Наказание за злоупотребление права на иск. Аналитика публикации

"Налоговый вестник", N 6, 2001

Основным источником права, устанавливающим порядок перемещения валюты через таможенную границу Российской Федерации, является Закон РФ от 09.10.1992 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 3615-1). В ст.108 Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК РФ) подтверждается, что "перемещение через таможенную границу Российской Федерации валюты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте Российской Федерации, иностранной валюты и других валютных ценностей осуществляется в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации".

В развитие Закона N 3615-1 Банк России, ГТК России и Минфин России приняли подзаконные акты, закрепляющие некоторые особенности перемещения через российскую границу иностранной валюты и валюты Российской Федерации.

Перемещение иностранной валюты

Под иностранной валютой действующее законодательство понимает денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве (группе государств), а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки (п.3 ст.1 Закона N 3615-1).

Ввоз иностранной валюты. Законом N 3615-1 установлено, что ввоз и пересылка иностранной валюты может осуществляться без каких-либо ограничений при соблюдении таможенных правил. Эта норма распространяется как на резидентов, так и на нерезидентов.

Резидентами по валютному праву являются (п.5 ст.1 Закона N 3615-1):

  1. физические лица, имеющие постоянное местожительство в Российской Федерации, в том числе временно находящиеся за пределами Российской Федерации;
  2. юридические лица, созданные в соответствии с российским законодательством, с местонахождением в Российской Федерации, а также филиалы и представительства таких юридических лиц, находящиеся за границей;
  3. предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с российским законодательством, с местонахождением в Российской Федерации, а также филиалы и представительства таких предприятий и организаций, находящиеся за границей;
  4. дипломатические и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.

Лица, не отвечающие перечисленным характеристикам, являются нерезидентами.

Декларирование ввозимой в Российскую Федерацию иностранной валюты обеспечивает реализацию норм п.6 ст.6 и п.3 ст.8 Закона N 3615-1, в соответствии с которыми физические лица - резиденты и нерезиденты имеют право переводить, вывозить и пересылать из Российской Федерации ранее переведенные, ввезенные или пересланные в Российскую Федерацию валютные ценности при соблюдении таможенных правил в пределах, указанных в декларации или ином документе, подтверждающем их перевод, ввоз или пересылку в Российскую Федерацию.

Вывоз иностранной валюты. Порядок вывоза и пересылки иностранной валюты резидентами и нерезидентами устанавливает Банк России совместно с ГТК России.

Новые правила вывоза иностранной валюты были установлены в Положении Банка России N 105-П и ГТК России N 01-100/1 от 12.01.2000 "О порядке вывоза физическими лицами из Российской Федерации наличной иностранной валюты" (далее - Положение).

В этих правилах воспроизведена норма ст.6 Закона N 3615-1, согласно которой физические лица - резиденты имеют право вывозить из Российской Федерации при соблюдении таможенных правил наличную иностранную валюту, ранее переведенную или ввезенную в Российскую Федерацию, а также снятую со счета (вклада) в уполномоченном банке либо приобретенную в уполномоченном банке в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

В Положении установлена предельная сумма наличной иностранной валюты, которую физическое лицо - резидент может единовременно вывезти из России без получения разрешений Банка России. Она составляет эквивалент 10 000 долл. США (по курсу Банка России на день перемещения валюты через таможенную границу).

При единовременном вывозе из Российской Федерации наличной иностранной валюты в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долл. США, физические лица - резиденты должны представить таможенным органам, производящим таможенное оформление, специальное разрешение Банка России, выдаваемое в порядке, устанавливаемом Банком России по согласованию с Правительством РФ. Это разрешение будет служить единственным основанием для перемещения наличной иностранной валюты через таможенную границу Российской Федерации (никаких других документов в этом случае таможенный орган не потребует).

В предельную сумму 10 000 долл. США не включается иностранная валюта, полученная для оплаты командировочных расходов за границей. Подтверждением целевого характера наличной иностранной валюты, вывозимой для оплаты командировочных расходов, является "Справка ф. N 0406007", выданная в порядке, установленном Положением Банка России от 25.06.1997 N 62 "О порядке покупки и выдачи иностранной валюты для оплаты командировочных расходов". Таким образом, вывоз наличной валюты, предназначенной на командировочные расходы за рубежом, не ограничен. Необходимая для этого "Справка ф. N 0406007" может выдаваться на имя каждого командируемого лица либо на имя старшего группы командируемых лиц.

