Процессуальные особенности рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве). Правовое регулирование экономических отношений

  • Арбитражный суд субъекта рф (порядок образования, структура, компетенция).
  • Суд по интеллектуальным правам: порядок образования, структура и компетенция
  • Понятие подведомственности. Критерии разграничения подведомственности между общими и арбитражными судами.
  • 12. Подведомственность ас дел, возникающих из гражданских и иных сходных по природе правоотношений.
  • 13. Подведомственность экономических споров и других дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
  • 14. Специальная подведомственность дел ас
  • 15. Родовая подсудность дел ас
  • 16. Территориальная подсудность дел ас и её виды
  • 17. Передача дел из одного ас в другой
  • 18. Право на обращение в ас. Субъекты, правомочные возбудить дело в ас
  • 19. Порядок реализации права на обращение в ас и последствия его несоблюдения
  • 20. Понятие и виды обеспечительных мер ас, порядок их применения.
  • 21. Задачи, порядок и сроки подготовки дела к судебному разбирательству. Предварительное судебное заседание. Назначение дела к судебному разбирательству. Извещения и вызовы.
  • 22. Примирительные процедуры. Порядок, условия и последствия заключения мирового соглашения.
  • 23.Рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции. Части судебного разбирательства. Вопросы, разрешаемые в каждой из частей судебного разбирательства. Раздельные судебные заседания.
  • 24. Раскрытие доказательств. Особенности исследования и оценки отдельных доказательств.
  • 25. Распределение обязанностей по доказыванию в арбитражном процессе. Доказательственные презумпции.
  • 26. Отложение и перерыв судебного разбирательства
  • 27. Приостановление производства по делу, отличие от отложения
  • 28. Прекращение производства по делу, основания и правовые последствия
  • 29. Оставление искового заявления без рассмотрения, основания и правовые последствия
  • 30. Протокол судебного заседания. Порядок предоставления и рассмотрения замечаний на протокол.
  • 31. Понятие и виды судебных актов арбитражного суда первой инстанции
  • Виды постановлений арбитражного суда:
  • Решение арбитражного суда
  • Характерные признаки решения арбитражного суда:
  • Значение решения арбитражного суда:
  • Определение арбитражного суда
  • Постановления арбитражных судов
  • 32. Сущность и значение решения арбитражного суда.
  • 33. Содержание решения арбитражного суда.
  • 34. Требования, предъявляемые к решению арбитражного суда.
  • 35. Устранение недостатков судебного решения вынесшим его судом.
  • 36. Немедленное исполнение решения арбитражного суда.
  • 37. Законная сила решения арбитражного суда (понятие, свойства и пределы).
  • 38. Определения арбитражного суда первой инстанции и их классификация.
  • 39. Общая характеристика дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений. Общие правила их рассмотрения.
  • 40. Особенности производства в арбитражном суде по делам об оспаривании нормативных правовых актов.
  • 42. Особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях.
  • 43. Особенности возбуждения и разбирательства в арбитражном суде дел о взыскании обязательных платежей и санкций.
  • 44. Рассмотрение в особом производстве дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение.
  • 45. Производство по делам о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
  • 46. Производство по делам о несостоятельности (банкротстве).
  • 47. Рассмотрение дел по корпоративным спорам.
  • 48. Производство по делам о защите прав и законных интересов группы лиц.
  • 49. Упрощенное производство.
  • 50. Производство по делам об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов.
  • 51. Производство по делам о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.
  • 52. Понятие и сущность апелляционного производства в арбитражном процессе.
  • 54. Порядок и пределы рассмотрения дела в арбитражном суде апелляционной инстанции.
  • 55. Основания к отмене или изменению решения арбитражного суда первой инстанции, вынесению нового решения.
  • 56. Полномочия арбитражного суда апелляционной инстанции (ст. 269 апк).
  • 57. Содержание постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
  • 58. Понятие и сущность кассационного производства.
  • Понятие и сущность кассационного производства.
  • 60. Порядок и пределы рассмотрения дел арбитражным судом округа в кассационном порядке.
  • 61. Полномочия арбитражного суда округа как кассационной инстанции.
  • 62. Основания к изменению или отмене решения, вынесению нового решения арбитражным судом округа в кассационном порядке.
  • 63. Постановление суда кассационной инстанции. Обязательность указаний суда кассационной инстанции.
  • 64. Право на обращение в Верховный Суд рф с кассационной жалобой: субъекты, объекты, срок и порядок подачи. Возвращение кассационной жалобы.
  • 68. Понятие и цели пересмотра судебных актов в порядке надзора.
  • 70. Рассмотрение надзорной жалобы судьей Верховного Суда рф.
  • 71. Рассмотрение дела в порядке надзора Президиумом Верховного Суда рф в судебном заседании.
  • 72. Основания для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу.
  • 73. Полномочия Президиума Верховного Суда рф как надзорной инстанции.
  • 74. Содержание постановления Президиума Верховного Суда рф. Обязательность указаний, содержащихся в постановлении.
  • 75. Понятие и сущность производства по пересмотру судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
  • 76. Понятие новых и вновь открывшихся обстоятельств, отличие от новых доказательств. Основания пересмотра судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
  • 77. Порядок обращения в суд по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
  • 78. Рассмотрение заявления о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Полномочия суда, рассмотревшего заявление по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
  • 79. Правовое регулирование деятельности третейских судов в рф. Место третейского суда в системе юрисдикционных органов.
  • 80. Виды третейских судов. Постоянно действующие третейские суды и их виды. Рассмотрение дел в третейских судах.
  • 81. Переговоры и посредничество как формы разрешения экономических и иных споров, возникающих между хозяйствующими субъектами.
  • 82. Процедура медиации как альтернативная процедура урегулирования споров с участием посредника-медиатора.
  • 46. Производство по делам о несостоятельности (банкротстве).

    Дела о несостоятельности (банкротстве) субъектов частного права (граждан и организаций) представляют собой разновидность дел особого производства, подведомственных арбитражному суду. Дело о банкротстве не может быть передано на рассмотрение третейского суда, а также быть рассмотрено судом общей юрисдикции.

    Нормы процессуального законодательства формулируют подсудность дел о банкротстве как исключительную, т.е. такие дела рассматриваются лишь по месту нахождения должника. Здесь нет истца или ответчика в общепринятом смысле, а лишь заявители о банкротстве, должник и другие лица.

    Под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

    Если иное не предусмотрено законом, производство по делу о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем триста тысяч рублей, а в отношении должника - физического лица - не менее чем пятьсот тысяч рублей и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены.

    Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы, а также работник, бывший работник должника, имеющие требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда.

    Заявление о банкротстве принимается судьей арбитражного суда единолично, также судьей единолично производится и подготовка дела к разбирательству. При этом само рассмотрение в дальнейшем уже осуществляется судом только коллегиально и к рассмотрению таких дел не могут привлекаться арбитражные заседатели.

    В арбитражном процессе по делу о банкротстве участвуют представитель работников должника, представитель собственника имущества должника (если решается вопрос о признании несостоятельным унитарного предприятия) и иные лица. К иным лицам Арбитражный процессуальный кодекс РФ относит свидетелей (любое лицо, которому известны сведения и обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора), экспертов (лицо, обладающее специальными познаниями, необходимыми для дачи заключения), переводчиков и представителей (любой гражданин, имеющий надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дела в арбитражном суде).

    Арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле о банкротстве, вправе принять меры по обеспечению требований кредиторов - меры, направленные на сохранение имущества должника, находящегося в процессе производства дела о его несостоятельности. Арбитражный процессуальный кодекс РФ в качестве таких мер предусматривает:

      наложение ареста на имущество или денежные средства, принадлежащие ответчику;

      запрещение ответчику совершать определенные действия;

      запрещение другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора;

      приостановление взыскания по оспариваемому истцом исполнительному или иному документу, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке;

      приостановление реализации имущества в случае предъявления иска об освобождении его от ареста.

    При введении наблюдения в определении арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом указывается о назначении временного управляющего. В определении могут быть также указаны меры по обеспечению требований кредиторов. О принятии заявления о признании должника банкротом судья арбитражного суда выносит определение не позднее чем через пять дней с даты поступления указанного заявления в арбитражный суд. Определение о принятии заявления о признании должника банкротом может быть обжаловано в части, касающейся мер по обеспечению требований кредиторов.

