Как нас обманывает ЖКХ: завышение тарифов по коммуналке.

Вопрос экономии средств на коммунальных услугах волнует сейчас большинство жителей многоквартирных домов. В том случае, если приборы учета не установлены, оплата энергоресурсов, которые потребляет многоквартирный дом, производится по действующим в регионе нормативам потребления коммунальных услуг.

Норматив потребления устанавливает какое количество воды или, например, тепла, Вы будете оплачивать ежемесячно – если в квартире или доме не установлены счетчики. Норматив на коммунальные услуги устанавливается на региональном уровне. В Москве, например, действующие нормативы устанавливает Правительство города Москвы, а в северной столице – комитетом по тарифам Санкт-Петербурга.

Оплата по нормативу и повышение нормативов потребления коммунальных услуг.

Оплата по нормативу за отопление производится в том случае если в доме не установлен общедомовой счетчик тепла. Оплата электроэнергии, водоснабжения, водоотведения и газа производится по установленным нормам если не установлен индивидуальный прибор учета. При этом необходимо так же учитывать то, что согласно Постановления Правительства РФ от 16 апреля 2013 № 344, в случае отсутствия у потребителей приборов учета (коллективных или индивидуальных), при наличии технической возможности их установки, к нормативам потребления коммунальных услуг в жилых помещениях будут применяться повышающие коэффициенты.

  • С 1 января по 30 июня 2015 г. – 1,1.
  • С 1 июля по 31 декабря 2015 г. – 1,2.
  • С 1 января по 30 июня 2016 г. – 1,4.
  • С 1 июля по 31 декабря 2016 г. – 1,5.
  • С 2017 г. – 1,6.

Таким образом, если у Вас в доме не установлен коллективный прибор учета тепла, и Вы оплачиваете, к примеру, 1 тысячу рублей в месяц за отопление, то с 1 января 2015 года сумма увеличится до 1 100 рублей, а с 2017 года – до 1600 рублей. И это – без учета увеличения самого тарифа на тепло, который, судя по всему, будет только расти. Повышающие коэффициенты распространяются на все виды коммунальных услуг, то есть описанный выше пример касается так же холодного и горячего водоснабжения, электроэнергии и газа если внутри квартиры не будут установлены соответствующие счетчики. Все это так же коснется отопления, водоснабжения и электроэнергии затрачиваемых на общедомовые нужды. В связи с этим, если Вы до сих пор производите оплату воды или электричества не по счетчику, рекомендуем в ближайшее время заняться решением вопроса об их установке.

Действующие на 2013 год в Москве нормативы потребления коммунальных услуг.

Отопление.

На основании постановления Правительства Москвы от 11 января 1994 г. N 41 “О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам жилищных субсидий” действует норматив на теплоснабжение:

1. Норматив расхода тепловой энергии на отопление жилых помещений: 0,016 Гкал/кв. м

2. Норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды: 0,294 Гкал/чел.

Водоснабжение и водоотведение

Согласно постановления Правительства Москвы от 28 июля 1998 г. N 566 “О мерах по стимулированию энерго- и водосбережения в г. Москве – действует норматив на водоснабжение и водоотведение:

Водоотведение

Холодная вода

(куб. м на 1 человека в месяц)

Горячая вода

(куб. м на 1 человека в месяц)

Жилые дома, оборудованные водопроводом, канализацией, ваннами с централизованным горячим водоснабжением 11,68 6,935 4,745
Жилые дома, оборудованные водопроводом, канализацией, ваннами с многоточечными газовыми нагревателями 9,86 9,86
Жилые дома, оборудованные канализацией, водопроводом с газовыми нагревателями у ванн 9,49 9,49
Жилые дома гостиничного типа, оборудованные водопроводом, газом и горячим водоснабжением 7,31 4,386 2,924
Жилые дома с водопроводом, канализацией, без ванн, с газопроводом 4,57 4,57
Жилые дома с водопользованием из водозаборных колонок 1,83 1,83
Для полива посадок на приусадебных участках в течение поливочного сезона (май – сентябрь, 153 дня, 16 поливок вмесяц) на 1 кв. м 0,16

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12

адрес электронной почты: [email protected]

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Дело № А40-194641/16
г. Москва
26 января 2017 г.

