Право в системе социальных норм.

Понятие, признаки и функции права

Право - это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определённость в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения. Признаки:

Нормативность - право складывается из норм (правил поведения общего характера).

Общеобязательность - обязательно для всœех.

Системность - не просто совокупность, а стройная система.

Связь с государством - государство обеспечивает принудительность права (государственное принуждение).

Формальная определённость.

Волевой характер - в праве выражена воля: 1. Воля народа + 2. Воля господствующего класса = общая воля, которая и выражена в праве.

Функции - основные направления исследовательской деятельности.

Онтологическая - (онтология - учение о бытие), нахождение и исследование материала о государственно-правовых явлениях, его систематизация, исследование и анализ.

Гносœеологическая - (гносœеология - учение о познание), связана с познанием ТГП, сущности, содержания и форм государственно-правовых явлений.

Эвристическая - ТГП не только познаёт бытие, но и открывает новые закономерности в государственно-правовых явлениях.

Прогностическая (предсказательная) - на базе полученных данных ТГП прогнозирует развитие государства и права в будущем, их проблемы.

Методологическая - разрабатывает методологию познания государственно-правовых явлений. Понятия и концепция ТГП заимствуется отраслевыми и специальными юридическими науками.

Прикладная (политическая) - консультация "политики", выработка практических рекомендаций для различных сфер государственно-правовой действительности.

Учебная - обеспечивает общетеоретическую подготовку студентов.

В настоящий момент идёт переосмысление функций, появление новых, затухание старых, к примеру, не так давно прогностическая функция не играла значительной роли, так как считалось, что прогнозировать нечего (коммунизм => отмирание государства и права), теперь так уже никто не думает, и роль этой функции резко возросла.

Общество представляет собой систему взаимосвязанных социальных общественных отношений. Эти отношения многочисленны и разнообразны. Не всœе из них урегулированы правом. Вне правового регулирования находятся многие отношения частной жизни людей - в сфере любви, дружбы, досуга, потребления и т. п. Хотя политические, публичные взаимодействия большей частью носят правовой характер, и они помимо права регулируются иными социальными нормами. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, право не обладает монополией на социальное регулирование. Правовые нормы охватывают лишь стратегические, общественно значимые аспекты отношений в обществе. Наряду с правом большой объём регулирующих функций в обществе выполняют самые разнообразные социальные нормы.

Социальная норма - это правило общего характера, регулирующее однородные, массовые, типичные общественные отношения.

Помимо права к социальным нормам относятся мораль, религия, корпоративные правила, обычаи, мода и др.
Размещено на реф.рф
Право - ϶ᴛᴏ только одна из подсистем социальных норм, обладающая своей особенной спецификой.

Общее назначение социальных норм состоит в упорядочении совместного существования людей, обеспечении и согласовании их социального взаимодействия, придании последним стабильного, гарантированного характера. Социальные нормы ограничивают индивидуальную свободу индивидов, устанавливая пределы возможного, должного и запрещенного поведения.

Рассмотрим общие признаки социальных норм.

Социальный (общественный) характер. Социальные нормы регулируют отношения между людьми. Социальные нормы строятся по типу Субъект-Субъект.

Общий характер. Социальные нормы представляют из себяне конкретные указания - когда, кому и что делать или не делать, а общие модели, образцы, стандарты человеческого поведения. Οʜᴎ не регулируют случайные или уникальные ситуации. Предмет регулирования социальных норм - стандартные, типичные, широко распространенные отношения. Нормативное регулирование предполагает формирование официальных моделœей правомерного поведения - что можно, нужно или нельзя делать при наступлении определœенных, заранее установленных обстоятельств.

Объективно-субъективный характер. Социальные нормы отражают экономический, политический, социально-культурный уровень развития общества. В них ярко проявляются особенности исторического развития общества, национальная специфика, общекультурные достижения. В социальных нормах одновременно сочетаются и субъективные, и объективные факторы. С одной стороны, они создаются людьми и носят сознательно-волевой характер, а с другой - обусловлены действием объективных закономерностей, не зависящих от человека.

Системный характер. Чтобы выполнять функции социального регулирования всœе нормы должны быть согласованы между собой, взаимодействовать, дополнять друг друга, не противоречить. Важно заметить, что для социальных норм характерны два вида системных взаимодействий - внутренние - внутри отдельно взятой системы норм и внешние - между разными системами социальных норм, к примеру между правом и моралью, правом и традициями. Регулирующее воздействие одной группы норм дополняется, конкретизируется другими социальными нормами. Так, право взаимодействует и с моралью, и с религией, и с традициями, и с иными видами социальных норм.

Подзаконный характер. Среди всœех социальных норм право обладает безусловным приоритетом. И мораль, и традиции, и корпоративные правила должны соответствовать законодательству. В случае каких-либо противоречий действует именно правовая норма.

Обеспеченный характер. Норма ничто без соответствующего обеспечения. Каждое правило - моральное, религиозное, корпоративное или правовое - должно иметь специфические гарантии. Нарушение нормы влечет применение к нарушителю определœенных санкций. В случае если за нарушения права применяются государственные санкции, то иные социальные нормы обеспечиваются санкциями негосударственного, общественного характера.

Рассмотрим виды социальных норм.

Корпоративные нормы - это правила, регулирующие поведение людей в локальных сообществах. Локальные сообщества - это устойчивые, формализованные организации - семья, политическая партия, футбольный клуб, кооператив, профсоюз, так и неформализованные группы кратковременного характера, к примеру коллектив охотников или игроков в карты. При этом любая совместная деятельность людей подразумевает наличие правил, ее регулирующих.

Корпоративные правила устанавливаются членами сообщества, выражают их коллективную волю, защищают их общие интересы. В некоторых сообществах такие нормы формализуются, то есть закрепляются документально в уставах, положениях, регламентах. Но корпоративные правила могут и не иметь документальной фиксации.

Отличительным признаком корпоративных правил является их локальный характер, то есть отсутствие общеобязательности. Οʜᴎ обязательны только для членов данного коллектива. К нарушителям применяются различные меры воздействия, самое серьезное из которых - исключение из коллектива. Чтобы быть членом сообщества, крайне важно выполнять его корпоративные предписания. Нарушение последних приводит лицо к разрыву с сообществом. Разумеется, корпоративные правила действуют строго в рамках закона.

Религиозные нормы - это правила, регулирующие поведение верующих в повсœедневной жизни. Все религии провозглашают божественное происхождение природы и социальных институтов, включая религиозные каноны, государство и право. Традиционно религиозные нормы передаются людям как божественные откровения через избранных пророков (Иисус, Магомет) и, как правило, формализуются в освященных источниках (Библия, Коран и др.). Как проявление воли Высшего существа (Бога, Абсолютного Разума) религиозные нормы не требуют логического, рационального обоснования. Их основа - религиозная вера, убеждения людей.

Позитивные стимулы и санкции для нарушителœей религиозных норм носят перспективный характер: речь идет об ответственности за свои действия непосредственно перед Богом. Характерным является понятие греха, а также рая для избранных и ада для грешников. Идея ʼʼстрашного судаʼʼ - мощное психологическое средство, обеспечивающее добровольное исполнение религиозных норм. Религиозные нормы действуют с ранних этапов развития цивилизации. Религиозные системы оказали огромное влияние на развитие различных правовых систем. Библия, Коран, буддистские источники, языческие ритуалы и традиции - многие правовые нормы обязаны своим появлением именно этим религиозным источникам.

