Экономическая преступность и её предупреждение. Профилактика экономической преступности

Анализ состояния и динамики экономической преступности, личности преступников, причинного комплекса не является самоцелью, а выступает необходимым условием целенаправленного предупреждения преступлений в сфере экономической деятельности. Такое предупреждение по своей сути состоит в воздействии на негативные факторы, обуславливающие появление и воспроизводство преступлений, способствующие их совершению, нейтрализации влияния указанных факторов или их устранения.

Учитывая общественную опасность экономических преступлений, которые захлестнули практически все сферы хозяйствования, их предупреждение, нейтрализация должны стать стратегическим, приоритетным направлением государственной политики в области борьбы с преступностью.

Предупреждение экономических преступлений представляет собой сложный, многогранный процесс, включающий применение экономических, финансовых, организационно-управленческих, правовых, технических, культурно-воспитательных и других мер. При этом предупреждение может быть успешным только при комплексном воздействии на причины экономической преступности и условия, ее порождающие.

Деятельность по предупреждению экономических преступлений может осуществляться в различных масштабах и может проводиться как на федеральном и региональном уровнях, так и на отдельных предприятиях, в учреждениях и организациях, в отношении отдельных граждан (индивидуальных предпринимателей, руководителей или работников коммерческих организаций).

В этой связи различают общесоциальные и специально-криминологические меры предупреждения.

Общесоциальные меры предупреждения предполагают проведение государством экономической политики, свободной от криминальных издержек, сужающей возможности «теневой» экономики. Эти меры направлены на разрешение глобальных экономических проблем, порождающих «теневую» экономику и связанную с ней преступность. Усиление государственно-правовой защиты всех форм правомерно приобретенной собственности необходимо сочетать с методами по недопущению получения сверхприбылей противоправными способами, повышению ответственности за невыполнение экономических обязательств, несоблюдение финансово-кредитной, платежной и договорной дисциплины.

В систему общесоциальных мер входит и криминологический прогноз, который позволяет предсказать возможные криминогенные последствия определенной экономической политики и выработать стратегию по их устранению, локализации или нейтрализации. В основе такого прогноза лежит осуществляемая криминологами экспертиза нормативно-правовых актов с точки зрения их воздействия на преступность, ее детерминанты, систему мер борьбы с ней. Не менее существенное значение имеют и меры, способствующие оздоровлению отношений в духовно-нравственной сфере, т.е. меры, направленные на формирование культуры и моральных норм, чувства гражданственности и позитивных интересов. Без этого вряд ли можно рассчитывать на успех профилактики.

Значительным потенциалом при этом обладает и виктимологический аспект профилактической деятельности. В данном случае имеется в виду, что часть населения в силу низкой осведомленности о правилах и процедурах совершения сделок и других хозяйственных операций часто становится жертвой обмана. Сознавая важность и значимость мер общесоциального характера в предупреждении преступлений в сфере экономической деятельности, следует учитывать сегодняшние реалии - говорить о широкомасштабных позитивных воздействиях на социальные процессы сейчас крайне затруднительно.

В этих условиях особое значение приобретают специально-криминологические меры предупреждения экономических преступлений. Эти меры непосредственно направлены на устранение либо нейтрализацию конкретных причин и условий экономических преступлений, на осуществление общекриминологических мер в отношении отдельных предприятий и организаций, а также граждан, включенных в экономические отношения. Указанные меры применяются субъектами, непосредственно осуществляющими предупреждение преступлений, лишь при наличии соответствующих оснований (совершение или подготовка к совершению противоправных деяний в сфере экономки, нахождение лица в условиях, которые могут спровоцировать совершение преступления, либо в отношении лиц, являющихся потенциальными жертвами преступлений вследствие своего поведения, образа жизни, социально-ролевых установок и пр.).

Субъектами предупреждения экономической преступности являются:

1. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, действующие в пределах своей компетенции как непосредственно, так и через подведомственные им структуры.

