Сочинение на тему: Образ «вечной Сонечки» в романе Ф. М

В романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский показал трагедию личности, которая видит многие противоречия своей эпохи и, запутавшись окончательно в жизни, создает теорию, которая идет вразрез с главными человеческими законами. Идея Раскольникова о том, что есть люди – «твари дрожащие» и «право имеющие», находит в романе много опровержение. И, пожалуй, самым ярким разоблачением этой идеи является образ Сонечки Мармеладовой.

Именно этой героине суждено было разделить глубину всех душевных мук Раскольникова, которые он испытал после убийства старухи‑процентщицы и Лизаветы. Именно Соня была постоянно рядом с Раскольниковым, помогая ему разобраться в себе и прийти к тем вечным ценностям, которые олицетворяла в своем характере бедная и безропотная девушка.

Смыслом жизни Сонечки является сочувствие к человеку, сострадание ко всем живущим. Она не делит людей на добрых и злых. Для нее любой человек является хорошим. Соня обладает великой силой сострадания, и эта сила заставляет ее идти по всем кругам ада, толкает ее к таким же «униженным и оскорбленным» людям, как и она сама. Раскольников называет таких людей, как Соня, «бедными и кроткими», которые «все отдают, глядят кротко и тихо». Но именно это качество и делает Соню способной на сильные поступки, которые требуют от человека большого нравственного мужества.

Не о себе думает Соня. Все ее мысли направлены на ее спившегося отца, больную мачеху и маленьких детей. Страх за них, за их будущее толкает Соню на путь проститутки. Если не было этих несчастных, она не позволила бы себе опуститься так низко, скорее всего она покончила бы с собой. Но она всегда помнит о своей семье.

Если страдание Раскольникова ведет его к разъединению с людьми, то страдание Сони – к единению с человечеством. Поэтому для Раскольникова Соня становится символом вечной жертвенности, символом души, попранной этим жестоким миром. Но Соня верит в некий глубинный смысл жизни, исконный смысл человеческого бытия вообще. Пойдя на убийство, Раскольников подавил в себе ощущение полноты жизни, задавил в себе желание жить. А Соня живет этим ощущением постоянно, хотя сама находится в ужасном поруганном положении проститутки.

Раскольников идет на бунт против беспощадного и жестокого мира, хочет избавиться от насилия, совершив другое насилие, и это приводит к подавлению человека, его личности (неслучайно вместе со старухой он убивает Лизавету, такую же несчастную и забитую душу, как и Соня). Соня же не всегда может понять великий смысл бытия, но она ощущает его своим сердцем, склоняется перед ним и интуитивно следует вечным христианским и человеческим законам. Она отрицает право человека вершить самосуд, поэтому ей кажется кощунственной сама идея о делении людей на два разряда.

Раскольников часто пытается отождествить Сонечку с собой. По его мнению, она тоже переступила через человеческие законы, пойдя на улицу. Есть существенное различие между стремлением к добру через допущение зла по отношению к другим людям и добровольным, естественным самопожертвованием, совершенным во имя любви к ближнему. В понимании Сони человек не может переступить через другого человека, только через себя, через свое страдание.

Но самоотверженность Сони далека от смирения, она носит активный характер и направлена по помощь близким. Это очень религиозная девушка, но ее религиозность далека от обрядовой стороны христианской веры. Она не служит молебном, не спрашивает совета у священников, не обращается к чудодейственным иконам. Она просто верит. В лице Сони Достоевский показал народный вариант религиозного мироощущения, который намного искреннее и идет от самого сердца.

Сонино человеколюбие свободно от каких‑либо теоретических обоснований, это ее естественное состояние. Она любит людей потому, что так подсказывает ей ее сердце. Соня Мармеладова становится идеалом женщины, идеалом человека. Поэтому она одерживает победу над Раскольниковым, окончательно развенчивает его теорию. Соня едет за ним на каторгу, где до конца помогает Родиону ступить на путь раскаяния и очищения, обращает его к истинной вере, к человеколюбию без насилия.

    Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” является социально-психологическим. В нем автор ставит важные социальные вопросы, волновавшие людей того времени. Своеобразие этого романа Достоевского заключается в том, что в нем показана психология...

    Ф. М. Достоевский - величайший русский писатель, непревзойденный художник-реалист, анатом человеческой души, страстный поборник идей гуманизма и справедливости. Его романы отличаются пристальным интересом к интеллектуальной жизни героев, раскрытием сложного...

    Центральное место в романе Ф. М. Достоевского занимает образ Сони Мармеладовой, героини, чья судьба вызывает у нас сочувствие и уважение. Чем больше мы о ней узнаем, тем больше убеждаемся в ее чистоте и благородстве, тем больше начинаем задумываться...

