Основы реализации настоящей стратегии. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности оу

4.1. Законодательная база обеспечения безопасности жизнедеятельности

Правовую основу обеспечения безопасности жизнедеятельности составляют соответствующие законы и постановления, принятые представительными органами РВ, а также подзаконные акты: указы Президентов, постановления, принимаемые правительством РФ, местными органами власти и т.п.

Базовая иерархия нормативных документов по охране труда следующая.

Конституция РФ  законы  указы Президента РФ  постановления Правительства РФ  ССБТ  Санитарные нормы и правила  инструкции по технике безопасности.

Правовую основу охраны окружающей среды в стране и обеспечение необходимых условий труда составляет закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в соответствии с которым введено санитарное законодательство, включающее указанный закон и нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и/или безвредности для человека факторов среды его обитания и требования по обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности.

Важнейшим законодательным актом, направленным на обеспечение экологической безопасности, является закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды».

Ключевыми законодательными актами по охране труда являются: Федеральный закон «Об основах охраны труда» и Кодекс законов о труде. Приведенные акты устанавливают основные правовые гарантии в части обеспечения охраны труда.

Правовую основу работ в ЧС и в связи с ликвидацией их последствий составляют законы РФ «О защите населения и территории от ЧС природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «Об использовании атомной энергии».

Среди систем нормативных документов (стандартов) следует отметить ГСС и ГОСТ. Эти системы включают в себя стандарты самых различных направлений.

Также следует отметить следующие важнейшие системы стандартов.

1. Санитарные нормы (СН). Они устанавливают ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и воде различного назначения, а также уровни физических воздействий на окружающую среду (шум, вибрация и т.д.).

2. Строительные нормы и правила (СНиП) содержат стандарты проектирования сооружений различного вида и назначения.

3. Система стандартов «Охрана природы» - совокупность стандартов, направленных на сохранение, восстановление и рациональное использование природных ресурсов (составная часть ГСС).

4. Нормативно-техническая документация по охране труда включает правила по технике безопасности и производственной санитарии, санитарные нормы и правила, стандарты системы стандартов безопасности труда, инструкции по охране труда для рабочих и служащих.

4.2. Методические основы управления безопасностью жизнедеятельности

Управление является предметом кибернетики, в которой исследуются процессы управления сложными динамическими системами методами точных наук.

С этих позиций управление представляет собой целенаправленный замкнутый процесс, в котором участвуют орган управления и управляемый объект. Между ними устанавливаются определенные связи.

Рисунок 4.1.

Простейшая схема управления

По линиям связи от органа управления (U ) к управляемому объекту (УО ) орган управления передает информацию, определяющую состояние, в которое должен перейти управляемый объект. От управляемого объекта к органу управления передается информация о фактическом состоянии управляемого объекта. На основе этой информации орган управления корректирует управленческие воздействия.

Этот процесс происходит постоянно.

Более сложная схема управления предполагает, что на каждом i -том этапе управления на управляемый объект (УО i ) поступает информация (I i ), определяющая состояние управляемого объекта и случайные возмущения ( i ), которые являются следствием естественных случайных процессов присутствующих в любом реальном процессе. В результате обработки информации и воздействия случайных возмущений управляемый объект передает в орган управления сведения о своем текущем состоянии (J i ). На основе этих сведения орган управления вырабатывает и передает на управляемы объект управленческие решения (u i +1), определяющие последующее состояние управляемого объекта.

Описанная структура представлена на рис. 4.2.

Рисунок 4.2.

Схема взаимодействия органа управления и управляемого объекта

Под влиянием информации, управленческих воздействий и случайных возмущений управляемый объект может переходить в состояние, в котором он ранее уже находился.

Кроме того, некоторые процессы предполагают цикличность состояний управляемого объекта.

Нередки также случаи ветвистости переходов, то есть ситуаций, когда различные управленческие воздействия переводят управляемый объект в различные состояния.

В системе управления на стадии эксплуатации присутствуют и цикличность и ветвистость.

Рисунок 4.3.