2. Органы государственного контроля (органы валютного и экспортного контроля, налоговая и таможенная службы, Счетная палата, органы Антимонопольного комитета и Федерального казначейства, Центральный банк РФ, Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей и др.);

3. Органы независимого вневедомственного финансового контроля (частные аудиторы, аудиторские фирмы);

4. Правоохранительные органы (органы прокуратуры, специальные подразделения по борьбе с экономическими преступлениями МВД, ФСБ);

5. Общественные организации (объединения), коллективы и граждане, которые целенаправленно осуществляют на различных уровнях и в различных масштабах профилактическую деятельность по предупреждению различных видов экономических преступлений, наделены в связи с этим определенными правами и обязанностями и несут ответственность за их реализацию (ассоциация российских банков, общества по защите прав потребителей, фонды помощи правоохранительным органам и др.).

Главное в профилактике - своевременность, а она возможна лишь тогда, когда имеется соответствующая информация, помогающая:

Выявить, нейтрализовать и устранить причины и условия, способствующие совершению преступлений в сфере экономической деятельности;

Установить лиц, замышляющих (подготавливающих) совершение преступления;

Обеспечить максимально результативное раскрытие преступлений.

Указанные меры должны базироваться на соответствующей кадровой, материально-технической обеспеченности правоохранительных органов, надежной правовой и социальной защищенности их работников.

Предупреждение преступлений в сфере экономической деятельности требует от правоохранительных органов высокого уровня взаимодействия. Одной из его форм является четко отлаженный, интенсивный обмен информацией.

Продолжающийся процесс криминализации экономических отношений требует своевременной корректировки законодательной базы, внесения изменений в стратегию и тактику деятельности контролирующих и правоохранительных органов, в федеральные программы борьбы с преступностью. Необходимо разрабатывать комплексные специальные законы, которые затем будут развиваться и дополняться, образуя, может быть, новые, нетрадиционные отрасли законодательства.

Общесоциальная профилактика экономической преступности включает следующее: требуется выход из ситуации политического и экономического кризиса, в котором оказалась Россия. Необходимо добиться подъема промышленного и сельскохозяйственного производства, обуздать инфляцию, осуществить переход от «дикого» рынка к цивилизованному, обеспечить добросовестную конкуренцию хозяйствующих субъектов, создать эффективную инфраструктуру рыночной экономики.

К социально-криминологическим мерам предупреждения экономической преступности можно отнести:

1) установление контроля государства за всеми источниками пополнения бюджета, каналами движения и расходования бюджетных средств;

2) проведение закупок товаров, предоставления услуг по государственным заказам через открытые конкурсы, обеспечение открытости в расходовании бюджетных средств;

3) реформирование налоговой системы в целях создания благоприятных условий для частного предпринимательства и активизации инвестиционных процессов;

4) ограничение наличного денежного обращения, перевод всех крупных платежей в банк;

5) разработка и обеспечение функционирования механизма реального контроля над доходами и расходами физических и юридических лиц;

6) усовершенствование системы бухгалтерского учета, аудита и контроля в соответствии с международными обязательствами;

7) усиление государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, устранение ее чрезмерной либерализации;

8) осуществление комплекса мер по защите потребительского рынка от проникновения фальсифицированных и некачественных товаров, реальное осуществление монополии на производство алкогольной продукции.

Контрольные вопросы

1. Раскройте понятие экономической преступности.

2. Назовите криминологические признаки экономической преступности.

3. Каковы особенности личности экономического преступника?

4. Назовите факторы современной экономической преступности в России.

5. Раскройте сущность профилактики экономической преступности.

Литература

1. Верин, В.П. Преступление в сфере экономики / В.П. Верин. – М.: Дело, 2003. – 192 с.

2. Кучеров, И.И. Налоги и криминал / И.И. Кучеров. – М.: Прогресс, 2001. – 164 с.

3. Криминология / Под ред. С.Я. Лебедева. – М.: Юнити – Дана, 2007. – 519 с.

15. Имущественная преступность

15.1. Криминологическая характеристика имущественных преступлений

В начале XXI в. в России зарегистрировано 1 млн. 576 тыс. имущественных преступлений. По данным специальной переписи осужденных за преступления против собственности отбывают наказание 60 % всех осужденных.

Самыми распространенными в этой группе преступлений являются хищения (кража, грабеж, мошенничество, разбой), вымогательство, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон).

