Государственное устройство.

История государства и права России. Шпаргалки Князева Светлана Александровна

80. Конституция СССР 1924 г. и Конституция РСФСР 1925 г

Конституция СССР 1924 г. состоит из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. В основу Конституции были положены документы, принятые I съездом Советов СССР. Именно поэтому она мало напоминает Конституцию.

Единственное, что интересовало составителей Конституции, - сам факт окончательного юридического оформления образования СССР.

Система высших органов союзных республик по этой Конституции - съезд Советов, ЦИК, Президиум ЦИК. Точно так же, как в СССР, в ССР был свой исполнительный орган - СНК. В Конституции было записано, что Союз Республик является добровольным и равноправным. За каждой союзной республикой сохранялось право свободного выхода из СССР. Данная Конституция действовала до 1936 г.

В связи с появлением Конституции СССР возникла необходимость принять новую Конституцию РСФСР, что произошло в 1925 г.

Она состояла из 6 разделов, 8 глав и 89 статей.

Конституция РСФСР 1925 г. обозначила РСФСР как федеративное государство с автономными образованиями. В ней записано: «РСФСР есть социалистическое государство рабочих и крестьян, строящееся на основе федерации национальных советских республик» . Вся полнота власти, по этой Конституции, принадлежит Советам рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов.

Постановления верховных органов СССР в пределах, указанных в Конституции СССР, и по предметам, отнесенным к компетенции Союза, имеют обязательную силу на территории РСФСР.

Фабрики, заводы, водный, железнодорожный и воздушный транспорт и средства связи составляют собственность государства.

Для осуществления руководства текущей работой и проведения в жизнь постановлений и декретов центральной власти Конституция РСФСР 1925 г. вводит новые органы - президиумы исполнительных комитетов местных Советов, которые избирают исполнительные комитеты.

Количество членов президиумов определяется ВЦИК или его Президиумом.

Конституция СССР действовала до 1936 г., Конституция РСФСР - до 1937 г.

Из книги Сборник действующих постановлений пленумов верховных судов СССР, РСФСР и Российской Федерации по уголовным делам автора Михлин А С

2.19. Постановление 4 го Пленума Верховного Суда СССР «О восстановлении в правах гражданства и об амнистии» от 16 января 1925 г. Президиум ЦИК СССР в заседании от 21 ноября 1924 г. постановил передать на разъяснение пленарного заседания Верховного Суда СССР в порядке п. «а» ст.

Из книги Конституционное право зарубежных стран автора Имашева Е Г

23. Конституция США Дата принятия конституции США – 17 сентября 1787 г. Конституционный конвент в составе 55 делегатов от штатов принял Конституцию США. По прошествии 2 лет, 4 марта 1789 г., после процедуры ратификации 11 из 13 штатов, Конституция вступила в законную силу.

Из книги Иностранное конституционное право (Под ред. проф. В.В. Маклакова) автора Маклаков Вячеслав Викторович

41. Конституция КНР Действующая Конституция принята на специальной сессии Всекитайского собрания народных представителей в 1982 г.Структура Конституции 1982 г.: преамбула (введение), свыше 140 статей, объединенных в 4 главы.Ее характерные черты:1) это Конституция

Из книги Шпаргалка по истории государства и права России автора Дудкина Людмила Владимировна

Конституция США Ныне действующая конституция США была принята 17 сентября 1787 г. Она несет на себе глубокий отпечаток той исторической эпохи, в которой разрабатывалась.Начавшаяся в 1775 г. освободительная война 13 американских колоний против господства Англии, по целям и

Из книги Конституционное право зарубежных стран. Шпаргалка автора Белоусов Михаил Сергеевич

77. Уголовный кодекс РСФСР 1922 г. Основные начала уголовного законодательства СССР и союзных республик 1924 г. Уголовный кодекс РСФСР 1926 г Широкая кодификация 20-х гг. XX в. затронула и уголовное законодательство.В 1922 г. начал действовать первый УК РСФСР.В структуру данного

