Земли особо охраняемых территорий включают в себя. Тема: Земли особо охраняемых территорий и объектов

ЗЕМЛИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ

земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное,эстетическое, рекреационное,оздоровительное и иное ценное значение, изъятые постановлениями федеральных органов государственной власти,органов государственной власти субъектов РФ или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и гражданского оборота (для них установлен особый правовой режим).

Области многофункционального управления изъятием земель запрещается, за исключением случаев, когда они теряют свою ценность после стихийных бедствий и катастроф, и он не может быть восстановлен. В таких случаях, изъятие земельных участков многофункционального управления является предложить ее г центрального органа охраны окружающей среды и Академии наук, на основании решения парламента.

Центральное правительство или местные органы власти, землевладельцы в которых управление многофункциональной область управлений обеспечивает бесплатной, обязательную центральный орган для экологических данных, необходимых экологический мониторинг. Фонд, реорганизация и ликвидация территория многофункционального управления осуществляется по решению парламента по предложению правительства, одобренное центральным органом охраны окружающего и Академии наук.

К З.о.о.т. относятся земельные участки: а) природно-заповедного фонда;

б) природоохранного назначения: в)оздоровительного назначения;г) рекреационного назначения; д) историко-культур-ного назначения; е) особо ценные.

Порядок отнесения,использования и охраны З.о.о.т. федерального значения устанавливается Правительством РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ на основании ФЗ. Порядок отнесения, использования и охраны З.о.о.т. регионального и местного значения устанавливается органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления на основании ФЗ, законов субъектов РФ и нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Субъекты РФ и муниципальные образования могут устанавливать иные категории особо охраняемых территорий (парки, зеленые зоны, природные ландшафты, заповедники и др.).

Многофункциональные зоны управления остаются во владении помещиков, которые необходимы для обеспечения режима введения таких областей, а также принимать во внимание программы развития городских и пригородных зеленых зон. Многофункциональные зоны управления уделяются сохранением биоразнообразия путем улучшения условий среды обитания и обеспечения целостности, функциональности и непрерывности видов фауны и флоры, представлено главным образом секторов представитель лесной растительности, степной, луговой водный и ра блеск, ветрозащитные защита.

В состав земель природно-заповедного фонда включаются участки с природными комплексами и объектами, имеющими особое экологическое, научное, эстетическое,культурное и рекреационное значение. К ним относятся земли государственных природных заповедников. в том числе биосферных, государственных природных заказников.памятников природы, национальных парков, дендрологических парков, природных парков. ботанических садов.

Области с многофункциональным управлением управляются землевладельцами. Основными принципами управления областями с многофункциональным управлением являются. Поддержка работы, ориентированных на восстановление и устойчивое использование возобновляемых природных ресурсов и сохранение невозобновляемых.

Предотвращая негативные последствия экономической деятельности в областях с многофункциональным управлением. Землевладелец обязан. Обеспечить соблюдение режима охраны территорий с многофункциональным управлением. Установить пограничные районы с терминала многофункционального управления, предупреждающие знаки, знаки.

На этих землях запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная ФЗ и законами субъектов РФ. На других землях этого фонда допускается ограниченная

хозяйственная и рекреационная деятельность в соответствии с установленным для них особым правовым режимом. Изъятие земель природно-заповедного фонда для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается. Территории государственных природных заказников,памятников природы,а также часть территорий природных парков, национальных парков могут включаться в земли иных категорий. \"

Проводить мероприятия по экологической реконструкции. Применять меры по ликвидации существующих источников загрязнения. Основными задачами многофункциональных областей управления являются. Организация и проведение всех видов деятельности для защиты, хранения и восстановления лесной растительности репрезентативных отраслей, степи, луга, водные и водно-болотных угодий, а также занавесок защиты лесов.

Видов животных и растений сохранения редких или находящихся под угрозой исчезновения, создавая оптимальные условия для жизни и размножения. Репопуляция смежных территорий с исчезновением видов растений и животных. Создание условий для регулируемого туризма и отдыха.

