Обжалование решения вышестоящего должностного лица. Как обжаловать действия и решения чиновников

Обжалование действий должностных лиц является правом человека или организации, чьи права и интересы затронуты их деятельностью. Куда писать жалобы? Является ли суд единственным местом для этой цели? Какие требования предъявлены к порядку и форме жалобы.

Система бюрократии

Административный аппарат организован по вертикали. Муниципальный уровень, который формально является самостоятельным. Региональный, который так же автономен и федеральный уровень. Структуры последнего выстроены в несколько уровней: низовые подразделения, как правило, районного уровня, затем на уровне субъектов. Далее идет верхний уровень, который возглавляет структуру. Зная это, проще понять, каким образом выстроена система обжалования действий должностных лиц.

Куда писать жалобы

Обжалование действий должностных лиц обеспечивается согласно выстроенной вертикали. Вначале жалоба подается начальнику подразделения либо напрямую в вышестоящую инстанцию. Например, в случае с приставами, жалобы и заявления рассматривает начальник отдела. В вышестоящие инстанции жалобы подаются после этого этапа. В налоговой службе жалоба сразу же передается в межрайонное управление, низовой уровень в рассмотрении не участвует.

Прокуратура обеспечивает общий надзор над деятельностью всех органов власти, однако она не подменяет собой иные структуры. Жалобы к рассмотрению по существу принимаются, если подаваемые заявления в вышестоящие инстанции не принесли результата.

Кем рассматриваются заявления

Каким образом организована система обжалования действий должностных лиц? Органами, рассматривающими заявления, являются:

  • начальники сотрудников, на которых поданы жалобы;
  • специальные комиссии, созданные при органах власти;
  • вышестоящие инстанции.

Начальник вправе передать полномочия по рассмотрению жалоб одному из своих заместителей.

Какая схема выбрана зависит от специфики построения структур власти. В одном регионе жалобы рассматривает начальник, в другом - специальная комиссия и т. д. На муниципальном уровне принято создавать комиссии.

Нормативное регламентирование

Порядок обжалования действий должностных лиц выстроен по единой схеме, однако регулируется различными актами.

В первую очередь нормами законов, регламентирующих соответствующую отрасль. Например, Налоговым кодексом, законом об исполнительном производстве и т. д.

Отдельный документ разработан и принят для разбирательства жалоб на действия чиновников, обеспечивающих оказание государственных услуг, в частности, регистрацию права собственности, постановки на кадастр и т. д. Почти во всех ведомствах есть аналогичный документ.

Генеральной прокуратурой выпущен приказ, регламентирующий принятие и рассмотрение жалоб от граждан. Он носит общий характер и под него попадают все заявления, кроме тех, что поданы в рамках уголовного судопроизводства. Также он описывает обжалование действий должностных лиц в органах прокуратуры.

Что нужно знать для составления заявления

Жалоба подается в электронной или письменной форме. Необходимость заверения цифровой подписью электронных документов определяется нормативными актами. В некоторых случаях достаточно заполнить форму на портале органа власти для отправки жалобы.

Заявление, отправленное в письменном виде, должно отвечать основным требованиям. К примеру, заявления не принимаются, если ранее рассматривались аналогичные. Отказывают в рассмотрении анонимных материалов, с угрозами, нецензурными выражениями и т. д. Если нет возможности прочесть хотя бы часть текста, жалоба считается неприемлемой.

Гражданин вправе отправить жалобу с помощью почты или передать, лично посетив канцелярию органа, в который она подается. Процедура обжалования действий должностных лиц предполагает ее рассмотрение не более определенного срока, в среднем месяц.

Как написать жалобу

Обжалование действий и бездействий должностных лиц будет успешным при указании следующих пунктов:

  • название органа или должности лица (его Ф. И. О.), на действия которого подана жалоба;
  • Ф. И. О гражданина-заявителя, место его проживания, контактные сведения;
  • информация о действиях или бездействии, которые, по мнению автора заявления, нарушают его права;
  • доводы, подтверждающие обоснованность слов заявителя (ссылка на нормативные акты, документы);
  • наличие доверенности, если жалоба подается через представителя;
  • подпись и дата подачи.

Текст документа нежелательно насыщать эмоциональными высказываниями, не несущими дополнительной информации. Подобный подход приведет к нежеланию чиновника вникать в полученную информацию.

Сроки обжалования действий должностных лиц

Закон и нормативные акты органов исполнительной власти регулируют этот вопрос по-разному. В ФНС предусматривается право подать жалобу в течение года в межрегиональную или региональную инспекцию, затем тот же срок дается на подачу апелляции на незаконный, по мнению жалобщика, ответ. Если решение налогового органа касается третьих лиц, им дается 3 месяца.

В исполнительном производстве участникам дается 10 дней после того, как им стало известно о действиях пристава (срок отсчитывается с момента получения документов).

Если по уважительным причинам срок подачи заявления пропущен, автор вправе просить о его восстановлении. Обычно задержка связана с действиями чиновников, запоздало отправляющих бумаги.

Некоторые ситуации не требуют от граждан соблюдения срока обжалования, их могут и не установить вовсе. Однако правила могут содержаться в процессуальных кодексах. Так, КАС дает 3 месяца на направление иска в суд с момента, как стало известно о нарушении. По некоторым делам на подачу заявления дается 10 суток.

Обращение в суд

Суд - особая инстанция при обжаловании действий и решений должностных лиц. Процесс регламентируется подробными нормами, но их выполняет даже не всякий юрист, не говоря о простых гражданах. При этом у граждан и организаций есть право выбирать между судом и вышестоящими административными инстанциями. В некоторых случаях суду требуется доказательства попытки решить спор в досудебном порядке. Например, такая обязанность имеется у граждан, желающих признать завышенной кадастровую оценку.

В арбитражном процессе без досудебного порядка не обходится ни одно дело.

В нормативном регламентировании имеется существенная разница. Граждане и организации, не занимающиеся экономической деятельностью, обжалуют действия в соответствии с нормами КАС в общих судах. Предприниматели же обращаются в арбитражные суды согласно нормам АПК (в кодексе есть раздел, посвященный административным спорам).

Написание иска согласно КАС

Основные требования следующие:

  • название суда;
  • Ф. И. О. гражданина, дата его рождения, место проживания, контактные данные;
  • аналогичный объем сведений передается о представителе;
  • полное название органа, адрес его нахождения;
  • изложение обстоятельств с указанием, какие права и интересы были нарушены;
  • основания и доводы, на которых построена жалоба;
  • название и номер документа, или описание и место совершения обжалуемого действия;
  • сведения о подаче жалоб в вышестоящие инстанции в рамках досудебного рассмотрения споров;
  • требования о признании незаконными действия или бездействия, ненормативного акта.

В данном случае граждане платят пошлину в размере 300 руб., а организации - 6 000 тыс. руб.

К заявлению прилагаются копии документов согласно числу участников дела. Истец вправе направить их самостоятельно либо этим займется суд.

Если заявитель желает перепоручить ведения дела представителю, то порядок обжалования действия и бездействия должностных лиц предполагает обязательное наличие диплома о высшем юридическом образовании. В таком случае прилагаются копия доверенности и диплома.

Если пропущен срок, в иске или в дополнительном заявлении, подается и просьба о восстановлении срока. Можно этого не делать, но пропуска срока достаточно, чтобы добиться отказа в иске без его рассмотрения по существу.

Особенности иска согласно АПК

Спор рассматривается согласно АПК, если иное не предусматривается законом.

Заявление подается лицом, чьи интересы и права нарушаются. В законе допускается обращение в суд из-за наложения дополнительных ограничений на ведение экономической деятельности. Инициатором вправе выступить и прокуратура.

