Отличаются правовые нормы социальных норм. Чем отличаются нормы права от социальных норм

Нормы права - это общеобязательные правила поведения, которые создает и охраняет государство, устанавливающие права и обязанности участников регулируемых отношений.

Признаки: 1) фиксированность. Норма права тесно связана с закономерностью отношений, которую она провозглашает, поэтому она фиксирована, устойчива, определенна. Фиксированность нормы не зависит от письменного или другого способа ее выражения. Главное, что она отражает необходимую зависимость между субъектами права, наличие которой поддерживает порядок при осуществлении данными субъектами значимых для общества дел;

  • 2) общеобязательность означает обязательность нормы для всех, кто оказывается в обстоятельствах, предусмотренных ею. Это предъявляет жесткие требования к самой норме: 1) она Должна моделировать необходимые отношения так, чтобы в Реальности не было затруднений в их построении; 2) обстоятельства, предусмотренные нормой в качестве основы для совершения определенных действий, должны быть легко узнаваемы в реальной жизни; 3) суть действий, совершения которых требует норма при наступлении предусмотренных ею обстоятельств, должна быть понятна и очевидна практически для каждого члена общества. Несоблюдение этих требований делает общеобязательность правовой нормы формальной. Общеобязательность заключается в том, что данная норма права принята самим обществом или, по крайней мере, большинством его членов;
  • 3) властный характер, т.е. способность нормы четко определять необходимые обществу и государству отношения и регулировать их. Властность правовой нормы существует как ее неотъемлемый признак не только потому, что норма устанавливает и практически регулирует отношения;
  • 4) логичность. Правовая норма определяет модель отношений, поэтому она логична. Юристы вывели формулу логичности нормы права, состоящую из двух звеньев: 1) если субъект права оказался в обстоятельствах, предусмотренных нормой права, то он должен поступить так, как этого требует норма права; 2) если субъект права не поступает так, как от него требует норма права, он навлекает на себя неблагоприятные последствия, предусмотренные для такого случая нормой права;
  • 5) представительно-обязывающий характер нормы права заключается в том, что одним участникам общественных отношений норма права предоставляет конкретные права, а на других возлагает обязанности. Так, если работник имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск, администрация предприятия обязана ему его предоставить.

Структура. Для того чтобы норма права полностью выполнила свое предназначение - быть государственным регулятором поведения людей, в ней должны содержаться три элемента:

  • · указание, когда и при каких фактических жизненных обстоятельствах данная норма действует и на кого она распространяется. Эта часть нормы называется гипотезой;
  • · описание поведения лиц, оказавшихся в условиях, указанных в гипотезе, т.е. устанавливаются их права и обязанности. Этот элемент называется диспозицией;
  • · меры государственного воздействия, которые будут применены в нарушителям этого правила. Они указываются в части нормы, которая называется санкцией.

Правовая система:

Романо-Германская правовая семья. В качестве основного источника используется писаное право, т.е. нормы, выраженные в законодательных актах государства. При этом признается деление права на публичное и частное, материальное и процессуальное, отрасли права. В Романо-германской правовой семье принадлежит большинство стран мира, в т.ч. и Россия.

Англосаксонсая правовая семья (Англия, США, Канада, Сев.Ирландия, Новая Зеландия и страны - бывшие колонии Англии). Основным источником права является судебный прецедент, создаваемый судьями. Прецедент считается обязательным для всех судов при рассмотрении аналогичных дел.

Судебный прецедент - судебное решение, которое суд применяет как образец при рассмотрении подобных ситуаций.

Мусульманская правовая семья (Ирак, Иран)- отсутствует четкое разграничение между правовыми и религиозными нормами.

Семья обычного (традиционного права) (страны центральной и южной Африки) - регулирование основной части общественных отношений обычаями. Субъектами права выступают в основном группы людей.

