Трудовая миграция. Разрешение на работу

Каждый декабрь в мире отмечается День мигранта. У трудовой миграции множество лиц и званий - от академика до чернорабочего, от кухарки и до топ-менеджера.

В каждом регионе планеты к иноземным работникам своё отношение. В Москве их ненавидят, а в Калифорнии коренное население уже отдаёт детей в испаноязычные школы, чтобы те лучше вписались в новый мир. В странах с плохой миграционной политикой мигранты — огромная проблема, в то время как развитые экономики умело установленными барьерами оставляют для себя только лучших.

Мы попробовали разобраться, кто и куда стремится в мире в поисках лучшей доли.

В Москву


В столице сегодня самая сложная ситуация с трудовыми мигрантами в стране. Сюда едут не только из-за границы, но и практически со всей России, поскольку разница в зарплатах между Москвой и регионами — совершенно космическая. В результате город перенаселён, а раздражение жителей выплёскивается на бесправных дворников и продавцов-азиатов.


Началось всё в 70-80-х годах. Тогда появился термин «лимита»: так называли провинциалов, «понаехавших» в растущую Москву на работу. Они жили в общежитиях и всеми силами старались удержаться в столице: женились на москвичках и выходили замуж за москвичей, тараном выбивали новую работу и жильё и в целом вели себя весьма бесцеремонно и нагло. Коренных жителей Москвы они страшно раздражали — как раз тогда появились крылатые фразочки «понаехали тут!» и «Москва не резиновая!».

Примерно к тем же годам относится и первый столичный опыт массового найма мигрантов-иностранцев. Отличились заводы ЗИЛ и АЗЛК, которые завезли несколько сотен вьетнамцев для работе на конвейере. Когда СССР приказал долго жить, часть из этих рабочих разбрелась по бывшей стране и нелегально осела где-то в новоиспечённых государствах.

С развалом Союза ситуация резко изменилась. В окраинных республиках вспыхнули войны, после которых страны остались лежать в руинах вместе с так и не родившейся экономикой. Местные жители массово рванули в Москву на заработки — и столицу наводнили лица почти всех национальностей бывшего СССР.

Сегодня в московском супермаркете практически невозможно найти работника зала из Москвы. В продуктовом ритейле, на рынках, на стройках, дворниками, таксистами работают исключительно приезжие из Средней Азии, республик Закавказья, Украины, Белоруссии и Молдовы. По данным ФМС, подавляющее большинство из них находятся в стране нелегально и не имеют разрешения на работу.


Ксения Юркова, руководитель Департамента «Массовый подбор» компании «СТС Групп», сообщает, что самые распространенные специальности трудовых мигрантов - это специальности в сфере строительства, торговли, общественного питания (грузчики, водители, продавцы, кассиры и другие). «Впрочем, каждый работник может добиться высоких результатов в карьере, и мигранты - не исключение. Все зависит от уровня образования, профессиональных и личностных качеств соискателя, опыта, практических навыков», - добавляет Юркова.

В связи со сложной экономической ситуацией все чаще говорят о возможном сокращении миграционного потока. Но пока этот процесс находится, что называется, в области теорий. Владимир Русанов, руководитель пресс-службы X5 Retail group, отмечает: «В X5 Retail group на сегодня резкого оттока персонала не наблюдается, пока сотрудников у нас хватает. С дугой стороны падение рубля массовых отъездов не вызвало. Единственное, отечественная валюта, конечно же, влияет на рабочую силу, так как мы все зависим от инфляции».

В Россию


В целом по России ситуация с гастарбайтерами разнится от региона к региону. Если кавказцы за десятилетия работы в стране добрались до самых отдалённых регионов и зачастую там осели, то только начинающаяся экспансия китайцев пока затронула лишь просторы Сибири и Дальнего Востока. И этот вопрос для местных жителей сейчас стоит довольно остро.


На огромных территориях за Уралом проживает людей меньше, чем в одной Москве. Богатейшие регионы практически не осваиваются — не хватает рабочей силы, и перенаселённый Китай давно заглядывается на сибирские просторы. Экспансия проходит тихо, но масштабно: в отдалённые регионы приходит китайский бизнес — а вместе с ним тысячи рабочих рук.

Китайцы ещё в позапрошлом десятилетии оккупировали все рынки Приморья и соседних областей. Они работают на заготовке леса, в строительстве и, само собой, в торговле. Коренное население хоть и ропщет, но не слишком: приходящие из Китая бизнесмены время от времени предлагают местным неплохие рабочие места.

Встречаются на Дальнем Востоке и вьетнамцы, и даже северные корейцы. Последние, говорят — самые трудолюбивые и дисциплинированные работники. Бегут, правда, много.

Заметно от средней температуры по больнице отличаются и приграничные регионы страны. Так, в Астрахани и Оренбурге много казахов, в Белгороде и Ростове — украинцев, а Ставрополье давно оккупировано армянами.

В Европу


Гастарбайтеры едут в Старый Свет отовсюду, в том числе и из самой Европы. Внутренние миграционные потоки сейчас не менее сильны, чем внешние — связано это с неравномерностью экономического развития стран ЕС и отсутствием границ. В основном перебираются на заработки в старые и крупные страны жители не так давно присоединённых к Евросоюзу восточных государств: Польши, Болгарии, Румынии, Греции, Прибалтики.


Оттуда же, с востока, налажены поставки низкоквалифицированных работников — из Украины, Белоруссии, Молдавии и России. Впрочем, получить разрешение на постоянную работу для неграждан ЕС довольно сложно, потому это, как правило, сезонные и вахтовые подработки. На севере многие ездят собирать ягоды в Финляндию и Швецию, на юге — строить жильё всё в те же Болгарию и Грецию. Женщины нанимаются домработницами и нянями.

