Когда отменили выборы губернаторов. Синдром отмены

Данная статья предоставлена РУССКОМУ ПОРТАЛУ к.п.н. Новичковым П.С.

Восстановление прямых выборов глав регионов - возобновление, отмененной в 2004 году процедуры прямого, тайного и всеобщего голосования по определению глав (первых лиц) республик, краев, областей, городов федерального значения и автономной области, являющихся субъектами Российской Федерации.

Губернатор штата избирает всех избирателей, чьи избирательные титулы зарегистрированы в государстве. Как и в любом другом выборном офисе, кандидат губернатора должен отвечать определенным требованиям. В дополнение к общим требованиям, необходимо соблюдать два важных требования.

Минимальный возраст 30 лет: один из самых высоких возрастов, требуемый для всех должностей; местожительство в избирательном округе: то есть кандидат губернатора должен жить в государстве, которое он намеревается управлять. Деталь: многие губернаторские кандидаты являются нынешними мэрами важных графств в каждом штате. Закон гласит, что, если оккупант исполнительной власти хочет баллотироваться на другую должность исполнительного директора, он должен покинуть нынешнюю должность за шесть месяцев до выборов.

ИЗМЕНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Федеральным законом от 11.12.2004 г. №159 ФЗ были внесены изменения в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Ст.18 ч. 1. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»:

Кроме того, следует помнить, что губернатор избирается на тарелке с заместителем губернатора, который должен заменить его в случае отсутствия, болезни, смерти, аннулирования или импичмента. В Бразилии насчитывается 27 губернаторов, которые распределены в 26 штатах и ​​в федеральном округе. Все они происходят одновременно, каждые четыре года, на всеобщих выборах.

Сколько вы можете потратить на кампанию?

Лимиты расходов определяются избирательным правосудием до каждого выбора. В кампанию губернаторы полагаются на пожертвования от людей, которые могут пожертвовать до 10 процентов своего дохода в предыдущем году. Бизнес-пожертвования запрещены. При этом остаются государственные ресурсы и собственные ресурсы.

Гражданин Российской Федерации наделяется полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению Президента Российской Федерации законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации. В случае, если конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации предусмотрен двухпалатный законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, решение о наделении гражданина Российской Федерации полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) принимается на совместном заседании палат.

Губернатор имеет четырехлетний срок, который также предоставляется Президенту Республики. Как и президент, он может попытаться закрепить еще четыре года. После этого вам нужно освободить место для преемника. После срока преемника ничто не мешает бывшему губернатору снова конкурировать.

На выборах в октябре этого года бразильскому народу пришлось избирать президента, губернатора, сенатора, федерального депутата и государственного депутата. Но знаете ли вы, что делают каждый из избранных? Исследователи помогли обобщить роли каждого политического поста и подняли сомнения в разделении обязанностей, чтобы вы знали, кто должен взимать плату в каждой ситуации.

(в ред. Федерального закона от 11.12.2004 N 159-ФЗ)

Согласно этому законодательству президент предлагает региональным парламентариям кандидатуру потенциального губернатора (главы субъекта), определенного им из числа претендентов, выдвинутых партией, имеющей большинство в региональной легислатуре. Перед этим проводятся консультации по представляемой кандидатуре.

