Вечная сонечка как нравственный идеал писателя. Достоевского (по роману Преступление и наказание)

Все сочинения по литературе за 10 класс Коллектив авторов

50. Нравственный идеал в произведениях Ф. М. Достоевского (по роману «Преступление и наказание»)

«Красота спасет мир», – написал Ф. М. Достоевский в своем романе «Идиот». Эту красоту, которая способна спасти и преобразовать мир, Достоевский искал на протяжении всей своей творческой жизни, поэтому почти в каждом его романе есть герой, в котором и заключена хотя бы частичка этой красоты. Причем писатель имел в виду вовсе не внешнюю красоту человека, а его нравственные качества, которые и превращают его в действительно прекрасного человека, который своей добротой и человеколюбием способен внести частичку света в убогий и жестокий мир. В романе «Преступление и наказание» таким светом стала Сонечка Мармеладова, самая «униженная и оскорбленная» из всех героев этого романа.

Именно она благодаря своему светлому и бескорыстному характеру становится настоящим нравственным идеалом Достоевского, к которому он мечтает привести всех людей.

Этот нравственный идеал заключен в бескорыстной, самоотверженной и сострадательной Соне, которая является таковой от природы, оттого, что так ей велят ее сердце, ее искренняя вера в бога и в доброе начало во всех людях.

Благодаря своей нравственной чистоте и душевной невинности Сонечка как бы вырывается из оков современности, парит над реальной жизнью, становится олицетворением всех лучших человеческих качеств. Порой она, необразованная и полуграмотная девушка, видит даже больше, чем студент-философ Раскольников. Ей понятно то, что Родиону только предстоит понять, а именно – безграничная любовь ко всему человечеству, которая ведет к единению с людьми и обществом. Не будь этой любви, Сонечка не смогла бы жить, потому жизнь только ради самой себя, ей не понятна. Ей необходимо жить для кого-то, только тогда ее существование становится полным и имеет какой-то смысл. Ради этого она готова даже пожертвовать собой. Не пойди она на улицу – умерли бы с голода ее домочадцы. Добро Сони по отношению к другим требует зла по отношению к себе, но она готова принести такую жертву.

Иногда образ униженной, торгующей своим телом девушки напоминает читателю о чистейшем образе Богоматери, скорбящей за всех несчастных на земле. «Так не на земле, а там... о людях тоскуют, плачут, а не укоряют...»

Самоотречение Сони приобретает форму «бесконечного унижения». Но, по мнению Достоевского, это качество должно быть присуще человеку изначально. Только тот человек, который обладает этими качествами с самого рождения, может стать нравственным идеалом. Именно таким человеком и является Соня.

Интересно проследить за тем, как Соня относится к христианской вере. Для нее совершенно не имеет значения обрядовая сторона, самым важным является именно вера, вера в Бога, вера в изначальное добро и человеколюбие. Именно в вере она находит тот свет, который освещает ее жалкое существование и положение проститутки. Поэтому к Сонечке не липнет «грязь обстановки убогой». Поэтому она не станет добиваться добра через зло, только через самопожертвование и сострадательную любовь ко всему человечеству.

В образе Сони воплощены идеи Достоевского о том, что мир спасет братское единение между людьми, истинная вера в Бога, и что основу для этого единения следует искать не в обществе «сильных мира сего», а в глубинах народной России. В лице Сони Достоевский изображает народный, истинный вариант религиозного мироощущения. Именно в народной религиозности находит Достоевский основу для своей идеи глубинного христианства. Вот почему именно Сонечка Мармеладова становится идеалом женщины, идеалом человека. Вот почему именно в ней заключен нравственный идеал самого Достоевского, который считал, что именно такая, истинная душевная простота и красота спасут мир, направят человечество в нужное русло и избавят людей от многих страданий и излечат общество от пороков.

Из книги Лекции по Русской литературе [Гоголь, Тургенев, Достоевский, Толстой, Чехов, Горький] автора Набоков Владимир

«ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» (1866) 1 Поскольку Достоевский умеет мастерски закрутить сюжет и с помощью недоговоренностей и намеков держать читателя в напряжении, русские школьники и школьницы упиваются его книгами наравне с Фенимором Купером, Виктором Гюго, Диккенсом и

Из книги Повести о прозе. Размышления и разборы автора Шкловский Виктор Борисович

Из книги История русского романа. Том 2 автора Филология Коллектив авторов --

«ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» 1Достоевский выступил как романист в 1840–х годах. Но лишь в 1860–е годы, в условиях пореформенной России, окончательно определились основные черты его писательского дарования.Пореформенная эпоха принесла с собой «подъем чувства личности» у

Из книги Практические занятия по русской литературе XIX века автора Войтоловская Элла Львовна

Эпическое произведение (Художественная концепция романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Роман «Преступление и наказание» - одно из самых значительных произведений Достоевского. Но как довести студентов до собственного убеждения в законченности

Из книги Все сочинения по литературе за 10 класс автора Коллектив авторов

44. Красота человеческого поступка (по одному из романов Ф. М. Достоевского: «Преступление и наказание» или «Идиот») Ф. М. Достоевский был настоящим писателем-гуманистом. Боль за человека и человечество, сострадание к попранному человеческому достоинству, желание помочь

Из книги От Пушкина до Чехова. Русская литература в вопросах и ответах автора Вяземский Юрий Павлович

45. Каковы причины преступления Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») В центре романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» находится характер героя 60-х гг. XIX в., разночинца, бедного студента Родиона Раскольникова. Раскольников