В качестве примера рассмотрим две ситуации.

Первая ситуация. Гражданин при прохождении таможенного контроля заявляет о нахождении у него 10 200 долл. США. В этом случае наличная валюта может быть вывезена только при наличии специального разрешения Банка России.

Вторая ситуация. Гражданин, заявляя о желании вывезти 10 200 долл. США, предъявляет справку ф. N 0406007 на сумму 1200 долл. США, в которой обозначен целевой характер наличной валюты (для оплаты командировочных расходов). В этом случае командировочные вычитаются из общей суммы перевозимой наличной валюты. Она составит 9 000 долл. США. Для перемещения такой суммы разрешения Банка России уже не потребуется.

По новым правилам физическое лицо - резидент может единовременно вывезти сумму наличной иностранной валюты, эквивалентную 1500 долл. США <*>, без предоставления каких-либо разрешительных документов: документов, подтверждающих перевод или ввоз иностранной валюты в Российскую Федерацию, снятие иностранной валюты с текущего валютного счета (вклада) в уполномоченном банке либо покупку иностранной валюты в уполномоченном банке Российской Федерации.

<*> Ранее этот лимит составлял 500 долл. США.

При единовременном вывозе суммы свыше 1500 долл. США, но не более 10 000 долл. США резидент обязан представить соответствующие документы, разрешающие перемещение наличной иностранной валюты (таможенную декларацию, справку ф. 0406007). Документы, являющиеся разрешением на вывоз иностранной валюты, подлежат обязательной сдаче на пограничной таможне, даже если количество иностранной валюты, фактически вывозимой физическим лицом, значительно меньше суммы, указанной в разрешении.

Что же касается физических лиц - нерезидентов, то они вправе вывозить наличную иностранную валюту в размере, не превышающем сумму иностранной валюты, ранее ввезенной или переведенной в Российскую Федерацию, с предоставлением документов, подтверждающих ее ввоз или перевод в Российскую Федерацию. Таким образом, при наличии требуемых документов нерезиденты могут вывозить наличную иностранную валюту без установления какого-либо верхнего предела.

Документом, подтверждающим ранее осуществленный нерезидентом ввоз валюты и ее зачисление на текущий счет в уполномоченном банке, является выданная последним справка ф. 0406007, в которой в строке 7 раздела "Получено клиентом" записано: "Получено за счет средств, ввезенных из-за границы".

Справка ф. 0406007 служит также основанием для вывоза нерезидентом наличной валюты, ранее переведенной в Российскую Федерацию без открытия текущего счета либо с последующим зачислением на него. В этом случае в строке 7 делается запись: "Получено за счет средств, переведенных из-за границы".

При вывозе наличной иностранной валюты, отличной от ранее ввезенной или переведенной в Российскую Федерацию, кроме названных документов, нерезидент должен предоставить справку формы 0406007, подтверждающую обмен (конверсию) валют.

Особенности перемещения иностранной валюты юридическими лицами. Порядок перемещения наличной иностранной валюты через таможенную границу Российской Федерации юридическими лицами установлен Положением Банка России и ГТК России соответственно от 19.04.1993 N 13 и от 14.04.1993 N 01-20/3371 "О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте уполномоченными банками".

Согласно данному нормативному акту правом вывоза из Российской Федерации наличной иностранной валюты при соблюдении таможенных правил обладают российские уполномоченные банки, имеющие генеральную лицензию Банка России на проведение валютных операций. Такие банки осуществляют вывоз валюты без ограничения суммы и количества и без специальных разрешений Банка России. Уполномоченные банки, не имеющие генеральной лицензии на проведение валютных операций, не обладают правом самостоятельного вывоза наличной иностранной валюты и осуществляют продажу (обмен) наличной валюты банкам, имеющим генеральную лицензию, и другим участникам внутреннего валютного рынка в соответствии с российским валютным законодательством.

