Конспект занятия на тему «Путешествие в фотогалерею «Геометрические фигуры». план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

оксана Терро
Геометрические тела

Конспект итогового занятия по развитию математических представлений детей средней группы.

Тема : «Геометрические тела »

Цель : Способствовать формированию представлений о геометрических телах , умение распознавать предметы знакомых геометрических форм в окружающей обстановке; закрепить счёт до 5 представление о числах и цифрах в пределах 5.

Интеграция образовательных областей : «Познание» (формирование элементарных математических представлений, познавательно-исследовательская деятельность), «коммуникация» .

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Задачи :

Тренировать умение соотносить плоские геометрические фигуры с пространственными телами , развивать мыслительные процессы. Тренировать умение находить геометрические формы в окружающих предметах.

Закреплять порядковый счёт до 5, развивать коммуникативные способности.

Продолжать учить классифицировать предметы, развивать мыслительные операции : сравнение, анализ, обобщение.

Планируемые результаты : имеет элементарное представление о геометрических фигурах ; удерживает в памяти при выполнении математических действий нужное условие и сосредоточенно действует в течении 15-20 минут.

Оборудование : игры «Четвёртый лишний» , «Калейдоскоп» , «Сравни предметы» , нарисованные машины с полосками разных размеров, блоки Дьенеша, кукла Фея, «паспорта» геометрических тел : квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, и волшебный мешочек, свисток, мяч.

Подготовка к занятию- Написание конспекта, подготовка материала, изучение литературы.

Структура занятия :

1. Коммуникативная игра «Здравствуй друг»

2.. Д\И «Калейдоскоп»

3. Д\И «Спрячь зайчика»

4. Д\И «Собери грибы в корзину»

5. Д\И «Волшебный мешочек»

6. Д\И «Сравни предметы»

7. Итог занятия :

Ход НОД:

Коммуникативная игра «Здравствуй друг»

Дети стоят врассыпную свободно.

Воспитатель :

Поздоровайтесь с гостями. Скажите, ребята вы сегодня все друг с другом утром поздоровались? Давайте ещё раз поздороваемся, но не словами, а носиками. (Ушками, плечиками, животиками, коленками) . А теперь давайте возьмёмся за руки и сделаем маленький круг. Поднимем руки вверх и поздороваемся с солнышком, почувствуем его тепло, а теперь подарим это тепло друг другу. (Сомкнутые лодочкой ладони опустить перед собой, подуть на них) .

Воспитатель ребята посмотрите к нам пришло письмо, давайте прочтем его. В стране геометрических фигур беда . Жители геометрической страны просят помочь им спастись от злой феи Призмы. Для этого надо преодолеть трудности выполнить много заданий. Поможем жителям страны геометрических фигур ?

Справимся? Путь далёкий, и по этому мы поедем на поезде. Д\И «Калейдоскоп» Вот билеты (каждому ребенку на шею вешается карточка с геометрической фигурой , и разных цветов)., посмотрите внимательно какая геометрическая фигура , и какого цвета нарисована у вас на карточке, такую же надо найти на стульчике, это и будет номером места в нашем поезде. Свисток, поезд отправляется.

Станция первая «Помогайка»

Игра «Спрячь зайчика»

Воспитатель : Первая станция, выходите. Нам ребята нужно помочь зайцу. Заяц спрятался от волка в домике, надо закрыть дверь в домике, но двери похожи на геометрические фигуры . Вам нужно подобрать дверь к домику. С этим заданием вы справились! Молодцы!

Станция вторая «Соберайка»

Игра «Собери грибы в корзину»

Воспитатель : Вторая станция, выходите. Ежик шел по лесу, и нашел грибы, давайте поможем ему собрать грибы в корзину.

И с этим заданием справились! Молодцы! Посмотрим какие успехи будут у вас дальше. Поезд отправляется. (Свисток) .

Станция третья «Геометрическая »

Игра «Волшебный мешочек»

Воспитатель : Что же приготовила нам на этот раз злая фея. Посмотрите это волшебный мешочек. Нужно на ощупь не глядя узнать геометрическую фигуру , и паспорт его найти –. Не сможете,узнать что ж – сидеть им в мешке всегда.