    Судебное заседание по проверке обоснованности заявления о признании должника банкротом проводится не менее чем через пятнадцать дней и не более чем через тридцать дней с даты вынесения определения о принятии заявления о признании должника банкротом.

    Судья арбитражного суда отказывает в принятии заявления о признании должника банкротом, если нарушено хотя бы одно из условий, предусмотренных п. 2 ст. 33 Федерального закона "О банкротстве" и касающихся размера требований и срока их непогашения; кроме того, если в отношении должника арбитражным судом уже возбуждено дело о банкротстве и введена одна из процедур банкротства.

    Заявление о признании должника банкротом оставляется без движения или возвращается, если нарушены условия о порядке оформления и подачи заявления должника, требования к прилагаемым к заявлению должника документам, нарушены условия о порядке оформления и подачи заявления конкурсным кредитором, требования к прилагаемым к заявлению конкурсного кредитора документам или требования к заявлению уполномоченного органа. Возврат заявления заявителю происходит в случае, если заявитель не устранит в установленный судом срок обстоятельства, послужившие основанием для оставления заявления без движения.

    Определение о принятии мер по обеспечению требований кредиторов подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано, что, однако, не приостанавливает его исполнение.

    Срок рассмотрения дела о банкротстве определен в семь месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд.

    При рассмотрении дела о несостоятельности (банкротстве) арбитражный суд может выносить определения, которые согласно ч. 3 ст. 223 АПК РФ могут быть обжалованы в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение 10 дней со дня их вынесения.

    Арбитражный суд прекращает производство по делу о банкротстве в случаях, предусмотренных ст. 57 Федерального закона "О банкротстве":

    1) восстановления платежеспособности должника в ходе финансового оздоровления;

    2) восстановления платежеспособности должника в ходе внешнего управления;

    3) заключения мирового соглашения;

    4) признания в ходе наблюдения необоснованными требований заявителя, послуживших основанием для возбуждения производства по делу о банкротстве, при отсутствии заявленных и признанных в порядке, установленном Федеральным законом "О банкротстве", иных соответствующих положениям ст. 6Федерального закона "О банкротстве" требований кредиторов;

    5) отказа всех кредиторов, участвующих в деле о банкротстве, от заявленных требований или требования о признании должника банкротом;

    6) удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве;

    7) отсутствия средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему;

    8) в иных предусмотренных Федеральным законом"О банкротстве" случаях.

    По результатам судебного рассмотрения дела суд принимает один из следующих актов (ст. 52 Федерального закона "О банкротстве"):

    Решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

    Решение об отказе в признании должника банкротом;

    Определение о введении финансового оздоровления;

    Определение о введении внешнего управления;

    Определение о прекращении производства по делу о банкротстве;

    Определение об оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения;

    Определение об утверждении мирового соглашения.

    Указанные судебные акты, а также иные предусмотренные Федеральным законом "О банкротстве" судебные акты арбитражного суда подлежат немедленному исполнению, если иное не установлено дополнительными правилами закона.

    Понятие несостоятельности.

    Под несостоятельностью (банкротством) закон понимает признанную арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").

    Основными правовыми целями банкротства как института гражданского права являются:

    1) производство должником расчетов с кредиторами (либо путем принудительной распродажи имущества должника, либо путем предоставления ему возможности восстановить платежеспособность);

    2) при невозможности этого - выведение должника из экономического оборота правовыми способами: путем проводящейся под контролем арбитражного суда ликвидации юридического лица или освобождения от долгов гражданина.

    Банкротство - важнейший элемент рыночной экономики. Во все времена существования экономических, имущественных отношений ряд их участников, по разным объективным и субъективным причинам, не могли или не сумели "вписаться" в виражи экономического оборота: не исполняя принятые ими денежные и иные имущественные обязательства, такие участники создают проблемы не только и даже не столько для себя, сколько для своих партнеров и контрагентов. Неисполнение частью участников оборота имущественных обязательств, в силу глубокой взаимосвязанности экономических отношений, влечет нарушение естественного хода экономического процесса, создает предпосылки для кризиса неплатежей и коллапса экономики как на минимальном (частном), так и на максимальном (публичном) уровне.

    История развития законодательства о банкротстве. В целях предупреждения такого рода ситуаций правовая мысль создала институт банкротства, позволяющий решить проблему неплатежей цивилизованным способом. История законодательства о банкротстве насчитывает несколько столетий, само законодательство и судебная практика его применения постоянно совершенствуются.

    Богатую историю имеет и законодательство России о банкротстве. В течение XIX в. были созданы законодательство, судебная практика и научно-прикладной материал, позволяющие говорить о функционировании в стране достаточно эффективной системы банкротства. К сожалению, эволюционный процесс развития этой системы был прерван событиями 1917 г.

    Начавшиеся в начале 90-х гг. XX в. в России преобразования, призванные создать рыночную экономику, основанную на правовых принципах, естественным образом привели к необходимости восстановления института банкротства как одного из основных элементов такой экономики. Начиная с 1992 г. в Российской Федерации последовательно создавалась новая система банкротства, включающая законодательство, судебную систему, научно-практические разработки и другие неотъемлемые компоненты этой системы, такие как: институт арбитражных управляющих, непосредственно осуществляющих процедуры банкротства, и государственные органы, призванные осуществлять надзор за ходом процедур банкротства.

    Так, за период с 1992 по 2002 г. было принято три федеральных закона о банкротстве (в 1992 г., 1998 г., 2002 г.) и два федеральных закона об особенностях банкротства отдельных, особых категорий должников: от 25.02.1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", от 24.06.1999 г. N 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса", в системе арбитражных судов создана достаточно эффективно функционирующая практика применения законодательства о банкротстве, написаны десятки научно-практических статей и книг, посвященных банкротству.

    Институт банкротства. Институт банкротства - комплексный правовой институт. Являясь, по определению, институтом гражданского права, он примерно наполовину включает в себя нормы процессуального права (в Российской Федерации - арбитражного процессуального права). Связано это с тем, что нормы законодательства о банкротстве, в отличие от других норм гражданского права, могут быть реализованы только через судебные акты. Свидетельством этому является и тот факт, что законодатель в Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)" исключил возможность так называемого добровольного банкротства, т.е. банкротства, осуществляемого вне судебного процесса. Указанные обстоятельства позволяют сделать следующий вывод о механизме функционирования правовых норм, составляющих институт банкротства: материальное право устанавливает критерии банкротства, т.е. условия, при наличии которых участник экономического оборота предполагается банкротом де-факто, процессуальное право "включает" собственно механизм банкротства, переводящий такого участника из разряда обычных, обладающих равной с остальными дееспособностью, в категорию особых, дееспособность которых определяется их правовым положением - объявленным судом статусом банкрота.

    Таким образом, основным предназначением процессуальной части законодательства о банкротстве является установление в судебном процессе факта банкротства (несостоятельности) участника экономического оборота, влекущего особые условия его дальнейшего функционирования. В связи с этим правомерным представляется вывод о равной составляющей (не по объему норм, а по их значению) в институте банкротства материального и процессуального начал, их равноправии и взаимопроникновении. Поэтому неправильно в данном случае представлять процессуальные нормы вспомогательными по отношению к материальным: без них институт банкротства являлся бы только декларацией, пожеланием, не обеспеченным реальным механизмом функционирования.

    Ввиду того, что банкротство - институт, реализуемый только через судебный процесс, главенствующую роль в любой национальной системе банкротства играет суд, рассматривающий дела о банкротстве. В мире существует несколько правовых систем рассмотрения судами дел о банкротстве: в некоторых странах эти дела отнесены к компетенции судов общей юрисдикции (Германия), в других - коммерческих судов (Франция), в третьих - специальных судов (США, Англия). В Российской Федерации с момента восстановления института банкротства рассмотрение дел о банкротстве отнесено к исключительной (специальной) компетенции арбитражных судов.

