Государственными нормативными требованиями по охране труда устанавливаются. Государственные нормативные требования по охране труда

Каждый российский работодатель обязан обеспечивать соблюдение государственных нормативных требований охраны труда в рамках ведения хозяйственной деятельности. Однако также требования охраны труда обязательны для исполнения не только работодателями, но и непосредственно сотрудниками. Общие требования охраны труда на предприятии регулируются значительным количеством нормативных документов и актов, и обеспечивать соблюдение их основ должен каждый работодатель.

Общие требования охраны труда на предприятии

Спектр требований охраны труда в Российской Федерации крайне широк и регулирует большое количество аспектов трудовых взаимоотношений сотрудников и работодателей. При этом определенные права и обязанности возлагаются на каждую из сторон трудовых взаимоотношений. Более того, определенную немаловажную роль в вопросах обеспечения соблюдения наличествующих требований играет государство в следующих аспектах:

  • Законодательное регулирование. Наличествующее законодательство содержит большое количество нормативной документации, затрагивающей вопросы охраны труда. Означенные документы могут иметь как вид федеральных законов, так и отдельных приказов либо всяческих методических рекомендаций, созданных исполнительными властными органами, преимущественно – Министерством труда.
  • Контроль. Отдельные государственные органы, например – инспекция по труду либо же прокуратура, занимаются контролем исполнения нормативных требований охраны труда. В ряде ситуаций они также могут налагать на работодателей определенные санкции.
  • Обеспечение социальных гарантий. В случае, когда нарушение наличествующих законодательных требований влечет за собой наступление негативных последствий для работников, законодательство часто предусматривает определенные дополнительные социальные гарантии и меры поддержки для пострадавших сотрудников.
  • Посредничество в трудовых спорах. Если в рассматриваемом контексте между работодателями и трудящимися либо их представителями возникают различные разногласия, они могут урегулироваться при поддержке государства. Также, различные вопросы, связанные с нарушениями требований законодательства, решаются в судебном порядке при помощи государственных органов судебной власти.

Существуют не только государственные нормативные требования охраны труда. Определенные ограничения и предписания могут устанавливаться и международными документами. Либо же, напротив – локальными требованиями отдельных работодателей, если они не противоречат наличествующему законодательству и не ущемляют в своих положениях законные права сотрудников.

Общие требования охраны труда – обязанности работодателей

Как уже упомянуто ранее, общие требования охраны труда обязательны для исполнения как сотрудниками, так и работодателями. Однако основной спектр ответственности возлагается именно на субъекты хозяйствования, которые обеспечивают формирование рабочих мест. Так, к обязанностям работодателя в контексте общих требований охраны труда можно отнести:

Обязанности работников в соответствии с требованиями охраны труда

Перечень требований законодательства в отношении сотрудников является куда более мягким, однако игнорировать его работники не имеют права. Ведь за нарушение установленных государством или работодателем нормативов работник может быть подвергнут дисциплинарному взысканию вплоть до увольнения, если проступок повлек или мог повлечь за собой какие-либо тяжкие последствия. К означенным требованиям в отношении трудящихся можно отнести:

  • Необходимость соблюдения конкретных правил охраны труда и предписаний работодателя в области своей сферы деятельности.
  • Использование в соответствии с инструкцией предоставляемых средств индивидуальной защиты.
  • Прохождение обязательных инструктажей и медосмотров, если они предписываются законодательством или локальными нормативными актами.
  • Извещение работодателя или ответственных лиц за охрану труда на предприятии о происхождении каких-либо аварий или иных несчастных случаев на производстве, а также предупреждение о собственном плохом самочувствии или ином ухудшении состояния здоровья.

За несоблюдение требований охраны труда работником, он может быть подвергнут в виде замечания или выговора. Увольнение работника за несоблюдение требований охраны труда допускается только в двух случаях – если его действия имели угрозу наступления тяжких последствий, или же если это не единственное дисциплинарное взыскание в виде выговора или замечания, полученное трудящимся в течение календарного года.

Увольнение работника и применение к нему дисциплинарных взысканий за несоблюдение нормативов и требований охраны труда является правом работодателя, а не обязанностью. То есть – окончательное решение о применении взысканий принимает сам работодатель, как и о виде взыскания.

Правовое регулирование государственных нормативных требований охраны труда

Так как рассматриваемые требования распространяются на большое количество различных сфер и аспектов трудовой деятельности, их правовое регулирование является достаточно комплексным, а правовая база состоит из различных по характеру и степени необходимости применения нормативных актов. В целом, правовое регулирование данного вопроса обеспечивается:

Статья 211. Государственные нормативные требования охраны труда

Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Комментарий к Статье 211 ТК РФ

В комментируемой статье установлено, что государственные требования охраны труда, правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, устанавливаются в федеральных законах и других нормативных актах РФ и ее субъектов.

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, устанавливается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Другой комментарий к Ст. 211 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Требованиям к охране труда придан единый, обязательный государственный нормативно-правовой характер. Это означает, что данные требования распространяются на все организации независимо от формы собственности, сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности. Требования охраны труда обязательны для исполнения при осуществлении любых видов деятельности, включая проектирование, строительство (реконструкцию) и эксплуатацию объектов, конструирование машин, механизмов и иного оборудования, разработку технологических процессов, организацию производства и труда.

2. Порядок разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации в сфере трудовых отношений, в том числе и в области охраны труда, определен ст. 6 ТК РФ. В частности, федеральные органы устанавливают:

Порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Систему и порядок государственной экспертизы условий труда и сертификации производственных объектов на соответствие требованиям охраны труда;

Систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда.

Органы власти субъектов Федерации принимают правовые акты по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов. При этом более высокий по сравнению с федеральным уровень трудовых прав и гарантий работникам обеспечивается за счет бюджета субъекта Федерации. Если же правовой акт субъекта Федерации противоречит ТК РФ или снижает установленный уровень трудовых прав и гарантий, то применяется ТК РФ.

3. Перечень требований по охране труда применительно к их видам, порядку разработки и утверждения определен Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 399 "О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда" (СЗ РФ. 2000. N 22. Ст. 2314).