Для обеспечения режима функционирования государственных природных заповедников и других объектов могут устанавливаться охранные зоны с запрещением в пределах этих зон деятельности, отрицательно влияющей на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками. Земельные участки в пределах охранных зон у собственников,владельцев,пользователей и арендаторов не изымаются, но последние обязаны использовать их с соблюдением особого правового режима.

Регулируемое управление природными ресурсами. Научная деятельность в областях с многофункциональным управлением координируется Общим научным советом государственных охраняемых территорий. В областях с многофункциональным подходом научные исследования проводятся в соответствии с годовыми программами, что обеспечивает непрерывность мониторинга окружающей среды.

В областях с многофункциональным управлением научные исследования проводятся специализированными научными учреждениями и неправительственными организациями с одобрения центрального природоохранного органа. Научные организации могут также участвовать в научных программах из других стран.

В местах проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов в случаях, предусмотренных ФЗ об их правовом статусе, могут образовываться территории традиционного природопользования. Порядок природопользования на указанных территориях устанавливается ФЗ, границы этих территорий определяются Правительством РФ.

Основными направлениями научных исследований в области многофункциональных млекопитающих являются. Оценка представительных секторов с степной и луговой растительностью с целью выявления факторов, действие которых создает состояние уязвимости этих экосистем.

Изучение эволюции природных процессов в экосистемах, защищенных от экологических воздействий, и в условиях скарифицированного антропного сохранения. Оценка и прогнозирование экологической ситуации для развития научных основ защиты и устойчивого использования природных ресурсов, восстановления экологического равновесия и сохранения биоразнообразия.

К землям природоохранного назначения относятся участки:а)водоохранных зон рек и водоемов; б) запретных и нере-стоохранных полос; в) лесов, выполняющих защитные функции; г) противоэро-зионных, пастбищезащитных и полезащитных лесонасаждений; д) иные земельные участки, выполняющие природоохранные функции. На этих землях по согласованию со специально уполномоченными государственными органами по охране окружающей среды допускается ограниченная хозяйственная деятельность при соблюдении установленного режима их охраны. Предприятия, учреждения и организации, в интересах которых выделяются земельные участки с особыми условиями использования, обязаны обозначить их границы специальными информационными знаками.

Проведение научных исследований по: составу, структуре и стойкости к травмам, экстремальным условиям, способу ухода и управления лесом из лесных защитных штор. Проводя научные исследования, чтобы встряхнуть сельскохозяйственные поля с помощью лесных защитных штор с мелиоративным значением.

Области с многофункциональным управлением финансируются из местных бюджетов, из местного экологического фонда, от помещиков, от пожертвований физических и юридических лиц, в том числе из-за рубежа из других источников, не соответствующих действующему законодательству.

К землям оздоровительного назначения относятся земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов,обладающие природными лечебными ресурсами (месторождениями минеральных вод, лечебных грязей, рапой лиманов и озер), благоприятным климатом и иными при-

родными факторами и условиями, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний. Для защиты этих земель устанавливаются округа санитарной (гор-но-санитарной) охраны. Земельные участки в пределах санитарных зон у собственников, владельцев, пользователей и арендаторов не изымаются, кроме случаев, если установленным санитарным режимом предусматривается полное исключение земель из хозяйственного оборота (первая зона санитарной (горно-са-нитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов).

Ежегодные научно-исследовательские программы областей с многофункциональным управлением финансируются за счет государственного контроля и специальных бюджетных средств, управляемых Общим научным советом государственного заповедника. Убыточное восстановление, понесенное владельцами государственной или частной собственности, включенными в фонд охраняемых государством природных территорий, производится из государственного бюджета, местных бюджетов, экологических фондов и внебюджетных средств.

Охрана и охрана территорий многофункциональных районов управления обеспечивается властями, в подчинении которых они находятся. В районах с многофункциональным управлением выделены природные территории со специальным режимом защиты, где любая экономическая деятельность запрещена.

К землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздорови-тельной и спортивной деятельности населения. В их состав входят земельные участки, занятые территориями домов отдыха,пансионатов, кемпингов, объектов физической культуры и спорта, туристических баз, яхт-клубов, стационарных и палаточных туристско-оздорови-тельных лагерей, домов рыболова и охотника, детских туристических станций, туристских парков, лесопарков, учебно-туристических троп, маркированных трасс, детских и спортивных лагерей, других аналогичных объектов. Земельные участки, по которым проходят учебно-туристические тропы и маркированные трассы, выделяются по согласованию с собственниками, владельцами, пользователями, арендаторами земельных участков как сервитут. К землям рекреационного назначения относятся также земли пригородных зеленых зон. На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, препятствующая использованию их по целевому назначению.

Границы этих областей изложены в документации по градостроительству и озеленению, утвержденной Правительством. Соблюдение границ защитных зон является обязательным для всех юридических и физических лиц, которые работают или живут в этих районах. Поверхность и конфигурация защитных зон устанавливаются на земле дифференцированным образом, в зависимости от экологичности и активности конкретных районов и в соответствии с конфигурацией естественных границ населенных пунктов, сельскохозяйственных земель, дорог и т.д.

В защитной одежде разрешено. Гигиенические разрезы, уход и восстановление лесов. Нарушение этого положения, в зависимости от обстоятельств, влечет за собой гражданскую, административную или уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

К землям историко-культурного назначения относятся участки:а) памятников истории и культуры, в том числе археологических объектов и структур;

б) организаций хранения памятников истории и культуры (музеев-усадеб, музеев-заповедников и других музеев); в) исторических промыслов, производств и ремесел; г) исторических поселений;

Следующие факты считаются нарушениями. Использование зон с далеко идущим управлением для целей, отличных от тех, которые предусмотрены в настоящих Правилах. Организация без экономической экспертизы экономической деятельности в областях с многофункциональным управлением, а также в зонах защиты.

Несанкционированное выполнение работ по монтажу сетей централизованного теплоснабжения, электрических транспортных линий, гидрогидравлических и гидротехнических работ, геологоразведочных работ, озеленения и строительных работ, добычи камня, ям, земляных или других работ.

д) военных и гражданских захоронений. Вокруг них также устанавливаются зоны охраны. Земельные участки организаций хранения памятников истории и культуры, исторических поселений, промыслов, производств и ремесел могут располагаться на землях нескольких категорий. Земельные участки памятников истории и культуры в случаях,предусмотренных законодательством, могут совмещаться с землями иного целевого назначения. Изъятие земель историко-куль-турного назначения и деятельность, противоречащая их основному целевому назначению, не допускаются. Земельные участки в границах этих земель не изымаются, за исключением случаев, установленных законодательством. На отдельных землях историко-культурного назначения, в том числе землях истори-ко-культурных объектов, подлежащих исследованию и консервации, может быть запрещена любая хозяйственная деятельность, за исключением деятельности, направленной на развитие и обслуживание объектов зоны охраны.

Пахота и выпас репрезентативных секторов с степной растительностью, луговыми и лекарственными растениями. Разрезание или несанкционированное удаление деревьев, кустарников, саженцев, других растений или частей растений из корня. Разрушение или повреждение деревьев, сеянцев, елей или саженцев.

Введение растений и животных в этом районе, которые загрязняют родной генетический фон. Рыбалка, стрельба или лов рыбы диких животных, уничтожение хижин, гнезд, других укрытий. Сжигание лугов, тростника и спешки, воспламенение холмов. Размещение промышленных и бытовых отходов, в водах или на суше, их хранение в многофункциональных зонах управления и в зонах защиты, размещение полигонов.

К особо ценным землям относятся участки, в границах которых имеются природные и историко-культурные объекты, представляющие особую научную, историко-культурную ценность (типичные или редкие ландшафты, культурные ландшафты, сообщества растительных и животных организмов, редкие геологические образования, виды растений и животных. стационарные опытные участки научно-исследовательских учреждений). На собственников,владельцев,пользователей и арендаторов таких земельных участков возлагаются обязанности по их сохранению. Сведения об особо ценных землях должны указываться в земельно-кадастровой, землеустроительной,лесоустроительной и градостроительной документации, правоустанавливающих документах владельцев земли.

Несанкционированное перемещение многоцелевых зон управления. Снос, стирание или подъем пограничных, геодезических, топографических, предупредительных или сигнальных терминалов. Опустынивание лугов и болот, или другие работы, которые приводят к изменениям в гидрологическом режиме.

