Родион раскольников униженный и оскорбленный. Раскольников среди униженных и оскорбленных сочинение

Федор Михайлович Достоевский вошел в историю русской литературы как гениальный художник, гуманист, исследователь человеческих душ. В тысяча восемьсот шестьдесят шестом году он закончил работу над социально-психологическим романом «Преступление и наказание», в котором со всей полнотой раскрыл бесчеловечность буржуазно-крепостнического строя. Действие романа происходит в Петербурге шестидесятых годов XIX века. Это было сложное для России время: старый мир уже разрушен, а новый только начал формироваться. Наступала эпоха капиталистических отношений, и «маленькому человеку», живущему в нищете, лишенному всяких прав, не досталось места в этом буржуазном мире. Тема «униженных и оскорбленных» является одной из основных в романе «Преступление и наказание». Автор показывает среду, в которой обитают обделенные жизнью люди, их судьбы, искалеченные социальной несправедливостью, их попытки борьбы с жестокой действительностью.

Петербург Достоевского – это город, в котором тысячи людей обречены на нищету и страдания. Это город уличных девиц, бездомных детей, многочисленных распивочных. Описание Петербурга производит тяжелое впечатление. Повсюду пыль, духота, вонь. Шумные, грязные улицы угнетают людей. Даже дома, в которых они живут, давят на них. Все это создает атмосферу отчаяния и безысходности. Картину общего горя и унижения дополняют эпизодические фигуры несчастных людей, встречающихся на улицах Петербурга. Это и девочка, которую напоили и обманули, и женщина, бросившаяся с моста в воду, и Лизавета, безропотно сносившая унижения и оскорбления сестры.

К жертвам Петербурга относится и семья Мармеладовых, которая живет в тяжелейших условиях, испытывая огромную нужду во всем.

Семен Захарыч Мармеладов – бывший чиновник. Он ищет спасения от жизненных проблем в распивочной, своим пьянством довел семью до беспросветной нищеты. Мармеладов осознает свое положение. «В бедности вы еще сохраняете благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто. За нищету…метлой выметают из компании человеческой…», – говорит он. В этом состоит трагедия Мармеладова. Он понимает, что ему некуда и не к кому идти, и от этого очень страдает. Не в состоянии бороться за жизнь, за семью, он опускается до пьяных разглагольствований с разными незнакомцами. Мармеладов склонен к моральному самоуничтожению: ему побои в наслаждение, ночует, где придется, на насмешливое отношение окружающих не обращает внимания. Физическая смерть Мармеладова становится неизбежной – он гибнет под колесами роскошной коляски.

«Некуда идти» и жене Мармеладова Катерине Ивановне. Она благородного происхождения, из разорившейся дворянской семьи. Поэтому ей особенно тяжело жить в нищете, воспоминания о прошлом делают ее жизнь только мучительнее. Катерина Ивановна – натура гордая и тщеславная, но гордость ее попирается на каждом шагу, о достоинстве, самолюбии заставляют забыть. Попытки подняться в собственных глазах, самоутвердиться выражаются в безудержных фантазиях. Но мания величия не может спасти Катерину Ивановну. Жестокий, бездушный мир и собственная гордыня приводят ее на улицу, а затем и к гибели.

Семью Раскольникова тоже можно отнести к «униженным и оскорбленным».

Мать Родиона всю жизнь надрывалась на работе, за которую платили гроши. Она всеми силами старалась помочь сыну окончить университет, чтобы обеспечить ему достойное существование.

Нелегкая судьба выпала и на долю сестры Раскольникова Дуни. Она вынуждена поступить в услужение в дом Свидригайловых, где терпит унижение и позор. Затем появляется преуспевающий делец Лужин, который хочет жениться на Дуне. Несмотря на отвращение к нему, девушка соглашается на замужество, чтобы иметь возможность помогать брату. Это пример самопожертвования «маленького человека», «униженного и оскорбленного», ради другого человека, попавшего в тяжелое положение.

Еще одна жертва буржуазного общества – главный герой романа Родион Раскольников. Это бывший студент, который ушел из университета, потому что нечем было платить за обучение. Он живет в тесной каморке, похожей на гроб, в страшной нищете. Раскольников упорно рассуждает о несправедливо устроенном обществе. В условиях ужасающей действительности в его голове рождается чудовищная теория о делении человечества на людей «обыкновенных», которых большинство и которые вынуждены подчиняться силе, и людей «необыкновенных», имеющих право властвовать и преступать закон. Раскольников не желает быть одним из тех, кто подчиняется. И чтобы доказать свою принадлежность к людям «необыкновенным», решается на преступление. Таким образом, осуждая общество с его социальной несправедливостью, бессмысленными страданиями и унижениями, Раскольников создает теорию, которая может лишь усилить эту несправедливость, углубить беззаконие и произвол. Своим романом Ф.М.Достоевский развенчивает такую теорию, противопоставляя ей христианскую идею смирения и любви к людям.

Носительницей этой идеи в романе «Преступление и наказание» является Соня Мармеладова. Это чистая и невинная девушка, вынужденная торговать собой, чтобы прокормить спившегося отца, больную мачеху и ее детей. Ее толкнули на панель нищета и невозможность честно зарабатывать на жизнь. Но, продавая свое тело, она сохраняет нравственную чистоту, пьянство и разврат не тронули ее. В отличие от Раскольникова, она твердо убеждена в том, что никакие жизненные трудности, никакие гуманные цели не могут оправдать насилие и преступление. Ее путь – это путь смирения перед Богом. Ее сила в вере: «Что ж бы я без Бога-то была?». Для Ф.М.Достоевского Соня Мармеладова стала идеалом кротости, покорности, смирения и любви к людям. Именно «вечной Сонечке», ее вере и бескорыстной любви обязан Раскольников своим духовным возрождением.

