Логопедические игры для детей на обогащение словаря. "картотека игр на активацию и обогащение словаря"

Усложненный вариант (для старших дошкольников): требуется, прежде чем достать предмет из мешочка, определить его форму (круглый, продолговатый), материал, из которого изготовлен предмет (резиновый, металлический, тряпичный, деревянный, пластмассовый), качество поверхности (гладкий, шероховатый, скользкий, холодный).

Игра «Почта», «Укрась елку» «Волшебное дерево», «Тематическое лото», «Домино»

Игра «Посылка»

Цели: Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, развитие связной речи.

Оборудование. Предметы, коробки по количеству игроков.

Игра «Аналогии»

Цели: Активизация существительных с обобщающим значением, развитие понимания родовидовых отношений между словами (развитие понятийного компонента лексического значения слова)

Игра «Съедобное – несъедобное»

Цели: Развитие умения выделять существенные признаки предмета (съедобность, одушевленность, др.), уточнение значения обобщающих слов, развитие слухового внимания, общей моторики.

Игра «Я знаю пять…»

Цели: Активизация слов с обобщающим значением, развитие понимания родовидовых отношений между словами (развитие понятийного аспекта значения слова).

Содержание. Дети встают в круг. Первый игрок, в руках у которого мяч, начинает игру словом: «Я» и передает (перебрасывает) мяч рядом стоящему ребенку. Второй игрок принимает мяч, проговаривает следующее слово: «Знаю» - и передает мяч дальше. Третий игрок: «Пять». Следующий ребенок «Насекомых». Далее каждый ход сопровождается называнием одного насекомого до тех пор, пока не будет названо пять слов данной группы. Игра продолжается дальше.

Игра с мячом «Ассоциации»

Цели: Расширение объема словаря, развитие речевых ассоциаций, общей моторики.

Возможно проведение игры на материале конкретной лексической темы (с опорой на картинки и без нее). В этом случае взрослый договаривается с ребенком о том, что ему нужно придумывать слова по определенной теме (к примеру, по теме «Посуда»). При этом на наборном полотне могут быть представлены соответствующие картинки. Примерный лексический материал: глубокая – тарелка; голубая – кастрюля; маленькое блюдце; прозрачный – кувшин.

Игра «Я собрал в огороде…»

Цели. Расширение объема словаря, развитие слуховой памяти.

Содержание. Взрослый начинает игру, произнося предложение: «Я собрал на огороде….огурцы». Ребенок повторяет фразу целиком и добавляет наименование своего овоща: «Я собрал на огороде огурцы и помидоры». Следующий игрок повторяет все сказанное предыдущим участником и придумывает третий овощ: «Я собрал на огороде огурцы, помидоры и лук». Игроки участвуют в игре до первой ошибки. Побеждает тот, кто останется в игре последним. В зависимости от лексической темы предложение меняется по содержанию: «Я собрал в саду….», «Я положил в шкаф…», «Я видел на улице….», «В лесу живет….», «На кухне есть….» и т.д.

Игра «Назови другим словом»

Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря синонимов.

Игра с мячом «Скажи наоборот»

Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов.

Содержание. Дети стоят в шеренге лицом к ведущему. Взрослый (ведущий) произносит слово и бросает мяч одному из игроков. Поймавший мяч должен назвать антоним (слово-«неприятель») к заданному слову и вернуть мяч ведущему. Если парное слово подобрано верно, ребенок делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто быстрее подойдет к условной линии, на которой находится ведущий. Этот ребенок продолжает игру придумывая свои слова.

Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности ребенка, успешного обучения его в школе. У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются трудности в усвоении лексических закономерностей родного языка. Особые трудности дети с ОНР испытывают в усвоении и использовании в своей речи прилагательных.

Данные лексические упражнения помогут обогатить словарь детей словами-признаками.

«Описание внешности человека». Лексическая тема: «Человек».

Инструкция:

Послушай стихотворение и скажи,каким цветом бывают глаза и волосы.

Глаза у Вари- карие,
У Васи с Верой – серые,
У маленькой Аленки
Зеленые глазенки.

Каштановые волосы
У шустрой Маринки.
А рыжие кудряшки
У маленькой Галинки.
И только у Леночки
Русые косички.

«Отгадай загадки». Лексическая тема « Животные и птицы».

Инструкция:

Найди картинку-загадку и назови слова-признаки, которые тебе помогли в этом.

Эта птица острым клювом стучит.
(Дятел)

А с красной грудкой зимой к нам летит.
(Снегирь)

Огромные глаза у этой птицы.
(Сова)

А эта опереньем ярким гордится.
(Попугай)

У этого зверя пушистая шубка.
(Белка)

Задиристый этот- игра с ним не шутка.
(Тигр)

Вот с этим дружи, он огромный, но добрый.
(Слон)

А этот уж точно друг твой надежный.

«Опиши щенка».

Инструкция:

Послушай стихотворение и назови слова-признаки, которые характеризуют щенка. Назови другие слова-признаки, которые услышишь в этом стихотворении.

Наш задиристый щенок
Громко лает у ворот,
Потому что у ворот
Ходит черный гордый кот.

Любит наш щенок играть,
Катин мячик погонять.
Очень он игривый
Наш щеночек милый.

Очень он у нас веселый,
Шаловливый и смешной.
Смелый, ласковый, красивый
Мой щенок родной.

«Исправь ошибки».

Инструкция:

Послушай стихотворение и исправь ошибки.

Бродил я по речной (лесной) тропинке
И видел страшные (странные) картинки.
Пушистый (колючий) еж шуршит в траве,
Мышонок красный (серый) спит в норе,
Крылатая (рогатая) корова на лугу
Соленую(зеленую) жует траву.

Игра «Наоборот».

Инструкция:

Послушай стихотворение и назови недостающие слова.

Скажу я слово высокий,
А ты ответишь…(низкий).
Скажу я слово дальний,
А ты ответишь …(близкий).
Скажу тебе трусливый,
А ты ответишь…(смелый).
Еще скажу холодный,
А ты ответишь …(теплый).
Затем скажу короткий,
А ты ответишь …(длинный),
Теперь скажу начало
Ты отвечай …(конец).