Воспитатель :

Сможем? Давайте парами. Один попробует на ощупь узнать, кто там сидит, другой найдёт его паспорт. Остальные дети проверяют, правильно ли выполнено задание.

Воспитатель : Молодцы, и с этим заданием справились! Вот еще одно задание. Здесь у меня мои волшебные домики-коробки, а в них живут геометрические фигуры . Посмотрим, как хорошо вы с ними знакомы.

Учтите, работать надо в паре и дружно, тогда со всеми моими задачками справитесь.

Выложите на столе 4 синих треугольника.

Хорошо. Добавьте к ним 3 жёлтых кругов.

Молодцы! Ниже положите 5 красных квадратов.

Отлично. Ещё ниже расположите 1 прямоугольников.

А теперь положите 1 синий круг.

Молодцы! Справились со всеми заданиями так хорошо.

Станция четвертая «Автомобильная»

Игра «Сравни предметы»

Воспитатель : Скажите ребята что возит грузовая машина? Ответы детей (камни, песок, бревна) Правильно. Посмотрите и скажите каких они размеров? Ответы детей (широкая, узкая, длинная короткая) .Ребята посмотрите на столе стоят 4 грузовые машины, и еще бревна разных размеров.. Вам нужно разложить правильно бревна по машинам. В желтую машину- широкие бревна, синюю машину- короткие бревна, фиолетовую машину- узкие бревна, зеленую машину- длинные бревна. Если мы с вами не справимся с заданием то, не сможем спасти жителей геометрической страны .

Молодцы! Справились со всеми заданиями так хорошо, что я стала не злой, а доброй феей. Доброй быть так приятно. Вы всех жителей спасли. Спасибо вам ребята. Вам пора ехать поезд отправляется. Ждём вас снова в гости. До свидания. Возвращаемся в детский сад.

Итог занятия :

Где мы сегодня побывали?

Что вам больше всего понравилось?

Что у вас получилось лучше всего?

В какую игру вам хотелось бы поиграть ещё раз?

Текстовая часть публикации

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №23 Красногвардейского района Санкт-Петербурга Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей среднего возраста Тема: «Геометрические фигуры» Воспитатель: Ловикова О.А.
Используемые технологии:
*Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми; *Технология деятельностного подхода; *Игровые технологии; *Здоровьесберегающие технологии; Санкт-Петербург 2015 год 1

Название:
«Зимняя сказка»
Цель:
формирование представлений детей о геометрических фигурах, умение распознавать их в окружающей обстановке.
Задачи:

1.Образовательные:
- Актуализировать представления детей об изученных геометрических телах в новой проблемной ситуации; - Продолжать упражнять в счете в пределах 5; - Учить находить недостающую цифру; - Продолжать учить определять линейную последовательность предметов; - Закреплять понятия «узкий – широкий», «длинный – короткий». - Упражнять детей соотносить плоские геометрические фигуры с пространственными телами;
2. Развивающие:
- Развивать мыслительные операции: сравнение, анализ. - Развивать мелкую моторику мышц пальцев рук. - Развивать коммуникативные способности. - Развивать умение отгадывать загадки.
3. Воспитательные:
- Воспитывать интерес к математике; - Воспитывать умение работать в коллективе, с раздаточным материалом. - Воспитывать любознательность, самостоятельность; - Воспитывать умение выслушивать вопросы взрослого и ответы других детей до конца.
Материалы к совместной непрерывной образовательной

деятельности:
игрушечная белка, «паспорта» геометрических тел, конус, куб, шар, цилиндр, цифры от 1 до 5, широкие и узкие полоски белого цвета, разноцветные прищепки, карточки с нарисованными геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник), «осколки волшебного зеркала», 6 конвертов.
Организация детей:
групповая
Интеграция образовательных областей:
ОО «Познавательное развитие», ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Речевое развитие», ОО «Физическое развитие», ОО Художественно-эстетическое развитие». 2

Ход совместной непрерывной образовательной деятельности:

Деятельность педагога

Деятельность детей
Воспитатель контролирует самостоятельную деятельность детей.
Часть 1. Сюрпризный момент,

