Выражение драконовские меры. Драконовские меры

Так называют непомерно суровые законы по имени Дракона, первого законодателя Афинской республики (VII в. до н. э.). В ряду наказаний, определяемых его законами, видное место будто бы занимала смертная казнь, которой карался, например, такой проступок, как кража овощей. Существовало предание, что законы эти были написаны кровью (Плутарх , Солон). В литературной речи выражения «драконовские законы», «драконовские меры, наказания» укрепились в значении суровых, жестоких законов.

... мы еще недостаточно оценили мстительность русского правительства. Мы думали, что к военной расправе оно прибегло как к последнему средству борьбы, боясь обращаться к суду. Оказывается, сумели соединить и то, и другое: после избиения толпы и убийства трех рабочих выхватили 37 человек из нескольких тысяч и присудили их к драконовским наказаниям (В. И. Ленин , Каторжные правила и каторжный приговор, Соч., т. 5, с. 226).

Долгий путь революционной борьбы неоднократно приводил Ленина в Германию, когда драконовские законы царского режима вынуждали его находиться вдали от Родины. Но и в условиях эмиграции Ленин был самым тесным образом связан с Родиной, руководил революционным движением в России (Речь Н. С. Хрущева в музее В. И. Ленина в Лейпциге 9 августа 1957 г., «Правда», 10 августа 1957 г.).

Законы Драконта стали первой записью афинских законодательных обычаев. Их характеристику и особенности рассмотрим в статье.

Общее представление

Дракон, или Драконт, был афинским законодателем. Его крайне суровые меры (законы Драконта) стали залогом появления такого известного крылатого выражения, как «драконовские меры», которое подразумевает под собой строжайшие наказания, в свою очередь, способствующие тем или иным образом поддержанию государственного устройства и укреплению оного через четкую формулировку его главных правовых принципов.

Судебная система в древности

В 7-м веке до нашей эры жители древней Аттики (место расположения Афин), как известно, продолжали жить по древнейшим законам своего рода.

Для современного человека такое поведение и ценности могут показаться каким-то изуверским кошмаром. Но что примечательно, в тот отрезок времени в Аттике уже отсутствовала царская власть, что дало дорогу к власти начальников, или архонтов, которые избирались среди числа самых знатных и богатых людей.

Если рассматривать правление Афин в тот период, то можно выделить всего девять властителей. Среди них один был самым главным, к нему обращались как к архонту-эпониму. Он был первым человеком в полисе (городе), после него шел архонт-басилей, занимавшийся вопросами религии и обрядов, за ним - архонт-полемарх, ведавший военными делами. Шесть же остальных архонтов-фесмофетов должны были руководить городскими магистратурами и следить за исправностью выполнения норм закона и слаженной судебной деятельностью.

Килоновская смута

К концу 7-го века население в Афинах пришло к пониманию того, что существовавшая на тот момент юриспруденция должна претерпеть модификации. Первой причиной, послужившей появлению мыслей о судебной реформе у тогдашней власти, стали смутные времена, требовавшие более строгого наказания за вторжение в личное пространство и посягательство на частную собственность. Вторая причина выразилась во всевозрастающем недовольстве народа произволом, создаваемым судьями-аристократами. Последние на выдумку не скупились и творили все, что им заблагорассудится. Так, например, они могли толковать законы настолько искусно, что мало кто мог им противоречить.

Историки полагают, что среди факторов, значительно повлиявших на развитие и создание новых судебных правил, был одно немаловажное событие, получившее название "Килоновская смута". Считается, что приблизительно в период с 634-го по 624 г. до нашей эры именитый аристократ Колон попытался силой захватить власть в полисе, однако его попытки не увенчались успехом. Произошло это благодаря вмешательству людей, принадлежавших к аристократическому роду Алкмеонидов. Они настигли его, и расправа их была настолько жестокой, что не пощадили даже тех, кто прятался у алтарей божеств. В итоге все бунтовщики были буквально казнены на месте. Их богохульство возмутило афинян. Такой произвол Алкмеонидов и их пренебрежение святынями стали залогом всеобщего пренебрежения по отношению к ним, ведь с тех пор они были прокляты по законам Афин.

