Кодификация законодательства и создание свода законов. Кодифицированные законы

Кодификация – это система упорядочивания какого-то документа, пакета документов. Это составление нумерации его частей, составление аспектов разделения на главы, параграфы. В юриспруденции это специализированный способ систематизации, который представляет собой изменение, переработку и обновление правовых норм, исключительно в четко определенной отрасли права. Также в данный аспект входит принятие нового кодификационного акта. К таким актам можно отнести основы законодательства, своды законов, кодексы и уставы, регламенты и определенных положения и пр.

Что собой представляет кодификация законов?

В принципе, кодификационный акт отличается повышенным качеством содержания нормативно-правовых положений. То есть, другими словами, это новый акт, который имеет новые аспекты формирования формы, характера и нормативно-правового содержания. В тоже время, некоторые кодификационные акты, которые представлены в нашей стране в виде кодексов, имеют общеотраслевой характер и включают в себя ряд основных норм, которые соответствуют той или же иной отрасли права. Есть также кодификационные нормы, которые в своем составе объединяют нормы право четко определенной подотрасли. К данной кодификации можно отнести Таможенный кодекс, Бюджетный кодекс и пр.
  1. Кодификация представляют собой систематизацию определенных законов всего государства, по четко определенным отраслям права, причем, в данном случае, формируется возможность пересмотра или же отмены устаревших норм законодательной базы;
  2. Кодификация включает в себя систематизацию подзаконных актов, а также актов в определенной подотрасли. В данном случае, речь идет о кодексах, которые в своем составе имеют сбор правил четко определенной направленности, например, Бюджетный кодекс страны.

Особенности кодификации

В нашей стране кодификацией считается процесс деятельности специализированных компетентных государственных органов. Данная деятельность изначально направлена на переработку несистематизированного правового массива. Другими словами, каждый кодекс представляет собой своеобразную кодификацию законодательной базы четко направленного значения в определенном правовом поле. Например, Уголовный кодекс РФ в своем составе содержит всю законодательную базу, которая прямо или же косвенно затрагивает вопрос уголовного права.

Сам по себе процесс кодификации напрямую связан с созданием нормативно-правовых актов, которые в своем составе содержат взаимосвязанные нормы и гармонизированные аспекты. То есть, в один свод включаются все законодательные акты, которые используются в четко определенном правовом поле. Как яркий пример кодификации можно привести процесс создания кодексов, в состав которых входят все нормативные акты, касающиеся четко определенного вида деятельности – правового поля.


Приобретая квартиру, новый собственник практически всегда начинает делать ремонт. Это касается как первичного, так и вторичного жилья. Часто, следуя моде или своим представлениям...


В принципе, нет федерального закона, который смог бы определить, что именно должно остаться в помещении, после продажи. В тоже время, опытные юристы указывают на необходимость...

Это такой вид правотворчества, при котором

обеспечивается единое и упорядоченное нормативное регламентирование данного вида общественных отношений путем издания единого, юридически и логически цельного, внутренне согласованного нормативного акта (Основ, Кодекса), выражающего юридическое своеобразие и содержание соответствующего подразделения системы права.

Главная особенность кодификации (как способа систематизации) состоит в том, что здесь упорядочение нормативного материала дости-

Систематизация хозяйственного законодательства. М.: Юрид. лит., 1971. С. 27–40.

гается в рамках особого, наиболее высокого вида правотворчества. Причем предметом упорядочения при кодификации являются не нормативные акты, а непосредственно юридические нормы. Поэтому при определенных условиях кодификационный акт может быть издан, так сказать, почти на чистом месте, т.е. при отсутствии ранее изданных многочисленных актов (например, ГК РСФСР 1922 г.) или с такими существенными нововведениями, что он значительно отличается от ранее изданных актов.