    Арбитражные суды РФ, создание которых в 1992 г. практически совпало с восстановлением института банкротства, являются коммерческими судами в классическом виде. Ими, особенно с учетом положений АПК РФ 2002 г., рассматривается подавляющее большинство экономических споров и практически все споры, возникающие при осуществлении предпринимательской деятельности. Учитывая эти обстоятельства, законодатель изначально, с 1992 г., передал рассмотрение дел о банкротстве арбитражным судам, поскольку банкротство является неотъемлемым элементом механизма функционирования экономических (имущественных), а не личных отношений. Соответственно, и процессуальная часть законодательства о банкротстве состоит из норм арбитражного процессуального права как отрасли законодательства, регламентирующей судебный процесс в арбитражных судах.

    Арбитражные суды рассматривают все дела, относящиеся к их компетенции, на основе норм арбитражного процессуального права, кодифицированных в АПК РФ. В то же время, как отмечалось выше, законодательство о банкротстве включает и процессуальные нормы. Таким образом, судебный процесс по делам о банкротстве осуществляется на основании норм АПК РФ и законодательства о банкротстве.

    Общий принцип соотношения указанных процессуальных норм установлен ст. 223 АПК РФ: дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом по правилам, установленным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами о банкротстве.

    Приведенная норма позволяет сделать следующий вывод: нормы АПК РФ составляют процессуальную основу рассмотрения дел о банкротстве, являясь общими, принципиальными по характеру. Нормы законов о несостоятельности (банкротстве) носят особенный характер и применяются арбитражными судами в дополнение к нормам АПК РФ с учетом специфики этих дел. Оснований считать, что при этом возникает конкуренция между нормами АПК РФ и нормами закона о банкротстве, не имеется: арбитражный суд, рассматривая дело о банкротстве, руководствуется прежде всего АПК РФ (например, исследуя доказательства, проводя судебное разбирательство или вынося судебный акт), применяя в случаях, предусмотренных указанным законом, содержащиеся в нем особенные процессуальные нормы, присущие только этим делам и имеющие целью учет специфики банкротства как института материального и процессуального права (например, при подготовке дела к судебному разбирательству или проведении процедур банкротства).

    Публичность и особенности защиты прав в делах о несостоятельности. Необходимость существования специальных процессуальных норм при рассмотрении арбитражными судами дел о банкротстве определяется двумя основными особенностями этой категории дел: публичностью и спецификой защиты права. Публичный характер этих дел основан на том, что установление факта несостоятельности (банкротства) участника экономического оборота, как правило, влечет серьезные последствия для большого количества лиц: самого должника, работников должника - юридического лица или индивидуального предпринимателя, членов семьи должника-гражданина, собственников или участников юридического лица, лишающихся в принудительном порядке своего имущества, кредиторов должника, задолженность перед которыми будет погашаться в особом порядке, во многих случаях - для государства и административно-территориальных образований, получающих после объявления должника - юридического лица банкротом дополнительные социально-экономические проблемы.

    Специфика защиты права (должника или кредиторов) при рассмотрении дел о банкротстве заключается в том, что целью рассмотрения дела арбитражным судом является не решение спора, не установление факта, имеющего юридическое значение, а урегулирование конфликта, возникшего из-за неспособности участника экономического оборота расплатиться по своим долгам. При урегулировании конфликта суд должен учитывать интересы множества лиц: самого должника, его работников и собственников имущества, кредиторов, а также публично-правовые, социально-экономические, а порой и политические интересы. Хотя внешне правовой целью возбуждения дела о банкротстве и является объявление должника банкротом, т.е. придание участнику экономического оборота особого статуса, позволяющего произвести расчеты с кредиторами, фактически институт банкротства в проекции на его судебную составляющую призван обеспечить более глубинные процессы, а именно сохранение стабильности гражданского оборота. Именно поэтому процессуальные нормы законодательства о банкротстве являются особенными, направленными на создание условий, позволяющих при наличии достаточно объективно существующего положения должника как несостоятельного плавно, с минимальными потерями для общества вывести должника временно (гражданина) или навсегда (юридическое лицо) из экономического оборота.

    Такое многообразие стоящих перед судом при рассмотрении дела о банкротстве задач предполагает создание на уровне нормативного регулирования соответствующих процессуальных условий и возможностей, позволяющих учесть специфику этих дел. Это касается порядка обращения с заявлением и принятия судом заявления к производству, состава лиц, участвующих в деле, их полномочий и правового статуса, подготовки дела к судебному разбирательству и срока рассмотрения дела, использования примирительных процедур и исполнения судебного акта. Таким образом, рассмотрение дел о банкротстве - это установленный АПК РФ и законами о банкротстве особый порядок разрешения имущественного конфликта, возникшего в связи с неспособностью участника экономического оборота в полном объеме удовлетворить требования кредиторов, направленный на придание должнику особого статуса, определяемого его имущественным положением и необходимостью производства расчетов с кредиторами под контролем суда при учете интересов всех участников конфликта и необходимости поддержания стабильности экономических отношений.

    Стадии рассмотрения дел о банкротстве. Традиционный арбитражный процесс делится на следующие стадии: возбуждение дела о банкротстве, подготовка дела к судебному разбирательству, судебное разбирательство, вынесение судебного акта, производство по пересмотру судебных актов и, как особая стадия, прямо не являющаяся частью арбитражного процесса, но органично с ним связанная, - исполнение судебных актов. Несомненно, что наличие этих стадий характерно и для дел о банкротстве. Однако специфика этих дел позволяет говорить о возможности деления их рассмотрения на 2 основные стадии - разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде и процедуры банкротства.

    В ходе разбирательства дела арбитражный суд, руководствуясь прежде всего нормами АПК РФ с применением особых процессуальных норм, установленных законодательством о банкротстве, производит собственно рассмотрение дела. Именно разбирательство наиболее близко обычному арбитражному процессу и состоит из вышеперечисленных подстадий: возбуждения дела, подготовки дела, судебного разбирательства и вынесения судебного акта, который может быть оспорен в вышестоящих процессуальных инстанциях. Главной задачей разбирательства является принятие законного и обоснованного судебного акта, являющегося основой урегулирования имущественного конфликта, но не завершающего разрешение конфликта.

    Процедуры банкротства можно сравнить с исполнительным производством: целью и процедур банкротства, и исполнительного производства фактически является исполнение судебного акта, принятого судом. На схожесть конкурсного и исполнительного процессов обращал в свое время внимание Г.Ф. Шершеневич*(186). Разница между ними состоит в том, что если в ходе исполнительного производства реализуются конкретные положения судебного акта, то в ходе процедур банкротства исполняются общие положения судебного акта арбитражного суда, являющегося основой разрешения конфликта, но не определяющего экономические и правовые пути выхода из него (конкретные способы реализации положений судебного акта арбитражного суда и достижения целей банкротства определяются кредиторами и назначенным судом арбитражным управляющим). Таким образом, основной задачей процедур банкротства является практическая реализация судебного акта, принятого арбитражным судом, с целью окончательного разрешения конфликта.

    В условиях кризиса все большее количество предприятий решают о реорганизации производства и всей коммерческой деятельности. У каждого на это есть свои предпосылки: в основном – недостаток финансов. Но согласно действующему законодательству убытки от закрытия или расформирования можно существенно сократить, признав себя банкротом.

    Законодательная сторона

    Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

    ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

    Это быстро и БЕСПЛАТНО !

    Понятие банкротство отождествляет состояние неплатежеспособности физического или юридического лица. Процедура осуществляется в арбитражном суде, по решению которого неплатежеспособного гражданина или предприятие обязуют погасить задолженность согласно новым утвержденным условиям, пересмотренным кредиторами.

    Подобные требования выдвигаются юридическим и физическим лицам, признающим себя банкротами, на основании ст. 2 ФЗ «О несостоятельности». Вся процедура дела о несостоятельности происходит согласно ст. 4 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ», а также п.1 ч.1 ст. 33 АПК РФ, ст. 6 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

    К нормативно-правовой базе также относят:

    • Ч.1 ГК РФ ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» — учитываются статьи 25, 61-65;

    В зависимости от ситуации рассмотрение дел о банкротстве (несостоятельности) затрагивает и другие правовые нормы, которые полностью регулируют деятельность предприятия

    Стадии рассмотрения дела о банкротстве

    Рассмотрение дела о банкротстве включает в себя установление факта несостоятельности, которое проводится в несколько этапов. С самого начала в арбитражный суд подается заявление, которое будет рассматриваться в соответствии с перечисленными выше законами.