мотивация:
В группе раздаётся громкий телефонный звонок. Воспитатель громко разговаривает: - Как!?... С Дедом Морозом случилась беда!?... Так… Так… Понятно. Выключает телефон. - Ребята! Деда Мороза заколдовала злая Баба Яга. Жители сказочного леса просят помочь им расколдовать Деда Мороза. Ну, что? Поможем им? - Для этого надо преодолеть трудности и выполнить задания. Задания будут трудные, но интересные. А поможет нам в этом наша дружба. Готовы? - Тогда отправляемся в сказочный лес. Вокруг себя повернись и в сказочном лесу окажись.
Часть 2. Игровые упражнения:
Вот мы и в сказочном лесу. - Посмотрите, ребята, кто-то спрятался под елочкой? Загадка: По веткам скачет, Да не птица, Рыжая, Дети заняты самостоятельной деятельностью. Дети заинтересованно начинают прислушиваться к разговору воспитателя, подходят ближе. Ответы детей. Желание помочь Деду Морозу. Ответы детей. Дети поворачиваются вокруг себя, и «оказываются в сказочном лесу». Дети оглядываются, находят ёлочку, внимательно слушают загадку. Отгадывают загадку. 3
Да не лисица. - Здравствуй, Белочка! - Белочка, нам позвонили, и сказали, что Дед Мороз попал в беду, и нам нужно срочно спасти его. Белочка. Поиграйте со мной! - Ребята, поиграем?
Игра «Где я спряталась»
Воспитатель прячет белку в разные места. Белка соглашается помочь. - Вам предстоит выполнить задания и собрать осколки волшебного зеркала. Чтобы выполнить первое задание, надо пройти по длинной дорожке, и вы попадете на полянку «Геометрическая». Готовы?
Полянка «Геометрическая»
На полянке Белочка объясняет детям задание: - в мешочке спрятаны геометрические тела. Вам надо назвать их, да еще и паспорт их найти. Справитесь с этим заданием – получите осколок волшебного зеркала. Воспитатель: Сможем? Ответы детей. (Лиса, лисичка, заяц, белка и т.п.) Дети здороваются с белочкой, разглядывают ее. Ответы детей. Дети ищут белку. Ответы детей. Дети проходят по длинной дорожке. Ответы детей. Один ребенок достает из мешочка геометрическое тело и называет его, а другой – находит его паспорт. Остальные дети проверяют, правильно ли выполнено задание. 4
Белочка: Молодцы! Справились с заданием! Вот вам осколок волшебного зеркала! Воспитатель: - Теперь пора идти дальше. Для выполнения второго задания вам надо пройти по дорожке вот такого цвета (синего).
Полянка «Помощники»
На полянке Белочка предлагает детям задание: - Помогите мне разложить витаминки для бельчат. Воспитатель: - Ребята, а чем отличаются витаминки? - Витаминки какой формы должны лежать в коробочке? - Каким цветом должны быть витаминки? - А витаминки какого цвета и какой формы не хватает на нижней полке? Что нужно сделать, как вы думаете? - Хорошо, положите недостающую витаминку. Дети проходят по дорожке синего цвета и попадают на полянку «Помощники». Дети замечают, что витаминки разные. Ответы детей. (Они круглые, синие, цветом, формой). Ответы детей. (Желтые, гладкие, круглой, квадратной и треугольной формы). Ответы детей. (1 синяя, 1 желтая, 1 зеленая) Неожиданно, некоторые дети замечают, что не хватает витаминки. Сообщают об этом воспитателю. Ответы детей. (Нужно положить недостающую витаминку). Дети кладут на нижнюю полку недостающую 5
Белочка: - Молодцы! Справились с заданием! Воспитатель:-Давайте, погреемся!
Физкультминутка
Здравствуй зимушка – зима, Что в подарок принесла? Белый снег пушистый, Иней серебристый. Лыжи, санки и коньки, И на ёлке огоньки! -Пойдемте дальше! Белочка: - Для выполнения третьего задания вам надо пройти по дорожке, сделанной из таких фигур. Что это за фигуры?
Полянка «Веселые цифры»
Белочка предлагает выполнить задание: - На этой полянке живут веселые цифры. Они очень любят бегать, прыгать и часто забывают свое место. Как думаете, что нам надо сделать? Воспитатель: - Ребята, посмотрите на карточки и скажите, какую цифру надо поставить на свободное место? (Предлагаются карточки по числу детей; на каждой карточке нет одной из цифр). Белочка: Молодцы! Справились с заданием! Вот вам осколок волшебного зеркала. Для выполнения четвертого задания дети проходят по дорожке, сделанной из цифры. - Что это за цифра? витаминку. Дети кланяются Руки в стороны Приседают, проводят по руке вверх Поднимают руки вверх Имитируют движения Делают фонарики Ответы детей. (Треугольники) Ответы детей. (Надо расставить цифры на свои места). Ответы детей. Ответы детей. (4) 6
И попадают на полянку «Сказочная улица».
«Сказочная улица»
Воспитатель:
-
Ребята, возьмите каждый по полоске так, чтобы красная точка была справа. Полоска – это улица. - Скажите, все улицы одинаковые? Правильно, одни улицы узкие, а другие – широкие. - А на этих улицах мы построим дома из прищепок. Дома на нашей улице будут разноцветными. Первый дом – красный. Следующий дом – синий. Дальше идут желтый, зеленый и сиреневый. Мы с вами дошли до конца улицы. А теперь скажите мне, синий дом на каком месте? - А красный? - Желтый? - Сиреневый? - Зеленый? Белочка: Молодцы! Справились с заданием! Вот вам осколок волшебного зеркала. - Идём дальше.
Полянка «Забавные фигуры»
Белочка объясняет детям задание: нарисуйте в каждой фигуре то, что показано на картинке. Воспитатель: - Посмотрите на фигуры, которые нарисованы на картинке. Какие это фигуры? - Правильно! Нарисуйте в каждой фигуре то, что нарисовано на Дети берут полоски. Сравнивают их различными способами. Накладывают, прикладывают. Ответы детей. Дети строят дома из прищепок. Ответы детей. (На втором). (На первом). (На третьем). (На пятом). (На четвертом). Рассматривают фигуры на картинке. Ответы детей. (Треугольник, круг, квадрат). 7
картинке. Белочка: - Молодцы! Вы справились со всеми заданиями! Вот вам последний осколок волшебного зеркала. Вы собрали все осколки. Теперь их надо собрать. (Осколки пронумерованы от 1 до 5). - Ребята, посмотрите, что получилось! Воспитатель показывает детям изображение Деда Мороза. Воспитатель: - Молодцы, ребята! Вы помогли Деду Морозу. Теперь пора возвращаться в детский сад. «Вокруг себя повернись и в детском саду окажись».
Рефлексия:
Где мы сегодня побывали? Что делали? Легко вам было выполнять задания? Какие задания понравились больше? До свидания! Дети рисуют. Дети радуются. Дети собирают осколки вместе, разглядывают что же получилось. Дед Мороз! Дети поворачиваются вокруг себя. Ответы детей. До свидания! 8