Функции кодификации далеко выходят за границы систематизации. Это вообще главный путь развития и совершенствования права, подъема его уровня, культуры и эффективности. При помощи кодификации социалистическое право достигает новых ступеней совершенства, «развитости». Во многих случаях издание основ и кодекса выражает качественное обновление правового регулирования, более высокий этап его развития, своего рода «правовую реформу». «Кодификация, – писал П.И. Люблинский, – представляет собой вид законодательства, оплодотворенный юридической наукой, создающий новое право и потому составляющий порой отправную точку нового развития в соответствующей области права»1.

Реальным выражением того, что кодификация представляет собой наиболее высокий вид правотворчества, являются формулируемые в кодифицированных актах общие нормы – нормы, которые и позво-

ляют юридически объединить весь нормативный материал, осуществить специализацию и интеграцию правового регулирования.

Чем обусловлено столь существенное значение кодификации в правотворчестве? «Первопричина» такого значения кроется, думается, в том, что кодификация, как правило, проводится на базе отраслей

права (основных и комплексных) или их крупных подразделений (под-

отраслей, институтов). А так как отрасль (подотрасль) права имеет предметное и юридическое единство, это дает возможность в едином нормативном акте закрепить общие нормы, в максимальной степени развернуть достоинства права, его социально полезные свойства – нормативность, формальную определенность, системность и др.

Так что дело не только в том, что в кодифицированном акте оказывается возможным урегулировать данные отношения с максимальной полнотой (беспробельно). Главное заключается в том, что результа-

том правотворчества является единый, юридически и логически цельный,

Цитировано по книге: Теоретические вопросы систематизации советского законодательства. Госюриздат, 1962. С. 11.

внутренне согласованный акт. Причем это единство, цельность и согласованность представляют собой не результат одних технико-юридических, логических операций; они выступают в качестве выражения юридической цельности и своеобразия данного подразделения права. Кодифицированный акт характеризуется наиболее высоким уровнем нормативных обобщений. В нем закрепляются единые отраслевые принципы, «одухотворяющие» («освещающие изнутри») весь нормативный материал. Именно в кодифицированных актах происходит специализация права: выделение общих, дефинитивных и иных

специализированных норм, обособление охранительных норм и т.д. Высокий уровень нормативных обобщений, присущий кодифика-

ции, воплощается в общей части кодифицированного акта. Отсюда,

помимо прочего, следует, что нормативный акт, лишенный «общей части» (общих положений), не может быть признан кодифицированным. В то же время наличие общей части в акте является свидетельством обособления данной общности юридических норм в системе права, а уровень обобщений – показатель ее юридической самобытности, ее места в правовой системе1.

Кодифицированные акты – основной канал развития системы права. Вырабатываемые на основе определенного подразделения правовой системы (крупного института, подотрасли, комплексной отрасли) кодифицированные акты при наличии необходимых предпосылок становятся средством, при помощи которого происходит «выплавка» общих принципов и особенностей регулирования, нередко образующих черты своеобразного метода и, следовательно, формирование основной отрасли.

Таким образом, при кодификации задачи систематизации нормативного материала достигаются, так сказать, «естественным» образом, как бы само собой, в ходе правотворчества. Причем кодификация решает главные задачи систематизации – достижение единого, юридически и логически цельного регулирования по основным подразделениям правовой системы – отраслям, подотраслям, крупным правовым институтам.

1 Имре Сабо пишет: «Кодексы – это основной законодательный материал, который если и не в полном объеме, то, во всяком случае, в основных чертах регулирует общественные отношения, являющиеся предметом данной отрасли права. Он содержит общие принципы, имеющие руководящее значение для данной отрасли права. Ввиду этого общие положения кодекса распространяются и на другие законы, относящиеся к данной отрасли права, но не включенные в кодекс». И дальше: «...Особенностью кодексов является их ведущее значение в системе права, их относительно всеобъемлющий характер и полнота, а также то, что они представляют собой определенную систему» (Сабо Имре. Социалистическое право. Прогресс, 1964. С. 174–175).

