Классификатор бюджетных нарушений. Классификатор нарушений объектов бухгалтерского наблюдения

1.Неправильное отнесение объектов основных средств к МБП

2.Неправильное исчисление срока полезного использования основных

средств, бывших в употреблении.

    Неправильное отнесение затрат некапитального характера

    Неправильный расчет первоначальной стоимости объектов основных средств.

    Неправильные отражение операций по приобретению основных средств на счетах бухгалтерского учета.

    Неправильная трактовка понятий « текущий ремонт», «капитальный ремонт» , «реконструкция», «достройка» , «дооборудование».

    Отсутствие актов приема-передачи ОС-1.Постановка на учет на основании накладной и счета-фактуры.

    Неправильное отнесение НДС на возмещение из бюджета при отсутствии счетов- фактур.

    Отсутствие проектно-сметной документации на строительство объектов.

    Несвоевременное оприходование объектов основных средств.

    Неправильный расчет с физическими лицами за проданные ими основные средства.

3.2.2.Нарушения при аналитическом учете

1.Отсутствие приказов и договоров о материальной ответственности с материально-ответственными лицами.

2.Неправильная классификация основных средств.

3.Отсутствие инвентарных номеров.

4.Отсутствие технической документации.

3.2.3.Нарушения при начислении амортизации

1.Неправильное отнесение амортизации основных средств по объектам непроизводственного назначения на издержки обращения.

2.Начисление амортизации после срока полезного использования.

3.Необоснованное использование метода ускоренной амортизации.

4.Неправильное применение шифра.

3.2.4.Нарушения при восстановлении основных средств

1.Неправильное отражение операций по ремонту основных средств на счетах бухгалтерского учета.

2.Отсутствие смет на ремонт, актов приема- передачи выполненных работ по ремонту.

3.Скрытие под видом ремонтных работ затрат на новое строительство.

3.2.5.Нарушения при выбытии основных средств.

1.Неполнота оприходования материальных ценностей при списании основных средств.

2.Неправильное отражение операций по выбытию основных средств на счетах бухгалтерского учета.

3.Неполное заполнение реквизитов на актах списания.

4.Неправильная оценка материальных ценностей от списания основных средств.

5.Неправильный расчет результата от выбытия основных средств.

6.Отсутствие документов, подтверждающих рыночную стоимость материальных ценностей в результате списания основных средств.

7.Неправильное списание сумм дооценки по объектам основных средств.

8.Неправильное начисление НДС при реализации основных средств.

9.При реализации в целях определения налогооблагаемой прибыли не применяется или неправильно применяется индекс-дефлятор.

3.2.6.Нарушения при аренде основных средств.

1.Неправильное отнесение на себестоимость сумм по арендной плате

по основным средствам, арендуемых у физических лиц.

2.Отсутствие счетов -фактур по арендной плате.

Глава 4 Аудит основных средств оао «Игринский лпх»

В целях изучения системы учета и получения информации о состоянии внутреннего контроля основных средств необходимо разработать тесты.

Таблица 4.1.Тесты для оценки внутреннего контроля учета основных средств.

1.Ведется ли учет движения основных средств на типовых бланках?

2.Включается ли в первоначальную стоимость основных средств, приобретен-ных за плату, сумма НДС?

3.Какова периодичность начисления амортизации по основным фондам?

4.Имеются ли случаи реализации, сдачи в аренду основных средств без согласия Государственного комитета по имуществу УР?

5.Имеется ли приказ о лицах,от-

ветственных за сохранность основных средств в местах эксплуатации?

6.Заключен ли договор с лицами, ответственными за сохранность основных средств о материальной ответственности?

7.Какова периодичность проведения инвентаризации

основных средств?

8.Какой метод переоценки использует предприятие?

9.Передаются ли основные средства в текущую или финансовую аренду?

10.Фиксируются ли в учете места размещения и эксплуатации основных средств и за кем они закреплены?

11.Анализируются ли периодически коэффициенты покрытия?

12.Анализируется ли периодически правильность начисления налогов?

13.Выбран ли вариант начисления амортизации основных средств в учетной политике предприятия?

14.Проверяют ли начисление амортизации внутренние аудиторы или другие ответственные лица?

15.Выбран ли вариант учета и финансирования затрат на ремонт основных средств в учетной политике?

16.Соответствуют ли данные регистров учета основных средств данным Главной книги?

ежемесячно

1 раз в3 года

индекс-ный

Низкий уровень контроля, прове-рить первичные документы и формление рекви-зитов

Проверить счета-фактуры, договоры купли-продажи, формы№ОС-1

Проверить разработочные таблицы,записи по счету 02,машинограмм,

Арифметическая проверка

Проверить записи

по кредиту счета 01, 47 ,инвентарные карточки

Проверить выбо-рочно приказы

Низкий уровень контроля

Проверить пра-вильность офор мления результатов инвентаризации, приказы, акты

Проверить ведо-мости по перео-ценке, правильн.

Применения индексов

Проверить договоры

Проверить формы №ОС-1,ОС-6

Низкий уровень контроля

Низкий уровень контроля

Проверить ведо-мости начисления амортизации

Низкий уровень контроля

Проверить первич-ные документы

Проверить соответствие

Из данных тестирования, приведенных в таблице 4.1 можно сделать вывод, что на предприятии не проводится периодически инвентаризация отдельных объектов основных средств, а только один раз в год. что определено учетной политикой предприятия. Выбрана единая учетная политика по амортизации стоимости объектов. Амортизационные отчисления производятся линейным способом. Выбран вариант учета и финансирования затрат на ремонт основных средств: затраты на ремонт относятся непосредственно на себестоимость услуг Контроль за правильностью начисления амортизации со стороны специалистов и внутренних аудиторов отсутствует. .На предприятии практически отсутствует анализ использования основных средств и анализ правильности возмещения и начисления налогов, что может привести к финансовым санкциям за допущенные ошибки.

