Изобразительное искусство древней руси. Изобразительное искусство Древней Руси МХК

Класс: 10

Презентация к уроку




























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель уроков по теме: знакомство с шедеврами русского зодчества и иконописи.

Цель вводного урока:

Дать общее представление об архитектурном облике и изобразительном искусстве Древней Руси как продолжательницы византийских христианских традиций

Определить значимость изучения культурных и исторических памятников своей страны, сохранения культурного наследия

Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, он, как правило, равнодушен и к своей стране.
Д.С. Лихачев

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Первое обращение к отечественной художественной культуре как уникальному и самобытному явлению, имеющему непреходящее мировое значение»

  • Запись темы и определение цели урока
  • (Слайд 1-3 )
  • Комментарий к эпиграфу (28 ноября 2010 г. – 104 года со дня рождения академика Д.С. Лихачева, специалиста по культуре Древней Руси)

II. АОЗн по теме «Культура Средневековья»

(Христианство и его определяющая роль в развитии европейской художественной культуры)

Чем обусловлены особенности средневекового европейского искусства? – Распространением христианства

На смену какой эпохе пришло Средневековье? – Античности

Центром средневековой христианской культуры стала – Византия

Какому городу суждено было стать Новым Римом – Константинополю (ныне – Стамбул)

III. Повторение темы «Мир Византийской культуры»

(храм Софийский в Константинополе)

Слайды 4-5

Назовите памятник архитектуры – Собор Святой Софии

Слайд 6

Прокомментируйте название собора – Софии – премудрости

Слайд 7

С какими событиями связаны следующие даты в истории собора?

  • 23 февраля 533 г. – 27 декабря 537 г. – начало строительства и освещение храма
  • 1453 год – обращение в мечеть
  • 1935 год – получение статуса музея

Слайд 8

Прокомментируйте увиденное (храм-музей двух культур: христианские фрески и мозаики и мусульманские орнаменты и цитаты из корана на четырех больших щитах овальной формы)

Чем представлено изобразительное искусство (фрески и мозаики в храмах, иконы – определение )

Слайд 9 Фрески и мозаики

Слайд 10 Базилика

Какой тип сооружения ранних христианских храмов вы видите на экране? – базилика

Слайд 11 Базилика

  • Бази́лика (греч. βασιλική – царский дом) – тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечётного числа (3 или 5) различных по высоте нефов.
  • Нефы разделены продольными рядами колонн или столбов, с самостоятельными покрытиями.
  • Центральный неф – более широкий и больший по высоте, освещается с помощью окон второго яруса и завершается апсидой (лат. absida, греч. hapsidos – свод, арка), увенчанной полукуполом.

Слайд 12 Собор Святой Софии в разрезе

Что появилось в храмовых сооружениях традиционных базилик – купол

Как называют такой тип храма? – крестово-купольный

Слайд 13 Крестово-купольный храм

  • Архитектурный тип христианского храма, сформировавшийся в Византии и в странах христианского востока в V-VIII вв.
  • Стал господствующим в архитектуре Византии с IX века и был принят христианскими странами православного исповедания в качестве основной формы храма.

Слайд 14 Купольный храм

Крыша храма увенчивается куполом с крестом.

По распространённой традиции, православные храмы снаружи имеют:

  • либо 1 купол,
  • либо 3 купола – по одному над храмом, алтарём и колокольней – во образ Троицы,
  • либо 5 куполов, символизирующих Христа и четырёх евангелистов вокруг Него,
  • либо 7 (священное число),
  • либо 13 – подобных Христу и 12-ти Его ближайшим апостолам.

Слайд 15 Преображенский собор в Переславле Залесском. 1152 год.

Слайд 16 Успенский собор во Владимире. Современный вид.

Слайд 17 Шатровый храм

  • Особый архитектурный тип, появившийся и ставший распространённым в русском храмовом зодчестве.
  • Вместо купола здание шатрового храма завершается шатром.
  • Шатровые храмы бывают деревянными и каменными.
  • Каменные шатровые храмы появились в начале XVI века и не имеют аналогий в архитектуре других стран.

На слайде – Церковь Вознесения в Коломенском (1532)

Слайд 18 Православный храм

В Храме выделяются три части:

  • алтарь, содержащий жертвенник и престол,
  • средняя часть храма, отделённая от алтаря иконостасом,
  • притвор.

Согласно традиции, храм всегда строится алтарём на восток

Слайд 19 Алтарь

  • восточная часть храма, находящаяся на возвышении, предназначенная для священнослужителей и обычно отделённая от средней части храма иконостасом.

Слайд 20 Притвор

  • составляет самую западную часть храма и обыкновенно отделяется от средней части храма глухой стеной.

IV. Фильм «Русская старина – архитектурный облик Руси»

V. Комментарий об утраченных памятниках.

  • сохранившихся 8994
  • утраченных 2912
  • только в Москве с 1932 года уничтожено более 420-ти памятников мирового значения.