Общая норма устанавливает 3 месяца для обжалования с того момента, как стало известно о нарушении. Судья вправе восстановить его по просьбе истца, если подано соответствующее заявление с достаточными доводами, иначе возникнет риск проиграть дело.

Составление заявления

Обжалование действий должностного лица в суде согласно АПК, обязывает указать следующие пункты в иске:

  • название суда, в который подан иск;
  • сведения об истце (Ф. И. О., регистрационный номер ИП, место проживания, название организации, регистрационный номер, место расположения);
  • полное название органа, место расположения;
  • указание Ф. И. О. должностного лица, принявшего решение;
  • изложение обстоятельств дела: в чем заключается нарушение норм законодательства, прав и интересов, какие незаконные ограничения возникли;
  • название, номер и дата принятия акта;
  • в чем состояло действие или бездействие, место и дата;
  • ссылка на нормативные акты;
  • доказательства отправки другим сторонам копий заявления и приложенных к нему документов;
  • перечень приложенных документов;
  • квитанция об оплате пошлин;
  • подпись и дата подачи.

ИП оплачивает пошлину в размере - 200 руб., организации - в размере 2 000 руб.

В заключение

Обжалование действий должностного лица предусматривается в административном порядке и в суде. Оба способа регламентируются нормами законодательства, первый более прост, второй связан с многочисленными нюансами.

Поход в суд возможен в ряде случаев только после обращения с жалобами в вышестоящие административные инстанции, особенно если обращаются с жалобой в арбитражный суд.

Для обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти существенное значение имеют личные обращения граждан с жалобами, предложениями и заявлениями. Выступая в личном качестве, как частное лицо, по собственной инициативе, каждый гражданин вправе оценивать деятельность органа исполнительной власти, любого должностного лица или государственного служащего с точки зрения ее законности и результативности. Конституция устанавливает, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45), граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).

Жалобы - это обращения граждан по поводу нарушения их субъективных прав и свобод. Предложения и заявления имеют иную правовую сущность - они не связаны с нарушением субъективных прав гражданина, а чаще всего носят критический характер и, как полагают их авторы, направлены на улучшение деятельности органов исполнительной власти, их должностных лиц, государственных служащих.

Граждане имеют возможность обжаловать любые незаконные действия и акты, нарушающие их субъективные права и интересы. Благодаря правовой основе жалобы приобретают качества правового средства, с помощью которого осуществляется своеобразный контроль за работой персонала и руководителей органов исполнительной власти. Одновременно жалобы - важное средство охраны прав личности, укрепления связей государственного аппарата с населением, существенный источник самой разнообразной информации. Они являются эффективным инструментом противодействия бюрократизму, коррупции, должностным злоупотреблениям и правонарушениям. Обращающиеся с жалобами должны получать обоснованные ответы, а там, где нарушены права человека, соответствующие органы обязаны срочно вмешаться и обеспечить соблюдение закона.

Существует два порядка рассмотрения и разрешения жалоб граждан - административный и судебный.

В органы исполнительной власти ежегодно поступает большое количество жалоб граждан по поводу различных нарушений их прав. Обращаясь 15 января 1998 г. к руководителям органов исполнительной власти субъектов Федерации, Президент отметил, что поступление жалоб граждан в местные и федеральные органы исполнительной власти на волокиту, бюрократизм, бездушное отношение должностных лиц при решении жизненно важных проблем россиян не снижается, и потребовал ужесточить спрос с руководителей за состояние работы с обращениями граждан.

Указом Президента от 3 апреля 1997 г. было утверждено Положение об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан. Оно призвано анализировать и обобщать вопросы, которые граждане ставят в письмах и на личном приеме; осуществлять оперативное и периодическое информирование Президента, Председателя Правительства, руководителей федеральных органов исполнительной власти о количестве и характере обращений граждан; готовить на основе анализа и обобщения обращений граждан предложения об устранении причин, порождающих обоснованные жалобы; представлять необходимые материалы в целях освещения в средствах массовой информации итогов обращений граждан; изучать опыт работы соответствующих органов и иностранных государств.

Недостатком административного порядка рассмотрения жалоб является то, что они разрешаются заинтересованными органами исполнительной власти, при этом негласно, в отсутствие жалобщика, к тому же часто работниками, не имеющими правовой подготовки. Поэтому обоснованные жалобы нередко остаются без удовлетворения. Такой порядок не может признаваться эффективным, тем более когда речь может идти о привлечении к ответственности виновных должностных лиц. Следует также учитывать и то, что пока действующий Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» (с последующими изменениями от 4 марта 1980 г.) лишь в самой общей форме определяет особенности этого вида юрисдикционного производства.

В суде гражданин выступает не в роли просителя, а в качестве истца, равной стороны, причем лично и непосредственно. Обязанность давать объяснения суду возлагается на должностное лицо, принимавшее в административном порядке решение по делу. В ходе процесса ему приходится не только объяснять действия органа и мотивировать их, но и подвергаться оценивающим воздействиям со стороны истца, суда и других участников процесса. Поэтому нередко еще в стадии предварительной подготовки дела к судебному слушанию должностные лица пересматривают свое решение, устраняют допущенные нарушения прав гражданина и тем самым не доводят дело до суда.

Закон РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (с изменениями и дополнениями от 14 декабря 1995 г.) предусматривает возможность каждого гражданина обратиться в суд, если он считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

К действиям (решениям), которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Суды общей юрисдикции рассматривают жалобы на любые действия (решения), нарушающие права и свободы граждан, кроме действий (решений), проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ, и действий (решений), в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования.

Гражданин вправе обратиться с жалобой по поводу нарушения его прав и свобод либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему.

Вышестоящие субъекты обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если в удовлетворении жалобы гражданину отказано или ответ не получен в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.

Приняв жалобу к рассмотрению, суд по просьбе гражданина или по своей инициативе вправе приостановить исполнение обжалуемого действия (решения).

Для обращения в суд с жалобой установлены следующие сроки: три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права; один месяц - со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ. Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом.

Установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требование гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы.

Если обжалуемое действие (решение) суд признает законным, он отказывает в удовлетворении жалобы. Решение суда направляется соответствующему органу, объединению или должностному лицу и гражданину не позднее десяти дней после вступления решения в законную силу.

Об исполнении судебного решения должно быть сообщено суду и гражданину не позднее чем в месячный срок со дня его получения.

Права военнослужащих должны быть обеспечены на равных условиях с другими гражданами. Поэтому Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. «О военных судах Российской Федерации» установил, что военные суды рассматривают административные дела о защите нарушенных и(или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений. Кроме того, военные суды вправе признать незаконными нормативные акты Министерства обороны РФ и иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы.

Главная / Юридическая приемная / Действия (бездействия) должностных лиц

Действия (бездействия) должностных лиц

В данном разделе Вы можете ознакомиться с ответами на наиболее часто задаваемые вопросы, касающиеся порядка обжалования решений, действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

Вопросы составлены на основании многочисленных обращений внутренне перемещенных лиц, вынужденных переселенцев, лиц без гражданства и иных граждан в Консультационный центр Весты. С подробной информацией вы можете ознакомиться в памятках разработанными юристами Весты «По вопросам обжалования решений, действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц в Республике Ингушетия » (скачать памятку) и «По вопросам обжалования решений, действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц в Чеченской Республике» (скачать памятку). Форму заявления в суд Вы можете скачать здесь.

Вопрос: Кто может в судебном порядке оспорить неправомерное решение, действия (бездействия) чиновников.

