Присмотр и уход за дошкольниками. Предлагаемый расчет расходов на реализацию услуги по присмотру и уходу за ребенком

    оформление ребенка в детский сад

800 стоимость
вопроса

вопрос решён

Свернуть

Ответы юристов (3)

    получен
    гонорар 100%

    Юрист

    Общаться в чате
    • 9,2 рейтинг
    • эксперт

    Здравствуйте.

    Понимаете верно - если у вас в саду обучения не будет а только присмотр то лицензия не нужна.

    Как обозначить - как вам удобно - хоть дет сад, хоть семейная группа. Тут разницы нет с точки зрения услуг.

    На счет документов - пожнадзор- заключение сам на помещение потребуется.

    Ррспотребнадзор- разрешений не нужно но нужно будет уведомить о начале деятельности - ст 8 фз 294.

    Так же нужно будет соблюдение санпин (ниже дам название отдельно) для вашего вида деятельности.

    Питание - сами будете готовить или кто то вам будет привозить? Во первых нужно в любом случае соблюдение тр тс 021 о безопасности пищевой продукции.

    Тут же идет тр тс о безопасности товаров для детей и подростков.

    То есть на еду должен быть декларации соответствия если вы ее покупаете. Если сами готовите - то соблюдение и тех регламента и санпин.

    С ценой- решаете сами- с питанием услуги у вас или без. Или и так и так.

    Ип или ооо с точки зрения этих услуг разницы нет

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    Уточнение клиента

    Как обозначить - как вам удобно - хоть дет сад, хоть семейная группа. Тут разницы нет с точки зрения услуг. Пожалуйста, уточните подробнее. Я имею ввиду следующее.

    То есть и ИП и ООО с ОКВЭД= 88.91 - предоставление услуг по дневному уходу за детьми (образовательной деятельности не будет) мы можем спокойно называть себя ДЕТСКИЙ САД (частный детский сад, семейный детский сад,семейная группа и пр.)- родителям, на сайте, в соц.сетях.Везде, где понадобится. Этот момент очень важен для продвижения своих услуг.

    По питанию. Есть предварительно подобранный поставщик по питанию. Может привозить питание в одноразовой таре. Сертификаты необходимые предоставит.Если мы будем продавать родителям питание, а мы используем бланки строгой отчетности (БСО), не будет ли это считаться реализацией питания с точки зрения налоговой?

    Вы пишете, что ИП или ООО с точки зрения этих услуг разницы нет. Если нет разницы, то как правильно оформить воспитателя? В смысле, что ИП будет сам воспитателем или может нанять сотрудника? Нужно ли для ИП профильное образование?

    По аренде. Правильно ли, что мы взяли в аренду нежилое помещение.Или это должно быть только жилое.Меня смущает вот этот документ. (Письмо Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2017 г. N 08-364 "Об организации работы семейных дошкольных групп").

    • получен
      гонорар 100%

      Юрист

      Общаться в чате
      • 9,2 рейтинг
      • эксперт

      Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26
      (ред. от 27.08.2015)
      «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 „Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций
      (вместе с „СанПиН 2.4.1.3049-13. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...“)

      очень внимательно подойдите к выбору помещения- правила тут жесткие

      детьми (образовательной деятельности не будет) мы можем спокойно называть себя ДЕТСКИЙ САД (частный детский сад, семейный детский сад, семейная группа и пр.)- родителям, на сайте, в соц.сетях.Везде, где понадобится. Этот момент очень важен для продвижения своих услуг.

      да нет тут разницы никакой

      важно только есть у вас услуги по какому то обучению или нет

      но об этом должно быть прямо прописано в договоре, дело не в названии а в самой деятельности

      Есть предварительно подобранный поставщик по питанию. Может привозить питание в одноразовой таре. Сертификаты необходимые предоставит.Если мы будем продавать родителям питание, а мы используем бланки строгой отчетности (БСО), не будет ли это считаться реализацией питания с точки зрения налоговой?

      по налогам думаю коллеги вам подскажут лучше но у вас я так понимаю комплекс услуг - питание + дет сад- поэтому думаю у вас все таки не общепит будет в прямом смысле- у вас именно питание детей в рамках дет сада и услуг по присмотру

      Если нет разницы, то как правильно оформить воспитателя? В смысле, что ИП будет сам воспитателем или может нанять сотрудника? Нужно ли для ИП профильное образование?

      можете оформить сотрудника по трудовому или гражданскому договору

      педагогическое образование обязательно если вы какое то обучение проводите - вот там надо под проф стандарты сотрудника педагога подбирать

      И еще момент. нужен ли медицинский кабинет или нанятый медработник?

