Кассационное обжалование административного правонарушения. Кассационная жалоба коап

В судебную коллегию

по гражданским делам

Санкт-Петербургского городского суда

Пертрова Андрея Ивановича

по гражданскому делу № А46-137737/2012

Кассационная жалоба

на решение Санкт-Петербургского федерального суда от 01.07.2012 г. № 22346 под председательством федерального судьи Симовой И.Р.

Решением Санкт-Петербургского федерального суда № 22346 от 01.07.2012 года под председательством судьи Симовой И.Р., отказано в удовлетворении моей жалобы на постановление начальника Центрального ОГИБДД г. Санкт-Петербурга № 1027 от 27.04.2012 года, по которому я был лишен права управления транспортным средством на 12 месяцев.

С вынесенным решением не согласен. Полагаю, что безусловным основанием к отмене решения является недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела, которые суд считает установленными (ст. 306 ч.1 п.2 ГПК РСФСР); также имеют место и другие существенные процессуальные нарушения.

В силу прямого указания закона, в соответствии с требованиями ст. 238 ГПК РСФСР, при рассмотрении дела суд обязан проверить правильность действий административного органа или должностного лица и установить, производится ли взыскание на основании закона, был ли соблюден установленный порядок привлечения лица, к которому предъявлено требование, к выполнению возложенной на него обязанности; совершил ли подвергнутый административной ответственности нарушение, и виновен ли он в совершении этого нарушения; учтены ли тяжесть совершенного проступка, личность виновного. Все эти требования судом соблюдены не были.

Суд при рассмотрении данного дела не выяснил все имеющие юридически значимые обстоятельства, посчитал доказанным факт управления мной транспортного средства в состоянии опьянения на основе полученных с нарушением закона доказательств в виде акта медицинского освидетельствования. Суд вынес решение по делу, основываясь на обстоятельствах, которые не были зафиксированы в строгом соответствии с процессуальным порядком, предусмотренном законом, а следовательно - не могут считаться доказанными и установленными.

23 апреля 2012 года инспектором ГИБДД мне было предложено пройти освидетельствование на состояние опьянения. Я выразил свою готовность пройти освидетельствование при условии присутствия свидетелей. Мои требования были законными, однако в нарушение п. 2.6.4 "Инструкции по организации в органах внутренних дел производства по делам об административных нарушениях правил дорожного движения и иных норм, действующих в сфере безопасности дорожного движения", утвержденной приказом МВД от 23 марта 1993г. № 130 (с изменениями на 12 октября 1999 года), который устанавливает порядок проведения освидетельствования, в проведении освидетельствования в присутствии свидетелей мне было необоснованно отказано. После этого мне предложили проехать на медицинское освидетельствование. Я полагал, что в условиях медицинского учреждения обследование будет проводиться в точном соответствии с требованиями соответствующей инструкции (Временная инструкция "О порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения" (утв. заместителем Министра здравоохранения СССР 1 сентября 1988 г. N 06-14/33-14). Однако в медицинском учреждении освидетельствование в полном объеме не проводилось, порядок его проведения был грубо нарушен:

  1. обязательное повторное исследование не проводилось;
  2. биологические жидкости не исследовались (никакие анализы не брались), что подтверждается протоколом освидетельствования;
  3. все исследование было проведено за 3 минуты. Это подтверждено протоколом медицинского освидетельствования с 0 часов 10 минут по 0 часов 13 минут.

Таким образом, врачом были нарушены требования п.7 указанной инструкции, в котором прямо предписано: "Лабораторные исследования (выдыхаемого воздуха, мочи, слюны) при проведении освидетельствования являются обязательными". В пункте 11 инструкции указано: "Результаты медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения могут считаться действительными при условии, что они были получены в ходе медицинского обследования, выполненного в соответствии с настоящей инструкцией, и при проведении лабораторных исследований были использованы только методики и устройства, разрешенные Минздравом СССР для применения в целях освидетельствования".