VI. Сердце России, культурный центр Древней Руси – Москва

Слайд 21 Москва – третий Рим

Вы видите Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Покровке

  • Построена в 1696–1699 годы

Слайд 22 Воспоминания Д.С. Лихачева

  • В юности я впервые приехал в Москву и нечаянно набрел на церковь Успения на Покровке. Я ничего не знал о ней раньше. Встреча с ней меня ошеломила. Передо мной вздымалось застывшее облако бело-красных кружев. Не было «архитектурных масс». Её лёгкость была такова, что вся она казалась воплощением неведомой идеи, мечтой о чём-то неслыханно прекрасном. Её нельзя себе представить по сохранившимся фотографиям и рисункам, её надо было видеть в окружении низких обыденных зданий. Я жил под впечатлением этой встречи и позже стал заниматься древнерусской культурой именно под влиянием толчка, полученным мной тогда.

Слайд 23

  • Церковь Успе́ния Пресвято́й Богоро́дицы на Покро́вке
  • Разрушена в 1936 году.

VII. Проблема сохранения памятников старины «Чудотворец вернулся»

Кремль – визитная карточка Москвы

Кто видел Кремль в час утра золотой,
Когда лежит над городом туман,
Когда меж храмов с гордой простотой,
Как царь, белеет башня великан?
(М. Лермонтов)

  • Возвращение культурных и исторических памятников – чудо, которое происходит.
  • Просмотр видеоролика «Чудотворец вернулся» (из программы «Вести»)
  • Исторический комментарий ученика 11 класса. Никольская башня Московского Кремля (Приложение 1 )

VIII. Обсуждение творческих работ по тексту «Любовь, уважение, знание…» Д.С. Лихачева

Слайд 26 Новый Сретенский храм

X. Премия Д.С. Лихачева

Слайд 27

Санкт-Петербургская премия имени академика Д.С. Лихачева присуждается за выдающийся вклад в сохранение культурного наследия России.

Премия была учреждена Фондом имени Д. С. Лихачева совместно с Правительством Санкт-Петербурга в 2006 году – в Год академика Лихачева.

Премия присуждается по 4 номинациям:

  1. сохранение памятников истории и культуры;
  2. сохранение музейных, библиотечных и архивных коллекций;
  3. развитие краеведческого движения в России;
  4. пропаганда историко-культурного наследия России.

Премия включает специально разработанную Лихачевскую медаль и памятный диплом.

XI. Представление рисунков Д.С. Лихачева и учеников школы.

XII. Заключительное слово.

Слайд 28

«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости».
А. Пушкин

XIII. Домашнее задание.

Подготовка презентаций по теме «Архитектурный облик Древней Руси» (памятка даётся каждому)

Памятка

Обязательные элементы презентации по теме «Архитектура Древней Руси»

  1. История создания памятника
  2. Особенности архитектурного облика, внешнее и внутреннее убранство
  3. Судьба памятника до настоящего времени
  4. Памятник в оценке современников и потомков

Богоматерь Оранта. Мозаика Образу Богоматери на Руси всегда придавали гораздо большее значение, чем Деве Марии в католической церкви. У каждого образа Божьей Матери свое значение. Церковные предания хранят истории создания, появления на Руси икон с образом Пресвятой Богородицы как высокочтимых. Образу Богоматери на Руси всегда придавали гораздо большее значение, чем Деве Марии в католической церкви. У каждого образа Божьей Матери свое значение. Церковные предания хранят истории создания, появления на Руси икон с образом Пресвятой Богородицы как высокочтимых.


Богоматерь. Оранта «Нерушимая Стено! Матерь всего сущего, великая Берегиня, Заступница людская, Оранта». Такими эпитетами наделил русский народ образ Марии. «Нерушимая Стено! Матерь всего сущего, великая Берегиня, Заступница людская, Оранта». Такими эпитетами наделил русский народ образ Марии.


Богоматерь Владимирская Объятия Богоматери и Божественного Младенца раскрывают полноту Божественной любви, высшим проявлением которой и является жертва, приносимая Христом для спасения людей. Именно об этой жертве напоминает изображение престола с орудиями страстей на обороте иконы, выполненное в начале XV века. Объятия Богоматери и Божественного Младенца раскрывают полноту Божественной любви, высшим проявлением которой и является жертва, приносимая Христом для спасения людей. Именно об этой жертве напоминает изображение престола с орудиями страстей на обороте иконы, выполненное в начале XV века.


Богоматерь Владимирская. Оборотная сторона иконы. Престол и орудия страстей Богоматерь Владимирская. Оборотная сторона иконы. Престол и орудия страстей Икона "Богоматерь Владимирская" принадлежит к числу наиболее древних и прославленных святынь русской Церкви. История Владимирской чудотворной иконы теснейшим образом связана с историей русского государства, именно с ней предание связывает возвышение Северо-Восточной, а затем и Московской Руси. Как свидетельствуют древние летописи и литературные сказания, через эту икону Богоматерь нередко оказывала чудесную помощь и покровительство Владимиру, Москве и всей земле Русской.






Пантократор. Фреска из церкви Спаса на Ильине По монументальности и могучему живописному темпераменту фрески Феофана Грека занимают особое место в мировом искусстве XIV века. Согласно канону, в куполе храма изображен Христос- Пантократор. Суров и грозен Бог. По монументальности и могучему живописному темпераменту фрески Феофана Грека занимают особое место в мировом искусстве XIV века. Согласно канону, в куполе храма изображен Христос- Пантократор. Суров и грозен Бог.


