Цель иных мер уголовно правового характера. Принудительные меры уголовно правового характера

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму» раздел VI УК получил наименование «Иные меры уголовно-правового характера» и дополнен гл. 15.1 «Конфискация имущества». Тем самым законодательно оформлено существование самостоятельного уголовно-правового института - иных мер уголовно-правового характера, к которым, помимо конфискации имущества, отнесены принудительные меры медицинского характера.

В разгоревшейся научной дискуссии о правовой природе, особых признаках иных мер уголовно-правового характера, их перечне, соотношении с уголовной ответственностью и уголовным наказанием высказаны не просто противоречивые, но и взаимоисключающие мнения. Многие ученые категорично возражают против появления нового уголовно-правового института, считая его надуманным, искусственным, неоправданным (А.П. Козлов, В.Б. Малинин).

Законодатель, введя новый уголовно-правовой институт, отказался от конструирования нормы-определения иных мер уголовно-правового характера, в настоящее время это понятие активно разрабатывается представителями науки уголовного права, при этом (и вполне ожидаемо) отсутствует единое понимание иных мер уголовно-правового характера.

Объединяет указанные меры формальный признак - их предусмотренность уголовным законом (Общей частью УК РФ). Это государственные, принудительные меры. Применение любой меры уголовно-правового характера находится в исключительной компетенции суда.

Федеральным законом от 29.02.2012 № 14-ФЗ в УК РФ были включены принудительные меры медицинского характера, применяемые к лицам, страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости. Указанный вид медицинских мер применяется по просьбе или с согласия осуждённого, однако, осуждённые, выражая согласие на применение таких мер, находятся в условиях ограниченной свободы воли; фактически они понуждаются к согласию . В этой связи применение (тем более, процедура исполнения) медицинской меры не утрачивает принудительного характера, как и само наименование лечения - принудительное.

Принудительный характер мер уголовно-правового характера подчеркивает то, что назначение и исполнение таких мер осуществляется безотносительно воли соответствующего лица (хотя и не обязательно вопреки ей).

Иным мерам уголовно-правового характера не свойственно наличие карательной составляющей.


Иные меры уголовно-правового характера не являются наказанием и не ставят своей задачей исправление лица. Они могут заключаться в оказании лицу, совершившему преступное деяние, медицинской помощи, в том числе в условиях отбывания наказания, в его изоляции, если данное лицо представляет угрозу для окружающих, возвращении имущества законному владельцу или возмещении причиненного ему ущерба и т.д. Уголовно-правовой институт конфискации имущества, кроме того, призван служить целям противодействия финансированию терроризма, экстремизма и организованных преступных структур. Тем самым, целями применения иных мер уголовно-правового характера являются восстановление социальной справедливости (в том числе - охрана интересов общества и его членов) и частная превенция.

Содержание и цели применения иных мер уголовно-правового характера обусловливает и то, что закон, как правило, не устанавливает предельные сроки их применения. Как принудительные меры медицинского характера, так и конфискация имущества могут применяться до тех пор, пока не будут достигнуты их непосредственные цели: излечение осужденного и изъятие имущества, неправомерно находящегося у лица. Более того, это единственные меры, предусмотренные уголовным законом, срок применения которых не ограничен.

В отличие от наказания и типичных мер уголовно-правового характера, применение иных мер находится вне связи с судимостью. Так, судимость является правовым последствием применения любого вида наказания; судимыми признаются лица, отбывающие условное осуждение, отсрочку и т.д. Назначение иных мер уголовно-правового характера не порождает судимости; равно как и погашение или снятие последней в связи, например, с отбытым наказанием не служит препятствием для исполнения отдельных принудительных мер медицинского характера или конфискации имущества.



Основанием применения иных мер уголовно-правового характера является не только обвинительный приговор суда, но и другие судебные решения. Принципиально и то, что иные меры уголовно-правового характера, в отличие от всех других уголовно-правовых мер, предусмотренных уголовным законом, могут назначаться самостоятельно, т.е. не в сочетании с наказанием.

Следовательно, можно выделить такие признаки иных мер уголовно-правового характера:

1. Могут быть назначены обвинительным приговором и другим решением суда;

2. Назначаются в связи с совершением общественного опасного деянии или преступления как лицам их, совершившим, так в предусмотренных законом случаях - в отношении третьих ли;

4. Не обладают возмездным характером, не предусматривают лишения или ограничения прав и свобод адресата;

5. Не влекут судимости и других юридических последствий;

6. Целями применения иных мер уголовно-правового характера являются восстановление социальной справедливости (в том числе - охрана интересов общества и его членов) и частная превенция, а также иные специальные цели;

7. Закон, как правило, не устанавливает предельные сроки их применения.

Иная мера уголовно-правового характера может быть определена как предусмотренная уголовным законом некарательная мера государственного принуждения, назначаемая по решению суда в связи с совершением общественного опасного деянии или преступления как в отношении лиц их, совершивших, так и в предусмотренных законом случаях - в отношении третьих лиц. Мера уголовно-правового характера применяется в целях восстановления социальной справедливости, предупреждения совершения новых преступлений и других специальных целях.

Принудительные меры медицинского характера

Лицо, достигшее возраста уголовной ответственности, совершая запрещенное конкретной нормой уголовного закона деяние, неизбежно вступает в особые отношения с государством, носящие именно уголовно-правовой характер. Появление в Уголовном кодексе РФ самостоятельной главы 15 «Принудительные меры медицинского характера» в целом встречено с одобрением. Более того, как верно замечают многие специалисты, предусмотренные уголовным законом принудительные меры медицинского характера на сегодняшний день являются единственным средством воздействия на социально опасных лиц, страдающих психическими заболеваниями.

В постановлении от 20 ноября 2007 г. № 13-П Конституционный Суд РФ высказал позицию, в соответствии с которой положения международных актов (Конвенция о защите прав человека и основных свобод (подп. «с» п. 3 ст. 6), Принципы защиты психически больных лиц и улучшения психиатрической помощи (приняты 17 декабря 1991 г. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 46/119), рекомендации Парламентской Ассамблеи Совета Европы 818(1977) «О положении психически больных», рекомендации Комитета Министров Совета Европы № R(83)2 «Относительно правовой защиты лиц, страдающих психическим расстройством, которые были госпитализированы в принудительном порядке», Rec(2004)10 «Относительно защиты прав человека и достоинства лиц с психическим расстройством») соотносятся с предписаниями Закона РФ от 2 июля 1992 г.

«О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», согласно ч. 1 ст. 5 которого лица, страдающие психическими расстройствами, обладают всеми правами и свободами граждан, предусмотренными Конституцией РФ и федеральными законами; ограничение же прав и свобод граждан, связанное с психическим расстройством, допустимо лишь в случаях, предусмотренных законами РФ, как это следует из ст. 55 (ч. 3) Конституции РФ.

На необходимость руководствоваться при решении отдельных вопросов, связанных с применением принудительных мер медицинского характера, положениями законодательства РФ об охране здоровья граждан, ФЗ от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», ФЗ от 7 мая 2009 г. № 92-ФЗ «Об обеспечении охраны психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа с интенсивным наблюдением», а также иных нормативных правовых актов, в том числе постановления Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. № 54 «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью», приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Министерства юстиции РФ от 17 октября 2005 г. № 640/190 «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу» обращено внимание в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ 7 апреля 2011 г. № 6 «О практике применения судами принудительных мер медицинского характера».

Принудительные меры медицинского характера, не будучи наказанием, не преследуют цели исправления лица, совершившего общественно опасное деяние: они заключаются в оказании такому лицу необходимой медицинской помощи, а потому такие меры не являются формой реализации уголовной ответственности. Более того, названные меры могут быть применены и к лицам, не подлежащим уголовной ответственности в силу их невменяемости на момент совершения преступления.

Порядок исполнения принудительных мер медицинского характера определяется уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации и иными федеральными законами и изданными в соответствии с ними подзаконными нормативными актами.

Основания применения принудительных мер медицинского характера исчерпывающе названы в ст. 97 УК РФ.

К ним относятся:

1. Юридическое основание - совершение лицом общественно опасного деяния, предусмотренного статьями Особенной части УК РФ;

2. Медико-социальное основание - наличие у этого лица социально опасного психического расстройства, связанного а) с возможностью причинения этим лицом иного существенного вреда либо б) с опасностью для себя или других лиц. В отношении лиц, совершивших общественно опасное деяние (преступление), но не представляющих опасности по своему психическому состоянию, суд может передать необходимые материалы органам здравоохранения для решения вопроса о лечении или направлении их в психоневрологическое учреждение социального обеспечения в порядке, предусмотренном Законом РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (ч. 4 ст. 97 УК РФ).

Как отмечается в Постановлении Конституционного Суда РФ от 21.05.2013 г. № 10-П, Европейский Суд по правам человека полагает, что законодатель не обязан исчерпывающим образом разъяснять понятие «опасность для себя или окружающих», поскольку вряд ли возможно охватить в законе все разнообразие состояний, которые включают в себя психиатрические риски, тем более если закон требует, чтобы суды проводили проверку всех дел о недобровольном помещении в психиатрический стационар на основании медицинских данных, что является важной гарантией от произвола (постановление от 28 октября 2003 года по делу «Ракевич против России»).