Общеизвестно, что факт нахождения в состоянии алкогольного опьянения не может считаться установленным на основании исследования одного только выдыхаемого воздуха. Положительная реакция реагентов может быть обусловлена употреблением кефира, кваса или сока, лекарственных препаратов, наличием в окружающей среде и последующим вдыханием примесей редуцирующих веществ (бензина, выхлопных газов, соединения углерода и т.д.). Все это приводит к искажению результатов исследования. Именно поэтому, в Методических указаниях "О медицинском освидетельствовании для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения" № 06-14/33-14 (Утв. зам. министра здравоохранения СССР 2 сентября 1988 г.) указано, что "необходимо исследовать различные биосреды, применять сочетание двух-трех химических тестов на алкоголь", а состояние опьянения может считаться доказанным лишь при "выявлении алкоголя в выдыхаемом воздухе не менее, чем двумя различными методами (например, показания прибора ППС-I, индикаторных трубок "Контроль трезвости" и трубок Мохова-Шинкаренко, реакции Рапопорта) при обязательном двукратном проведении этих проб с интервалом в 20-30 минут"; либо "при двукратном проведении одной из индикаторных проб с интервалом в 20-30 минут (на приборе ППС-I, с помощью индикаторных трубок трезвости и трубок Мохова-Шинкаренко, реакции Рапопорта), подтвержденной положительными результатами газохроматографического определения алкоголя в моче".

Несмотря на то, что я не отрицаю факт употребления мною 22.04.2012 г. слабоалкогольного напитка, нельзя считать установленным факт нахождения меня 23.04.2012 г. в состоянии алкогольного опьянения, а следовательно, и факт совершения мною административного правонарушения, поскольку:

  1. должностными лицами, проводившими медицинское освидетельствование, был нарушен установленный законом порядок его проведения, следовательно, акт освидетельствования не имеет юридической силы и не может служить доказательством по делу;
  2. в письменных объяснениях (находятся в материалах ГИБДД) я и Петров К.В. показали, что после того, как я выпил 2-3 банки джин-тоника (слабоалкогольного напитка) в баре 22.04.2012 г. в период с 18 до 21 часа, я сел за руль лишь после того, как стал трезв несколько часов спустя. Обратного собранными по делу доказательствами не установлено. В судебном заседании я также утверждал, что не находился в состоянии алкогольного опьянения.

В своем решении суд указывает, что я в течение 2009-2011г.г. пять раз привлекался к административной ответственности. Однако, я ни разу не привлекался к административной ответственности за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. При этом суд не учел то обстоятельство, что лишение меня права управления автомобилем повлечет за собой невозможность исполнения мною служебных обязанностей, и, как следствие, оставит меня и мою мать без средств к существованию. Суд не учел представленное ходатайство с места работы (л.д. 8).

В связи с существенным нарушением норм процессуального права, недостаточностью и недостоверностью полученных с нарушением закона доказательств, факт нахождения в состоянии опьянения не может считаться установленным и доказанным, привлечение к административной ответственности за данное правонарушение исключается в силу п.1 ст.227 КоАП РСФСР.

Поскольку в настоящее время исчерпаны все возможности для собирания новых доказательств, я полагаю возможным просить судебную коллегию о вынесении нового решения без передачи дела на новое рассмотрение.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 305, 306, 308 ГПК РСФСР,

Прошу

Решение Санкт-Петербургского федерального суда № 22346 от 01.07.2012 - отменить.

Вынести новое решение, которым постановление начальника ОГИБДД Центрального района Санкт-Петербурга отменить, производство об административном правонарушении - прекратить.

При невозможности вынесения нового решения, направить дело для нового рассмотрения в тот же суд в ином составе судей.

Пертров Андрей Иванович________________________________

Принятый Кодекс об административном судопроизводстве выделил в отдельный свод процессуальных правил порядок рассмотрения административных споров. А также были урегулированы специальными нормами порядок подачи и рассмотрения кассационных жалоб на постановления судей административных судов.