    Заявление

    В арбитражный суд сам заявитель о неплатежеспособности или же кредитор должны подать заявление о признании банкротом. Помимо должника и кредитора, обратиться в суд могут другие заинтересованные лица, которые не получают соответствующих выплат от должника – прокурор, сотрудники налогового органа и прочие.

    Заявление составляется в соответствии с установленной формой, которую можно изучить на официальном сайте Федерального арбитражного суда РФ. Подача заявления осуществляется в электронном виде или лично по месту нахождения должника.

    Помимо заявления, в арбитражный суд заявитель должен представить:

    • доказательства о несостоятельности должника;
    • решение самого должника;
    • документы с подтверждением о сумме денежных средств, которая должником не может быть погашена;
    • документы на должника со сведениями о форме собственности и типе субъекта;
    • документация с подтверждением о невозможном удовлетворении финансовых выплат со стороны должника;
    • необходимо представить список всех кредиторов, а также должников с обязательной документацией о наличии кредиторской и дебиторской задолженности;
    • обязателен бухгалтерский баланс или другие используемые документы для ведения отчетности, отображающие финансовую ситуацию на момент подачи заявления;
    • чек или иной платежный документ с доказательством уплаты госпошлины.

    На основании ст. 225 АПК между должником и кредиторами может быть подписано . Тогда арбитражный суд не проводит основные этапы о банкротстве.

    Внешнее управление

    Внешнее управление – результат предоставленных оснований для проведения операции, а также решение кредиторов или самого должника, которые обратились в арбитражный суд с соответствующим ходатайством. Именно он принимает решение в пользу ведения процесса, что осуществляется немедленно, но может быть обжаловано.

    Принимается решение о проведении внешнего управления на собрании, которое проводится еще во время наблюдения – первой стадии банкротства. Кредиторы, должник и арбитражный суд внимательно изучают и анализируют ликвидность должника, квалификацию сотрудников, спрос на продукцию или услуги, а также прочие факторы.

    Здесь же определяются возможные последствия для неплатежеспособного должника после признания его банкротом.

    Срок рассмотрения дел о банкротстве может увеличиваться за счет времени, потраченного для выполнения той или иной работы. Сроки для внешнего управления ограничиваются 12 месяцами . Но в случае необходимости кредиторы и прочие заинтересованные лица могут продлить срок на основании поданного ходатайства в арбитражный суд на 6 месяцев .

    Как только начинается процесс внешнего управления происходит следующее:

    • должник снимается с должности, к работе приступает внешний управляющий;
    • должник, являясь руководителем предприятия, теряет свои полномочия;
    • теряют полномочия и другие органы управления предприятия должника;
    • снимаются меры обеспечения прав кредитора, которые ранее были приняты арбитражным судом;
    • снимается арест на имущество должника и прочие ограничения – теперь арестовывать и ограничивать в пользовании имущество может только арбитражный суд;
    • на время работы кредиторы не вправе требовать от должника .

    Всю работу ведет внешний управляющий, который назначается арбитражным судом. К нему на время работы переходят все полномочия должника. В завершении работы внешний управляющий представляет арбитражному суду отчеты о проделанной работе, который уполномоченный орган утверждает, дело о банкротстве прекращается.

    Если же арбитражный суд не утверждает отчет, или кредиторы обратились к нему с ходатайством, этап внешнего управления заканчивается, должник признается банкротом, принимается решение о проведении конкурсного производства

    Санация

    Подразумевает оздоровление, которое характеризуется оказанием финансовой помощи должнику. Оказывать помощь могут собственники, сами кредиторы и прочие заинтересованные лица. Процедура утверждается арбитражным судом на основании поданного ходатайства со стороны заявителей о признании неплатежеспособным должника.

    Преимущественное право на представленный тип процедуры имеют собственники, кредиторы и прочие сотрудники предприятия, которое признается банкротом. Если таких людей не нашлось, принимается решение о проведении конкурсного производства с участием юридических и физических лиц.

    Те же лица, которые решили принять участие и получили право на санацию, автоматически принимают ответственность за полный расчет с кредитором. Здесь же следует учесть все согласованные между должником и кредитором сроки. Также учитывается порядок расчета с кредиторами, которая регламентируется ст. 64 ГК РФ.

    Все участники санации имеют свои обязанности, которые указаны в соглашении, заключенное между ними. Для представленного этапа выделяется полтора года, причем по прошествии года должно быть удовлетворено 40% от требований кредиторов. При невыполнении требований процедура санации прекращается.

    В случае неэффективности санации арбитражный суд прекращает процедуру и выносит решение о начале конкурсного производства. При выполнении всех требований уполномоченный орган признает должника банкротом.

    Конкурсное производство

    Порядок разрешения любой стадии определяется только арбитражным судом. В зависимости от ситуации уполномоченный орган принимает решение о начале . Решение принимается сразу после подачи заявления или после неэффективной работы на предыдущих этапах.

    Цель операции – правильно распределить средства между кредиторами, которые были получены от и оставшейся продукции должника. Также посредством конкурсного производства происходит защита интересов и прав заинтересованных лиц от неправомерных действий друг к другу в сфере распределения имущества или средств.

    На правах начавшегося этапа конкурсного производства происходит:

    • начало отсчета срока исполнения денежных обязательств со стороны должника;
    • полное прекращение начисления к имеющемуся долгу штрафов или процентов;
    • доступность сведений о финансовом состоянии для всех заинтересованных лиц;
    • снятие ареста с имущества должника;
    • сделки по продаже имущества должника регулируются законодательно ст.6 «О несостоятельности (банкротстве)»;
    • предъявление требований осуществляется только на основании имеющихся правил и основ в рамках конкурсного производства.

    Начало конкурсного производства определяется принятым решением арбитражного суда, который признает должника банкротом. Сроки выполнения представленной операции не должны превышать 1 года , но при необходимости продлевается еще на полгода.

    С начала конкурсного производства руководитель отстраняется от дел, на его место приходит конкурсный управляющий, назначенный арбитражным судом. Он проводит всю работу с учетом интересов участников, изучает бухгалтерию фирмы, а также руководит всеми ценностями должника. Работу контролирует комитет кредиторов.

    Процедура подразумевает определение конкурсной массы на начальном этапе. Здесь в ход идет имущество, принадлежащее предприятию. Не учитываются предметы во владении должника, а также арендованные площади и прочее оборудование, находящееся на хранении.

    Конкурсный управляющий должен обозначить сроки проведения аукционов, которые рассматриваются и утверждаются собранием или комитетом кредиторов. Торги проводятся открытые в соответствии с действующим законодательством. Для перечисления денежных средств от покупателей конкурсный управляющий предоставляет один лицевой счет.

    Во время проведения торгов определяются требования со стороны кредиторов. По окончании продаж составляется промежуточный баланс с предоставлением информации о сумме проданного имущества и вырученных денежных средств с требованиями от кредиторов.

    Если у должника не хватает средств для расчета со всеми кредиторами и участниками, значит, суммы рассчитываются в пропорциональном отношении к предъявленным требованиям. Если после расчета со всеми у должника остаются денежные средства, они переходят к собственнику или учредителю.

    Проведенную работу конкурсный управляющий представляет арбитражному суду в виде отчета и документации о перечисленных денежных средствах. Здесь же прилагаются требования со стороны кредиторов и их выполнение. На основании проделанной работы, арбитражный суд выносит вердикт о банкротстве должника.

    В течение 10 дней конкурсный управляющий предъявляет решение суда в , где вносится запись о ликвидации юридического лица. На этом этап конкурсного производства считается закрытым.

    Дополнительные меры

    Следует рассмотреть иные «варианты» банкротства, которые также предусмотрены законодательно и могут быть более выгодны должнику, нежели полная ликвидация.

    Внесудебные решения

    Должник может воспользоваться возможностью проведения внесудебной процедуры банкротства, на основании которой между должником и кредитором определяется договоренность о продлении со стороны должника дальнейшей предпринимательской деятельности или его ликвидации. Здесь же можно определиться с отсрочкой платежей по обязательствам перед кредитором, чем часто пользуются индивидуальные предприниматели.

    Перед утверждением договоренностей кредиторы с должником проводят полный анализ о возможной платежеспособности в дальнейшем. Если же обнаруживается неплатежеспособность, подписывается соглашение о ликвидации и начинается соответствующая процедура на основании ГПК РФ.