Из книги Движение литературы. Том I автора Роднянская Ирина Бенционовна

46. Тема падения и духовного возрождения человека в произведениях Ф. М. Достоевского (по одному из романов: «Преступление и наказание» или «Идиот») Человеческая душа, ее страдания и мучения, муки совести, нравственное падение, и духовное возрождение человека всегда

Из книги Как написать сочинение. Для подготовки к ЕГЭ автора Ситников Виталий Павлович

47. Тема «маленького человека» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Тема «маленького человека» является одной из центральных тем в русской литературе. Ее затрагивали в своих произведениях и Пушкин («Медный всадник»), и Толстой, и Чехов. Продолжая

Из книги автора

48. Противоречия теории Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» – бедный студент Родион Раскольников, вынужденный сводить концы с концами и поэтому ненавидящий сильных мира сего за

Из книги автора

49. Образ «вечной Сонечки» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» В романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский показал трагедию личности, которая видит многие противоречия своей эпохи и, запутавшись окончательно в жизни, создает теорию, которая

Из книги автора

51. Признание Раскольникова в преступлении (анализ эпизода из главы 8 части 6 романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Роман Ф. М. Достоевского назван «Преступление и наказание». Действительно, в нем есть преступление – убийство старухи-процентщицы, и

Из книги автора

«Преступление и наказание» Вопрос 6.21 Совершив убийство, как стал ходить Раскольников? После первых двадцати шагов как вел себя? А после пятидесяти или ста шагов –

Из книги автора

«Преступление и наказание» Ответ 6.21 Выходя из дому, Родион Романович держал голову прямо.После двадцати шагов опускал голову, а руки складывал назад.Далее начинал шевелить губами и разговаривать с самим собой, иногда высвобождая одну руку и

Из книги автора

Общественный идеал Достоевского Думаю, слушатели собираются в эту аудиторию не ради обогащения информацией, не ради заполнения пробелов в образовании (хотя последнее тоже нелишне после длительного вето, налагавшегося на русских мыслителей), а затем, чтобы узнать

Из книги автора

Петербург в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» I. Романы Достоевского – летопись страданий человеческих.II. Образ города-спрута, в котором «человеку пойти некуда» (слова Мармеладова в исповеди Раскольникову).1. Город социальных контрастов.2. Трущобы и

Из книги автора

Быкова Н. Г «Преступление и наказание» В 1865 году Ф. М. Достоевский начинает работу над романом «Преступление и наказание» и заканчивает свой труд в 1866 году. В центре произведения – преступление, «идейное» убийство.За полгода до убийства главный герой романа Родион

В романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” поставлены сложные социальные, философские, нравственные проблемы: цели и смысла человеческого существования, столкновения идеологии и жизни, преступления и наказания, бунта и смирения, падения личности и духовного возрождения. В центре внимания писателя – страшная действительность России середины XIX века, кричащие контрасты общества: нищета, бесправие, угнетение “униженных и оскорбленных” и роскошь, пресыщение, вседозволенность “хозяев жизни”. В этом “страшном” мире, по Достоевскому, есть один источник спасения – красота и сила духа, готовность человека к бескорыстной жертве. Этот нравственный идеал воплощен в образе Сони Мармеладовой.
Софья Семеновна – дочь от первого брака Мармеладова Семена Захаровича, опустившегося чиновника. Соня – это девушка “лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами”. Когда они оживлялись, “выражение лица становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней”. Несмотря на свой возраст, Соня казалась почти ребенком. Эту деталь писатель не случайно несколько раз подчеркивает. Она становится символической. Детскость внешнего облика Сони – отражение чистоты ее души.
Жизнь с несчастным отцом-пьяницей, с мачехой Катериной Ивановной – “сумасшедшей от горя”, среди голодных детей, безобразных криков и попреков вынуждает Соню на отчаянный шаг – пойти по “желтому билету”. Свой первый заработок – тридцать целковых – она молча выложила перед Катериной Ивановной. Соня “переступила”, чтобы спасти от голодной смерти брата и сестер, больную мачеху и пьяницу-отца. Во имя любви к ним готова перенести любые страдания. Это человек с чуткой душой. Соня наделена даром бесконечного сострадания к людям. Девушка ни от кого не потребовала благодарности. Сила пережитого стыда отражается в словах о ее душевном состоянии: она закрыла платком “совсем голову и лицо и легла на кровать лицом к стенке, только плечики да тело все вздрагивают”. Соня молча отрыдала свою боль и унижение. Ее поступок Достоевский расценивает как нравственный подвиг: “Так не на земле, а там… о людях тоскуют, плачут, а не укоряют”. Безответная Соня вынуждена жить отдельно от семьи, но она все равно помогает Катерине Ивановне. Когда Мармеладову дали еще один шанс и взяли снова на службу, девушка и мачеха купили ему мундир, сапоги. Мармеладов снова все пропил, и взял у дочери деньги на похмелье. Он вспоминает: “Тридцать копеек вынесла, своими руками, последние, все, что было, сам видел… Ничего не сказала, только молча на меня посмотрела… “
Раскольникова глубоко потрясает судьба Сони. Она идет по другой дороге, смиряется и страдает. Ее жизнь строится по законам самопожертвования. Раскольников считает, что сделал своей сестре честь, когда посадил ее рядом с Соней. Лужину, оскорбляющему девушку, главный герой заявляет, что тот не стоит ее мизинца. Для Раскольникова, как и для автора, Соня Мармеладова – “… вечная Сонечка, пока мир стоит!” Она воплощает человеческое страдание, бесконечные нравственные муки. Отсюда рождаются странные на первый взгляд порывы Раскольникова: “Вдруг он быстро наклонился и, припав к полу, поцеловал ее ногу”. Родион объясняет изумленной девушке: “Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился”. Сама Соня считает себя “великой грешницей”. “Приниженная, убитая, расфранченная и стыдящаяся”, смиренно ожидает своей очереди проститься с отцом; боится сесть в присутствии “дам”; не смеет даже и взглянуть на Дуню. Мысль о бесчестном и позорном ее положении давно истерзала Соню до чудовищной боли.
Робкая от природы, Соня понимает, что каждый может безнаказанно ее обидеть. И поэтому кротостью, покорностью старается избежать беды. Подлый поступок Лужина, обвинившего ее в воровстве, заставляет Соню ощутить мучительное чувство беспомощности. И тем не менее она никого не судит: “И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?”
Соня тверда в своих убеждениях. Когда Раскольников заговорил о принципах жизни Сони, о ее вере в Бога, девушка изменилась, стала решительной, гневной, сильной. Достоевский показывает, что именно христианская вера помогла Соне сохранить чистую душу, только вера в Бога дает ей силы: “Что ж бы я без Бога-то была?” “Ненасытимое сострадание” к ближнему столь велико в душе Сони, что она “свое последнее платье скинет, продаст, босая пойдет, а вам отдаст, коль вам надо будет”.
Достоевский не случайно упоминает, что Соня была дружна с Лизаветой. Именно сестра старухи-процентщицы принесла девушке “Новый завет”. Они обменялись крестами. Когда Раскольников признался Соне, что он убийца, то увидел, что лицо девушки приняло то выражение, с которым Лизавета отстранилась от занесенного над ней топора. Обе эти женщины воплощают нравственный идеал писателя. Они не плачут, не стонут, а, все отдавая, “глядят кротко и тихо”.
Любовь Сони спасает Раскольникова. Она надевает ему на грудь кипарисный – “простонародный” – крестик, благословляя на будущее страдание, а когда Раскольников идет на попятную, встречает его таким “диким” взглядом, что он уже не может не заявить на себя. Соня навещает Раскольникова в тюрьме, а затем отправляется за ним в Сибирь. Там ее все любили, потому что чувствовали в ней божьего человека. Клейменые каторжники кланялись ей и говорили: “Матушка, Софья Семеновна, мать ты наша, нежная, болезная!” Они знали, что она добровольно последовала за Раскольниковым, хвалили ее за все, ходили к ней лечиться.
Не случайно Достоевский дает героине ее имя. Оно переводится с греческого языка как “мудрость”. В христианстве святая София особо почитается. Она погибла в муках за веру. Имя героини придает особую глубину ее образу.
Мудрость Сони – в смирении и терпении, в любви к ближнему. Соня жертвует собой во имя воскресения души Раскольникова. Она совершает нравственный подвиг – разделяет с любимым человеком каторгу и ссылку. Образ Сони помогает писателю выразить свою заветную мысль: зло можно уничтожить только путем нравственного самоусовершенствования.


(No Ratings Yet)



Ви зараз читаєте: Нравственный идеал в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” (1)

Коллекция сочинений: Нравственный идеал в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”

В романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание» поставлены сложные социальные, философские, нравственные проблемы: цели и смысла человеческого существования, столкновения идеологии и жизни, преступления и наказания, бунта и смирения, падения личности и духовного возрождения. В центре внимания писателя – страшная действительность России середины XIX века, кричащие контрасты общества: нищета, бесправие, угнетение "униженных и оскорбленных» и роскошь, пресыщение, вседозволенность "хозяев жизни». В этом "страшном» мире, по Достоевскому, есть один источник спасения – и сила духа, готовность человека к бескорыстной жертве. Этот нравственный идеал воплощен в образе Сони Мармеладовой.

Софья Семеновна – дочь от первого брака Мармеладова Семена Захаровича, опустившегося чиновника. Соня – это девушка "лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами». Когда они оживлялись, "выражение лица становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней». Несмотря на свой возраст, Соня казалась почти ребенком. Эту деталь не случайно несколько раз подчеркивает. Она становится символической. Детскость внешнего облика Сони – отражение чистоты ее души.

Жизнь с несчастным отцом-пьяницей, с мачехой Катериной Ивановной – "сумасшедшей от горя», среди голодных детей, безобразных криков и попреков вынуждает Соню на отчаянный шаг – пойти по "желтому билету». Свой первый заработок – тридцать целковых – она молча выложила перед Катериной Ивановной. Соня "переступила», чтобы спасти от голодной смерти брата и сестер, больную мачеху и пьяницу-отца. Во имя любви к ним готова перенести любые страдания. Это человек с чуткой душой. Соня наделена даром бесконечного сострадания к людям. Девушка ни от кого не потребовала благодарности. Сила пережитого стыда отражается в словах о ее душевном состоянии: она закрыла платком "совсем голову и лицо и легла на кровать лицом к стенке, только плечики да тело все вздрагивают». Соня молча отрыдала свою боль и унижение. Ее поступок Достоевский расценивает как нравственный подвиг: "Так не на земле, а там… о людях тоскуют, плачут, а не укоряют». Безответная Соня вынуждена жить отдельно от семьи, но она все равно помогает Катерине Ивановне. Когда Мармеладову дали еще один шанс и взяли снова на службу, девушка и мачеха купили ему мундир, сапоги. Мармеладов снова все пропил, и взял у дочери деньги на похмелье. Он вспоминает: "Тридцать копеек вынесла, своими руками, последние, все, что было, сам видел… Ничего не сказала, только молча на меня посмотрела…»