Предпосылки к созданию

Килоновский заговор был разрушен, что благоприятно сказалось на полисе, учитывая тот факт, что он мог бы обернуться его жителям гнетом новых тиранов. После этого события эвпатриды резко активизировались и решили продемонстрировать свое радение к участию в государственной деятельности. Так, было принято решение усовершенствовать афинское право. Эта работа была поручена одному из шести архонтов-фесмофетов.

Поэтому перст судьбы пал именно на Драконта, законы которого и стали основополагающим источником мудрости и справедливости в Афинах. Этот человек пользовался большим уважением в обществе, считался энергичным и добросовестным. Всю предоставленную ему работу он выполнил в течение 621 года до нашей эры. Результатом проделанной работы и стали всемирно известные законы Драконта. По сей день бытует мнение, что этот документ оказался первым письменным судебным правом на территории Афин. В законах Драконта эта информация не указывается, но было бы слишком самонадеянно говорить о том, что это утверждение является непреложной истиной. Вернее было бы сказать, что это первое дошедшее до нас письменное законодательство, ведь все существовавшие правила базировались на уже когда-то созданных, просто прошедших переработку и переосмысление. Хорошим примером здесь послужит высказывание Аристотеля, что в 80-х годах рассматриваемого столетия архонты-фесмофеты занимались как раз таки похожей работой.

Законы Драконта в Афинах: общая характеристика

Основным достижением реформации стали более четко представленные обязанности чиновников - был упорядочен принцип их избирания и правила смены власти. Хотя основные положения законов Драконта и содержали в себе несколько статей о политической структуре в государстве, но они не являлись главными в его сборнике. Об этом можно догадаться по красноречивому названию «Обычаи». В основе данных норм стали четко прописанные штрафные санкции, направленные на разного рода правонарушения. Некоторые из законов Драконта, несомненно, выглядят слишком жестокими. Только подумайте, простое нарушение правил, к примеру кража овощей или фруктов у торговца, считалось проступком, заслуживающим смертной казни.

Если рассмотреть законы Драконта кратко, то можно отметить, что смертная казнь вменялась поджигателям, убийцам и богохульникам (осквернителям святынь). Законодатель предусмотрел даже такую норму, которая может показаться абсолютно бессмысленной - понесение наказания за убийство и порчу неодушевленных предметов.

Уголовное право «нового поколения»

Как известно, законы Драконта отражали прогресс в развитии, происходившем в афинском обществе. Благодаря его своду законов появилось четкое деление убийств на предумышленные, непредумышленные, а также совершенные в процессе обороны. Отдельной категорией считались преступления, которые касались лишения жизни соблазнителей жен, сестер, матерей и дочерей. Семейное право в законах Драконта занимало одну из второстепенных линий его законодательства.

В отдельную категорию были отнесены убийства, совершенные во время спортивных игр и соревнований, а также произошедшие в результате несчастного случая. Все же главной задачей археопага было рассматривать исключительно умышленные преступления, которые повлекли за собой человеческие жертвы.

Соответственно, совершение таких убийств требовало суровой меры наказания - смертной казни. Неумышленные убийства являлись прерогативой специальных коллегий, которые состояли из эфетов. Все члены коллегий должны были быть не старше 50 лет. К «случайному» убийце применяли меру наказания помягче - изгнание виновного. Штрафы и прочие меры наказания применялись в отношении граждан, совершивших ряд других преступлений.

Стоит упомянуть, что законы Драконта действовали наиболее эффективно в делах, связанных с преодолением крайне распространенной в то время в Афинах кровной мести. Самосуд находился под строгим запретом. С введением новых правил ответственность за совершенное убийство ложилась только на того, кто его совершил, а не как прежде - на все его семейство. Более того, наказанию подвергался и человек, подстрекавший виновного на убийство.

Значение

Тот факт, что афинское общество приняло эти нововведения, явно свидетельствовал о том, что оно было готово к избавлению от древних родовых обычаев и внедрению обновленной модели классовых и государственных отношений. И хотя карательные меры того времени представляли собой жесткие законодательные акты, греческое право с тех пор значительно продвинулось вперед. После того как были изданы новые нормы, аристократы потеряли свободу действий и их деятельность был ограничена четко прописанными правилами, исполнение которых запросто можно было проверить.