Высшим авторитетом страны, президентом Республики является глава правительства Бразилии. Во время своей администрации он имеет помощь вице-президента и министров, которые будут заниматься вопросами, определенными агентом. Несмотря на выдвижение в президенты, все эти кандидатуры проходят проверку в Сенате. Бюджет определяет размер денег, который будет применяться в каждой области, а также насколько страна должна экономить и сколько страна должна выплачивать свои долги. После окончательной доработки президентом и компетентными органами бюджет должен быть одобрен Конгрессом. Президент может предлагать законопроекты, но он должен направить их в Конгресс для утверждения. Они не могут быть связаны с политическими, избирательными или уголовными правами. Например, если президент защищает сокращение криминального большинства, он может направить предложение Конгрессу, но не может определить смену закона посредством мер. Президент может наложить вето на создание нового закона полностью или частично. Тем не менее, закон может быть принят, если Конгресс решит принять его и получить одобрение от абсолютного большинства депутатов и сенаторов в голосовании, которое отменяет вето. Национальный конгресс Национальный конгресс, образованный Палатой депутатов и Федеральным Сенатом, - это место, где работают сенаторы и федеральные депутаты. Вместе они могут создавать, пересматривать и изменять бразильские законы, а также обеспечивать соблюдение их. Сенаторы и депутаты имеют очень схожие функции, но есть некоторые компетенции, на которые лежит только одна из позиций. «Обращаясь к проблеме в упрощенном виде, депутаты будут представителями бразильского народа, а сенаторы представляют бразильские государства», - объясняет политолог Рафаэль Мусинхато. В целом депутаты и сенаторы создают проекты законов, основанных на мнениях их избирателей или необходимости их страны. Они представляют и обсуждают утверждение возможного нового закона в своем «Доме» и, если они получают одобрение большинства, направляют проект в другой Дом, где другие парламентарии будут его рассматривать, имея возможность изменять разделы путем обсуждения на пленарном заседании. Если законопроект одобрен обоими палатами, он следует за санкцией президента, который может освободить или отклонить новое законодательство. Функции Национального конгресса Создайте проекты законов, проголосуйте и одобрите их. После утверждения в Конгрессе законопроект идет на санкции президента, который может одобрить или наложить вето на него частично или полностью. Однако даже без санкции президента законопроект может стать законом, если Конгресс может отменить вето на новом голосовании в Палате представителей. Для этого должно быть абсолютное большинство голосов. Контролировать соблюдение действующих законов. Утвердить бюджет и расходы, предложенные президентом и его министрами. Когда обнаруживается какая-либо незаконность, парламентские комиссии по расследованию могут быть созданы для расследования преступлений коррупции. Федеральный Сенат состоит из 81 сенатора. Каждое государство, включая Федеральный округ, имеет фиксированное количество трех сенаторов, независимо от их размера или численности. Сенатор должен действовать как представитель своего государства в Бразилиа. Конкретные функции сенаторов. В федеральной столице сенатор участвует в процессе создания и изменения федеральных законов, действующих на всей территории страны, в дополнение к надзору за действиями исполнительного правительства, то есть сенатор, наблюдающий, если президент страна и ее министерства тратят деньги наугад или отвлекают государственные средства. Судить о преступлениях, приписываемых Президенту Республики. Следить за соблюдением международных соглашений, подписанных президентом. Утвердить назначение президента на должности судей Федерального Верховного Суда. Утверждать бюджеты и долги государств, например, разрешать кредиты, запрашиваемые правительствами штатов и префектурами. Рассмотрите законопроекты и годовые расходы бразильского государства, которые утверждаются Палатой депутатов. Федеральный депутат Палата депутатов состоит из 513 парламентариев, поэтому в гонке на эту должность так много кандидатов. Они представляют бразильское население пропорционально, то есть более густонаселенные государства, такие как Сан-Паулу и Минас, имеют больше депутатов, чем регионы с меньшим количеством жителей. Депутаты Европарламента, помимо выполнения вышеупомянутых функций, связанных с Национальным конгрессом, также имеют конкретные мероприятия. Специальные функции федеральных депутатов Только депутаты могут инициировать процесс импичмента президента. Именно они определяют, как будут работать внутренние правила Палаты представителей, создавая комиссии, избирая президентство Дома и т.д. губернатор Губернатор является максимальным представителем своего государства, выступая в роли великого администратора денег, направляемых федеральным правительством, в самые разные районы, чтобы служить населению его территории. «Как и президент, он также имеет множество административных функций, один из которых, что важно помнить, относится к проблеме общественной безопасности», - говорит политолог Рафаэль Мусинхато. Функции губернатора. Позаботиться о государственной инфраструктуре, например, о государственных автомобильных дорогах и городских поездах или метро, ​​в партнерстве с муниципалитетами. Поиск денег и работы федерального правительства для вашего государства. Создайте проекты законов для вашего государства, которые представляются на утверждение государственным депутатам. Обеспечение и развитие основных санитарных условий, но в партнерстве с муниципалитетами. Позаботиться о государственной образовательной сети, которая охватывает основные, средние и более высокие уровни, помимо некоторых конкретных атрибутов каждого государства. Например, в Сан-Паулу губернатор несет ответственность за окончательный выбор ректоров государственных университетов. Руководителям надлежит контролировать и управлять деятельностью Военной полиции, а также заботиться об управлении тюрьмами. Государственный депутат Государственные депутаты выполняют функции по законодательству и надзору за законами своего государства. В отличие от федеральных депутатов, они действуют в Законодательном собрании, которое находится в столице своего государства. Функции государственных депутатов Создавать и разрабатывать законы, не противоречащие федеральным стандартам. Законы штата действуют только в границах каждого государства. Контролировать действия губернатора их соответствующего государства. Губернатор и его соответствующий секретарь общественной безопасности в первую очередь ответственны за военную полицию. Это зависит от них, чтобы определить направление деятельности учреждения. Кто должен контролировать повышение цен? Именно федеральное правительство определяет, каков будет целевой показатель инфляции, и использует механизмы, которые могут контролировать его, в сочетании с Центральным банком. Однако, поскольку Бразилия является страной свободного рынка, цены также контролируются отношениями спроса и предложения. Существуют внешние факторы, которые могут помочь повысить или снизить стоимость продукта. Хорошим примером этого был рост цен на томаты в прошлом году. Благодаря стимулу, который правительство дает для расширения и производительности агробизнеса, который в нашей стране больше ориентирован на производство соевых бобов, пахотные районы других продуктов сокращаются, а цены некоторых повышаются, восходящая инфляция. Кто может уменьшить или увеличить преступное большинство? Федеральная законодательная власть обладает такой способностью. В рамках Национального конгресса парламентарии делятся на комиссии, которые рассматривают конкретные области для более тщательного анализа законопроектов. Например, в случае проекта, который мог бы сократить возраст преступности, речь идет о Конституции и судебной комиссии. Существует даже проект конституционной поправки, которая преследуется с этой целью в Сенате. Предложение было сделано некоторыми сенаторами, но оно было отклонено конкретной комиссией, - говорит политолог Энрике Коста. С отказом, тем, кто представил законопроект, собирать подписи от других депутатов Палаты представителей, чтобы попытаться обсудить новый закон на пленарном заседании, где все сенаторы могут обсуждать и голосовать по этому вопросу. Напоминая, что закон вступает в силу только в том случае, если он также одобрен в Палате депутатов и получает санкцию от президента. Однако правительство может посредством публичных концессий передать их частному сектору, который может, - говорит политолог Энрике Коста. Строительство новых общественных аэропортов является обязанностью федерального правительства, особенно когда речь идет о международных аэропортах. Правительства штатов могут создавать региональные аэропорты. Таким образом, сенаторы и депутаты могут рекомендовать, чтобы прокуратура, состоящая из прокуроров и прокуроров, расследовала президента, министров, губернаторов и членов Конгресса. Федеральная прокуратура и Государственная прокуратура обязаны защищать интересы всех бразильцев и расследовать сообщения о коррупции, злоупотреблении властью и неправомерных действиях национальных властей. Тем не менее, он не является единственным органом, расследующим публичные преступления. Как президентство, так и правительства штатов и мэрии могут строить больницы, если у них будет достаточно денег и разрешение от Министерства здравоохранения. Кто создает налоги и налоги? В Конституции написано, что Союз, Штаты, Федеральный округ и муниципалитеты могут создавать новые налоги. Но каждая из этих сфер может создавать налоги в определенных областях. Политолог Энрике Коста объясняет, что «налоги создаются из требований исполнительных властей, но им необходимо одобрение законодательных полномочий». Кто заботится о водоснабжении? И свет? Муниципалитеты несут ответственность за водоснабжение, но поскольку некоторые штаты, такие как Сан-Паулу, имеют крупные концессионеры для водоснабжения, ответственность также возлагается на правительства штатов. Что касается источника света, то власть, которая регулирует и контролирует производство, передачу и распределение электроэнергии, является федеральным правительством. Таким образом, концессии являются обязанностями Министерства шахт и энергетики, а регулирование и надзор осуществляются Анелем. Но надзор за деятельностью распределителей электроэнергии может быть передан государственным органам, что происходит в нескольких штатах. Существуют ли законы, которые нельзя изменить? Существуют законы, которые не могут быть изменены ни депутатами, ни сенаторами. Это так называемые каменные статьи Конституции. С ними запрещено создавать правила, которые изменяют автономию бразильских государств, тайное, всеобщее и периодическое голосование, разделение властей и индивидуальные гарантии граждан. Как люди участвуют в процессе создания законов? На сегодняшний день только четыре закона, которые стали правовыми нормами, имели это происхождение, последний из которых является Актом «Чистый лист». Сколько это стоит? Для поддержания нынешней бразильской политической системы бюджет привлекает значительную часть налогоплательщика. Оклады губернаторов варьируются от штата к штату. Заработная плата государственных депутатов, а также советников и мэров варьируется в зависимости от законов штатов и муниципалитетов, в которых они действуют. Наконец, президент страны также получает ежемесячную зарплату. Подготовьте и предложите вместе со своими министрами Общий бюджет Союза. . Выборы для губернатора Амазонки не будут такими легкими, как ожидалось, и тот, кто думал, что он победит легко, уже наблюдает все более сложный сценарий.

