Подзаконный акт определение. Законы и подзаконные акты

Подзаконный акт - это нормативный правовой акт, издаваемый в соответствии с законом компетентным органом, направленный на исполнение и развитие законодательных положений и регулирующий отдельные конкретные аспекты общественных отношений. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы.

Признаки подзаконного акта:

Закрепление в конституции, законе или ином нормативном правовом акте полномочия за определенным органом издавать нормативные правовые акты, основанные на законе, а также рамки правотворческой компетенции и виды нормативных правовых актов, соответствующие этой компетенции;

Зависимость подзаконных нормативных правовых актов от законов;

В данной группе актов осуществляется опосредование норм законов при помощи их воспроизведения, дополнения, конкретизации, развития, детализации и др.;

Им присущ упрощенный порядок принятия, опубликования и введения в действие по сравнению с законом, поэтому они быстрее и оперативнее реагируют на изменение жизненной обстановки, с большей эффективностью приспосабливаются к меняющейся действительности;

Нормы подзаконных правовых актов в большинстве своем являются нормами видового значения по отношению к нормам законов;

Подзаконным правовым актам присуща высокая степень неоднородности, условно объединяемых в одну общую группу. Все эти акты имеют различную юридическую силу, имеют различные наименования и форму издания.

Классификация подзаконных актов (по издавшему органу):

а) общие акты, действующие на всей территории Российской Федерации и в отношении всех граждан Российской Федерации и иных лиц, находящихся на территории Российской Федерации:

Акты Президента Российская Федерация (указы и распоряжения);

Акты палат Федерального Собрания Российской Федерации (постановления Государственной Думы и Совета Федерации);

Акты Правительства Российская Федерация (постановления, распоряжения);

Акты федеральных министерств и ведомств (приказы, директивы, распоряжения).

б) региональные акты - акты органов государственной власти субъектов Российская Федерация, которые распространяют свое действие только на территорию и население соответствующего субъекта Российской Федерации (постановления губернатора, постановления законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, приказы министерств и иных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации);

в) местные акты - акты органов местного самоуправления, действующие исключительно на территории конкретного муниципального образования (постановления и иные решения глав, глав администраций и представительных органов муниципальных образований);

г) локальные акты - акты различных акты организаций, которые действуют в только пределах этих организаций и распространяются на их работников (приказы руководителя организации, решения общего собрания акционеров акционерных обществ, участников ООО, решения совета директоров и др.).

5.Особенности соотношения нормативных актов в федеративном государстве

НПА принимаются различными органами в различное время, в различных пространственных пределах и по разному поводу. Такая ситуация не может не влиять на природу действующих законов и подзаконных актов, которые порой могут между собой находиться в противоречии. Поэтому прежде чем общественные отношения будут упорядочены, необходимо, чтобы сами нормативные акты были в порядке, чтобы они были приведены в соответствующую систему.

Система НПА – совокупность всех видов НПА:

1) По юри­ди­че­ской си­ле все нор­ма­тив­но-пра­во­вые ак­ты под­раз­де­ля­ют­ся на за­ко­ны и под­за­кон­ные ак­ты. Юри­ди­че­ская си­ла нор­ма­тив­но-пра­во­вых ак­тов яв­ля­ет­ся наи­бо­лее су­ще­ст­вен­ным при­зна­ком их клас­си­фи­ка­ции. Она оп­ре­де­ля­ет их ме­сто и зна­чи­мость в об­щей сис­те­ме го­су­дар­ст­вен­но­го нор­ма­тив­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния. В со­от­вет­ст­вии с тео­ри­ей и прак­ти­кой пра­во­твор­че­ст­ва ак­ты вы­ше­стоя­щих пра­во­твор­че­ских ор­га­нов об­ла­да­ют бо­лее вы­со­кой юри­ди­че­ской си­лой, чем ак­ты ни­же­стоя­щих пра­во­твор­че­ских ор­га­нов. По­след­ние из­да­ют­ся на ос­но­ве и во ис­пол­не­ние нор­ма­тив­ных ак­тов, из­да­вае­мых вы­ше­стоя­щи­ми пра­во­твор­че­ски­ми ор­га­на­ми.

