Понятие иностранных граждан и лица без гражданства и их классификация.

1. Иностранный гражданин или лицо без гражданства по результатам собеседования, проведенного с ними комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка (далее - комиссия), могут быть признаны носителями русского языка, то есть лицами, владеющими русским языком и повседневно использующими его в семейно-бытовой и культурной сферах, в случае, если данные лица либо их родственники по прямой восходящей линии постоянно проживают или ранее постоянно проживали на территории Российской Федерации либо на территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах Государственной границы Российской Федерации.

2. Комиссии формируются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальными органами. Порядок формирования и работы комиссий, требования к специалистам, входящим в состав комиссии, правила проведения комиссией указанного в части первой настоящей статьи собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства, требования к форме заявления о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка и форме решения комиссии о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

3. Заявление о признании временно пребывающего на территории Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка подается в комиссию не позднее пятнадцати суток до истечения срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации.

4. Заявление о признании проживающего на территории Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка подается в комиссию не позднее чем за три месяца до истечения срока проживания иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации.

5. По результатам собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства комиссия принимает решение о признании либо непризнании этого иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка.

6. Решение комиссии о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка выдается данному иностранному гражданину или лицу без гражданства для подачи заявления о выдаче вида на жительство или заявления о приеме в гражданство Российской Федерации в соответствии с частью второй.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, а в случае выезда иностранного гражданина или лица без гражданства из Российской Федерации для решения вопроса о последующем въезде данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российскую Федерацию.

7. Срок действия решения комиссии о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка не ограничен.

8. В случае признания иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка проведение повторного собеседования, указанного в части первой настоящей статьи, не допускается.

9. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, которые не признаны носителями русского языка, вправе вновь обратиться с заявлением о признании носителем русского языка не ранее чем по истечении одного года после принятия в отношении данного иностранного гражданина или лица без гражданства предыдущего решения о непризнании носителем русского языка.

Бондарев Сергей Петрович

преподаватель кафедры уголовного права и криминологии Новороссийского филиала Краснодарского университета МВД России (тел.: +79184661111)

Особенности квалификации фиктивных регистрации и постановки на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства или по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации

В статье рассматриваются проблемы применения ст. 3222 и 3223 Уголовного кодекса РФ. Формулируются рекомендации по их квалификации и разграничению. Вносятся предложения по отграничению данных деяний от преступлений, предусмотренных ст. 3221 Уголовного кодекса РФ, и должностных преступлений.

Ключевые слова: преступление, уголовная ответственность, состав преступления, фиктивная регистрация, незаконная миграция, иностранные граждане.

S.P. Bondarev, Lecturer of the Chair of Criminal Law and Criminology of the Novorossiysk branch of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +79184661111.

Features qualification and registration of fictitious registration of foreign citizen or person without citizenship in a residence or in a stay place in a residential area in the Russian Federation

The article considers the problems of applying article 3222, and 3223 of the Criminal code of the Russian Federation. Suggests recommendations on their qualifications and the distinction between them, as well as crimes provided for article 3221 of the Criminal code of the Russian Federation, and official misconduct.

Key words: crime, criminal liability, corpus delicti, fictitious registration, illegal migration, foreign citizens.

Появление в российском уголовном законодательстве предписаний об ответственности за фиктивную регистрацию гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации и фиктивную регистрацию иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации (ст. 3222 УК РФ) и за фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации (ст. 3223 УК РФ) непременно порождает вопросы о правильной квалификации данных преступлений, их разграничении с иными общественно опасными деяниями.

Прежде всего, необходимо обратить внимание на критерии, позволяющие разграничить обозначенные общественно опасные деяния

между собой. Как показывает сопоставительный анализ составов данных преступлений, они различаются признаками объективной стороны. Во-первых, в ст. 3223 УК РФ указывается на постановку на учет только иностранных граждан и лиц без гражданства, а в ст. 3222 УК РФ закон называет как иностранных граждан и лиц без гражданства, так и граждан Российской Федерации. Во-вторых, в ст. 3222 УК РФ ответственность предусмотрена за фиктивную регистрацию по месту жительства в жилом помещении в РФ, а в ст. 3223 УК РФ -за фиктивную постановку на учет по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации. То есть разница состоит в вопросе регистрации в связи с проживанием либо пребыванием лица.

Ввиду того, что преступления, состоящие в фиктивной регистрации и постановке на учет иностранных граждан и лиц без гражданства, непременно связаны с их въездом в Россий-

ской Федерацию, закономерно возникает вопрос о разграничении исследуемых преступлений с деянием, запрещенным ст. 3221 УК РФ «Организация незаконной миграции». И если проблем с квалификацией фактов организации незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства или их незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации, как правило, не возникает, поскольку соответствующие нормы будут применяться по совокупности, то с уголовно-правовой оценкой незаконного пребывания в Российской Федерации указанных лиц могут возникать определенные сложности.