      дет сад- это в 1 очередь как раз не жилые помещения - главное чтобы проходили они по санпин указанным выше

      нанятый мед работник- ну в идеале конечно лучше чтобы было такое

      но нанимать надо только в организации имеющей мед лицензию

      вы не имея мед лицензии не можете такого сотрудника держать в штате.

      Письмо Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2017 г. N 08-364 „Об организации работы семейных дошкольных групп“

      по моему это письмо больше говорит об образовании именно

      то есть той ситуации когда лицензия однозначно нужна

      исключения - только если ип преподает лично, без сотрудников - тогда можно обойтись без лицензии

      Ответ юриста был полезен? + 1 - 0

      Свернуть

      Уточнение клиента

      "очень внимательно подойдите к выбору помещения- правила тут жесткие"- Помещение уже арендовано, но СанПИН не полностью соответствует, я думаю, т..к. изначально это было административное здание.

      Группа детей набрана, очень сложно подобрать новое помещение в том районе, где мы находимся, поэтому планируем постепенно приводить в соответствие арендованное помещение.

      Каковы меры ответственности за неполное соответствие САНПИН для ООО и директора ООО? Для ИП?

      Как максимально обезопасить себя в случае проверки?

1. Дошкольные образовательные организации осуществляют присмотр и уход за детьми. Иные организации, осуществляющие образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, вправе осуществлять присмотр и уход за детьми.

2. За присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливает плату, взимаемую с родителей (законных представителей) (далее - родительская плата), и ее размер, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Учредитель вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке. В случае, если присмотр и уход за ребенком в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оплачивает учредитель, родительская плата не устанавливается.

3. За присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается.

4. Не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования, в родительскую плату за присмотр и уход за ребенком в таких организациях. Размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях не может быть выше ее максимального размера, устанавливаемого нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации для каждого муниципального образования, находящегося на его территории, в зависимости от условий присмотра и ухода за детьми.

5. В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) предоставляется компенсация. Размер компенсации устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и не должен быть менее двадцати процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на первого ребенка, не менее пятидесяти процентов размера такой платы на второго ребенка, не менее семидесяти процентов размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей. Средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях устанавливается органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации. При предоставлении компенсации органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации устанавливать критерии нуждаемости.

6. Порядок обращения за получением компенсации, указанной в части 5 настоящей статьи, и порядок ее выплаты устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

7. Финансовое обеспечение расходов, связанных с выплатой компенсации, указанной в части 5 настоящей статьи, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 65 закона «Об образовании в Российской Федерации»

Положения комментируемой статьи уже известны образовательному законодательству, поскольку нормы о взимании платы за присмотр детей содержались в ст. 52.1. Закона N 3266-1.

Комментируемая статья регулирует вопросы, касающиеся установления родительской платы за присмотр и уход за детьми в дошкольных образовательных организациях и компенсации родительской платы.

Часть 1 комментируемой статьи определяет, что дошкольные образовательные организации осуществляют присмотр и уход за детьми. Оказание услуг по присмотру и уходу за детьми в соответствии со ст. 23 комментируемого закона наряду с образовательной деятельностью является основной целевой деятельностью дошкольной образовательной организации. При этом толкование комментируемой статьи позволяет сделать вывод о том, что только та организация, которая оказывает услуги по присмотру и уходу (одновременно с образовательной деятельностью), является дошкольной образовательной организацией. В случае если какая-либо иная организация реализует образовательные программы дошкольного образования, то она вправе осуществлять присмотр и уход за детьми (хотя может и не оказывать такого рода услуги).

Присмотр и уход за детьми согласно - это комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня. Таким образом, присмотр и уход за детьми - это совокупность действий, направленных на обслуживание детей, привитие им санитарно-гигиенических навыков, оказание им помощи в удовлетворении бытовых потребностей. На подзаконном уровне в содержание понятия "присмотр и уход" включаются, например: сопровождение на прогулки, одевание, раздевание, умывание, закаливание, кормление, купание, укладывание детей в постель, просушивание одежды*(90). Однако очевидно, что комментируемый Федеральный закон трактует данное понятие несколько шире, включая в него, в частности, не просто кормление, а организацию питания, которая, в свою очередь, подразумевает целый комплекс организационных действий.

