют право, объясняя свою точку зрения:

  • просить устранить конкретного эксперта от исследования;
  • просить привлечь других специалистов;
  • добавлять свои вопросы на экспертизу.
Итог исследования

Результатом исследования становится экспертное заключение, оформляемое её исполнителем. В заключении указывается:

  • кто выполнял исследование;
  • на каком основании проводилась экспертиза;
  • в чём заключалось исследовани е;
  • чёткие ответы на поставленные вопросы и выводы по ним.

Должностное лицо или судья, вынесшие определение о назначении автоэкспертизы, могут и не согласиться с выводами, сделанными экспертом, однако для этого они должны обосновать своё мнение.

Судебная экспертиза

Порядок и принципы назначения и проведения экспертных исследований схож для любого судебного процесса: административного, уголовного, гражданского или арбитражного. По сути, различия заключаются только в терминах и некоторых процессуальных особенностях, а права и обязанности лиц, причастных к делу, одинаковы.

Наиболее полно о судебной экспертизе написано в УПК, поэтому я расскажу об АТЭ с точки зрения проведения её при расследовании по уголовному делу. Кроме того, если не считать автотовароведческой, автоэкспертизы проводятся в большинстве случаев после ДТП с тяжёлыми последствиями, когда виновным грозит уголовное наказание.

Назначение экспертизы

Экспертное исследование назначается по ходатайству участников дела или по инициативе судьи или следователя. Инициатива может исходить как от истца, так и от ответчика. Подавать прошение можно в суде первой инстанции до окончания стадии исследования доказательств.

В апелляции ходатайство удовлетворяется только при наличии уважительной причины, объясняющий невозможность провести экспертизу ранее (например, суд первой инстанции отклонил аналогичную просьбу).

В уголовном процессе назначать автоэкспертизу также может следователь ещё до суда и даже до возбуждения уголовного дела. Но называться такое исследование всё равно будет судебным.

Как написать ходатайство

Писать ходатайство можно в свободной форме. В его тексте обязательно должны содержаться:

  • реквизиты документа (название суда, информация о деле);
  • основания для назначения экспертизы, подкрепляемые ссылками на нормативно-правовые акты;
  • вопросы , которые необходимо задать эксперту;
  • желаемого исполнителя ;
  • перечень предметов , предоставляемых стороной для исследования.

Для составления документа лучше воспользоваться услугами юриста. В качестве примера предлагаю вам скачать для гражданского суда и в защиту обвиняемого по уголовному делу. Ходатайство передаётся должностному лицу, ведущему дело, или в суд: через канцелярию или на судебное заседание.

Постановление о назначении исследования

Лица, причастные к судебному процессу, имеют право предлагать свои вопросы к эксперту, но окончательный их перечень устанавливает судья. Если судья отказывает включить в задачи для специалиста какой-либо из вопросов, поступивший от участвующих сторон, он должен мотивировать своё решение.

Приняв окончательное решение о назначении исследования, следователь или судья выносит постановление или определение, в котором должна содержаться та же информация, что и при административном расследовании:

  • основание для проведения исследования;
  • назначенный исполнитель ;
  • вопросы эксперту;
  • исследуемые материалы .
Права сторон

Лицам, причастным к делу, обязательно показывается текст постановления о назначении автоэкспертизы, и получить разъяснения своих прав, в которые входят полномочия:

  • просить об исполнении экспертизы конкретным лицом или организацией;
  • просить устранить того или иного специалиста от исследования (заявить отвод);
  • ходатайствовать о добавлении вопросов , задающихся исполнителю;
  • знакомиться с определением суда о назначении экспертного исследования , а также с заключением эксперта, протоколом его допроса;
  • присутствовать при исследовании , давать объяснения;
  • ходатайствовать о назначении новых экспертиз.

Примечание. Свидетель имеет право ознакомиться только с заключением по экспертизе, выполненной в отношении его самого.

АТЭ в отношении потерпевшего и свидетелей может быть выполнена только после получения письменного согласия от них или их представителей.

Очень важно знать! Если одна из сторон судебного процесса уклоняется от участия экспертизе, мешает проведению исследования, например, не предоставляет принадлежащие ей объекты, что делает проведение автоэкспертизы невозможным, суд может и без проведения исследования признать установленным или опровергнутым факт, для выяснения которого и назначалась экспертиза, так, чтобы решение было не в пользу уклоняющейся стороны.