    Проводится под контролем совета кредиторов, но без обращения в арбитражный суд. На собрании проводится опубликование извещения, назначение арбитражного управляющего.

    Завершение ликвидации компании датируется днем исключения юридического лица из ЕГРЮЛ. Если же собственник не согласен о проведении подобных операций, он может обратиться в арбитражный суд.

    Мировое соглашение

    Кредитор и должник могут подписать , что также регулируется законодательно и арбитражным судом. Мировое соглашение составляется по правилам, где необходимо в точности указать сроки и правила выполнения обязательств со стороны должника. Также прописываются измененные условия погашения долга.

    Требования кредиторов указываются одинаково, но могут осуществляться в разных эквивалентах. Имущественные требования одного кредитора не должны выступать преимущественно над денежными требованиями другого кредитора.

    Этапы подписания мирового соглашения включают:

    • принятие решения должниками;
    • согласование требований и обязательств на собрании кредиторов;
    • составление и подписание договора;
    • рассмотрение намерений судом.

    В определенных ситуациях арбитражный суд может отказать в мировом соглашении. В основном это происходит вследствие нарушений законодательной базы или неравномерном распределении обязательств должника между кредиторами. В случае отказа может подаваться заявление на признание неплатежеспособности или приниматься иное решение проблем.

    Преимуществ у мирового соглашения много. Во-первых, договоренность между кредиторами и должником – это лучший выход для выплаты долгов, которые не могут осуществиться в ближайшее время. Во-вторых, должнику не потребуется оплачивать расходы по процессу о признании неплатежеспособности.

    Недостатки и сложности

    Глава 3. Реорганизационные и ликвидационные процедуры.

    Рассмотрение дел о банкротстве и проведение производства по делу о банкротстве осуществляется в соответствии с Законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2006 года № 127-ФЗ.

    Закон устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

    Действие закона распространяется на все юридические лица, которые могут быть признаны несостоятельными (банкротами) в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

    Дело о банкротстве возбуждается в том случае, если должник обладает следующими признаками банкротства:

    1) гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества; юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

    2) требования к должнику – юридическому лицу в совокупности составляют не менее ста тысяч рублей, к должнику – гражданину – не менее десяти тысяч рублей.

    Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом.

    Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления и до принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату введения каждой процедуры, применяемой в деле о банкротстве и следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.

    Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, выраженных в иностранной валюте, определяются в рублях по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации, на дату введения каждой процедуры, применяемой в деле о банкротстве и следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.

    Заявление в арбитражный суд о признании предприятия-должника банкротом может бать подано сами должником, кредитором, уполномоченными органами, в том числе налоговыми органами, Пенсионным фондом, фондом социального страхования и т.п.

    Право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора, уполномоченного органа по денежным обязательствам с даты вступления в законную силу решения суда, арбитражного суда или третейского суда о взыскании с должника денежных средств.

    Должник вправе подать в арбитражный суд заявление в случае предвидения банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии будет исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок.

    Руководитель должника или индивидуальный предприниматель обязан обратиться с заявлением в арбитражный суд не позднее чем через месяц с даты возникновения соответствующих обстоятельств в случае, если:

    · удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств, обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами;

    · органом должника, уполномоченным в соответствии с учредительными документами должника на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;

    · органом, уполномоченным собственником имущества должника — унитарного предприятия, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;

    · обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника.

    При рассмотрении дела о банкротстве должника юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:

    2) финансовое оздоровление;

    3) внешнее управление;

    4) конкурсное производство;

    5) мировое соглашение.

    При рассмотрении дела о банкротстве должника — гражданина применяются следующие процедуры:

    1) конкурсное производство;

    2) мировое соглашение.

    С момента принятия арбитражным судом к рассмотрению заявления о признания должника банкротом назначается арбитражный управляющий, которым признается гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

    Саморегулируемая организация арбитражных управляющих устанавливает следующие обязательные условия членства в этой организации:

    · наличие высшего профессионального образования;

    · наличие стажа работы на руководящих должностях не менее чем год и стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем шесть месяцев или стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем два года, если более продолжительные сроки не предусмотрены стандартами и правилами профессиональной деятельности арбитражных управляющих;

    · сдача теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих;

    · отсутствие наказания в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения либо в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью за совершение преступления;

    · отсутствие судимости за совершение умышленного преступления.

    Арбитражный управляющий имеет право на вознаграждение в деле о банкротстве, а также на возмещение в полном объеме расходов, фактически понесенных им при исполнении возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве. Вознаграждение в деле о банкротстве выплачивается арбитражному управляющему за счет средств должника.

    Вознаграждение, выплачиваемое арбитражному управляющему в деле о банкротстве, состоит из фиксированной суммы и суммы процентов. Размер фиксированной суммы такого вознаграждения составляет для:

    1) временного управляющего — тридцать тысяч рублей в месяц;

    2) административного управляющего — пятнадцать тысяч рублей в месяц;

    3) внешнего управляющего — сорок пять тысяч рублей в месяц;

    4) конкурсного управляющего — тридцать тысяч рублей в месяц.

    Проценты, начисляемые арбитражному управляющему, зависят от балансовой стоимости активов должника, а в случае ликвидации – от размера погашенных требований кредиторам должника.

    В случае освобождения или отстранения арбитражным судом арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве вознаграждение ему не выплачивается с даты его освобождения или отстранения.

    Арбитражный суд прекращает производство по делу о банкротстве в следующих случаях:

    1) восстановления платежеспособности должника в ходе финансового оздоровления и внешнего управления;

    2) заключения мирового соглашения;

    3) признания в ходе наблюдения необоснованными требований заявителя, послуживших основанием для возбуждения производства по делу о банкротстве, при отсутствии заявленных и признанных требований кредиторов;

    4) отказа всех кредиторов, участвующих в деле о банкротстве, от заявленных требований или требования о признании должника банкротом;

    5) удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве;

    6) отсутствия средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему.

    Кроме этого, Законом «О несостоятельности (банкротстве)» отражены особенности процедур банкротства отдельных категорий должников. Например, банкротство градообразующих, сельскохозяйственных, финансовых организаций; банкротство стратегических предприятий и организаций; банкротство субъектов естественных монополий; банкротство гражданина и упрощенные процедуры банкротства.

    В целях предупреждения банкротства, до инициирования производства по делу о банкротстве, может быть проведена досудебная санация . В этом случае собственник, учредители, кредиторы предприятия-должника в рамках мер по предупреждению банкротства могут предоставить должнику финансовую помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности.

    Статья 223. Порядок рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве)

    1. Дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
    2. Дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются судьей единолично, если иное не предусмотрено статьей 17 настоящего Кодекса. К рассмотрению таких дел не могут привлекаться арбитражные заседатели.
    3. Определения, которые выносятся арбитражным судом при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве) и обжалование которых предусмотрено настоящим Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства), отдельно от судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, могут быть обжалованы в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение десяти дней со дня их вынесения.

    Комментарий к статье 223 АПК РФ

    Комментарий к ч.1

    1. Арбитражным судом рассматриваются дела о банкротстве юридических лиц и граждан, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей (п.1 ст.32 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

    2. Решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства принимается в случаях установления признаков банкротства должника, то есть когда при отсутствии оснований для введения внешнего управления:
    — гражданин не удовлетворил требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполнил обязанность по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с даты, когда обязательства (обязанности) должны были быть исполнены, и при этом сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества;
    — юридическое лицо не удовлетворило требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполнил обязанность по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с даты, когда обязательства (обязанности) должны были быть исполнены,
    — при отсутствии оснований для оставления заявления о признании должника банкротом без рассмотрения, введения финансового оздоровления, внешнего управления, утверждения мирового соглашения или прекращения производства по делу о банкротстве (ст.3, п.1 ст.53 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

    Читайте также: Долг по алиментам узнать сумму по фамилии через интернет бесплатно

    3. На практике возникает вопрос, достаточно ли вступившего в законную силу решения суда для отнесения размера денежных обязательств по требованиям кредиторов к установленному или необходимо также наличие исполнительного листа? В соответствии с п.3 ст.4 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» размер денежных обязательств или обязательных платежей считается установленным, если он определен судом в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)». Обязательного представления исполнительного листа Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» не предусматривает. Однако арбитражный управляющий вправе истребовать исполнительный лист у кредитора для проверки произведенных удержаний и своевременности предъявления его к исполнению.