Отличия правовых норм от иных социальных норм:

  • 1) состоит в том, что ее устанавливает государство. Для этого в государствах создаются специальные органы (парламент, сейм, дума, президент, правительство, конгресс и т. д.).
  • 2) заключается в том, что она адресована всем членам общества, это общеобязательное правило поведения.
  • 3) состоит в том, правовая норма охраняется и защищается государством. Это значит, что, если кто-либо не будет добровольно исполнять правовую норму, его заставит сделать это именно государство. Для этого в государстве действуют специальные органы, которые называют правоохранительными и правоисполнительными (милиция, прокуратура, суд).
  • 4) И, наконец, правовая норма должна быть специально оформлена, т. е. должна иметь письменную форму и содержаться в законах, указах и иных документах, которые называются нормативно-правовыми актами (они являются источниками права).

Человек изобрел многочисленные нормы поведения, которые должны гарантировать высокий уровень защиты от возможной вседозволенности и опасной анархии. Нормы поведения могут обладать обязательным и договорным характером, но в любом случае они требуются для сохранения безопасности, богатство, определенных достижений. Нужно помнить о том, что определенные правила могут быть общеобязательными, а другие правила – произвольными. Чем же это обусловлено?

Нормы права и социальные нормы: определение

Нормы права представляют собой определенные правила поведения, которые установлены на законодательном уровне и охраняются государственными властями. За попытку отказаться от их соблюдения может быть реализована административная, уголовная или гражданско-правовая ответственность, причем правовые нормы требуются для защиты государственного статус-кво и мирной жизни всех членов общества. Разработка должна проводиться законодательными органами власти, причем за охрану отвечают исполнительные органы, а за наказание – судебные.

Социальные нормы представляют собой классические правила поведения в обществе , которые должны быть признаны большинство людей. Механизмы по закреплению и охране отсутствуют, потому что соблюдение представляет собой необязательную задачу. Несмотря на это, некоторые социальные нормы постепенно переходят в правовые, способствуя развитию административного, семейного, гражданского кодекса.

Социальные нормы представляют собой широкое и объемное понятие, так как именно они представляют собой основу всего общества. Если же эти стандарты перестают соблюдаться, отмечается серьезный регресс, который негативно влияет на науку и культуру. Несмотря на это, для укрепления государственной власти требуются определенные общественные нормы и наличие ответственности за несоблюдение социальных норм. В результате развивается система законодательства и совершенствуется, укрепляется государство.

Нужно отметить, что многочисленные традиционные общества постепенно переводят социальные нормы в ранг закона. При этом определенные народы могут изгонять отступника из своей общины. Несмотря на это, при привычных обстоятельствах члены общества обладают особенной лояльностью друг к другу, что выгодно отличает подобные общества от современного государства. Это же относится и к разнообразным закрытым обществам, в том числе сектам и преступным организациям. Любые социальные нормы, являющиеся писаными и неписаными, играют важную роль в развитии общества.

Нормы права

Нормы права обладают специфическими чертами, которые оказывают серьезное влияние на жизнь всего общества.

  1. Норма права является социальной, но при этом она напрямую связана с наличием государственной воли. Предполагается наличие определенного предписания государства относительно поведения людей.
  2. Норма права является формальной. Предполагается обязательное выражение в виде нормативного акта, договора определенного содержания, закона, акта.
  3. Принудительная сила государственных властей предполагает обязательную поддержку и защиту нормы права от возможных нарушений. Рассматривая все существующие нормы поведения, подобный аспект представляет собой характерную черту, так как в остальных случаях соблюдение обычаев, традиций и стандартов не защищается на законодательном уровне.
  4. Нормы права включают в себя правила поведения, а также исходные нормы, представляющие собой отправную точку.
  5. Нормы права представляют собой не только результат отражения нынешней ситуации в обществе и объективного мира. Предполагается наличие обратного воздействия на людей, так как государственные органы могут оказывать социальное регулирование отношений между различными людьми и защиту их прав, интересов, возможностей. Таким образом, предполагается наличие государственного контроля.
  6. Норма права включает в себя модель, меру, эталон и масштаб воли общества, которая должна соответствовать определенным стандартам государства и действующему законодательству. Предполагается возможность проведения оценки поведения, которое может быть правомерным и неправомерным, законным и противозаконным.