Затем в течении 10 дней региональный парламент утверждает кандидатуру. В случае отклонения, проводятся трехсторонние консультации (Президент, партия, парламент). Кандидатура вносится повторно.

Идея восстановления прямых губернаторских выборов была частью пакета политических реформ, предложенного в обращении Дмитрия Медведева к Федеральному собранию 22 декабря 2011 г. Это данное предложение было впервые высказано Владимиром Путиным за неделю до этого, 15 декабря, во время транслировавшейся по телевидению пресс-конференции. Восстановление губернаторских выборов было первой реформой, предложенной российскими властями после того, как были оглашены плачевные для них итоги парламентских выборов 4 декабря. Об особой важности этой реформы свидетельствует и тот факт, что в выступлении Медведева она была поставлена на первое место.

За два месяца работы в законопроект было предложено внести 143 поправки, половина из которых вошла в окончательную редакцию закона. Правда, как оказалось на поверку, все эти, также отфильтрованные поправки, носят исключительно ограничительные характеристики.

02.05.2012, в связи с принятием Федерального закона от 02.05.2012 №40-ФЗ, ситуация кардинально изменилась. Новый порядок, на этот раз – избрания (а не назначения), был существенно изменен. В ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» утратили силу чч.1, 2, 2.1, 2.2, 2.3 ст 18.

Вышеназванный закон стал одним элементов политических реформ, задуманных Д. Медведевым в конце своего президентского срока. Другими были:

  • Федеральный закон от 2 апреля 2012 года №28-ФЗ существенно снизил требования к численности политической партии (с 40 тыс. до 500 человек), отменил требования к численности регионального отделения политической партии, ввел процедуру приостановления регистрации политической партии и некоторые другие послабления;
  • Федеральный закон от 2 мая 2012 года №40-ФЗ восстановил прямые выборы высших должностных лиц субъектов РФ, введя при этом ранее не применявшийся в РФ механизм поддержки выдвижения кандидатов в виде сбора подписей муниципальных депутатов, а также разрешил региональным законодателям не допускать на этих выборах самовыдвижение;
  • Федеральный закон от 2 мая 2012 года №41-ФЗ освободил кандидатов, выдвинутых любыми политическими партиями, а также списки кандидатов от сбора подписей избирателей, а для самовыдвиженцев (а также выдвиженцев общественных объединений на муниципальных выборах) снизил максимально допустимое число необходимых подписей избирателей с 2 до 0,5%. В настоящем докладе анализируется, как принятия этих законов повлияло на развитие партийной системы и выборы 14 октября 2012 года.