Согласно ч. 4 ст. 97 УК РФ в отношении лиц, совершивших общественно опасное деяние (преступление) и не представляющих опасности по своему психическому состоянию, суд может передать необходимые материалы в федеральный орган исполнительной власти в сфере здравоохранения или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения для решения вопроса о лечении указанных лиц в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь, или направлении указанных лиц в стационарные учреждения социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами, в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья.

В соответствии с ранее действовавшей ч. 2 ст. 443 УПК РФ в случае, если лицо не представляет опасности по своему психическому состоянию либо им совершено деяние небольшой тяжести, суд должен был вынести постановление о прекращении уголовного дела и об отказе в применении принудительных мер медицинского характера (согласно ч. 2 ст. 15 УК РФ преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Уголовным кодексом, не превышает трех лет лишения свободы).

Постановлением Конституционного Суда РФ от 21.05.2013 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности частей второй и четвертой статьи 443 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина С.А. Первова и запросом мирового судьи судебного участка № 43 города Кургана» положения ч. 2 и 4 ст. 443 УПК РФ признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, а именно: ее статьям 19 (ч. 1 и 2), 21, 41 (ч. 1), 45, 46 (ч. 1 и 2), 52 и 123 (ч. 3), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования они исключают для суда возможность назначить принудительные меры медицинского характера лицу, совершившему в состоянии невменяемости запрещенное уголовным законом деяние, отнесенное к преступлениям небольшой тяжести, и при этом по своему психическому состоянию представляющему опасность для себя или окружающих.

Конституционный Суд РФ указал, что отказ в применении принудительных мер медицинского характера допускается только в том случае, если лицо вследствие улучшения психического состояния утратило опасность для себя и окружающих; во всех иных случаях принудительные меры медицинского характера подлежат применению к лицам, совершившим запрещенные уголовным законом деяния в состоянии невменяемости, в соответствии с рекомендациями судебных психиатров (статьи 99-102 УК РФ).

Отмечая, что положения УПК РФ должны быть согласованы с положениями УК РФ, предусматривающими - с учетом целей и задач уголовного законодательства - основания и цели применения принудительных мер медицинского характера за совершение запрещенных уголовным законом деяний, виды таких мер, продление, изменение и прекращение их применения (ст. 21, 97-102), Конституционный Суд пришёл к заключению: «…дефектность части второй статьи 443 УПК РФ, ее несогласованность как с другими положениями данного Кодекса, так и с положениями Уголовного кодекса РФ - единственного закона, образующего уголовное законодательство, которым определяются уголовно-правовые последствия совершения запрещенного уголовным законом деяния, порождают неопределенность, которая не позволяет единообразно понимать и толковать правовые нормы, создает противоречивую правоприменительную практику, что приводит к нарушению конституционного принципа равенства, ставит под угрозу неприкосновенность личности, ее честь и достоинство, право на жизнь и охрану здоровья».

Кроме того, положения ч. 2 ст. 443 УПК РФ, обязывая суд отказывать в применении принудительных мер медицинского характера, «не только заведомо предопределяют решение суда, но и, по существу, делают бесполезным (бессмысленным) судебное разбирательство с точки зрения защиты как прав и законных интересов потерпевших в связи с угрожающей им опасностью повторных посягательств со стороны лица, уже совершившего в состоянии невменяемости деяние, запрещенное уголовным законом, так и прав и законных интересов лиц, по своему психическому состоянию представляющих опасность для себя или окружающих, а потому нуждающихся в лечении, хотя и принудительном».

Таким образом, названные в уголовном законе (ст. 97 УК) юридическое и медико-социальные основания применения принудительных мер медицинского характера возможно отнести к числу формальных . Материальным же основанием применения исследуемых мер является общественная (социальная) опасность психически больного лица, совершившего уголовно-противоправное деяние.

Характер психического расстройства (заболевания) и время его наступления определяют четыре категории лиц, в отношении которых могут быть применены принудительные меры медицинского характера, к числу которых относятся лица:

а) совершившие общественно опасные деяния в состоянии невменяемости.

В этом случае необходимо установить, что лицо было лишено возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими в силу хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики. Такое лицо не подлежит уголовной ответственности (ч. 1 ст. 21 УК РФ);

б) лица, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания.

Психическое расстройство при этом обладает теми же признаками, что и невменяемость, однако лицо, виновное в совершении преступления, может выступать в качестве субъекта уголовной ответственности. Лицо, у которого после совершения преступления наступило психическое расстройство, лишающее его возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, освобождается от наказания, а лицо, отбывающее наказание, освобождается от дальнейшего его отбывания, но в случае выздоровления может подлежать уголовной ответственности и наказанию, если не истекли сроки давности (ч. 1 и 3 ст. 81, ст. 83 УК РФ), при этом учитывается время, в течение которого применялось принудительное лечение;

в) лица, совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости;

г) совершившие в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающие расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости.

Педофилия - психическое расстрой-ство, одна из множества сексуальных девиаций (отклонений). Лиц, имеющих данное заболевание, называют педофилами. По Десятому пересмотру (МКБ-10) международной классифика-ции болезней (МКБ) относится к классу V как одно из расстройств сексуального предпочтения (код F65.4). Согласно примечанию к ст. 73 УК РФ, к преступлениям против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста, относятся преступления, предусмотренные статьями 131 - 135, 240, 241, 242.1 и 242.2 УК РФ, совершенные в отношении несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста.

Указанные 9 статей объединяют 17 составов преступлений (включая квалифицированные), из которых 13 относятся к особо тяжким преступления, 3 - к тяжким, 1 - к преступлениям средней тяжести (ч. 2 ст. 133 УК РФ): ч. 4-5 ст. 131 («Изнасилование»); ч. 4-5 ст. 132 («Насильственные действия сексуального характера»); ч. 2 ст. 133 («Понуждение к действиям сексуального характера»); ч. 3-6 ст. 134 («Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста»); ч. 2-5 ст. 135 («Развратные действия»); ч. 3 ст. 240 («Вовлечение в занятие проституцией»); ч. 3 ст. 241 («Организация занятия проституцией»); ч. 2 ст. 242.1 («Изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних»); ч. 2 ст. 242.2 («Использование несовершеннолетнего в целях изготовления порнографических материалов или предметов»).

Лицо, страдающее психическим расстройством, не в состоянии в целом или в должной мере осознавать карательно-воспитательное значение воздействия мер уголовной ответственности. Наличие психического расстройства, не исключающего вменяемости, устанавливается судом на основании заключения судебно-психиатрической экспертизы.

В соответствии с требованиями пункта 3 статьи 196 УПК РФ по каждому уголовному делу назначение и производство судебно-психиатрической экспертизы обязательно, если необходимо установить психическое состояние подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, когда возникает сомнение в его вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве.

К обстоятельствам, вызывающим такие сомнения, могут быть отнесены, например, наличие данных о том, что лицу в прошлом оказывалась психиатрическая помощь (у него диагностировалось врачами психическое расстройство, ему оказывалась амбулаторная психиатрическая помощь, он помещался в психиатрический стационар, признавался невменяемым по другому уголовному делу, негодным к военной службе по состоянию психического здоровья и т.п.), о нахождении его на обучении в учреждении для лиц с задержкой или отставанием в психическом развитии, о получении им в прошлом черепно-мозговых травм, а также странности в поступках и высказываниях лица, свидетельствующие о возможном наличии психического расстройства, его собственные высказывания об испытываемых им болезненных (психопатологических) переживаниях и др. (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ 7 апреля 2011 г. № 6).

Если в ходе судебного разбирательства при проведении судебно-психиатрической экспертизы будет установлено, что у подсудимого наступило временное психическое расстройство, при котором не представляется возможным дать заключение о его психическом состоянии во время совершения общественно опасного деяния, то производство по делу подлежит приостановлению в соответствии с частью 3 статьи 253 УПК РФ. Вопрос об освобождении такого лица от уголовной ответственности или наказания в этих случаях не решается.

В соответствии со ст. 443 ч. 2 УПК РФ в случае, если лицо не представляет опасности по своему психическому состоянию, суд выносит постановление о прекращении уголовного дела и об отказе в применении принудительных мер медицинского характера.

Цели применения принудительных мер медицинского характера отличаются от целей применения наказания: применение принудительных мер медицинского характера преследует медицинские и юридические цели , названные в ст. 98 УК РФ.

Медицинские цели предполагают устранение медико-социального основания применения принудительных мер медицинского характера - наличия у лица социально опасного психического расстройства, связанного с возможностью причинения этим лицом нового существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц, то есть излечение таких лиц или улучшение их психического состояния .

Под излечением следует понимать полное исчезновение социально опасного психического расстройства. В этом случае лицо, к которому применялись принудительные меры медицинского характера, признается полностью психически здоровым и потому не нуждающимся в психиатрической помощи.