Установлено, что государственные нормативные требования охраны труда разрабатываются и утверждаются в следующем порядке:

а) межотраслевые правила и типовые инструкции по охране труда разрабатываются с участием заинтересованных органов исполнительной власти и утверждаются Минтрудом России;

б) отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минтрудом России;

в) правила и инструкции по безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, строительные и санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы и государственные стандарты безопасности труда, своды правил по проектированию и строительству в части государственных нормативных требований охраны труда разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минтрудом России.

Разрабатываемые нормативные правовые акты, содержащие государственные требования охраны труда, направляются для рассмотрения и согласования в соответствующие профсоюзные органы. Проекты данных правовых актов представляются также в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений для выработки ею мотивированного мнения. Названные акты также направляются для государственной регистрации в Минюст России.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ (ТЕСТЫ)

для проверки знаний требований охраны труда

руководителей и специалистов образовательных учреждений

Ø Правильный ответ

Трудовое право. Основы охраны труда.

1. Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия (ст. 57 ТК РФ):

Ø Б. Не допускается, за исключением случаев ликвидации организации, либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.

В . Не допускается, за исключением случая смены собственника имущества организации.

8. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать (ст. 91 ТК РФ):

А. 30 часов в неделю.

Ø Б. 40 часов в неделю.

В. 45 часов в неделю.

Г . 36 часов в неделю.

9. Законодательством установлена сокращенная продолжительность рабочего времени для следующих категорий работников (ст. 92 ТК РФ):

А . В возрасте до 18 лет.

Б. Занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

В. Являющихся инвалидами I и II групп.

Ø Г. Всех перечисленных в ответах «А» - «В».

10. Продолжительность работы (смены) в ночное время сокращается на (ст. 96 ТК РФ):

А. 30 минут без последующей отработки.

Ø Б. 1 час без последующей отработки.

В. 2 часа с последующей отработкой.

Г. 3 часа с последующей отработкой.

11. Какая работа считается работой в ночное время и как она оплачивается? (ст. 96 и ст. 154 ТК РФ)

Ø А. Работа с 22.00 до 06.00 оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях. Конкретные размеры повышения оплаты устанавливаются коллективным договором , локальным нормативным актом , принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

Б. Работа с 22.00 до 06.00 оплачивается в двойном размере по сравнению с работой в нормальных условиях.

В. Работа с 23.00 до 07.00 оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях. Конкретные размеры повышения оплаты устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

12. Продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска работников составляет (ст. 115 ТК РФ):

А. 18 календарных дней.

Б. 24 календарных дня.

Ø В. 28 календарных дней.

13. Правила внутреннего трудового распорядка утверждаются (ст. 190 ТК РФ):

А. Работодателем.

Б. Профсоюзной организацией или другим представительным органом работников.

Ø В . Работодателем с учетом мнения представительного органа работников в установленном порядке.

Г. Общим собранием (конференцией) трудового коллектива.

14. Какое определение понятия «охрана труда» будет верным? (ст. 209 ТК РФ)

Ø А. Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально - экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Б. Охрана труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье людей.

16. Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается (ст. 210 ТК РФ):

А. Органами государственной власти Российской Федерации.

Б. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В. Согласованными действиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления .

Ø Г. Согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

17. Кто осуществляет управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации? (ст. 216 ТК РФ)

А. Федеральные органы исполнительной власти.

Б. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий и органы местного самоуправления.

Ø В. Федеральными органами исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий. Отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления.

18. Кем устанавливается порядок разработки, изменения и утверждения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда? (ст. 211 ТК РФ)

А. Порядок разработки, изменения и утверждения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, устанавливается исполнительными органами субъекта Российской Федерации.

Б. Порядок разработки, изменения и утверждения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Ø В. Порядок разработки, изменения и утверждения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

19. Для кого является обязательным исполнение государственных нормативных требований охраны труда? (ст. 211 ТК РФ)

А. Для юридических лиц.

Ø Б. Для юридических лиц, а так же для физических лиц, осуществляющих проектирование и строительство (реконструкцию) и эксплуатацию объектов.

Ø В. Для юридических и физических лиц при осуществлении ими любых видов деятельности .

20. Государственными нормативными требованиями охраны труда устанавливаются (ст. 211 ТК РФ):

Ø А. Правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Б. Объемы финансирования мероприятий по охране труда и порядок разработки подзаконных нормативных правовых актов в области охраны труда.

В. Порядок обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, санитарно-бытовыми помещениями, лечебно-профилактическими средствами.

21. Государственная экспертиза условий труда осуществляется (ст. 2161 ТК РФ):

А. Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права .

Б. Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.

Ø В. Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.

22. Основные цели осуществления государственной экспертизы условий труда (ст. 2161 ТК РФ):

А. Оценка качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

Б. Оценка соответствия проектов строительства, реконструкции, переоснащения технических объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда.

В. Оценка фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествующий несчастному случаю на производстве.

Ø Г. Все ответы «А»-«В» верны.

23. Кем осуществляется государственное управление охраной труда на территории Московской области ? (ст. 5 Закона Московской области /2001-ОЗ «Об охране труда в Московской области»)

Ø А. Федеральными органами исполнительной власти, Правительством Московской области, центральными исполнительными органами государственной власти Московской области в пределах их полномочий.

Б. Московской областной Думой, центральными исполнительными органами государственной власти Московской области в пределах их полномочий.

В. Правительством Московской области, центральными исполнительными органами государственной власти Московской области, профессиональными союзами в пределах их полномочий.

24. Кем разрабатываются нормативные правовые акты Московской области, содержащие требования охраны труда? (ст. 2 Закона Московской области /2001-ОЗ «Об охране труда в Московской области»)

А. Органами государственной власти Московской области.

Б. Московской областной думой.

Ø В. Органами государственной власти Московской области с учетом мнения профессиональных союзов.

А. Штраф в размере 5 минимальных размеров оплаты труда.