В общем количестве имущественных преступлений примерно 74 % составляют кражи. В 2004 г. в РФ зарегистрировано более миллиона краж, темп прироста данных преступлений по отношению к 1999 г. составляет 7,3 %. При этом 70 % краж чужого имущества совершаются в городах и поселках городского типа.

Удельный вес квартирных краж составляет 27 % по отношению к общему числу зарегистрированных краж. Исследования показывают, что по времени суток большая часть (свыше 70 %) квартирных краж совершается в утреннее и дневное время (с 8 до 18 час.). В группе совершается около 15 % краж этого вида.

В последнее время получили большое распространение кража в дачных, садоводческих товариществах и кооперативах. Анализ статистических данных показывает, что к совершению преступлений на дачных и садоводческих участках чаще всего причастны местные жители – 84,5 %, ранее судимые – 43,7 %, несовершеннолетние – 27,5 %. Раскрываемость данных преступлений составляет менее 35 %. Часто регистрируются только кражи, к которым причастны лица, задержанные за совершение других преступлений.

Относительно невысокий процент составляют кражи транспортных средств – 4 %. Более половины уголовных дел, предметом которых является транспорт, составляют угоны. Такое соотношение не случайно и объясняется в первую очередь трудностями в доказывании корыстной цели при завладении автотранспортом.

Мошеннические посягательства на чужое имущество в структуре имущественных преступлений имеют относительно небольшойудель-ный вес – примерно 4,5 %. В 2000 г. количество зарегистрированных мошенничеств уменьшилось на 2,6 % и составило 81470 преступлений. Однако криминалисты указывают на высокую латентность таких преступлений.

Почти половина имущественных преступлений совершается в группе, что в определенной степени объясняется особенностями способа совершения мошенничества. Проще ввести потерпевшего в заблуждение с помощью нескольких лиц, где роль каждого заранее определена.

В 2004 г. было зарегистрировано около 145000 грабежей. Их удельный вес в преступлениях против собственности составляет примерно 8 %. Каждый третий грабеж совершается на улицах, в парках и скверах. Как правило, это безлюдные улицы, глухие дворы и неосвещенные общественные места. В настоящее время участились случаи нападения в подъездах домов и лифтах, а также на шоферов такси и водителей личного транспорта. Преимущественное время совершения этих преступлений – вечернее и ночное.

Удельный вес разбойных нападений в структуре преступлений против собственности составляет примерно 2,2 %. В 2004 г. было зарегистрировано 48500 разбойных нападений. Примерно 80 % разбоев совершается в городах и поселках городского типа, каждое пятое разбойное нападение – на улице. Отмечается рост количества разбойных нападений с применением огнестрельного оружия. Высок процент совершения разбойных нападений в группе – 36 %. Предметом этого вида преступлений чаще всего являются деньги, ювелирные изделия, предметы одежды и т.д. В состоянии алкогольного опьянения совершается 38 % разбойных нападений.

В 2004 г. в стране было зарегистрировано более 15000 вымогательств. Темп прироста по сравнению с 1999 г. составляет 14,1 %. По некоторым оценкам латентность вымогательства достигает 50 %. Вымогательством охватываются почти все виды торговли, бытового обслуживания, перевозки грузов автотранспортом, в значительном размере «челночный» бизнес, мелкое и среднее предпринимательство, жилищно-обменная сфера.

/. Понятие жономическои-преступности -г ^2С1Характеристика Экономических престул^гении, ЗгХирактеристикалшптсти преступников М~Н 4.

Предупреждение -экономической преступности 1.

Экономическая преступность - эго совокупность общественно опасных, корыстных, причиняющих значительный материальный ущерб посягательств на используемую для хозяйственной деятельности собственность, порядок управления экономическими процессами, экономические права и интересы граждан, юридических лиц и государства со стороны лиц, выполняющих определенные функции в системе экономических отношений. 2.

Среди экономических преступлений наиболее опасны преступления в финансовой, банковской сфере, предпринимательстве. В России в 2000-2004 гг. сохраняется тенденция к росту экономических преступлений. "Всего в 2003 г. правоохранительные органы России выявили 376,8 тыс. преступлений экономической направленности, что на 0,5% больше по сравнению с 2002 г. Среди них 142 тыс. тяжких и особо тяжких преступлений, 9.5 тыс. преступлений, совершенных организованной группой. Раскрыто 45,5 тыс. преступлений на потребительском рынке, 68.6 тыс. - в финансово-кредитной системе, 3,6 тыс. - в области приватизации 2,4 тыс. фактов контрабанды"9.