Отмена

Однако недолговечными оказались и законы Драконта.

Солон - преуспевающий купец и афинский аристократ пришел ему на смену. Как утверждают многие историки, меры Драконта действовали на территории Афин вплоть до 594 года до нашей эры, того самого года, когда Солон стал проводить свои реформы. Этот аристократ отменил много правил, но сохранил те, что касались непредумышленных убийств и самозащиты.

О законодательстве Драконта нам известно очень мало. Глава «Афинской политии» Аристотеля, посвященная изложению государственных преобразований Драконта, по-видимому, представляет собой позднейшую вставку, которая, возможно, была обусловлена стремлением сторонников олигархического строя позднейшего времени подкрепить свою политическую программу авторитетом древности. Сам Аристотель в другом своем произведении - «Политике» - пишет, что законы Драконта представляли собой лишь простую запись хранившихся до того времени в устной традиции древних норм - норм так называемого обычного права.

Одна из афинских надписей конца V в. до н. э., воспроизводящая часть текста этих законов, вполне подтверждает это свидетельство. В частности, в ней приводятся процессуальные правила об ответственности сородичей убийцы за совершенное им преступление, которые вне всякого сомнения восходят к очень древнему времени. Таким образом, законы Драконта, по всем данным, явились первой записью афинских законодательных обычаев.

В этом отношении весьма характерно, что античные писатели называют законы Драконта не «законы», а, в буквальном переводе - «обычаи». Такая запись законодательных обычаев, очевидно, была призвана ограничить произвол судей-аристократов, толковавших устную традицию в своих узкоэгоистических интересах. С этой точки зрения запись законов несомненно отвечала стремлениям демоса и, надо думать, была осуществлена не без борьбы и серьезного нажима на аристократию со стороны последнего.

Насколько можно судить о содержании этих законов на основании упоминавшейся афинской надписи конца V в. до н. э. и свидетельств античных авторов более позднего времени, речь в них шла главным образом об уголовных преступлениях, о различных видах убийств, о кражах, о порядке ведения процессов и налагаемых за них наказаниях.

Законы Драконта славились своей суровостью и даже жестокостью (говорили, что они были писаны кровью). За всякое воровство, хотя бы незначительное, полагалась смертная казнь.

Законы Драконта о наказании за убийство призваны были заменить институт родовой мести. Преследование убийцы оставалось, однако, делом рода убитого. Для примирения с убийцей требовалось согласие ближайших родственников: сына, брата, двоюродного брата, зятя, тестя; при отсутствии близкой родни примирение могло состояться с согласия не менее десяти членов фратрии. Ответственность за убийство нес только сам убийца, а не его род. К ответственности привлекалось и лицо, подстрекавшее к убийству и являвшееся, следовательно, косвенным убийцей.

В законах Драконта различаются также убийства умышленные, неумышленные, совершенные в состоянии обороны. Особое место занимают убийства соблазнителя матери, жены, дочери или сестры; сюда же отнесены были убийства в результате несчастных случайностей, например на состязаниях.

Умышленные убийства подлежали суду ареопага и наказывались смертью, причинение повреждений - изгнанием; в обоих случаях наказание сопровождалось конфискацией имущества.

Разбор дел о неумышленных убийствах поручен был специальной коллегии, состоявшей из 51 члена из числа родовой знати старше 50 лет. Наказанием за неумышленное убийство было изгнание (без конфискации имущества). В случае примирения с родственниками убитого или, при их отсутствии, с членами его фратрии, убийца мог возвратиться из изгнания, при этом воспрещалось требование со стороны родственников убитого какого-либо выкупа. Убийство в состоянии самообороны, под которое подводилась и защита имущества, наказанию не подлежало.

Для каждого вида убийств назначалось специальное место разбирательств: для дел об убийствах непредумышленных - в Палладии, для дел об убийствах умышленных - в ареопаге. В особом месте производился суд над теми, кто, находясь в изгнании, совершил там новое убийство; подсудимый не мог в этом случае вступать на землю Аттики, а должен был находиться в лодке - суд же происходил на берегу моря близ Пирея.