Проведение судебной АТЭ

Следователь направляет руководителю экспертной компании или непосредственно частному эксперту-технику соответствующее постановление и необходимые для исследования объекты и материалы. Эксперт должен получить от своего руководителя или от следователя разъяснение своих прав и ответственности.

Если квалификация эксперта не позволяет выполнить исследование, или материалов недостаточно, эксперт-техник может сразу вернуть постановление, объяснив причину возврата.

Следователь может присутствовать при выполнении исследования, узнавать у эксперта объяснение его действий. Специалист по АТЭ в своём заключении должен указать на присутствие других лиц при её проведении. Потерпевший, обвиняемый и их представители с разрешения следователя также могут находиться при осуществлении экспертизы.

Особенности комиссионной и комплексной экспертиз

По решению должностного лица или руководителя экспертной фирмы может быть назначена комиссионная автоэкспертиза, то есть исследование будет выполняться несколькими экспертами одной специальности. По вопросам, вызвавшим разногласия между экспертами, составляется отдельное заключение каждым из участников исследования. Если члены комиссии сходятся во взглядах, пишется одно экспертное заключение.

При комплексной экспертизе, когда исследование выполняют специалисты из различных областей знания, оформляется одно заключение, но каждый из экспертов подписывает только ту часть документа, которая описывает проделанную им работу и его выводы. Соответственно, несёт ответственность он также только за свои действия и ответы.

Итог исследования

После проведения АТЭ эксперт (комиссия) составляют заключение, которое содержит следующую информацию:

  • дата, время и место выполнения исследования;
  • основания для выполнения автоэкспертизы;
  • должностное лицо , назначившее проведение;
  • сведения об исполнителе (экспертной организации);
  • информация о предупреждении эксперта об ответственности за дачу ложных показаний;
  • объекты и материалы , изученные в ходе автоэкспертизы;
  • информация о присутствовавших при экспертизе (следователь, стороны процесса);
  • сведения о выполненных исследованиях , с перечислением методик;
  • ответы на поставленные вопросы , их обоснование и выводы по ним.

Если во время исследования были выявлены значимые для уголовного дела сведения, узнать которые не требовалось, специалист имеет право включить эти данные в заключение.

К заключению прилагаются различные материалы, подтверждающие выводы специалиста, это могут быть различные фотографии, графики, схемы. Причём они являются частью заключения.

Когда сделать выводы невозможно

Иногда эксперт не может дать провести исследование по предоставленным ему материалам и сведениям. Как правило это случается при низком качестве представленных для исследования материалов, неполных исходных данных.

В такой ситуации эксперт сообщает о невозможности сделать заключение, объясняя причины. С содержанием этого сообщения также могут ознакомиться лица, причастные к делу (кроме свидетеля).

Объяснение результатов

Эксперт может быть вызван в суд для объяснения и дополнения сделанных им в заключении выводов. Инициировать это могут как участники тяжбы, подав ходатайство, так и судья или следователь.

Задавать вопросы может любой из участников процесса, но начинает всегда сторона, по просьбе которой проводилось исследование. При необходимости эксперту даётся время на подготовку ответов. Задавать вопросы можно только в рамках проведённой экспертизы. Допрос эксперта обязательно протоколируется в судебных документах.

Экспертное заключение показывается потерпевшему, обвиняемому и их представителям, при этом им напоминают об их праве ходатайствовать о новой АТЭ.

Если проведённое исследование недостаточно прояснило ситуацию, возможно назначение повторной или дополнительной автоэкспертиз. Дополнительную может выполнять как тот же самый эксперт, что и проводил предыдущую, так и другой человек. Для повторной обязательно назначается новый специалист.

  • тщательно выбирайте эксперта (экспертную компанию);
  • по возможности присутствуйте при экспертизе;
  • внимательно подойдите к составлению вопросов для эксперта. Воспользуйтесь квалифицированной помощью в этом деле. Помните, какой будет вопрос, такой и ответ.
  • не спешите с изучением документов , результатов исследования. Ограничивать вас во времени никто не вправе;
  • помните о возможности проведения дополнительной и повторной экспертизы.

Заключение

Как вы теперь знаете, именно автотехническая экспертиза позволяет точно установить многие обстоятельства и последствия дорожного происшествия. Но для получения результатов, соответствующих реальности, подготовка к автоэкспертизе и её выполнение должны быть проведены очень качественно, в соответствии с нормативно-правовыми документами.