Схема системы управления опасностями на стадии эксплуатации

Здесь состояния управляемого объекта нулевое, первое и второе – состояния профилактики и готовности, режима реагирования на отказ или ЧП и состояние восстановления после отказа или ЧП соответственно.

Управление безопасностью складывается из следующего ряда последовательно выполняемых стадий.

1. Оценка состояния безопасности и ее составляющих.

2. Формирование целей.

3. Составление программ обеспечения безопасности.

4. Оперативное управление программами.

5. Оценка эффективности реализации программ.

6. Стимулирование исполнителей.

Общая схема управления безопасностью может быть описана следующим образом.

В процессе оценки безопасности определяются показатели, непосредственно характеризующие состояние исследуемого объекта. (параметры микроклимата, шума, запыленности и т.п.). Кроме того, оценивается экономический ущерб, вызываемый неблагоприятными условиями жизнедеятельности.

С учетом существующих нормативных требований формируются ориентировочные цели на определенный период времени.

В зависимости от фактического состояния показателей и с учетом прогноза условий жизнедеятельности намечаются конкретные количественные цели (снизить запыленность до 6 мг/м 3).

Для достижения каждой поставленной цели составляется технически обоснованный набор мероприятий с указанием объемов, сроков исполнения и исполнителей.

Разработанная программа должна удовлетворять условиям научной обоснованности, экономичности, соответствия современному состоянию технике и ряду других показателей.

После выполнения всех запланированных мероприятий проводится оценка нового состояния жизнедеятельности людей в описанной ранее последовательности.

Результатами успешной реализации программы являются:

1) достижение контролируемых показателей требуемых норм;

2) улучшение значений контролируемых показателей;

3) снижение экономического ущерба.

Если достигнуты конечные цели программы, то ее функционирование завершается. В противном случае – проводится корректировка ее работы и повторный запуск.

4.3. Управление охраной труда

Управление охраной труда осуществляется в соответствии с Основами охраны труда в РФ Министерством труда и социального развития РФ и его территориальными органами.

Система управления охраной труда (СУОТ) на предприятии предусматривает участие в ней всех представителей администрации. Кроме того, ряд подразделений выполняют специальный функции охраны труда.

Ответственным за охрану труда на предприятии является руководитель этого предприятия. Организация и координация работ по охране труда возложена на службы (или специалиста) по охране труда. Эта служба помимо охраны труда проводит анализ состояния и причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также совместно с другими службами разрабатывает мероприятия по их реализации. Кроме того, эта служба организует работу по проверке технического состояния зданий, сооружений и оборудования цехов, работу по аттестации рабочих мест в части их соответствия нормам безопасности, проводит инструктаж и обучение работников основам техники безопасности в соответствии с действующими нормативными документами, участвует в работе комиссий по проверке знаний техники безопасности.

Анализ условий труда на рабочих местах основывается на т.н. «типовых положениях».

Типовое положение – это единый методологический документ, для организации работ, связанных с учетом, аттестацией, рационализацией и планированием рабочих мест (РМ).

Учет РМ – первый этап работы по анализу условий труда, связанный с определением рабочих мест и их классификацией.

Аттестация РМ заключается в комплексной оценке каждого РМ на его соответствие требованиям охраны труда и современному научно-техническому уровню.

Рационализация РМ состоит во внедрении мероприятий, направленных на совершенствование и на оптимизацию использования РМ, в том числе, на улучшение условий труда.

Планирование РМ – это расчет оптимального числа и структуры РМ с учетом используемых трудовых ресурсов и потребностью в росте производительности труда.

Для оценки состояния охраны труда на производственных участках и в цехах рекомендуется применение обобщенного коэффициента уровня охраны труда.

.

Здесь К сп – коэффициент уровня соблюдения правил охраны труда работающими; К б – коэффициент безопасности единицы оборудования; К впр – коэффициент выполнения плановых работ по охране труда.

Для определения К сп на предприятии вводится карта соблюдения правил охраны труда для участка и цеха.

Коэффициент безопасности единицы оборудования определяется по следующей формуле

.