Социальные нормы, в отличии от права, изначально изобретаются обществом и представляют собой отражение текущей реальности, накопленного опыта и последующих изменений в будущем. Предполагается существование определенной структуры, на основе которой можно анализировать жизнь каждого народа, общества.

  1. Нормы обычаев представляют собой правила поведения, которые основываются на многократном повторении определенных событий в течении продолжительной истории. Обычаи представляют собой своеобразную привычку людей, которая становится естественной потребностью.
  2. Религиозные нормы основаны на религии и должны охраняться определенными мерами общественного влияния.
  3. Корпоративные нормы требуются для общественных организаций.
  4. Нормы права являются социальными, но только они представляют собой изобретение государственных органов власти.

Какие общие черты нужно отметить?

  1. Любые нормы образовываются во время общественной деятельности людей.
  2. Представлена возможность проявления образца поведения граждан определенной страны или эпохи.
  3. Определяются границы возможного и запретного поведения.
  4. Гарантируется обеспечение порядка в обществе.

Нормы права и социальные нормы: разница.

  1. Происхождение . Право появилось относительно недавно и на постоянной основе совершенствуется. Социальные нормы существуют издавна.
  2. Соблюдение . Правовые нормы являются обязательными, социальные нормы – необязательными.
  3. Защита . Нарушение законов может повлечь за собой административную, уголовную, дисциплинарную либо гражданскую ответственность. Отсутствие соблюдения социальных стандартов вызывает только порицание.
  4. Развитие . Социальные правила формируются медленно и они не могут быть навязаны. Закон должен соблюдаться с самого начала.
  5. Детализация . Социальные нормы направлены на правила существования, правовые нормы – поведению и деятельности физических и юридических лиц.

Постепенно с возникновением государства, усложнением социальных связей в обществе мононормы первобытного общества переросли в нормы права и мора­ли, религиозные нормы, обычаи, традиции, этикет и т.д. . Но тем не менее все социальные нормы сохранили общие признаки :

1) все социальные нормы представляют собой правила поведения об­щего характера;

2) все социальные нормы обладают той или иной степенью обязатель­ности;

3) все социальные нормы направлены на упорядочение общественных отношений.

Но наряду с общими признаками право имеет свои специфические ха­рактеристики , которые отличают его от других социальных регуляторов:

1) правовые нормы устанавливаются государством; другие социальные нормы складываются в порядке жизнедеятельности общества стихийно или устанавливаются отдельными общественными организациями (например, ус­тавы партий);

2) правовые нормы обязательно выражены в официальной форме: в за­конах или других нормативных правовых актах; это всегда записанные нормы, для других социальных регуляторов запись необязательна;

3)исполнение норм права обеспечивается и охраняется государством;

4) нарушение правовых норм влечет ответственность перед государс­твом;

5) в каждом конкретном обществе существует только одна правовая система; для других социальных регуляторов возможно параллельное су­ществование различных социальных норм (например, наличие разных рели­гий в одном государстве).

Право предполагает не только юридические нормы, содержащиеся в законодательстве и других источниках, но и субъективные права физичес­ких и юридических лиц, их правомочия. В первом случае речь идет о пра­ве в объективном смысле (объективном праве) , во втором - о праве в субъективном смысле (субъективном праве). Между объективным и субъек­тивным правом существуют тесная взаимосвязь, органическая зависимость и взаимодействие. Поэтому следует говорить о двух сторонах единого права - объективной и субъективной, вне взаимодействия которых не мо­жет существовать и воплощаться в жизнь возведенная в закон воля.

2. Признаки права. Принципы права. Функции права.