Наличная иностранная валюта, ввезенная в Российскую Федерацию юридическим лицом - нерезидентом, может быть вывезена из Российской Федерации при условии соблюдения таможенных правил в пределах, указанных в грузовой таможенной декларации, которая была подана данным юридическим лицом при ввозе.

Декларирование иностранной валюты, перемещаемой через таможенную границу Российской Федерации юридическими лицами, производится в соответствии с Приказами ГТК России от 19.05.1993 N 197 и от 24.01.1995 N 42.

Справка формы 0406007. С 1 февраля 1995 г. на территории Российской Федерации был введен новый документ валютного контроля - справка формы 0406007 (далее - справка). Справка выдается уполномоченными банками клиентам при совершении следующих валютно - обменных операций с наличной иностранной валютой:

  • купля - продажа наличной иностранной валюты физическими лицами (резидентами и нерезидентами) в уполномоченном банке Российской Федерации;
  • выдача наличной иностранной валюты с текущих валютных счетов юридических и физических лиц (резидентов и нерезидентов) в разрешенных валютным законодательством случаях;
  • купля - продажа платежных документов в иностранной валюте;
  • выдача наличной иностранной валюты по пластиковым карточкам иностранных эмитентов и российских уполномоченных банков и др.

Справка подтверждает факт совершения операции в уполномоченном банке и одновременно является разрешением на вывоз из Российской Федерации наличной иностранной валюты и платежных документов (чеков, векселей, аккредитивов и др.) в иностранной валюте физическими лицами. Она не является основанием для вывоза из Российской Федерации физическими лицами (резидентами и нерезидентами) российских рублей и ценных бумаг в валюте Российской Федерации.

Бланк строгой отчетности "Справка ф. N 0406007" состоит из двух частей: "Справка ф. N 0406007", которая выдается физическому лицу, и "Копия справки ф. N 0406007", которая остается в банке. На одном бланке справки может быть оформлена только одна валютно - обменная операция.

В правом верхнем углу справки проставляется штамп, содержащий следующие сведения:

  • полное или сокращенное наименование банка в соответствии с учредительными документами банка;
  • код ОКПО банка;
  • регистрационный номер обменного пункта;
  • адрес обменного пункта.

В строке 1 "Выдана" указываются полностью фамилия, имя и отчество физического лица (резидента или нерезидента) буквами русского или латинского алфавита в зависимости от того, как они записаны в предъявленном кассиру обменного пункта документе, удостоверяющем личность клиента. Справка носит именной характер и не подлежит передаче другому лицу.

В строке 2 "Предъявлен" указывается наименование предъявленного документа, удостоверяющего личность, а также его серия и номер.

Валютно - обменные операции совершаются при предъявлении физическим лицом документа, удостоверяющего личность, которым может являться:

а) вид на жительство в Российской Федерации - для иностранных граждан и лиц без гражданства, если они постоянно проживают на территории Российской Федерации;

б) национальный заграничный паспорт или заменяющий его документ - для иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации;

в) внутренний общегражданский паспорт или заменяющий его документ, общегражданский заграничный паспорт - для граждан Российской Федерации;

г) удостоверение личности военнослужащего или военный билет - для военнослужащих Российской Федерации.

При покупке или продаже физическим лицом наличной иностранной валюты на сумму в эквиваленте менее 10 000 долл. США реквизиты документа, удостоверяющего личность физического лица, проставляются в справке только по просьбе физического лица, совершившего указанную операцию.

Если реквизиты документа, удостоверяющего личность физического лица, не указываются, то в строке 2 справки кассир обменного пункта проставляет знак "XXX" и перечеркивает лицевую сторону справки по диагонали красной чертой либо проставляет на лицевой стороне справки штамп красного цвета "Разрешением на вывоз не является".

Справка, заполненная без указания реквизитов документа, удостоверяющего личность, не является разрешением на вывоз из Российской Федерации наличной иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте.

Справка считается недействительной, если реквизиты обменного пункта, наименование банка, выдавшего эту справку, не читаются или возможно двоякое прочтение сведений на оттиске штампа банка, расположенного в верхнем правом углу справки, а также если имеют место подчистки, помарки, исправления или иные нарушения порядка заполнения справки, установленного Банком России.