Таким образом, в романе «Преступление и наказание» перед нами предстает целый ряд «униженных и оскорбленных» «маленьких людей». Мир, в котором они живут, жесток и беспощаден. Каждый из этих людей пытается по-своему противостоять безжалостной действительности. Но своим романом Ф.М.Достоевский утверждает, что в этом мире может спастись лишь тот, кто выбирает путь смирения и покаяния, кто находит в своей душе Бога, кто больше всего ценит любовь к человеку, верит в неистребимость добра в его душе.

Проблематика романа «Униженные и оскорблённые»

В статье «Забытые люди» Добролюбов назвал Достоевского «одним из замечательнейших деятелей нашей культуры», а его роман «Униженные и оскорбленные» -лучшим культурным явлением года. Критик отметил, что новое произведение Федора Михайловича, как и первый его роман «Бедные люди», принадлежит тому «гуманистическому» направлению, которое начал Н.В. Гоголь - основатель «натуральной школы» в русской литературе. «В произведениях г. Достоевского, - писал критик, - мы находим одну общую черту, более или менее заметную во всем, что он писал: это боль о человеке, который признает себя не в силах или, наконец, даже не в праве быть человеком, настоящим, полным, самостоятельным человеком, самим собой». Действие романа «Униженные и оскорбленные» происходит в 40-х годах XIX века. Но яркая антикапиталистическая направленность его свидетельствует о том, что Достоевский тонко чувствовал и реалистически воспроизводил политическую атмосферу 60-х годов: в романе показан Петербург с его вопиющими социальными противоречиями и контрастами, говорится о спорах по поводу вводимых правительством реформ, запечатлена тревога подымающейся демократии о судьбах униженных и обездоленных. Именно в этом сильная сторона романа.

«Люди, которых человеческое достоинство оскорбляется, - писал Добролюбов, - являются нам в произведениях г. Достоевского в двух главных типах: кротком и ожесточённом». Кроткие - это те, кто не протестует, а смиряется со своим униженным положением (Наташа Ихменева, ее родители, Иван Петрович). Ожесточенные, наоборот, хотят бросить вызов тем, кто оскорбляет и унижает их, они бунтуют против несправедливости, существующей в мире. Но этот протест трагичен, ибо он приводит их к гибели, как это происходит с девочкой-подростком - Нелли.

Достоевский повествует о том, что дочь мелкопоместного дворянина Ихменева - Наташа, влюбившись в сына князя Валковского - Алешу и не получив родительского благословения, уходит из дома к нему. И за это ее проклинает отец. Однако ветреный и легкомысленный Алеша вскоре влюбляется в богатую дочь графини и по настоянию отца женится на ней. Униженная и оскорбленная в своих лучших чувствах Наташа возвращается к бедным родителям, и отец после мучительных колебаний признает ее. На семью Ихменевых обрушиваются все силы зла. Опозорен отец Наташи - Николай Сергеевич. Этого доброго, доверчивого человека, который приютил в доме Алешу и навел порядок в разоренном княжеском имении, Валковский обвиняет в мошенничестве, он безжалостно изгоняет Ихменева, который становится более не нужен ему.

Страдания Николая Сергеевича усугубляются его конфликтом с дочерью: для него уход Наташи из дома - позор. Не меньшие страдания испытывает и мать Наташи, вынужденная терпеть и уход дочери из дома, и гнев мужа. Но страдает и Наташа, любовь которой Достоевский изобразил в романе как самопожертвование. Во имя чувства к Алеше девушка забывает о своих прежних привязанностях, поступается собственным достоинством. Достоевский высоко оценивает любовь Наташи, видит в ее поступке силу характера. Однако жизнь не приносит Наташе счастья. Она страдает и оттого, что отец проклял ее, и от вероломства князя. Но непосредственный виновник страданий героини - никто иной, как Алеша. Это он оторвал ее о семьи, опозоренной его же отцом, он обманул ее обещанием жениться и бросил по настоянию отца ради богатой Кати.

Казалось бы, есть все основания осудить виновника драмы Наташи - Алешу, но Достоевский этого не делает. В соответствии с кодексом христианского гуманизма, писатель «смягчает» вину молодого человека. Рассказчик, писатель Иван Петрович, от имени которого ведется повествование, смотрит на Алешу влюбленными глазами Наташи, он не видит эгоистичности поведения героя, а порой даже любуется, восхищается Алёшей и склонен все низкие поступки молодого князя толковать как безобидное проявление милой детскости.

Автор заставил свою обесчещенную героиню, обманутую возлюбленным, призывать к жалости и прощению: «Не вини его (Алешу), Ваня, - перебила Наташа... - его судить нельзя как всех других... его воспитали не так. Разве он понимает, что делает?.. У него нет характера...» Здесь Достоевский совершенно явно проповедует христианскую идею прощения обидчикам нашим, и это ослабляет социальную остроту романа. Ханжество этой «христианской добродетели» тонко было подмечено Добролюбовым, у которого Алеша не вызвал симпатии.

Некоторые современные критики выдвигают на первый план искренность Алеши и даже склонны провести линию от этого «барчука» к герою романа «Идиот» - Мышкину или Алеше Карамазову из «Братьев Карамазовых», но такая параллель не основательна. Сама по себе искренность не защищает человека от плохих поступков, не гарантирует от эгоизма, не делает его безупречным. Да, Алеша искренен и, пожалуй, даже добр, но в нем, в отличие от Мышкина, есть эгоизм, себялюбие. И это проявляется в отношении к Кате и в любви к Наташе, когда Алеша убеждает ее согласиться на его брак с богатой наследницей Катей. В его словах проявляется жуткая логика: раз Наташа любит его, значит, она должна любить и его счастье, то есть согласиться на его брак с Катей. Всем ходом сюжета автор доказывает, что, если бы Алеша был действительно на стороне Наташи, если бы его любовь была верной, сильной, лишенной эгоизма, никто бы не нарушил их счастья, и ни Наташа, ни ее родители не стали бы жертвами князя Валковского.

