Что такое конституционное право рф. Конституционное право

В правовой системе РФ важная роль принадлежит конституционному праву. Эта отрасль права представляет собой совокупность норм, регули­рующих ключевые для любого государства отношения, связанные с уста­новлением политических и социально-экономических основ общественно­го строя, определением места и роли личности в государстве, закреплени­
ем формы государственного устройства, механизма осуществления власти и системой местного самоуправления.

Сам термин "конституция" латинского происхождения и означает ус­тановление, учреждение, построение и первоначально использовался для обозначения правовых актов римских императоров.

Под конституцией в любой стране сегодня понимается Основной За­кон государства, имеющий высшую юридическую силу и регулирующий наиболее важные общественные отношения: объем прав и свобод челове­ка и гражданина, устройство общества и государства, механизм осуще­ствления государственной власти и местного самоуправления.

Мировой опыт конституционного развития знает два основных вида конституции: писаные и неписаные.

Известными шагами на пути учреждения конституционной монархии в России стали царские манифесты от 6 августа, 17 сентября и 19 октяб­ря 1905 года, которыми был создан законодательный орган - Государст­венная Дума, введены избирательные и иные права подданных Россий­ской империи (неприкосновенность личности, свобода совести, свобода слова, собраний), учрежден орган государственной власти - Совет ми­нистров.

Конституции России советского периода (1918, 1925, 1937, 1978 го­дов), несмотря на ряд отличительных моментов, имели много общего. Все они исходили из тезиса о преимуществе социализма как общественной системы, закрепляли приоритет государственной формы собственности, планово-регулируемой экономики, господствующее положение КПСС как единственной политической партии, ограничивали пределы осуществления основных прав граждан "классовыми интересами трудящихся". Они отри­цали разделение властей, приоритет прав человека над интересами госу­дарства, политический плюрализм и многопартийность, частную собст­венность и свободу предпринимательства.

Политические, экономически и социальные преобразования россий­ского общества, начавшиеся с 1989 года, потребовали соответствующих конституционных реформ. 12 декабря 1993 года проект новой Конститу­ции был вынесен на всенародное голосование (референдум) и получил одобрение народа.

Действующая Конституция РФ как по своему содержанию, так и по своей юридической форме вполне соответствует демократическим стан­дартам конституционализма.

Высшая сила конституционных норм означает, что в случае расхожде­ния их с нормами обычных законов действуют конституционные нормы, которые можно подразделить на несколько групп:

Нормы, составляющие основы конституционного строя;

Нормы о правах и свободах человека;

Нормы, которые могут быть конкретизированы только в федеральных конституционных законах, наиболее тесно связанных с Конституцией и для их принятия необходимо повышенное число голосов в Г.Д. И С.Ф;.

Остальные нормы, имеющие повышенную юридическую силу по сравнению с обычными законами.

Таким образом, конституционное право - это ведущая отрасль права России, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляю­щих и регулирующих общественные отношения, которые определяют ор­ганизационное и функциональное единство общества.

Особое место в данной группе источников конституционного права за­нимают Декларации (Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Декларация о языках народов России от 25 октября 1991 г., Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г.).

Специфическим видом источников конституционного права являются договоры: Федеральный договор, охватывающий три договора между фе­
деральными органами государственной власти и органами государствен­ной власти субъектов Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий, а также договора между конкретными субъектами.

Источниками конституционного права являются конституции респуб­лик и уставы других субъектов Федерации, правовые акты представитель­ных органов местного самоуправления, содержащие конституционно­правовые нормы.

Юридическим свойством Конституции РФ является особый порядок ее изменения и пересмотра. Он чрезвычайно усложнен и ориентирован на под­держание стабильности Конституции, исключение поспешных, необдуман­ных поправок. В качестве юридического свойства Конституции РФ можно рассматривать и повышенную по сравнению с другими законами охрану, защиту конституционных предписаний со стороны государства. Эту задачу выполняет система конституционного контроля и надзора, действующая в России. Ее главное звено - Конституционный суд. Помимо него ряд функ­ций выполняют Президент РФ, суды общей компетенции и арбитражные суды, а также прокуратура и иные правоохранительные органы.

Центральным объектом конституционного регулирования в РФ, предме­том охраны и защиты иных законов - источников конституционного права является положение человека, его права и свободы. Совокупность консти­туционных норм, закрепляющих положение человека и гражданина в рос­сийском обществе и государстве, объем его прав и свобод, а также обязан­ностей, образует конституционный статус личности в РФ (ст. 64). Консти­туция содержит обширный, полностью отвечающий международным стандартам перечень прав человека, которые в зависимости от масштаба участия государства в их осуществлении можно выделить в две категории.

Первая характеризуется тем, что государство признает за человеком, личностью сферу отношений, которая отдана на усмотрение индивида и не может быть объектом притязаний, вмешательства государства.

Вторая характеризуется активной ролью государства в их реализации, дает возможность индивиду требовать от государственных органов и должностных лиц положительной деятельности по обеспечению соответ­ствующих прав и свобод.

В Конституции РФ закреплены не только права человека, которые принадлежат всем лицам, находящимся на территории Росси, но и основ­ные права гражданина России. В науке и законодательной практике под гражданским понимается прочная, устойчивая правовая связь лица с госу­дарством, в силу которой на него в полном объеме распространяются кон­ституционные права, свободы и обязанности.

Гражданство в конституционном праве - это не только правовая связь человека и государства, но и правовой институт - совокупность взаимосвя­занных юридических норм, регулирующих приобретения, восстановления и утраты российского гражданства.

Нормы, посвященные гражданству республик в составе России, содер­жатся в их конституциях, а также в принятых некоторыми из них респуб­ликанских законах о гражданстве.

В РФ установлено единое гражданство. Утрата федерального граждан­ства одновременно влечет за собой утрату гражданства любой республики. Лица, обладающие российским гражданством, пользуются равными пра­вами на всей территории России.

Впервые в отечественной конституционной практике закреплена нор­ма, что гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. Гражданин РФ не может быть выслан за ее пределы или вы­дан другому государству (ст. 16).

Основными способами приобретения гражданства РФ являются: при­обретение гражданства по рождению; в порядке регистрации; в результате приема; в результате восстановления.

Дееспособное лицо, достигшее 18-летнего возраста, может ходатайство­вать о приеме в гражданство РФ независимо от происхождения, социального положения, расовой и национальной принадлежности, пола, возраста, обра­зования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений.

Обычным условием приема в гражданство РФ является постоянное проживание на территории РФ (для иностранцев и лиц без гражданства - всего пять лет или три года непрерывно перед обращением с ходатайст­вом; для беженцев сроки сокращаются вдвое).

Согласно закону, дети в возрасте до 14 лет следуют гражданству роди­телей, гражданство детей в возрасте от 14 до 18 лет изменяется при нали­чии их согласия.

Гражданин РФ является субъектом не только дополнительных консти­туционных прав, но и обязанностей. Только гражданин России имеет обя­занность защищать Отечество, нести воинскую службу в соответствии с федеральным законом или альтернативную гражданскую службу. В то время как обязанность платить налоги и сборы, сохранять природу и окру­жающую среду несут все лица, находящиеся на территории России.

Вся совокупность прав человека и гражданина России может быть подразделена на три большие группы:

Гражданские конституционные права и свободы;

Политические права и свободы;

Социально-экономические и культурные права.

Согласно Конституции, каждый вправе защищать свои права и свобо­ды всеми способами, не запрещенными законом. Один из них - судебная защита прав человека и гражданина. Решение, действие (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, обще­ственных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде. Если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства защиты, то индивид может обратиться в межгосударственные органы.

Становление России как федеративного государства связано, прежде всего, с признанием в качестве субъектов федерации как национальных (республика, автономная область, автономный округ), так и территориаль­ных образований (край, область, города федерального значения). Все они между собой равноправны во взаимоотношениях с федеральными органа­ми государственной власти.

Важнейшей чертой Российского государства является суверенитет. Он означает верховенство и самостоятельность Российского государства во внутренних делах и его независимость в международных отношениях. Важным элементом конституционного статуса РФ является право иметь свои Вооруженные Силы, которые выступают как средств защиты нацио­нальных интересов России, ее суверенитета и территориальной целостно­сти. Россия вправе вступать в оборонительные союзы с другими государ­ствами, создавать с ними объединенные вооруженные силы.

Конституционным правом России как суверенного государства являет­ся возможность устанавливать единый государственный язык. Элементом конституционного статуса РФ являются символы ее государственного су­веренитета: государственный флаг, герб, гимн и столица. Их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным кон­ституционным законом (кроме статуса столицы, который определяется фе­деральным законом).