Глава XXVII. Систематизация в праве

Вместе с тем надо видеть, что кодификация как способ систематизации имеет известные границы. Не по всем областям права возможно такое согласование и упорядочение нормативного материала, которое свойственно кодифицированным актам. Да и не по всем сферам отношений могут быть приняты кодифицированные акты. Как правильно отмечено в литературе, «кодификация проводится лишь тогда, когда назревает необходимость существенного обновления целых отраслей и институтов права»1. В результате кодификации создаются различные по содержанию, значению и наименованию кодифицированные нормативные акты.

Основные их виды в Советском Союзе следующие.

Общесоюзные Основы (Основные начала) и республиканские кодексы. Федеративное государственное устройство СССР обусловило своеобразное распределение функций по кодификации между Союзом ССР и союзными республиками. В общесоюзном порядке издаются Основы (Основные начала) данной отрасли законодательства, а в союзных республиках – республиканские кодексы (или иные законы типа кодексов, например законы о судоустройстве).

Было бы неверным рассматривать Основы (Основные начала), с одной стороны, и республиканские кодексы – с другой, в качестве полностью самостоятельных, независимых друг от друга «форм кодификации». Нет, они органически связаны друг с другом. Основы (Основные начала) хотя и детально регулируют некоторые отношения, но все же главным образом направлены на определение общих принципов и положений законодательства Союза ССР и союзных республик.

Они закладывают принципиальные основы кодификации данной отрасли права, и с них кодификация начинается. Республиканские же кодексы завершают кодификацию отрасли права2. Республиканские кодексы находятся в зависимости от Основ или Основных начал (они не могут противоречить Основам, развивают и детализируют отдельные положения Основ и др.). В конечном счете Основы (Основные начала) и республиканские кодексы представляют собой нечто единое, действуют в единстве, в сочетании.

1 Подготовка и издание систематических собраний действующего законодательства. М.: Юрид. лит., 1969. С. 9.

О соотношении Основ и республиканского кодекса в области гражданского зако-

нодательства см.: Иоффе О.С., Толстой Ю.К. Новый Гражданский кодекс РСФСР // Правоведение. 1964. № 3. С. 4–5; Толстой Г.К. Кодификация гражданского законодательства в СССР (1961–1965 гг.): Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. Изд-во ЛГУ, 1970. С. 13 и сл.; Поленина С.В. Система советского гражданского законодательства // Советское государство и право. 1971. № 6. С. 33–40; Она же. Система советского гражданского законодательства и основные тенденции ее развития: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 1971.

Раздел третий. Нормативные юридические акты

В настоящее время главные отрасли законодательства в Советском Союзе кодифицированы при помощи указанной системы «двойных актов» – Основ (Основных начал) и республиканских кодексов.

Обособленные кодифицированные акты (положения, уставы и др.).

Довольно распространенным видом кодифицированных актов являются обособленные акты, которые действуют независимо от какихлибо «спаренных» с ними актов. Такого рода обособленные акты могут быть различных уровней, различной степени общности и юридической силы.

Их «обособленность», «независимость», разумеется, не носят абсолютного характера. Более того, во многих случаях они издаются на базе Основ (Основных начал) и республиканских кодексов. Так, на базе законодательства о судоустройстве изданы такие «обособленные» общесоюзные акты, как Положение о Верховном Суде СССР, Положение о военных трибуналах, а в республиках – Положение об адвокатуре. «Обособленность» рассматриваемой группы кодифицированных актов следует понимать в том смысле, что их связь с другими актами не носит характера такой же «жесткой» зависимости, какую можно наблюдать между Основами (Основными началами) и республиканскими кодексами1.

Главное место среди кодифицированных актов данного вида занимают акты, изданные в общесоюзном порядке, в том числе общесоюзные кодексы: Кодекс торгового мореплавания, Воздушный кодекс СССР, Таможенный кодекс СССР, Устав железных дорог СССР, Положения о поставках, Закон о государственных пенсиях и др. Они могут облекаться и в форму законов, и в форму актов, утверждаемых постановлением Правительства СССР.

