Нелегальная эмиграция. Проблема нелегальной миграции в современном обществе
Введение
Современная ситуация в мире отмечена масштабностью миграционных процессов. Россия активно включена в динамику миграции народонаселения: за последнее десятилетие она вышла на второе место в мире после США среди принимающих стран.
По сравнению с другими странами Россия столкнулась с миграцией по историческим меркам относительно недавно. За это время Россия прошла сложный путь динамического формирования собственного законодательства, отвечающего основным международным стандартам и уровню развития миграционных отношений в стране.
Известно, что пик миграционной активности обрушился на Россию в начале 1990-х годов – так называемая постсоветская миграция. Резкий переход к политике «Открытых дверей» в условиях неподготовленной к широкомасштабным миграционным потокам законодательной базы, органов государственной власти, оснащения границ и привело к тому, что государство, по существу, утратило контроль над процессами миграции. Сыграли свою роль и другие факторы – внутренняя социально – политическая напряженность, сложная ситуация, имевшая место в Северо – Кавказском регионе, изменение общей конъюнктуры на рынке труда и др.
Спонтанная, неуправляемая миграция оказывала негативное влияние на экономическое, социальные, демографические, этнокультурные и другие процессы как в Российской Федерации в целом, так и в остальных ее регионах. Результатом такой нерегулируемой миграции стали: рост криминогенных очагов, неравномерность развития региональных рынков труда, угрозы безопасности приграничным субъектам Федерации, прежде всего на Дальнем Востоке РФ. Неконтролируемая миграция не позволяла обеспечить защиту прав самих мигрантов.
В связи с этим во многом из ситуативной правовой миграционной политики, из политики аффирмативных действий, являющихся результатом последующего, часто слабого реагирования на возникающие изменения миграционной обстановки, современная российская миграционная правовая политика постепенно трансформируется в политику активных действий, обеспечивающую не только предсказуемость миграционных процессов, но и их направление в нужное для страны русло.
1. Понятие и сущность незаконной миграции
Для формирующегося общего рынка труда стран СНГ первостепенное значение имеет трудовая миграция, которая получает все большее распространение в связи с вовлечением бывших союзных республик в международный миграционный обмен и процессы глобализации. Ключевой фигурой данной миграции является трудящийся мигрант. В соответствии с международной конвенцией о защите прав трудящихся мигрантов и членов их семей, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 18 декабря 1990 г., трудящийся мигрант - это лицо, которое занимается оплачиваемой трудовой деятельностью в государстве, гражданином которого оно не является. В контексте проблем формирования рынка труда стран СНГ более правомерно применять термин «трудовая миграция» в трактовке Международной Конвенции ООН 1990 года. Трудовая миграция осуществляется в легальной и нелегальной формах.
Субъектами незаконной миграции являются неконтролируемые и нелегальные эмигранты, незаконные иммигранты. К неконтролируемым эмигрантам относятся российские граждане, выезжающие через территорию стран ближнего зарубежья и другие страны. Нелегальные эмигранты – это российские граждане, которые нелегально выезжают из нашей страны. Незаконные иммигранты являются иностранные граждане и люди без гражданства, въезжающие в Россию нелегально, по недействительным документам или без них, объявленная ими цель въезда не соответствует их намерениям.
Картина формирования общего рынка труда не будет полной без анализа количественных и качественных параметров нелегальной миграции. В последние десятилетия масштабы нелегальной миграции резко возросли и расширилась ее география. Образование новых независимых государств на территории бывшего Союза ССР и наличие прозрачных границ между странами СНГ создали благоприятные условия для бесконтрольного проникновения на постсоветское пространство нелегальных мигрантов из дальнего зарубежья. Возросла нелегальная миграция и между странами СНГ, в основном на территорию России.
На процессы нелегальной миграции повлияли факторы, связанные с глобализацией.
Во-первых, усилением иммиграционного контроля во многих странах запада уменьшило возможности легального въезда, что сказалось на более активном использовании нелегальных каналов.
Во-вторых, неформальная экономика предъявляет все возрастающий спрос на нелегальную иностранную рабочую силу из-за ее дешевизны и непритязательности.