Из книги История таможенного дела и таможенной политики России автора Пиляева Валентина

80. Конституция СССР 1924 г Конституция СССР 1924 г. – следствие образования СССР.Планы союзного объединения:1) Ленин считал, что СССР должен основываться на конфедеративных началах, революция пойдет на Запад, и любое государство сможет присоединиться к

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

83. Конституция СССР 1936 г Проект новой Конституции СССР был подготовлен к середине мая 1936 г. конституционной комиссией, избранной на VII съезде Советов СССР. К концу 1936 г. Конституция СССР была принята.Предпосылки создания Конституции 1936 г.:1) СССР все более превращался в

Из книги История государства и права России. Шпаргалки автора Князева Светлана Александровна

88. Конституция СССР 1977 г Подготовка проекта новой союзной Конституции началась в 1962 г. Проект готовился специальной конституционной комиссией. Окончательный проект был разработан к маю 1977 г. По этому проекту было проведено всенародное обсуждение.Конституция СССР была

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

31. Конституция США Конституция США была принята 17 сентября 1787 г. 55 делегатами от штатов специально созванного учредительного органа – Конституционного конвента. Через два года 4 марта 1789 г. после ратификации 11 из 13 штатов она вступила в силу. Это основополагающий акт

Вторая Конституция РСФСР, отразила смягчение политической и экономической обстановки в стране, происшедшее в связи с окончанием гражданской войны и образованием СССР. Эта Конституция юридически оформила новый государственно-правовой статус России как союзной республики в составе СССР. Конституционно закреплялось федеративное устройство России. Статья 2 Конституции РСФСР 1925 года гласила "Российская Республика есть социалистическое государство рабочих и крестьян, строящееся на основе федерации национальных советских республик”. Эта Конституция подробно регламентировала устройство советской власти: полномочия Всероссийского Съезда Советов, ВЦИК и СНК, закрепляла систему органов власти автономных социалистических республик, местных органов государственной власти, избирательную процедуру, бюджетные права РСФСР, государственную символику.

Причиной замены Конституции 1918 года Конституцией РСФСР 1925 года явились объединение РСФСР с другими независимыми республиками в Союз ССР и принятие первой Конституции СССР 1924 года. Последняя закрепляла, что "союзные республики в соответствии с настоящей Конституцией вносят изменения в свои конституции".

Поэтому в постановлении XII Всероссийского съезда Советов, утвердившего текст Конституции 1925 года, он назван "измененным текстом Конституции".

Преемственность этой Конституцией положений Конституции 1918 года значительна. В ряде случаев имеются ссылки на нормы последней, что как бы пролонгирует их действие.

Так, в ст.20 было закреплено: "Всероссийский Съезд Советов составляется на основаниях, установленных ст.25 Конституции (Основного Закона) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, принятой V Всероссийским съездом Советов". При этом соответствующая норма воспроизводилась. Аналогичная отсылка к нормам Конституции 1918 года имеется и в ст.51 Конституции 1925 года.

В отличие от Конституции 1918 года Конституция 1925 года не включила в свой текст Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, однако записала, что исходит из основных ее положений и воспроизводила многие из них.

Конституция 1925 года закрепила РСФСР как федеративное государство с автономными образованиями. На территории РСФСР имели обязательную силу постановления верховных органов СССР в пределах, указанных в Конституции СССР, и по предметам, отнесенным к компетенции Союза.