2) Нор­ма­тив­но-пра­во­вые ак­ты клас­си­фи­ци­ру­ют­ся так­же по со­дер­жа­нию. Та­кое де­ле­ние в из­вест­ной ме­ре ус­лов­но. Ус­лов­ность эта объ­ек­тив­но объ­яс­ня­ет­ся тем, что не во всех нор­ма­тив­но-пра­во­вых ак­тах со­дер­жат­ся нор­мы од­но­род­но­го со­дер­жа­ния. Име­ют­ся ак­ты, со­дер­жа­щие нор­мы толь­ко од­ной от­рас­ли пра­ва (на­при­мер, тру­до­вое, се­мей­ное, уго­лов­ное за­ко­но­да­тель­ст­во). Но на­ря­ду с от­рас­ле­вы­ми нор­ма­тив­ны­ми ак­та­ми дей­ст­ву­ют и ак­ты, имею­щие ком­плекс­ный ха­рак­тер. Они вклю­ча­ют нор­мы раз­лич­ных от­рас­лей пра­ва, об­слу­жи­ваю­щих оп­ре­де­лен­ную сфе­ру об­ще­ст­вен­ной жиз­ни. Хо­зяй­ст­вен­ное, тор­го­вое, во­ен­ное, мор­ское за­ко­но­да­тель­ст­во – при­ме­ры ком­плекс­ных нор­ма­тив­но-пра­во­вых ак­тов.

3) По объ­е­му и ха­рак­те­ру дей­ст­вия нор­ма­тив­но-пра­во­вые ак­ты подраз­де­ля­ют­ся: - на ак­ты об­ще­го дей­ст­вия, ох­ва­ты­ваю­щие всю со­во­куп­ность от­но­ше­ний оп­ре­де­лен­но­го ви­да на дан­ной тер­ри­то­рии; – на ак­ты ог­ра­ни­чен­но­го дей­ст­вия – рас­про­стра­ня­ют­ся толь­ко на часть тер­ри­то­рии или на стро­го оп­ре­де­лен­ный кон­тин­гент лиц, на­хо­дя­щих­ся на дан­ной тер­ри­то­рии; – на ак­ты ис­клю­чи­тель­но­го (чрез­вы­чай­но­го) дей­ст­вия. Их ре­гу­ля­тив­ные воз­мож­но­сти реа­ли­зу­ют­ся лишь при на­сту­п­ле­нии ис­клю­чи­тель­ных об­стоя­тельств, на ко­то­рые рас­счи­тан акт (вое­нных дей­ст­вий, сти­хий­ных бед­ст­вий).

4) По ос­нов­ным субъ­ек­там го­су­дар­ст­вен­но­го пра­во­твор­че­ст­ва нор­ма­тив­но-пра­во­вые ак­ты мож­но под­раз­делить на ак­ты за­ко­но­да­тель­ной вла­сти (за­ко­ны); ак­ты ис­пол­ни­тель­ной вла­сти (под­за­кон­ные ак­ты); ак­ты су­деб­ной вла­сти (юрис­дик­ци­он­ные ак­ты об­ще­го ха­рак­те­ра).

Российской Федерации (если расположить их по убывающей "величине" юридической силы) являются:

Указы (и распоряжения) Президента Российской Федерации, изданные в пределах его компетенции;

акты (постановления и распоряжения) Правительства Российской Федерации (большинство ненормативных правительственных актов именуется распоряжениями);

акты управленческих региональных и местных муниципальных органов (представительных органов и органов администрации);

ведомственные акты, изданные в пределах компетенции того или иного ведомства.

Эти и некоторые другие нормативные акты (например, локальные акты, т.е. действующие только в пределах данного предприятия, организации) находятся в довольно сложных взаимосвязях. В этих сложных взаимосвязях необходимо обратить внимание на такие моменты.