Технологическая карта

организованной учебной деятельности

для средней группы № 3

Дата: 17.01.2017г.

Образовательная область : «Познание»

Раздел: ФЭМП

Тема: «Цилиндр»

Цель: П ознакомить детей с геометрическим телом – цилиндр на основе обследования зрительно – осязательным путем.

Задачи:

О.З .: Учить детей называть свойства цилиндра, классифицировать по различным признакам

и соотносить форму предметов с геометрическими фигурами.

Р.З.: Развивать познавательный интерес у детей;

В.З.: Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, самостоятельность, активность.

Словарная работа : цилиндр.

Билингвальный компонент : тело – денесі.

Оборудование: картинки-подсказки, на которых изображены стакан, колбаса, шляпа- цилиндр , банка цилиндрической формы , клей-карандаш, 5 карандашей на каждого ребёнка, листы белой бумаги, цилиндры, цветные карандаши.

Воспитатель: Проскурякова В.Г.

Этапы

деятельности

Действия воспитателя

Действия детей

Мотивационно-

побудительный

Ребята, посмотрите, кто-то потерял цилиндр !

Но это не простой цилиндр, а волшебный. Цилиндр можно обнять пальцами руки или ладонью?

Ребята, а раз мы можем обнять предмет, значит, у него есть объём.

Откуда же он взялся?

Давайте рассмотрим его.

Внутри ничего нет.

Может, попробуем произнести волшебное заклинание ?