Кассационный порядок может реализоваться лишь после вступления в силу соответствующего документа. Когда такое постановление еще не приобрело законную силу, подается жалоба в порядке апелляции.

Однако обжалование в кассационном порядке постановлений административных судов возможно при соблюдении некоторых иных условий:

  • кассационная жалоба по административному делу подается только до истечения полугода с момента, когда соответствующее постановление приобрело законную силу;
  • подача жалобы возможна при условии, что жалобщик исчерпал все методы обжалования решения, предусмотренные процессуальными правилами до приобретения соответствующим актом юридической силы.

Исключением признаются следующие обстоятельства:

  • подать заявление по истечении полугодичного срока вправе лицо, которое пропустило его по уважительным обстоятельствам, только если не прошло еще года с момента вступления акта в силу;
  • если акт затрагивает правомочия лиц, которые не принимали участие в соответствующем процессе, то они могут направить заявление на протяжении года с момента, когда ему стало известно о данном постановлении.

В иных случаях обжалование не допускается. Однако закон допускает случаи, когда срок подачи возможно восстановить.

Как восстановить срок

Восстановить срок подачи кассационной жалобы можно лишь при наличии уважительных оснований, по которым он был пропущен, производится в порядке направления заявления в суд, что принимал постановление. В определенных случаях он не может быть восстановлен.

Порядок подачи и рассмотрения заявления по кассации следующий:

  • при направлении заявления лицо должно указать в нем причину пропуска и приложить к нему документы, которые подтверждают уважительный характер причины;
  • суд рассматривает его заявление без приглашения заинтересованных лиц;
  • в особых случаях орган правосудия вправе провести заседание при участии заинтересованных лиц;
  • если вместе с заявлением подается жалоба, то суд одновременно рассматривает вопрос и о восстановлении срока и о принятии соответствующей жалобы к рассмотрению;
  • лица, несогласные с вынесенным по данному вопросу решением, вправе обжаловать его частным образом.

Общие правила и исключения, когда срок вообще не подлежит восстановлению, обозначены в статье 95 Кодекса административного судопроизводства.

Без рассмотрения вопроса о возврате срока орган правосудия не может решать вопрос о принятии кассационного представления. В подобной ситуации в принятии заявления будет попросту отказано.

Как составляется жалоба

Когда время для подачи представления не пропущено, лица подают ее непосредственно в кассационную инстанцию. Рассматривает ее Президиум соответствующего суда, принявшего обжалуемое постановление либо вышестоящий суд, когда предыдущая инстанция является районной.

Пример для по административному делу можно найти в интернете, а также он должен содержать следующие сведения:

  • название судебного органа, в который подается прошение;
  • Ф.И.О либо зарегистрированное название жалобщика, адрес, а также характер участия его в процессе;
  • такие же сведения об иных лицах, принимавших участие при рассмотрении спора;
  • сведения о других судебных инстанциях, в которых спор уже был рассмотрен или обжалован;
  • реквизиты соответствующих постановлений судов;
  • сведения о том, какие именно действия или бездействия судей жалобщик считает нарушением, приведшим к принятию незаконного и несправедливого решения;
  • прошение об отмене постановления, принятии нового решения, изменении имеющегося.

Что касается круга правомочных для подачи документов, то к ним относятся:

  • лица, принимавшие участие в деле в предыдущих рассмотрениях спора;
  • уполномоченные государственные органы;
  • представители лиц, принимавших участие в предыдущих заседаниях.

К заявлению необходимо приложить все решения предыдущих инстанций. Копии должны быть заверены самими судами, принимавшими соответствующие решения. А также представляется квитанция, свидетельствующая об оплате пошлины (150 рублей для физ. лиц, 3000 - для юр. лиц).

Сроки рассмотрения прошения напрямую зависят от того, насколько сложным является представленный жалобщиком аргумент. Так:

  • если потребуется повторное изучение дела, то срок составляет 2 месяца;
  • в противном случае орган правосудия выносит решение в течение 1 месяца.