Согласно части 2 комментируемой статьи за присмотр и уход за детьми учредитель образовательной организации вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей). Вопрос о законности установления платы за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях и о соответствии такой нормы конституционным положениям о бесплатности дошкольного образования ставился перед Верховным Судом РФ. В своем решении от 27.01.2003 г. N ГКПИ 02-1399 Верховный Суд РФ указал, что взимание платы с родителей за содержание детей в государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях не означает, что ребенку не предоставляется бесплатное дошкольное образование, поскольку плата взимается именно за содержание (присмотр и уход), а не за образование. Кроме того, конституционная норма о гарантированности и бесплатности дошкольного образования в государственных и муниципальных образовательных организациях не освобождает родителей от уплаты расходов, связанных с содержанием детей в таких организациях.

Действительно, содержание детей, т.е. деятельность, связанная с предоставлением питания, бытовым обслуживанием, соблюдением гигиенических процедур и т.п., не составляет существо образования в его обученческом и воспитательном контекстах, хотя в раннем возрасте тесно связана с ним. Поэтому хозяйственно-бытовое обслуживание детей в дошкольных образовательных организациях отграничивается от непосредственно образовательной деятельности, а расходы на такое обслуживание возмещаются родителями.

Комментируемый закон оставляет на усмотрение учредителя как саму возможность взимания платы за присмотр и уход, так и определение ее размера. Учредитель также вправе снижать размер платы для отдельных категорий родителей, чьи дети получают образовательные услуги в дошкольной образовательной организации. Таким образом, законодатель закрепил сложившуюся во многих субъектах Российской Федерации практику установления дополнительных категорий лиц, в отношении которых применяются льготы по внесению родительской платы. Например, Закон Санкт-Петербурга от 01.06.2007 г. N 247-38 "О плате за содержание ребенка в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования" и постановление Правительства Нижегородской области от 03.05.2006 г. N 151 "Об упорядочении родительской платы за содержание детей в государственных образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования, находящихся в ведении органов исполнительной власти Нижегородской области"*(91) при определении размеров платы учитывают такие критерии, как полнота семьи, наличие инвалидности у родителей, уровень среднедушевого дохода в семье и др. Решением Совета народных депутатов города Владимир от 24.12.2008 г. N 283 "О дифференцированной плате за содержание детей дошкольного возраста в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования" освобождаются от оплаты в муниципальных образовательных учреждениях Владимира на 50 процентов - малообеспеченные семьи со среднедушевым доходом, не превышающим прожиточный минимум в расчете на душу населения, установленный по Владимирской области; родители - работники дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, родители - воспитатели и младшие воспитатели в дошкольных группах муниципальных общеобразовательных учреждений*(92). Нормы, устанавливающие льготы по родительской плате для работников дошкольных образовательных учреждений и иных категорий граждан, закреплены и в иных муниципальных актах*(93).

Часть 3 комментируемой статьи содержит перечень категорий детей, присмотр и уход за которыми в дошкольных образовательных организациях осуществляется без взимания платы. Комментируемый закон скорректировал данный перечень по сравнению с прежним законодательством. Если раньше к таким категориям относились посещающие государственные и муниципальные образовательные учреждения дети с ограниченными возможностями здоровья, а также дети с туберкулезной интоксикацией, то сейчас этот перечень был расширен посредством включения в него детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а категория детей с ограниченными возможностями здоровья заменена категорией "дети-инвалиды".

В правоприменительной практике рассматривался вопрос, связанный с определением источника финансирования расходов на содержание детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных муниципальных организациях. Суд определил, что поскольку расходы на питание детей с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных образовательных организациях не обеспечиваются субвенциями бюджета субъекта Российской Федерации, то эти расходы должны финансироваться из местного бюджета. Как отметил суд, спорные расходы являются не льготами, а одной из форм общегосударственного конституционного гарантирования доступности получения образования в дошкольных образовательных организациях*(94).

Частью 4 комментируемой статьи предусмотрен запрет на включение в родительскую плату за присмотр и уход за детьми в дошкольных образовательных организациях расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества данных образовательных организаций. Исключение данных статей расходов из числа, включаемых в родительскую плату, обусловлено следующими причинами.

Оказание государственными и муниципальными дошкольными образовательными организациями образовательных услуг в рамках реализации основной образовательной программы дошкольного образования, являясь основной целью деятельности таких организаций, осуществляется ими без взимания платы - бесплатность дошкольного образования в государственных и муниципальных образовательных организациях гарантирована Конституцией РФ. Поэтому все расходы, связанные с реализацией образовательной программы дошкольного образования, исключаются из состава родительской платы. Не включаются в родительскую плату и затраты на содержание недвижимого имущества, что, по всей видимости, связано с тем, что бремя содержания имущества возложено на его собственника и не может быть переложено на лиц, получающих услуги в такой организации.