Ананьева Анна Викторовна,
учитель — логопед,
МБДОУ «Детский сад №151″,
город Рязань

Работа по обогащению,

закреплению и активизации словаря

Работа по обогащению, закреплению и активизации словаря занимает значительное место в общей системе речевого развития детей. Без расширения словарного запаса невозможно совершенствование их речевого общения.

Усиление принципа развивающего обучения в школе предъявляет определённые требования и к дошкольному воспитанию.

Для успешного обучения ребёнка в школе необходимо, чтобы система родного языка, его элементы выступали как объект его сознательной деятельности. Поэтому одной из задач развития речи в детском саду является формирование у дошкольников начального, элементарного познания языковой действительности, на которое может опереться обучение в школе.

В развитии словаря большое место занимают занятия по ознакомлению с окружающим, с природой, различные наблюдения, экскурсии, беседы, в ходе которых у детей формируются и уточняются знания и представления.

Познавая окружающий мир, ребёнок, усваивает точные названия (обозначения) предметов и явлений, их качеств и взаимосвязей. Таким образом, особенностью программы развития речи и словаря является то, что она по существу связана со всеми разделами программы воспитания в детском саду и осуществление её предусматривается в разных видах деятельности детей.

Работа над словарём тесно связана с развитием познавательной деятельности, но она должна быть, прежде всего, работой языковой. Это значит, что в работе над словом необходимо учитывать собственно языковые характеристики слова, а именно многозначность (ибо многозначность большинство слов русского языка), а также синонимические и антонимические отношения.

Речь детей дошкольного возраста отличается от речи взрослых. Зачастую ребёнок пытается сам осмыслить слова, придавая им иное значение, например: «Лодырь – человек, который делает лодки», «Деревня – где много деревьев» и т. д.

Работа с многозначными словами – часть словарной (лексической) работы. Цель её – обеспечить собственно языковое, речевое развитие, совершенствование владения языком. Кроме того, раскрытие смыслового богатства многозначного слова играет большую роль в точности словоупотребления. Воспитанная у ребёнка в детском саду привычка правильно употреблять слова во многом определяет в дальнейшем его культуру речи.

Ведущее место в усвоении многозначности слов отводиться синонимам и антонимам.

Такие методы словарной работы, как подбор синонимов и антонимов в целях уточнения понимания значений слов, используются недостаточно.

Необходимо уже с младшего возраста уделять внимание качественной стороне развития словаря, то есть решать следующие задачи:

работать над правильным пониманием смысла слов

расширять запас синонимов и антонимов

формировать умение употреблять слова, правильно сочетая их по смыслу

активизировать в речи детей такие части речи, как прилагательные и глаголы.

Решение задач качественного развития детской лексики невозможно без проведения одновременно работы по ознакомлению с постоянно расширяющимся кругом предметов и явлений, по углублению знаний о них.

Чтобы обеспечить полноценное развитие словаря, необходимо наряду с занятиями широко использовать и моменты повседневной жизни, которая даёт большие возможности для закрепления и активизации речевых навыков, полученных детьми на занятиях.

Конечно, все задачи словарной работы (обогащение, закрепление, уточнение, активизация словаря) взаимосвязаны между собой и реализуются в каждой возрастной группе.

Так, во второй младшей группе основное внимание уделяется задаче накопления, обогащения словаря, которая тесно связана с расширением знаний и представлений об окружающем.

В этом возрасте значительное место отводиться использованию наглядности (игрушки, картины) , а также речи воспитателя.

В средней группе необходимо особое внимание уделять правильному пониманию слов и их употреблению, расширению активного словаря детей. В этой группе продолжается работа по формированию обобщающих понятий, большое внимание уделяется вычленению качеств, свойств и правильному обозначению их соответствующими словами.

Вводится задача использования слов с противоположным значением (антонимы). С этой целью можно использовать сравнение игрушек, предметов.

В этом возрасте всё ещё значительное место занимает всякого рода наглядность, однако следует больше использовать лексические упражнения, словесные дидактические игры.

Например, для активизации глаголов используется упражнение на подбор действий к предметам: «Для чего нужен утюг? Что можно делать веником? Для чего нужна лейка?». В упражнении «Кто что делает?» ребёнок должен назвать как можно больше действий: «Что делает кошка?» – «Мяукает, мурлычет, играет, лакает молоко».

Для формирования умения вычленять качества, свойства предметов, игрушек следует шире использовать приём сравнения. Так, например, при сравнении двух кукол задаётся вопрос: «Что у них одинаковое, а что разное? Чем ещё куклы отличаются друг от друга?». Дети рассматривают и называют цвет глаз, волос, детали одежды (например, мягкий, пушистый, меховой воротник). При рассказывании по картинам, чтобы научить подбирать определения, задают вопросы: «Какой снег? (Белый, пушистый, холодный.) А как можно сказать про зиму, какая она?» (Снежная, морозная, холодная.) Затем можно прочитать стихотворение.

На следующем занятии воспитатель предлагает рассмотреть предложенные игрушки (например, мяч, машину, куклу, матрёшку) и последовательно задаёт вопросы: «Что это? Какая она? Для чего нужна? Что с ней можно делать?». Такое предварительное словарное упражнение подготавливает детей к проведению на этом же занятии дидактической игры «Петрушка, угадай мою игрушку». Загадывая какую – либо игрушку, дети должны использовать все названные слова и оформить их связное высказывание.

В группе старшего дошкольного возраста ведущей задачей в развитии словаря является уточнение понимания смысла слов, активизация лексики. В этих целях проводятся специальные лексические упражнения и словесные игры длительностью по 5 – 7 мин. на каждом занятии.

Упражнения были разработаны ещё Е. И. Тихеевой, их цель – развивать у детей внимание к слову, учить различать его оттенки, приучать к точному употреблению слов. При проведении этих упражнений большое место отводится такому приёму, как вопрос. От формулировки вопроса зависит направление и содержание мыслительной деятельности детей, вопрос должен вызывать их умственную активность. Ставя вопросы, воспитатель не просто добивается воспроизведения знаний, а учит детей обобщать, выделять главное, сравнивать, рассуждать.

Надо чаще задавать вопросы: «Можно ли так сказать? Как сказать лучше? Кто скажет по – другому?». И т. п. При этом не следует спешить с оценкой ответа, пусть дети подумают, обсудят, какой ответ правильнее. Как можно больше детей должны высказывать своё мнение, отвечая на такие вопросы: «Почему ты думаешь, что так можно сказать? Скажи детям, как ты это понимаешь».