Административные споры, вытекающие из правоотношений в сфере избрания чиновников и т.д., возникающие в период выборов или предвыборных действий рассматриваются в срочном порядке в течение 5 суток.

Принимая решение, орган правосудия учитывает обстоятельства, которые указаны в представлении. Однако в исключительных случаях суд может выйти за эти рамки и назначить изучение иных обстоятельств, доказательств и свидетельских показаний, которые предыдущими инстанциями не были учтены.

В любом случае, если при принятии обжалуемого постановления суд не нарушил нормы материального или процессуального права, что привело к принятию противозаконного решения, кассационная инстанция требования не удовлетворит.

Обжалование судебных решений

Вам это будет интересно

Отмена уже состоявшихся по итогам рассмотрения административного дела решений возможна применением процедуры — обжалование по административным делам.

Исполнение решения суда начинается после вступления его в силу. Поскольку административные дела связаны с нарушением прав вследствие осуществления властных полномочий (доказательства такого факта – одно из условий и принятия его судьей к производству), в большинстве случае следует ходатайствовать о немедленном исполнении решения суда. Например, по важно признать их незаконными как можно скорее. Поэтому Кодекс административного судопроизводства по некоторым делам установил сокращенный срок для обжалования.

Апелляционное обжалование по административным делам

Вступает в силу спустя 1 месяц (как правило), либо через 15 дней при . Поэтому апелляционная жалоба подается до истечения указанных сроков с момента получения решения суда в окончательной части (не после оглашения в судебном заседании, а получения в письменной форме). Исключения: административный иск об оспаривании закона региона о роспуске представительного органа, правового акта о самороспуске, правовых актов по вопросу осуществления избирательных прав гражданами РФ, о помещении иностранца в специальное учреждение, госпитализации в психиатрическую больницу и др. (ст. 298 КАС РФ). Если срок апелляционного обжалования истек, вместе с жалобой подается ходатайство о восстановлении срока (или в тексте жалобы высказывается просьба об этом), иначе апелляционная жалоба будет возвращена.

Подавать апелляционную жалобу вправе лица, которые участвовали в деле, и их представители, а также все те, которые хоть в деле и не участвовали, но чьи права затронуты решением суда.

Апелляционная жалоба представляется в письменной форме в суд, который вынес решение по делу в первой инстанции (можно подать и сразу в апелляционную инстанцию, но рассмотрение дела тогда будет длиться дольше). Подсудность определяется достаточно просто: это вышестоящая судебная инстанция. Если административный иск рассматривался районным судом, значит жалоба адресуется суду субъекта РФ. Если судом субъекта РФ, значит в Судебную коллегию по административным делам ВС РФ, а если сразу в ВС РФ – в Апелляционную коллегию ВС РФ.

Апелляционная жалоба, помимо адресата, полного наименования сторон, должна содержать указание на то решение, которое обжалуется, основания его отмены и требование изменить или отменить решение, приложения. Подача апелляционной жалобы влечет незначительные в виде обязательной оплаты госпошлины в размере 150 руб. для граждан и 3000 руб. – для организаций.

Какие аргументы и требования приводить в апелляционной жалобе? Основания отмены решения суда установлены ст. 310 КАС РФ, при подготовке жалобы статью следует изучить и выбрать одно из оснований. Требование в жалобе должно быть сформулировано одним из следующих способов: отменить решение суда, изменить его полностью или в части или принять новое решение, направить на новое рассмотрение.

Апелляционная жалоба в случае принятия ее судом к производству будет рассмотрена по всем правилам , с извещением участвующих в деле лиц. Судебное разбирательство будет коллегиальным, ведется оно председательствующим судьей. Новые доказательства принимаются судом только при подтверждении факта объективной невозможности предоставления суду первой инстанции.

