Прием на работу граждан Белоруссии: пошаговая инструкция. На каких условиях работают в россии граждане белоруссии

Для граждан Белорусси очень много привилегий. Именно поэтому работодатели не боятся брать их на работу.

Прием на работу граждан Белоруссии не ограничен ни квотами, ни получением разрешительных документов.

Все дело в подписанном Россией, Арменией, Казахстаном и Белоруссией соглашении о Евразийском Экономическом Союзе (ЕАЭС), которое позволяет гражданам устраиваться на работу в соседних государствах без патентов.

Итак, на вопрос, нужно ли разрешение на работу гражданам Белоруссии, можно смело отвечать отрицательно. Все приезжающие из безвизовых стран (и белорусы в том числе) могут находится в России не дольше трех месяцев в каждое полугодие.

Как только белорусский гражданин находит работу, срок нахождения в стране продлевается на срок действия договора с работодателем. Но даже если такой договор будет расторгнут досрочно, у белорусов есть две недели, чтобы найти себе нового работодателя, даже если 90 дней разрешенного пребывания уже прошли

Как принять на работу гражданина Белоруссии. Никаких ограничений в количестве принимаемых белорусских работников нет, то есть их можно трудоустраивать, не учитывая допустимую долю мигрантов-работников. Работодателю не нужно получать специальные разрешения. Документы для оформления нужны такие же, как и для россиян, согласно Трудовому кодексу РФ. Трудовые книжки из Беларуси в России не используются, поэтому нужно заводить новую – российского образца. Порядок оформления на работу граждан Белоруссии отличается только тем, что работодатель в течение трех дней после заключения (или расторжения) контракта должен сообщить об этом миграционную службу. За не уведомление грозит штраф. Ни налоговые, ни страховые органы ставить в известность не нужно.

С начала 2015 года граждане Белоруссии имеют право на все социальные выплаты (кроме пенсионных). Причем с первого же дня работы, на таких же условиях, что и россияне.

Страховые взносы в ФСС платятся в том же объеме, что и для отечественных граждан, – в размере 2,9 %. Это дает право белоруссам на получение пособий во время болезни, а также постоянных и единовременных выплат в связи с материнством. При этом миграционный статус белорусских граждан (имеют ли они РВП, вид на жительство или находятся в РФ временно) не имеет значения.

Выплаты производятся только в случае заключения трудового договора. Если белорус оказывает услуги на основании гражданско-правового договора, пособия ему не предусмотрены.

С 1 января 2015 года для белорусов, как и для работников из других стран-участников ЕАЭС, ставка НДФЛ равна 13%, причем с самого первого дня работы, независимо от того, стали ли они налоговыми резидентами и имеют ли вид на жительство. Это правило относится только к трудовым доходам.

Следует отметить, что обособленные подразделения уплачивают НДФЛ за работников и сдают отчетность только в том случае, если они выделены на отдельный баланс и имеют расчетный счет в банке. В обратном случае, налог уплачивает головная организация, она же и подает отчетность по итогам налогового периода в налоговую инспекцию, в которой состоит на учете обособленное подразделение.

Страховые взносы в ФСС начисляются на заработную плату работников обособленного подразделения.

Взносы уплачиваются в бюджет региона, в котором находится обособленного подразделения.

Отчеты сдаются в филиал ФСС, в которых обособленное подразделение поставлено на учет.

На налоговые вычеты, однако, имеют право только белорусы-резиденты, то есть, те, кто находился в России больше 183 дней в течение года.

Подать уведомление о приеме на работу нужно в инспекцию по месту учета обособленного подразделения от имени головного отделения. Работодателем по отношению к сотрудникам обособленного подразделения является головная организация, так как обособленное подразделение не является юридическим лицом. Уведомление надо подать в УФМС, на территории которой трудится иностранец, в течение трех рабочих дней с даты заключения или расторжения договор

Принимая на работу иностранца, временно или постоянно проживающего в России, организация должна уведомить территориальный орган ФМС России о заключении с ним трудового договора. Помимо этого миграционную службу необходимо уведомить и о прекращении трудового договора с таким иностранцем.