    ________________
    См. Вопросы применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в судебной практике: Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 августа 1999 года N 43 // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. — 1999. N 10.

    4. Решение арбитражного суда о признании банкротом должника-юридического лица и об открытии конкурсного производства должно содержать указания:
    — о признании должника банкротом;
    — об открытии конкурсного производства.

    5. Решение арбитражного суда о признании банкротом должника-индивидуального предпринимателя должно содержать указание на признание утратившей силу регистрации должника в качестве индивидуального предпринимателя.

    6. В случаях отсутствия признаков банкротства или при иных предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» обстоятельствах арбитражным судом принимается решение об отказе в признании должника банкротом (ст.55 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

    7. После принятия арбитражным судом решения об отказе в признании должника банкротом все ограничения, являющиеся последствием принятия заявления о признании должника банкротом и (или) введения наблюдения, прекращается (ст.56 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

    8. Согласно ст.46 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» после введения наблюдения арбитражный суд по ходатайству заявителя или по ходатайству иного лица, участвующего в деле о банкротстве, вправе принять меры по обеспечению требований кредиторов и интересов должника в соответствии с АПК, которые действуют до даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения, об отказе в принятии заявления, о возвращении заявления без рассмотрения или о прекращении производства по делу о банкротстве. В указанном определении может быть указано, что меры по обеспечению требований кредиторов и интересов должника, принятые на основании ст.46 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», отменяются.

    9. В решении о признании должника несостоятельным (банкротом) и об открытии в отношении него конкурсного производства (п.1 ст.124 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»), а также в определении о продлении срока конкурсного производства (п.п.2 и 3 ст.124 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)») арбитражным судом может быть указан срок конкурсного производства, продолжительность которого определяется исходя из обстоятельств дела и с учетом упомянутых требований закона.

    10. В силу ч.1 к.с. и ст.51 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» дело о несостоятельности (банкротстве) должно быть рассмотрено в заседании арбитражного суда в срок, не превышающий семи месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд. В соответствии с ч.2 ст.152 АПК РФ трехмесячный срок рассмотрения дела в суде первой инстанции может быть продлен до шести месяцев, то есть увеличен на три месяца. При этом какие-либо специальные положения, регулирующие продление срока рассмотрения дела о несостоятельности (банкротстве), не предусмотрены ни АПК РФ, ни Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

    11. С учетом изложенного, а также принимая во внимание особую сложность таких дел и значительное число участвующих в них лиц, семимесячный срок рассмотрения дела о несостоятельности (банкротстве) может быть продлен до десяти месяцев, то есть увеличен на три месяца применительно к ч.2 ст.152 АПК РФ.

    12. При этом продление срока рассмотрения дела до шести месяцев на основании ч.2 ст.152 АПК РФ возможно при рассмотрении конкретного обособленного спора в рамках дела о несостоятельности (банкротстве).

    ________________
    См. О процессуальных сроках: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 декабря 2013 года N 99 // Вестник экономического правосудия РФ. — 2014. — N 3.

    Комментарий к ч.2

    13. Решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства может быть обжаловано (п.2-4 ст.53 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

    14. Согласно п.12 ст.23.1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» заявление органа по контролю (надзору) об исключении сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих рассматривается арбитражным судом в коллегиальном составе. Данное заявление не связано с рассмотрением какого-либо конкретного дела о банкротстве, потому к нему не применяется правило ч.2 к.с. о единоличном рассмотрении дел о банкротстве.

    ________________
    См. О составе суда при рассмотрении заявления об исключении сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих: Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 февраля 2013 года N 154 // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. — 2013. — N 4.

    Комментарий к ч.3

    15. Рассмотрение дела о банкротстве арбитражным судом завершатся принятием одного из следующих актов:
    — решением о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
    — решением об отказе в признании должника банкротом;
    — определение о введении финансового оздоровления;
    — определением о введении внешнего управления;
    — определением о прекращении производства по делу о банкротстве
    — определение об оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения;
    — определение об утверждении мирового соглашения (ст.52 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

    16. Поскольку согласно п.1 ст.52 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» указанные в нем судебные акты принимаются судом по результатам рассмотрения дел о банкротстве, то есть этими судебными актами дела о банкротстве заканчиваются по существу, к обжалованию таких судебных актов ч.3 к.с. не применяется. Все вышеназванные и поименованные в п.1 ст.52 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» судебные акты пересматриваются по общим правилам раздела VI АПК РФ.

    ________________
    См. О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 апреля 2003 года N 4 // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. — 2003. N 6.

    17. См. также комментарий ст.ст.4, 11, 17, 33, 38, 40, 41, 45, 59, 62, 63, 69, 91, 102, 105, 110, 126, 127, 129-131, 135, 142-144, 148, 150, 152, 158, 182 АПК РФ.

    Консультации и комментарии юристов по ст 223 АПК РФ

    Если у вас остались вопросы по статье 223 АПК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

    Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

    Правовое регулирование экономических отношений

    • Правовое регулирование экономических отношений
      • Экономические отношения как предмет правового регулирования
      • Понятие и признаки предпринимательской деятельности
      • Хозяйственное право и его источники
    • Правовое положение субъектов предпринимательской (хозяйственной) деятельности
      • Право собственности и другие вещные права
      • Юридические лица
        • Виды юридических лиц
        • Создание, реорганизация и ликвидация юридических лиц
      • Индивидуальные предприниматели
      • Несостоятельность (банкротство) субъектов предпринимательской деятельности
    • Правовое регулирование договорных отношений в сфере хозяйственной деятельности
      • Общие положения о договоре
      • Отдельные виды договоров
        • Договор поставки
        • Договор аренды
        • Договор подряда
    • Экономические споры
      • Понятие и виды экономических споров. Досудебный порядок их урегулирования
      • Рассмотрение экономических споров в арбитражных судах
    • Трудовое право как отрасль права
      • Предмет и структура трудового права
      • Источники трудового права
      • Трудовое правоотношение
    • Правовое регулирование занятости и трудоустройства
      • Законодательство РФ о занятости и трудоустройстве. Государственные органы занятости населения
        • Понятие и формы занятости
        • Правовой статус безработного
        • Профессиональное обучение безработных
    • Трудовой договор
      • Трудовой договор: понятие, содержание, виды
      • Заключение трудового договора. Оформление приема на работу
      • Изменение трудового договора
      • Прекращение трудового договора
    • Рабочее время и время отдыха
      • Рабочее время
      • Время отдыха
        • Отпуска
    • Заработная плата
      • Понятие и системы заработной платы
      • Правовое регулирование заработной платы
      • Тарифная система. Надбавки и доплаты
      • Порядок выплаты заработной платы
    • Трудовая дисциплина
      • Понятие и методы обеспечения дисциплины труда
      • Дисциплинарная ответственность
    • Материальная ответственность сторон трудового договора
      • Понятие, условия и виды материальной ответственности
      • Материальная ответственность работника перед работодателем
    • Трудовые споры
      • Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в КТС
      • Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в судебных органах
      • Коллективные трудовые споры
        • Примирительные процедуры
        • Осуществление права на забастовку
    • Административные правонарушения и административная ответственность

    Читайте также: Увольнение декретницы при ликвидации предприятия

    Порядок рассмотрения дел о банкротстве в арбитражном суде

    Производство по делу о несостоятельности (банкротстве) может быть возбуждено на основании заявления с которым вправе обратиться:

    Должник . Целью обращения с заявлением для должника является необходимость расплатиться с кредиторами и освободить себя от долгов. Закон предусматривает не только право, но и обязанность должника обратиться с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом). За неисполнение этой обязанности должник (руководитель юридического лица, индивидуальный предприниматель или члены ликвидационной комиссии должника) может быть привлечен к ответственности.

    Заявление подается в письменной форме на основании решения собственника или органа, уполномоченного руководить имуществом должника. Заявление должно содержать сведения о форме и субъекте собственности, о причинах, по которым должник не выполняет требований, и о сумме требований. К заявлению прилагаются список кредиторов и должников и бухгалтерский баланс. Заявление должника не может быть отозвано.

