В чем заключаются основы конституционного строя. Основы конституционного строя российской федерации

Основы конституционного строя Российской Федерации определяются Конституцией, Декларацией о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. и Федеративным договором от 31 марта 1992 Российская Федерация является суверенным государством, юрисдикция которого распространяется на всю территорию России. При этом РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории, которая включает в себя территорию субъектов РФ.

По форме правления РФ представляет собой республику смешанного типа - президентско-парламентарную, поскольку содержит в себе элементы той и другой. Как и в президентской республике, Правительство в РФ формируется Президентом, однако Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной думы. Как и в парламентарной республике, Государственная дума может выразить недоверие правительству, но окончательную судьбу этого вотума решает Президент РФ, который может как согласиться с решением Государственной думы, так и отклонить его. Более того, Президент вправе распустить Государственную думу, если в течение трех месяцев Дума повторно выразит недоверие Правительству, а Президент не согласится с этим решением Думы.

По форме государственного устройства РФ представляет собой, как уже указывалось, федеративное государство. Субъекты РФ различаются между собой по величине территории, национальному составу, численности и плотности населения, экономическому потенциалу и другим признакам. Тем не менее, Конституция РФ провозглашает их равноправие между собой и в отношениях с федеральной властью. Состав субъектов РФ может быть изменен двумя путями: принятием новых членов и формированием внутри РФ нового субъекта. И тот и другой варианты должны регулироваться федеральным конституционным законом, который, однако, пока отсутствует.

Принципы конституционного строя Российской Федерации означают:

1. Принцип демократизма: любое государство, стремящееся стать правовым, непременно должно иметь демократический характер.

2. Принцип приоритета прав и свобод гражданина: человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и государство обязано признавать, соблюдать и защищать эти ценности.

3. Принцип народовластия: единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. В силу этого принципа обеспечивается, во-первых, народовластие как основное выражение государственной власти в целом. Например, местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти (Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.03); во-вторых, суверенитет Российского государства как юридическое выражение народного суверенитета.

4. Принцип федерализма: целостность и неприкосновенность территории России не может быть поставлена под сомнение в связи с ее федеративным устройством. Согласно этому принципу, все законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. Принцип федерализма также означает, что лица, имеющие российское гражданство, пользуются одинаковыми правами и имеют равный объем обязанностей независимо от территории проживания, национальной принадлежности и вероисповедания.

5. Принцип закрепления Российской Федерации в качестве социального государства: основным направлением деятельности государства должно быть создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

6. Принцип единства экономического пространства устанавливает единое экономическое пространство на всей территории Российской Федерации, разрешает свободное перемещение товаров и финансовых средств в пределах границ России. Этот принцип также провозглашает множественность форм собственности, в том числе и на землю.

7. Принцип разделения государственной власти: в Российской Федерации существуют три ветви государственной власти (законодательная, исполнительная и судебная), которые выполняют свои функции самостоятельно соответствующими органами государственной власти: Федеральным Собранием, Правительством, Конституционным, Верховным и Высшим Арбитражным судами закрепляется наличие президентской власти. Являясь главой государства, Президент Российской Федерации обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Согласно данному принципу гарантируется и признается самостоятельность самоуправления, органы которых не входят в систему органов государственной власти.

8. Принцип политического и идеологического многообразия в Российской Федерации предусматривает создание и деятельность любых общественных объединений, кроме запрещенных законом. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной. В ст. 13 Конституции РФ указывается, что в России признается политическое многообразие, многопартийность. Плюрализм – это свобода политических мнений и действий. Плюрализм способствует повышению эффективности народовластия, легализует политическую свободу. Защита политического многообразия – одна из предпосылок функционирования правового государства.

9. Принцип закрепления Российской Федерации в качестве светского государства провозглашает свободу совести и вероисповеданий, запрещает устанавливать или навязывать населению какие-либо религиозные вероучения в качестве официальной государственной религии. Согласно этому принципу, государство не должно вмешиваться в деятельность законных религиозных объединений и не может поручать им выполнение каких-либо государственных функций.

По своему государственно-правовому режиму Российская Федерация является либерально-демократическим государством. Но России еще предстоит добиться строгого соблюдения законности, верховенства закона, господства права, неуклонной защиты прав и свобод граждан и др. Но уже сейчас можно констатировать установление плюрализма в политической жизни, в том числе многопартийности, ликвидацию единой государственной идеологии, отмену цензуры печатных и иных изданий, установление судебного порядка защиты прав и свобод граждан.

2.2. Особенности федеративного устройства России

Особенность федеративного устройства РФ выражается, в частности, в структуре ее представительного и законодательного органа – Федерального Собрания РФ. Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федераций и Государственной думы * . В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Федеральное Собрание является постоянно действующим представительным и законодательным органом Российской Федерации. Конституционный статус РФ базируется также на принципе разграничения предметов ведения между РФ и ее субъектами. В частности, в Конституции РФ закреплены предметы ведения, принадлежащие исключительно РФ, и предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов. Субъекты РФ имеют возможность участвовать и в осуществлении Федерацией ее исключительных полномочий через своих представителей в Федеральном Собрании и в других федеральных органах посредством права законодательной инициативы и через другие каналы.

Статус субъектов РФ определяется Конституцией РФ 1 , конституциями республик (в отношении субъектов-республик) и уставами края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, которые принимаются соответствующими субъектами РФ, областей; их взаимоотношения с субъектами, в состав которых они входят, регулируются, кроме того, договорами, заключаемыми между автономным округом и субъектом, в составе которого округ расположен. Для статуса субъекта РФ характерно: статус его может быть изменен только по взаимному согласию РФ и субъекта; границы между субъектами можно изменить только с их взаимного согласия; субъекты имеют право образовывать собственные органы государственной власти и издавать собственное законодательство; республики вправе устанавливать свои государственные языки наряду с общегосударственным языком РФ - русским языком, а всем народам гарантируется право на сохранение родного языка и создание условий для его изучения и развития; субъекты-республики имеют свои столицы, а другие субъекты – административные центры, а также право на свою символику; субъекты выступают самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, координацию которых осуществляет РФ.

2.3. Система органов государственной власти

Одним из признаков государства является наличие государственного аппарата - системы всех наделенных властными полномочиями органов и учреждений государства, созданных для решения стоящих перед ней задач и осуществления ею функций. Орган государства - это структурно обособленное звено государственного аппарата, осуществляющее строго определенные законом функции и обладающее необходимыми для этого государственно-властными полномочиями. Каждый государственный орган осуществляет: государственную деятельность определенного направления. Его задачи, цели, компетенция и структура определяются в соответствующих нормативных актах.

Так, например, в целях формирования эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, в соответствии со ст. 112 Конституции РФ и Федеральным конституционным законом от 17.12.97 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

В соответствии с Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» № 314 от 09.03.04 и Указом Президента РФ «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» № 649 от 20.05.04 предусмотрено следующее деление руководства деятельностью указанных федеральных органов исполнительной власти.

I. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам;

II. Федеральные министерства, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам;

III. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации.

Деление федеральных органов исполнительной власти в зависимости от функции представлено ниже.

Федеральное министерство

Федеральная служба (служба)

Федеральное агентство

является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства Российской Федерации министр Российской Федерации (федеральный министр)

является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа

является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа

Кроме этого, в зависимости от направления деятельности, задач, объема полномочий, порядка образования и деятельности можно выделить следующие виды органов государства :

1. Законодательные (представительные) органы - Федеральное собрание - парламент Российской Федерации и парламенты республик в составе РФ, а также представительные органы (собрания, думы) краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.

2. Органы исполнительной власти: Правительство РФ, правительства республик в составе РФ, администрация прочих субъектов Федерации.

