В каких странах европы нужны международные права. Зачем нужно оформлять международные водительские права

Иностранцы могут приехать в Россию на непродолжительный или длительный временной период. В зависимости от этого параметра определяется необходимость замены удостоверения. Обмен документа также необходим при отсутствии перевода текстовой части прав, владелец которых получил их в стране, не подписавшей Венское соглашение. Так действуют ли иностранные (национальные) водительские удостоверения в России? Каким документом регламентируется использование иностранных прав? При каких условиях и кому можно использовать иностранные права и в каких случаях езда по иностранному водительскому удостоверению запрещена? Ответим на эти вопросы в данной статье.

При краткосрочном пребывании на территории РФ

Использование водителями иностранных прав на территории Российской Федерации регламентируется ФЗ-196 от 10.12.1995 год «О безопасности дорожного движения». Определяя необходимость смены документа иностранного образца на международный или национальный, следует опираться на положения Венского соглашения. Россияне, постоянно проживающие за рубежом или иностранцы, прибывшие в страну по краткосрочной визе на временной период, не превышающий 90 дней, вправе пользоваться собственным или арендованным транспортным средством, управляя им на основании иностранного водительского удостоверения. Если в документе отсутствует текстовая часть на английском языке, следует оформить его нотариальный перевод на русский язык. Пользоваться документом иностранного образца можно на протяжении 60 дней с даты регистрации въезда в страну. Если документ является действующим и имеет надпись «permis de conduire», то требования сотрудников дорожной полиции предъявить перевод незаконны.

При длительном пребывании в РФ

Если гости Российской Федерации планируют задержаться на территории страны на длительный временной период, то им следует оформить местное водительское удостоверение в случае, если страна выдачи иностранной документации не подписала Венское соглашение. Реализация процедуры возможна только после получения регистрации по месту жительства российского гражданина или вида на жительства на территории страны иностранца.

Если иностранный водитель является обладателем водительского удостоверения, выданного страной, подписавшей Венскую конвенцию, то он вправе управлять автомобилем без необходимости смены документа. Однако его придется обязательно получать при выполнении иностранцем работ по найму на транспортном средстве (исключения составляют граждане Киргизии, Белоруссии, Казахстана).

Как иностранцу получить российское удостоверение?

Для получения российского водительского удостоверения при наличии иностранного документа, претенденту следует пройти медицинский осмотр и получить справку о соответствии состояния здоровья российским регламентируемым критериям, позволяющим управлять транспортным средством, а затем обратиться в отделение ГИБДД по месту регистрации. Сотрудники потребуют предоставить на рассмотрение подготовленный пакет документации, в который входит заявление, паспорт, иностранные права и медицинская справка, а также оплатить государственную пошлину. Иностранец должен будет ознакомиться с программой экзаменационных испытаний и записаться на сдачу экзамена на получение удостоверения. Ему удастся получить документ только при успешной сдаче теоретической части экзамена.

Возможные проблемы при оформлении прав иностранцем

У российских и иностранных граждан, прибывших на территорию Российской Федерации, может возникнуть ряд проблем, связанных с оформлением и использованием прав. При краткосрочном пребывании на территории государства разрешается пользоваться иностранным документом при условии соответствия его требованиям международных нормативно-правовых источников. Их положения регламентируют наличие текстовой части прав на английском языке. В случае ее отсутствия к водителю могут быть применены штрафные санкции за отсутствие разрешения управления транспортным средством. Чтобы избежать неприятностей, рекомендуется оформить перевод документа на русский язык и заверить его. Процедура должна быть проведена сертифицированным переводчиком с последующим заверением у российского нотариуса. Она также может быть реализована сотрудником российского посольства при оформлении бумаги за пределами России.

Получение нового разрешительного документа может занять несколько месяцев, поскольку отсутствуют регламентированные требования к сроку их выдачи посредством опции обмена. Временные задержки возможны по причине оформления запросов о подлинности документов в страну, в которой они были выданы. Если срок действия иностранного удостоверения истек, то его владелец имеет право получить российские права без проверок водительских навыков. Первоначальное получение документа при отсутствии навыков вождения, оформляется претендентом на общих основаниях. Срок действия документа всегда определяется конечной датой разрешенного пребывания на территории государства. Он может быть продлен только при условии продления времени пребывания.

Российские автомобилисты, отправляясь на отдых в Европу и другие страны, довольно часто путешествуют на собственном транспортном средстве. Автомобиль не только удобен для передвижения за границей: он позволяет снизить расходы, связанные с экскурсионными поездками. Кроме того, личный транспорт не связывает отдыхающих, позволяя им отправиться на осмотр очередной достопримечательности в наиболее подходящее время.