В свою очередь, Центральную и Западную Европу давно захватили переселенцы из Северной Африки и Азии. Здесь проблема куда серьёзнее: они не только приезжают работать, но и остаются жить в благополучных странах, привозят семьи и пускают корни. Итог — напряжённая социальная ситуация во Франции, Германии и Великобритании, периодически доходящая до массовых погромов.

При этом Европа привлекает немало высококвалифицированных кадров со всего мира. Развитые европейские страны приглашают учёных, топ-менеджеров, работников искусства и предлагают им долгосрочные контракты с перспективой получения постоянного вида на жительство.Именно так в ЕС из России уехали и продолжают уезжать лучшие мозги.


В США


Соединённые Штаты — крупнейший пункт назначения трудовых мигрантов на планете.

Самая напряжённый миграционный коридор в мире находится на границе между США и Мексикой. Мексиканцы и в целом латиноамериканцы давным-давно потеснили белое население в южных штатах: так, в Калифорнии число испаноязычных жителей достигает 37%. В этих регионах экспансия мигрантов привела к перераспределению языкового баланса — вывески на улицах дублируются на испанском, а прохожий легко может не понять вас по-английски.

Здесь же живёт и множество азиатов, в первую очередь китайцев: их доля в населении Калифорнии достигает 14%. Азиатов завезли в середине 19 века для строительства железных дорог: китайцы заключали контракт на несколько лет и отправлялись работать в Америку, где многие позже и осели. В любом крупном мегаполисе страны, в том числе и в Калифорнии, найдётся чайна-таун — китайский квартал. Азиатские страны сохраняют в США мощную диаспору, которая постоянно привлекает новых трудовых мигрантов с родины.

Едут в США и европейцы, но, как правило, с другими целями. Квалифицированные европейские специалисты перебираются за океан в поисках лучшей зарплаты, интересных возможностей и просто в рамках межнациональных корпораций. Кто-то едет учиться и остаётся в стране, кому-то банально приходит в голову сменить место обитания и обстановку. Конечно, все эти люди уезжают в США отнюдь не от большой нужды, но кое-что роднит их с мексиканцами, нелегально перебегающими американскую границу — статус трудового мигранта.


В поисках лучшей доли люди готовы преодолевать любые препятствия. До 80% гастарбайтеров в России работают нелегально, а на поступления от уехавших на заработки живёт множество стран с разваленной экономикой. Так, в Таджикистане переводы от гастарбайтеров составляют 42% ВВП, в Киргизии — 32%, в Молдавии — 25%.

Трудовые ресурсы перераспределяются, стремясь к недостижимому экономическому равновесию. В любой момент мы тоже можем оказаться трудовыми мигрантами — и кто знает, так ли это плохо, как кажется?

Не уехавший на чужбину в поисках трудового счастья Алексей Максимук

В этой статье мы будем рассматривать вопросы, касающиеся иностранных граждан, временно пребывающих на территории Российской Федерации. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от 23.07.2008; далее - Федеральный закон № 115), это иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в визовом или безвизовом порядке, не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание, но получившие миграционную карту. Страна выезда не имеет значения - это может быть как страна, входящая в состав СНГ, так и страны дальнего зарубежья. Исключение составляют только граждане Республики Беларусь, которые в соответствии с двусторонними соглашениями между странами не относятся к категории иностранных граждан.

Основные нормативные документы, регламентирующие порядок пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации, а также порядок осуществления им трудовой деятельности:

  • Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от 23.07.2008);
  • Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (в ред. от 23.07.2008);
  • Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (в ред. от 03.12.2008);
  • Трудовой кодекс Российской Федерации;
  • Кодекс об административных правонарушениях;
  • постановление Правительства РФ от 15.11.2006 № 681 «О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации»;
  • постановление Правительства РФ от 18.03.2008 № 183 «Об утверждении правил подачи работодателем или заказчиком работ (услуг) уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу».

Документы, предоставляемые при трудоустройстве

Рассмотрим перечень документов, которые должен предъявить иностранный гражданин при трудоустройстве.

Документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина

В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 115-ФЗ личность иностранного гражданина может быть удостоверена либо национальным паспортом, либо иным документом, установленным федеральным законом или признаваемым в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

При пересечении границы в национальном заграничном паспорте сотрудниками таможенного контроля проставляется соответствующая отметка; в национальном внутреннем паспорте такая отметка чаще всего отсутствует.

Миграционная карта

Иностранный гражданин должен представить работодателю миграционную карту, подтверждающую легальность его пребывания на территории Российской Федерации. Миграционная карта выдается при пересечении границы и состоит из двух частей, одна из которых остается у сотрудника таможенного контроля, а другая - выдается на руки иностранному гражданину.

Обратите внимание!

Срок временного пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации продлевается до 90 суток с момента въезда при условии постановки на миграционный учет в течение трех рабочих дней со дня прибытия в место пребывания.

Отрывная часть уведомления о постановке на миграционный учет по месту пребывания

Иностранный гражданин обязан представить работодателю отрывную часть уведомления о постановке на миграционный учет по месту пребывания. В этом документе должны четко читаться личные данные самого иностранного гражданина, наименование принимающей стороны, дата окончания срока временного пребывания, печать органа миграционной службы либо отделения почтовой связи, принявшего уведомление. Если уведомление направлялось по почте, о чем будет свидетельствовать печать отделения почтовой связи, то работнику кадровой службы следует самостоятельно проверить правильность исчисления срока временного пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации, поскольку в данном случае возможны ошибки при заполнении принимающей стороной бланка уведомления. При подаче уведомления непосредственно в орган миграционной службы эти ошибки сразу исправляются, работники же почты этого не делают. Если уведомление о постановке на миграционный учет по месту пребывания подавалось принимающей стороной непосредственно в орган Федеральной миграционной службы, то форма отметки на отрывной части уведомления должна соответствовать утвержденному виду (приказ ФМС России от 07.07.2008 № 181).