Б . Штраф в размере 5 тысяч рублей.

Ø В. Штраф в размере от 1 тысячи до 5 тысяч рублей

35. Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение влечет за собой (ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях):

А. Административное приостановление деятельности организации на срок до девяносто суток.

Б. Штраф, налагаемый на должностное лицо, от 30 до 50 тыс. рублей.

Ø В. Дисквалификацию должностного лица на срок от одного до трёх лет.

36. Нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности смерть человека наказывается (ст. 143 УК РФ):

Ø А. Лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Б. Штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы за период до 18 месяцев.

В. Исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.

37. Обязанности работника в области охраны труда (ст. 214 ТК РФ):

А. Соблюдать требования охраны труда, правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты, проходить обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры.

Б. Проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда.

В . Извещать руководителя о несчастных случаях на производстве или ситуации, угрожающей жизни и здоровью работающих.

Ø Г. Все ответы «А» - «В» верны.

38. Обязан ли работник компенсировать денежные средства , потраченные работодателем на приобретение средств индивидуальной защиты? (ст. 221 ТК РФ)

А. Да, в соответствии с трудовым договором.

Ø Б. Нет. Работник имеет право на обеспечение средствами индивидуальной защиты за счет средств работодателя.

В. Вопрос решается по согласованию между работодателем и комитетом (комиссией) по охране труда.

Организация работ по охране труда.

39. Кто представляет интересы работников организации, в которой нет первичной профсоюзной организации, при проведении коллективных переговоров? (ст. 29, ст. 31 ТК РФ )

А . Инициативная группа работников.

Б. Интересы работников может представлять только первичная профсоюзная организация.

Ø В. Представительный орган работников, которому на общем собрании (конференции) работники поручили представление своих интересов.

40. Когда коллективный договор вступает в силу? (ст. 43 ТК РФ)

А. После уведомительной регистрации в соответствующем органе по труду

Б. Со дня подписания, независимо от уведомительной регистрации

Ø В. Со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором

41. Коллективный договор заключается на срок (ст. 43 ТК РФ):

А. Не более 6-ти месяцев.

Б. Не более 1 года.

Ø В. Не более 3-х лет

Г. На 5 лет.

42. Уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно не обеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки влечет

А. Выговор.

Б. Увольнение по соответствующим основаниям.

Ø В. Наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трёх тысяч рублей.

43. Необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного договора, соглашения влечет (ст. 5.28 Кодекса РФ об административных правонарушениях):

Ø А. Наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Б. Приостановление производственной деятельности предприятия на срок до заключения коллективного договора.

В. Увольнение работодателя или лица, его представляющего.

44. Положение о Комитете по охране труда в организации утверждается (п. 6 приказа Минздравсоцразвития РФ):

А. Общим собранием трудового коллектива.

Ø Б. Приказом (распоряжением) работодателя с учетом мнения выборного профсоюзного органа и (или) иного уполномоченного работниками организации представительного органа.

В. Конференцией профессиональных союзов организации.

45. Комитет по охране труда в организации создается (п. 6 приказа Минздравсоцразвития РФ):

А. По инициативе работодателя.

Ø Б. По инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа.

В. По инициативе работников или их представительного органа.

46. На какой срок рекомендуется проводить выборы уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзов или трудового коллектива? (п. 1.4 постановления Минтруда РФ «Об утверждении Рекомендаций по организации работы уполномоченного (доверенного) лица профессиональных союзов или трудового коллектива»)

А. Не менее 5 лет.

Ø Б. Не менее 2 лет.

В. Не более 5 лет.

47. Имеют ли право уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюзов или трудового коллектива п роверять выполнение мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями, результатами расследования несчастных случаев? (п. 4.2 постановления Минтруда РФ «Об утверждении Рекомендаций по организации работы уполномоченного (доверенного) лица профессиональных союзов или трудового коллектива»)

Ø А. Имеют.

Б. Не имеют.

В. Имеют, только по согласованию со службой охраны труда организации.

48. В каком размере осуществляется финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями? (ст. 226 ТК РФ)

А. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями осуществляется в размере 1% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

Б. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,7% суммы затрат (работ, услуг).

Ø В. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

49. Кем определяется структура и численность службы охраны труда в организации? (ст. 217 ТК РФ)

А. Структура и численность службы охраны труда в организации определяется работодателем.

Б. Структура и численность службы охраны труда в организации определяется работодателем с учетом рекомендаций представительного органа работников.

Ø В . Структура и численность службы охраны труда в организации определяется работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

50. При какой численности работников в организации создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда? (ст. 217 ТК РФ)

А. Если численность работников в организации превышает 100 человек.

Б . Если численность работников в организации равна или превышает 100 человек.

Ø В. Если численность работников в организации превышает 50 человек.

51. Кто контролирует наличие инструкций по охране труда в подразделениях организации? (п. 7.23 Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации», утв. постановлением Минтруда РФ от 01.01.2001 г. № 14)

А . Руководитель подразделения.

Ø Б. Служба охраны труда.

В. Служба по работе с персоналом.

52. Имеют ли право работники службы охраны труда посещать и осматривать помещения организации? (п. 8.1 Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации», утв. постановлением Минтруда РФ от 01.01.2001 г. № 14)

А. Имеют только ограниченное право в случае выполнения задания руководителя организации.

Ø Б. Имеют право в любое время суток беспрепятственно посещать и осматривать производственные, служебные и бытовые помещения организации.

В. Да, имеют, но только производственные помещения.

53. За что работники службы охраны труда несут персональную ответственность? (Раздел VII п. 20 Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации, утв. постановлением Минтруда РФ от 01.01.2001 г. № 14)

А. За соблюдение в организации трудового законодательства и иных нормативных правовых актов по охране труда.

Ø Б. За выполнение своих должностных обязанностей, определенных положением о Службе охраны труда и должностными инструкциями .

В. Верны оба ответа «А» и «Б».