Старец Макарий Египетский. Фреска Грандиозный образ Макария Египетского запоминается навсегда. Разителен контраст темного лика, темных ладоней, обращенных в молитве к Богу, и белых волос и длинной, белоснежным потоком спадающей бороды. Вместо человеческого тела - светящийся белый столп, чудесным образом преображенная человеческая природа. Грандиозный образ Макария Египетского запоминается навсегда. Разителен контраст темного лика, темных ладоней, обращенных в молитве к Богу, и белых волос и длинной, белоснежным потоком спадающей бороды. Вместо человеческого тела - светящийся белый столп, чудесным образом преображенная человеческая природа.


Чудо Георгия о змие. Икона. Особой любовью новгородцев пользовался святой Георгий, отважный всадник-воин, поражающий копьем чудовище-дракона. В сознании людей того времени Егорий Храбрый, как называли его в народе, был воплощением светлого начала, поражающего враждебную человеку силу, часто в нем видели бесстрашного ратоборца, защитника Родины.


Битва новгородцев с суздальцами Вторая половина XV в.. Икона "Битва новгородцев с суздальцами (Чудо от иконы "Знамение")" происходит из Успенской церкви села Курицкое на озере Ильмень. В основе этого оригинального иконографического типа лежит предание об иконе "Богоматерь Знамение", чудесным образом оказавшей помощь Новгороду при осаде его суздальскими войсками в 1170 году.




Дмитрий Солунский. Икона В истории Русской Православной Церкви воинская тематика всегда занимала важное место, это проявлялось в особом почитании тех святых мучеников, которые по роду занятий своих были воинами В образах мучеников-воинов отразилось идеальное представление о мужестве, беззаветной храбрости, вере и верности своему Отечеству, ведь это было Отечество православное, а ратный подвиг в православных странах рассматривался как высочайшая форма служения христианина. В образах мучеников-воинов отразилось идеальное представление о мужестве, беззаветной храбрости, вере и верности своему Отечеству, ведь это было Отечество православное, а ратный подвиг в православных странах рассматривался как высочайшая форма служения христианина.










Фреска Ферапонтова монастыря. Святой Николай Дионисий существенно изменяет образ человека: фигуры сильно удлиняются, голова, руки и ноги подчеркнуто уменьшаются. В этом отразилась аристократичность вкусов царственной Москвы. Гармония, абсолютное внутреннее равновесие, праздничное любование характерно для творчества Дионисия.


Распятие. Дионисий Икона "Распятие" происходит из праздничного ряда иконостаса Троицкого собора Павло-Обнорского монастыря близ Вологды. Икона "Распятие" происходит из праздничного ряда иконостаса Троицкого собора Павло-Обнорского монастыря близ Вологды.


Фрески в Успенском соборе Владимира Рублев Андрей В 1408 году Андрей Рублев и Даниил Черный украсили фресками и иконами самый почитаемый храм Московской Руси - Успенский собор во Владимире. Среди дошедших фрагментов лучше всего сохранилось изображение "Страшного суда", которое занимало западную часть трех нефов собора. В 1408 году Андрей Рублев и Даниил Черный украсили фресками и иконами самый почитаемый храм Московской Руси - Успенский собор во Владимире. Среди дошедших фрагментов лучше всего сохранилось изображение "Страшного суда", которое занимало западную часть трех нефов собора.


Спас. Из деисусного чина (Звенигородского) Рублев Андрей Несмотря на отсутствие каких-либо исторических свидетельств, иконы Звенигородского чина рассматриваются большинством исследователей как произведения Андрея Рублева. Несмотря на отсутствие каких-либо исторических свидетельств, иконы Звенигородского чина рассматриваются большинством исследователей как произведения Андрея Рублева.


Троица Рублев Андрей "Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино". "Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино".

Искусство

Составитель Ладова Л.А., 2015 г.



Крещение Руси

Древняя славянская культура + Византийская культура

ДРЕВНЕРУССКАЯ КУЛЬТУРА


КРЕЩЕНИЕ РУСИ

Строительство храмов письменность

роспись храмов

АРХИТЕКТУРА ЖИВОПИСЬ ЛИТЕРАТУРА


Основная часть территории Северо-Восточной Руси, лежащая в междуречье Оки и Волги, входила во Владимиро-Суздальское княжество.

В 1158-1164 гг. при князе Юрии Долгоруком начинается возведение вокруг Владимира крепостных стен, особо выделялись каменные проездные башни – Серебряные и Золотые ворота . Одновременно закладывается собор Успения Богоматери . Это был большой одноглавый храм. В качестве строительного материала зодчие использовали белокаменные блоки и туф. Резьба по камню – отличительная черта владимирских храмов. В интерьере храма было много драгоценных икон в золотых окладах, стены украшала фресковая живопись.


Древнерусское зодчество при наличии большой монументальности характеризуется чрезвычайной пластичностью форм, ощущением их спокойствия и незыблемости, соизмеримостью с размерами человека, его масштабами и потребностями.

_______________________________________ ______

Характерной чертой, роднящей всю архитектуру той поры,было органическое сочетание архитектурных сооружений с природным ландшафтом.