Следует обратить внимание на то, что в качестве принимающей стороны может выступать как физическое, так и юридическое лицо. Поскольку работодатель также может быть как физическим, так и юридическим лицом, немного остановимся на том, как определить, кто является принимающей стороной для конкретного иностранного гражданина.

Обратите внимание!

Если работодатель является принимающей стороной для иностранного гражданина, то наименование и реквизиты принимающей стороны, указанные в уведомлении о постановке на миграционный учет, совпадают с наименованием и реквизитами работодателя, указанными в экземпляре трудового договора или трудовой книжке работника-иностранца.

Таким образом, если на работу устраивается иностранный гражданин, для которого прежний работодатель являлся принимающей стороной, нужно иметь в виду, что при увольнении из прежней организации работник был также снят и с миграционного учета. В этом случае, прежде чем заключать с таким работником трудовой договор, нужно проверить сроки его пребывания на территории Российской Федерации. Возможно, что, перед оформлением на работу, работодателю необходимо посоветовать иностранному гражданину совершить выезд и новый въезд в Российскую Федерацию, поскольку находиться в стране с имеющимися документами миграционного учета он уже не имеет права.

Разрешение на работу

У иностранного гражданина должно быть действующее разрешение на работу в субъекте Российской Федерации, выданное органом Федеральной миграционной службы. Сразу отметим, что закон не обязывает работодателя проверять подлинность разрешения на работу. Даже если выяснится, что разрешение подложное, работодатель должен будет всего лишь прекратить либо аннулировать трудовой договор.

Прекращение трудового договора производится в том случае, если работник уже приступил к работе на момент подачи уведомления в ФМС России, аннулирование трудового договора - если день начала работы еще не наступил. Основанием для расторжения трудового договора является пункт 11 ч. 1 ст. 81 ТК РФ - «представление работником работодателю подложных документов при заключении трудового договора», датой прекращения трудовых отношений - дата получения от ФМС России отказа в приеме уведомления.

Если работодатель направил уведомление в ФМС России в день заключения трудового договора, а в соответствии с графиком сменности работник приступает к работе только на следующий день, то в случае получения от ФМС России отказа в приеме уведомления по причине подложного разрешения на работу, трудовой договор может быть аннулирован. Никаких штрафов со стороны ФМС России на работодателя в этом случае налагаться не должно, по крайней мере Кодекс об административных правонарушениях не предусматривает административного наказания для работодателей в случае заключения трудового договора с иностранным гражданином, предоставившим подложное разрешение на работу, а кроме того, миграционное законодательство не вменяет в обязанности работодателю предварительную проверку подлинности разрешения на работу. Однако все-таки проявить определенную бдительность работнику кадровой службы следует.

Прежде всего, необходимо обратить внимание на соответствие сведений об иностранном гражданине, указанных в разрешении на работу, паспортным данным. Это и правильность написания фамилии, имени и отчества, и правильность самих паспортных данных. Следует также обратить внимание на фотографию, размещенную в разрешении на работу, и ее соответствие внешности того человека, который оформляется на работу.

Кроме того, целесообразно время от времени интересоваться в миграционной службе, не исчерпана ли квота на выдачу разрешений на работу по вашему региону (субъекту Российской Федерации). Если квота уже исчерпана, дополнительно ее не увеличивали, а к вам на трудоустройство пришел иностранный гражданин, у которого разрешение на работу было выдано после окончания квоты, то, скорее всего, оно подложное.

Размеры квот устанавливаются Правительством РФ на календарный год и в случае необходимости их дополнительно увеличивают, исходя из потребностей работодателей. Так, на 2009 год размер квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу утвержден постановлением Правительства РФ от 07.11.2008 № 835. Если разрешение на работу имеет непригодный к использованию внешний вид - испачкано, деформировано и др., - оно подлежит замене. Обязанность по замене разрешения на работу, пришедшего в негодность по внешним признакам, также возлагается на иностранного гражданина, как и обязанность по его первоначальному получению.

Документы об образовании

Документы об образовании могут быть потребованы работодателем только в том случае, если работа иностранного гражданина предполагает обязательное наличие соответствующего образования или специальных знаний. Здесь следует отметить, что если образование было получено в иностранном учебном заведении, необходимо подтвердить как подлинность самого диплома, так и полученную квалификацию, то есть осуществить процедуры легализации диплома и признания его эквивалентности. Этим должен заниматься сам кандидат на работу, но работодатель может помочь ему в этом.

Заключение трудового договора

При наличии всех необходимых документов работодатель заключает с иностранным гражданином трудовой договор. При заключении трудового договора следует иметь в виду, что иностранный гражданин вправе осуществлять только ту деятельность, на которую ему выдано разрешение на работу, и только в тех субъектах Российской Федерации, которые указаны в разрешении.

Обратите внимание!

Разрешение на работу выдается в том субъекте Российской Федерации, где иностранный гражданин поставлен на миграционный учет. Как правило, именно в этом субъекте Российской Федерации и разрешается трудовая деятельность.

Однако в ряде случаев разрешение на работу может быть выдано для осуществления трудовой деятельности в двух субъектах Российской Федерации, например в Москве и Московской области. Это удобно, если организация, на работу в которую устраивается иностранный гражданин, имеет несколько филиалов, представительств и (или) иных обособленных подразделений, расположенных как в Москве, так и в Московской области.

Если в штатном расписании организации отсутствует должность (профессия), указанная в разрешении на работу иностранного гражданина, то можно либо внести изменение в штатное расписание, либо принять иностранца внештатно, либо заключить с ним гражданско-правовой договор на оказание услуг или выполнение определенного объема работ.

Срок трудового договора

До сих пор много споров вызывает вопрос о сроке трудового договора с иностранным гражданином. Существует два мнения, каждое из которых подкреплено весьма весомыми доводами.