  • 1. В ней отражен факт вхождения РСФСР в Союз ССР. Это зафиксировано в ст.3, где было записано, что согласно воле народов РСФСР, принявших решение на Ч Всероссийском съезде Советов об образовании Союза ССР, РСФСР, входя в состав Союза ССР, передает Союзу полномочия, отнесенные в соответствии со ст.1 Конституции СССР к ведению органов Союза ССР. В ст. 19 предусматривалось, что в пределах, указанных в Конституции СССР, и по предметам, отнесенным к компетенции Союза, на территории РСФСР имеют обязательную силу постановления верховных органов СССР. За этим исключением, никакие органы, кроме Всероссийского съезда Советов, ВЦИК, его Президиума и СНК, не имеют права издавать законодательные акты общегосударственного значения на территории РСФСР. Тем самым косвенно подтверждались суверенные права РСФСР вне пределов прав Союза, однако прямого указания на суверенитет РСФСР в ее Конституции не содержалось. В ней не было также закреплено сохранение за РСФСР права выхода из состава Союза ССР (хотя такая норма применительно ко всем союзным республикам в Конституции СССР 1924 года имелась). Компетенция РСФСР как государства, входящего в состав Союза, в отличие от последующих конституций определялась не прямо, а лишь через предметы ведения высших органов РСФСР.
  • 2. В связи с появлением субъектов РСФСР в ее Конституцию были включены положения, определяющие их статус и полномочия Федерации в отношении них.

В структуре Конституции была выделена гл.4 "Об автономных советских социалистических республиках и областях", в которой устанавливались принципы формирования в них органов государственной власти, порядок принятия основных законов (конституций) АССР и Положений об автономных областях. К ведению Всероссийского съезда Советов было отнесено окончательное утверждение конституций АССР. К совместному ведению Съезда и В. ЦИК относилось установление границ АССР, утверждение конституций АССР, разрешение споров между АССР и другими частями Федерации, отмена постановлений съездов Советов АССР и автономных областей, нарушающих настоящую Конституцию или постановления верховных органов РСФСР. Последующее конституционное развитие РСФСР уже напрямую связывалось с принятием новых союзных конституций. Причем шел процесс все большего совпадения структуры и содержания конституций республик и Конституции СССР и создания почти единообразного текста конституций всех союзных республик.

Взаимоотношения между РСФСР и независимыми советскими республиками до образования СССР.

Этапы: 1. Создание военного союза (период гражданской Войны), 1 июля 1919г. – декрет об объединении усилий СР в борьбе с имперализмом. 2. Экономическое сотрудничество (после гражданской войны)3. Дипломатический союз (1921 г. проходила международная конференция).Взаимоотношения С 1918 г. по 1922 г. развитие союза республик шло по двум направлениям: 1.вхождение республик и автономных областей в состав РСФСР; 2.двусторонние договоры, заключавшиеся между независимыми республиками и РСФСР. Конституция РСФСР 1918 г. закрепила принцип национально-территориальной федерации. За период с лета 1918 г. и по 1920 г. на территории РСФСР возникло более 20 национально-автономных образований (республик и областей).

Феврале 1920 г. ВЦИК принял постановление "Об образовании комиссии по разработке вопросов федеративного устройства РСФСР", которое должно было урегулировать правовые отношения между федерацией и составляющими ее республиками.

Вновь образовавшиеся национальные республики группировались вокруг РСФСР как федеративного центра. При этом они использовали ее государственные и правовые модели. Шел поиск экономических, политических и государственно-правовых форм сотрудничества с РСФСР.

В самом начале июня 1919г. ВЦИК издает декрет "Об объединении советских республик: России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом". В нем провозглашалось необходимым провести тесное объединение военной организации и военного командования, советов народного хозяйства, железнодорожного управления и хозяйства, финансов, комиссариатов труда этих республик. Целью такого объединения являлось сосредоточение руководства указанными отраслями народной жизни в руках единых коллегий.

ВЦИК РСФСР фактически осуществлял функции общефедерального органа. В его состав были включены представители других республик. Наркоматы РСФСР руководили объединенными отраслями народного хозяйства, в состав СНК республик (Украины, Белоруссии) входили уполномоченные объединенных наркоматов. Национальные республики посылали своих представителей на Всероссийские съезды советов, представители ЦИК национальных республик делегировались в состав ВЦИК РСФСР.