54. Что включает в себя понятие «Аттестация рабочих мест по условиям труда»? (ст. 209 ТК РФ)

Ø А. Аттестация рабочих мест по условиям труда – это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществлению мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Б. Аттестация рабочих мест по условиям труда – это система анализа и оценки профессиональных знаний и навыков работающего на конкретном рабочем месте, его соответствие занимаемой должности.

В. Аттестация рабочих мест по условиям труда – это процедура предшествующая реструктуризации организации, в которой она проводится.

55. Кто обязан обеспечивать проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда в организациях? (ст. 212 ТК РФ)

А. Служба охраны труда при содействии профессиональных союзов.

Б . Комитет (комиссия) по охране труда организации.

Ø В. Работодатель.

56. Какие рабочие места в организациях подлежат аттестации по условиям труда? (п. 1 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. приказом Минздравсоцразвития РФ)

А. Работодатель (его представитель) по своему усмотрению выбирает рабочие места, подлежащие аттестации.

Ø Б. Аттестации по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.

В. Аттестации подлежат только те рабочие места, условия труда на которых могут быть отнесены к категории вредных или опасных.

57. Каковы сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации? (п. 5 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. приказом Минздравсоцразвития РФ)

А. Каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в 3 года.

Ø Б. Каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в 5 лет.

В. Каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в 6 лет.

58. Какова периодичность проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и каков срок хранения материалов аттестации? (п. п. 5, 8 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. приказом Минздравсоцразвития РФ)

А . Сроки проведения аттестации устанавливаются исходя из изменений условий труда, документация хранится 75 лет.

Ø Б. Не реже одного раза в пять лет, материалы аттестации подлежат хранению 45 лет.

В. Не реже одного раза в пять лет с момента проведения первых измерений, документы строгой отчетности хранятся 45 лет.

59. Обязательной повторной аттестации рабочих мест по условиям труда (переаттестации) подлежат рабочие места (п. 6 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. приказом Минздравсоцразвития РФ):

А. После замены производственного оборудования.

Б. В случае изменения технологического процесса, средств коллективной защиты.

В. При выявлении нарушений установленного Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

Ø Г. Все пункты «А»-«В» верны.

60. Какой % рабочих мест должен быть аттестован для оценки вредных и (или) опасных производственных факторов на предполагаемых аналогичных и аналогичных рабочих местах? (п. 12 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. приказом Минздравсоцразвития РФ)

А. 20% от общего числа предполагаемых аналогичных и аналогичных рабочих мест.

Б. 25% от общего числа предполагаемых аналогичных и аналогичных рабочих мест.

Ø В. 20% от общего числа предполагаемых аналогичных и аналогичных рабочих мест, но не менее двух.

61. Кто обязан проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда? (ст. 225 ТК РФ)

А. Руководители организаций и специалисты, отвечающие за безопасность проведения работ на рабочих местах.

Б . Руководители, специалисты и работодатели - индивидуальные предприниматели.

Ø В . Все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели.

62. В какие сроки руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей? (п. 2.3.1 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утв. постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ /29)

Ø А. При поступлении на работу в течение первого месяца, далее – по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

Б. При поступлении на работу в течение первого месяца, далее – по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет.

63. В какие сроки руководители и специалисты организаций проходят очередную проверку знаний требований охраны труда? (п. 3.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утв. постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ /29)

А. Не реже одного раза в пять лет.

Ø В. Не реже одного раза в три года.

64. В каких случаях проводится внеочередная проверка знаний требований охраны труда работников организаций? (п. 3.3 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утв. постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ /29)

А. При введении новых или внесении изменений и дополнений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты об охране труда;

Б. При вводе в эксплуатацию нового технологического оборудования и изменении технологических процессов, требующих дополнительных знаний по охране труда.

В. При назначении и переводе на другую работу, если новые обязанности требуют дополнительных знаний по охране труда.

Г. По требованию должностных лиц федеральной инспекции труда , других органов надзора и контроля.

Д . После происшедших аварий и несчастных случаев, а также при перерыве в работе в данной должности более одного года.

Ø Е. Во всех выше перечисленных случаях.

65. Какие виды инструктажей по охране труда должны проводиться в организации? (п. 2.1. Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утв. постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ /29)

Ø А. Вводный инструктаж по охране труда, первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой инструктажи.

Б. Вводный инструктаж по охране труда, первичный, повторный и внеплановый инструктажи на рабочем месте.

В. Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой инструктажи.

66. Кто проводит вводный инструктаж по охране труда? (п. 2.1.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утв. постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ /29)

А. .

Ø Б.

В.

67. Кто проводит первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте? (п. 2.1.3 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утв. постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ /29)

Ø А. Непосредственный руководитель работ, прошедший в установленном порядке обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда

Б. Специалист по охране труда или работник, на которого приказом работодателя возложены обязанности по охране труда.

В. Председатель (член) комитета по охране труда предприятия.

68. Кто проводит внеплановый и целевой инструктажи по охране труда? (п. 2.1.3 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утв. постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ /29)

Ø А. Непосредственный руководитель работ, прошедший в установленном порядке обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда

Б. Специалист по охране труда или работник, на которого приказом работодателя возложены обязанности по охране труда.

В. Председатель (член) комитета по охране труда предприятия.

69. Кто утверждает перечень профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте (п.2.1.4 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утв. постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ /29):

Ø А. Работодатель.

Б. Профсоюзная организация.

В. Комитет по охране труда.

70. Обязан ли работодатель информировать работников о полагающихся им компенсациях за работы с вредными условиями труда (ст. 212 ТК РФ)?

А . Нет.

Ø Б . Да.

В. Обязан в случае, если работник не достиг возраста 18 лет.

71. Что является основанием для установления работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда? (Постановление Правительства РФ «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда»)

А . Условия коллективного договора.

Ø Б . Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда.

В. Решение комитета (комиссии) по охране труда организации.

72. Каково может быть повышение оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда? (Постановление Правительства РФ «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда»)

Ø А. Не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Б. Не более 6 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

В. От 3 до 7 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

73. Какова продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, предоставляемого работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда? (Постановление Правительства РФ «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда»)

А. Не менее 10 календарных дней.