Однако как моралист Достоевский не осуждает Алешу. Напротив, он в данном случае проповедует идею всепрощения, сделав носительницей ее - Наташу. Но современный читатель, чуждый смирению и всепрощению, не может смотреть на Алешу глазами героини. Он судит его по поступкам и делам. Наша оценка Алеши расходится с авторской. В кодекс гуманизма Достоевского входило и такое понятие, как страдание. Писатель был искренне убежден, что страданием человек очищается. И потому в семье Ихменевых не возникает вопроса об активной борьбе против социальной несправедливости. Ихменев отказывается от социального протеста и призывает к гордому смирению: «О! Пусть мы униженные, пусть мы оскорбленные, но мы опять вместе, и пусть, пусть теперь торжествуют эти гордые и надменные, унизившие и оскорбившие нас!».

Достоевский придавал большое значение этой пассивной солидарности всех прошедших через горнило страданий, смирившихся со своим бедственным, униженным положением и не ищущих выхода в борьбе. Поэтому призывая идти «рука в руку», Ихменев обращается к прощенной им Наташе. Но не эта сюжетная линия «Униженных и оскорбленных» - главное достижение Достоевского-реалиста. Её перекрывает другая, получившая завершение в эпилоге, - история Нелли и всего семейства Смитов. Старик Смит со своей собакой Азоркой, судьба которой была «какими-то таинственными, неведомыми путями соединена с судьбою ее хозяина», мать Нелли, отвергнутая отцом, просящая милостыню на улицах Петербурга и умершая в сыром подвале, и, наконец, сама Нелли, терпящая побои от мещанки и сводни Бубновой и всяческие надругательства от ее клиентов, - все эти униженные и оскорбленные изображены в романе с ещё большей социальной остротой. Именно трагическая судьба Нелли, этой гордой, не по-детски серьезной девочки, прошедшей через все муки и тиранства земного ада, взволнованно рассказанная Достоевским, позволяет глубоко раскрыть вопиющую несправедливость социальных отношений. Но Нелли не пассивна, она не может смириться и простить своих обидчиков. Девочка одержима жаждой мести. Ее бунт против князя и окружающих ее условий полон трагизма. Достоевский в романе «Униженные и оскорбленные» впервые так остро поставил вопрос о страдании ни в чем не повинных детей, искалеченных условиями буржуазной действительности.

Изображая судьбы Наташи и Нелли, писатель дает как 6ы два ответа на вопрос о поведении страдающей личности: с одной стороны, пассивное, просвещенное смирение и с другой - непримиримое проклятие всему несправедливому миру. Роман «Униженные и оскорбленные» оказал большое влияние на русское общество и на последующую литературу, так как пробуждал ненависть к обидчикам, попирающим человеческое достоинство, звал к воспитанию подлинного благородства.

сюжетный литература роман

Федор Михайлович Достоевский вступил в литературу как защитник «униженных и оскорбленных». В его романах показаны страшные картины нищеты, одиночества, надругательства над человеком, невыносимой «духоты» жизни.

Излюбленное место действия в произведениях Достоевского - Петербург. Это город трущоб, в котором живут мелкие чиновники, ремесленники, мещане, студенты. И автор постоянно обращает внимание на духоту, вонь, царящие в городе: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль».

Тема «униженных и оскорбленных» имеет большое значение для раскрытия замысла романа. Она помогает понять, с одной стороны, одну из причин преступления Родиона Раскольникова, а с другой - воплощает важнейшую философскую идею романа, противостоящую теории Раскольникова, - идею всеискупающего страдания.

Мир «униженных и оскорбленных» в романе - это мир бедности, доведенный до грани нищеты, и потому оскорбительный для человека, унижающий его, выводящий за грань нормального бытия. Этот мир представлен прежде всего семьей Мармеладовых. Первая встреча с одним из ее представителей, Мармеладовым, происходит уже во второй главе первой части романа, когда Раскольников знакомится с ним в распивочной: «Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста, с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки. Но что-то было в нем очень странное, во взгляде его светилась как будто даже восторженность, - пожалуй, был и опыт и ум, - но в то же время мелькало как будто и безумие».

С первых же слов Мармеладов высказывает одну из истин этого мира: «Бедность не порок… но нищета - порок». Этот мир устроен именно так. Вспомним описание каморки Раскольникова. «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями». Или квартира Мармеладовых, куда тот приводит Родиона из распивочной. «Лестница, чем дальше, тем становилась темнее… маленькая закоптелая дверь… Огарок освещал беднейшую комнату… Из внутренних помещений неслись волны табачного дыма».

Мир «униженных и оскорбленных» в романе - это мир одиночества, отчужденности, «когда некуда больше идти». «Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда некуда больше идти? Нет! Этого вы еще не понимаете!» - говорит Мармеладов Раскольникову. Ему некуда идти и не к кому. Дома ждут оскорбления, обиды от жены, которая не проявляет к нему ни капли уважения. Поэтому он и проводит целые дни в распивочной, где над ним все смеются. Мармеладов рассказывает о своей жизни всем, потому что у него нет никого, кто бы смог пожалеть его. И в Раскольникове он угадывает человека, способного понять других.

Мир «униженных и оскорбленных» - это в то же время мир полной беззащитности, зависимости от «хозяев жизни», любых неблагоприятных обстоятельств, мир самоуничижения, потери себя как людей. Именно из-за этой незащищенности и зависимости Сонечка Мармеладова становится проституткой. Но она грешит, чтобы спасти своих близких. При других условиях она бы не пошла на этот шаг.

Сон Раскольникова у Николаевского моста - в какой-то степени отражение многовековой действительности, угнетения, порабощения «униженных и оскорбленных», жестокости, на которой держится мир. Сон приобретает символическое значение. Убиваемая го прихоти хозяина старая, отработавшая свое кляча выражает безропотное страдание, покорность своей судьбе.