Наряду с этим с 1920 г. начала развиваться система двусторонних межреспубликанских договоров. В ноябре этого года был подписан договор РСФСР с Азербайджаном, предусматривавший объединение ведомств и функций обороны, экономики, внешней торговли, продовольствия, транспорта, финансов и средств связи. В декабре 1920 г. аналогичный договор подписали РСФСР и Украина, в январе 1921 г. - РСФСР и Белоруссия, в декабре 1920 г.- РСФСР и Армения, в мае 1921 г. - РСФСР и Грузия.



В 1921-1922 гг. были ликвидированы таможенные границы между республиками, и торговое пространство стало рассматриваться как внутригосударственное и единое. На общих принципах строилось налоговое законодательство.

Республики осуществляли совместное финансирование многих хозяйственных проектов. Бюджеты республик формировались в рамках общего бюджета. Законодательство РСФСР с согласия республик действовало на их территориях.

Итак, в период с 1918 г. по 1921 г. на территории бывшей Российской Империи сложилась конфедерация республик единого советского типа. Отсутствие единых для всех республик органов власти и управления заменялось делегированием их функций органам РСФСР. Основой конфедерации стал военно-политический (а позже - хозяйственно-политический) союз республик. Часть территорий бывшей Империи не вошла в этот союз, и там образовались независимые национальные государства (буржуазные, демократические) - Латвия, Литва, Эстония.

24. Основные подходы к определению государственного устройства СССР и закрепление принципов Советской федерации в Конституции СССР 1924г. Конституция Союза Советских Социалистических Республик состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. В Декларации указывалось на особый характер национальной политики советского государства, на причины объединения советских республик, принципы их объединения (добровольность и равноправие). За союзной республикой сохранялось право выхода из Союза, территория могла быть изменена только с ее согласия. Устанавливалось единое союзное гражданство.

Высшим органом власти СССР объявлялся Съезд Советов СССР, избиравшийся от городских Советов (один депутат от 25 тыс. избирателей) и от губернских съездов Советов (один депутат от 125 тыс. избирателей).

Каждая республика, входящая в СССР, имела свой Совет народных комиссаров (из несоюзных и объединенных комиссариатов).

Изменение статуса союзных республик в процессе образования СССР выразилось в том, что они становились частью федеративного союза и попадали в подчинение его органов власти и управления. Юрисдикция республиканских органов стала распространяться на те сферы и вопросы, которые не составляли исключительной компетенции Союза.

После образования СССР Туркестан оставался автономной республикой в составе РСФСР. Бухара и Хорезм оставались вне Союза ССР, не являясь социалистическими и получив статус народных. В сентябре 1920 г. между РСФСР и Хорезмской республикой был заключен союзный договор, на основании которого РСФСР оказывала экономическую помощь Хорезмской республике, ей передавались хозяйственные объекты, находившиеся в пределах ее территории. Аналогичный договор был подписан в марте 1921 г. с Бухарской народной советской республикой. По этим договорам общих органов управления не создавалось.

В ходе социальных преобразований 1922-1923 гг. в Хорезме и Бухаре была осуществлена национализация земли и водных источников (объектов, которые по конституциям Хорезма 1920 г. и Бухары 1921 г. находились в частной собственности).

В октябре 1924 г. ЦИК СССР поручил своему Президиуму подготовить юридическое оформление новых союзных республик в составе СССР. В мае 1925 г. III съезд Советов СССР принял в состав Союза Узбекскую ССР и Туркменскую ССР, внеся соответствующие изменения в Конституцию СССР. В том же 1924 г. пересматриваются территориальные границы РСФСР. Часть уездов и волостей с преобладающим белорусским населением из состава российских губерний были переданы Белорусской ССР.