Здесь Т б – количество показателей, соответствующих нормативно-технической документации (НТД) по безопасности труда, Т о общее число показателей, относящихся к данному оборудованию.

Коэффициент выполнения плановых работ по охране труда К впр определяется отношением фактически выполненных мероприятий, предусмотренных на рассматриваемый период.

Для комплексной оценки условий труда используется гигиеническая классификация труда, которая предусматривает учет каждого фактора, характеризующего опасность и вредность производственной среды, а также тяжесть и напряженность трудового процесса.

Методами управления безопасностью труда являются следующие:

1) профессиональный отбор;

2) обучение безопасности труда;

3) инженерно-технические методы;

4) административные методы и т.д.

Учебно-методические материалы

Основная литература

1. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств (охрана труда): Учеб. пособие для вузов/ Кукин П.П.,Лапин В.Л.,Подгорных Е.А. -М.: Высш. шк., 1999.-318 с.

2. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. для вузов/ Белов С.В.,Ильницкая А.В.,Козьяков А.Ф.,ред. С.В.Белов.-2-е изд., испр. и доп -М.: Высш. шк., 1999.-448 с.

3.Розанов В.С. Безопасность жизнедеятельности. Электробезопасность: Учеб. пособие/ Моск. гос. ин-т радиотехники, электроники и автоматики (техн. ун-т).. -М.: Изд-во МИРЭА, 1999.-47 с.

4. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. для вузов/ Арустамов Э.А.,Волощенко А.Е.,Гуськов Г.В.,ред. Э.А.Арустамов.-2-е изд., перераб. и доп -М.: Дашков и К, 2000.-677 с.

5. Русак, Олег Николаевич и др. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие/ Русак О.Н.,Малаян К.Р.,Занько Н.Г. -СПб: Лань, 2000.-447 с. -(Учебники для вузов.. Специальная литература).

    Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок.-М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.-216 с.

    Лавочкин Н.Н. Инженерные расчеты по охране труда. 1986 г.

Дополнительная литература

    Правила эксплуатации электроустановок потребителей. 5-е изд., перер. и доп. с измен.-М.: Главгосэнергонадзор, 1997.-246.

    Правила устройства электроустановок.-6-е изд., перераб. и доп.-М.: Энергоатомиздат,1998.-648.

    Бурлак Г.Н. Безопасность работ на компьютере: М.: Финансы и статистика, 1998.

    Журавлев П.П. Защита населения и территории в чрезвычайных ситуациях: М.: Изд. ассоциации строительных вузов, 1999.

108. Реализация государственной политики Российской Федерации в сфере обеспечения национальной безопасности осуществляется путем согласованных действий всех элементов системы ее обеспечения под руководством Президента Российской Федерации и при координирующей роли Совета Безопасности Российской Федерации.

109. Настоящая Стратегия реализуется на плановой основе за счет консолидации усилий и ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления, развития их взаимодействия с институтами гражданского общества, а также комплексного использования политических, организационных, социально-экономических, правовых, информационных, военных, специальных и иных мер, разработанных в рамках стратегического планирования в Российской Федерации. Положения настоящей Стратегии обязательны для выполнения всеми органами государственной власти и органами местного самоуправления и являются основой для разработки и корректировки документов стратегического планирования и программ в области обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития Российской Федерации, а также документов, касающихся деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Деятельность Центрального банка Российской Федерации как участника стратегического планирования осуществляется в целях обеспечения национальных интересов и реализации стратегических национальных приоритетов.

110. Контроль за ходом реализации настоящей Стратегии осуществляется в рамках государственного мониторинга состояния национальной безопасности; его результаты отражаются в ежегодном докладе Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации Президенту Российской Федерации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению.

111. В целях реализации настоящей Стратегии осуществляется под руководством Президента Российской Федерации совершенствование системы государственного управления, стратегического планирования в области обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития Российской Федерации, разрабатываются и реализуются документы стратегического планирования, а также принимаются меры по подготовке квалифицированных специалистов в области обеспечения национальной безопасности и стратегического планирования.