Иных параметров для определения размеров родительской платы за присмотр и уход за детьми комментируемый Федеральный закон не предусматривает, оставляя, очевидно, это на усмотрение учредителя. Не исключается и возможность определения расходов, учитываемых при определении родительской платы, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в части полномочия по установлению среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми.

Отметим, что на подзаконном уровне установлен перечень затрат, учитываемых при установлении родительской платы за содержание ребенка, утвержденный в соответствии с прежним Законом Российской Федерации "Об образовании" постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 г. N 849. В число таких затрат постановлением включены: оплата труда и начисления на оплату труда, приобретение услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, услуг по содержанию имущества, арендной платы за пользование имуществом, увеличение стоимости материальных запасов в связи с содержанием ребенка в дошкольной образовательной организации и прочие услуги. Однако применение положений вышеназванного постановления должно быть скорректировано с учетом новой дефиниции присмотра и ухода и установленных комментируемым Федеральным законом требований к определению величины родительской платы.

Часть 5 комментируемой статьи устанавливает параметры определения размера компенсации родительской платы за присмотр и уход. Согласно комментируемому Федеральному закону основное предназначение родительской платы - материальная поддержка родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста. При этом нормы Федерального закона не связывают право родителя на получение компенсации родительской платы с отнесением дошкольной образовательной организации, которую посещает дошкольник, к государственным, муниципальным или частным организациям. Это означает, что данные нормы в равной мере распространяются и на родителей, дети которых получают дошкольное образование в частных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования.

Непосредственно размеры компенсаций устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, однако федеральный законодатель определил минимальные компенсационные пороги, которые составляют: не менее двадцати процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми на первого ребенка, не менее пятидесяти процентов - на второго ребенка, не менее семидесяти процентов размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей.

Средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях устанавливается органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Вопрос определения среднего размера родительской платы в субъектах Российской Федерации решается по-разному. В отдельных субъектах Российской Федерации он устанавливается в виде фиксированной суммы на соответствующий год (например, в Калужской области - 656 руб. в месяц в 2013 г.*(95); в Москве - 598 руб. на 1 января 2012 г.*(96); в Мурманской области - 1514 руб. в месяц в 2013 г.*(97)). В некоторых субъектах Российской Федерации средний размер родительской платы дифференцируется в зависимости от территориальной принадлежности той или иной дошкольной образовательной организации (например, от 751 руб. до 1730 руб. в месяц во Владимирской области в 2013 г.*(98)) либо от вида группы образовательного учреждения*(99) или от возраста ребенка*(100).

Неодинаково на регулятивном уровне решается в субъектах Российской Федерации вопрос о размере предоставления компенсации части родительской платы за содержание ребенка в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. В некоторых субъектах Российской Федерации действуют специальные законы, регламентирующие размер и порядок компенсации части родительской платы за содержание ребенка*(101). Однако в большинстве субъектов данные вопросы решаются на подзаконном уровне.

Как правило, субъекты Российской Федерации придерживаются установленных федеральным законодателем минимальных размеров компенсации: двадцать процентов среднего размера родительской платы за содержание ребенка - на первого ребенка; пятьдесят процентов - на второго ребенка; семьдесят процентов - на третьего и последующих детей. Таковы размеры компенсации части родительской платы, в частности, в Ивановской области*(102); Москве*(103); Московской области*(104); Республике Татарстан*(105) и других субъектах Российской Федерации.

В отдельных регионах устанавливаются дополнительные параметры определения размеров компенсации. Например, Закон Санкт-Петербурга от 01.07.2007 г. N 247-38 "О плате за содержание ребенка в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования" и постановление Правительства Нижегородской области от 03.05.2006 г. N 151 "Об упорядочении родительской платы за содержание детей в государственных образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования, находящихся в ведении органов исполнительной власти Нижегородской области"*(106) при определении размеров учитывают также такие критерии, как полнота семьи, наличие инвалидности у родителей, уровень среднедушевого дохода в семье и др. Решением Совета народных депутатов города Владимир от 24.12.2008 г. N 283 "О дифференцированной плате за содержание детей дошкольного возраста в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования" освобождаются от оплаты в муниципальных образовательных учреждениях Владимира на 50 процентов - малообеспеченные семьи со среднедушевым доходом, не превышающим прожиточный минимум в расчете на душу населения, установленный по Владимирской области; родители - работники дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, родители - воспитатели и младшие воспитатели в дошкольных группах муниципальных общеобразовательных учреждений*(107). Нормы, устанавливающие льготы по родительской плате для работников дошкольных образовательных учреждений и иных категорий граждан, закреплены и в иных муниципальных актах*(108).