Важными элементами аудиторской деятельности при планировании аудита являются оценка аудиторского риска и определение информационной базы для проведения проверки.

Аудиторский риск - это оценка риска неэффективности предстоящей проверки аудитором, который в своем заключении сделал вывод о том, что бухгалтерская отчетность у клиента достоверна, в действительности же там возможны существенные ошибки и пропуски, не попавшие в поле зрения аудитора, или же признал, что отчетность содержит существенные искажения, когда на самом деле таких искажений в ней нет.

Поэтому информация, полученная в ходе предварительного аналитического обзора, подлежит оценке, основывающейся на различных аспектах контроля: неэффективности системы внутрихозяйственного контроля; неэффективности системы учета клиента; невыявления ошибок экономического субъекта аудиторами.

Аудитор должен изучить все риски на стадии планирования и при оценке использует три степени градации: высокий, средний, низкий.

Внутрихозяйственный риск выражает меру ожидания аудитором вероятности содержания в отчетности ошибок, превосходящих допустимую величину, до проверки внутрихозяйственного контроля.

Риск контроля выражает меру ожидания аудитором вероятности пропуска ошибок, превосходящих величину, допустимую системой внутрихозяйственного контроля.

Риск необнаружения выражает меру готовности аудитора признать вероятность невыявления в процессе аудита ошибок, превосходящих допустимую величину.

На основании предварительного обследования уровень внутрихозяйственного риска примем 80%, уровень риска контроля 80%,уровень аудиторского риска по статистике равен 4 %, тогда риск необнаружения будет равен:

РН =0,04: (0,8 х0,8) х100 = 6,25% , следовательно необходимо проверить каждый второй документ.

На основании вышеизложенного разработаем программу аудиторской проверки.

Таблица1.Программа аудиторской проверки основных средств

Источник информации

Процедуры

Нормативный документ

1.Аудит наличия и аналитического учета основных средств.

1.1.Проверки наличия объектов основных средств

1.2.Проверка зак- люченных договоров о материальной от- ветственности с лицами,ответствеными за сохранность ос-новных средств.

1.3.Проверка сроков проведения инвен-таризации

1.4.Проверка ведения инвентарных карточек по всем объектам ос-новных средств

1.5.Проверка правиль-ности отнесения средств к основным средствам

Инвентарные карточки.

Приказы с материально-ответствен-ными лицами. Список лиц, ответственных за хранение и образцы под- писей.

Приказы и инвентарные ведомости

Инвентарные карточки, акты приема и выбытия,инвентарный список

Акты приема, инвентарные карточки, до-говоры купли- продажи

Инвентариза-ция

Документаль-ная проверка, сверка доку-ментов

Изучение документов

Сверка документов, и выборочная сверка наличия с инвентарным списком.

Проверка сто-имости и срока полезного ис-пользования

Методические указания по проведению инвентариза-ции № 49

КЗоТ,Указ президиума ВС РСФСР 1976 г. Перечень лиц, с которыми можно заклю-чать договора о материальной ответственнос- ти

Приказ МФ РФ№49 1995г.

ПБУ 6/97 классификатор ОКПФ

2.Аудит поступления основных средств

2.1.Проверка доку-ментального офор-мления по движению основных средств

2.2.Проверка правиль-ности формирования первоначальной сто-имости объектов

2.3.Проверка правиль-ности и соблюдения хозяйственного законодательства по вложению вкладов в уставный капитал в виде основных средств

2.4.Проверка соблю-дения законодательства при покупке основных средств

2.5.Проверка соблю-дения законодательства при безвозмездном получении основных средств

2.6.Проверка соблю-дения законодательства при вводе в эксплуатацию основных средств,законченных строительством

2.7.Проверка соблю-дения законодательства при прочем поступлении основных средств

Акты приема-передачи,инвентарные карточки

Договоры,акты приемки,сметы на строитель-ство

Договоры уч-редителей. Акты прием-ки,счета

Акты прием-ки,счета-фак-туры,договоры купли-продажи

Договоры,акты приема -пере-дачи

Сметы на строительство,акты прием-ки,договоры с подрядными организациями

Договоры,акты приемки,счета

Изучение до-кументов,про-верка наличия реквизитов

Прядок форми-рования пер-воначальной стоимости в соответствии с нормативными актами

Изучение документов правильности оприходования основных средств

Проверка правильности оприходовани, уплаты нало-гов и досто-верность отчет-ности

Проверка правильности оприходова-ния, включе-ния в стои-мость НДС,и включение в налогооблагаемую прибыль, достоверность отчетности

Проверка отра-жения в бухгалтерском учете операций по строитель-ству хозяй-ственным или подрядным способом

Проверка пра-вильности оп-риходования и достоверность отчетности

Постановление Госкомстата

ПБУ 6/97 , методические указания 33-н

ПБУ 6/97,ПБУ 3/95

Приказ МФ РФ.Указ об отражении в бухгалтерском учете опера-ций,связанных с осуществле-нием договоры доверительного управления имуществом №68-н 1998 г.