Хозяйка Мармеладовых Амалия Людвиговна и ее посетители - это воплощение идеи власти. Не потому ли она при каждом удобном случае заявляет, что выгонит Мармеладовых. В сцене смерти Мармеладова Достоевский говорит, что «жильцы один за другим прошествовали обратно к двери с тем странным ощущением довольства, которое всегда замечается даже в самых близких людях при внезапном несчастии с их ближним и от которого не избавлен ни один человек без исключения, несмотря на самое искреннее их сожаление и участие». Лужин, один из «право имеющих», фактически покупает сестру Раскольникова. И это все тот же вариант Сони: для собственного спасения, даже от смерти, себя не продаст, а за брата, за мать - продает! Но таковы законы этого мира: высочайшая любовь, выражающаяся через высочайшую самоотверженность, становится предметом купли и продажи, превращается в бесчестие.

В то же время мир «униженных и оскорбленных» - это мир больших чувств, где имеет место самопожертвование, способность жертвовать собой ради других. Мармеладов, как только познакомился с Катериной Ивановной и узнал о ее бедственном положении, сразу же предложил ей выйти за него замуж, «ибо не мог смотреть на такое страдание». Раскольников, уходя от Мармеладовых, «загреб сколько можно медных денег и неприметно положил их на окошко». В тот момент его не волновало, что, может быть, завтра ему самому нечего будет есть. Им двигало чувство жалости, сострадания к людям. Вспомним, как он вступается за девочку на бульваре, к которой пристает какой-то франт. Он отдает чуть ли не последние двадцать копеек, чтобы городовой проводил девочку до дома. Раскольников дает Катерине Ивановне двадцать рублей, чтобы она смогла устроить похороны мужа. Верх самоотверженности - это Сонечка Мармеладова. Ее образ - воплощение доброты, сострадания. Достоевский сопровождает ее имя эпитетом «вечный». Он имеет определенное значение и обозначает порядок, на котором стоит ненавистный Раскольникову мир, обрекающий большинство на роль жертвы во имя близких. Это «вечный» порядок вещей.

Человечность «униженных и оскорбленных» и бесчеловечные условия жизни, в которые они попадают, приводят к неразрешимым противоречиям, душевным тупикам.

Мармеладов любит Катерину Ивановну и хочет, чтобы она относилась к нему хотя бы с уважением. Но она не может побороть свою гордость. Пьянство Мармеладова - это не только выражение отчаяния, но это еще и жест человека, неспособного привыкнуть к страданиям, к несправедливости. Катерина Ивановна тоже не может привыкнуть к такой жизни. Ведь она была благородного происхождения, «урожденная штаб-офицерская дочь». Она «скатилась» на социальное дно «сверху», из благополучной прежде семьи. А такие люди более остро чувствуют несправедливость. Она все время пытается доказать благородство своего происхождения, благородство чувств и оскорбляется малейшим неуважением к себе. Катерина Ивановна устраивает пышные похороны мужа, потому что хочет, чтобы и у нее все было «как у людей». Она не может смириться со своей бедностью: целыми днями стирает, гладит белье детей, чтобы они выглядели опрятно, учит их французскому. Сумасшествие и смерть Катерины Ивановны - это высший пик трагедии «маленьких людей» вследствие неразрешимости всех противоречий. Слова, с которыми умирает Катерина Ивановна: «Уездили клячу! Надорвалась!» - перекликаются с тем образом из сна Раскольникова.

Пьянство, проституция и преступления - вот следствия неправильно устроенной жизни. Профессия проститутки ввергает Соню в позор и низость, но мотивы и цели, побудившие ее вступить на этот путь, самоотверженны, возвышенны, святы. Достоевский находит в ней, в беззащитном подростке, выброшенном на панель, возможно, в самом забитом, самом последнем человеке большого столичного города, источник собственных верований, собственных действий, продиктованных своей совестью и своей волей. Поэтому она и смогла стать героиней в романе, где все построено на противостоянии миру и на выборе средств для такого отчаянного противостояния, именно в среде «маленьких людей» черпает Достоевский одну из важнейших философских идей романа. Ею живет Сонечка. Человек для нее - венец творения. «Это человек-то вошь?» - потрясена она оценкой, данной Родионом Раскольниковым убитой процентщице. Соня живет страданием, надеется на искупление греха, на «воскресение». Ее добротой в романе воскресает Раскольников, да и она сама держится ею. О таких людях можно сказать: «И свет во тьме светит…»

Униженные и оскорбленные в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

маленький человек достоевский преступление

Тема «маленького человека» является у Ф.М. Достоевского сквозной во всем его творчестве. Так, уже первый роман выдающегося мастера, который называется «Бедные люди», затронул эту тему, и она стала основной в его творчестве. Практически в каждом романе Ф.М. Достоевского читатель сталкивается с «маленькими людьми», «униженными и оскорбленными», которые вынуждены жить в холодном и жестоком мире, и никто не в силах помочь им. В романе «Преступление и наказание» тема «маленького человека» раскрыта с особой страстью, с особой любовью к этим людям.

У Ф.М. Достоевского наличествовал принципиально новый подход к изображению «маленьких людей». Это уже не бессловесные и забитые люди, какими она были у Н.В. Гоголя. Их душа сложна и противоречива, они наделены сознанием своего «я». У Ф.М. Достоевского «маленький человек» сам начинает говорить, рассказывать о своей жизни, судьбе, бедах, он рассуждает о несправедливости мира, в котором живет он и такие же «униженные и оскорбленные», как он.

Много ужасных картин жизни, много невыносимых человеческих переживаний развертывается перед читателем романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Но есть нечто, может быть, еще более ужасное, что относится уже не к картинам действительности, не к переживаниям людей, развертывающимся перед читателем, а к самому роману.

«Осудив «бунт» Раскольникова, Ф.М. Достоевский хотел тем самым осудить и всякий социальный протест» Ермилов В.В. Ф.М. Достоевский. - М., 1956. - С.170..