Часть работодателей считает, что с иностранным гражданином необходимо заключать только срочный трудовой договор . В пользу этого довода они приводят, прежде всего, ограниченность срока действия разрешения на работу как документа, дающего согласно Федеральному закону № 115-ФЗ право на осуществление временной трудовой деятельности . Косвенным подтверждением служит тот факт, что на срочном трудовом договоре настаивает миграционная служба при получении уведомления о привлечении иностранного работника к трудовой деятельности.

Другая часть работодателей, в том числе и автор данной статьи, считает, что срочный трудовой договор должен или может быть заключен с иностранным работником по основаниям, не связанным со сроком действия разрешительных документов, а следовательно, в большинстве случаев должен быть бессрочным. Ссылка в данном случае идет на ст. 59 ТК РФ, которая содержит перечень оснований для заключения срочного трудового договора. Как следует из данной статьи, «наличие у работника ограниченного во времени разрешения на осуществление какой-либо деятельности не является основанием для заключения с ним срочного трудового договора по этому виду деятельности». На вопрос о том, как же поступать в случае окончания срока разрешения на работу, отвечает пункт 9 ст. 83 ТК РФ: «истечение срока действия… специального права… если это влечет невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору». Другими словами, если работник своевременно не переоформил разрешение на работу, то трудовой договор прекращается в соответствии с указанным основанием днем окончания действия разрешения на работу. Право на осуществление трудовой деятельности на территории другого государства в определенной степени можно считать специальным правом, поскольку оно является не гарантированным, как для граждан этого государства, а приобретенным при наличии дополнительных условий.

В пользу довода о заключении трудового договора на неопределенный срок говорит следующее: если работник переоформил разрешение на работу на новый срок до истечения срока действия нынешнего разрешения, у работодателя нет причин для увольнения такого работника. Однако Трудовой кодекс РФ не предполагает пролонгации срочного трудового договора на новый срок . В соответствии со ст. 79 ТК РФ срочный трудовой договор прекращается с истечением срока его действия. Иными словами, даже если работник имеет на руках разрешение на работу, дающее ему право работать в занимаемой должности еще год, работодатель все равно обязан его уволить, а потом заключить с ним новый трудовой договор, опять-таки на срок действия разрешения на работу, произвести все необходимые расчеты, связанные с увольнением, сделать запись в трудовую книжку, оформить все документы на увольнение и новый прием, снова внести запись в трудовую книжку. Не слишком ли мы усложняем себе работу? К тому же единственным условием продления срочного трудового договора является его переход в статус бессрочного при наличии продолжающихся трудовых отношений (п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ).

Что же касается условия временности трудовой деятельности иностранного гражданина, то надо сказать, что сам факт нахождения иностранца в России является временным и не связан только лишь с его работой. Срок временного пребывания иностранного гражданина может быть не только продлен свыше 90 суток при заключении трудового договора с работодателем, но и сокращен, например в случае административного выдворения (депортации) иностранного гражданина из страны. Само собой, в этом случае трудовой договор обязательно должен быть прекращен, независимо от того, срочный он или нет. Однако, безусловно, принимая сам факт временности нахождения иностранного гражданина на территории Российской Федерации, мы, тем не менее, не ставим это условием, определяющим срок действия трудового договора.

Требования органов миграционного учета об обязательном заключении с иностранными работниками срочных трудовых договоров не имеют достаточных оснований, поскольку полномочия Федеральной миграционной службы распространяются только на контроль за соблюдением работодателями правил привлечения иностранной рабочей силы . Порядок заключения трудового договора регламентируется исключительно трудовым законодательством.

В любом случае, каждый работодатель должен сам принимать решение, какой трудовой договор будет заключен с иностранным гражданином - срочный или бессрочный.

Особенности взаимоотношений между работодателем и работником-иностранцем

Итак, трудовой договор заключен, и работодатель своевременно уведомил об этом Федеральную миграционную службу, Службу занятости и Федеральную налоговую службу. Отрывные части уведомлений с отметками о получении хранятся у работодателя. На работника-иностранца оформляется трудовая книжка - при условии, что он впервые поступает на работу в Российской Федерации. Если же иностранный гражданин и ранее осуществлял трудовую деятельность в России, он обязан предоставить работодателю трудовую книжку установленного образца. Впрочем, если трудовая книжка у него по каким-либо причинам отсутствует либо имеется, но в плохом состоянии, по заявлению работника ему заводится новая трудовая книжка. Работнику-иностранцу присваивается табельный номер, ведется учет его рабочего времени, ему начисляется заработная плата, как и работнику-россиянину, и уплачиваются налоги.

Работник-иностранец как налогоплательщик

В бухгалтерию обязательно должны быть поданы сведения о статусе работника-иностранца как налогоплательщика (ст. 207 Налогового кодекса РФ), поскольку это влияет на размер налоговой ставки, устанавливаемой для налогообложения физических лиц (пп. 1 и 3 ст. 224 НК РФ).

При подсчете времени нахождения иностранного гражданина на территории Российской Федерации в расчет принимаются периоды, подтвержденные документами, а именно: отметками в паспорте о пересечении границы, отрывными частями уведомлений о постановке на миграционный учет, записями в трудовой книжке, экземплярами договоров гражданско-правового характера или трудовых договоров. При этом работнику кадровой службы следует помнить о сроках пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации. Так, если согласно отметкам в паспорте иностранный гражданин находился в Российской Федерации более трех месяцев, но при этом у него нет документа, подтверждающего его право находиться в стране, то, скорее всего, этот период или его часть, превышающую 90 суток с момента въезда, он находился на территории Российской Федерации с нарушением порядка миграционного учета, то есть нелегально. Думается, что период нелегального нахождения в Российской Федерации вряд ли следует учитывать при определении статуса работника как налогоплательщика.

