Является ли распоряжение нормативным правовым актом. Распоряжение это нормативно правовой акт или нет

  • Общие положения
  • II. Виды медицинской помощи, предоставляемой гражданам бесплатно
  • IV. Нормативы объемов медицинской помощи
  • V. Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи
  • VI. Подушевые нормативы финансирования Программы
  • Разделii. Федеральные законы Основы законодательства об охране здоровья граждан
  • Раздел I. Общие положения
  • Раздел II. Полномочия Федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов рф и органов местного самоуправления в области охраны здоровья
  • Раздел III. Организация охраны здоровья граждан в рф
  • Раздел IV. Права граждан в области охраны здоровья
  • Раздел V. Права отдельных групп населения в области охраны здоровья
  • Раздел VI. Права граждан при оказании медико-социальной помощи
  • Раздел VII. Медицинская деятельность по планированию семьи и регулированию репродуктивной функции человека
  • Раздел VIII. Гарантии осуществления медико-социальной помощи гражданам
  • Раздел IX. Медицинская экспертиза
  • Раздел X. Права и социальная поддержка медицинских и фармацевтических работников
  • Раздел XI. Международное сотрудничество
  • Раздел XII. Ответственность за причинение вреда здоровью граждан
  • Закон рф «о медицинском страховании граждан в рф»
  • Раздел 2. Система медицинского страхования
  • Часть 3 статьи 12 утратила силу в части создания Федерального фонда обязательного медицинского страхования Верховным Советом Российской Федерации. - Указ Президента рф от 24.12.1993 n 2288.
  • Раздел 3. Деятельность страховых медицинских организаций
  • Раздел 4. Деятельность медицинских учреждений в системе медицинского страхования
  • Раздел 5. Регулирование отношений сторон в системе медицинского страхования
  • Закон рф «о предупреждении распространения в рф заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (вич-инфекции»
  • Глава I. Общие положения
  • Глава II. Медицинская помощь вич-инфицированным
  • Глава III. Социальная поддержка вич-инфицированных и членов их семей
  • Глава IV. Социальная поддержка лиц, подвергающихся риску заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей
  • Глава V. Заключительные положения
  • Закон рф «о донорстве крови и ее компонентов»
  • Раздел I. Общие положения
  • Раздел II. Права, обязанности донора и меры социальной поддержки, предоставляемые ему
  • Раздел III. Организация донорства крови ее компонентов
  • Раздел IV. Заключительные положения
  • Закон рф «о трансплантации органов и(или) тканей человека
  • Раздел I. Общие положения
  • Раздел II. Изъятие органов и(или) тканей у трупа для трансплантации
  • Раздел III. Изъятие органов и(или) тканей у живого донора для трансплантации
  • Раздел IV. Ответственность учреждения здравоохранения и его персонала
  • Закон рф «о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»
  • Раздел I. Общие положения
  • Раздел II. Обеспечение психиатрической помощью и социальная поддержка лиц, страдающих психическими расстройствами
  • Раздел III. Учреждения и лица, оказывающие психиатрическую помощь. Права и обязанности медицинских работников и иных специалистов
  • Раздел IV. Виды психиатрической помощи и порядок ее оказания
  • Раздел V. Контроль и прокурорский надзор за деятельностью по оказанию психиатрической помощи
  • Раздел VI. Обжалование действий по оказанию психиатрической помощи
  • Разделiii. Кодексы рф (извлечения) Уголовный кодекс рф (извлечения) Раздел I. Уголовный закон (Общая часть)
  • Раздел II. Преступление
  • Глава 8. Обстоятельства, исключающие преступность деяния
  • Раздел III. Наказание
  • Раздел VI. Иные меры уголовно-правового характера
  • Раздел VII. Преступления против личности (Особенная часть)
  • Глава 16. Преступления против жизни и здоровья
  • Глава 17. Преступления против свободы, чести и достоинства личности
  • Глава 19. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина
  • Глава 20. Преступления против семьи и несовершеннолетних
  • Раздел IX. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка
  • Глава 30. Преступления против государственной власти
  • Трудовой кодекс рф
  • Раздел III. Трудовой договор
  • Раздел IV. Рабочее время
  • Раздел V. Время отдыха
  • Раздел VI. Оплата и нормирование труда
  • Раздел VIII. Трудовой распорядок. Дисциплина труда
  • Гражданский кодекс рф Раздел I. Общие положения (граждане (физические лица))
  • Глава 28. Заключение договора
  • Глава 29. Изменение и расторжение договора
  • Семейный кодекс Российской Федерации Раздел I. Общие положения
  • Глава 1. Семейное законодательство
  • Глава 2. Осуществление и защита семейных прав
  • Раздел II. Заключение и прекращение брака
  • Глава 3. Условия и порядок заключения брака
  • Глава 4. Прекращение брака
  • Раздел III. Права и обязанности супругов
  • Глава 6. Личные права и обязанности супругов
  • Глава 7. Законный режим имущества супругов
  • Глава 8. Договорный режим имущества супругов
  • Раздел VI. Платные услуги Об утверждении правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями
  • Положение о предоставлении населению медицинских услуг сверх Программы государственных гарантий на территории Красноярского края
  • Раздел I изложить в новой редакции:
  • Раздел VII признать утратившим силу;
  • Разделvii. Положение о клинической ординатуре Приказ Министерства здравоохранения рф об утверждении «Положения о клинической ординатуре»
  • Для заметок
  • 660049, Г. Красноярск, ул. Вейнбаума, 26. Кмиац оИиПд
  • Нормативно-правовые акты в Российской Федерации

    Законодательство государства складывается в результате из­дания правовых норм, закрепления их в официальных актах и систематизации этих актов. Структурным элементом системы за­конодательства является нормативно-правовой акт.