З. Правоохранительные органы:

а) судебные органы, включающие Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший арбитражный суд РФ, а также систему местных общих и арбитражных судов, рассматривающих в судебных заседаниях гражданские и уголовные дела;

Судебная власть Российской Федерации

б) органы внутренних дел, обеспечивающие охрану общественного порядка и осуществляющие борьбу с преступностью;

в) органы внешней разведки, обеспечивающие безопасность РФ и охрану ее интересов за пределами территории России;

г) прокуратура - орган надзора за точным и единообразным исполнением законов на территории России.

4. Органы внешних сношений - органы государственного управления, осуществляющие внешнеполитические связи РФ. Особенностью этих органов является их централизованный характер: они не имеют своих территориальных органов внутри России.

5. Органы военного управления - Министерства обороны РФ, которые, так же как и Министерство иностранных дел, не имеют своих территориальных органов в субъектах Федерации.

Особое место занимает Президент Российской Федерации. Он является главой государства, Верховным главнокомандующим Вооруженными силами, возглавляет Совет безопасности РФ, является гарантом Конституции и в соответствии с нею определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Это выделяет президентскую власть в особое положение, как бы возвышает ее над тремя традиционными ветвями власти - законодательной, исполнительной и судебной.

Президент определяет состав Правительства, назначает и освобождает от должности его членов, принимает решение об отставке Правительства, может председательствовать на заседаниях Правительства. Президент вправе в особых случаях, определенных Конституцией, распустить Государственную думу, он также вправе объявить проведение референдума.

Конституция РФ провозглашает Президента РФ гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В этом качестве Президент вправе требовать от всех федеральных органов соблюдения Конституции, прав и свобод личности. Президент может обратиться в Конституционный суд с ходатайством о признании неконституционными актов федеральных органов и субъектов РФ (последних - по вопросам совместной компетенции). С указанных позиций Президент может оценивать деятельность подчиненных ему органов и должностных лиц. Как гарант соблюдения прав и свобод личности Президент вправе использовать право помилования граждан. На Президента возложена обязанность охраны суверенитета РФ, независимости и государственной целостности РФ. Выполнение этой важной обязанности осуществляется посредством определения Президентом основных направлений внутренней и внешней политики государства. Это не означает, что эта политика определяется единолично Президентом, в данном процессе участвуют различные политические силы и все ветви государственной власти. К этой обязанности примыкает обеспечение Президентом согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

Иначе говоря, Президент выполняет координирующую функцию, обладая для этого необходимыми юридическими средствами воздействия на каждую из ветвей власти. В частности, на деятельность законодательной власти Президент имеет возможность воздействовать посредством осуществления права законодательной инициативы, права вето, права роспуска Государственной думы.

Право законодательной инициативы, кроме Президента РФ, принадлежит Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации, Верховному суду Российской Федерации и Высшему арбитражному суду Российской Федерации по вопросам их ведения. Например, в Государственную думу законопроекты об изменениях в Бюджетный кодекс РФ, о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

Законодательный процесс - это процедура принятия закона в Федеральном Собрании. Процедура принятия закона проходит в несколько этапов: первый - законодательная инициатива; второй этап принятия закона - обсуждение; третий - принятие закона; четвертый - подписание и обнародование (опубликование) федерального закона. Назначение Федерального Собрания как законодательного органа состоит в том, что Государственная дума принимает, а Совет Федерации одобряет принятые федеральные законы.

На исполнительную власть Президент может воздействовать посредством назначения (с согласия Думы) Председателя Правительства, а также назначения и освобождения от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров, путем принятия решения об отставке Правительства, посредством отмены актов Правительства в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам или указам Президента. Что касается судебной власти, то она независима, но Президент РФ представляет Совету Федерации кандидатуры на должности судей Конституционного суда РФ, Верховного суда и Высшего арбитражного суда.

2.4. Основы правового статуса человека и гражданина

В Конституции РФ человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью. Правам и свободам человека и гражданина посвящена гл. 2 Конституции РФ. В ней закреплены важнейшие права и свободы человека и гражданина. При этом установлены следующие принципы:

  • признание прав человека естественными и неотчуждаемыми, принадлежащими ему от рождения (ст. 17);
  • ничто не может служить основанием для умаления достоинства человека (ст. 21);
  • равенство всех перед законом и судом независимо от пола, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения и др. (ст. 19);
  • невмешательство в личную жизнь, соблюдение личной и семейной тайны (ст. 23);
  • непосредственное действие прав и свобод, т. е. каждый может защищать свои права в случае их нарушения, прямо ссылаясь на Конституцию РФ.

Личные права принадлежит каждому человеку независимо от признания их государством. К такого рода правам и свободам относятся: право на жизнь, на личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища; тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; право свободно определять, указывать свою национальную принадлежность; право пользоваться родным языком; свобода выбора воспитания, обучения и творчества; свобода передвижения, в том числе свобода выбора места пребывания и жительства, свобода выезда за пределы страны и беспрепятственного возвращения в нее; свобода совести, мысли и слова. Ограничение этих прав и свобод допустимо только по решению суда.

Право на жизнь означает, что никто не может быть произвольно лишен этого права. Данное право обеспечивается рядом гарантий, среди которых запрет пыток, насилия, право на благоприятную экологическую среду, добровольное согласие на проведение в отношении человека медицинских, научных и иных опытов, социальное обеспечение, установление уголовной ответственности за убийство, доведение до самоубийства, неоказание медицинской помощи больному и др. УК РФ сохранил меру наказания в виде смертной казни. Однако она сохраняется в качестве временной меры наказания, применение ее ограниченно, т. е. назначается только за особо тяжкие преступления против жизни, например убийство при отягчающих обстоятельствах, посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа и др.

Охрана достоинства предполагает защиту достоинства не только взрослого человека, но и ребенка, а также душевнобольного. Ничто - ни осуждение лица за совершение преступления и заключение в колонию, ни заболевание СПИДом или иной тяжелой болезнью - не может служить основанием для умаления достоинства человека. Законом РФ от 2 июля 1992 г. «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» всем психически больным гарантируется право на уважительное и гуманное отношение, исключающее унижение человеческого достоинства.

Неприкосновенность личности предполагает, что заключение под стражу, содержание под стражей допускаются лишь по судебному решению. Неприкосновенность жилища означает, что никто не имеет права войти в жилище, оставаться там против воли проживающих в нем лиц. Нарушение неприкосновенности жилища возможно только по решению суда (или с санкции прокурора). Проникновение в жилище считается законным в трех случаях:

1) при непредвиденных чрезвычайных обстоятельствах - пожар, наводнение, авария водопровода, канализации и др.;

2) при подозрениях о смерти хозяина жилища;

3) при защите правопорядка и пресечении преступления.

Тайна личной жизни может быть сведена к запрещению без согласия лица сбора, хранения, использования и распространения информации о его частной жизни. Свобода передвижения есть право выбора места жительства в пределах РФ, места пребывания. В соответствии с международными нормами допускаются ограничения свободы передвижения в пограничной полосе, закрытых военных городках, зонах экологического бедствия, в районах, где введено чрезвычайное положение, и др. Свобода совести - это право человека исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и распространять религиозные и иные убеждения. Свобода мысли, убеждений, слова предполагает, что никто не принуждаться к выражению своих убеждений или мнений. Вместе с тем человек имеет право свободно выражать свои мысли, убеждения мнения. Важной гарантией этой свободы служит отмена в нашей стране цензуры.

Свобода убеждений имеет три основания для своего ограничения:

1) уважение прав и репутации других лиц;

2) охрана государственной тайны;

Политические права и свободы обладают той особенностью, что они принадлежат не каждому человеку, а только гражданам РФ.

В соответствии Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации » (№ 62-ФЗ от 31.05.02г., в ред. Федерального закона от 11.11.03 № 151-ФЗ) гражданство Российской Федерации определяется как устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей; иностранный гражданин - это лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства. Таким образом, гражданами Российской Федерации являются:

б) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации».

Документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина РФ или иной основной документ, содержащий указание на гражданство лица.

Законодательством предусмотрены основания приобретения гражданства Российской Федерации:

а) по рождению;

б) в результате приема в гражданство Российской Федерации;

в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;

г) по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» или международным договором Российской Федерации.

К политическим правам и свободам относятся право на участие в управлении делами государства, право избирать и быть избранным, право участия в референдуме 2 , равный доступ к государственной службе, право на петиции (т. е. право лично обращаться или направлять в государственные органы и в органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения), право участия в отправлении правосудия и др.

Например, в соответствии с Законом Санкт-Петербурга «О референдуме Санкт-Петербурга» № 136-21 от 19.03.04 и Законом Санкт-Петербурга «О местном референдуме Санкт-Петербурга» № 138-22 от 19.03.04 установлены виды референдумов от места жительства гражданина и вопросов, выносящихся на референдум.

Среди политических прав и свобод заслуживают быть упомянутыми право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование. Инициаторами названных мероприятий могут быть граждане не моложе 18 лет. Указами Президента РФ установлен порядок организации данных мероприятий. В частности, предусмотрен порядок предварительного уведомления властей о проведении митингов, демонстраций, шествий и др.

Что касается права на объединение, то оно тоже может быть отнесено к политическим, однако оно предоставляется не только гражданам РФ, но и каждому для защиты своих интересов. Конституция РФ гарантирует свободу деятельности общественных объединений.

Социальные права включают достаточно большой перечень. К ним относятся свобода предпринимательства, право частной собственности, в том числе на землю, свобода труда. Надо отметить, что в условиях рыночной экономики государство гарантирует свободу распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Государство гарантирует также реализацию труда в условиях, отвечающих требованиям безопасности гигиены, а также устанавливает минимальный размер оплаты труда. Каждому гарантируется право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни и потери трудоспособности. Вместе с тем государством признается право на забастовку. Среди социальных прав важное значение имеет право на жилище. Однако государство предоставляет бесплатно жилище лишь малоимущим и нуждающимся (ст. 40). В соответствии с Законом РФ от 4 июля 1991 г. «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» с изменениями 1992 и 1994 гг. граждане, занимающие жилые помещения по договору найма в домах государственного, муниципального и ведомственного фонда, могут приобрести это жилище бесплатно в собственность в порядке приватизации. Собственники приватизированного жилья вправе им распоряжаться по собственному усмотрению, в том числе продать, завещать, сдавать в аренду, подарить и т.д.

К социально-экономическим правам относится также право на отдых, т. е. на ежегодный оплачиваемый отдых, выходные и нерабочие праздничные дни. Кроме того, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В государственных и муниципальных медицинских учреждениях медицинская помощь оказывается бесплатно. Установлено два вида медицинского страхования - обязательное и добровольное. Для неработающего населения, например пенсионеров, страховые взносы на обязательное страхование вносит государство, для работающего предусмотрено внесение взносов предприятиями, организациями, лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью, и лицами свободных профессий. Большую значимость имеет право на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Право на образование предполагает общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Высшее образование можно получить не только на конкурсной основе и не только в государственных и муниципальных вузах. И, наконец, каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, а также право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры и доступ к культурным ценностям.

Конституционные обязанности возлагаются на всех, кто проживает на территории РФ. Это, например, обязанность соблюдать Конституцию и законы, платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, обязанность родителей заботиться о своих детях и обязанность трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях. Среди обязанностей есть и такие, которые возлагаются только на граждан РФ, например обязанность нести военную службу. При этом возможна замена военной службы альтернативной. В соответствии с Федеральным законом «Об альтернативной гражданской службе» (№ 113-ФЗ от 25.07.02), который регулирует отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. Альтернативная гражданская служба - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

Конституционный строй – это определённая форма, определённый способ организации государства, закреплённый в его конституции.

Порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией.

Элементы конституционного строя РФ:

1) рес­публиканская форма правления;

2) суверенитет РФ;

3) права и свободы личности;

4) источник власти - многонациональный народ России;

5) верховенство Конституции РФ и федерального законодательства;

6) федеративное государственное устройство;

7) гражданство РФ;

8) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судеб­ную;

9) организация местного самоуправления.

Основы конституционного строя РФ – это главные устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить РФ характер конституционного государства.

В Конституции Российской Федерации в качестве основ конституционного строя признаются такие принципы и свойства государственной власти, как суверенитет госу­дарства, разделение властей, органы государственной власти и соотношение с ними мест­ного самоуправления.

Выделяются следующие основные принципы конституционного строя РФ:

1) народовластие (оно характеризуются верховен­ством власти народа; происхождением государ­ственной власти только от имени многонациональ­ного народа РФ; наличием 2 форм народовластия: непосредственной и представительной);

2) приоритет общечеловеческих ценностей, прав и свобод отдельной личности;

3) верховенство закона;

4) фе­дерализм (он включает в себя территориальную це­лостность государства; верховенство государствен­ной власти и федеральной системы права на всей территории РФ, включая территорию субъектов РФ; равенство субъектов РФ перед РФ как единствен­ной носительницей государственного суверенитета и г. д.);

5) государственный суверенитет (он вклю­чает в себя следующие элементы: государственную целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полно­мочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, признание равноправия народов России);

6) со­циальный характер РФ (т. е. политика РФ направле­на на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека);

7) светский характер российского государства (т. е. в РФ дея­тельность государственной власти и религиозных объединений осуществляется независимо друг от друга, государство не вправе вмешиваться в дела церкви);

8) республиканская форма правления (осо­бенностью республиканской формы правления в РФ является то, что она является смешанной, а не пре­зидентской или парламентской);

9) разделение вла­стей;

10) политический плюрализм (в РФ гаранти­руется общественное и политическое многообразие, свобода взглядов и мировоззрения граждан);

11) многообразие форм собственности и свобода экономических отношений (территория РФ являет­ся единым экономическим пространством, на ней гарантируются свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкурен­ции, свобода экономической деятельности).


7. Конституционные основы организации государственной власти в Российской Федерации. Разделение властей.

РФ - правовое государство.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Конституция РФ имеет высшую юр силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые НПА, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Общепризнанные принципы и нормы МП и М договоры РФ являются составной частью её правовой системы. Если М договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила М договора.

РФ - демократическое государство.

Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является её многонациональный народ, который, сохраняя исторически сложившееся гос единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов и возрождая суверенную государственность России, принял Конституцию РФ.

Суверенитет РФ как демократического федеративного правового государства, распространяющийся на всю её территорию, закреплён Конституцией РФ в качестве одной из основ конституционного строя. Суверенитет, предполагающий верховенство, независимость и самостоятельность гос власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в М общении, представляет собой необходимый качественный признак РФ как государства, характеризующий её КП статус.

Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы гос власти и ОМС. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Никто не может присваивать власть в РФ. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по ФЗ.

Гос власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ. Гос власть осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную. Органы этих ветвей власти самостоятельны.

Каждый гражданин РФ обладает на её территории всеми правами и свободами и несёт равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.

РФ - федеративное государство.

Федеративное устройство РФ основано на её гос целостности, единстве системы гос власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами гос власти РФ и субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в РФ.

РФ состоит из республик, краёв, областей, ГФЗ, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов.

Во взаимоотношениях с фед органами гос власти все субъекты РФ между собой равноправны.

Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы гос власти. Разграничение полномочий между органами гос власти РФ и субъектов РФ осуществляется Конституцией, другими договорами о разграничении полномочий. Также в РФ признается МСУ, которое обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами гос власти РФ и субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Федеративное устройство РФ обусловливает двухпалатную структуру Федерального Собрания и значительную самостоятельность Совета Федерации и Гос Думы по отношению друг к другу. В своей организации и деятельности они призваны отразить разные стороны народного представительства в РФ - прямое представительство населения и представительство субъектов РФ. Различна их компетенция.