Несмотря на высокую привлекательность путешествия на собственном автомобиле, оно может создать ряд проблем. В частности, перед поездкой водителями необходимо решить вопрос, по каким правам можно ездить в Европе и в других странах.

Водительское удостоверение бывает двух форматов:

  1. Национальные. Этот документ выдается соответствующими органами государственной власти и позволяет управлять транспортным средством только на российской территории.
  2. Международные. Они выпускаются только в виде небольшой книжки формата А6. По таким правам можно ездить в странах, подписавшим Венскую и/или Женевскую конвенции.

Удостоверение международного формата 2018 года представляет собой дополнение к российским водительским правам. Этот документ содержит в себе всю необходимую информацию о конкретном водителе.

Международные водительские права за границей будут действительны при соблюдении следующих условий:

  • они предъявляются одновременно с национальным удостоверением;
  • номер международных прав совпадает с номером национальных.

Удостоверение международного формата недействительно на территории России. Срок его действия составляет три года, исчисляемых с момента получения.

Как получить МВУ?

Для получения международных прав необходимо обратиться в территориальное отделение ГИБДД и предоставить:

  • квитанцию об оплате госпошлины;
  • заявление о выдаче нового удостоверения;
  • российские права;
  • справку из медучреждения;
  • российский паспорт.

Для получения удостоверения международного формата не требуется повторная сдача экзамена.

МВУ содержат информацию об органе, выдавшем документ, срок его действия, номер и серия национальных прав. Также обязательно наличие круглой печати МВД. На внутренней части указан перечень транспортных средств, допуск к управлению которого имеется у водителя. Третий лист отведен под личную информацию об автомобилисте. Все сведения вносятся как от руки (в письменном виде), так и посредством печатной машинки на латинице.

Важно отметить, что сейчас существует убеждение, будто российские национальные права, выполненные в виде пластиковой карты, действительны в Европе и за рубежом. С точки зрения международного права они ничем не отличаются от удостоверений, выпущенных ранее. Соответственно, они недействительны за границей.

Зачем оформляется МВУ?

Согласно условиям Венской конвенции, все водительские удостоверения должны быть оформлены в рамках определенного стандарта.

Если подходить к этому вопросу с формальной точки зрения, то текущие российские права отвечают данным требованиям и, соответственно, ими можно пользоваться без оформления МВУ.

На самом деле, ситуация выглядит несколько иначе:

  1. Так, в ряде стран приняты законы, согласно которым для аренды автомобилей граждане иностранных государств обязаны предоставлять международное водительское удостоверение. Информация из этого документа обязательно указывается в договоре страхования на автомобиль.
  2. Кроме того, в некоторых странах полиция не принимает российские права в качестве документа, на основании которого водитель допускается до управления транспортного средства. Поэтому в случае с разбирательствами с инспекторами, если автомобилист не предоставит МВУ, то ему грозит штраф в сумме, равной наказанию, которое предусматривается за вождение без удостоверения. Кроме того, права международного формата иногда требуются при оформлении визы в страну пребывания.

Сказанное означает, что МВУ потребуется даже при условии, если человек отправляется на территорию государства, подписавшего Венскую конвенцию.

О Венской конвенции

Венская конвенция определяет конкретный перечень требований, предъявляемый к формату водительских удостоверений. Соответственно, страны, подписавшие этот документ, гарантируют, что если автомобилист использует права, удовлетворяющие данным требованиям, он может свободно передвигаться на машине на территории государства-подписанта.

В 2006 году был принят ряд изменений в действовавшие положения Венской конвенции. В России с 2011 года выдаются МВУ нового формата, соответствующего всем новым требованиям. При этом государства-подписанты признают действительным документы старого образца при условии, что не подошел срок их замены.

Венская конвенция, оформленная еще в 1968 году, предусматривает деление автотранспорта на несколько категорий. В частности, к категории В относятся автомобили, общий вес которых не превышает 3,5 тонны, а количество посадочных мест равно или менее восьми.

Важно отметить, что, например, при наличии водительского удостоверения категории В и выше, автомобилист не имеет права управлять мотоциклом.

Как быть в других странах?

Что касается Женевской конвенции, то страны, подписавшие ее, признают у себя действительными водительские права международного формата.