    Нормативность подразумевает, что юридические документы содержат нормы права (общие правила поведения, установленные и охраняемые от нарушения государством).

    Нормативно-правовой акт - это официальный документ, при­нятый (изданный) компетентными государственными органами и содержащий общеобязательные юридические нормы.

    Нормативный правовой акт является официальным докумен­том постоянного или временного характера, направленным на ус­тановление, изменение содержания или отмену правовых норм. Нормативно-правовые акты общеобязательны и рассчитаны на многократное применение.

    Нормативный правовой акт принимается (издается) в опреде­ленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами порядке и форме органом государственной власти или органом местного самоуправления, наделенным правом принятия (издания) нормативных правовых актов (далее - правотворческий орган), по предметам своего ведения, либо на референдуме.

    Нормативный правовой акт может быть принят (издан) сов­местно несколькими правотворческими органами, а также одним из этих органов по согласованию с другими.

    Такой акт всегда обладает четкой внутренней структурой. Текст, в целях удобства пользования, может иметь преамбулу, делиться на разделы, главы, статьи, параграфы, пункты, части, абзацы и т. д. Такое строение нормативно-правового акта - результат длитель­ного развития теории и практики нормотворчества.

    В современном государстве вся совокупность нормативных и иных юридических актов государства в конечном итоге устанав­ливает определенную правовую систему государства.

    В Российской Федерации нормативными правовыми ак­ тами являются:

      Конституция Российской Федерации - основной закон госу­дарства;

      законы Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральные конституционные зако­ны, федеральные законы;

      нормативные постановления палат Федерального Собрания Российской Федерации;

      нормативные указы Президента Российской Федерации;

      нормативные постановления Правительства Российской Феде­рации;

      нормативные правовые акты федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;

      нормативные указания, положения, инструкции Центрального банка Российской Федерации (Банка России);

      нормативные постановления Конституционного Суда Россий­ской Федерации;

      нормативные приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции Генерального прокурора Российской Федерации;

      конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;

      нормативные правовые акты органов местного самоуправ­ления.

    Конституция Российской Федерации, законы и иные норматив­ные правовые акты федеральных органов государственной власти составляют федеральное законодательство.

    К сфере исключительного регулирования Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными за­конами относятся:

      основы конституционного строя Российской Федерации;

      права, свободы и обязанности человека и гражданина, способы их обеспечения, а также юридическая ответственность и иные меры принуждения по отношению к личности;

      правовое положение общественных объединений;

      федеративное устройство Российской Федерации;

      общие принципы организации местного самоуправления;

      установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности, формирование федеральных органов государ­ственной власти;

      основы федеральной политики в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

      порядок формирования и расходования средств федерального бюджета, федеральные налоги и сборы;

      федеральные транспорт, пути сообщения;

      оборона, оборонное производство, определение порядка прода­жи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества;

      порядок введения военного или чрезвычайного положения;

      безопасность, производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

      порядок ратификации и денонсации международных догово­ров Российской Федерации, ратификация и денонсация таких договоров;

      судоустройство, прокуратура, гражданское, гражданское про­цессуальное, арбитражное процессуальное, уголовное, уголов­но-процессуальное, уголовно-исполнительное законодатель­ство, правовое регулирование интеллектуальной собственно­сти.

    Таким образом, по данным вопросам принимаются законы только на федеральном уровне.

    Федеральные законы могут приниматься в форме кодексов Российской Федерации и основ законодательства Российской Фе­дерации.

    Кодекс Российской Федерации - это федеральный закон, при­нимаемый по предметам ведения Российской Федерации, а также по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, содержащий в систематизированном виде всю или ос­новную часть правовых норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений.

    Основы законодательства Российской Федерации - это феде­ральный закон, принимаемый по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, обес­печивающий единообразное правовое регулирование определен­ных общественных отношений.

    На сегодняшний день ключевым законом, регулирующим от­ношения в сфере охраны здоровья граждан, являются Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1.

    В целях обеспечения правопреемства законы, действовавшие на территории Российской Федерации до принятия Конституции РФ (1993 г.), с вступлением ее в силу приобрели статус федеральных законов и применяются на территории Российской Федерации до официальной отмены в части, не противоречащей Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам и международным договорам Российской Федерации. Одной из тенденций развития системы законодательства Российской Федерации в последнее десятилетие является интег­рация в российское законодательство общепризнанных принци­пов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации занимают отдельное положение в системе норматив­но-правовых актов Российской Федерации и являются составной частью ее правовой системы.

    Международный договор Российской Федерации - это меж­дународное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международ­ным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой доку­ментах, а также независимо от его конкретного наименования.

    Порядок заключения, выполнения и прекращения международ­ных договоров Российской Федерации определяется Федеральным законом от 15.07.1995 № 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации".

    Если международным договором Российской Федерации ус­тановлены иные правила, чем предусмотренные законом, то при­меняются правила международного договора (ст. 15 Конститу­ции РФ).

    Конституционный Суд РФ в пределах своих полномочий при­нимает постановления, заключения и определения, а также реше­ния по организационным вопросам.

    Нормативными являются постановления Конституционного Суда РФ о признании не соответствующими Конституции РФ нор­мативных правовых актов или их частей. Нормативные правовые акты Конституционного Суда РФ принимаются на основе и во исполнение Конституции РФ, Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1 - ФКЗ "О Конституционном Суде Россий­ской Федерации".