Существенное значение имеет деление кодифицированных актов в зависимости от того, какому подразделению системы права соответствует данный акт. По этому признаку кодифицированные акты могут быть подразделены на: а) основные отраслевые, б) комплексные отраслевые, в) подотраслевые, г) специальные, т.е. соответствующие крупным институтам.

1 Более подробное изучение иерархии нормативных актов дает известное основание для того, чтобы разграничивать «просто» кодифицированные акты и акты сводные (Поленина С.В. Взаимосвязи нормативных актов в системе гражданского законодательства // Советское государство и право. 1972. № 8. С. 67–68). Надо лишь заметить, что сводные – это и есть кодифицированные акты в точном, строгом смысле. В них «не просто в логической системе, но и с максимальной полнотой и охватом регулируется определенная группа вопросов, определенный институт либо ряд взаимосвязанных институтов» (там же. С. 66).

Глава XXVII. Систематизация в праве

Каждый из этих видов имеет свой уровень нормативных обобщений. Если в кодифицированных актах, соответствующих основным отраслям, могут быть выделены полнокровные общие части, то содержание общих частей актов, выработанных в результате комплексной кодификации, оказывается ограниченным (формулирование общих межотраслевых принципов, регламентирование некоторых общих приемов регулирования и т.п.). Еще более «бедными» являются общие части актов подотраслевой и специальной кодификации. (В ряде отраслей права их существование, по-видимому, объясняется отсутствием развернутой отраслевой кодификации.)

Известную сложность на практике представляет вопрос о наименовании кодифицированных актов. Во многих случаях трудно понять, почему однородные по содержанию и юридической силе акты названы то уставами, то кодексами, то положениями, то просто законами (тем более что термин «кодекс» употребляется в основном при отраслевой кодификации на уровне республиканского законодательства). Конечно, существенную роль играют здесь сложившиеся традиции. Но независимо от этого представляется целесообразным «узаконить» некоторые из наименований – кодексы, уставы, положения – лишь за определенными видами актов1.

В научной и учебной юридической литературе считается общепризнанным деление систематизации на «две формы»: кодификацию и инкорпорацию. Для общей характеристики вопросов систематизации такое деление представляется приемлемым. Оно взято за основу и в настоящем курсе. Однако более углубленное изучение данной проблемы показывает ограниченность приведенного деления.