Раскольникова глубоко потрясает Сони. Она идет по другой дороге, смиряется и страдает. Ее жизнь строится по законам самопожертвования. Раскольников считает, что сделал своей сестре честь, когда посадил ее рядом с Соней. Лужину, оскорбляющему девушку, главный герой заявляет, что тот не стоит ее мизинца. Для Раскольникова, как и для автора, Соня Мармеладова – "… вечная Сонечка, пока мир стоит!» Она воплощает человеческое страдание, бесконечные нравственные муки. Отсюда рождаются странные на первый взгляд порывы Раскольникова: "Вдруг он быстро наклонился и, припав к полу, поцеловал ее ногу». Родион объясняет изумленной девушке: "Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился». Сама Соня считает себя "великой грешницей». "Приниженная, убитая, расфранченная и стыдящаяся», смиренно ожидает своей очереди проститься с отцом; боится сесть в присутствии "дам»; не смеет даже и взглянуть на Дуню. Мысль о бесчестном и позорном ее положении давно истерзала Соню до чудовищной боли.

Робкая от природы, Соня понимает, что каждый может безнаказанно ее обидеть. И поэтому кротостью, покорностью старается избежать беды. Подлый поступок Лужина, обвинившего ее в воровстве, заставляет Соню ощутить мучительное чувство беспомощности. И тем не менее она никого не судит: "И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?»

Соня тверда в своих убеждениях. Когда Раскольников заговорил о принципах жизни Сони, о ее вере в Бога, девушка изменилась, стала решительной, гневной, сильной. Достоевский показывает, что именно христианская вера помогла Соне сохранить чистую душу, только вера в Бога дает ей силы: "Что ж бы я без Бога-то была?» "Ненасытимое сострадание» к ближнему столь велико в душе Сони, что она "свое последнее платье скинет, продаст, босая пойдет, а вам отдаст, коль вам надо будет».

Достоевский не случайно упоминает, что Соня была дружна с Лизаветой. Именно сестра старухи-процентщицы принесла девушке "Новый завет». Они обменялись крестами. Когда Раскольников признался Соне, что он убийца, то увидел, что лицо девушки приняло то выражение, с которым Лизавета отстранилась от занесенного над ней топора. Обе эти женщины воплощают нравственный идеал писателя. Они не плачут, не стонут, а, все отдавая, "глядят кротко и тихо».

Любовь Сони спасает Раскольникова. Она надевает ему на грудь кипарисный – "простонародный» - крестик, благословляя на будущее страдание, а когда Раскольников идет на попятную, встречает его таким "диким» взглядом, что он уже не может не заявить на себя. Соня навещает Раскольникова в тюрьме, а затем отправляется за ним в Сибирь. Там ее все любили, потому что чувствовали в ней божьего человека. Клейменые каторжники кланялись ей и говорили: "Матушка, Софья Семеновна, мать ты наша, нежная, болезная!» Они знали, что она добровольно последовала за Раскольниковым, хвалили ее за все, ходили к ней лечиться.

Не случайно Достоевский дает героине ее имя. Оно переводится с греческого языка как "мудрость». В христианстве святая София особо почитается. Она погибла в муках за веру. Имя героини придает особую глубину ее образу.

Мудрость Сони – в смирении и терпении, в любви к ближнему. Соня жертвует собой во имя воскресения души Раскольникова. Она совершает нравственный – разделяет с любимым человеком каторгу и ссылку. Образ Сони помогает писателю выразить свою заветную мысль: зло можно уничтожить только путем нравственного самоусовершенствования.

В романе “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевский показал трагедию личности, которая видит многие противоречия своей эпохи и, запутавшись окончательно в жизни, создает теорию, которая идет вразрез с главными человеческими законами. Идея Раскольникова о том, что есть люди – “твари дрожащие” и “право имеющие”, находит в романе много опровержение. И, пожалуй, самым ярким разоблачением этой идеи является образ Сонечки Мармеладовой. Именно этой героине суждено было разделить глубину всех душевных мук Раскольникова, которые он испытал после убийства старухи процентщицы и Лизаветы. Именно Соня была постоянно рядом с Раскольниковым, помогая ему разобраться в себе и прийти к тем вечным ценностям, которые олицетворяла в своем характере бедная и безропотная девушка.

Смыслом жизни Сонечки является сочувствие к человеку, сострадание ко всем живущим. Она не делит людей на добрых и злых. Для нее любой человек является хорошим. Соня обладает великой силой сострадания, и эта сила заставляет ее идти по всем кругам ада, толкает ее к таким же “униженным и оскорбленным” людям, как и она сама. Раскольников называет таких людей, как Соня, “бедными и кроткими”, которые “все отдают, глядят кротко и тихо”. Но именно это качество и делает Соню способной на сильные поступки, которые требуют от человека большого нравственного мужества.

Не о себе думает Соня. Все ее мысли направлены на ее спившегося отца, больную мачеху и маленьких детей. Страх за них, за их будущее толкает Соню на путь проститутки. Если не было этих несчастных, она не позволила бы себе опуститься так низко, скорее всего она покончила бы с собой. Но она всегда помнит о своей семье.