Напомню, что в комментариях вы можете задавать интересующие вас вопросы по теме статьи и рассказывать о своём опыте. Так что пишите, не стесняйтесь!

В следующем видео практикующий специалист по автотехнической экспертизе отвечает на вопросы автолюбителей .

П.С.: Статью украсили фото Alfa Romeo Brera. Взял здесь: drive2.ru/r/alfaromeo/461515.

Одной из особенностей расследования ДТП являются многочисленные экспертизы. По делам о ДТП необходимость в назначении экспертиз возникает при необходимости получения ответов на ряд вопросов: о степени тяжести вреда, причиненного здоровью потерпевшего в результате ДТП; о размере ущерба причиненного в результате ДТП о наличии водителя технической возможности предотвратить наезд на потерпевшего в результате ДТП; о принадлежности частей кожного покрова или мышечной ткани конкретному человеку; об однородности ГСМ, обнаруженных на месте ДТП и ГСМ, которые исследовались при эксплуатации данных ТС и так далее. Для разрешения возникающих вопросов по уголовному делу о ДТП назначаются судебные экспертизы.

Вопрос о необходимости назначения экспертизы по делу о ДТП решает следователь в производстве которого находится уголовное дело, за исключением случаев, когда производство экспертизы является обязательным. В зависимости от обстоятельств расследованного дела на экспертизу могут быть направлены: труп потерпевшего в результате ДТП; материальные объекты сохранившие следы ДТП; материалы уголовного дела, содержащие сведения необходимые экспертам для дачи заключения и т.п. преступление расследование транспортный

Отмечается, что «использование экспертом научно-технических правил, относящихся к области его специальных познаний и изложенных в нормативных актах (например, в правилах по технике безопасности) не являются вторжением в сферу права. При этом решается вопрос не о вине, а о соответствии действий лица в данной обстановке техническим требованиям. Экспертом может быть поставлен вопрос, требующий оценки заключения предыдущего эксперта или сопоставительного анализа доказательств (например, о соответствии показаний водителя о моменте торможения имеющимся следам)» Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РФ. М. ЭКМОС 2002..

Виды экспертиз, назначаемых по делам о ДТП, в каждом конкретном случае определяются с учетом обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу и характера специальных показаний, необходимых для разрешения вопросов, возникающих в ходе предварительного следствия. Обычно, по делам о ДТП назначают следствие экспертизы: автотехническую; транспортно - трасологическую, металловедческую; веществ и материалов; лакокрасочных материалов и покрытии; нефтепродуктов и ГСМ, биологическую; почвоведческую; дорожно-транспортную; судебно-медицинскую; автотовароведческую; психофизиологическую экспертизу водителя; комплексные и иные экспертизы.

При расследовании дел о ДТП трассологическая экспертиза назначается с целью идентификации конкретного ТС по его следам, оставленным на месте происшествия.

Трассологическая экспертиза делам о ДТП может быть назначена для определения возможных повреждений шин ТС с целью его установления и для разрешения других споров, возникающих в ходе предварительного следствия. Также она может быть назначена с целью идентификации ТС (по следам столкновения, образовавшемся от удара как на ТС, так и на других предметах).

При расследовании ДТП судебная металловедческая экспертиза проводится довольно редко, а если и проводится, то в основном в виде комплексной экспертизы: трассологической и металловедческой либо автотехнической, трассологической и металловедческой. Однако особенности некоторых ДТП обуславливают необходимость назначения металловедческой экспертизы, без которой невозможно принять правильные решения о виновности или невиновности водителя. Металловедческие экспертизы при расследовании ДТП проводятся в целях исследования качественного и количественного состава металлов и сплавов и изделий из них (запасных частей, отдельных агрегатов; узлов и деталей ТС), установления соблюдения нормативной технологии и времени изготовления металла и сплавов, условий их эксплуатации, видоизменений, связанных с обстоятельствами ДТП, а также для установления причины и времени разрушения деталейТС: до начала ДТП; в момент ДТП; после ДТП.

Криминалистические экспертизы материалов, веществ (КЭМВИ), ее предметом являются фактические данные, устанавливаемые путем экспертных исследований вещественных доказательств в виде возможных материалов; веществ, изделий и их частей, а также предметов-носителей микрообъектов определенной природы, с использованием специальных технологических и естественно-технических знаний.