Основные признаки права:

1) сознательно-волевой характер;

2) нормативность;

3) формальная определенность;



4) обеспеченность государством;

5) системность

Как и любая другая регулятивная система, право основано на опре­деленных принципах, т.е. основополагающих началах, ключевых идеях, оп­ределяющих и выражающих его сущность. Принципы права - это объективные свойства, отражающие потребности общественного развития, потребности данного общества, государства. Они могут быть закреплены как в конкре­тных правовых нормах, так и могут логически выводиться из их совокупности. Существует деление принципов права на общеправовые, межотрасле­вые и отраслевые . Наибольшее значение имеют такие общеправовые принци­пы как принципы справедливости, равноправия, гуманизма, демократии, единства прав и обязанностей, сочетания убеждения и принуждения. Ме­жотраслевые принципы выражают особенности нескольких родственных от­раслей права. Например, принцип гласности судебного разбирательства является общим как для уголовно-процессуально права так и для граж­данско-процессуального права. Отраслевые правовые принципы характери­зуют наиболее существенные черты конкретной отрасли права. Например, принципами гражданского права являются равенство сторон в имуществен­ных отношениях, обеспечение договорной дисциплины и т.д.



Сущность и социальное значение права проявляется в его функциях. Функции права - это основные направления его воздействия на обществен­ные отношения, на поведение людей. Существуют различные классификации функций права. Важнейшей задачей системы права является упорядочение общественных отношений. Данную задачу право решает посредством регуля­тивной функции. Это такое направление правового воздействия, которое призвано обеспечить четкую организацию общественных отношений, их функционирование и развитие в соответствии с потребностями обществен­ного прогресса. Вторым направлением является охранительная функция права, которая содействует пресечению и предотвращению противоправно­го поведения.

Норма права – это:

1) первичная ячейка , основа, элемент системы права. Норме права свойственны все главные черты права как особенного социального явления. Нельзя при этом смешивать понятия права и нормы права, так как они не совпадают. Право и единичную юридическую норму следует соотносить между собой как целое и часть, которые вместе с чертами сходства имеют как свои особенности, так и отличия друг от друга;

2) относительно самостоятельное явление , которое обладает собственными специфическими особенностями, конкретизирующими и углубляющими наши знания о праве, его сущности и содержании, о механизме регулятивного воздействия на общественные отношения;

3)единственная среди социальных норм, которая исходит от государства и является официальным выражением государственной воли.

Норма права имеет отличие от других социальных норм:

1) только ей свойственна формальная определенность, которая выражается прежде всего в том, что правовую норму издают или санкционируют государственные органы. Норма права, кроме того, выражается в той или другой установленной или признаваемой государством форме (как закон или подзаконный нормативный акт, договор с нормативным содержанием, правовой обычай);

2) это единственная среди социальных норм, которая поддерживается в своем осуществлении, охраняется от нарушений силой государства.

Нормы права складываются из двух разновидностей общеобязательных правовых предписаний: правил поведения и исходных норм.

Правила поведения – это непосредственно регулятивные нормы, нормы прямого регулирования. Они устанавливают при соответствующих условиях меру и вид охраняемых государством должного и возможного поведения участников общественных отношений, их субъективные права и юридические обязанности. Данные правила поведения составляют значительную часть правовых норм. Начальные отправные, учредительные нормы, к которым относят нормы-принципы, нормы-дефиниции и т. д., являются нормами опосредованного регулирования.



Юридическая норма - это не только социальный, но и государственный регулятор общественных отношений. Юридическая норма является предписанием общего характера. Она устанавливается не для отдельного, разового отношения, не для конкретных лиц, а для большого количества отношений определенного вида и индивидуально неопределенных лиц, которые подпадают под условия ее действия.