    Ты сам - свой Бог, ты сам - свой ближний, О, будь же собственным Творцом, Будь бездной верхней, бездной нижней, Своим началом и концом. Д. С. Мережковский В романе “Преступление и наказание” показано два совершенно противоположных...

Актуальность произведения "Преступление и наказание"

После преступления, совершенного Раскольниковым, начинается вторая часть романа - наказание. Раскольников все больше начинает ощущать мучительное чувство «разомкнутости и разъединенности с человечеством». Самые близкие люди - мать и сестра - стали для него чужими и далёкими. Он страдает, видя любовь близких к себе, но чувствуя себя убийцей. Родион исключил себя из мира тех людей, которых любил и уважал, он «как будто ножницами отрезал себя сам от всех».

Мне кажется, что Раскольников страдает ещё и из-за того, что он видит, как его теория похожа на убеждения Лужина и Свидригайлова. Ведь своим поступком он хотел оградить униженных и оскорбленных людей от таких, как они, а получается, что его теория сближает его же с ними. Раскольников уже никому, даже себе, не может объяснить зачем и почему убил, он начинает понимать, что человек - не вошь. «Я не старушонку убил, я себя убил» - говорил он Соне, осознавая свой поступок.

Муки совести, страх перед разоблачением, который преследует Раскольникова на каждом шагу, мысли о том, что он не Наполеон, а “тварь дрожащая”, понимание бессмысленности убийства -- все это ложится на душу Раскольникова. Задумывая преступление, Раскольников не учел, что будет так мучатся, что в нем живут человеческие чувства, что после преступления он не сможет общаться с людьми, чувствуя свою вину. На мой взгляд, это его самая главная ошибка. Раскольников думал, что сможет исправить общество, но ошибся. И его теория рушится. Я считаю, что Раскольников наказан не за само преступление, а за свою теорию и решение воплотить её в жизнь, за то, что он посчитал себя «право имеющим» на убийство. преступление наказание роман герой

Каждое время раскрывает проблемы жизни по-своему, с только ему присущей окраской. Каждая эпоха воспринимает все не так, как предыдущие, и не так, как воспримут последующие. Все мы в круговороте собственной жизни иногда забываем о таких незыблемых жизненных ценностях, как нравственность, честь и долг. И только такие великие писатели, как Ф. М. Достоевский, помогают нам вспомнить об этом. В нашем, двадцатом веке властвуют деньги. За деньги можно купить все: славу, известность, могущество, уважение, и даже люди покупаются за деньги. Да, богатым, а следовательно, и могущественным можно все. Можно убивать, грабить, совершать насилие, но при этом оставаться безнаказанным. Так и Родион Раскольников считал, что великие люди могут совершить преступление, но это будет всего лишь шаг на пути к великим делам. И сам он решил стать властелином над людьми, а для этого убил процентщицу Алену Ивановну. Могут ли деньги и могущество позволить человеку безнаказанно убивать? Вот главный актуальный вопрос, который в наши дни остается опять без ответа. Кроме этой проблемы Достоевский показывает бедных, несчастных людей, которых жизнь толкает на безнравственные поступки. Сонечка пошла на панель, чтобы прокормить мачеху и своих близких. А что толкнуло Алену Ивановну заняться таким грязным делом. Неужели хорошая жизнь?! А сколько таких примеров в нашей жизни. Один, два? Нет, мы просто перестали уже на это обращать внимание, потому что их миллионы! Люди не могут заработать на жизнь честным трудом, и что же им остается делать? Умирать с голоду? И вот тут встает вопрос, который в свою очередь поставил в своем романе Ф. М. Достоевский: «Сохранить чистоту души или выбрать достаток безнравственным путем?» Ведь кристальной душой не прокормишь голодных детей, не поможешь мужу спастись от алкоголизма и не вылечишься от чахотки. Каждый человек сам выбирает свой путь в силу своих убеждений, воспитания и влияния среды, в которой он живет. Недавно я ходила в Московский художественный театр имени А. П. Чехова и смотрела спектакль «Преступление и наказание», который явился премьерой сезона. Театр взял на себя важную задачу просвещать молодежь. Спектакль был поставлен для того, чтобы юное поколение могло хотя бы иметь представление о том, какие проблемы являются вечными в нашей жизни и переходят из поколения в поколение. Во МХАТе всегда очень хорошее музыкальное оформление и декорации. Это, конечно же, имеет очень большое значение. Главное, я увидела в истинном свете, в какую пропасть упал Раскольников. Он страдал, мучался и чуть не сошел с ума. Но ведь даже такое испытание, как каторга, не поколебали его уверенности в том, что великие люди имеют право на безнаказанное убийство. Он продолжал считать, что убил всего лишь «вошь», ничтожное существо. А ведь если подумать, то каким жалким предстает перед нами Раскольников. Он сам нам кажется «вошью». И все такие: маленькие, ничтожные людишки. Значит, мы не имеем права жить?