В отличие от права религиозные нормы не отличаются четкой определœенностью. Здесь, как правило, используется притчевая форма изложения, требующая тщательного истолкования. Причем толкованием религиозных норм занимаются специально подготовленные церковные деятели, то есть особо посвященные лица.

Обычаи - это правила, сложившиеся стихийно в результате многократного, длительного, повсœеместного использования в какой-либо сфере общественной или частной жизни.

Главная особенность обычных норм состоит в полном отсутствии их материальной фиксации. Οʜᴎ не закрепляются документально и обеспечиваются силой привычки. Обычай представляет собой привычные для определœенной группы людей или общества в целом действия. Причем эти правила бывают внешне не мотивированы, не содержать логического объяснения. Возможно, когда-то тот или иной обычай имел рациональное обоснование, но со временем оно утрачивается.

Право в системе социальных норм - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Право в системе социальных норм" 2017, 2018.

  • - Тема 11. Право в системе социальных норм

    Тема 10. Принципы и функции права Тема 9. Правосознание Тема 8. Понятие и сущность права Раздел III. Теория права Понятие и определение права. Методологические подходы к анализу природы права. Право в объективном и субъективном смысле.... .


  • - Социальные нормы: понятие, признаки виды Право в системе социальных норм.

    Социальные нормы - это правила, регулирующие поведение людей и деятельность организаций в их взаимоотношениях(“Социальный” происходит от латинского слова socialis, что означает “общественный”.). Как отмечалось ранее, потребность в социальных нормах возникла на самых... .

  • Super User Проблемы теории государства и права 02 ноября 2017

    Право в системе социальных норм. Соотношение норм права и морали

    Это обусловленная природой человека и общества система регулирования общественных отношений , которой присущи

      • нормативность,
      • формальная определенность в официальных источниках и
      • обеспеченность возможностью государственного принуждения.

    Право в системе социальных норм

    В юридической науке все действующие в обществе нормы подразделяются прежде всего на две большие группы (граница между которыми проходит главным образом по предмету регулирования):

      1. социальные (регулируют отношения между людьми и их объединениями, иными словами, социальную жизнь);
      2. технические (регулируют отношения между людьми и внешним миром, природой, техникой).

    Социальные нормы - общепризнанные или достаточно распространенные эталоны, образцы, правила поведения людей, средства регуляции их взаимодействия; это объективно необходимые правила совместного человеческого бытия, указатели границ должного и возможного. Разумеется, в число социальных норм входят и правовые .

    Важно! Следует иметь ввиду, что:

    • Каждый случай уникален и индивидуален.
    • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

    Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

    Социальные нормы в разной степени отражают закономерности общественного развития, но сами таковыми не являются. Объективные законы, по которым развивается история, не есть нормы. Последние привносятся в жизнь общества людьми, социальной практикой. Одни из них со временем отпадают; другие - возникают, видоизменяются; третьи - навязываются определенными классами, группами или властью. Иначе говоря, процесс становления, формирования социальных норм - фактор субъективный . Вырабатываются они людьми. Другое дело, что нужда в них диктуется объективной необходимостью.

    Например, о происхождении правовых норм Ф. Энгельс писал: "На известной, весьма ранней ступени развития общества возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов, позаботиться о том, чтобы отдельный индивид подчинился общим условиям производства и обмена. Это правило, вначале выражающееся в обычае, становится затем законом".

    Право сложилось намного позже других нормативных систем и в основном на их основе. Оно стало более жестко и целенаправленно регулировать экономические и иные отношения. Равно как и вместо прежней общественной власти появилась публичная власть, уже не совпадающая с интересами всего общества и опирающаяся на особый аппарат, готовый за нарушение официально установленных и строго обязательных норм применить принуждение.

    Появление социальных норм и сознательного нормативного регулирования связано с переходом от животной стадности людей к человеческому обществу, с процессом социализации отношений, с поведением человека как особого природно-биологического и общественного существа.

    Социальная норма - не просто абстрактное правило желаемого поведения. Она означает также и само реальное действие, которое фактически утвердилось в жизни, на практике. В этом случае действительные поступки и становятся правилом. Иными словами, социальная норма выражает не только "должное", но и "сущее".

    Соотношение норм права и морали

    Юристы по роду своей деятельности изучают, толкуют, применяют прежде всего , но для оценки поведения субъектов правовых отношений и правильного разрешения возникающих коллизий они постоянно обращаются и к этическим критериям, ибо в основе права лежит мораль .

    Русские правоведы (В.С. Соловьев, И.А. Ильин и др.) неизменно подчеркивали, что право есть лишь минимум нравственности или юридически оформленная мораль. Право - средство реализации нравственно-гуманистических идеалов общества . Без уроков нравственности, морали, этики право немыслимо.

    Мораль - важнейший социальный институт, одна из форм общественного , которая представляет собой известную совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм поведения, определяющих и регулирующих отношения людей к окружающей действительности (друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, классу).

    Приведенное определение отражает лишь наиболее общие черты морали. Фактически же содержание и структура этого явления глубже, богаче и включают в себя также психологические моменты - эмоции, интересы, мотивы, установки и другие слагаемые. Но главное в морали - это представления о добре и зле .

    Мораль имеет внутренний и внешний аспекты. Первый выражает глубину осознания индивидом своего собственного "Я", меру ответственности, духовности, общественного долга, обязанности. Здесь проявляется известный кантовский "категорический императив", ограничитель, в соответствии с которым в каждой личности заключено некое высшее и безусловное нравственное правило ("внутреннее законодательство"), коему она должна добровольно и неукоснительно следовать (поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой). Он ставит границы собственному произволу, себялюбию, эгоизму.

    Второй аспект морали - конкретные формы внешнего проявления указанных выше качеств, ибо мораль не может быть сведена к голым принципам. "Человек есть ряд его поступков... Каков человек внешне, т.е. в своих действиях, таков он и внутренне" (Гегель). Поэтому нельзя о человеке судить по тому, что он сам о себе думает или декларирует. Только поступки могут раскрыть его действительную сущность.

    Соотношение между правом и моралью сложное, оно включает в себя четыре компонента:

      1. единство,
      2. различие,
      3. взаимодействие,
      4. противоречия.

    Единство права и морали:

      1. представляют собой разновидности социальных норм , образующих в совокупности целостную систему нормативного регулирования и в силу этого обладают некоторыми общими чертами, у них единая нормативная основа;
      2. преследуют в конечном счете одни и те же цели и задачи - упорядочение и совершенствование общественной жизни, внесение в нее организующих начал, развитие и обогащение личности, защиту прав человека, утверждение идеалов гуманизма, справедливости;
      3. имеют один и тот же объект регулирования - общественные отношения (только в разном объеме), они адресуются одним и тем же людям, слоям, группам, коллективам; их требования во многом совпадают;
      4. в качестве нормативных явлений определяют границы должных и возможных поступков субъектов , служат средством выражения и гармонизации личных и общественных интересов;
      5. в философском плане представляют собой надстроечные категории, обусловленные прежде всего экономическими, а также политическими, культурными и иными детерминирующими факторами, что делает их социально однотипными в данном обществе или в данной формации;
      6. выступают в качестве фундаментальных общеисторических ценностей , показателей социального и культурного прогресса общества, его созидательных и дисциплинирующих начал.