Правовая норма выражает и регулирует самые типичные, много раз повторяемые отношения между людьми, в упорядочении которых напрямую заинтересовано и участвует государство. В частности, отношения по поводу политической власти, управления, частной собственности, борьбы с преступностью и др. Норма права сообщает этим отношениям характер правоотношений, когда устанавливает для участников регулируемых отношений гарантируемые и охраняемые государством взаимные субъективные права и юридические обязанности. Юридическая норма в этом случае сама выступает как модель правоотношения, которое при предусмотренных в данной норме условиях и обстоятельствах может возникнуть и действительно возникает в реальной жизни, в процессе правового регулирования общественных отношений.

Представительно-обязывающий характер правовых норм

Правовая норма имеет представительно-обязывающий характер.

Поэтому норма права является установленным и обеспеченным государством, общеобязательным, формально определенным правилом поведения.

В соответствии со своим характером норма права имеет логическое выражение структуры – «если..., то... иначе...». Норма права – это не содержание и не форма всего права, а только его часть.

Выделяют следующие элементы структуры нормы права: 1) гипотеза – часть нормы права, указывающая на условия вступления нормы права в действие. В этой части нормы права излагаются те фактические обстоятельства, наличие которых ведет к возникновению у лиц юридических прав и обязанностей; 2) диспозиция – часть нормы права, содержащая правило поведения субъектов права, попавших в указанные в гипотезе условия. Она раскрывает само правило поведения, а также содержание юридических прав и обязанностей лиц; 3) санкция – часть нормы права, предусматривающая последствия нарушения правовой нормы. Назначением санкции является побуждение субъектов действовать по предписаниям данной нормы права. Санкция указывает на поощрительные или карательные меры, которые должны наступить в том случае, если будет нарушено или соблюдено правило, которое указано в диспозиции.

Гипотезы в зависимости от их структуры могут быть: 1) простые (одно условие реализации нормы права); 2) сложные (несколько условий реализации нормы права).

В зависимости от способа изложения: 1) абстрактные, указывающие на общие условия действия нормы права; 2) казуистические, связывающие реализацию нормы права со строго определенными частными случаями.

Диспозиции в зависимости от своей структуры могут быть: 1) простые (один вариант поведения); 2) сложные (несколько вариантов поведения).

По степени определенности они различаются:

1) на абсолютно определенные;

2) относительно определенные;

3) неопределенные;

В зависимости от действия диспозиции могут быть:

1) управомочивающие, предоставляющие права на совершение не противоречащих закону действий;

2) запрещающие, содержащие запрет на совершение определенных противоправных действий (бездействия) под угрозой наказания.

Санкции в зависимости от своего состава могут быть: 1) простые (одна мера наказания); 2) сложные (несколько мер наказаний).

По отраслевому признаку они делятся: 1) на уголовные; 2) административные; 3) дисциплинарные; 4) гражданские и др.

По характеру последствий: 1) на правовосстанавливающие; 2) штрафные.

По степени определенности санкции делят:

1) на абсолютно определенные, указывающие меру юридической ответственности;

2) относительно определенные, устанавливающие низший и высший пределы наказания;

3) альтернативные, предлагающие из нескольких вариантов меры государственного воздействия выбрать один.

В соответствии со своим представительно-обязывающим характером нормы права имеют следующие признаки:

1) государственно-властный характер;

2) общеобязательность;

3) формальная определенность;

4) обеспеченность.

Эффективность правовых норм

Эффективность права – одна из узловых теоретико-правовых отраслевых проблем современного правоведения. Эффективность права не является его априорной особенностью, поскольку отраслевые правовые установления могут устаревать или не полностью отражать потребности, цели и задачи правового регулирования общественных отношений. На основании этого проблема эффективности права становится весьма важной, определяя уровень продуктивности созданных правовых норм.

Есть много разных подходов к определению понятия эффективности правовых норм. Одно из них, самое распространенное, следующее: эффективность правовых норм – это отношение между фактическим результатом их действия и той социальной целью, для достижения которой эти нормы были приняты. Это определение заключается в том, что оно рассматривает эффективность в качестве общенаучного понятия, которое выступает обобщенным выражением проблемы оптимальных способов достижения цели нормативно-правового регулирования общественных отношений.