Экспертиза нефтепродуктов (НП) и горюче-смазочных материалов (ГСМ) проводится в целях обнаружения на объектах нефтепродуктов; установлению вида, сорта и марки НП или ГСМ их следов (например, обнаружение на одежде данного лица следов смазочных материалов и относительности их к конкретному ДТП). На практике следы ГСМ и НП остаются на месте ДТП редко, но их можно эффективно использовать при расследовании уголовных дел данной категории.

Основными задачи биологической экспертизы является установление природы вещественных доказательств, являющихся объектами растительного и животного происхождения. При расследовании ДТП хоть и редко, но все же имеют место случаи, когда на месте происшествия, в том числе и на самом ТС и на одежде потерпевшего, остаются следы листьев, травы, растений, овощей, дикорастущих ягод и других объектов биологического происхождения. Указанные следы требуют их выявления, фиксации и изъятия в целях: установления механизма травмирования потерпевшего животного; реконструкции механизма ДТП; установление причастности водителя и ТС к событию ДТП; установление других причин, имеющих существенное значение для разрешения уголовного дела. Заключительная экспертиза по делам о ДТП проводится крайне редко в целях обнаружения микрообъектов зоологического происхождения, например, волос или шерсти животных сбитых ТС.

При расследовании дел о ДТП почвоведческая экспертиза проводится как правило в целях установления факта нахождения конкретных ТС на данном участке местности, факта контактов взаимодействия и в других случаях, когда возникает необходимость в установлении общности почвы в месте ДТП с наслоением почвы, обнаруженном на ТС или общности наслоений почвы на ТС и одежде потерпевшего. В отдельных случаях с помощью почвоведческой экспертизы устанавливаются причины и условия, способствующие возникновению ДТП.

Объектами почвоведческой экспертизы являются почвенные наслоения на предметах-носителях, предметы с загрязнениями похожими на почву: на одежде, обуви, транспортных средствах, орудиях и инструмента.

В почвоведческой экспертизе образцов разделяются на сравнительные и контрольные.

Сравнительные образцы отбираются с проверяемого участка. Контрольные образцы с окружающих участков местности.

Современная дорожно-техническая экспертиза (ДТЭ) как вид автотехнической или дорожно-транспортной - это экспертное исследование участка дороги на месте происшествия, непосредственно приникающих к нему участках с дорогой.

ДТП начинается в случае необходимости установить по делу о ДТП признаков, указывающих на возможное на возможное несоответствие технического состояния дороги на участке ДТП требованиям нормативно-технической документации (НТД). Статистически ДТП показывает, что наиболее частым результатом негативного проявления дорожно-технического фактора является ДТП, связанные с заносом ТС.

Предметом исследования ДТЭ являются связанные с ДТП фактические данные о строительных и эксплуатационных качествах автомобильной дороги и ее элементов, дорожных условий и окружающей среде, а также параметров дороги с элементами автомобиля. Перечень вопросов следователя к эксперту зависит от конкретных обстоятельств ДТП.

Основанием для назначения психофизиологической экспертизы водителя ТС по уголовным делам о ДТП являются сомнения следователя в соответствии индивидуальных психофизиологических особенностей водителя условиям, в которых произошло ДТП. Эти данные могут относиться к особенностям конкретной ситуации и условиям деятельности водителя перед и в момент ДТП, к индивидуальным особенностям зрительного восприятия и реакции водителя.

Судебная психологическая экспертиза автотранспортного средства, совершившего ДТП обычно назначается после автотехнической экспертизы и только в том случае если эксперт - автотехник пришел к выводу о наличии у водителя данного автотранспортного средства технической возможности предотвратить ДТП. Отмечается, что «при проведении судебно-психологической, психиатрической, наркологической экспертиз подозреваемого, обвиняемого, подсудимого он становится объектом исследования его поведения, состояния, личности. Беседа обвиняемого с экспертом об обстоятельствах деяния, в котором он изобличается, проводится в независимости от желания поэкпертного» Маркина Е. Познавательные задачи проведения судебной экспертизы в уголовном процессе как критерий допустимости//Уголовное право. - №3, 1998, с. 60..