Основным фактором системы государственных органов РФ является принцип разделения властей. Законодательная, исполнительная и судебная ветви власти образуют основу конституционной системы органов Россий­ского государства. Координацию этих ветвей выполняет Президент, яв­ляющийся главой государства.

Термин "президент" имеет латинское происхождение и буквально обо­значает "сидящий впереди". В современном значении президентом назы­вают единоличную главу государства, получающего свои полномочия пу­
тем выборов. В РФ институт президентства был учрежден по результатам всенародного голосования (референдума), проведенного 17 марта 1991 г.

Органом законодательной власти в РФ является Федеральное Собрание - парламент РФ, состоящий из двух палат: Совета Федерации и Государст­венной Думы. Основное назначение верхней палаты - представительство интересов субъектов федерации. В его состав входят по два представителя от каждого субъекта: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Назначение Государственной Думы - быть органом выражения интересов всего российского народа. Числен­ность - 450 депутатов, избираемых по партийным списками и по мажори­тарной системе на основе прямого, всеобщего и равного избирательного права сроком на пять лет.

Федеральным органом исполнительной власти является Правительство РФ, которое действует как коллегиальный орган и состоит из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров.

Самостоятельную подсистему государственного механизма России об­разуют органы судебной власти.

Помимо деления по предметному признаку конституционная система государственных органов может рассматриваться как двухуровневая, включающая федеральные государственные органы и органы субъектов федерации. Система органов местного самоуправления образует самостоя­тельную совокупность органов, которые не относятся к числу органов го­сударственной власти. При определении своей системы государственных органов субъекты федерации не могут нарушать основ конституционного строя РФ.

Местное самоуправление - одна из форм самоуправления социального явления. Оно представляет собой систему организации деятельности граж­дан для самостоятельного (под свою ответственность) решения вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических, на­
ционально-этнических и иных особенностей, на основе Конституции и за­конов РФ, законодательных актов ее субъектов.

Контрольные вопросы:

1. В чем состоит предмет конституционного права?

2. Каковы источники конституционного права?

3. На каких принципах строится гражданство в РФ?

4. Охарактризуйте основы конституционного строя РФ.

Еще по теме КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО:

  1. § 3. Конституционное право на информацию как субъективное право человека и гражданина
  2. Глава 2. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВО ВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА НА ИНФОРМАЦИЮ
  3. Право на судебную защиту - конституционное право каждого гражданина РФ.
  4. Судебная защита прав и свобод, гарантированная ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, включает в себя право каждого защищать принадлежащие ему права и свободы, в том числе посредством обращения в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод.
  5. Конституционное право земель в государственном строе федерации
  6. Субъективное избирательное право и его конституционные ограничения
  7. §1.1. Конституционное право на социальное обеспечение: понятие и содержание
  8. § 1. Конституционное (государственное) право России
  9. Глава 1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО СОВЕТСКИХ ГРАЖДАН НА ЖИЛИЩЕ.
  10. ГЛАВА 1. ПРАВО НА ОБЪЕДИНЕНИЕ В КОНСТИТУЦИОННОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ ДОКТРИНЕ
  11. Право ребенка на личную безопасность как основа конституционно-правового статуса несовершеннолетних
  12. В 1993 г. право граждан на квалифицированную юридическую помощь приобрело значение конституционного принципа
  13. ГЛАВА I. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА ОБЪЕДИНЕНИЕ: ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА, НОРМАТИВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ, ПРАВОМОЧИЯ, ПРЕДЕЛЫ ОГРАНИЧЕНИЯ
  14. ГЛАВА 1. ПРОВЕРКА КОНСТИТУЦИОННОСТИ ЗАКОНОВ ПО ОБРАЩЕНИЯМ ГРАЖДАН ОРГАНАМИ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ РОССИИ И ФРАНЦИИ КАК ВИД КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право -

Понятие и обоснование ведущей роли КПЗС

КПЗС как отрасль права – система взаимосвязанных юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе установления и реализации основ конституционного строя, основ положения человека в обществе и государстве, основ экономической, социальной, политической системы (общественного строя), основ территориальной организации государств, основ организации и осуществления государственной власти в том или ином государстве.

Место конституционного права в системе права зарубежных стран . Все главные сферы общественной жизни и их основы в комплексе регулируются только конституционным правом. Остальные отрасли права касаются лишь отдельных сторон или хотя и принципиальных, но отдельных вопросов (например, собственность в гражданском праве, охрана природы в экологическом праве). Регулируя в комплексе основы жизни общества, конституционное право тем самым играет центральную, ведущую роль во всей правовой системе. Нормы конституционного права, особенно конституций, являются исходными для других отраслей права, развиваются в этих отраслях. Статья 29 конституции Японии 1946 г., гласящая, что «право собственности не должно нарушаться», служит основой для регулирования различных отношений собственности в гражданском праве (в договорах купли-продажи, залога, наследования и т.д.). Принцип независимости суда и подчинения его только закону, содержащийся во многих конституциях (конституциях Болгарии 1991 г., Литвы 1992 г., Белоруссии 1996 г. и др.), является исходным для многих норм уголовно-процессуального и гражданского процессуального права. Число таких примеров можно увеличить, приведя иллюстрации, относящиеся к трудовому, финансовому, земельному и другим отраслям права.

Термины «конституционное право» и «государственное право» зачастую считаются синонимами. Действительно, если, как принято прежде всего в европейской литературе (включая нашу отечественную), считать соответствующую систему правовых норм отраслью права, то круг регулируемых ею общественных отношений в странах, где употребляются тот или другой из указанных терминов, примерно одинаков. Выбор же термина обычно диктуется национальной традицией словоупотребления. Так, англо-саксонская и романская правовые системы традиционно пользуются термином «конституционное право», тогда как для германской системы характерно употребление термина «государственное право». В Швейцарии в ее преобладающей немецкоязычной части используется термин «государственное право», тогда как в остальных, романоязычных частях этой страны – «конституционное право».


При более тщательном рассмотрении вопроса можно, однако, заметить, что различие терминологии отражает (не всегда, но достаточно часто) сущностную разницу между соответствующими понятиями. Так, в Великобритании, США, Франции к началу или в начале XIX века утвердился конституционный строй, минимальными признаками которого являются судебная защита прав человека и разделение властей. В Германии это произошло позднее. Примечательно, что ныне и в Германии стал употребляться термин «конституционное право», хотя и в более узком значении.

Что касается так называемых социалистических стран, то по советскому примеру у них первоначально использовался термин «государственное право», за исключением разве что Кубы, где в основном сохранилась традиционная романская правовая терминология, включавшая термин «конституционное право» даже при отсутствии конституционного строя. Позднее в качестве одного из формальных признаков действительной или иллюзорной демократизации в Венгрии, Польше, Румынии, Югославии соответствующую отрасль права стали называть конституционным правом. Сейчас в восточноевропейских бывших социалистических странах развертывается процесс создания конституционного строя и действительного конституционного права. То же можно констатировать и применительно к ряду стран бывшей «социалистической ориентации» (Алжир, Бенин, Мозамбик, Никарагуа и др.), где от бывших метрополий была воспринята терминология, присущая романской либо англо-саксонской системам права.

В литературе, впрочем, можно встретить и иное понимание различия между конституционным и государственным правом, чем изложенное выше. Так, германский конституционалист Конрад Хессе полагает, что поскольку конституция не ограничивается установлением государственного строя, а охватывает также основы устройства негосударственной жизни (брак, собственность и др.), постольку «"конституционное" право более объемлюще, чем право "государственное", которое по смыслу и содержанию означает лишь право государства. С другой стороны, "конституционное" право ограничено по сравнению с "государственным" в том плане, что "государственное" право включает в себя, например, административное и процессуальное право...».

Сегодня лишь сравнительно небольшая группа стран пользуется термином «государственное право», подавляющее же их большинство обозначает основополагающую отрасль своего права термином «конституционное право» независимо от того, существует там в действительности конституционный строй или нет.

Конституционное право совокупность юридических норм, выражающих волю либо правящих политических элит, либо определенных социальных групп общества. Конституционное (государственное) право закрепляет основные принципы о народном суверенитете, верховенстве парламента, равенстве всех перед законом, господстве права и т. д. Конституционное (государственное) право закрепляет также механизмы политической власти, ее организацию и форм осуществления.