Согласно комментируемому Федеральному закону право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации.

Часть 6 комментируемой статьи определяет, что порядок обращения за получением компенсации, указанной в части 5 комментируемой статьи, и порядок ее выплаты устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Реализация данного полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется посредством принятия ими соответствующих нормативных правовых актов. Как правило, порядок обращения за получением компенсации части родительской платы и порядок ее выплаты регламентируются в субъектах Российской Федерации на подзаконном уровне*(109), однако в Чеченской Республике правоотношения в данной сфере урегулированы законом *(110). Нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок обращения за получением компенсации части родительской платы и порядок ее выплаты, как правило, устанавливается последовательность действий родителей (законных представителей) и уполномоченных органов власти, а также организаций в целях осуществления соответствующих выплат; периодичность выплат и их формы; источники финансирования и т.д.

Отметим, что Министерством образования и науки Российской Федерации разработаны Методические рекомендации по созданию эффективных механизмов выплаты компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования*(111), в которых проанализированы используемые в субъектах Российской Федерации механизмы выплаты компенсации части родительской платы и выработаны некоторые рекомендации.

Часть 7 комментируемой статьи определяет источник финансирования расходов, связанных с осуществлением выплат компенсации части родительской платы. Согласно комментируемой статье финансовое обеспечение расходов, связанных с выплатой компенсации части родительской платы, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Согласно нормам статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства - это обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (в данном случае - субъекта Российской Федерации) предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию средства из соответствующего бюджета. Общие размеры выделяемых бюджетом средств на указанные цели в соответствующем году устанавливаются законами о бюджете субъектов Российской Федерации на соответствующий год. Так, Законом Республики Марий Эл от 10.12.2012 г. N 70-З "О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" предусматривается выделение на компенсацию части родительской платы бюджетных ассигнований на сумму 91 171 тыс. руб., а Закон Удмуртской Республики от 24.12.2012 г. N 75-РЗ "О бюджете Удмуртской Республики на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" предусматривает выделение субвенции на 2013 год бюджетам муниципальных образований в Удмуртской Республике на выплату компенсации части родительской платы за содержание ребенка в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, в общей сумме 200 622,3 тыс. руб.

Новый закон об образовании в РФ, вступивший в силу с 1 сентября 2013 года, разделил функции по предоставлению бесплатного общедоступного дошкольного образования и функции по осуществлению присмотра и ухода за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и вне таких организаций – в форме индивидуальной деятельности, в дошкольных группах присмотра и ухода на базе родительских сообществ, в семейных дошкольных группах и иных формах. Под присмотром и уходом за детьми понимается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (п. 34 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ " ").

Дошкольное образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций – в форме семейного образования ( (далее – Порядок). При этом формы получения дошкольного образования и формы обучения по конкретной образовательной программе дошкольного образования определяются .

Образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования осуществляется в группах, которые могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность (абз. 2 ).

    ДЛЯ СПРАВКИ

    В группах общеразвивающей направленности осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования.

    В группах компенсирующей направленности – реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

    Группы оздоровительной направленности создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, нуждающихся в длительном лечении и проведении для них необходимого комплекса специальных лечебно-оздоровительных мероприятий. В этих группах реализуется образовательная программа дошкольного образования, а также комплекс санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур.

    В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья ().

Также в образовательной организации могут формироваться:

  • группы детей раннего возраста без реализации образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающие развитие, присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от двух месяцев до трех лет;
  • группы по присмотру и уходу без реализации образовательной программы дошкольного образования для воспитанников в возрасте от двух месяцев до семи лет. В таких группах реализуется комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня;
  • семейные дошкольные группы, которые могут иметь общеразвивающую направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации образовательной программы дошкольного образования (абз. 7 ).

Формы предоставления услуг по присмотру и уходу за детьми

По сути, оба документа имеет своей целью создание благоприятных условий содержания и воспитания детей, направленных на сохранение и укрепление их здоровья. Поэтому некоторые закрепленные ими требования, в частности к организации питания детей, температурному режиму в помещениях, уровню освещенности, материалам внутренней отделки помещений, размерам детской мебели, практически идентичны. Подчеркнем, однако, что содержит более широкий и конкретный перечень требований к зданиям, помещениям, оборудованию и их содержанию. Также в документе отдельно прописаны требования к дошкольным образовательным организациям и группам для детей с ограниченными возможностями здоровья. Содержатся в нем и требования к оборудованию и содержанию территорий дошкольных образовательных организаций. их не содержит по той простой причине, что в силу расположения дошкольных групп в жилых помещениях своих территорий у них может не быть вообще.