Пальчиковая игра «Магические слова»

Чудо чудное явись,

Нашим деткам покажись,

Дверь волшебную открой ,

Волшебство зовет с собой !

Ребята, после произнесения волшебного «заклинания» в цилиндре, появилось интересное задание, но очень трудное задание – которое, мы с вами должны выполнить, составить паспорт геометрическому телу «цилиндр».

Паспорт – это документ, в котором мы должны рассказать и перечислить все о цилиндре. Значит, чтобы составить «паспорт» мы должны узнать все тайны и секреты геометрического тела – цилиндр.

Дети внимательно слушают воспитателя.

Произносят волшебное заклинание.

сжимают - разжимают пальцы

«вертушка » руками,

бьют кулачок о кулачок, развести руки

«бабочка» пальцами.

Организационно-

поисковый

Ребята, посмотрите в нашем «волшебном цилиндре» появились картинки-подсказки.

На картинках изображены стакан, колбаса, шляпа-цилиндр , банка цилиндрической формы , клей-карандаш.

Что общего вы заметили на этих картинках?

Действительно, у всех предметов похожая форма.

Одинаков ли материал, из которого сделаны эти предметы?

Их размер? Цвет? Назначение?

Ребята, предметы такой формы называются цилиндрами .

ЦИЛИНДР:

Цилиндром меня называют, друзья.

Похож на стаканчик с мороженым я.

Похож на колонну в старинном соборе,

Похож на бревно и на столбик в заборе.

Молодцы, ребята!

Как называется эта фигура?

Цилиндр можно прокатить?

Цилиндр можно поставить?

Найдите цилиндры на своих столах .

Теперь обратите внимание на картинки, на которых предметы цилиндрической формы являются элементами: пушка, здание с колоннами, дерево, круглые столбы.

Знаете ли вы, почему цилиндр так называется ?

Очень давно, когда никаких машин ещё не было, люди передвигали тяжёлые предметы при помощи стволов деревьев. Подумайте – как?

Ребята, вы берёте пять цилиндров одинакового диаметра (карандаши).

Представьте, что кубик- это очень тяжёлый груз, который надо переместить с одного конца стола на другой, используя цилиндры . Вы убедились, что цилиндр, оказывается, может катиться.

Слово « цилиндр » в переводе с греческого – «каток», «валик» .

Одним из его свойств является то, что его можно катить.

Ребята, предлагаю найти предметы цилиндрической формы в группе .

Посмотрите на столе, стоят разные цилиндры .

Ребята, я предлагаю найти цилиндры, одинаковые по какому-либо признаку, и назвать и показать признаки отличия.

Например, цилиндры , равные по высоте,

но они могут быть разные по толщине, цвету, материалу, из которых, они сделаны: из бумаги, пластилина, взять пластмассовые, металлические, деревянные.

Физкультминутка « Заинька» .

Раз, два, три, четыре, пять,

Начал заинька скакать.

Прыгать заинька горазд –

Он подпрыгнул 10 раз!

Игра: «Паспортный стол».

Значит, с помощью таких цилиндров можно перемещать груз, так как у цилиндра с двух сторон одинаковые круги. Оказывается, цилиндр прячет с двух сторон геометрическую фигуру - круг. Круг – это плоская геометрическая фигура . Вы, конечно, помните, что цилиндр можно обнять пальцами руки или ладонью, а раз мы можем обнять предмет, значит, у него есть объём.

Цилиндр – это объёмная фигура.

Я поставлю цилиндр на стол , а вы присядьте так, чтобы фигура была на уровне глаз.

Ребята, что вы видите и как это можно зарисовать?

А теперь поворачиваю цилиндр несколько раз , что вы видите?

Значит, если хотят рассказать о цилиндре , это делают так:

Это «паспорт» фигуры.

О чём по нему можно узнать?

О высоте цилиндра , его толщине.

Ребята, если приложить цилиндр к прямоугольнику в центре цилиндра спряталась геометрическая фигура – прямоугольник, а основания цилиндра – к кругам и таким образом, мы составили « паспорт» его обладателя.

У вас на столах разные цилиндры .