3.Аудит выбытия основных средств

3.1.Аудит выбытия при взносе в Уставной капитал других организаций

3.2.Аудит выбытия основных средств при продаже основных средств

3.3.Проверка соблю-дения законодательства при ликвидации основных средств

Договоры учре-дителей, акты выбытия ос-новных средств ОС-4,ОС-4а, журнал-ордер № 13

Договоры куп-ли-продажи

Счета –фактуры,акты выбытия,журнал-ордер №13.

Акты ликвида-ции,журнал-ордер №13

Документаль-ная проверка правильности оформления

бухгалтерских операций

Проверка на-личия разреше-ния руково-дителя,правильности отраже-ния прибыли, достоверности отчетности

Проверка обос-нованности ли-квидации ос-новных средств правильности определения результатов от ликвидации

Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств №33-н

ПБУ-6/97,методические указания №34-н

ПБУ 6/97, ПБУ

4.Аудит правильности начисления аморти-зации

4.1.Проверка периоди-чности начисления амортизации

4.2.Проверка правиль-ности группировки основных средств по шифрам амортизации

4.3.Проверка начис-ления износа по основным средствам с истекшим сроком эксплуатации

Расчет амор-тизации

Акты приемки,

Инвентарные карточки,ведо-мости расчета амортизации

Инвентарные карточки,расчеты начисления амортизации

Арифметичес-кая проверка

Проверка соответствия применяемых шифров,указанных в «Единых нормах начис-ления аморти-зации основ-ных средств

Проверка нор-мативных сро-ков эксплуа-тации объектов

Постановление Совета Министров СССР №1072

ПБУ 6/97. Положение о порядке начис-ления аморти-зационных отчислений в народном хозяйстве,ут-вержденное Госпланом Ми-нистерства фи-нансов СССР №ВГ-21 1990г.

5.Аудит переоценки основных средств

5.1.Проверка пра-вильности исполь-зования индексов при индексном методе

5.2.Проверка правиль-

ности бухгалтерских проводок

Расчет пере-оценки

Журнал-ордер №13,12 ,сч.87

Проверка пра-вильности группировки основных средств по видам и ис-пользование соответствую-щих индексов

Проверка правильности учета перео-ценки в со-ответствии с законодательством

Постановление Правительства РФ о пере-оценке ос-новных фон-дов,№1042 1996 г.

Постановление 1042 1996 г.

7. Иные нарушения

Невыполнение в установленный срок законного предписания органа государственного финансового контроля

Отказ в предоставлении или уклонение от предоставления информации (документов, материалов) Счетной палате Российской Федерации (контрольно-счетным органам субъектов Российской Федерации, контрольно-счетным органам муниципальных образований) (их должностным лицам), необходимой для осуществления их деятельности

Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения

Несвоевременное перечисление средств избирательным комиссиям, комиссиям референдума, кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, иным группам участников референдума

Осуществление деятельности без лицензии или с нарушением лицензионных требований

Нарушения порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, порядка ведения государственного кадастрового учета недвижимого имущества

Непредставление или несвоевременное представление юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также предоставление недостоверных сведений

Нарушение порядка государственной регистрации (необоснованный отказ в государственной регистрации, неосуществление государственной регистрации в установленные сроки, незаконный отказ в предоставлении, несвоевременное предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений, внесение должностным лицом в единые государственные реестры недостоверных сведений, умышленное уничтожение или подлог документов, на основании которых были внесены запись или изменение в единые государственные реестры)

Несоблюдение порядка реорганизации, ликвидации юридического лица

Неправомерные действия при банкротстве

Преднамеренное банкротство

Фиктивное банкротство

Несоблюдение порядка учета организаций и физических лиц (постановки на учет и снятия с учета в налоговых органах)

Нарушения Правил осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

Бюджетного кодекса Российской Федерации

Правила осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193

Примечание

(1) НПА Российской Федерации, НПА субъектов Российской Федерации, НПА исполнительных (представительных) органов местного самоуправления

(2) Группы нарушений:

1 - нарушения при формировании и исполнении бюджетов

2 - нарушения ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности

3 - нарушения в сфере управления и распоряжения государственной (муниципальной) собственностью

4 - нарушения при осуществлении государственных (муниципальных) закупок и закупок отдельными видами юридических лиц

5 - нарушения в сфере деятельности Центрального банка Российской Федерации, его структурных подразделений и других банков и небанковских кредитных организаций, входящих в банковскую систему Российской Федерации, государственных корпораций, государственных компаний, организаций с участием Российской Федерации в их уставных (складочных) капиталах и иных организаций, в том числе при использовании ими имущества, находящегося в государственной (муниципальной) собственности

6 - нарушения в ходе использования средств финансовой и гуманитарной помощи Российской Федерации, предоставляемой иностранным государствам, при реализации международных договоров, межправсоглашений и в области соглашений о разделе продукции

7 - иные нарушения

8 - нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств

(3) В соответствии с НПА (ПА) федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, исполнительных (представительных) органов местного самоуправления, осуществляющих функции и полномочия учредителя соответствующих бюджетных и автономных учреждений, а также органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, являющихся ГРБС (РБС) для казенных учреждений

(4) Нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не применяемые с учетом возложенных полномочий Счетной палатой Российской Федерации

"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2010, N 9

Контроль за использованием средств федерального бюджета является одной из основных задач совершенствования государственного управления. Это прежде всего связано со значительным увеличением объемов и разнообразием форм использования бюджетного финансирования. Во всем мире общество в лице налогоплательщиков стремится контролировать рациональность использования средств бюджета. Этим объясняется то внимание, которое во всех странах и в международных организациях уделяется развитию контроля в общественном секторе, где используются бюджетные средства.