Этот вопрос наверное волнует каждого, кто впервые собирается за границу на собственном автомобиле. Нас он тоже волновал, поэтому я окунулась в интернет в поисках ответа. И вот что я выяснила:

Международное водительское удостоверение (МВУ) — это дополнительный документ к нашим российским правам, который переведен на иностранный язык. Без российских прав он недействителен. МВУ признается документом, дающим права на вождение автомобиля в странах, подписавших Женевскую конвенцию о дорожном движении 1949 года. Это страны (список 1):

Австралия, Албания, Алжир, Андорра, Аргентина, Бангладеш, Белиз, Бенин, Ботсвана, Ватикан, Гаити, Гамбия, Гватемала, Гибралтар, Гонконг, Гренада, Доминиканская Республика , Египет , Западное Самоа, Индия , Иордания, Ирландия, Исландия, Камбоджа, Канада, Кипр, Киргизия, Китай, Конго, Лаос, Лесото, Ливан, Мавритания, Мадагаскар, Малави, Малайзия, Мали, Мальта, Намибия, Нидерланды, Новая Зеландия, Новая Каледония, Папуа - Новая Гвинея, Парагвай, Перу, Руанда, Сан-Люция, Свазиленд, Сент-Винсент и Гренадины, Сингапур, Сирия, США , Сьерра-Леоне, Тайвань , Танзания, Того, Тринидад и Тобаго, Тунис , Турция , Уганда, Фиджи, Французская Полинезия, Ямайка, Япония.

В России сейчас имеют хождение права двух видов — старого образца (рыжая пластиковая карточка размером с кредитку) и нового образца (розовая пластиковая карточка тоже размером с кредитку, со штрих-кодом на обороте, выдается начиная с 1 марта 2011 года).

Права старого образца без МВУ за границей не действительны. Хотя люди пишут, что без проблем арендуют автомобили и ездят за границей по старым правам. Мы в 2009 году и сами арендовали авто на Крите по старым правам. Но начиная с 2010 года некоторые туристы жаловались, что аренда авто в Греции по старым правам стала невозможной — прокатные конторы стали требовать МВУ.

Зато права, которые начали выдавать с 2011 года, соответствуют Венской конвенцию о дорожном движении от 8 ноября 1968 года и признаются в странах, признавших эту конвенцию в виде самостоятельного документа, без МВУ. Вот список стран, принявших эту конвенцию (список 2):

Австрия , Азербайджан (?), Армения (?), Багамы, Бахрейн, Беларусь, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Бразилия, Великобритания, Венгрия, Венесуэла, Гайана, Гана, Германия , Греция , Грузия, Дания , Заир, Зимбабве, Израиль, Индонезия, Иран, Испания , Италия , Казахстан, Киргизия, Коста-Рика, Кот-д’Ивуар, Куба , Кувейт, Латвия, Литва, Люксембург, Македония, Марокко, Мексика, Монако, Нигер, Норвегия , ОАЭ, Пакистан, Польша , Португалия, Республика Корея, Республика Молдавия, СССР, Российская Федерация, Румыния, Сан-Марино, Сейшелы, Сенегал, Словакия, Словения, Таджикистан, Таиланд , Туркменистан, Узбекистан, Украина, Уругвай, Филиппины, Финляндия , Франция , Хорватия , ЦАР, Чехия , Чили, Швейцария, Швеция, Эквадор, Эстония, ЮАР, Югославия.

Согласно конвенции, ниже перечислены документы, позволяющие управлять автомобилем на территории другого государства:

Статья 41. Действительность водительских удостоверений

1. Договаривающиеся стороны будут признавать:

a) любое национальное водительское удостоверение, составленное на их национальном языке или на одном из их национальных языков, либо, если оно не составлено на таком языке, сопровождаемое заверенным переводом;

b) любое национальное водительское удостоверение, соответствующее предписаниям приложения 6 к настоящей Конвенции, и
c) любое международное водительское удостоверение, соответствующее предписаниям приложения 7 к настоящей Конвенции, действительными на своей территории для управления автомобилем, соответствующим категории транспортных средств, на управление которыми выдано удостоверение, при условии, что указанное удостоверение является действительным и что оно выдано другой Договаривающейся стороной или одним из ее территориальных подразделений, либо объединением, уполномоченным на то этой Договаривающейся стороной или одним из ее территориальных подразделений. Положения настоящего пункта не применяются к водительскому удостоверению ученика-водителя.

Таким образом , при поездке в страны из второго списка (Греция, Чехия, Германия, и т. д.) достаточно только ВУ нового образца — розового цвета, со штрих-кодом. А при поездке в страны из первого списка (Турция, Египет, США) все еще требуется МВУ. Ну а если вы решили поводить автомобиль в стране, не подписавшей ни одну из конвенций (например на Островах Кука), вам придется уже на месте озаботиться легализацией своих российских прав. В некоторых странах для этого нужно сдать миниэкзамен на знание местных особенностей ПДД и заплатить пошлину.