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе

судьи Яремчук Л.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

ПАО «МОЭК»

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.12.2016,

по делу № А40-194641/16,

принятое судьей Поздняковым В.Д.,

в порядке упрощенного производства

по исковому заявлению ТСЖ ВСК «Бастион»

(ОГРН 1097746358412, 109263, ул. Шкулева, д. 9, к. 2)

к ПАО «МОЭК»(ОГРН 1047796974092, 119048, г. Москва, ул. Ефремова, д. 10)

третье лицо: ГБУ «ЕИРЦ г. Москвы»

о взыскании неосновательного обогащения,

без вызова сторон,

УСТАНОВИЛ:

ТСЖ ВСК «Бастион» обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском о взыскании с ПАО «МОЭК» неосновательного обогащения в сумме 196 767 руб.90 коп..

Решением суда от 06.12.2016 года требования ТСЖ ВСК «Бастион» удовлетворены. При принятии решения суд исходил из обоснованности и документального подтверждения заявленных требований.

ПАО «МОЭК» не согласилось с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, указав на неправильное применение судом норм материального права.

ТСЖ ВСК «Бастион» представило письменный отзыв, в котором считает доводы апелляционной жалобы необоснованными и просит решение суда оставить без изменения.

Рассмотрев дело в порядке статей и , Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без вызова сторон, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела (п.1 ч.1 ст. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

01.01.2011 года между ТСЖ ВСК «Бастион» и ПАО «МОЭК» заключен договор теплоснабжения № 05.401089-ТЭ, по условиям которого теплоснабжающая организация обязуется поставить (отпустить) потребителю через присоединенную тепловую сеть тепловую энергию для нужд отопления, вентиляции, кондиционирования, сушки для собственных нужд или оказания коммунальных услуг гражданам, а потребитель обязуется принять тепловую энергию и оплатить её.

Согласно пункта 6.8.1. договора, при отсутствии прибора (узла) учета, непредставлении абонентом отчетной ведомости и справки о количестве потребленной тепловой энергии и воды для нужд горячего водоснабжения за расчетный период в сроки, предусмотренные пунктом 3.4. договора, расчет стоимости потребленной абонентом тепловой энергии и воды для нужд горячего водоснабжения производится по показаниям узла учета, установленного на ЦТП, с учетом расчетных тепловых нагрузок, без последующего перерасчета.

Как следует из материалов дела, спор между сторонами возник в связи с определением объема поставки тепловой энергии по договору теплоснабжения № 05.401089-ТЭ от 01.01.2011 года в многоквартирный дом по адресу: г.Москва, ул.Шкулева, дом 9, корпус 2, в котором были неисправны общедомовые приборы учета.

ТСЖ ВСК «Бастион» считает неправомерным увеличение норматива потребления коммунальной услуги по отоплению на коэффициент 12/7, и наличие на стороне ответчика неосновательного обогащения за ноябрь 2015 года в сумме 196 767 руб.90 коп., что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями, выставленными счетами на оплату.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, пришел к выводу об отсутствии у ответчика правовых оснований для удержания денежных средств в размере заявленных истцом требований, указав, что применение коэффициента 12/7 не предусмотрено Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 307 от 23.05.2006 года.

Между тем выводы суда первой инстанции не соответствуют требованиям действующего законодательства.

Правовое регулирование отношений энергоснабжения предусмотрено § 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации. Помимо правил § 6 гл. 30 Гражданского кодекса Российской Федерации, к договору энергоснабжения как одному из видов договора купли-продажи в силу пункта 5 статьи Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат применению общие положения о купле-продаже (§ 1 гл. 30 Гражданского кодекса Российской Федерации).

С учетом публичного характера фактических договорных отношений энергоснабжения, сложившихся в спорный период между ПАО «МОЭК» как ресурсоснабжающей организацией и ТСЖ как абонентом, к отношениям сторон также подлежат применению обязательные правила, изданные Правительством Российской Федерации (п. 4 ст. Гражданского кодекса Российской Федерации).

Отношения по поставке коммунальных ресурсов (определение объема, порядка учета, сроков оплаты и др.) для предоставления коммунальных услуг регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации и изданными в соответствии с ним нормативно-правовыми актами.

Действующее нормативное регулирование отношений по теплоснабжению жилых домов допускает учет фактического потребления энергоресурсов либо по показаниям прибора учета либо расчетным путем по нормативам потребления коммунальных ресурсов, установленных для граждан (пункт 1 ст. Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года № 307, пункт 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354, пункт 21 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья, либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 года № 124, Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.07.2010 года № 2380/10).

Иных способов определения стоимости коммунальных услуг (коммунальных ресурсов), поставленных в целях предоставления гражданам - потребителям коммунальных услуг, действующее законодательство не предусматривает.