Значительное влияние на развитие новых видов государственного финансового контроля и аудита в РФ оказывают мировой опыт, методология и практика Международной организации высших органов аудита (ИНТОСАИ), материалы и документы специальных семинаров и конгрессов по проблемам эффективности аудита, проводимых ЕВРОСАИ (Европейская организация Высших органов аудита), АЗОСАИ (Азиатская организация Высших органов аудита) и др.

В России с 2004 г. начата бюджетная реформа. Основной ее целью является создание бюджетного механизма, ориентированного на результат, когда объем финансирования зависит от эффективности деятельности участников бюджетного процесса. В ходе реформы введена новая система бюджетного учета, приближенная к международным стандартам, интегрированная с бюджетной классификацией и призванная обеспечить прозрачность бюджетной отчетности. Одновременно проводится большая работа по усилению контроля за использованием бюджетных средств со стороны Счетной палаты РФ, Росфиннадзора, финансово-надзорных органов, аудиторских организаций.

Актуальность этих проблем постоянно возрастает в связи с реализацией социальных программ. На них выделяется большой объем бюджетных средств, направленных не только в учреждения общественного сектора, но и в некоммерческие организации, специализированные коммерческие организации, которые либо непосредственно участвуют в реализации социальных программ, либо являются подрядчиками организаций, на которые возложена задача по реализации программ. Такая ситуация существенно расширяет объекты государственного финансового контроля.

Традиционно государственный финансовый контроль ориентирован на соблюдение целевой направленности выделяемых бюджетных средств. Новой тенденцией в организации контроля стала оценка результативности использования средств, выделяемых бюджетополучателям, т.е. развитие аудита эффективности. Новые задачи и направления государственного финансового контроля требуют перестройки всей работы субъектов контрольной деятельности, изменения методик проведения контрольных мероприятий и реформирования организационных структур. Вместе с тем именно такие изменения смогут повысить эффективность российской системы государственного финансового контроля с учетом современных международных требований.

Проведем анализ нарушений и недостатков, выявляемых в ходе государственного финансового контроля по объектам бухгалтерского наблюдения в виде представленного классификатора. Классификатор разработан на основе анализа законодательных и нормативных правовых актов РФ. Он является систематизированным перечнем нарушений, выявляемых в ходе осуществления государственного финансового контроля.

Под нарушениями в настоящем классификаторе понимаются действия (бездействие), запрещенные законами или иными нормативными правовыми актами РФ, не соответствующие правилам, условиям, требованиям, установленным законами или иными нормативными правовыми актами РФ, а также за совершение которых законами или иными нормативными правовыми актами РФ предусмотрено применение мер ответственности (табл. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7).

Таблица 1

Нарушения учета бюджетных обязательств

Нормативные правовые акты РФ,

которые нарушены

Не ведется аналитический учет принятых

бюджетных обязательств

Пункт 249 Инструкции

от 30.12.2008 N 148н

Не ведется журнал учета бюджетных

обязательств (ф. 0504064)

Пункт 249 Инструкции

от 30.12.2008 N 148н

Принятие бюджетных обязательств, не

Статья 289 БК РФ.

Приказ Минфина России

от 20.11.2007 N 112н

Несоблюдение Порядка учета бюджетных

обязательств, подлежащих исполнению за счет

средств федерального бюджета

Приказ Минфина России

от 19.09.2008 N 98н "О

порядке учета бюджетных

обязательств получателей

средств федерального

бюджета".

Статья 161 БК РФ

Бюджетные обязательства, принятые в

соответствии с государственными

контрактами, иными договорами, заключенными

на срок, превышающий пределы финансового

года, не учитываются в следующем году за

счет лимитов бюджетных обязательств

следующего финансового года

Приказ Минфина России

от 19.09.2008 N 98н.

Статья 161 БК РФ

Принятие бюджетных обязательств

производится не в пределах доведенных по

кодам классификации расходов бюджета

лимитов бюджетных обязательств (в текущем

финансовом году и плановом периоде) и не с

учетом принятых и неисполненных бюджетных

обязательств

Приказ Минфина России

от 19.09.2008 N 98н.

Статья 161 БК РФ

Постановка на учет бюджетных обязательств

по заведомо подложным документам

(государственные контракты и иные договоры

гражданско-правового характера)

Приказ Минфина России

от 19.09.2008 N 98н.

Статья 161 БК РФ

Получатели средств в пятидневный срок не

уведомили финансовый орган об изменениях

учтенных бюджетных обязательств,

произошедших вследствие изменения или

прекращения договорных отношений

Приказ Минфина России

от 19.09.2008 N 98н.

Статья 161 БК РФ

При принятии решения о досрочном

прекращении бюджетного обязательства для

оформления завершения бюджетного

обязательства получатель средств не

подготовил и не представил в

соответствующий орган сведения об

изменениях бюджетных обязательств,

бюджетных обязательств

Приказ Минфина России

от 19.09.2008 N 98н.