В 1924 г. в составе Украинской ССР была образована Молдавская автономная республика, в составе Азербайджанской ССР - Нахичеванская автономная республика и автономная область Нагорный Карабах с преобладающим армянским населением. В составе РСФСР в 1923-1925 гг. Бурят-Монгольская и Чувашская автономные области были преобразованы в автономные республики. В 1924 г. ликвидирована Горская республика, из которой выделился ряд автономных областей. Все эти территориальные преобразования подготовили почву для национально-этнической ситуации, возникшей во второй половине 80-х гг.

В 1925 г. была принята Конституция РСФСР, все основные положения которой строились в соответствии с Конституцией СССР 1924 г. В ней закреплялась система органов власти и управления, фиксировались права и обязанности автономных формирований (автономных республик, автономных областей и округов), закреплялись избирательная система, права и обязанности граждан, государственная символика.

По сравнению с 1 конституцией сделали шаг вперед. Более четко определяется субъектный состав (ст.13) – республики и области. Появляется отдельная глава 4, посвященная автономным республикам и областям.

Вторая Российская Конституция четко определяла правовые основы для развития субъектов. Конституция не закрепляла конкретного субъектного состава (названий).

Конституция РСФСР 1925 г. Причины принятия, особенности структуры и содержания.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Конституция РСФСР 1925 г. Причины принятия, особенности структуры и содержания.
Рубрика (тематическая категория) Право

Вторая Конституция РСФСР, принятая 11 мая 1925 года, вслед за Конституцией СССР 1924 г, отразила смягчение политической и экономической обстановки в стране, происшедшее в связи с окончанием гражданской войны и образованием СССР. Эта Конституция юридически оформила новый государственно-правовой статус России как союзной республики в составе СССР. Конституционно закреплялось федеративное устройство России. Статья 2 Конституции РСФСР 1925 года гласила “Российская Республика есть социалистическое государство рабочих и крестьян, строящееся на базе федерации национальных советских республик”. Эта Конституция подробно регламентировала устройство советской власти˸ полномочия Всероссийского Съезда Советов, ВЦИК и СНК, закрепляла систему органов власти автономных социалистических республик, местных органов государственной власти, избирательную процедуру, бюджетные права РСФСР, государственную символику.

Любой конституции (независимо от социальной системы) свойственны следующие пять функций˸ учредительная, организаторская, внешнеполитическая, идеологическая и юридическая.4 В отношении Конституции РСФСР 1925 г. можно говорить о наличии лишь трех из пяти проявлений её назначения - учредительной, организаторской и юридической. Суть учредительной функции применительно ко второй Российской Конституции состояла в том, что конституция, появившаяся в результате коренных изменений в жизни российского общества, особенностей национально-государственного строительства в РСФСР, становилась политико-правовой основой развития социума, создавая предпосылки для новых общественных отношений. Данные отношения, созревшие в обществе, не могут развиваться без необходимой правовой базы, которая возникает только с принятием новой конституции. В тоже самое время особенность учредительной функции состоит в том, что она становится политико-правовой основой развития общества с позиций тех, кто в данный исторический отрезок времени находится у власти, в отношении социальной структуры общества, форм автономных образований, конкретных государственно-правовых институтов и т. д.

18. Конституция РСФСР 1937 г. Причины принятия, особенности структуры и содержания. Третья Конституция РСФСР была принята 21 января 1937 года, вслед за Конституцией СССР 1936 года. Она провозгласила завершение строительства основ социализма. В этой Конституции закреплялись основы общественного и государственного строя; права и обязанности граждан; избирательная система; система и компетенция высших и местных органов государственной власти, управления, суда и прокуратуры. Конституция подтвердила добровольное объединение с другими равноправными республиками в составе СССР; суверенный характер прав РСФСР вне пределов союзной компетенции. Однако Конституция 1937 года была декларативной и не смогла стать заслоном от массового беззакония и внесудебных расправ 1937 года.

3. Конституция РСФСР 1925 г.

Конституция РСФСР 1925 г. закрепила РСФСР как федера­тивное государство с автономными образованиями. На терри­тории РСФСР имели обязательную силу постановления вер­ховных органов СССР в пределах, указанных в Конституции СССР, и по предметам, отнесенным к компетенции Союза.