Если страдание Раскольникова ведет его к разъединению с людьми, то страдание Сони – к единению с человечеством. Поэтому для Раскольникова Соня становится символом вечной жертвенности, символом души, попранной этим жестоким миром. Но Соня верит в некий глубинный смысл жизни, исконный смысл человеческого бытия вообще. Пойдя на убийство, Раскольников подавил в себе ощущение полноты жизни, задавил в себе желание жить. А Соня живет этим ощущением постоянно, хотя сама находится в ужасном поруганном положении проститутки.

Раскольников идет на бунт против беспощадного и жестокого мира, хочет избавиться от насилия, совершив другое насилие, и это приводит к подавлению человека, его личности (неслучайно вместе со старухой он убивает Лизавету, такую же несчастную и забитую душу, как и Соня). Соня же не всегда может понять великий смысл бытия, но она ощущает его своим сердцем, склоняется перед ним и интуитивно следует вечным христианским и человеческим законам. Она отрицает право человека вершить самосуд, поэтому ей кажется кощунственной сама идея о делении людей на два разряда.

Раскольников часто пытается отождествить Сонечку с собой. По его мнению, она тоже переступила через человеческие законы, пойдя на улицу. Есть существенное различие между стремлением к добру через допущение зла по отношению к другим людям и добровольным, естественным самопожертвованием, совершенным во имя любви к ближнему. В понимании Сони человек не может переступить через другого человека, только через себя, через свое страдание.

Но самоотверженность Сони далека от смирения, она носит активный характер и направлена по помощь близким. Это очень религиозная девушка, но ее религиозность далека от обрядовой стороны христианской веры. Она не служит молебном, не спрашивает совета у священников, не обращается к чудодейственным иконам. Она просто верит. В лице Сони Достоевский показал народный вариант религиозного мироощущения, который намного искреннее и идет от самого сердца.

Сонино человеколюбие свободно от каких либо теоретических обоснований, это ее естественное состояние. Она любит людей потому, что так подсказывает ей ее сердце. Соня Мармеладова становится идеалом женщины, идеалом человека. Поэтому она одерживает победу над Раскольниковым, окончательно развенчивает его теорию. Соня едет за ним на каторгу, где до конца помогает Родиону ступить на путь раскаяния и очищения, обращает его к истинной вере, к человеколюбию без насилия.

“Красота спасет мир”, – написал Ф. М. Достоевский в своем романе “Идиот”. Эту красоту, которая способна спасти и преобразовать мир, Достоевский искал на протяжении всей своей творческой жизни, поэтому почти в каждом его романе есть герой, в котором и заключена хотя бы частичка этой красоты. Причем писатель имел в виду вовсе не внешнюю красоту человека, а его нравственные качества, которые и превращают его в действительно прекрасного человека, который своей добротой и человеколюбием способен внести частичку света в убогий и жестокий мир. В романе “Преступление и наказание” таким светом стала Сонечка Мармеладова, самая “униженная и оскорбленная” из всех героев этого романа.

Именно она благодаря своему светлому и бескорыстному характеру становится настоящим нравственным идеалом Достоевского, к которому он мечтает привести всех людей.

Этот нравственный идеал заключен в бескорыстной, самоотверженной и сострадательной Соне, которая является таковой от природы, оттого, что так ей велят ее сердце, ее искренняя вера в бога и в доброе начало во всех людях.

Благодаря своей нравственной чистоте и душевной невинности Сонечка как бы вырывается из оков современности, парит над реальной жизнью, становится олицетворением всех лучших человеческих качеств. Порой она, необразованная и полуграмотная девушка, видит даже больше, чем студент философ Раскольников. Ей понятно то, что Родиону только предстоит понять, а именно – безграничная любовь ко всему человечеству, которая ведет к единению с людьми и обществом. Не будь этой любви, Сонечка не смогла бы жить, потому жизнь только ради самой себя, ей не понятна. Ей необходимо жить для кого то, только тогда ее существование становится полным и имеет какой то смысл. Ради этого она готова даже пожертвовать собой. Не пойди она на улицу – умерли бы с голода ее домочадцы. Добро Сони по отношению к другим требует зла по отношению к себе, но она готова принести такую жертву.

Иногда образ униженной, торгующей своим телом девушки напоминает читателю о чистейшем образе Богоматери, скорбящей за всех несчастных на земле. “Так не на земле, а там… о людях тоскуют, плачут, а не укоряют…”

Самоотречение Сони приобретает форму “бесконечного унижения”. Но, по мнению Достоевского, это качество должно быть присуще человеку изначально. Только тот человек, который обладает этими качествами с самого рождения, может стать нравственным идеалом. Именно таким человеком и является Соня.

Интересно проследить за тем, как Соня относится к христианской вере. Для нее совершенно не имеет значения обрядовая сторона, самым важным является именно вера, вера в Бога, вера в изначальное добро и человеколюбие. Именно в вере она находит тот свет, который освещает ее жалкое существование и положение проститутки. Поэтому к Сонечке не липнет “грязь обстановки убогой”. Поэтому она не станет добиваться добра через зло, только через самопожертвование и сострадательную любовь ко всему человечеству.