    Субъекты Российской Федерации имеют свои конституции (ус­тавы). Конституции (уставы) субъектов Российской Федерации принимаются на основе Конституции РФ и не могут ей противо­речить. Органы государственной власти субъектов РФ в пределах сво­их полномочий принимают (издают) законы и иные нормативные правовые акты в порядке, предусмотренном законодательством субъектов РФ. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации принимаются (издаются) на основе и во исполнение федерального законодательства, конституции (устава) соответ­ствующего субъекта РФ и не могут им противоречить. Действие этих нормативных актов распространяется лишь на территории соответствующего региона.

    Органы местного самоуправления в пределах своих полно­мочий принимают (издают) нормативные правовые акты. Нор­мативные правовые акты органов местного самоуправления при­нимаются (издаются) на основе и во исполнение федерального законодательства, конституции (устава), законов и иных норма­тивных правовых актов соответствующего субъекта РФ и не могут им противоречить.

    Конституции (уставы) субъектов Российской Федерации, зако­ны и иные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты органов местного самоуправления составляют законодатель­ство субъектов Российской Федерации.

    Федеральное законодательство и законодательство субъектов Российской Федерации составляют законодательство Российской Федерации.

    Отметим, что законодательные акты, несмотря на свое широкое нормативное содержание, не могут в полной мере осуществлять правовое регулирование всех вопросов охраны здоровья. Законы далеко не всегда указывают конкретные механизмы реализации заложенных в них норм. Именно поэтому возрастает роль право­вых актов органов исполнительной власти, которые обеспечивают выполнение законодательных норм, исходя из реальной правовой ситуации.

    К подзаконным правовым актам федеральных органов исполни­тельной власти относятся: указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, постановления, распоряжения и приказы различных федеральных министерств и ведомств.

    Нормативные акты Президента РФ и Правительства РФ яв­ляются важнейшими источниками права. Они служат правовой основой для возникновения, изменения и прекращения админист­ративно-правовых отношений, определяющих правила поведения в сфере государственного управления.

    Порядок подготовки, внесения, рассмотрения, принятия (из­дания), вступления в силу и официального опубликования зако­нов, составляющих законодательство РФ и иных нормативных правовых актов, определяется соответственно Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом от 10.10.1995 № 2-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации", другими федеральными конституционными законами, Федеральным законом от 15.07.1995 № 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", Федеральным законом от 14.06.1994 № 5-ФЗ "О порядке опублико­вания и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", указа­ми Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, а также законодательством субъектов Российской Федерации.

    Все нормативно-правовые акты имеют определенные времен­ные, территориальные ограничения (пределы) своего существова­ния и действия, а также распространяются на определенный круг лиц. По общему правилу нормативно-правовые акты применяются к отношениям, имевшим место в период от введения их в действие до утраты ими силы.

    Пределом действия нормативного акта во времени считается период с момента вступления его в законную силу до момента прекращения его действия.

    В Российской Федерации нормативно-правовые акты вступают в силу одним из следующих способов:

      в результате указания в тексте нормативно-правового акта на календарную дату, с которой юридический документ вступает в силу;

      в результате указания на иные обстоятельства, с которыми свя­зывается вступление в законную силу документа (например, "с момента подписания", "со дня опубликования" и т. д.);

      в результате применения общих правил, указанных в законода­тельстве.

    По этим общим правилам законы, другие нормативно-правовые акты высших представительных органов вступают всилу на всей территории Российской Федерации одновременно по истечении 10 дней со дня их официального опубликова­ния.

    Нормативно-правовые акты Президента РФ вступают в силу на всей территории Российской Федерации одновременно по ис­течении семи дней со дня их официального опубликования, а акты Правительства РФ - со дня их подписания.

    Акты федеральных органов исполнительной власти (например, приказы Министерства здравоохранения и социального развития) вступают в силу с момента опубликования и, как и иные акты, под­лежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ (Федеральной регистрационной службе).

    Порядок вступления в силу нормативно-правовых актов субъ­ектов РФ, нормативных актов муниципальных органов определя­ется ими самостоятельно.

    Нормативный правовой акт (его части) прекращает действовать в результате:

      истечения срока действия нормативного правового акта (его части);

      признания нормативного правового акта (его части) утратив­шим силу (прямое указание на отмену, которое может содер­жаться в акте более высокой юридической силы или в актах того же уровня);

      принятия (издания) нового нормативного правового акта равной или большей юридической силы, заменяющего ранее принятый (изданный) нормативный правовой акт (его часть). В связи с принятием (изданием) нового нормативного правового акта признаются утратившими силу все нормативные правовые акты или их части, если они противоречат положениям нового нор­мативного правового акта;

      вступления в силу в установленном порядке международного договора Российской Федерации, положениям которого проти­воречат положения ранее принятого (изданного) нормативного правового акта (его части);

    признания нормативного правового акта (его части) не соот­ветствующим (не соответствующей) Конституции РФ в уста­новленном законом порядке. Действие нормативных правовых актов, составляющих зако­нодательство Российской Федерации, распространяется на граж­дан РФ, а также на находящихся, на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено фе­деральными законами и международными договорами Российской Федерации.

    Нормативные правовые акты, составляющие федеральное за­конодательство, действуют на всей территории Российской Феде­рации, если в указанных актах (актах о введении их в действие) не предусмотрено иное. Действие нормативных правовых актов, составляющих законодательство субъектов РФ, распространяется на территорию соответствующего субъекта. Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления действуют на территории соответствующего муниципального образования.