Кассационное обжалование по административному делу

Кассационному обжалованию подлежат уже вступившие в законную силу решения суда, прошедшие стадию апелляционного обжалования. Для инициирования указанного процесса в суд кассационной инстанции до истечения 6 месяцев после вступления решения суда первой инстанции в силу направляется кассационная жалоба. При пропуске срока либо в жалобе, либо в отдельном ходатайстве, заявитель должен высказать просьбу восстановить пропущенный по уважительным причинам срок.

Кассационная жалоба может быть подана одной из сторон административного дела, иными лицами (если решение затрагивает и нарушает их права), прокурор (если представитель этого органа участвовал в деле).

Заявитель обращается сразу в суд кассационной инстанции. Так как по правилам большинство административных дел рассматриваются районными судами, кассационная жалоба обычно подается в президиум суда субъекта РФ. Если в ходе апелляционного обжалования суд оставляет апелляционную жалобу без удовлетворения, но при этом приводит новые мотивы в обоснование обжалуемого решения, а заявитель с ними не согласен – кассационная жалоба подается в Судебную коллегию по административным делам ВС РФ.

Содержание кассационной жалобы идентично апелляционной. Однако при ее подготовке особое внимание следует уделить доказыванию существенного нарушения судами, рассматривавшими административное дело, норм материального или процессуального права. К жалобе в обязательном порядке прилагаются заверенные судом копии судебных актов, принятых по делу (их можно получить в канцелярии суда, который выносил соответствующий акт). Госпошлина рассчитывается аналогично, как при подаче апелляционной жалобы.

По итогам рассмотрения жалобы сначала принимается вопрос – передать ли ее на рассмотрение суда или отказать в такой передаче. Рассматривается жалоба в судебном заседании с извещением лиц, участвующих в деле, коллегиальным составом суда. Решение принимается большинством голосов судей. Результат будет объявлен в день заседания.

Обжалование в порядке надзора по административному делу

При неудовлетворительном итоге апелляционного и кассационного обжалования судебного решения, заключительным способом отменить ранее вынесенное решение станет пересмотр в порядке надзора.

Надзорная жалоба подается непосредственно в Президиум ВС РФ лицами, участвующими в деле или теми, чьи права нарушены в результате принятия оспариваемого акта суда. Обратиться с жалобой можно в течение 3 месяцев со дня вынесения последнего судебного акта по делу (кассационного определения).

Помимо общих требований к содержанию надзорной жалобы, как наименование суда, сторон, реквизитов всех вынесенных по делу судебных актов, указывается одно из оснований для отмены таких актов (или все сразу). Это – нарушение прав человека и гражданина, которые закреплены Конституцией РФ, международными нормами и договорами, нарушение публичных интересов или прав неопределенного круга лиц, а также нарушение в единообразия толкования и применения правовых норм. Причем в последнем случае необходимо привести примеры конкретных судебных решений и постановлений высших судебных органов. Госпошлина определяется согласно требованиям НК РФ.

По итогам рассмотрения надзорной жалобы суд примет одно из следующих решений:

  • оставить в силу вынесенные по делу судебные акты, а надзорную жалобу без удовлетворения;
  • отменить судебные акты полностью или в части и направить административное дело на новое рассмотрение;
  • отменить и прекратить производство по административному делу;
  • изменить один из судебных актов или несколько;
  • оставить жалобу без рассмотрения по существу.

В дальнейшем изменить решение суда можно будет только в международных инстанциях или обратившись с заявлением о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Других способов обжалования по административным делам нет.

В Президиум Московского городского суда

От: ___________________________
Адрес: ___________________________

КАССАЦИОННАЯ ЖАЛОБА
На Постановление __________ районного суда города Москвы по делу об административном правонарушении от _________ г., Решение Московского городского суда от __________ г.