Ответить на этот вопрос я попытаюсь на примере романа «Преступление и наказание». «Самое главное в произведении искусства, чтобы оно имело нечто вроде фокуса, чего-то, к чему сходятся все лучи и от чего исходят». (Л. Н. Толстой) «Преступление и наказание» -- идеологический роман, где все элементы: композиция, система характеров, исповеди героев, их напряженная интеллектуальная жизнь -- подчинены раскрытию глубочайших идей. Столкновение персонажей -- это, в сущности, столкновение точек зрения, воплощенных в человеческих характерах. Разрешение конфликта -- это победа или поражение идеи. Родион Раскольников, главный герой романа, -- это молодой человек, выходец из обедневшей дворянской семьи, студент юридического факультета, вынужденный оставить обучение из-за нехватки денежных средств. Он опустился практически на самое дно человеческой жизни, живет в ужасных условиях, в каморке, похожей на гроб. Он чувствителен и отзывчив к боли людей, особенно своих близких. Раскольников выделяет себя из общей массы, герой полон сознания собственной исключительности. Несомненно, каждый или почти каждый человек зачастую возвышает себя в своих глазах до неимоверных высот, если он сделал что-либо очень хорошо, -- это гордыня. Это чувство свойственно для всех: для наших предков, для нас и, конечно, для наших потомков. Недаром этот порок описывается в Священном писании, а значит, это один из вечных вопросов, которые не теряют своей актуальности никогда. Личные проблемы героя не являются основной причиной его преступления. За несколько месяцев до убийства он пишет статью, сравнивает в ней психическое состояние после преступления с болезнью, симптомами которой являются помрачение ума, раздвоение личности, нелогичность поступков и т. д. В ней же герой касается «преступления по совести». Разъясняя эту мысль, Раскольников показывает нам свою классификацию людей. В первую группу входят те, кто имеет право на убийство, к ней он причисляет и себя. В нее входят «властелины судьбы» -- Наполеон и Магомет, которые достигли своих целей при помощи преступлений, убийств. Однако в развитии действия мы сталкиваемся с опровержением теории Раскольникова, согласно которой можно убить одного человека, чтобы осчастливить сотню. Разработанная им теория фактически противится человеческой сущности. Цель не оправдывает средства. Все равно рано или поздно человек должен столкнуться с нравственной проблемой ответственности за совершенное преступление не только перед законом, но и перед своей совестью. Она актуальна и сегодня. Мы видели своеобразное воплощение теории Раскольникова во время двух попыток переворота в нашем государстве, когда группа людей, которая, как мне кажется, относилась к «властелинам судьбы», пыталась насильственным способом осчастливить людей, но ничего не вышло, так как счастье и кровь, насилие -- это вещи несовместимые. Трагедия Раскольникова в «Преступлении и наказании» в том, что он, гуманный по природе человек, который вовсе не принадлежит к «породе» людей, жаждущих крови, пытался уничтожить идею любви к ближнему. «Я не человека, я принцип убил». Убийство старухи можно расценить как самоубийство Раскольникова, вот что он говорит после убийства: «Если бы я из-за того убил, что голоден был... то я бы теперь... счастлив был...» JSro трагедия не столько в боязни возмездия, сколько в огромной боли от душевной пустоты, одиночества, ужаса оторванности от людей, пытки пустотой, которую он ощущает после убийства. Чудовищные трагедии, которые происходят на улицах Петербурга, описывает Достоевский: девушка-ребенок торгует собой на бульваре, безразличие доводит людей до такого состояния, что они в порыве отчаяния готовы на самоубийство. И в наше время много девушек вынуждены продавать себя за какие-то бумажки, мало кто задумывается над тем, что творится у них внутри, что подтолкнуло их на этот путь. А то безразличие, с которым мы относимся к нищим, просящим подаяния в метро! Многие из нас просто делают вид, что не замечают их, проходя мимо. А ведь им нужно только немножко тепла и ласки, которыми они обделены. Во все времена будет жить вера в человеке, пусть у всех она разная, но она будет жить. Путь к счастью и нравственному возрождению всегда проходит через страдание, христианское смирение, веру в божий промысел. Именно такой выход указывает Раскольникову Соня Мармеладова, которая пожертвовала собой, своей честью ради своей семьи. Достоевский убеждает нас в том, что путь к человечности, братству заключен в единении, в способности к страданию, к состраданию, к самопожертвованию. Высший фокус романа заключается в нравственной и философской проблематике, -- это роман духовных исканий. Он волнует нас и сейчас, более чем через сто лет, так как ставит вечные, всегда современные вопросы: преступления и наказания, нравственности и безнравственности, душевной жестокости и чувственности и т. д. Я бы даже сказала, что сегодняшнее время является как бы своеобразным отражением жизни Петербурга и его людей, описанных в романе «Преступление и наказание»; но это отражение является немного кривоватым, поскольку идет время, меняются взгляды, но отношение к людям и попытки осмысления вечных проблем остаются всегда актуальными, а значит, остается актуальным и весь роман «Преступление и наказание»