    Цель права - "установить совместную жизнь людей так, чтобы на столкновения, взаимную борьбу, ожесточенные споры тратилось как можно меньше душевных сил" (И.А. Ильин). Таково же, в сущности, и назначение морали. Ведь право - возведенная в закон нравственность.

    Отличительные особенности права и морали (на основе определения нормы права) :

      • Право и мораль различаются по способам их установления, формирования . Как известно, правовые нормы создаются либо санкционируются государством и только государством (или с его согласия некоторыми общественными организациями), им же отменяются, дополняются, изменяются. В этом смысле государство является политическим творцом права; правотворчество - его исключительная прерогатива. Поэтому право выражает не просто волю народа, а его государственную и выступает не просто регулятором, а особым, государственным регулятором. Нормы морали создаются не государством непосредственно и они вообще не являются продуктом какой-то специальной целенаправленной деятельности, а возникают и развиваются спонтанно в процессе практической деятельности людей. Для того чтобы нравственная норма получила право на существование, не нужно согласие властей; достаточно, чтобы она была признана, "санкционирована" самими участниками социального общения - классами, группами, коллективами, теми людьми, кто намерен ею руководствоваться. В отличие от права мораль носит неофициальный (негосударственный) характер.
      • Право и мораль различаются по методам их обеспечения . Если право создается государством, то оно им и обеспечивается, охраняется, защищается. За правом стоит аппарат принуждения, который следит за соблюдением правовых норм и наказывает тех, кто их нарушает. Юридические нормы носят общеобязательный, непререкаемый характер. Мораль опирается не на силу государственного аппарата, а на силу общественного мнения. Нарушение нравственных норм не влечет за собой вмешательства государственных органов. Само общество, его коллективы решают вопрос о формах реагирования на лиц, не соблюдающих моральные запреты.
      • Право и мораль различаются по форме их выражения, фиксации . Если правовые нормы закрепляются в специальных юридических актах государства (законах, указах, постановлениях), группируются по отраслям и институтам, систематизируются (сводятся) для удобства пользования в соответствующие кодексы, сборники, уставы, составляющие в целом обширное и разветвленное законодательство, то нравственные нормы не имеют подобных четких форм выражения, не учитываются и не обрабатываются, а возникают и существуют в сознании людей - участников общественной жизни. Их появление не связано с волей законодателей или других правотворящих лиц.
      • Право и мораль различаются по характеру и способам их воздействия на сознание и поведение людей . Если право регулирует взаимоотношения между субъектами с точки зрения их юридических прав и обязанностей, правомерного - неправомерного, законного - незаконного, наказуемого - ненаказуемого, то мораль подходит к человеческим поступкам с позиций добра и зла, похвального и постыдного, честного и бесчестного, благородного и неблагородного, совести, чести, долга и т.д. Иными словами, у них разные оценочные критерии, социальные мерки.
      • Право и мораль различаются по характеру и порядку ответственности за их нарушение. Противоправные действия влекут за собой реакцию государства, т.е. не просто ответственность, а особую, юридическую ответственность , причем порядок ее возложения строго регламентирован законом - он носит процессуальный характер. Иной характер носит "воздаяние" за нарушение нравственности. Здесь четкой процедуры нет. Наказание выражается в том, что нарушитель подвергается моральному осуждению, порицанию, к нему применяются меры общественного воздействия (выговор, замечание, исключение из организации и т.п.). Это - ответственность не перед государством, а перед обществом, коллективом, семьей, окружающими людьми.
      • Право и мораль различаются по уровню требований, предъявляемых к поведению человека . Этот уровень значительно выше у морали, которая во многих случаях требует от личности гораздо большего, чем юридический закон, хотя он и предусматривает за некоторые противоправные действия весьма суровые санкции (например, мораль безоговорочно осуждает любые формы нечестности, лжи, клеветы, обмана и т.д., тогда как право пресекает лишь наиболее крайние и опасные их проявления).
      • Право и мораль различаются по сферам действия . Моральное пространство гораздо шире правового, границы их не совпадают. Право, как известно, регулирует далеко не все, а лишь наиболее важные области общественной жизни (собственность, власть, труд, управление, правосудие), оставляя за рамками своей регламентации такие стороны человеческих отношений, как, например, любовь, дружба, товарищество, взаимопомощь, вкусы, мода, личные пристрастия и т.д.
      • У права и морали различные исторические судьбы . Мораль "старше по возрасту", древнее, она всегда существовала и будет существовать в обществе, тогда как право возникло лишь на определенной ступени социальной эволюции.

    При этом само собой разумеется, что границы, соединяющие и разъединяющие эти два явления, не остаются статичными, раз навсегда данными. Они подвижны, изменчивы, смещаются в ту или иную сторону в ходе общественного развития под влиянием происходящих перемен. То, что в одно время регулируется правом, в другое - может стать объектом лишь морального воздействия, и наоборот. Даже в пределах одного типа общества, но на разных этапах его развития соотношение между правом и моралью меняется.

    Социальная норма – это установленное в обществе традиционное правило поведения, которое регулирует взаимоотношения между людьми, а также общественную жизнь.

    Право в системе социальных норм

    Право взаимосвязано с такими социальными нормами как мораль, обычаи, религия. Так право и мораль большим количеством общих характеристик: как правило, нормы права полностью повторяют основные нормы морали.

    Именно поэтому реализация многих правовых норм осуществляется преимущественно потому, что люди считают их справедливыми. Также право поддерживает обычаи и традиции, которые признаются государством как общественно полезные.

    Некоторые обычаи могут наделяться юридической силой. Следует отметить, что обычаи, имеющие юридическую, силу не касаются личностных взаимоотношений, а также бытового поведения людей.

    Право имеет тесную связь с религией. В большинстве исламских государств нормы и догматы религии имеют большую юридическую силу, нежели нормы права.

    Система права: основные отрасли, институты, отношения

    Системой права называется внутренняя структура права, которая выражается в его дифференциации на институты и отрасли, в зависимости от тех сфер, которые они регулируют.

    В современной науке, выделяются такие отрасли права:

    Гражданское право;

    Конституционное право;

    Предпринимательское право;

    Административное право;

    Финансовое право;

    Уголовное право;

    Семейное право;

    Экономическое право;

    Социальное право.

    Также существуют такие институты права:

    1. Частноправовые институты: трудовые, семейные, гражданские.

    2. Публичноправовые институты: конституционные уголовные, административные.

    Публичное и частное право

    В системе права выделяются две большие правовые подсистемы: публичное и частное право.

    Публичное право – это структурная функциональная подсистема права, которая регулирует отношения в сфере судебной, исполнительно-распорядительной деятельности, а также в сфере государственной власти.