112. Информационную основу реализации настоящей Стратегии составляет федеральная информационная система стратегического планирования, включающая в себя информационные ресурсы органов государственной власти и органов местного самоуправления, системы распределенных ситуационных центров и государственных научных организаций.

113. При реализации настоящей Стратегии особое внимание уделяется обеспечению информационной безопасности с учетом стратегических национальных приоритетов.

114. Информационная и информационно-аналитическая поддержка реализации настоящей Стратегии, ее корректировка, проводимая один раз в шесть лет с учетом результатов мониторинга ее реализации и изменений, оказывающих существенное влияние на состояние национальной безопасности, осуществляются при координирующей роли Совета Безопасности Российской Федерации.

Нормативно-правовая база обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и защиты территорий регламентирует обязанности и права государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и всех граждан, закрепляет и регулирует устройство и назначение специальных органов управления в области защиты от ЧС, определяет ответственность всех уровней власти и граждан. Она направлена на то, чтобы каждый гражданин страны знал основные положения законодательства и был защищен им, чтобы его жизненная позиция, повседневное поведение строго соответствовали правовым предписаниям.

"Человек охватил своей жизнью, своей культурой всю верхнюю оболочку планеты, всю биосферу, - писал русский ученый Вернадский, - биосфера переходит в новое эволюционное состояние - ноосферу, перерабатывается научной мыслью социального человечества … через организованный человеческий труд". Жизнь человечества стала единой, связь и транспорт охватили всю планету. В эпоху ноосферы человек уже может и должен "мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи, государства, но и в планетном аспекте". В этих словах заложен активный оптимизм, вера в разумное регулирование отношений человека и природы. Этот оптимизм должен быть закреплен и правовыми нормами. Ибо только право является тем барьером, который ограничивает беззаконие и произвол как властных и хозяйствующих структур, так и отдельных граждан.

Нормативно-правовая база в области защиты населения и территорий от ЧС активно разрабатывалась в последнее десятилетие с учетом требований мировых стандартов и четко вписывается в общее законодательное поле государства. Однако, как показывает практика, реальная жизнь часто опережает законодательные инициативы. Поэтому проблемы законодательного обеспечения безопасных условий жизнедеятельности в ряде случаев требуют своего решения. В частности, проблемы ядерной и экологической безопасности, рационального использования природных ресурсов и многие другие.

Особое место занимают законодательные инициативы, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности в условиях природных и техногенных ЧС. Анализ показывает их неуклонный рост. Так, с 1 по 20 декабря 2015 года на территории РФ произошло 42 ЧС, в которых пострадало 152 человека, из них 81 погиб. Такое положение дел не вызывает оптимизма и требует своего решения во всех властных структурах: и законодательных, и исполнительных.

Одним из важнейших принципов обеспечения безопасных условий жизнедеятельности является строгое соблюдение законности. Только опираясь на твердое и глубокое знание законов РФ, иных правовых актов, современный руководитель может добиться высокой организованности, создать и обеспечить безопасные условия жизнедеятельности для сотрудников и подчиненных.

Регулятором взаимоотношений между личностью и обществом, руководителем и коллективом в этом случае выступает право, т.е. государственная воля, выраженная в системе общеобязательных норм (правил поведения), установленных или санкционированных государственными органами и охраняемых от нарушений, при необходимости, государственным принуждением. Правовой основой законодательства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности является Конституция - Основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны ей противоречить. Гарантом Конституции РФ является Президент.

Другими источниками права в области обеспечения безопасности жизнедеятельности являются:

  • · Федеральные законы.
  • · Указы Президента РФ.
  • · Постановления Правительства РФ.
  • · Приказы, директивы, инструкции, наставления и другие нормативные акты министерств, ведомств и их нижестоящих организаций.
  • · Правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований (Указы, постановления).
  • · Приказы (распоряжения) руководителей объектов экономики.

Обеспечение безопасности жизнедеятельности базируется на следующих законодательных актах:

1. Федеральный закон РФ №68-ФЗ от 30.10.2007г. "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Закон определяет общие для РФ социально-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, всего земельного водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС

природного и техногенного характера.