Первые две из указанных групп нормативных актов (президентские указы, правительственные постановления) являются общими актами, т.е. такими, которые распространяются на всю территорию Российской Федерации и в соответствии с законом могут распространяться на всех лиц.

Указанные две группы подзаконных актов обладают значительной (преобладающей) юридической силой. С тем, однако, чтобы отграничить их от законов, в ГК РФ они названы "иные правовые акты" (статья 3).

Правительству подчиняются такие органы (например, Министерство финансов), акты которых в силу их статуса тоже приобретают межведомственное, общее значение, внешнее действие.

Наряду с нормативными актами, которые принимает Правительство как коллегиальный орган, правовые документы в соответствии со своей компетенцией могут принимать Председатель Правительства и его заместители.

Нормативные акты региональных и местных муниципальных органов являются ограниченно (по территории) - общими, т.е. такими, которые в соответствии с компетенцией данных органов обязательны для всех лиц, но в пространственно-ограниченных рамках, в пределах данной территории - региона, области, города, района.

Нижнюю ступеньку в иерархии подзаконных актов занимают ведомственные акты, т.е. акты конкретных министерств, комитетов, департаментов (среди этих актов много индивидуальных; нормативными являются акты, называемые, как правило, инструкциями, циркулярами, примерными положениями, уставами). Эти нормативные акты, в принципе, имеют внутреннее, внутриведомственное юридическое значение, т.е. распространяются на лиц, находящихся в системе управленческого, служебного и дисциплинарного подчинения только данного ведомства.

Вместе с тем акты некоторых ведомств в силу статуса этих ведомств и делегированных им прав могут иметь межведомственное, общее значение и отсюда внешнее юридическое действие. Уже отмечалось, что таково значение нормативных актов Министерства финансов. В известных пределах внешним действием обладают по ряду вопросов нормативные акты ведомств, занимающихся транспортом, охраной общественного порядка.

Наиболее узкое, ограниченное юридическое значение имеет особая разновидность ведомственных актов - локальные нормативные акты; это уставы, положения, правила внутреннего распорядка и другие, действующие только в пределах данного предприятия, учреждения, организации. Такое же локальное юридическое значение имеют санкционированные государством акты сходов, гражданских институтов общественной самодеятельности.

1. Общие подзаконные акты. Это нормативно-правовые акты общей компетенции, действие которых распространяется на всех лиц в пределах территории страны. По своей юридической силе и значению в системе правового регулирования общие подзаконные акты следуют за законами. Посредством подзаконных актов осуществляется государственное управление обществом, координируются экономические, социальные и другие вопросы общественной жизни.

К общим подзаконным актам относятся нормотворческие предписания высших (центральных) органов исполнительной власти. Они исходят от президента страны или главы правительства. В зависимости от формы государственного правления (президентской или парламентской республики) нормативно-правовые акты высшей исполнительной власти находят внешнее выражение в двух разновидностях подзаконных актов.

Нормативные указы президента. В системе подзаконных актов они обладают высшей юридической силой и издаются на основе и в развитие законов. Полномочия президента в правотворческой деятельности определяются конституцией страны или специальными конституционными законами. Они регламентируют самые разнообразные стороны общественной жизни, связанные с государственным управлением.

Постановления правительства. Это подзаконные нормативные акты, принимаемые в контексте с указами президента и призванные в необходимых случаях урегулировать более дробные вопросы государственного управления экономикой, социальным строительством, здравоохранением, народным образованием, строительством вооруженных сил и т. д.

Система нормативно-правовых актов современных государств неоднородна. Это объясняется особенностями форм государственного правления, многовековыми традициями отдельных стран, национальными и другими факторами. Тем не менее, подавляющее большинство нормативно-правовых систем строится по признаку степени юридической силы акта. Нижестоящие акты в интересах стабильности общественной жизни и ее оптимальной организованности должны соответствовать предписаниям актов вышестоящих органов. Все коллизии, противоречия между подзаконными актами в цивилизованном государстве решает закон, обладающий высшей юридической силой.