В силу подпункта «в» п. 21 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 года № 124, объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по формуле, предполагающей учет показаний индивидуальных приборов учета, а при их отсутствии - использование норматива потребления соответствующего коммунального ресурса.

Согласно приложению № 1 к Постановлению Правительства Москвы от 11.01.1994 года № 41»О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам жилищных субсидий», норматив расхода тепловой энергии на отопление жилых помещений составляет 0,016 Гкал/м2 в месяц.

Величина приведенного ежемесячного норматива потребления тепловой энергии определена путем деления среднегодового объема тепловой энергии, потребляемой в период отопительного сезона (составляющего 7 месяцев), путем деления на площадь жилого фонда и на 12 месяцев.

Норматив потребления тепловой энергии на отопление определяется как 1/12 среднегодового объема тепловой энергии и подлежит применению ежемесячно в течение всего календарного года, в том числе и летнего неотопительного периода.

Пунктами 21, 25 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам предусмотрено, что собственники (наниматели) жилых помещений многоквартирного дома оплачивают коммунальную услугу по отоплению в течение всего года равными долями (1/12) от фактического потребления прошлого года, при этом раз в год проводится корректировка размера платы за отопление (подпунктом 2 пункта 1 приложения № 2 к Правилам).

Расчет количества и стоимости тепловой энергии, поставленный в дом, не с оборудованным (неисправным) прибором учета ТСЖ ВСК «Бастион» произведен с применением норматива на отопление 0,016 Гкал/м2 в месяц, но исключительно за месяцы отопительного сезона (7 месяцев), фактически исключая из своего расчета количество тепловой энергии отпущенной населению согласно Правилам № 307 в неотопительный период (5 месяцев).

В случае отсутствия в жилом доме или в жилых помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется как произведение общей площади помещения (квартиры) в многоквартирном доме, норматива потребления тепловой энергии на отопление и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В этой связи, расчет ежемесячной платы за отопление при условии равномерного внесения платы в течение 12 месяцев для собственников (нанимателей) жилых помещений многоквартирного дома в случае отсутствия, неисправности коллективного (общедомового) прибора учета, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется исходя из норматива потребления по формуле:

Рм = Sпом. x N x Т, где

Рм - ежемесячная плата за отопление, рассчитанная исходя из норматива расхода тепловой энергии на отопление жилого помещения,

Соответственно годовая плата за отопление жилого помещения в многоквартирном доме (Ргод) будет составлять:

Ргод = 12 x S x N x Т, где

Ргод - годовая плата за отопление, рассчитанная исходя из норматива расхода тепловой энергии на отопление жилого помещения величина годового;

12 - расчетный период по оплате тепловой энергии, составляющий 12 месяцев календарного года.

Таким образом, в настоящее время на территории города Москвы при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяются Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года № 307, а также месячный норматив расхода тепловой энергии на отопление жилого помещения, установленный в размере 1/12 от общего среднегодового потребления тепловой энергии, позволяющие жителям вносить плату равномерно в течение 12 месяцев в году, что исключает существенное возрастание расходов населения на оплату жилищно-коммунальных услуг в отопительный сезон.

Согласно ст. Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, равно как и порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Вместе с тем, поставку тепловой энергии истцу ПАО «МОЭК» осуществляет исключительно в течение отопительного сезона, т.е. в течение 7 календарных месяцев, а не как истец населению - в течение 12 месяцев.

В связи с неисправностью у истца прибора учета по спорному дому в ноябре 2015 года, определение количества поставленной тепловой энергии на нужды отопления осуществлено исходя из норматива расхода тепловой энергии на отопление жилого помещения в размере 0,016 Гкал/м2.

Так как ответчик выставлял истцу плату исключительно за 7 (семь) месяцев отопительного сезона, в целях осуществления рассматриваемых расчетов годовая величина расхода тепловой энергии на отопление жилых помещений, установленная Постановлением Правительства Москвы № 41 в размере 0,192 Гкал/м2 (0,016 Гкал. x 12 месяцев), делится теплоснабжающей организацией на 7 (семь месяцев). 0,192 Гкал/м / 7 мес. = 0,027 Гкал/м2.