Ответ: Любой человек может в судебном порядке оспорить неправомерное решение, действия (бездействия) чиновника (далее по тексту ответчика). Оспаривать могут все физические лица, но с условием: необходимо, чтобы Вы доказали, что данное решение или действие затрагивает Ваши права и интересы. Заявитель должен доказать только одно — что данное решение затрагивает его права и интересы. Все проблемы по доказыванию правомерности решения, действия (бездействия) возлагаются на орган государственной власти, орган местного самоуправления, то есть на тот орган, чье решение оспаривается. Предметом судебной проверки может выступать правомерность любых действий (бездействия), решений, кроме тех действий и решений, проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции других органов.

Вопрос: Куда можно подать заявление в суд .

Ответ : Заявление подается в суд по месту своего жительства или по месту нахождения ответчика, решение, действие (бездействие) которого оспаривается (ч. 2 ст.254 ГПК РФ). Согласно ст. 4 ФЗ № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 года № 4866-1 подача жалобы оплачивается государственной пошлиной в установленном размере (в настоящее время 200 рублей).

Суд может освободить гражданина от уплаты пошлины или уменьшить ее размер. В жалобе должно быть четко указано, кто является заявителем, его адрес, чьи действия или решения обжалуются.

Самое главное — указать, какое решение обжалуется, почему оно оспаривается, чем ущемляет права заявителя. Также нужно приложить необходимые документы. При невозможности их предоставить, в заявлении необходимо ходатайствовать об истребовании их в судебном порядке. Желательно дать ссылку на закон, который устанавливает нарушенное право. Однако, ссылка на закон не обязательна. Заявление рассматривается судом в течение десяти дней с участием гражданина и ответчика.

Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Решение суда направляется руководителю ответчика для устранения допущенного нарушения закона решения, действия (бездействие) которых были оспорены в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу. Гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.

Вопрос: Что такое решения, действия (бездействия)?

Ответ: К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме (например, объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания).

В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).

К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.

К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом (п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г.

Обжалование действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц

Вопрос : Какие решения, действия (бездействия) могут быть обжалованы в суд?

Ответ: К решениям, действиям (бездействиям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации в результате которых: · нарушены права и свободы гражданина; · созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; · незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности (ст. 255 ГПК РФ, ст. 2 Закона «Об обжаловании решений, действий (бездействий), нарушающих права и свободы граждан»).

Вопрос: Какую информацию должностные лица и госслужащие обязаны предоставлять гражданину? Ответ: Каждый гражданин имеет право получить, а должностные лица, государственные служащие обязаны ему предоставить возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах. (например предусмотренных законом о защите персональных данных, составляющий государственную тайну и др.) (ст. 2 Закона «Об обжаловании решений, действий (бездействий), нарушающих права и свободы граждан»).

Защищая, храним домашний очаг

Развиваем местные сообщества

Помогаем нуждающимся

Верховный Суд РФ в постановлении от 10 февраля 2009 г. N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» (далее Постановление № 2) указал, что к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

В зависимости от гражданского или уголовного судопроизводства, при оспаривании и/или обжаловании бездействия должностного лица имеются определённые процессуальные требования: по оформлению заявления (в гражданском судопроизводстве) и жалобы (в уголовном судопроизводстве), требования территориальной подсудности и особенности судебного разбирательства. Иногда, как показано ниже, при обжаловании бездействия должностного лица суды ошибочно отказывают в принятии к производству той или иной жалобы (заявления) по мотиву не соблюдения заявителем порядка обжалования и/или территориальной подсудности. В связи с этим остановлюсь в этой статье на некоторых особенностях данной категории дел.

Уголовное судопроизводство

Судебный порядок рассмотрения жалоб на бездействие дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора регламентируются статьёй 125 Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК РФ). Вместе с тем, согласно разъяснения Верховного Суда РФ, данного в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 1 «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» (далее Постановление № 1) не подлежат обжалованию в порядке статьи 125 УПК РФ бездействие должностных лиц, полномочия которых не связаны с осуществлением уголовного преследования в досудебном производстве по уголовному делу (например, прокурора, поддерживающего государственное обвинение в суде, начальника следственного изолятора).

В Постановлении № 2 Верховный Суд РФ конкретизировал позицию, изложенную в пункте 3 Постановления № 1, и указал, чтов порядке Главы 25 Гражданского процессуального кодекса (ГПК РФ) суды не вправе рассматривать дела об оспаривании бездействия, связанного с применением норм уголовного и уголовно-процессуального права.

Вместе с тем дела по жалобам содержащихся под стражей подозреваемых и обвиняемых, а также лиц, осужденных к лишению свободы, на действия администрации следственных изоляторов или исправительных учреждений, связанные с ненадлежащими условиями содержания (например, необеспечение осужденных надлежащей медицинской помощью) рассматриваются по правилам главы 25 ГПК РФ (пункт 7 Постановления № 2).

Изпункта6 Постановления № 1 следует, что в тех случаях, когда место производства предварительного расследования не совпадает с местом совершения деяния, жалоба на решения и действия (бездействие) дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, а также прокурора в порядке статьи 125 УПК РФ рассматривается тем районным судом, который территориально находится в месте производства предварительного расследования, определяемого в соответствии со статьей 152 УПК РФ. То есть, в таких случаях жалоба подаётся и подлежит рассмотрению в районном суде по месту совершения деяния, а не по месту предварительного расследования.

В силу положений ч. 3 ст. 125 УПК РФ судья проверяет законность и обоснованность бездействия дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, прокурора не позднее чем через 5 суток со дня поступления жалобы.

Согласноп.20 Постановления № 1, когда при судебном рассмотрении жалобы будут выявлены иные нарушения прав и свобод граждан и юридических лиц, рекомендовать судам в соответствии с частью 4 статьи 29 УПК РФ выносить частное определение (постановление), в котором обращать внимание должностных лиц на допущенные нарушения закона, требующие принятия соответствующих мер.

Для иллюстрации вышеуказанных положений приведу примеры из своей практики.

Адвокатская практика

Бездействие должностных лиц при исполнении обязанности по проверке сообщения о преступлении.

В 2009 году Ч. обратилась в Кимрскую межрайонную прокуратуру Тверской области с заявлением о совершении в отношении неё мошенничества, и возбуждении уголовного дела в отношении Т. Заявление было направлено для проведения проверки в ОБЭП ОВД по Кимрскому району Тверской области (ныне ГЭБиПК МО МВД России «Кимрский»).

Более двух лет ст. оперуполномоченный ГЭБиПК МО МВД России «Кимрский» Радь О.Ю. проводила проверку по заявлению Ч и на момент рассмотрения в суде жалобы на бездействие постановила 15 постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, которые были отменены прокурорами прокуратуры Тверской области и Кимрской межрайонной прокуратуры.

В защиту интересов Ч.

я подал в суд жалобу в порядке ст. 125 УПК РФ на бездействие ст. оперуполномоченного ГЭБиПК МО МВД России «Кимрский» Радь О.Ю. и начальника органа дознания - начальника Криминальной милиции МО МВД России «Кимрский» Ульвачёва Ю.И. в части волокиты по рассмотрению заявления Ч., не принятию законного решения в срок, установленный ст. 144 УПК РФ (Дело № 3/10-53/11, Федеральный судья Аксёнов С.Б.).

В судебном разбирательстве помощники Кимрского межрайонного прокурора Смирнов А. и Муравьёва С. просили оставить жалобу без удовлетворения, полагая, что никаких нарушений прав Ч. не установлено (?!).

Постановлением от 27 октября 2011 года Кимрский городской суд Тверской области признал незаконным бездействие ст. оперуполномоченного ГЭБиПК МО МВД России «Кимрский» Радь О.Ю. и начальника органа дознания - начальника Криминальной милиции МО МВД России «Кимрский» Ульвачёва Ю.И. в части волокиты по рассмотрению заявления Ч. от 01 октября 2009 года, не принятию законного решения в срок, установленный ст. 144 УПК РФ, и не исполнению указаний заместителя Кимрского межрайонного прокурора Тверской области в установленный им срок. Постановление обжаловано не было и вступило в законную силу.