II отделение должно было заниматься кодификацией законов, ему же «в порядке верховного управления» вменялось в обязанность разрешать отступления от законов. Иными словами, император контролировал всю законотворческую деятельность. Другие отделения ведали воспитательными и благотворительными учреждениями, подготовкой реформы в государственной деревне, кавказскими делами. В целом императорская канцелярия, выполняя не только надзорные функции, подменяла собой соответствующие ведомства, ее деятельность неизбежно вносила дезорганизацию в работу государственного аппарата. Достигавшаяся при этом предельная централизация давала кратковременный эффект.
Отвергнув конституционные начинания Александра I, Николай I противопоставил им систему, которая давала возможность упорядочить российское законодательство, ограничить судебный и административный произвол. Он придавал большое значение кодификации законов, что означало систематизацию действующего законодательства. При самодержавном правлении не только законодательные акты и указы, но и распоряжения монарха имели силу закона. Со времен Соборного уложения царя Алексея Михайловича накопилось так много противоречивых установлений, что давней актуальной задачей стало создание нового всеобъемлющего законодательства, своего рода нового Уложения.
Отказавшись от этой мысли, которая была не по плечу даже Екатерине II, Николай I поручил Второму отделению распределить в хронологическом порядке и подготовить к печати законы Российской империи от 1649 г. до конца царствования Александра I. Так возникло «Полное собрание законов Российской империи». Затем Сперанским и его сотрудниками из них были выбраны и распределены по соответствующим разделам те, что должны были составить действующее законодательство. К 1832 году был подготовлен знаменитый «Свод законов Российской империи», который начал действовать как «положительный закон» с 1 января 1835 г.
Николай I не поощрял стремление Сперанского внести дополнения и изменения в действующее законодательство. Ему органически было чуждо творческое начало. Свод законов выполнял регламентирующую и стабилизирующую роль, но с его появлением ничего нового в административную и судебную практику самодержавия внесено не было. Объективно он укреплял всевластие бюрократии, и логично, что за его создание светоч александровской либеральной бюрократии Сперанский получил орден Андрея Первозванного.
Самодержавная власть. Первый раздел первого тома свода законов носил характерное название: «О священных правах и преимуществах верховной самодержавной власти». Здесь были изложены правовые понятия, определявшие объем полномочий царя. Первая статья этого раздела гласила: «Император всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховной его власти не токмо за страх, но и за совесть сам Бог повелевает». Это была апелляция к теории божественного права, которая в XIX в. безнадежно устарела. Согласно дальнейшим статьям, Российская империя управлялась на «твердых основаниях положительных законов, исходивших от самодержавной власти». Иными словами, император был единственным источником законности.
Свод законов знал принцип разделения властей, который особо тщательно оговаривался в отношении прав и обязанностей министерств. Власть законодательная, как составляющая ведение Государственного совета, и власть судебная, как принадлежащая Сенату и судебным местам, были исключены из их функций: «Существо власти, вверяемой министрам, принадлежит единственно к порядку исполнительному: никакой новый закон, никакое новое учреждение или отмена прежнего не могут быть установляе-мы властию министра». И далее: «Никакое министерство само собою никого судить и никаких тяжб решить не может». Министерствам принадлежала исполнительная власть: «В порядке государственных сил министерства представляют установление, посредством коего верховная исполнительная власть действует на все части управления». Функциональное разделение властей, установленное Сводом законов, упорядочивало работу государственного механизма, но не могло заменить отсутствие политической системы подлинно независимых и взаимно уравновешивающих ветвей власти.
Утверждая прерогативы самодержавия, Николай I следовал наставлениям Карамзина, которого он высоко ценил, и верил в самодержавную инициативу. Когда в 1830 г. во Франции началась революция и была свергнута династия Бурбонов, он рассуждал о том, что «Россию наиболее ограждает от бедствий революции то обстоятельство, что у нас со времен Петра Великого всегда впереди нации стояли ее монархи».
Восстание в Варшаве в ноябре 1830 г. император воспринял как личное оскорбление, в особенности потому, что он как польский король в мае 1829 г. исполнил неприятный ему обряд коронации и присягнул на верность конституции. Против повстанцев, которые объявили о свержении династии Романовых с польского престола, были направлены войска И. И. Дибича, которого затем сменил И. Ф. Паскевич. Восстание было подавлено, и в феврале 1832 г. был издан Органический статут, по которому Царство Польское объявлялось неотъемлемой частью Российской империи. Российский император делался наследственным обладателем польской короны, и отпадала необходимость отдельной коронации. Польский Сейм был ликвидирован, армия распущена. Царь покончил с главным конституционным начинанием Александра I, с надеждами на возвращение правительственного реформизма.

Все мы обязаны жить по законам. Какие-то из них созданы для защиты интересов государства и общества, а какие-то просто устанавливают определенный порядок действий, дабы мы знали, что и каким образом совершать. Большинство законов существуют в свободной форме, но есть и кодифицированные, наиболее значимые и известные для общества.