Соответственно, ежемесячная плата за отопление жилых помещений многоквартирного дома в отопительный период будет определяться:

Рм в отоп. период = Sпом. x N х 12 / 7 x Т, где

Рм в отоп. период - ежемесячная плата за отопление, рассчитанная исходя из норматива расхода тепловой энергии на отопление жилого помещения при условии расчетов только в отопительный период, составляющий 7 месяцев,

S - общая площадь помещения (квартиры) в многоквартирном доме,

N - величина ежемесячного норматива расхода тепловой энергии на отопление жилого помещения (Гкал/м2),

Т - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).

Соответственно плата за отопление жилого помещения в многоквартирном доме в расчетный период, составляющий 7 месяцев (Ротоп. период) будет составлять:

Ротоп. периодах Sпом. x N x 12 / 7 x Т, где

Ргод - годовая плата за отопление, рассчитанная исходя расчетного периода, составляющего 7 месяцев.;

7 - расчетный период по оплате тепловой энергии за отопление, составляющий 7 месяцев.

С учетом изложенного, действующее законодательство допускает два способа расчета величины ежемесячной платы за отопление жилых помещений многоквартирного дома в зависимости от выбранного расчетного периода:

В том случае, если согласно условиям заключенного с теплоснабжающей организацией договора теплоснабжения расчетный период составляет 12 месяцев, то при расчете величины ежемесячной платы за отопление жилого помещения многоквартирного дома необходимо использовать следующую формулу: Рм = Sпом. x N x Т.

В том случае, если согласно условиям заключенного с теплоснабжающей организацией договора теплоснабжения расчетный период составляет 7 месяцев, то при расчете величины ежемесячной платы за отопление жилого помещения многоквартирного дома необходимо использовать следующую формулу: Рм в отоп. период = Sпом. x N x 12 / 7 x T.

Величина годовой платы за отопление жилого помещения многоквартирного дома и в том и другом случае будет одинаковой.

При этом, учитывая то обстоятельство, что истец при начислениях собственникам помещений многоквартирного дома применяет тот же норматив, что и ответчик, но в течение всего календарного года, величина годовой платы за отопление жилого помещения многоквартирного дома будет одинаковой как случае равномерных начислений за отопление в течение 12 месяцев, так и при расчетах за отопительные месяцы.

Применение теплоснабжающей организацией в течение семи отопительных месяцев норматива без коэффициента 12/7 и применение того же норматива исполнителем коммунальных услуг, но в течение двенадцати календарных месяцев, приведет к неизбежному неосновательному обогащению на стороне исполнителя коммунальных услуг.

Во избежание данной разницы в начислениях исполнителем коммунальных услуг населению и теплоснабжающей организации исполнителю коммунальных услуг Правительством города Москвы 14.07.2015 года принято Постановление № 435-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 11.01.1994 года № 41.

Данным Постановлением установлено что «объем поставленной в отопительный период тепловой энергии для нужд отопления определяется как произведение норматива (0,016 Гкал на 1 кв. м) и отношения продолжительности календарного года в месяцах к продолжительности отопительного периода в месяцах (12/7), и при этом оплата за отопление населением производится ежемесячно (равными долями) в течение всего календарного года».

Данное Постановление, как следует из его преамбулы, принято в целях совершенствования системы расчетов именно между управляющими и ресурсоснабжающими организациями за поставленную в многоквартирный дом тепловую энергию для нужд отопления.

Таким образом, данное Постановление не касается граждан, осуществляющих плату за коммунальные услуги, а распространяется только на ресурсоснабжающие организации и управляющие компании, ТСЖ, ЖСК, которые осуществляют перечисление платы за коммунальные услуги, собранной с граждан.

Выводы суда первой инстанции о том, что при расчетах между ресурсоснабжающей организацией и управляющей организацией применяется повышающий коэффициент 12/7 к нормативу расхода тепловой энергии противоречит буквальному его содержанию.

Суды принимают обоснование применения данного коэффициента как единственно возможный вариант ресурсоснабжающей организации получить за 7 месяцев денежные средства, которые управляющие компании собирают в течение 12 месяцев.

Тепловую энергию на отопление истец фактически потребляет 7 месяцев в году. Следовательно, и расчеты за весь объем фактически потребленной тепловой энергии он должен производить в течение отопительного сезона. Следовательно, расчет ответчика с применением коэффициента 12/7 соответствует законодательству.

Соответствующая правоприменительная практика определена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.11.2011 года № 8413/11 по делу № А50-3946/2010, Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.04.2014 года по делу № А40-144767/2012, Определении Верховного суда Российской Федерации от 28.04.2016 года по делу № 3а-745/2015.

При таких обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу о том, что требования истца необоснованные и удовлетворению не подлежат.