В-третьих, приобрел глобальный характер бизнес, связанный с контрабандой людей.
В четвертых, с отменой эмиграционного контроля многие государства, особенно бывшие социалистические страны, стали перевалочными пунктами для нелегальных мигрантов из стран дальнего зарубежья.
К нелегальным мигрантам с учетом опросов, проведенных специалистами, относятся следующие группы лиц:
Лица, въезжающие в страны СНГ нелегально: без документов, чужим документам, а также иностранцы
Иностранные граждане, обучающиеся в странах СНГ или работающие по трудовым контрактам и после завершения сроков учебы или работы не пожелавшие вернуться на родину.
Транзитные мигранты, которые намереваются выехать в одну из стран запада в целях получения там работы или статуса беженца
Беженцы, которые уклоняются от выезда из страны после получения отказа от убежища.
В современной научной литературе и СМИ существует множество различных оценок количества нелегальных мигрантов. По данным ФМС МВД РФ, количество нелегальных мигрантов в России составляет около 3 млн. человек, причем процесс их увеличения происходит достаточно интенсивно. За последние 5 лет число задержанных на границе России возросло почти в 10 раз. Среди них оказались граждане более 30 стран, с которыми Россия не имеет общих границ (Бангладешь, Турция, Шри-Ланка, Индия, Пакистан, Афганистан, Вьетнам и др.)
Для предотвращения незаконной миграции введен иммиграционный контроль, который осуществляется в пунктах пропуска через границу. Предусмотрена выдача разрешений работодателям на привлечение иностранной рабочей силы, установлены квоты на ее привлечение. Принимать решения о нежелательном пребывании иностранных граждан и лиц без гражданства в нашей стране имеют право МВД, ФСБ, Минобороны, Минздрав, комитет по финансовому мониторингу, Служба внешней разведки, Минюст и МИД России.
2. Административная ответственность за правонарушения в сфере незаконной миграции и миграционных правоотношений
Административным правонарушением в области защиты Государственной границы может быть признано нарушение установленного порядка управления в этой сфере, но не все составы проступков связаны с незаконной миграцией; часть из них касается обеспечения функционирования границы и ее неприкосновенности (например, нарушения правил хозяйственной деятельности в пограничной зоне или правил мирного прохода через территориальное море). Для миграционного права представляют интерес нормы, устанавливающие ответственность за нарушение:
Правил пересечения Государственной границы, порядка следования от Государственной границы до пунктов пропуска (и в обратном направлении);
Правил въезда (выезда) и пребывания в пунктах пропуска через Государственную границу.
Согласно ст. 9 Закона РФ от 01 апреля 1993 г. №4730-I «О Государственной границе Российской Федерации» ее пересечение на суше лицами и транспортными средствами осуществляется на путях международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами РФ или решениями Правительства РФ. Данными актами определяется время пересечения Государственной границы, устанавливается порядок следования от Государственной границы до пунктов пропуска через нее и в обратном направлении; при этом не допускается высадка людей, выгрузка грузов, товаров, животных и прием их на транспортные средства.
Под пунктом пропуска через Государственную границу понимается территория в пределах железнодорожного, автомобильного вокзала, станции, морского, речного порта, аэропорта, аэродрома, открытого для международных сообщений, а также иное специально оборудованное место, где осуществляется пограничный, а при необходимости и другие виды контроля и пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.
В соответствии со ст. 14 Закона РФ «О государственной границе Российской Федерации» иностранные граждане и лица без гражданства, не имеющие статуса лиц, проживающих или пребывающих на российской территории, пересекшие Государственную границу с территории иностранного государства, при наличии в их действиях признаков преступления или административного правонарушения привлекаются к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. В случаях, когда отсутствуют основания для возбуждения уголовных дел или производства по делам об административных правонарушениях, но эти лица не пользуются правом получения политического убежища в соответствии с Конституцией РФ, пограничные органы и пограничные войска в официальном порядке передают их властям государства, с территории которого они пересекли Государственную границу. Если передача нарушителей властям иностранного государства не предусмотрена договором Российской Федерации с эти государством, пограничные органы и пограничные войска выдворяются их за пределы Российской Федерации в определяемых пограничными органами и пограничными войсками местах.