Вопрос

Наша организация хочет принять на работу гражданина Белоруссии.

Какой порядок, особенности приема гражданина Белоруссии на работу?

Необходимый пакет документов для трудоустройства?

особенности налогообложения, если таковые имеются?

Ответ

Принимая на работу граждан Республики Беларусь, оформлять их на работу нужно так же, как и российских граждан, с учетом некоторых особенностей. Документы, выданные в Республике Беларусь для реализации трудовых прав и социально-трудовых гарантий ее граждан, или их копии, заверенные в установленном порядке, признаются без легализации, трудовая книжка, выданная на территории Республики Беларусь, может быть представлена при трудоустройстве таким работником на территории Российской Федерации. Если трудовая книжка была выдана в Белоруссии по образцу 1974 г., то работодатель вправе продолжить ее заполнение.

Отметим, что о заключении трудового договора с гражданином необходимо уведомить территориальный орган ФМС России (п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Письмо УФМС России по г. Москве от 08.06.2015 N МС-9/21-4586н).

При приеме на работу граждане Белоруссии должны представить те же документы, что и россияне. Перечень таких документов определен в ст. 65 ТК РФ. Это:

— паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

— трудовая книжка, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;

страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;

— документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.

В отношении работников из Республики Беларусь действуют нормы Договора о ЕАЭС. Социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства (п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС). Обязательное медицинское страхование относится к социальному обеспечению (социальному страхованию) (п. 5 ст. 96 Договора о ЕАЭС). Соответственно, можно сделать вывод о том, что временно пребывающие граждане Белоруссии относятся к числу застрахованных лиц по обязательному медицинскому страхованию.

Право трудящихся государств-членов и членов семей на получение скорой медицинской помощи (в экстренной и неотложной формах) и иной медицинской помощи регулируется Приложением N 30 к Договору о ЕАЭС, а также законодательством государства трудоустройства и международными договорами, участником которых оно является (п. 4 ст. 98 Договора о ЕАЭС).

В связи с этим, по нашему мнению, гражданин Белоруссии не должен представлять работодателю полис ДМС (ст. 327.3 ТК РФ), но в трудовом договоре рекомендуется указать, что работник имеет право на оказание медицинской помощи в силу международного соглашения. Также иностранный гражданин не должен предъявлять документы воинского учета.

При заключении трудового договора впервые трудовая книжка и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования оформляются работодателем (ч. 4 ст. 65 ТК РФ).

При исчислении НДФЛ с доходов от работы по найму, выплачиваемых гражданам государств — членов Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС), не признаваемым налоговыми резидентами РФ, следует учитывать положения ст. 73 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014.

указанные доходы граждан (и одновременно налоговых резидентов (лиц с постоянным местопребыванием)) стран — участниц ЕАЭС с первого дня работы этих граждан в РФ облагаются по ставкам, установленным в отношении таких доходов налоговым резидентам РФ.

Напомним, что доходы, выплачиваемые налоговым резидентам РФ в связи с работой по найму, облагаются по ставке 13%, предусмотренной п. 1 ст. 224 НК РФ.

Учитывая приведенные положения, Минфин России в Письме от 27.01.2015 N 03-04-07/2703 (доведено до сведения нижестоящих налоговых органов Письмом ФНС России от 03.02.2015 N БС-4-11/1561) указал, что доходы от работы по найму, полученные гражданами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Республики Армения, с 1 января 2015 г. облагаются НДФЛ по налоговой ставке 13% начиная с первого дня работы таких граждан на территории РФ.

Таким образом, доходы граждан Белоруссии облагаются так же как доходы граждан РФ.