В постановлении суд пришёл к выводу, что «…бездействие должностных лиц органа дознания МО МВД России «Кимрский», в лице его начальника Ульвачёва Ю.И. и старшего оперуполномоченного Радь О.Ю., следует признать незаконным, поскольку указанное бездействие привело к волоките по рассмотрению заявления Ч. … и, как следствие, к нарушению конституционных прав Ч., предусмотренных ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, и затруднению ей доступа к правосудию».

Суд также вынес частное постановление в адрес начальника Управления МВД России по Тверской области, в котором указал, что «… поведение вышеуказанных должностных лиц МО МВД России «Кимрский» умаляющее авторитет органов внутренних дел, является недопустимым …» . Частное постановление также не было обжаловано и вступило в законную силу.

Порядок обжалования бездействия должностных лиц правоохранительных органов, полномочия которых не связаны с уголовным преследованием.

Щ. обвинялся в совершении преступления в городе Кимры Тверской области, уголовное дело для производства предварительного расследования было передано из следственного отдела МО МВД России «Кимрский» в следственное управление при УМВД по Тверской области (г. Тверь). В отношении Щ. Кимрским городским судом Тверской области была избрана мера пресечения в виде содержания под стражей, и он содержался в следственном изоляторе ФКУ ИЗ-69/1 УФСИН РФ по Тверской области, расположенном в городе Твери. В соответствии с ч. 1.1 ст. 110 УПК РФ, Постановления Правительства Российской Федерации от 14 января 2011 г. N 3 "О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений" на основании решения следователя Щ. подлежал направлению на медицинское освидетельствование в Тверскую областную клиническую больницу.

Обжалование действий (бездействий) должностных лиц органов контроля

Решение следователя было направлено для исполнения начальнику ФКУ ИЗ-69/1 УФСИН РФ по Тверской области Робота А.Л., однако решение им исполнено не было.

Бездействие начальника ФКУ ИЗ-69/1 УФСИН РФ по Тверской области Робота А.Л. в части не исполнения решения следователя мною было обжаловано в Кимрский городской суд Тверской области в порядке гражданского судопроизводства (Глава 25 ГПК). Постановлением от 13 сентября 2011 года Кимрский городской суд Тверской области в принятии жалобы к производству отказал (Федеральный судья Мильчакова О.Р.).

Здесь, по меньшей мере, вызывает недоумение мотивировка постановления суда положениями ст. 125 УПК РФ: «… действия (бездействия) дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в районный суд по месту производства предварительного расследования. Как следует из представленных материалов, в производстве отдела СЧ по РОПД СУ при УМВД по Тверской области находится уголовное дело № 180340 по обвинению Щ. по ч. 3 ст. 30 - п. «а», «г», ч. 2 ст. 161 УК РФ. Следовательно, указанная жалоба должна быть подана в районный суд по месту производства предварительного расследования, что будет соответствовать требованиям ст. 125 УПК РФ. При таких обстоятельствах, суд считает необходимым отказать в принятии жалобы, и разъяснить заявителю, что с данной жалобой он может обратиться в суд по месту производства предварительного расследования уголовного дела» .

На указанное постановление суда первой инстанции была подана кассационная жалоба.

Судебная коллегия по уголовным делам Тверского областного суда удовлетворила кассационную жалобу и отменила постановление Кимрского городского суда от 13 сентября 2011 года (Дело № 22-2604-2011 год). Судебная коллегия в кассационном определении от 26 октября 2011 года указала: «Отказывая в принятии жалобы, суд исходил из того, что при её подаче не соблюдены требования ст. 125 УПК РФ о территориальной подсудности. Вместе с тем, как видно из содержания жалобы, адвокат обжалует не связанное с уголовным преследованием Щ. бездействие должностного лица в порядке главы 25 ГПК РФ. По смыслу закона в порядке ст. 125 УПК РФ не обжалуются действия (бездействия) должностных лиц, полномочия которых не связаны с осуществлением уголовного преследования в досудебном производстве, в данном случае - бездействие начальника следственного изолятора.

В связи с изложенным, вывод суда о том, что с жалобой надлежало обратиться в суд в порядке ст. 125 УПК РФ по месту производства предварительного расследования нельзя признать обоснованным. Кроме того, из объяснений сторон в судебном заседании видно, что инкриминируемое Щ. преступление имело место на территории Кимрского района Тверской области.

Поскольку адвокат обратился в суд с жалобой на бездействие должностного лица в соответствии с нормами гражданского процессуального права, отказ в принятии жалобы, основанный на нормах уголовно-процессуального права, не может быть признан соответствующим закону».

Гражданское судопроизводство

В гражданском судопроизводстве бездействие должностных лиц оспаривается путём подачи заявления в порядке определённом Главой 25 Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ). Заявление подаётся по месту жительства гражданина или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются (ч. 2 ст. 254 ГПК РФ).

Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трёх месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод (ч. 1 ст. 256 ГПК РФ).

В районном суде заявление рассматривается в течение десяти дней (ч. 1 ст. 257 ГПК РФ).

В силу разъяснений Верховного Суда РФ, данных в пункте 20 Постановления № 2 по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Адвокатская практика

Признание незаконным бездействия начальника следственного изолятора

После отмены судебной коллегией по уголовным делам Тверского областного суда вышеуказанного постановления Кимрского городского суда от 13 сентября 2011 года по жалобе в интересах Щ. о признании незаконным бездействия начальника Учреждения ФКУ ИЗ-69/1 (далее ФКУ СИЗО-1) УФСИН РФ по Тверской области Робота А.Л., дело было рассмотрено в порядке гражданского судопроизводства Кимрским городским судом Тверской области (Дело № 2-1297/11, Федеральный судья Аксёнов С.Б.).

Кимрский городской суд решением от 13 декабря 2011 года признал незаконным не исполнение начальником ФКУ СИЗО-1 УФСИН РФ по Тверской области Робота А.Л. решения следователя об удовлетворении ходатайства адвоката о направлении обвиняемого Щ. на медицинское освидетельствование в установленном законом порядке и не направлении Щ. на медицинское освидетельствование в установленный законом срок в Областную клиническую больницу.

Начальник ФКУ СИЗО-1 УФСИН РФ по Тверской области Робота А.Л. подал на решение Кимрского городского суда апелляционную жалобу в Тверской областной суд на том основании, что, по его мнению, заболевание Щ. не входит в Перечень тяжёлых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений. Кроме того, Щ. был им направлен в больницу ФКУЗ МСЧ-69 ФСИН России («тюремная больница»), где Щ. признали пригодным к содержанию в заключении. Поэтому он — начальник ФКУ СИЗО -1 УФСИН РФ по Тверской области считает решение следователя неправомерным и не исполнил его.

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда, рассмотрев апелляционную жалобу, выслушав доводы сторон, апелляционным определением от 22 марта 2012 года оставила решение Кимрского городского суда от 13.12.2011 года без изменения, а апелляционную жалобу начальника ФКУ СИЗО -1 УФСИН РФ по Тверской области без удовлетворения.

Судебная коллегия указала: «… в связи с вынесением следователем К. решения о направлении Щ. на медицинское освидетельствование в Областную клиническую больницу на начальнике ФКУ СИЗО-1 УФСИН РФ по Тверской области лежала обязанность обеспечить конвоирование Щ. в Областную клиническую больницу, а также доставку направления на медицинское освидетельствование и медицинских документов.

Поскольку Щ. в установленный законом срок не был направлен в Областную клиническую больницу для проведения медицинского освидетельствования, судом первой инстанции обоснованно удовлетворены требования защитника Щ. о признании бездействия начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН РФ по Тверской области незаконным.