Ребята, каждый из вас должен составить с « паспорт» , своего цилиндра . Прикладываете цилиндр к центру листка, обводите цилиндр карандашом - получается прямоугольник, затем поворачиваете цилиндр и обводите карандашом круги и раскрашиваете таким же цветом, как и ваш цилиндр.

Вот и готовы «паспорта».

Дети рассматривают картинки и называют их.

Ответы детей.

Дети слушают воспитателя.

Цилиндр.

Цилиндр можно прокатить.

Цилиндр можно поставить.

Дети знакомятся со свойствами цилиндра .

Дети внимательно слушают воспитателя .

Дети называют предметы похожие на цилиндр.

Дети находят цилиндры равные по высоте, но отличающиеся другими признаками и называют их .

Дети выполняют движения согласно стихотворному тексту.

После всех рассуждений дети приходят к выводу о том, что у цилиндра с двух сторон одинаковые круги.

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Дети составляют «паспорт», обводят цилиндр и раскрашивают геометрические фигуры, из которых состоит цилиндр.

Рефлексивно-

корригирующий

- Что нового мы узнали сегодня?

С чем познакомились?

Как вы думаете, смогли мы составить «паспорт» цилиндра и все узнать о геометрическом теле – цилиндр?
- Если да – то покажите зеленую ладошку, если нет – то красную.

Отвечают на вопросы. Оценивают свою работу .

Ожидаемый результат:

Знать: геометрическое тело – цилиндр.

Иметь : представления о классификации цилиндра по признакам соотнесения к формам геометрических фигур.

Уметь: называть предметы похожие на цилиндр, находить признаки и качества цилиндра зрительно – осязательным способом.

Марина Головина
Паспорт проекта «Мир геометрических фигур»

Паспорт проекта

Тема: «Мир геометрических фигур»

Участники: Воспитатель, дети, родители.

Срок реализации: апрель 2016г.

База реализации: МБДОУ «Детский сад № 16 «Искорка»

Актуальность проблемы:

В процессе изучения с детьми 2 младшей группы программы по формированию элементарных математических представлений мною было отмечено, что дети затрудняются в различении предметов по форме и нахождении геометрических форм в окружающей среде. Поэтому мною был разработан проект «Мир геометрических фигур» с целью формирование геометрических представлений, т. к. является важным разделом умственного воспитания, имеет широкое значение во всей познавательной деятельности ребенка.

Характеристика проекта

Вид проекта: Комплексный

Тип: Познавательно-игровой

Длительность: Краткосрочный

Проблема.

В силу возрастных особенностей у детей недостаточно сформированы математические представления, а именно знания геометрических фигур и умение находить их в окружающей обстановке.

Цель: Формировать у детей младшего дошкольного возраста знания о геометрических фигурах.

Задачи.

Образовательные:

Совершенствовать умения детей сравнивать две фигуры по цвету и форме, подбирать по фигуре.

Формировать умение распознавать геометрические фигуры и находить их в предметах окружающей обстановке.

Закреплять умение различать и называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.

Развивающие:

Логическое мышление и связную речь, внимание, память;

Ориентация в пространстве, навык счета, моторика;

Наблюдательность, умение сравнивать и анализировать;

Умение обобщать, классифицировать, выделять главное.

Воспитательные:

Воспитывать чувства сотрудничества, аккуратности, самостоятельности.

Предполагаемые результаты

У детей должно быть сформировано умение узнавать и называть геометрические фигуры в окружающей обстановке, на рисунке, правильно находить заданную фигуру в наборе геометрических фигур. Находить сходство и различие геометрических фигур.

Продукты проекта

Альбом геометрических фигур.

Выставки рисунков, аппликаций.

Механизмы деятельности проекта

1. Инновационность.

2. Педагогическая помощь и поддержка в организации совместной деятельности детей и родителей.

3. Совместная творческая деятельность с родителями.

Ресурсное обеспечение проекта

1. Осуществляется через совершенствование совместной деятельности всех участников проекта; воспитателя, детей, родителей.

2. Использование разнообразных форм работы с информационным материалом.

3. Обновление развивающей среды.

План мероприятия

1. Взаимодействие с детьми.