Для вывоза из Российской Федерации наличной валюты и платежных документов в иностранной валюте справка действительна в течение двух лет.

Перемещение валюты Российской Федерации

Под валютой Российской Федерации согласно п.1 ст.1 Закона N 3615-1 понимаются:

а) находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов (банкнот) Банка России и монет;

б) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях в Российской Федерации;

в) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях за пределами Российской Федерации на основании соглашения, заключаемого Правительством РФ и Банком России с соответствующими органами иностранного государства об использовании на его территории валюты Российской Федерации в качестве законного платежного средства.

Вывоз и пересылка из Российской Федерации, а также ввоз и пересылка в Российскую Федерацию рублей осуществляются резидентами и нерезидентами в порядке, устанавливаемом Банком России совместно с Минфином России и ГТК России (п.3 ст.2 Закона N 3615-1). В настоящее время действует Положение Банка России N 02-29/36, Минфина России N 11-05-02, ГТК России N 01-20/10075 от 06.10.1993 "О порядке вывоза и пересылки из Российской Федерации и ввоза и пересылки в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).

Законодательство устанавливает запрет на пересылку из Российской Федерации и пересылку в Российскую Федерацию физическими лицами российских рублей. При этом под пересылкой понимается перемещение через таможенную границу Российской Федерации российских рублей в несопровождаемом багаже без следования лица через таможенную границу Российской Федерации, а также их перемещение в международных почтовых отправлениях.

Вывоз из Российской Федерации рублей физическими лицами разрешен в пределах суммы на одно лицо по нормам, установленным в Письме Банка России от 19.09.1996 N 331 (доведены до таможенных органов Письмом ГТК России от 14.12.1996 N 01-15/22229) и составляющим 500 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). Эти нормы действуют как в отношении резидентов, так и нерезидентов.

Ввоз рублей в Российскую Федерацию физическими лицами разрешен в следующих случаях:

  • ввозится российская валюта в пределах суммы на одно лицо по нормам, установленным Банком России (то есть 500 МРОТ);
  • ввозится российская валюта военнослужащими, рабочими и служащими российских войск, дислоцированных на территории иностранных государств, в пределах сумм, указанных в справках полевых учреждений Банка России или воинских частей;
  • ввозится российская валюта вынужденными переселенцами и беженцами, направляющимися в Российскую Федерацию на постоянное место жительства, в пределах сумм, подтвержденных документами об источниках их образования, заверенными консульской службой МИД России.

В иных случаях ввоз российских рублей запрещен.

Наличная валюта Российской Федерации, перемещаемая через российскую таможенную границу сверх установленных норм, при невозможности ее немедленного возврата на территорию Российской Федерации либо вывоза с ее территории принимается на временное хранение таможенными органами по квитанции формы ТС-22. Срок временного хранения не должен превышать трех суток. По истечении предельного срока хранения невостребованная рублевая наличность может быть обращена в федеральную собственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Положением Банка России, Минфина России и ГТК России от 06.10.1993 ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылка из Российской Федерации российской валюты (за исключением памятных монет из недрагоценных и драгоценных металлов) разрешается при соблюдении таможенных правил следующим юридическим лицам: Банку России, уполномоченным банкам (т.е. российским банкам, получившим лицензию Банка России на проведение валютных операций), а также центральным (национальным) банкам иностранных государств на основании разрешения Банка России.

Уполномоченные банки имеют право перемещать через таможенную границу российские рубли в следующих случаях:

  1. вывоз и пересылка из Российской Федерации рублей на основании договора с банком - нерезидентом, имеющим корреспондентский счет в валюте Российской Федерации в данном уполномоченном банке, при снятии валюты Российской Федерации с указанного счета;
  2. вывоз и пересылка из Российской Федерации рублей в свой филиал, расположенный на территории иностранного государства;
  3. ввоз и пересылка в Российскую Федерацию рублей на основании договора с банком - нерезидентом, имеющим корреспондентский счет в данном уполномоченном банке, при последующем зачислении валюты Российской Федерации на указанный счет;
  4. ввоз и пересылка в Российскую Федерацию рублей из своего филиала, расположенного в иностранном государстве.