Доводы начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН РФ по Тверской области о том, что заболевание Щ. не входит в Перечень тяжёлых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, утверждённый Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2011г. № 3 являются несостоятельными, поскольку медицинское освидетельствование подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, проводится именно в целях установления наличия либо отсутствия у них тяжёлого заболевания, включённого в указанный перечень.

Кроме того, как правильно указано судом первой инстанции, при наличии направления на медицинское освидетельствование, выданного следователем К., в производстве которой находилось уголовное дело в отношении Щ., начальник ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тверской области не вправе входить в обсуждение вопроса о правомерности и обоснованности принятого следователем решения».

P.S. Щ. был освобождён из-под стражи 18 ноября 2011 года, мера пресечения была ему изменена на подписку о невыезде.

Бездействие должностного лица органа местного самоуправления по не уведомлению гражданина о рассмотрении заявления в установленный законом срок.

Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение, поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

В силу ст. 12 указанного Закона письменное обращение, поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Житель Москвы Г. 22 августа 2011 года обратился к первому заместителю Главы администрации Кимрского района Тверской области Казакову А.В. с заявлениями о согласовании местоположения границ двух земельных участков, принадлежащих Г. на праве собственности. Однако заявления были зарегистрированы в Администрации Кимрского района Тверской области лишь 12 сентября 2011г. с фиксацией соответствующих штампов на заявлениях.

В установленный Законом срок, который Г. исчислял с 13 сентября 2011 года, он не получил ответа о результатах рассмотрения поданных заявлений и обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия первого заместителя Главы администрации Кимрского района Казакова А.В. (Дело № 2-1245/11, Федеральный судья Аксёнов С.Б.).

В ходе судебного разбирательства Администрация Кимрского района представила суду акт согласования местоположения границ одного земельного участка, принадлежащего Г., и письменный отказ в согласовании местоположения границ другого земельного участка, оба документа были датированы 10 октября 2011 года. Иными словами, по утверждению Казакова А.В. заявления Г. были рассмотрены в месячный срок со дня их поступления, что подтверждается датой регистрации (12 сентября 2011г.) и направлены в адрес Г. по почте обычным письмом.

Решением от 13 декабря 2011 года Кимрский городской суд Тверской области признал незаконным бездействие первого заместителя Главы администрации Кимрского района Казакова А.В. по не уведомлению Г. о рассмотрении заявлений о согласовании местоположения границ земельных участков в установленный законом срок.

В решении суд указал: «… заявитель обратился в данный орган местного самоуправления с соответствующими заявлениями. Однако данное обращение имело место не 22 августа 2011 года, как указал Г. в своём заявлении в суд, а 12 сентября 2011 года, что подтверждается штампами об их получении, зафиксированными в самих заявлениях. Не доверять данному обстоятельству у суда оснований не имеется, поскольку никаких иных сведений в обоснование своих доводов в этой части ни заявителем, ни его представителем суду не представлено.

…по утверждению Казакова А.В.

о результатах рассмотрения заявлений Г. был извещён путём направления ему простой корреспонденции. При этом не отрицал, что сведения о надлежащем извещении заявителя о принятых им, Казаковым, решениях, отсутствуют. Об этом же показала свидетель Г-ва и об этом же свидетельствует журнал исходящей корреспонденции Администрации Кимрского района Тверской области за 2011 год, из которого невозможно установить факт направления Г.

каких-либо сопроводительных писем. Кроме того, данный журнал не оформлен надлежащим образом, поскольку не прошит и не пронумерован».

Адвокат Е.А. Нагорный
февраль 2012г.

По вопросам полной или частичной публикации материалов статьи обращайтесь к автору. В случае использования отдельных цитат или ссылок на информацию статьи, обязательным требованием является указание автора, названия статьи и ссылки на первоисточник в виде advokat-nagorny.ru

Задать вопрос адвокату по обжалованию бездействия должностного лица

Раздел 5. Порядок обжалования действий (бездействия) должностного
лица, а также принимаемого им решения при исполнении
муниципальной функции

5.1. Заинтересованные лица имеют право на обжалование действий (бездействия), решений, принятых (осуществляемых) в ходе исполнения муниципальной функции в досудебном (внесудебном) или судебном порядке.

Адвокат по обжалованию действий должностных лиц

Основанием для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования является поступление жалобы.

Жалоба на действия (бездействие) должностных лиц, муниципальных служащих, непосредственно исполняющих муниципальную функцию, принятые ими решения при осуществлении муниципальной функции может быть подана в досудебном (внесудебном) порядке руководителю структурного подразделения местной администрации.

Жалоба на действия (бездействие) руководителей структурных подразделений местной администрации непосредственно исполняющих муниципальную функцию, принятые ими решения при осуществлении муниципальной функции может быть подана в досудебном (внесудебном) порядке — первому заместителю, заместителю главы администрации, курирующему работу данного структурного подразделения, либо — главе муниципального района.

Жалоба на действия (бездействие) первого заместителя, заместителей главы администрации, непосредственно исполняющих муниципальную функцию, принятые ими решения при осуществлении муниципальной функции может быть подана в досудебном (внесудебном) порядке — главе муниципального района.

5.3. Жалоба, поданная в письменной форме, должна содержать:

а) наименование органа местного самоуправления либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица;

б) фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии) лица, подавшего жалобу, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения;

г) личную подпись (подпись уполномоченного представителя) и дату.

В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к жалобе документы и материалы либо их копии.

5.4. Права заявителя на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы:

а) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании;

б) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения жалобы, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

5.5. Жалоба не подлежит рассмотрению и возвращается гражданину в случаях, если:

а) в жалобе не указаны фамилия гражданина, направившего жалобу, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;

б) жалоба содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи (гражданину направляется сообщение о недопустимости злоупотребления правом);

в) текст жалобы не поддается прочтению (жалоба возвращается гражданину, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению);

г) в жалобе содержится вопрос, на который заявителю многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства;

д) разглашаются сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну (сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений).

5.6. Жалоба, поступившая в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации.

5.7. Если заявителю в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд. Решения, действие (бездействие) органа местного самоуправления, должностного лица, муниципального служащего могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке.

Заявление может быть подано гражданином в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов, в суд по месту его жительства или в суд общей юрисдикции по месту нахождения администрации муниципального образования.

Возмещение причиненных убытков и взыскание понесенных расходов
при рассмотрении обращений

5.8. Гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.

В случае если гражданин указал в обращении заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом, могут быть взысканы с данного гражданина по решению суда.

В _____________ гарнизонный военный суд
Адрес: _______________________
Тел. ______________
Истец:__________________________
_____________________
Адрес: новороссийское отделение города ________, воинская часть _____
Ответчик: новороссийское отделение города ______, воинская часть _____

ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
об обжаловании действий должностных лиц

Я, ______________, прохожу военную службу в ____________ отделении города ________ в воинской части _____.
__________________ я подал рапорт об увольнении меня по собственному желанию, в связи с неисполнение п. 3 заключенного контракта о прохождении военной службы, а именно — не предоставление мне служебного жилья, предусмотренного для военнослужащих, в силу п. 1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» от __________ года № 76-ФЗ, и беременностью моей безработной жены.
Командир воинской части _________________________________, принимающий решение о представлении меня на увольнение, направил рапорт на рассмотрение аттестационной комиссии.
Аттестационная комиссия рассмотрела мой рапорт об увольнении и заслушала меня о причинах невозможности продолжать военную службу.
Аттестационная комиссия приняла решение о признании причин неуважительными, а увольнение по собственному желанию - невозможным.
Данный отказ был оформлен в протоколе, который в последующем был передан мне.
Командир воинской части, в соответствии с заключением аттестационной комиссии, в увольнении по собственному желанию отказал.
Военные суды осуществляют правосудие от имени Российской Федерации, рассматривая подсудные им дела в порядке гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
В соответствии со ст.