Смежные вопросы:


  1. Организация на ОСН предоставила процентный заем белорусской компании. По окончанию срока действия договора белорусская компания вернула тело займа в полном размере. Одновременно при выплате начисленных процентов белорусская компания удержала…...

  2. Уточните, пожалуйста, какие особенности есть при заключении договора с внешним совместителем.
    ✒ При заключении трудового договора с совместителем применяются те же правила, что и при приеме работника на основную…...

  3. Добрый день. С пометкой срочно. Нуден ли гражданам Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии при трудоустройстве предоставлять договор(полис) добровольного медицинского страхования? Возможно ли увольнение иностранных граждан (Украины и др…) по…...

  4. ООО планирует принять на работу граждан Киргизии. Какие документы у них должны быть для оформления на руках? Какие ставки НДФЛ, страховые взносы необходимо начислять? Подаются ли сведения на…...

Во многих случаях работодатель не может найти подходящие кадры для занятия вакансии по причине высоких запросов соискателей или отсутствия нужных специалистов, и прием на работу граждан Белоруссии в 2019 году является распространенной практикой для устранения означенной проблемы. Однако работодателям следует учитывать, что нарушение нормативов в вопросах использования миграционного законодательства может привести к серьезным последствиям. Но в целом, прием на работу белорусов практически не доставит дискомфорта кадровым специалистам, бухгалтерам и предприятию, так как для них предусмотрен особый упрощенный режим трудоустройства.

Прием на работу граждан Белоруссии в 2019 году – основные понятия, плюсы и минусы

Республика Беларусь является одной из наиболее близких к России стран – как с географической точки зрения, так и в отношении культурных, экономических и политических связей и сотрудничества в данных сферах. Соответственно, даже в сфере международного права в вопросах трудовых взаимоотношений для белорусов в России действуют наиболее удобные и комфортные условия – это касается как самих трудовых мигрантов, так и российских работодателей, оформляющих с ними трудовые взаимоотношения. При этом большая часть из этих особенностей существует благодаря тому, что Беларусь входит вместе с Россией в ЕАЭС – так, схожие правила действуют и при приеме на работу граждан Казахстана.

Правовое регулирование вопросов трудоустройства белорусов в Российской Федерации с точки зрения нормативных документов обеспечивается следующими актами:

  • ФЗ №115 от 25.07.2002. Этот федеральный закон устанавливает в своих положениях основные принципы регулирования правового статуса и иных возможностей иностранцев, в том числе и белорусов, на территории Российской Федерации и предусматривает особый порядок действий при их трудоустройстве.
  • Глава 50.1 ТК РФ. В положениях означенной главы устанавливаются главные принципы трудоустройства иностранцев и отличия трудовых взаимоотношений с ними в сравнении с общим порядком приема на работу россиян.
  • Договор ЕАЭС от 29.05.2014. В данном договоре раскрываются основные принципы международного сотрудничества государств, входящих в Евразийский союз и общие нормативы трудоустройства граждан стран ЕАЭС на территории означенных государств.
  • Соглашение между РФ и РБ от 24.01.2006. Оно регулирует общий порядок въезда и регистрации на территории Российской Федерации граждан Белоруссии, что следует учитывать при их переезде и устройстве на работу.

В отношении граждан Беларуси при для работодателей нет отличий с точки зрения используемого ими режима пребывания в России. В частности, они принимаются на работу на одинаковых условиях как если въезжали просто с оформлением миграционной карты, так и если уже имеют разрешение на временное проживание или вид на жительство в России. В любой из вышеозначенных ситуаций все принципы их трудоустройства будут одинаковыми.