Конституционное (государственное) право есть основная отрасль права страны, представляющая собой совокупность юридичеких норм, закрепляющих экономическую основу общества, форму правления и форму государственного устройства, определяющих организацию, компетенцию и порядок деятельности высших и местных органов государственной власти и управления, права и обязанности граждан и подданных, избирательное право и избирательную систему.

Назначение конституционного права Назначение: конституционное (государственное) право закрепляет государственно территориальную организацию власти, максимально соответствующую конкретным историческим условиям развития данной страны, определяет основы других ее отраслей административного, финансового, уголовного, гражданского и т. д.

Конституционно- (государственно-) правовые отношения представляют собой такую группу общественных отношений, складывающихся в процессе осуществления государственной власти, которые регулируются нормами государственного права. Субъектами государственно-правовых отношений являются центральные органы государственной власти и управления, органы конституционного надзора, члены федерации, местные органы государственной власти и муниципалитеты, депутаты центральных и местных представительных учреждений, граждане и подданные.

2. Источники конст. права зар. стран. § Основным источником конституционного (государственного) права являются конституции, но они часто содержат лишь общие положения и обходят молчанием ряд важнейших вопросов государственной жизни, тем самым оставляя их решение на усмотрение правительства и администрации. Именно такой характер носит конституция США 1787 года. § Конституционные нормы не охватывают всего многообразия отношений, складывающихся в процессе осуществления государственной власти, и дополняются целым рядом других нормативных актов.

К числу важнейших источников государственного права зарубежных стран относятся: конституционные законы, которые хотя и не являются составными частями конституции, но регулируют важнейшие государственно правовые вопросы. Это законы об избирательном праве и избирательной системе, о полномочиях правительств и парламентов, о правовом положении личности, о порядке введения чрезвычайного положения.

§ Не менее важное значение в качестве источников государственного права имеют органические законы, которые в отличие от конституционных принимаются на основе бланкетных норм, содежащихся в конституциях.

§ Источниками конституционного государственного права являются также нормативные акты правительств и глав государств, причем часто эти акты коренным образом изменяют порядок применения конституции. Таковы указы и декреты о введении чрезвычайного положения, которые, как правило, сопровождаются прекращением действия конституционных прав и свобод, конституционных и процессуальных гарантий неприкосновенности личности и имущества граждан и подданных.

Значительное место в государственном праве зарубежных стран занимают судебные прецеденты, т. е. ранее вынесенные решения судов, принимаемые за обязательный образец при решении аналогичных вопросов в дальнейшем. Судебные прецеденты играют важную роль в регулировании правового положения личности и порядка осуществления и защиты демократических прав и свобод.

В числе источников государственного права зарубежных стран следует назвать также акты, издаваемые в порядке толкования конституционных норм и законов.

§ Предметом толкования могут быть как отдельные статьи конституции, так и положения конституционных, органических и обычных парламентских законов, содержащих в себе нормы государственного права. Толкование законов может серьезно влиять на правовую систему.

4. Основные виды партийных систем. Партийные системы зарубежных стран отличаются значительным разнообразием, что объясняется наличием социальных, национальных, исторических, религиозных и иных особенностей, свойственных каждому государству. Социальной основой многопартийности является само общество, состоящее из различных социальных и иных институциализированных групп с противоречивыми интересами. Каждая социальная и иная группа может быть представлена на политической арене соответствующей партией или партиями.

1. Многопартийные системы без монопольно господствующей партии. При этой форме многопартийности ни одна партия не располагает абсолютным большинством в парламенте и поэтому вынуждена идти на различного рода политические союзы с целью создания коалиционного правительства. Типичным примером в этом отношении является партийная система Италии.

В настоящее время партийная система Италии дезорганизована и переживает смутные времена. Утрата доверия к политическим партиям ярко отразилась в законодательной сфере. 18 апреля 1993 г. на общенациональном референдуме были отменены две статьи закона № 195 от 2 мая 1974 г. «Об участии государства в финансировании политических партий» , связанные с предоставлением ежегодных государственных дотаций парламентским группам. 10 декабря 1993 г. был принят закон № 515, который внес изменения в порядок негосудвенного финансирования политических партий и установил новые критерии для перераспределения средств на проведение избирательной кампании.

§ Многопартийные системы без монопольно господствующей партии, при которых создаются обычно коалиционные правительства, существуют и в таких странах, как Бельгия, Дания, Нидерланды и некоторых других.

§ 2. Многопартийные системы с монопольно господствующей партией. § При этой форме абсолютное парламентское большинство принадлежит одной партии, которая формирует однопартийные правительства. § Многопартийная система такого типа существует, например, в Мексике, где господствующее положение в парламенте занимает Институционально революционная партия.

Двухпартийные системы. Они представляют собой своеобразную разновидность многопартийности, которая возникла в ряде зарубежных стран при различных обстоятельствах. Для двухпартийных систем наиболее типичной отличительной особенностью является монопольное господство на политической арене двух главных партий, которые попеременно сменяют друга у власти. Одна из этих партий выступает в роли правящей, другая оппозиционной. Время от времени они меняются местами. Классическим образцом в этом отношении является двухпартийная система США.

Однопартийные системы. Они существуют в странах с авторитарными политическими режимами, где многопартийность ликвидирована и установлена монополия одной партии (Габон, Заир, Камерун и др.).

Функции политических партий. § Первая функция политических партий состоит в том, что они выступают средством борьбы за обладание правительственной властью в центре и на местах между отдельными соперничающими группами. Это соперничество выливается в форму избирательной борьбы, где силы противников оцениваются по количеству полученных голосов.

§ Вторая функция состоит в том, что они принимают важнейшее участие в формировании и деятельности всех звеньев государственного аппарата. Именно они подбирают кандидатов на выборные должности и проводят избирательные кампании.

Организационная стр-ра пол. партий. Существуют два основных метода построения партий, которые получили почти всеобщее распространение. § Партии, которые представляют собой, относительно небольшие по численности организации, обладающие четкой структурой («кадровые партии»). Они строятся на принципах бюрократического централизма.

§ Организационно неоформленные партии характеризуются тем, что у них отсутствует институт официального членства. Лица, считающиеся членами партии, организационно с ней не связаны. Основная задача данных партий добиться победы на выборах.

6. Институализация политических партий. § В настоящее время можно выделить два основных метода регулирования правового статуса и порядка деятельности политических партий: внешний внутренний.

Внутренний метод регулирования осуществляется самими политическими партиями через их центральные и местные руководящие органы. Особым предметом регулирования в организационно оформленных партиях является членство.

Понятие конституции Конституция это основной закон государства, закрепляющий общественно экономический строй, форму правления и форму государственного устройства и правовое положение личности.

Основные черты зарубежных конституций. В настоящее время насчитывается более ста действующих конституций. В то же время конституциям присущи некоторые общие, совпадающие черты. :

1. Все конституции в той либо иной форме провозглашают лозунг народного суверенитета. В этом отношении едины как старые, так и новые конституции.

§ 4. Все конституции устанавливают и закрепляют форму правления соответствующего государства республику или монархию. Конституционные предписания по этому вопросу могут быть различными, но они всегда имеются в тексте основного закона.

§ 5. Конституции устанавливают и закрепляют форму государственного устройства - унитаризм или федерацию, хотя в самом тексте основного закона могут отсутствовать прямые предписания об этом (Франция, Япония). В этом случае как бы § предполагается, что само умолчание о форме государственного устройства является констатацией унитаризма как наиболее § распространенного способа национальнополитической организации территории страны.

§ 6. Все конституции в той либо иной форме провозглашают и устанавливают демократические свободы граждан и подданных. § Обычно в самом тексте основного закона содержится соответствующая глава или раздел. В то же время имеется ряд конституций, в основном тексте которых отсутствуют разделы или даже упоминания о правах и § свободах. К их числу относятся конституции США, Франции 1958 года, некоторых франкоязычных стран Тропической Африки.

§ 7. Все конституции определяют принципы организации системы высших органов государственной власти и порядок деятельности составляющих ее подсистем. В их число входят глава государства, правительство, парламент и в некоторых странах высший орган конституционного надзора. В конституциях устанавливаются также основы регулирования таких важнейших политических процессов, какими являются выборы, референдум и законодательство. § Круг вопросов, регулируемых конституциями, различен.