Помимо указанных различий, обусловленных, в частности, видом помещений, в которых размещаются дошкольные группы и дошкольные образовательные организации, эти документы содержат также ряд существенных различий, например в видах групп, на которые распространяются установленные правила и нормы, и возрасте принимаемых в них детей.

Таблица. Распространение требований документов на дошкольные группы

Вид группы СанПиН № 1 СанПиН №2
Группы, в которых осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования:
  • общеразвивающей направленности
  • компенсирующей направленности
  • комбинированной направленности
Распространяется
Группы по присмотру, уходу и развитию, в которых не осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования Распространяется Не распространяется
Семейные дошкольные группы общеразвивающей направленности или осуществляющие присмотр и уход за детьми без реализации образовательной программы дошкольного образования Распространяется Не распространяется

В СанПиН № 2 указано, что в дошкольную организацию принимаются дети в возрасте от двух месяцев до семи лет (). СанПиН № 1 минимальный возраст принимаемых в дошкольные группы детей не определяет , а максимальный устанавливает на год больше – восемь лет (). В то же время, например, в таблице, содержащей суммарные объемы блюд по приемам пищи, указаны показатели для детей в возрасте один-три года и три-восемь лет (), а вот упоминания о детях младше одного года нет вообще.

Обоими документами устанавливается, что количество детей в группах определяется, исходя из расчета площади не менее 2 кв. м в игровой комнате на одного ребенка , фактически находящегося в группе. Однако СанПиН № 2 определяет еще и количество детей в группах раннего возраста (до трех лет) – на каждого такого ребенка должно приходиться не менее 2,5 кв. м площади игровой комнаты.

На основании вышеуказанных положений можно выделить три самых существенных различия между СанПиН № 1 и СанПиН № 2:

  • первый распространяется на дошкольные группы, размещенные исключительно в жилых помещениях. Отметим, что для размещения детей в жилом доме необходимо, чтобы он соответствовал требованиям не только СанПиН № 1, но и ;
  • СанПиН № 2 распространяется на группы, в которых осуществляется реализация образовательных программ дошкольного образования, а СанПиН № 1, помимо таких групп, еще и на группы по присмотру, уходу и развитию (в том числе семейные дошкольные группы);
  • максимальный возраст принимаемых в организации (группы) детей: в СанПиН № 1 – восемь лет, в СанПиН № 2 – семь.

Что касается минимального возраста принимаемых в группы детей, то отсутствие прямого указания на него в при упоминании в детей в возрасте от года создает, на наш взгляд, неясность – с какого возраста детей можно отдавать в такие группы: только по достижении ими одного года, либо с двух месяцев (с момента, когда по закону об образовании может начинаться получение детьми дошкольного образования), либо вообще с рождения (в случае осуществления присмотра и ухода, а не реализации образовательной программы).

Одной из главных преследуемых целей, как нам кажется, является решение проблемы очередей в детские сады за счет создания дошкольных групп в жилых помещениях и увеличение количества таких учреждений, как семейные детские сады (семейные группы). По мнению заместителя председателя Комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Бориса Альтшулера , данный документ создает предпосылки для существенного увеличения последних, что позволит полностью разрешить проблему очередей в детские сады. Однако член ОП РФ подчеркивает: для того чтобы такие группы внедрились в массовом масштабе, Минобрнауки России необходимо разработать и утвердить подзаконные акты, детально регламентирующие деятельность детского сада по работе с "удаленными" его подразделениями – надомными дошкольными группами, в частности порядок финансирования, урегулирование надомного труда воспитателей, порядок организации дошкольного образования специалистами детского сада, вопросы доставки детей из групп в головной детский сад для проведения занятий, медосмотров и для участия в праздниках, допустимое количество надомных "филиалов" и числа детей в них. Также Борис Альтшулер отмечает необходимость разработки и внедрения программы подготовки будущих воспитателей надомных групп продолжительностью четыре-пять месяцев.

Нехватка мест в детских садах является действительно очень острой и обсуждаемой проблемой. фактически разрешил спорный вопрос о том, можно ли размещать детские сады в жилых домах и если можно, то какие требования к ним предъявляются. Теперь, как нам представляется, логично будет регламентировать порядок функционирования таких учреждений и требования к их персоналу.