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» - это психологический анализ преступления, которое совершил бедный студент Родион Раскольников, убивший старуху-процентщицу. Однако речь идет о необычном уголовном деле. Это, если так можно выразиться, идеологическое преступление, а исполнитель его -- преступник-мыслитель, убийца-философ. Он убил ростовщицу отнюдь не во имя обогащения и даже не ради того, чтобы помочь своим близким - матери и сестре. Это злодеяние явилось следствием трагических обстоятельств окружающей действительности, результатом долгих и упорных размышлений героя романа о своей судьбе и судьбе всех «униженных и оскорбленных», о социальных и нравственных законах, по которым живет человечество Ермилов В.В. Ф.М. Достоевский. - М., 1956. - С.172..

В романе «Преступление и наказание» перед глазами читателя проходят судьбы многих «маленьких людей», вынужденных жить по жестоким законам холодного, враждебного Петербурга. Вместе с главным героем Родионом Раскольниковым читатель встречает на страницах романа «униженных и оскорбленных», вместе с ним переживает их душевные трагедии. Среди них и обесчещенная девочка, за которой охотится жирный франт, и бросившаяся с моста несчастная женщина, и Мармеладов, и его жена Екатерина Ивановна, и дочь Сонечка. Да и сам Раскольников также относится к «маленьким людям», хоть и пытается возвысить себя над окружающими его людьми. Ф.М. Достоевский не только изображает бедствия «маленького человека», не только вызывает жалость к «униженным и оскорбленным», но также показывает противоречия их душ, соединение в них добра и зла. С этой точки зрения особенно характерен образ Мармеладова. Читатель, безусловно, испытывает сочувствие к бедному, измученному человеку, который в жизни потерял все, поэтому опустился на самое дно. Но Достоевский не ограничивается одним только сочувствием. Он показывает, что пьянство Мармеладова навредило не только ему самому (его выгоняют с работы), но также принесло много несчастий его семье. Из-за него голодают маленькие дети, а старшая дочь вынуждена пойти на улицу, чтобы хоть как-то помочь обнищавшему семейству. Вместе с сочувствием Мармеладов вызывает к себе также презрение, его невольно обвиняешь в бедах, свалившихся на семью.

Противоречива и фигура его жены Екатерины Ивановны. С одной стороны, она всячески пытается не допустить окончательного падения, вспоминает свое счастливое детство и беззаботную молодость, когда она танцевала на балу. Но на самом деле она просто утешается своими воспоминаниями, разрешает приемной дочери заниматься проституцией и даже принимает от нее деньги.

В результате всех несчастий Мармеладов, которому «некуда идти» в жизни, спивается и кончает с собой. Погибает от чахотки его жена, вконец измученная нищетой. Они не вынесли давления общества, бездушного Петербурга, не нашли в себе сил противостоять гнету окружающей действительности.

Совершенно другой предстает перед читателями Сонечка Мармеладова. Она тоже «маленький человек», более того, хуже ее судьбы ничего нельзя придумать. Но, несмотря на это, она находит выход из абсолютного тупика. Она привыкла жить по законам сердца, по христианским заповедям. Именно в них она черпает силы. Она понимает, что от нее зависят жизни ее братьев и сестер, поэтому полностью забывает о себе и посвящает себя другим. Сонечка становится символом вечной жертвенности, в ней живо великое сочувствие к человеку, сострадание ко всему живому. Именно образ Сони Мармеладовой становится самым очевидным разоблачением идеи крови по совести Раскольникова. Не случайно вместе со старухой-процентщицей Родион убивает и ни в чем не повинную ее сестру Лизавету, которая так похожа на Сонечку.

Беды и несчастья преследуют и семью Раскольникова. Его сестра Дуня готова выйти замуж за противного ей человека, чтобы материально помочь своему брату. Сам Раскольников живет в нищете, не может даже прокормить себя, поэтому даже вынужден заложить кольцо, подарок сестры.

В романе много описаний судеб «маленьких людей». Ф.М. Достоевский с глубокой психологической точностью описал противоречия, царящие в их душах, сумел показать не только забитость и униженность таких людей, но и доказал, что именно среди них встречаются глубоко страдающие, сильные и противоречивые личности Волкова Л.Д. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» в школьном изучении. - Л., 1977. - С.94..

Жизнь предстает перед ним как клубок неразрешимых противоречий. Повсюду он видит картины нищеты, бесправия, подавления человеческого достоинства. На каждом шагу ему встречаются отверженные и гонимые люди, которым некуда деться. Да и сам Раскольников оказался не в лучшем положении. Ему тоже, по существу, некуда пойти. Живет он впроголодь, ютится в жалкой каморке, похожей на шкаф, откуда его грозят вышвырнуть на улицу. Под угрозой оказалась и судьба его сестры.

В разговоре Мармеладова с Раскольниковым в кабаке звучит мысль о том, что в нищем, а значит и в нем, никто не подозревает благородства чувств. А в нем это благородство есть. Он способен глубоко чувствовать, понимать, страдать не только за себя, но и за голодных детей, оправдывать грубое отношение к себе жены, ценить самоотверженность ее и Сони. При всей, казалось бы, потере Мармеладовым человеческого облика его невозможно презирать. Осмелишься ли осудить человека, судьба которого сложилась так трагически не только по его вине? Перед нами человек, оскорбленный безжалостными законами общества, и пусть глубоко сознающий свое падение, но сохранивший чувство собственного достоинства.