Некоторые исследователи полагают, что из задачи внесения частич­ных изменений в Конституцию РСФСР 1918 г. выросла задача создания новой Конституции РСФСР1. Однако, следует отметить, что новая Кон­ституция РСФСР 1925 г. многое восприняла из Конституции РСФСР 1918 г. Мы остановимся главным образом на том новом, что появилось в Конституции РСФСР 1925 г. Появление новой Конституции РСФСР 1925 г. было связано с необходимостью учета создания СССР, а также с потребностью учесть уже пройденный после 1918 г. путь. Проект Кон­ституции вначале был создан в НКЮ. Конституционную комиссию воз­главлял Д.И. Курский. Затем над проектом работала комиссия Прези­диума ВЦИК. Она привела Конституцию РСФСР в соответствие с Кон­ституцией СССР 1924 г., оформила подробно правовой статус автоном­ных республик и областей РСФСР. Об этом уже шла речь в данной гла­ве. Была сделана попытка уравнения избирательных прав трудящихся города и села. Но в дальнейшей работе над этим проектом данное по­ложение было утрачено. Затем проект был передан в СНК РСФСР, где из проекта была исключена «Декларация прав трудящегося и экс­плуатируемого народа» и введена новая глава «Об основах экономиче­ского строя РСФСР». Далее проектом вновь занялся Президиум ВЦИК, который из главы «Об основах экономического строя РСФСР» сделал лишь одну статью. Проект Конституции РСФСР обсуждался затем во ВЦИК и на Всероссийском съезде Советов и был утвержден 11 мая 1925 г.

По своему содержанию Конституция СССР 1924 г. и республикан­ские Конституции, в том числе и Конституция РСФСР 1925 г., как бы дополняли друг друга. Тогда имела распространение концепция единой Советской Конституции. Известный юрист П.И. Стучка отмечал, что Конституция СССР и Конституция РСФСР дополняют одна другую и, вместе взятые, составляют единое неразрывное целое, единую Совет­скую Конституцию.

Конституция РСФСР состояла из 6 разделов, 8 глав и 89 статей. Но­вым в Конституции РСФСР 1925 г. было появление главы 4 «Об авто­номных Советских Социалистических республиках и областях», где был обобщен опыт национально-государственного строительства РСФСР с 1918 по 1925 г. Опущена была в новой Конституции «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», которая составляла первый раздел Конституции РСФСР 1918 г. Конституция РСФСР 1925 г. закре­пила РСФСР как федеративное государство с автономными об­разованиями. На этих позициях стоят многие ученые. Однако есть и иные взгляды на РСФСР как на государство, не являющееся по своей сущности федеративным государством, а являющееся унитарным госу­дарством. В Конституции РСФСР 1925 г. было записано, что РСФСР, входя в состав СССР, передает ему полномочия, отнесенные в со­ответствии со ст. 1 Конституции СССР к ведению органов СССР. Об этом уже говорилось в данной главе. На территории РСФСР имели обя­зательную силу постановления верховных органов СССР в пределах, указанных в Конституции СССР, и по предметам, отнесенным к компе­тенции Союза (ст. 19). Если Конституция РСФСР 1918 г. говорила лишь о первых шагах к «полному переходу фабрик, заводов, рудников, же­лезных дорог и прочих средств производства в собственность государст­ва» и в связи с этим подтверждала закон о рабочем контроле и ВСНХ, то Конституция РСФСР 1925 г. прямо записала, что фабрики, заводы, водный, железнодорожный и воздушный транспорт и средства связи со­ставляют собственность государства. Несколько иначе в Конституции РСФСР 1925 г. сформулированы задачи. Если в Конституции РСФСР 1918 г. ставилась задача «установления социалистической организации общества и победы социализма во всех странах», то Конституция РСФСР 1925 г. имела своей задачей «осуществление коммунизма», а о других странах ничего не говорилось. В самой Конституции РСФСР 1925 г. отмечалось, что она исходит из основных положений «Деклара­ции прав трудящегося и эксплуатируемого народа» и основных начал Конституции РСФСР 1918 г. (ст. 1). В Конституции РСФСР 1925 г. получил законодательное закрепление такой орган власти, как Президи­ум ВЦИК1. О нем было сказано, что в период между сессиями ВЦИК высшим законодательным, распорядительным и контролирующим орга­ном власти РСФСР является избираемый ВЦИК Президиум ВЦИК. Он, в частности, созывал сессии ВЦИК. По его инициативе могли быть со­званы чрезвычайные сессии ВЦИК. Президиум ВЦИК имел право при­останавливать и отменять постановления СНК. Перед ним были ответ­ственны народные комиссары. В случае несогласия коллегии с решени­ем народного комиссара она могла обжаловать и в Президиум ВЦИК. Это же право принадлежало и отдельным членам коллегии. Президиум ВЦИК имел право отменять распоряжения Народных комиссариатов. Конституция РСФСР 1925 г. закрепила новый орган - президиумы ис­полнительных комитетов местных Советов, для руководства всей теку­щей работой и проведения в жизнь постановлений и декретов централь­ной власти. Президиумы избирали исполнительные комитеты. Количе­ство членов президиумов определялось ВЦИК или его Президиумом для каждой административной территориальной единицы Конституция РСФСР 1925 г. оказала заметное влияние на Конституции других союз­ных республик.