Однако полное излечение лиц, страдающих социально-опасными психическими расстройствами, не всегда достижимо (в силу несовершенства методики лечения или применяемых средств, по причине тяжести психического расстройства и т.д.), поэтому в качестве цели применения медицинских мер определено и улучшение психического состояния больного. Под ним следует понимать достижение такого психического состояния, которое бы минимизировало вероятность совершения этими лицами новых общественно опасных деяний, либо причинения иного вреда правоохраняемым отношениям.

Юридической целью применения принудительных мер медицинского характера является предупреждение совершения ими новых общественно опасных деяний и защита общества от них.

Достижение юридической цели обеспечивается дифференциацией принудительных мер: принудительное лечение может проводиться в психиатрических стационарах разных типов, предполагающих несколько уровней наблюдения за лицом и его изоляции (принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего либо специализированного, в том числе - с интенсивным наблюдением), предусмотрено и амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра.

Таким образом, принудительные меры медицинского характера представляют собою уголовно-правовые меры государственного принуждения, назначаемые по решению суда к страдающим социально опасными психическими расстройствами лицам, совершившим общественно опасное деяние, предусмотренное УК РФ, заключающиеся в принудительном психиатрическом лечении, в целях излечения таких лиц или надлежащего улучшение их психического состояния, а также восстановления социальной справедливости.

Принудительные меры медицинского характера не являются формой реализации уголовной ответственности и могут применяться как вне её, так и наряду с нею.

Виды принудительных мер медицинского характера законодательно установлены в ст. 97 УК:

а) принудительное наблюдение и лечение у врача-психиатра в амбулаторных условиях;

б) принудительное лечение в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, общего типа;

в) принудительное лечение в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, специализированного типа;

г) принудительное лечение в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, специализированного типа с интенсивным наблюдением.

Критерием классификации принудительных мер медицинского характера УК РФ, таким образом, является тип организации, в которой осуществляется принудительное лечение.

Перечень принудительных мер является исчерпывающим.

Таким образом, уголовным законом предусмотрено две группы мер:

1. Связанные с помещением лица в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь;

2. Связанные с наблюдением и лечением у врача-психиатра в амбулаторных условиях.

Принудительное наблюдение и лечение у врача-психиатра в амбулаторных условиях может быть назначено, если лицо по своему психическому состоянию не нуждается в помещении в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях (ст. 100 УК РФ), т.е. не требует постоянного наблюдения за ним в силу прогнозируемого поведения. В отличие от амбулаторной психиатрической помощи, оказываемой исключительно по просьбе или с согласия больного, основанием для применения рассматриваемой принудительной меры медицинского характера выступает определение (постановление) суда.

Амбулаторная помощь в зависимости от медицинских показаний оказывается в виде консультативно-лечебной помощи или диспансерного наблюдения. Перечень необходимых медицинских и реабилитационных мер определяется лечащим персоналом на основании медицинских показаний. Диспансерное наблюдение за состоянием больного осуществляется путем регулярных осмотров врачом-психиатром и оказания больному необходимой медицинской и социальной помощи.

В случае применения принудительного наблюдения и лечения у врача-психиатра в амбулаторных условиях при назначении в виде принудительных работа, ареста или лишения свободы исполнение принудительной меры меди-цинского характера возлагается на администрацию и врачей-психиатров учреждений, исполняющих эти виды наказаний. В уголовно-исполнительной системе, в частности, создаются специализированные исправительные учреждения - лечебные исправительные колонии, укомплектованные медицинским персоналом, способным проводить такое лечение. Время пребывания в указанных учреждениях засчитывается в срок отбывания наказания (ч. 3 ст. 104 УК РФ).

В остальных случаях амбулаторную психиатрическую помощь осуждённым оказывают медицинские организации государственной системы здравоохранения, оказывающие психиатрическую помощь в амбулаторных условиях, по месту жительства (регистрации) осужденного. Суд, избирая рассматриваемую меру к лицу, не осуждённому к лишению свободы, учитывает особенности её исполнения, предполагающие добровольную явку лица, страдающего психическим расстройством, в медицинское учреждение и соблюдение медицинских предписаний. Применение данной меры не является обязательной: суд, оценив психическое состояние лица, вправе передать его на попечение родственникам или опекунам на условии обязательного врачебного наблюдения в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь по месту жительства (в психоневрологический диспансере, кабинете и т.д.).

При отпадении необходимости дальнейшего лечения осужденного в указанных учреждениях выписка производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации в сфере охраны здоровья. При изменении психического состояния осужденного, требующем лечения в стационарных условиях, помещение осужденного в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, или иную медицинскую организацию производится в порядке и по основаниям, которые предусмотрены законодательством в сфере охраны здоровья.

Принудительное наблюдение и лечение у врача-психиатра в амбулаторных условиях является единственной мерой медицинского характера, применяемой наряду с наказанием: она может назначаться лицам, осужденным за преступления, совершенные в состоянии вменяемости, но нуждающимся в лечении психических расстройств.

Прекращение применения принудительной меры медицинского характера, соединенной с исполнением наказания, производится судом по представлению органа, исполняющего наказание, на основании заключения комиссии врачей-психиатров.

Принудительное лечение в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, может быть назначено, если характер психического расстройства лица требует таких условий лечения, ухода, содержания и наблюдения, которые могут быть осуществлены только в стационарных условиях.

При этом лечение в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, общего типа назначается лицу, которое по своему психическому состоянию нуждается в стационарном лечении и наблюдении, но не требует интенсивного наблюдения; специализированного типа - лицу, которое по своему психическому состоянию (в силу, например, неуравновешенности лица, склонности к побегу и т.д.) требует постоянного наблюдения; специализированного типа с интенсивным наблюдением - лицу, которое по своему психическому состоянию (характеризующемуся жестокостью, склонностью с насильственным действиям, садизму и т.д.) представляет особую опасность для себя или других лиц и требует постоянного и интенсивного наблюдения. Вопрос о выборе типа медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, необходимого в каждом конкретном случае, решает суд с учетом критерия обеспечения безопасности лица, подлежащего госпитализации, и других лиц при соблюдении его прав и законных интересов.

В медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, общего типа помещаются больные, по психическому состоянию не представляющие опасности для себя или окружающих, но нуждающиеся в больничном содержании и лечении в принудительном порядке, не требующем интенсивного наблюдения. В такой медицинской организации проходят лечение как лица, направленные туда по определению суда, так и больные, поступившие по направлению врача в обычном порядке. Понятие «стационарные условия» в данном случае подразумевает любое из системы медицинских организаций, оказывающих психиатрическую помощь.

Под медицинской организацией, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, общего типа следует понимать отделение обычной (районной, городской, областной) психиатрической больницы или другой аналогичной медицинской организации оказывающей стационарную психиатрическую помощь всем гражданам, проживающим на обслуживаемой тер-ритории. Проведение принудительного лечения не является основной функцией данного отделения. Подобное отделение может быть как узкопрофилированным (подростковым, суицидологическим и т.п.), так и общепсихиат-рическим, оказывающим стационарное лечение пациентам с различными психическими расстройствами.

Лица же, помещенные в медицинские организации, оказывающие психиатрическую помощь в стационарных условиях, специализированного типа и специализированного типа с интенсивным наблюдением, находятся под охраной в целях исключения возможности совершения ими новых общественно опасных деяний. Стационары специализированного типа представляют собой стационарные психиатрические организации, и предназначены исключительно для осуществления принудительного лечения.

В соответствии с ч. 3 и 4 ст. 101 УК РФ в медицинские организации, оказывающие психиатрическую помощь в стационарных условиях, специализированного типа, а также специализированного типа с интенсивным наблюдением помещаются лишь лица, по своему психическому состоянию требующие соответственно постоянного наблюдения либо представляющие особую опасность для себя или других лиц и требующие постоянного и интенсивного наблюдения.

Как отмечалось, принудительные меры медицинского характера могут быть применены только судом.

Производство по таким делам осуществляется судом на основании положений гл. 51 УПК. Признав доказанным, что запрещенное уголовным законом деяние совершено данным лицом в состоянии невменяемости или что у этого лица после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение, суд выносит постановление об освобождении этого лица от уголовной ответственности или от наказания и о применении к нему принудительных мер медицинского характера.

Согласно ст. 442 УПК РФ в ходе судебного разбирательства по уголовному делу должны быть исследованы и разрешены следующие вопросы:

1) имело ли место деяние, запрещенное уголовным законом;

2) совершило ли деяние лицо, в отношении которого рассматривается данное уголовное дело;

3) совершено ли деяние лицом в состоянии невменяемости;

4) наступило ли у данного лица после совершения преступления психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение;

5) представляет ли психическое расстройство лица опасность для него или других лиц либо возможно ли причинение данным лицом иного существенного вреда;

6) подлежит ли применению принудительная мера медицинского характера и какая именно.