Подробнее информация о реформе представлена в Аналитическом докладе комитета гражданских инициатив «Первые итоги партийной и избирательной реформ 2012 года ».

Отныне глава субъекта федерации избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории данного субъекта. Выдвижение происходит от политических партий, при этом регион может предусмотреть право на самовыдвижение. Значительным новшеством стал так называемый «муниципальный фильтр»: выдвижение кандидата должны поддержать от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных образований (не районов, а именно, муниципальных образований) и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта Российской Федерации.

В числе лиц, поддержавших кандидата, должны быть от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов. Не только МО должны поддержать кандидата, но и муниципальные районы, т.е. крупнейшие административные единицы субъекта. При этом кандидат должен быть поддержан указанными лицами не менее чем в трех четвертях муниципальных районов и городских округов субъекта Российской Федерации.

Муниципальный фильтр затронул и самовыдвиженцев. Им помимо поддержки муниципалов необходимо собрать определенное количество подписей граждан в свою поддержку (от 0.5% до 2% в разных регионах).

ч. 3 ст. 18:

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории данного субъекта Российской Федерации и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Кандидаты на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) выдвигаются политическими партиями. Политическая партия вправе выдвинуть кандидатом на указанную должность лицо, являющееся членом данной политической партии, либо лицо, не являющееся членом данной или иной политической партии. Законом субъекта Российской Федерации может предусматриваться выдвижение кандидатов на указанную должность в порядке самовыдвижения.

Выдвижение кандидата политической партией и выдвижение кандидата в порядке самовыдвижения должны поддержать от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта Российской Федерации.

В числе лиц, поддержавших кандидата, должны быть от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов и городских округов субъекта Российской Федерации

в ред. Федерального закона от 02.05.2012 №40-ФЗ

При этом регионы по своему желанию могут изменить схему выбора главы субъекта. Региону представлена возможность введения «непрямых» выборов главы, т.е. политическая партия, победившая на региональных выборах, предлагает Президенту список кандидатур, среди которых Президент выбирает троих, которых предлагает утвердить местному парламенту, который уже и делает выбор.

Дагестан стал первым регионом, отказавшимся от прямых выборов президента республики. 18 апреля 2013 года Народное Собрание приняло поправки в Конституцию республики, согласно которым главу субъекта будет избирать местный парламент. За это решение проголосовали 74 депутата Народного собрания (9 против, 3 воздержались). За переход к избранию главы региона местным парламентом выступили единороссы, представители "Справедливой России" и "Правого дела". Против высказались депутаты от "Патриотов России" и КПРФ.

Вторым регионом стала Ингушетия. 20 апреля 2013 года Съезд народа Ингушетии рекомендовал парламенту рассмотреть вопрос о введении процедуры выборов главы республики депутатами. Его участники аргументировали целесообразность такого подхода спецификой общественно-политической ситуации в регионе. 8 мая 2013 года Народное Собрание Ингушетии внесло поправки в Конституцию республики об избрании главы региона парламентом (за принятие проголосовали 23 депутата, 1 - против).

РЕМАРКА

Президент России Владимир Путин в четверг в ходе большой пресс-конференции, в которой приняли участие свыше 1000 российских и иностранных журналистов, объяснил причину возвращения непрямых выборов глав регионов. «Почему Москва так боится и настолько не доверяет своему населению?» - спросила Путина участвовавшая в пресс-конференции журналистка.

«Послушайте меня внимательно. Мы талдычим вокруг этого вопроса много лет. Хоть один раз услышьте меня», - начал свой ответ Путин. Он подчеркнул, что сам он «за» прямые выборы губернаторов, российское общество давно к этому подошло, пусть люди несут ответственность за региональную власть.

Но этот номер, по его словам, не проходит в национальных республиках, где столетиями живут вместе представители разных, но титульных, наций. «И если одна из них находится в меньшинстве, то у нее возникают опасения, что она никогда не будет представлена на высшем уровне управления в республике, и начинаются межэтнические конфликты», - объяснил Путин.

«Россия - сложное государство, мы что, хотим разбалансировать обстановку в стране?!» - сказал Путин.

По его словам, люди из национальных республик попросили «дать им право такую систему приведения к власти республик, которая никого бы не ущемляла». И им нужно предоставить такое право, подчеркнул президент.

Но государство не может одним субъектам предоставить одно право, а другим - другое. Поэтому надо, по словам Путина, все пообсуждать и, безусловно, сохранить это право (прямых выборов) за субъектами РФ, но дать возможность и людям в национальных республиках в соответствии с их традициями и их культуры, принимать такие решения, которые будут оптимальными. «И избавят нас от межнациональных, межэтнических и межрелигиозных конфликтов», - выразил надежду Путин.

Таким образом, будущий губернатор должен заручиться поддержкой муниципалов. Точный «процент поддержки» определяют региональные парламентарии.

ПРИЧИНЫ ИЗМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Вызванные изменения законодательства были вызваны многими факторами. Среди наиболее вероятных причин эксперты называют следующие.