Архаический характер носило судилище в здании пританея, где заседали филобасилеи (стоявшие во главе фил). Здесь разбирались дела о насильственной смерти, причиненной человеку животными или неодушевленными предметами. Если суд признавал их виновными, они выбрасывались за границы Аттики или топились в море.

С именем Драконта связаны также законы, касавшиеся поведения граждан. Один из таких законов налагал наказание за «бездеятельность» и праздную жизнь.

Законы Драконта, таким образом, явились первым писаным законодательством в Афинах. Весьма симптоматична сказывающаяся в них, например в статьях, сурово карающих за кражу, тенденция защитить интересы частной собственности. Сам факт записи древних правовых обычаев, в какой-то мере ограничивавший произвол судей-эвпатридов, следует расценивать как один из первых успехов демоса в его борьбе с господством родовой аристократии.

Драконовские меры (законы)

Драконовские меры (законы)

Первый законодатель Афинской республики Драконт (VII в. до н. э.) прославился чрезвычайно суровыми законами. Смертную казнь он предусматривал даже за относительно безобидные проступки, например, за кражу овощей с соседского огорода. Эти установления были столь суровы, что многие современники Драконта говорили, что свои законы он пишет не иначе как кровью.

Иносказательно: постановления, решения, законы и меры наказания, суровость которых несообразна со здравым смыслом (неодобр.).

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Драконовские меры (законы)" в других словарях:

    Первый законодатель Афинской республики Драконт (VII в. до н. э.) прославился чрезвычайно суровыми законами. Смертную казнь он предусматривал даже за относительно безобидные проступки, например, за кражу овощей с соседского огорода. Эти… …

    Драконовские меры

    Так называют непомерно суровые законы по имени Дракона, первого законодателя Афинской республики (VII в. до н.э.). В ряду наказаний, определяемых его законами, видное место будто бы занимала смертная казнь, которой карался, например, такой… … Словарь крылатых слов и выражений

    ЗАКОНЫ ДРАКОНТА - первая кодификация афинского (аттического) права, осуществленная архонтом Афин Драконтом в 621 г. до н.э. Запись обычаев в З.Д. сопровождалась их отбором и пересмотром. З.Д. содержат и уголовные законы, отличавшиеся крайней жестокостью: смертная… … Юридическая энциклопедия

    Драконовские законы - крыл. сл. Драконовские законы (меры, наказания) Так называют непомерно суровые законы по имени Дракона, первого законодателя Афинской республики (VII в. до н. э.). В ряду наказаний, определяемых его законами, видное место будто бы занимала… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    Драконовские наказания - крыл. сл. Драконовские законы (меры, наказания) Так называют непомерно суровые законы по имени Дракона, первого законодателя Афинской республики (VII в. до н. э.). В ряду наказаний, определяемых его законами, видное место будто бы занимала… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    Греческий законодатель Дракон (Драконт) (греч. Δράκων) афинянин, один из древнейших законодателей Греции. Составил для Афинской республики в 621 г. до н. э. первые писанные законы, далеко не всецело отмененные Солоном. Свод законов, введенный им … Википедия

    Греческий законодатель Дракон (Драконт) (греч. Δράκων) афинянин, один из древнейших законодателей Греции. Составил для Афинской республики в 621 г. до н. э. первые писанные законы, далеко не всецело отмененные Солоном. Свод законов, введенный им … Википедия

    Первая кодификация афинского (аттического) права, осуществленная архонтом Афин Драконтом в 621 г до н.э. Запись обычаев в З.д. сопровождалась их отбором и пересмотром. З.д. содержат и уголовные законы, отличавшиеся крайней жестокостью: смертная… … Энциклопедический словарь экономики и права