Определение судом конкретного вида принудительной меры медицинского характера зависит, прежде всего, от психического состояния лица, в отношении которого принимается данное решение, и нуждаемости его в соответствующем виде и режиме лечения.

Психическое состояние устанавливается путем проведения судебно-психиатрических экспертиз (гл. 28 и ст. 283 УПК), порядок проведения которых регламентирован федеральным законодательством и нормативными актами федеральных органов исполнительной власти. Кроме того, во внимание в качестве показателей психического состояния принимается общественная опасности лица и тяжесть содеянного им.

Как отмечается в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ 7 апреля 2011 г. № 6, вид принудительной меры медицинского характера избирается судом с учетом положений части 2 статьи 99, статей 100 и 101 УК РФ. При определении вида принудительной меры медицинского характера в отношении лиц, указанных в пунктах «а», «б» части 1 статьи 97 УК РФ, судам следует учитывать характер и степень психического расстройства, опасность лица для себя и других лиц или возможность причинения им иного существенного вреда. Суду надлежит мотивировать принятое решение на основе оценки заключения эксперта (экспертов) о психическом состоянии лица, в отношении которого ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, и других собранных по делу доказательств.

В постановлении суд указывает вид принудительной меры медицинского характера в соответствии с частью 1 статьи 99 УК РФ. Определение конкретного психиатрического учреждения, где должно проводиться лечение, относится к компетенции органов здравоохранения.

Применение принудительных мер медицинского характера, на первый взгляд, является правом, а не обязанностью суда, который самостоятельно оценивает как наличие правовых оснований для того, так и целесообразность назначения. Однако представляется, что неприменение принудительного психиатрического лечения к совершившим общественно опасные деяния лицам, представляющим общественную опасность, будет свидетельствовать об ошибочности судебного решения. Следовательно, применение таких мер является императивным.

Сроки применения принудительных мер медицинского характера в определении суда не указываются, и их длительность полностью зависит от психического состояния больного. Дальнейший процесс применения принудительных мер медицинского характера, продолжительность которого ограничена только достижением целей применения принудительных мер, находится под судебным контролем.

Продление, изменение и прекращение применения принудительных мер медицинского характера осуществляются исключительно судом по представлению администрации медицинской организации, осуществляющей принудительное лечение, или уголовно-исполнительной инспекции, контролирующей применение принудительных мер медицинского характера, на основании заключения комиссии врачей-психиатров.

Лицо, которому назначена принудительная мера медицинского характера, подлежит регулярному освидетельствованию комиссией врачей-психиатров, периодичность которого установлена ч. 2 ст. 102 УК РФ - не реже одного раза в шесть месяцев. Цель освидетельствования - решения вопроса о наличии медицинских оснований для внесения представления в суд о прекращении применения или об изменении такой меры.

Освидетельствование проводится как по инициативе лечащего врача, так и по ходатайству самого лица, его законного представителя и (или) близкого родственника. Ходатайство подается через администрацию медицинской организации, осуществляющей принудительное лечение, или уголовно-исполнительной инспекции, контролирующей применение принудительных мер медицинского характера, вне зависимости от времени последнего освидетельствования. Лицу, обращавшемуся с ходатайством, сообщается о решении комиссии, которое может быть обжаловано в установленном порядке.

При отсутствии оснований для прекращения применения или изменения принудительной меры медицинского характера администрация медицинской организации, осуществляющей принудительное лечение, или уголовно-исполнительная инспекция представляют в суд заключение для продления принудительного лечения.Иначе говоря, суд продлевает принудительные меры меди-цинского характера по тем же основаниям, что и назначает их.

Первое продление принудительного лечения производится по истечении шести месяцев с момента начала лечения, в последующем продление принудительного лечения производится ежегодно, при этом освидетельствование больного комиссией врачей-психиатров по-прежнему осуществляется не реже одного раза в шесть месяцев.

Согласно ч. 2.1 ст. 102 УК РФ (введена ФЗ от 29.02.2012 г. № 14-ФЗ) вне зависимости от времени последнего освидетельствования и от принятого решения о прекращении применения принудительных мер медицинского характера суд на основании внесенного не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока исполнения наказания ходатайства администрации учреждения, исполняющего наказание, назначает судебно-психиатрическую экспертизу в отношении лица, указанного в п. «д» ч. 1 ст. 97 УК, в целях решения вопроса о необходимости применения к нему принудительных мер медицинского характера в период условно-досрочного освобождения или в период отбывания более мягкого вида наказания, а также после отбытия наказания. Суд на основании заключения судебно-психиатрической экспертизы может назначить принудительную меру медицинского характера, предусмотренную п. «а» ч. 1 ст. 99 УК, или прекратить ее применение.

Изменение принудительной меры медицинского характера предполагает замену исполняемой меры на другую, соответствующую психиатрическому состоянию лица, в силу существенного изменения состояния здоровья больного.

Если в психическом состоянии лица, в отношении которого назначена принудительная мера медицинского характера в виде принудительного наблюдения и лечения у врача-психиатра в амбулаторных условиях произошли изменения, связанные с необходимостью помещения такого лица в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, суд вправе изменить вид принудительной меры медицинского характера в соответствии с частью 1 статьи 99 УК РФ, когда имеются данные о том, что характер психического расстройства лица требует таких условий лечения, ухода, содержания и наблюдения, которые могут быть осуществлены только в стационарных условиях. В постановлении надлежит указать обстоятельства, свидетельствующие о том, что психическое состояние лица после того, как к нему была применена принудительная мера медицинского характера, изменилось, и он стал представлять повышенную опасность для себя или других лиц. Решение принимается в порядке, установленном статьей 445 УПК РФ.

Основанием для изменения вида принудительных мер медицинского характера, таким образом, является изменение степени общественной опасности психически больного лица, в силу чего отпадает необходимость применения ранее назначенной меры медицинского ха-рактера при необходимости избрания другой меры.

Пленум Верховного Суда РФ в п. 27 Постановления от 7 апреля 2011 г. № 6 подчёркивает: рассматривая вопрос о продлении, изменении или прекращении применения принудительной меры медицинского характера, суд должен тщательно проверить обоснованность ходатайства, поданного в соответствии с ч. 1 ст. 445 УПК РФ. Для этого суду надлежит выяснить результаты проведенного лечения и решить вопрос о необходимости дальнейшего медицинского наблюдения и лечения. В этих целях в судебное заседание может быть вызван представитель медицинской организации (психиатрического стационара), где наблюдается лицо, в отношении которого решается вопрос о продлении, изменении или прекращении применения принудительной меры медицинского характера. Участие в судебном заседании защитника, законного представителя лица, в отношении которого ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, и прокурора обязательно.

В соответствии с ч. 2 ст. 399 и ч. 4 ст. 445 УПК РФ лицу, в отношении которого решается вопрос о продлении, изменении или прекращении применения к нему принудительной меры медицинского характера, должно быть обеспечено его непосредственное участие в судебном заседании либо предоставлена возможность изложить свою позицию путем использования систем видеоконференц-связи, если в соответствии с медицинским заключением его психическое состояние позволяет ему участвовать в судебном заседании. Вопрос о форме участия такого лица в судебном заседании решается судом.

В случае, когда психическое состояние лица, в отношении которого решается вопрос о продлении, изменении или прекращении применения принудительной меры медицинского характера, не позволяет ему лично участвовать в проводимом в помещении суда судебном заседании, судам рекомендовано рассматривать соответствующие материалы в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях.

По данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ, в 2012 году судами РФ принудительное лечение применено к 6 111 человекам, принудительные меры к невменяемым - к 5 832 лицам, удовлетворено 7064 ходатайств (из 7667) о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар (п. 3 ч. 2 ст. 29 УПК РФ), 26 959 ходатайств (из 28 456) о прекращении, изменении или продлении применения принудительной меры медицинского характера (ст. 445 УПК РФ).

Прекращение применения принудительного лечения возможно лишь в случае достижения целей применения принудительной меры медицинского характера - излечения или должного (исключающего опасность для общества) улучшения психического состояния лица.

Основанием для прекращения применения принудительных мер медицинского характера является такое изменение психического состояния лица, при котором оно перестает быть общественно опасным вследствие выздоровления, либо улучшения, или ухудшения психического состояния настолько, что дальнейшее применение принудительных медицинских мер становится неэффективным и нецелесообразным.

Суд вправе передать необходимые материалы в отношении лица, находившегося на принудительном лечении, в федеральный орган исполнительной власти в сфере здравоохранения или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения для решения вопроса о лечении этого лица в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь, или направлении этого лица в стационарное учреждение социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами, в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья.

Лицо, совершившее общественно опасное деяние в состоянии невменяемости, не подлежит уголовной ответственности даже в случае выздоровления.

Если лицо, в отношении которого применялось принудительное лечение, подлежит уголовной ответственности за совершенное им ранее преступление, то суд разрешает вопрос о возобновлении уголовного преследования, а если данное лицо освобождалось от отбывания наказания в силу временного расстройства его психической деятельности, суд разрешает вопрос о его направлении для отбывания наказания. При истечении же давностных сроков (сроков давности привлечения к уголовной ответственности и давности обвинительного приговора), установленных ст. 78 и 94 УК РФ, лицо подлежит освобождению от отбывания наказания. Суд также обязан проверить, нет ли иных предусмотренных законом оснований для освобождения данного лица от уголовной ответственности или наказания.

В случае отмены принудительной меры медицинского характера в отношении лица, у которого расстройство психической деятельности наступило уже после вынесения приговора, но до отбывания назначенного ему наказания, суд засчитывает ему в срок отбывания наказания время нахождения в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях (вне зависимости от её вида), из расчета один день пребывания в психиатрическом стационаре за один день лишения свободы. Так же день пребывания в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях засчитывается за один день ареста или содержания в дисциплинарной воинской части, два дня ограничения свободы, три дня исправительных работ или ограничения по военной службе, восемь часов обязательных работ (ст. 72 УК РФ). Если же это время превышает срок назначенного ему наказания, суд принимает решение об освобождении от наказания за его отбытием.

Зачета в срок наказания времени, в течение которого к лицу применялось принудительное наблюдение и лечение у врача-психиатра в амбулаторных условиях, действующим законом не предусмотрено.

Вступившее в законную силу решение суда о назначении, изменении, продлении или прекращении применения принудительной меры медицинского характера может быть пересмотрено в установленном законом порядке.

В-третьих, наличие у лица, совершившего преступление, психического расстройства, не исключающего вменяемости (ст. 22 УК РФ). Эти лица подлежат уголовной ответственности и наказанию, однако их психическое состояние учитывается судом при назначении наказания и может служить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера. Принудительные меры медицинского характера применяются к указанным лицам наряду с уголовным наказанием .

В-четвертых, совершившим в возрасте старше 18 лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего 14-го возраста, и страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости.

Часть 2 ст. 97 УК РФ предусматривает, что принудительные меры медицинского характера назначаются только в тех случаях, когда психические расстройства связаны с возможностью причинения этими лицами иного существенного вреда либо опасностью для себя или других лиц.

Статья 99 УК РФ в качестве таких мер предусматривает принудительное помещение в медицинские организации, оказывающие психиатрическую помощь в стационарных условиях, общего типа, специализированного типа и специализированного типа с интенсивным наблюдением, а также амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра.

Принудительные меры медицинского характера имеют определенное сходство с мерами уголовного наказания, являются мерами государственного принуждения и назначаются судом. В том числе лицам, осужденным за преступления, совершенные в состоянии вменяемости, но нуждающимися в лечении психических расстройств, не исключающих вменяемости, в том числе лицам, указанным в п. «д» части 1 ст. 97 УК РФ. Суд наряду с наказанием может назначить принудительную меру медицинского характера в виде амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра. В то же время эти меры нельзя считать наказаниями, так как они не содержат элемента кары, т. е. не имеют своим содержанием причинение страданий, лишений, а применяются, прежде всего, в интересах самого правонарушителя. Эти меры назначаются не приговором , а определением суда. Они не выражают отрицательной оценки от имени государства действий душевнобольного, не влекут судимости , не преследуют цель исправительного воздействия, а направлены на излечение и социальную адаптацию душевнобольных, защиту их правоохраняемых интересов, предупреждение общественно опасных действий с их стороны.

В части 4 ст. 97 УК РФ предусмотрена возможность направления лиц, не представляющих опасности для окружающих в психоневрологические учреждения социального обслуживания в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о здравоохранении.

УК РФ не предусматривает применения принудительных мер медицинского характера к наркоманам и алкоголикам, совершившим преступление и отбывающим наказание, однако по решению медицинской комиссии к ним применяется обязательное лечение (ст. 18 УИК РФ).

Основными принципами психиатрической помощи при применении принудительных мер медицинского характера являются: законность , гуманность, соблюдение прав человека и гражданина . В настоящее время все большее внимание уделяется вопросам реабилитации, социализации и правовой защищенности душевнобольных.

Принудительные меры медицинского характера применяются на основании и в соответствии с законом (законодательством о здравоохранении,

Уголовным и Уголовно-процессуальным кодексами, законом Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 2 июля 1992 г. (в ред. федерального закона от 03.07.2016 г.).

Согласно указанному закону, лицам, страдающим психиатрическими расстройствами, в том числе и тем, к которым применяются принудительные меры медицинского характера, гарантируется в частности:

  • уважительное и гуманное отношение, исключающее унижение человеческого достоинства;
  • получение информации о своих правах, а также в доступной для них форме и с учетом их психического состояния информации о характере имеющихся у них психических расстройств и применяемых методах лечения;
  • психиатрическая помощь в наименее ограничительных условиях, по возможности по месту жительства ;
  • содержание в психиатрическом стационаре только в течение срока , необходимого для обследования и лечения;
  • помощь адвоката , законного представителя или иного лица в порядке, установленном законом.

Важно отметить, что в УК РФ 1996г. впервые четко сформулированы цели применения принудительных мер медицинского характера, которыми являются излечение лиц, указанных в ст. 97, или улучшение их психического состояния, а также предупреждение совершения ими новых деяний, предусмотренных статьями Особенной части настоящего кодекса (ст. 98 УК РФ).

Таким образом, принудительные меры медицинского характера отличаются от наказания по основаниям и целями их применения, содержанию и юридическим последствиям.

Категории лиц, к которым применяются принудительные меры медицинского характера

В российском законодательстве формула невменяемости изложена в ст. 21 УК РФ и сформулирована следующим образом.

Под понятие «слабоумие» медицинского критерия (четвертый признак) подпадают все психические заболевания, которые протекают с нарушением интеллектуальной функции как врожденного, так и приобретенного характера.

Для решения вопроса о вменяемости или невменяемости недостаточно одного медицинского критерия. Медицинский критерий указывает лишь на необходимость распознать заболевание и квалифицировать его применительно к медицинскому критерию. Многие психические заболевания вызывают различные по выраженности психические расстройства - от легких, нарушающих у лиц способность осмысления ситуации, до тяжелых расстройств, выключающих больного из социальной жизни. Поэтому ведущим критерием является юридический критерий.

Юридический критерий в ст. 21 УК РФ формулируется так: «Лицо … не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими».

Юридический критерий состоит из двух признаков: интеллектуального - нарушения возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и волевого - возможности руководить ими. Наличие двух указанных признаков юридического критерия позволяет анализировать различные стороны психической деятельности испытуемого - его мыслительную, эмоционально-волевую, интеллектуальную функции.

Альтернативность понятий вменяемости, невменяемости позволяет определить деяния, совершенные во вменяемом состоянии как преступления , а в невменяемом состоянии - как общественно опасные деяния психики больного. В связи с этим возникает вопрос о судебно-психиатрическом значении психических аномалий, не исключающих вменяемости.

Психические расстройства у них диагностируются как нарушение личности и поведения в результате последствия черепно-мозговых травм, резидуальные состояния перенесенных ранее органических заболеваний мозга, начальные стадии церебрального атеросклероза и другие сосудистые заболевания головного мозга, неглубокие степени умственной отсталости (олигофрении) и т. д.

Таким образом, понятие «психические аномалии» объединяет широкий круг психических нарушений, разнообразных по клиническим проявлениям, степени выраженности, которые имеют ряд общих признаков, например, личностный уровень поражения, неглубокие интеллектуальные и афористичные нарушения. Пограничный характер указанных расстройств, отсутствие признаков юридического критерия невменяемости не исключают у таких лиц возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. Поэтому они признаются вменяемыми.

Вместе с тем, некоторые особенности личности, наличие неглубоких нарушений интеллектуальных и эмоционально волевых функций таких лиц могут накладывать отпечаток на мотивацию их противоправного поведения, способов реализации преступных намерений, ограниченных в возможностях воздержаться от преступного поведения. Экспертная оценка таких обвиняемых предусмотрена ст. 22 УК РФ, которая сформулирована следующим образом.

1. Вменяемое лицо, которое во время совершения преступления в силу психического расстройства не могло в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия), либо руководить ими, подлежит уголовной ответственности.

2. Психическое расстройство, не исключающее вменяемости, учитывается судом при назначении наказания и может служить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера.

Данная статья УК РФ вводит в практику судебно-следственных органов и судебно-психиатрических экспертиз понятие «ограниченной» (уменьшенной) вменяемости.

Уменьшенная вменяемость подразумевает наличие медицинского критерия, констатирующего пограничные нервно-психические расстройства у обвиняемого и частично нарушенную психическую возможность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими (волевой признак).

Отечественное законодательство никогда не содержало понятия ограниченной вменяемости. Однако близкое определение, касающееся экспертизы несовершеннолетних , содержится в ст. 421 УПК РФ, оно гласит: «При наличии данных об умственной отсталости несовершеннолетних, не связанных с душевным заболеванием, должно быть выявлено также, мог ли он полностью осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими». Исходя из содержания ст. 21 и 22 УК РФ только невменяемость является обстоятельством, полностью устраняющим ответственность. Однако суду необходимо учитывать особое психическое состояние лица в момент совершения преступления, что может служить основанием для смягчения наказания . При этом суд должен учесть характер и степень общественной опасности совершенного преступления, степень психического расстройства лица, совершившего преступление, и все другие обстоятельства дела.

В этих случаях суд может наряду с наказанием, назначить принудительные меры медицинского характера или их не назначать. Ограниченно вменяемому субъекту в соответствии с законом (ст.100 УК РФ) может быть назначена только принудительная мера медицинского характера в виде амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра в период отбывания наказания.

Статья 81 УК РФ предусматривает освобождение от наказания в связи с болезнью. Ч. 1 этой статьи гласит: «Лицо, у которого после совершения преступления наступило психическое расстройство, лишающее его возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, освобождается от наказания, а лицо, отбывающее наказание, освобождается от дальнейшего его отбывания. Таким лицам суд может назначить принудительные меры медицинского характера».

Часть 4 этой статьи указывает на возможность уголовной ответственности и наказания в случаях выздоровления таких лиц.

Таким образом, ст. 81 УК РФ подразумевает несколько вариантов ситуаций, которые могут возникнуть в случаях психического заболевания обвиняемых после совершения преступления:

1. Психическое расстройство у обвиняемого, психическое состояние которого на момент совершения преступления психиатры-эксперты расценили, как не исключающее вменяемости, возникло до вынесения приговора .

Психическое расстройство в данном случае носит временный характер.

2. Психическое заболевание развилось у обвиняемого в тех же условиях, но приобрело хронический, необратимый характер и течение.

3. Психическое расстройство возникло у обвиняемого, как до вынесения приговора, так и до определения его психического состояния на момент преступления психиатрами-экспертами.

Принципы применения принудительных мер медицинского характера, в случаях, предусмотренных ст. 81 УК РФ уточняются в разделе 6 УК РФ.

П. «б» ч. 1 ст. 97 УК РФ предусматривает, что если у лица после совершения правонарушения наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания, к нему могут быть применены принудительные меры медицинского характера.

Включенные в п. «б» ч. 1 ст. 97 УК РФ положения о «невозможности назначения и исполнения наказания» в случаях возникновения психического расстройства после преступления позволяет назначить в этих случаях принудительное лечение и, по существу, прекратить уголовное преследование обвиняемого, который совершил преступление в состоянии вменяемости, если в дальнейшем психическое расстройство, возникшее у него, приняло хронический характер.

Принципы выбора вида принудительного лечения в таких случаях с учетом хронического течения болезни, ее прогноза и характера совершенного опасного действия, как правило, совпадают с подходами к этому вопросу в отношении признанных невменяемыми.

В соответствии со ст. 81 и 97 УК РФ принудительное лечение может быть рекомендовано осужденным, которые заболели хроническим психическим расстройством (или оно значительно обострилось) во время отбывания наказания, если это расстройство препятствует исполнению наказания. Суд по представлению начальника органа, ведающего исполнением наказания, на основании заключения врачебной комиссии, вправе вынести определение об освобождении осужденного от дальнейшего отбывания наказания, применить принудительные меры медицинского характера или передать его на попечение органов здравоохранения. Выбор вида принудительного лечения при этом зависит, главным образом, от особенностей психического состояния лица, его прогноза, связях с клиническими показаниями.

Применение принудительных мер медицинского характера возможно и в отношении лиц, осужденных к видам наказания не связанным с изоляцией от общества . В ч. 4 ст. 97 УК РФ предусматривается возможность передачи необходимых материалов органам здравоохранения для решения вопроса о лечении этих лиц или направлении их в психоневрологические учреждения социального обслуживания в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о здравоохранении. Основу такого законодательства составляет федеральный закон от 02.07.1992 г. (в ред. от 03.07.2016 г.) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (с изменениями, внесенными постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 27.02.2009 г. № 4-П). Речь здесь, по-видимому, идет об оказании амбулаторной психиатрической помощи, предусмотренной ст. 26 Закона и в случае возникновения необходимости, помещении в стационар. При наличии оснований помещения в стационар, при отсутствии добровольного согласия помещаемого, необходимо постановление судьи (ст. 35).

Хотя в УК РФ не предусматривается в настоящее время применение принудительных мер медицинского характера к лицам, страдающим алкоголизмом и наркоманией, совершившим преступление, отчасти этот пробел восполняет Уголовно-исполнительный кодекс. Статья 18 УИК РФ гласит, что к осужденным к аресту , лишению свободы , страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, учреждениями, исполняющими указанные виды наказаний, по решению суда применяются принудительные меры медицинского характера.

Часть 3 ст. 18 УИК РФ закрепляет положение, согласно которому к осужденным к наказаниям, указанным в части первой настоящей статьи, больным алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, ВИЧ-инфицированным осужденным, а также осужденным, больным открытой формой туберкулеза или не прошедшим полного курса лечения венерического заболевания, учреждением, исполняющим указанные виды наказаний, по решению медицинской комиссии применяется обязательное лечение.

Виды принудительных мер медицинского характера. Продление, изменение и прекращение принудительных мер медицинского характера

В соответствии со ст.1041 УК РФ конфискации подлежат пять категорий имущества:

Подобную норму содержал УК РСФСР 1960 г. в ст. 501 «Освобождение от уголовной ответственности с привлечением к административной ответственности ». Обязательным условием для применения этой нормы являлось совершение преступления, максимальным наказанием за которое назначалось лишение свободы сроком до одного года.

  • План 1. Понятие и виды оснований исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера. 2. . 3. Классификация оснований исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера....
    (Уголовно-исполнительное право Российской Федерации: Лекции)
  • Действие оснований исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера
    (Уголовно-исполнительное право Российской Федерации: Лекции)
  • Иные меры уголовно-правового характера
    Нормами уголовного права предусматривается применение не только наказаний, но и иных мер уголовно-правового характера. Порядок и условия исполнения таких мер охватываются предметом уголовно-исполнительного права. Как верно отмечается в литературе, законодатель в разделе VI (Иные меры уголовно-правового...
    (Уголовно-исполнительное право Российской Федерации: Лекции)
  • Основания исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера
    План
    (Уголовно-исполнительное право Российской Федерации: Лекции)
  • Действие оснований исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера
    Наказание есть мера уголовно-правового характера, которая представляет собой государственное принуждение и назначается приговором суда (ст. 43 УК РФ). Вступление приговора в законную силу и обращение его к исполнению регламентируется ст. 390 УПК РФ (до 1 января 2013 г. эта норма действовала в старой...
    (Уголовно-исполнительное право Российской Федерации: Лекции)
  • УДК 343.139+343.1

    ПОНЯТИЕ И ВИДЫ МЕР УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА

    В. В. Колосовский кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного

    права и уголовного процесса факультета права и финансов, Южно-Уральский государственный университет

    Рассмотрены меры уголовно-правового характера и меры, не являющиеся государственным насилием, однако основанные на угрозе реального применения государственного принуждения, назначаемые на основании уголовно-правовых норм только судом, имеющие целью предотвратить совершение новых общественно опасных деяний.

    Ключевые слова: мера уголовно-правового характера, общественно опасное деяние.

    В уголовном законе выражение «меры уголовно-правового характера» стало наполняться содержанием в тот период, когда произошли изменения в структуре Общей части УК РФ, которые были связаны с преобразованием шестого раздела в новый раздел «Иные меры уголовно-правового характера», а также с появлением дополнительной гл. 15.1 «Конфискация имущества»1. С этого момента рассматриваемое правовое явление активно стало встречаться в правовом обороте, обсуждаться на страницах юридической печати.

    Наряду с уголовным наказанием к мерам уголовно-правового характера следует отнести: условное осуждение (ст. 73 УК РФ); отсрочку отбывания наказания, которая предоставляется осужденной беременной женщине, женщине, имеющей ребенка в возрасте до 14 лет, мужчине, имеющему ребенка в возрасте до 14 лет и являющемуся единственным родителем (ст. 82 УК РФ); конфискацию имущества (ст. 104.1 УК РФ); принудительные меры медицинского характера (п. «а», «б» ч. 1 ст. 97 УК РФ); принудительные меры воспитательного воздействия (ст. 90, ч. 2 ст. 92 УК РФ)2.

    В литературе некоторые авторы раскрывают содержание мер уголовно-правового характера через призму социальной справедливости, поэтому обращаются к принципу социальной справедливости3, закрепленному в ст. 6 УК РФ. При таком подходе к решению вопроса об определении понятия мер уголовноправового характера и их видов вполне обоснованным выглядит обращение к общей и частной превенции. Однако стоит заметить, что общее и частное предупреждение совершения преступлений в большей степени подходит

    для реализации превентивных целей при назначении наказания, но не при использовании иных мер уголовно-правового характера.

    В настоящее время ст. 43 УК РФ содержит определение уголовного наказания. Данным законодательным определением были сняты некоторые разногласия относительно признаков и самого понятия наказания, ведь долгое время в литературе обсуждался вопрос о том, является ли наказание страданием или нет.

    К признакам, наличие которых в определении понятия уголовного наказания не оспаривается большинством исследователей этого вопроса, относятся следующие. Во-первых, наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления. Во-вторых, наказание есть мера государственного принуждения. В-третьих, наказание по своей правовой природе есть лишение или ограничение прав4 и свобод осужденного лица. В-четвертых, наказание назначается только судом. Однако последний признак отдельными авторами ставится под сомнение5.

    При условном осуждении и отсрочке отбывания наказания реальное наказание в отношении осужденного лица не применяется, а поэтому исходя из положений ч. 2 ст. 2 УК РФ условное осуждение и отсрочка отбывания наказания относятся к иным мерам уголовно-правового характера. Если уголовный закон не ограничивает виды наказаний, при назначении которых может быть предоставлена отсрочка, то условное осуждение может быть назначено при следующих видах наказаний: исправительные работы, ограничение по военной службе, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на срок

    до восьми лет. При предоставлении отсрочки уголовным законом вводится ограничение, связанное с наказанием: предоставление отсрочки категориям лиц, указанных в ч. 1 ст. 82 УК РФ, не допускается, если они осуждены к лишению свободы на срок свыше пяти лет за тяжкие и особо тяжкие преступления против личности. Иные меры уголовноправового характера - условное осуждение и отсрочка отбывания наказания - позволяют государству экономить на применяемом в отношении осужденных насилии.

    Целью применения рассматриваемых мер является исправление осужденного. Такой вывод можно сделать, обратившись к ч. 3 ст. 73 УК РФ. Аналогичный вывод вытекает из анализа и логического толкования положений ст. 82 УК РФ. Условное осуждение и отсрочка отбывания наказания - это меры, применение которых становится возможным в связи с реальной угрозой государственного насилия в отношении лица, осужденного за совершение преступления. Из этого вытекает и другой вывод - каждая из анализируемых мер реализует специальную (частную) превенцию, поскольку в случае отмены условного осуждения или отсрочки исполнения наказания может быть реально применено наказание в отношении лица, к которому применена одна из мер уголовно-правового характера. Реализовать общую превенцию ни условное осуждение, ни отсрочка исполнения наказания не может, поскольку каждая из этих мер значение имеет только для того лица, в отношении которого она применена.

    Поскольку при условном осуждении и отсрочке отбывания наказания реально наказание не применяется, эти меры приобретают на период их действия и до освобождения от наказания либо до отмены их действия при соблюдении условий, изложенных в уголовном законе, самостоятельное уголовно-правовое значение. Такое значение приобретают эти меры потому, что осужденный понуждается к правомерному поведению, подавляются его желания и стремления не только к совершению преступных деяний, но и к иному противоправному поведению. В формировании правомерного поведения лица важным элементом выступает принуждение, основанием которого является угроза реального применения уголовного наказания (государственное насилие), а также ограничение прав и свобод лица, совершившего преступление. Поражение в правах есть результат того, что лицо

    совершило преступление и в отношении него была применена иная мера уголовноправового характера, альтернативой которой является не восстановление в правах (как логично следовало бы для лица, не совершившего преступление), а реальное уголовное наказание, т. е. ограничение прав осужденного входит в содержание условий условного осуждения и отсрочки отбывания наказания. Однако отмеченные ограничения имеют несколько иное правовое содержание, нежели это можно наблюдать при применении уголовного наказания, что указывает на различия юридической природы рассматриваемых мер и уголовного наказания. Например, наказание в виде лишения свободы на определенный срок связано с ограничением осужденного на свободу передвижения и избрания места жительства, а также с ограничением других прав. Условное осуждение и отсрочка отбывания наказания таких ограничений не содержат.

    В этой связи не приходится рассматривать условное осуждение или отсрочку отбывания наказания в качестве конструктивного элемента системы наказания, поскольку они таким не являются. Эти меры не входят в систему наказаний, однако при применении одной из этих мер имеется реальная угроза применения наказания, поэтому меры и наказание взаимосвязаны и взаимозависимы. Наказание не применяется реально, потому что применяется одна из рассматриваемых мер, а если нарушаются условия, которые обусловили применение условного осуждения или отсрочки отбывания наказания, то подлежит применению реальное наказание. Поэтому законодатель в ст. 2 УК РФ не противопоставляет эти меры уголовно-правового характера наказанию, а лишь дополняет наказание применени-^ 6 ем одной из рассматриваемых мер.

    Первоначально в УК РФ конфискация имущества предусматривалась в качестве одного из видов наказания, однако в 2003 году она была исключена. В 2006 году конфискация имущества вновь была включена в УК РФ в качестве иной меры уголовно-правового характера. Не представляется возможным согласиться с мнением отдельных авторов, полагающих, что сущность конфискации, когда законодатель придал ей иное значение - значение меры уголовно-правового характера, не изменилась7. Конфискации имущества после возвращения ее в уголовный закон и насыщения этой меры иным содержанием было придано новое уголовно-правовое значение.

    Конфискация перестала быть наказанием, поэтому не входит в систему наказаний.

    Нынешнее уголовно-правовое содержание конфискации указывает на то, что изъятию подлежат деньги, ценности и иное имущество, которым лицо владеет незаконно: имущество либо было добыто преступным путем (п. «а», «б» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ), либо представляет собой орудия и средства совершения преступления (п. «г» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ). Деньги, ценности и иное имущество (п. «в» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ) по существу являются инструментами, используемыми лицом для совершения преступлений. Именно поэтому деньги, ценности и иное имущество, о которых речь идет в п. «а», «б», «в» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ, могут быть признаны в качестве вещественных доказательств по уголовному делу (ст. 81 УПК РФ), подлежащих конфискации.

    Конфискация имущества как мера уголовно-правового характера (ст. 104.1, 104.2, 104.3 УК РФ), по замыслу законодателя, должна реализовать частную превенцию, поскольку исходя из юридических характеристик является избирательной мерой, имеет своего адресата - определенное лицо, в отношении которого имеются указания в положениях гл. 15.1 УК РФ. Конфискацией не может быть реализована общая превенция, поскольку основной смысл конфискации имущества заключается в лишении материальной основы совершения преступлений - в устранении источников финансирования преступной деятельности, а также в изъятии доходов от нее -нейтрализации преступного результата8.

    Принудительные меры медицинского характера также являются иными мерами уголовно-правового характера, что было законодательно оформлено в 2006 году после изменений и дополнений, внесенных в УК РФ, о которых ранее упоминалось. Они рассчитаны на применение в отношении лиц, которые совершили деяния, предусмотренные статьями Общей части УК РФ, в состоянии невменяемости либо у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания (п. «а», «б» ч. 1 ст. 97 УК РФ). Есть еще категория лиц, в отношении которых могут быть определены принудительные меры медицинского характера, - лица, совершившие преступления и страдающие психическими расстройствами, не исклю-

    чающими вменяемость (п. «в» ч. 1 ст. 97 УК РФ).

    Принудительные меры медицинского характера, которые законодатель обоснованно включил в перечень иных мер уголовноправового характера, не входят в систему наказаний.

    Лицам, осужденным за преступления, принудительные меры медицинского характера наряду с наказанием (п. «в» ч. 1 ст. 97 УК РФ) назначаются не потому, что эти лица совершили преступления, а в связи с наличием у них психических расстройств, не исключающих вменяемость. Иное толкование рассматриваемой нормы не согласуется ни с принципами, ни с задачами, на основании и во исполнение которых действует уголовное законодательство Российской Федерации. Кроме того, правом, а не обязанностью суда является назначение лицам принудительных мер медицинского характера, определяемых наряду с наказанием9. Даже этой, возможно, на первый взгляд не столь значимой чертой содержательной стороны эти меры отличаются от уголовного наказания.

    В этой связи необходимо отметить, что принудительные меры имеют некоторые сходства и отличия от наказания. Сходство состоит в том, что как принудительные меры медицинского характера, так и наказание являются по своей сути мерами государственного принуждения (государственным насилием), назначение, проведение и прекращение которых осуществляется судом в соответствии с общепризнанными принципами, нормами международного права и международными договорами Российской Федерации10. Другое сходство состоит в том, что обе меры уголовно-правового характера назначаются только судом. Принудительные меры и наказание применяются для того, чтобы предотвратить совершение новых общественно опасных деяний (ст. 98 УК РФ). В этой части цели правового регулирования принудительных мер и наказания перекликаются, поскольку целями этих мер уголовно-правового характера является обеспечение безопасности населения в одном случае от общественно опасных посягательств лиц, страдающих психическими расстройствами, а в другом - от преступного поведения.

    Имеются и различия между наказанием и рассматриваемой принудительной мерой, которые состоят в следующем: совершение ли-

    цом уголовно-правового деяния является основанием для применения в отношении него принудительных мер медицинского характера, а совершение преступления - для назначения наказания; принудительные меры - это уголовно-правовая, социальная и медицинская категория, в то время как наказание -уголовно-правовая и социальная категория; регламентация принудительных мер - назначение, проведение и прекращение - содержится в нормах уголовного и медицинского законодательства, тогда как регламентация наказания - в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве.