«Закон суров, но закон»

Конечно, когда появился первый кодекс, уже никто с точностью не скажет. Корни их восходят еще к античной Греции и Риму, но вот активная кодификация законодательства началась ближе к Советской эпохе (XX век). Стоит отметить, что именно благодаря появился кодекс. Что такое систематизация? Это урегулированный, интеллектуальный процесс по приведению в структурированный, системный вид. Началась она достаточно давно, но активно начала применяться лишь с XVII-XVIII вв., как пример, знаменитый В дальнейшем систематизация законодательства станет одной из важнейший задач государственных органов. Стоит понимать, что закон призван регулировать и контролировать, наказывать и пресекать, так что, как правило, выполняет защитную и карательную функции, а потому его соблюдение просто обязательно для всех, на кого он рассчитан.

Каким образом систематизируются законы

Вообще, видов систематизации 3 - кодификация, консолидация, инкорпорация. В нашей (романо-германской) наиболее развита кодификация, результатом которой и является кодекс. Это вид при котором все нормативно-правовые акты уровня «закон», регулирующие одну сферу жизни общества, объединяются в один. Проще говоря, кодекс - это набор федеральных законов, да и сам он является таким законом, поэтому нередко его называются Федеральный Кодекс. В настоящее время в Российской Федерации существует огромное множество кодексов - от известного нам Гражданского до Уголовно-исполнительного, и все созданы посредством кодификации законов. Они могут дополняться, изменяться и прекращать свое существование лишь на основании отдельных федеральных законов, с указанием в таковых об этом. Федеральный закон, по общему правилу, действует на всей территории нашего государства и обязателен к исполнению всеми его резидентами (начиная от физических лиц и заканчивая государственными органами) и даже лицами без гражданства, лицами-гражданами другого государства и т.п.

Цели и задачи

В первую очередь кодексы призваны регулировать сферы общественной жизни, причем достаточно четко. В зависимости от того, какую сферу регулирует кодекс, у него имеются свои задачи и цели, хотя есть и единые для всего законодательства - поддержание интересов общества и государства, их защита. Каждый из нормативно-правовых актов должен иметь предмет регулирования, в том числе, и кодекс. Что такое все это значит? Общественные отношения, складывающиеся в процессе жизнедеятельности. Они могут быть как в рамках закона, так и нарушать его. Помимо этого, если говорить именно о кодификации, стоит отметить, что ее целью также является создание такого акта, который был бы наиболее удобен для граждан. То есть, государство заботится о воспитании правовой культуры посредством создания доступных и понятных актов. Конечно, далеко не все статьи кодексов вам будут понятны, если вы не юрист, но для этого создаются дополнительные интерпретационные акты, пишутся комментарии к кодексам - это работа высших органов судебной и законодательной власти.

Восприятие

Каждый кодекс воспринимается обществом и даже государством по-своему: многое зависит от целей и задач, которые он ставит перед собой, от круга общественных и государственных интересов, которые он защищает. Знаменитая, закрепленная в законе фраза - «незнание закона не освобождает от ответственности» - является предметом постоянных дискуссий, ведь, одно дело - знать уголовный закон, совсем другое - знать весь перечень административных правонарушений, которые могут устанавливаться субъектами Российской Федерации. Тем не менее, принцип знания закона закрепляет презумпцией любой кодекс. Что такое презумпция и зачем она закрепляется? Это положение, не требующее обоснования (как аксиома в геометрии), а закрепление ее необходимо для придания юридической силы.

– систематизированный законодательный акт, в котором содержатся нормы какой-либо отрасли права (например, гражданский кодекс, уголовный кодекс, процессуальный кодекс). Расположение правовых норм в кодексе производится в порядке, отражающем систему данной отрасли права.

Коллективный трудовой спор – неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организациях.

Коллективная материальная ответственность – это юридическая обязанность коллектива работников возместить в пределах и в порядке, установленных трудовым законодательством прямой действительный ущерб, причиненный виновным противоправным поведением организации, с которой он состоит в конкретных трудовых правоотношениях.

Комиссия по трудовым спорам – орган при предприятии, создаваемый по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа представителей работников и работодателей, т.е. на паритетных (равных) началах. При этом представители работников в КТС избираются общим собранием (конференцией) работников организации или делегируются представительным органом работников (профкомом) с последующим их утверждением на общем собрании (конференции) работников организации.