Так, одной из причин называют резкий всплеск гражданской активности конца 2012 г. после выборов в Государственную думу РФ (победа «Единой России» с достижением абсолютного большинства). В 2005-2006 гг., ротация губернаторов носила весьма ограниченный характер. Как правило, Путин переназначал тех же самых губернаторов, которые когда-то выигрывали выборы. Начиная с 2008 г., ротация губернаторского корпуса заметно ускорилась, достигнув своего пика в 2010 г. Этот процесс показал, что федеральному центру не удалось создать эффективной системы рекрутирования губернаторского корпуса. Многие из новых назначенцев были чужды регионам, в которых пользовались почти абсолютной властью, не справлялись с управленческими задачами и оказались подверженными широкомасштабной коррупции. Опросы общественного мнения демонстрировали систематическое снижение уровней доверия населения к губернаторской власти. Кроме того, некоторые из новых назначенцев оказались втянутыми в латентные конфликты с влиятельными группами местных политиков и предпринимателей, сформировавшимися при прежних руководителях. Это, наряду с общим падением престижа губернаторской власти, крайне негативно сказывалось на способности губернаторов осуществлять административную мобилизацию избирателей и координировать фальсификации на выборах. Иными словами, назначенные губернаторы оказались лишь в ограниченной степени способными выполнять свою часть контракта с федеральным центром. Начиная с весны 2010 г., неспособность губернаторов обеспечивать результаты «Единой России» стала сказываться на итогах выборов региональных законодательных собраний и муниципальных выборов. Эти сигналы были проигнорированы центром, который, видимо, рассчитывал на то, что важность предстоящих федеральных кампаний и прямое участие в них первых лиц государства позволят улучшить результаты. Но практика показала, что если на субнациональных выборах, в условиях низкой явки избирателей и при наличии одномандатных округов, губернаторам удавалось обеспечить «Единой России» большинство в собраниях при сравнительно низкой поддержке населения, то без этих условий даже указанные факторы федерального уровня не могли выправить ситуацию. Сказывалось, конечно, и то, что у многих новоназначенных губернаторов просто не было опыта, достаточного для победы на важных выборах, вызывающих интерес избирателей. Единственным образцом таких выборов на региональном уровне раньше были губернаторские выборы. Теперь, когда их не стало, электоральный опыт губернаторов стал иррелевантным с точки зрения задач федерального уровня, поставленных перед ними центром. Восстановление прямых губернаторских выборов могло рассматриваться властями как шаг к восстановлению функциональности системы.

Необходимость повышения легитимности региональных руководителей и формирования у населения представления об их полной ответственности за ситуацию в регионе - объективная потребность развития политической системы РФ. Ожидания федеральной власти, регионов и партий по данной позиции совпадают. Возврат прямых выборов позволит Центру снять с себя часть ответственности за ситуацию в конкретном регионе (социально-экономические проблемы и непопулярные преобразования), поскольку руководить регионами будут лица, поддержанные и населением, и местными элитами. Прежняя система «назначения» губернаторов, завязанная на президента и федеральное руководство партии, обладающей большинством в региональном парламенте, формировала представление о подотчётности региональной власти лишь федеральному Центру. В свою очередь, главы субъектов РФ с помощью прямых выборов надеются усилить свой политический вес во взаимоотношениях как с федеральной властью, так и с населением и элитами региона. В обмен на принятие на себя персональной ответственности за ситуацию в регионе перед федеральной властью, они получают больше свободы в действиях, избравшись на прямых выборах и получив поддержку муниципальных депутатов. Кроме того, губернаторы с невысоким рейтингом могут укрепить свои позиции и приобрести дополнительную легитимность («перезагрузить свой имидж»), пройдя перевыборы по новым правилам и сдерживая сильных конкурентов на стадии «муниципального фильтра». Такая тактика отчасти удалась губернатору Брянской области Н. Денину (В. Рудников не сумел собрать подписи) и губернатору Новгородской области С. Митину (договоренности о неучастии сильного конкурента из региональной элиты были достигнуты до начала кампании). Ее же пытался реализовать губернатор Рязанской области О. Ковалев (борьба и последующие договоренности с И. Морозовым). Партии, прежде всего, «Единая Россия» в статусе «партии власти», получают возможность улучшить свои позиции в регионе в случае победы на губернаторских выборах своего кандидата.

Одним из объективных императивов развития политической системы России является запрос на усиление авторитета муниципальной власти, как наиболее приближенной к гражданам. При комплексном подходе, развитие МСУ должно осуществляться сразу по нескольким направлениям: расширение полномочий, расширение налоговой базы муниципалитетов и увеличение их собственных доходов, повышение роли местной власти в региональном политическом процессе, обеспечение выборности лиц, занимающих муниципальные должности, и их регулярной подотчетности населению. Одним из аргументов в пользу введения механизма муниципальных подписей как раз и было то, что необходимость кандидатов на губернаторский пост обращаться за поддержкой к муниципальным депутатам повысит роль МСУ в регионах.

Некоторые эксперты полагают, что избиратели хотя бы смогут "прокатывать" явно неэффективных менеджеров и коррумпированных лиц, а оппозиционеры получат возможность если не выигрывать, то заявлять о себе, как Борис Немцов в Сочи и Евгения Чирикова в Химках.