    Важнейшим из подзаконных нормативно-правовых актов яв­ляется Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, впервые принятая в 1998 г. и ежегодно корректируемая Правительством РФ. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.09.1998 № 1096 "Об утверждении Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицин­ской помощи", указанная Программа определяет виды медицин­ской помощи, предоставляемой населению бесплатно.

    Дата написания: 2013-10-01


    При первом знакомстве с отечественным правом, как правило, бросается в глаза наличие большого количества нормативных актов. Согласно сведениям, которые приводят ведущие правовые системы (Гарант, Консультант+), сегодня, с учетом актов субъектов РФ, количество нормативной документации составляет несколько миллионов. Если принимать во внимание только акты федерального значения речь идет о сотни тысячах. Только вдумайтесь в эти цифры!!! В таком обилии правовой информации довольно сложно ориентироваться даже опытному юристу. Поэтому хороший специалист в области права специализируется в какой то отдельной отрасли или даже направлении. Никто не в состоянии удержать в голове такое количество нормативных актов. Более того, мало знать закон, не менее важно понимать и практику его правоприменения. Но это своя, отдельная, большая тема, первое же соприкосновение с правом происходит в момент знакомства с нормативными актами. И для правильного их толкования конечно же надо понимать как все устроено.

    Нормативные акты в правовой системе Российской Федерации существуют не хаотично. Они образуют некую систему, основы которой заложены в Конституции РФ. Необходимо понять, что любой нормативный акт, должен отвечать строго определенным для данного вида актов требованиям, по крайней мере формальным.

    Ключом к пониманию системы нормативных правовых актов лежит понятие "юридической силы" документа. К сожалению, в нашем законодательстве нет легального определения этому термину, тем не менее, наиболее часто "юридическую силу" определяют как свойство официального документа, способного порождать определенные юридические последствия. Это свойство нормативных актов, наделяется действующим законодательством и органом издавшим его, ему пресуще обязательность его применения.

    В зависимости от юридической силы нормативного акта в правовой системе выстраивается иерархия, т.е. определенная система соподчиненных правовых (нормативных) актов.

    В самой общей классификации различают:

    • Законы
    • Подзаконные акты

    Законы обладают наивысшей юридической силой. Это особые документы, принимаемые по очень важным сферам общественных отношений, имеют достаточно сложную процедуру принятия и вступления их в силу. По юридической силе законы в России также имеют свою иерархию.

    1. Конституция
    2. Федеральные конституционные законы
    3. Федеральные законы

    Конституция есть основной закон страны, из которого исходят все остальные правовые акты.

    Согласно ст. 15 Конституции РФ

    Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации

    Само по себе понимание основных принципов, заложенных в Конституции, дает вам совершенно иной, качественно другой подход к решению любого правового вопроса.

    Основной же массив законодательной базы составляют федеральные законы. Ежегодно в России принимается сотни федеральных законов. Не все из них, конечно же, являются новыми законами. Большинство из них являются корректирующими, вносящими поправки в уже существующие законы.

    Федеральные законы принимаются Государственной думой (законодательная власть), одобряются Советом Федерации, подписываются Президентом РФ, публикуются в официальных изданиях и затем только, спустя определенное время, вступают в силу.

    Довольно сложная процедура издания законов продиктовано важностью регулируемых ими общественных отношений, а также их первостепенным (после Конституции) положением в системе нормативных актов России.

    Кроме законов (Конституции, Федеральных конституционных законов и Федеральных законов) в систему нормативных правовых актов, как указано было выше, входит другая большая группа актов, так называемые подзаконные акты.

    1. Указы и распоряжения Президента
    2. Постановления и распоряжения Правительства
    3. Акты федеральных органов исполнительной власти

    Это акты, которые по процедуре издания гораздо менее сложны чем законы. Оперативность их принятия гораздо выше, но и степень доверия к ним, как к актам исполнительной власти меньше, нежели к законам, как к актам законодательной власти. По большому счету, их основная функциональность - "во исполнение федеральных законов". Они не могут, да и не должны подменять собой законы в тех областях, где общественные отношения должны регулироваться исключительно законом. Исключение составляют Указы Президента, которые временно могут принимать функции законов, до момента их принятия. На практике, к сожалению, бывают ситуации когда законы, регулирующие определенную сферу отношений, вполне могут регулироваться подзаконными актами и наоборот, там где нужен закон порой действуют подзаконные акты. Это не совсем правильно. Нельзя "размывать границу" между законодательной и исполнительной властью. Конечно, закон это инертный правовой регулятор, не всегда способный оперативно среагировать на происходящие реалии, но для этого он и не предназначен, его основная функция регулирование наиболее важных общественных отношений , а не удовлетворение сиюминутных интересов той или иной группы лиц. Но вернемся к существу вопроса.

    Указы и распоряжения, издаваемые Президентом Российской Федерации не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

    На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

    Постановления Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

    Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.

    Необходимо отметить, что распоряжения Президента и Правительства РФ, обычно носят индивидуальный или организационный характер, не являясь по сути нормативными документами, которые имеют неоднократное применение и адресованы неопределенному кругу лиц.

    Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.

    Таким образом, система нормативных актов, с учетом юридической силы выстраивается следующим образом:

    Кроме того, любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

    Также, здесь необходимо отметить, что на вышеуказанную систему нормативных правовых актов влияют, как минимум, еще два не указанных здесь источника права:

    Так, согласно ст. 15 Конституции РФ

    Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора

    Кроме того, согласно ст. 125 Конституции РФ

    Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению

    Справедливости ради стоит отметить, что вышеуказанная система нормативных правовых актов приведена без учета правовых актов субъектов Российской Федерации. В то же время Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. И часть общественных отношений находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Более того, вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Об этом стоит всегда помнить при принятии решения, основываясь на том или ином нормативном правовом акте.