Судебные расходы распределяются в соответствии со ст. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь ст.ст. , Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда г.Москвы от 06.12.2016 г. по делу № А40-194641/16 отменить.

В удовлетворении исковых требований о взыскании с Публичного акционерного общества «Московская объединенная энергетическая компания» в пользу Товарищества собственников жилья во вновь создаваемом кондоминиуме «Бастион» неосновательного обогащения в сумме 196 767 (сто девяносто шесть тысяч семьсот шестьдесят семь) руб. 90 коп. - отказать.

Взыскать с Товарищества собственников жилья во вновь создаваемом кондоминиуме «Бастион» (ОГРН 1097746358412) в пользу Публичного акционерного общества «Московская объединенная энергетическая компания» (ОГРН 1047796974092) расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 3 000 (три тысячи) руб.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям предусмотренным ч.4 ст. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья: Л.А.Яремчук

Суд:

9 ААС (Девятый арбитражный апелляционный суд)

Истцы:

ТСЖ "ВСК"Бастион"
ТСЖ ВСК "Бастион"

Ответчики:

ПАО "МОЭК"

Судебная практика по:

По договору купли продажи, договор купли продажи недвижимости

Судебная практика по применению нормы ст. 454 ГК РФ


По коммунальным платежам

Судебная практика по применению норм ст. 153, 154, 155, 156, 156.1, 157, 157.1, 158 ЖК РФ

11290 1

12.03.2012 ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ЖИТЕЛЕЙ Г. ФРЯЗИНО ДЕЙСТВУЮЩЕМУ ПРЕЗИДЕНТУ МЕДВЕДЕВУ Д.А., ИЗБРАННОМУ ПРЕЗИДЕНТУ, ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ПУТИНУ В.В. О НАРУШЕНИЯХ ПРАВ ТЫСЯЧ ЖИТЕЛЕЙ ФРЯЗИНО ПУТЕМ НАВЯЗЫВАНИЯ ИМ НЕОБОСНОВАННЫХ КЛИМАТИЧЕСКИМИ УСЛОВИЯМИ: ЗАВЫШЕННЫХ ДЛЯ 5-9 ЭТАЖНЫХ ДОМОВ ПОСТРОЙКИ ДО 1999 ГОДА НОРМАТИВОВ ОТОПЛЕНИЯ И ДОПЛАТЫ ЗА ТЕПЛОЭНЕРГИЮ ЗА ОТОПЛЕНИЕ В 2010 ГОДУ, УСТАНОВЛЕННЫХ ОРГАНОМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Г. ФРЯЗИНО, ООО «УК «ГЖУ г.ФРЯЗИНО», ОАО «ТЕПЛОСЕТЬ» С ГРУБЕЙШИМИ НАРУШЕНИЯМИ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Несмотря на многочисленные обращения к Вам в 2011-2012 гг эти нарушения не устранены!

Так, в статье « », опубликованной в газете «Ключ», №17 за 2011г (Приложение 1) первый заместитель руководителя администрации г. Фрязино Олег Котов пояснял:

«Новые нормативы, по которым город в 2010 году жил впервые, рассчитываются на ближайшие пять лет по специальной формуле, утвержденной федеральным законодательством. Три основных технических параметра формулы: 1. Тепловая нагрузка на жилой дом (она указана в индивидуальных проектах, имеющихся на каждое здание и сооружение); 2. Температура наружного воздуха (берется средняя за последние годы по нашему региону, она составила минус 3,1 градуса ); 3. Температура внутренних помещений (согласно СНИП - строительным нормам и правилам - в наших квартирах должно быть плюс 18 градусов )..».

Да, согласно пункта 13 приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее Правилам № 306) норматив отопления (Гкал на 1 кв.м в месяц) рассчитывается по формуле:

No=Qo/(Sж х 12) (формула 1),

где Qo - количество тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами или жилыми домами, не оборудованными приборами учета (Гкал/год);

S ж - общая площадь жилых помещений многоквартирных домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии;

Согласно п.14 приложения к Правилам 306 количество тепловой энергии (Гкал/год), необходимой для отопления многоквартирного дома, определяется по формуле:

Qo = qmax х (tвн - tсро)/(tвн - tро) х 24 х nо, (формула 2)

где q max -часовая тепловая нагрузка на отопление многоквартирного или жилого дома (Гкал/час);

t вн -температура внутреннего воздуха отапливаемых жилых помещений многоквартирного дома или жилого дома равна 18оС;

t сро - среднесуточная температура наружного воздуха за отопительный период оС;

t ро - расчетная температура наружного воздуха в целях проектирования отопления равна для МО и г. Москва минус 28оС;

n о -- продолжительность отопительного периода (суток в год), характеризующегося среднесуточной температурой наружного воздуха 8°С и ниже;

Из количества тепловой энергии Qo необходимо также вычесть расход тепловой энергии на отопление нежилых помещений, не являющихся общим имуществом многоквартирного дома (магазинов и прочих заведений), если они есть в данном жилом доме.