Оформление страхового полиса обязательного медицинского страхования

На работников-иностранцев работодатель обязан оформить страховой полис обязательного медицинского страхования (ОМС) в рамках заключенного договора со страховой компанией (ст. 7 Закона РФ от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»; в ред. от 23.07.2008) Страховой полис ОМС позволяет работнику-иностранцу обращаться за медицинской помощью в лечебные учреждения. При этом скорая медицинская помощь оказывается работнику-иностранцу бесплатно, а плановая медицинская помощь, в том числе нахождение в стационаре, - на платной основе . На время лечения работнику-иностранцу, имеющему полис ОМС, выдается листок нетрудоспособности (ст. 1 приказа Минздравсоцразвития России от 01.08.2007 № 514 «О порядке выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности»; в ред. от 27.10.2007), который подлежит оплате на общих основаниях (ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию»).

При заключении трудового договора с работником-иностранцем ему должно быть вменено в обязанность уведомить работодателя в случае наступления временной нетрудоспособности, особенно если работодатель выступает в качестве принимающей стороны. Дело в том, что принимающая сторона обязана подать сведения о снятии иностранного гражданина с миграционного учета, если он отсутствует в месте пребывания более двух дней (ст. 23 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»; в ред. от 23.07.2008). Поскольку отсутствие в месте пребывания, а в данном случае - в месте выполнения работы, может быть расценено работодателем как убытие из места пребывания, требование о своевременном извещении работодателя о заболевании отвечает, прежде всего, интересам самого работника.

Оформление отпуска

При оформлении отпуска работнику-иностранцу также необходимо получить у него сведения о предполагаемом выезде из Российской Федерации. Если работник планирует выехать из Российской Федерации, он должен быть снят принимающей стороной с миграционного учета и снова поставлен на учет по возвращении из отпуска по новой миграционной карте. Лучше всего информацию о выезде из Российской Федерации получить от работника в письменном виде , например, в тексте заявления о предоставлении отпуска работник укажет «Отпуск буду проводить на территории Российской Федерации» либо «Отпуск буду проводить за пределами Российской Федерации». Если работник, несмотря на предоставленную информацию, все же выехал за пределы Российской Федерации, то при постановке его на миграционный учет по новой миграционной карте у работодателя - принимающей стороны могут возникнуть проблемы с ФМС России, поскольку были нарушены требования миграционного законодательства о сроках подачи уведомления об убытии иностранного гражданина. Для работодателя - принимающей стороны это грозит штрафом, но поскольку работодатель был введен работником в заблуждение (есть заявление!), требование об уплате штрафа может быть предъявлено к самому работнику.

Направление в командировку

При направлении работника-иностранца в командировку в другой субъект Российской Федерации необходимо руководствоваться постановлением Правительства РФ от 17.02.2007 № 97. В соответствии с п. 1 указанного постановления общая продолжительность командировок в другие субъекты Российской Федерации не может превышать 10 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу. Однако данное ограничение действует в отношении тех работников, работа которых по условиям договора не носит разъездной характер. При разъездном характере работы общая продолжительность командировок в другие субъекты Российской Федерации увеличивается до 60 календарных дней.

Если длительность конкретной командировки превышает двое суток, иностранный гражданин в связи с убытием в командировку должен быть снят с миграционного учета по месту пребывания. При этом с собой в качестве документов, подтверждающих легальность его нахождения на территории Российской Федерации, ему нужно взять копию отрывной части уведомления о постановке на миграционный учет, а также миграционную карту. После возвращения из командировки принимающая сторона вновь ставит работника на миграционный учет, при этом к уведомлению о прибытии в место пребывания можно приложить копию командировочного удостоверения с отметками о прибытии и убытии в место командировки.

Продление срока пребывания

Как уже было отмечено, срок временного пребывания в Российской Федерации ограничен 90 сутками со дня въезда в Российскую Федерацию. При заключении трудового договора срок временного пребывания может быть продлен, но не более чем на один год с момента въезда. Для продления срока пребывания иностранный гражданин должен представить принимающей стороне, а она в свою очередь - органу, осуществляющему миграционный учет, документы, подтверждающие трудовую деятельность.

К таким документам относятся:

  1. заверенная работодателем копия трудового договора;
  2. заверенные копии отрывных частей уведомлений о привлечении иностранной рабочей силы;
  3. заверенная копия разрешения на работу и миграционной карты;
  4. ходатайство работодателя, подтверждающее факт наличия трудовых отношений на момент продления срока пребывания.

Обратите внимание!

Полный перечень документов, необходимых для продления срока пребывания в связи с трудовой деятельностью, следует узнать в территориальном органе Федеральной миграционной службы по месту фактического нахождения принимающей стороны.

При продлении срока пребывания на оборотной стороне миграционной карты и на отрывной части уведомления о прибытии в место пребывания делается соответствующая отметка, в которой указано, до какой даты иностранный гражданин может находиться в данном субъекте Российской Федерации.


Положение о Федеральной миграционной службе (утверждено указом Президента РФ от 19.07.2004 № 928; в ред. от 02.09.2008).

Правила оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства РФ от 01.09.2005 № 546).

Трудовые мигранты перечислили 29 миллиардов рублей в региональные бюджеты за первые семь месяцев этого года. За такой же период в прошлом году сумма была меньше - 25,9 миллиарда. Это деньги, которые гастарбайтеры заплатили за патенты.

При этом, как отмечают эксперты РАНХиГС, выходцы их этих же стран чаще всего становятся жертвами нерадивых работодателей, полицейских, чиновников, судей...

В Центр комплексной правовой поддержки мигрантов, который бесплатно оказывает юридическую помощь, за год обратились 6,5 тысячи мигрантов. В основном - выходцы из Средней Азии, Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана. "Чаще всего в правовой помощи нуждаются не нелегалы, не женщины и дети, не тяжело больные иностранцы, а именно взрослые, здоровые, полностью документированные мужчины, принадлежащие к "видимым меньшинствам", - сказал "РГ" Вячеслав Поставнин. Поводом для обращения послужили такие события, как необоснованное задержание полицией, открытое вымогательство, при задержании людей унижали. "70 процентов обратившихся пожаловались на необоснованное задержание полицией, пять процентов - на необоснованный запрет на въезд", - уточняет президент фонда "Миграция XXI век" Вячеслав Поставнин.