Катерина Ивановна больна чахоткой, о чем говорят красные пятна на ее лице, которых так боится Мармеладов. Из его рассказа о жене мы узнаем, что она из дворянской семьи, воспитывалась в губернском дворянском институте. Выйдя замуж без родительского благословения, оказавшись в отчаянном положении, с тремя детьми на руках, она после смерти мужа вынуждена была пойти за Мармеладова. «Можете судить потому, до какой степени ее бедствия доходили, что она, образованная и воспитанная и фамилии известной, за меня согласилась пойти! Но пошла! Плача и рыдая и руки ломая - пошла! Ибо некуда было идти!» (XII; 116). Но облегчения не наступило и после второго замужества: муж выгнан со службы и пьет, грозит вышвырнуть квартирная хозяйка, бьет Лебезятников, плачут голодные дети. Не жестокость руководит ею, когда она посылает Соню на панель, а отчаяние и безысходность. Катерина Ивановна понимает, что падчерица принесла себя в жертву близким. Именно поэтому, когда та вернулась с деньгами, она «весь вечер в ногах у нее на коленках простояла, ноги ей целовала» (XII; 117). Мармеладов дает жене точную характеристику, говоря, что она «горячая, гордая и непреклонная» (XII; 89). Но человеческая гордость ее попирается на каждом шагу, о достоинстве и самолюбии ее заставляют забыть. Бессмысленно искать помощи и сочувствия у окружающих, «некуда идти» Катерине Ивановне, везде тупик.

Рассказывая о Соне и встретившейся Раскольникову на бульваре девочке, писатель не случайно останавливает внимание на их портретах: чистота и беззащитность, показанные в портретах Сони и девочки, не соответствуют образу жизни, который они вынуждены вести, поэтому Раскольникову «странно и дико было смотреть на такое явление» (XII; 78). Их будущее безрадостно, оно укладывается в формулу: «больница... вино... кабаки и еще больница... года через два-три - калека, итого житья ей девятнадцать аль восемнадцать лет от роду» (XII; 193). Ф.М. Достоевский убедительно показывает, что безразличие, злорадная насмешка и враждебность царят в этом мире. Все, кроме Раскольникова, слушают «забавника» Мармеладова «фыркая», «улыбаясь» или «зевая». Так же равнодушна толпа зрителей, хлынувших посмотреть на муки умирающего Мармеладова. В первом сне Раскольникова, так похожем на явь, лошадь секут «с наслаждением», «хохотом и остротами».

Таким образом, роман «Преступление и наказание» отразил тревогу Ф.М. Достоевского за будущее человечества. Он показывает, что так, как сейчас живут «униженные и оскорбленные», жить дальше нельзя. С другой стороны, писатель не приемлет и того пути, по которому пошел ради счастья мира Раскольников.

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» - не только одна из самых скорбных книг мировой литературы. Это книга безвыходной скорби Гус М.С. Идеи и образы Ф.М. Достоевского. - М., 1962. - С.267..

И все же решающее при оценке ее значения - глубокая правда о невыносимости жизни в насильническом обществе, где царствуют господа Лужины с их злобой, тупостью, эгоизмом. В сердце нашем остается не идеализация страдания, не безвыходность и безнадежность, а непримиримая ненависть ко всему миру угнетения человека.

Присущее Ф.М. Достоевскому мстительное наслаждение сознанием безвыходного положения «маленьких людей» в романе «Преступление и наказание» обращено против законов общества, поставившего героев романа перед «выбором» таких путей, которые по-разному ведут к убийству человечности. Бесчеловечное общество предъявляет к человеку требование отказа от человечности - вот истина, открывшаяся Раскольникову. «Преступление и наказание» раскрывает положение человека, вынужденного выбирать между разными видами бесчеловечности.

В полном противоречии со всеми своими теориями о том, что преступления нельзя объяснять социальными причинами, автор, кажется, постарался собрать все социальные причины, толкающие людей на преступления в капиталистическом мире. Безвыходность - лейтмотив романа. В сущности, весь ход, все движение романа заключается в смене картин разнообразных форм безвыходности.

Миропонимание Ф.М. Достоевского базируется на одной непреходящей фундаментальной ценности - на любви к человеку, высоком гуманизме. Писатель опровергает социальные теории, в которых говорилось о необходимости и возможности пожертвовать жизнью нескольких людей ради счастья остальных.

По мнению Ф.М. Достоевского, все люди перед Богом равны, нет «маленьких» и «великих», каждый человек - высшая ценность. «Маленький человек» - это микромир, это целая вселенная в микро масштабе, и в этом мире способны родиться многие протесты, попытки вырваться из тяжелейшего положения. Этот мир очень богат светлыми чувствами и положительными качествами, но эта микромасштабная вселенная подвергнута унижению и гнету со стороны огромных вселенных. «Маленький человек» выброшен жизнью на улицу Гус М.С. Идеи и образы Ф.М. Достоевского. - М., 1962. - С.268..

«Маленькие люди» по Ф.М. Достоевскому малы только в социальном положении, а не во внутреннем мире. Ф.М. Достоевский желал лучшей жизни для чистого, доброго, бескорыстного, честного, мыслящего, чувствительного, рассуждающего, духовно возвышенного и пытающегося протестовать против несправедливости; но бедного, практически беззащитного «маленького человека».

Ф.М. Достоевский повествует о жизни людей мелких чинов, которые постоянно голодают, мерзнут и болеют, им приходиться жить в жалких квартирах отдаленных районов и часто занимать в долг.

Тема отдельной человеческой личности, крутящейся в водовороте определенных обстоятельств и условий, которыми была ограничена их жизнь в России, раскрыта в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» с таким умением и талантом, что сам факт того, что этот роман писателя мгновенно сделал его признанным мастером слова.

Эта тема всегда звучит в произведениях Ф.М. Достоевского: история «маленьких людей» представляет собой самый яркий образец одного из направлений направления в творчестве Ф.М. Достоевского Богданова О.А. Проблемы красоты и женские характеры в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» // Русская словесность. - 2008. - №4. - С.22..

Таким образом, Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» с глубокой психологической точностью описал противоречия, царящие в душах «маленьких людей», сумел показать не только их забитость и униженность, но и доказал, что именно среди них встречаются глубоко страдающие, сильные и противоречивые личности.