В предыдущем параграфе мы предложили разделить финансирование государственного задания по реализации основных услуг на два источника: Субсидию на образование и Субсидию на присмотр и уход. Чтобы предоставить данные субсидии ДОУ необходимо разделить расходы на реализацию каждых услуг. Четкого раздельного обоснования расходов, которые можно включать в услугу присмотра и ухода, по конкретным статьям в нормативных документах нет. Пользуясь положениями Закона, определим какие основные расходы точно можно включить в данную услугу, а какие нельзя. Воспользуемся кодами классификации операций сектора государственного управления (далее КОСГУ), утвержденными Приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. N 65н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" и применяемыми в бюджетном и бухгалтерском учете и принципом расчета себестоимости услуг. Разберем каждый вид расходов по его отношению к услугам:

1. КОСГУ 211 и КОД 213

Расходы на заработную плату и соответственно начисления и выплаты на нее работников можно отнести на присмотр и уход путем исключения обязательных затрат по данной статье, которые точно относятся на образовательную деятельность. Согласно требованиям к кадровому составу работников, установленным в п.3.4.1 раздела 3 ФГОС все остальные сотрудники ДОУ (кроме педагогических) косвенным образом обеспечивают реализацию и образовательной программы и присмотра и ухода: руководящие, административно-хозяйственные работники, помощники воспитателей, рабочие, иные, в том числе осуществляющие охрану жизни и здоровья детей, финансовую и хозяйственную деятельность, Из перечисленных сотрудников напрямую можно отнести только работников кухни, если они есть и помощников воспитателей к присмотру и уходу по смысловому значению их обязанностей. Распределение заработной платы каждого сотрудника на разные виды услуг возможно, но будет очень трудоемко. Оплату труда педагогов отнесем полностью на реализацию образовательной программы. Поэтому для нашего примера на присмотр и уход отнесем только заработную плату помощников воспитателей (штатных работников кухни нет).

1. КОСГУ 212 «Прочие выплаты» и КОСГУ 221 «Услуги связи».

Данные выплаты и расходы будем учитывать на образовательную деятельность.

2. КОСГУ 223

Коммунальные услуги предлагаем разделить следующим образом:

  • а) мы предлагаем полностью включить в присмотр и уход расходы на водоснабжение и водоотведение, т.к они сопутствуют в организации питания (приготовление пищи, мытье посуды, рук, содержание в чистоте помещений, а значит соблюдение гигиены);
  • б) расходы на тепловую и электрическую энергии распределить пропорционально площади помещений (Приложение 15), участвующих в каждой услуге. Площадь помещений спальни, мойки, туалетной комнаты, пищеблока, убираемых коридоров отнести к присмотру и уходу, остальные (музыкальный зал, спортивный, методический, и др) к основной услуге - образовательной.
  • 3. КОСГУ 225

Согласно ч.4 ст. 65 Закона « …не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования, в родительскую плату за присмотр и уход за ребенком в таких организациях...». Какие расходы относятся к содержанию имущества четко определено Министерством финансов РФ , выписка представлена в Приложении 12. В Законе сказано, что данные расходы не включаются в родительскую плату, но не сказано, что они не относятся к присмотру и уходу, которые компенсируются за счет государства. Поэтому отделим те расходы, которые напрямую связаны с присмотром и уходом, а остальные распределим пропорционально заработной плате, относящейся на каждый вид услуг (Приложение 14), но для расчета родительской платы распределенные расходы учитывать не будем.

1. КОСГУ 226 «Прочие работы и услуги»

В нашем примере на данную статью относятся расходы по организации питания, т.к. приготовлением пищи занимается сторонняя организация. Понятие присмотра и ухода определено в п.34, ст.2 Закона как «…комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня». Из этого определения следует, что расходы по организации питания (приобретение продуктов или оплата услуг по организации питания, преданного на аутсорсинг) подлежит включению в данную услугу полностью.

2. КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств»

Данные расходы относятся на каждую услугу в зависимости от того для какой услуги были приобретены основные средства. Если это мебель для занятий, то на образовательную услугу, если это оборудование для пищеблока, то на присмотр и уход. В нашем случае данные расходы равны нулю.

3. КОСГУ 340 «Увеличение материальных запасов».

К материальным запасам, относящимся к присмотру и уходу, могут относиться хозяйственные средства (из определения услуги) на соблюдение чистоты помещений, мытья посуды, а также для соблюдения гигиены детей (детское мыло, туалетную бумагу) и другие; мягкий инвентарь (постельное белье, полотенца, спецодежда для помощников воспитателей); посуда для приема пищи и приготовления. Примем расходы по данному коду в размере 200 000,00 рублей и распределим их по видам услуг (Приложение 14).