РФ - государство с республиканской (смешанной) формой правления.

Президент РФ является главой государства. Он в соответствии с Конституцией и ФЗ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Президент РФ избирается сроком на 6 лет гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избир права при тайном голосовании. Президент РФ назначает с согласия Гос Думы Председателя Правительства РФ.

Федеральное собрание - парламент РФ - является представительным органом РФ. Федеральное Собрание состоит из 2 палат - Совета Федерации и Гос Думы. В Совет Федерации входят 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов гос власти. Гос Дума избирается сроком на 5 лет.

Система сдержек и противовесов согласно Конституции выглядит следующим образом. Законодательный орган - Федеральное Собрание - принимает законы, определяет нормативную базу деятельности всех органов гос власти, влияет парламентскими способами на деятельность исполнительной власти (самый серьезный инструмент влияния - возможность постановки вопроса о доверии Правительству), в той либо иной форме участвует в формировании Правительства, судебных органов РФ.

Правительство РФ осуществляет исполнительную власть: организует исполнение законов, влияет на законодательный процесс (право законодательной инициативы, обязательность представления заключений Правительства на законопроекты, требующие привлечения дополнительных фед средств). Возможность выражения недоверия Правительству сбалансирована возможностью роспуска законодательного органа главой государства.

Президент РФ, являясь главой государства, фактически и юридически «присутствует» во всех властях. Глава государства издает нормативные указы, которые в отдельных случаях выполняют роль первичных правовых регуляторов, контролирует Правительство РФ.

Президент РФ не является главой исполнительной власти. Выполняя задачи, возложенные на него Конституцией, Президент обеспечивает необходимое согласование деятельности различных ветвей власти, позволяющее бесперебойно действовать всему гос механизму.

Судебная власть включает в себя суды РФ. КС, ВС имеют право законодательной инициативы. Они в пределах своей компетенции рассматривают конкретные дела, сторонами которых являются другие фед органы гос власти. В системе разделения властей на фед уровне особое место принадлежит КС РФ. КС разрешает дела о соответствии Конституции ФЗ, актов Президента, палат Федерального Собрания и Правительства РФ, разрешает споры о компетенции между фед органами гос власти, дает толкование Конституции.


8. Конституционные основы идеологического и политического многообразия в Российской Федерации.

Конституция РФ не закрепляет полит систему общества, исходя из того, что эта система создаётся инициативой свободных личностей. В качестве одной из основ конституционного строя ст. 13 Конституции закрепляет идеологическое и полит многообразие (плюрализм). Данные положения непосредственно связаны с такими конституционными правами и свободами, как свобода совести и вероисповедания, свобода выражения мнений и убеждений, свобода мысли и слова, свобода информации, творчества, право на объединение, свобода собраний, митингов и демонстраций и др. В России никакая идеология не может устанавливаться в качестве гос или обязательной. Недопустимо идеологическое преследование официально не одобряемых направлений в науке, искусстве, религиозной деятельности и т.п.

Идеологическое многообразие означает возможность нормального сосуществования в обществе различных (в том числе прямо противоположных) философских, политических, правовых, экономических, религиозных взглядов, идей, теорий.

На идеологическом многообразии основывается многообразие полит, проявляющееся в наличии разнообразных направлений практической полит деятельности. Важнейшая роль в этой деятельности принадлежит полит партиям и иным общественным объединениям, преследующим полит цели. Статус различных видов общественных объединений закреплён в ФЗ Об общественных объединениях, других законах и ПА.

В ряду общественных объединений особое место принадлежит полит партиям. Основная цель деятельности полит партии - борьба за власть и участие в осуществлении публичной власти на различных уровнях. В настоящее время полит партия МБ создана при наличии в её составе не менее 500 человек.

Идеологическая нейтральность гос структур не исключает возможности прихода к власти путем свободных выборов тех или иных полит сил со своей идеологией. В этом случае ДЛ законодательной или исполнительной власти неизбежно начинают говорить «идеологическим языком». Однако это не должно вести к исключению из жизни других идеологий. В то же время негос учебные заведения (например, религиозные) и СМИ сохраняют право пропагандировать только свою идеологию., Такая деятельность прямо отражает гарантированную Конституцией РФ свободу слова граждан и их объединений.

Продолжением идеологического многообразия является. политическое многообразие, многопартийность, которые также закрепляются в Конституции РФ.

Многопартийность , - свобода образования и деятельности политических партий.

Конституция РФ и действующее законодательство формально-юридически закрепляют в России многопартийную систему (именно многопартийность является внешним выражением полит плюрализма). Государство оказывает полит партиям поддержку, в ТЧ финансовую. Государственные органы не вправе вмешиваться во внутреннюю жизнь политических партий, Демократическое государство не должно допускать деятельность политизированных институтов гражданского общества, стремящихся изменить основы конституционного строя некоституционным, насильственным путём Правовая государственность несовместима с распространением в обществе фашистской, расистской, антисемитской, антиисламской и иных подобных идеологий. Поэтому в России установлен ряд запретов на создание и деятельность таких общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание соц, расовой, нац и религ розни.


9. Понятие и принципы правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации.

Правовой (юридический) статус личности - совокупность юридических норм, которые закрепляют права, свободы и обязанности личности (гражданина, иностранца, лица без гражданства) по отношению к обществу, государству и другим физическим лицам и одновременно права и обязанности последних в отношении данной личности. Правовой статус выражает легальные пределы свободы личности, объем ее прав, законных интересов и обязанностей. Он устанавливается государством в нормах Конституции, законов и подзаконных актов.

Принципы :

1. равноправия - каждому члену общества государство гарантирует равные права и свободы, требует выполнения равных обязанностей и обеспечивает возможность осуществления прав, свобод и обязанностей на равных основаниях. Равенство конст. прав независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения и т. д., равноправие мужчины и женщины. Равенство всех перед судом означает: наличие единой для всех судебной системы, обеспечивающей каждому справедливое и гласное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом; равное для всех применение норм материального права в процессе разрешения спора; процессуальное равенство сторон. Предоставление отдельных прав и льгот для соц. незащищенных слоев общ-ва не может рассматриваться как нарушение принципа равноправия, поскольку является выражением идеи социальной справедливости;

2. непосредственное действие прав и свобод . Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Этот принцип тесно связан с общим принципом высшей юридической силы и прямого действия, что означает возможность человека и гражданина осуществлять конституционные права и свободы, защищать их в случае нарушения всеми законными способами, руководствуясь непосредственно конституционными нормами;

3. неотчуждаемость основных прав и свобод . КРФ признает естественную природу прав и свобод человека, подтверждая, что они не дарованы государством и не могут быть им отобраны. Обязанность государства заключается всего лишь в признании этих прав и в создании условий для их беспрепятственной реализации;

4. недопустимость произвольного ограничения прав и свобод . В РФ запрещено издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина. Это положение дополняется нормой Конституции о том, что любые НПА, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего обозрения. На недопустимость произвольного ограничения прав и свобод направлены нормы Конституции о невозможности пересмотра положений гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» Фед. Собранием.

5. осуществление человеком своих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц . Ни одно общество не может предоставить своим членам абсолютной свободы, т.к. это сделает невозможным их совместное общежитие. Поэтому система прав и свобод человека и гражданина объективно формируется таким образом, чтобы обеспечить законные интересы всех людей, предотвратить возможные нарушения прав и свобод в результате злоупотреблений ими со стороны др. лиц;

6. гарантированность прав и свобод означает обязанность государства обеспечить человеку и гражданину (путем создания соответствующих экономических, политических, правовых условий) реальную возможность пользоваться предоставленными ему Конституцией правами и свободами;

7. приоритет норм международного права в области прав и свобод человека и гражданина. Вытекает из общей конституционной нормы о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяется международный договор. В области прав человека сложилась и действует система международных соглашений, устанавливающих общечеловеческие стандарты прав и свобод, механизмы контроля их соблюдения. Важней-шими из них являются Всеобщая декларация прав человека, принятая Ген.Ассамблеей ООН 10.12.48г.