Созданные автором образы «маленьких людей», проникнуты духом протеста против социальной несправедливости, против унижения человека и верой в его высокое призвание. Души «бедных людей» могут быть прекрасны, полны душевной щедрости и красоты, не сломлены тяжелейшими условиями жизни. Разве можно сравнить красоту Дуни с тупым самодовольством Лужина или бросить камень в Сонечку, которая становится воплощением того нравственного идеала, который утратил Раскольников?

Миропонимание Ф. М. Достоевского базируется на одной непреходящей фундаментальной ценности -- на любви к человеку, высоком гуманизме. Писатель опровергает социальные теории, в которых говорилось о необходимости и возможности пожертвовать жизнью нескольких людей ради счастья остальных. По мнению Ф.М. Достоевского, все люди перед Богом равны, нет «маленьких» и «великих», каждый человек -- высшая ценность.

Итак, тема «униженных и оскорбленных» с особой силой прозвучала в романе «Преступление и наказание». Картины беспросветной нищеты одна мрачнее другой раскрываются перед читателем. Действие разворачивается в убогих кварталах, в жалких петербургских трущобах, в зловонных распивочных, на грязных площадях. На таком фоне рисуется жизнь Мармеладовых. Судьба этой семьи тесно переплетается с судьбой Родиона Раскольникова. В романе создано обширное полотно безмерных человеческих мук, страданий и горя. Пристально и пронзительно вглядывается писатель в душу «маленького человека» и открывает в нем огромное духовное богатство, душевную щедрость и внутреннюю красоту, неистребленные невыносимыми условиями жизни. Красота души «маленького человека» раскрывается, прежде всего, через способность любить и сострадать. В образе Сонечки Мармеладовой Достоевский раскрывает такую великую душу, такое «вместительное сердце», что читатель преклоняется перед ней.

В «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевский с особенной силой развивает мысль об ответственности конкретной личности за судьбы обездоленных. Общество должно быть устроено на таких началах, чтобы исключить подобные явления, но и каждый человек обязан сострадать, помогать тому, кто оказался в трагических обстоятельствах. Убийца Родион Раскольников, сам задавленный бедностью, не может пройти мимо трагедии семьи Мармеладовых и отдает им свои жалкие гроши. Закоренелый циник и злодей Свидригайлов устраивает судьбу осиротевших детей Мармеладовых. Это по-христиански, так должен действовать человек. В этой дорогой для Ф.М. Достоевского мысли заключен истинный гуманизм великого писателя, утверждавшего, что естественное состояние человека и человечества -- единение и братство и любовь.

Обобщая анализ проблемы «Отношение к образу “маленького человека” Ф.М. Достоевского» , можно сделать следующие выводы.

1. Тема «маленького человека» является у Ф.М. Достоевского сквозной во всем его творчестве. Практически в каждом романе Ф.М. Достоевского читатель сталкивается с «маленькими людьми», «униженными и оскорбленными», которые вынуждены жить в холодном и жестоком мире, и никто не в силах помочь им.

2. В романе «Преступление и наказание» тема «маленького человека» раскрыта с особой страстью, с особой любовью к этим людям. Это обусловлено тем, что они, в отличие от типичных «маленьких людей», всеми силами пытаются вырваться из неблагополучных обстоятельств, и не желают, чтобы это мешало им полноценно жить и чувствовать.

3. У Ф.М. Достоевского наличествовал принципиально новый подход к изображению «маленьких людей». Это уже не бессловесные и забитые люди, какими она были у Н.В. Гоголя. Их душа сложна и противоречива, они наделены сознанием своего «я». У Достоевского «маленький человек» сам начинает говорить, рассказывать о своей жизни, судьбе, бедах, он рассуждает о несправедливости мира, в котором живет он и такие же «униженные и оскорбленные», как он.

Родион Раскольников в мире униженных
и оскорбленных. Путь к преступлению

Цели : расширить представление учащихся о героях романа; добиться понимания, что мир, в котором живут герои Достоевского, – мир «погибших и погибающих», вызвать у школьников чувство сострадания к «униженным и оскорбленным»; раскрыть причины зарождения теории Раскольникова, ее социальные и философские истоки; показать, какую власть над человеком может иметь теория и какой опасности подвергается герой, пытаясь ее осуществить.

Ход уроков

I. Беседа о героях романа «Преступление и наказание».

Вопрос ы:

1. Кто такой Родион Раскольников? Что означает его фамилия? Как она помогает понять характер главного героя?

2. Найдите в тексте выразительное описание внешности Раскольникова. Где живет герой Достоевского? С какой целью автор так подробно описывает жилище Раскольникова?

3. Выделите определяющие черты характера главного героя. В чем отличие Раскольникова от предшествующих героев русской литературы?

Родион Романович Раскольников – бывший студент Петербургского юридического факультета. Исследователи творчества Достоевского обратили внимание на двойственность толкования фамилии героя. Одно происходит от слова раскол , что означает «раздвоение», другое связано со словом раскольничество , то есть это одержимость одной мыслью, идеей. Фамилия героя свидетельствует о глубоком расколе, происходящем в душе бывшего бедного студента Раскольникова «характеризуют горячая любовь к людям, стремление помочь всем страждущим… и совершенно дикий фанатизм в отстаивании своей античеловеческой идеи. В Раскольникове все время разум борется с чувством, в его душе идет раскол между гуманной, благородной целью (спасение человечества) и безнравственными средствами (убийство «твари дрожащей») – так пишет Н. С. Прокурова .

Достоевский рисует запоминающийся портрет своего героя. Раскольников «был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен… Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу… Шляпа… была высокая, круглая, циммермановская, но уже вся изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах…»

Автор подробно описывает жилище Раскольникова: «Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру… Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями… Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крошечный стол в углу… неуклюжая старая софа… когда-то обитая ситцем, но теперь вся в лохмотьях…»

Но Достоевский не просто описывает каморку своего героя, он является, по мнению Н. С. Прокуровой , «большим мастером «одухотворения материи», которая выступает у него как отражение внутреннего мира героя, его мироощущения». «Мир природный и вещный не имеет у Достоевского самостоятельного существования; он до конца очеловечен и одухотворен. Обстановка всегда показана в преломлении сознания, как его функция. Комната, где живет человек, есть ландшафт его души» (К. В. Мочульский).