4 ФКЗ РФ «О военных судах Российской Федерации» основными задачами военных судов при рассмотрении дел являются обеспечение и защита:
нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;
нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов местного самоуправления;
нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Гарнизонный военный суд в пределах, установленных настоящим Федеральным конституционным законом, рассматривает в первой инстанции гражданские, административные и уголовные дела, не отнесенные настоящим Федеральным конституционным законом к подсудности Военной коллегии или окружного (флотского) военного суда.
Гарнизонный военный суд рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, приговоров, определений и постановлений, принятых им и вступивших в силу.
Гарнизонный военный суд принимает решения об аресте, о заключении под стражу, содержании под стражей, об ограничении прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища.
Гарнизонный военный суд рассматривает жалобы на действия (бездействие) лица, производящего дознание, следователя, прокурора и принятые ими решения в случаях и порядке, которые установлены федеральным уголовно-процессуальным законом.
Считаю, что столкнулся с непониманием аттестационной комиссии по поводу признания причин моего увольнения уважительными.
В связи с вышеизложенным, и руководствуясь п. 6 ст. 51 ФЗ РФ
«О воинской обязанности и военной службе» и ст. 4 ФКЗ РФ «О военных судах Российской Федерации»,

1. Признать решение аттестационной комиссии и отказ командира воинской части в увольнении меня по собственному желанию недействительной.
2.

Административный иск на действия должностного лица

Отправить рапорт о моем увольнении на новое рассмотрение.

Приложение:
1. Копия удостоверения личности ___ № ___________.
2. Копия контракта о прохождении военной службы от ___________ года.
3. Копия протокола аттестационной комиссии.

« » ______________ г. _____________/_____________/

Порядок обжалования решений, действий (бездействий) должностных лиц надзорных органов

Обжалование неправомерных действий должностных лиц

Обжалование неправомерных действий должностных лиц может осуществляться тремя основным путями: во-первых, через обращение непосредственно в вышестоящий орган; во-вторых, жалоба может быть подана в надзорный или лицензирующий орган; в-третьих, существует варрант судебного обжалования действий должностных лиц.

Как правило, наибольший эффект достигается при использовании всех трех способов одновременно. Например, неправомерные действия судебного пристава-исполнителя могут быть обжалованы Старшему судебному приставу-исполнителю — руководителю отдела Службы судебных приставов, либо в городской департамент судебных приставов. Затем неплохо бы отправить жалобу в прокуратуру, которая наделена надзорными функциями за деятельностью приставов, а также и в органы правосудия.

Если же вам необходимо обжаловать действия самих судов, то их решения, постановления и определения можно обжаловать, обратившись в вышестоящий суд, однако в этой ситуации необходимо неукоснительно соблюдать требования, предъявляемые процессуальным законодательством. Например, решения мировых судей обжалуются в районных судах, решения районных судов обжалуются в судах субъектов Российской Федерации. В арбитражных судах действия судей и иных сотрудников суда могут быть обжалованы председателю Арбитражного суда. Форма подобных жалоб законодательно не определена, поэтому ее можно составлять в свободном стиле, руководствуясь краткостью и лаконичностью.

В соответствии с законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 года N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", каждый гражданин имеет право обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

К действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суде, относятся и коллегиальные, и единоличные действия (решения), а также и распространение официальной информации, в результате чего:

  • были нарушены права и свободы граждан;
  • созданы препятствия для осуществления гражданами их прав и свобод;
  • на граждан незаконно была возложена какая-либо обязанность, или они незаконно привлечены к какой-либо ответственности.

Неправомерные или незаконные действия (бездействия) должностных лиц, равно, как и выносимые ими документы (постановления, решения) могут быть обжалованы заинтересованными лицами в установленном порядке. Как это делать рассмотрим в этой статье.

Ищем основания для обжалования действий

По общему правилу, действия, бездействие и решения должностных лиц могут быть обжалованы, если они нарушают права и законные интересы граждан, либо создают препятствия для их реализации. Кроме того, обжалованию подлежит незаконно возложенная на гражданина какая-либо обязанность, либо если его привлекли к ответственности без реальных оснований.

Куда жаловаться?

Если вы нашли реальное основание, позволяющее обжаловать преступные действия или бездействие чиновника, то нужно знать в какой орган стоит обратиться с жалобой.

Закон предоставляет три варианта действий:

  1. Вы можете обратиться с жалобой вышестоящему начальнику чиновника или в вышестоящий орган;
  2. Обращение с жалобой в надзорный или в лицензирующий орган;
  3. Обращение с соответствующим заявлением в суд.

При этом, можно воспользоваться каждым из этих способов поочередно или одновременно.

Например, при оспаривании бездействия судебного пристава, можно обратиться как к его руководителю отдела ССП, так и в городской департамент судебных приставов. Одновременно с этим, а также когда обращение к руководству не даст результатов, можно пожаловаться на действия пристава в прокуратуру, которая наделена надзорными функциями по отношению к судебным приставам и в суд. Однако самые лучшие результаты дает направление жалоб и заявлений сразу во все вышестоящие организации.

Важный момент

Обращаясь в любую из перечисленных выше инстанций или одновременно во все организации, стоит помнить про необходимость обоснования собственной позиции. Поэтому необходимо сформировать доказательственную базу, подкрепить ее нормативным обоснованием и в идеале примерами из практики судов.

Судебные акты

Пожалуй, самым сложным остается обжалование судебных актов, а также действий судьи .

Решения, постановления и определения суда обжалуются в вышестоящих инстанциях, при условии соблюдения установленных законом требований. Что же касается действий судьи , то они должны быть выражены процессуально, т.е. в форме актов. В противном случае, обжаловать их можно попытаться через председателя суда, но форма и порядок не установлены.

Акты налоговых и таможенных органов

Для обжалования актов налоговой инспекции и таможенных органов предусмотрен административный порядок. Заявитель в этом случае обращается к вышестоящему лицу или инстанцию. В качестве альтернативы возможно судебное разбирательство. Однако, опираясь на позицию ВАС РФ, стоит уточнить, что досудебный порядок рассмотрения налоговых и таможенных споров обязателен перед обращением в суд. Но наиболее эффективным остается судебный способ защиты прав и законных интересов налогоплательщиков, поскольку имеется строгая процессуальная регламентация данного процесса, а также право заявителя на участие в процессе (чего нет при рассмотрении жалобы, поданной на действия должностного лица его руководителю). Поданная в порядке административного обжалования жалоба не может быть оставлена без движения. Ее возврат возможен в исключительных случаях. Кроме того, у заинтересованного лица нет обязанности уплачивать государственную пошлину.

Акты субъектов Федерации

Позиционируя нашу страну как демократическое и развитое государство, законодатель предоставляет рядовым гражданам право на обжалование актов государственной власти субъектов РФ. Здесь предусмотрен также административный и судебный порядки.

Особенности судопроизводства

Поскольку самым эффективным способом остается судебное рассмотрение, то необходимо оговорить его особенности в отношении данной категории дел. Конституция РФ, изначально закрепив возможность обжалования через суд действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц (и их решения), не детализирует данный процесс. Поэтому все тонкости судебного производства можно найти в других документах (ГК РФ (ст. 1069, 1070), ГПК РФ (гл. 25)). Соответственно, положения кодексов необходимо изучать до обращения в суд, разобраться с субъектами (ст. 254 ГПК) и предметами оспаривания.

Чьи решения можно обжаловать через суд

В порядке гражданского судопроизводства можно попробовать обжаловать решения органов государственной (исполнительные, законодательные и судебные) власти и управления, как на местном, региональном, так и на федеральном уровне, а также их должностных лиц, которые постоянно или временно занимают свои должности.