Собор святой Софии в Киеве (София Киевская)

Архитектура – душа народа, воплощенная в камне



Золотые ворота в Киеве

Магдебургские ворота в Новгороде


Церковь Бориса и Глеба в Кидекше 1152г.

Во Владимиро-Суздальском княжестве, начиная с достаточно скромных в декоративном отношении построек Юрия Долгорукого типа церкви Бориса и Глеба в Кидекше, складывалась самобытная, яркая архитектура, отличавшаяся особенным изяществом пропорций и нарядностью внешнего декора, в частности, виртуозной резьбой по белому камню.

Успенский собор во Владимире 1185-1189

Особенно активно каменное строительство велось во Владимире.

В строительную артель, кроме местных мастеров, входили западноевропейские, присланные императором Фридрихом Барбароссой.

Наиболее крупным объектом был Успенский собор города Владимира (1158-1160 гг., перестроен в 1185-1189 гг.), отличавшийся как от киевских, так и от ранних памятников Северо-Восточной Руси.

Это белокаменный храм стройных пропорций и крупных размеров, украшенный роскошными резными перспективными порталами, аркатурно-колончатым поясом, сложно профилированными пилястрами.

Успенский собор был свидетелем быстрого расцвета Владимиро-Суздальской Руси и ее жесточайшего разорения полчищами татаро-монгольских захватчиков.

Именно в Успенском соборе были составлены первые владимирские летописи , у алтаря Успенского собора возводились на княжение полководцы Александр Невский , Дмитрий Донской и другие владимирские и московские князья.

В первой четверти 14 века Успенский собор был главным храмом Руси .

Внутри сохранились фрески мастеров 12 века, иконописцев 15 века Андрея Рублева и Даниила Черного.


Церковь Покрова на Нерли 1165г.

С военными походами владимирских князей связана церковь Покрова на Нерли , заложенная в километре от Боголюбова (загородная княжеская резиденция) у впадении Нерли в Клязьму в память о сыне Андрея Боголюбского Изяславе, умершем от ран.


После монголо-татарского разорения русская архитектура переживала пору упадка и застоя. Монументальное строительство прекратилось на полстолетия, кадры строителей, по существу, были уничтожены, подорвана и техническая преемственность. Поэтому в конце 13 века во многом приходилось начинать сначала.

Строительство теперь сосредоточилось в двух основных районах: на северо-западе (Новгород и Псков ) и в древней Владимирской земле (Москва и Тверь ).

На смену плинфе пришел дешевый плитняк , который в сочетании с валунами и кирпичом формировал неповторимо пластичные силуэты новгородских построек.

____________________________________________________


КАНОН – правило изображения и размещения святых образов в интерьере храма.

ФРЕСКА – роспись стен водяными красками по сырой штукатурке.

МОЗАИКА – изображение или орнамент из отдельных, плотно пригнанных друг к другу разноцветных кусочков стекла, цветных камней, металлов, эмали и т.д.




Христос Вседержитель (собор св. Софии Киевской

Богоматерь Оранта (собор св. Софии Киевской


Благовещение «Устюжское» . XII век.

Апостолы Пётр и Павел . Икона середины XI века. Новгородский музей.


Боголюбская икона Богоматери. XII век. Княгинин монастырь во Владимире.

Спас Нерукотворный. Около 1191 года.



Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Славу древнерусского искусства составляет не только архитектура, но и неразрывно связанные с ней мозаика, иконопись, фресковая живопись, резьба по камню и деревянная скульптура.

3 слайд

Описание слайда:

Мозаики и фрески Киевской Софии Мозаики и фрески Софии Киевской – это уникальный ансамбль произведений монументального искусства XI столетия. Авторами росписей были не только местные, но и византийские мастера, вот почему большинство фресок соответствуют византийскому канону.

4 слайд

Описание слайда:

Главные темы мозаик и фресок – прославление небесной и земной церкви, божественности, княжеской власти. В суровых и строгих ликах переданы напряженная духовная жизнь, глубокая убежденность в истинности христианской веры, готовность к самопожертвованию во имя нее. Спас Вседержитель Иоанн Златоуст

5 слайд

Описание слайда:

Богоматерь Оранта (Молящаяся) (XI в. Собор Святой Софии. Киев) Является одним из шедевров мозаичных росписей. Богоматерь изображена с высоко поднятыми руками, обращенной с молитвой к Вседержителю Христу. Окруженная мерцанием золотых кубиков смальты, облаченная в праздничные сине-золотистые одежды, она поднимается над алтарем и производит неизгладимое впечатление на присутствующих. Ее спокойный и торжественный лик, покровительствующий жест рук воспринимаются как олицетворение заступничества и защиты.

6 слайд

Описание слайда:

Не меньший интерес вызывают фресковые росписи светского характера, отражающие реальный мир человека В западной части собора Св. Софии в Киеве сохранилось два групповых портрета семьи Ярослава Мудрого, прославившегося победами над печенегами, строительством новых мощных укреплений вокруг Киева, основателя первой на Руси библиотеки

7 слайд

Описание слайда:

На одной фреске изображен сам великий князь с сыновьями, несущими в руках макет Софийского собора На другой фреске – портреты дочерей Ярослава, смиренно ступающих в ряд со свечами в руках. Изображенные в полный рост в праздничных одеждах, они внимательно смотрят на мир с широко открытыми глазами. Их одухотворенные лица индивидуализированы. В спокойном и сдержанном облике передано представление о женской красоте.