В существующих определениях понятия эффективности правовых норм не рассматривается вопрос о заключающихся в них правовых и социальных целях, которые не являются тождественными. При этом первые связаны с обеспечением конкретных вариантов поведения субъектов, а вторые – соответствующих изменений в регулируемых сферах общественных отношений. Следовательно, эффективность права – это способность правовых норм обеспечивать при минимальных затратах достижение заложенных в них социально-правовых целей, которые состоят в программируемых позитивных изменениях регулируемых сфер общественных отношений посредством формирования требуемых для этого моделей поведения их участников.

Эффективность правовых норм обусловливается комплексом разнообразных условий, которые связаны с качеством самих норм и социальным механизмом их действия. Качества содержания правовых норм: их социальная ценность, адекватность социальным реалиям и потребностям, уровень юридико-технического изложения содержащихся в них предписаний.

К социальным (внешним) факторам, которые обусловливают эффективность правовых норм, относят:

1) условия, связанные с функционированием политической и правовой системы;

2) макросоциальные условия (состояние общественного сознания, реальные возможности общества, и др.);

3) личностные условия субъектов, реализующих правовые нормы;

4) микросоциальные условия (трудовые коллективы, малые группы и др.).

Экономичность является качеством правовых норм, которые обусловливают эффективность права. В одних случаях это качество связывается с проблемой избыточности правовой информации. Таким образом, для эффективности правового регулирования общественных отношений требуется, чтобы воля законодателя, выраженная в праве, была полностью доведена до адресатов правовых норм, верно понята и воплощена в жизнь. Достижение этой цели зависит от характеристик правовой информации: объема и содержательности сообщений, их понятности, соотношения числа сигналов – носителей информации и ее смысла, помехоустойчивости сообщений. Все эти характеристики имеют место в категории избыточности информации. Все сказанное относится и к правовой информации.

Другие же авторы сосредоточивают основное внимание на юридико-технической проблематике: языке изложения правовых предписаний, стиле, их согласованности между собой. При этом важнейшее требование законодательного языка – краткость. Таким образом, закон не является повествованием или описанием, он должен быть лаконичным.

Структура нормы права

Существует три основные структуры правовой нормы: 1) юридическая; 2) логическая; 3) социологическая.

Юридическая структура состоит из трех взаимосвязанных элементов: 1) гипотезы; 2) диспозиции; 3) санкции.

Эти элементы раскрывают условия для соответствующего поведения, правило поведения и последствия, которые наступают за нарушение данного правила.

Без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без санкции бессильна.

Гипотеза является частью юридической нормы, которая указывает на фактические жизненные обстоятельства, при которых норма может быть осуществлена в конкретных правоотношениях. Она определяет время, место, субъектный состав и др., при наличии которых у лиц появляются юридические права и обязанности.

В простых гипотезах указывается какое-то одно обстоятельство, через которое осуществляется юридическая норма. В сложных гипотезах указываются два и более условий реализации нормы в конкретных отношениях. Абстрактная гипотеза концентрирует внимание на общих, родовых признаках условий действия норм, не указывая на частные конкретно-определенные жизненные обстоятельства. Казуистическая же гипотеза связывает реализацию правовой нормы со строго определенными частными случаями.

Диспозиция – основная регулирующая часть правовой нормы, которая включает само правило поведения, согласно которому должны действовать субъекты правоотношений. Диспозицией нормы права называются взаимные права и обязанности участников правоотношения. Диспозиция подразумевает под собой модель правомерного поведения. Диспозиции бывают: 1) управомочивающие; 2) обязывающие; 3) запрещающие.