В таблице №6 представлена структура разделения расходов, предложенного нами. Для расчета мы воспользовались данными плана финансово-хозяйственной деятельности, утвержденного на 2014 год для Государственного бюджетного образовательного учреждения центра развития ребенка - детского сада Центрального района СПб (Приложение 13), отражающий сумму субсидии на государственное задание. Мы добавили к имеющимся средствам расходы по КОСГУ 340 в размере 200000,00 рублей, без которых невозможно осуществление каждой услуги. Наполняемость ДОУ составляет 125 детей.

Результаты распределения показывают, что доля расходов на услугу по присмотру и уходу составляет 30% в общем бюджете ДОУ в месяц на ребенка 4884,48 руб. Таким образом, если услуга по присмотру и уходу станет платной, то родители будут платить 48840,48 рублей в месяц.

По ранее действовавшему Закону «Об образовании» размер родительской платы не должен был превышать 20 % от стоимости данной услуги. Новый Закон предоставил устанавливать это ограничение регионам самостоятельно

и во многих регионах оно осталось прежним: 20% стоимости затрат на присмотр и уход за детьми, т.е. в нашем примере родительская плата составляет 976,90 рублей (4884,48*20%).

Таким образом, мы рассмотрели, как можно отделить расходы на услугу по присмотру и уходу для того, чтобы предоставить раздельное финансирование в виде субсидий на оказание конкретной услуги, прописанной в государственном задании, модель которого мы рассмотрели в предыдущем параграфе.

Таблица №6

Наименование статьи

Субсидия на государственное задание всего, руб.

Образование

Присмотр и уход:

Бюджет (80%

Родительская плата (20%)

Заработная плата

Прочие выплаты

Начисления на выплаты по оплате труда

Услуги связи

Коммунальные услуги

Работы, услуги по содержанию имущества

Прочие работы, услуги

Увеличение стоимости материальных запасов

Увеличение стоимости основных средств

Доля расходов каждой услуги:

На 1 ребенка в год (125 детей):

На 1 ребенка в месяц (ДОУ работает 9,5 месяцев для детей)

Открыть детский сад для получения постоянной прибыли желает практически каждый 10 бизнесмен, который ранее уже успел удачно вести другие виды деятельности и теперь решил испытать свои силы в новой для него сфере. Конечно, везде хочется получать прибыль, при этом используя на расходы минимум средств. С открытием детского сада сэкономить можно, если применить для отражения деятельности 88.91 ОКВЭД, расшифровка так и гласит, что деятельность имеет отношение к предоставлению услуг в виде ухода за детьми в дневное время.

Конечно, открытие детского центра требует много сил и внимания. Ведь для того, чтоб можно было заниматься деятельностью, отражаемой ОКВЭД 88.91, следует собрать множество документов. Любое детское учреждение, требует наличия ряда разрешительных документов.

Как избежать лицензирования?

Конечно, с лицензией редко кто по собственному желанию хочет связываться. Это относится и к ситуации с открытием детского центра. Да, без опытных педагогов деятельность вести такого плана не получится, но это не значит, что избежать получения лицензии нельзя. На самом деле получение лицензии не требуется, если предприниматель будет вести деятельность, исключительно относящуюся к ОКВЭД 88.91. То есть если он имеет педагогическое образование и планирует ведение деятельности самостоятельно, то лицензию получать не обязательно.

В ситуации, если предприниматель желает, чтобы в открывающемся им детском центре работали педагоги с лицензией, то осуществить это можно только при получении лицензии и заключении с педагогами трудового договора. Следует заметить, что если ведение деятельности, отражаемой кодом 88.91, планируется осуществлять на постоянной основе, то между предпринимателем и педагогами должен быть оформлен договор на оказание услуг.

Сам или вместе с коллективом

Как бы ни хотелось, но самостоятельно заниматься развитием детского центра невозможно. Поэтому чаще всего еще до регистрирования такого вида деятельности предприниматель начинает активный поиск лицензированных педагогов. При регистрации и указании деятельности следует быть готовым и к оплате налогов. В большинстве случаев многие предприниматели отдают предпочтение ЕНВД. В числе достоинств налогового режима присутствует и фиксированная величина налога.

Но даже в случае с открытием детского центра, где будут предоставляться услуги в виде дневного ухода за детьми, высчитанная величина налога налоговым органом будет весьма привлекательной в сравнении с другими видами налогообложения. Конечно, не стоит забывать и о присутствующих критериях, применяемых в получении ЕНВД.

Поэтому при решении открыть детский центр следует, в первую очередь, решить, выгоден ли в этом случае ЕНВД, и если да, то следует однозначно выбирать ОКВЭД 88.91. На данный момент он является одним из немногих кодов, позволяющих пользоваться этим режимом и при непосредственной деятельности самого предпринимателя педагога избежать лицензирования.