Степень юридической силы нормативно-правовых актов может быть различна, но степень обязательности содержащихся в них норм абсолютно одинакова для всех тех, к кому относятся их предписания. Это принципиальное положение составляет основу функционирования правового государства.

В нормативном регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон. Подзаконные же акты играют лишь вспомогательную и детализирующую роль. В правовом государстве закон охватывает своим действием все основные стороны общественной жизни, он является главным гарантом коренных интересов, прав и свобод личности.

Функционирование и состояние государства и гражданского общества требуют регламентации в виде документирования, с помощью которого обеспечивается организация и регулирование проведения мероприятий, их отдельных операций, а также общественных отношений в ходе их реализации. Нормативный документ должен быть оформлен в письменном виде, иметь официальный характер и юридическую силу. Для его детализации применяется дополнительная документация, составленная на основании базового нормативно-правового источника в случае, если в его положениях присутствуют пробелы или спорные вопросы, которые можно интерпретировать двояко. Чтобы понять юридическую актуальность документа и возможную сферу его использования, следует уяснить, что такое подзаконный акт, какова иерархия подзаконных актов?

Законы и подзаконные акты

Общая информация

В зависимости от сферы применения и аппарата утверждения, все правовые акты подразделяются на нормативно-правовые, правоприменительные и интерпретационные. Подзаконные акты и законы относятся к категории нормативно-правовых документов, формально закрепляющих определенные предписания. Подзаконная документация рассматривается только в тесной связи с базовым законом, являющимся основанием составления второстепенного документа. Она должна ему соответствовать и конкретизировать отдельные положения.

Подзаконный акт — это правовые нормы, изданные на основе определенного законодательного источника с целью обеспечения его исполнения. Документ обладает меньшей значимостью, чем закон, на котором он базируется, поскольку при регулировании актуальных для него вопросов, в первую очередь учитывается основной акт, а его вспомогательные элементы детализируют некоторые положения.

Что такое подзаконный акт

Выделяют несколько видов подзаконных актов, каждый из которых классифицируется по иерархии составления базового документов. Они могут являться дополнением к:

  • распоряжению или указу главы государства;
  • правительственным нормативно-правовым актам;
  • ведомственным или федерально-министерским актам;
  • документам исполнительной власти субъектов государства;
  • документации органов местного самоуправления;
  • профессионально-специализированным актам.

Признаки подзаконных актов

Основные параметры подзаконных документов определяются компетенцией издающего их субъекта.

Все документы должны быть составлены и утверждены в соответствии с полномочиями, которыми наделяется издатель. Данный факт свидетельствует о том, что нормативно-правовые источники отличаются юридической силой, местом расположения издающего органа в иерархии государства, а также кругом вопросов общественных отношений, для регулирования которых они издаются. Документ подзаконного характера является разновидностью нормативного акта.

Указы и распоряжения

Документация правового характера, относящаяся к категории указов и распоряжений главы государства, обязательна к исполнению на всей территории России. Она должны быть составлена в пределах президентских полномочий, сфера которых предусмотрена конституционными нормами. При помощи указов реализуются элементы правового статуса руководителя. Их издание актуально в ситуациях, когда в правовых источниках присутствуют недоработки, позволяющие двусмысленно оценивать ситуацию.

Некоторые виды указов не относятся к нормативно-правовой категории, поскольку они могут быть приняты по вопросам управления, таких как назначение на должность, присвоение звания или лишение полномочий. Такие указы носят характер правоприменительных актов, которые по характеристикам схожи на распоряжения.

Закон и подзаконный акт. Общая информация

Отличительными признаками президентских указов являются:

  • общеобязательный характер;
  • регулирование отдельной сферы общественной жизни населения;
  • наличие нормы права;
  • приоритетное отношение к конкретному подзаконному акту;
  • отсутствие противоречий с содержимым федеральных законов.