Для развития словаря используются следующие виды заданий:

Подбор синонимов к словосочетаниям.

В процессе словарной работы на занятиях дети встречаются с таким явлением, как синонимия (слова, разные по звучанию, но близкие по значению), понимание которого уже доступно им. Работа с синонимами способствует пониманию разных значений многозначного слова, приучает вдумываться в смысл употребляемых слов, помогает употреблять в высказываниях наиболее подходящие слова, избегать повторений.

Для подбора синонимов следует предлагать словосочетания и предложения, например: «Река бежит», «Мальчик бежит».

Воспитатель спрашивает: «Какое слово повторяется? Давайте попробуем его заменить. «Река бежит» – как сказать по – другому?» (Течёт, журчит, льётся.) Ко второму словосочетанию такие ответы: «Несётся, торопится, летит».

Умение подбирать синонимы поможет детям точнее оформлять свои высказывания.

Работа над антонимами полезна тем, что приучает к сопоставлению предметов и явлений окружающего мира. Антонимы, кроме того, являются и средством выразительности речи.

Подбор антонимов вначале следует производить, используя наглядный материал (предметы, картинки). Так, например, можно предложить картинки с изображением высокого и низкого дома, большого и маленького яблока, короткого и длинного карандаша и т. п.

Упражнения с отдельным словом способствует уточнению его значения, систематизируют те знания, представления, которые есть у детей.

Вначале задания на подбор синонимов и антонимов, представляют для детей трудность. Но это до тех пор, пока они не усвоили смысл задания.

Для подбора синонимов можно задавать вопросы и после пересказа детьми того или иного произведения.

Для активизации глаголов (действий) задаются аналогичные вопросы, например: «С деревьев падают листья. А как сказать по – другому?» (Летят, кружатся, сыплются.) Или: «Завидев охотников, лиса убегает. Как ещё можно сказать, что она делает?» (Удирает, уносит ноги, мчится, летит стрелой.)

В формировании умения подбирать синонимы и антонимы очень эффективны специальные речевые ситуации , когда дети ставятся в условия, требующие точного словесного обозначения.

Например, давалась следующая ситуация: «Если часто идёт дождь, небо затянулось тучами, дует холодный ветер, то какими словами можно сказать про осень, какая она?» (Пасмурная, дождливая, холодная.) Затем даётся противоположная ситуация: «Если осенью голубое небо, светит солнце, ещё тепло, на деревьях ещё не опавшие листья, то, как можно сказать про осень, какая она?» (Солнечная, тёплая, золотая, ясная.) Подобные задания занимают непродолжительное время и могут быть использованы на прогулке.

Выполнение таких заданий способствует формированию точности словоупотребления, умения выбирать слова, точно обозначающие предмет, действие, качество. Например, давалась такая ситуация: «Папа стал делать детям качели. Миша принёс ему верёвку. Папа сказал: «Нет, эта верёвка не годится, она оборвётся, – и взял другую верёвку. – А вот эта ни за что не оборвётся». Как можно сказать про такую верёвку? Какую верёвку взял папа?» Выбор нужного ответа из синонимического ряда «прочный, крепкий». Любое из этих слов будет уместным в соответствующем словосочетании, то есть можно сказать и «крепкая верёвка», и «прочная верёвка».

Для объяснения других значений слова «крепкий» были даны предложения: «Саша рос крепким мальчиком», «Юра почувствовал под ногами крепкий лёд». Вопросы к ним: «Что значит «крепкий мальчик», как вы понимаете? Как сказать по – другому? (Сильный, здоровый.) А что значит «крепкий лёд»? Как можно сказать по – другому?» (Прочный, твердый.) Правильный подбор синонимических слов будет свидетельствовать о понимании значений слова «крепкий».

Для формирования умения употреблять слова следует практиковать задания на составление предложений с отдельным словом, причём в качестве исходных предлагаются многозначные слова разных частей речи: имена существительные, прилагательные, глаголы. Соединяя слова в словосочетания и предложения, дети тем самым обучаются и осмысленному употреблению слов в различных грамматических формах и значениях. Вначале они составляют двухсловные словосочетания и предложения, например, со словом «лёгкий» – «Лёгкий ветер», «Лёгкий пух». Затем появляются и распространённые предложения с тем же словом: «Упал с деревьев лёгкий листик», «Днём были лёгкие облака», «Лёгкая бабочка кружится над цветком» и др.

Задания на составление предложений нужно использовать чаще потому, что даже при правильном понимании значения слов отмечается неумение детей составить предложение, правильно употребив их по смыслу.

Для активизации словаря эффективным является составление загадок самими детьми. Очень важно, чтобы ребёнок мог не только назвать предмет, но и правильно обозначить его качества, действия с ним. Вначале загадывает предмет педагог, а затем дети. Вот некоторые из загадок, придуманных детьми: «В тёмной комнате белое полотно висит, чтобы фильмы смотреть», «Прямоугольный и говорит», «Нос пятачком, она хрюкает» и др.

Умение выделять и называть признаки, качества надо развивать, используя и повседневные наблюдения, экскурсии. Так, например, проводя экскурсию осенью, педагог обращает внимание на окраску листьев, на осеннее небо, задаёт вопросы: «Какое небо? Какие листья?» И т. д. В своей речи он должен больше употреблять разного рода определений.

Лексические упражнения, которые проводятся как часть занятия, выполняют как бы двойную функцию: помогают развивать словарь и подготавливают к выполнению заданий по связной речи.

Таким образом, лексическая работа важна для развития произвольности речи, умения сознательно выбирать наиболее уместные для данного высказывания языковые средства, то есть в конечном итоге служит развитию связности речи.

Консультация для родителей

У детей с нарушением речи часто отмечается бедность словаря, как активного, так и пассивного, преобладает в основном предметно-бытовая лексика. Дети плохо классифицируют предметы по группам, путают названия овощей и фруктов. В их словарном запасе мало глаголов, обозначающих состояние и переживания людей, существительных, характеризующих нравственный облик человека, и особенно малочисленна группа наречий и прилагательных, служащих для характеристики действий, поступков. Все это ограничивает речевое общение детей.

Для расширения и активизации словаря в педагогической практике используют дидактические игры.

Дидактические игры – одно из основных средств развития речи и мышления. Особенно велика роль этих игр в обогащении словаря.