Классификация конституций и их внутренняя структура. В науке конституционного государствен ного права неоднократно предпринимались попытки классифицировать конституции зарубежных стран по различным основа ниям: 1) в завис ти от формы гос. устройства: унитарные; федеративные. 2) в завис ти от хар ра пол. режима: демокр кие; реакционные. 3) в завис ти от продолжит. применения: постоянные; временные. 4) в завис ти от структ ного изложения: не/кодефицированные. 5) по способу объективирования осн. закона: не/писанные. 6) по способу изменения: жесткие; гибкие. Однако проверка временем показала, что наиболее устойчивой оказалась самая старая классификация, предложенная еще в прошлом веке и применяющаяся до сих пор.

По способу объективирования основного закона, т. е. по тому, как объективно выражена во вне воля учредителя, консти туции подразделяются на две группы

Писаные конституции составлены в виде единого документа, построенного по опре деленной системе. Обычно писаная консти туция состоит из преамбулы, основного текста и переходных положений или сопроводительных приложений. . В настоящее время они применяются только в Великобритании и Новой Зеландии. Неписаная конституция имеет тот же объем предметов правового регулирования, что и писаная. Иными словами, неписаная конституция закрепляет форму правления, форму государственного устройства, структуру высших органов государственной власти, правовое положение личности и т. д. , но ее предписания содержатся не в едином документе, а в огромном числе источников права.

Статутное право. В эту группу источников включаются некоторые древние акты и ряд важнейших парламентских законов конституционного характера Общее право (судебное право, прецедентное право) сложившееся после норманского завоевания общее для всей Англии право, которое было создано королевскими судами и первоначально противопоставлялось местному обычному праву. Оно основывалось не на законе, а на общих принципах справедливости и разума, здравого смысла. Юридической базой общего права является прецедент.

§ Конституционные соглашения правила политической практики, которые считаются обязательными и неукоснительно соблюдаются теми, кого они непосредственно касаются.

По способу изменения, внесения поправок и дополнений конституции зарубежных стран также подразделяются на две группы. Жесткие конституции изменяются и дополняются в особом порядке, более сложном, чем тот, который принят для обычной законодательной процедуры. Если парламентские законы принимаются простым (50 % кворума + 1) большинством голосов, то для принятия поправок и дополнений к конституции устанавливается в самом основном законе особая процедура. По общему правилу конституция изменяется в том же порядке, в каком она была принята. Гибкие конституции изменяются и дополняются в том же порядке, что и обычные парламентские законы. Никаких особых процедур для этого случая не предусмотрено, так как отсутствует сам писаный текст основного закона. К этому типу относятся конституции Великобритании и Новой Зеландии.

Порядок принятия конституций. § Право на принятие первой или новой писаной конституции, обычно именуемое в литературе учредительной властью, может быть осуществлено трояко: представительным учреждением, избирательным корпусом и исполнительной властью.

1. Первые писаные конституции американская 1787 года и французская 1791 года были приняты представительными учреждениями, соответственно конвентом (учредительным собранием) и Генеральными штатами (парламентом). И в первом и во втором случае была осуществлена первоначальная учредительная власть.

2. Принятие конституции избирательным корпусом складывается из двух этапов - разработка проекта конституции и окончательное его одобрение, после чего она вступает в силу. 3. Принятие конституции односторонним актом исполнительной власти октроирование. Проект конституции составляется правительственным аппаратом без какого бы то ни было участия общественности. Разработанный таким способом проект утверждается и промульгируется главой государства.

В зарубежных странах конституционный надзор может применяться в двух основных видах. § 1. Осуществление конституционного контроля всеми судами общей юрисдикции (США, Аргентина, Мексика, Дания, Норвегия, Канада, Австралия, Индия, Япония). Эту систему называют также децентрализованной, или американской.

§ Второй вид конституционного надзора централизованный (либо европейский) применяется в тех странах, где для этой цели создаются специальные квази судеб ные органы, которые не входят в систему судов общей юрисдикции. Для этих органов § надзорная деятельность является единственной или главной функцией (ФРГ, Авст рия, Италия, Франция).

15. Соотношение личности и гражданина. Субъектом как политической правоспособности, так и политической дееспособности может быть только гражданин данного государства. Обычно в тексте основного закона содержится специальная глава, посвященная регламентации правового положения гражданина.

Основные социальноэкономические права и свободы. § Конституции и другие нормы конституционного (государственного) права зарубежных стран провозглашают права и свободы самого различного характера и содержания. Основные права и свободы можно подразделить на три группы в зависимости от характера отношений, возникающих между индивидуумом и государством, а также между самими индивидуумами. Во первых, личность как член гражданского общества наделяется определенными социально экономическими правами и свободами; во вторых, личность как член политической общности наделяется определенными политическими правами и свободами. § И, наконец, в третьих, как физическое лицо личность наделяется определенными личными правами и свободами. Мы рассмотрим социально экономические права и свободы. . Важнейшим из этих прав является право на владение и распоряжение частной собственностью.

18. Основные политические права и свободы. Основные права и свободы можно подразделить на три группы Во первых, личность как член гражданского общества наделяется определенными социально экономическими правами и свободами; во вторых, личность как член политической общности наделяется определенными политическими правами и свободами. в третьих, как физическое лицо личность наделяется определенными личными правами и свободами.

19. Личные права и свободы. § Во первых, личность как член гражданского общества наделяется определенными социально экономическими правами и свободами; § во вторых, личность как член политической общности наделяется определенными политическими правами и свободами. § в третьих, как физическое лицо личность наделяется определенными личными правами и свободами. Мы рассмотрим личные права и свободы. Личные права и свободы

§ 1. Территория федеративного государства в политико административном отношении не представляет собой единого целого: состоит из территорий субъектов федерации. Субъекты федерации юридически лишены права участия в международных отношениях. Субъекты федерации не обладают правом одностороннего выхода (право сецессии) из союза. § 2. Субъект федерации, как правило, наделяется учредительной властью (это фиксируется в Конституци Федерации), но его К. не должна протифоречить федеративной (ст. 6 конституции Швейцарского Союза: «Кантоны обязаны испрашивать у Союза гарантию для своих конституций [. . . ]") § 3. Субъекты федерации наделяются в пределах установленной для них компетенции правом издания законодательных актов. которые действуют только на территории субъекта федерации и должны соответствовать союзному законодательству. Принцип приоритета общефедерального закона является всеобщим для всех без исключения федераций (ст. 31 Основного закона ФРГ постановляет: «Федеральное право имеет перевес над правом земель»).

§ 4. Субъект федерации может иметь свою собственную правовую и судебную систему (пример США). § 5. Одним из формальных признаков федерации является наличие двойного гражданства.

§ 6. Длительное время обязательным признаком федеративной формы государственного устройства считалась двухпалатная структура союзного парламента (бикамерализм). . Нижняя палата орган общесоюзного представительства и избирается по территориальным избирательным округам. Верхняя палата представляет интересы субъектов федерации. § По методу формирования верхние палаты федеральных парламентов подразделяются на выборные (сенаты США, Мексики) и назначаемые (сенат Канады, бундесрат ФРГ). Установление принципов разграничения компетенции имеет большое значение: от этого зависит юридическое положение государственного образования в союзе и характер тех отношений, которые складываются между союзом и членами федерации.

§ Для стран с унитарной формой государственного устройства § (простыми или слитными) характерно наличие следующих основных признаков: § 1 Единая конституция, нормы которой применяются на всей территории страны без каких либо изъятии или ограничений. § 2. Единая система высших органов государственной власти (глава государства, правительство, парламент), юрисдикция ко § торых распространяется на территорию всей страны. § 3. Единое гражданство. Население унитарного государства имеет единую политическую принадлежность.

§ 4. Единая система права. Местные органы управления обязаны применять акты, принимаемые центральными органами государственной власти. Их собственная нормоустанавливающая деятельность носит сугубо подчиненный характер. § 5. Единая судебная система, которая осуществляет правосудие на всей территории страны, руководствуясь едиными нормами материального и процессуального права. Судебные органы местного значения § представляют собой звенья единой централизованной судебной системы.

§ 6. Территория унитарного государства подразделяется на административно территориальные единицы, которые не могут обладать какой либо политической самостоятельностью. Местные органы управления в той либо иной степени подчинены центральным органам государственной власти и центральной администрации. Таким образом, унитаризм предполагает централизацию всего государственного аппарата, прямой либо косвенный контроль над муниципальными органами, создаваемыми в административно территориальных единицах. Подавляющее большинство современных унитарных государства мононациональные (исключения Испания). Различия в степени и формах контроля со стороны центральной администрации над местными органами самоуправления дают определенные основания для деления унитарных государств на централизованные (Франция, Турция, Япония) и децентрализованные (Великобритания, Новая Зеландия), однако § это деление формально.