Законодательство

Законы об убийстве, отмеченные именем Драконта, сохраняли силу с некоторыми, вероятно, изменениями долгое время и после Солона, а после олигархического переворота 411 г. до н. э. драконовские положения уголовного права были снова начертаны на каменных досках и выставлены на городской площади ко всеобщему руководству; они были в силе ещё в IV в. , как видно из многократных на них ссылок Демосфена . По-видимому, Драконт внёс в афинское право различие между убийством умышленным и ненамеренным; определил условия, при которых и намеренное убийство признавалось не наказуемым, и допустил примирение родственников убитого с убийцей. Законодательство Драконта было направлено к охране имущественных интересов господствующего меньшинства, к которому принадлежал сам Драконт. Кража полевых плодов наказывалась смертью, как святотатство, кощунство или предумышленное убийство. Вообще смертная казнь занимала преобладающее место в ряду наказаний, определяемых законами Драконта, благодаря чему суровость их вошла в поговорку ещё в древности.

Политическая деятельность

Драконтовская республика

Вероятнее всего, политический строй Афин, соединяемый с именем Драконта, - не более как сохранённая им форма правления, раньше выработанная жизнью. Наделяя всё афинское гражданство без различия состояния и происхождения политическими верховенством, Солон только увенчал здание, многие части которого изготовлены были уже задолго до него. Ко времени Драконта наступил переход натурального хозяйства к денежному, образовался класс граждан не знатных, но зажиточных, отвоевавших себе у родовой знати активное участие в управлении. Драконтовская республика была последней, плохо удавшейся попыткой удержать в стороне от власти и в экономической зависимости от меньшинства многолюднейший и беднейший класс малоземельных и безземельных афинян. Должностным лицом Драконт не был, как, напр., Солон - архонтом; записаны были только законы Драконта, а не основания того политического устройства, которое приурочивалось к его имени.

Источники

  • Cauer, «Ueber d. Gesetzgebung D.» (1890, «Verhandl. d. 40 Philolog. Versaml, zu Görlitz»);
  • Busolt, «Zur Gesetzgebung D.» («Philolog. N. Fr.» IV, 3);
  • Th. Reinach, «La constitution de D. et la const. de l’an 411 d’après Aristote» («Revue des études gr.», IV, 13);
  • Fränkel, «Zur D.Verfassung» («Rh. Mus., N. F.», т. 47);
  • П. Виноградов, «Первые главы афинской политии Аристотеля» («Филологическое Обозрение»).

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Драконовские меры" в других словарях:

    Сущ., кол во синонимов: 1 суровые меры (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Драконовские меры

    Первый законодатель Афинской республики Драконт (VII в. до н. э.) прославился чрезвычайно суровыми законами. Смертную казнь он предусматривал даже за относительно безобидные проступки, например, за кражу овощей с соседского огорода. Эти… … Словарь крылатых слов и выражений

    Так называют непомерно суровые законы по имени Дракона, первого законодателя Афинской республики (VII в. до н.э.). В ряду наказаний, определяемых его законами, видное место будто бы занимала смертная казнь, которой карался, например, такой… … Словарь крылатых слов и выражений

    Драконовские законы - крыл. сл. Драконовские законы (меры, наказания) Так называют непомерно суровые законы по имени Дракона, первого законодателя Афинской республики (VII в. до н. э.). В ряду наказаний, определяемых его законами, видное место будто бы занимала… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    Драконовские наказания - крыл. сл. Драконовские законы (меры, наказания) Так называют непомерно суровые законы по имени Дракона, первого законодателя Афинской республики (VII в. до н. э.). В ряду наказаний, определяемых его законами, видное место будто бы занимала… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    Книжн. Неодобр. 1. Суровые, жестокие законы, установления. 2. Крайне жестокие, беспощадные меры, наказания. /i> Выражение калька с древнегреч., связ. с именем первого законодателя Афинской республики Дракона (Драконта), VII до н. э. БМС 1998,… … Большой словарь русских поговорок

    Сущ., кол во синонимов: 1 драконовские меры (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Дракон, афинский архонт. Составил в 621 до н. э. свод законов (первая кодификация афинского права), отличавшихся крайней жестокостью (отсюда «драконовские законы», «драконовские меры»). * * * ДРАКОНТ ДРАКОНТ (Дракон), афинский архонт (см. АРХОНТ) … Энциклопедический словарь