Поскольку родителям, так или иначе, приходится быть основными учителями для своего ребенка, мы предлагаем вам использовать следующие речевые игры и упражнения. Учить не значит садиться за стол и вести себя, как на уроке; речь идет о том, чтобы показывать ребенку и делать вместе с ним то, чем вы занимаетесь в повседневной жизни.

Игровое упражнение «Кто? Что?»

Покажите ребенку любую иллюстрацию к сказке. Пусть он назовет слова-предметы, отвечающие на вопрос: «Кто?» или «Что?»

Например: сказка Ш.Перро «Золушка»

Кто: девочка, сестры, мачеха, фея, принц, мышата, кони, кучер и т.д.

Что: дом, метла, карета, туфелька и т.д.

Полезный совет:

Поиграйте с ребенком в игру «Кто больше?»

· Назовет слов на звук (букву) М

· Подберет слов на заданную тему, например «Мебель»

Игровое упражнение «Отгадки-загадки»

Узнай предмет по описанию – (Зеленая, белоствольная, кудрявая. Что это? – Береза)

Лохматый, косолапый….

Голодный, серый, злой….

Яркое, теплое…

Серый, маленький, колючий…

Игровое упражнение «Кто как ест?»

Кошка лакает молоко. Собака грызет кость. Корова жует сено. Курица клюет зерно. И т.д.

Вариант: «Кто или что плавает? Летает?»-

Рыба, листья, самолет, бабочка и т.д.

Игровое упражнение «Путаница»

Из каких слов образовались:

ОГУРБУЗЫ – огурцы и арбузыПОМИДЫНИ – помидоры и дыни

РЕДИСВЕКЛА – редиска и свеклаЧЕСЛУК – чеснок и лук

РЕПУСТА – репа и капуста

Помоги разобраться.

Игровое упражнение «Слова-неприятели»

Упражнять в подборе слов-антонимов.

День – ночь

Зима – …

Друг – …

Добро – …

Ложиться -…

Говорить – …

Смеяться – …

Слон большой, а комар…

Камень тяжелый, а пушинка…

Игровое упражнение «Слова – приятели»

Упражнять в подборе слов – синонимов

Здание – дом

Приятель -…

Глядеть -…

Смелый -…

Крошечный -…

Игровое упражнение «На что похоже?»

Предлагает детям подобрать похожие слова (сравнения)

Белый снег похож на…

Синий лед похож на…

Густой туман похож на…

Чистый дождь похож на…

Игровое упражнение: Где и для чего можно применять предмет, который я назову?

Например: кнопка

1) для прикрепления бумаги к доске;

2) можно бросить в окно, чтобы подать сигнал;

3) сдать в металлолом;

4) провести маленький круг

5) положить на стол и т.д.

Гвоздь – … , ботинок -…, шнурок – …

Игровое упражнение «Найти лишний предмет»

Предлагаете несколько картинок, среди которых одна картинка изображает предмет, не относящийся к той же тематической группе, что и другие предметы

Ребенок должен показать «лишнюю» картинку и объяснить почему она лишняя.

Игровое упражнение: Догадайтесь, каким будет четвертое слово (смысловые ряды)

Гвоздь – молоток, шуруп -…

Дом – крыша, книга – …

Птица – яйцо, растение – …

Хорошо – лучше, медленно – …

Школа – обучение, больница -…

Человек – ребенок, собака – …

Пальто – пуговица, ботинок – …

Игровое упражнение «Новые слова»

У лисы длинный хвост – как одним словом сказать? – длиннохвостая;

У мальчика длинные ноги – длинноногий

Игровое упражнение «Закончи предложение»

Миша пошел гулять (когда?)…

Мише стало грустно (отчего?)…

Миша обрадовался (когда?)…

Игра « Кто больше запомнит, что из чего сделано?

« дети по памяти называют металлические, бумажные, пластмассовые предметы. За правильный ответ дается фишка. Выигрывает тот, кто собрал больше кружков.

Все предложенные дидактические игры способствуют формированию словаря, а также развитию речевых навыков.

Обогащение словаря дошкольников

с общим недоразвитием речи

Развитие речи ребенка в онтогенезе тесно связано с развитием мышления, других психических функций. С помощью речи ребенок обозначает то, что доступно его пониманию. В связи с этим в его словаре сначала появляются слова конкретного значения и лишь потом - обобщающего.

Нулевой степенью обобщения являются собственные имена и названия единичного предмета. Затем постепенно ребенок начинает понимать обобщающее значение наименований однородных предметов, действий, качеств. Уже к трем годам дети усваивают слова, обозначающие наиболее простые родовые понятия (игрушки, посуда, одежда), передающие обобщенные названия предметов, признаков, действий в форме имени существительного (полет, плавание, чистота). К пяти годам нормального речевого развития дети усваивают слова, обозначающие более сложные родовые понятия (растения: деревья, травы, цветы; цвет: белый, черный; движение: бег, плавание, полет). К подростковому возрасту они уже способны усваивать и осмысливать такие слова, как состояние, признак, предметность и т.д.

Обогащение жизненного опыта ребенка приводит к росту его словаря. Словарь старшего дошкольника может рассматриваться в качестве национальной языковой модели. В этот период формируется ядро лексикона ребенка.

Анализируя словарный состав разговорной речи детей в возрасте 5-6 лет, можно выделить наиболее употребительные слова: существительные, прилагательные, глаголы. Также происходит постепенное расширение семантического поля значения слова.

Таким образом, по мере развития психических процессов (мышления, восприятия, представлений, памяти), обогащения сенсорного опыта, изменения деятельности, формируется и словарь ребенка в количественном и качественном аспектах.

Принципы работы над словарем:

развитие лексики должно быть неразрывно связано с расширением представлений ребенка об окружающей действительности;

работа над лексикой должна быть неотделима от работы над другими компонентами речеязыковой системы;

словарь ребенка должен развиваться параллельно с развитием мыслительных операций;

при работе над лексикой особое внимание должно быть обращено на взаимосвязь лексического и грамматического значений слова;

основной задачей при работе над лексикой является формирование полноценных семантических полей.

Конкретное содержание и структура логопедической работы по формированию системных лексических представлений у детей с ОНР определяется временем появления различных языковых единиц в онтогенезе, спецификой речевого дефекта, особенностями общепсихического статуса ребенка и другими факторами. Исходя из этого методически целесообразным является проведение коррекционно-развивающей работы в два этапа.