Прием на работу граждан Белоруссии в 2019 году – пошаговая инструкция

Порядок действий при приеме белорусов на работу может выглядеть следующим образом:

  1. Привлечение работников из Беларуси может производиться абсолютно аналогичным образом как и трудоустройство россиян. При этом работодателю, если он публикует вакансии, запрещено указывать в объявлениях о них о необходимости принять на работу лицо, имеющее именно белорусское гражданство или не являющееся гражданином РФ, равно как и наоборот – требовать обязательного наличия российского гражданства. Данные действия могут быть квалифицированы как трудовая дискриминация по национальному признаку.
  2. Предоставление соискателем документов и их необходимая проверка. Жители Белоруссии при приеме на работу предоставляют немного отличный пакет документов от тех, которые требуются от россиян. Данный список более подробно будет рассмотрен далее.
  3. Заключение трудового договора с гражданином Белоруссии. В своих основных принципах, заключение не имеет ключевых отличий в сравнении с договорами, оформляемыми между работодателем и резидентами РФ. Но некоторые работодатели не учитывают ряд нюансов или неправильно трактуют нормы законодательства. В частности, к распространенным ошибкам относится заключение срочного договора без наличествующих законных оснований для таковых действий.
  4. Уведомление органов исполнительной власти в вопросах миграции. Поскольку с 2016 года ФМС упразднена, работодателю необходимо в трехдневный срок направить уведомление УВМ МВД о приеме на работу иностранца. Срок подачи уведомления о приеме белоруса составляет 3 дня после заключения трудового договора.

В случае прекращения трудовых отношений работодателю требуется уведомить УВМ МВД о прекращении трудового договора. Таковое увольнение является процедурой, аналогичной первичному сообщению про прием белоруса на работу и имеет аналогичные сроки подачи и используемую для извещения форму.

Постановление ВС РФ от 30.05.2017 №78-АД17-19 утверждает, что уведомление миграционных органов в отношении белорусов не является обязательным, однако судебная практика и иные законодательные нормы часто свидетельствуют об обратном. Учитывая простоту уведомления, пренебрегать данной процедурой не стоит – последующие возможные разбирательства хоть и смогут доказать правоту работодателя, но потребуют значительных бессмысленных трат времени, кадровых ресурсов и средств организации.

Какие документы нужны при приеме на работу белорусов в 2019 году

Как и для российских граждан, законодательством устанавливается определенный перечень документации, которую должен предъявить соискатель при трудоустройстве. В отношении белорусов документы для приема на работу в 2019 году требуются следующие:


Требовать при приеме на работу белоруса такие документы, как военный билет или полис медицинского страхования, работодатель не вправе. Поэтому они являются необязательным при приеме на работу.

Другие нюансы и особенности приема на работу белорусов в 2019 году

При истребовании у белоруса документов при его приеме на работу, работодатель может потребовать от него лишь оплаты услуг по приобретению бланка трудовой книжки. Медицинский осмотр в данном случае оплачивается работодателем. Однако переводы и апостилирование документов также оплачивает соискатель из Белоруссии.

Патент на работу в 2019 году для граждан Белоруссии не требуется. Более того – ответственные миграционные органы не смогут оформить данный документ в принципе. Соответственно, прием на работу жителей Беларуси осуществляется без патента или разрешения на работу. Это значит, что он также не предусматривает ограничений по месту исполнения работы – жители Белоруссии могут работать в любом регионе РФ без дополнительных изменений и разрешений, в том числе и на любых должностях.

При заключении договора о дистанционной работе с гражданином Беларуси, если он при исполнении своих обязанностей не будет посещать российскую территорию, уведомление МВД о факте трудоустройства или расторжения договора не требуется. Также, необязательно в данном случае и оформление трудовой книжки.

Что делать, если вы приняли на работу гражданина Белоруссии и не уведомили об этом миграционные органы? Ещё два месяца назад перспектива получить постановление об административном правонарушении была чрезвычайно высока. Изменилось ли что-то в российском миграционном законодательстве за эти два месяца? Изменения, безусловно, были, но они не коснулись регулирования трудовых отношений с гражданами Белоруссии. Так что же произошло?