8 слайд

Описание слайда:

Новгородская живопись. Одновременно с архитектурными сооружениями формируется новгородская школа живописи, представленная главным образом иконами. По сравнению с византийскими иконами, в новгородских иконах много экспрессии, эмоциональной выразительности, непосредственности в выражении чувств. Ранние иконы – «Ангел Златые Власы», «Спас Нерукотворный», «Устюжское Благовещение»

9 слайд

Описание слайда:

Икона «Ангел Златые Власы» В задумчивом и грустном выражении лица ангела просматриваются доброта и кротость. Ярко – красный плащ, уголок которого виден снизу, румянец щек, белокурые волнистые волосы с золотистыми нитями придают иконе особое очарование. Приглушенным охристым и оливковым тонам византийских икон новгородский мастер предпочел яркие и сочные тона.

10 слайд

Описание слайда:

Творчество Феофана Грека (ок. 1340 – после 1405) В творчестве византийского художника, прибывшего в Новгород в 70-е годы XIV в. Передан неудержимый порыв страстей. Его энергичную, стремительную манеру письма не спутаешь ни с какой другой. Во фресковых росписях Феофана Грека есть и великолепное мастерство колорита, и суровый аскетизм. В его манере письма решающее значение приобретает светотень, с помощью которой он добивается объемности изображения. Но главное, что отличает художественный стиль Феофана Грека, - это проникновенное понимание души человека, его высоких внутренних порывов и стремлений.

11 слайд

Описание слайда:

Фреска «Старец Макарий Египетский» (1378 г.) В лице столетнего старца чувствуется трагизм, затаенная мольба, скорбь и надежда. Седые волосы, слезящиеся, почти слепые глаза, покрытое морщинами лицо, отчаянный, отрешенный от мирской суеты жест поднятых рук, могучий разворот плеч – все призвано передать былую мощь и твердость духа старца. Некогда он был знаменитым теологом, автором многочисленных богословских «Бесед», а теперь, уединившись от внешнего мира, по-прежнему не находит душевного успокоения.

12 слайд

Описание слайда:

Изобразительное искусство Владимиро – Суздальского княжества Немногое из произведений изобразительного искусства Владимиро – Суздальской Руси сохранило время. Небольшая часть фресок в Дмитриевском соборе во Владимире да несколько икон конца XII – XIII вв. напоминают о расцвете сильной и самобытной школы древнерусской живописи.

13 слайд

Описание слайда:

Икона «Дмитрий Солунский» (Конец XII - XIIIв. Государственная Третьяковская галерея. Москва) В монументальной иконе воплощен образ сурового христианского святого и мученика. Облаченный в богатые одежды, украшенные золотом и драгоценными камнями, он восседает на пышном троне. Ангел венчает его голову княжеской короной, подчеркивая тем самым его божественное происхождение. В правой руке Дмитрий Солунский держит тяжелый меч – символ незыблемой княжеской власти. Плавный ритм его могучих плеч, складки одежды, декоративность колорита – все свидетельствует о высоком мастерстве художника – иконописца.

14 слайд

Описание слайда:

Творчество Андрея Рублева (ок. 1360/1370 – 1430) Творчество Андрея Рублева принесло известность и славу московской школе живописи. Мало известно о судьбе этого величайшего русского художника. Неизвестно его происхождение, причины перехода из одного монастыря в другой, взаимоотношения с окружающими людьми. В его творчестве не отразилось мрачное, жестокое время, когда Русь находилась под монголо – татарским игом. Напротив, в нем царят спокойная тишина, очарованность жизнью, отзывчивость души.

15 слайд

Описание слайда:

Икона «Спас в Силах» (1408 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва) На иконе изображен восседающий на престоле Иисус Христос с раскрытым текстом Евангелия. Художнику в полной мере удалось передать глубину и возвышенное благородство образа. Величавый облик спаса в соединении с душевной отзывчивостью позволяют увидеть в нем национальный идеал, в котором выражены представления о справедливости и святости веры. Чистые, мягко звучащие тона иконы, ее торжественный и четкий ритм свидетельствуют о высоком мастерстве художника.

16 слайд

Описание слайда:

«Звенигородский Спас» (Начало XV века. Государственная Третьяковская галерея. Москва) Это одно из самых выразительных и проникновенных произведений Рублева. В нем передано выражение мягкой нежности и душевной доброты. Открытый и кроткий взгляд, устремленный в неведомую даль, полон такой человечности и участия в судьбах людей, каких еще не знала древнерусская живопись. Изыскан колорит иконы, в которой использована прозрачная розовая охра, подчеркивающая мягкость и плавность спокойных линий.

17 слайд

Описание слайда:

«Троица» (1425 – 1427) Знаменитая «Троица» является вершиной художественного творчества Андрея Рублева. Она выражает идеалы Добра и Справедливости, Любви и Согласия.