    Частное право – это подсистема права, которая регулирует отношения, связанные с защитой индивидуальных интересов личности. К публичному праву относятся такие отрасли как конституционное право, муниципальное право, уголовно – исполнительное, земельное и арбитражное право.

    К частному праву относится семейное, гражданское и трудовое право. Разграничение публичного и частного права происходит на основе анализа предмета, метода и интереса их регулирования.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    хорошую работу на сайт">

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Реферат

    Дисциплина: Теория государства и права

    Тема: Право в системе социальных норм

    Одной из актуальных проблем в теории государства и права является проблема места и роли права в системе социальных норм. Какое же место занимают нормы права в системе социальных норм.

    Для ответа на данный вопрос, необходимо исходить из того, что регулирование социальной жизни общества осуществляется не только на основе норм права, но и на основе иных социальных регуляторов, к числу которых можно отнести: нормы морали, религиозные нормы, технические нормы, нормы эстетические, корпоративные нормы, нормы этикета, обычаи и традиции и.т. д.

    Все эти нормы осуществляют регулирование социальной жизни общества.

    Каково же место и роль правовых норм в регулировании социальной жизни общества.

    Необходимо отметить, что в истории политико-правовой мысли существовали различные точки зрения относительно места и роли норм права в системе социальных норм.

    По мнению Конфуция, право, понимаемое как закон, должно играть весьма незначительную роль в регулировании социальной жизни общества, ибо «если править с помощью закона, улаживать, наказывая, то народ остережется, но не будет знать стыда; если же править на основе добродетели, улаживать по ритуалу (ли), то народ не только устыдиться, но и выразит покорность.

    Этой же точки зрения придерживался Лаоцзы. Он писал: «Когда в государстве много законов и постановлений, то число преступников увеличивается».

    Напротив Шан Ян полагал, что необходимо править исключительно на основе закона, и что роль закона (права) весьма велика в социальной жизни общества. Он писал: «Если управлять людьми как добродетельными, они будут любить своих близких, если же управлять людьми как порочными, они полюбят эти порядки. Там где к людям относятся, как к добродетельным, поступки скрываются, там же где к людям относятся как к порочным, преступления жестоко караются. Когда поступки скрываются, - народ победил закон; когда же преступления строго наказуются, - закон победил народ. Когда народ побеждает закон, в стране воцаряется беспорядок, когда закон побеждает народ, армия усиливается. Поэтому то и сказано: «Если управлять людьми, как добродетельными, то неизбежна смута и страна погибнет; если управлять людьми, как порочными, то всегда утверждается образцовый порядок и страна достигает могущества».

    Подобные споры относительно необходимости усиления или ослабления роли права в регулировании социальной жизни общества встречались на протяжении практически всей истории политико - правовой мысли. Так, например, Т. Мор писал о том, что в идеальном государстве очень немного законов, ибо, по его мнению «все законы издаются только для того, чтобы напомнить каждому его долг».

    По мнению Т. Гоббса «только в государстве существует общая мера для добродетелей и пороков. И такой мерой могут, поэтому служить лишь законы данного государства».

    Таким образом, в теории права была поднята очень важная проблема: проблема соотношения сил морального и правового регулирования. Сторонники одной точки зрения считали, что на первое место в регулировании социальной жизни общества должны быть поставлены нормы морали, обычаи и традиции. Сторонники другой точки зрения на данную проблему полагали, что на первое место в регулировании социальной жизни должны быть поставлены нормы права, а нормы морали, обычаи и традиции должны занимать подчиненное положение по отношению к нормам права.

    Однако постепенно стало складываться мнение, согласно которому нормы права, равно как и другие социальные нормы должны занимать равноправное положение в регулировании социальной жизни общества. Так например Ш.Л. Монтескье писал о том, «что тот, кто желает изменить нравы и обычаи не должен изменять их посредством законов: это бы было бы слишком тираническим: лучше их изменять посредством внедрения иных нравов и обычаев».

    Однако разрешение этой проблемы породило новую проблему: проблему: проблему соотношения различных видов социальных норм. Но для того, чтобы разрешить эту проблему необходимо ознакомится с понятием «социальная норма». Социальная норма - правило, регулирующее социальную жизнь общества. К числу социальных норм относятся: а) нормы права; б) нормы морали; в) религиозные нормы; д) эстетические нормы; е) корпоративные нормы.

    Как же социальные нормы соотносятся друг с другом и прежде всего такие крупные регулятивные системы как право и мораль.

    Необходимо отметить, что в истории политико-правовой мысли данная проблема решалась неоднозначно.

    Так, например И. Кант полагал, что «всякое законодательство (хотя бы оно в отношении поступка, которое оно делает своим долгом, и согласовывалось с другим (законодательством), например пусть поступки во всех случаях будут внешними, может различаться по мотивам. То законодательство, которое делает поступок долгом, а этот долг также мотивом - есть этическое законодательство; то законодательство, которое не включает это условие в закон и, стало быть, допускает иной мотив, а не самое идею долга, есть юридическое законодательство».

    По мнению Г.В.Ф. Гегеля различие междуправовым и моральным состоит в том, что «в области морального, т. е при моей рефлексии в меня, есть также двойственность, ибо добро для меня цель, и я должен определять себя согласно этой идеи. Наличное бытие добра есть мое решение, и я осуществляю его в себе, но это наличное бытие всецело внутренне, и поэтому принуждение не может иметь места. Поэтому государственные законы не могут распространяться на убеждения, ибо в области морального я есть для себя самого и насилие здесь не имеет смысла».

    Гумплович, однако, полагал, что мораль и право - это взаимно переходные явления. Согласно его точке зрения «право возникает при столкновении разнородных социальных элементов, когда коллективное целое уже не может быть сдержано простым обычаем, мораль одних не является в то же время моралью других. Такое противоречие нравственных воззрений, делающее невозможным существование социального единства, примиряется правом, сперва в форме повеления господствующих. Это право со временем превращается в обычай и мораль, так что оно как право, в то же время становится содержанием новой морали».

    По мнению Г. Кельзена «различие между правом и другими социальными нормами, которые можно объединить под названием «мораль» нужно искать не в том, что эти порядки предписывают или запрещают, но лишь в том, как они предписывают или запрещают определенное поведение.

    Принципиальное различие между правом и моралью можно выявить, лишь если видеть в праве порядок принуждения, то есть нормативный порядок, который стремиться вызвать определенное человеческое поведение, связывая с противоположным поведением социально организованный акт принуждения, а мораль при этом понимать как социальный порядок, который не предусматривает такого рода санкций. Санкции морали как социального порядка состоят лишь в одобрении соответствующего норме поведения, а о применении физической силы здесь вообще нет речи.

    В истории русской правовой мысли также существовали различные точки зрения на проблему соотношения права и других социальных норм.

    По мнению С.А. Муромцева соотношение между правовыми и социальными нормами определяется тем, насколько существование отношения, регулируемого нормами права, обусловлено именно юридической защитой. При этом С.А. Муромцев полагал, что «если отношение, сопровождается юридической защитой, но существует и осуществляется без его влияния, то ошибочно почитать такое отношение правовым».

    По мнению Н.М. Коркунова «различие нравственности и права может быть сформулировано очень просто. Нравственность дает оценку интересов, право - их разграничение».