сисетма избрания президента. § В зависимости от вида республики и особенностей конституции можно наметить три системы избрания президента.

§ 1. Прямые выборы президента применяются во многих президентских республиках, где, как правило, глава государства занимает свой пост согласно процедуре, не предусматривающей § участие парламента (Мексика, Бразилия, Венесуэла, Панама, Парагвай, Перу, Колумбия, Коста Рика, Ю. Корея). Результаты голосования за выдвинутых кандидатов определяются по мажоритарной избирательной системе абсолютного либо относительного большинства. В выборах президента юридически принимают § участие все избиратели, внесенные в списки для голосования

§ 2. Косвенные выборы президента также в основном применяются в президентских республиках (США). При косвенных выборах президента избиратели выбирают коллегию выборщиков, которая затем избирает президента. Косвенные выборы президента по сути своей мало отличаются от прямых, так каккак они также создают для главы государства возможность противопоставить себя парламенту.

§ 3. В парламентарных республиках (за исключением Австрии, Ирландии, Исландии, где выборы президента прямые) президент избирается путем многостепенных выборов (чаще всего двухстепенных). Воля избирателей при многостепенных выборах опосредствуется в основном общенациональным представительным учреждением парламентом. В этой системе избрания президента можно выделить три разновидности.

§ 1. Президент избирается парламентом, в голосовании принимают участие только депутаты, никто другой к этой процедуре не допускается. § 2. Для избрания президента создается избирательная коллегия, состоящая из депутатов парламента и представителей органов честного самоуправления крупнейших административно терригориальных единиц.

§ 3. В некоторых федеративных государствах для избрания президента также формируется особая коллегия, состоящая из депутатов союзного парламента и представителей субъектов федерации. Во всех трех вариантах выборов президента парламентарной республики глава государства получает мандат от парламента, его власть производна и он не может самостоятельно противопоставить себя общенациональному представительному учреждению. Избранный таким путем президент обладает номинальными полномочиями и не играет существенной роли в § государственной жизни страны.

виды права вето § Отказ дать санкцию вето влечет за собой ряд серьезных правовых последствий.

три вида вето. 1. Абсолютное, или резолютивное вето состоит в том, что отказглавы государства утвердить принятый парламентом законопроект является окончательным и безусловным и преодолеть его нельзя. Абсолютное вето институт чисто феодальный, так как это право главы государства фактически сводит на нет все полномочия парламента. Юридически оно существует, фактически же оно пребывает в состоянии длительного летаргического сна.

Относительное, или отлагательное вето представляет собой такой запрет, налагаемый главой государства на законопроект, который либо может быть преодолен парламентом, либо носит временный характер. Принятый парламентом законопроект направляется для подписи главе государства, который в установленный срок (иногда этот срок не определен) может либо подписать его, санкционировать, либо отказать в санкции, т. е. наложить вето. Сам акт наложения вето состоит в том, что глава государства составляет послание, в котором излагаются его возражения против законопроекта. Опротестованный законопроект вместе с посланием направляется главой государства парламенту, который может поступить двояко:

а) принять возражения главы государства, внести соответствующие изменения в законопроект и вновь отправить его для получения санкции (капитуляция); б) отклонить возражения главы государства, для чего необходимо повторное одобрение законопроекта квалифицированным большинством голосов. Отлагательное вето в руках президента президентской рес публики является мощным действенным орудием, с помощью которого глава исполнительной власти активно вмешивается в законодательный процесс. Реальная сила вето в США настолько велика, что президент имеет возможность эффективно влиять на законодательный процесс посредством одной лишь угрозы его применения. Глава государства в парламентарной республике также наделен правом вето, но это немощное полномочие, бессильное орудие, применяемое крайне редко, да и то лишь по указанию правительства

3. Выборочное вето. Обычно глава государства может одобрить или опротестовать весь законопроект целиком, а не отдельные статьи его. Это создает массу неудобств, так как порою президенту или монарху приходится либо одобрять законопроект с неугодными ему статьями, либо опротестовывать в целом приемлемый законопроект из за неугодных ему статей. Короче говоря, вето оружие негибкое, так сказать, стратегическое. Этим иногда пользуются парламенты, включая в крайне необходимые правительству законопроекты статьи, которые, будь они сформулированы в виде отдельного билля, были бы заведомо отвергнуты президентом. Выборочное вето явление довольно редкое. В США, например, этим правом пользуются лишь губернаторы некоторых штатов. Президент лишен такой возможности.

Конституционное право - это отрасль права, которая устанавливает и закрепляет основы государственного устройства, обеспечивает соблюдение прав человека, регулирует порядок формирования органов государственной власти и принципы их деятельности.

Конституционное право является ведущей отраслью по отношению ко всем остальным отраслям права, потому что, во-первых, общественные отношения, которые регулируются нормами конституционного права, выражают наиболее важные стороны деятельности государства; во-вторых, конституционное право ведущее по своему источнику - конституции; в-третьих, нормы конституционного права определяют основные принципы правового регулирования в целом, так как в конституции содержатся базовые нормы всех отраслей системы права. Эти нормы находят свое развитие и конкретизацию в специальных отраслях права. Именно поэтому считают, что конституционное право составляет ядро системы права.

Предметом конституционного права является система общественных отношений, которые выступают в качестве господствующих отношений в обществе, характеризуют саму природу общества и государства, его политическую, экономическую системы, положение личности в обществе. Таким образом, предметом конституционного права являются:

1) отношения, характеризующие основы конституционного строя;

2) взаимоотношения личности с обществом и государством (основы правового положения личности, т.е. права и свободы граждан);

3) установление основ федеративного устройства и национально-государственных отношений;

4) вопросы организации государственной власти и органов местного самоуправления.

Метод конституционного права. Одним из способов конституционно-правового регулирования общественных отношений является метод обязывания. Именно в такой форме провозглашается ряд норм конституционного права (например, ст. 58 Конституции РФ "Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам"). В конституционном праве известен также метод дозволения, применяемый в основном к регулированию статуса граждан или для определения полномочий государственных органов (например, ст. 34 Конституции РФ " Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и иной не запрещенной законом деятельности"). В конституционном праве применяется и метод запрещения (например, ст. 50 Конституции РФ "Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление").

Субъекты конституционного права:

1) граждане;

2) предприятия, учреждения, организации (государственные и негосударственные);

3) государственные органы;

4) органы местного самоуправления;

5) общественные объединения;

6) территориальные образования.

Источники конституционного права:

1) Конституция (Основной Закон);

2) федеральные конституционные законы;

3) федеральные законы, регулирующие общественные отношения, составляющие предмет конституционного права (например, Закон РФ " О гражданстве Российской Федерации");

4) законы субъектов федерации по вопросам совместного ведения (ст. 72 Конституции РФ);

5) подзаконные нормативно-правовые акты (указы Президента, постановления Правительства и др.), содержащие нормы конституционного права.

Особенности норм конституционного права:

1. Большинство норм конституционного права носит обобщенный характер.

Они излагаются на уровне принципов. Например, ст. 2 Конституции РФ: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства".

2. Как правило, нормы конституционного права не обладают трехчленной структурой. В них есть гипотеза и диспозиция, но лишь несколько статей Конституции РФ содержат санкцию.

3. Нормы конституционного права обладают высшей юридической силой по отношению к нормам других отраслей права. Они являются нормами прямого действия, т.е. должны применяться непосредственно без подтверждения нормами специальных отраслей права. Исключение составляют нормы международного права, которые имеют приоритет по отношению к нормам конституционного права с точки зрения свободы личности, прав человека и гражданина.

4. Нормы конституционного права носят учредительный характер, т.е. определяют правовой статус каждого субъекта конституционного права.

Особенность норм конституционного права в том, что применять их могут только государство или муниципальные органы. Граждане могут ими только пользоваться.

Виды норм конституционного права:

1) нормы-принципы (содержат общие положения правового регулирования, например, гл. 1 Конституции РФ);

2) нормы - исторические справки (эти нормы содержатся в преамбуле Конституции РФ и указывают на незыблемость существующих отношений);

3) нормы программного характера (эти нормы содержат в себе установки на перспективу развития общества);

4) констатирующие нормы (закрепляют существующие на момент принятия конституции отношения);

5) устанавливающие нормы (определяют порядок формирования органов государства и круг их полномочий, а также определяют основные права и свободы граждан).