Познавательное развитие

Знакомство с геометрическими фигурами, круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал. Обследование фигуры осязательно-двигательным путем. Знакомство с фигурами разного размера. Классификация предметов по признаку формы, создание образов на основе характерных признаков. Нахождение нужных фигур методом зрительного соотнесения. Выработка у детей умения воспроизводить взаимное расположение фигур в пространстве, развитие способностей составлять изображение из отдельных геометрических фигур. Формирование умения находить геометрическую фигуру определенного цвета, размера.

Развитие речи

Формирование умения внимательно слушать, наблюдать, формировать способность к диалогической речи, учить отвечать на вопросы словом и предложением, обогащать словарный запас, учить различать и называть знакомые им геометрические формы в разнообразной обстановке, по слову воспитателя.

Дидактическая игра «Чудесная корзинка»: знакомство детей с овощами их формой, цветом.

Выкладывание елочки из треугольников, рассматривание елки и ее украшений (закрепить форму елки и ее украшений).

Вызвать желание рассказывать вместе с воспитателем р. н. с. «Репка», «Колобок», «Теремок», активизировать глаголы.

Знакомство с потешкой, проведение игры на основе текста «Огуречик, огуречик».

Обогащать и активизировать речь детей Н. Пикулева «Надувала кошка шар».

Развитие интонационной речи, памяти русская народная закличка «Солнышко-ведрышко».

Совершенствование умения слушать поэтические произведения, предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы. Стихи А. Барто «Грузовик», «Кораблик».

Совершенствование умения слушать рассказ без наглядного сопровождения. Рассказ Я. Тайца «Поезд».

Развитие словарного запаса, кругозора, умение называть цвет, величину предметов, способствование развитию речи, как средства общения. Составление рассказа «Шофер ведет грузовую машину».

Художественно-эстетическое развитие.

Формирование интереса эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении в знакомстве с геометрическими фигурами, через развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация).

Рисование.

Формирование интереса к рисованию, умение рисовать круглые, овальные формы. «Мой веселый, звонкий мяч», «Яблоко с листочком», «Овощи», «Цветные клубочки».

Развитие умения рисовать горизонтальные и вертикальные линии соединяя их. «Праздничная елочка», «Грузовик», «Скворечник».

Лепка.

Закрепление умения лепить предметы круглой формы, развитие у детей интереса к результату своей работы. «Яблоки», «Колобок», «Неваляшки», «Бусы».

Формирование умения лепить предметы удлиненной формы, сужающиеся к одному концу, слегка оттягивая и сужая конец пальцами. «Большие и маленькие морковки».

Умение катать прямыми и круговыми движениями рук, умение пальцами оттягивать, округлять концы, сглаживать поверхность. «Огурец и свекла».

Аппликация.

Формирование умения выбирать большие и маленькие предметы круглой формы, закрепление представления о различии предметов по величине, различие предметов по форме. «Большие и маленькие мячи», «Шарики катятся по дорожке», «Консервируем фрукты».

Умение сравнивать круг и квадрат. «Шарики и кубики».

Умение передавать образ игрушки похожей на треугольник, располагая детали в порядке уменьшающейся величины. «Пирамидка».

Формирование умения изображать предмет, состоящий из нескольких частей, соблюдая определенную последовательность. Закрепление знания о форме и величине. «Грузовик», «Флажок», «Скворечник», «Домик».

Социально-коммуникативное развитие

Освоение детьми первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему отношений. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Сюжетно-ролевые игры

Способствовать сюжетно-игровым коллективным играм. Знакомство детей с атрибутами к играм (классификация посуды, ее форма, знание мебели и ее формы, шкаф - прямоугольный, стол - квадратный). «У куклы Веры новый шкаф», «Куклы обедают», «День рождение куклы Кати», «Сервирует стол».

Строительные игры

Закрепление умения объединять единым сюжетом игры со строительным материалом. Формирование навыков совместной игры и обогащение игрового сюжета. Развитие переносить знакомые действия со строительным материалом в игровые ситуации. «Построим забор», «Дом для матрешки», «Грузовик везет грузы», «Устроим кукле комнату», «Башня для принцессы».

Дидактические игры

Знакомство с геометрическими фигурами, закрепление знаний о форме. Формирование умения детей собирать картину из отдельных частей, закрепление знаний цветов. «Собери картинку», «Выкладываем елочку из треугольников», «Геометрические кубики», «Мозаика из геометрических фигур», «Одень на столбик геометрическую фигуру». «Увлекательная геометрия», «Математическое лото».