Однако в нашем случае мву (или ву нового образца) требовалось, в первую очередь, для получения шенгеской визы, поскольку мы планировали пересекать границу на своем автомобиле. Поэтому перед нами стоял выбор — либо сделать мву, либо поменять старые права на новые. Я выбрала второй вариант. Почему?

Во многих местах рекомендуют делать МВУ в любом случае — тогда, мол, точно ни один полицейский не докопается. Однако, как показывает опыт большинства автопутешественников, полицейские дружелюбно относятся к автотуристам из других стран. И даже в случае ДТП отсутствие МВУ не мешало получить страховку. Речь, конечно о странах, принявших конвенцию 1968 года. Например все случаи ДТП без МВУ в Греции, описанные на сайте отзыв.ru заканчивались благополучно.

И когда перед поездкой в Европу перед нами встал вопрос — какие права нам нужны, мы сделали выбор в пользу новых, образца 2011 года, розового цвета.

Во-первых , наш маршрут пролегал через Белоруссию, Польшу, Германию,Чехию и Австрию. А все эти страны подписали Венскую конвенцию 1968 года.

Во-вторых , срок действия МВУ – 3 года, что меньше, чем срок действия российских прав нового образца – 10 лет.

В третьих , заплатить за МВУ придется на 400 руб дороже.

Поэтому я заменила свои старые права цвета на новые. Муж же так и оставил себе старые права и спокойно проездил с ними по всему маршруту.

p.s. хочу добавить, что в этом году (2014) при подаче документов на шенгенскую визу, было достаточно и старых прав, без МВУ!

Опытные автомобилисты часто предпочитают совершать поездки в страны зарубежья на собственном транспортном средстве. Возможность самостоятельно регулировать количество остановок для просмотра тех или иных достопримечательностей гарантирует только приятные впечатления от путешествия. Однако положительные эмоции может испортить проверка документов инспектором, если он обнаружит несоответствие водительского удостоверения закону. Поэтому каждому водителю необходимо знать, в каких странах действуют российские водительские права, а где необходимы международные.

Национальное водительское удостоверение за пределами РФ

Российскими документами, разрешающими управлять автомобилем на территории нашего государства, являются национальные автоправа (НАП) старого и нового образца. Старый формат удостоверения, который выдавался до 2011 года, действителен до окончания его срока (п. 8 приказа МВД РФ от 13.05.2009 № 365 «О введении в действие водительского удостоверения»). Новые российские пластиковые права, в отличие от предыдущих вариантов документа, по всем параметрам соответствуют сегодняшним требованиям международных стандартов.

За рубежом, в зависимости от страны пребывания, действительными являются национальные автоправа и международные. Водительское удостоверение для выезда за границу следует выбирать исходя из вида имеющегося у вас документа:


Водительское удостоверение нового формата, признаваемое многими иностранными государствами, дает право не только путешествовать на своей машине, но и без проблем арендовать автомобиль в стране пребывания.

В государствах, которые признают НАП России, даже крупные транснациональные прокатные компании предоставят в аренду интересующий автомобиль (при соответствии их требованиям возраста водителя и стажа вождения). Забронировать машину и уточнить дополнительные требования к водителю можно заранее на сайте компании Hertz либо веб-портале Avis Rent .

Особенности законного применения российских прав за границей

Как говорилось выше, существуют страны, подписавшие международные договоры, и страны, не участвующие ни в одной из договоренностей относительно признания на своей территории тех или иных автоправ. В каждом случае есть свои нюансы:

  1. Венская конвенция. Основным документом, согласно которому российские права позволяют свободно передвигаться за рулем в зарубежье, является Конвенция о дорожном движении, подписанная в Вене 8 ноября 1968 года. Согласно ст. 41 этой конвенции, страны-участницы признают любые национальные водительские удостоверения и международные права, предъявляемые одновременно с внутригосударственными. Также договором определено, какое водительское удостоверение действительно за границей, и установлены четкие требования к документу (приложение 6 к Венской конвенции). Так, по международным стандартам разработаны российские НАП, образец которых утвержден приказом МВД от 13.05.2009 № 365 «О введении в действие водительского удостоверения».

    Однако необходимо учесть, что ратифицировали (официально признали) Венское соглашение не все государства, его подписавшие (см. таблицу ниже). Страны Европы в большинстве своем ратифицировали конвенцию, но есть исключения.