Читайте также: Как рассчитывается валовой национальный доход ВНД

Президентские указы классифицируются в зависимости от характера полномочий его издателя. Документы могут быть оформлены не только в пределах собственных возможностей, но и с делегированным участием представителей парламента. Некоторая документация должна быть одобрена и утверждена Федерационным советом.

Распоряжения предназначены для частного назначения. Они не относятся к категории нормативно-правовых актов, поскольку принимаются в экстренных ситуациях, касающихся необходимости организации решения текущих и процедурных вопросов государственного управления. В их компетенции мероприятия по созданию рабочих комиссий и выделению средств из резервных фондов регионам. Документы адресуются узкому кругу исполнителей и относятся к категории правоприменительных актов.

Правительственные нормативно-правовые акты

Специализированные нормативные правовые подзаконные акты правительственного уровня регламентируются положениями Конституции, определяющей компетентность правительства и регламентируемую сферу его деятельности в этом направлении.

Документ может охватывать любые сферы, касающиеся правительственных полномочий, возложенных федеральным законодательством и Конституцией. Он может касаться области культуры, экологии, здравоохранения, науки, образования, социального обеспечения, а также реализации внешней и внутренней обороноспособности, борьбе с преступностью и защите прав и свобод граждан. Отдельным разделом рассматриваются вопросы по федеральному бюджету, управлению государственной собственностью и проведению единой денежной и финансовой политики.

Интерпретация подзаконного акта

Акты федеральных министерств и ведомств

Ведомственные или федерально-министерские нормативные подзаконные акты, как правило, имеют отраслевое назначение. Их действие распространяется на лиц, осуществляющих деятельность в сфере, которой касается правовой документ. В некоторых ситуациях документация может быть предназначена для регулирования межотраслевых отношений. В таких ситуациях она адресуется нескольким министерствам.

Акты имеют вид инструкций или приказов. Инструкции регулируют функционирование служебной деятельности. Нормативные приказы позволяют структурировать деятельность органов исполнительной власти, а также определить их функции и задачи. Ненормативные приказы относятся к категории правоприменительных документов.

Акты исполнительной власти

Базовые законы государственных субъектов могут касаться вопросов, относящихся к региональной компетенции или к сфере и порядку взаимодействия с другими регионами.

Они не могут противоречить требованиям федеральных законов и конституции. Юридическая сила документов актуальна только в том регионе, для которого был утвержден акт. Его подзаконная документация может быть оформлена в виде распоряжений, приказов или других актов, которые должны быть изданы уполномоченными представителями власти субъекта.

Акты органов местного самоуправления

Конституционные нормы определяют обязательства органов местного самоуправления. Их уполномоченные представители могут самостоятельно решать вопросы местного значения. В их компетенции управление муниципальной собственностью, установление местных налогов и сборов, а также реализация мероприятий по охране общественного порядка. В пределах указанных полномочий они вправе издавать правовую документацию в форме постановлений и распоряжений, актов представительных органов, в том числе и поселковых собраний. Все эти документы могут иметь нормативный или правоприменительный характер.

Признаками подзаконных нормативных актов , которые отличают их от , является то, что они:

  • издаются в соответствии с законом;
  • регулируют отдельные конкретные аспекты общественных отношений.

Таким образом, подзаконный акт — это нормативный акт, издаваемый в соответствии с законом компетентным органом, направленный на исполнение и развитие законодательных положений и регулирующий отдельные конкретные аспекты общественных отношений.

Подзаконные акты в Российской Федерации подразделяются:

  • на указы и распоряжения Президента РФ;
  • акты Правительства РФ;
  • акты федеральных министерств и ведомств;
  • акты исполнительной власти субъектов РФ;
  • акты органов местного самоуправления;
  • локальные акты.

Рассмотрим их подробнее.