Произведения Ф.М. Достоевского входят в золотой фонд мировой литературы, его романы читают во всем мире, до сих пор они не теряют своей актуальности. «Преступление и наказание» — одно из таких вечных произведений, затрагивающих темы веры и неверия, силы и слабости, униженности и величия. Автор мастерски рисует обстановку, погружает читателя в атмосферу романа, помогая лучше понять героев и их поступки, заставляя задуматься.

В центре сюжета Родион Раскольников, студент, который погряз в бедности. И это не просто отсутствие денег на какие-то удовольствия, это нищета, которая разрушает, сводит с ума. Это каморка, похожая на гроб, лохмотья и незнание, поешь ли ты завтра. Герой вынужден уйти из университета, но не может никак поправить свои дела, он чувствует несправедливость своего положения, видит вокруг таких же обездоленных и униженных.

Раскольников самолюбив, чувствителен и умен, атмосфера нищеты и несправедливости давит на него, вот почему в его голове рождается страшная и разрушительная теория. Она заключается в том, что люди делятся на низших («обыкновенных») и высших («собственно людей»). Первые нужны лишь для поддержания популяции людей, они бесполезны. Зато вторые двигают цивилизацию вперед, выдвигают совершенно новые идеи и цели, которых можно добиваться любыми средствами. К примеру, герой сравнивает себя с Наполеоном и приходит к выводу, что тоже способен менять мир и выставлять изменениям свою цену. В этом смысле он ничем не отличается от старухи-процентщицы, которая оценивала принесенные ей вещи. Как бы там ни было, эту теорию Родион решил проверить на себе («Тварь я дрожащая или права имею?»), убив старуху-процентщицу и не только, избавив тысячи людей от ее произвола, и поправив собственное материальное положение.

Почему Раскольников все-таки убил старуху-процентщицу?

Герой долго колеблется и все-таки утверждается в своем решении после встречи с чиновником Мармеладовым, который пьет по-черному, вводя в нищету себя, свою жену Катерину Ивановну, ее детей, и дочь Соню (она вообще вынуждена работать проституткой, чтобы помогать семье). Мармеладов понимает свое падение, но ничего не может с собой поделать. А когда его пьяным задавила лошадь, положение семьи оказалось еще бедственнее. Вот этим погубленным нищетой людям он и решил помочь. Сравнивая их бедственное положение с несправедливым довольством Алёны Ивановны, герой пришел к выводу, что его теория верна: общество можно спасти, но это спасение потребует человеческих жертв. Решившись и совершив убийство, Раскольников заболевает и чувствует себя потерянным для людей («Я не старушонку убил… я себя убил»). Герой не может принимать любовь матери и сестры Дуни, заботы приятеля Разумихина.

Двойники Раскольникова: Лужин и Свидригайлов

Также двойником является и Свидригайлов, который пытался соблазнить Дуню. Он такой же преступник, руководствуется принципом «единичное зло позволительно», если конечная цель хороша». Казалось бы, похоже на теорию Родиона, но не тут-то было: цель его должна быть хороша только с гедонистической точки зрения и для самого Свидригайлова. Если герой не видел в ней удовольствия для себя, то ничего хорошего не примечал. Получается, зло он творил во благо себя самого, причем, во благо своей порочности. Если Лужин хотел кафтан, то есть материального благополучия, то этот герой жаждал удовлетворить свои низменные страсти и только.

Раскольников и Соня Мармеладова

Мучаясь и томясь, Раскольников сближается с Соней, которая также преступила закон, как и герой. Но девушка осталась чистой в душе, она больше мученица, чем грешница. Она продала свою невинность за символические 30 рублей, как Иуда продал Христа за 30 серебряников. Такой ценой она спасла семью, но предала себя. Порочная среда не помешала ей оставаться глубоко религиозной девушкой и воспринимать происходящее, как необходимую жертву. Поэтому автор отмечает, что порок не коснулся ее духа. Своей робкой манерой держаться, своим непрекращающимся стыдом девушка противоречила вульгарности и наглости представительниц ее профессии.