Дела о данных административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами пограничных органов.
Субъектами данных правонарушений выступают как граждане (должностные лица) Российской Федерации, так и иностранные граждане и апатриды. Нормы не дифференцируются в зависимости от субъекта правонарушения, в частности, по составам «Нарушение пограничного режим в пограничной зоне»; «Нарушение пограничного режима в территориальном море и во внутренних морских водах Российской Федерации»; «Нарушение правил, относящихся к мирному проходу через территориальное море Российской Федерации или к транзитному пролету через воздушное пространство Российской Федерации»; «Нарушение порядка прохождения установленных контрольных пунктов (точек)»; «Неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей по охране Государственной границы Российской Федерации».
Временное проживание
Временное пребывание Беженец
Терминология
Миграция бывает внутренней и внешней. Внешняя миграция делится на две категории - эмиграция, выезд населения из страны; и иммиграция, въезд людей в страну. В современном мире наиболее актуальна проблема нелегальной иммиграции. Нелегальная иммиграция - это нарушение иммиграционных законов страны.
Факторы нелегальной миграции
Среди факторов нелегальной иммиграции выделяются следующие:
- потребность работодателей в дешёвой рабочей силе
- экономическое отставание стран-поставщиков мигрантов от стран-потребителей дешёвой рабочей силы
Последствия
Одними из самых явных последствий нелегальной иммиграции являются:
- Разрушение семей, так как мигранты-рабочие вынуждены очень долго находиться далеко от своих семей.
- Нарушение жилищного кодекса, иными словами перенаселение занимаемых жилых площадей, так как нелегалы стараются сэкономить на аренде. Это в свою очередь ведет к недовольству коренного населения, вынужденного жить в непосредственной близости скопления иммигрантов.
- Рост преступности, так как с нелегальными иммигрантами зачастую в страну проникают этнические организованные преступные группировки.
- Экономическое бремя для налогоплательщиков, так как иммигрантам приходится пользоваться медицинскими услугами в общественных мед. учреждениях, их дети посещают общественные школы, увеличиваются расходы муниципалитетов на поддержание правопорядка, и т. п. В это же время нелегальные мигранты и их работодатели не платят налоги.
Нелегальная миграция в России
По официальным данным органов власти РФ: «Экономический ущерб, причиненный России нелегальной миграцией в виде неуплаты налогов, составляет более 8 млрд долл. … ежегодно мигранты из стран СНГ вывозят из России свыше 10 млрд долл» - заявил глава Федеральной миграционной службы (ФМС) РФ Константин Ромодановский, 15.09.2006.
По сообщениям ряда СМИ в некоторых отраслях число нелегалов составляет около 100%, так только в году в строительном бизнесе число нелегалов доходило до 90% .
Нелегальная миграция в других странах
США
В США существует огромная проблема нелегальной иммиграции. По официальным оценкам около 12 миллионов (а по неофициальным около 40 миллионов) нелегальных мигрантов находится в стране. Существует две категории нелегалов: те, кто приехали легально, и остались с просроченными иммиграционными документами, и те, кто пересек границы страны нелегально. Большинство нелегальных мигрантов попали в США через южную границу с Мексикой, в основном из Мексики и других стран Латинской Америки. 90% - мексиканского происхождения.
Швейцария
Европа
Особую проблему для Европейского континента несут мигранты из Африки . Так, мигранты из Африки, ища счастья на Европейском континенте, платят по 2 тыс. у.е за перевоз через Средиземное море . При этом доплывают далеко не всегда - часто тонут или гибнут от истощения.
Израиль
Ссылки
- Проблема нелегальной иммиграции в контексте современной реальности
- Журнал «Отечественные записки» № 4 (19) (2004) Тема номера: Миграция: угроза или благо?
- Нелегальная миграция остается большой проблемой России
- Нелегальная миграция и организованная преступность: региональные аспекты
- Что в России означает понятие «регулирование миграции»?