2. Федеральный закон РФ №28-ФЗ от 19.06.2007г. "О гражданской обороне".

Закон определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны.

3. Федеральный закон РФ №323-ФЗ от 21.11.2011г. "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Закон регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, и определяет:

  • · правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан;
  • · права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав;
  • 4. Федеральный закон №7-ФЗ от 10.01.2002г. "Об охране окружающей среды". Закон содержит свод правил охраны окружающей природной среды в новых условиях хозяйственного развития и регулирует природоохранительные отношения в сфере всей природной среды, не выделяя ее отдельные объекты, охране которых посвящено специальное законодательство.

Задачи природоохранительного законодательства:

  • - охрана природной среды (а через нее и здоровья человека);
  • - предупреждение вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной или иной деятельности;
  • - оздоровление окружающей природной среды, улучшение ее качества.

Эти задачи реализуются через три группы норм:

ь Нормативы качества окружающей среды. К ним относятся предельно допустимые нормы воздействия (химического, физического, биологического): ПДК вредных веществ, нормы радиационного воздействия, нормы остаточных химических веществ в продуктах питания и др. нормативы утверждаются специально уполномоченными органами государства (Рособрнадзором) и обязательны для всех хозяйствующих субъектов.

ь Экологические требования к хозяйственной и другой деятельности, влияющей на окружающую среду. Экологические требования предъявляются всем хозяйствующим субъектам независимо от форм собственности и подчиненности, гражданам РФ. Органы охраны окружающей среды и санэпиднадзора имеют право экологического контроля и наложения запрета деятельности на всех стадиях - проектирования, размещения, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации объектов. Закон гарантирует право граждан на здоровую и благополучную природную среду, закрепляет полномочия граждан и общественных экологических объединений по охране окружающей природной среды: требовать представление экологической информации, назначение экологической экспертизы, обращаться в административные и судебные органы с заявлением о приостановлении или прекращении деятельности экологически вредных объектов, обращаться с исками о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу.

ь Механизмы исполнения этих требований. Механизм реализации закона выражается в сочетании экономических методов хозяйствований с административно-правовыми мерами обеспечения качества окружающей природной среды. Экономический механизм охраны окружающей среды предполагает финансирование, кредитование, льготы при внедрении экологически чистых технологий, при начислении налогов. С другой стороны, он осуществляется через изъятие части денежного дохода в качестве платы за пользование ресурсами, налога на экологически вредную продукцию или продукцию, выпускаемую с применением экологически опасных технологий. Административно-правовое воздействие реализуется через экологическую экспертизу, экологический контроль, меры административно-правового пресечения вредной деятельности, ответственность за экологические правонарушения. Финансирование и осуществление хозяйственных проектов производится только после положительного заключения экологической экспертизы. В случае несоблюдения экологических требований закон предусматривает приостановление деятельности и одновременное прекращение финансирования со стороны кредитно-финансовых учреждений. Система экологического контроля состоит из государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды (мониторинг), государственного, производственного, общественного контроля.

Государственные стандарты являются основными нормативно-техническими документами, устанавливающими общие требования к конкретным вида природопользования. Она дают признаки иметодики определения степени воздействия на окружающую среду различных загрязнителей.

5. Федеральный закон №206-ФЗ от 04.12.2006г. "О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера". Определяет общие для России организационно-правовые нормы в области защиты населения, всего земельного, водного воздушного пространства в пределах РФ, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера.

Основные цели закона: предупреждение возникновения и развития ЧС, снижение размеров ущерба и потерь от ЧС, ликвидация ЧС. Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от ЧС определяется, исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся средств и сил.

6. Постановлениями Правительства РФ №738 от 24 июля 1995г. "О порядке подготовки населения в области защиты от ЧС" и №842 от 2 ноября 2000г. "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны" определены основные задачи, формы и методы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от ЧС природного и техногенного характера.