В 2004 г. крупные и особо крупные хищения увеличились на 60% по с равнению с 2002 г. За период 2000-2004 гг. фальшивомонетничество увеличилось в 8 раз.

Большой криминализации подвержен в настоящее время рынок товаров и услуг. Незаконное предпринимательство, фальсификация товаров, ставящих под угрозу не тспько здоровье, но порой и жизнь потребителей, обман покупателей, незаконное повышение или поддержание цен составляет около 25% от числа всех зарегистрированных преступлений экономической направленности.

Одно из характерных преступлений - это различные схемы обналичивания денежных средств, легализации преступного капитала.

Криминогенные черты наблюдаются также в сфере приватизации государственной и муниципальной собственности. В данной области наибольшее распространение получили: занижение стоимости приватизируемых объектов; устранение нежелательных конкурентов;

приобретение недвижимости путем сложных юридических внешне легальных схем:

ложное банкротство хозяйствующих субъектов, в уставный капитал которых передано государственное муниципальное имущество.

Новыми экономическими преет умениями являются. ранее неизвестные компьютерные хищения; финансовое мошенничество с использованием фальшивых пластиковых карточек; невозврат кредитов;

"прокручивание" через коммерческие банки огромных сумм бюджетных средств с задержкой их использования по назначению (на выплату зарплаты, пенсий, пособий и пр.).

По итогам 2004 г. в сфере экономики организованными преступными группами совершено указанных преступлений на 30% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Рассматриваемые уголовные дела свидетельствуют о тендениии смешения иентра криминализации в сторону. отмывания (легализации) преступных доходов; должностных преступлений; коммерческого подкупа; незаконного предоставления кредита; лжепредпринимательства;

неправомерного изготовления или сбыта поддельных денег или ценных бумаг.

Главная опасность преступлений в экономической сфере - получение сверхприбылей, которые образуют большую часть "бюджета " преступного мира. Полученные таким путем денежные средства идут на:

дальнейшие инвестиции в теневой сектор экономики; накопление средств преступности на зарубежных счетах; содержание системы организованной преступности (от ее "королей" до рядовых боевиков); ?

оплату высококвалифицированных специалистов, работающих в теневой сфере экономики;

подкуп чиновников;

оплату труда высококвалифицированных адвокатов.

Анализ внутриполитической и экономической ситуации в стране показывает, что в 2005-2006 гг следует ожидать". усиления позиций криминальных субъектов хозяйственной деятельности в отраслях добычи и переработки нефти и нефтепродуктов, леса, цветных, драгоценных и редкоземельных металлов, в энергетике;

сохранения широкого спектра схем оплаты сделок наличными деньгами при обострении кризиса в экономике, дефиците денежной массы, а также в связи с ожидаемой инфляцией, что будет поощрять фальшивомонетничество и подделку ценных бумаг; роста мошенничества с денежными суррогатами" долговыми обязательствами, векселями и пр.;

роста преступности, связанной с выбиванием долгов с физических и юридических лиц",

роста потенциала преступной среды за счет притока специалистов из числа разорившихся и прекративших свою деятельность учреждений, а также рабочих и технической интеллигенции с остановившихся производств;

роста числа и масштабов хищения денежных средств с использованием подложных платежных документов, поддельных банковских гарантий, незаконного получения и нецелесообразного использования льготных кредитов, операций по отмыванию криминальных капиталов;

роста мошеннических операций в банковской сфере в связи с массовыми банкротствами, создающими для этого благоприятные условия;

усиления криминализация страхового рынка.

ДЛЯ лии. совершающих преступления в экономической сфере, как правило, характерны. изощренный криминальный ум;

ярко выраженная корыстная направленность, стремление к "легким деньгам", роскоши в повседневной жизни; высокий уровень образованности, знание законов и финансовых схем;

высокое положение в обществе;

связи в правоохранительных органах, экономике, органах государственной власти и преступной среде.