Б. Не более 10 календарных дней.

Ø В. Не менее 7 календарных дней.

Г. Не более 7 календарных дней.

74. На кого распространяются требования Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты? (п. 2 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утв. приказом Минздравсоцразвития н)

А . На работодателей – юридических лиц, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Ø Б . На работодателей – юридических и физических лиц, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

В . На работодателей – юридических и физических лиц, независимо от их форм собственности.

75. Работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу СИЗ, прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия (п. 4 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утв. приказом Минздравсоцразвития н):

А. Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Б. Всем работникам, участвующим в производственном процессе.

Ø В. Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением

76. Что служит основанием для предоставления работникам СИЗ? (п. 5 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утв. приказом Минздравсоцразвития н)

А . Раздел Коллективного договора «Охрана труда».

Б . Решение комиссии (комитета) по охране труда организации.

Ø В. Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в установленном порядке.

77. Кем обеспечиваются приобретение, хранение и уход за средствами индивидуальной защиты? (ст. 221 ТК РФ)

А. Приобретение, хранение и уход за средствами индивидуальной защиты обеспечиваются работниками организации, использующими их при работе.

Ø Б. Приобретение, хранение и уход за средствами индивидуальной защиты обеспечиваются работодателем.

В. Приобретение, хранение и уход за средствами индивидуальной защиты обеспечиваются профсоюзным комитетом организации.

78. Имеет ли работодатель право устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам СИЗ, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения? (п. 6 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утв. приказом Минздравсоцразвития н)

А. Да, с учетом своего финансово-экономического положения.

Б. Нет, бесплатная выдача работникам СИЗ строго регламентируется типовыми нормами.

Ø В. Да, с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения.

79. Имеет ли право работник, занятый на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также с особыми температурными условиями или связанными с загрязнением, отказаться от выполнения трудовых обязанностей в случае не обеспечения СИЗ? (п. 11 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утв. приказом Минздравсоцразвития н)

А. Отказ влечет за собой привлечение работника к дисциплинарной ответственности .

Ø Б. Имеет право. Отказ не влечет за собой привлечения его к дисциплинарной ответственности.

В. Работник должен сообщить о факте не обеспечения СИЗ в комиссию (комитет) по охране труда организации, а затем исполнить трудовые обязанности.

80. Имеет ли право работодатель выдавать работникам 2 комплекта соответствующих СИЗ с удвоенным сроком носки? (п. 30 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утв. приказом Минздравсоцразвития н)

Ø А. Да, с целью организации надлежащего ухода за СИЗ.

Б. Нет, выдаваться может только один комплект, а второй только после сдачи выданного комплекта для осуществления химчистки, стирки, дегазации и т. д.

В. Да, только в том случае, если это записано в условиях коллективного договора.

81. За счет каких средств проводятся обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры (обследования)? (ст. 213 ТК РФ)

А. За счет средств лечебно-профилактического учреждения.

Б. За счет средств работника.

Ø В. За счет средств работодателя.

82. Какие лечебно-профилактические учреждения проводят предварительные и периодические медицинские осмотры? (п. 1.1 Положения о проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических осмотров работников, утв. приказом Минздравмедпрома)

А. Государственные лечебно-профилактические учреждения, имеющие соответствующую лицензию и сертификат.

Ø Б. Лечебно-профилактические учреждения, с любой формой собственности, имеющие соответствующую лицензию и сертификат.

83. Кем определяются контингенты, подлежащие предварительным и периодическим медицинским осмотрам? (п. 2.1 Положения о проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических осмотров работников, утв. приказом Минздравмедпрома)

А. Службой охраны труда организации.

Б. Работодателем по согласованию с профсоюзной организацией и комитетом по охране труда.

Ø В. Центром Роспотребнадзора совместно с работодателем и профсоюзной организацией предприятия.

84. В какой срок после получения от центра Роспотребнадзора данных о контингентах лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам, работодатель должен составить поименный список таких лиц? (п.4.1 Положения о проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических осмотров работников, утв. приказом Минздравмедпрома)

Ø А. В месячный срок.

Б. В трехмесячный срок.

В. В двухнедельный срок.

85. Как часто работники учебно-воспитательных учреждений должны проходить обязательное психиатрическое освидетельствование? (постановление Правительства РФ «О реализации закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав гражданина при ее оказании»)

Ø А . Один раз в пять лет.

Б. Один раз в три года.

В. Один раз в семь лет.

86. Кем утверждаются инструкции по охране труда для работников организации? (п.5 Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утв. постановлением Минтруда РФ)

А. Руководителями производственных подразделений.

Ø Б . Работодателем.

В . Службой охраны труда организации.

87. Как часто должны пересматриваться инструкции по охране труда для работников? (п. 5.6 Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утв. постановлением Минтруда РФ)

А. Не реже одного раза в 3 года.

Ø Б. Не реже одного раза в 5 лет.

В. Только после пересмотра межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда.

88. Каким нормативным правовым актом определены формы журналов инструктажей по охране труда? ( ГОСТ 12.0.004-90 ССБТ)

А. Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций.

Ø Б. ГОСТ 12.0.004-90 ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения.

В. ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов».

Специальные вопросы обеспечения требований охраны труда в образовательных учреждениях

Б. Тщательно осмотреть помещения перед началом мероприятия и убедиться в их полной готовности в противопожарном отношении.

Ø В. Оба ответа «А» и «Б» верны.

119. Разрешается ли в зданиях, сооружениях организаций размещать в лифтовых холлах кладовые, киоски, ларьки и т. п.? (п. 40 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ-01-03), утв. приказом МЧС РФ от 18.06.03 № 000)

А. Да.

Б. Разрешается, если это согласовано с арендодателем.

Ø В. Нет.

120. Сколько человек может одновременно пребывать в помещении с одним эвакуационным выходом? (п. 19 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ-01-03), утв. приказом МЧС РФ от 18.06.03 № 000)

А. Не более 100 человек.

Ø Б. Не более 50 человек.

В. Не более 200 человек.