Следует также отметить, что согласно пункта 45 Правил 306 средняя температура наружного воздуха в отопительный период определяется на основании сведений, предоставляемых органами гидрометеорологической службы за предыдущие 5 отопительных периодов как среднеарифметическое средних суточных температур наружного воздуха за отопительный период. При отсутствии такой информации средняя температура наружного воздуха в отопительный период определяется исходя из климатических параметров, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления.

Средняя температура наружного воздуха в отопительный период t сро за 2005-2009 годы в г. Москва была равна минус 0,45 оС. Согласно СНиП 23-01-99 для г. Москва t сро равна минус 3,1 оС, а n о равно 214 суток. Понятно, что орган местного самоуправления мог применять при расчетах нормативов только одну из этих двух температур: или (-0,45 оС) или (- 3,1 оС). Жителям сообщили, что при расчете нормативов применяли температуру минус 3,1 оС .

Из постановления главы г. Фрязино от 22.01.2010 года № 22 (Приложение 2) следует, что «в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», ...» , для всех 5-9-этажных домов постройки до 1999 года нормативы отопления одинаковы и равны 0,016 Гкал на 1 кв. метр общей площади жилых помещений.

Мы проверили правильность расчета нормативов отопления для 72 пяти-девятиэтажных домов с нормативом 0,016, обслуживаемых ООО «УК «ГЖУ г. Фрязино». Сначала определяли нормативы отопления для каждого дома по выше изложенным формулам. При расчетах применяли следующие показатели: t сро = -3,1 оС; t вн = +18 оС; t ро =-28 оС;n о =214 суток. Часовые тепловые нагрузки на отопление многоквартирных жилых домов были взяты из договоров теплоснабжения № 52 и №412 на 2010 год (Приложение 3), а данные о площадях каждого дома S ж с официального сайта наукограда Фрязино (Приложение 4).

Установлено следующее. Фактические величины нормативов отопления домов находились в диапазоне от 0,013 до 0,015 Гкал (примеры расчетов приведены в Приложении 5). Например, для 5-этажных домов нормативы равны: 0,013 -для домов на ул. Луговая, № 35, Центральная, № 6а; 0,014 -для домов № 5, 9 на ул. Полевая; 0,015 — для дома №10 на пр. Мира; для 9-этажных домов 0,013 — для домов №2, №16 на ул.Полевая; 0,014 — для №11 на ул.60 лет СССР; №8 (с учетом вычета расхода тепла на 1-ый нежилой этаж с магазинами) и № 20а на пр.Мира; 0,015 Гкал на 1 кв.метр для дома № 5 на пр.Десантников.

Таким образом фактические нормативы отопления, равные 0,013; 0,014 и 0,015, были необоснованно завышены до 0,016 органом местного самоуправления соответственно на 23%, 14,3% и 6,7%.

Кроме того определена средняя величина норматива отопления для этих 72 многоквартирных домов по их суммарной тепловой нагрузке, равной 39,419263 Гкал/час, и оплачиваемой общей площади жилых помещений (квартир), равной 544865,23 кв.м. Величина среднего норматива отопления для данных 72 домов равна 0,014 Гкал/кв.м. То есть норматив отопления для этих 72 домов был завышен в среднем на 14,3 % .

Причиной этого является применение при расчетах нормативов отопления для 72 пяти-девятиэтажных домов (постройки до 1999г) с нормативом 0,016, обслуживаемых ООО «УК «ГЖУ г. Фрязино» на 2010 год заниженной (более холодной) температуры наружного воздуха t сро , которую легко можно определить из формулы (2) для каждого дома. Величина Qo определяется по формуле (1) и нормативу 0,016 Гкал/кв.м.

Установлено (Приложение 6), что для того, чтобы нормативы отопления были равны 0,016 Гкал/кв.м температура наружного воздуха за отопительный период t сро была незаконно занижена в среднем для 72 домов с температуры минус 3,1 оС до температуры минус5,8 оС, характерной для более холодной Кировской области. Следует отметить, что при расчете этой температуры (-5,8 оС) мы не учитывали расход тепловой энергии на отопление нежилых помещений, не являющихся общим имуществом этих 72 домов (магазинов и прочих заведений). Понятно, что при учете этого расхода температура станет еще ниже (холоднее).