Статья 161 БК РФ

При реорганизации или ликвидации получателя

средств незавершенные бюджетные

обязательства должны быть урегулированы его

правопреемником или главным распорядителем

Приказ Минфина России

от 19.09.2008 N 98н

Суммы бюджетных обязательств по

соответствующим кодам классификации

расходов бюджета превышают предусмотренные

по тем же кодам суммы:

  • неиспользованных бюджетных ассигнований

или лимитов бюджетных обязательств

(бюджетные данные), отраженных на

соответствующем лицевом счете получателя

отдельно для текущего финансового года, для

первого и второго года планового периода;

  • неиспользованных утвержденных объемов

расходов по приносящей доход деятельности

(в случае если в ф. 0531702 получатель

средств федерального бюджета указал в

качестве источника исполнения бюджетных

обязательств средства от приносящей доход

деятельности)

Приказ Минфина России

от 19.09.2008 N 98н

Отказ подтвердить принятые бюджетные

обязательства, кроме оснований,

установленных БК РФ

Статья 283 БК РФ

Несвоевременное подтверждение бюджетных

обязательств

Статья 283 БК РФ

Несвоевременное осуществление платежей по

подтвержденным бюджетным обязательствам

Статья 283 БК РФ

Недоведение (несвоевременное доведение) до

получателей бюджетных средств уведомлений

о бюджетных ассигнованиях, лимитах

бюджетных обязательств

Статья 221 БК РФ.

Приказ Минфина России

от 20.11.2007 N 112н

Нарушение установленного порядка

составления и утверждения бюджетной сметы

бюджетного учреждения

Принятие денежных обязательств сверх

доведенных лимитов бюджетных обязательств

Таблица 2

Нарушения по учету расходов (фактических) в бюджетном учете

Нарушения по учету расходов (фактических)

в бюджетном учете

Нормативные правовые акты РФ,

которые нарушены

Выплата за счет бюджетных средств

компенсаций, пособий и других выплат лицам,

не имеющим оснований на их получение

Федеральный закон

от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О

государственных пособиях

гражданам, имеющим детей".

Статья 74.1 БК РФ.

Статья 289 БК РФ

Расходование бюджетных средств, не

предусмотренных в бюджетной смете

Статьи 221, 161, 289 БК РФ.

Приказ Минфина России

от 20.11.2007 N 112н "Об

Общих требованиях к порядку

составления, утверждения и

ведения бюджетных смет

бюджетных учреждений".

Статья 15.14 КоАП РФ

Отражение расходов в бюджетной смете не по

тем кодам, по которым они должны быть

отражены согласно классификатору РФ

Статьи 221, 161 БК РФ.

Приказ Минфина России

от 20.11.2007 N 112н.

Приказ Минфина России

от 25.12.2008 N 145н

"Об утверждении Указаний

о порядке применения

бюджетной классификации

Российской Федерации"

Расходование бюджетных средств сверх

установленных норм на командировочные

Пункт 1 Постановления

Правительства РФ

от 02.10.2002 N 729

Отнесение произведенной в декабре 2009 г.

предоплаты текущих расходов за январь 2010

г. на фактические расходы 2009 г., в то

время как предоплату следовало отнести на

фактические расходы в январе 2010 г.

Постановление Правительства

РФ от 14.11.2007 N 778 "О

мерах по реализации

Федерального закона "О

федеральном бюджете на 2008

год и на плановый период

2009 и 2010 годов"

Расходы по оплате сотовой связи

производятся без учета ограничений,

установленных локальным документом

Учетная политика организации

Признание фактическими расходов без

подтверждения оправдательными документами

произведенных расходов, выполненных работ,

оказанных услуг

Статья 9 Федерального закона

N 129-ФЗ "О бухгалтерском

Пункт 233 Инструкции N 148н

Использование бюджетных средств на оплату

расходов, которые должны осуществляться за

счет средств, поступающих из бюджетов

других уровней

Статья 65 БК РФ

доходов, расходов и источников

финансирования дефицитов бюджетов

Статья 32 БК РФ

Использование остатков средств бюджета

прошлого бюджетного года на расходы

отчетного

Статья 283 БК РФ.

Пункт 229 Инструкции N 148н

Таблица 3

Нарушения по учету доходов

Нарушения по учету доходов

Нормативные правовые акты РФ,

которые нарушены

Несоблюдение обязательности зачисления

доходов бюджетов, доходов бюджетов

государственных внебюджетных фондов и иных

поступлений в бюджетную систему РФ

Статьи 39 - 42, 46, 47, 50,

51, 56, 57, 61, 61.1, 61.2,

62, 93.2, 96.6, 146, 283, 303

Несоблюдение принципа разграничения доходов

между бюджетами бюджетной системы РФ

Статья 30 БК РФ

Несоблюдение принципа полноты отражения

Статья 32 БК РФ

Несоблюдение требований о включении в

состав доходов бюджетов доходов от

использования имущества, находящегося в

государственной или муниципальной

собственности, и платных услуг, оказываемых

бюджетными учреждениями, средств

безвозмездных поступлений и иной приносящей

доход деятельности

Статья 41 БК РФ

Несоблюдение требований о зачислении в

доход федерального бюджета средств,

уплачиваемых получателями материальных

ценностей, выпускаемых из государственного

резерва, платы за заимствование

материальных ценностей из государственного

резерва, а также неустойки (штрафы и пени)

за нарушения порядка ведения операций с

материальными ценностями государственного

Статья 8 Федерального закона

от 29.12.1994 N 79-ФЗ "О

государственном материальном

Несоблюдение требований, в соответствии с

которыми порядок распределения доходов

казенного предприятия определяется

собственником его имущества

Часть 2 ст. 297 ГК РФ.