121. Допускается ли проведение культурно-массовых мероприятий в детских учреждениях в помещениях, расположенных в подвальных и цокольных этажах? (ППБ-101-89)

Ø А. Не допускается.

Б. Допускается.

В. Допускается в случае оборудования автоматической противопожарной системой сигнализации.

Социальная защита пострадавших на производстве.

122. Кто производит обязательное социальное страхование работающих от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний? (ст. 212 ТК РФ)

А. Профессиональные союзы.

Б. Работники з а счет собственных средств в виде отчислений в Фонд социального страхования.

Ø В. Обязательное социальное страхование работников производится работодателем.

123. Какие из перечисленных категорий физических лиц подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний? (ст. 5 ФЗ -ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний»)

А . Работающие на основании трудового договора (контракта).

Б. Работающие на основании срочного трудового договора.

В. Осужденные, привлекаемые к труду.

124. В какой срок осуществляется регистрация страхователей – юридических лиц в исполнительных органах страховщика (Фонда социального страхования РФ)? (ст. 6 ФЗ -ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний»)

А . В течение 2-х дней с момента представления в исполнительные органы страховщика федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц , сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц.

Б. В 10-дневный срок с момента представления в исполнительные органы страховщика федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц.

Ø В. В 5-дневный срок с момента представления в исполнительные органы страховщика федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц.

125. В каком размере выплачивается пособие по временной нетрудоспособности при несчастных случаях на производстве? (ст. 9 ФЗ -ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний»)

А. 75% от его среднего заработка.

Ø Б. 100% от его среднего заработка.

В. 200 % от его среднего заработка.

126. Учитываются ли территориальные коэффициенты и надбавки при расчете размера страховых выплат пострадавшим от несчастных случаев и профзаболеваний на производстве? (ст. 11-12 ФЗ -ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний»)

Ø А. Учитываются.

Б. Не учитываются.

В. Учитываются, только если работник проработал на предприятии не менее 3 лет.

127. На сколько процентов может быть уменьшен размер ежемесячных страховых выплат пострадавшим на производстве от несчастных случаев и профзаболеваний с учетом вины застрахованного? (ст. 14 ФЗ -ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний»)

Ø А . Не более чем на 25 %.

Б. Не более чем на 30 %.

В. Не более чем на 50 %.

128. Какой из указанных несчастных случаев относится к производственному? (ст. 227 ТК РФ)

Ø А. При следовании к месту служебной командировки и обратно по распоряжению работодателя.

Б. По пути с работы или на работу пешком, на общественном транспорте .

В. При посещении городского административного учреждения в личных целях с согласия руководителя организации.

129. Какое из перечисленных мероприятий при несчастном случае на производстве обязан обеспечить работодатель в первую очередь? (ст. 228 ТК РФ)

А. Организовать комиссию по расследованию несчастного случая.

Б. Сообщить о происшедшем несчастном случае в государственную инспекцию труда и другие органы.

Ø В. Немедленно организовать оказание пострадавшему первой медицинской помощи и, при необходимости, доставить его в медицинскую организацию.

130. В какие сроки расследуются несчастные случаи, о которых не было своевременно сообщено работодателю? (ст. 2291ТК РФ)

А . В течение 15 дней со дня поступления заявления от пострадавшего.

Ø Б. В течение одного месяца со дня поступления заявления от пострадавшего.

В. В течение 1 года со дня поступления заявления от пострадавшего.

131. В какие сроки расследуются групповые несчастные случаи, в результате которых несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья? (ст. 2291ТК РФ)

А. В течение 7 дней со дня происшествия несчастного случая.

Ø Б. В течение 15 дней со дня происшествия несчастного случая.

В. В течение 1 месяца со дня происшествия несчастного случая.

132. В какие сроки должно быть проведено расследование легкого несчастного случая на производстве? (ст. 2291 ТК РФ)

А . В течение суток.

Ø Б. В течение 3-х дней.

В. В течение двух недель.

133. Кем утверждается акт о несчастном случае на производстве после завершения расследования? (ст. 230 ТК РФ)

А . Председателем комиссии, производившей расследование.

Б. Руководителем службы охраны труда организации, где произошел несчастный случай.

Ø В . Работодателем (его представителем).

134. В течение какого времени материалы расследования несчастного случая хранятся у работодателя? (ст. 230 ТК РФ)

А. В течение 75 лет.

Ø Б. В течение 45 лет.

В. В течение 25 лет.

135. Каковы действия работодателя при возникновении разногласий между ним и государственным инспектором труда по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев? (ст. 231 ТК РФ)

А. Обжаловать действия государственного инспектора труда в суд. Не выполнять его предписаний до принятия судом решения.

Б. Обжаловать действия государственного инспектора труда в органы государственной инспекции труда и до разрешения жалобы не выполнять его решений.

Ø В. Обжаловать предписание государственного инспектора в органы государственной инспекции труда и далее в суд. Подача жалобы не является основанием для невыполнения работодателем решений государственного инспектора труда

136. Каков порядок рассмотрения разногласий, связанных с расследованием и оформлением документов по несчастным случаям на производстве? (ст. 231 ТК РФ)

А . Разногласия не рассматриваются.

Б . Разногласия рассматриваются работодателем организации, где произошел несчастный случай.

Ø В. Разногласия рассматриваются органами федеральной инспекции труда, решения которых могут быть обжалованы в суд.

137. Что понимается под острым профессиональным заболеванием? (п.4

А.

Ø Б.

В. Заболевание, являющееся последствием длительное воздействия на работника вредного производственного фактора, повлекшее стойкую утрату трудоспособности.

138. Что понимается под хроническим профессиональным заболеванием? (п. 4 Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утв. постановлением Правительства РФ)

Ø А. Заболевание, являющееся результатом длительного воздействия на работника вредного производственного фактора (факторов), повлекшее временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности.

Б. Заболевание, являющееся последствием внезапного отравления работника агрессивной жидкостью, повлекшее временную или стойкую утрату трудоспособности.