В образе Сони воплощены идеи Достоевского о том, что мир спасет братское единение между людьми, истинная вера в Бога, и что основу для этого единения следует искать не в обществе “сильных мира сего”, а в глубинах народной России. В лице Сони Достоевский изображает народный, истинный вариант религиозного мироощущения. Именно в народной религиозности находит Достоевский основу для своей идеи глубинного христианства. Вот почему именно Сонечка Мармеладова становится идеалом женщины, идеалом человека. Вот почему именно в ней заключен нравственный идеал самого Достоевского, который считал, что именно такая, истинная душевная простота и красота спасут мир, направят человечество в нужное русло и избавят людей от многих страданий и излечат общество от пороков.

(No Ratings Yet)

Нравственный идеал в произведениях Достоевского (“Преступление и наказание”)

Другие сочинения по теме:

  1. Образ Сони Мармеладовой в романе Достоевского “Преступление и наказание” Сколько живет человечество, всегда в нем были Добро и Зло. Но...
  2. В своем романе “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевский поднимает тему “униженных и оскорбленных”, тему маленького человека. Общество, в котором...
  3. Федор Николаевич Достоевский вошел в историю русской и мировой литературы, как гениальный гуманист и исследователь человеческой души. В духовной жизни...
  4. Это роман о преступлении, но по жанру это не “детектив” и не “криминальный роман”. Главного героя романа, Родиона Раскольникова, никак...
  5. Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” – величайшее философско-психологическое произведение. Это роман о преступлении, но по жанру это не...
  6. Сны Раскольникова и их художественная функция в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Глубокий психологизм романов Ф. М. Достоевского...
  7. Федор Михайлович Достоевский вошел в историю русской и мировой литературы как гениальный гуманист и исследователь человеческой души. В духовной жизни...
  8. Среди важнейших вопросов, поставленных русской мыслью XIX в., вопрос о религии занимает особое место. Для Достоевского, человека глубоко религиозного, смысл...
  9. Ф. М. Достоевский был настоящим писателем гуманистом. Боль за человека и человечество, сострадание к попранному человеческому достоинству, желание помочь людям...
  10. “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевского принадлежит к наиболее сложным произведениям русской литературы. Достоевский описывает страшную картину жизни людей в...
  11. В романе “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевский описывает страшную картину жизни людей России середины XIX ст. В это время...
  12. Сочинения по литературе: Мир “Униженных и оскорбленных” в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Тема “униженных и оскорбленных” в...
  13. Сочинения по литературе: “Униженные и оскорбленные” в романе “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевского. Роман “Преступление и наказание” – одно...
  14. Русская литература XIX столетие имела особую миссию: она была голосом всех прогрессивных людей страны, единой возможностью говорить о противоречии и... Под вечер жарчайшего июльского дня, незадолго до захода солнца, уже бросающего свои косые лучи, из жалкой каморки “под самой кровлей...
  15. Прочитан роман. Перелистано последнюю его страницу, но тревожное чувство, вызванное чтением романа “Преступление и наказание”, не оставляет меня, так как...

«Красота спасет мир», – написал Ф. М. Достоевский в своем романе «Идиот». Эту красоту, которая способна спасти и преобразовать мир, Достоевский искал на протяжении всей своей творческой жизни, поэтому почти в каждом его романе есть герой, в котором и заключена хотя бы частичка этой красоты. Причем писатель имел в виду вовсе не внешнюю красоту человека, а его нравственные качества, которые и превращают его в действительно прекрасного человека, который своей добротой и человеколюбием способен внести частичку света в убогий и жестокий мир. В романе «Преступление и наказание» таким светом стала Сонечка Мармеладова, самая «униженная и оскорбленная» из всех героев этого романа.

Именно она благодаря своему светлому и бескорыстному характеру становится настоящим нравственным идеалом Достоевского, к которому он мечтает привести всех людей.

Этот нравственный идеал заключен в бескорыстной, самоотверженной и сострадательной Соне, которая является таковой от природы, оттого, что так ей велят ее сердце, ее искренняя вера в бога и в доброе начало во всех людях.

Благодаря своей нравственной чистоте и душевной невинности Сонечка как бы вырывается из оков современности, парит над реальной жизнью, становится олицетворением всех лучших человеческих качеств. Порой она, необразованная и полуграмотная девушка, видит даже больше, чем студент‑философ Раскольников. Ей понятно то, что Родиону только предстоит понять, а именно – безграничная любовь ко всему человечеству, которая ведет к единению с людьми и обществом. Не будь этой любви, Сонечка не смогла бы жить, потому жизнь только ради самой себя, ей не понятна. Ей необходимо жить для кого‑то, только тогда ее существование становится полным и имеет какой‑то смысл. Ради этого она готова даже пожертвовать собой. Не пойди она на улицу – умерли бы с голода ее домочадцы. Добро Сони по отношению к другим требует зла по отношению к себе, но она готова принести такую жертву.

Иногда образ униженной, торгующей своим телом девушки напоминает читателю о чистейшем образе Богоматери, скорбящей за всех несчастных на земле. «Так не на земле, а там… о людях тоскуют, плачут, а не укоряют…»

Самоотречение Сони приобретает форму «бесконечного унижения». Но, по мнению Достоевского, это качество должно быть присуще человеку изначально. Только тот человек, который обладает этими качествами с самого рождения, может стать нравственным идеалом. Именно таким человеком и является Соня.