Соня читает Родиону о воскресении Лазаря, и он признается в убийстве, веруя и в свое воскрешение. Он не признался следователю Порфирию Петровичу, который и так знал о его вине, не признался матери, сестре, Разумихину, а выбрал именно Соню, чувствуя в ней спасение. И это интуитивное чувство подтвердилось.

Смысл эпилога в романе «Преступление и наказание»

Однако Раскольников вовсе не раскаялся, он лишь расстроился, что не выдержал нравственных мук и оказался обыкновенным человеком. Из-за этого он вновь переживает духовный кризис. Оказавшись на каторге, Родион свысока смотрит на заключенных и даже на Соню, которая последовала за ним. Каторжане отвечают ему ненавистью, но Соня пытается облегчить жизнь Раскольникова, ведь она его любит всей чистой душой. Заключенные чутко отозвались на ласку и доброту героини, они без слов поняли ее молчаливый подвиг. Соня осталась мученицей до конца, пытаясь искупить и свой грех, и грех своего возлюбленного.

В конце концов, герою открывается правда, он кается в преступлении, его душа начинает возрождаться, и он проникается «бесконечной любовью» к Соне. Готовность героя к новой жизни символически выражена автором в жесте, когда Родион приобщается к таинствам Библии. В христианстве он находит утешение и смирение, необходимые его гордому характеру для восстановления внутренней гармонии.

«Преступление и наказание»: история создания романа

Ф.М. Достоевский не сразу придумал название своему произведению, у него были варианты «Под судом», «Рассказ преступника», а известное нам заглавие появилось уже в конце работы над романом. Смысл названия «Преступление и наказание» раскрывается в композиции книги. В начале Раскольников, охваченный заблуждениями своей теории, убивает старуху-процентщицу, преступая нравственные законы. Далее автор развенчивает заблуждения героя, сам Родион мучается, потом попадает на каторгу. Это его наказание за то, что он поставил себя выше всех окружающих. Только раскаяние дало ему шанс на спасение души. Автор также показывает неотвратимость кары за всякое преступление. И это наказание не только юридическое, но и нравственное.

Кроме вариативности в названии, у романа изначально была другая концепция. Будучи на каторге, писатель задумал роман как исповедь Раскольникова, желая показать духовный опыт героя. Далее масштаб произведения становился больше, он не мог ограничиваться ощущениями одного героя, поэтому Ф.М.Достоевский сжег почти законченный роман. И начал заново, уже таким, каким его знает современный читатель.

Тематика произведения

Главные темы «Преступления и наказания» — темы бедности и угнетенности большей части общества, на которою всем наплевать, а также темы бунта и заблуждений личности под гнетом социальной неустроенности и удушающей нищеты. Писатель хотел донести до читателей свои христианские представления о жизни: для гармонии в душе нужно жить нравственно, по заповедям, то есть не уступать гордыне, эгоизму и похоти, а делать добро людям, любить их, жертвуя даже своими интересами во благо общества. Именно поэтому в конце эпилога Раскольников кается и приходит к вере. Проблема ложных убеждений, поднятая в романе, актуальна и поныне. Теория главного героя о вседозволенности и преступлении нравственности ради благих целей ведет к террору и произволу. И если Раскольников преодолел раскол в душе, покаялся и пришел к гармонии, преодолев проблему, то в более масштабных случаях это не так. Войны начинались из-за того, что одни правители решили, что жизнями тысячей людей ради их целей можно с легкостью пожертвовать. Вот почему роман, написанный в XIX веке, не теряет остроты смысла и поныне.

«Преступление и наказание» — одно из величайших произведений мировой литературы, проникнутое гуманизмом и верой в человека. Несмотря на кажущуюся депрессивность повествования, в нем есть надежда на лучшее, на то, что всегда можно спастись и спасти.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Любое произведение ценно прежде всего тем, как оно отвечает на важнейшие вопросы современности. Достоевского «Преступление и наказание» - одно из выдающихся произведений мировой литературы, это «энциклопедия» жизни России 60-х годов, книга великой скорби, раскрывающая бесчеловечность буржуазно-крепостнического общества.

Создавая свое произведение, Достоевский хотел показать внутренний мир жителей Петербурга из бедных кварталов, условия, в которых они живут, их отношение к жизни, поиски выхода из мира расчета и наживы в царство настоящей, доброй правды. Это и стало основной идеей романа.

В романе все взаимосвязано: образ жизни, мысли, поступки. Живя в тесных каморках, не имея возможности уехать за город даже летом, люди живут в состоянии постоянного уныния, проводя большее свое время в пивных. Безысходность становится лейтмотивом романа. И неудивительно, что у одного из этих людей, Родиона Раскольникова, возникает идея изменить свое существование. Положение безнадежности, тупика толкает его на моральное преступление против самого себя.