На первом этапе основное внимание должно быть уделено накапливанию лексических единиц, на втором этапе – необходимо провести работу, связанную с упорядочиванием лексических единиц в сознании ребенка. Однако, следует помнить о том, что в онтогенезе такого четкого деления при формировании лексической системы не наблюдается. Языковые знаки усваиваются не линейно. Активно расширяя свой словарный запас, ребенок сразу же начинает устанавливать и простейшие смысловые отношения между словами: отношения антонимические, родовидовые отношения, отношения между предметом и его частью и др. Поэтому на первом этапе помимо активного расширения словарного запаса ребенка необходимо уделять внимание и наиболее простым и очевидным смысловым связям между словами.

Расширение номинативного и предикативного словаря у детей осуществляется по тематическому принципу. Именно такой принцип организации коррекционного воздействия позволяет оптимально с методической точки зрения решить вопрос формирования семантических полей у детей с ОНР. Введение в лексикон слов, объединенных одной тематикой, позволяет сгруппировать в языковом сознании ребенка слова-центры, или смысловые доминанты (ядро семантического поля), и слова с более или менее выраженной тематической прикрепленностью к ним (периферия семантического поля). Круг лексики из различных тематических групп определяется возрастом детей и уровнем их представлений об окружающем мире. Учитывая бедность зрительных и слуховых представлений детей с ОНР, трудности выделения ими наиболее существенных дифференциальных признаков предметов, в логопедической работе необходимо уделить внимание различению слов, обозначающих ситуативно или зрительно близкие предметы (чашка – стакан – кружка, душ – лейка, персик – абрикос, сахар – сахарница, пушистый – мягкий, шить – вязать, зашивать – пришивать).

Возможность осознанного распределения и упорядочивания лексических единиц на основе различных смысловых отношений ребенок приобретает только на определенном уровне своего речевого и когнитивного развития (приблизительно к 5-6 годам). Поэтому на втором этапе коррекционно-развивающего обучения основное внимание должно быть уделено целенаправленному формированию умения устанавливать более сложные виды смысловых отношений между словами: отношения синонимии, омонимии, отношения между родственными словами, многозначными словами и многое другое.

Направления логопедической работы

Работа по обогащению и активизации словаря у детей с общим недоразвитием речи включает в себя следующие задачи:

ознакомление с предметами и явлениями окружающей действительности, формирование понятий;

раскрытие многозначности слова;

расширение запаса синонимов и антонимов;

формирование правильного употребления слова в связной речи.

Работа по овладению словом ведется по следующему алгоритму:

уточнение произношения слова;

демонстрация образцов употребления слова (в словосочетаниях, в предложении);

выработка умения подбирать к слову синоним, антоним;

закрепление слова в активном словаре. Подбор собственных примеров, иллюстрирующих употребление слова.

Раскрыть перед дошкольниками семантику многозначного слова помогают синонимические и антонимические сопоставления. Рассмотрим пример с прилагательным «свежий» (Новиков Л.А. Антонимия в русском языке.1973).

Синонимия

Свежий вечер - прохладный вечер.

Свежий воздух - чистый воздух.

Свежий воротник - чистый воротник.

Свежий журнал - новый журнал.

Свежий хлеб - мягкий хлеб.

Татьяна Шерстнева
«Придумай слово» (картотека на обогащение словарного запаса)

На занятиях по формированию лексико - грамматических средств языка и связной речи проводится большая работа по активизации и совершенствованию словаря, понимания речи, формированию умения выделять части предмета. На основе уточнения пассивного речевого запаса организуется устная речевая практика. Мы не только обогащаем лексику, развиваем речь ребенка, но и формируем его мышление.

Предлагаю Вашему вниманию систематизированный материал (в виде картотеки) по обогащению словарного запаса у дошколя т.

Список использованной литературы:

1. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников. Под ред. О. С. Ушаковой. - М. : Изд-во Института Психотерапии, 2001. - 240с. ,ил.

2. Т. А. Ткаченко. Обогащаем словарный запас. РАбочая тетрадь. - Екатеринбург. ООО "Издательский дом Литур", 2008. - 24с.

3. Моторина Н. Н. Формирование предметного словаря у детей с общим недоразвитием речи//Логопед. 2005.№2.

3-4 го да:

«Добавь сл ово » (цель: находить нужное по смыслу слово (глагол); кукла Гена.

Игра начинается с беседы о том, как дети помогают родителям, что умеют делать. Далее скажем детям, что к ним в гости пришел Гена. Он тоже любит помогать родным: бабушке, дедушке, папе, маме, братику и сестричке. А что именно умеет делать Гена, дети должны будут сейчас угадать.

Я умею постель (глагол подбирают дети) убирать.

Я умею пол… (подметать).

Я умею пыль… (вытирать).

Я умею посуду… (мыть, полоскать).

Я умею постель… (застилать).

Я умею цветы… (поливать).

Я умею стол… (накрывать).

Я помогаю тарелки (расставлять).

Я помогаю вилки… (раскладывать).

Я помогаю крошки… (сметать).

Я помогаю комнату… (убирать).

«Кто что дела ет? » (цель: образовывать формы глаголов третьего лица единственного и множественного числа); игрушки (кошка, собака, два ёжика).

Взрослый и дети рассматривают игрушки и описывают их внешний вид. Далее игра проходит в форме вопросов и ответов.

Взрослый Дети

Как вы думаете, что делает кошка, когда мы её гладим? Мурлычет, радуется, выгибает спинку.

А что она делает, когда видит мышку? Тихо подкрадывается, бежит, ловит, прыгает.

Что делает кошка, когда видит мышку, не настоящую, а игрушечную? Бегает, играет, подпрыгивает, хватает, тащит, радуется.

Еще что умеет делать кошка?

Как много новых слов вы сказали про кошку! (Повторяет слова). Мяукать (мяу – мяу, лакать молоко, пить.

А что делает собака? Лает, кусается, бегает, ходит, сидит, спит, смотрит, ест.

Что делает собака, когда видит кошку? Хочет поймать, бежит за кошкой, лает, ловит.

А когда собаке дают кусочек мяса, то что она делает? Подпрыгивает, служит, ест, радуется.