    По мнению Е.Н. Трубецкого «различие между правом и нравственностью может быть определено таким образом: содержанием права является исключительно внешняя свобода лица; содержанием же нравственности является добро или благо, причем требования добра могут касаться как внутренних, так и внешних проявлений нашей свободы, как действий лица, так и его настроения. В область права входят все вообще требования, которые касаются внешней свободы лица, не зависимо от того, служат ли они или не служат целям добра.

    Л.И. Петражицкий полагал, что различие между правом и нравственностью состоят в следующем: а) в различном отношении права и нравственности к исполнению обязанностей посторонними лицами, вместо самих обязанных; б) отношение права и нравственности к представительству; в) отношение права и нравственности к принудительному исполнению; г) отношением права и нравственности к намерением обязанных в области исполнения обязанностей; е) отношение права и нравственности к мотивам исполнения.

    Так, исполнение правовых обязанностей возможно и без участия и какой - либо жертвы со стороны обязанного, тогда как нравственные обязанности не могут быть исполняемы без участия обязанного другими лицами, и вообще для представительства в области нравственности нет места. Исполнение нравственных обязанностей, сообразно чисто императивной природе нравственности может быть только добровольное, тогда как исполнение правовых обязанностей возможно и принудительно.

    С точки зрения права, если обязанный доставил управомоченному все, что почиталось, то все в порядке, хотя бы действие обязанного было бы вызвано какими - либо посторонними никакого к праву не имеющими мотивами, тогда как в отношении нравственности, если человек руководствуется в своем поведении корыстными или иными посторонними по отношению к нравственности мотивами, то о действии и реализации норм нравственности не может быть и речи, для удовлетворения нравственной психики, требуется вообще наличность нравственных мотивов.

    Вообще же суть различий между правом и моралью состоит, по мнению Петражицкого, в том, что мораль вызывает чисто императивные переживания, а право императивно - атрибутивные.

    Наличие столь многообразных теорий, посвященных различию правовых и иных видов социальных норм, заставляет задуматься, о возможности поиска решения данной проблемы, через анализ особенностей правового и иных видов социального регулирования.

    Анализ этих особенностей позволяет сделать вывод о том, что критериями соотношения права и иных социальных норм лежат в особенностях элементов правового и иных видов социального регулирования.

    Так право отличается от других социальных регуляторов по особенностям предмета и метода регулирования: предметом правового регулирования являются общезначимые, волевые, повторяющиеся, устойчивые общественные отношения; предметом же морального регулирования является конкретный поступок человека; предметом религиозного регулирования жизнь верующего человека; предметом эстетического регулирования - продукт деятельности людей; предметом корпоративного регулирования - внутрикорпоративные волевые, повторяющиеся, устойчивые общественные отношения. Если метод правового регулирования представляет собой систему способов: дозволения, обязывания, запрета, то метод морального, религиозного и эстетического регулирования - есть метод оценки: позитивной либо негативной. Метод же корпоративного регулирования, также как метод правового регулирования представляет собой систему способов: дозволения, обязывания, запрета. Таким образом, одним из критериев разграничения правового и других видов социального регулирования может служить особенности предмета и метода регулирования.

    Что же касается соотношения права и обычаев или традиций, то в юридической науке можно выделить следующие виды обычаев и традиций: а) правовые; б) моральные; в) религиозные; д) эстетические; е) корпоративные; ж) иные. Таким образом, обычаи и традиции это не самостоятельный вид социальных норм, а всего лишь их один из источников.

    Помимо социальных норм регулирование социальной жизни осуществляется также на основе технических норм.

    Каким же образом технические нормы соотносятся с правовыми нормами?

    Технические нормы устанавливают требования к продуктам деятельности людей, а также к производственным процессам, тогда как нормы права регулируют общественные отношения, входящие в предмет правового регулирования путем придания этим отношениям юридической формы, посредством установления субъективных прав и обязанностей участников этих отношений. Технические нормы, регулируют особенности взаимодействия человека и техники; правовые нормы, регулируют общественные отношения; соблюдение технических норм и правил - есть юридическая обязанность субъектов права. Наконец, юридическая сила технических норм производна от юридической силы правовых норм.

    Нормы права.

    Одной из актуальных проблем в теории права является проблема норм права. Актуальность данной проблемы связана с тем, что как мы установили выше, одним из атрибутов сущности права является его нормативность. Нормативность права предполагает, что оно состоит из ряда норм. Следовательно, одним из элементов права (в объективном смысле) будет норма права. Что же собой представляет норма права? В юридической литературе понятие нормы права трактуется неоднозначно. А. Ф. Черданцев определяет норму права как высказывание законодателя о должном, возможном (разрешенном) или запрещенном действии (поведении).

    А.А. Вавилова под нормой права понимает «общее правило поведения, которое установлено или санкционировано государством, охраняется от нарушений возможностью применения последствий предусмотренных санкцией, имеет общеобязательный характер». Лазарев В.В. определяет норму права как программу, в соответствии с которой вербальное или реальное поведение адресатов норм или саморегулируется их психологическим механизмом или регулируется посредством механизма правоприменения». О.С. Иоффе и М.Д. Шаргородский определяют норму права как установленную или санкционированную государством и охраняемую им норму общеобязательного поведения людей как участников регулируемых ею повторяющихся общественных отношений. Д.А Керимов определяет норму права как «общее правило, имеющее определённую логическую структуру и призванное регулировать типичное общественное отношение или одну из его сторон».

    За рубежом понимание такой категории как «норма права» во многом зависит от типа правовой системы. Так, например, в правовой системе, относящейся к романо-германскому типу, норма права понимается как «достаточно общее, связанное в систему, легко доступное для обозрения и понимания правило, на основе которого судьи и граждане, затрачивая минимальные усилия, могут определить, каким образом должны быть решены их проблемы». В англо - саксонской правовой системе норма права понимается как «положение, берущееся из ratiodecidendi решений, выносимых судами Англии, тесно связанное с обстоятельствами конкретного дела и применяемое для решения дел, аналогичных тому, по которому решение было принято».

    В правовых системах традиционного типа, думается, приемлемо определение, данное Б. Малиновским, которое звучит следующим образом: «Правовые нормы - это нормы, которые регулируют объединяющие людей обязательства».

    Что же представляют собой нормы права? Для того чтобы ответить на данный вопрос, необходимо выявить основные признаки норм права.

    Первым признаком нормы права является то, что норма права является разновидностью социальных норм, поскольку норма права наряду с другими социальными нормами, участвует в регулировании социальной жизни общества.

    Вторым признаком нормы права является то, что она представляет собой требование должного в социальных отношениях, которые входят в предмет правового регулирования.

    Третьим признаком нормы права является ее общеобязательность. Общеобязательность нормы права состоит в том, что ее соблюдение и исполнение обязательно для всех, кому она адресована. Привилегия lexignorate (право субъекта игнорировать норму права, в случае, если она ему адресована) не предоставляется и не может быть предоставлена ни одному субъекту права.