Замысел его страшен, потому что к цели он идет, совершая убийство, но преследует благородные цели. Убив старуху, Родион собирался отдать деньги нуждающимся, опираясь на услышанные слова: «Одна смерть и сто жизней взамен - да ведь тут арифметика!» С другой стороны, он хотел проверить свою идею о существовании людей, которым разрешено совершать убийства, и людей, которые этого делать не могут. Кроме того, он хотел испытать на себе свою идею: «Тварь ли я дрожащая или право имею?» И, совершив преступление, Раскольников понимает, что принадлежит ко второму типу людей.

В романе одно из главных мест занимает религиозная тема. Своим преступлением Раскольников нарушает главные христианские заповеди. Одними из самых важных являются идеи смирения и раскаяния. Родион не понимает своей вины с этой точки зрения, а именно это, по мнению автора, заставляет героя мучиться, меняет его. жизнь.

Не только Родион Раскольников переступает через христианские заповеди, их нарушает и Соня Мармеладова.

Соня Мармеладова, чистая и невинная девушка, неспособная в мире наживы заработать денег честным трудом, вынуждена торговать собой, преступая нравственные законы. Идея самопожертвования, отказа от себя, воплощенная в Соне, поднимает этот образ до символа страдания человеческого. Страдание слилось для Достоевского с любовью. Соня - олицетворение любви к людям, именно поэтому она сохранила нравственную чистоту в той грязи, в которую бросила ее жизнь. Кроме того, Соня очень религиозна, она свято верит в существование святых и во все, о чем написано в Библии. Через эту веру она находит свое успокоение. Родион терпит муки, потому что у него нет той поддержки, какая есть у Сони со стороны Бога. Чтобы облегчить мучения Раскольникова, Соня предлагает ему публично покаяться - это тоже одна из христианских традиций. Однако, заметив, что его не понимают, Раскольников оставляет эту затею.

Все дело в том, что причина его переживаний заключается в нем самом. По характеру Родион Раскольников добрый, мягкий человек, тому подтверждение его поступок в доме Мармеладовых, когда он отдает свои последние деньги.

Совершая преступление, он делает что-то противоестественное по отношению к себе же. Раскольников испытывает отвращение и ненависть и к себе, и ко всем.

Сон, приснившийся накануне убийства, про жестокое убийство лошади говорит, что героя возмущает насилие над живым существом. Достоевский усугубляет положение героя, хочет до конца показать, что происходит с человеком, переступившим запретную черту, человеческую природу, поставившим себя наравне с Богом, создавшим людей. Мало того что у Раскольникова после убийства начинается нервное расстройство, с ним происходит самое страшное, что может быть: он теряет связи с окружающими людьми, отрезает себя «ножницами» от тех, кому сострадал. И уже самые близкие люди не в силах ему помочь.

Высок в нравственном отношении Порфирий Петрович. Познакомившись с Раскольниковым, он понимает, что это и есть убийца. Но следователь также увидел, что Родион не обычный преступник, который убил с целью грабежа. В нем заговорила профессиональная гордость: он захотел, чтобы Раскольников сам признался в своем преступлении.

Этим он помог и герою, и не только потому, что тот пришел с повинной, это повлияло на мнение героя о своем преступлении. Хотя раскаяние придет гораздо позже, эти дни тяжелых раздумий стали первыми шагами к нему, к раскаянию.

В романе показаны три идеи: идея Сони о смирении, о всемогуществе Бога, а также идея Свидригайлова, с ее амбициозной направленностью, что он самый, самый... Между ними идея Раскольникова. Это потому, что Сонино видение мира возвышенно, а Свидригайлова - низко, Родион же совершает низкое дело, но с возвышенными мотивами.

Однако герой не таков, чтобы его сломала тоска и одиночество. Он стремится снова почувствовать себя «прежним человеком», идет к Мармеладовым, идет к Соне...

Это самая необыкновенная героиня романа, отличающаяся от всех других действующих лиц: «...испуганно было ее внезапное появление в этой комнате, среди нищеты, лохмотьев, смерти и отчаяния. Соня такая же бедная, как и другие, окружающие ее люди, но она видна в серой толпе, как будто от нее исходит внутренний свет».

Именно свет Сониной идеи озаряет весь роман, потому что это идея мира, добра и любви.

«Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!» Какая тоска, боль за человечество слышится в горьком раздумье Раскольникова!

Но спасение Родиона именно в этой Сонечке. Достоевский был убежден, что сострадание к чужому горю объединяет людей, делает их лучше. Объединило оно и Соню с Раскольниковым. Пожалуй, нет сильнее и непоколебимее идеи, в основе которой лежат силы, делающие людей счастливее.