    Кредитор . Кредитор вправе подать заявление в случае невыполнения должником своих обязательств по истечении трех месяцев со дня наступления сроков исполнения. Правом на подачу заявления обладают только конкурсные кредиторы, т. е. кредиторы по денежным обязательствам. В число конкурсных кредиторов не включаются граждане, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также учредители (участники) должника по обязательствам, вытекающим из участия.

    От имени Российской Федерации, ее субъектов выступают уполномоченные на то органы государственной власти и местного самоуправления. Заявление о банкротстве может быть подано в арбитражный суд как одним кредитором» так и несколькими. Однако суд принимает указанное заявление и возбуждает дело о банкротстве лишь в том случае, если требования к должнику в совокупности составляют сумму не менее 500, а к должнику-гражданину - не менее 100 минимальных размеров оплаты труда, установленных законом. Задолженность на меньшую сумму, не смотря на неплатежеспособность должника, не является основанием для возбуждения дела о банкротстве.

    Перед обращением в суд необходимо соблюсти досудебный порядок разрешения спора: кредитор должен послать должнику извещение с уведомлением о вручении. В этом извещении должны содержаться требования к должнику в недельный срок исполнить свои обязательства. В случае получения уведомления и неисполнения обязательств должником у кредитора появляется право обращения в суд. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие требования к должнику, уведомление и копия заявления с приложениями. Заявление кредитора может быть им отозвано до возбуждения производства по делу.

    Прокурор . Прокурор вправе обратиться с заявлением в суд в случае обнаружения им признаков преднамеренного или фиктивного банкротства и в других случаях, предусмотренных законом. Преднамеренное банкротство - умышленное создание или увеличение руководителями или собственником неплатежеспособности предприятия, нанесение ими ущерба в личных интересах или в интересах других лиц, а также заведомо некомпетентное ведение дел. Фиктивное банкротство - заведомо ложное объявление предприятия о своем банкротстве с целью введения в заблуждение своих кредиторов, отсрочки или рассрочки платежей либо скидки с долгов. Заявление прокурора может быть отозвано им до возбуждения производства по делу.

      Налоговые и иные уполномоченные в соответствии с федеральным законодательством органы

    Такое заявление может быть подано в связи с неисполнением обязанности по уплате обязательных платежей. Данные органы не являются кредиторами по гражданско-правовым обязательствам, а выступают как субъекты публично-правовых отношений, реализуя свои властные полномочия.

    Представлять интересы РФ по обязательным платежам в федеральный бюджет и внебюджетные фонды может Федеральная служба по делам о несостоятельности (банкротстве). К заявлению налогового или иного уполномоченного органа должны быть приложены доказательства принятия мер к получению соответствующей задолженности. Таким доказательством, например, может быть платежное требование на бесспорное списание недоимки с юридического лица, предъявленное в учреждение банка, с отметкой о неисполнении из-за отсутствия средств на счете и другие документы.

    Приняв заявление о банкротстве, арбитражный суд назначает судебное заседание по проверке обоснованности требований заявителя к должнику и в случае признания этих требований обоснованными и соответствующими названным выше условиям подачи заявления о банкротстве, вводит процедуру наблюдения.

    В том случае, если с заявлением о банкротстве обращается сам должник, то наблюдение вводится непосредственно с даты принятия арбитражным судом заявления к производству. (О процедуре наблюдения и иных процедурах, применяемых в отношении должника в процессе банкротства, будет сказано ниже.)

    Дела о банкротстве подлежат рассмотрению арбитражными судами в сроки, не превышающие семи месяцев с даты поступления в суд соответствующих заявлений.

    Рассмотрев дело о банкротстве, арбитражный суд может принять один из следующих актов:

    решение об отказе в признании должника банкротом . Такое решение принимается при отсутствии признаков банкротства, а также в иных случаях, предусмотренных законом;

    решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства . Данное решение принимается в случаях установления судом признаков банкротства должника при обоснованности и достаточности требований кредиторов и отсутствии оснований для введения процедур финансового оздоровления или внешнего управления;

    определение о введении финансового оздоровления ;

    определение о введении внешнего управления . Оба этих определения выносятся в случаях, если имеется возможность восстановить платежеспособность должника.

    определение о прекращении производства по делу о банкротстве . Такое определение выносится в случаях:

    • восстановления платежеспособности должника в ходе финансового оздоровления или внешнего управления;
    • удовлетворения всех требований кредиторов в ходе любой процедуры банкротства;
    • заключения мирового соглашения;
    • в иных случаях, предусмотренных законом.

    Процедуры, применяемые к должнику

    Как уже было сказано, приняв заявление о банкротстве и установив обоснованность требований заявителя к должнику, арбитражный суд вводит в отношении должника процедуру наблюдения. В ходе банкротства арбитражным судом могут быть применены к должнику также такие процедуры, как финансовое оздоровление (санация), внешнее управление, конкурсное производство.

    Для проведения процедур банкротства арбитражным судом назначается арбитражный управляющий

    Арбитражным управляющим в силу заинтересованности не могут быть назначены руководитель, а также лица, входящие в состав совета директоров (наблюдательный совет), коллегиальный исполнительный орган должника, главный бухгалтер (бухгалтер) должника, в том числе освобожденные от своих обязанностей в течение одного года до момента возбуждения производства по делу о банкротстве.

    Деятельность арбитражных управляющих подлежит лицензированию. Лицензии выдаются Федеральной службой по делам о несостоятельности (ФСДН).

    Лицензирующий орган осуществляет лицензионный контроль за деятельностью лиц, которым выдана лицензия. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, лицензирующий орган вправе обратится в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

    При проведении процедур банкротства интересы всех кредиторов представляют собрание и комитет кредиторов. Участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы, а в части требований по обязательным платежам - налоговые и иные уполномоченные органы. В собрании кредиторов участвует представитель работников должника. Конкурсные кредиторы и иные уполномоченные органы обладают на собрании кредиторов числом голосов, пропорциональным сумме их требований.

    К компетенции собрания кредиторов относятся:

    • принятие решения о введении и продлении внешнего управления и об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд;
    • принятие решения о заключении мирового соглашения;
    • принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
    • принятие решения об избрании членов комитета кредиторов, определении количественного состава комитета кредиторов и о досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов;
    • решение иных вопросов, предусмотренных законом.

    Комитет кредиторов представляет интересы конкурсных кредиторов и осуществляет контроль за действиями внешнего и конкурсного управляющего. Если количество конкурсных кредиторов менее 50, решением собрания кредиторов может быть предусмотрено возложение функций комитета кредиторов на собрание кредиторов.

    Потребление памяти: 0.5 Мб

    Порядок рассмотрения дел о банкротстве

    Дела о банкротстве рассматриваются хозяйственными судами в соответствии с Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь, а также иными законодательными актами в порядке, установленном Законом о банкротстве. При рассмотрении дела о банкротстве должника – юридического лица применяются следующие процедуры банкротства: защитный период; конкурсное производство; мировое соглашение; иные процедуры банкротства, предусмотренные Законом о банкротстве.

    При рассмотрении дела о банкротстве должника – индивидуального предпринимателя применяются следующие процедуры банкротства: конкурсное производство; мировое соглашение; иные процедуры банкротства, предусмотренные Законом. Конкурсное производство включает следующие процедуры: санацию; ликвидационное производство.

    Пленума Верховного Суда РФ от 13 октября 2015 г. N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан"

    Понятие и стадии рассмотрения дел о несостоятельности в арбитражном процессе

    Под несостоятельностью (банкротством) закон понимает признанную арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").

    Основным предназначением процессуальной части законодательства о банкротстве является установление в судебном процессе факта банкротства (несостоятельности) участника экономического оборота, влекущего особые условия его дальнейшего функционирования. В связи с этим правомерным представляется вывод о равной составляющей (не по объему норм, а по их значению) в институте банкротства материального и процессуального начал, их равноправии и взаимопроникновении. Поэтому неправильно в данном случае представлять процессуальные нормы вспомогательными по отношению к материальным: без них институт банкротства являлся бы только декларацией, пожеланием, не обеспеченным реальным механизмом функционирования.