Конституционно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права или возникшие на их основе связи между субъектами конституционного права. Специфика конституционно-правовых отношений состоит в том, что большинство из них выражает всеобщность прав и обязанностей, т.е. в этих отношениях могут участвовать либо все субъекты конституционного права, либо большие группы людей. Конституционно-правовые отношения образуют основу правового регулирования в сфере политической организации государственной власти.

Конституционно-правовые отношения образуют систему конституционного права, состоящую из совокупности правовых институтов, которые располагаются в определенной последовательности и находятся во взаимодействии друг с другом.

Правовой институт конституционного права – это определенная часть конституционных норм, регулирующих отдельные разновидности общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли права.

Конституционное право состоит из следующих правовых институтов:

1) государственного и общественного устройства;

2) правого положения личности в обществе (права и свободы граждан);

3) политического многообразия и многопартийности;

4) парламентаризма;

5) президентства;

6) гражданства и др.

Таким образом, система конституционного права характеризуется объективными критериями деления отрасли на отдельные структурные подразделения, в основе которых лежат реальные общественные отношения.

  1. Понятие, предмет конституционного права.
  2. Конституционно-правовые нормы.
  3. Конституционно-правовые отношения.
  4. Источники конституционного права, их понятие и виды.

§ 1. Понятие, предмет конституционного права

Конституционное право зарубежных стран сформировалось как самостоятельная и автономная отрасль национального права на рубеже XVIII и XIX столетий. Это связано со спецификой и социальным предназначением конституционного права, которое призвано оградить и защитить интересы человека от возможных неправомерных покушений со стороны государства, его органов и должностных лиц. Для этого необходимо ограничение публичной власти строгими рамками права, и тем более — пресечение возможности злоупотреблений и произвола с ее стороны.

В условиях господства абсолютизма или деспотической власти возможность формирования особой системы норм, которые должны ограничить эту власть, была почти исключена. Это, конечно, не означает, что те или иные институты конституционного права не могли появиться в сравнительно далеком прошлом. Они знакомы и Древней Элладе и Древнему Риму, откуда пришло понятие «демократия», а также ряд других. До сих пор в Великобритании к числу основополагающих актов конституционного значения относят Великую хартию вольностей Иоанна Безземельного, принятую в 1215 г., Хабеас корпус акт, принятый в 1679 г., и ряд других нормативных правовых актов, издан-ных еще в эпоху Средневековья. Однако только свержение абсолютизма и ликвидация деспотических режимов создали реальные условия и предпосылки для формирования конституционного права. Они стали решающим условием появления особой системы правовых норм, которые призваны были утвердить как высшей ценности свободу индивида, права и свободы человека и этим высшим ценностям порядок формирования, организацию и осуществление государственной власти.

Становление конституционного права как отрасли национального права - это сравнительно длительный и далеко не всегда прямолинейный процесс сложения отдельных норм и институтов в систему, регулирующую конституционно-правовые отношения. Тем не менее можно с большой долей уверенности говорить о том, что именно эпоха антифеодальных освободительных стала периодом утверждения конституционного права в качестве самостоятельно, ведущей отрасли национального права.

Российское право представляет собой совокупность общеобязательных норм, правил поведения, установленных (санкционированных) государством, исполнение которых обеспечивается также государством. Будучи единым по своей сущности, содержанию и предназначению, право подразделяется на составные частиотрасли .

Отрасль права — это самостоятельная часть правовой системы, совокупность правовых норм, регламентирующих специфическим методом качественно однородные общественные отношения. К числу отраслей права относятся: конституционное (государственное), административное, гражданское, финансовое, трудовое, уголовное, уголовно-процессуальное, экологическое и др.

Необходимость большого многообразия отраслей права в правовой системе обусловлена широтой и многообразием общественных отношений, регулируемых правовыми нормами. Эта необходимость вызвана также практикой правоприменительной деятельности. Деление права на отрасли помогает изучению права, совершенствованию нормативных актов.

Таким образом, конституционное право как отрасль права представляет собой совокупность правовых норм национального законодательства, регулирующих специфическим методом качественно однородные общественные отношения.

Почему конституционное право в Российской Федерации является основной, главной отраслью национальной системы права? Тому есть следующее подтверждение.

Во-певых, конституционное право является базой для других отраслей. Это связано с тем, что в нормах конституционного права формируются те отправные начала, которые составляют как бы основу для других отраслей права. Так, например, положения ст. 8 Конституции РФ лежат в основе хозяйственного и гражданского права; ст. 9 — земельного права; ст. 37 — трудового права и т. д. Связь между конституционным (государственным) правом и другими отраслями нельзя сводить только к определяющему, ведущему положению конституционного. В свою очередь нормы других отраслей конкретизируют правила поведения, установленные нормами конституционного (государственного) права.

Конституционное право как отрасль права — единая органичная система. Его нормы сгруппированы по отдельным государственно-правовым институтам, с учетом специфики как содержания, так и значения в регулировании тех или иных видов общественных отношений.

Во-вторых, основным источником конституционного права является Конституция, а источники всех иных отраслей права исходят из норм, институтов и принципов государственного (конституционного) права. Как подчеркивается в ст. 15 Конституции РФ, «законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».

В-третьих, Конституция регламентирует законодательный процесс — порядок внесения на рассмотрение и обсуждение законопроектов, являющихся источниками других отраслей права, принятия законов и введение их в действие.

В юридической науке основными критериями деления права на отрасли являютсяпредмет и метод правового регулирования .

Предмет правового регулирования составляют качественно однородные общественные отношения, на которые направлено воздействие группы норм той или иной отрасли права.

Предметом государственного (конституционного) права как отрасли российского права являются общественные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием:

  • основ конституционного строя Российской Федерации, суверенитета народа и форм его осуществления, принципов государственного устройства и разделения властей, социального и светского характера государства, идеологического многообразия, верховенства Конституции в государстве;
  • взаимоотношений между государством и личностью, правовых основ статуса российских граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан, находящихся на территории России, прав и свобод человека и гражданина и гарантий их реализации;
  • федеративного устройства России, состава и компетенции ее субъектов, исключительной компетенции федерации и предмета совместного ведения федерации и субъектов, верховенства федеративных законов над правовыми актами субъектов и т. д.
  • организации и функционирования системы высших органов Российской Федерации: Президента, Федерального Собрания, Правительства, органов судебной власти, а также местного самоуправления;
  • назначение, организация, проведение выборов, определение итогов голосования как в высшие органы государственной власти, так и в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

Под методом правового регулирования понимаются специфические приемы, способы воздействия на общественные отношения со стороны государства (его органов) с помощью правовых норм.

Способом воздействия государства на общественные отношения, составляющие предмет конституционного права, является наделение одной из сторон государственно-властными полномочиями. Такой метод регулирования получил в юридической науке наименование«метод властеотношений».

Соответственно на другую сторону (стороны) этих отношений возлагается обязанность подчиняться велениям стороны, наделенной такими полномочиями. Разновидностью способов воздействия государства на общественные отношения, входящие в предмет конституционного права, являетсяустановление конкретных правомочий и обязанностей участников отношений (организация выборов, деятельность депутатов, реализация компетенции государственными органами и др.).

Методу регулирования общественных отношений, составляющих предмет конституционного права, свойственны такие особенности, какполитико-правовой характер регулирования (закрепление в Конституции моральных принципов, категорий общественных идеалов и т. д.).

Метод конституционного (государственного) права использует и такие классические способы воздействия на участников общественных отношений, как дозволение, запрет, возложение обязанностей, установление равенства сторон в отношениях.

Таким образом, определив предмет конституционного права и особенности его метода, можно сформулировать понятие конституционного (государственного) права как отрасли российского права.

Конституционное (государственное) право это ведущая отрасль российского права, представляющая совокупность правовых норм, установленных (санкционированных) государством, в которых закреплены основы конституционного строя Российской Федерации, взаимоотношений между государством и личностью, федеративного устройства России, организации и деятельности системы органов государственной власти и местного самоуправления, избирательное право и избирательная система.

§ 2. Конституционно-правовые нормы

Конституционно-правовым нормам присущи общие признаки, что и всем правовым нормам:

  • устанавливаются (санкционируются) государством;
  • определяют общественные границы возможного и должного поведения субъектов;
  • их реализация в необходимых случаях обеспечивается принудительными государственными мерами;
  • выступают государственным регулятором типового общественного отношения;
  • имеют обязывающе-представительный характер.