    Нормати́вный правово́й акт - официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т. д.) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение .

    Указанное выше определение с точки зрения права принципиально не совпадает с определением, указанным в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», в 9 пункте которого перечислены существенные признаки, характеризующие нормативный правовой акт: издание его в установленном порядке уполномоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нём правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Указанное выше определение подходит под нормативный акт.

    Нормативный правовой акт - это акт правотворчества , который принимается в особом порядке строго определёнными субъектами и содержит норму права. Норма права - это общеобязательное, формально определенное правило поведения, гарантируемое государством, отражающее уровень свободы граждан и организаций , выступающее регулятором общественных отношений.

    Законы и подзаконные акты

    Нормативные правовые акты в Российской Федерации

    Поскольку Российская Федерация является федеративным государством, нормативные правовые акты могут быть федеральными (Российской Федерации) и субъектов Российской Федерации, также в пределах полномочий решения выборного органа муниципального образования.

    В России установлена следующая иерархическая система нормативных правовых актов (в зависимости от их юридической силы):

    • , а также общепризнанные принципы и нормы международного права, составляют особую группу, которая является составной частью правовой системы России. Международные договоры и соглашения России имеют бо́льшую юридическую силу, чем законы и подзаконные акты Российской Федерации .
    • Федеральные законы :
      • Федеральные законы (в том числе (министерств, федеральных служб и агентств), а также акты иных федеральных органов власти Российской Федерации (Банк России, ЦИК России, Генеральная прокуратура Российской Федерации и т. д.).
    • Конституции (уставы) субъектов федерации .
    • Законы субъектов федерации.
    • Подзаконные правовые акты субъектов федерации.

    На уровне муниципального образования - решения муниципального образования.

    Однако нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут иметь высшую юридическую силу по отношению к законам Российской Федерации, если они были изданы вне пределов ведения Российской Федерации или совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации .

    Нормы права, носителями которых являются Конституция России и Федеральные конституционные законы, имеют понятие Конституционно-правовых актов .

    • в зависимости от содержания, то есть отраслевые (нормы права, объединённые общими чертами):
    • гражданско-правовые
    • уголовно-правовые
    • административно-правовые
    • комплексные (муниципальные, экологические)

    При возникновении необходимости изменения правового регулирования вопросов, решенных в нормативных правовых актах бывших министерств, ведомств СССР, оформлять такое изменение следует путём принятия нового нормативного правового акта с указанием в нём, что отдельные положения либо весь акт бывших министерств, ведомств СССР на территории Российской Федерации не применяются.

    Нормативно - правовой акт - это официальный документ, принятый компетентным субъектом правотворческой деятельности в особом порядке, содержащий нормы права, имеющий свои реквизиты, структуру, особый порядок вступления в силу.

    Признаки :

    1. Официальный документ - любой официальный документ имеет всегда письменную форму.

    2. Всегда содержит нормы права

    3. Принимается компетентными гос. органами, негосударственными субъектами правотворчества, правительством, президентом, негосударственными субъектами правотворчества (органы местного самоуправления), либо населением на референдуме

    4. Принимается в особом процедурном порядке

    5. Имеет свои реквизиты: наименование (закон, поставновление, приказ, указ), заголовок, дату и место принятия, дата вступления в силу, подписи должностных лиц и др. Титул акта - наименование, дата и мест опринятие.

    6. Имеет свою внутреннюю структуру - нормативный материал распределяется по частям, разделам, главам, главы - стсоят из частей, а стьти - из пунктов.

    Виды НПА:

    1. По сфере действия

    федеративные, субъектов федерации, органов местного сампоуправления, локальные

    2. По срокам действия:

    постоянные, временные (где указан срок действия акта)

    3. По предмету правового регулирования:

    конституционно-правовые, гражданско-правовые и др.

    4. По субъектам правотворечества:

    акты референдума, акты органов гос. власти, санционированные правовые акты негосударственных субъектов правотворчества

    5. По юридической силе:

    законы, подзаконные акты

    Законы: - это нормативно - правовой акт, принятый в особом порядке законодательными (представительными) органами власти либо непосредственно на референдуме, регулирующий важнейшие общественные отношения и обладающий высшей юридической силой.

    Признаки:

    1. разновидность НПА

    2. принимается в особом процедурном порядке, закреплённом в Конституции и регламентами Парламентов.

    3. Принимается только законодательными (представительными) органами, либо на референдуме.

    4. Регулирует наиболее важные общественные отношения - регулирующие полит. систему общества, наиболее важные отношения

    5. Обладает высшей юридической силой - то есть все иные НПА издаются на основе законы и не могут ему противоречить

    6. имеет особый порядок вступления в силу

    7. выражает волю и интересы общества в целом, если мы ведём речь о демократическом государстве

    Классификация законов:

    1. По времени действия: временные(чрезвычайные), постоянные

    2. По кругу лиц: общего действия (КРФ), специальные (закон о статусе судей, о прокуратуре и т.д.)

    3. По сфере действия: общефедеральные и субъектов



    4. По юридической силе: КРФ, ФКЗ, ФЗ(кодифицированные и обычные), законы субъектов РФ(по вопросам совместного ведения, по вопросам их исключительного ведения)

    Конституция - это основной закон государства, выражащий волю и интересы народы в целом, либо отдельных социальных слоёв (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны.

    Основные свойства К.:

    1. особый субъект, который устанавливает К. или от имени которого она принимается

    2. учредительный первыичный характер конституционных установлений - народ, являясь носителем суверенитета и единственным источником власти учреждает основы общественного и гос. устройства.