А что умеют делать ежи? Они ходят, сворачиваются в клубочки, плавают, бегают.

А как ежи носят себе обед? Они накалывают всё на иголки.

«Кто больше увидит и собер ет» (цель: выделять и обозначать словом части предмета, его внешние признаки).

Сообщаем детям, что сегодня у них в гостях кукла Оля. Она любит, когда её хвалят, говорят про неё. Сейчас они должны будут сказать, какое у Оли платье, какие носочки, туфельки, волосы. Глаза. За каждый ответ Оля будет давать флажок. Флажки разноцветные Кто первый соберет флажки всех цветов, тот и победит. Сами начинаем игру словами: «У Оли светлые волосы». Получаем от куклы голубой флажок. Приглашаем детей продолжать.

При затруднении напоминаем, о чем еще можно сказать, например: «скажи про Олины глаза, носочки» и т. п. В ходе игры нужно следить, чтобы дети правильно согласовывали прилагательные с существительными в роде и числе.

«Как медвежонок катался на маш ине » (цель: выделить глагольный ряд, на основе которого построен сюжет).

Рассказываем и показываем:

Решил медвежонок покататься на машине. Сел он и поехал. Ехал – ехал и вдруг слышит: с-с-с – колесо спустилось. Медвежонок остановился, вышел и стал накачивать колесо: с-с-с. Накачал и поехал дальше. После инсценировки просим назвать все, что делал медвежонок (решил покататься…сел…поехал…слышал…остановился…вышел…стал накачивать колесо…накачал…поехал).

4-5 л ет:

«Ты к то? » (употреблять в речи глаголы, называть признаки предметов)

К детям приходит говорящая кукла Таня, она читает стихотворение А. Барто:

У меня живет козленок…

Про кого говорит Таня? Что она о нем рассказала? Что Таня делала? (говорила, рассказывала стихи). Что она сейчас делает? (сидит, стоит, машет рукой). Сначала Вы слышали Танин голос, она говорила, а теперь она… (молчит, замолчала).

Как Вы думаете, что Таня умеет делать? А теперь расскажите ей, что Вы умеете делать? (рисовать, мыть посуду, играть, гулять и т. п.).

У Тани был козленок, а у вас будут другие животные. Сейчас я вам раздам картинки, а вы превратитесь в животных, которые на них нарисованы. Дети рассматривают картинки. Взрослый спрашивает: «Ты кто?» (собачка, слоненок, тигренок, волчонок и т. п.). Какой ты тигренок? (пушистый, полосатый и т. д.). Что ты умеешь делать? 9играть, рычать и т. д.). Подобным образом опрашиваются все дети.

«Закончи предложение и подбери к нему картин ку» (цель: заканчивать высказывание, начатое взрослым, подбирать подходящее слово, согласовывать его с другими словами в предложении).

Предметные картинки: мяч, рыба, кит, лягушка, тапочки, карандаш, елка, дом, газета, диван, кофта, пальто, косточка, яйцо.

Взрослый начинает фразу, ребенок заканчивает её, выбрав подходящую картинку среди предложенных:

Девочка рисует… ДОМ, ЕЛКУ, ЛЯГУШКУ.

Мама стирает…КОФТУ, ПАЛЬТО и т. д.

5- 7 л ет:

"Играем с пальчика ми"

5 раз повтори начало каждого предложения и дополни его пятью разными словами. Считай получившиеся предложения, загибая пальцы на руке.

За домом росли (что)---

Мама купила в магазине (что)---

Петя нёс в портфеле (что)---

Катя нашла в лесу (кого? Что)---

Около дороги стоял (кто?что)---

Собака залаяла на (кого?что)---

Петя увидел в комнате (кого?что)-

Катя взяла со стола (что)---

Мама разогревала на столе (что)---

Миша поднял голову и увидел (кого?что)--- Счетные флажки

"Назови как можно больше предметов, сделанных из указанного материала. Если назовешь больше пяти слов, ты – победител ь!"

Мясо Пластмасса

Дерево Резина

Металл Мрамор

Кирпич Бревно

Стекло Доска

Бумага Камень

Кожа Картофель

Шоколад Снег

"Шагайка – называйк а"

Подбери по пять слов, раскрывающих каждое обобщение. Называй слова и одновременно делай шаги вперед.

Я знаю молочные продукты…

Я знаю комнатные растения…

Я знаю перелетных птиц…

Я знаю луговые цветы…

Я знаю лиственные деревья…

Я знаю умывальные принадлежности…

Я знаю головные уборы…

Я знаю явления природы…

Я знаю виды спорта…

Я знаю кондитерские изделия…

Я знаю опасные профессии…

Я знаю музыкальные инструменты…

Я знаю животных жарких стран… Ошибки Незнайки

"Исправь ошибки Незнайк и"

Уборщица шьет головные уборы.

Плотник делает плоты.

Машинист чинит машины.

Водитель водит хороводы.

Секретарь хранит секреты.

Пожарный обжаривает продукты.

Часовой чинит часы.

Строитель учит ходить строем.

Садовник заведует детским садом.

Портной работает в порту.

Механик шьет изделия из меха.

Тепличница следит за теплом в домах.

Парикмахер – тот, кто делает парики.

Курьер – тот, кто ухаживает за курами.

Опреатор – то, кто делает операции.

Журналист продает журналы.

Переводчик переводит людей через улицы.

"Пять дейст вий "

Перечисли действия, которые можно совершать с указанным предметом. Если назовешь больше пяти слов, ты – победитель!

шоколад карандаш гвоздь

книга компьютер пульверизатор

простыня линейка миксер

кусок мяса вилка газовая плита

лимон краска шампур

огурец лак для волос бумажная салфетка

клей кисточка

"Законченное предложе ние "

Пять раз повтори пару слов и каждый раз дополни её новым словом.

Быстро бегает…

Ловко плавает…

Важно ходит…

Высоко прыгает…

Тихо ползает…

В небе летает…

В лесу растет…

На полу валяется…

По полю мчится…

В цирке выступает…

К хозяину спешит…

Сладко спит…

Громко кричит…

В саду спеет…

В воде тонет…

По дороге едет…

В корзине лежит…

"Вот так магази ны! "

Перечисли товары, которые могут продаваться в магазинах с указанными названиями.

«Лакомка» «Всё для душа»

«Каблучок» «На старт!»