Для домов №2 и №16 на ул. Полевая температура t сро была равна температурам (-8,7оС) и (-8,3оС), которые согласно СНиП 23-01-99 соответствуют температурам (t сро) г. Иркутск, г Омск, г Новосибирск, находящихся в более холодных регионах России.

В результате этого нарушены права тысяч жителей этих 72 домов, которые вынуждены были заплатить за теплоэнергию на отопление в 2010 году согласно квитанций по незаконно завышенным тарифам отопления (тариф отопления 1 кв.м равен произведению норматива 0,016 Гкал/кв.м на тариф на тепловую энергию) за 104614,124 Гкал тепловой энергии.

Это количество превышает на 13076,765 Гкал годовое потребление тепла на отопление согласно среднего норматива отопления 0,014 Гкал/кв.м, рассчитанного согласно действующего федерального законодательства.

Таким образом, жители этих домов уже переплатили за 2010 год 12,75 млн. руб и за 2011 год — 14,436 млн.руб. Эти жители и сейчас в 2012 году продолжают платить по завышенным нормативам и тарифам отопления, установленным органом местного самоуправления с нарушением федерального законодательства: норм пункта 45 приложения к Правилам 306.

Вызывает возмущение то, что при этом нарушении этих жителей обманным путем заставили оплатить еще и доплату за теплоэнергию на отопление 2010 года.

Так, в уже хорошо известной всем жителям г.Фрязино статье «Тепла израсходовали больше, чем рассчитывалось по нормативам » (Приложение 1) первый заместитель руководителя администрации г. Фрязино Олег Котов также пояснял жителям, что «..согласно официальным данным Гидрометцентра среднесуточная температура наружного воздуха за отопительный период 2010 года составила минус 5,2 градусов , то есть ниже , чем та, которая использовалась при расчете нормативов..».

Сейчас уже всем (и жителям и прокурорам) хорошо известно, что согласно официальным данным Гидрометцентра (ФГБУ «Московский ЦГМС-Р») средняя температура отопительного сезона 2010 года t сро была равна минус 2,4оС . Снова жителей обманули!

Уважаемые Дмитрий Анатольевич и Владимир Владимирович!

Из этого письма Вы также узнали, что при расчете нормативов отопления (0,016 Гкал/кв.м) 2010 года для 72 домов использовалась температура t сро= (-5,8 оС), то естьзначительно ниже (холоднее), чем t сро 2010 года, равная (-2,4оС) . Поэтому в принципе не было вообще никаких оснований для начисления ООО «УК «ГЖУ г.Фрязино» по счетам ОАО «Теплосеть» г. Фрязино доплаты за теплоэнергию на отопление 2010 года.

Деньги надо было возвращать жителям, а не требовать с них доплату за теплоэнергию на отопление 2010 года.

Количество тепловой энергии, необходимое для отопления 72 домов в 2010г, легко определить по формуле (2):

Qo = qmax х (tвн - tсро)/(tвн - tро) х 24 х nо=39,419263 х ((18 - (-2,4))/((18 - (-28)) х 24 х 205,5 = 39,419263 х 20,4/46 х 24 х 205,5 = 86219,183 Гкал.

В этом случае жители оплатив нормативный годовой объем тепловой энергии за отопление 2010 года, равный 0,016 х 12 х 544865,23 = 104614,124 Гкал, переплатили 17,94 млн.руб за 18394,941 Гкал. При температуре tвн =20,5 оС величина Qo будет равна 91796,329 Гкал. В этом случае жителям 72 домов надо было не начислять доплату за тепло, а вернуть (или учесть при дальнейших расчетах) за 2010 год 12,5 млн. руб.

Уважаемые Дмитрий Анатольевич и Владимир Владимирович!

Еще раз просим Вас направить настоящее обращение в правоохранительные органы для проведения проверки и принятия мер по восстановлению и защите прав и законных интересов тысяч жителей города Фрязино путем возврата им денежных средств (или учета их в дальнейшем при оплате за коммунальные услуги), начисленных в квитанциях обманным путем с нарушением требований действующего законодательства РФ при установлении нормативов и тарифов отопления и начислении им доплаты за 2010 год.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов.
Все претензии направлять авторам.