    3. особый предмет конституционного регулирования - носит всеобхъемлющий характер и затрагивает все сфера жизни общества

    4. особые юридические свойства:

    Верховенство К.

    Высшая юридическая сила

    Стабильность К.

    Прямое действие

    Ядро правовой системы

    Особый порядок принятия, пересмотра и внесения поправок

    Особая охрана

    Виды конституций:

    1. по субъекту принятия

    октрыированные и принятые народом

    2. гибкие и жёсткие - по порядку внесения изменений

    3. по форме выражения - писаные (единый НПА) и неписаные

    4. реальные (положение соответствует действительности) и фиктивные - по характеру реализации

    Подзаконные нормативные акты - издаются компетентными органами или должностными лицами государства на основании и во исполнении законов и содержат юридические нормы

    Виды подзаконных нормативных актов РФ:

    1. нормативные указы и распоряжения прездинта РФ

    2. нормативные постановления и распоряжения правительства - общие подзаконные акты

    3. ведомственные подзаконные акты - приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, гос. комитетов

    4. решения и постановления органов гос. власти и управления субъектов федерации - решения председателя правительства области или постановление

    5. нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов

    4,5 - местные

    6. локальные (внутриорганизационные нормативные акты)

    3. Действие НПА во времени, пространстве и по кругу лиц:

    Вступление в силу нормативного акта и утрата юр. силы.

    НПА вступает в силу:

    1. может быть указано вступление в самом нормативном акте:

    А) с момента подписания

    Б) с момента принятия

    Г) с точно обозначенной даты

    2. если таких указаний нет, то по истечении определённого срока после опубликования

    А) законы - по истечении 10 дней

    Б) нормативные акты президента и правительства - по истечении 7 дней

    В) ведомственные НПА встпуают в силу со дня присвоения им порядкового номера гос. регистрации (в мин. юсте РФ)

    Г) чрезвычайные акты - с возникновением определённых обстоятельств

    Д) есть НПА, которые не могу публиковаться; для актов, не подлежащих публикации - вступление для них с момента фактического получения акта исполнителями

    Утрата юр. силы:

    1. истёк срок действия, на который издан НПА

    2. в результате прямой отмены акта путём публикации решения компетентного органа об этом

    3. в связи с изданием нового нормативного акта, заменяющего прежний

    4. для черзвычайных актов - изменение обстоятельств

    Ретроактивность - распространение действия законы на события, имевшие место до вступления в юр. силу; по общему правилу НПА обратной силы не имеет. Исключение из правила:
    1) когда законодатель прямо придаёт НПА обратную силу

    2) издание актов, смягчающих или устраняющих юр. ответственность или наказуемость деяния

    Ультраактивность (переживание закона) - закон либо его часть утрачивает силу по специальному указанию может продолжать регулировать отдельные общественные отношения

    В пространстве: территориальное действие НПА и экстерриториальное действие НПА. Территориальное действие НПА означает, что он действует в пределах территории государства. Акты, действующие на всей территории государства, акты субъектов федерации, акты муниципальных органов. Что понимается под территорией? Это земная и водная поверхность, воздушное пространство, недра, территориальные воды, континентальный шейх. Экстерриториальное действие означает возможность их применения в отношении российских граждан, находящихся за пределами РФ. Условная территория госудасртва - это территории посольств, консульств, воинских подразделений, дислацируемых за границей, территория гражданских кораблей и солоны летательных аппаратов, находящиеся на нейтральной территории, территории военных кораблей, что касается военных кораблей и летательных аппаратов - где бы они не находились.

    Действие НПА по кругу лиц. НПА распространяются на всех адрессатов в рамках территориальной сферы действия того или иного акта. Есть понятие специального действия НПА - когда распространяется на отдельные категории граждан(воинский устав например). Из общего правила есть 3 исключения: 1. главы государств и правительств, сотрудники дипломатических и консульских представительств наделены дипломатическим иммунитетом, следовательно к ним не могут быть применены меры ответственности и гос. принуждения за нарушение уголовного законодательства и законодательства об административных правонарушениях; 2. проживающие на территории государства иностранные лица и лица без гражданства (апатриды), хотя и пользуются широким кругом прав и свобод наряду с гражданами в некоторых правоотношениях не могут выступать носителями прав. 3. некоторые нормативные акты в частности, предусматривающие уголовную ответственность распространяются на граждан не зависимо от их места нахождения и не зависимо от того, понесли они уже наказание по нормам иностранного законодательства или нет.

    Нормативно-правовой акт - это письменный документ, созданный в результате правотворческой деятельности компетентных государственных органов или всего народа по установлению или признанию норм права, вводящий, изменяющий или отменяющий правила общего характера, который содержит нормы права и направлен на урегулирование определенных общественных отношений.

    Марченко отмечает, что все нормативно-правовые акты являются государственными по своему характеру, их система определяется конституцией, они содержат общие предписания в отличие от правоприменительных актов, в каждом государстве есть своя иерархия, т.е. «система расположения, соподчиненности нормативно-правовых актов».

    Особенности этого источника права состоят в следующем:

    это акт нормативного характера (содержит нормативные предписания);

    это правовой акт (содержит только нормы права, в отличие от актов нормативного содержания, например, инструкции по правилам эксплуатации техники);

    это акт, создаваемый в результате правотворческой деятельности государства или на референдуме (законодательная процедура, предусматривающая прохождение законопроекта в парламенте, согласительные процедуры, «чтения законов», промульгацию и др.);

    это акт, обладающий общеобязательностью (рассчитан на неопределенный круг лиц);

    это акт, оформляемый в виде официального государственного документа (с соблюдением необходимых реквизитов и указанием порядка вступления его в законную силу);

    это акт, в котором нормы права группируются по определенным структурным образованиям (статьи, главы, разделы).