Как отмечается в юридической литературе, «незаконное пребывание выражается в нахождении на территории России без документов на право жительства, проживании по недействительным документам, несоблюдении установленного порядка регистрации, уклонении от выезда по истечении определенного срока пребывания» . Вполне очевидно, что фиктивная регистрация или фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства есть не что иное, как организация незаконного пребывания обозначенных лиц на территории Российской Федерации.

Конечно же, понятие организации незаконного пребывания в Российской Федерации несколько шире по смысловому содержанию в сравнении с деяниями, описанными в ст. 3222 и 3223 УК РФ. Тем не менее, последние представляют собой частный случай организации незаконного пребывания. И содеянное в таком случае может одновременно охватываться двумя нормами уголовного закона. Однако не возникает сомнений в том, что в подобных ситуациях применение по совокупности ст. 3221 УК РФ и ст. 3222 или 3223 УК РФ будет являться нарушением принципа справедливости.

В связи с этим следует констатировать, что уголовно-правовые нормы, предусмотренные ст. 3221 УК РФ и ст. 3222, 3223 УК РФ, могут находиться в отношениях конкуренции. В соответствии с ч. 3 ст. 17 УК РФ, если преступление предусмотрено общей и специальной нормами, совокупность преступлений отсутствует и уголовная ответственность наступает по специальной норме. В изложенной ситуации специальными нормами необходимо признать

положения, закрепленные в ст. 3222 и 3223 УК РФ, т.к. в них детальнее описывается преступление, указывается на одну из возможных разновидностей организации незаконного пребывания в Российской Федерации.

Анализ материалов правоприменительной практики по ст. 3222 и 3223 УК РФ показывает, что на практике имеют место квалификационные ситуации, при которых возникают проблемы уголовно-правовой оценки действий должностных лиц миграционного учета, связанных с фиктивной регистрацией или фиктивной постановкой на учет. Дело в том, что в текстах диспозиций ст. 3222 и 3223 УК РФ отсутствует прямое указание на признаки субъектов данных преступлений, что зачастую и определяет трудности в правильном их установлении.

Обращение к теоретическим источникам по поводу признаков субъектов составов преступлений, регламентированных ст. 3222 и 3223 УК РФ, демонстрирует следующие результаты. Так, С.В. Борисов утверждает, что, наряду с собственниками жилых помещений, «уголовную ответственность по ст. 3222 УК РФ несет и служащий ФМС, поставивший на учет (зарегистрировавший) гражданина Российской Федерации по месту пребывания (месту жительства), а равно иностранного гражданина или лицо без гражданства - по месту жительства на основе представленных заведомо недостоверных сведений или документов» .

В свою очередь, И.А. Петрова указывает, что за преступления, предусмотренные ст. 3222 и 3223 УК РФ, ответственность должны нести только должностные лица органов миграционного учета. По мнению данного автора, обоснованием этому служит то, что «регистрация - это фиксация органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина и о его нахождении в данном месте пребывания. То есть действие под названием "регистрация" осуществляет "орган регистрационного учета""» . Вместе с тем, И.А. Петрова отмечает, что «во всех изученных нами уголовных делах к уголовной ответственности за фиктивную регистрацию и фиктивную постановку на учет иностранных граждан и лиц без гражданства были привлечены собственники жилых помещений» .

Логика подобных рассуждений представляется оправданной, поскольку термины «регистрация», «постановка на учет», действитель-

но, в первую очередь, воспринимаются как акты поведения должностных лиц органов миграционного учета. Вместе с тем, признавая довольно неудачные в этой части нормативные формулировки, закрепленные в ст. 3222 и 3223 УК РФ, считаем, что действия должностных лиц органов миграционного учета не могут быть квалифицированы по рассматриваемым уголовно-правовым нормам.

Прежде всего, необходимо обратить внимание на то, что объектом преступлений, предусмотренных ст. 3222 и 3223 УК РФ, не признаются общественные отношения, складывающиеся в связи с обеспечением нормальной деятельности органов государственной и муниципальной власти. В судебной практике подчеркивается, что объектом данного преступления является установленный порядок осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации. Такой учет является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией РФ гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции . Преступления, закрепленные ст. 3222 и 3223 УК РФ, в силу их расположения в гл. 32 УК РФ посягают на общественные отношения, складывающиеся в связи с обеспечением нормальной управленческой деятельности властных структур и их должностных лиц.

Именно поэтому в качестве субъектов составов преступлений, регламентированных ст. 3222 и 3223 УК РФ, фигурируют преимущественно собственники жилых помещений, которые осуществляют действия, влекущие фиктивную регистрацию или фиктивную постановку на учет. Так, П.М., являющаяся гражданкой Российской Федерации, имея умысел на фиктивную постановку на учет иностранного гражданина по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации, т.е. на постановку его на учет по месту пребывания в жилом помещении без намерения данного лица проживать в данном помещении и без намерения принимающей стороны предоставить

ему это помещение для пребывания, осознавая общественную опасность и противоправный характер своих действий, из корыстных побуждений, находясь в помещении Отдела УФМС России по Волгоградской области в Красноармейском районе г. Волгограда, являясь принимающей стороной, подала в данный отдел УФМС уведомление о прибытии в место пребывания иностранных граждан, при этом не имея намерения предоставить им это жилое помещение для пребывания и заведомо зная, что данные лица также не имеют намерения пребывать в данном жилом помещении. На основании данного уведомления иностранные граждане были поставлены на учет отделом УФМС России по Волгоградской области в Красноармейском районе г. Волгограда по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации. После этого П.М. не предоставила соответствующим лицам указанное жилое помещение для пребывания, и они в данном помещении не пребывали. Таким образом, П.М. осуществила фиктивную постановку на учет данных иностранных граждан по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации .

Ссылки отдельных специалистов на то, что в качестве одного из наказаний в санкциях ст. 3222 и 3223 УК РФ закреплено лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, также не могут рассматриваться в качестве аргумента признания субъектом данных преступлений должностных лиц органов миграционного учета. Это обосновывается тем, что, помимо собственников жилых помещений, субъектами анализируемых общественно опасных деяний могут выступать лица, представляющие принимающую сторону, например сотрудники юридического лица, филиала или представительства юридического лица, федерального органа государственной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, дипломатического представительства либо консульского учреждения иностранного государства в Российской Федерации, международной организации или ее представительства в Российской Федерации либо представительства иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, у которых иностранный гражданин или лицо без

гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится) . Сотрудники перечисленных организаций и учреждений также могут выступать субъектами преступлений,

1. Щербаков А. В. Преступления против порядка управления: науч.-практ. комментарий к гл. 32 УК РФ. М, 2011.

2. Борисов С. В. Уголовная ответственность за фиктивную регистрацию (постановку на учет) по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации // Юрид. наука. 2015. № 2.

3. Петрова И.А. Уголовная ответственность за фиктивную регистрацию и фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 9(59). Ч. 2.

4. Постановление Президиума Московского городского суда от 5 июня 2015 г. по делу № 44у-127/2015. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Постановление Президиума Волгоградского областного суда от 21 окт. 2015 г. № 44у-99/2015. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».

6. О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации: федер. закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2006. № 30. Ст. 3285 (в посл. ред. Федер. закона от 28 нояб. 2015 г. № 358-ФЗ).

предусмотренных ст. 3222 и 3223 УК РФ, и именно им может быть назначено наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

1. Shcherbakov A.V. Crimes against public order: sci.-pract.commentary to chapter 32 of the Criminal code of the Russian Federation. Moscow, 2011.

2. Borisov S. V. Criminal liability for fictitious registration (registration) at the place of stay or residence in premises in the Russian Federation // Legal science. 2015. № 2.

3. Petrova I.A. Criminal liability for fictitious registration and fictitious registration of foreign citizen or person without citizenship // Historical, philosophical, political and law sciences, Culturology and study of art. The theory and practice. 2015. № 9(59). Pt .2.

4. Judgment of the Presidium of the Moscow city court d.d. June 5, 2015 in case № u-127/2015. Access from legal reference system «ConsultantPlus».

5. Judgment of the Presidium of the Volgograd regional court d.d. Oct. 21, 2015 № u-99/2015. Access from legal reference system «ConsultantPlus».

6. On migration registration of foreign citizens and persons without citizenship in the Russian Federation: fed. law d.d. July 18, 2006 № 109-FL // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2006. № 30. Art. 3285 (in the last. amended by Federal law d.d. Nov. 28, 2015 № 358-FL).

Субъекты административного права, имеющие установленный законом и административно-правовыми нормами правовой статус, становятся участниками административных правоотношений, тогда, когда практически осуществляют определенную за ними административную правоспособность. Наличие у иностранных граждан и лиц без гражданства административно- правовой правосубъектности и факт участия в административно-правовых отношениях является очень важным, поскольку участие иностранных граждан и лиц без гражданства в административных правонарушениях является предпосылкой возникновения других правоотношений.

Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации определяется в первую очередь Конституцией РФ 1993 года, в частности статьями 27, 62, 63; международными договорами РФ; Федеральным законом РФ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002г. Федеральный Закон «О правовом положении иностранных граждан в России» от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, N 30, ст. 3032;; Федеральном законом Российской Федерации от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации Федеральный закон Российской Федерации от 18 июля 2006 г. №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 24.07.2006, N 30, ст. 3285.»; постановлениями Правительства РФ и иными нормативно правовыми актами.

Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства представляет собой совокупность их прав и обязанностей, закрепленных нормами права и гарантированных государством. Что касается содержания правового статуса иностранных граждан, то в структурном плане оно представлено правами, обязанностями и гарантиями их реализации.

В соответствии с Законом РФ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002г №115-ФЗ иностранный гражданин - это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства.

Лицом без гражданства признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Безгражданство может быть абсолютным и относительным. Абсолютное безгражданство -- безгражданство с момента рождения. Относительное безгражданство -- безгражданство, наступившее в результате утраты гражданства.

Вопрос о безгражданственности лиц представляет собой аномалию для любого государства, и в этой связи все государства, в том числе и Российская Федерация, стремятся ограничить число безгражданственных лиц путем заключения специальных международных соглашений и принятия эффективных внутригосударственных законов. В частности Закон РСФСР «О гражданстве» 1991г. уже содержал ряд положений, имеющих целью сократить число безгражданственных лиц, которые нашли отражение также в Законе РФ «О гражданстве» от 31.05.2002 N 62-ФЗ. Установлено, что ребенок, родившийся на территории РФ от лиц без гражданства, является гражданином РФ. Согласно ст. 6 Закона, Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации.

Данный вопрос регулируется рядом таких международных актов как Конвенция ООН «О статусе апатридов» 1954 г. и Конвенция ООН «О сокращении безгражданства» 1961 г. В соответствии со статьей 1 Конвенции ООН «О сокращении безгражданства» 1961 г. «любое Договаривающееся государство должно предоставлять свое гражданство любому рожденному на его территории лицу, которое иначе было бы апатридом». Конвенция «О статусе апатридов» устанавливает, что в Договорившихся государствах должны соблюдаться основы правового статуса апатридов, которые, в общем, совпадают с правовым статусом иностранцев («Кроме тех случаев, когда апатридам на основании настоящей Конвенции предоставляется более благоприятное правовое положение, Договаривающееся государство будет предоставлять им положение, которым вообще пользуются иностранцы»), а в случаях нарушения прав и свобод «каждый апатрид имеет право свободного обращения в суды на территории всех Договорившихся стран», при этом в Конвенции под термином «апатрид» подразумевается лицо, которое не рассматривается гражданином какого-либо государства в силу его закона. При этом ее положения не распространяются:

  • 1) на лиц, которые в настоящее время пользуются защитой или помощью других органов или учреждений Организации Объединенных Наций, кроме Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев;
  • 2) на лиц, за которыми компетентные власти страны, в которой они проживают, признают права и обязательства, связанные с гражданством этой страны;
  • 3) на лиц, в отношении которых имеются серьезные основания предполагать, что они:
    • а) совершили преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества в определении, данном этим деяниям в международных актах, составленных в целях принятия мер в отношении подобных преступлений;
    • б) совершили тяжкое преступление неполитического характера вне страны, давшей им убежище, и до того, как они были допущены в эту страну;
    • в) виновны в совершении деяний, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций.

Необходимо заметить, что правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства различается, например, в вопросах дипломатической защиты. Вместе с тем в большинстве случаев иностранные граждане и лица без гражданства с точки зрения права для государства одинаковы, что подтверждается законодательной и правоприменительной практикой.

Что касается действующего российского законодательства, то оно неоднократно изменялось. Наиболее кардинальное изменение произошло в июле 2006 года в связи с приятием Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». Очевидно, что ряд новелл обусловлен стремлением устранить пробелы миграционного законодательства. Тем не менее, в данном разделе законодательства по сей день сохраняются противоречия.

Рассмотрим некоторые из этих противоречий. В ст. 2 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» под иностранным гражданином понимается физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Доктрина сформулировала иной подход к определению лиц, не имеющих гражданства Российской Федерации. Значительная часть определений обращает внимание на фактическое положение лица (не имеет гражданства России и является гражданином другого государства) Бахрах Д.Н., Россинский Б.В. Старилов Ю.Н. Административное право М. Норма, 2005. - 800 с.. Законодательное определение более формализовано и адаптировано к практике органов государственной администрации. Иностранное гражданство здесь устанавливается «доказательствами», под которыми следует понимать признаваемый в России документ, подтверждающий личность иностранца и содержащий ссылку на его государственную принадлежность (чаще всего это паспорт).

Нормативная дефиниция позволяет должностным лицам органов внутренних дел, миграционных органов определять статус лица, не являющегося гражданином России, лишь по наличию у него соответствующих документов. Возникает вопрос: а если они утрачены? Теряется ли статус иностранца в период между выявлением беспаспортного гражданина и подтверждением его правового положения через заграничное представительство государства его гражданства? Думается, что статус лица без гражданства в этом случае презюмироваться не должен. Ведь материальная основа его иностранного гражданства сохраняется (государство не отказывается от своих граждан, утративших соответствующие документы). Российские органы все равно обращаются к властям государства его гражданства, которые оказывают правовую помощь своему гражданину, восстанавливая утраченные документы. В этом смысле более точным представляется определение иностранного гражданина, данное в ст. 3 ФЗ «О гражданстве»: это лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства. Следует отметить, что законы о гражданстве и правовом положении иностранных граждан были приняты практически в одно время, поэтому имеющееся между ними расхождение свидетельствует об их недостаточной согласованности. Понятие иностранного гражданина должно формулироваться исходя из фактической основы его статуса, поэтому определение ст. 2 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан» нуждается в изменении.

Различия в правовом положении имеются не только между гражданами и иностранными гражданами (лицами без гражданства), но и между разными категориями иностранных граждан Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В. Административное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов. - Система ГАРАНТ, 2013г.. Основной является классификация иностранных граждан в зависимости от времени их нахождения на территории Российской Федерации. Различают иностранных граждан:

  • · Временно пребывающих в Российской Федерации;
  • · Временно проживающих на территории Российский Федерации;
  • · Постоянно проживающих на территории.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание. Основанием для выдачи иностранному гражданину (лицу без гражданства) визы либо основанием для въезда в Российскую Федерацию в порядке, не требующем поучения визы, является приглашение на въезд в Российскую Федерацию. Приглашение на въезд в РФ выдается Министерством иностранных дел РФ либо Министерством внутренних дел РФ или ее территориальным органом. Приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина (лица без гражданства) в целях обучения в образовательном учреждении выдается территориальным органом Министерства внутренних дел по ходатайству образовательного учреждения. Приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного работника, за исключением иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в целях осуществления трудовой деятельности выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом по ходатайству о выдаче приглашения, поданному работодателем или заказчиком работ (услуг) в соответствующий орган. Квота на выдачу иностранным гражданам, за исключением иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан Понизова Е.В. Правовые основы режима пребывания иностранных граждан на территории РФ // Административно-правовой статус гражданина. М., 2010г..

Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, который не может превышать девяносто суток для иностранных граждан прибывших в Российской Федерации в порядке, не требующем получения визы, за исключением случаев, когда иностранный гражданин заключил трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с соблюдением требований Федерального закона (продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год), и случаев предусмотренных Федеральным законом.

Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть продлен либо сокращен федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции или его территориальными органами в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию Шерстобоев О.Н. Законодательство о правовом положении иностранных граждан // Российский юридический журнал. 2008, № 5..

Срок временного пребывания отдельных категорий временно пребывающих в Российской Федерации иностранных граждан может быть увеличен до ста восьмидесяти суток или сокращен как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации Правительством Российской Федерации в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации, а также в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном федеральным законом.

Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание. Под понятием разрешение на временное проживание понимается подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность.

Разрешение на временное проживание выдается иностранному гражданину территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации. Без учета утвержденной Правительством Российской Федерации квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину:

  • 1) родившемуся на территории РСФСР и состоявшему в прошлом в гражданстве СССР или родившемуся на территории Российской Федерации;
  • 2) признанному нетрудоспособным и имеющему дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве Российской Федерации;
  • 3) имеющему хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве Российской Федерации;
  • 4) состоящему в браке с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации;
  • 5) осуществившему инвестиции в Российской Федерации в размере, установленном Правительством Российской Федерации;
  • 6) поступившему на военную службу, на срок его военной службы;
  • 7) являющемуся участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам его семьи, переселяющимся совместно с ним в Российскую Федерацию
  • 8) в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 61 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в России» иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением иностранных граждан, указанных в пункте 3 статьи 6 настоящего Федерального закона, разрешение на временное проживание выдается без учета квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации. Этот же Федеральный закон предусматривает в статье 7 основания отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года. Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В. Административное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов. - Система ГАРАНТ, 2013г. При этом временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта Российской Федерации. Так, если работодатель - организация, расположенная на территории одного субъекта РФ, привлекает и использует иностранных работников, то направление работодателем таких работников на объект в другой субъект РФ будет признано административным правонарушением по ст. 18.15 КоАП РФ, если только профессии (должности) этих работников не включены в приложение № 1 Приказа Минздравсоцразвития России от 17.09.2007 № 607. Если же профессии работников соответствуют этому приказу, то административная ответственность по ст. 18.15 КоАП РФ на работодателя наложена быть не может.

Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство. Под понятием вид на жительство понимается документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность.

Вид на жительство может быть выдан иностранному гражданину по его заявлению в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований, при условии, что иностранный гражданин проживал в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание и обратился с заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, не позднее, чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание.

Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено. При этом постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан ежегодно уведомлять о подтверждении своего проживания в Российской Федерации территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту получения данным иностранным гражданином вида на жительство Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В. Административное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов. - Система ГАРАНТ, 2013..

Порядок выдачи вида на жительство и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче вида на жительство, утверждаются Правительством Российской Федерации, а в статье 9 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в России» устанавливаются основания отказа в выдаче либо аннулирования вида на жительство.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что, несмотря на активную миграционную политику Российского государства и достаточно подробное законодательное регулирование в этой сфере, в настоящее время остаются неразрешенными вопросы, касающиеся административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ. Так, нет полной согласованности в Федеральных законах, регулирующих статус указанных лиц, в частности в вопросе понятия иностранного гражданина и лица без гражданства. Это говорит о том, что законодательство в данной сфере по-прежнему нуждается в доработке. Представляется необходимым внесение в Федеральный закон «О правовом статусе иностранных граждан в Российской Федерации» изменений, касающихся определения понятия иностранного гражданина. По нашему мнению формулировка должна быть изменена на следующую: «Иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства». Это позволит избежать разночтения и неоднозначные толкования закона.

Никто точно не знает, сколько в мире лиц без гражданства. По приблизительным данным ООН, статус апатридов имеют более 15 миллионов человек на планете. По численности это население большой области России или даже какой-нибудь страны. Отсюда всё чаще возникает вопрос о серьёзности проблемы апатридов: есть ли плюсы данного статуса, в чём его негативные стороны, как в таком случае можно получить гражданство и многое другое.

Апатриды и бипатриды: определение статуса в международном и российском праве

Как правило, люди имеют гражданство одной страны. Но есть и исключения. Согласно законодательству РФ и международному праву, апатридами признаются люди, которые не имеют подданства ни одной страны или не имеют документального подтверждения своей принадлежности к какому-либо гражданству. Бипатридом называется человек, имеющий гражданство одновременно двух стран.

Плюсы и минусы положения человека, не имеющего гражданства

Выигрышным положение апатрида назвать сложно, ведь люди, не имеющие гражданства, не имеют легитимных документов, дающих им право на официальное трудоустройство, обслуживание в государственных больницах, обучение в высших учебных заведениях, свободное передвижение по миру и многое другое. Люди, не имеющие принадлежности к какому-либо государству, не могут расцениваться законодательством как иностранцы, равно как и не имеют прав, которые есть у граждан той или иной страны.

Однако небольшой положительный момент данного статуса всё-таки есть. Человек-апатрид в ряде стран, где это не противоречит законодательству, может проще приобрести гражданство, если у него есть на то основание. К примеру, Китай, который очень взыскательно относится к иностранцам, претендующим на китайское гражданство, выдвигает апатридам гораздо более щадящие требования. Кроме того, для получения гражданства Китая, ОАЭ и других передовых стран необходим отказ от первого гражданства. Лицам, не имеющих гражданства вообще, не нужно проходить длительные и порой дорогие процедуры отказа от подданства.

Видео: кто такие апатриды

Как становятся лицами без гражданства

Причин утраты гражданства можно назвать несколько:

  1. Рождение ребёнка людьми, которые являются апатридами. Как правило, гражданство того или иного государства получается по праву рождения. Это самый распространённый способ, о котором мало кто задумывается, ведь практически все люди рождаются уже гражданами своей страны. Ребёнок может стать апатридом, если его родители тоже не имели подданства. И, хотя в ряде стран существует право получения гражданства при наличии своей недвижимости на территории государства, в России такая возможность в настоящее время не предусмотрена, поэтому детям гражданство достаётся именно от родителей.
  2. Лишение гражданства по причине предоставления заведомо ложных сведений и/или документов при получении гражданства. Например, если гражданство России выдаётся путём вступления в брак с гражданином Российской Федерации, после чего вскрывается, что брак был фиктивным, гражданство считается недействительным, как и все операции и статусы, полученные после вступления в брак.
  3. Отказ от подданства по собственному желанию в процессе оформления гражданства другой страны. В некоторых государствах для признания иностранца гражданином требуется его отказ от первого подданства. В таком случае человек считается временным апатридом. Однако если что-то пойдёт не так, то в случае неполучения желаемого гражданства человек может так и остаться апатридом. Согласно закону РФ, человек может лишиться гражданства России только при условии предоставления Президентской комиссии документов, подтверждающих получение (или скорое получение) россиянином другого подданства.
  4. Приобретение статуса лица без гражданства после ликвидации государства как такового. Причиной может стать завоевание, деколонизация, распад, вхождение в состав другой страны, получение государством независимости и так далее. К примеру, после распада СССР у некоторых бывших граждан Советского Союза до сих пор нет паспорта ни одной страны по тем или иным причинам. Поэтому они считаются лицами без гражданства, то есть апатридами.
  5. Намеренное исключение физического лица из гражданства того или иного государства. Это может произойти, к примеру, если лицо будет обвиняться в преступлении против своего государства (измена или шпионаж).

Видео: ты или гражданин СССР, или апатрид (мнение)

Административно-правовой статус апатридов, права, обязанности и ответственность

Так как у апатридов нет документов, с помощью которых они могли бы достоверно подтвердить свою личность, с точки зрения законодательства, они, как правило, могут приравниваться к приезжим иностранцам. Существенное отличие в том, что иностранцы на территории другой страны, в том числе и РФ, находятся под защитой двух государств - государства, гражданином которого человек является, и на территории которого он находится. Однако если рассматривать иностранцев и апатридов в правовом аспекте, то их права и обязанности во многом совпадают.

Иностранные граждане и лица без гражданства поль­зуются в Российской Федерации правами и несут обя­занности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

статья 62 Конституции РФ

Как правило, у лиц, не имеющих подданства Российской Федерации, возникают проблемы с обслуживанием в государственных учреждениях, где необходимо предоставление документов, подтверждающих личность (паспорт, свидетельство о рождении). Помимо основных прав человека, предусмотренных международным правом, физические лица, не являющиеся гражданами РФ, имеют право на медицинское страхование. Полис обязательного медицинского страхования апатриды могут получить благодаря ходатайству органов социальной защиты, это даёт право бесплатного медицинского обслуживания даже тем лицам, у которых нет легитимных документов РФ, подтверждающих личность.

С трудоустройством, как, собственно, и с получением образования, ситуация обстоит на порядок сложнее. К сожалению, без документов, подтверждающих отношение человека к гражданству той или иной страны, возможность его зачисления в учебное заведение не предусмотрена. Кроме того, официальное трудоустройство апатрида на территории России в таком случае также невозможно. При нелегальной же работе законодательство не может обеспечивать соблюдение всех норм трудового кодекса касательно лица без гражданства.

Апатрид также не может оформить визу для выезда за пределы страны, как это могут сделать простые граждане того или иного государства. Кроме того, у лиц без гражданства нет политических прав как у обычных граждан. К примеру, они не имеют права голоса и не принимают участия в выборах, не проходят военную службу. Лица, не имеющие подданства РФ, не могут стать участниками российских политических организаций и партий.

Однако для лиц, не имеющих подданства, существует ряд обязанностей. Как и все живущие на территории России люди, апатриды обязаны соблюдать законы РФ, вовремя платить налоги государству, а также уважительно относиться к российской Конституции и гражданам Российской Федерации. К своим обязанностям апатрид должен подходить со всей ответственностью, ведь при нарушении законодательства к лицу без гражданства могут применяться радикальные меры. Это может быть как административный штраф, так и депортация или выдворение человека из страны без права на въезд в течение пяти лет.

К лицам без гражданства могут применяться меры за нарушение порядка и невыполнение обязанностей перед государством

Процесс легализации апатрида в Российской Федерации

Ситуация человека без гражданства не безнадёжна. Для того чтобы получить больше прав и свобод, апатриду следует пройти процедуру легализации. Как правило, этот процесс предусматривает несколько этапов.

Установление личности

Одной из главных проблем человека без гражданства является процесс подтверждения его личности, ведь основных документов, которые обычно используются для этой цели, у апатрида нет. Поэтому первый этап легализации - это документальное установление его личности.