В. Заболевание, являющееся последствием однократного воздействия на работника (в течение одной смены) вредного производственного фактора, повлекшее временную или стойкую утрату трудоспособности.

139. Имеет ли работник или его доверенное лицо право на личное участие в расследовании, возникшего у него профессионального заболевания? (п. 6 Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утв. постановлением Правительства РФ)

Ø А. Да.

Б. Да, только в случае острого профессионального заболевания.

В. Нет.

140. В какой срок с даты получения извещения об установлении заключительного диагноза профессионального заболевания работодатель должен образовать комиссию по расследованию профессионального заболевания? (п. 19 Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утв. постановлением Правительства РФ)

А. В течение 3 дней.

Б. В течение 2 недель.

Ø В. В течение 10 дней.

141. Сколько лет хранится акт о профессиональном заболевании в организации? (п. 33 Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утв. постановлением Правительства РФ)

А. 45 лет.

Б. 25 лет.

Ø В. 75 лет.

142. Как нужно определять отсутствие дыхание у пострадавшего? (п. 3 Инструкции по оказанию доврачебной помощи)

Ø А. Приложить ко рту и носу зеркало, блестящий металлический предмет и по запотеванию на их поверхности сделать заключение.

Б. Визуально, по подъему и опусканию грудной клетки.

143. При термических и электрических ожогах 1 и 2 степени нужно (п. 7 Инструкции по оказанию доврачебной помощи):

А. Смазать место ожога настойкой йода.

Б. Смазать место ожога маслом или вазелином .

Ø В. Наложить асептическую повязку. Пострадавшему полезно дать щелочное питье, особенно при тяжелых ожогах (1 чайная ложка соды и 2 чайные ложки соли на 1 литр воды).

144. Какие действия необходимо выполнить при освобождении пострадавшего от действия тока? (п. 3 Инструкции по оказанию доврачебной помощи)

А. Как можно быстрее освободить пострадавшего от действия тока, отключив ту часть электроустановки, которой касается пострадавший.

Б. При невозможности быстро отключить электроустановку, необходимо принять меры по освобождению пострадавшего от действия тока – оттащить за одежду (если она сухая и отстает от тела) руками, защищенными диэлектрическими перчатками или обмотанными шарфом.

Ø В. Все действия описанные в «А» и «Б».

145. Сколько надавливаний на грудину в минуту нужно делать при реанимации взрослого человека? (п. 4 Инструкции по оказанию доврачебной помощи)

Ø А. 60.

В. 100-120.

146. Что необходимо сделать, если пострадавший после освобождения от действия тока находится в сознании? (п.3 Инструкции по оказанию доврачебной помощи).

А. Немедленно вызвать врача.

Б. Обеспечить ему полный покой и наблюдать до прихода врача за его пульсом и дыханием.

В. Если пострадавший дышит очень редко и судорожно, необходимо сразу начать делать искусственное дыхание и наружный массаж сердца.

Ø Г. Все действия, описанные в « А»-«В» в той же последовательности.

http://*****/head_01.html

Руководитель любого предприятия должен помнить, что обеспечение требований охраны труда – его обязанность. Условия работы в организации должны соответствовать действующим стандартам. Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения гражданами и юрлицами в процессе осуществления любого вида деятельности. Данное предписание содержится в ст. 211 ТК. Далее рассмотрим основные требования охраны труда.

Законодательная база

Общие требования охраны труда содержатся в Конституции. Так, в ст. 37, п. 3 установлено, что каждый имеет право работать в условиях, отвечающих правилам гигиены и безопасности. В ст. 219 ТК установлены основные права рабочего на:

  1. Условия труда в соответствии с действующими требованиями.
  2. Получение от нанимателя достоверных сведений о:
  • существующем риске вреда для здоровья;
  • условиях и безопасности на предприятии;
  • мерах по предупреждению воздействия опасных или вредных производственных факторов.

Основные мероприятия

Государственные нормативные требования охраны труда предполагают определенные меры для защиты здоровья и жизни сотрудников в ходе профессиональной деятельности на предприятии. Они включают в себя такие мероприятия:

  • Правовые.
  • Санитарно-гигиенические.
  • Организационно-технические.
  • Социально-экономические.
  • Реабилитационные.
  • Лечебно-профилактические и прочие.

Порядок осуществления мероприятий

Соблюдение требований охраны труда, а также контроль над их исполнением осуществляется по определенным правилам. Для производственных компаний, в штате которых насчитывается более 50 человек, необходимо введение соответствующего отдела или должности, согласно которой сотрудник будет отвечать за безопасность рабочих на предприятии. В последнем случае служащий обязан пройти обучение требованиям охраны труда. В организациях, где штат по численности не превышает 50 человек, решения о формировании соответствующего отдела или введении должности принимается с учетом специфики деятельности предприятий. В случае отсутствия службы или сотрудника, отвечающих за безопасность на производстве, их функции выполняют и несут ответственность наниматель лично, руководитель компании или иной уполномоченный работник. Решать данные задачи может также сторонние организация или специалист по охране труда. Требования по безопасности на производстве в этом случае выполняются в соответствии с договором и действующим законодательством.

Локальные акты

Их разрабатывает и утверждает работодатель. Локальные правовые акты устанавливают требования к организации охраны труда на предприятии, формированию безопасных условий на производстве. Право на их принятие предусмотрено ст. 8 ТК. Согласно положениям, наниматель может утверждать акты, в которых приводятся требования, инструкции по охране труда, в рамках своей компетенции и согласно отраслевому законодательству и прочим документам, содержащим соответствующие предписания. Приказы и распоряжения нанимателя формируют правовую основу системы производственной безопасности предприятия. Кроме этого, локальные акты способствуют предупреждению несчастных случаев и существенному упрощению рассмотрения таких ситуаций, если, несмотря на предпринятые меры, они произойдут. Нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения как нанимателем, так и работниками компании. Существует определенная методология разработки соответствующих стандартов. Рассмотрим ее далее.