В какой суд подается заявление?

Для обжалования незаконных действий или бездействия чиновника необходимо обратиться с соответствующим заявлением в суд, который выбирается по правилам подсудности, прописанным в статьях 24 - 27 ГПК РФ. Это либо суд по месту жительства заявителя, либо по месту нахождения органа государственной власти, где работает чиновник, чьи действия обжалуются.

Форма заявления для обжалования

Форма заявления (письменная) для обжалования неправомерных действий должностных лиц должна отвечать требованиям закона, в статьях кодекса (ст. 131 &mdash 136 ГПК РФ). В указанных статьях содержатся основания для отказа в принятии заявления.

В какой срок подается заявление?

Для того чтобы оспорить действия чиновника через суд, мало найти основания и подготовить заявление, отвечающее процессуальным требованиям. Крайне важно соблюсти установленные законодателем сроки.

Так, статья 256 ГПК РФ устанавливает единый трехмесячный срок, который начинает течь со следующего дня, когда заявитель узнал или должен был узнать исходя из обстоятельств дела, что его права и интересы нарушены действиями должностного лица или бездействием чиновника.

Срок можно определить по дате получения письменного документа, который нарушает его права или содержит, к примеру, отказ в приеме жалобы, поданной вышестоящему руководству чиновника.

Порядок рассмотрения

Принятое судом заявление должно быть рассмотрено в течение 10 рабочих дней с участием заинтересованных сторон. При этом неявка заявителя и других участников, извещенных о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, не служит поводом для отложения рассмотрения дела, за исключением случаев, когда в суд подано соответствующее ходатайство.

Если суд принимает положительное решение, то нарушенные права подлежат восстановлению в полном объеме. Нередки случаи, когда исполнение решения подлежит немедленному исполнению. В общем порядке копия судебного акта направляется должностному лицу в трехдневный срок с момента вступления его в законную силу.

Искать решение самому или доверить работу юристу?

Лучше доверьте работу для представительства по судебным делам юристу или адвокату. Поверьте, он знает тонкости и нюансы, которые помогут Вам не только сохранить время, но избежать критических ошибок. А найти опытных юристов из любого города России Вы сможете на ЮрПроводнике.

Если же суд находит решение или действия чиновника соответствующими закону, то заявителю отказывают в удовлетворении его требований.

Должностное лицо – гражданин, который временно либо на постоянной основе выполняет распорядительные полномочия представителя власти.

Как обжаловать действия должностных лиц?

Должностным лицом является работник госструктуры, сотрудник воинского подразделения.

Обжалование действий должностных лиц ГПК РФ происходит при возникновении следующих обстоятельств:

  • были совершены незаконные действия;
  • наблюдается незаконное бездействие;
  • незаконно был издан нормативный акт;
  • наперекор закону, лицо было заключено под стражу;
  • при незаконном оформлении подписки, запрещающей выезд из страны;
  • был причинен вред физлицу при проведении процедуры дознания;
  • во время предварительного следствия или правосудия были совершены незаконные действия.

Для обжалования действий должностных лиц в судебном порядке составляется заявление, в котором указываются:

  • название органа власти;
  • должность правонарушителя;
  • Ф.И.О. гражданина, являющего должностным лицом;
  • Ф.И.О. заявителя, реквизиты его адреса;
  • доказательства противозаконности решений, действий, предпринятых должностным лицом.

Порядок обжалования действий должностных лиц

Если гражданин считает, что произошло нарушение его прав, свобод в результате совершенного действия либо же бездействия представителя власти, он имеет право обжалования действий должностного лицав суде, в вышестоящем органе государственной власти.

Подать заявление для обжалования действий должностных лиц в органы государственной власти можно в письменном либо электронном виде. Жалоба для обжалования действий должностных лиц может подаваться как лично, так и через представителя. Срок обжалования действий должностного лица составляет пятнадцать дней с того момента, как было зарегистрировано заявление. После рассмотрения жалобы, принятия по ней решения, заявителю отправляется ответ в письменной форме. Ответ должен быть направлен заявителю не позже следующего дня после того, как было принято решение по ходатайству.

Уполномоченные лица, которые занимаются рассмотрением жалобы, могут оставить ее без ответа, если она содержит:

  • нецензурную брань;
  • оскорбляющие слова и выражения;
  • угрозы в адрес должностного лица (его жизни, имуществу, здоровью);
  • угрозы семье государственного служащего.

Также без ответа может остаться заявление с неразборчивым текстом (если не удалось прочитать фамилию, имя, отчество заявителя, адрес его проживания).

Эта инструкция поможет вам в случае, если вас привлекли к административной ответственности. Закон позволяет вам воспользоваться различными способами защиты – подать жалобу вышестоящему должностному лицу (или в вышестоящий орган) или в суд. На это у вас есть, как правило, 10 дней с момента вручения копии постановления, при этом процедура обжалования не облагается государственной пошлиной – т. е. не требует каких-либо затрат. Изучив инструкцию и воспользовавшись образцами заявлений, вы сможете самостоятельно защитить свои права. Процесс оспаривания привлечения вас к административной ответственности на самом деле не так сложен, но всё же мы рекомендуем по возможности обращаться к квалифицированным юристам.

Подробное о некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел об административных правонарушениях, смотрите в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (с последующими изменениями).

Чем отличается протокол от постановления?

Протокол

Постановление

Как привлекают к административной ответственности?

Кому обжаловать привлечение к административной ответственности?

Общие положения

Обжалование в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу

Обжалование в суде

Как будет рассматриваться ваша жалоба?

Процедура привлечения граждан к административной ответственности включает два этапа: возбуждение дела об административном правонарушении (составление протокола об АП) и рассмотрение дела об административном правонарушении (вынесение постановления по делу об АП).

Чем отличается протокол от постановления?

Протокол

Протокол об административном правонарушении является основанием для возбуждения дела об административном правонарушении. Иными словами, протокол – это версия события по мнению полицейских и квалификация ваших действий в соответствии с законом. Протокол – это обычное доказательство.

Протокол часто составляют после того, как вас задержали и доставили в отдел полиции. Смотрите – что делать, если вас задержали.

Протокол об административном правонарушении не может быть предметом обжалования (в порядке главы 22 Кодекса об административном судопроизводстве (КАС РФ)). Сам по себе протокол не нарушает ничьих прав и не возлагает на лицо, в отношении которого составлен, никаких обязанностей. Но важно, чтобы в протоколе была отражена ваша позиция: в том случае если вы не согласны с утверждением о том, что совершили нарушение.

Постановление

Постановление об административном правонарушении как раз и является основанием для привлечения вас к ответственности. Иными словами постановление – это документ, который содержит выводы о вашей виновности или невиновности в совершении правонарушения.

Как привлекают к административной ответственности?

Составленный протокол об административном правонарушении вместе с другими материалами дела передается на рассмотрение должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении или в суд (ст. 22.1 КоАП РФ) – на этой стадии решается вопрос о привлечении гражданина к административной ответственности.

Возможны два варианта:

1. начальник отдела МВД или его заместитель самостоятельно вынесет постановление и привлечет вас к ответственности;

2. все материалы полиция передаст в суд, который будет принимать решение по существу.

Именно на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении у гражданина самые высокие шансы для успешной защиты. Именно поэтому крайне важно участвовать в этом процессе. В случае, если по делу будет принимать решение начальник отдела полиции лично, информация о месте и времени его рассмотрения должна быть обязательно указана в протоколе, если материалы передадут судье, вас должны вызвать повесткой, однако на практике вас могут вызвать в полицию и вручить повестку в суд.

Важно: требуйте у сотрудника полиции выдать вам копию протокола об административном правонарушении. Не подписывайте протокол до тех пор, пока вам не вручили его копию. Если, несмотря на это, вам все равно откажутся ее предоставлять – письменно запросите его в отделе полиции.