Лица, виновные в нарушении режима деятельности и защите территорий с многофункциональным управлением, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством. Материальные травмы, причиненные районам с многофункциональным управлением юридическими и физическими лицами, возмещаются в соответствии с положениями действующего законодательства.

Жариков Ю.Г.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "ЗЕМЛИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ" в других словарях:

    Земли особо охраняемых территорий - 1. К землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями… … Официальная терминология

    Репарация предрассудков, вызванных многофункциональными зонами управления, осуществляется добровольно или по решению суда. Это правило служит основой для разработки, когда это необходимо, конкретных положений некоторых многофункциональных зон управления.

    Рамочное постановление о природных заповедниках разрабатывается на основе ст. 20 пар. Закона о государственных природных ресурсах. Заповедники представляют собой научно ценные природные пространства, предназначенные для сохранения и восстановления одного или нескольких компонентов природы для поддержания экологического равновесия.

    Земли особо охраняемых территорий и объектов - категория земель, включающая земли, имеющие особое природоохранное, научное, историко культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное назначение, которые полностью или частично изъяты из хозяйственного использования и… … Большой юридический словарь

    Естественным заповедникам удается сохранить биоразнообразие путем улучшения условий обитания и обеспечения целостности и непрерывности видов флоры и фауны. Природные заповедники остаются в собственности землевладельцев, которые обязаны обеспечивать установленный режим управления земельными ресурсами и учитываются в программах развития городов и загородных зеленых зон.

    Природные резервы подчиняются центральным или местным органам власти, на территории которых они расположены. Проекты и программы экологической реконструкции и организации, административного назидания, строительства сетей связи в природных заповедниках представлены центральным природоохранным органом для государственной экологической экспертизы.

    1. К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических… … Официальная терминология

    Земли особо охраняемых природных территорий - один из видов земель, включаемых в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов. К этому виду земель относятся земли, занятые государственными природными заповедниками, в том числе биосферными, государственными природными заказниками,… … Большой юридический словарь

    Вывоз земель из заповедников строго запрещен, за исключением случаев, когда они теряют свою ценность в результате стихийных бедствий или катастроф и когда они не могут быть восстановлены. В таких ситуациях вывод земли из заповедников производится по предложению центрального экологического органа и Академии наук Молдовы на основании решения парламента.

    Органы центрального или местного публичного управления, землевладельцы, в контролируемых природных заповедниках, предоставляют экологический орган необходимые данные для органа экологического мониторинга бесплатно для природоохранного органа. Основание, реорганизация и ликвидация природных заповедников осуществляются в соответствии с решением Парламента по предложению Правительства с одобрения центрального органа по охране окружающей среды и Академии наук Молдовы.

    Особо охраняемые природные территории Карачаево Черкесской Республики участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное,… … Википедия

    В Волгоградской области на начало марта 2010 года (после образования Тингутинской лесной дачи) было 40 особо охраняемых природных территорий (ООПТ). При этом ни одного объекта федерального значения на территории области нет (кроме Волгоградской… … Википедия

    Природно заповедный фонд Республики Карелия включает 168 особо охраняемых природных территорий (ООПТ). К объектам федерального значения относятся два заповедника, три национальных парка, два федеральных зоологических заказника, а также… … Википедия

    В Вологодской области существует 190 особо охраняемых природных территорий (ООПТ), занимающих 6 % территории области. К объектам федерального значения относятся 1 заповедник и 1 национальный парк. Сеть ООПТ регионального значения включает … Википедия

1. К землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

2. К землям особо охраняемых территорий относятся земли:

1) особо охраняемых природных территорий;

2) природоохранного назначения;

3) рекреационного назначения;

4) историко-культурного назначения;

5) особо ценные земли.

3. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов.

4. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

5. Утратил силу.

6. Земли особо охраняемых природных территорий, земли, занятые объектами культурного наследия Российской Федерации, используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.