Статья 17 Федерального закона

от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О

государственных и

муниципальных унитарных

предприятиях"

Таблица 4

Нарушения по учету основных средств

Нормативные правовые акты РФ,

которые нарушены

Имущество бюджетного учреждения,

финансируемого из федерального бюджета, не

было внесено в реестр федерального

имущества, закрепленного на праве

оперативного управления за государственным

учреждением

Постановление Правительства

РФ от 16.07.2007 N 447 "О

совершенствовании учета

федерального имущества" (ред.

от 22.04.2009)

Несогласование передачи объектов основных

средств с управлением по имуществу

Статья 298 ГК РФ

Неоформление актов о приемке-передаче

отремонтированных, модернизированных

объектов при проведении ремонта объектов

основных средств

Пункт 21 Инструкции 148н

Неосуществление материально ответственными

лицами ведения учета основных средств в

инвентарных списках нефинансовых активов

(ф. 0504034) и материальных запасов в

книгах количественно-суммового учета

материальных ценностей

Пункты 23, 59 Инструкции 148н

Объектам основных средств стоимостью до

3000 руб. присвоены уникальные инвентарные

Пункт 19 Инструкции 148н

При достройке служебного помещения не

производились изменения первоначальной

стоимости здания

Пункт 12 Инструкции 148н

Отражение ведения учета основных средств по

их наименованию и количеству в журналах

производной формы

Пункт 23 Инструкции 148н

Принятие к учету объектов основных средств

произведено без соблюдения требований ОКОФ,

что привело к неправильному начислению

налога на имущество

Пункты 10, 15, 51 Инструкции

Выдача в эксплуатацию объектов основных

средств стоимостью до 3000 руб. не

произведена по ведомости выдачи

материальных ценностей на нужды учреждения

Пункт 21 Инструкции 148н

Работы по реконструкции объектов основных

средств проведены без разрешения на

строительство

Пункт 1 ст. 51

Градостроительного кодекса РФ

Общая сумма амортизации, начисленная за

отчетный месяц по основным средствам, не

отражена в журнале операций по выбытию и

перемещению нефинансовых активов

Пункт 48 Инструкции 148н

Наружные пристройки к зданию, имеющие

самостоятельное хозяйственное значение,

отдельно стоящие здания котельных, а также

капитальные надворные постройки (склады,

гаражи и т.д.) не приняты к учету в

качестве самостоятельных инвентарных

объектов

Пункт 19 Инструкции 148н

Присвоение обособленным элементам сложного

объекта основных средств (включающего

обособленные элементы, составляющие вместе

с ним одно целое) отличных от него

инвентарных номеров

Пункт 19 Инструкции 148н

Неоднократная смена инвентарного номера за

весь период его нахождения в данном

учреждении, присвоенного объекту основных

Пункт 19 Инструкции 148н

Инвентарные номера списанных с бюджетного

учета объектов основных средств

присваиваются вновь принятым к бюджетному

учету объектам

Пункт 19 Инструкции 148н

Выдача основных средств стоимостью свыше

3000 руб. в эксплуатацию оформляется на

основании ведомости выдачи материальных

ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210)

Пункт 21 Инструкции 148н

Осуществление разборки и демонтажа основных

средств до утверждения соответствующих

Пункт 22 Инструкции 148н

Несоответствие учета драгоценных металлов и

драгоценных камней, содержащихся в объектах

основных средств, порядку, установленному

Минфином России

Пункт 18 Инструкции 148н

Принятие к учету первичных документов

произвольной формы без содержания в них

обязательных реквизитов

Пункт 2 ст. 9 Федерального

закона "О бухгалтерском

Пункт 3 Инструкции 148н

Таблица 5

Нарушения по учету ведения лицевого счета

Нормативные правовые акты РФ,

которые нарушены

Нарушение порядка документального отражения

операций по текущему лицевому счету:

  • отсутствие (неотражение) операций в

журнале учета операций с безналичными

денежными средствами;

  • отсутствие выписок по текущим лицевым

счетам, сброшюрованных в хронологическом

  • нарушение ведения накопительных

ведомостей по текущим лицевым счетам;

  • несообщение в органы Федерального

казначейства в течение 3 дней об ошибке в

предъявленных платежных документах

Порядок открытия и ведения

лицевых счетов Федеральным

казначейством и его

территориальными органами,

утвержденный Приказом

Федерального казначейства

от 07.10.2008 N 7н

Невозврат или несвоевременный возврат

бюджетных средств на текущий лицевой счет

Приказ Федерального

казначейства от 07.10.2008

Сокрытие (неперечисление в доход бюджета)

сумм возврата дебиторской задолженности

прошлых лет, поступивших на лицевой счет

Приказ Федерального

казначейства от 07.10.2008

Осуществление предоплаты в размере 100% с

текущего лицевого счета, за исключением

договоров по услугам связи, железнодорожных

и авиабилетов, страхования транспортных

средств, а также обучения и повышения

квалификации сотрудников

Постановление Правительства

РФ от 14.11.2007 N 778 "О

мерах по реализации

Федерального закона "О

федеральном бюджете на 2008

год и на плановый период

2009 и 2010 годов"