    Нормативно-правовой акт является наиболее распространенным источником права, особенно для стран романо-германской (континентальной) системы права. В нем закрепляется большинство социально значимых норм, регулирующих наиболее важные общественные отношения. Иные источники права общерегулирующей значимостью не обладают. Статьи нормативно-правовых актов четко формулируют предписываемые правила поведения. В отличие от нормативно-правового акта юридические прецеденты носят казуистический характер, а правовые обычаи - неопределенный характер. Нормативно-правовые акты могут подвергаться быстрым изменениям по сравнению с иными актами.

    В РФ существует сложная система нормативно-правовых актов, находящихся между собой в определенной соподчиненности, направленных на регламентацию общественных отношений. Системе законодательства любого государства свойственно, прежде всего, деление на законы и подзаконные акты (по юридической силе). Основаниями деления нормативных актов на виды являются: юридическая сила, характер и объем действия, содержание, субъекты издания и др. Юридическая сила нормативно-правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации.

    Акты высших правотворческих органов обладают большей юридической силой по сравнению с актами нижестоящих органов, которые должны соответствовать первым.

    Конституция обладает высшей юридической силой, является базой текущего законодательства. Ее основополагающие идеи детализируются в других актах, которые не должны противоречить Конституции.

    Законы принимаются высшими представительными органами как Федерации, так и ее субъектов, или референдумами. С этим связано верховенство законов в системе нормативно-правовых актов. Деление на законы и подзаконные акты свойственно законодательству любого государства.

    Закон - это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативно-правовой акт, выражающий государственную волю по основным вопросам общественной жизни. Закон содержит правовые нормы и является основным источником права. Закон принимается только высшим представительным органом или путем референдума, обладает высшей юридической силой и верховенством по отношению к другим источникам права, отражает волю и интересы всего общества, издается по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, принимается, изменяется и дополняется в особом законодательном порядке. В некоторых государствах законы могут приниматься не только представительными органами, но и высшими судебными инстанциями, в порядке делегированного правотворчества, на референдумах. Законы принимаются по существенным вопросам общественной жизни, в особом законодательном порядке, составляют ядро всей правовой системы государства, обусловливая структуру всей совокупности нормативно-правовых актов страны.

    Ни один подзаконный акт не может вторгаться в сферу законодательного регулирования. Таким образом, первичность законов, их высшая юридическая сила и особый порядок принятия являются наиболее существенными их особенностями. Изменить или отменить закон имеет право только тот орган, который его принял.

    Классификация законов может иметь следующий вид:

    по юридической силе (конституция, федеральные конституционные и федеральные законы);

    по сфере действия (федеральные и субъектов федерации);

    по субъектам законотворчества (принятые на референдуме или органами государственной власти);

    по отраслевой принадлежности (конституционные, административные, гражданские);

    по внешней форме выражения (конституция, кодекс, закон, устав);

    по сроку действия (постоянные и временные);

    по кругу лиц (распространяющие свое действие на иностранцев, граждан, лиц без гражданства);

    по времени вступления в силу (непосредственно или с даты, указанной в законе).

    Подзаконные нормативно-правовые акты издаются в пределах компетенции исполнительного органа государственной власти, они не должны противоречить закону, но могут его конкретизировать, развивать, дополнять. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, они основываются на юридической силе законов и не могут противоречить им. Подзаконные акты конкретизируют принципиальные положения законов применительно к особенностям различных доминирующих интересов в обществе. Все подзаконные акты как правило являются актами различных органов исполнительной власти. По субъектам издания и сфере распространения они подразделяются на:

    ведомственные;

    внутриорганизационные.

    Общие подзаконные акты - это нормативно-правовые акты общей компетенции, действие которых распространяется на всех лиц определенного государства. К ним относятся нормотворческие предписания высших органов исполнительной власти (указы и распоряжения Президента России как акты первоначального правотворчества, постановления и распоряжения Правительства РФ, которые носят нормативный характер).

    Местные подзаконные нормативно-правовые акты - это акты органов представительной и исполнительной власти на местах. Они издаются территориальными органами государственной власти и управления или органами местного самоуправления (конституции и уставы субъектов, нормативные решения или постановления советов, мэрий, муниципалитетов, регламенты, положения, постановления, распоряжения).

    Ведомственные подзаконные нормативно-правовые акты принимаются на основе законов РФ, указов Президента и постановлений Правительства. В соответствии с ними регулируют отношения, находящиеся в ведении определенной исполнительной структуры. Но среди них есть акты значительной сферы действия (акты министерства финансов, министерства внутренних дел). Внутриведомственные акты распространяются на ограниченную сферу общественных отношений, некоторые исполнительные органы имеют право издавать акты внешнего действия (МВД). «Ведущей формой ведомственного акта является приказ, который может быть как нормативным, так и ненормативным по своему содержанию. Приказом опосредуется различная по своему характеру деятельность, им утверждается, а тем самым и придается соответствующая юридическая сила другим нормативным актам… он имеет нормотворческое значение.

    Выступая актом детализации постановления Правительства».

    Внутриорганизационные подзаконные нормативно-правовые акты - это нормативно-правовые акты, издаваемые различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяющиеся на членов данных организаций.