Особенности конституционно-правовых норм обусловлены их отраслевой принадлежностью и состоят в следующем:

  • содержание конституционно-правовых норм (обусловлены сферой общественных отношений, на регулирование которых они направлены);
  • своеобразие источников, в которых они выражены (Конституция РФ, федеральные конституционные законы и др.);
  • своеобразие видов конституционно-правовых норм (большое количество по отношению с другими отраслями права общерегулятивных норм: нормы-принципы, нормы-определения, нормы-задачи);
  • учредительный характер содержащихся в конституционно-правовых нормах предписаний (эти нормы базовые, первичные для других отраслей права);
  • особый механизм реализации (связана не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния. Например, состояние в гражданстве РФ);
  • особенности структуры конституционно-правовых норм (для них не характерна трехчленная структура, выделяемая в правовой норме: гипотеза, диспозиция, санкция. В них обычно имеются гипотеза и диспозиция, в отдельных случаях — санкция).

Виды конституционно-правовых норм:

  • по содержанию (по кругу регулируемых общественных отношений):
  • нормы, закрепляющие основы общественного строя;
  • нормы, закрепляющие основы правового статуса человека и гражданина;
  • нормы, закрепляющие национально-государственное устройство;
  • нормы, закрепляющие систему, порядок организации и компетенцию органов государства и местного самоуправления;
  • нормы, закрепляющие избирательное право РФ;
  • по юридической силе:
  • нормы, выраженные в Конституции РФ;
  • нормы федеральных конституционных законов РФ;
  • нормы федеральных законов РФ;
  • нормы нормативных указов Президента РФ;
  • нормативно-правовые акты Правительства РФ и т. д.;
  • по территории действия:
  • нормы, действующие на всей территории РФ;
  • нормы, действующие на территории субъекта РФ (республики, края, области, города федерального значения, автономного округа, автономной области);
  • местные правовые нормы.
  • по характеру предписания, содержащегося в норме:
  • управомочивающие (закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в них действия, определяют рамки правомочий соответствующих субъектов). Например, нормы, закрепляющие компетенцию РФ, ее субъектов (ст. 71—73 Конституции РФ);
  • обязывающие нормы (устанавливают обязанность совершить определенные положительные действия, избрать тот вариант поведения, который соответствует их требованиям). Например, ч. 3 ст. 107 Конституции РФ обязывает Президента РФ подписать в течение 7 дней и обнародовать федеральный закон, если при повторном рассмотрении Государственной Думой и Советом Федерации он одобрен в ранее принятой редакции;
  • запрещающие нормы — запрещают совершать определенные действия (злоупотреблять властью, нарушать права граждан).

§ 3. Конституционно-правовые отношения

Специфика конституционно-правовых отношений заключается, прежде всего в том, что в них присутствует в той или иной степени публично-правовой элемент. Субъективные права участников правоотношения реализуются через определенные правомочия. Эти правомочия возникают на основе субъективных прав и принадлежат каждому человеку независимо от их урегулированности нормами права, но реализуются они юридически в опреде-ленной и специфичной правовой оболочке. Так, субъективное право каждого гражданина на личную неприкосновенность существует независимо от того, записано оно в законе или нет. Тем не менее реализуется это право в результате наличия у субъекта-носителя этого права правомочия требовать соблюдения правил, гарантирующих его личную неприкосновенность, чему соответству-ют определенные обязанности государства и третьих лиц.

Обычно на конституционно-правовом уровне это находит свое отражение в постановлении, запрещающем произвольное лишение свободы и устанавливающем, что то или иное лицо может быть задержано или арестовано только на основе судебного решения или постановления иного специально уполномо-ченного независимого органа, который, действуя на основе за-кона, вправе санкционировать применение мер, связанных с лишением свободы.

Иначе говоря, субъективное право человека на личную неприкосновенность, так же как и остальные субъективные права, реализуется посредством определенных правомочий, которые предоставляют возможность индивиду требовать их исполнения и обязывают государственные органы, администрацию или должностных лиц, или третьих лиц неукоснительно соблюдать это законное право и принимать меры к его реализации. Таким образом, в случае, когда правоотношение возникает на основе или в силу неотъемлемо присущих человеку субъективных прав, реализация этого права, обеспечение гарантий его осуществления и его защиты требуют вмешательства публичной власти, принятия мер, необходимых для ограждения и реализации этого права. И в свою очередь непринятие таких мер со стороны государства и его представителей должно повлечь за собой определенные формы ответственности, устанавливаемые законом.

Норма права устанавливает, как правило, дозволенную меру поведения. Это справедливо и для такой отрасли, как конституционное право. Специфика этого права заключается в том, что данная норма дозволенного поведения адресуется не только и не столько физическим лицам, сколько государству и его органам. Это объясняет, отчасти, почему в конституционном праве преобладают нормы, регламентирующие структуру государства, систему органов государства, условия и порядок их функционирования.

§ 4. Источники конституционного права, их понятие и виды

В правовой доктрине под источниками права понимаются внешние формы выражения права. К источникам права следует отнести конституции, нормативные правовые акты, обычаи, прецеденты, международно-правовые акты, общие принципы права. В настоящее время все возрастающую роль приобретают юридические акты наднациональных правовых образований, например европейское право (охватывающее право Европейских Сообществ, право Европейского Союза и европейскую систему защиты прав человека, в рамках которой особо важная роль принадлежит праву Совета Европы). Нормы этого права имеют прямое действие и обладают верховенством по отношению к нормам права, создаваемым самим национальным государством.

В большинстве государств основной массив источников конституционного права составляют нормативные правовые акты. Законом в формальном смысле слова является нормативный акт, принятый в соответствии со специальной процедурой соответствующим законодательным органом, формируемым на основе всеобщего избирательного права. Наряду с законом в формальном смысле слова используется и понятие закона в материальном смысле. Речь в данном случае идет о нормативном правовом акте, независимо от процедуры его принятия, который по своей значимости и кругу регулируемых отношений имеет столь же большое значение, как и закон в формальном смысле слова. Кроме того, в целом ряде стран существует практика делегированного законодательства, при которой парламент передает исполнительной власти свои полномочия по изданию закона, устанавливая обычно специальные условия применения таких актов.

Законодательные акты различаются по своему статусу и юридическому режиму. Они образуют своего рода иерархическую структуру, местом в которой определяется юридическая сила данного закона. Ведущая роль в национальном законодательстве всех стран принадлежит конституции, за ней следуют конституционные и органические законы, и затем — текущее или обычное законодательство.

Конституция как основной источник конституционного права

В подавляющем большинстве государств конституция представляет собой главный законодательный акт государства. Она разрабатывается и принимается на основе специальной особо усложненной процедуры. Один из главных юридических признаков конституции — ее верховенство.

В конституции фиксируются основные права и свободы, принципы общественного и государственного устройства. Структура конституции, как правило, предопределяет и общую структуру конституционного права как отрасли национального права. В конституции находят свое отражение и закрепляются те ценности и ценностные ориентиры, которые определяют общественное и государственное развитие. Конституционные принципы лежат в основе построения всей национальной системы права и во многом предопределяют характер образующих ее отраслей.

В настоящее время проявляется еще одна тенденция, весьма важная для характеристики конституции как источника права — установление внутренней иерархии норм самой конституции. В рамках законодательного текста вычленяются постановления, которые пользуются особой конституционной защитой, не подлежат пересмотру или для пересмотра которых устанавливается более сложная процедура, чем для других статей или разделов конституции.

Конституционные и органические законы

В некоторых странах конституционными законами именуют те акты, посредством которых вносятся изменения в конституцию. Органическими, как правило, называют такие законы, издание которых предусмотрено непосредственно в конституции и которые как бы представляют собой продолжение и развитие конституционных постановлений.

Конституционный закон, вносящий изменения в конституцию, принимается в соответствии с процедурой, предусмотренной для принятия поправок к конституции. Обычно это особо усложненный процесс, поскольку подавляющее большинство писаных конституций является жесткими конституциями. Несколько отличается порядок принятия органических законов. Он неодинаков в различных странах, но тем не менее для применяемой при его принятии процедуры характерно либо ограничение круга субъектов права законодательной инициативы, либо требование вотирования законопроекта только абсолютным большинством голосов, а в некоторых странах органические законы подлежат обязательному направлению до подписания главой государства на проверку в орган конституционного контроля.

Обычные или текущие законы

Эти законы образуют основную массу законодательных актов, принимаются на основе процедуры, непосредственно предусмотренной в основном законе государства, и могут охватывать чрезвычайно широкий круг вопросов.