Указы и распоряжения Президента России

В российской истории указ как правовой акт оказывал влияние на развитие правовой системы в течение многих сотен лет. Так, в дореволюционной России в форме указов утверждались Высочайшие повеления монарха, которые фактически имели силу закона. Поэтому не случайно толковый словарь В.И. Даля толкует слово «указ» как «письменное приказание, повеление государя».

В советское время указы издавали Президиумы Верховных Советов СССР и союзных республик. Часть этих указов (по вопросам законодательного характера) передавалась на утверждение очередной сессии законодательных органов.

В Российской Федерации в соответствии с Конституцией (ч. 1 ст. 90) Президент РФ имеет право издавать указы и распоряжения. Между ними существует различие. Считается, что указ — акт более широкого, значимого действия, а распоряжение — документ более частного, конкретного назначения. В целом распоряжения Президента, как правило, не являются нормативными правовыми актами (т.е. не содержат норм права). Обычно они принимаются по оперативным вопросам государственного управления (создание рабочих комиссий, выделение регионам средств из резервного фонда и т. д.).

Указы Президента также не все являются нормативными правовыми актами. Зачастую они принимаются по конкретным вопросам управления (о назначении на должность, присвоении звания и т. д.). В этом случае они являются правоприменительными актами. Их отличие от распоряжений Президента несколько условно и может рассматриваться (анализироваться) применительно к каждому конкретному случаю.

Нормативные указы Президента имеют отличительные признаки:

  • не могут противоречить федеральным законам, но имеют приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам;
  • содержат ;
  • регулируют разнообразные сферы общественной жизни;
  • имеют общеобязательный характер.

Таким образом, указ президента нормативного характера — это подзаконный акт, содержащий нормы права, регулирующий разнообразные сферы общественной жизни и имеющий приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам.

В зависимости от характера полномочии Президента все его указы можно классифицировать:

Акты Правительства РФ

На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство Российской Федерации может издавать постановления и распоряжения. Исходя из этого можно отмстить, что акты Правительства РФ имеют подзаконный и даже «подуказный» характер.

Постановления Правительства РФ, как правило, нормативны, т. с в большинстве своем они являются нормативно-правовыми актами. Исполнение постановлений Правительства РФ осуществляется в пределах предметов ведения и полномочий Российской Федерации и совместного ведения Федерации с ее субъектами.

Распоряжения , как правило, адресуются узкому кругу исполнителей и являются правоприменительными актами.

Акты федеральных министерств и ведомств

Они подчинены актам правительства и чаще всего имеют отраслевое назначение (распространяются только на лиц, работающих в данной отрасли). Иногда в связи с межотраслевой, функциональной направленностью министерства (ведомства) эти акты могут быть адресованы нескольким министерствам и регулировать межотраслевые отношения. Например, правовые акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел.

Акты федеральных министерств и ведомств издаются в виде приказов и инструкций.

Приказы могут быть нормативными и ненормативными.

Нормативные приказы посвящены наиболее важным вопросам работы федеральных органов исполнительной власти: их структуре, задачам, функциям. Ненормативные приказы являются правоприменительными актами.

Инструкции регулируют основные виды (формы) служебной деятельности, функциональные обязанности определенной категории работников. Они имеют нормативное содержание.

Подзаконные акты на уровне субъекта РФ

Акты исполнительной власти субъектов РФ

Президенты республик, входящих в состав Российской Федерации, издают указы и распоряжения.

Губернаторы, главы администраций областей, краев, автономных областей, округов, городов федерального значения, правительство регионов (если таковое имеется) при осуществлении своих полномочий издают постановления и распоряжения.

Соответствующие региональные министерства, ведомства, департаменты и иные органы исполнительной власти субъектов РФ наделены правом издания приказов и инструкции . Эти акты издаются на основе полномочий каждого из органов, в соответствии с конституциями, уставами и законами субъектов Федерации, а также в соответствии с Конституцией и законами РФ. Они имеют локальную сферу действия, распространяются лишь на территорию соответствующих субъектов Федерации. Все отмеченные акты могут быть как нормативными, так и правоприменительными.