- Об отношениях между нелегальными мигрантами и милицией в Москве, читайте в статье
Ольги Богуславской: «Дом с привидениями»
- Числа-США - оказывает давление и лоббирование против иммиграции
- VDARE - освещает проблемы нелегальной иммиграции
- Пропало судно с мигрантами из Египта - новость на сайте Ленты.Ру
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Нелегальная иммиграция" в других словарях:
- (часто также называемая Инфильтрация из Африки в Израиль в израильских СМИ и израильским правительством) название явления, которое началось во второй половине 2000 х, ког … Википедия
Незаконная (нелегальная) иммиграция - въезд, пребывание и/или осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности на территории страны с нарушением установленного порядка, т.е. без оформления или с ненадлежащим оформлением соответствующих документов и разрешений, определенных … Миграция: словарь основных терминов
Иммиграция в Канаду это процесс иммиграции населения, посредством которого люди переселяются в Канаду на постоянное место жительства. Многие, но не все становятся подданными государства. Канада страна иммигрантов. Глобальная репутация … Википедия
Конституционн … Википедия
По официальным данным во Франции в 2006 году находилось 5,1 миллиона иммигрантов и 3,6 миллиона иностранцев. Следует отметить официальные французские определения терминов «иммигрант» и «иностранец»: иммигрантом является лицо, проживающее во … Википедия
Запрос «Иммигрант» перенаправляется сюда; см. также другие значения … Википедия
Иммиграция и ее воздействие на рынок рабочей силы - И. представляет собой перемещение трудоспособного населения и одной страны в другую в поисках работы, лучших условий жизни. Одна из причин миграции – неравномерность процесса инвестирования в разных странах, национальные различия в заработной… … Словарь по экономической теории
Актуальным для современной России стало разделение миграции на легальную и нелегальную. Сегодня Россия является крупным мировым центром, принимающим трудовые ресурсы из стран СНГ и дальнего зарубежья. Одновременно страна привлекательна для миграционного транзита и активно используется мигрантами азиатских и африканских стран. По официальной статистике привлечение иностранных работников в российскую экономику за последние 10 лет возросло в 6 раз и достигло в 2005 году 702,5 тысяч. В первом полугодии 2010 г. легально использовался труд уже почти 706 тысяч иностранцев, среди которых доля граждан СНГ составляет более половины.
Легальная трудовая миграция играет для России позитивную социально-экономическую роль во многих отношениях. Трудовые мигранты заполняют не престижные ниши на рынке труда с тяжелыми условиями работы, на которые не всегда соглашаются местные жители. Этим поддерживается и стимулируется рост целых отраслей экономики. Пример - развитие строительной отрасли в крупных городах России, которая основана на использовании дешевой рабочей силы из-за рубежа. Трудовая миграция стала источником мощного потока денежных переводов в СНГ - они направляются трудовыми мигрантами из России их семьям - и превратилась не только в средство выживания значительной части населения в регионе, но и в механизм экономической интеграции, сближающий между собой население стран СНГ.
Главным аспектом в вопросе регулирования миграционных процессов является проблема нелегальной миграции, которая имеет множество аспектов - от экономического, до морально-нравственного.
Последнее время нелегальная миграция становится угрозой национальной безопасности для многих развитых стран. Нелегальной, или незаконной, миграцией в России считается въезд в страну, пребывание и выезд с ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением законодательства РФ, регулирующего порядок въезда, пребывания, транзитного проезда и выезда иностранных граждан, а также произвольное изменение ими своего правового положения в период нахождения на территории РФ.
Оценка численности незаконных мигрантов в обследованных регионах России (Москва, Санкт-Петербург, Саратов, Ростов-на-Дону, Ставрополь, Владивосток, Хабаровск и прилегающие области, Республика Бурятия, Омская и Оренбургская области) варьирует от 0,5 до 3% населения, в Москве она составляет более 10%. Численность незаконных мигрантов растет и, по-видимому, будет продолжать расти вследствие уменьшения легального пространства для внешних миграций с введением нового российского законодательства и дефицита рабочей силы в условиях демографического кризиса и стабилизации экономики.