    Локальные нормативно-правовые акты принимаются в достаточно широких сферах общественной деятельности. Особое значение они приобрели в организациях по регулированию отношений между работодателем и наемными работниками. В рыночных экономических отношениях приобретают большое регулятивное значение коллективные договоры, соглашения по охране труда и другие акты совместного нормотворчества. К локальным нормативным актам относятся также приказы работодателя и администрации организаций, принятые в пределах их компетенции.

    Локальные нормативно-правовые акты относятся к категории подзаконных источников права, стоящих на низшем уровне юридического регулирования. Они имеют ограниченную сферу действия и не должны противоречить законам и другим подзаконным актам. Действующее трудовое законодательство детально регламентирует порядок разработки и принятия локальных нормативных актов, которые становится своеобразными «кодексами» в масштабе отдельных организаций. Локальные акты могут вводить льготы и поощрения для работников конкретных организаций, но в них не должны устанавливаться санкции, не предусмотренные законами об ответственности.

    Действие во времени предполагает необходимость учета времени вступления акта в законную силу и утрату законной силы. Обычно акт вступает в силу с момента его принятия правотворческим органом или начинает действовать по истечении определенного срока после его опубликования. Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. Опубликование этих законов производится в информационном бюллетене «Собрания законодательства РФ». Федеральные законы публикуются в «Российской газете» и передаются для внесения в эталонный банк правовой информации научно-технического центра правовой информации «Система». Публикация нормативно-правовых актов в названных изданиях является официальной. Федеральные законы могут быть также опубликованы в иных печатных изданиях. Акты Президента РФ, если они имеют нормативный характер, вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении 7 дней после их опубликования в официальных изданиях. Названные сроки вступления нормативно-правовых актов в силу не применяются в случаях, когда при их принятии установлен другой срок введения их в действие. Акты Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания Председателем Правительства РФ.

    Особый порядок вступления в силу установлен для нормативных актов центральных органов государственного управления РФ. Он во многом зависит от соблюдения таких условий, как государственная регистрация в Министерстве юстиции РФ, официальное опубликование. Эти акты, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер и прошедшие государственную регистрацию в Минюсте РФ, подлежат официальному опубликованию. Официальное опубликование этих актов осуществляется не позднее 10 дней после их государственной регистрации.

    Акты, не прошедшие государственной регистрации, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий как не вступившие в силу.

    Необходимо учитывать правило, согласно которому закон обратной силы не имеет, т.е. он не распространяется на отношения, существовавшие до момента принятия нового закона (новой редакции). Придание закону обратной силы возможно лишь в случаях, которые обозначены в самом законе или, если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность. Нормативно-правовые акты во времени утрачивают свою силу по истечении срока действия, в связи с изданием нового акта, заменяющего старый закон, на основании прямого указания конкретного органа. Таким образом, нормативно-правовые акты имеют «определенные временные, территориальные ограничения (пределы) своего существования и действия, а также распространяются на определенный круг лиц (субъектов права). По общему правилу, нормативно-правовые акты применяются к отношениям, имевшим место в период от введения их в действие до утраты ими силы».

    Действие в пространстве определяется территорией распространения властных полномочий органов, издающих акт. Территориальные пределы действия нормативно-правовых актов отражают суверенитет государства и его юрисдикцию. В соответствии с территорией действия свое пространство имеют федеральные нормативные акты, акты субъектов Федерации и локальные нормативные акты. Федеральные законы имеют одинаковую силу на территории всех субъектов РФ. Законы и иные нормативные акты субъектов действуют лишь на их территории. При расхождении закона субъекта Федерации с федеральным законом действует закон РФ. Таким же образом должен решаться вопрос в случаях коллизии иных одновидовых нормативных актов.

    Отдельные федеральные нормативно-правовые акты и нормативные акты субъектов Федерации распространяются на определенные местности, составляющие часть их территории, не всегда совпадающей с территорией субъектов Федерации. Нормативные акты РФ распространяются также на территории посольств, представительств, военных, торговых судов под флагом России и другие территориальные образования РФ за рубежом. Отдельные нормативные акты могут распространяться на российских граждан, работающих за рубежом. Действие нормативно-правовых актов по территории регулируется также международно-правовыми актами и договорами.

    Международными договорами также регулируется экстерриториальное действие правовых актов РФ (распространение законодательства страны за ее пределами). Принцип территориального применения НПА означает, что акты федеральных органов действуют на всей территории, акты субъектов федерации - на территории данного субъекта, акты органов местного самоуправления - на территории, управляемой этим органом.

    Действие по кругу лиц означает распространение нормативных требований на всех адресатов в рамках территориального действия того или иного акта. Однако есть исключения из общего правила, когда действие НПА по кругу лиц не совпадает с действием по территории (например, в отношении иностранцев, пользующихся дипломатическим иммунитетом, или в отношении определенного круга лиц, очерченного законом - военнослужащих, прокуроров, милиции и др.). В последнем случае речь идет о специальных нормативных актах.

    В трудовом законодательстве применяется также принцип действия нормативно-правовых актов о труде по категориям работников (специальные нормы в отношении труда женщин, несовершеннолетних, инвалидов, лиц, занятых в отдельных сферах деятельности, работников бюджетной сферы, работающих на тяжелых и вредных работах, временных и сезонных работников и др.). В данном случае для различных категорий лиц, исполняющих трудовые или служебные функции, специальными нормами устанавливается особый порядок приема на работу и увольнения, особенности регулирования времени труда и отдыха, льготы и преимущества по оплате труда и др. Это в свою очередь предполагает наделение определенных категорий работников определенными льготами, правами и преимуществами. В тоже время могут вводиться ограничительные меры в отношении, например, госслужащих - на совмещение должностей, на занятие предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью и др.