Заключение

После Октябрьской революции произошел распад единой Российской Империи на ряд независимых совет­ских республик. В годы гражданской войны эти респуб­лики тесно сотрудничали в военной, экономической, фи­нансовой сферах. Россий­ские руководители активно подталкивали республики к более тесному объединению. В 1920-1921 гг. между рес­публиками заключаются экономические договоры и дип­ломатический союз. В марте 1922 г., несмотря на сопро­тивление грузинских коммунистов, происходит объедине­ние Грузии, Армении и Азербайджана в Закавказскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику.

В 1922 г. в руководстве РКП (б) возникла идея закре­пить сложившиеся отношения между формально незави­симыми республиками путем создания единого Советско­го государства. Комиссия во главе с народным комисса­ром по делам национальностей Сталиным предложила проект «автономизации». Он предполагал включение республик в состав РСФСР на правах автономий. План вызвал протесты Грузии и Украины. Поэтому Ленин настоял на создании федерации равноправных советских республик. Кроме того, федерация открывала перспекти­вы для вхождения в Союз новых государств в процессе осуществления мировой революции.

30 декабря 1922 г. I Всесоюзный съезд Советов СССР принял Декларацию и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик. В его состав вошли четыре республики: РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР. Декларация содержала основные принципы нового федеративного государства: национальная свобода, равен­ство, братское сотрудничество народов. Договор перечислял предметы ведения федерального центра. Правительство РСФСР становилось правительством СССР. В 1924 г. образование Союза получило оформление в Конституции СССР.

Предполагалось, что СССР станет переходной формой ко всеобщему объединению. Однако республики были крайне неоднородны по экономическому, социальному, культурному развитию. Поэтому в рамках СССР предпо­лагалось создать новую пролетарскую культуру, которая вытеснила бы национальные традиции, интегрировала национальные республики и округа в единое социали­стическое государство.

Создание СССР потребовало соответствующего консти­туционного оформления. В течение 1923 г. конституцион­ная комиссия во главе с Калининым подготовила проект Конституции СССР. Его основу составила Конституция РСФСР 1918 г., дополненная Декларацией и Договором об образовании СССР. Новая конституция была одобрена II съездом Советов СССР 31 января 1924 г. Конститу­ция СССР оформила структуру верховных органов вла­сти, определила полномочия союзных органов, статус со­юзных республик, государственную символику.