Данные опроса 1225 незаконных мигрантов показали, что около 90% потоков незаконной миграции идет в Россию из стран СНГ, остальные - из стран дальнего зарубежья, прежде всего, из Юго-Восточной Азии. Большинство мигрантов приезжает из крупных городов и столиц (около 60%) или из небольших городов (около 25%), мигрантов из села мало (не более 15%) Цориева Е.С. К вопросу об особенностях и современном состоянии миграции в России. - Владикавказ: ВИУ, 2006. - С. 9..
Из трех составляющих нелегальной миграции (нелегальный въезд, нелегальное пребывание и нелегальная занятость) в России наиболее распространена нелегальная занятость. Разрешение на работу имеют менее 30% опрошенных, регистрацию по месту проживания - около 50%.
В России все большее число мигрантов из-за рубежа оказываются в теневом секторе экономики и занятости. Растут потери для бюджета из-за недополучения платы за использование иностранной рабочей силы, уклонения от уплаты налогов и отчислений в социальные фонды. Иностранные рабочие, не имеющие определенного правового статуса, практически беспрепятственно занимают на рынке труда ряд сфер деятельности, в которых могли бы трудиться российские граждане. Нелегальная миграция ведет к усилению давления на занятость в нетеневом секторе, препятствует здоровой рыночной конкуренции, способствует наполнению рынка труда неквалифицированной рабочей силой. Создавая неконтролируемый рынок товаров и услуг, стимулируя развитие в нем теневых сегментов и искажая систему взаимоотношений между субъектами рынка и государством, нелегалы тормозят создание в стране эффективного цивилизованного рынка труда.
Роль нелегальной трудовой миграции отрицательна. Она стимулирует рост теневой экономики и демпинг заработной платы, создает почву для коррупции, нарушения прав и эксплуатации работодателями мигрантов, формирует замкнутые анклавы и усиливает межнациональную напряженность в обществе. Не все денежные переводы проходят через официальные каналы. По некоторым данным, гастарбайтеры переводят и вывозят из России до 15 млрд. долларов ежегодно. При абсолютной прозрачности это должно давать 4,5 млрд. налоговых отчислений.
К сожалению, в России не существует сколько-нибудь достоверных оценок масштабов незаконной иммиграции. Отсутствует точная статистика о количестве нелегальных мигрантов на территории страны. Наряду с легальными иммигрантами в страну ежегодно иммигрирует большое количество незаконных иммигрантов. По оценке ФМС только в 2008 году в России работало не менее 3,5 млн. нелегальных мигрантов и в настоящее время эта цифра многократно возросла. По мнению МВД России, на одного легально работающего иностранца приходится 10 незаконно работающих иммигрантов. Согласно прогнозам Росстата России в 2015 году в России будет находиться не менее 19 млн. нелегальных мигрантов. Таким образом, в ближайшем будущем доля незаконных мигрантов превысит 10 процентов населения страны.
С момента развала СССР экономика России являлась одной из самых стабильных, что вызвало приток эмигрантов из других республик бывшего Союза, которые ищут дополнительный заработок или лучшей жизни в РФ. К сожалению, большинство въезжающих в страну людей прибывают и/или работают без соответствующего разрешения. Но часть из них отказываются ассимилироваться в том обществе, которое их приняло, что вызывает дополнительные социальные проблемы – нарастает напряжение между местными и приезжими, увеличивается конкуренция за вакантные должности, начинается образование различных националистических движений.
Нелегальную эмиграцию можно условно разделить на два типа – нелегальное пересечение границы и неразрешенное пребывание на территории страны. Чаще всего присутствуют оба вида.
Что относится к первому типу:
Что относится ко второму типу:
- Лица, которые легально (или нет) пересекли государственную границу, но при этом не попытались оформиться как беженцы, вынужденные переселенцы или получить временный вид на жительство в государстве;
- Лица, обратившиеся за статусом беженца/переселенца/вида на жительство, но которым по разным причинам было отказано в обращении;
- Лица, которые перебираются через Российскую Федерацию в третью страну, но при этом нарушают установленные правила транзита для иностранцев через территорию государства;
- Те, кто по каким-либо причинам отказались регистрировать своё пребывание в РФ в соответствии с законами России;
- Те, кто находится в стране дольше того срока, который разрешён им по закону, без попыток продления времени пребывания.