Гювные способы пред\преждения престхплении в фере к н мики устранение "белых пятен", "лазеек" в законодательстве; снижение уровня коррумпированности в обществе; укрепление режима законности.

Подорвать основы экономической преступности можно лишь мерами на уровне макроэкономики и общегосударственного законодательства.

Без применения этих мер. без устранения базовых причин, воспитания в обществе привычки жить по закону локальные (частные) попытки бороться с экономической преступностью в перспективе будут обречены на провал.

Вопрос 25. Преступления против собственности и их предупреждение

К ‘еестш!еним о не собст- ен>’оапи о/нш/смяыс?

мошенничество; ?

вымогательство и др.

Лая данных преступлении характерны. или корыстная мотивация (кражи);

или соединение корыстной мотивации с насильственной (раз- бой, грабеж, вымогательство и др.).

Кражи - самый распространенный вид преступлений. В структуре преступности кражи составляют около 45 % от числа зарегистрированных преступлений. Из всех уголовных преступлений кражи обладают самым высоким уровнем латентности (т.е. их процент мог быть еще большим, если бы все кражи регистрировались).

Кражи соверши! тся с ними;аШ‘^ми сп о вами?

без проникновения в закрытое помещение.

с открытых прилавков,

из карманов;

магазинов;

на вокзалах; ?

с проникновением в закрытое помещение

кражи со складов;

квартирные кражи и др.

Главная отличительная черта краж состоит в том, что жертва (человек, организация) не видит самого процесса противоправного завладения ее имущества вором - хищение происходит тайно. Эго обеспечивает высокую латентность краж, восприятие преступниками кражи как вида деятельности, где имеется большая вероятность успеха (в народе существует поговорка: "Не пойман - не вор"). Исходя из специфики преступления, главное для вора - не быть пойманным на месте (если вору эго удалось, то доказать его вину в дальнейшем практически невозможно). Поэтому около 80% краж не раскрываются. Обычно воры совершают кражи регулярно, превращают их в преступный промысел. Наиболее опытные и искусные воры могут быть не пойманными годами, в худшем случае - привлекаются к ответственности только за незначительную часть преступлений.

Наиболее опасными видами краж являются?, карманные; ?

с проникновением в помещение.

Они требуют самого высокого профессионализма, тренировок, обычно не могут быть успешно совершены неподготовленными ворами. Поэтому за эти виды краж суды назначают самые жесткие наказания.

"Вор” - наиболее уважаемая и престижная "каста" среди преступников. Воры более уважаемы, чем убийцы и насильники. Обычно именно воры являются носителями преступных традиций. Негласный свод законов всего преступного мира (особо распространенный в 1960-80-е гг.) именовался "воровским” законом, хотя по нему жили не только воры. Наиболее уважаемый слой преступников (не только воров) именуется "ворами в законе".

При других видах преступлений против собственности имущество отбирается.

на глазах у жертвы и посторонних (грабеж); с применением насилия (разбой); с использованием давления, угроз (вымогательство); путем обмана, злоупотребления доверием (мошенничество). 2.

Характерными чертами всех лиц, совершающих преступления против собственности, являются: ?

ярко выраженная корыстная мотивация; ?

стремление к "легким деньгам"; ?

очень развитый и изобретательный криминальный ум; ?

пренебрежение к труду; ?

неуважение к чужой собственности.

Среди преступлений против собственности особо распространен рецидив (особенно - у воров и мошенников) 3.

Полностью изжить корыстную психологию (лежащую в основе большинства преступлений против собственности) практически невозможно - так или иначе она присуща всем людям. Поэтому наиболее действенными способами предотвращения и пресечения преступлений против собственности являются: усиление охраны имущества; повсеместное внедрение технических средств:

общих сигнализаций;

встроенных в товар мини-сигнализаций (например, приборов КОРЗ - корпусов оперативного розыска и задержания - небольших невидимых электронных приборов внутри книг, в упаковке продовольственных товаров, одежды);