  2. Женевская конвенция. Конвенция о дорожном движении была подписана 19 сентября 1949 года в Женеве. Многие государства – участники этого соглашения и в настоящее время пользуются установленными договоренностями, хотя действие документа отменяется статьей 48 Венской конвенции. При этом Женевский договор требует денонсации (официальное уведомление за год Генерального секретаря ООН о его прекращении), которая не осуществлялась, что оставляет действие конвенции в силе.

    Страны, подписавшие соглашение в 1949 году (см. таблицу ниже), признают на своей территории исключительно международные водительские удостоверения. При этом международные права действительны при наличии НАП. Следовательно, в таких странах российские удостоверения как старого, так и нового формата можно использовать только совместно с международными.

  3. Отсутствие участия в межнациональных конвенциях. Государства, которые не были участниками никаких международных соглашений, считают действительными автоправа, выданные на территории их страны. Вождение с НАП России здесь будет являться нарушением Правил дорожного движения и наказывается согласно требованиям местного законодательства. Какие российские водительские права действуют за границей, в зависимости от участия страны в Венской или Женевской конвенции, описано в таблице.

Управление ТС по национальным правам РФ в зарубежных странах

Государства – участники Венской конвенции, ратифицировавшие соглашение, выделены красным цветом.

Венская конвенция Женевская конвенция
(разрешено ездить с российскими НАП нового образца. Старый формат применяется совместно с международными правами) (разрешено ездить только по международным правам, при наличии НАП старого либо нового образца)
Албания Алжир
Армения Аргентина
Австрия Австралия
Азербайджан Бангладеш
Багамские острова Барбадос
Бахрейн Бенин
Беларусь Ботсвана
Бельгия Буркина-Фасо
Босния и Герцеговина Камбоджа
Бразилия Канада
Болгария Кипр
Центрально-Африканская Республика Республика Конго
Чили Доминиканская Республика
Коста-Рика Египет
Кот-д"Ивуар Фиджи
Хорватия Гватемала
Куба Гаити
Чехия Исландия
Демократическая Республика Конго Индия
Дания Ирландия
Эквадор Ямайка
Эстония Япония
Финляндия Иордания
Франция Лаосская Народно-Демократическая Республика
Грузия Ливан
Германия Лесото
Гана Мадагаскар
Греция Малави
Гайана Малайзия
Ватикан (Святой Престол) Мали
Венгрия Мальта
Индонезия Намибия
Иран (Исламская Республика) Новая Зеландия
Ирак Нигерия
Израиль Папуа Новая Гвинея
Италия Парагвай
Казахстан Руанда
Кения Сьерра-Леоне
Кувейт Сингапур
Кыргызстан Шри-Ланка
Латвия Сирийская Арабская Республика
Либерия Того
Литва Тринидад и Тобаго
Люксембург Уганда
Мексика Соединенные Штаты Америки
Монако
Монголия
Черногория
Марокко
Нидерланды
Нигер
Норвегия
Пакистан
Перу
Филиппины
Польша
Португалия
Катар
Республика Корея
Республика Молдова
Румыния
Российская Федерация
Сан-Марино
Саудовская Аравия
Сенегал
Сербия
Сейшелы
Словакия
Словения
Южная Африка
Испания
Швеция
Швейцария
Таджикистан
Таиланд
Бывшая Югославская Республика Македония
Тунис
Турция
Туркменистан
Украина
Объединенные Арабские Эмираты
Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии
Уругвай
Узбекистан
Венесуэла (Боливарианская Республика)
Вьетнам
Зимбабве

По данной таблице легко определить, в каких странах действительны российские водительские права нового и старого формата, однако в некоторых случаях, например в Арабских Эмиратах, вопреки действию соглашений, не принимаются НАП России без международного автоудостоверения.Надо ли оформлять международное автоудостоверение

Пунктом 8 ст. 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 ФЗ-№ 196 (ред. от 03.07.2016) регламентирована выдача международных прав на срок не более трех лет. Легитимны они только в период действия российских НАП. Управление ТС на территории Российской Федерации по международным автоправам недопустимо и наказывается наложением административного взыскания. Передвижение по зарубежью с данным видом документа также предусматривает наличие национального водительского удостоверения.

Необходимость получения международных прав обусловлена внутренними законами той страны, по которой планируется передвигаться на автомобиле. Если вы ознакомились с перечнем государств, признающих НАП, изучили особенности дорожного движения в стране и все равно не уверены в легальном использовании российского удостоверения, лучше в установленном порядке оформить международное.

Как получить международные права – международное водительское удостоверение: Видео