МНЕНИЯ

Первый вице-спикер Госдумы коммунист Иван Мельников , чья фракция голосовала против принятия законопроекта во втором чтении, пояснил причины демарша. «Наша фракция поддержала данный законопроект в первом чтении. Мы сказали, что идея верная, решение о возвращении прямых выборов актуальное и правильное, однако обозначили два принципиальных момента, которые следует поправить», – поведал журналистам Мельников. Он пояснил, что речь о двух фильтрах: президентском, когда партии нужно согласовывать свою кандидатуру, и «судебном», когда при отзыве главы региона нужно судебное решение. «Мы считали эти фильтры избыточными», – сказал парламентарий. «Однако вместо того чтобы убрать или смягчить эти фильтры, мы получили обратное: абсолютное ужесточение процедуры. Настолько жесткое, что, по существу, нормы закона перестают соответствовать его концепции, а реализовать право избираться в губернаторы или отозвать губернатора становится на практике невозможным», – добавил Мельников.

Справоросс Дмитрий Гудков возмутился: только девять месяцев назад Госдума вернула губернаторские выборы. Тогда конституционный комитет доказывал, что закон согласован с регионами, продуман и никак не связан с протестными настроениями. «Что произошло за девять месяцев? Почему мы считаем, что граждане некоторых регионов недостойны прямых выборов?» – удивлялся политик. Он высказал подозрение, что новый закон написан в пользу кандидатов «Единой России» и будет применяться в тех регионах, где уровень доверия людей к партии власти снизился.

Владимир Рыжков о "губернаторских фильтрах"

Совершенно очевидно, что та политическая реформа, которая была обещана 22 декабря в послании Дмитрия Медведева, на наших глазах извращается и выхолащивается. Сначала речь шла об одном фильтре, о некоем собеседовании с президентом или президентской администрацией. Теперь возникла идея нового фильтра, второго уже. Это фильтр муниципальных депутатов. Это вне всякого сомнения ограничит конкуренцию на губернаторских выборах, это вне всякого сомнения позволит отсекать оппозиционных кандидатов от участия в губернаторских выборах. Потому что сегодня есть статистика, что до 90% депутатов местного уровня состоят в партии «Единая Россия». Местный уровень фактически был монополизирован этой партией за последние годы. Фактически этот фильтр можно назвать фильтром под названием «Единая Россия».

Если останутся оба этих фильтра, президентский, а также согласование с муниципальными депутатами, то это будет означать, что губернаторские выборы не будут свободными, открытыми. Демократическими. Это будет очередная профанация, очередная имитация реформ.

Кроме того, это предложение вызывает очень серьезное сомнение с точки зрения его соответствия Конституции. Дело в том, что у нас местный уровень власти, местные депутаты отделены от государственного уровня управления. Регионы – это государственный уровень. Поэтому участие местных депутатов в согласовании кандидатов на губернаторские выборы – это еще не конституционная мера. И если бы у нас был независимый Конституционный суд, он конечно бы это остановил. То есть сейчас еще не поздно, пока это обсуждается как идея. Я считаю, что нельзя отходить от концепции закона, который внесен. В той концепции, которая есть, никакого муниципального согласования нет. И если оно появится, это будет нарушать концепцию закона, внесенного Медведевым. Это будет нарушать то обещание, которое дал сам Дмитрий Медведев российскому обществу.

Руководитель департамента региональных исследований Центра политических технологий Ростислав Туровский . «Отмена выборов (право региона самому определять порядок выбора главы субъекта), когда их только что ввели, – это беспрецедентное событие, потому что в прошлом экспериментам все-таки давали какое-то количество лет, чтобы подвести итоги. А здесь после пяти избирательных кампаний никаких итогов подвести нельзя. Это пример несогласованности решений, которые принимались в прошлом году. Противоборство сторон противников и сторонников этих выборов продолжилось после избрания Путина на должность президента и привело к частичному свертыванию, ведь целиком и полностью выборы не отменяются. Но на самом деле возникает сложная – аморфная и для центра, и для регионов – ситуация, когда решения о том, в каких регионах какую форму избрать, будут принимать не сами регионы, а тот же самый центр», – говорит политолог.

«Изменился президент. Этого в нашей стране достаточно, чтобы менять федеральные законы. Что касается «преемственности» власти, то мы видим, что те решения, которые были заложены президентом Медведевым в своем послании, были реакцией на митинги. Тогда под влиянием акций протеста власть пыталась сделать уступки оппозиции и договориться с ней. С приходом президента Путина стратегия сменилась: вместо того, чтобы договариваться с чужими, решено было мобилизовать своих – консервативное большинство», - считает Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин.

Депутат Госдумы, коммунист Сергей Обухов, ответственный в партии за выборы, отмечает, что «красные» тоже не могут понять, что так кардинально изменилось в стране, раз потребовалось возвращение к процедуре назначения. Однако это не помешало фракции поддержать законопроект. «Сейчас нам объясняют, что закон предназначен для регионов, где напряженная ситуация. Честнее было бы закрепить мораторий – В Кабардино-Балкарии, к примеру, выборы не проводятся. Мы надеемся, что ко второму чтению будут внесены поправки, которые регламентируют возвращение губернаторов-назначенцев только в тех регионах, где проходят контр-террористические операции. В противном случае фракция не поддержит закон».