    Четвертым признаком нормы права является то, что норма права в отличие от индивидуального предписания не носит персонифицированный характер. Правда в истории государства и права, включая новейшую российскую историю, принимались федеральные законы устанавливающие индивидуальные права или устанавливающие обязанности субъекта права по отношению к конкретному лицу. Однако принятие подобного рода федеральные законов, по нашему мнению, можно отнести к ошибкам в правовом регулировании.

    Пятым признаком нормы права является то, что норма права рассчитана на многократную реализацию и применение. Если реализация индивидуального акта прекращает его существование, и он становится просто юридическим фактом, то реализация нормы права не прекращает его существование, так как она носит неперсонифицированный характер и следовательно рассчитана на многократную реализацию и применение.

    Шестым признаком нормы права является то, что норма права представляет собой формально определенное правило. Формальная определенность означает то, что норма права должна содержаться в определенном источнике (форме) права, быть изложена, как правило, в письменной форме, и быть определенной, то есть в норме права должно содержаться определенное предписание, понятное для тех, кому она адресована.

    Седьмым признаком нормы права является то, что норма права регулирует общественные отношения, но не все, а лишь те, которые входят в предмет правового регулирования: общезначимые, волевые, повторяющиеся, устойчивые, социально позитивные общественные отношения.

    Восьмым признаком нормы права является то, что во многих случаях реализация нормы права обеспечена государственным принуждением, то есть в случае нарушения нормы права к виновному лицу могут быть применены меры государственного принуждения, в том числе меры юридической ответственности.

    Обобщая вышеизложенные признаки, мы можем дать следующее определение норм права.

    Норма права - это вид социальных норм, представляющая собой общеобязательное формально определенное правило, выражающее требование должного в социальных отношениях, регулирующее общественные отношения, которые входят в предмет правового регулирования, реализация которого обеспечена государственным принуждением.

    Норма права имеет свою структуру. Что же представляет собой структура нормы права.

    В теории права обычно под структурой нормы права понимают его внутреннее строение, выражающееся во взаимосвязи ее элементов. Конкретно - регулятивная норма имеет трехчленную структуру: гипотеза, диспозиция, санкция. Нормы общерегулятивного характера, такие как нормы - принципы, нормы - дефиниции, нормы - цели, нормы - задачи, а также коллизионные нормы могут не иметь трехчленной структуры.

    Что же собой представляет собой основные элементы трехчленной структуры нормы права?

    Основные элементы трехчленной структуры нормы права представляет собой такие составляющие, каждый из которых необходимы, а все вместе достаточны для существования нормы права. Основными элементами трехчленной структуры нормы права является гипотеза, диспозиция и санкция. Гипотеза - это часть правовой нормы, определяющая условия действия правовой нормы и ее реализации.

    Диспозиция правовой нормы - это часть правовой нормы, представляющее собой конкретное правило, регулирующее общественные отношения. Санкция - это часть правовой нормы, устанавливающая меры защиты и меры ответственности за несоблюдение или неисполнение нормы права, либо поощрение за сверхисполнение норм права.

    Какие же основные виды санкций выделяются в юридической литературе?

    Анализ юридической литературы, а также норм права показывает, что можно выделить поощрительные санкции - вид санкции правовой нормы, которые предусматривают меры поощрения за сверхисполнение правовой нормы и карательные санкции - вид санкций, которые устанавливают меры защиты и меры ответственности за нарушение: несоблюдение или неисполнение правовых норм; простые санкции - вид санкций, которые не предусматривают дополнительных видов мер защиты и мер ответственности, наряду с основными; кумулятивные санкции - вид санкций, которые наряду с основными видами мер защиты и мер ответственности предусматривают дополнительные; определенные санкции - вид санкции, устанавливающий абсолютно точные последствия за нарушение конкретной правовой нормы, либо заеесверхисполнение; альтернативные санкции - вид санкций, устанавливающий альтернативные меры защиты и меры ответственности за нарушение норм права, либо поощрение за сверхисполнение норм права. В особую группу выделяются нулевые санкции - вид санкции, которая предусмотрена не в самой действующей норме, а в другой, корреспондирующей ей норме. Например, в Конституции РФ, не предусмотрена ответственность за несоблюдение нормы изложенной в статье 20 и 21 и других статьях главы 2 Конституции РФ, но зато эти санкции предусмотрены в Уголовном кодексе РФ в статье 105- 109 и статьями 129 - 130 УК РФ.

    Какие же виды норм права существуют? Необходимо отметить, что в истории политико-правовой мысли этот вопрос, решался неоднозначно. Так, И. Бентам полагал, что «всякий закон, когда он полон, бывает либо принудительного, либо не принудительного свойства. Принудительный закон есть повеление, непринудительный закон (или, скорее разрешающей принуждение) закон, есть отмена принудительного закона в целом или в части. То, что называется декларативным законом, когда он отличается от принудительного либо не принудительного, собственно говоря, не есть закон. Это не есть выражение акта воли, действующей в это время: это только извещение о существовании закона, принудительного или непринудительного рода, который уже есть, - извещение о существовании какого-нибудь документа, выражающего акт воли, действовавший не в это время, а в какой-нибудь прежний период. Если же этот закон больше чем только извещает об этом факте, т.е. о прежнем существовании закона того или другого рода, - он protanto перестает быть декларативным и принимает качество принудительного или непринудительного».

    По мнению Г. Кельзена все нормы права делятся на несколько видов: а) самостоятельные нормы; б) несамостоятельные нормы. Самостоятельные нормы - нормы, которые одновременно предписывают определенное поведение и устанавливают санкции в случае ее неисполнения. Все остальные нормы относятся к несамостоятельным нормам.

    По мнению В.М. Хвостова «по силе своего действия» нормы права могут быть разделены на: а) уполномачивающие; б) диспозитивные; г) принудительные. При этом, «принудительные нормами называются такие, которым все члены государства обязаны подчиняться и которые не могут быть устранены от применения волей частных лиц. Эти нормы составляют основу всего права и определяют его общий характер. Уполномочивающие нормы - нормы, которые предоставляют полномочия частным лицам. Диспозитивные нормы - нормы, которые предназначены заполнять пробелы воли частных лиц, в заключаемых им актах.

    Какова же в действительности классификация правовых норм? В юридической науке выделяются:

    а) общерегулятивные нормы - нормы права, которые не содержат конкретных правил поведения, но определяют цели и задачи правового регулирования, принципы правового регулирования, определяют, какая норма права в данном случае применяется, дают определения, используемых понятий и.т.д.;

    б) конкретно-регулятивные нормы - нормы права, которые представляют собой правило поведения.

    В свою очередь общерегулятивные нормы делятся на:

    а) нормы - принципы (нормы права, устанавливающие принципы регулирования общественных отношений, принципы деятельности государства, его органов и должностных лиц;

    б) нормы - цели (нормы которые устанавливают цели правового регулирования, цели законодательства, цели деятельности государства, его органов и должностных лиц, а также иных субъектов права);

    в) нормы - задачи (нормы права которые устанавливают задачи правового регулирования, цели законодательства, задачи деятельности государства, его органов и должностных лиц, а также иных субъектов права);

    г) нормы дефиниции (нормы права, которые устанавливают определения используемых при осуществлении правового регулирования понятий);

    д) коллизионные нормы (нормы права определяющие какая конкретно - регулятивная норма применяется в той или иной ситуации).