Решением Таганского районного суда города Москвы от ___________ г. по делу об административном правонарушении № _________ я, ___________________ был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением соответствующего наказания.
Не согласившись с вышеуказанным судебным решением я, _____________ обратился через Таганский районный суд в Московский городской суд с апелляционной жалобой.
По результатам рассмотрения моей апелляционной жалобы, Московским городским судом было вынесено определение об оставлении решения Таганского районного суда без изменения, а моей жалобы без удовлетворения.
В судебном заседании, в суде второй инстанции, мне была оглашена лишь резолютивная часть судебного определения. До настоящего времени, полное мотивированное решение мной так и не получено.
Определение суда второй инстанции, как и решение Таганского районного суда, я считаю незаконным, необоснованным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
Судами первой и второй инстанции были допущены нарушения как материальных так и процессуальных норм права, которые, в свою очередь, повлекли за собой принятие не правильного решения.

Как установил суд первой инстанции, и с ним согласился суд второй инстанции, Шахрай А.А. написал заявление на имя командира 2 батальона ДПС ПДПС ГИБДД УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве, где сообщил, что автомобиль _______ г.н.з. _________, принадлежащий ему, стоял на стоянке возле дома по адресу: ________________________ ___________ г.
Выходя из дома, он увидел, как его сосед на красной «________», выезжая со стоянки, поцарапал его машину и уехал не остановившись.
В судебном заседании ____________ сообщил, что свидетелем ДТП был не он сам, а его друг, хотя в графе «свидетели» в заявлении о ДТП он не указал ни одного свидетеля.

Таким образом, судом, без установления тождества между первичным заявлением и объяснениями, данными ___________ в суде, отдал предпочтение его доводам, изложенным в заявлении.
В деле отсутствуют фотографии места ДТП. Фактически, все обвинение меня в совершении правонарушения основании на доводах _____________, который постоянно меняет свои показания.

В решении суда второй инстанции, указано, что судом первой инстанции моя вина правильно установлена и подтверждается совокупностью, собранных по делу доказательств. Далее, в решении идет перечисление доказательств, которыми подтверждается моя вина. После, в решении указывается, что дело рассмотрено полно, всесторонне и каких-либо нарушений не выявлено.
Таким образом, судом второй инстанции не были исследованы в полном объеме материалы дела, не даны мотивированные ответы, на поставленные мной в апелляционной жалобе вопросы. Считаю, что решение Московского городского суда от ____________ г. составлено формально и не содержит каких-либо мотивированных доводов относительно доказанности моей вины в совершении ДТП.
В соответствии с требованиями ст. ст. 26.11, 29.10 КоАП РФ производимая судьей оценка доказательств должна основываться на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу. Однако указанные требования закона в ходе рассмотрения настоящего дела судьей не выполнены.

Более того, В силу ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В Постановлении и Решении суда не указаны основания, по которым все сомнения и несоответствия, опровергающие и подтверждающие мою вину, не были истолкованы в мою пользу.

Так, в соответствии со ст. 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
В настоящее время, срок обжалования Решения суда второй инстанции пропущен мной по независящим от меня причинам. Решение было получено мной сразу после его изготовления « »___________ 2015 г.
Считаю, что изложенные мной выше обстоятельства, должны быть признаны судом уважительными, а срок, установленный ст. 30.3 Кодекса РФ восстановлен.

На основании изложенного и руководствуясь главой 30 Кодекса РФ об административных правонарушениях

1. Постановление Таганского районного суда города Москвы по делу об административном правонарушении от __________ г. И Решение Московского городского суда от ___________ г. отменить как незаконные и направить дело на новое рассмотрение;

« »__________ 2015 г. _________________________________________

Право кассационного обжалования

Предметом судебного контроля по КАС РФ является осуществление властных полномочий. Категория дел об административных правонарушениях относится к сфере регулирования КоАП РФ и рассматривается в предусмотренном им порядке.

КАС РФ в ст. 318 предусматривает, что судебные акты могут быть пересмотрены в кассационном порядке только в случаях, предусмотренных кодексом. Формулировка отличается от соответствующих статей ГПК, АПК. Например, определения суда 1 инстанции обжалуются следующими способами:

Ст. 249 предусматривает возможность обжалования решения об определении кадастровой оценки в апелляции. Решения по делам об обжаловании решений, действий (бездействия) уполномоченных органов обжалуются в общем порядке (ст. 228). Однако в ст. 290, например, не определен порядок обжалования решения по делу о взыскании обязательных платежей. В подобном случае можно сделать вывод, что на эту категорию дел также распространяется общий порядок.