Вернёмся немного назад. Существенные изменения в миграционном законодательстве, касающиеся процедуры привлечения на работу иностранных граждан, произошли в начале 2015 года. До 31 декабря 2014 года действовала норма, по которой работодатель обязан был уведомлять о приеме на работу только тех иностранных граждан, кому требовалось для осуществления трудовой деятельности разрешение на работу.

Работодатели или заказчики работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.

Гражданам Белоруссии для работы в России никогда не требовалось разрешение на работу, поэтому уведомлять органы миграции о заключении с ними трудовых договоров было не нужно.

Если между вашей организацией и гражданином Белоруссии заключен трудовой договор датой ранее 31 декабря 2014 года - вам не о чем беспокоиться. Действующие на тот момент законодательные нормы не имели двойной трактовки - уведомление о заключении трудового договора не требовалось!

Однако с 01 января 2015 г. вступила в силу новая редакция Федерального закона 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», и текст указанной нормы стал выглядеть иначе:

Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Новая редакция уже подразумевала под собой уведомление миграционных органов о заключении трудовых договоров со всеми без исключения иностранными гражданами, в том числе и с такими категориями, с которыми ранее уведомление не требовалось: имеющими РВП, ВНЖ, статус беженца и т.д. Граждане Белоруссии, по мнению ещё существовавшей тогда ФМС, тоже лишились привилегии.

Тем не менее, позиция юристов legallabor по этому вопросу разошлась с мнением ФМС. Мы считаем, что ни до, ни после вступления в силу новой редакции 115-ФЗ уведомлять о заключении трудового договора с гражданами Белоруссии было не нужно. Дело в том, что между Россией и Белоруссией существует множество международных соглашений, юридическая сила которых выше внутринациональных норм. В одном из этих соглашений присутствует безапелляционная формулировка:

«Установить, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется»

Уведомление о заключении трудового договора есть не что иное, как составной элемент такого порядка.

Мы направили в ФМС запрос с просьбой прокомментировать противоречие международной и национальной норм, убедительно изложив свою позицию с опорой не международные нормы закона, не скроем, с целью оказать влияние на формирование правильного понимания ФМС по этой проблематике и уберечь чиновников от ошибочного применения законодательства.

Руководителю ФМС России

Ромодановскому К.О.

ПИСЬМО

22 июня 1996г. Высшим советом сообщества Беларуси и России было принято Решение «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий».

Пункт первый данного решения гласит:

«1. Установить, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется».

08 декабря 1999г. вступил в силу Договор о создании Союзного государства между РФ и Республикой Беларусь. Правовые акты, принятые ранее в рамках сообщества, продолжают действовать в части, не противоречащей Договору (п.1.,2 статьи 70 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О Создании Союзного государства»).

В соответствии с п.2 статьи 60 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О Создании Союзного государства» в случае коллизии нормы закона или декрета Союзного государства и нормы внутреннего закона государства-участника, за исключением норм, содержащихся в конституциях и конституционных актах государств-участников, преимущественную силу имеет норма закона или декрета Союзного государства.

Пункт 8 статьи 13 «Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации» Федерального Закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» гласит:

«8. Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора».

Статья 13 «Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации» Федерального закона 115-ФЗ регулирует порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации и вступает в коллизию с п.1. Решения №4 Высшего совета сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996г. «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий», так как не делает исключений для граждан республики Беларусь.

Согласно статьи 60 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О создании Союзного государства» правовая норма об обязанности работодателя уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) является ничтожной, так как противоречит нормативному акту с большей юридической силой.

В связи с вышеизложенным прошу вас дать разъяснение по следующему вопросу: налагается ли на работодателя обязанность об уведомлении соответствующего органа ФМС о заключении (расторжении) трудового договора с гражданином республики Беларусь?

Однако тщетно. Вот ответ, который мы получили от ФМС:

Нам ничего больше не оставалось, как только ждать, когда ФМС (или теперь уже МВД) наступит на эти грабли. И вот этот момент настал. Правда, вслед за собой в путину правового невежества ФМС утянуло ещё и судей Петродворцовского районного суда и городского суда г. Санкт-Петербурга.