Особый порядок перемещения валюты Российской Федерации. Такой порядок установлен в отношении памятных монет, являющихся валютой Российской Федерации. В соответствии с совместным Положением Банка России от 10.09.1993 N 02-29/32, Минфина России от 17.09.1993 N 11-05-02 и ГТК России от 20.09.1993 N 01-20/9525:

  • ввоз в Российскую Федерацию физическими и юридическими лицами памятных монет из драгоценных и недрагоценных металлов осуществляется без ограничений при соблюдении таможенных правил;
  • вывоз памятных монет юридическими лицами - резидентами осуществляется на основании специального разрешения Банка России;
  • вывоз памятных монет юридическими лицами - нерезидентами - только по разовому разрешению Банка России;
  • вывоз физическими лицами как резидентами, так и нерезидентами монет из недрагоценных металлов разрешается в количестве не более 10 штук;
  • вывоз монет из драгоценных металлов физическими лицами (резидентами и нерезидентами) осуществляется по специальному разовому разрешению Банка России.

Ответственность за нарушения таможенных правил ввоза и вывоза валюты

Административно - правовая ответственность предусмотрена ТК РФ.

Статья 279 "Недекларирование или недостоверное декларирование товаров и транспортных средств" ТК РФ предусматривает в качестве наказания наложение штрафа в размере от 100 до 200% стоимости валюты, с конфискацией валюты или без конфискации. (Возможность использования данной статьи ТК РФ обусловлена тем, что по таможенному законодательству валюта является разновидностью товара.)

Перемещение валюты с обманным использованием документов предполагает привлечение к ответственности по ст.278 ТК РФ: штраф в размере от 100 до 300% стоимости валюты с конфискацией валюты, являющейся непосредственным объектом правонарушения.

Штраф в размере от 100 до 300% стоимости валюты, являющейся непосредственным объектом правонарушения, налагается также за сокрытие валюты от таможенного контроля (ст.277 ТК РФ).

В соответствии со ст.238 ТК РФ при совершении одним и тем же лицом двух или более нарушений таможенных правил взыскание налагается за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгого наказания более строгим. Однако при рассмотрении дела во внимание могут приниматься различные обстоятельства, как смягчающие ответственность за нарушение таможенных правил (ст.236 ТК РФ), так и отягчающие ее (ст.237 ТК РФ).

Ответственность за незаконное перемещение валюты через таможенную границу Российской Федерации может наступить и по ст.188 УК РФ ("Контрабанда"). Это касается случаев перемещения через таможенную границу Российской Федерации валюты в крупном размере (свыше 500 МРОТ), совершенного помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженного с недекларированием или недостоверным декларированием. Указанное преступное деяние наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

Виктор Стефанович Анохин
Председатель арбитражного суда Воронежской области,
д.ю.н., профессор, заслуженный юрист РФ

Процессуальными правами обладают только лица, участвующие в деле. Статус такого лица возникает после принятия искового заявления и возбуждения производства по делу (ст. 127 АПК РФ), и лишь с этого момента можно злоупотреблять процессуальными правами. Следовательно, подача заявления (искового) или жалобы, которыми возбуждается дело в суде, а равно включение в них каких-либо положений не могут признаваться злоупотреблением правом.

В правоприменительной практике квалификация действий по воспрепятствованию разрешения дел как злоупотребление процессуальными правами не всегда корректна и бесспорна. В большинстве случаев участвующие в деле лица совершают действия, создающие затруднение в развитии и завершении судебного процесса. Однако эти действия основаны на конкретных процессуально-правовых и материально-правовых интересах; они нередко представляются способом обеспечения судебной защиты лица, участвующего в деле.

Подобными подходами пользуются некоторые субъекты предпринимательской деятельности, создавая параллельные судебные процессы в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах, когда защита права одного лица путем удовлетворения его иска лишает такого же материального права других претендентов.