Мифы о нелегальной эмиграции в РФ
За время нелегальной эмиграции на территорию России среди русских начали распространяться различные мифы, касательно данной проблемы, которые со временем были раздуты в СМИ до катастрофических масштабов. К счастью, все эти слухи сильно преувеличены, а некоторые и совсем не имеют под собой стойких обоснований. Но это не значит, что проблем нет или что они не появятся в будущем, поэтому их желательно решать на уровне формирования.
Миф 1: вырождение русских с помощью эмигрантов
В определённых кругах русского общества популярна идея целенаправленной экспансии при помощи эмигрантов стран Закавказья, Центральной Азии и . Как считают сторонники данной идеи: народы этих стран частично целенаправленно, а иногда и нет, заселяют определённые регионы Российской Федерации с целью, чтобы через 20-30 лет на этих землях практически не осталось этнических русских. А также некоторые считают, что при помощи эмигрантов правительства других стран (в первую очередь Китая) хотят «отхватить» некоторые территории России.
Данный миф появился исходя из определённых статистик по миграции в РФ. Источники, из которых были взяты данные часто не проверены и не вызывают доверия. Разные информаторы трактуют различные цифры – где-то пишут, что за последние 10 лет на территорию РФ переселилось около 1 — 2 млн человек, другие приводят цифру 10 — 15 млн мигрантов, а некоторые озвучивают вплоть до 30 млн.
По официальной статистике ООН, за последние 10 лет на территорию России въехало около 12-15 млн человек (как легально, так и нет).
Однако к данным приводится пояснение, что около 85% всех въехавших на территорию страны принадлежали к этническим русским. Следовательно, целенаправленной демографической экспансии простив России нет, либо она носит не такие уж глобальные масштабы.
Миф 2: пройти через южные границы РФ не составляет труда
По мнению некоторых СМИ – южные рубежи Российской Федерации очень легко пересечь нелегальным путём (обход КПП, попытка избежать таможенного контроля или предъявление фальшивых/чужих/просроченных документов). Действительно, на Кавказской и Северо-Западной границе самое большое количество нарушений. На всех остальных КПП тоже находятся лица, желающие нелегально пройти пограничную черту.
По статистике на Северо-Западной и Кавказской границе за год фиксируется до 2000 нарушений, на всех остальных пограничных участках не более 1500 случаев. Однако большинство нарушителей задерживается в последнее время после незаконного пересечения границы.
А также, что касается Северо-Западных рубежей, там где РФ граничит с , странами Прибалтики и Беларусью, то здесь чаще фиксируются обратные нарушения, т. е. нелегально пытаются перейти границу со стороны России. Как правило, это так называемые транзитные эмигранты, т. е. те, кто мигрирует из южных стран в Европу, проходя по территории нашего государства, но встречаются нарушения и со стороны граждан РФ.
Однако ситуация с поддельными документами на контрольно-пропускных пунктах встречается достаточно часто (в год фиксируются десятки тысяч случаев). Всех, у кого обнаруживают поддельные/чужие/недействительные документы сразу разворачивают назад, благодаря чему мало кому удаётся пересечь границу данным способом.
Всего нелегально в РФ проходит не более 5 тысяч человек в год, 90% из которых задерживаются и депортируются в ближайшее время после фиксации нарушения.
Миф 3: иностранцы постепенно колонизируют приграничные районы РФ
Один из самых «бредовых» мифов, который практически ничем не обоснован, заключается в том, что иностранные нелегалы ведут хозяйственную деятельность в приграничных регионах (чаще всего, где небольшое число жителей), тем самым пытаясь присвоить определённые территории в пользу соседних государств.