    Ввиду того, что банкротство - институт, реализуемый только через судебный процесс, главенствующую роль в системе банкротства играет суд, рассматривающий дела о банкротстве.

    Нормы АПК РФ составляют процессуальную основу рассмотрения дел о банкротстве, являясь общими, принципиальными по характеру. Нормы законов о несостоятельности (банкротстве) носят особенный характер и применяются арбитражными судами в дополнение к нормам АПК РФ с учетом специфики этих дел. Арбитражный суд, рассматривая дело о банкротстве, руководствуется прежде всего АПК РФ (например, исследуя доказательства, проводя судебное разбирательство или вынося судебный акт), применяя в случаях, предусмотренных указанным законом, содержащиеся в нем особенные процессуальные нормы, присущие только этим делам и имеющие целью учет специфики банкротства как института материального и процессуального права (например, при подготовке дела к судебному разбирательству или проведении процедур банкротства).

    Публичность и особенности защиты прав в делах о несостоятельности:

    Публичный характер этих дел основан на том, что установление факта несостоятельности (банкротства) участника экономического оборота, как правило, влечет серьезные последствия для большого количества лиц:

      • самого должника,
      • работников должника - юридического лица или индивидуального предпринимателя,
      • членов семьи должника-гражданина,
      • собственников или участников юридического лица, лишающихся в принудительном порядке своего имущества,
      • кредиторов должника, задолженность перед которыми будет погашаться в особом порядке,
      • во многих случаях - для государства и административно-территориальных образований, получающих после объявления должника - юридического лица банкротом дополнительные социально-экономические проблемы.

    Специфика защиты права (должника или кредиторов) при рассмотрении дел о банкротстве заключается в том, что целью рассмотрения дела арбитражным судом является не решение спора, не установление факта, имеющего юридическое значение, а урегулирование конфликта, возникшего из-за неспособности участника экономического оборота расплатиться по своим долгам . При урегулировании конфликта суд должен учитывать интересы множества лиц: самого должника, его работников и собственников имущества, кредиторов, а также публично-правовые, социально-экономические, а порой и политические интересы. Именно поэтому процессуальные нормы законодательства о банкротстве являются особенными, направленными на создание условий, позволяющих при наличии достаточно объективно существующего положения должника как несостоятельного плавно, с минимальными потерями для общества вывести должника временно (гражданина) или навсегда (юридическое лицо) из экономического оборота.

    Стадии рассмотрения дел о банкротстве

    Традиционный арбитражный процесс делится на следующие стадии:

      1. возбуждение дела о банкротстве,
      2. подготовка дела к судебному разбирательству,
      3. судебное разбирательство (именно здесь рассмотрение дела по существу),
      4. вынесение судебного акта,
      5. производство по пересмотру судебных актов,
      6. исполнение судебных актов (как особая стадия, прямо не являющаяся частью арбитражного процесса).

    Несомненно, что наличие этих стадий характерно и для дел о банкротстве. Однако специфика этих дел позволяет говорить о возможности деления их рассмотрения на 2 основные стадии:

      • разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде;
      • процедура банкротства.

    В ходе разбирательства дела арбитражный суд, руководствуясь прежде всего нормами АПК РФ с применением особых процессуальных норм, установленных законодательством о банкротстве, производит собственно рассмотрение дела. Именно разбирательство наиболее близко обычному арбитражному процессу и состоит из вышеперечисленных подстадий: возбуждения дела, подготовки дела, судебного разбирательства и вынесения судебного акта, который может быть оспорен в вышестоящих процессуальных инстанциях. Главной задачей разбирательства является принятие законного и обоснованного судебного акта, являющегося основой урегулирования имущественного конфликта, но не завершающего разрешение конфликта.

    Процедуры банкротства можно сравнить с исполнительным производством. Таким образом, основной задачей процедур банкротства является практическая реализация судебного акта, принятого арбитражным судом, с целью окончательного разрешения конфликта. На стадии процедур банкротства арбитражный суд выполняет и судебные, и контрольно-надзорные, а также руководящие функции. Контроль суда осуществляется путем рассмотрения по правилам, установленным АПК РФ для судебного разбирательства, жалоб и заявлении лиц, участвующих в деле; руководящая роль - в утверждении результатов, в том числе промежуточных, процедур банкротства, продлении их сроков, освобождении и назначении арбитражных управляющих и т.п.

    Рассмотрение дел о несостоятельности в арбитражном суде

    Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве) регулируется

      • главой 28 АПК РФ,
      • гл. III Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

    Согласно ст. 223 АПК РФ д ела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).

    Дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются судьей единолично, если иное не предусмотрено статьей 17 АПК РФ, устанавливающей перечень дел для коллегиального рассмотрения. К рассмотрению таких дел не могут привлекаться арбитражные заседатели.

    Определения, которые выносятся арбитражным судом при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве) и обжалование которых предусмотрено АПК РФ и иными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства), отдельно от судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, могут быть обжалованы в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение 10 дней со дня их вынесения .

    С заявлением о признании должника банкротом в арбитражный суд по месту нахождения должника вправе обратиться:

      1. должник,
      2. кредиторы и
      3. иные заинтересованные лица в соответствии с федеральным законом, регулирующим вопросы несостоятельности (банкротства) (ФЗ относит к ним конкурсных кредиторов и уполномоченные органы) .

    По делам о несостоятельности (банкротстве) может быть заключено мировое соглашение в соответствии с федеральным законом, а также допускаются иные примирительные процедуры, предусмотренные гл. 15 Кодекса и другими федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).

    В соответствии со ст. 33 АПК РФ и ст. 6 , ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" дела о банкротстве подведомственны только арбитражному суду независимо от того, кто является участником правоотношений - юридическое лицо или гражданин. Поскольку дела о банкротстве отнесены к делам специальной подведомственности арбитражных судов, они не могут быть рассмотрены судами общей юрисдикции. Одновременно эти дела отнесены и к исключительной компетенции арбитражных судов, поэтому участники правоотношений не могут передать дело о банкротстве на рассмотрение третейского суда (п. 3 ст. 33 Закона).

    Подсудность дел о банкротстве является исключительной: заявление о признании должника банкротом может быть подано только в арбитражный суд по месту нахождения должника (ст. 38 АПК РФ и ст. 33 Закона).

    Особенности дел о банкротстве:

    • дела о банкротстве не относятся к делам искового производства;
    • участниками не могут быть третьи лица, заявляющие и не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора;
    • заявители по таким делам не могут изменять основание или предмет своих требований, увеличивать или уменьшать размер требований;
    • требование о признании должника банкротом не может быть объединено с исковым и иным требованием (например, о взыскании долга или об оспаривании акта);
    • отказ кредитора-заявителя от требований о признании должника банкротом может быть принят арбитражным судом только в случае, если все кредиторы должника поддержат этот отказ (п. 1 ст. 57 ФЗ);
    • в доверенности представителя должны быть специально оговорены его полномочия на ведение именно дела о банкротстве (п. 1 ст. 36 Закона).

    В то же время кредиторы могут объединить свои требования о признании должника банкротом (п. 5 ст. 39 ФЗ), например, если размер требований каждого из них к должнику не достигает минимальных величин.

    Срок рассмотрения арбитражным судом дел о банкротстве в соответствии со ст. 51 ФЗ составляет 7 месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом. Таким образом, этот срок увеличен по сравнению с общим сроком рассмотрения арбитражными судами исков (3 месяца, в том числе 2 - на подготовку плюс 1 - на разбирательство). Следует отметить, что 7-месячный срок не включает срок на проведение процедур банкротства, за исключением наблюдения .

    Замечание по сроку

    Согласно постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 декабря 2013 г. N 99 срок рассмотрения дела о банкротстве может быть продлен до 10 месяцев.

    При этом продление срока рассмотрения дела до шести месяцев на основании части 2 статьи 152 АПК РФ возможно при рассмотрении конкретного обособленного спора в рамках дела о несостоятельности (банкротстве)

    Судебное разбирательство арбитражного суда по делу о банкротстве производится по правилам, установленным АПК РФ (гл. 19), без каких-либо особенностей.

    Ст. 52 ФЗ устанавливает, что по результатам рассмотрения дела о банкротстве арбитражный суд принимает один из следующих судебных актов.