10. Понятие и принципы гражданства Российской Федерации.

Гражданство - устойчивая политико-правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. На человека распространяется суверенная власть в пределах и за пределами государства. Человек обладает совокупностью прав и обязанностей, установленных законом, и может пользоваться защитой государства. Гражданство юридически оформляется.

В РФ есть Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» (ноябрь 1991 г.)

Принципы:

1) единство гражданства, согласно которому гражданин республики в составе РФ является одновременно гражданином России;

2.) равенство гражданства независимо от оснований и времени приобретения;

3) доступность гражданства, основанная на том, что каждый человек, включая иностранцев и апатридов, обладает правом на гражданство, а РФ устанавливает сравнительно простой и нетрудный, демократический способ приобретения гражданства;

4) свободный характер гражданства, поскольку по закону допускается двойное гражданство и закрепляется право на изменение гражданства;

5) неотъемлемость гражданства, базирующаяся, прежде всего, на признании недопустимости лишения гражданина РФ его гражданства, на сохранении гражданства РФ за теми, кто проживает за ее пределами и др.;

6) признание недопустимости высылки гражданина РФ за ее пределы, выдачи его другому государству и ответственности РФ перед своими гражданами за их защиту и покровительство за пределами России;

7) приоритет принципов и норм международного права и международных договоров по вопросам гражданства над национальным законодательством.

8) Отрицание автоматического изменения гражданства Российской Федерации при заключении или расторжении брака гражданином России с лицом, не принадлежащим к гражданству Российской Федерации, а также при изменении гражданства другим супругом.

9) Защита и покровительство граждан Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации

10) Законодательство Российской Федерации о гражданстве вводит институт почетного гражданства. Оно может быть предоставлено Президентом Российской Федерации лицу, не являющемуся гражданином Российской Федерации, имеющему выдающиеся заслуги перед Россией или мировым сообществом, с его согласия.

Основания для приобретения гражданства РФ:

1) в результате его признания (ст. 13);

2) по рождению (ст. 14-17);

3) в порядке регистрации(ст. 18);

4) в результате приема в гражданство (ст. 19);

5) в результате восстановления в гражданстве (ст. 20);

6) путем выбора гражданства при изменении границ РФ (ст. 21);

7) иные основания (усыновление, опекунство, почетное гражданство и др.) (ст. 25-31).

Основания для прекращения гражданства (как правило, добровольные):

1) вследствие выхода из гражданства РФ (ст. 23);

2) вследствие отмены решения о приеме в гражданство (ст. 24);

3) путем выбора гражданства (оптации) при изменении границ РФ и др. (ст. 21);

4) по иным основаниям, связанным, например, с прекращением гражданства детей и не-дееспособных (ст. 25-31).

Конституционный строй – это определенная форма организации государства, закрепленная в его конституции и характеризует основные принципы, лежащие в основе взаимоотношений человека, общества и государства. Основы конституционного строя принято подразделять: политические, экономические, социальные и духовные.

Основы конституционного строя - главные устои государства, его основные принципы, обеспечивающие конституционный ха­рактер данного государства.

Основами конституиирнного строя согласно Конституции РФ являются:

признание человека, его прав и свобод высшей ценностью;

демократический характер государства;

правовой характер государства;

социальный характер государства;

федеративная форма государственного устройства;

республиканская форма правления;

признание частной собственности, равенство всех форм собст­венности;

суверенитет;

единое экономическое пространство.

Все нормы Конституции, иное законодательство связаны основа­ми конституционного строя. Это значит, что нельзя принять поправку к Конституции, иной нормативно-правовой акт, ко­торые не соответствуют основам конституционного строя. На­пример, нельзя включить в Конституцию норму об унитарном характере государства, пока одной из основ конституционного строя является федерализм.

Политические и духовные основы конституционного строя.

Ст.1 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

Демократия – это такая форма организации государства, при которой единственным источником власти является народ.

Демократический характер государства выражается, прежде всего, в народовластии, а также в признании защиты прав и свобод гражданина, в разделении властей, в гарантии местного самоуправления, политическом многообразии, многопартийности, в свободе экономической деятельности, в многообразии форм собственности.

Признаки демократического и правового государства во многом пересекаются. Для правового государства характерно: верховенство права, верховенство закона, разделение властей, соблюдение и защита прав человека, равноправие, равенство всех перед законом и судом, взаимная ответственность государства и гражданина.

Федеративное устройство основывается на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, равноправие и самоопределение народа.

Главным признаком республиканской формой правления является выборность и сменяемость главы государства.

Форму правления РФ можно определить как смешанную (президентско – парламентская республика), сочетающую признаки президентской и парламентской республики.

Духовные основы конституционного строя РФ характеризуются светским характером государства. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Экономические и социальные основы конституционного строя РФ. Экономическими основами являются единство экономического пространства РФ, свободной перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, а также многообразие и равная защита различных форм собственности.

Социальные основы. Ст.7 Конституции Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством, что означает, что политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охрану труда, поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий и иных пособий государственной защиты.

1. Основные права человека делятся на три большие группы:

Личные права;

Политические права;

Экономические, социальные и культурные права.

Личные права определяют статус человека как биосоциального

организма. К ним относятся: У право на жизнь;

Право на достоинство;

Право на свободу;

Право на личную неприкосновенность;

Право на неприкосновенность жилища;

Право на выбор места жительства и свободное передвижение;

Право на пользование родным языком и определение нацио­нальности;

Право на информацию и защиту информации;

Право на свободу совести; I право на свободу мысли и слова;

Право на судебную защиту своих прав и юридическую помощь.

Политические права определяют статус человека как субъекта политической общности - государства. Как правило, политиче­скими правами обладают лишь граждане данного государства. (Отсюда понятие "права человека и гражданина": права челове­ка принадлежат всем лицам, проживающим в данном государст­ве, права гражданина-его гражданам).

Основные политические права человека и гражданина в России:

Право на объединение;

Право на проведение собраний, митингов и демонстраций;

Право участвовать в управлении государством;

Право избирать и быть избранным в органы государственной власти и управления;

Иные политические права.

Экономические, социальные и культурные права определяют ста­тус человека как субъекта трудовой деятельности, члена гражданского общества, участника культурной жизни. Группа осно­вополагающих экономических, социальных и культурных прав:

Право частной собственности;

Право на свободное предпринимательство;

Право на труд;

Право на отдых;

Право на образование;

Право на забастовку;

Право на жилище;

Право на медицинское обслуживание;

Право на социальное обеспечение;

Право на поддержку в старости;

Право на участие в культурной жизни;

Право на свободу творчества.

Данная классификация в Конституции не указана, но нормы Основного закона, регулирующие права и свободы человека, расположены в тексте Конституции в соответствии с приве­денной классификацией. Перечень прав и свобод, закрепленных конституционно, не является исчерпывающим и не умаляет дру­гих прав, не названных в Конституции.

5.5. Конституционные обязанности человека и гражданина

Наряду с субъективными правами - мерами возможного пове­дения существуют и обязанности - меры должного поведения человека в обществе. Обязанности необходимы для поддержа­ния жизнеспособности государства и порядка в нем.

Основные обязанности человека и гражданина в России: Обязанности граждан РФ

1. Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы страны. Эта норма как самостоятельная в Конституции не сформулирована, но она вытекает из смысла и содержания Основного Закона страны и касается любого лица, находящегося на ее территории. Если в стране не будут соблюдаться законы и существовать режим законности, то все провозглашенные права и свободы останутся пустыми декларациями.

2. Обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57). Содержанием ее является необходимость финансирования государства. Налоги и сборы позволяют создать механизм перераспределения доходов людей от более обеспеченных к менее обеспеченным.

Налоги и сборы формируют государственный бюджет, за счет которого и живет страна.

3. Обязанность по охране природы и окружающей среды (ст. 58). Природа и окружающая среда - сфера обитания человека. Если ее не сохранить или нарушить баланс, то встает вопрос о сохранении человека как биологического вида. Следовательно, выполнение этой обязанности каждым - вопрос выживания человечества и каждого отдельного человека.

4. Обязанность защиты Отечества и несение военной службы (ст. 59). Несмотря на то, что эти обязанности содержатся в одной статье Конституции, их объем и субъекты различны. Защита Отечества - это долг каждого гражданина, необходимость его выполнения наступает в экстремальной ситуации - в случае вооруженной агрессии против России. Что же касается военной службы, то обязанность по ее несению касается только лиц мужского пола, достигших 18 лет, на условиях либо профессиональной, либо срочной службы. Действующее законодательство предусматривает и службу в запасе.

По мотивам противоречия воинской службы убеждениям и вере она может быть заменена альтернативной гражданской службой (ч. 3 ст. 59).

5. Обязанность получить основное общее образование (ч. 4 ст. 43). В Российской Федерации оно установлено в объеме 9 классов. Особенность этой обязанности состоит в том, что возложена она на родителей либо лиц, их заменяющих, поскольку в том возрасте, в котором ребенок идет в школу, он еще не может осознать необходимость получения образования.

6. Обязанность по сохранению исторического и культурного наследия (ч. 3 ст. 44). Смысл этой нормы состоит в осознании человеком себя как личности, а формирование качеств личности напрямую зависит от уровня культуры и образования, который, в свою очередь, является результатом исторического процесса. Существование любой нации, любого народа невозможно без бережного отношения к его истории и культуре.

Исходя из анализа вышеперечисленных обязанностей видно, что они защищают не только интересы государства, но и всего общества в целом и его отдельных индивидов.

Некоторые права одновременно являются и обязанностью (напри­мер забота о детях, посещение начальной и средней школы).

Конституционный строй - это система общественных отношений в стране, в которой соблюдается порядок, установленный нормами конституции. Иными словами, это общественный порядок, существующий в условиях фактически действующей конституции. Основы конституционного строя определяют порядок функционирования основных систем общества (экономической, социальной, политической), принципы организации государственной власти, основы взаимоотношений государства и человека и др. Источником для характеристики основ конституционного строя России является первая глава Конституции.


- Основы конституционного строя

- Статьи Конституции


1. Народовластие

Ст. 1, ч. 1. Ст. 3

Россия - демократическое государство, носителем суверенитета и единственным источником власти в котором является народ (принцип народного суверенитета). Народ ни с кем не делит власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких-либо сил. Народ осуществляет свою власть: а) непосредственно, б) через органы государственной власти, в) через органы местного самоуправления


2. Федерализм

Ст. 1, ч. 1. Ст. 5

Обеспечивается равноправие и самоопределение народов, проживающих на территории РФ. Созданы различные формы национальной государственности народов РФ. Федерализм означает и децентрализацию власти, лишает центральные органы монополии на власть, предоставляя субъектам РФ определенную самостоятельность. Полномочия Федерации и ее субъектов разграничиваются Конституцией


3. Правовое государство

Верховенство права над государством: государство и все его органы связаны правом, законом. Провозглашается верховенство Конституции, которой должны соответствовать все законы


4. Разделение

Это принцип организации власти в правовом демократическом государстве. Единая государственная власть разделена на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную, разграничиваются предметы ведения как по горизонтали (между органами власти одного уровня), так и по вертикали (между органами власти РФ и ее субъектов). Разделение властей предполагает взаимное равновесие между ними через систему сдержек и противовесов


5. Приоритет прав человека

Человек, его права и свободы признаются высшей ценностью. Государство должно находиться на службе у человека и общества. РФ признает, гарантирует, соблюдает и защищает неотчуждаемые права человека и гражданина.


6. Российская Федерация - социальное государство

Государство не снимает с себя заботу о социальной защите своих граждан, его политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В РФ охраняются труд и здоровье, установлен гарантированный государством минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, установлены государственные пенсии и пособия, гарантируется бесплатное здравоохранение, основное среднее образование и др.


7. Суверенитет

Суверенитет - неотчуждаемое свойство Российского государства, естественное и необходимое условие его существования. Суверенитет РФ характеризуется верховенством, единством и независимостью. Верховенство означает полноту власти РФ при решении всех вопросов государственной жизни, определяющее положение ее государственной власти ко всем другим отношениям в обществе. Государственная власть самостоятельно издает общеобязательные для всех членов общества правила поведения, устанавливает и обеспечивает единый правопорядок, гарантарует и защищает права и свободы граждан, определяет права и обязанности должностных лиц и государственных органов. Еще более важно верховенство федеральной власти по отношению к власти субъектов Федерации. Юридическим выражением верховенства РФ является верховенство федеральных законов по отношению к иным нормативным актам, изданным в РФ. Единство суверенитета предполагает единство власти РФ и всей территории страны. Конституция и федеральное законодательство обладают одинаковой юридической силой на всей территории РФ. Независимость РФ как свойстве ее суверенитета означает независимость от власти других стран. Россия самостоятельна в отношениях с другими государствами, которые не могут вмешиваться в ее внутренние дела. Территория РФ неприкосновенна и не может быть изменена или использована без согласия РФ.


8. Экономичекое многообразие и свобода экономичекой деятельости.

Ст. 8, ст. 9, ч. 2

Закрепляется многообразие форм собственности и их равная охрана: частной, государственной, муниципальной и др. В различных формах собственности может находиться и земля. В РФ гарантируется единое экономическое пространство, свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, поддерживается конкуренция.


9. Политичекое многообразие (плюраизм)

Ст. 13, ч.3-5

В РФ признается и допускается наличие многообразных политических структур, функциониующих в обществе, в том числе многопартийность. Деятельность политической оппозиции легальна. Однако запрещается создание и деятельность таких общественных объединений, цели которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, целостности государства, на разжигание социальной, расовой, религиозной, национальной вражды.


10. Идеологический плюрализм

Ст. 13, ч. 1-2

В РФ признается идеологическое многообразие, допускается свободное существование и развитие любых идеологических учений и теорий, свободная борьба их между собой. Никакая идеология не может быть установлена в качестве государственной


11. Светский характер государства

Церковь в РФ отделена от государства, а школа от церкви. Каждый человек может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Никакая религия не может быть установлена как государственная. Все религиозные объединения равны между собой


| |

Основные элементы конституционного строя Российской Федерации

Выделение основ конституционного строя в качестве от­дельной главы и размещение ее перед всеми другими разде­лами Конституции РФ не случайно. Законодатель стремился показать приоритетность положений, закрепляемых в главе 1 Конституции РФ "Основы конституционного строя".

Основы конституционного строя - это начала, состав­ляющие идейную и нормативную базу всей системы консти­туционного права. Они представляют собой концентриро­ванно выраженные и обобщенные нормы поведения субъектов конституционного права по поводу наиболее важных вопро­сов: формы правления, государственного устройства, поли­тического режима, конституционно-правовой регламентации отношений в основных подсистемах общества, обеспечивая их взаимодействие»

Основы конституционного строя - это императивные нормы, обладающие особой юридической силой. Это подтвержда­лся усложненной процедурой их изменения и дополнения. Так, в соответствии со статьей 135 Конституции РФ положения гла­вы 1 не могут быть пересмотрены российским парламентом. Та­кое право предоставлено Конституционному Собранию, кото­рое либо подтверждает неизменность Конституции Российской федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции. Этот проект принимается двумя третями голосов от общего числа членов Конституционного Собрания или выносится на всена­родное голосование. Положениям главы 1 должны соответство­вать все другие нормы конституционного права, в том числе создаваемые в договорной практике Российского государства.