Объектами кассационного обжалования могут являться решения судов первой инстанции и апелляционные определения региональных судов.

Субъекты обжалования в ст. 318 КАС не перечисляются. К таковым по общему правилу относятся:

  • административный истец, административный ответчик;
  • прокурор;
  • заинтересованные лица;
  • орган, организация, лицо, обращавшиеся в суд для защиты прав другого лица (в случае, если они наделены таким полномочием в силу закона, — общественная организация инвалидов [если это также предусмотрено уставом организации], опекун и др.).

Кассатором может быть лицо, не участвовавшее в деле, интересы которого затрагиваются судебным актом (ч. 1 ст. 318).

Условия и порядок подачи жалобы

Условия приемлемости кассационной жалобы по административному делу :

  1. Исчерпание иных способов обжалования (имеется в виду апелляция).
  2. В течение 6-месячного срока после введения в действие обжалуемого акта (день вынесения апелляционного определения).

Этот процессуальный срок может быть восстановлен:

  • по уважительной причине, если она имела место в течение года;
  • для заинтересованного лица, не привлеченного к участию в деле. В этом случае 6-месячный срок начинает исчисляться с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о соответствующем судебном акте, затрагивающем его интересы.

Возможность восстановления срока находится в ведении суда кассационной инстанции (ст. 95 КАС). Ходатайство может содержаться в самом тексте жалобы либо быть приложено к ней вместе с документальным подтверждением. В случае отказа на определение может быть принесена частная жалоба.

Кассационная жалоба подается непосредственно (т. е. минуя суд 1-й инстанции) в президиум суда регионального значения или в окружной военный суд (в зависимости от подчиненности суда 1-й инстанции).

После первого кассационного обжалования можно обратиться с кассационной жалобой на постановление президиума, апелляционное определение или решение суда 1-й инстанции в Судебную коллегию по гражданским делам или в Судебную коллегию по делам военнослужащих ВС РФ.

Реквизиты, содержание и образец кассационной жалобы по административному делу

Соблюдение порядка подачи жалобы, вероятно, несколько упростится для пользователей сети Интернет после введения с 15.09.2016 возможности подачи жалобы путем заполнения формы на сайте кассационного суда (ч. 3 ст. 319). В ст. 320 КАС перечисляются требования к жалобе при ее направлении по почте или нарочным.

Жалоба должна содержать:

  • наименование суда-адресата;
  • сведения о кассаторе и о его процессуальном положении, о других участниках процесса;
  • наименования судов, вынесших акты по делу, с перечислением реквизитов соответствующих актов;
  • указание на существенные нарушения материальных или процессуальных норм, аргументацию их последствий;
  • просьбу кассатора (исходя из ст. 329 КАС);
  • доводы о нарушении прав, свобод или интересов кассатора;
  • информацию о возвращении жалобы при предыдущей подаче, если это имело место.

Жалоба подписывается подателем.

Приложения к жалобе:

  • документы, подтверждающие полномочия, статус и образование представителя (ст. 55). Юридические лица прикладывают выписку или распечатку из ЕГРЮЛ (имеются случаи возвращения по причине отсутствия подтверждения правомочности подписанта);
  • копии судебных актов по делу (если они не заверены судом, жалоба подлежит возвращению - см., например, определение Мосгорсуда от 06.11.2015 по делу № 4-11942/2015);
  • копии жалобы по числу участников процесса;
  • квитанция об уплате госпошлины.

Учитывая краткость срока для обжалования и сложность его восстановления, следует позаботиться о полноте представляемой кассационной жалобы по административному делу и ее соответствии всем требованиям. Общие и частные вопросы о порядке действий кассатора в административном процессе затронуты в нашей статье.