По факту же – максимальное число нерусских граждан, которое было зафиксировано в приграничных районах – около 14% от общего населения региона, этого явно недостаточно для того, чтобы данная территория вышла из состава РФ. А также в ближайшие десятилетия особого прироста мигрантов не ожидается, поэтому национальный состав приграничных территорий сильно не изменится, т. к. большинство нелегалов старается перебраться в крупные города (Москву, Питер, Новосибирск и т. д.).
Миф 4: нелегалы из Центральной Азии занимаются наркоторговлей
Согласно этой легенде – большое количество наркотиков в Россию идёт через южные границы и чаще всего в обход таможни или КПП. В большинстве своём данный миф правдив, т. к. значительная часть наркотрафика в РФ (около 85-90%) поступает через границу с Казахстаном, т. е. основными поставщиками являются всё-таки жители стран Центральной Азии. А также по утверждению самих пограничников, удаётся выявить всего около 1-2% наркотрафика и принять меры к контрабандистам.
Но, несмотря на то, что основная масса наркоторговцев всё-таки из стран Центральной Азии – это не означает, что все или большая часть эмигрантов из этих стран занимаются торговлей наркотиков. Из общего потока людей из Центральной Азии (не считая Казахстана) только 5% является наркоторговцами, остальные же обычные эмигранты. А также стоит учитывать, что наркотики перевозят в основном не через КПП и таможню, а в обход неё.
Миф 5: приезжие из мусульманских стран – это террористы
Из-за последних событий в Европе, а также беспорядков в Чечне, Дагестане и странах Закавказья в конце 90-х, создали укрепившийся миф, что все мусульмане из иностранных государств – это потенциальные экстремисты и террористы.
Однако данная выдумка была больше актуальна в начале 2000-х, т. к. в настоящий момент количество мигрантов задержанных на границе РФ с умыслом совершить теракт и/или завербовать кого-либо в экстремистские организации относительно невелико (не более двух сотен случаев за последние несколько лет).
Влияние нелегальной миграции на социально-экономическое развитие страны
На сегодня потоки миграции населения планеты складываются по разным причинам – религиозным, социальным, политическим, экономическим, военным, национальным. В зависимости от причины, по которой переселяется большинство лиц на территорию РФ, складывается определённое влияние на экономику и социальные взаимоотношения в стране.
Но также стоит учесть, что миграционные потоки не только в РФ, но и во многие другие страны мира формируются из-за резких изменений в количестве жителей планеты. Население прирастает неравномерно – в одних странах оно растёт быстрее, в других местные обитатели идут на убыль. Чаще всего в первую категорию попадают земли третьего мира, где власти не в силах взять под контроль демографическую обстановку.
Соответственно, большинство мигрантов – это жители данных государств с неразвитой/неэффективной экономикой, нестабильной ситуацией в регионе. Влияние на развитие страны, принимающей эмигрантов, складывается от того факта насколько хорошо у властей края получается создать условия для ассимиляции мигрантов и реализации их человеческого потенциала.
С одной стороны, прирост мигрантов оказывает положительный эффект на принимающие государства – увеличивается количество рабочих рук, что приводит к росту конкуренции на рынке труда, способствует удешевлению и отчасти росту качества выпускаемых товаров. Чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда местные и приезжие пытаются разными способами повышать уровень своей квалификации, что тоже хорошо сказывается на эффективности экономики страны и позволяет поднимать уровень жизни населения.
С другой стороны, есть и тёмная грань миграции жителей – если государство будет бесконтрольно впускать переселенцев из других краёв, не предъявляя им никаких требований/квот, а также не будет заботиться об их адаптации в принимающем обществе и приспособлении самого общества под потоки мигрантов, то страну может ждать экономический коллапс.
Большое количество выходцев из других стран, которые не отличаются высоким профессионализмом, смогут вытеснить часть местного населения с низкоквалифицированных должностей (трудятся они так же, как и местные, а зарплаты у них ниже), что повлечёт рост безработицы и уменьшение оплаты труда.
Из этого будут вытекать различные этнические конфликты и общее понижение уровня жизни в регионе.
Нелегальная же миграция оказывает в большей части негативное влияние на социально-экономическое развитие общества по нескольким причинам: