Меры предупреждения экономической преступности. Профилактика экономической преступности

/. Понятие жономическои-преступности -г ^2С1Характеристика Экономических престул^гении, ЗгХирактеристикалшптсти преступников М~Н 4.

Предупреждение -экономической преступности 1.

Экономическая преступность - эго совокупность общественно опасных, корыстных, причиняющих значительный материальный ущерб посягательств на используемую для хозяйственной деятельности собственность, порядок управления экономическими процессами, экономические права и интересы граждан, юридических лиц и государства со стороны лиц, выполняющих определенные функции в системе экономических отношений. 2.

Среди экономических преступлений наиболее опасны преступления в финансовой, банковской сфере, предпринимательстве. В России в 2000-2004 гг. сохраняется тенденция к росту экономических преступлений. "Всего в 2003 г. правоохранительные органы России выявили 376,8 тыс. преступлений экономической направленности, что на 0,5% больше по сравнению с 2002 г. Среди них 142 тыс. тяжких и особо тяжких преступлений, 9.5 тыс. преступлений, совершенных организованной группой. Раскрыто 45,5 тыс. преступлений на потребительском рынке, 68.6 тыс. - в финансово-кредитной системе, 3,6 тыс. - в области приватизации 2,4 тыс. фактов контрабанды"9.

В 2004 г. крупные и особо крупные хищения увеличились на 60% по с равнению с 2002 г. За период 2000-2004 гг. фальшивомонетничество увеличилось в 8 раз.

Большой криминализации подвержен в настоящее время рынок товаров и услуг. Незаконное предпринимательство, фальсификация товаров, ставящих под угрозу не тспько здоровье, но порой и жизнь потребителей, обман покупателей, незаконное повышение или поддержание цен составляет около 25% от числа всех зарегистрированных преступлений экономической направленности.

Одно из характерных преступлений - это различные схемы обналичивания денежных средств, легализации преступного капитала.

Криминогенные черты наблюдаются также в сфере приватизации государственной и муниципальной собственности. В данной области наибольшее распространение получили: занижение стоимости приватизируемых объектов; устранение нежелательных конкурентов;

приобретение недвижимости путем сложных юридических внешне легальных схем:

ложное банкротство хозяйствующих субъектов, в уставный капитал которых передано государственное муниципальное имущество.

Новыми экономическими преет умениями являются. ранее неизвестные компьютерные хищения; финансовое мошенничество с использованием фальшивых пластиковых карточек; невозврат кредитов;

"прокручивание" через коммерческие банки огромных сумм бюджетных средств с задержкой их использования по назначению (на выплату зарплаты, пенсий, пособий и пр.).

По итогам 2004 г. в сфере экономики организованными преступными группами совершено указанных преступлений на 30% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Рассматриваемые уголовные дела свидетельствуют о тендениии смешения иентра криминализации в сторону. отмывания (легализации) преступных доходов; должностных преступлений; коммерческого подкупа; незаконного предоставления кредита; лжепредпринимательства;

неправомерного изготовления или сбыта поддельных денег или ценных бумаг.

Главная опасность преступлений в экономической сфере - получение сверхприбылей, которые образуют большую часть "бюджета " преступного мира. Полученные таким путем денежные средства идут на:

дальнейшие инвестиции в теневой сектор экономики; накопление средств преступности на зарубежных счетах; содержание системы организованной преступности (от ее "королей" до рядовых боевиков); ?

оплату высококвалифицированных специалистов, работающих в теневой сфере экономики;

подкуп чиновников;

оплату труда высококвалифицированных адвокатов.

Анализ внутриполитической и экономической ситуации в стране показывает, что в 2005-2006 гг следует ожидать". усиления позиций криминальных субъектов хозяйственной деятельности в отраслях добычи и переработки нефти и нефтепродуктов, леса, цветных, драгоценных и редкоземельных металлов, в энергетике;

сохранения широкого спектра схем оплаты сделок наличными деньгами при обострении кризиса в экономике, дефиците денежной массы, а также в связи с ожидаемой инфляцией, что будет поощрять фальшивомонетничество и подделку ценных бумаг; роста мошенничества с денежными суррогатами" долговыми обязательствами, векселями и пр.;

роста преступности, связанной с выбиванием долгов с физических и юридических лиц",

роста потенциала преступной среды за счет притока специалистов из числа разорившихся и прекративших свою деятельность учреждений, а также рабочих и технической интеллигенции с остановившихся производств;

роста числа и масштабов хищения денежных средств с использованием подложных платежных документов, поддельных банковских гарантий, незаконного получения и нецелесообразного использования льготных кредитов, операций по отмыванию криминальных капиталов;

роста мошеннических операций в банковской сфере в связи с массовыми банкротствами, создающими для этого благоприятные условия;

усиления криминализация страхового рынка.

ДЛЯ лии. совершающих преступления в экономической сфере, как правило, характерны. изощренный криминальный ум;

ярко выраженная корыстная направленность, стремление к "легким деньгам", роскоши в повседневной жизни; высокий уровень образованности, знание законов и финансовых схем;

высокое положение в обществе;

связи в правоохранительных органах, экономике, органах государственной власти и преступной среде.

Гювные способы пред\преждения престхплении в фере к н мики устранение "белых пятен", "лазеек" в законодательстве; снижение уровня коррумпированности в обществе; укрепление режима законности.

Подорвать основы экономической преступности можно лишь мерами на уровне макроэкономики и общегосударственного законодательства.

Без применения этих мер. без устранения базовых причин, воспитания в обществе привычки жить по закону локальные (частные) попытки бороться с экономической преступностью в перспективе будут обречены на провал.

Вопрос 25. Преступления против собственности и их предупреждение

К ‘еестш!еним о не собст- ен>’оапи о/нш/смяыс?

мошенничество; ?

вымогательство и др.

Лая данных преступлении характерны. или корыстная мотивация (кражи);

или соединение корыстной мотивации с насильственной (раз- бой, грабеж, вымогательство и др.).

Кражи - самый распространенный вид преступлений. В структуре преступности кражи составляют около 45 % от числа зарегистрированных преступлений. Из всех уголовных преступлений кражи обладают самым высоким уровнем латентности (т.е. их процент мог быть еще большим, если бы все кражи регистрировались).

Кражи соверши! тся с ними;аШ‘^ми сп о вами?

без проникновения в закрытое помещение.

с открытых прилавков,

из карманов;

магазинов;

на вокзалах; ?

с проникновением в закрытое помещение

кражи со складов;

квартирные кражи и др.

Главная отличительная черта краж состоит в том, что жертва (человек, организация) не видит самого процесса противоправного завладения ее имущества вором - хищение происходит тайно. Эго обеспечивает высокую латентность краж, восприятие преступниками кражи как вида деятельности, где имеется большая вероятность успеха (в народе существует поговорка: "Не пойман - не вор"). Исходя из специфики преступления, главное для вора - не быть пойманным на месте (если вору эго удалось, то доказать его вину в дальнейшем практически невозможно). Поэтому около 80% краж не раскрываются. Обычно воры совершают кражи регулярно, превращают их в преступный промысел. Наиболее опытные и искусные воры могут быть не пойманными годами, в худшем случае - привлекаются к ответственности только за незначительную часть преступлений.

Наиболее опасными видами краж являются?, карманные; ?

с проникновением в помещение.

Они требуют самого высокого профессионализма, тренировок, обычно не могут быть успешно совершены неподготовленными ворами. Поэтому за эти виды краж суды назначают самые жесткие наказания.

"Вор” - наиболее уважаемая и престижная "каста" среди преступников. Воры более уважаемы, чем убийцы и насильники. Обычно именно воры являются носителями преступных традиций. Негласный свод законов всего преступного мира (особо распространенный в 1960-80-е гг.) именовался "воровским” законом, хотя по нему жили не только воры. Наиболее уважаемый слой преступников (не только воров) именуется "ворами в законе".

При других видах преступлений против собственности имущество отбирается.

на глазах у жертвы и посторонних (грабеж); с применением насилия (разбой); с использованием давления, угроз (вымогательство); путем обмана, злоупотребления доверием (мошенничество). 2.

Характерными чертами всех лиц, совершающих преступления против собственности, являются: ?

ярко выраженная корыстная мотивация; ?

стремление к "легким деньгам"; ?

очень развитый и изобретательный криминальный ум; ?

пренебрежение к труду; ?

неуважение к чужой собственности.

Среди преступлений против собственности особо распространен рецидив (особенно - у воров и мошенников) 3.

Полностью изжить корыстную психологию (лежащую в основе большинства преступлений против собственности) практически невозможно - так или иначе она присуща всем людям. Поэтому наиболее действенными способами предотвращения и пресечения преступлений против собственности являются: усиление охраны имущества; повсеместное внедрение технических средств:

общих сигнализаций;

встроенных в товар мини-сигнализаций (например, приборов КОРЗ - корпусов оперативного розыска и задержания - небольших невидимых электронных приборов внутри книг, в упаковке продовольственных товаров, одежды);

Проблемам предотвращению экономических преступлений и их профилактики уделялось значительное внимание в отечественной криминологической литературе". Меры общесоциального и специально-криминологического предупреждения экономической преступности должны разрабатываться и осуществляться в рамках единой стратегии. В то же время общесоциальные меры по масштабам своего профилактического воздействия являются определяющими, поскольку направлены на четкое определение функций государства как регулятора экономических отношений по формированию ее эконом и ко-правовой политики, распределения полномочий между центральными и местными органами власти, создание соответствующих условий для надлежащего правового поведения субъектов экономической деятельности, обеспечение равного правовой защиты государственного и негосударственного секторов экономики, создание такой рыночной инфраструктуры, которая бы обеспечила равные возможности для реализации творческого потенциала субъектов хозяйствования, налаживание демократических принципов контроля за экономической деятельностью.

Общесоциальный уровень профилактики преступности включает деятельность государства и общества, направленную на разрешение противоречий в политической, экономической, социальной, нравственно-духовной, организационно-управленческой и других сферах жизнедеятельности. Общесоциальная основой предотвращения экономической преступности и максимального ограничения возможностей ее функционирования и воспроизводства является преодоление кризисных явлений в экономике, политике, общественной идеологии, социальной сфере, правоохранительной деятельности. Этот уровень профилактики преступности связано с наиболее значимыми и долговременными видами социальной деятельности, крупными мерами развития экономики, обеспечения прав, свобод, законных интересов граждан, поддержания культуры и нравственности, укрепления законности, социальной защиты населения.

Проведение общесоциальных профилактических мероприятий, связано с:

Надлежащими организационно-управленческими мерами предупреждения преступности, направленными на устранение ошибок и недостатков в управлении экономикой, политикой, социальной сферой, а также правоохранительной деятельностью, поскольку эти ошибки и недостатки являются криминогенными факторами. Сюда включаются, например, мероприятия, связанные с оптимизацией процессов урбанизации и миграции, трудоустройства, демократизации, социальной адаптации и т.п.; в правоохранительной сфере - со стимулированием полноты выявления и раскрытия преступлений, преодолением "ножницы" между тенденциями преступности и практикой выбора мер предотвращения и применения наказаний и т.п.;

Устранением или ограничением криминогенных факторов путем и в результате формирования у членов общества нравственной позиции, ориентированной на базовые общечеловеческие ценности: мероприятия, которые формируют в общественном сознании нетерпимость к преступлений и других правонарушений; меры повышения общей, бытовой, правовой культуры людей. Особого внимания в этом плане требует молодежь, которая через недостаточную сформированность мировоззрения и навыков социальной жизнедеятельности, резкой смены идеологических ценностей в обществе, подвергается негативным воздействиям, склонна к подражанию негативных стандартов поведения, которые заполняют вакуум социальных ориентаций, что образовался;

Совершенствованием правовых мер профилактики экономической преступности, например, мероприятия по воспитанию правосознания с тем, чтобы достичь уровня соблюдения правовых норм по личному убеждению, усовершенствованию и внедрению норм, поощряющих прекращении действий преступников и самозащиты от них, воспитание профилактической активности личности, совершенствованию уголовно-правовых норм борьбы с отдельными формами современной экономической преступности и т.д.

Специально-криминологический уровень профилактики преступлений включает целенаправленное воздействие на преступность в целом, на отдельные ее виды и группы преступного поведения. На этом уровне профилактическая деятельность осуществляется преимущественно лицами, для которых предупреждение экономической преступности является профессиональной функцией.

Можно выделить следующие направления профилактической деятельности по уровням воздействия на экономическую преступность.

Установление причин конкретного преступления и принятия мер по их устранению. Это направление в профилактике преступлений обеспечивается соответствующей деятельностью органов дознания, следователя, прокурора по конкретному уголовному делу и заключается в изучении личности обвиняемого, поскольку задача заключается в установлении его психологических и социальных характеристик, а также мотивации его преступной деятельности. Именно определенные негативные черты лица является непосредственной причиной совершения ею преступления. Информацию о личности обвиняемого составляют социально-демографические и психолого-психиатрические сведения, источником которых могут быть официальные документы, показания свидетелей, заключения соответствующих экспертиз. Кроме того, большое значение в этом плане имеет информация о поведении лица во время совершения преступления, сразу после него и во время проведения досудебного расследования. Эта информация аккумулируется в материалах уголовного дела, в частности в документах, которые привлекаются к уголовной дела в подлинниках или в копиях. Кроме них, сведения о личности обвиняемого могут содержаться в протоколах допросов и других следственных действий. Большое значение имеют выводы судебно-психологической и судебно-психиатрической экспертиз обвиняемого.

Устранение причин конкретного преступления заключается в воздействии на личность обвиняемого с целью нейтрализации ее негативных черт и установок, что отражается в таких терминах, как "исправления" и "перевоспитание". Средствами такого воздействия является сам процесс расследования и судебного рассмотрения уголовного дела, а также наказания лица, виновного в совершении преступления. Главная же роль в устранении выявленных причин преступления принадлежит суду, который определяет вид и меру уголовного наказания, а также учреждениям, которые ведают его выполнением.

Установление условий, способствовавших совершению конкретного преступления и принятия мер по их устранению. Этот аспект деятельности связан с изучением внешних обстоятельств совершения преступления (конкретной жизненной криминогенной ситуации).. Выполнение этого задания предполагает установление обстоятельств, которые облегчили преступнику достижение поставленной цели.

Экономический преступник имеет возможность сам активно создавать благоприятные субъективные условия. Такая деятельность может заключаться, например, в знакомстве и установлении "дружественных" (коррумпированных) связей с должностными лицами и служащими определенных предприятий и банков, государственных органов управления, контролирующих и правоохранительных органов (путем предоставления различных услуг, подарков и др.). Цель создания благоприятных условий для преступления может иметь и предыдущая рекламная компания для привлечения потенциальных жертв преступления. Такую же цель могут иметь действия преступника, "вплетенные" в механизм совершения преступления.

Устранение выявленных субъективных условий, способствовавших совершению экономического преступления, обеспечивается привлечением к юридической ответственности должностных лиц и служащих предприятий и банков, государственных органов управления, контролирующих и правоохранительных органов, в действиях которых содержатся признаки служебного преступления, административного проступка или иного правонарушения. Чаще всего во время расследования уголовных дел данной категории обстоятельствами, способствовавшими совершению хищения, оказываются: злоупотребление властью или должностным положением, халатность, получение взятки, должностной подлог. В случае достаточности признаков этих преступлений следователем возбуждается уголовное дело по признакам соответствующей статьи Уголовного кодекса Украины, которая выделяется в отдельное производство.

Обобщение криминогенных факторов, установленных при расследовании экономических преступлений определенной направленности и представления предложений по их устранению в соответствующие органы и учреждения. Это направление деятельности выходит за рамки конкретного уголовного дела и предусматривает проведение определенной аналитической работы по обобщению причин преступлений определенного вида (группы, подгруппы) и условий, способствовавших их совершению. Непосредственной основой для такого обобщения являются материалы однородных уголовных дел, расследованных в городе, районе, области или страны в целом. Такими однородными делами могут быть: уголовные дела о преступлениях в кредитно-финансовой сфере, сфере приватизации, бюджетной сфере, сфере страхования, в сфере социальной защиты населения и т.д.

Обобщение криминогенных факторов, установленных в ходе расследования аналогичных уголовных дел, имеющая своей целью определение, прежде всего, объективных и субъективных условий совершения экономических преступлений и дальнейшую разработку комплексных мер, направленных на их устранение, через:

1) установление недостатков правового регулирования финансово-хозяйственных отношений, с использованием которых совершаются хищения имущества и другие экономические преступления (недостатки законодательства о предпринимательской деятельности, законодательства о банках и банковской деятельности, законодательства о деятельности небанковских финансовых учреждений и т.д.);

2) установление пробелов и недостатков в действующем уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве и неоднозначное толкование его отдельных положений правоохранительными органами и судами;

3) установление недостатков в функционировании системы контролирующих органов и их взаимодействия с правоохранительными во время выявления и расследования экономических преступлений;

4) установление существования определенной части населения ошибочных представлений о возможности получения больших доходов в том или ином виде предпринимательской деятельности, которые эксплуатируются мошенниками.

Организационные профилактические мероприятия должны быть направлены на совершенствование деятельности государственного управленческого персонала на принципах экономической рациональности, повышение эффективности работы контрольно-ревизионных органов, совершенствование систем экономического учета и отчетности. Сюда следует отнести мероприятия по отбору и профессиональной подготовки руководящих кадров для работы в местных и центральных органах управления экономической сферой и отдельными отраслями хозяйствования.

В системе мер профилактики экономической преступности действенным мероприятием является организационно-правовой контроль, содержащий различные виды контроля: парламентский, ведомственный, конституционный, общественный корпоративный, контроль партий, трудовых коллективов, а также отдельных граждан. В специализированных видов контроля относится: контроль правоохранительных органов, судебный контроль, прокурорский надзор.

Нормативно-правовые мероприятия вместе с другими имеют решающее значение в профилактике экономической преступности. Идеологию противодействия экономической преступности следует перевести из применения репрессивных мер на плоскость совершенствования регулятивного законодательства (гражданского, административного, хозяйственного, финансового), что создавало бы прозрачные механизмы деятельности хозяйствующих субъектов и исключало саму возможность противоправной хозяйственной деятельности. Кроме того, назрела необходимость распространения системы упрощенного налогообложения для средних и крупных хозяйствующих субъектов путем установления фиксированного максимального размера всех возможных отчислений в пользу государства и органов местного самоуправления, а также максимального размера финансовых санкций за несвоевременную уплату налогов, сборов, других обязательных платежей.

Совершенствование действующего законодательства с учетом этих обстоятельств должно быть направлено на: обеспечение экономических прав человека и субъектов хозяйствования; установление общеобязательных правил поведения на рынке для всех хозяйственных и управленческих структур; внедрение четкой системы экономических санкций для органов государственного управления, юридических и физических лиц за нарушение законодательства; привлечение к уголовной ответственности служебных лиц, которые наносят значительный вред общественным интересам; законодательное упорядочение оснований для предоставления соответствующих льгот отдельным субъектам предпринимательской деятельности и установления уголовной ответственности за незаконное предоставление таких льгот; установление повышенной уголовной ответственности за наиболее общественно опасные формы экономического поведения, которые приводят к подрыву экономической безопасности страны; внедрение независимой криминологической экспертизы проектов законодательных актов коллективами юристов, экономистов, психологов и практических работников.

Уголовно-правовые меры профилактического воздействия должны быть направлены, прежде всего, на следующее: установление уголовной ответственности за экономические преступления (криминализация), что призвано удерживать граждан от совершения противоправных действий (общая превенция); установление вида и размера наказания за соответствующие деяния; совершенствование уголовно-правовых норм, определяющих ответственность за экономические преступления.

Довольно часто преступном поведении предшествует совершение менее общественно опасных деяний, среди которых с преступлениями всего связаны административные проступки. Причем, иногда отличить преступление от административного деликта бывает довольно трудно, поскольку некоторые признаки, в частности объекты посягательства, отдельные элементы объективной стороны обоих видов противоправного поведения практически совпадают.

Административно-правовое предупреждение деликтов составляет отдельный блок в общей системе предупредительного воздействия на преступность. Другими словами, профилактику административных проступков рассматривают как раннюю профилактику преступности, в том числе экономической. Причем, профилактическую роль выполняют все виды административно-правовых средств. Как юридический инструментарий административно-правовые средства являются способами воздействия на общественные отношения с целью достижения определенного результата.

С помощью закрепления и практической реализации разнообразных административно-правовых средств создаются условия для формирования и поддержания надлежащего экономического порядка, предупреждение и пресечение правонарушений, которые на него посягают, что в конечном итоге способствует также профилактике экономической преступности. Административно-правовые средства профилактики правонарушений отмечаются разносторонним характером, при этом все они взаимосвязаны и взаимозависимы, составляют целостную систему, пересекаются с уголовно-правовыми, гражданско-правовыми, экономическими мероприятиями, разнообразными формами и методами организационно-массовой и воспитательной деятельности государственных органов, общественных формирований и трудовых коллективов. Только рациональное использование разнообразных средств во взаимосвязи, обоснован выбор основных из них, умелое сочетание способствуют достижению намеченных результатов. Выбор конкретного административно-правового средства, целесообразность его применения в той или иной ситуации определяются условиями, которые сложились, наличием определенных обстоятельств, задачами и компетенцией органа (должностного лица), который действует в данной ситуации.

Анализ действующего административного законодательства и практики его применения дает основания прийти к выводу, что в административно-правовых средств, которые направлены на профилактику экономической преступности, относятся следующие:

1. Средства определение системы субъектов исполнительной власти, на которые возлагается борьба с административными проступками в сфере экономики, закрепления их правового статуса, в том числе контрольных и юрисдикционных полномочий. Деятельность органов исполнительной власти по профилактике преступности, по большому счету, также является предметом административно-правового регулирования.

2. Средства убеждения (положительного стимулирования или поощрительные средства), которые способствуют повышению творческой активности участников правоотношений, основанные на их стремлении к положительным результатам своего труда, к реализации общественных и личных интересов. Большинство субъектов выполняет общеобязательные правила осуществления экономической деятельности добровольно. Естественно, что деятельность, которая осуществляется правомерно и добросовестно, должен получать государственную поддержку и охрану. В юриспруденции такая реакция государства на правомерное поведение получило название позитивной (перспективной, активной) юридической ответственности.

3. Меры административного принуждения, применяемые с целью предупреждения, пресечения правонарушений, обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и привлечении нарушителей к административной ответственности. Меры административного принуждения в профилактике экономической преступности играют важнейшую роль, по крайней мере эту роль легче всего проследить, поскольку применение указанных мер непосредственно связано с правонарушениями, причем, не только административными.

Меры специального предупреждения должны, прежде всего, учитывать вопросы совершенствования координации и взаимодействия правоохранительных, контролирующих органов, банков, органов местной власти и ряда негосударственных организаций, осуществляющих функции контроля и надзора в различных отраслях экономики.

Комплекс мер по предотвращению правонарушений, связанных с подрывом экономики подразумевает качественную стабилизацию финансово-экономического рынка, восстановление социальной несправедливости и укрепление морально-этических принципов народа. Все специальные меры, разработанные государством для быстрого и эффективного предотвращения экономических преступлений, опытные эксперты предпочитают делить на две группы:

1. Общесоциальные меры.

Общесоциальные меры предупреждения преступлений в сфере экономики выстраиваются на основе проведения государством эффективной экономической политики, подразумевающей устранение влияния «теневой» экономики на финансово-экономический рынок. Такой подход позволяет существенно снизить уровень риска возникновения экономических проблем и предотвратить распространение преступности, связанной с денежными махинациями.

В основе комплекса общесоциальных мер лежит качественный криминологический прогноз, использование результатов которого помогает предсказывать возможные криминогенные последствия той или иной области экономической политики, а также вырабатывать тактику и стратегию нейтрализации «теневого» рынка. Опытными экспертами разрабатываются нормативные правовые акты выступающие в роли способов борьбы с преступлениями в сфере экономики, что позволяет предотвратить возникновение очагов деятельности незаконно организованных предприятий и компаний.

Немаловажное значение для предотвращения экономических преступлений имеет и виктимологический аспект профилактической деятельности. Поскольку большая часть граждан не имеет достаточных знаний в области совершения финансово-экономических сделок, крайне важно вовремя донести до них важную информацию о существующих способах финансово-экономического мошенничества и помочь избежать различных неприятностей при подписании договоров, заключении контрактов купли/продажи и т.д.

На сегодняшний день опытными специалистами разработано большое количество общесоциальных мер, позволяющих предотвращать практически все виды экономических преступлений, однако нестабильное состояние современной экономики пока не позволяет использовать их в полном объеме. Тем не менее, активная работа в этом направлении продолжается, поэтому не исключено, что положительные результаты появятся уже в самое ближайшее время.

2. Криминологические меры

Использование криминологических мер направлено на частичную или полную нейтрализацию тех условий, которые способствуют возникновению незаконных формирований, занимающихся финансово-экономическими махинациями. Как правило, в криминологическую разработку берутся сомнительные предприятия и компании, а также граждане, профессиональная деятельность которых вызывает подозрение у сотрудников отдела борьбы с экономическими преступлениями.

Криминологические меры предотвращений экономических преступлений применяются только на законных основаниях. Любой обыск, изъятие финансовой документации или налоговая проверка может быть проведена лишь при условии наличия разрешительных документов и в строго установленное время. Криминологические методы предотвращения считаются более эффективными, нежели общесоциальные и позволяют добиться качественных результатов в максимально сжатые сроки.

Заключение

Причины экономической преступности коренятся во всех сферах жизни общества: экономической, социальной, политической и духовной. Особое значение экономики как социального института, обеспечивающего относительную устойчивость общественных отношений, связано с тем, что материальное производство и отношения по разделению труда, обмену, обращению, распределению материальных благ представляют собой основу государственно-правовых и идеологических представлений общества, а также соответствующих этим представлениям остальных социальных институтов.

В числе первоочередных общегосударственных мер по предупреждению экономической преступности - укрепление роли государственной власти, повышение доверия к ее институтам, рационализация механизма выработки решений и формирования экономической политики в сфере кредитно-финансовых отношений, создание условий для "включения" защитных механизмов, основанных на рыночном саморегулировании и препятствующих развитию дестабилизирующих тенденций.

Эти меры могут принести результаты во взаимодействии с мерами по формированию нравственного, правового, экономического сознания населения. Важно укрепление финансового, экономического контроля, обеспечение неотвратимости установленной законом ответственности за экономические преступления.

В настоящее время эта преступность приобретает все большую общественную опасность, поскольку именно сфера экономики испытывает сегодня настоящий "шквал атак" со стороны представителей криминала.

Экономическая безопасность зависит от выработанной и реализуемой в конкретных действиях политики борьбы с преступностью в целом. Важно обеспечивать экономико-социальную и криминологическую обоснованность такой политики, проводить ее в рамках закона.

Список литературы

1. Есберген Алауханов. Криминология. Учебник. - Алматы. 2008.

2. Кузнецова Н.Ф., Миньковский Г.Н. Криминология. Учебник. .М. 1998 г.

3. Лунеев В.В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции. - М.: НОРМА, 1997, с.136.

4. Лунеев В.В. Преступность ХХ века. - М.: 1997. - С.257.

5. Мартиросян Н. О. Современные проблемы экономических преступлений // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. XXXVI междунар. науч.-практ. конф. № 4(36). – Новосибирск: СибАК, 2014.

6. Мишин Г.К. Проблема экономической преступности (опыт междисциплинарного изучения). - М.: ВНИИ МВД России, 1994, С.134.

7. Петров И.Э., Марченко Р.Н., Баринова Л.В. Криминологическая характеристика и предупреждение экономических преступлений. - М.: Академия МВД России, 1995. - С.126.

8. Савин Ю.А. Финансовое право. - М.: Финстатинформ, 1997. - С.160.

9. Форензик - финансовые расследования. Экономические преступления: люди, культура и механизмы контроля // Четвёртый всемирный обзор экономических преступлений - Россия. 2007, с.12.

10. Справочная правовая система «Гарант»

11. Справочная правовая система «Консультант плюс»


Похожая информация.


Общесоциальная профилактика экономической преступности включает следующее: требуется выход из ситуации политического и экономического кризиса, в котором оказалась Россия. Необходимо добиться подъема промышленного и сельскохозяйственного производства, обуздать инфляцию, осуществить переход от «дикого» рынка к цивилизованному, обеспечить добросовестную конкуренцию хозяйствующих субъектов, создать эффективную инфраструктуру рыночной экономики.

К социально-криминологическим мерам предупреждения экономической преступности можно отнести:

1) установление контроля государства за всеми источниками пополнения бюджета, каналами движения и расходования бюджетных средств;

2) проведение закупок товаров, предоставления услуг по государственным заказам через открытые конкурсы, обеспечение открытости в расходовании бюджетных средств;

3) реформирование налоговой системы в целях создания благоприятных условий для частного предпринимательства и активизации инвестиционных процессов;

4) ограничение наличного денежного обращения, перевод всех крупных платежей в банк;

5) разработка и обеспечение функционирования механизма реального контроля над доходами и расходами физических и юридических лиц;

6) усовершенствование системы бухгалтерского учета, аудита и контроля в соответствии с международными обязательствами;

7) усиление государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, устранение ее чрезмерной либерализации;

8) осуществление комплекса мер по защите потребительского рынка от проникновения фальсифицированных и некачественных товаров, реальное осуществление монополии на производство алкогольной продукции.

Контрольные вопросы

1. Раскройте понятие экономической преступности.

2. Назовите криминологические признаки экономической преступности.

3. Каковы особенности личности экономического преступника?

4. Назовите факторы современной экономической преступности в России.

5. Раскройте сущность профилактики экономической преступности.

Литература

1. Верин, В.П. Преступление в сфере экономики / В.П. Верин. – М.: Дело, 2003. – 192 с.

2. Кучеров, И.И. Налоги и криминал / И.И. Кучеров. – М.: Прогресс, 2001. – 164 с.

3. Криминология / Под ред. С.Я. Лебедева. – М.: Юнити – Дана, 2007. – 519 с.

15. Имущественная преступность

15.1. Криминологическая характеристика имущественных преступлений

В начале XXI в. в России зарегистрировано 1 млн. 576 тыс. имущественных преступлений. По данным специальной переписи осужденных за преступления против собственности отбывают наказание 60 % всех осужденных.

Самыми распространенными в этой группе преступлений являются хищения (кража, грабеж, мошенничество, разбой), вымогательство, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон).

В общем количестве имущественных преступлений примерно 74 % составляют кражи. В 2004 г. в РФ зарегистрировано более миллиона краж, темп прироста данных преступлений по отношению к 1999 г. составляет 7,3 %. При этом 70 % краж чужого имущества совершаются в городах и поселках городского типа.

Удельный вес квартирных краж составляет 27 % по отношению к общему числу зарегистрированных краж. Исследования показывают, что по времени суток большая часть (свыше 70 %) квартирных краж совершается в утреннее и дневное время (с 8 до 18 час.). В группе совершается около 15 % краж этого вида.

В последнее время получили большое распространение кража в дачных, садоводческих товариществах и кооперативах. Анализ статистических данных показывает, что к совершению преступлений на дачных и садоводческих участках чаще всего причастны местные жители – 84,5 %, ранее судимые – 43,7 %, несовершеннолетние – 27,5 %. Раскрываемость данных преступлений составляет менее 35 %. Часто регистрируются только кражи, к которым причастны лица, задержанные за совершение других преступлений.

Относительно невысокий процент составляют кражи транспортных средств – 4 %. Более половины уголовных дел, предметом которых является транспорт, составляют угоны. Такое соотношение не случайно и объясняется в первую очередь трудностями в доказывании корыстной цели при завладении автотранспортом.

Мошеннические посягательства на чужое имущество в структуре имущественных преступлений имеют относительно небольшойудель-ный вес – примерно 4,5 %. В 2000 г. количество зарегистрированных мошенничеств уменьшилось на 2,6 % и составило 81470 преступлений. Однако криминалисты указывают на высокую латентность таких преступлений.

Почти половина имущественных преступлений совершается в группе, что в определенной степени объясняется особенностями способа совершения мошенничества. Проще ввести потерпевшего в заблуждение с помощью нескольких лиц, где роль каждого заранее определена.

В 2004 г. было зарегистрировано около 145000 грабежей. Их удельный вес в преступлениях против собственности составляет примерно 8 %. Каждый третий грабеж совершается на улицах, в парках и скверах. Как правило, это безлюдные улицы, глухие дворы и неосвещенные общественные места. В настоящее время участились случаи нападения в подъездах домов и лифтах, а также на шоферов такси и водителей личного транспорта. Преимущественное время совершения этих преступлений – вечернее и ночное.

Удельный вес разбойных нападений в структуре преступлений против собственности составляет примерно 2,2 %. В 2004 г. было зарегистрировано 48500 разбойных нападений. Примерно 80 % разбоев совершается в городах и поселках городского типа, каждое пятое разбойное нападение – на улице. Отмечается рост количества разбойных нападений с применением огнестрельного оружия. Высок процент совершения разбойных нападений в группе – 36 %. Предметом этого вида преступлений чаще всего являются деньги, ювелирные изделия, предметы одежды и т.д. В состоянии алкогольного опьянения совершается 38 % разбойных нападений.

В 2004 г. в стране было зарегистрировано более 15000 вымогательств. Темп прироста по сравнению с 1999 г. составляет 14,1 %. По некоторым оценкам латентность вымогательства достигает 50 %. Вымогательством охватываются почти все виды торговли, бытового обслуживания, перевозки грузов автотранспортом, в значительном размере «челночный» бизнес, мелкое и среднее предпринимательство, жилищно-обменная сфера.

Существует множество мер, от социальных и политических до уголовно-правовых, широко применяемых в борьбе с экономической преступностью.

Рассмотрим экономические меры по предупреждению преступности. Насыщение рынка товарами массового спроса, повышение уровня доходов населения, целевые ассигнования на улучшение работы по устранению обстоятельств, способствующих определённой разновидности преступлений – все эти меры обязательно должны привести к снижению роста экономических преступлений. Чем лучше развит рынок и сфера услуг, чем «прозрачнее» общественные отношения в сфере экономической деятельности, тем меньше место остается для «теневой экономики» и неучтенному криминальному капиталу. Таким образом, получается, что рынок явился причиной «всплеска» экономических преступлений и сам же легальный рынок является причиной вытеснения криминального капитала.

К социальным мерам относится защита интересов малообеспеченных слоёв населения, жизненное устройство беженцев, вынужденных переселенцев и безработных и др. меры. На первый взгляд эти действия не могут повлиять на профилактику экономических преступлений, однако, повышаясь, уровень доходов населения автоматически снижает мотивацию преступного поведения. Жизненное устройство беженцев происходит в местностях с существующими общественно-экономическими отношениями и сразу повышается количество «рабочих рук» занятых в экономической сфере деятельности. Улучшая обеспечение безработных, напрямую уменьшается количество лиц, занятых в криминальной экономике.

В качестве организационно-управленческих мер предупреждения экономической преступности можно указать на его программно-целевое планирование или координацию субъектов предупредительной деятельности. В каждом регионе существуют планы экономического развития регионов, что благоприятно сказывается на развитие экономических отношений.

Имеют место в профилактике экономических преступлений и культурно-воспитательные меры, которые включают в себя усилия по утверждению в жизни общества идей добра и справедливости, законов высокой нравственности, по устранению моральной безнормативности и деградации, эффективное противостояние массовой культуре, пропаганде эгоцентризма, насилия, жестокости, сексуальной распущенности.

Свод статей Уголовных кодекса является сдерживающей силой предупреждения преступлений. Рыночные отношения стремительно развиваются и действующее законодательство не обеспечивает уголовно-правовое регулирование с новыми характеристиками криминальной и криминогенной ситуации в сфере экономической деятельности. На основе имеющихся статистических и других данных проводится серьезная и целенаправленная работа по изменению, дополнению и созданию принципиально новых правовых актов, для регулирования экономической деятельности в сфере уголовного права.

Государство «мешает» преступности, однако преступность также мешает обществу и государству. Эти две стороны непрерывно влияют друг на друга. Хотя преступность и производна от общества, но является относительно самостоятельным социальным феноменом, обладающим способностью к самоорганизации и самодетерминации, активного сопротивления обществу. Конечная цель уголовно-правовой профилактики экономической преступности вывести «криминальный» капитал из тени. С помощью законодательной базы сделать прозрачными все экономические операции, не оставляя места для «теневого капитала». Это сделать очень трудно. Зная психологию преступников и учитывая их крайний эгоизм, устоявшиеся стереотипы поведения, навыки решения возникших проблем, следует ожидать что «теневая экономика» постарается вывести свои капиталы в область неурегулированную правовой нормой и там вложив капитал получить сверхприбыли с полным укрывательством от налоговых обложений.

Предупредительная работа следователей заключается в возбуждении уголовных дел, установлении виновных в совершении преступления, доказывании их вины. Это оказывает общее и специальное предупредительное воздействие как на лиц виновных в совершении преступления, так и на других граждан, знающих о ведущемся расследовании. По конкретным уголовным делам следователи выявляют причины и условия, способствующие совершению преступления, и вносят представления об их устранении.

Ни одна из приведенных выше мер, сама не сможет решить поставленную проблему предупреждения экономической преступности. Лишь общие усилия могут привести к положительному результату.

Литература

Дмитриев О.В. Экономическая преступность и противодействие ей в условиях рыночной системы хозяйствования /Отв. ред. М.П. Клейменов. – М.: Юристъ, 2005.

Ефремов Р.С. Уголовно-правовые меры противодействия нецелевому использованию бюджетных средств. – М.: Юрлитинформ, 2011.

Крылов А.А. Что такое криминализация экономики и как с ней бороться. – М.: Экономика, 2011.

Ларичев В.Д. Преступность экономической направленности. – М.: Юрлитинформ, 2011.

Научные подходы к оценке масштабов теневой экономики и их влияния на национальную безопасность страны / Под ред. С.П. Глинкиной. – М., 2003.

Нафиеев С.Х. Экономические преступления. Судебно-бухгалтерская экспертиза как метод предупреждения экономической преступности: Учеб. пособие. - М.: Экзамен, 2003.

Пинкевич Т.В. Криминологические и уголовно – правовые основы борьбы с экономической преступностью. – М., 2002.

Русанов Г.А. Борьба с контрабандой культурных ценностей: уголовно-правовые и криминологические вопросы. – М.: Юрлитинформ, 2010.

Федоров А. Ю. Рейдерство и корпоративный шантаж: (оганизационно-правовые меры противодействия). – М.: Волтерс Клувер», 2010.

Эльканов А.И. Криминологическая характеристика и предупреждение экономической организованной преступности. – М., 2002.