Комментарий к Ст. 94 ЗК РФ

1. Выделение в земельном законодательстве земель особо охраняемых территорий имеет свой смысл и определенные правовые последствия. Дело в том, что все земли независимо от своего назначения подлежат охране, чему посвящаются ст. ст. 12 — 14 ЗК. Назначение, цели, порядок выделения, особенности использования и охраны земель особо охраняемых территорий изложены в ст. 94 «Понятие и состав земель особо охраняемых территорий» ЗК.

Эта категория земель отличается и отделяется от иных категорий земель тем, что имеет свои правовые и финансовые последствия. Так, в решении Арбитражного суда Московской области от 28 апреля 2004 г. по делу N А41-К2-2460/04 было указано, что земли промышленности, расположенные вне населенных пунктов, не относятся к землям рекреационного назначения, предназначенным для отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан, и, следовательно, применение повышающего коэффициента при расчете земельного налога за указанные территории необоснованно.

2. В нашей стране уделяется большое внимание созданию, функционированию и защите различных видов особо охраняемых территорий как на уровне Российской Федерации, так и на уровне субъектов РФ и местного самоуправления: площадь этих земель неуклонно возрастает.
———————————
См.: государственные (национальные) ежегодные доклады о состоянии и использовании земель Российской Федерации; Иконицкая И.А. Земельное право Российской Федерации: теория и тенденции развития. М.: ИГП РАН, 1999; Земельное право Российской Федерации. Законодательство. Ведомственные нормативные акты. Судебная практика / Под ред. Н.Н. Осокина. М.: ДЕ-ЮРЕ, 1995; Земельное право России: Практикум / Под ред. А.К. Голиченкова. М.: ЕК, 2001, 2005; Жариков Ю.Г. Земельное право России: Учебник. М.: Былина, 2005.

3 — 4. Под объектами особо охраняемых территорий понимаются в п. 6 ст. 94 ЗК прежде всего объекты культурного наследия РФ. В п. п. 3 и 10 ст. 95 ЗК предусматриваются также земельные участки, занятые природными комплексами и объектами, объявленными в установленном порядке памятниками природы. Последнее время к законодательству об особо охраняемых территориях и их объектах, к его применению привлечено большое внимание ввиду особой ценности этих земель, попыток их урезать, уменьшить и желания некоторых представителей современного истеблишмента принять участие в приватизации части этих земель.

5. Незавершенность перечня особо охраняемых территорий и объектов федерального, регионального (субъектов РФ) и местного значения позволяет создавать их новые виды.

Так, ФАС Московского округа принял Постановление по делу N КГ-А40/7921-03.

При рассмотрении возникшего спора арбитражным судом установлено, что по постановлению Правительства Москвы и распоряжению мэра Москвы Всероссийский выставочный центр включен в состав территориальной единицы с особым статусом как представляющий значительную историко-культурную и архитектурно-природную ценность.

В соответствии со ст. 94 ЗК указанный земельный участок является особо охраняемой территорией, и права на земельный участок согласно ст. 56 ЗК ограничены. В соответствии с ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Законом города Москвы от 26 сентября 2001 г. N 48 «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве» расположенные на особо охраняемых территориях организации могут осуществлять лишь разрешенные виды использования земельного участка, не нарушающие режим особо охраняемой территории. Земельные участки в границах особо охраняемой территории могут быть по решению Правительства Москвы предоставлены в пользование гражданам, юридическим лицам в рекреационных, физкультурно-оздоровительных, культурно-просветительных целях, если это не противоречит режиму охраны и использования особо охраняемой территории.

Участки особо охраняемых природных территорий предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование учреждениям, организациям, осуществляющим охрану, содержание и использование особо охраняемых территорий.

Согласно п. 3 ст. 3 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» управление и контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий местного значения осуществляется органами местного самоуправления.

В соответствии с п. 4 ст. 14 Закона города Москвы «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве» распоряжение правами пользования земельным участком особо охраняемой природной территории (залог, продажа права аренды, субаренда и др.) не допускается.