«Свет» «Мотор»

«Школьник» «Золотая рыбка»

«Три толстяка» «Мелодия»

«Верный друг» «Шкатулка»

«Твой дом»

"Пуговки – помощни цы"

К каждому слову – действию подбери названия пяти предметов. Считай слова с помощью пуговок.

Можно стирать…

Можно пить…

Можно жарить…

Можно рисовать…

Можно мыть…

Можно гладить…

Можно фотографировать…

Можно дарить…

Можно надевать…

Можно отодвигать…

Можно вешать…

Можно измерять…

"Три части "

Назови по три части указанных предметов. Если назовешь пять частей, ты – победитель!

Я знаю 3 части машины…

Я знаю 3 части дома…

Я знаю 3 части вертолета…

Я знаю 3 части телевизора…

Я знаю 3 части компьютера…

Я знаю 3 части дивана…

Я знаю 3 части часов…

Я знаю 3 части стиральной машины…

Я знаю 3 части велосипеда…

Я знаю 3 части корабля…

Я знаю 3 части грузовика…

"Главное действи е"

Перечисли другие действия, входящие в состав главного (пример : главное действие – выращивать овощи, другие действия в составе главного: сеять, накрывать, поливать, рыхлить, окучивать, полоть, прореживать, выкапывать, собирать).

Выращивать овощи…

Отдыхать на море…

Учиться в школе…

Убирать двор…

Гулять по парку…

Покупать продукты…

Шить костюм…

Пылесосить комнату…

Готовить борщ…

Принимать гостей…

Собирать грибы…

Мыть руки…

Рисовать цветы…

Строить дом…

"Все работы хоро ши"

По предметам назови профессии. Если подберешь 5 слов, ты – победитель!

С билетами работают…

С весами работают…

В халате работают…

С карандашом работают…

На компьютере работают…

В шлеме работают…

На сцене работают…

С ножницами работают…

"Цвет и отв ет"

Подбери названия трех предметов такого же цвета. Если подберешь 5 слов, ты – победитель!

Монета такого же цвета, как…

Больничный халат такого же цвета, как…

Помидор такого же цвета, как…

Елка такого же цвета, как…

Вишня такого же цвета, как…

Ствол дерева такого же цвета, как…

Цыпленок такого же цвета, как…

Облако такого же цвета, как…

Кирпич такого же цвета, как…

"Мир живот ных "

Назови как можно больше животных, у которых есть указанная часть тела.

Рога есть у…

Лапы есть у…

Копыта есть у…

Когти есть у…

Перья есть у…

Чешуя есть у…

Ноги есть у…

Грива есть у…

Длинная шерсть есть у…

Крылья есть у…

Клыки есть у…

Клюв есть у…

"Много действ ий"

Перечисли как можно больше действий, которые происходят в указанном месте:

В цирке…

В школе…

В детском саду…

На катке…

В гостях…

На пляже…

В поезде…

В самолете…

На поляне…

На рынке…

В огороде…

Во дворе…

В библиотеке…

В кабинете врача…

"На поверхно сти "

Назови предметы, которые могут находиться на указанной поверхности.

На ковре можно увидеть…

На корабле можно увидеть…

На стене можно увидеть…

На столе можно увидеть…

На дороге можно увидеть…

На тарелке можно увидеть…

На море можно увидеть…

"Каждый зна ет"

Пять раз повтори начало предложения, и каждый раз добавляй новое слово.

Каждый знает, что желтым бывает…

Каждый знает, что сильным бывает…

Каждый знает, что старым бывает…

Каждый знает, что жарким бывает…

Каждый знает, что белым бывает…

Каждый знает, что хрупким бывает…

Каждый знает, что умным бывает…

Каждый знает, что легким бывает…

Каждый знает, что новым бывает…

Каждый знает, что нужным бывает…

Каждый знает, что сладким бывает…

Каждый знает, что острым бывает…

"Забавные превращени я"

Назови – в кого превратится обычный человек, если окажется:

На переходе улицы…

На собственных именинах…

В школе…

На рынке…

В седле…

В походе…

На стадионе…

В бассейне…

"От норы до г оры "

Назови как можно больше животных (рыб, птиц, зверей, насекомых, живущих в указанных местах.

В траве живут…

В клетке живут…

В норе живут…

В сарае живут…

В море живут…

В гнезде живут…

В пруду живут…

В дупле живут…

В реке живут…

В квартире живут…

В земле живут…

В подвале живут…

Разные действия

"Перечисли слова – действия для каждого времен и"

Отпуск… Ночь…

Осень… Лето…

Вечер… Выходной…

Зима День рождения…

Каникулы… Новогодний праздник…

Детство…

"Самые, самые "

Вспомни сказки и назови подходящих героев.

Самый знаменитый долгожитель…

Самый добрый врач…

Самая уродливая царевна…

Самая аленькая девочка…

Самый высокий мужчина…

Самый некрасивый птенец…

Самый большой сладкоежка…

Самый длинноносый человечек…

Самая злая старуха…

Самый маленький мальчик…

Самая печальная царевна…

Самая холодная королева…

Самый длиннобородый человек…

Эти игровые упражнения очень нравятся детям, они с заинтересованностью реагируют на выполнение заданий в рифмованной форме, им интересен сам соревновательный момент.

Цель-практически использовать дидактические игры и игровые приемы во время логокоррекционной работы, направленной на наиболее эффективную активизацию, уточнение, обогащение словаря детей среднего дошкольного возраста, страдающих моторной алалией.

Задачи:

- обогащение, уточнение и активизация словообразования словаря детей ;

Обогащение, уточнение и активизация глагольного словаря детей;

Обогащение, уточнение и активизация словаря существительных у детей;

Обогащение, уточнение и активизация словаря прилагательных у детей;

Обогащение, уточнение и активизация числительного у детей;

Обучение пониманию и использованию в речи предлогов и частиц;

Специально подобранные и разработанные нами дидактические игры и игровые приемы отвечают задачам, которые решают указанные ранее направления и приемы логокоррекционной работы.