Депутат Госдумы Евгений Федоров ("Единая Россия") выступил с предложением отсрочить вступление в силу закона о прямых выборах губернаторов до избрания следующего президента РФ, пишет «КоммерсантЪ». Свою поправку он мотивировал тем, что Госдума не должна уменьшать объем полномочий уже избранного 4 марта президента. Сегодня глава государства отбирает одну из предложенных ему победившей на выборах партией кандидатур и вносит ее на рассмотрение в региональный парламент. Кроме того, президент может досрочно прекратить полномочия губернатора в связи с утратой доверия.

Лидер южноуральских коммунистов Светлана Поклоннова также поддерживает введение прямых выборов губернатора, но сроки особо не оговаривает. «КПРФ выступает за выборность высшего должностного лица субъекта, а не за назначение на уровне Законодательного собрания региона, как это делается сейчас, - уточнила Светлана Поклонова. – Избранные народом губернаторы лучше ориентируются в нуждах жителей того региона, где они работают».

Валерий Хомяков, эксперт

"Губернаторские выборы нужны, какие бы они ни были, - заявил Русской службе Би-би-си глава Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков. - Оппозиции не надо бояться проиграть. В нынешней ситуации главное не победить, а участвовать, а на ошибках следует учиться. В другой раз будет легче".

Арест губернатора Сахалинской области вновь всколыхнул интерес широкой общественности к вопросу о том, как в России люди становятся главами регионов, какими административными и личностными качествами, вертикальными и горизонтальными связями для этого надо обладать, кто и почему продвигает людей на этот пост 

Арест губернатора Сахалинской области вновь всколыхнул интерес широкой общественности к вопросу о том, как в России люди становятся главами регионов, какими административными и личностными качествами, вертикальными и горизонтальными связями для этого надо обладать, кто и почему продвигает людей на этот пост и.д. Любопытен, к примеру, и такой вопрос: получение многомиллионных взяток - это врожденная привычка Хорошавина или благоприобретенная им за время работы на высоком посту? И вообще, - может ли рядовой гражданин России стать губернатором и тоже обзавестись некоторыми привычками?

Владелец ручки стоимостью 36 миллионов рублей губернатор Хорошавин 

Отвечаю сразу - может. Но при соблюдении определенных условий и неукоснительном соблюдения инструкции, разработанной «РР» для кандидатов на этот пост.


Владимир Путин назначает 

При этом надо четко уяснить, что, что бы там ни говорили, но в современной России глав регионов назначает президент, в настоящий момент Владимир Путин . Именно назначает, даже если их потом еще и «избирают». По данным ЦИК губернаторские выборы в нынешнем году должны состояться в 11 регионах России: Марий Эл, Татарстане, Чувашии, Брянской, Калининградской, Калужской, Кемеровской, Пензенской, Ростовской, Тамбовской и Еврейской автономной областях. Но, судя по всему, этот список далеко не окончателен. Поскольку вот уже на Сахалине образовалось вакантное место, поговаривают, что и в некоторых других регионах, к примеру, в Свердловской области, Республике Карелия, возможна досрочная смена руководства. Вероятно также, что некоторые главы регионов захотят, как это было в прошлом году, пойти на досрочные выборы. Там дерзать есть где.




Согласно федеральному закону №40, любой гражданин России может стать губернатором, если победит на равных и прямых выборах при тайном голосовании. Этот закон 2 мая 2012 года подписал Дмитрий Медведев - тогда формально еще президент, хотя на мартовских президентских выборах уже был избран Владимир Путин, и до его инаугурации оставалось всего несколько дней. Тем не менее, с 1 июня 2012 года этот закон вступил в силу и, вроде бы, действует до сих пор, правда уже с некоторыми существенными поправками.

Согласно этому «медведевскому» закону, кандидаты на должность губернатора выдвигаются политическими партиями, при этом политическая партия вправе выдвинуть члена данной политической партии либо беспартийного гражданина. Выдвижение кандидата в порядке самовыдвижения может предусматриваться законом субъекта Российской Федерации. Президент Российской Федерации по своей инициативе может провести консультации с политическими партиями и выдвинутыми в порядке самовыдвижения кандидатами.




Кандидатов должны поддержать от 5 до 10 процентов депутатов 

В субъектах Российской Федерации кандидатов должны поддержать от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных образований и избранных на выборах глав муниципальных образований, в числе которых должно быть от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов и избранных на выборах глав муниципальных районов и городских округов. В городах федерального значения кандидатов также должны поддержать от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований и избранных на выборах глав внутригородских муниципальных образований. При этом кандидату необходимо получить поддержку не менее чем в трёх четвертях соответственно муниципальных районов и городских округов, внутригородских муниципальных образований. Депутат представительного органа муниципального образования или избранный на выборах глава муниципального образования может поддержать только одного кандидата, выдвинутого любой политической партией, либо в порядке самовыдвижения.

Кандидату, выдвинутому в порядке самовыдвижения, помимо получения указанной поддержки необходимо собрать от 0,5 процента до 2 процентов подписей избирателей, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации.


Муниципальный фильтр  пройти не так-то просто 


Оксана Дмитриева например, не смогла 

Этот так называемый «муниципальный фильтр» пройти не так-то просто. К примеру, в минувшем году на выборах губернатора в Санкт-Петербурге его не смогла преодолеть известный политик, депутат Госдумы РФ Оксана Дмитриева . И это притом, что ее поддерживала парламентская партия «Справедливая Россия». Поэтому самовыдвиженцу пробиться в губернаторы тяжело, хотя бы потому, что он не наберет минимального количества голосов от депутатов. Так что перед тем, как стать губернатором, вам необходимо состоять в какой-нибудь из партий, и заручиться их поддержкой. Можно вступить в уже существующую или создать свою собственную - дело за вами.