Основной задачей судебной психофизической экспертизы свидетелей автотранспортного средства, совершившей ДТП, является установление с использованием специальных знаний в области данного вида экспертиз соответствию индивидуальных особенностей водителя требованиям дорожно-транспортной, предшествующей ДТП.

Особенностью расследования дел о ДТП нередко возникает необходимость назначению таких комплексных судебных экспертиз как автотехническая и трисологическая; трасологическая и судебно-медицинской, автотехнической и судебно-медицинской; дорожно-транспортной и психофизиологической; трассологической и металловедческой; биологической и почвоведческой и др.

Особенности различных ДТП, в основном с такими последствиями в ДТП сопряженные со взрывами, пожарами, падениями ТС в овраги, пропасти, воду, туров ТС и т.д., требует от следователя назначения судебных экспертиз, не типичных для расследования данной категорией уголовных дел. Такими экспертами являются: пожарно-технической, электротехническая, взрывотехническая.

Из-за многообразия, разноплановость объектов эти экспертизы часто выполняются в комплексе с другими экспертизами.

Анализ следственной практики приводит к выводу, что в ходе расследования ДТП нередко складываются процессуальные ситуации; когда решение вопроса о виновности или невиновности водителя ТС определяется по заключению автотехническая экспертиза. Автотехническая экспертиза охватывает широкий круг вопросов, для разрешения которых используются специальные познания и это и получить доказательства для формирования следователем заключения об обстоятельствах расследуемого ДТП.

Также следователю нужно провести действия по установлению и возмещению ущерба причиненного ДТП.

В действующем уголовно-процессуальном законодательстве различаются моральный, физический и имущественный вред или ущерб.

Моральный вред может быть причинен как физическим, так и юридическим лицом, однако по уголовным делам о ДТП факт причинения юридическим лицом этого не входит предмет доказывания, а потому может быть установлен в порядке гражданского судопроизводства.

В отношении физических лиц моральный вред имеет значение в тех случаях, когда в результате ДТП погиб потерпевший и закон признающий презюмирует, что факт его гибели причиняет нравственные страдания его близким родственникам, которые должны признаваться потерпевшим. Факт примечания морального вреда может послужить основанием для предъявления гражданского нет при условии причинения в результате ДТП тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, либо крупного ущерба.

Физический вред по делам о ДТП выражается в наступлении смерти потерпевшего либо в причинении или среднего вреда здоровью потерпевшего.

Материальный ущерб состоит в том, что в результате совершения ДТП уменьшается объем имущественных благ определенного гражданина, учреждения или организации.

Нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации ТС повлекшее причинение материального ущерба, может быть квалифицированно по ст. 264 УК РФ при условии, что причиненный ущерб является крупным. Но в ст. 264 УК РФ не указан размер ущерба, причиненный в ДТП, который можно считать крупным; поскольку вопрос о размере причиненного ущерба решается в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств дела. В частности «крупный ущерб может быть сугубо материальным (например, в результате ДТП автомашина уничтожена или ей причинены повреждения, требующие капитального ремонта; уничтожено или значительно повреждено строение, сооружение или иной материальный объект), организациям (например, нарушение работы транспорта на длительное время), либо экологическим (например, заражение окружающей среды истекающим в результате аварии ядовитой жидкостью, нефтепродуктами и другими веществами» Комментарий к Уголовному кодексу РФ/Под ред. Радченко В.И. - М.: Вердикт, 1996, с. 479..

Материальный ущерб по делам о ДТП может быть обусловлен тем, что вследствие причиненного физического вреда потерпевший временно утрачивает трудоспособность и соответствующую часть заработка. По этой же причине потерпевший или его законный представитель вынуждены понести денежные расходы на лечение, протезирование, усиленное питание, погребение и т.д. Затраченные при этом суммы включаются в понятие материального ущерба от преступления.