19 июня 2015 г. (спустя шесть месяцев с начала действия новой редакции 115-ФЗ) ФМС г.Санкт-Петербурга оштрафовала питерскую компанию ООО «СК Монолит» на 400 000 рублей за неуведомление ФМС о приеме на работу в качестве каменщика гражданина республики Беларусь. Работодатель обжаловал это решение сначала в районном, а потом в городском суде г. Санкт-Петербурга. В обоих случаях суды вставали на сторону ФМС и оставляли постановление ФМС в силе. Через два года дело дошло до Верховного суда Российской Федерации.

30 мая 2017 года Верховный суд РФ вынес постановление в пользу работодателя и отменил решения районного и городского судов г.Санкт-Петербурга. В мотивировочной части своего решения судья Верховного суда привёл те же аргументы, на которые мы ссылались в своем запросе в ФМС. Производство по делу об административном правонарушении было прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Браво! Мы шлем лучи признательности питерской компании ООО «СК Монолит», которая довела дело до логического конца и, конечно же, судье Верховного суда РФ С.Б. Никифорову.

Новость дополнена 21.03.2018 г.

Ниже мы приводим запрос, направленный в отдел по вопросам миграции УМВД РФ по Смоленской области, касающийся правоприменительной практики принятого Верховным Судом Постановления, и ответ на него должностного лица МВД РФ.

Начальнику отдела по вопросам миграции
УМВД России по городу Смоленску

Верховный Суд Российской Федерации Постановлением № 78-АД/1719 от 30 мая 2017 года прекратил производство по делу об административном правонарушении, частью 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - работодателя гражданина Республики Беларусь. Указанное юридическое лицо привлекло к трудовой деятельности в Российской Федерации гражданина Республики Беларусь, не уведомив об этом соответствующее подразделение УФМС России.

Прекращая производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения, Верховный Суд Российской Федерации руководствовался Решением Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 года № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий».

Указанным документом установлено, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется.

Прошу Вас сообщить, учитывается ли Постановление 78-АД/1719 от 30 мая 2017 года Верховного Суда Российской Федерации при решении вопроса о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении работодателя гражданина Республики Беларусь, и если нет, то на каком основании.

Трудоустройство иностранных работников имеет существенные различия от трудоустройства российских граждан РФ. Однако для граждан Республики Беларусь действует упрощенный порядок. Какие основные документы при приеме на работу необходимо оформить при приеме на работу этих категорий работников?

Документом, регулирующим правовые отношения с иностранцами, находящимися на территории РФ, является Федеральный закон от 25.07.2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» (далее по тексту – Закон №115-ФЗ). При применении Закона №115-ФЗ следует учитывать, что нормы международных соглашений имеют приоритет над национальным законодательством во всех аспектах правовых отношений с иностранцами.

А в отношении граждан - членов ЕАЭС Договором о ЕАЭС был установлен льготный режим трудовой деятельности. Это означает, что порядок трудоустройства иностранцев, предусмотренный в Законе №115-ФЗ, не распространяется на граждан из Республики Беларусь. И в этой ситуации нужно руководствоваться порядком, установленным в Решении Высшего Совета Сообщества Беларуси и РФ от 22.06.1996 г. №4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий» (далее по тексту - Решение).

Для граждан Республики Беларусь не нужно оформлять специальное разрешение на работу (п. 1 ст. 97 Договора о ЕАЭС).

Какие документы должна запросить кадровая служба при приеме на работу белоруса?

Для оформления трудовых отношений с гражданином из Республики Беларусь работодателю необходимо запросить:

Паспорт;

Трудовую книжку;

Страховое свидетельство;

Документ об образовании.

Перечень документов тот же, что и при трудоустройстве российского работника (ст.65 ТК РФ).