Выделяют три уровня основ конституционного строя:

1) базовыеценности, на которые ориентируется общество;

2) основныепринципы, выступающие в качестве руково­дящих для отрасли конституционного права;

3) конституционно-правовыеинституты и нормы, через которые упомянутые выше ценности и принципы получают непосредственное обоснование и закрепление.

Единый комплекс норм, который составляют основы конституционного строя, обладает рядом специфических черт:

Основополагающее, фундаментальное, обобщающее значение;

Политико-правовой характер;

Нормативность и общеобязательность;

Юридическое верховенство по отношению ко всем ос­тальным положениям Конституции и других нормативных ак­тов государства;

Сжатость и концентрированность изложения;

Общепризнанность;

Целостность и устойчивость, особый порядок изменения.

Исходя из этого можно говорить об особой юридической природе норм главы 1 Конституции РФ по отношению ко всем остальным нормам, в том числе и конституционным. Так, в случае коллизии между Конституцией и всеми иными актами Конституционный Суд РФ вправе решить дело, основываясь на смысле статей главы 1 "Основы конституционного строя" Конституции РФ.

Впервые перечень основных элементов конституционного строя России был закреплен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года, получив развитие в Конституции РФ 1993 года.

Государственный суверенитет РФ (ст. 1, 4 Конституции РФ)

В науке конституционного права обычно различаются понятия народного, национального и государственного сувере­нитета. Это взаимосвязанные понятия. Полновластие народа и нации, выражающееся в свободном, самостоятельном опре­делении ими форм своего политического, социального и ду­ховного бытия, лежит в основе государственного суверените­та. Народный, национальный суверенитет является основой суверенитета государства, а последний в свою очередь высту­пает как политико-юридическая форма выражения полновлас­тия народа и суверенной воли наций и народностей.

Суверенитет не есть сама власть, это - важнейший орга­низационно-политический и функциональный принцип и усло­вие государственной власти, обеспечивающий верховенство и полновластие народа, самостоятельность и свободу нации в установлении своего политического статуса и определении экономического, социального и политического развития, а так­же территориальное верховенство государства и его незави­симость во внешних сношениях.

Российская Федерация как суверенное государство явля­ется полноправным субъектом международного права, пред­ставляет собой демократическое федеративное правовое го­сударство с республиканской формой правления. В соответ­ствии с принципом суверенного равенства Российская Феде­рация обязана уважать суверенитет других государств. В пре­делах собственной территории Россия вправе осуществлять государственную власть, решать важнейшие вопросы внутрен­ней и внешней политики.

Государственным суверенитетом в России обладает толь­ко сама Российская Федерация, а не ее субъекты.

Гуманный статус человека (ст. 2, 6 Конституции РФ)

Идея прав человека является связующим звеном и глав­ным содержанием Конституции Российской Федерации. За­крепляя общечеловеческие стандарты прав и свобод личности государство разрабатывает специальные меры по соблю­дению и охране прав человека от различных посягательств.

Конституция РФ как нормативный акт высшей юридичес­кой силы закрепила основные права, свободы и обязанности человека и гражданина. Однако к основным правам относятся не только те права, которые указаны в Конституции; их пе­речень может быть расширен законом. Кроме того, выделение особой группы основных прав вовсе не значит, что другие права в чем-то ущербны и охраняются с меньшей силой или даже неэффективно.

Ядром конституционного статуса личности являются при­знаваемые Конституцией основные права, свободы и обязан­ности. Исходное начало формирования правового статуса че­ловека - принадлежность лица к гражданству определенного государства, из которого непосредственно вытекает его праводееспособность. Определяющая роль в характеристике об­щего статуса личности принадлежит конституционным прин­ципам прав и свобод человека и гражданина. Реализация прав и свобод человека невозможна без системы установленных го­сударством гарантий, главное место среди которых принадле­жит юридическим. Пределы реализации прав и свобод выра­жаются в их конституционных ограничениях.

Народовластие (ст. 3, 12 Конституции РФ)

Демократия - это форма правления, в условиях кото­рой сам народ осуществляет свой суверенитет. Само понятие "народ" - собирательное, конструкция человеческого разума. В статье 3 говорится о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации яв­ляется народ. Это означает, что верховной властью в стране наделяются органы, которым народ вручает соответствующие полномочия на им же определенных условиях.



Суверенитет народа - первоисточник власти, право на развитие в той форме, которую выбирает само общество. На­род представляет собой совокупность индивидов, но не отож­дествляется ни с одним из них. Данная разновидность сувере­нитета существует для наиболее полного обеспечения прав составляющих его людей, а не наоборот.

Способами осуществления народного суверенитета яв­ляются: создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к другому государству или объединение с ним, установление любого другого политического ста­туса, определенного народом.

Воля народа является единственным базисом демократи­ческого государства, от нее исходит мандат на устройство го­сударственной власти и любые изменения ее формы. Обще­ство может оказать сопротивление любой попытке насильствен­но свергнуть конституционный строй.

Власть народа реализуется в двух формах:

непосредственное народовластие (осуществляется наро­дом путем прямого волеизъявления);

Представительная демократия (осуществляется через орга­ны, действующие по поручению народа, представляющие его).

Причем нельзя говорить о приоритете той или иной фор­мы демократии, так как они равным образом важны для реа­лизации народовластия.

Народ выступает как носитель власти в Российской Феде­рации на трех уровнях:

федеральном (как многонациональный народ всей России);

Региональном (как народ каждого из субъектов Россий­ской Федерации);

Местном (как сообщество жителей территориальных кол­лективов, где действует местное самоуправление).

Народовластие предполагает право на местное самоуп­равление. Российское государство в соответствии с требовани­ями Европейской Хартии местного самоуправления берет на себя обязательство содействовать реализации этого права и защищать его.

Федерализм (ст. 5 Конституции РФ)

Россия является федеративным государством, территория которого состоит из территорий субъектов Федерации. Такая форма национально-государственного устройства является для России оптимальной; она позволяет избежать сверхцентрали­зации, которая, как показывает исторический опыт, может привести к авторитарному режиму.

Федерализм в России обусловлен рядом причин:

Огромной территорией;

Спецификой экономического развития отдельных регио­нов:

Этническим многообразием населения;

Социокультурными различиями.

В соответствии с Конституцией РФ федерализм в нашем государстве основан на закреплении права на самоопределе­ние и самоуправление наций в составе России. Особое значе­ние в этом контексте имеет положение о том, что во взаимо­отношениях с федеральными органами государственной влас­ти все субъекты Федерации равноправны. Последнее, к сожа­лению, не всегда соблюдается на практике.

Социальное государство (ст. 7 Конституции РФ)

Понятие социального государства включает в себя такой государственно-правовой порядок, при котором государствен­ная власть подчинена правам человека и гражданина. Главное назначение социального государства - создание условий, обес­печивающих достойную жизнь и свободное развитие личнос­ти. Такое государство берет на себя обязанность о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности.

Важнейшее условие для реализации прав и свобод граж­данина - проведение социальной политики, признающей за каждым членом общества право на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостоя­ния каждого человека и его семьи, когда он работает, а также в случаях безработицы, болезни, инвалидности, старости.

Социальное государство призвано осуществлять следую­щие функции:

Охрана труда и здоровья людей;

Установление гарантированного минимального размера оплаты труда;

Обеспечение государственной поддержки семьи, мате­ринства, отцовства, детства, инвалидов и пожилых людей;

Развитие системы социальных служб;

Установление государственных пенсий и пособий.