Театрализованные игры

Вовлечение детей в игру-импровизацию, развитие интонационно-речевого умения, побуждение к выразительному звукоподражанию, развитие умения исполнять роли в коллективной импровизации. Настольный театр «Репка», «Теремок», «Колобок». Кукольный театр «Три медведя», «Заюшкина избушка».

Труд

Развитие трудовой деятельности, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.

Игровая ситуация; «Накроем на стол для кукол».

Выполнение поручений: принеси игрушку (треугольной формы, квадратной, круглой, овальной, прямоугольной, посади куклу на стул, положи книгу на стол.

Уход за комнатными растениями (вытираем пыль с листочков, листья имеют форму круглую, овальную).

Наблюдение за трудом дворника, орудия труда (тачка, лопата, за трудом шофера (части машины: кабина - прямоугольная, колеса, руль - круглые).

Физическое развитие.

Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, координации). Накопление и обогащение двигательного опыта детей, овладение основными движениями.

Формирование у детей потребности в двигательной активности:

1. «Репка» - катание мячика двумя руками.

2. «Мой веселый звонкий мяч» - бросание мяча через ленту.

3. «Солнышко» - размыкание и смыкание круга.

Подвижные игры

Развитие двигательной активности, формирование умения ориентироваться в пространстве. «Найди свой домик», «Беги к тому, что назову», «Солнышко и дождик».

Хороводные игры

Закрепление умения водить хоровод, умение действовать по сигналу. «Мыши водят хоровод», «Карусели», «Каравай», «Раздувайся пузырь», «Ровным кругом», «Круг-кружочек».

2. Взаимодействие с родителями.

Изготовление геометрических фигур из различного материала.

Создание альбома.

3. Совместная деятельность родителей и детей.

Подбор иллюстраций и стихотворного материала о геометрических фигурах.

4. Совместная деятельность с детьми и родителями.

Беседы, консультации по оформлению альбома.

1 этап – подготовительный

Цель: Создание условий обеспечивающих реализацию проекта.

Разработка НОД, связанная с основной темой проекта.

Знакомство родителей с проектной деятельностью, определение круга вопросов, где родители могут оказать помощь в ходе проекта.

Сотрудничество с музыкальным руководителем.

Сотрудничество с инструктором по физической культуре.

Дидактические игры.

Сюжетно-ролевые игры, строительные игры, хороводные игры.

Наглядные пособия с геометрическими фигурами.

2 этап – основной

Работа с тремя вопросами.

Подготовка и проведение НОД по теме.

Диагностика на начало проекта.

С музыкальным руководителем танцы в кругу, хороводы, знакомство с музыкальными инструментами их формой (балалайка, треугольник, коробочка, тарелочки, барабан).

С инструктором по физической культуре – катание мячика двумя руками «Репка». Бросание мяча через ленту – «Мой веселый звонкий мяч». Размыкание и смыкание круга – «Солнышко».

Дидактические игры: «Выкладываем елочку из треугольников», «Геометрические кубики», «Увлекательная геометрия», «Математическое лото».

Сюжетно-ролевые игры: «У куклы Веры новый шкаф», «Сервируем стол», «День рождение куклы Кати».

Строительные игры: «Дом для матрешки», «Устроим кукле комнату», «Грузовик везет грузы», «Построим забор».

Выставка рисунков, аппликаций.

3 этап – заключительный

Подведение итогов освоения детьми проекта.

Диагностика детей на окончание проекта.

Оформление альбома детских работ.

Оформление альбома «Парад геометрических фигур».

Используемая литература:

1. Н. М. Крылова «Детский сад – дом радости»,

2. В. П. Новикова «Математика в детском саду»,

3. Е. В. Колесникова «Математика для дошкольников 3 – 4 лет»,

4. Л. С. Метлина «Математика в детском саду»,

5. Е. В. Сербина «Математика для малышей»,

6. В. Г. Житомирский, Л. Н. Шеврин «Геометрия для малышей»,

7. Е. В. Котова, С. В. Кузнецова, Т. А. Романова «244 упражнения для маленьких гениев».