    Конкретно - регулятивные нормы делятся на: а) собственно - регулятивные нормы (нормы права, которые устанавливают права и обязанности участников общественных отношений, входящих в предмет правового регулирования); б) охранительные нормы (нормы права, которые устанавливают меры защиты и меры ответственности за нарушение субъективных прав; неисполнение юридических обязанностей, либо несоблюдение запретов); в) поощрительные нормы (нормы права, которые устанавливают меры поощрения за сверхисполнение правовых норм).

    В свою очередь Собственно - регулятивные нормы делятся в зависимости от характера предписания на: а) управомачивающие нормы (нормы права, посредством которых устанавливаются субъективные права, например, статья 27 Конституции РФ устанавливает, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства); б) обязывающие нормы (нормы права, посредством которых устанавливаются субъективные обязанности, например, статья 57 Конституции РФ устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы); в) запрещающие нормы (нормы права, посредством которых устанавливаются определенные запреты и ограничения деятельности субъектов права, например, статья 61 Конституции РФ гласит, что гражданин РФ не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству). В зависимости от того может ли действие нормы права быть изменено соглашением сторон, либо законом выделяются: а) императивные нормы (нормы права, действие которых не может быть изменено соглашением участников правоотношения); б) диспозитивные нормы (нормы права, действие которых может быть изменено соглашением участников правоотношения); в) факультативные нормы (нормы права, позволяющие в случаях предусмотренных законом избрать другой вариант поведения); г) рекомендательные нормы (нормы права, действующие в случаях прямо предусмотренных соглашением сторон).

    От видов правовых норм следует отличать способы изложения норм права. Под способами изложения норм права следует понимать приемы юридической техники, с помощью которых излагаются нормы права в нормативных актах, нормативных договорах, юридических прецедентах, иных источниках права.

    В юридической науке выделяются следующие виды способов изложения норм права: прямой, отсылочный, бланкетный.

    Прямой способ изложения норм права - это способ изложения норм права, при котором ни в гипотезе, ни в диспозиции, ни в санкции не содержится отсылка к другим статьям и нормам законодательства. Отсылочный способ изложения норм права - это способ изложения норм права при котором либо в гипотезе, либо в диспозиции либо в санкции содержится прямая отсылка к другим статьям данного либо иного нормативно - правового акта, либо к нормативно - правовому акту в целом. Например, статья 109 (часть1) Конституции РФ, устанавливает, что Государственная Дума может быть распущена случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации. Бланкетный способ изложения норм права - это способ изложения норм права, при котором либо в гипотезе, либо в диспозиции, либо в санкции содержится отсылка к действующему законодательству в целом или к законодательному акту, либо к целому ряду актов, которые могут быть еще не приняты.

    Литература

    норма право наследственность санкция

    1. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М., 2007.

    2. Общая теория государства и права. Академический курс: В 3 т. / Под ред. М.Н. Марченко. М., 2006.

    3. Оксамытный В.В. Теория государства и права. Учебник. М., 2004.

    4. Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под общ.ред. В.С. Нерсесянца. М., 2007.

    5. Проблемы теории государства и права: Учебное пособие / Под ред. М.Н. Марченко. М., 2007.

    6. Радько Т.Н. Теория государства и права: Учебник. М., 2008.

    7. Раянов Ф.М. Юриспруденция. Курс лекций. Уфа, 2009.

    8. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 2008.

    9. Сырых В.М. Теория государства и права / Отв. ред. Чибиряев. М., 2008.

    10. Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник. 2-е изд. М., 2007.

    11. Теория государства и права / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 2009.

    12. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М., 2006.

    13. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. М., 2007.

    14. Теория государства и права / Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. М., 2009.

    15. Теория государства и права: Хрестоматия: В 2 т. / Авт.-сост. В.В. Лазарев, С.В. Липень. М., 2006.

    16. Хропанюк В.Н. Теория государства и права / Под ред. В.Г. Стрекозова. М., 2008.

    17. Чиркин В.Е. Государствоведение. М., 2009.

    18. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М., 2009.

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Понятие социального регулирования. Виды социальных норм. Соотношение социальных норм и норм права. Значение и роль правовых норм в социальном регулировании. Понятие и признаки правовой нормы, отличающие ее от иных социальных норм. Виды правовых норм.

      курсовая работа , добавлен 28.02.2015

      Значение социальных норм при регулировании отношений между людьми, их основные виды. Роль обычаев в управлении общественной жизнью, их связь с правом и другими социальными нормами. Суть норм обычного права. Примеры правовых обычаев в законодательстве РФ.

      реферат , добавлен 28.02.2010

      Роль традиций и обычаев в системе социальных норм и общественных отношений. Изучение теоретических положений теории государства и права, характеризующих социальные нормы как один из видов социального регулятора. Тенденции современного развития права.

      курсовая работа , добавлен 20.02.2015

      Социальное регулирование и его виды. Понятие и признаки социальной нормы и нормативно-регулятивной системы общества. Виды социальных норм: моральные, религиозные, правовые, политические, корпоративные. Соотношение права и других социальных регуляторов.

      реферат , добавлен 25.01.2009

      Характеристика понятия, видов и особенностей социальных норм, под которыми понимают общие правила поведения людей в обществе, обусловленные его социально-экономическим строем. Принципы соотношения норм права, норм морали, корпоративных норм и обычаев.

      курсовая работа , добавлен 12.05.2015

      Исследование понятия и классификации социальных норм. Анализ взглядов ученых на соотношение права и морали. Отличительные особенности права и морали. Определение правовой презумпции и аксиомы. Роль обычаев в регуляции различных сторон общественной жизни.

      курсовая работа , добавлен 22.04.2013

      Понятие социальных норм, их виды, формы, признаки и классификация. Взаимодействие права с нормами религии, обычаев, а также с технико-юридическими нормами. Значение и место социальных норм в обществе. Соотношение права, религии, обычаев и морали.

      курсовая работа , добавлен 25.10.2010

      Взаимосвязь морали с правом. Появление социальных норм и нормативного регулирования. Структура юридической нормы как логическая взаимосвязь гипотезы, диспозиции и санкции. Влияние права на формирование нравственных норм. Охрана правом моральных норм.

      курсовая работа , добавлен 10.12.2011

      Характеристика места и роли права среди социальных норм. Изучение социальных и технических норм, исследование их отличий. Функции и виды социальных норм. Соотношение права и различных социальных норм: морали, религии, обычая и корпоративных норм.

      курсовая работа , добавлен 22.03.2010

      Право в системе социальных норм. Нормы права как общеобязательные правила поведения людей. Объективное и субъективное право. Основные признаки права и их отличие от неправовых социальных норм. Нормативный правовой акт, система российского права.

    Лекция:


    Правовые нормы

    Вспомним, что социальные нормы являются установленными в обществе правилами поведения дозволительного или запрещающего характера. Среди них традиции и обычаи, моральные, этические, эстетические, религиозные, политические, правовые нормы. Узнаем, что такое правовые нормы и чем они отличаются от других видов социальных норм.