Герой Достоевского – Раскольников – сложный, противоречивый; в нем, по мнению его друга Разумихина, «два противоположные характера поочередно сменяются». Великодушный, добрый, остро воспринимающий чужую боль, Родион Раскольников вместе с тем и угрюмый, мнительный, непомерно гордый, надменный.

4. Как складывается судьба Мармеладова и его семьи?

5. Достоин ли сострадания Мармеладов? Почему он погибает?

6. Как характеризуется Катерина Ивановна в исповеди Мармеладова? Какова главная черта ее характера? (Гордость.)

7. Есть ли между Катериной Ивановной и Раскольниковым общее? (Во внешности, душевном состоянии, в сходстве теорий: можно пожертвовать одним человеком, чтобы спасти несколько маленьких детей.)

8. Каковы главные черты характера Сони? (Смирение, кротость, доброта.)

Жизнь семьи Мармеладовых – цепь безвыходных положений. Катастрофа надвигается неумолимо. Каждая попытка избежать ее лишь обостряет ситуацию, приближает неотвратимую гибель. Бесконечно жаль Раскольникову Мармеладова, его больную жену и голодных детей. Он потрясен судьбой Сонечки Мармеладовой. Страшно, когда «уже некуда больше идти». Выход из такого жизненного тупика один – смерть.

9. Какие чувства и мысли рождаются в душе Родиона Раскольникова, когда он получает письмо из дома? (Герой понимает, что судьба его матери и сестры так же драматична, как и судьба Мармеладовых. Ощущение безысходности доводит Раскольникова до отчаяния.)

II. Беседа с учащимися по теме «Преступление Раскольникова».

Автор скрупулезно прослеживает, как развивается в душе Раскольникова мысль об убийстве старухи-процентщицы. Достоевский подмечает «малейшие движения его души, все оттенки ее состояний… Мысль крепнет, набирает силу, идет по восходящей линии своего развития, готовясь к реализации» .

Вопросы :

1. Каковы же истинные причины преступления Родиона Раскольникова? Какую из них можно считать основной? (В. Я. Кирпотин: «Мотивы преступления Раскольникова сложны и многослойны. Прежде всего, это бедность… Во-вторых, Раскольников хочет решить для себя вопрос: кто он – тварь дрожащая или Наполеон? И наконец, в-третьих, Раскольников хочет решить проблему, можно ли, преступив законы враждебного человеку общества, прийти к счастью… Стремясь художественно доказать свою концепцию, Достоевский и выдвигает тройственный характер мотивировки преступления Раскольникова».)

2. Проследите путь героя Достоевского к преступлению. Сжатый пересказ сцены убийства процентщицы и смиренной Лизаветы. (Часть I, гл. 6–7.)

В тетрадях можно сделать записи .

Путь Раскольникова к преступлению: а) душевные муки и поиски выхода из тупиковой ситуации; б) безмерная гордость и уверенность в своей исключительности; в) разговор студента и офицера в распивочной; г) теория о «двух разрядах»; д) случайности, подталкивающие на убийство (страшная история жизни Мармеладовых, письмо от матери, опозоренная девочка на бульваре, случайно услышанный разговор мещан с Лизаветой); е) мысль героя – решиться хоть на что-нибудь; ж) Раскольников идет на преступление, разрешает себе «кровь по совести». Он убивает процентщицу и Лизавету.

3. Вспомните статью Раскольникова «О преступлении». В чем суть теории Раскольникова о «двух разрядах»? К какой группе людей принадлежит сам герой? (Вынашивая свою идею, Раскольников находит оправдание в исторических примерах, в необходимости спасти близких людей; сделать добро на деньги процентщицы.

Соне он раскрывает свою душу: «Не для того, чтобы матери помочь, я убил, – вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил… мне надо было узнать тогда и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек?.. Тварь ли я дрожащая или право имею».

Раскольников убежден, что люди по природе своей «делятся на два разряда: «обыкновенные», то есть живущие «в послушании», безропотно принимающие любой порядок вещей, и «необыкновенные», то есть имеющие «дар или талант сказать… новое слово». Это сильные люди, Наполеоны. Все они «преступают закон», имеют право на преступление, могут разрешить себе «кровь по совести».

Раскольников весь «погружен» в свою идею. Его разум поражен духом «наполеонизма». И кто-то невидимый, неизвестный ведет его к роковой черте.)

4. Почему Раскольников совершает два убийства? (Человек, совершивший однажды преступление, способен его повторить.)

5. Что недооценил в себе Раскольников? Почему он терзается и страдает после преступления? (Его мучает совесть. Его преступление оборачивается и духовным самоубийством. «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!»

Преступление, совершенное Раскольниковым, – это предельное испытание идеи. Он думал убить и остаться спокойным. Но натура человека сложна, и, по выражению В. Г. Белинского, это «лабиринт неизвестности». Переступить-то Раскольников переступил, да на «этой стороне и остался». К нему приходит сознание своей ничтожности, что он, как все, – вошь, «тварь дрожащая».)

Домашнее задание (по группам).

Часть I, глава 3

Часть II, главы 4–5

Часть V, главы 1–3

о Лужине

Часть IV, главы 1–2

2. Сообщения о «сильных мира сего» или доклады.

Примерные темы :

1) Лужин – подлец «по убеждению», маленький «Наполеон».

2) В чем смысл сопоставления Лужина и Раскольникова?

3) Свидригайлов и его жизненная позиция вседозволенности.

4) В чем причина самоубийства Свидригайлова?

5) Зачем Достоевский сталкивает Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым?

3. Словарная работа. Объясните значение слов: гуманизм, гармонический, психологизм, индивидуализм, ремарка, бонапартизм, доходный дом .