6. Особенно часто новые виды особо охраняемых территорий создаются на землях, занятых объектами культурного наследия РФ. В качестве примера разрешенного судом спора по этим вопросам можно привести Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 февраля 2006 г. N 9-Г06-1. Так, при осуществлении в 2001 г. работ нулевого цикла в границах земельных участков, отведенных по договорам аренды ООО «В», были обнаружены останки средневекового кладбища и белокаменные фундаменты Никольской Верхнепосадской церкви г. Нижнего Новгорода, относящиеся к периоду XV — XVIII вв. После этого администрацией Нижегородской области было издано Постановление об объявлении территории средневекового кладбища Никольской церкви в г. Нижнем Новгороде заповедным местом «Никольское кладбище» и часть территории, переданной под размещение временной автостоянки, на которой обнаружены останки древних захоронений и фундаменты церкви, была признана заповедным местом с особым режимом.

На время издания оспариваемого Постановления действовали следующие нормативные акты: Закон РСФСР от 15 декабря 1978 г. «Об охране и использовании памятников истории и культуры» (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 января 1985 г.), Основы законодательства РФ о культуре от 9 октября 1992 г. N 3612-1 (в ред. Федерального закона от 23 июня 1999 г.), Постановление Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 г. N 865 «Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры» (в ред. Постановления Совета Министров СССР от 29 декабря 1989 г.).

В соответствии с Законом РСФСР от 15 декабря 1978 г. к памятникам истории и культуры относятся: памятники истории; памятники археологии; памятники градостроительства и архитектуры; памятники искусства; документальные памятники. К памятникам истории и культуры могут быть отнесены и другие объекты, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.

Законом РСФСР от 15 декабря 1978 г. было установлено, что отдельные участки городов и других населенных пунктов, имеющие особую историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, а также памятные места, связанные с важнейшими историческими событиями, могут быть объявлены заповедными местами советами министров автономных республик, исполнительными комитетами краевых, областных, Московского и Ленинградского городских советов народных депутатов по согласованию с Министерством культуры РСФСР и Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры. Охрана заповедных мест осуществляется на основании положений, утверждаемых в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР.

Статьей 62 ФЗ об объектах культурного наследия признан утратившим силу Закон РСФСР от 15 декабря 1978 г. «Об охране и использовании памятников истории и культуры».

При этом признание утратившим силу Закона РСФСР от 15 декабря 1978 г., за исключением ряда статей, не влияет на законность обжалуемого Постановления администрации Нижегородской области.

Пунктом 1 ст. 63 ФЗ об объектах культурного наследия предусмотрено, что впредь до вступления в силу утвержденных Правительством РФ нормативных актов, издание которых отнесено названным Федеральным законом к полномочиям Правительства РФ, но не позднее 31 декабря 2010 г., сохраняются правила охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры РФ, установленные Положением об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 г. N 865 и применяемым постольку, поскольку указанные правила не противоречат указанному Федеральному закону.

В силу п. 3 ст. 64 того же Федерального закона памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с Законом РСФСР от 15 декабря 1978 г. «Об охране и использовании памятников истории и культуры», отнесены к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр.

Согласно выписке, представленной Министерством культуры Нижегородской области, заповедное место «Никольское кладбище» включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ по Нижегородской области г. Нижнего Новгорода.

Таким образом, учитывая, что положения ФЗ об объектах культурного наследия действуют и в отношении объектов культурного наследия, ранее принятых под охрану государства в соответствии с Законом РСФСР от 15 декабря 1978 г. «Об охране и использовании памятников истории и культуры», оснований для удовлетворения требований ООО «В» у суда не имелось.

Суд правильно исходил из того, что Постановление администрации Нижегородской области от 5 июня 2001 г. N 136 не противоречит положениям ни ЗК, ни Градостроительного кодекса 1998 г.

В соответствии с п. 3 ст. 99 ЗК на отдельных землях историко-культурного назначения, в том числе землях объектов культурного наследия, подлежащих исследованию и консервации, может быть запрещена любая хозяйственная деятельность.

Согласно п. 10 ст. 2 Градостроительного кодекса законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются в том числе и на принципе осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.

В силу ч. 4 ст. 36 Градостроительного кодекса действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, и решения о режиме содержания земельных участков принимаются в порядке, установленном законодательством РФ об охране объектов культурного наследия.