    Другой отличительный признак - целями принудительных мер являются излечение лиц, указанных в ч. 1 ст. 97 УК РФ, или улучшение их психического состояния (ст. 98 УК РФ). Следующим отличительным признаком является то, что совершение лицами деяний, предусмотренных статьями Особенной части УК РФ, в состоянии невменяемости - это не безусловное основание для применения в отношении этих лиц принудительных мер медицинского характера. В отношении лиц, перечисленных в ч. 1 ст. 97 УК РФ и не представляющих опасности по своему психическому состоянию, суд может передать необходимые материалы органам здравоохранения для решения вопроса о лечении этих лиц или направлении их в психоневрологические учреждения социального обеспечения (ч. 4 ст. 97 УК РФ). Другими словами, суд при назначении (неназначении) принудительных мер руководствуется тем, представляет ли лицо опасность вследствие психического расстройства, связанного с возможностью причинения вреда себе или другим лицам, либо это лицо такую опасность не представляет.

    Лица, к которым принудительные меры медицинского характера применяются в силу того, что они совершили деяния, предусмотренные статьями Особенной части УК РФ, в состоянии невменяемости (п. «а» ч. 1 ст. 97 УК РФ), не являются субъектами преступления. Однако это не означает, что указанные лица не обладают теми правами, которые вытекают из положений, закрепленных в нормах уголовного права. Как известно, норма уголовного права устанавливает конкретные права и обязанности участников общественных отношений, образующих предмет уголовноправового регулирования. Лица, страдающие психическими расстройствами, исключающими вменяемость, обладают всеми правами,

    к примеру, правом на жизнь или сохранение здоровья и т.д., поэтому нормами уголовного права все права этих лиц защищены, наравне с теми лицами, которые психическими расстройствами не страдают. В отношении указанных лиц не представляется возможным установить конкретные обязанности, вытекающие из норм уголовного права, поскольку эти лица при совершении деяний не могут осознавать общественно опасный характер деяний, предвидеть их общественно опасные последствия (интеллектуальный момент), а также осознанно руководить своими действиями (волевой момент), т.е. в их действиях отсутствует вина. Наличие у лиц возможности интеллектуально осознавать процессы, происходящие в правовой действительности, и оказывать свое влияние на эти процессы определяет качества, в соответствии с которыми происходит определение субъективного критерия и которые использованы законодателем для уголовной ответственности. Отсутствие таких возможностей у лиц, страдающих психическими расстройствами, исключает уголовную ответственность этих лиц, они подлежат освобождению от такой ответственности.

    Лица, о которых идет речь в п. «б» ч. 1 ст. 97 УК РФ, не подлежат уголовной ответственности, поскольку, хотя они и были на определенном этапе признаны виновными, это не привело к назначению наказания либо иной меры уголовно-правового характера.

    Принудительные меры воспитательного воздействия относятся к иным мерам уголовно-правового характера, однако не всеми исследователями данное мнение разделяется11. Некоторые авторы при анализе принудительных мер не ассоциируют их с мерами уголовно-правового характера, предпочитая рассматривать изолированно от иных мер уголовно-правового характера12.

    Вместе с тем принудительным мерам воспитательного воздействия присущи признаки, которыми обладают иные меры уголовно-правового характера. Во-первых, эти меры носят принудительный характер, что вытекает как из названия мер, так и из их содержания. Принудительные меры применяются вместо наказания в отношении несовершеннолетних. Во-вторых, принудительные меры воспитательного воздействия могут быть назначены только судом. В-третьих, основанием применения таких принудительных мер в отношении несовершеннолетних являются нормы уголовного права. В-четвертых, в

    уголовном законе не содержатся цели применения принудительных мер воспитательного воздействия. Однако такие цели не сложно установить логическим путем, а также анализом уголовно-правовых норм, регламентирующих порядок и содержание уголовного наказания и принудительных мер. Принудительные меры являются альтернативой уголовному наказанию, поэтому их цели соответствуют целям уголовного наказания. Кроме того, принудительные меры позволяют экономить государству на применяемом в отношении несовершеннолетних насилии, т.е. прослеживается ярко выраженная экономия репрессий.

    Отличительной особенностью принудительных мер воспитательного воздействия является то, что они могут выступать в качестве формы реализации уголовной ответственности, поскольку они применяются за совершенное преступление. Для несовершеннолетнего, совершившего преступление, назначенные принудительные меры должны реализовывать лишь одну цель - частное предупреждение совершения преступлений. Иллюзорной представляется другая цель - общее предупреждение совершения преступлений подростками (о взрослом населении здесь не приходится говорить), поскольку назначенные судом принудительные меры воспитательного воздействия изначально рассчитаны только на воздействия в отношении конкретного несовершеннолетнего, а поэтому значение они имеют только для этого подростка.

    Итак, можно подвести некоторые итоги.

    Признаками всех мер уголовно-правового характера является то, что их применение осуществляется только судом за совершенное лицом общественно опасное деяние, за исключением принудительных мер медицинского характера, которые назначаются лицам, нуждающимся в таком лечении. Можно выразить надежду на то, что наше государство твердо встало на путь построения правового государства, а поэтому в прошлом осталась возможность, например, назначения принудительных мер воспитательного воздействия внесудебными органами - комиссиями по делам несовершеннолетних.

    Запрет на совершение общественно опасного деяния содержится в уголовном законе.

    Другим признаком, который объединяет меры уголовно-правового характера, являются принудительный характер этих мер либо

    угроза реального применения государственного насилия.

    Следующим признаком являются цели, которые стоят перед мерами уголовноправового характера. Лицу, совершившему общественно опасное деяние, назначенная мера должна реализовать частную превенцию, и только наказание может реализовать обе цели - общую и частную превенции.

    Выделение основных признаков, которые присущи всем или большинству мер уголовно-правового характера, включая и наказание, позволяет предложить следующее определение мер уголовно-правового характера.

    Меры уголовно-правового характера -это, во-первых, определяемые за совершение общественно опасных деяний (за исключением принудительных мер медицинского характера, которые назначаются лицам, нуждающимся в таком лечении), меры государственного принуждения либо меры, не являющиеся государственным принуждением (насилием), однако основанные на угрозе реального применения государственного принуждения - во-вторых. В-третьих, меры, назначаемые только судом (по приговору суда либо иному решению суда). В-четвертых, меры, имеющие целью предотвратить совершение новых общественно опасных деяний, поэтому они направлены на защиту прав и интересов граждан, общества и государства. В-пятых, меры, которые могут быть назначены только на основании положений уголовного закона.

    1 См.: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 153-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму».

    2 Иного мнения придерживается В. Д. Филимонов. См.: Филимонов В. Д. Уголовно-правовая ответственность по российскому законодательству. М., 2008. С. 112.

    3 См., например: Минязева Т. Ф. Цели наказания и иных мер уголовно-правового характера и средства их достижения в современном уголовном праве // Законы России: опыт, анализ, практика. 2007. № 5.

    4 По Уголовному закону Латвии (ст. 36) «ограничение прав» является одним из видов дополнительного наказания.

    5 См., например: Дядькин Д. С. Теоретические основы назначения уголовного наказания: алгоритмический подход. СПб., 2006. С. 18.

    6 Иного мнения о соотношении наказания и иных мер уголовно-правового характера придерживается Е. Медведев. См.: Медведев Е. Понятие и виды иных мер уго-

    ловно-правового характера, применяемых за совершение преступлений // Уголовное право. 2009. № 5.

    7 См., например: Чучаев А. И. Конфискации имущества // Российское уголовное право: учебник: в 2 т. Т. 1. Общая часть / под ред. Л. В. Иногамовой-Хегай, В. С. Комиссарова, А. И. Рарога. М., 2007. С. 521.

    8 Медведев Е. В. Спорные положения института конфискации и вопросы его применения на практике // Российская юстиция. 2010. № 5.

    9 Аналогичное мнение высказал в своей работе Б. А. Спасенников. См.: Спасенников Б. А. Принудительные меры медицинского характера: история, теория, практика. СПб., 2003. С. 37.

    10 Более подробно о применении судами общепризнанных принципов и международных договоров Российской Федерации см.: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г.

    № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» // Российская газета. 2003. 2 дек.

    11 Так, И. Э. Звечаровский полагает, что конфискация имущества, принудительные меры медицинского характера и воспитательного воздействия не следует относить к иным мерам уголовно-правового характера, поскольку применение этих мер не влечет за собой изменение уголовно-правового статуса личности (См.: Звечаров-ский И. Э. Меры уголовно-правового характера: понятие, система, виды // Законность. 1999. № 3. С. 35; Он же. Понятие меры уголовно-правового характера // Законность. 2007. № 1. С. 19-21.

    12 См., например: Костюк М. Ф., Носков О. С. Принудительные меры воспитательного воздействия: уголовноправовые и криминологические аспекты. Уфа, 2008. С. 8.