Что радует? Стремление мигрантов легально работать в России. Это достаточно отчетливо доказывает статистика

Тем не менее трудовые мигранты продолжают искать в России лучшей жизни. По данным экспертов РАНХиГС, к началу лета в Россию приехали почти 10 миллионов иностранцев, из них 4,2 миллиона - трудовые мигранты (люди, указавшие при въезде, что их цель в России - "работа по найму"). Это на 300 тысяч человек больше, чем год назад.В основном едут из стран СНГ. А поток из дальнего зарубежья, наоборот, сократился. Число иностранцев, приехавших из развитых западных стран, более чем в 2,5 раза меньше показателей докризисного 2014 года, а по отдельным странам, таким, как Италия, Испания, США, Великобритания, - в 3-7 раз. В то же время единственные страны - члены СНГ, откуда трудовых мигрантов стало меньше,- это Украина и Молдавия.

Что радует? Стремление трудовых мигрантов легализоваться на рынке труда России. Оно проявилось отчетливо, что доказывает и статистика. "Мигранты понемногу адаптируются и к новым правилам, и к новой экономической реальности, чего нельзя сказать о российских работодателях, которые, напротив, не торопятся оформлять мигрантов: число присланных ими уведомлений о заключении договоров с иностранными работниками снизилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года", - говорится в исследовании РАНХиГС.

По мнению руководителя научно-исследовательского центра социально-экономических проблем народонаселения МПСУ Ольги Воробьевой, нарастающий приток трудовых мигрантов говорит о том, что на них начал расти спрос. "Случаев, когда мигрант бы ехал в никуда, а не найдя работы, возвращался домой, практически нет. Большинство знают, куда и зачем едут, где будут работать", - говорит она. В основном они трудятся в сельском хозяйстве, строительстве, выполняют дорожные работы.

Кроме того, иностранцы адаптировались к патентной системе (поначалу многим казалось, что платить по патенту дорого), к низкому курсу рубля и к нарушению их прав (относятся к этому как к неизбежности), продолжает эксперт. Да и деваться им особо некуда. В странах исхода с работой напряженка. А ехать в дальнее зарубежье не очень перспективно и еще более дорого, чем в Россию. Тем более что там много мигрантов из других стран - Африки, Азии, Ближнего Востока. И наших узбеков-таджиков там никто не ждет. "Рынки труда условно поделены", - признается Воробьева.

Инфографика "РГ" / Александр Смирнов / Марина Гусенко

А как у них?

Швейцария готовит "амнистию" для мигрантов

В Швейцарии действует двойная система легализации иностранных работников.

Граждане стран Евросоюза и стран - членов Европейской ассоциации свободной торговли (EFTA) пользуются преимуществами при трудоустройстве. Они могут свободно жить и работать в Швейцарии (некоторые ограничения действуют для новых членов ЕС - Болгарии, Хорватии и Румынии).

Для граждан других стран действуют такие условия. Во-первых, они могут работать в Швейцарии только в качестве руководителей высшего звена, специалистов и других квалифицированных сотрудников. Разрешения на работу выдаются исключительно с учетом экономических интересов Швейцарии.

Во-вторых, они имеют право на заработную плату и условия труда, аналогичные тем, которые предоставляются гражданам Швейцарии.

В-третьих, получают разрешение на работу только в случае, если на соответствующее место не претендует ни один гражданин Швейцарии, страны ЕС или страны - члена Европейской ассоциации свободной торговли.

Чтобы в первый раз приехать на работу в Швейцарию, нужно получить приглашение от работодателя, который, в свою очередь, должен получить разрешение от властей на наем этого специалиста. После приезда работники оформляют вид на жительство. Если вы отработали в Швейцарии минимум 12 месяцев в течение двух лет по трудовой визе и оплачивали страхование по безработице, то вам положено пособие по безработице в случае увольнения. Ваш вид на жительство обычно продлевают на тот срок, который действует пособие (обычно около года). Есть шанс найти новую работу прежде, чем вам придется уезжать из страны.

В Швейцарии 24-25 процентов населения - граждане других государств, прежде всего из Италии и Германии. По оценкам Государственного секретариата по вопросам миграции Швейцарии, в стране работают 76 тысяч нелегальных иммигрантов. Большинство - из стран Южной и Центральной Америки и Восточной Европы. Работают обычно в частных домах уборщиками, нянями и помощниками на фермах.

В случае обнаружения нелегалов и работодателю, и работнику грозит как тюремный срок (до года), так и штраф (для работодателя выше, чем для работника).

Кантоны Швейцарии рассматривают и другие способы борьбы с нелегальными мигрантами. Например, Женева, где их особенно много, планирует "амнистию" - легализовать часть мигрантов, отдавая предпочтение тем, кто финансово независим, хорошо интегрировался в общество и не нарушал законов.

Широко используемое в России слово «гастарбайтер» пришло к нам из немецкого языка, в котором «gastarbeiter» в дословном переводе означает «гость-работник». Так сложилось, что гастарбайтерами у нас в основном стали называть граждан стран ближнего зарубежья (чаще всего из южных республик бывшего СССР), приезжающих в Россию на заработки.

По не вполне понятной причине некоторые люди придают этому слову негативный смысл, хотя такое отношение нельзя назвать оправданным, ведь граждане из стран СНГ работают в основном в тех отраслях, в которых зачастую не хотят работать сами россияне, восполняя таким образом имеющийся дефицит рабочих рук. Российские работодатели охотно принимают данную категорию работников, но делать это следует на законном основании, в строгом соответствии с миграционным законодательством, за нарушение которого предусмотрены серьезные штрафы.