Акты органов местного самоуправления

В соответствии с Конституцией РФ самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. В пределах своих полномочий органы местного самоуправления издают соответствующие правовые акты:

  • постановления и распоряжения глав органов местного самоуправления;
  • акты поселковых и сельских сходов (собраний);
  • акты представительных органов.

Все отмеченные выше акты могут быть как нормативными, так и правоприменительными.

Локальные нормативно-правовые акты (акты организаций и учреждений)

Они регулируют управленческие, производственные, коммерческие, научные, учебные и иные отношения, связанные с назначением предприятия или учреждения. Так, каждое предприятие или учреждение имеет свой устав, положение или иной учредительный документ, правила внутреннего распорядка и т. п. Их действие имеет правовое значение. А посему все эти акты подлежат регистрации или утверждению государственными органами.

В качестве примеров локальных нормативно-правовых актов можно привести:

  • приказы, распоряжения нормативного и индивидуального значения, принимаемые руководителями предприятий, учреждений и организаций. Сих помощью регулируются вопросы внутреннего распорядка, материального поощрения;
  • решения коллегиальных органов управления (общего собрания акционеров, совета директоров и т. п.).

Подзаконный акт - один из видов нормативно-правового акта, который создается для того, чтобы конкретизировать положение принятых законов с целью облегчения их применения с учетом специфики различных слоев населения, территориальных особенностей и индивидуальных интересов.

Подзаконные акты характеризуются двумя признаками:

1) содержат в себе только те нормы, которые уже закреплены в законах. Новые нормы подзаконные акты вводить не могут;

2) обладают меньшей юридической силой, чем закон (если нормы, содержащиеся в подзаконном акте, противоречат нормам закона, то применяется закон).

По степени юридической силы подзаконные акты подразделяются на:

1) нормативные указы Президента , которые не могут отменять или изменять положение закона. Согласно Конституции РФ, лишь в условиях чрезвычайного или военного положения президентские нормативные акты могут приостанавливать и корректировать закон;

2) постановления Правительства . Они принимаются в контексте с Указами Президента и призваны регулировать более узкие вопросы государственного управления, социального строительства, образования, здравоохранения, культуры и т.д.;

3) ведомственные нормативные акты - нормативно-правовые акты общеобязательного характера, но сфера их действия ограничена рамками ведомственных отношений;

4) подзаконные акты органов местного самоуправления . К ним относятся нормативные акты региональных и муниципальных органов представительной законодательной власти (постановления, распоряжения и т.д.);

5) внутриорганизационные акты - такие нормативные акты, которые издаются руководителями различных предприятий, организаций для регламентации своих внутренних вопросов. Их действие распространяется только на членов этих организаций (например, приказ руководителя предприятия).

Требования, предъявляемые к нормативно-правовым актам:

1 . Законность . Понимается как единая целенаправленность правотворчества органов государственной власти, которое должно осуществляться в рамках действующего законодательства с целью принятия наиболее оптимальных, отвечающих интересам общества правовых норм.

2 . Компетентность . Нормативно-правовой акт должен составляться, компетентными специалистами, хорошо осведомленными в вопросах, которые призван регулировать разрабатываемый ими правовой акт.

3 . Четкость и непротиворечивость изложения . Это требование означает, что ни одно положение нормативно-правового акта не должно пониматься двусмысленно и должно быть доступно каждому, чтобы исключить разночтение статей закона Это требование трудновыполнимо. Как правило, суть нормативно-правовых актов поясняют подзаконные акты (инструкции, разъяснения и т.д.).


4 . Своевременность принятия . Одно из требований, позволяющих нормативно-правовым актам более эффективно регулировать процессы общественного развития (например, согласно этому требованию Закон РФ «О федеральном бюджете Российской Федерации» должен приниматься не позднее конца текущего года).

5 . Оперативность доведения содержания до исполнителей означает, что необходимо устанавливать максимально короткие сроки между датой принятия нормативного акта и датой его обнародования (опубликования).