Выплата с лицевого счета за счет бюджетных

средств пособий, компенсаций, субсидий и

прочих выплат лицам, не имеющим правовых

оснований для их получения

Статья 289 БК РФ

Необоснованное перечисление получателям

бюджетных средств остатков денежных средств

с текущего лицевого счета на внебюджетные

счета или счета юридических лиц

Приказ Федерального

казначейства от 07.10.2008

Использование средств на оплату работ и

услуг, не связанных с деятельностью

бюджетного учреждения, а также оказание

финансовой помощи коммерческим организациям

на возвратной и невозвратной основе

Статья 289 БК РФ

Использование средств на оплату расходов,

которые должны быть осуществлены за счет

финансирования из бюджетов других уровней

Статья 289 БК РФ

Использование средств целевого назначения

(дотаций, субсидий, субвенций) с нарушением

условий их предоставления

Статья 289 БК РФ

Расходование бюджетных средств при

отсутствии оправдательных документов, а

именно отсутствие оформления или

документов

Пункт 2 ст. 9 Федерального

закона "О бухгалтерском

Пункт 3 Инструкции 148н

Погашение задолженности вышестоящей

организацией за подведомственную

организацию, финансируемую за счет

бюджетных средств

Статья 289 БК РФ

Переплата отчислений во внебюджетные фонды

(сверх нормативов)

Приказ Федерального

казначейства от 07.10.2008

Таблица 6

Нарушения по учету материальных запасов

Нарушения по учету материальных активов

Нормативные правовые акты РФ,

которые нарушены

Передача материалов от одного материально

ответственного лица другому отражена

следующими бухгалтерскими записями:

Д-т сч. 1 105 06 340 "Увеличение стоимости

прочих материальных запасов"

К-т сч. 1 105 06 440 "Уменьшение стоимости

прочих материальных запасов".

Тогда как следовало: Д-т сч. 1 105 06 340

К-т сч. 1 105 06 340 "Увеличение стоимости

прочих материальных запасов"

Пункт 61 Инструкции N 148н

Расходование средств при отсутствии

оправдательных документов, неоформление или

неправильное оформление первичных

документов на приобретение материальных

ценностей

Пункты 59, 60, 62 Инструкции

Расходование средств на приобретение

материальных ценностей сверх норм

(например, Норм на расходование ГСМ и

Распоряжение Минтранса России

от 14.03.2008 N АМ-23-р

Нарушения в ведении учета донорской крови:

  • для списания брака крови руководителем

учреждения не составлен приказ о назначении

постоянно действующей комиссии;

  • при списании брака крови акт (ф. 0504230)

составлен не по каждому отдельному случаю

образования брака и в зависимости от вида

брака (обратимый или абсолютный);

  • отбракованная кровь сразу списывается:

запасов", тогда как следовало бы сначала ее

принять к учету на счете 1 105 06 340

"Увеличение стоимости прочих материальных

запасов", а потом она подлежит списанию в

порядке, установленном Инструкцией N 148н:

Д-т сч. 1 104 01 272 "Расходование

материальных запасов" К-т сч. 1 105 06 440

"Уменьшение стоимости прочих материальных

запасов";

  • в себестоимость, которую формирует

стоимость крови, включены потери от брака

крови и ее компонентов, в т.ч. потери,

которые подлежат взысканию с виновного

  • формирование стоимости крови и ее

компонентов, взятых у донора,

осуществляется с применением счета

0 105 01 340 "Увеличение стоимости

медикаментов и перевязочных средств" и

оформляется следующей записью:

Д-т сч. 1 105 01 340 "Увеличение стоимости

медикаментов и перевязочных средств" К-т

обязательствам".

Тогда как следовало бы формировать

стоимость крови и ее компонентов, взятых у

донора, с применением счета 0 106 04 340

"Увеличение стоимости изготовления

материальных запасов, готовой продукции

(работ, услуг)", и при этом нужно оформить

следующие записи:

Д-т сч. 1 106 04 340 "Увеличение стоимости

изготовления материальных запасов, готовой

продукции (работ, услуг)" К-т

сч. 1 302 00 000 "Расчеты по принятым

обязательствам"

Федеральный закон

от 09.06.1993 N 5142-1 "О

донорстве крови и ее

компонентов". Отраслевые

особенности бюджетного учета

в системе здравоохранения РФ,

утвержденные 09.06.2007

Минздравсоцразвития России.

Инструкция по учету крови при

ее заготовке и переработке в

учреждениях и организациях

здравоохранения, утвержденная

Приказом Министерства

здравоохранения СССР

от 15.09.1987 N 1035.

Инструкция N 148н.

Постановление Госкомстата

России от 30.10.1997 N 71а.

Приказ Минздрава СССР

от 30.12.1987 N 1337.

Приказ Минздрава СССР

от 07.08.1985 N 1055.

Приказ Минздрава СССР

от 04.10.1980 N 1030

При замене комплектующих к компьютерам не

отражаются операции по демонтажу снятых

запасных частей, кроме того, нередко

отсутствует документальное подтверждение

дальнейшего движения или утилизации

материальных запасов, т.е. отсутствуют

документы, подтверждающие наличие

необходимости и целесообразности проведения

ремонтов компьютерной техники

Пункт 5 ст. 8 и п. 1 ст. 9

Федерального закона N 129-ФЗ.