В Конституции была реализована концепция двойно­го государственного суверенитета. Она предполагала, что суверенитет принадлежал и федерации, и каждой из со­юзных республик. Суверенитет субъектов федера­ции ограничивался лишь компетенцией Союза. За союз­ными республиками признавалось право сецессии, т. е. право свободного выхода из Союза.

Конституция устанавливала исключительную компе­тенцию Союза в лице его верховных органов: междуна­родные отношения, вопросы обороны, внутренней безопас­ности, внешняя торговля, планирование экономического развития, бюджет, финансы, руководство транспортом, связью и др.

Верховным органом власти провозглашался съезд Советов. Он формировался на основе косвенных, многостепенных выборов. В период между съездами его полномочия передавались ЦИК СССР, от­ветственному перед съездом. ЦИК состоял из двух палат: Союзного Совета, обеспечивавшего предста­вительство населения союзных республик, и Совета На­циональностей, представлявшего интересы союзных и автономных республик, а также автономных областей РСФСР. Конституция устанавливала равен­ство палат в законодательной сфере. ЦИК обладал правом приостанавливать или отменять реше­ния органов власти субъектов федерации. ЦИК собирался три раза в год, поэтому в период между сесси­ями его полномочия передавались Президиуму ЦИК и СНК. При этом Президиум являлся «выс­шим законодательным, исполнительным и распоряди­тельным органом», а СНК - «исполнительным и распорядительным органом», но наделенным некото­рыми законодательными полномочиями. Президиум обладал правом вмешиваться в дела республик. Народные комис­сариаты подразделялись на общесоюзные (единые для всего Союза) и объединенные (существующие одновремен­но на союзном и республиканском уровнях).


Список литературы

1. История государства и права России: учебник /под ред. С.А.Сибиряева, М., 2000.

2. История государства и права России: учебник /под ред. Ю.П.Титова, М., 2000.

3. На пути к «социалистическому унитаризму»: документы // Отечественная история, 1992, № 4.

4. Поздеев В.М. История СССР, М., 1978.

5. Фроянов В.К. История СССР, т. 1, М., 1994.

6. Цечоев В.К., Орлова Н.Е. История государства и права России: XIX-XXвв., Ростов-на-Дону, 2000.


1 История государства и права России: учебник /под ред. С.А.Сибиряева, М., 2000, с. 275.

1 Цечоев В.К., Орлова Н.Е. История государства и права России: XIX-XXвв., Ростов-на-Дону, 2000, с. 301.

Управлении и общественной жизни, а также право обучения на родном языке в школе. Предоставлялось право отдельным национальностям на выделение в автономные советские социалистические республики и области. Конституция РСФСР закрепила государственную собственность на землю, леса, недра, воды, а равно фабрики и заводы, железнодорожный и воздушный транспорт и средства связи. Данная норма закрепила...

Решение в СНК или в Президиуме ВЦИК Советов. За свою деятельность народный комиссар отвечал перед СНК и перед ВЦИКом. Съезды Советов Местные органы власти и управления по Конституции РСФСР 1918 года были представлены Съездами Советов, Советами депутатов и Исполнительными комитетами Советов. В Конституции структура, порядок формирования и компетенция данных органов описана в разделе третьем...

Центра воеводам, принявшим на себя административные, полицейские и военных функции. Воеводы опирались на приказные избы, в которые входили дьяки, приставы и приказчики. Важное место в правовой политике самодержавной монархии ХVІІ века заняли реформы. Финансовая Основные ее положения: - сосредоточение всей денежной системы в руках государства; - проведение описи земельных угодий; - введении...

Отличие от конституций союзных республик, Основной закон Союза включил специальную, хотя и маленькую, главу об органах государственной безопасности - об Объединенном государственном политическом управлении. Конституция 1924 года просуществовала с точки зрения исторической весьма не долго - каких-то 12-13 лет. Но это были сложные и ответственные годы строительства социализма, победа которого была...