Никаких дополнительных процедур признания документов об образовании не требуется

Документы об ученых степенях и ученых званиях, выданные уполномоченными органами Республики Беларусь, также признаются в соответствии с законодательством РФ.

Из общего правила есть исключения. Для отдельных специальностей необходима процедура признания документов об образовании. Например, для юристов, педагогов, медиков, фармацевтов (Административный регламент, утв. Приказом Минобрнауки РФ от 24.12.2013 г. №1391).

Временно пребывающие в РФ граждане из стран ЕАЭС должны представлять при трудоустройстве полис ДМС (письмо Минтруда РФ от 17.12.2015 г. №16-4/В-823). Но из этого правила есть исключения. Например, если российский работодатель самостоятельно заключает договор с медицинской организацией о предоставлении платных медицинских услуг работникам из стран ЕАЭС.

Важно!

При трудоустройстве на территории РФ граждан из Армении, Казахстана, Киргизии, необходимо наличие полиса ДМС либо заключенного договора о предоставлении платных медицинских услуг. Такое требование не распространяется на белорусских работников, поскольку такие работники трудоустраиваются на тех же правилах, что и российские работники (Договор «О создании Союзного Государства» от 08.12.1999 г., Договор о равных правах от 25.12.1998 г.).

Как и с российскими гражданами оформление приема на работу с белорусами сопровождается заключением трудового договора, подтверждающего факт трудовых отношений.

Расчет трудового стажа граждан Республики Беларусь осуществляется в соответствии с законодательством государства трудоустройства (п.2 Решения).

Срок временного пребывания (проживания) работника из Республики Беларусь и членов семьи на территории РФ определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного с работодателем или заказчиком работ, услуг (п.5 ст.97 Договора о ЕАЭС).

Граждане Республики Беларусь, прибывшие в целях осуществления трудовой деятельности или трудоустройства на территорию РФ, и члены семей освобождаются от обязанности регистрации (постановки на учет) в течение 30 суток с даты въезда. То есть им не нужно в течение 30 суток вставать на миграционный учет. При пребывании граждан Республики Беларусь свыше 30 суток с даты въезда, они обязаны зарегистрироваться (встать на учет) либо это сделает принимающая сторона (работодатель либо заказчик услуг).

В соответствии со ст.23 Закона №115-ФЗ регистрация иностранных граждан осуществляется при предъявлении миграционной карты, имеющей отметку органа пограничного контроля о въезде в РФ, и документа, удостоверяющего личность.

Важно!

Миграционные карты гражданам Республики Беларусь, прибывающим на территорию РФ, не выдаются.Документом, подтверждающим дату въезда гражданина Республики Беларусь в РФ, может служить проездной документ.

Поскольку у России с Республикой Беларусь нет границ, то миграционные карты работники Республики Беларусь не заполняют (письмо Управления организации визовой и регистрационной работы от 21.01.2005 г. №МС-2/559).

При этом работодатель обязан уведомлять миграционную службу о заключении или расторжении трудовых договоров с работниками из Республики Беларусь (п. 8 ст. 13 Закона №115-ФЗ). Уведомление направляется в территориальное отделение ФМС России в течение трех рабочих дней с даты заключения или расторжения договора с белорусским работником (п. 8 ст. 13 Закона №115-ФЗ).

Все виды пособий и выплат гражданам Республики Беларусь, работающим на территории РФ, в случаях временной нетрудоспособности, беременности и родов, рождения ребенка, отпуска по уходу за ребенком и в других случаях предоставляются в соответствии с законодательством государства трудоустройства (п.3 Решения, п.3 ст.98 Договора о ЕАЭС). Таким образом, с 1 января 2015 г. белорусские граждане, работающие в российских компаниях, наряду с российскими гражданами имеют право на получение всех видов пособий (письмо Минтруда РФ от 13.03.2015 г. №17-3/ООГ-268).