Для анализа сущности и признаков злоупотребления процессуальными правами необходимо определиться с принятием и особенностями прав, порядком их осуществления. По определению А. А. Мельникова "субъективное гражданское процессуальное право - это установленная и обеспеченная нормами гражданского процессуального законодательства... возможность участника процесса действовать определенным образом или требовать определенных действий от суда и через суд от других участников процесса в своих собственных, общественных или государственных интересах или в интересах других лиц" (Курс советского гражданского процессуального права. Т. 1. М.: Наука, 1981. С. 228-229).

Процессуальные кодексы закрепляют достаточно широкий круг прав лиц, участвующих в деле (ч. 1 ст. 41 АПК РФ, ч. 1 ст. 35 ГПК РФ).

Особенность гражданских процессуальных прав в отличие от субъективных гражданских прав в том, что их значительная часть носит характер правомочий на одностороннее волеизъявление. Под правомочием на одностороннее волеизъявление понимается обеспеченная законом возможность совершать процессуальные действия.

Для выявления истинного смысла выражения "злоупотребление правом" Е. В. Васьковский предлагал взять исходной точкой сущность и задачи гражданского процесса. Считая, что целью процесса является правильное и скорое разрешение дел, которое в состязательном процессе обеспечивается привлечением к участию в процессе тяжущихся, Е. В. Васьковский делает вывод, что процессуальные права даны законом лицам, участвующим в деле, "для содействия их правильному разрешению, и что каждый раз, когда тяжущийся совершает какое-либо процессуальное действие не с этой целью, а для достижения каких-либо посторонних целей (для введения судей в заблуждение, для проволочки дела, для причинения затруднения противнику), он выходит за пределы действительного содержания своего права, т. е., иначе говоря, злоупотребляет им".

Согласно ч. 1 ст. 167 АПК РФ и ч. 1 ст. 194 ГПК РФ при разрешении спора по существу суд принимает решение. Оно должно быть законным и обоснованным (это требование не лиц, участвующих в деле, а государства). Поскольку функцию отправления правосудия государство берет на себя, интерес в надлежащем выполнении данной функции есть у государства. Злоупотребление правом в судебном процессе - это его использование во зло государству в лице суда.

Поскольку понятие "злоупотребление правом" может быть использовано лишь тогда, когда управомоченный субъект обладает определенным субъективным правом, при совершении неправомерного процессуального действия злоупотребления правом нет. Данный вывод можно проиллюстрировать примером: сторона по спору, ответчик, в своих возражениях против требований истца о признании за ним прав собственности ни в первой, ни в апелляционной инстанциях не ссылалась на наличие договора купли-продажи и акт приема-передачи продаваемого имущества, а представила их лишь в кассационную инстанцию арбитражного суда.

Можно ли подобные действия лица, участвующего в арбитражном процессе, рассматривать в качестве злоупотребления правом? Думается, нет. Ответчик не представил доказательства, которые у него были, в состязательном процессе и не защитил собственные права и интересы, однако представлять доказательства - это не право, а обязанность участвующего в деле лица, предусмотренная АПК РФ. Поэтому в такой ситуации нет злоупотребления правом, а присутствует отказ от защиты собственных прав. Ведь злоупотребление - действие лица во зло кому-то, в судебном процессе - государству в лице суда, но не себе. Такие действия влекут неблагоприятные последствия для нарушителя процессуальных прав и обязанностей.

В судебной практике злоупотребление процессуальными правами чаще всего проявляется в уклонении от обязанности, неиспользовании управомоченным лицом своего процессуального права в части доказывания.

В юридической литературе высказана мысль, что юридической обязанности для стороны доказывать обстоятельства материально-правового характера, на которые она ссылается, не существует, что ответчик в процессе имеет право избрать пассивную позицию и просто отрицать иск, что у него отсутствует обязанность доказывать какие-либо обстоятельства (Баулин О. В. Бремя доказывания при разбирательстве гражданских дел. - М., 2004. С. 99). Этот подход противоречит ст. 65 АПК РФ.

Данная законодательная норма свидетельствует о том, что отрицать наличие обязанности доказывания невозможно и нет оснований. Даже если ответчик изберет "страусиную" позицию своей защиты и на все доводы истца будет отвечать молчанием, он только навредит себе: в дальнейшем не сможет приводить доводы и возражения на стадиях пересмотра судебных актов. Да и будут ли у него основания для обжалования судебных актов?