Пункты 59, 60, 62 Инструкции

Учет материальных запасов осуществляется

без стоимости, только в количественном

выражении

Пункты 52, 53 Инструкции

Годовая инвентаризация проведена не в

полном объеме, с нарушением правил

проведения инвентаризации

Приказ Минфина России

от 13.06.1995 N 49 "Об

утверждении Методических

указаний по инвентаризации

имущества и финансовых

обязательств"

В использовании автотранспортных средств

допускаются нарушения, связанные с

правильностью оформления первичных учетных

документов, списанием ГСМ и запасных

  • в первичных учетных документах (путевых

листах) допускаются неоговоренные

исправления остатков ГСМ на начало и конец

рабочего дня;

  • в путевых листах не указываются маршрут

поездки, время ее начала и окончания, а

также показания спидометра (пробег)

автомобиля за каждую поездку;

  • автомобильные масла списывались прямым

расходом без указания расхода топлива,

рассчитанного по Нормам для каждого

автомобиля;

  • излишнее списание ГСМ вследствие

завышения Норм расхода;

  • списание запасных частей для автомобилей

производилось прямым расходом при выдаче их

со склада, а не по актам установленной

Пункт 5 ст. 9 Федерального

закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ

"О бухгалтерском учете".

Пункты 59, 60, 62 Инструкции

Материальные запасы списываются без учета

срока эксплуатации

Инструкция N 148н

Принимаются к учету первичные документы, в

которых наименования материальных ценностей

указаны на иностранном языке без

построчного перевода

Статья 3 Федерального закона

от 01.06.2005 N 53-ФЗ "О

государственном языке

Российской Федерации"

Списание (отпуск) материальных запасов

производится по рыночной стоимости, тогда

как их списание (отпуск) следовало

производить по фактической стоимости

Пункт 58 Инструкции N 148н

Таблица 7

Нарушения в формировании бюджетной отчетности

Нарушения в формировании бюджетной

отчетности

Нормативные правовые акты РФ,

которые нарушены

Нарушения в документальном оформлении

бюджетной отчетности:

  • бюджетная отчетность на бумажном носителе

представлена не в сброшюрованном виде,

отсутствует нумерация страниц, отсутствует

  • отсутствие необходимых подписей

Пункт 1.4 Приказа Минфина

России от 09.11.2009 N 115н.

Пункт 6 Инструкции

от 13.11.2008 N 128н

Неполное представление бюджетной

отчетности, отсутствие обязательных форм:

дополнительных форм, установленных

финансовым органом для получателя бюджетных

  • отсутствие в составе бюджетной отчетности

следующих форм:

  • Отчет о принятых бюджетных обязательствах
  • Отчет о принятых расходных обязательствах

по приносящей доход деятельности

  • отсутствие иных обязательных форм,

использование неутвержденных форм

отчетности, неполное заполнение форм

бюджетной отчетности

Пункт 5 Инструкции

от 13.11.2008 N 128н.

Пункт 1.8 Приказа Минфина

России от 09.11.2009 N 115н

Нарушение сроков представления бюджетной

отчетности:

  • нарушение сроков представления

получателем бюджетных средств бюджетной

отчетности распорядителю (главному

распорядителю) бюджетных средств,

пользователю бюджетной отчетности,

осуществляющему ее камеральную проверку;

  • нарушение сроков приведения бюджетной

отчетности в соответствие с требованиями к

ее составлению и представлению, если

нарушения данных требований были выявлены в

результате камеральной проверки

Пункт 10 Инструкции

от 13.11.2008 N 128н.

Пункт 1.7 Приказа Минфина

России от 09.11.2009 N 115н

Нарушение Порядка составления баланса

получателем бюджетных средств:

  • невключение в сумму амортизации основных

средств амортизации прочих основных

  • указание по стр. 050 суммы амортизации

прочих основных средств вместо амортизации

нематериальных активов;

  • неуказание в балансе информации о

вложениях в финансовые активы;

  • невключение в общую сумму финансовых

активов суммы вложений в финансовые активы;

  • невключение в справку о наличии имущества

и обязательств на забалансовых счетах

информации о списанной задолженности

неплатежеспособных дебиторов (стр. 040),

информации о невыясненных поступлениях

бюджета прошлых лет (счет 19, стр. 210), о

списанной задолженности, невостребованной

кредиторами (счет 20, стр. 240), о

материальных ценностях, полученных по

централизованному снабжению в разрезе видов

нефинансовых активов (счет 22, стр. 260 -

262), периодических изданиях для

пользования (счет 23, стр. 280)

Пункты 1.9, 1.10, 1.12

Приказа Минфина России

от 09.11.2009 N 115н

Нарушение Порядка формирования справки по

консолидируемым расчетам: невключение в

справку информации по счетам 130212000

"Расчеты по перечислениям другим бюджетам

бюджетной системы РФ" и 120505000 "Расчеты

по поступлениям от других бюджетов

бюджетной системы РФ"

Пункт 1.13 Приказа Минфина

России от 09.11.2009 N 115н

Нарушение Порядка составления отчета об

исполнении смет доходов и расходов по

приносящей доход деятельности: невключение

данных по поступлениям и выбытиям денежных

средств, отражаемых в корреспонденции с

соответствующими счетами счета 230404000

"Внутриведомственные расчеты"

Пункты 1.46 - 1.48 Приказа

Минфина России от 09.11.2009

Под недостатками в настоящем классификаторе понимаются действия (бездействие), являющиеся не нарушениями законодательства, а случаями неэффективной деятельности. При этом действия (бездействие) должностных лиц или организаций могут быть оценены как неэффективные только в тех случаях, когда проверяющим подтверждена возможность их выполнения с достижением лучшего результата и (или) с меньшими затратами в условиях, которые имели место на момент совершения (табл. 8).

Таблица 8

Неэффективное расходование бюджетных средств (недостатки)

Неэффективное расходование бюджетных средств

(недостатки)