Все население страны делится на категории обучаемых:

  • 1. Руководящий состав хозяйствующих субъектов - проходит обучение в областном УМЦ 1 раз в 5 лет.
  • 2. Работники объектов экономики, входящие в состав формирований гражданской обороны - обучаются по 20-часовой программе по месту работы.
  • 3. Работники объектов экономики, не входящие в состав формирований гражданской обороны - обучаются по 14-часовой программе по месту работы.
  • 4. Студенты и учащиеся образовательных учреждений - обучаются по соответствующим программам дисциплин ОБЖ и БЖ.
  • 5. Неработающее население - обучается по 10-ти часовой программе по месту жительства путем самостоятельного изучения действий в ЧС.

В целях проверки готовности органов управления к действиям в ЧС, проведения аварийно-спасательных работ и оказания первой медицинской помощи проводятся комплексные учения, командно-штабные учения и тренировки, тактико-специальные учения с формированиями гражданской обороны. КШУ, КШТ и ТСУ проводятся на объектах экономики ежегодно продолжительностью 8 часов.

Главная цель мероприятий по подготовке населения в области гражданской обороны и защиты от ЧС природного и техногенного характера - минимизировать ущерб в случае возникновения ЧС как в мирное, так и в военное время. правовой ликвидация последствие бедствие

За последние 20 лет стихийные бедствия на Земле унесли жизни 11 млн. человек, ранено свыше 800 млн. человек, стоимость ущерба по подсчетам зарубежных специалистов превысила 500 млрд. долларов. Масштабы бедствий вынуждают пострадавшие страны обращаться за международной помощью. В составе ООН выделены подразделения, объединяющие специалистов для ликвидации последствий чрезвычайных происшествий.

В 2011 г. Генеральной ассамблеей ООН был создан исполнительный комитет по оказанию медицинской помощи при стихийных бедствиях. В международном Комитете Красного Креста (МККК) объединены 125 национальных обществ Красного Креста. В 2011 г. в Женеве создано Международное общество медицины катастроф (МОМК) в составе около 70 государств, задачей общества является координация разработки проблем медицины катастроф в международном масштабе.

Руководство России принимает все меры по объединению усилий всех министерств и ведомств в предотвращении катастроф и ликвидации их последствий, в том числе и на законодательном уровне с привлечением депутатов Федерального собрания.

Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений. В российском законодательстве и в научной литературе отношение к понятию «правовой статус образовательного учреждения» неоднозначно. Под правовым статусом образовательного учреждения понимают совокупность правовых норм, устанавливающих обусловленные соответствующей правосубъектностью образовательного учреждения его юридические права и обязанности (компетенцию), а также систему и механизм осуществления юридических гарантий этих прав и обязанностей. Под «соответствующей правосубъектностью» в данном случае следует понимать такие правовые качества образовательного учреждения (правоспособность и дееспособность ), которые, во-первых, характеризуют его, с одной стороны, именно как учреждение, и, с другой стороны, как юридическое лицо, а, во-вторых, отражают особенности принадлежности этого образовательного учреждения к тому или иному уровню образования и тому или иному типу и виду, той или иной организационно-правовой формы.
В зависимости от видов правовых норм, устанавливающих права, обязанности и гарантии их осуществления, можно говорить о таких основных видах правового статуса образовательного учреждения, как: конституционно-правовой статус, гражданско-правовой статус, финансово-экономический статус, административно-правовой статус, образовательно-правовой статус. Все эти статусы связаны между собой, что обусловлено свойством системности права как социального регулятора.
Согласно Закону «Об образовании» образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательное учреждение является юридическим лицом. Признаки юрлица согласно Гражданского Кодекса РФ (ст. 48, 51): учреждение имеет в оперативном управлении обособленное имущество (закреплённое за ним собственником, учредителем); учреждение имеет самостоятельный баланс и смету; учреждение выступает в суде, арбитражном суде и третейском суде от своего имени; учреждение обладает организационным единством, закреплённым в его уставе, определяющим его структуру и деятельность как самостоятельного целого образования; учреждение самостоятельно отвечает по своим требованиям и обязательствам, закреплённым за ним имуществом.
В соответствии с п. 2 ст. 12 Закона РФ “Об образовании” любое образовательное учреждение, в т. ч. сельская школа вне зависимости от ее размера, является юридическим лицом. Сельская школа может также иметь статус филиала базовой школы. В таком случае юридическим лицом признается базовая школа, а сельская школа считается обособленным структурным подразделением, т. е. частью образовательного учреждения (базовой школы), расположенной в другой местности (ст. 55 ГК РФ и п. 7 ст. 12 Закона РФ “Об образовании”).
Для производства различного рода финансовых расчетов образовательному учреждению не обязательно иметь в своем штате бухгалтера. Достаточно заключить соответствующий договор с централизованной бухгалтерией, если она является юридическим лицом или с органом управления образованием, если эта бухгалтерия является его структурным подразделением.
К образовательным относятся учреждения следующих типов: дошкольные; общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; учреждения дополнительного образования взрослых; специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); учреждения дополнительного образования детей; другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс. Типы ОУ могут иметь вид, например, общеобразовательные ОУ могут быть следующих видов: средняя общеобразовательная школа, гимназия, школа с углублённым изучением предметов и т.п.)
Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации, если иное не предусмотрено федеральными законами.


Филиалы, отделения, структурные подразделения образовательного учреждения могут по его доверенности осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица. Автономия образовательных учреждений является одним из ведущих принципов управления образованием (см. в глоссарии).
Устав – основной юридический документ образовательного учреждения. Требования к нему изложены в Законе в образовании (статья 13).
В целях единообразного правового положения образовательных учреждений Правительством Российской Федерации утверждаются типовые (примерные) положения, являющиеся актами, на основе которых с учетом конкретных обстоятельств собственником принимается устав вновь создаваемого юридического лица. В области образования, в настоящее время, принято более 10 типовых (примерных) положений, регулирующих деятельность образовательных учреждений. Например, Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, Типовое положение об общеобразовательном учреждении, Типовое положение о высшем учебном заведении.
Говоря об учредительных документах образовательного учреждения, следует отметить, что в Законе об образовании используются два понятия: “договор между учредителем и образовательным учреждением” (п. 3 ст. 11, п. 6 и 12 ст. 39, п. 1 ст. 41 и п. 5 ст. 43) и “договор учредителей” (если финансирование будет осуществляться несколькими субъектами - п. 3 ст. 33).
Заключение договора о взаимоотношениях между школой и ее учредителем предусмотрено действующим Законом РФ “Об образовании”, п. 3 ст. 11 которого устанавливает, что “отношения между учредителем и образовательным учреждением определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации”. Такой договор не следует смешивать с учредительным договором, под которым понимается соглашение между несколькими учредителями о создании юридического лица в случае, когда законодательством предусмотрена возможность совместного учредительства. С 1 января 2005 г., т. е. со дня вступления в силу поправок, внесенных в ст. 11 Закона РФ “Об образовании” Федеральным законом от 22.08.04 № 122­-ФЗ, совместное учредительство муниципальных и государственных образовательных учреждений фактически запрещено. В настоящее время в соответствии с законом у муниципальных общеобразовательных школ может быть только один учредитель – конкретное муниципальное образование, представленное одним или несколькими органами местного самоуправления.
Согласно формулировкам Закона РФ “Об образовании” и Типового положения об общеобразовательном учреждении договор школы с учредителем “определяет отношения, не урегулированные уставом общеобразовательного учреждения”. Статья 13 Закона РФ “Об образовании” подробно определяет структуру содержания устава образовательного учреждения. Однако для договора, в отличие от устава, законом не установлены ни структура, ни обязательное содержание. Тем не менее, можно назвать области отношений между учредителем и школой, которые нуждаются в дополнительном договорном регулировании, это:

· права и условия участия учредителя в организации образовательного процесса, в управлении и контроле за деятельностью школы;

· дополнительные права школы в области имущественных отношений;

· обязанности учредителя в области материального, кадрового, правового, методического и иного ресурсного обеспечения деятельности школы.