18 слайд

Описание слайда:

Творчество Дионисия (ок. 1440 – 1503) Дионисий стал достойным преемником Феофана Грека и Андрея Рублева. Он создал мир высокой духовности, торжества добра и идеала. Дионисию покровительствовал царь Иван III. Произведения Дионисия отличают утонченные пропорции удлиненных фигур. Утратив объем, став бестелесными, они словно парят в пространстве. Дионисий предпочитает нежные, светлые оттенки: голубые, бирюзовые, малиновые, розовые, лиловые, зеленоватые… Исследователи насчитывают в произведениях Дионисия около сорока тонов, отмечают 146 оттенков охры. Росписи Дионисия праздничные и радостные.

19 слайд

Описание слайда:

Будучи уже известным художником, Дионисий был приглашен в вологодские земли, где вместе со своими сыновьями расписывал собор Рождества Богоматери Ферапонтова монастыря.

20 слайд

Описание слайда:

Среди фресок Ферапонтова монастыря выделяется огромная композиция «О Тебе радуется», проникнутая радостным прославлением Богоматери. На фреске запечатлено множество фигур, небесных сил и предстоящих перед Марией людей. Все они поют славу Марии, восседающей на престоле с младенцем на руках.

21 слайд

Описание слайда:

22 слайд

Описание слайда:

Древнерусская музыкальная культура своими истоками восходит к языческим традициям славян. Народные песни, закликания весны, плачи, сопровождающие похороны или свадьбы, песни при сборе урожая или во время военных походов всегда были неотъемлемой частью жизни наших предков.

23 слайд

Описание слайда:

На характер музыкальной культуры Древней Руси в значительной мере повлияло принятие христианства. Из Византии был заимствован музыкальный канон и система жанров. Отныне музыка развивается под эгидой церкви и рассматривается как составная часть богослужения. Хоровые церковные песнопения (кондаки, стихиры, каноны) посвящались главным церковным праздникам, житиям особо почитаемых святых.

24 слайд

Описание слайда:

Основные принципы церковного песнопения – «слаженность и доброчинство» – были сформулированы в поучении Феодосия Печерского и предполагали последовательное и гармоничное их исполнение.

25 слайд

Описание слайда:

В основе древнерусского певческого искусства лежит знаменный распев, т.е. распевно произнесенное слово. Такое название он получил от славянского слова «знамя», т.е. «знак», которым записывали песнопения. Знаменное пение также называют крюковым, т.к. изображение крюков являлось важнейшим музыкальным знаком.

Введение История древнерусского искусства насчитывает почти тысячелетие. Оно зародилось в 9-10 вв., когда возникло первое феодальное государство восточных славян - Киевская Русь. Формируясь и развиваясь в тесном взаимодействии со многими культурами близлежащих, а порой и весьма отдаленных стран, древнерусское искусство, представляющее целостное и ярко самобытное явление, заняло свое особое место в истории мирового искусства. По своему значению оно стоит в одном ряду с Византией и крупнейшими очагами средневековой культуры Западной Европы и Востока.


Прогрессивное значение в искусстве имело принятие христианства. Оно способствовало более органичному и глубокому усвоению всего лучшего, чем обладала передовая для того времени Византия. Однако христианство, оказав сильнейшее воздействие на русскую культуру, особенно в области литературы, архитектуры, искусства, развития грамотности, школьного дела, библиотек - на те области, которые были теснейшим образом связаны с жизнью церкви, с религией, так и не смогло преодолеть народных истоков русской культуры.


Язычество в искусстве Среди множества факторов, определявших своеобразные черты формирующейся раннеславянской культурной общности, следует выделить два основных. Первый из них - преобладание анимистических верований в многочисленных безличных добрых и злых духов, повсеместно окружающих человека, способных являться в разных образах («оборотни»), и культов «низшего порядка», связанных с богами- покровителями рода и племени, способствующими его благополучию, оберегающими его землю и скот, дающими им плодородие.


Второй фактор - широта и интенсивность культурных контактов, объясняющих то разнообразие мотивов и форм, что наблюдаются в наиболее совершенных памятниках ремесла собственно славянских мастеров, которые датируются VI-X веками. С ним же связано такое явление, как синкретизм, то есть сочетание в культовых обрядах и декоре ритуальных предметов элементов, характерных для разных религий. Синкретизм можно было бы назвать одним из наиболее приметных свойств славянской культуры на всем протяжении дохристианского периода ее истории.


Основной массив находок составляют изделия из черного и цветных металлов, керамические сосуды. Элементы художественности, точность передачи абстрактной объемной формы, мера преодоления грубости, инертности природного материала, тщательность обработки поверхности, характер и обилие орнаментации заметно усиливаются в предметах, имевших, как можно предположить, ритуальное назначение. Так, тонкие узоры, покрывавшие стенки глиняных сосудов, возможно, представляют собой символы плодородия, солнца, воды и огня. Основной массив находок составляют изделия из черного и цветных металлов, керамические сосуды. Элементы художественности, точность передачи абстрактной объемной формы, мера преодоления грубости, инертности природного материала, тщательность обработки поверхности, характер и обилие орнаментации заметно усиливаются в предметах, имевших, как можно предположить, ритуальное назначение. Так, тонкие узоры, покрывавшие стенки глиняных сосудов, возможно, представляют собой символы плодородия, солнца, воды и огня.