Между тем следует иметь в виду, что неприменение права по инициативе лица, участвующего в гражданском обороте или в судебном процессе, не может быть признано злоупотреблением правом и к нему не могут быть применены неблагоприятные последствия, кроме тех, которые предусмотрены в законе. Тем не менее в некоторых случаях суды ссылаются на злоупотребление правом, когда в этом нет необходимости.

ОАО "Воронежоблгаз" обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о восстановлении пропущенного срока для предъявления к исполнению исполнительного листа (дело № А14-5276-2004/6/12-и). Суды первой и второй инстанций удовлетворили заявленное требование.

Материалы дела свидетельствуют о том, что взыскатель неоднократно предъявлял и отзывал исполнительный лист по просьбе должника в связи с достижением между ними соглашения о добровольном погашении долга: должнику была предоставлена рассрочка погашения задолженности, а исполнительный лист был отозван.

В связи с неисполнением достигнутого соглашения и непогашением долга взыскатель вынужден снова обращаться к судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения решения суда, но срок для предъявления исполнительного листа к исполнению истек.

Суд первой инстанции признал уважительными причины пропуска срока для предъявления к исполнению исполнительного листа и восстановил его. Апелляционная и кассационная инстанции судебный акт суда первой инстанции оставили в силе, но суд кассационной инстанции в своем постановлении указал: "При таких обстоятельствах ссылка заявителя жалобы (должника) на пропуск срока для предъявления исполнительного листа к исполнению после прекращения им добровольных выплат является злоупотреблением своим процессуальным правом".

Ссылка должника на пропуск процессуального срока взыскателем правомерна, однако законом прямо предусмотрена возможность его восстановления и возможность обжалования соответствующего судебного акта. Почему же такие действия являются злоупотреблением правом должника? Своими действиями взыскатель создавал возможность для добровольного исполнения обязанности по решению суда, содействовал предотвращению негативных для должника последствий принудительного исполнения судебного акта (обращение взыскания на имущество, взыскание исполнительского сбора).

Правомерно возникает вопрос: кто из двух сторон злоупотребил своими правами? Приведенная ситуация - яркий пример того, как субъект предпринимательской деятельности должен заботиться об обеспечении безопасности собственного бизнеса, чтобы не пострадать от собственной неосмотрительности, а может быть, и правовой безграмотности.

Зачастую сложно определить, где кончается право и начинается злоупотребление (это относится скорее не к области права, а к сфере нравственного, философского понимания, зависит от интереса субъекта, обращавшегося за защитой). Неслучайно злоупотребление противопоставляется доброй совести, добрым нравам, является нарушением гражданских прав в рамках принадлежащих прав, т.е. выходом за пределы права под воздействием субъективных интересов.

Отсутствие теоретического и законодательного определения понятия "злоупотребление правом", его четких критериев столкновения субъективных прав разных лиц приводит, как представляется, к тому, что разрешение этих сложных конфликтов, интересов производится судами на основании одного только судейского усмотрения.

На опасность подобной практики обращал внимание еще дореволюционный русский цивилист В. П. Домонжо: "...по вопросу о границах отдельных прав может существовать множество диаметрально противоположных взглядов, и в поисках этих границ суды, не имея перед собою никаких общих начал, легко могут быть вовлечены в целый ряд роковых для честных лиц и не безопасных для самой устойчивости гражданских ошибок".

Данная мысль поддержана М. М. Агарковым. "Сторонники теории злоупотребления правом должны сформулировать критерий, который укажет суду, в каком направлении он должен пользоваться предоставленным ему правомочием... Как и во всех случаях судейского усмотрения, лицо узнает о границах своего права не заранее из закона, a post factum из судебного решения" (Агарков М. М. Проблема злоупотребления правом в современном гражданском праве// избранные труды по гражданскому праву. В 2 т. Т. II. 2002. С. 371-372). Не согласиться с этим невозможно, ибо неопределенность в нормативном регулировании, теоретическом обосновании и в правоприменении ведет к нарушению безопасного ведения предпринимательской деятельности, недоверию праву, закону и суду.