Управомочивающие диспозиции определяют правовое положение субъектов, в рамках которого они вправе действовать по своему усмотрению. Участники общественных отношений используют операторы волевого поведения – слова «может», «имеет право», «вправе». Управомочивающие диспозиции характерны для норм гражданского права и предоставляют гражданам, иным лицам определенные права: право на материальное обеспечение по старости, на труд, на получение заработной платы и др.

Обязывающие диспозиции обязывают субъекты совершать необходимые действия по реализации предоставленных прав в конкретных отношениях. Здесь используются операторы волевого поведения в обязывающих диспозициях: «обязан», «должен», «подлежит». Эти диспозиции характерны для норм административного и уголовного права.

Запрещающие диспозиции обязывают воздерживаться от совершения определенных противоправных действий. Для этого пользуются операторами волевого поведения: «запрещается», «не допускается», «не может», «не вправе».

Санкцией называется такая часть правовой нормы, которая указывает на неблагоприятные последствия физического, имущественного, морального, психологического характера, которые возникают в случае нарушения диспозиции данной нормы.

Существует следующая классификация санкции правовых норм: 1) уголовно-правовые санкции; 2) административно-правовые санкции; 3) дисциплинарно-правовые санкции; 4) гражданско-правовые санкции.

Логическая структура нормы права дает возможность реконструировать норму права, раскрыть недостающие элементы правовой нормы в других статьях, разделах и нормативно-правовых актах. Эта структура включает три элемента: гипотезу, диспозицию, санкцию.

Социологическая структура юридической нормы включает в себя элементы смысла, цели и назначения нормы. Социологическая структура находится в тесной взаимосвязи с юридической и логической структурой.

Право состоит из действующих в данном обществе юридических или правовых норм.

Нормы права отличаются от обычаев, нравственных, корпоративных и иных социальных норм специфическими признаками, характерными чертами. К наиболее существенным из них относятся следующие:

1. Норма права – единственная в ряду социальных норм, которая исходит от государства и является официальным выражением государственной воли. Независимо от словесной формулировки, в которой выражена та или иная правовая норма (правомочие, веление, дозволение, запрет и т. п.) , она всегда представляет собой властное общеобязательное предписание государства относительно возможного и должного, разрешаемого и запрещаемого поведения людей.
2. Норма права отличается от других социальных норм свойственной только ей формальной определенностью, которая проявляется прежде всего в том, что правовая норма издается или санкционируется государством и выражается в той или иной установленной или признаваемой им форме. Например, в форме закона или подзаконного нормативного акта, договора с нормативным содержанием, правового обычая.
Формальная определенность связана также со структурой нормы права – специфическим внутренним строением и ее предоставительно-обязывающим характером, т. е. сочетанием в себе предоставления и одновременно ограничения внешней свободы лиц в их взаимных отношениях. Предоставительно-обязывающий характер правовой нормы позволяет удовлетворять законные интересы управомоченных субъектов через действие обязанных лиц.
3. Норма права – единственная в ряду социальных норм, которая поддерживается в своей реализации, охраняется от нарушений принудительной силой государства.
Сказанное нисколько не противоречит тому, что правовые нормы, как и другие виды социальных норм, в подавляющем большинстве случаев выполняются гражданами сознательно и добровольно, вследствие чего обеспечиваются, в первую очередь, мерами убеждения, воспитания, организации. И лишь тогда, когда воздействие этих средств оказывается недостаточным, возникает необходимость в применении соответствующих мер принуждения. Однако в отличие от норм морали, корпоративных и иных социальных норм, мерами принуждения, к выполнению которых служат различные средства общественного воздействия, за нормами права, кроме того, всегда стоит аппарат государства, способный, когда это необходимо, принуждать к их соблюдению. Именно возможность государственного принуждения как гарантия реализации, охраны от нарушений – специфический признак юридической нормы. ТАКОЙ ПОЙДЕТ? Я ПРОСТО В ТЕТРАДИ ТОЛЬКО ЭТО НАШЛА((