Важную составную часть нормативных правовых источников конституционного права образуют акты исполнительной власти. К ним относят акты, издаваемые главой государства или от имени главы государства, а равно акты, принимаемые правительством. Иногда в их число включают также некоторые категории ведомственных актов (министерские постановления, инструкции), а равно акты муниципальных органов.

Обычай как источник конституционного права

Под обычаем в конституционном праве принято понимать неоднократно применяемое правило, чаще всего санкционированное государством в лице судебных органов, которое применяется при регулировании определенных общественных отношений, относимых к сфере конституционного права. Наиболее значительное место обычай занимает в странах англосаксонского права. Так, в Великобритании, установленный обычаем порядок формирования правительства, роль и полномочия кабинета — прерогативы премьер-министра.

Наряду с обычаем в традиционном смысле этого слова в целом ряде стран, особенно стран третьего мира, при регулировании конституционно-правовых отношений в качестве источника права могут использоваться обычаи и традиции, свойственные корпоративному праву. В мусульманских странах чрезвычайно важна роль адата и шариата. В странах тропической Африки, а также бассейна Тихого океана довольно широко распространено использование так называемого традиционного права, т. е. неписаных обычаев, восходящих еще к условиям племенной жизни.

Судебный прецедент

В странах англосаксонского права именно судебный прецедент является основным источником права вообще и в значительной мере — источником конституционного права. Господство судебного прецедента, несомненно, порождает большую казуистичность правовой системы, требует значительно более высокого профессионализма при работе с правовым материалом. Тем не менее в правовой доктрине в целом превалирует мнение, что сфера конституционно-правовых отношений, как и сфера публичного права вообще, подлежит регулированию в решающей степени писаным конституционным правом.

Значимость судебного прецедента получает в последние годы определенное подтверждение и подкрепление на международно-правовом уровне, на уровне деятельности судебных учреждений интеграционных образований и группировок. Так, Суд Европейских Сообществ, чьи решения являются обязательными и окончательными для всех стран Европейского Союза, применяющих европейское право, признает свои решения судебным прецедентом, ссылается на этот прецедент в своих последующих решениях.

В доктринальном плане нередко проводятся различия между императивным и индикативным прецедентом. Первый принадлежит, безусловно, к числу источников права, поскольку подлежит обязательному применению судами. Во втором случае судебное решение признается обязательным только для спорящих сторон, но не является обязательным для третьих лиц.

Нормативно-правовые акты интеграционных объединений государств и международные договоры

Право Европейских Сообществ по общему правилу обладает верховенством по отношению к национальному праву государств-членов. Оно имеет прямое действие, т. е. порождает права и обязанности не только государств и институтов, но и частных (физических и юридических) лиц. Нормы права Сообществ напрямую интегрируются в национальные системы права и подлежат обязательному применению властями государств-членов и их судебными органами. Европейское право обеспечено юрисдикционной защитой. Граждане государств-членов, входящих в Евросоюз, автоматически становятся гражданами Европейского Союза. Их права и интересы, основанные на нормах права ЕС, подлежат защите национальными судебными органами и судебными учреждениями Евросоюза.

Весьма близким к нормативно-правовым актам интеграционных объединений является правовой режим международных договоров и соглашений.

Общие принципы права и конституционное право

Общие принципы права представляют собой концентрированное выражение наиболее важных сущностных черт и ценностей общей системы права. В них находят свое правовое выражение наиболее важные демократические ценности, свойственные современному развитому государству. Так, Маастрихтский договор 1992 г. о создании Европейского Союза содержит статью, которая прокламирует в качестве основных принципов европейского права права и свободы человека, закрепленные в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., а равно относит к ним те, которые вытекают из конституционных традиций, общих для конституционного строя всех государств-членов ЕС.

Несоответствие нормы материального и процессуального характера общим принципам права порождает ее ничтожность и недействительность вынесенного на ее основе решения. Все это позволяет сделать вывод о том, что общие принципы права представляют собой в настоящее время важный юридический инструмент.

В некоторых случаях к числу источников права относят также доктринальные построения и труды выдающихся специалистов в области конституционного права. Воздействие данных трудов проявляется за счет своего влияния на формирование правосознания судей и иных должностных лиц, призванных применять право на практике.

Виды источников Конституционного права РФ в формально-юридическом смысле:

1. Нормативно-правовой акт это официальный документ, содержащий юридические нормы, а также положения, отменяющие или изменяющие действующие нормы.

Виды нормативно-правовых актов:

  • законы — это нормативные юридические акты высшего государственного (представительного) органа или непосредственно народа, обладающие высшей юридической силой и содержащие первичные (изначальные) правовые нормы страны.

В зависимости от юридической значимости к ним относятся:

  • конституция это основной источник права, регулирующий наиболее важное в сфере общественных отношений (основы государственного и общественного строя, организацию и систему государственной власти и управления, государственное устройство, права и свободы человека и гражданина, избирательную систему):
  • Конституция Российской Федерации;
  • Конституции республик в составе РФ;
  • федеральные конституционные законы - это такие законы, которые:
  • во-первых, приняты по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ (ч. 1 ст. 108:предусматривается принятие 12 Федеральных Конституционных законов — изменение статуса субъекта РФ (ч. 5 ст. 66), государственный герб, гимн и флаг РФ (ч. 1 ст. 70), режим военного положения (ч. 3 ст. 87), режим чрезвычайного положения (ст. 88), порядок деятельности Уполномоченного по правам человека (п. «д» ст. 103), порядок деятельности Правительства РФ (ч. 2 ст. 114) и т. д.;
  • во-вторых, приняты квалифицированным большинством голосов, то есть не менее чем 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее чем 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (ч. 2 ст. 108);
  • в-третьих, не подлежат отклонению Президентом РФ, предусмотрено обязательное подписание в течение 14 дней и обнародование;
  • федеральные законы - это законы, принимаемые Государственной Думой РФ в обычном порядке (согласно статьям 104-107 Конституции РФ) и не требующих квалифицированного большинства голосов депутатов Государственной Думы, могут быть отклонены Президентом РФ и направлены на новое рассмотрение;
  • уставы (краев, областей, автономных образований, городов федерального значения);
  • законы, принимаемые в субъектах Федерации (по вопросам совместного ведения с федерацией и по вопросам исключительного ведения субъекта федерации, принимаются представительными (законодательными) органами и не могут противоречить Конституции РФ и Федеральным законам).

2. Указы Президента РФ — это нормативно-правовые акты, не противоречащие Конституции РФ и законам РФ, обязательные для исполнения на всей территории РФ, своеобразие которых связано с компетенцией Президента.

Виды указов:

  • в зависимости от характера полномочий:
  • указы в границах собственных полномочий;
  • указы на основе полномочий, делегированных Парламентом;
  • указы, подлежащие утверждению Советом Федерации (о введении военного положения, чрезвычайного положения, представление на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного суда, Генерального прокурора);
  • по юридической значимости:
  • нормативные указы (содержат нормы права, регулируют различные сферы общественной жизни);
  • правоприменительные (носят индивидуально-разовый характер).

3. Иные правовые акты нормативного характера (исходя из анализа Конституции РФ), если они регулируют государственно-правовые отношения:

  • постановления (обеих палат Федерального Собрания, Правительства, государственных комитетов и ведомств, краевой, областной, городской, районной администрации);
  • распоряжения (Президента, правительства, главы администрации);
  • приказы, инструкции, указания и иные ведомственные акты;
  • акты представительных органов местного самоуправления — решения;
  • акты прямого народного волеизъявления — решения референдумов, итоги выборов, народных собраний;
  • судебный прецедент (от лат. praecedens — предшествующий) — это решение по конкретному делу, являющееся обязательным для судов той же или низшей инстанции при решении аналогичных дел (такой силой обладают решения Конституционного Суда РФ);
  • нормативные договоры — это соглашения двух или более субъектов, которым государство придает общеобязательный характер;
  • международные договоры;
  • внутригосударственные договоры (Федеративный договор в РФ) и соглашения.

Согласно Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15).

Эти положения почти дословно воспроизводятся в Законе «О международных договорах Российской Федерации» (ч. 1, 2 ст. 5). Они устанавливают принципиально новый порядок взаимодействия международного и внутреннего права, отвечающий реалиям современной международной жизни;

  • декларация (с фр. declaration — заявление) — это политико-правовые акты, имеющие целью придать им торжественный характер, подчеркнуть их особо важное значение для государства. В Российской Федерации приняты: Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Декларация о языках народов России от 25 октября 1991 г., Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г.;
  • общепризнанные принципы и нормы международного права (согласно ст. 15 и 17 Конституции РФ).