Кодекс об административных правонарушениях РФ, статья 18.15. Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства

1. Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, —

2. Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

3. Неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

1. В целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.

2. В случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.

Приведем краткие инструкции для работодателя, намеренного оформить к себе на работу иностранных граждан, отдельно для безвизовых и визовых стран.

а) Прием на работу граждан безвизовых стран (ближнего зарубежья)

1. Выясните, есть ли у мигранта ранее полученный трудовой патент. При его наличии переходите к пункту 3, при отсутствии — к пункту 2.

2. Направьте принимаемого иностранного работника в Управление по вопросам миграции ГУ МВД России для оформления патента, дающего право на работу в российских организациях и у индивидуальных предпринимателей. Помощь в получении трудового патента может оказать наша компания.

Гражданам Армении, Беларуси, Казахстана и Кыргызстана получать патент не требуется, они имеют право работать в российских предприятиях и организациях на тех же правах, что и россияне.

3. Заключите с иностранцем трудовой или гражданско-правовой договор. О факте заключения договора необходимо уведомить УВМ ГУ МВД.

УВМ ГУ МВД также следует уведомлять о предоставлении иностранному работнику отпуска без сохранения заработной платы на срок более одного календарного месяца в течение года и о прекращении заключенного с ним трудового или гражданско-правового договора.

б) Прием на работу граждан визовых стран (дальнего зарубежья)

1. Не позже, чем за месяц до обращения в Управление по вопросам миграции ГУ МВД России (см. следующий пункт) заявите в Центр занятости населения о наличии вакансий, на которые предполагается прием иностранных работников.

2. Обратитесь в УВМ ГУ МВД для получения Вашей организацией Разрешения на право привлечения и использования иностранных работников. На этом же этапе через УВМ ГУ МВД необходимо оформить иностранным гражданам «трудовые» приглашения для получения ими въездных виз, дающих право на трудоустройство в России, изначально выдаваемых на срок не более 90 суток.

Помните, что иностранцы из визовых стран могут работать в России только при наличии «рабочих» («трудовых») виз. Туристические и бизнес-визы не дают такого права.

3. Обратитесь в УВМ ГУ МВД для получения разрешений на работу в Вашей компании для конкретным иностранным работникам.

4. Поставьте иностранца на миграционный учет в течение 7 рабочих дней с момента прибытия, обратившись для этого в УВМ ГУ МВД.

5. После заключения трудовых договоров сообщите о приеме иностранцев на работу в УВМ ГУ МВД.

6. Обратитесь в УВМ ГУ МВД для продления работникам рабочих виз на срок до 1 года (если предполагается, что они будут работать и после окончания срока действия «первичной» визы).

Все вопросы, связанные с приемом иностранных работников («гастарбайтеров»), Вам всегда поможет решить Компания «Петролекс». Подробности — на соответствующих страницах сайта.

Есть вопросы? Перейдите в Контакты и свяжитесь с нами или отправьте сообщение с помощью этой формы обратной связи:

Все поля обязательны для заполнения.

Это — мобильная версия сайта, адаптированная для сматрфонов и аналогичных устройств с небольшим размером экрана. Для просмотра полной версии зайдите на страницу с таким же адресом на настольном компьютере или ноутбуке.

В экономической, политической и социальной жизни России имеет место тенденция под названием трудовой миграции населения. Для того чтобы детально разобраться в этом, целесообразно рассмотреть определенный объем информации, касающийся данного вопроса.

Трудовая миграция в России представляет собой переезд граждан в другой населенный пункт страны или за пределы республики, основной целью которого является устройство на более высокооплачиваемую работу. Тема о трудовой миграции на сегодняшний день не теряет своей актуальности, так как именно этот процесс оказывает существенное влияние на темпы экономического развития.

Мобильность в России обусловлена ощутимой разницей в экономических возможностях, социальном развитии и уровне жизни в разных регионах.

Основной причинный фактор, в результате которого появляется трудовая миграция – разная оплата труда. К примеру, бывает так, что после банкротства и закрытия крупного предприятия или организации население остается без работы. Такое положение вещей приводит к оттоку рабочей силы, что заставляет людей искать новое место и менять адрес основного проживания.

В этом видео рассказывается о проблемах трудовых мигрантов в России


На данный момент миграция в России подразделяется на два вида:
  • внутренняя;
  • внешняя.

Они существенно отличаются между собой. Внутренняя миграция – это не что иное, как перемещение трудового населения в пределах России. Государственное законодательство и подзаконные акты являются основанием для осуществления качественного контроля за данным процессом.

Внешняя или международная трудовая миграция – это миграция не внутри государства, а массовый выезд людей за пределы страны или приезд в страну, основной целью которого является устройство на престижную или более высокооплачиваемую работу с возможностью постоянного проживания.

После распада союза темпы миграции в России значительно снизились. Причем стоит заметить, что внешние процессы стали превалировать над внутренними. Волна возвращения русских за период с 1992 по 2000 годы составила примерно 8 миллионов. На самом деле миграция является вполне естественным процессом. Именно поэтому Россия — страна многонациональная и совсем неудивительным является факт, что в ее городах можно встретить иностранных работников, занятых в разных сферах.

Стоит отметить, что Россия занимает лидирующие позиции среди государств, являющихся привлекательными для мигрантов. В этом перечне находится и . Условия для приема граждан в этих странах имеют существенные отличия. Если в Штатах предусматривается прохождение многочисленных комиссий и проверок, целью которых является утверждение квалификации, то мигрировать в Россию предоставляется возможным как с наличием образования, так и без него. Необязательным является даже владение русским языком. Данная ситуация считается достаточно непростой, так как Россия получает дешевую рабочую силу, что является экономически выгодным, а мигранты, в свою очередь, остаются довольны, так как повышается уровень их жизни.