Многообразие и свобода экономической деятельности (ст. 8, 9 Конституции РФ)

Российское государство признает частную, государствен­ную, муниципальную и иные формы собственности, обеспечи­тся их равную правовую защиту.

Экономические отношения, как правило, возникают и развиваются объективно; вместе с тем общество и государ­ство, используя законодательство и социальные нормы, мо­гут оказывать на них существенное влияние. Как показывает исторический опыт, существуют две возможные модели эко­номической системы: рыночная и планово-регулируемая.

Составляющими элементами экономических основ кон­ституционного строя являются:

Отношения собственности (существуют две основные формы собственности - частная и публичная; все остальные производны от них);

Производство материальных благ, в основе которого лежит созидательный труд человека.

Публичная собственность, в отличие от частной, недели­ма. Субъектами права публичной собственности могут быть го­сударство в целом, его составные части (в федерации - субъекты, в унитарном государстве - административно-тер­риториальные единицы), самоуправляющиеся местные тер­риториальные общности или их органы.

Публичная собственность имеет коллективный характер и предполагает равный для всех объем имущественных прав.

Частная собственность выступает в различных видах: ин­дивидуальной, групповой, коллективной, солидарной и дру­гих. Субъектами права частной собственности признаются лю­бые физические и юридические лица.

Возможен перевод из частной собственности в публичную - национализация, и наоборот - приватизация. Эти сложные процессы связаны с соотношением различных социально-по­литических сил в обществе, сознанием правящими кругами своих подлинных интересов.

Другим важным элементом экономической основы консти­туционного строя является материальное производство. Ни одно общество не способно существовать, ничего не производя, поэтому оно заинтересовано в создании благоприятных усло­вий для труда человека.

В основе трудовых отношений лежит право граждан распо­ряжаться своими способностями к производительному и творчес­кому труду. Конституция закрепляет новое для России право - право частной собственности, в том числе и на землю. Одно из важнейших проявлений свободы личности - свобода предприни­мательства, гарантией которой выступает запрет на монополис­тическую деятельность и недобросовестную конкуренцию.

Разделение властей (ст. 10, 11 Конституции РФ)

Принцип разделения властей воплощен в Российской Фе­дерации в ходе радикальных демократических реформ.

Главное содержание этого принципа состоит в том, что только при условии разделения функций государственной вла­сти между самостоятельными органами может быть установ­лен демократический режим правления. Как известно, суще­ствуют три основные функции государственной власти: зако­нодательная, исполнительная и судебная, поэтому каждая из этих функций и должна исполняться предназначенными для нее органами государства.

Необходимо особо отметить, что сама государственная власть едина, ее единственным источником в Российской Фе­дерации является многонациональный народ России. Ни один из государственных органов не может присваивать себе пол­номочия по осуществлению суверенной государственной влас­ти. Речь в данном случае идет только о распределении функ­ций и ответственности между различными государственными органами.

Конституционный принцип, в соответствии с которым "го­сударственная власть в Российской Федерации осуществляет­ся на основе разделения на законодательную, исполнитель­ную и судебную", предполагает создание органов, представ­ляющих каждую ветвь власти.

В пределах своей компетенции по осуществлению указан­ных функций эти государственные органы самостоятельны и независимы, но при этом они не могут не взаимодействовать. Таким образом, каждая ветвь следит за тем, чтобы другая не превышала пределы отведенных ей полномочий. Такая "сис­тема сдержек и противовесов" применяется в той или иной мере в большинстве демократических государств.

Особенность Российской Федерации заключается в том, что Президент, являясь главой государства, в полной мере не входит в систему разделения властей. Одна из важнейших за­дач Президента - координация деятельности всех ветвей вла­сти. Для этого Конституция наделила его различными полно­мочиями как в законодательной, так и в исполнительной и даже судебной области.

На федеральном уровне система разделения властей выглядит следующим образом: законодательная власть - Федеральное Собрание Российской Федерации; исполнительная власть - Президент РФ (с вышеназванными оговорками), Правительство РФ; судебная власть - Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ.

На уровне субъектов Федерации государственную власть осуществляют органы, структура и компетенция которых определяется субъектами Федерации самостоятельно.

Идеологическое многообразие (ст. 13 Конституции РФ)

Идеологическое многообразие означает возможность сво­бодного сосуществования в обществе различных политичес­ких взглядов, школ, концепций, идеологий, партий и органи­заций. Никакая идеология в России не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Социальная цен­ность плюрализма состоит в том, что благодаря ему обеспечи­вается способность к выражению индивидом своего мнения, определенное равенство возможностей, терпимость по отно­шению к различным группам в обществе (политическим, со­циальным и религиозным).

Под политическим плюрализмом понимается прежде всего многопартийность - система власти, основанная на взаимо­действии и "противовесах" партий и объединений. Он предпо­лагает возможность борьбы политических сил с помощью легитимных средств, т. е. в рамках Конституции.

Будучи одним из видов общественных объединений граж­дан, политические партии являются тем инструментом, по­средством которого осуществляется социально-политическая активность граждан, их участие в общественной жизни стра­ны. От других объединений, действующих на политической арене (профессиональных, предпринимательских союзов), партии отличаются тем, что открыто борются за места в пар­ламенте и правительстве, дающие возможность осуществлять управление государством, а через него - всем обществом, и, как правило, большей структурированностью и организацион­ной оформленностью.

О многопартийной системе можно говорить только в том случае, когда в избирательной борьбе за власть участвуют более двух политических партий. Партия организуется по ини­циативе учредителей (физические и юридические лица) и может начать легальную деятельность после регистрации ее устава в Министерстве юстиции РФ. Принцип добровольности является основополагающим для создания и функционирования любых политических партий. Однако законами Российской федерации устанавливаются ограничения права на член­ство в политических партиях для судей, работников правоох­ранительных органов, военнослужащих и государственных слу­жащих.

Конституция запрещает создание и деятельность партий и иных общественных объединений, цели или действия кото­рых направлены на насильственное изменение основ консти­туционного строя, нарушение целостности и подрыв безопас­ности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиоз­ной вражды.

В настоящее время закон, который бы специально за­креплял основы статуса политических партий в России, еще не принят. Общественные отношения, связанные с создани­ем, функционированием и роспуском политических партий, регулируются Законом об общественных объединениях 1995 года. Подлинная многопартийность у нас только складывается.

Принцип светскости государства (ст. 14 Конституции РФ)

Свобода совести - непременное условие создания свет­ского конституционного строя, при котором обеспечивается защита гражданина от господства любых учений - как материалистических, так и идеалистических.

Провозглашенный Российским государством принцип от­деления церкви от государства означает взаимное невмеша­тельство как государства в дела церкви, так и церкви в дела государства. Это означает полное невмешательство государ­ственных институтов в дела религиозных объединений и от­сутствие у последних каких-либо государственных функций (запись актов гражданского состояния, непременное участие в инаугурации Президента РФ, освящение начала строитель­ства, присутствие на принесении воинской присяги и др.).

Религиозные объединения в соответствии с частью 2 ста­тьи 14 Конституции РФ отделены от государства и равны пе­ред законом. Не допускается какая-либо дискриминация или предоставление каких-либо преимуществ любым конфессиям Российской Федерации.

Целостность и незыблемость основ конституционного строя Российской Федерации (ст. 15,16 Конституции РФ)

Основы составляют единую систему, где все нормы взаимообусловлены и взаимодополнены. В целом они представляют собой четкую, логичную структуру, функционирование кото­рой должно обеспечивать стабильность и устойчивость суще­ствующего конституционного строя и его совершенствование. Среди вышеперечисленных элементов конституционного строя целесообразно обратить внимание на те положения гла­вы 1 Конституции РФ, которые характеризуют формы при­надлежности власти народу и способы ее осуществления.