Судя по характеру украшений, находимых археологами на обширных территориях, Искусство восточных славян 15 заселенных славянскими племенами, в искусстве VIII-X веков дает о себе знать процесс выделения из массы изделий художественного ремесла произведений самого высокого качества, связанных с бытом родоплеменной знати. Судя по характеру украшений, находимых археологами на обширных территориях, Искусство восточных славян 15 заселенных славянскими племенами, в искусстве VIII-X веков дает о себе знать процесс выделения из массы изделий художественного ремесла произведений самого высокого качества, связанных с бытом родоплеменной знати.


Славянские боги наделяются наибольшей силой, властью и возможностями и соответственно рассматриваются как высшие сакральные ценности. От их воли зависит благополучие человека; в наиболее ответственных ситуациях он непосредственно обращается к богам с просьбами о помощи. Внук Ольги, князь Владимир, твердив около 980 года официальный общегосударственный культ Перуна, Хорса, Стрибога, Симаргла и Мокоши. Лишь двое из них - Перун и Мокошь - могут быть причислены к славянскому (точнее, балто- славянскому и финно- угорскому) пантеону, тогда как другие несли на себе явные приметы культов сармато- иранского происхождения. На холме в Киеве ставятся их изваяния.Славянские боги наделяются наибольшей силой, властью и возможностями и соответственно рассматриваются как высшие сакральные ценности. От их воли зависит благополучие человека; в наиболее ответственных ситуациях он непосредственно обращается к богам с просьбами о помощи. Внук Ольги, князь Владимир, твердив около 980 года официальный общегосударственный культ Перуна, Хорса, Стрибога, Симаргла и Мокоши. Лишь двое из них - Перун и Мокошь - могут быть причислены к славянскому (точнее, балто- славянскому и финно- угорскому) пантеону, тогда как другие несли на себе явные приметы культов сармато- иранского происхождения. На холме в Киеве ставятся их изваяния.


Активное вовлечение Руси в орбиту притяжения византийской художественной и духовной культуры началось задолго до 988 года - времени ее официального крещения. В искусстве, культивируемом при киевском княжеском дворе, наряду с традиционными орнаменталь но-эмблематическими композициями под влиянием византийских образцов получают все большее распространение «реалистические» изображения, в центре которых находятся человеческие фигуры. Они представляют сцены охоты, борьбы мифологических героев, цирковые игры. К произведениям такого рода относится костяной гребень X века (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) из Белой Вежи (Саркела) на Дону, хазарского города, захваченного князем Святославом в 965 году. Активное вовлечение Руси в орбиту притяжения византийской художественной и духовной культуры началось задолго до 988 года - времени ее официального крещения. В искусстве, культивируемом при киевском княжеском дворе, наряду с традиционными орнаменталь но-эмблематическими композициями под влиянием византийских образцов получают все большее распространение «реалистические» изображения, в центре которых находятся человеческие фигуры. Они представляют сцены охоты, борьбы мифологических героев, цирковые игры. К произведениям такого рода относится костяной гребень X века (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) из Белой Вежи (Саркела) на Дону, хазарского города, захваченного князем Святославом в 965 году.


Искусство Киевской Руси после принятия христианства Восприняв от Византии христианство, Русь, естественно, восприняла и определенные основы культуры. Но эти основы были переработаны и приобрели на Руси свои специфические, глубоко национальные формы. Эти особенности очень ярко проявляются в архитектуре. Хотя древнерусская архитектура достигла серьезных успехов и в гражданском и крепостном строительстве, ее своеобразие особенно выступает в культовых сооружениях - храмах. Восприняв от Византии христианство, Русь, естественно, восприняла и определенные основы культуры. Но эти основы были переработаны и приобрели на Руси свои специфические, глубоко национальные формы. Эти особенности очень ярко проявляются в архитектуре. Хотя древнерусская архитектура достигла серьезных успехов и в гражданском и крепостном строительстве, ее своеобразие особенно выступает в культовых сооружениях - храмах.


Христианские храмы появились на Руси еще в 10 в. Сначала они были деревянными. В конце 10 в. в Новгороде была срублена церковь св. Софии «о тринадцати верхах», и была она «честно устроена и украшена». В 1049 г. церковь сгорела, как сгорали многие десятки тысяч деревянных зданий, возведенных русскими зодчими в 11 и последующих столетиях. К сожалению, древние деревянные постройки не сохранились до наших дней, но архитектурный стиль народа дошел до нас в позднейших деревянных сооружениях, в древних описаниях и рисунках. Христианские храмы появились на Руси еще в 10 в. Сначала они были деревянными. В конце 10 в. в Новгороде была срублена церковь св. Софии «о тринадцати верхах», и была она «честно устроена и украшена». В 1049 г. церковь сгорела, как сгорали многие десятки тысяч деревянных зданий, возведенных русскими зодчими в 11 и последующих столетиях. К сожалению, древние деревянные постройки не сохранились до наших дней, но архитектурный стиль народа дошел до нас в позднейших деревянных сооружениях, в древних описаниях и рисунках.


Особенность зодчества Руси проявлялась, с одной стороны, в следовании византийским традициям (вначале и мастера были преимущественно греки), с другой сразу наметился отход от византийских канонов, поиск самостоятельных путей в архитектуре. Так, уже в первой каменной церкви Десятинной наметились такие не характерные для Византии черты, как многокупольность (до 25 куполов), пирамидальность это чисто русское наследие деревянного зодчества, перенесенное на каменное. Особенность зодчества Руси проявлялась, с одной стороны, в следовании византийским традициям (вначале и мастера были преимущественно греки), с другой сразу наметился отход от византийских канонов, поиск самостоятельных путей в архитектуре. Так, уже в первой каменной церкви Десятинной наметились такие не характерные для Византии черты, как многокупольность (до 25 куполов), пирамидальность это чисто русское наследие деревянного зодчества, перенесенное на каменное.


При сооружении самого значительного памятника того времени - Софийского собора в Киеве (11 в.) - древнерусская архитектура уже обладала своими приемами монументального зодчества. Византийская система крестово-купольной церкви, с ясностью ее основных членений и логичностью композиции внутреннего пространства, легла в основу пятинефного киевского собора Софии. Однако здесь был использован не только опыт строительства Десятинной церкви. От всех византийских храмов собор отличается числом куполов: их тринадцать, то есть столько, сколько было в несохранившемся деревянном храме Софии в Новгороде. При сооружении самого значительного памятника того времени - Софийского собора в Киеве (11 в.) - древнерусская архитектура уже обладала своими приемами монументального зодчества. Византийская система крестово-купольной церкви, с ясностью ее основных членений и логичностью композиции внутреннего пространства, легла в основу пятинефного киевского собора Софии. Однако здесь был использован не только опыт строительства Десятинной церкви. От всех византийских храмов собор отличается числом куполов: их тринадцать, то есть столько, сколько было в несохранившемся деревянном храме Софии в Новгороде.


В изобразительном искусстве Древней Руси своеобразие проявилось с не меньшей силой. Живописи как таковой в дохристианской Руси не существовало. Она пришла вместе с византийскими иконами и византийскими художниками. Но уже в вв. в древнерусской иконописи появились образы и связанные с ними сюжеты, характерные только для России, в частности, широкое распространение получил культ великомучеников Бориса и Глеба.


Основными видами живописи в Древней Руси были фреска и икона. Христианская церковь внесла в эти виды искусства совершенно иное содержание. Основными видами живописи в Древней Руси были фреска и икона. Христианская церковь внесла в эти виды искусства совершенно иное содержание. Фреска – это живописное изображение по сырой штукатурке. В основном ей пользовались для росписи интерьеров храмов и церквей. Фреска – это живописное изображение по сырой штукатурке. В основном ей пользовались для росписи интерьеров храмов и церквей.


Икона - изображение ликов Иисуса Христа, богоматери, святых, сцен из Священного Писания. Этому изображению церковь приписывала священный характер, потому икона выполняла функцию религиозного культа – ей поклонялись, на нее молились. Икона - изображение ликов Иисуса Христа, богоматери, святых, сцен из Священного Писания. Этому изображению церковь приписывала священный характер, потому икона выполняла функцию религиозного культа – ей поклонялись, на нее молились. «Николай Чудотворец»(начало 13 в.)


А писание икон – иконопись – была главным видом живописи того времени. Даже в Византии иконопись никогда не играла такой важной роли, как на Руси, где она стала одной из основных, общераспространенных форм изобразительного искусства, соперницей монументальной живописи. Именно иконы являются основным жанром древнерусской живописи. Иконопись, в отличие от светской живописи, осуществлялась по определенным канонам.


Наиболее примечательны иконы и росписи Софийского собора в Киеве (1037), церкви Спаса Нередицы в Новгороде (1199), иконы «Устюжское Благовещение» (конец 12 в.), «Спас Нерукотворный» (конец 12 в.), «Голова Архангела» (конец 12 в.), «Николай Чудотворец» (начало 13 в.).


Заключение В период становления феодальной Руси (особенно после Крещения Руси) очень сильное влияние Византии. Длительный период развития русской культуры определялся религией. На многие века ведущими культурными жанрами стали храмостроительство и иконопись. Иконопись положила начало русской живописи. Хотя вначале русские иконописцы придерживались византийского стиля, очень скоро был выработан свой, русский стиль и Русь дала целый ряд знаменитых иконописцев, прославивших себя и русскую иконопись на весь мир. Конечно искусство Древней Руси следует определенным канонам, прослеживающимся и в архитектурных формах, и в иконографии - в живописи даже были созданы образцы - «прориси», «подлинники», лицевые и толковые (в первых показывалось, как надо писать, во вторых это «толковалось»), но и следуя канонам, и вопреки им умела проявить себя богатая творческая личность русского художника.


Православие также положило начало русскому зодчеству - архитектуре. В языческой Руси не было храмов. Принятие же христианства в скором времени привело к строительству громадных каменных сооружений в главных центрах Руси, сначала по византийским образцам, а потом - в своём, русском стиле. Опираясь на вековые традиции восточноевропейского искусства, русские мастера сумели создать собственное национальное искусство, обогатить европейскую культуру новыми, присущими лишь Руси формами храмов, своеобразными стенными росписями и иконописью, которую не спутаешь с византийской, несмотря на общность иконографии и кажущуюся близость изобразительного языка. Это строительство повлекло за собой развитие других искусств и художественных ремесел: ювелирного дела, производства эмали и пр. С 12 в. Византийское влияние на нашу культуру ослабевает.