По последним статистическим данным, количество иностранцев, мигрировавших , составило около 6 млн. человек. Причем, около 60% из них нелегалы, у которых закончился срок разрешительных документов. Именно по этой причине в ФСГС появилось много новостей, свидетельствующих о внесении изменений и поправок в миграционное законодательство страны, которые действуют в 2019 году.

В данном видео человек рассказывает о том, как он планировал переезд на ПМЖ в Россию

Актуальность проблемы миграции в России

Миграция в России, как в принципе и международные миграционные процессы, является проблемой, которая имеет под собой ряд веских причин. Уровень жизни включает в себя следующие понятия: безопасность проживания, качественное медицинское обслуживание, возможность учиться и получить соответствующее образование, наличие собственного жилья, социальную защищенность и возможность наполнить потребительскую корзину. По данным российского ведомства статистики большая часть , среди которых ведущее место занимают , и .

Ситуация накаляется в том случае, когда часть работников по некоторым специальностям становится невостребованными. Кроме того, имеют место и обратные ситуации, когда в зарубежных компаниях сокращают россиян. Это может быть связано с введением многочисленных штрафных санкций. По большей части данный аспект касается нефтяной промышленности и машиностроительных предприятий. Если российский рынок сбыта для таких компаний перекрыт, то они больше не будут нуждаться в обслуживании, что чаще всего заканчивается возвратом специалистов в Россию.

На сегодняшний день условия в Российской Федерации как, с экономической точки зрения, так и с политической стороны являются далеко не простыми. Несмотря на это приток мигрантов в Россию с каждым годом увеличивается. Значительная часть миграционных процессов осуществляется за счет стран СНГ, обеспеченность и уровень жизни которых такой, как и в России. При этом прирост населения в Российской Федерации имеет тенденцию к уменьшению, однако, этот процент сравнительно невысок и равен 15,5%. Объяснить такое положение вещей можно наличием квалифицированных кадров, выезжающих из страны.

У многих противников миграции возникает закономерный вопрос: появляются ли проблемы из-за мигрантов? Касательно этой темы аналитиками сделан вывод, что миграционный рост ровным счетом не оказывает никакого влияния на размеры заработных плат для коренных жителей России и рост преступности.

Дело в том, что соблюдение законов является основным условием для иностранцев, прибывших в Россию. Их несоблюдение грозит приезжим депортацией. По статистике процент преступлений, совершенных мигрантами мизерный, и кроме того, основная их часть – нарушения условий ФМС.

Первопричина миграционных проблем

Начиная с 2016 года, ситуация сложилась таким образом, что нелегалы, приехавшие в Россию, создали в стране некоторые проблемы. Их причиной послужило незнание русского языка и законодательства.

Кроме того, увеличилось количество преступлений, совершенных иностранцами на территории страны. Стоит заметить, что их характер ничем не отличается от преступлений, совершенных коренными жителями России. Согласно статистических данных это мошенничество и воровство.

На основании вышесказанного остается сделать вывод, что миграционные процессы оказывают влияние на общественную жизнь России внутри страны, которое обусловлено разницей интересов.

Несмотря на трудности и сложную экономическую и политическую ситуацию в мире, прогноз в данном направлении свидетельствует о том, что как приток иностранцев, так и отток российских граждан за границу будет иметь тенденцию к увеличению.

Более низкий уровень жизни по некоторым странам по сравнению с Россией как раз и явился причиной появления многих желающих получить работу в стране. Именно этим можно объяснить ужесточение контроля и внесение изменений в российское законодательство.

Миграционные новости

Россия входит в категорию стран, для которых миграционный процесс является характерным. Другими словами, мигранты отправляются в страну, преследуя цель устроиться на новое место работы. В соответствии со статистическими данными к числу государств, для граждан которых миграция становится естественным процессом можно отнести:

  • Армению;
  • Узбекистан;
  • Таджикистан.

По прогнозам аналитиков, число иностранцев, мигрирующих в Россию, значительно вырастет в 2019 году.

Всем желающим переехать в Россию, а также выехать из нее, настоятельно рекомендуется изучить поправки, внесенные в законодательную базу. Именно в связи с тенденцией роста миграционных процессов увеличились размеры штрафных санкций.

В особо сложных случаях иностранные граждане подвергаются депортации на родину, без возможности повторного выезда на протяжении 10 лет.

Поправки для мигрантов

Как внутренняя, так и внешняя миграция представляет для большинства стран серьезную проблему, причем Россия в данном случае не является исключением. Наплыв переселенцев оказывает влияние на большинство европейских государств. Такое положение вещей можно объяснить ситуацией в Сирии, где территория захвачена террористами, откуда люди стараются уехать при первой возможности.

Конфликтные ситуации нередко приводят к тому, что переселенцы нелегально пересекают границу. И как следствие, отмечают рост преступности, включая торговлю наркотиками и людьми. Все это привело к необходимости пересмотреть законы, охватывающие соответствующие аспекты. Наказания за нарушения миграционного режима могут включать в себя не только штрафные санкции и депортацию, но и тюремное заключение.

Внесение поправок в российское законодательство было осуществлено в 2016 году. Они предполагают следующее:

  • предоставление заграничного паспорта, являющегося удостоверением личности;
  • обоснование причин миграции;
  • определение срока на прохождение процедуры регистрации;
  • наличие патента;
  • экзамены;
  • мед и соцстрахование;
  • упрощение подготовительной процедуры для студентов.

В январе 2016 года было определено правило, гласящее о том, что иностранцы, проживая в России, не имеют права использовать обычный паспорт. Этот подзаконный акт исключает вероятность исключительных случаев для всех государств. Котирующимся документом, удостоверяющим личность для иностранных мигрантов, проживающих в Р.Ф., считается лишь заграничный документ.

Данные поправки не распространяются на бывших жителей Евразийского союза. Те лица, которые уже находятся в стране имеют возможность оформить необходимый документ в 2019 году.