В ходе проверки заявления (сообщения) о ДТП характер и размер причиненного ущерба устанавливается путем осмотра места ДТП, а также путем истребования необходимых материалов и получению объяснений, однако без производственных действий предусмотренных УПК РФ. Необходимость в истребовании материалов и получении объяснений возникает обычно в случаях, когда имеющиеся у следователя сведения о ДТП недостаточны для вывода о тяжести вреда, причиненного здоровью потерпевшего или о размере причиненного ущерба, либо имеются указания на наличие какого-либо обстоятельства, исключающего производство по уголовному делу. Таким образом проверочные действия должны проводиться тогда, когда имеющиеся сведения о ДТП недостаточны для принятия решения о возбуждении уголовного дела. Особые требования в законе установлены к процедуре определения смерти лица, пострадавшего в результате ДТП или тяжести вреда, причиненного его здоровью. В данном случае обязательно проводится судебно-медицинская экспертиза материального ущерба, возникшего в результате столкновения ТС определяется по правилам, установленным в Методическом руководстве по определению стоимости транспортного средства с учетом естественного износа и технического состояния на момент предъявления. В случае необходимости может быть назначена судебно-товароведческого экспертиза. В соответствии с законом действует принцип возмещения в полном объеме вреда причиненного ДТП, то есть определяются затраты на восстановление ТС, поврежденного в результате ДТП, а также утрата товарной стоимости в результате полученных повреждений.

Многие автотранспортные происшествия проходят при повышенных скоростях движения автомобиля, за относительно короткое время и нередко при отсутствии свидетелей. Перед судебно-медицинской экспертизой ставится задачи, которые не могут быть ограничены только условием причины смерти и характера повреждений. Воссоздание обстоятельств происшествия требует от судебно-медицинского эксперта решения широкого комплекса вопросов, связанных с механизмом причинения как травмы в целом, так и отдельных ее этапов (фаз оценки их с учетом данных осмотра МП и ТС, особенностью данных происшествия).

На разрешение судебно-медицинской экспертизы ставятся обычные вопросы:

  • 1) каковы причины смерти потерпевшего;
  • 2) какой характер телесных повреждений, их локализация (очаг);
  • 3) когда (между какими часами) наступила смерть потерпевшего;
  • 4) наступила ли смерть пострадавшего в результате ДТП или она последовала до автопроисшествия (инсценировка гибели в ДТП).

Судебно-медицинская экспертиза может также установить:

  • 1) имел ли место факт переезда человека или повреждения получены им в результате удара;
  • 2) в каком положении находится потерпевшим в момент ДТП;
  • 3) в каком физическом состоянии он находился в момент автоаварии (в трезвом или в состоянии опьянении и т.п.);
  • 4) имеются ли на теле потерпевшего повреждения, характерные для тех технических повреждений, которые обычно (при сравнимых обстоятельствах) причиняется в соответствующих случаях водителям, пассажирам, пешеходам во время ДТП;
  • 5) имеются ли следы волочения потерпевшего, причем пожизненные или посмертные;
  • 6) возможен ли факт того, чтобы труп был «отброшен» от места столкновения ТС с участниками дорожного движения на «такое-то» расстояние;
  • 7) как быстро наступила смерть пострадавшего.

Причиненные при ДТП телесные повреждения «можно разделить на специфические, характерные и нехарактерные.

Специфические повреждения передают некоторые свойства деталей транспортного доступа (размер, форму), например, отпечатки протектора-шины, бампера, ободка фары на теле или одежде потерпевшего.

Характерные - возникают только в условиях характерных обстоятельств дорожно-транспортного происшествия (наезд на человека, столкновение транспортных средств, выпадение из транспортного средства).

Могут возникнуть и нехарактерные повреждения, не имеющие присущих двери первым группам признаков. Они возникают от воздействия на тело человека любого тупого или постороннего предмета» Криминалистика: Учебник/Под ред. проф. Филипова А.Г. (отв. ред.) и проф. Волынского В.А. - М.: СПАРК, 1998, с. 466-467.

По делу о ДТП признание лица потерпевшим должно состояться сразу, как только будет установлен факт причины тяжкого или средней тяжести вреда здоровью данного гражданина либо причинения ему крупного ущерба.

Дорожно-транспортные происшествия – сложные ситуации, сопровождающиеся сочетанием многих факторов, влияющих на возникновение самого ДТП и на его последствия. Задачей ГИБДД, страховых компаний и других вовлеченных сторон становится выяснение этих факторов, мер их воздействия и соотнесения с действиями участников аварии. Решает такую задачу автотехническая экспертиза при ДТП.

Автотехническая экспертиза в общем случае – это проводимая специалистом диагностика автомобиля, в том числе необходимая для выяснения причин дорожной аварии с участием исследуемого транспортного средства. Проведение экспертизы при ДТП требует специальных навыков и опыта, поэтому проводится уполномоченными лицами и организациями. Круг задач не относится лишь к сфере автоаварий.