Смена экономической формации, произошедшая в середине 1980-х гг., спровоцировала рост нового вида преступности — экономической. Нельзя сказать, что в советское время упомянутое явление отсутствовало. Наличие в УК РСФСР вплоть до 1994 г. главы, посвященной преступлениям против государственной собственности , предполагало существование целого блока преступлений, лежащих за пределами обычной имущественной преступности. Санкции норм практически во всех значимых случаях даже в поздних редакциях Кодекса предусматривали максимальные сроки лишения свободы с конфискацией имущества . А отдельные составы, которые мы сейчас однозначно относим к экономическим преступлениям, такие как контрабанда (ст. 78 УК РСФСР), изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (ст. 87 УК РСФСР), нарушение правил о валютных операциях (ст. 88 УК РСФСР), рассматривались как иные государственные преступления. Квалифицированное фальшивомонетничество каралось смертной казнью . Тем не менее выделение экономической преступности в отдельный вид с последующим его подробным изучением произошло только в конце 1980-х гг.

Однако несмотря на то, что сегодня экономическая преступность выходит на первый план, до сих пор не существует единого подхода к пониманию ее содержательного наполнения. С одной стороны, формально УК РФ относит к экономическим все преступления, предусмотренные в разделе «Преступления в сфере экономики »; с другой стороны, здравый смысл подсказывает, что, безусловно, нельзя относить к этой группе имущественные некорыстные преступления (умышленное уничтожение и повреждение имущества, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения и др.). Не менее сомнительным выглядит и отнесение к разряду экономических большей части хищений. Исключение составляют крупные присвоения и растраты, а также мошенничества . Во многих случаях явственный экономический характер носит причинение имущественного ущерба путем обмана и злоупотребления доверием. Об отнесении вышеуказанных преступлений против собственности к группе преступлений экономической направленности говорится в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 октября 2009 г. «О практике применения судами мер пресечения в виде заключения под стражу, залога и домашнего ареста ». Пункт 4.1 прямо относит указанные составы к разряду совершенных в сфере предпринимательской деятельности , если они совершены лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность или участвующими в предпринимательской деятельности, и эти преступления непосредственно связаны с указанной деятельностью.

Наряду с вышеуказанными преступлениями существует значительное число преступлений, не посягающих формально на экономические отношения, однако являющихся постоянными сателлитами экономических преступлений, а также иные преступные деяния, которые совершаются по корыстным мотивам, на систематической основе и представляют собой различные формы криминального бизнеса . Включение последних в экономическую преступность с криминологической точки зрения не бесспорно. Тем не менее приходится признать, что организованная преступность, охватывающая традиционно такие сегменты теневого рынка , в последующем стремится легализовать полученные средства через свою «серую» часть, которая характеризуется полным спектром «классических» экономических преступных проявлений. Это делает невозможным разделение финансовых потоков и, следовательно, предполагает выработку единых стратегий по пресечению таких видов деятельности. В конечном итоге нельзя сводить экономическую преступность исключительно к преступности в сфере экономической деятельности в пределах ОКВЭД.

Отсутствие должной квалификации у сотрудников проверяющих органов, постоянно падающий уровень подготовки в правоохранительных органах и судах вкупе с повсеместно распространенной коррупцией позволяют бизнесу существовать на грани «света и тени».

К числу криминогенных факторов также можно отнести крайнюю неблагонадежность первоначального капитала , за счет которого был сформирован основной конгломерат собственников. В самом начале реформ во второй половине 1980-х — начале 1990-х гг. главные империи были выстроены за счет весьма сомнительных приватизационных схем, средства на которые, немыслимые по масштабам советского времени, были предоставлены в значительной части случаев специфическими кредиторами. Они пополнялись за счет «общаков» — казны организованной преступности. Таким образом, существенная часть российской экономики изначально оказалась под контролем организованной преступности.

Последующие войны между организованной преступностью старой и новой формации привели к устранению или к уходу со сцены многих лидеров преступного мира. За это время на управлении этими беспрецедентными ресурсами сформировали свои сверхсостояния многие нынешние «капитаны» российского бизнеса. Очевидно, что специфические черты личности этих людей препятствуют формированию системы социально ответственного бизнеса.