В романе Ф. М. Достоевского, как и в произведениях. многих других русских писателей, встречаются описания шов главного героя. Для Достоевского сны имеют большое значение еще и потому, что они раскрывают характер и душу человека. В «Преступлении и наказании» встречается четыре сна Родиона Раскольникова, но мы рассмотрим и проанализируем первый сон, описанный Достоевским в начале романе.

Раскольникову снится его детство, еще в родном городке. Он гуляет с отцом и проходит мимо кабака, из которого выбегают пьяные мужики. Один из них, Миколка, приглашает остальных прокатиться не его телеге, в которую впряжена»маленькая, тощая саврасая крестьянская клячонка». Мужики соглашаются и садятся. Миколка бьет лошадь, принуждая ее тянуть телегу, но она из-за слабости не может даже идти шагом. Тогда хозяин начинает бить клячу с остервенением и добивает ее. Раскольников-ребенок в первый момент смотрит на все происходящее в ужасе, потом бросается защищать лошадь, но слишком поздно.

Атмосфера происходящего раскалена сильнейшими чувствами. С одной стороны, это злостная, агрессивная страсть разнузданной толпы, с другой - невыносимое отчаяние маленького Роди, сотрясающее его сердце жалостью к «бедной лошадке». И в центре всего - ужас и слезы добиваемой клячи. Не случайно, создавая эту страшную картину, Достоевский использует очень много восклицательных знаков.

Главная мысль эпизода заключается в неприятии убийства натурой человека, и в частности натурой Раскольникова. Перед сном герой думает о полезности убийства старухи-процентщицы, которая отжила свой век и «заедает» чужой, но после Раскольников просыпается в холодном поту и в ужасе от сцены, увиденной во сне. Эту перемену можно объяснить борьбой души и разума, которая постоянно происходит в главном герое. Сны не подчиняются разуму, в них раскрывается натура человека, и мы видим, что убийство отвратительно душе и сердцу Раскольникова. Но в реальности мысли и заботы о матери и сестре, желание доказать свою теорию об «обыкновенных» и «необыкновенных» людях на практике побуждают думать об убийстве и его полезности, заглушать муки натуры.

Достоевский вкладывает в первый сон главного героя свои мысли о причинах преступления и о противоестественности убийства.

Родной городок - это символ и самого Петербурга. Кабак, пьяные мужики, удушливая атмосфера - все это неотъемлемые составляющие Петербурга времен Достоевского. Автор считает, что Петербург является причиной и соучастником преступления Раскольникова. Город своей атмосферой, мнимыми тупиками, жестокостью и безразличием действует на главного героя, вовлекая его в болезненное состояние возбуждения. Именно это состояние подталкивает Раскольникова к созданию теории, которая овладевает его разумом и повелевает им самим.

Сон множеством нитей связан с тем, что произойдет потом в реальности романа. Раскольников, содрогнувшийся перед тем, что он задумал, все-таки убьет старуху и еще Ли-завету, такую же беспомощную и забитую, как кляча: она не осмелится даже поднять руку, чтобы защитить лицо от топора убийцы. Потом умирающая Катерина Ивановна выдохнет вместе с чахоточной кровью: «Заездили клячу!» Но Раскольников в этой странной реальности выступит уже как палач, как часть грубого, жестокого мира, присвоившего себе право убивать, все равно как: на спор ли, изобретая ли теории о сильных и слабых личностях.

Сон главного героя описан автором со всеми подробностями и напоминает сцену из стихотворения Н. А. Некрасова «О погоде». Действие сна разворачивается последовательно, в отличие, например, от сна Николеньки в романе Л. Н. Толстого «Война и мир», где происходящие события лихорадочно сменяют друг друга. Но первый сон Раскольникова не является единственным: за ним последуют еще три сновидения, и каждое из четырех имеет свое значение.

Первый сон главного героя сыграл важную роль в дальнейшем произведении, так как, развивая тему «наказания» Раскольникова, Достоевский покажет, что именно в душе хранятся все главные истины об отношении людей друг к другу: «Не суди», «Не убий», «Возлюби ближнего, как самого себя». И наказан Раскольников будет в первую очередь тем, что его сердце не примет преступления. Прислушайся Раскольников не к зову ума, а к зову сердца, прозвучавшему в первом сне, - страшное преступление не свершилось бы.

Если домашнее задание на тему: » Основные идеи романа «Преступление и наказание» оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

    • Идея Раскольникова о праве сильной личности на преступление в системе авторских опровержений (по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание") "Преступление

      Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

      Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

Мы все глядим в Наполеоны:

Двуногих тварей миллионы

Для нас орудие одно.