Для этого человеку необходимо подать соответствующее заявление в ГУВМ МВД, в котором указываются такие данные, как ФИО, год и дата рождения, обстоятельства, дата приезда в страну и его цель. Помимо заявления, также следует передать госслужащим оригиналы документов, которые так или иначе могут свидетельствовать о личности заявителя:

  • недействительный паспорт;
  • аттестат, диплом или любое другое свидетельство о получении образования;
  • водительские документы;
  • пенсионное удостоверение;
  • свидетельства о заключении и/или расторжении брака;
  • подтверждающие смену фамилии документы (если заявитель когда-то менял её);
  • свидетельство о рождении (если было утеряно, его возможно восстановить, обратившись в ЗАГС по месту рождения);
  • автобиография заявителя;
  • справка о регистрации (архивные документы, листки убытия, подтверждающие, что на момент подачи заявления апатрид не имеет регистрации на территории России);
  • паспорта родителей (если родители не могут лично явиться в органы на момент подачи заявления, можно предоставить копии паспортов, предварительно заверенные нотариусом).

Ко всем вышеперечисленным документам прилагается квитанция об уплате государственной пошлины.

Обратите внимание, что после принятия всех необходимых документов, сотрудники МВД России обязаны выдать специальную справку, подтверждающую опись переданных документов.

Важно! Будьте готовы к тому, что сотрудники МВД РФ при рассмотрении заявления могут потребовать предоставления дополнительных данных, подтверждающих личность. При подаче заявления желательно также пригласить на процедуру в качестве свидетелей двух знакомых, которые являются гражданами Российской Федерации и могут подтвердить показания. Сотрудники МВД имеют полномочия проводить опознания и опрашивать людей, заявленных как свидетелей.

В Латвии лицам, не получившим гражданства, выдаются паспорта негражданина, они служат удостоверением личности

После проверки всех предоставленных данных служащие МВД в течение трёх месяцев должны выдать заявителю специальную справку с фотографией (фото размером 3х4 см прилагается при подаче документов). Она будет временным удостоверением личности человека-апатрида.

Разрешение на временное проживание (РВП) и вид на жительство (ВНЖ) в России

Следующий этап в легализации апатрида - это процедура получения РВП и ВНЖ. Добиться законного разрешения на временное проживание в России можно, имея на руках справку апатрида, процедура получения которой уже была описана выше.

Что представляют собой РВП и ВНЖ и зачем это нужно? На основании этих документов человек без гражданства сможет пересекать границу РФ, оформлять страховку, лечиться в государственной поликлинике и многое другое. Словом, он получит практически те же права и льготы, которые предоставляются российским подданным.

Если разбираться более детально, то РВП в случае оформления для апатридов представляет собой отдельный документ. Выдачей РВП занимаются миграционные службы Российской Федерации. Однако процедура имеет свой минус - ежегодно государством устанавливается квота. Это значит, что получить РВП за год может определённое количество людей, причём размер квот рассчитан не только на апатридов, но и на иностранных граждан. К примеру, в 2018 году годовая квота составила 90 360 штук (Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2017 N 2581-р).

Хотя разрешение на временное проживание можно оформить и другим путём, не добиваясь квоты. Законом предусмотрено несколько условий упрощённого получения РВП для апатридов :

  1. Рождение на территории РФ или РСФСР.
  2. Супруга/супруг и/или ребёнок, которые являются гражданами России.
  3. Нетрудоспособные родители, которые являются гражданами Российской Федерации. Либо же наоборот - если есть необходимость получения РВП нетрудоспособным людям, для получения в упрощённом порядке желательно иметь дееспособных детей или опекунов, которые имеют подданство России.

Несовершеннолетние, чьи родители получают разрешение на временное проживание, также имеют право его получения.

РВП выдаётся на год. По истечении этого срока апатрид имеет право подать заявление на получение вида на жительство.

Апатрид имеет право на получение вида на жительство в России

ВНЖ, в свою очередь, даёт своему владельцу на порядок больше возможностей, однако и требования выдвигаются более строгие. Несмотря на трудности в получении, иностранцы чаще стремятся добиться именно вида на жительства, ведь человек, обладающим им, может намного проще пересекать границу Российской Федерации, он волен беспрепятственно передвигаться в пределах страны и переезжать в другие города (РВП не всегда предусматривает такую возможность). Кроме того, человек с ВНЖ имеет право претендовать на государственное пособие, он может трудоустроиться в органах охраны порядка, нести военную службу (при желании), а также свободно пользоваться банковскими услугами (они могут как взять кредит, так и оформить депозит).

Трудоустройство

После получения РВП помимо возможности легально находиться на территории страны, апатрид также может устраиваться на работу, при этом нет необходимости получать специальное разрешение на трудоустройство или патент. Желательно, чтобы у работодателя было разрешение на наём иностранцев, это существенно упростит процедуру приёма на работу человека без гражданства.

Однако в этом случае можно столкнуться с очень неприятной ситуацией. Дело в том, что апатрид будет как бы «привязан» к определённому объекту, где было получено РВП. Это значит, что переехать куда-либо ещё будет нельзя, причём столица и города области считаются также разными субъектами.