В целях совершенствования системы расчетов между управляющими и ресурсоснабжающими организациями за поставленную в многоквартирный дом тепловую энергию для нужд отопления Правительство Москвы постановляет:

1. Внести изменение в постановление Правительства Москвы от 11 января 1994 г. N 41 "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам жилищных субсидий" (в редакции постановлений Правительства Москвы от 21 июня 1994 г. N 500, от 28 июля 1998 г. N 566, от 12 января 1999 г. N 16, от 20 апреля 1999 г. N 331, от 23 декабря 2003 г. N 1062-ПП, от 13 июня 2006 г. N 381-ПП, от 25 июля 2006 г. N 538-ПП, от 29 ноября 2011 г. N 571-ПП), дополнив раздел "Нормативы потребления коммунальных услуг для населения" приложения 4 к постановлению примечанием в следующей редакции:

"Примечание. Объем поставленной в отопительный период тепловой энергии для нужд отопления определяется как произведение норматива (0,016 Гкал на 1 кв. м) и отношения продолжительности календарного года в месяцах к продолжительности отопительного периода в месяцах (12/7), и при этом оплата за отопление населением производится ежемесячно (равными долями) в течение всего календарного года.".

2. Установить, что если оплата за отопление населением производилась ежемесячно (равными долями) в течение календарного года с учетом норматива (0,016 Гкал на 1 кв. м), то объем тепловой энергии, поставленной в отопительный период для нужд отопления до дня вступления в силу настоящего постановления, определенный с учетом иного отношения, чем отношение продолжительности календарного года в месяцах к продолжительности отопительного периода в месяцах (12/7), подлежит пересмотру с учетом отношения 12/7.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Бирюкова П.П.

Мэр Москвы С.С. Собянин

Обзор документа

Уточняется, что объем поставленной в отопительный период тепловой энергии для нужд отопления определяется как произведение норматива (0,016 Гкал на 1 кв.м) и отношения продолжительности календарного года в месяцах к продолжительности отопительного периода в месяцах (12/7), при этом оплата за отопление населением производится ежемесячно равными долями в течение всего календарного года.

Если оплата за отопление производилась ежемесячно с учетом иного отношения, чем 12/7, то объем тепловой энергии, поставленной в отопительный период подлежит пересмотру с учетом отношения 12/7.

И неоднократно указывали на незаконность применения такого коэффициента.

Однако, вышеназванное постановление, гласит:

"Установить, что если оплата за отопление населением произ¬
водилась ежемесячно (равными долями) в течение календарного года с учетом норматива (0,016 Гкал на 1 кв.м), то объем тепловой энер¬
гии, поставленной в отопительный период для нужд отопления до дня
вступления в силу настоящего постановления, определенный с учетом
иного отношения, чем отношение продолжительности календарного года в месяцах к продолжительности отопительного периода в месяцах (12/7), подлежит пересмотру с учетом отношения 12/7."

Последствия такого "узаконения" нетрудно предугадать.

Коэффициент 12/7, увеличивает месячный норматив расхода тепловой энергии в 12/7 раз с 0,016Гкал/кв.м. до 0,027 Гкал/кв.м., то есть на 59%

В то время, как Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению (утв. постановлением Правительства РФ от 27 августа 2012 г. N 857) с изменениями и дополнениями от:10 сентября 2013 г. уже утверждена методика расчета с коэффициентом 7/12:

1. В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется с применением коэффициента периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению (далее - коэффициент периодичности платежа), определяемого путем деления количества месяцев отопительного периода в году на количество календарных месяцев в году. В этом случае начисление платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в каждом расчетном периоде календарного года.

2. Расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в следующем порядке:

а) размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме, а также размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным либо общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, определяется по следующей формуле 1:

Общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения;

Норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилом помещении, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306;

К - коэффициент периодичности платежа, определенный в соответствии с пунктом 1 настоящих Правил;

Тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации;

То есть это коэффициент 7/12, а не 12/7!

В то время, как в акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг уже внесены изменения(утв. постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2013 г. N 344)

1.В Правилах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской

Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 22, ст. 2338; 2012, N 15, ст. 1783):

дополнить пунктом 3.1 следующего содержания:

3.1.При наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых) приборов учета норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях определяется по формуле 5 с учетом повышающего коэффициента, составляющего:

с 2017 года - 1,6.

Жилищные объединения Москвы о признании П , которым узаконен повышающий коэффициент 12/7, противоречащим действующему федеральному законодательству.