В последующие пять-семь лет российская экономика пережила этап нестабильности и безвластия, который характеризовался бегством капиталов за рубеж. Наибольшую сложность представляет даже не то, что были выведены и размещены на счетах и в депозитариях банков колоссальные суммы в иностранной валюте. Управление всеми значимыми активами на территории нашей страны было передано офшорным компаниям. К моменту ратификации Страсбургской конвенции об отмывании денег все структурообразующие предприятия , в первую очередь нефте- и газодобывающей отрасли, энергетики, крупные производственные комплексы оказались за пределами российской юрисдикции, их доходы — вне досягаемости фискальной системы, а их владельцы надежно укрытыми двух-, трехступенчатой корпоративной завесой. Этот процесс продолжается и по сей день. Колоссальные средства, полученные прежде всего в рамках коррупционных схем, аккумулируются на счетах офшорных компаний, посредством которых уже в виде «иностранных» инвестиций внедряются в российскую экономику.

Последствия этого все могли наблюдать в конце 2008 г., когда в ожидании первой волны кризиса все средства были изъяты из российской экономики разом, что вызвало обрушение фондового рынка.

Также этому способствует, как уже отмечалось ранее, наличие огромного числа фирм-однодневок, зарегистрированных на номинальных владельцев.

Меры предупреждения экономической преступности

Сегодня перед российским обществом стоит непростая задача — эффективное противодействие экономической преступности путем воздействия на факторы, ее порождающие. В последние два-три года государство предпринимает в этом направлении не бесспорные, но вполне последовательные шаги. С одной стороны, происходит ограничение

Особенная часть криминологии вмешательства государства в какой бы то ни было форме в предпринимательскую деятельность , провозглашен переход от сырьевой к инновационной экономике . Предполагается придание Москве статуса еще одного мирового финансового центра. Параллельно с этим в условиях многолетнего профицита бюджета , позволившего расплатиться с зарубежными кредиторами, сформировать Стабилизационный фонд, а также реализовать взвешенную монетарную политику, были созданы условия по поддержанию базовых, в первую очередь наукоемких отраслей экономики путем заключения с предприятиями крупных государственных контрактов. Безусловно важным положительным моментом является вступление РФ в ВТО. Россия также стала участником многих международных соглашений, позволяющих сотрудничать с другими государствами в части отслеживания неправомерно полученных доходов . Многие российские компании размещают ценные бумаги (в основном облигации) на зарубежных биржевых площадках, что предъявляет повышенные требования к их финансовой отчетности и способствует повышению транспарентности. С другой стороны, уголовное законодательство подверглось существенному реформированию.

Тем не менее государству требуется принять дополнительные общесоциальные и специальные меры:

  • необходимо укрепить государственную социальную политику, особенно по значимым для населения направлениям;
  • предпринять дополнительные меры по снижению уровня коррупции и повышению профессионализма в государственных контролирующих и правоохранительных органах , обеспечить независимость судебной системы , ее открытость и доступность правосудия ;
  • провести скорейшее реформирование налоговой системы, направленное на сокращение налогового бремени;
  • принять самые решительные меры по выявлению сетей, занимающихся обналичиванием денежных средств , создать серьезные препоны на пути возникновения фирм-однодневок;
  • сократить объем оборачиваемых наличных средств, обеспечить доминирование системы безналичных расчетов ;
  • установить единые правила применения российских и международных стандартов (РСБО и МСФО) в бухгалтерской отчетности.

Существует множество мер, от социальных и политических до уголовно-правовых, широко применяемых в борьбе с экономической преступностью.

Рассмотрим экономические меры по предупреждению преступности. Насыщение рынка товарами массового спроса, повышение уровня доходов населения, целевые ассигнования на улучшение работы по устранению обстоятельств, способствующих определённой разновидности преступлений – все эти меры обязательно должны привести к снижению роста экономических преступлений. Чем лучше развит рынок и сфера услуг, чем «прозрачнее» общественные отношения в сфере экономической деятельности, тем меньше место остается для «теневой экономики» и неучтенному криминальному капиталу. Таким образом, получается, что рынок явился причиной «всплеска» экономических преступлений и сам же легальный рынок является причиной вытеснения криминального капитала.