Интересно проследить за тем, как Соня относится к христианской вере. Для нее совершенно не имеет значения обрядовая сторона, самым важным является именно вера, вера в Бога, вера в изначальное добро и человеколюбие. Именно в вере она находит тот свет, который освещает ее жалкое существование и положение проститутки. Поэтому к Сонечке не липнет «грязь обстановки убогой». Поэтому она не станет добиваться добра через зло, только через самопожертвование и сострадательную любовь ко всему человечеству.

В образе Сони воплощены идеи Достоевского о том, что мир спасет братское единение между людьми, истинная вера в Бога, и что основу для этого единения следует искать не в обществе «сильных мира сего», а в глубинах народной России. В лице Сони Достоевский изображает народный, истинный вариант религиозного мироощущения. Именно в народной религиозности находит Достоевский основу для своей идеи глубинного христианства. Вот почему именно Сонечка Мармеладова становится идеалом женщины, идеалом человека. Вот почему именно в ней заключен нравственный идеал самого Достоевского, который считал, что именно такая, истинная душевная простота и красота спасут мир, направят человечество в нужное русло и избавят людей от многих страданий и излечат общество от пороков.

    • Соня Мармеладова – героиня романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Бедность и крайне безнадежное семейное положение вынуждают эту молодую девушку зарабатывать на панели. Читатель впервые узнает о Соне из адресованного Раскольникову рассказа бывшего титулярного советника Мармеладова – ее отца. Алкоголик Семен Захарович Мармеладов прозябает вместе с женой Катериной Ивановной и тремя маленькими детьми – жена и дети голодают, Мармеладов пьет. Соня – его дочь от первого брака – живет на […]
    • Обнищавший и опустившийся студент Родион Романович Раскольников – центральный персонаж эпохального романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Образ Сони Мармеладовой необходим автору для создания морального противовеса теории Раскольникова. Молодые герои находятся в критической жизненной ситуации, когда необходимо принять решение, как жить дальше. С самого начала повествования Раскольников ведет себя странно: он подозрителен и тревожен. В зловещий замысел Родиона Романовича читатель […]
    • Роман Ф. М. Достоевского назван «Преступление и наказание». Действительно, в нем есть преступление – убийство старухи‑процентщицы, и наказание – суд и каторга. Однако для Достоевского главным был философский, нравственный суд над Раскольниковым и его бесчеловечной теорией. Признание Раскольникова не связано окончательно с развенчанием самой идеи возможности насилия во имя блага человечества. Раскаяние приходит к герою только после его общения с Соней. Но что же тогда заставляет Раскольникова пойти в полицейский […]
    • Бывший студент Родион Романович Раскольников – главный герой «Преступления и наказания», одного из самых известных романов Федора Михайловича Достоевского. Фамилия этого персонажа говорит читателю о многом: Родион Романович – человек с расколотым сознанием. Он изобретает собственную теорию деления людей на два «разряда» – на «высших» и «тварей дрожащих». Эту теорию Раскольников описывает в газетной статье «О преступлении». Согласно статье, «высшие» наделяются правом переступить через нравственные законы и во имя […]
    • Герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» – бедный студент Родион Раскольников, вынужденный сводить концы с концами и поэтому ненавидящий сильных мира сего за то, что они попирают слабых людей и унижают их достоинство. Раскольников очень чутко воспринимает чужое горе, пытается как‑то помочь беднякам, но вместе с тем понимает, что изменить что‑либо не в его силах. В его страдающем и измученном мозгу рождает теория, согласно которой все люди разделяются на «обыкновенных» и «необыкновенных». […]
    • В романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский показал трагедию личности, которая видит многие противоречия своей эпохи и, запутавшись окончательно в жизни, создает теорию, которая идет вразрез с главными человеческими законами. Идея Раскольникова о том, что есть люди – «твари дрожащие» и «право имеющие», находит в романе много опровержение. И, пожалуй, самым ярким разоблачением этой идеи является образ Сонечки Мармеладовой. Именно этой героине суждено было разделить глубину всех душевных мук […]
    • Тема «маленького человека» является одной из центральных тем в русской литературе. Ее затрагивали в своих произведениях и Пушкин («Медный всадник»), и Толстой, и Чехов. Продолжая традиции русской литературы, особенно Гоголя, Достоевский с болью и любовью пишет о «маленьком человеке», живущем в холодном и жестоком мире. Сам писатель заметил: «Все мы вышли из “Шинели” Гоголя». Тема «маленького человека», «униженных и оскорбленных» особенно сильно прозвучала в романе Достоевского «Преступление и наказание». Одну […]
    • Человеческая душа, ее страдания и мучения, муки совести, нравственное падение, и духовное возрождение человека всегда интересовали Ф. М. Достоевского. В его произведениях встречается много персонажей, наделенных поистине трепетным и чутким сердцем, людей, добрых по природе, но по тем или иным причинам оказавшихся на нравственном дне, потерявших уважение к себе как личности или опустивших свою душу в моральном плане. Некоторые из этих героев так никогда и не поднимаются на прежний уровень, а становятся настоящими […]
    • В центре романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» находится характер героя 60‑х гг. XIX в., разночинца, бедного студента Родиона Раскольникова. Раскольников совершает преступление: убивает старуху‑процентщицу и ее сестру, безобидную, простодушную Лизавету. Убийство – это страшное преступление, но читатель не воспринимает Раскольникова отрицательным героем; он предстает героем трагическим. Достоевский наделил своего героя прекрасными чертами: Раскольников был «замечательного хорош собою, с […]