При экспертизе машины после ДТП проверяют:

  • состояние пострадавшего автомобиля, его узлов и агрегатов, качество деталей, сборки авто;
  • причины поломки узла машины;
  • качество обслуживания или ремонта авто, поскольку неправильно проведенные над ТС работы могут привести к аварии;
  • обстоятельства ДТП и причины, приведшие к аварии;
  • оценивают стоимость ремонта машины и устранения дефектов после ДТП;
  • устанавливают цену авто в том или ином состоянии на некоторый момент времени.

Когда нужна экспертиза

Обязательный этап в разборе ДТП – установление виновника происшествия. Этому лицу (водителю, пешеходу, коммунальным службам) в дальнейшем придется компенсировать стоимость нанесенного другим сторонам ущерба, а потерпевшим нужно доказать наличие ущерба и установить его величину.

К сожалению, не всегда виновник аварии соглашается с предъявленными к нему претензиями. К тому же непосредственно на месте бывает сложно определить, чьи действия привели к ситуации или же установление виновного в ДТП происходит неправильно. Техническая экспертиза автомобиля после ДТП нужна именно для таких спорных ситуаций, когда требуется установить, кто (или что) явился причиной аварии, определить пострадавших, сумму ущерба, картину происшествия в целом. Экспертиза проводится, когда разрешить спорную ситуацию нельзя без профессиональных автотехнических знаний, нет единодушия сторон в размере ущерба от ДТП, или одна из сторон-участниц аварии придерживается позиции, с которой другая не согласна.

Автотехническая экспертиза служит для следственных и судебных органов инструментом выявления виновника ДТП и раскрытия всех обстоятельств события. Это крайне важно, ведь некоторые детали ДТП могут смягчить степень ответственности водителя ТС, усугубить таковую или указать на других виновных. Например, на некачественно проведенные в автосервисе работы, дорожную службу, не содержащую покрытие в должном качестве, забывшую установить знаки при ремонте. А на основании оценки ущерба от ДТП предъявляются требования к виновному водителю и его компании-страховщику.

В некоторых источниках встречается название «дорожно-транспортная экспертиза». Ряд профессиональных экспертов считает этот термин более верным, поскольку в объекты экспертного исследования входит не только автомашина, но и состояние трассы, различных дорожных конструкций, действия в сложившейся ситуации каждого из водителей, прочие обстоятельства и нюансы случившегося ДТП.

Виды проводимых проверок

При оформлении бумаг на экспертизу нужно выбрать эксперта. Возможна и , если ходатайство подается не судом, а одной из сторон спора. Если запрос делает суд, эксперта выбирает он. В любом случае специалист должен иметь персональный идентификатор и лицензию от Минюста.

Ходатайство о назначении автотехнической экспертизы по ДТП можно скачать на нашем сайте.

Проведение экспертизы

Процедура экспертизы проходит в нескольких этапов:

  • участвующие стороны уведомляют о факте будущей экспертизы, времени и месте проведения таковой;
  • проводится осмотр места аварии и пострадавшего в ДТП транспорта с целью дальнейшей экспертизы;
  • собранные сведения анализируются, специалисты готовят результат экспертизы;
  • уполномоченный эксперт составляет заключение по ДТП, предоставляемое заявителю.

Вопросы для экспертов

Чтобы автотехническая экспертиза ТС после любого ДТП достигла поставленной цели, стала максимально точной и корректной, в ходатайстве нужно указывать правильный перечень вопросов специалисту. Далее предложен рекомендованный для автотехнической экспертизы по ДТП список вопросов эксперту.

Для проверки обстоятельств:

  • какова была действительная скорость движения ТС до начала водителем торможения;
  • протяженность тормозного и остановочного пути;
  • была ли у водителя ТС какая-либо техническая возможность избежать аварии через применение техники экстренного торможения;
  • какими нормами, требованиями и пунктами Правил дорожного движения следовало руководствоваться каждому участвовавшему водителю ТС в сложившейся ситуации;
  • действовал ли по ПДД водитель;
  • какова величина допустимой скорости передвижения ТС на участке трассы с аналогичным поворотным радиусом или видимым расстоянием;
  • минимально допустимая в конкретной ситуации дистанция движения ТС по отношению к едущему впереди;
  • соответствовали ли с технической точки зрения объяснения водителя реальному положению дел;
  • какое расстояние было, когда водитель объективно мог увидеть пешехода, вышедшего из-за неподвижного препятствия;
  • кто из участников аварии имел преимущество при движении;
  • каково расстояние, на котором должен был водитель ТС начать маневр по безопасному обгону или объезду.