К социальным мерам относится защита интересов малообеспеченных слоёв населения, жизненное устройство беженцев, вынужденных переселенцев и безработных и др. меры. На первый взгляд эти действия не могут повлиять на профилактику экономических преступлений, однако, повышаясь, уровень доходов населения автоматически снижает мотивацию преступного поведения. Жизненное устройство беженцев происходит в местностях с существующими общественно-экономическими отношениями и сразу повышается количество «рабочих рук» занятых в экономической сфере деятельности. Улучшая обеспечение безработных, напрямую уменьшается количество лиц, занятых в криминальной экономике.

В качестве организационно-управленческих мер предупреждения экономической преступности можно указать на его программно-целевое планирование или координацию субъектов предупредительной деятельности. В каждом регионе существуют планы экономического развития регионов, что благоприятно сказывается на развитие экономических отношений.

Имеют место в профилактике экономических преступлений и культурно-воспитательные меры, которые включают в себя усилия по утверждению в жизни общества идей добра и справедливости, законов высокой нравственности, по устранению моральной безнормативности и деградации, эффективное противостояние массовой культуре, пропаганде эгоцентризма, насилия, жестокости, сексуальной распущенности.

Свод статей Уголовных кодекса является сдерживающей силой предупреждения преступлений. Рыночные отношения стремительно развиваются и действующее законодательство не обеспечивает уголовно-правовое регулирование с новыми характеристиками криминальной и криминогенной ситуации в сфере экономической деятельности. На основе имеющихся статистических и других данных проводится серьезная и целенаправленная работа по изменению, дополнению и созданию принципиально новых правовых актов, для регулирования экономической деятельности в сфере уголовного права.

Государство «мешает» преступности, однако преступность также мешает обществу и государству. Эти две стороны непрерывно влияют друг на друга. Хотя преступность и производна от общества, но является относительно самостоятельным социальным феноменом, обладающим способностью к самоорганизации и самодетерминации, активного сопротивления обществу. Конечная цель уголовно-правовой профилактики экономической преступности вывести «криминальный» капитал из тени. С помощью законодательной базы сделать прозрачными все экономические операции, не оставляя места для «теневого капитала». Это сделать очень трудно. Зная психологию преступников и учитывая их крайний эгоизм, устоявшиеся стереотипы поведения, навыки решения возникших проблем, следует ожидать что «теневая экономика» постарается вывести свои капиталы в область неурегулированную правовой нормой и там вложив капитал получить сверхприбыли с полным укрывательством от налоговых обложений.

Предупредительная работа следователей заключается в возбуждении уголовных дел, установлении виновных в совершении преступления, доказывании их вины. Это оказывает общее и специальное предупредительное воздействие как на лиц виновных в совершении преступления, так и на других граждан, знающих о ведущемся расследовании. По конкретным уголовным делам следователи выявляют причины и условия, способствующие совершению преступления, и вносят представления об их устранении.

Ни одна из приведенных выше мер, сама не сможет решить поставленную проблему предупреждения экономической преступности. Лишь общие усилия могут привести к положительному результату.

Литература

Дмитриев О.В. Экономическая преступность и противодействие ей в условиях рыночной системы хозяйствования /Отв. ред. М.П. Клейменов. – М.: Юристъ, 2005.

Ефремов Р.С. Уголовно-правовые меры противодействия нецелевому использованию бюджетных средств. – М.: Юрлитинформ, 2011.

Крылов А.А. Что такое криминализация экономики и как с ней бороться. – М.: Экономика, 2011.

Ларичев В.Д. Преступность экономической направленности. – М.: Юрлитинформ, 2011.

Научные подходы к оценке масштабов теневой экономики и их влияния на национальную безопасность страны / Под ред. С.П. Глинкиной. – М., 2003.

Нафиеев С.Х. Экономические преступления. Судебно-бухгалтерская экспертиза как метод предупреждения экономической преступности: Учеб. пособие. - М.: Экзамен, 2003.

Пинкевич Т.В. Криминологические и уголовно – правовые основы борьбы с экономической преступностью. – М., 2002.

Русанов Г.А. Борьба с контрабандой культурных ценностей: уголовно-правовые и криминологические вопросы. – М.: Юрлитинформ, 2010.

Федоров А. Ю. Рейдерство и корпоративный шантаж: (оганизационно-правовые меры противодействия). – М.: Волтерс Клувер», 2010.

Эльканов А.И. Криминологическая характеристика и предупреждение экономической организованной преступности. – М., 2002.