Комплекс игр, представленных ниже, предлагает игровые приемы-для практического ознакомления детей с использованием в речи существительных, знакомит детей с понятием «слово», учит детей различать понятие «живое»-«неживое». В то же время игра дает логопеду возможность наметить себе дополнительную цель, например, группирование предметов по их признакам или назначению, работу над разными видами значения слова (понятийным, ситуативным, эмоциональным). Эти игры учат детей использовать множественное число существительных, различать род существительных, а также направлены на создание и закрепление обобщающих понятий. Также эти игры учат использованию падежных форм.

Кто это? Что это?

Цель: уточнение, обогащение словообразования словаря детей, обучение детей правильному пользованию в речи словами, обозначающими живой и неживой предмет.

Оборудование: живые или неживые предметы (стол, книга, игрушки, птицы, рыбки и т.д.)

Описание игры: Логопед обращается к детям: «Вокруг нас много разных предметов. И о каждом из них мы можем спросить. Я буду вас спрашивать, а вы мне отвечайте вопросом: Что это?» Логопед указывает на разные неодушевленные предметы: книги, игрушки, стол. «Как можно спросить про эти предметы?» (Что это?).

Логопед говорит: «А сейчас я спрошу вас иначе: кто это?» Логопед указывает на живые предметы: птицу, рыбку, няню, детей - и спрашивает детей: «как можно спросить? (кто это?). Я вам буду называть разные предметы, а вы мне к этим предметам будете задавать вопросы». Логопед называет живые предметы, а дети ставят вопрос «кто?». Таким образом логопед постепенно подводит детей к понятиям «живой» - «неживой».

Логопед ставит рядом девочку и куклу и спрашивает, чем девочка отличается от куклы. Дети называют разницу и вместе приходят к выводу, что кукла неживая, игрушка, а девочка - живое существо. Далее сравнивают медведя-игрушку, и живого медведя, нарисованного на рисунке. Проясняется, что игрушка-медведь - неживая, а рисунок изображает живого медведя. Подводя итог, логопед делает вывод: все слова, обозначающие неживые предметы, отвечают на вопрос «что?», а слова, обозначающие живые предметы - на вопрос «кто?».

Рассмотри рисунки.

Цель: закрепление в речи детей слов, обозначающих живые и неживые предметы.

Оборудование: предметные рисунки, изображающие живые и неживые предметы, фланелеграф.

Описание игры: Логопед выставляет на фланелеграф все предметные картинки и просит детей внимательно их рассмотреть. После этого логопед дает задания:

1) назвать картинки с изображением живых предметов, поставить к ним вопросы;

2) назвать картинки с изображением неживых предметов, поставить вопрос.

Усложнение игры: игра проводится, не опираясь на рисунки. Логопед подбирает разные слова (живые и неживые) и называет их вперемешку. Дети должны поставить вопрос к этим словам. Наиболее активные отмечаются в конце игры.

Что спрятали?

Цель: обогащение, активизация и уточнение словообразования словаря детей и верное применение существительных в речи.

Оборудование: муляжи овощей, фруктов, цветы.

Описание игры: На столе раскладываются цветы, овощи и фрукты (2-3 штуки). Детям предлагают внимательно рассмотреть, что лежит на столе, и запомнить, что где лежит. Затем дети отворачиваются, а логопед прячет один предмет. Ребенок должен ответить, что спрятано. (можно отвечать одним словом).

Назови то, на что укажу.

Цель: обогащение и активизация словообразования словаря детей и обучение их верному использованию существительных.

Оборудование: настоящая и игрушечная мебель.

Описание игры: педагог рассаживает детей так, чтобы они видели перед собой отдельные предметы мебели, и предлагает назвать их. Если это затруднительно, логопед сам называет предмет и предлагает кому-нибудь из детей перенести, например, куклу, на диван и т.д. После можно предложить загадку: «Пришел мальчик в детсад, сел и предложил другому мальчику присесть около него. На чем они сидели? (на скамейке, на диване).

Кто быстрее принесет предметы?

Цель: уточнение и активизация словообразования у детей. Развитие навыков классификации лексических тем «Овощи-Фрукты».

Оборудование: муляжи овощей и фруктов.

Описание игры: игроки садятся на стулья, напротив ставится 2 стула, на них кладутся 5-6 предметов из двух разных категорий: овощи - морковь, капуста, огурец; фрукты - яблоко, груша, вишня. На расстоянии ставят два пустых стула. Двое детей из каждой команды становятся возле стульев с предметами и по сигналу: один, два, три - овощи бери! - начинают переносить нужные предметы на пустые стулья, стоящие напротив. Выигрывает тот, кто вернее и раньше перенесет все предметы, которые относятся к названной категории, и назовет их.

Как мы одеваемся?

Цель: активизация словообразования словами по лексической теме «Одежда». Обучение верному использованию существительных в речи.

Оборудование: предметы детской одежды.

Описание игры: каждый ребенок задумывает какой-нибудь предмет одежды, например, платок, юбку, трусики, майку и тихо называет его логопеду, чтобы другие дети не подслушали (педагог следит, чтобы дети не выбрали одно и то же). Затем педагог рассказывает о чем-то, например: «Вася собрался кататься на санках и надел на себя....» прерывая рассказ, он указывает на одного из участников игры. Тот называет предмет одежды, который задумал. Другие дети должны рассудить, правильно ли оделся мальчик.

Что с чем?

Цель: уточнение словообразования детей и обучение правильному использованию существительных в речи. Развитие фразового языка.

Оборудование: различные предметы, необходимые в быту. (ключ, тарелка, молоток и т. п.)

Описание игры: ребенку предлагается найти то, из чего едят суп, чем открывают замок, чем забивают гвозди и т.д.

Образец речи детей: Суп едят из тарелки. Замок открывают ключом.

Парные рисунки.

Цель: активизация словаря, словообразования у детей.

Оборудование: парные рисунки предметов быта.

Описание игры: 1 вариант. Логопед показывает ребенку рисунок, а ребенок должен отыскать у себя такой же и правильно его назвать. Игра продолжается до тех пор, пока ребенок не назовет и не отдаст все рисунки.

Найди то, что надо.

Цель: активизация словообразования, словаря детей.

Оборудование: Набор предметных рисунков.

Описание игры: Раздать детям набор картинок: корзинка, ложка, полотенце, санки и т.п. Логопед говорит: «Вова пошел кататься с горы. Что он взял с собой? (Санки). Ребенок, имеющий нужный рисунок, должен ответить словом или фразой.

Чьи дети?

Цель: закреплять в активном словаре детей существительные