Кому обжаловать привлечение к административной ответственности?

Постановление о привлечении к административной ответственности обжалуется:

— вышестоящему должностному лицу (если его вынес зам. начальника отдела МВД – то начальнику отдела);

— в вышестоящий орган (постановление начальника отдела МВД обжалуется начальнику Управления МВД по городу);

— в суд (если постановление вынесли в полиции, то в районный суд, если районный суд – в суд субъекта).

Общие положения

Порядок и сроки обжалования по делу об административном правонарушении предусмотрены главой 30 КоАП РФ. Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления (в некоторых случаях – в пятидневный срок со дня вручения или получения копий постановлений, ст.30.3 КоАП РФ).

Важно: пропуск срока подачи жалобы не лишает гражданина права на обжалование постановления о привлечении к административной ответственности. Этот срок может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу. Если вы пропустили срок подачи заявления, обязательно укажите в жалобе уважительные причинные и отразите просьбу о восстановлении срока.

Гражданин может воспользоваться на свое усмотрение лишь одним способом защиты. В случае, если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступит и в суд, и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, жалобу будет рассматривать суд (п.2 ст. 30.1 КоАП РФ).

Если вы ошибетесь в определении уполномоченного органа или суда при обжаловании постановления, ваша жалоба будет направлена на рассмотрение по подведомственности в течение трех суток (п.4 ст. 30.2 КоАП РФ).

Кроме того, при обжаловании постановления по административному правонарушению отсутствует государственная пошлина (п.5 ст. 30.2 КоАП РФ). Иными словами, вам не надо ничего платить, вы можете просто пожаловаться.

При этом вы можете подать жалобу не только лично, но и по почте. В этом случае датой подачи жалобы на постановление будет являться день, когда вы направили почтовое отправление.

Обжалование в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу

Постановление об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано(пп.3 п.1 ст.30.1 КоАП РФ):

– в вышестоящий орган;

– вышестоящему должностному лицу.

При этом такая жалоба может быть подана в орган или должностному лицу, которым вынесено постановление по делу. Жалоба может быть подана также непосредственно в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченному ее рассматривать (п.3 ст.30.2 КоАП РФ).

После поступления жалобы со всеми материалами дела в государственный орган или должностному лицу, правомочному рассматривать жалобу, она подлежит рассмотрению в десятидневный срок с момента поступления (п.1 ст.

Обжалование действий должностного лица

30.5 КоАП РФ)

Решение вышестоящего должностного лица по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд (п.1 ст.30.9 КоАП РФ). Это означает, что после того, как вас, к примеру, привлек к ответственности полицейский, а его руководитель оставил постановление в силе – вы можете еще минимум дважды обратиться в суд.

В дальнейшем возможен только пересмотр вступивших в законную силу постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.

Обжалование в суде

Если дело рассматривалось несудебным органом (должностным лицом), то его постановление может быть обжаловано в районный суд, а в случае, если решение принималось судом – в вышестоящий суд. Выбор суда, в который необходимо обжаловать постановление о привлечении вас к ответственности, зависит от того, кто вынес данное решение:

– должностное лицо (к примеру, начальник полиции) – в районный суд (пп. 2, 3 п. 1 ст. 30.1 КоАП РФ);

– мировой суд – в районный суд (пп.1 п. ст.30.1 КоАП РФ); районный суд – в суд субъекта (к примеру, областной суд, пп.1 п. ст.30.1 КоАП РФ).

При этом такая жалоба может быть подана как непосредственно в суд, уполномоченный ее рассматривать, так и судье, в отдел полиции, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу (ст. 30.2 КоАП РФ).

Как только жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступит со всеми материалами дела в суд, правомочный ее рассматривать, она подлежит рассмотрению в двухмесячный срок (п.1.1 ст. 30.5 КоАП РФ).

Согласно ст.29.6 КоАП РФ, дело об административном правонарушении подлежит рассмотрению в следующие сроки:

1) 15 дней со дня получения материалов дела и протокола об административном правонарушении, если дело подлежит рассмотрению органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело об административном правонарушении;

2) 2 месяца со дня получения дела об административном правонарушении, если дело подлежит рассмотрению судьей.

Примечание: в некоторых случаях, прямо предусмотренных законом, сроки направления или рассмотрения жалобы могут меняться.

В дальнейшем возможен только пересмотр вступивших в законную силу постановлений и решений по делам об административных правонарушениях в порядке ст. 30.14 КоАП РФ. Такие жалобы подаются сначала в президиум суда субъекта, а после – в Верховный суд Российской Федерации.

Как будет рассматриваться ваша жалоба?

В обязательном порядке вас должны вызвать в суд (несудебный орган) для рассмотрения вашей жалобы. При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в обязательном порядке проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления (пп.8 п.2 ст. 30.6 КоАП РФ). При этом в полной мере исследуются все материалы дела, заслушиваются объяснения лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении. При необходимости могут быть также заслушаны показания других лиц. В процессе вы сможете заявлять ходатайства, давать отводы, опрашивать свидетелей, представлять свои доказательства и ходатайствовать об их истребовании в случае, если вы не можете получить их самостоятельно.

По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено одно из следующих решений (ст. 30.7 КоАП РФ):

1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения: это значит, что суд/должностное лицо посчитал, что вы совершили правонарушение и все оформлено корректно;

2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление: например, вам снизили сумму штрафа. Увеличить ее не могут.

3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу: вы ни в чем не виноваты или истекли сроки давности, в общем – наказания не будет;

4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение: вопрос о том, было ли совершено вами правонарушение, будет рассмотрен заново;

5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, государственным органом, должностным лицом. Вопрос о том, было ли совершено вами правонарушение, будет рассмотрен заново в другом суде/другим органом.

Схема вариантов для обжалования постановления о привлечении к административной ответственности:

Скачать инструкцию (29,6 KБ)

Скачать образец жалобы на постановление о привлечении к административной отвественности (18,7 KБ)

  • Можно ли привлечь к ответственности учредителя доверительного управления?
  • Может ли лицо, которому закон запрещает участвовать в коммерческих организациях, передать долю в ООО в доверительное управление?
  • Суд общей юрисдикции оставил иск без рассмотрения, поскольку истцом не соблюден досудебный порядок. Апелляция удовлетворила частную жалобу из-за процессуальных нарушений. Что будет с делом?
  • Один участник ООО передал второму участнику долю в доверительное управление. Как внести в ЕГРЮЛ сведения об этом?
  • Можно ли обжаловать «отказное определение» в порядке надзора?

Вопрос

Заявителем была подана жалоба на постановление о привлечении к административной ответственности вышестоящему должностному лицу и в суд. В соответствии с ч. 2 ст. 30.1 КоАП РФ, если жалоба поступает в суд и должностному лицу, то жалобу рассматривает суд. Суд отказал в рассмотрении жалобы всвязи с пропуском срока для обращения. Вышестоящее должностное лицо, в свою очередь, оставило жалобу без рассмотрения, т. к. в материалах дела содержатся сведения, что ее рассматривал суд и вернул всвязи с пропуском срока подачи жалобы. Вопрос: можно ли обжаловать решение вышестоящего должностного лица, ведь фактически суд не рассматривал ее?

Ответ

Представляется, что обжаловать решение вышестоящего должностного лица об оставлении жалобы без рассмотрения нельзя.

Порядок обжалования решений вышестоящих должностных лиц по жалобам установлен КоАП РФ. Согласно данной статьи обжалованию подлежат решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении. В соответствии со КоАП РФ решение об оставлении жалобы без рассмотрения не относится к решениям по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, следовательно, не может быть обжаловано в порядке КоАП РФ.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист» .