У вас есть небольшой шанс пробиться в губернаторы, если вы проживаете в Калининградской области или Москве. В этих регионах минимальный барьер составляет пять-шесть процентов и предусматривается возможность самовыдвижения.

Но еще лучше, если вы находитесь в так называемом «президентском кадровом резерве», в который включает потенциальных кандидатов на высокий должности в исполнительной власти, в том числе региона. Этот резерв - одно из немногих новшеств Дмитрия Медведева в его недолгую бытность президентом страны. Он начал формироваться в 2009 году и состоит из нескольких уровней. Это собственно федеральный резерв, в который входит так называемая «президентская тысяча», это окружные резервы, это субъектовые резервы, это муниципальные резервы.

Право рекомендовать кандидатов в президентский резерв было предоставлено должностным лицам Администрации Президента, членам правительства, руководителям иных федеральных государственных органов и высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации.

При отборе кандидатов используются современные кадровые технологии, в том числе личностно-профессиональная диагностика. Эту «диагностику» проводят очень компетентные службы, включая ФСБ. Применяемые методики позволяют определить уровень развития личностно-профессиональных ресурсов и потенциал кандидатов, сформулировать рекомендации по их возможному должностному предназначению.



Совет Федерации одновременно и "кадровый резерв", и "дом престарелых" губернаторов

В числе «резервистов» - депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации, руководители различного уровня в федеральных органах государственной власти, представители субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, управленцы в коммерческих и некоммерческих организациях.

Наиболее перспективны управленцы, входящие в первую сотню «президентского резерва» - те, кто в нее входит, чаще всего и становятся губернаторами. Владимир Путин, вернувшийся в мае 2012 года в кресло президента, уточнил параметры, по которым проводится отбор в эту сотню.

В положении сказано, что подбором кандидатов в губернаторы занимается глава администрации президента. В свою очередь, рекомендуют ему потенциальных губернаторов главы федеральных округов. Причем предложения вносятся не менее чем по двум кандидатурам и не позднее, чем за три месяца до истечения срока полномочий действующего губернатора, а в случае досрочного прекращения полномочий - в течение 10 дней. Учитываются авторитет и деловая репутация кандидата, опыт публичной деятельности, а также мнение общественных объединений субъекта федерации. Под общественными объединениями, очевидно, подразумеваются партии. Ясно также, что наибольшее количество очков набирают кандидаты, принадлежащие к партиям, лояльным к действующему президенту.

К предложению по кандидатуре прилагаются: копия декларации о доходах, справка о результате предварительных консультаций, информационные или иные справочные материалы (другими словами, досье), а также заявление кандидата о согласии в случае избрания губернатором прекратить деятельность, несовместимую со статусом (например, коммерческую).

Это, так сказать, идеальная схема отбора кандидатов в губернаторы, ее формальные признаки. На практике же все происходит несколько иначе.




Последнее слово - всегда за президентом 

Притом, что последнее слово здесь всегда остается за президентом, очень важен первоначальный этап отбора кандидата. Особенно в том случае, когда хотят, чтобы он попал в первую сотню, а не в основную массу резерва, которую составляют, в основном, статисты.

На первом этапе, грубо говоря, работают все. Начиная с самого кандидата, который для начала обозначает свое желание, заканчивая представителями крупных партийных и общественных организаций, от которых он решил идти на губернаторские выборы. Есть понятные всем группы влияния - Администрация Президента, силовики, приближенные к высшему лицу люди (главы корпораций и компаний). Они также могут формировать мнение высшего лица.

Стоит отметить, что кандидатов всегда несколько, и именно от самого кандидата и от его команды зависит кто из них победит в итоге.


Многие ждут, что кто-то их вызовет в Москву для беседы

То есть, как будет сформировано мнение элит в отношении этого кандидата.

Многие желающие занять должность главы региона часто совершают одну и ту же ошибку, говорит эксперт «РР»: они ждут, что кто-то их вызовет в Москву для беседы если не с главным, то хотя бы с его приближенными, и тогда они получат карт-бланш для того, чтобы действовать далее, начинать критику действующего главы региона и готовиться к выборам.

Но так бывает очень редко, и только в тех случаях, когда кандидат сильно желателен для Кремля или, опять же, для тех, кто его проталкивает…

Итак, что же необходимо, чтобы стать главой региона? К примеру, есть Х, желающий стать губернатором. В первую очередь понятно, что это должен быть человек с хорошим управленческим опытом либо на производстве, либо в исполнительной власти, а еще лучше, если есть и то, и другое. Возраст - до 65 лет. У человека должна быть команда, которой он доверяет - в основном из тех, кому не раз приходилось заниматься кулуарными договоренностями, а также формированием проектов, интересных нужным людям. Ставка на некоего одного куратора в Москве - будь то человек из власти или из крупных корпораций - таит в себе немалые опасности. Такой куратор может просто руководствоваться меркантильными или какими-либо иными собственными интересами, и весьма грамотно водить кандидата за нос. Поэтому разнонаправленные векторы и верная команда, которая все это сканирует - таков залог успеха.




Как говорится, в России возможно все.