    Для начала разберёмся с понятием права, которое нужно понимать в двух значениях:

    • Во - первых, право – естественная в озможность что-то иметь или что-либо сделать. Именно этот смысл мы подразумеваем, когда говорим: «Я имею право!», «Ты нарушил моё право!». Уже с рождения человек наделён набором неотъемлемых прав, которые называются естественными (личными). С реди них право на жизнь, имя, честь и достоинство, неприкосновенность личности, неприкосновенность жилища, свобода совести и вероисповедания и др. Все люди планеты обладают одинаковыми естественными правами. Они закреплены во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года.
    • Во - вторых, право – это закон, установленный и охраняемый государством. Государство н аделяет законы юридической силой и делает их исполнение общеобязательным. Право, возведённое в закон по воле законодателя называется позитивным . Нормы позитивного права отличаются в разных странах и даже могут быть антиправовыми если противоречат естественным правам или моральным нормам.
    Теперь сформулируем определение данного вида социальной нормы.

    Правовая норма – это формально определённое и охраняемое государством общеобязательное правило поведения, регулирующее общественные отношения и закреплённое в источниках права.

    Право, как и остальные социальные нормы является правилом поведения и регулирует общественные отношения. Но нормы права являются единственными государственными регуляторами общественных отношений и обладают рядом отличительных признаков:

      формальная определённость (право выражено в официальной форме - нормативно - правовых актах, которые закрепляют границы правомерного поведения),

      нормативность (содержат правила поведения дозволительного или запрещающего характера, обязательные для исполнения),

      гарантированность государством (право не просто декларируется в законах, но и защищается принудительной силой государства),

      общеобязательность,

      письменная форма.

    Источники права


    Внешними формами выражения правовых норм является источники.

      В РФ основными источниками права являются нормативно-правовые акты – официально установленные документы, принятые уполномоченными государственными органами либо референдумом, имеющие общеобязательный характер, рассчитанные на неопределённый круг лиц и применяемые неоднократно. Нормативно – правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты и различаются юридической силой. Закон – это нормативно – правовой акт, принимаемый в особом порядке Федеральным Собранием, регулирующий определённые общественные отношения и обеспечиваемый силой государственного принуждения. Классификация законов в порядке убывания юридической силы выглядит следующим образом:

    1. Конституция РФ (основной закон страны)

    2. Федеральные Конституционные Законы

    3. Федеральные Законы

    4. Законы субъектов РФ

    Подзаконный нормативный акт – это принятый компетентными органами документ, основанный на законе и не противоречащий ему. Например, в РФ к подзаконным актам относятся:

    5. Указы и распоряжения Президента

    6. Постановления и распоряжения Правительства

    7. Постановления и приказы министерств РФ

    8. Постановления и приказы Правительства и министерств субъектов РФ

    9. Приказы и инструкции ведомств субъектов РФ

    10. Решения органов МСУ

    11. Локальные акты учреждений

      Другим источником права является правовой обычай – исторически сложившееся правило поведения, санкционированное государством, но письменно не зафиксированное. Так, по обычаю, суд, принимая решение с кем оставить ребёнка, отдаёт предпочтение матери, а работодатель, при заключении трудового договора ставит печать, хотя данные нормы не закреплены в письменной форме.

      Правовой прецедент – решение суда, когда - то вынесенное по конкретному делу и применяемое в судебной практике для разрешения аналогичных дел. В нашей стране не применяется, распространён в США, Великобритании.

      Международно-правовые акты (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г. и др., Устав ООН), закрепляющие принципы международного сотрудничества государств, их равенства и суверенности, мирного разрешения международных конфликтов и др.


    Виды норм права
    • По предметам правового регулирования различаются гражданские, уголовные, семейные, трудовые, административные, конституционные и многие другие нормы права.
    • По методам правового регулирования различаются императивные (предписывают поступать определённым в законе образом) и диспозитивные (предоставляют возможность поступать по своему усмотрению, но в рамках закона) нормы права.
    • По характеру отношений различаются материальные (гражданские, уголовные) и процессуальные (гражданско - процессуальные, уголовно - процессуальные) нормы права.
    • По способу правового регулирования различаются обязывающие, управомочивающие, запрещающие и охранительные нормы права.
    Норма права, юридические факты и правоотношения

    На основе норм права возникают правовые отношения, участники которых наделяются соответствующими правами и обязанностями. К видам правоотношений относятся гражданские, семейные, трудовые, налоговые, административные, уголовные и другие. В структуру правоотношения входят

    • субъекты (участники правоотношения);
    • объекты (то, из - за чего правоотношения возникают);
    • содержание (права и обязанности участников правоотношения).
    Субъектами правоотношений являются:
    • Физические лица – граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, находящиеся на территории РФ.
    • Юридические лица – коммерческие и некоммерческие организации.
    • Государство в лице Президента, Правительства, Федерального Собрания, суда, муниципального образования.
    Объектами правоотношений могут быть предметы и явления материального и нематериального (духовного) мира, то есть блага. Стремления человека удовлетворить потребность в каких-либо благах порождает правоотношения.

    Пример правоотношения: Гражданин Петров заключил договор с гражданином Сидоровым об аренде квартиры на 4 месяца. Договор был оформлен и заверен у нотариуса.
    Субъекты правоотношений – Петров и Сидоров.
    Объект правоотношения – квартира.
    Содержание правоотношения – право Петрова на получение арендной платы и обязанность Сидорова вносить арендную плату своевременно и в полном объёме.

    Основаниями возникновения, изменения или прекращения правоотношений являются юридические факты – жизненные обстоятельства, которые делятся на события и действия. События происходят независимо от воли и сознания человека, к примеру, стихийные бедствия, достижение возраста. А действия зависят от воли и сознания человека и бывают правомерными (уплата налогов) и неправомерными (нарушение правил дорожного движения). В указанном выше примере правоотношения юридическим фактом является действие – заключение договора аренды.

    Роль и функции права

    Роль права в жизни общества и государства велика. Право удовлетворяет одну из самых древних потребностей человеческого общества – потребность в порядке и справедливости. Право выполняет юридические и социальные функции. Главными юридическими функциями права являются:

    • регулятивная, заключается в упорядочивании общественных отношений и управлении обществом и государством;
    • охранительная, заключается в восстановлении нарушенного правового положения, предотвращении конфликтов и столкновений, а в случаях, когда они возникли, преодолении их мирно и культурно;
    • оценочная, право выступает критерием правомерности или неправомерности поступков и решений людей.
    К социальным функциям права относятся политическая, экономическая, культурная, воспитательная, коммуникативная, информативная и другие.

    Право является мерой справедливости, которая заключается в том, чтобы, во - первых, каждый получал то, на что имеет право, во - вторых, виновный в нарушении норм права был наказан. Право устанавливает порядок и справедливость путём чёткого указания на меру свободы, которой обладает человек. Свобода никоим образом не связана со вседозволенностью. Свобода – это умение правильно пользоваться своими правами и уважать права других людей. Следует помнить и о том, что нет прав без обязанностей и нет обязанностей без прав. Все равны в своих правах и обязанностях перед законом и судом. Право – это, прежде всего ответственность, ибо каждый человек в ответе за совершаемые действия.