Для технической экспертизы:

  • были ли у транспортного средства неисправности;
  • каковы причины имевшихся неисправностей ТС;
  • был ли дефект причиной аварии;
  • могла ли поломка ТС случиться как следствие ремонта или обслуживания;
  • каким было влияние неисправности или дефекта на устойчивость ТС, его управляемость;
  • был ли в состоянии водитель ТС, с учетом обнаруженной поломки, предотвратить аварию;
  • был ли шофер/иное лицо, ответственное за выпуск на трассу/рейс ТС, в состоянии выявить поломку до аварии;
  • являлся ли выполненный ремонт ТС качественным;
  • если ТС ремонтировалось, устранена ли была в итоге поломка;
  • полностью ли выполнены перечисленные в заказ-наряде работы.

Для трасологической экспертизы:

  • где расположено место наезда/столкновения/удара;
  • как расположены ТС на момент самой аварии относительно друг друга и проезжей части, полотна и границ таковой;
  • каков был механизм аварии;
  • какова траектория перемещения автомобилей при ДТП до удара и после него;
  • какие из документально зафиксированных повреждений пострадавших ТС могли быть нанесены в ходе аварии;
  • какими конкретно частями ТС контактировали на начало ДТП;
  • был ли при аварии неподвижен автомобиль на момент удара;
  • какой из участников произошедшего ДТП двигался, а какой – стоял неподвижно.

Для проверки дорожных условий отрезка трассы:

  • соответствие установленных в месте аварии дорожных знаков ГОСТу и ПДД;
  • состояние покрытия трассы и соответствие его ГОСТу на участке случившегося ДТП;
  • наличие разметки на рассматриваемом участке, и ее соответствие ГОСТу;
  • соответствовал ли (если применимо) режим светофора в зоне аварии предписанием ГОСТу;
  • безопасно ли организовано движение на данном участке трассы, и есть ли огрехи и недостатки в его организации.

Для автотоварной:

  • какие на ТС имеются повреждения и дефекты;
  • объемы предстоящих ремонтных работ;
  • стоимость восстановления ТС после аварии;
  • какова будет рыночная стоимость поврежденного транспорта.

Сроки проведения

С момента принятия ходатайства процедура должна быть проведена:

  • обычным порядком: экспертиза осуществляется за 15 – 30 дней;
  • в неотложных и важных случаях, за дополнительную плату, сроки проведения автотехнической экспертизы после ДТП могут быть сокращены до 3-5 дней.

Стоимость вопроса

Цена любой экспертизы в каждом случае рассчитываются индивидуально на договорной основе. В среднем, в 2019 году стоит ориентироваться на сумму от 15 тысяч рублей.

Заключение эксперта


По результатам проведенной экспертизы ДТП специалист выдает отчет, в котором приведены ответы на все вопросы, поставленные при ходатайстве. Важно понимать, чем для суда является заключение экспертизы ДТП: такая бумага – официальный документ, на его основании будут разрешаться спорные вопросы о вине сторон, размере нанесенного в ДТП ущерба и величине компенсаций, другие обстоятельства.

Оспаривание результатов

Если сторона не согласна с результатами экспертизы, их можно оспорить. Например, могли быть выяснены новые обстоятельства ДТП, найдены неточности в отчете, ошибки эксперта.

Для этого можно провести повторное исследование ситуации. Но если просто подать ходатайство на вторичную экспертизу, оно, скорее всего, удовлетворено не будет, поскольку у подателя отсутствуют аргументы для этого. Поэтому необходимо сначала сделать рецензию на заключение эксперта по ДТП.

Рецензия на автотехническую экспертизу ДТП – документ, составляющийся уполномоченным экспертом. Специалист анализирует отчет судебной экспертизы, выявляет возможные неточности, несоответствия процессуальным нормам, ошибки, факты некорректного расследования и неучтенные обстоятельства по рассматриваемому ДТП. Он предоставляет заявителю рецензию с перечислением всех нарушений. Документ подается в суд и на этом основании назначается повторная автотехническая экспертиза по ДТП.