А. С. Пушкин

Я хочу рассказать вам о книге, которая не может не взволновать думающего читателя. Эта книга - роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Мне бы хотелось рассказать о философском направлении этого произведения, о его гуманистическом звучании, о значении этой книги для читателя сегодня. Роман “Преступление и наказание” написан в 1866 году. Но он не потерял своей актуальности и сегодня. Изменилось только время действия и формы общения между людьми. Мысли и чувства людей не изменились. Их стремления почти такие же, как и в XIX веке. Сейчас многих людей волнуют те же вопросы, какие задавал себе Родион Раскольников, главный герой романа “Преступление и наказание”. В своем произведении Достоевский подробно описывает вопросы, которые мучили Раскольникова. В романе Достоевского видны условия, из-за которых Раскольников попал в такое ужасное положение. Его унижали, оскорбляли; он был “тварью дрожащей”. Но человек не может жить в таком состоянии. Достоевский показывает весь ужас положения таких людей. Они очень измучены, им тяжело жить. И каждый стремится выбраться из такого состояния. Это стремление человека к свободе естественно. И Достоевский показывает попытку вырваться из такого состояния на конкретном примере. Роман “Преступление и наказание” - это произведение, посвященное истории о том, как мятущаяся человеческая душа шла через страдания и ошибки к постижению истины.

Для Достоевского, человека глубоко религиозного, смысл жизни заключается в постижении христианских идеалов любви к ближнему. В этом романе Достоевский рассматривает преступление Раскольникова с этой точки зрения. Для Достоевского преступление Раскольникова - это игнорирование христианских заповедей. Сам Раскольников является грешным человеком. Под этим Достоевский подразумевал не только грех убийства, но и гордыню, мысль о том, что все - “твари дрожащие”, а он, возможно, “право имеющий”.

Раскольников решил подняться “над этим муравейником”. Он решил убить старуху, ограбить ее и получить достаточно средств для достижения своих целей. Но его мучает один вопрос: имеет ли он право преступить юридические законы? Если обратиться к его теории, то можно увидеть, что Раскольников имеет право перешагнуть через любые препятствия, если это необходимо для достижения его целей. Убив старуху, Раскольников отнес себя к разряду людей, к которому не принадлежат ни “квартальные поручики”, ни сестра, ни мать, ни Разумихин, ни Соня. Раскольников “отрезал” себя от людей “как будто ножницами”. И для него это стало трагедией. Раскрыв поступок Раскольникова, Достоевский показывает результат. Человек не может жить без общения с людьми. Поэтому у Раскольникова начинается раздвоение личности. Раскольников верит в непогрешимость своей теории. Но в то же время он страдает от невозможности общаться с матерью и сестрой. Раскольников старается не думать о них. По логике его теории они должны попасть в разряд “низших людей”. Это значит, что топор другого Раскольникова может в любую минуту опуститься на их головы. И Раскольников должен отступиться от тех, за кого страдает. Он должен презирать, ненавидеть, убивать тех, кого любит. Раскольников не может этого перенести.

Он очень страдает от всего этого: “Мать, сестра, как я люблю их! Отчего теперь я их ненавижу? Да, я их ненавижу, физически ненавижу, подле себя не могу выносить...” В этом монологе выявляется весь ужас его положения. Достоевский не показывает нравственного воскрешения Раскольникова. Но он показывает ему путь для возрождения к новой жизни. Необходимость, неизбежность страдания на пути постижения смысла жизни - вот краеугольный камень философии Достоевского.

Философские вопросы, над разрешением которых мучился Родион Раскольников, занимали умы многих мыслителей, например Наполеона, Шопенгауэра. Ницше создал теорию “белокурых бестий”, “суперчеловека”, которому все разрешается. Позднее она послужила основой для создания фашистской идеологии, которая, став господствующей идеологией третьего рейха, принесла многочисленные бедствия всему человечеству. Поэтому гуманистическая позиция Достоевского имела и имеет огромное общественное значение.

Мне кажется, что роман Достоевского “Преступление и наказание” должен прочитать каждый человек. Его действие происходит в XIX веке, но и сейчас многие люди пытаются разрешить проблему, которую поставил перед собой Родион Раскольников. Этот роман полезен всем людям. Те, кто еще не столкнулся с такой проблемой, увидят последствия поступка главного героя романа и постараются не совершить подобной ошибки. А те люди, которые попали в похожую ситуацию, найдут в романе выход из создавшегося положения.

Мне этот роман очень помог. Когда я его прочитал, то смог глубже понять смысл жизни. Этот роман предостерег меня от ошибок, которые я мог бы совершить. Я думаю, что это очень интересная, полезная книга, которую должен прочитать каждый человек, не просто прочитать, а задуматься над теми проблемами и вопросами, о которых хотел предупредить человечество Достоевский.