    • Во всемирно известном романе Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» образ Родиона Раскольникова является центральным. Читатель воспринимает происходящее именно с точки зрения этого персонажа – обнищавшего и опустившегося студента. Уже на первых страницах книги Родион Романович ведет себя странно: он подозрителен и тревожен. Мелкие, совершенно незначительные, казалось бы, происшествия он воспринимает весьма болезненно. Например, на улице его пугает внимание к его шляпе – и Раскольников тут […]
    • Соня Мармеладова для Достоевского – это то же самое, что для Пушкина Татьяна Ларина. Любовь автора к своей героине мы видим повсюду. Мы видим, как он восхищается ею, боготоворит и где-то даже ограждает от несчастий, как ни странно это звучит. Соня – это символ, божественный идеал, жертва во имя спасения человечества. Она как путеводная нить, как нравственный образец, несмотря на ее занятие. Соня Мармеладова – антагонист Раскольникова. И если разделять героев на положительных и отрицательных, то Раскольников будет […]
    • Раскольников Лужин Возраст 23 года Около 45 лет Род занятий Бывший студент, бросил учебу из-за невозможности платить Преуспевающий юрист, надворный советник. Внешность Очень хорош собой, темно-русые волосы, темные глаза, стройный и тонкий, рост выше среднего. Одевался чрезвычайно плохо, автор указывает, что другой человек даже постыдился бы в таком выходить на улицу. Немолод, осанист и чопорен. На лице постоянно выражение брюзгливости. Темные бакенбарды, волосы завиты. Лицо свежее и […]
    • Порфирий Петрович - пристав следственных дел, дальний родственник Разумихина. Это человек умный, хитрый, проницательный, ироничный, незаурядный. Три встречи Раскольникова со следователем - своеобразный психологический поединок. У Порфирия Петровича нет улик против Раскольникова, но он убежден, что тот - преступник, и свою задачу как следователя видит либо в том, чтобы найти улики, либо в его признании. Вот как Порфирий Петрович описывает свое общение с преступником: «Видали бабочку перед свечкой? Ну, так он все […]
    • Роман Достоевского «Преступление и наказание» можно читать и перечитывать несколько раз и все время находить в нем что-то новое. Читая его впервые, мы следим за развитем сюжета и задаемся вопросами о правильности теории Раскольникова, о святой Сонечке Мармеладовой и о «хитрости» Порфирия Петровича. Однако, если мы откроем роман во второй раз, появляются и другие вопросы. Например, почему именно тех, а не иных героев вводит автор в повествование, и какую роль они играют во всей этой истории. Роль эта на первый […]
    • Ф. М. Достоевский был настоящим писателем‑гуманистом. Боль за человека и человечество, сострадание к попранному человеческому достоинству, желание помочь людям постоянно присутствуют на страницах его романа. Герои романов Достоевского – это люди, желающие найти выход из жизненного тупика, в котором оказались по разным причинам. Они вынуждены жить в жестоком мире, который порабощает их умы и сердца, заставляет действовать и поступать так, как людям не хотелось бы, или как бы они не поступили, находясь в других […]
    • В центpе pомана Ф. М. Достоевского "Пpестyпление и наказание" - хаpактеp геpоя шестидесятых годов девятнадцатого века, pазночинца, бедного стyдента Родиона Раскольникова.Раскольников совеpшает пpестyпление: yбивает стаpyхy-пpоцентщицy и ее сестpy, безобиднyю, пpостодyшнyю Лизаветy. Престуление страшное, но я, как, наверное, и другие читатели, не воспринимаю Раскольникова отрицательным героем; мне он кажется героем трагическим. В чем же трагедия Раскольникова? Своего героя Достоевский наделил прекрасными […]
    • Тема «маленького человека» была продолжена в социально-бытовом, психологическом, философском романе-рассуждении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (1866). В этом романе тема «маленького человека» прозвучала намного громче. Место действия – «желтый Петербург», с его «желтыми обоями», «желчью», шумными грязными улочками, трущобами и тесными двориками. Таков мир нищеты, невыносимых страданий, мир в котором у людей рождаются больные замыслы (теория Раскольникова). Такие картины одна за другой появляются […]
    • Истоки романа восходят ко времени каторги Ф.М. Достоевского. 9 октября 1859 года он писал брату из Твери: «В декабре я начну роман... Не помнишь ли, я говорил тебе про одну исповедь-роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому надо пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля. Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения...» Первоначально Достоевский задумал написать "Преступление и наказание" в […]
    • Одним из сильнейших моментов романа «Преступление и наказание» является его эпилог. Хотя, казалось бы, кульминация романа давно миновала, и события видимого «физического» плана уже произошли (задумано и содеяна страшное преступление, совершено признание, приведено в исполнение наказание), на самом деле только в эпилоге роман достигает своего подлинного, духовного пика. Ведь, как выясняется, совершив признание, Раскольников не раскаялся. «Вот в чем одном признавал он свое преступление: только в том, что не вынес […]
    • Мы все глядим в наполеоны, Двуногих тварей миллионы Для нас орудие одно... А. С. Пушкин Каждый век в истории человечества связан с какой-то личностью, которая выразила свое время с наибольшей полнотой. Такую личность, такого человека называют великим, гением и тому подобными словами. Век буржуазных революций давно уже связан в сознании читателей с феноменом Наполеона - маленького корсиканца с прядкой волос, упавшей на лоб. Он начинал с участия в великой революции, которая раскрыла его талант и таланты […]