Конвенция МОТ международный договор, издаваемый МОТ. Как правило, заключается на уровне правительств по вопросам в области труда

Компенсационные выплаты денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.

Контракт - соглашение между двумя или более сторонами, имеющее юридическую силу. Контракт включает в себя обязательства сторон, выраженные в устной или письменной форме. Заключение контракта представляет собой предложение, делаемое одной из сторон другой стороне и принятое последней.

Коллективный договор правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий. Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами. Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях.

Квалификация – в трудовом праве различают К. работы и К. отдельных работников. К. работы - характеристика данного вида работы, устанавливаемая по степени ее сложности, точности и ответственности. Обычно определяется разрядом, к которому данная работа отнесена тарифно-квалификационным справочником. К. работы имеет важное значение для установления тарифных ставок и должностных окладов. К. работника - это степень и вид профессионального обучения, необходимый для выполнения конкретного вида работы.

Квалификационный разряд – величина, отражающая уровень профессиональной подготовки работника.

Локаут – увольнение работников по инициативе работодателя в связи с их участием в коллективном трудовом споре или в забастовке. В процессе урегулирования коллективного трудового спора, включая проведение забастовки, локаут запрещается.

Материальная ответственность – это юридическая обязанность работника возместить в пределах и в порядке, установленных трудовым законодательством прямой действительный ущерб, причиненный виновным противоправным поведением организации, с которой он состоит в конкретных трудовых правоотношениях.

Материальный ущерб – это прямой действительный ущерб наличному, реально-существующему имуществу путем его утраты, присвоение, порча, понижение ценности и соответствующей необходимости собственника произвести затраты на приобретение или восстановление имущества, либо произвести лишние выплаты по вине работника другому лицу.

Международное бюро труда – это орган, занимающий третье место в структуре органов МОТ. Во главе МБТ стоит генеральный директор, который назначается Административным советом и в соответствии с его инструкциями отвечает перед ним за эффективную работу Бюро и за выполнение любых других задач, которые могут быть ему поручены.

Международная организация труда – это специализированное учреждение ООН. Цель МОТ - улучшение условий труда и социального обеспечения населения. Особенностью МОТ, отличающей ее от других международных организаций, является трехсторонний принцип представительства в ее органах, который предусматривает наряду с представительством правительств стран-членов также представительство профсоюзов и организаций предпринимателей этих стран, при этом каждая из трех сторон является независимой от двух других. Главные органы МОТ: ежегодная Генеральная конференция; Административный совет; секретариат (Международное бюро труда). Важное место в работе занимают отраслевые комитеты. Штаб-квартира расположена в Женеве.

Межрегиональный профсоюз - добровольное объединение членов профсоюза - работников одной или нескольких отраслей деятельности, действующее на территориях менее половины субъектов Российской Федерации;

Межрегиональное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов - добровольное объединение межрегиональных профсоюзов и (или) территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на территориях менее половины субъектов Российской Федерации;

Минимальная заработная плата (минимальный размер оплаты труда) – гарантируемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда.

Момент начала коллективного трудового спора – день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несообщение работодателем (его представителем) в соответствии со статьей 400 настоящего Кодекса своего решения, а также дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров.

Надомники – лица, заключившие трудовой договор о выполнении работы на дому из материалов и с использованием инструментов и механизмов, выделяемых работодателем либо приобретаемых надомником за свой счет. В случае использования надомником своих инструментов и механизмов ему выплачивается компенсация за их износ. Выплата такой компенсации, а также возмещение иных расходов, связанных с выполнением работ на дому, производятся работодателем в порядке, определенном трудовым договором. Порядок и сроки обеспечения надомников сырьем, материалами и полуфабрикатами, расчетов за изготовленную продукцию, возмещения стоимости материалов, принадлежащих надомникам, порядок и сроки вывоза готовой продукции определяются трудовым договором.