Государственные требования охраны труда: юридический аспект

Согласно ст. 211 ТК, порядок разработки, принятия и изменения подзаконных актов, касающихся производственной безопасности, устанавливается Постановлением Правительства. В число документов, в которых изложены требования охраны труда, входят стандарты, положения, рекомендации, правила. При их разработке, принятии и утверждении должно учитываться мнение трехсторонней комиссии, осуществляющей регулирование сферы социально-производственных отношений в РФ. К документам, содержащим общие требования охраны труда, относят:

  1. ГОСТы (стандарты безопасности).
  2. Типовые инструкции и правила.
  3. Санитарно-эпидемиологические стандарты и предписания. В них устанавливаются требования к трудовому процессу и факторам производственной среды.

ГОСТы

В процессе разработки правил безопасности на предприятии учитываются положения системы Госстандартов. В частности, имеются в виду требования охраны труда ГОСТа, устанавливающей соответствующие стандарты, целью которых выступает:

  • Оказание содействия по защите работников от воздействия на них вредных или опасных производственных условий.
  • Исключение вероятности возникновения несчастных случаев, в том числе со смертельным исходом.

В ГОСТе 12.0.230/2007 содержится описание системы, обеспечивающей управление охраной труда на предприятии. В соответствии с п. 4 указанных Стандартов, формирование этой структуры по безопасности на производстве, в том числе соответствия условий работы предписаниям, установленным федеральными законами и прочими подзаконными актами, включается в обязанности нанимателя. В этой связи работодатель должен продемонстрировать заинтересованность и грамотное руководство деятельностью, направленной на обеспечение охраны труда на предприятии, и создать систему регулирования и контроля. В качестве главных элементов управления выступают:

При создании подразделения, отвечающего за безопасность на производстве, предприятие должно следовать положениям Постановления Минтруда. В них утверждены рекомендации по формированию и последующей деятельности службы. Согласно п. 1 указанного Постановления, управление в сфере охраны труда на предприятии осуществляется руководителем. В своей деятельности сотрудники службы производственной безопасности должны руководствоваться:

  • Коллективным договором.
  • Законами и прочими отраслевыми актами по охране труда на территории РФ и конкретного субъекта.
  • Соглашениями (отраслевыми, региональными, генеральными).
  • Договором по охране труда.
  • Прочими локальными актами предприятия.

Разработка и принятие Правил

Требования охраны труда формируются в соответствии с порядком создания отраслевых и межотраслевых стандартов. Он утвержден Методическими рекомендациями по разработке и принятию Правил. Согласно п. 3.2, предписан следующий порядок:

  1. Формирование перспективного проекта разработки новых, проверки (пересмотра) или же отмены существующих правил.
  2. Утверждение техзадания по созданию требований.
  3. Разработка первой редакции плана правил, рассылка проекта для ознакомления и выражения мнения заинтересованным организациям.
  4. Формирование сводки отзывов и заключения о разногласиях.
  5. Создание окончательного проекта Правил.

Особенности разработки

Требования охраны труда следует излагать четко и по возможности кратко. Это позволит исключить вероятность их различного толкования. В правилах необходимо закреплять новые требования охраны труда, стремясь к минимальным отсылкам к иным документам (ГОСТам, СНиПам и прочим). Для полноты изложения темы в правилах допускается воспроизведение отдельных положений законодательства. В качестве приложений могут использоваться:

Отраслевые и межотраслевые правила

В них следует включать следующие разделы:


При разработке в Правила могут включаться и иные разделы. План окончательной редакции до его подписания должен пройти проверку на соответствие действующему законодательству, правилам русского языка и визирование руководителем юридического отдела (при его наличии).

Предписания для работников: разработка и утверждение

Инструкция по производственной безопасности выступает в качестве одного из главных документов, регламентирующих охрану труда на предприятии. При разработке правил для работников следует руководствоваться Методическими рекомендациями. Они утверждены Постановлением Минтруда и регламентируют:

  1. Порядок разработки и утверждения.
  2. Требования, предъявляемые к содержанию инструкции.

Предписания для работника составляются в соответствии с:

  • Должностью сотрудника.
  • Профессией либо видом работы, которую исполняет служащий.

Обязанности нанимателя

Разработка инструкции осуществляется с учетом положений ст. 212 ТК. В соответствии с ней, обязанности по обеспечению производственной безопасности лежат на работодателе. В связи с этим наниматель должен, в числе прочего, предпринимать меры по:

Правовая база предписаний для работников

Инструкции, устанавливающие требования по охране труда, разрабатываются в соответствии с:

  • Межотраслевыми и отраслевыми Рекомендациями по производственной безопасности (при их отсутствии – отраслевыми или межотраслевыми Правилами).
  • Требованиями по охране труда, приведенными в ремонтной и эксплуатационной документации предприятия-изготовителя оборудования, а также в технологических актах организации, в соответствии с конкретными условиями деятельности.

Данные предписания излагаются относительно профессии, должности или вида исполняемой работы. Титульную страницу при издании Инструкции по производственной безопасности рекомендовано оформлять согласно приложению № 8, которое содержится в Постановлении № 80.

Временные предписания

Правила данного типа разрабатываются при введении в действие новых и реконструированных производственных предприятий, цехов, площадок. Временными инструкциями по охране труда обеспечивается:

  • Безопасное выполнение технологических работ (процессов).
  • Использование оборудования в соответствии с ремонтной и технической документацией.

Временные инструкции разрабатываются на период до принятия данных производств в эксплуатацию.

Пересмотр предписаний

Проверка инструкций, согласно п. 5.6, содержащегося в Постановлении № 80, организуется работодателем. Пересмотр предписаний необходимо осуществлять не реже одного раза в пять лет. Досрочно данная процедура может выполняться в случаях:

  • Пересмотра отраслевых и межотраслевых типовых Инструкций и Правил безопасности на производствах.
  • Изменения условий работы на предприятии.
  • Внедрения новых технологий и оборудования.

Инструкции могут также пересматриваться в соответствии с результатами изучения и оценки материалов расследований несчастных случаев, аварий на производстве, а также исследования уровня заболеваемости сотрудников. Предписания должны быть проверены также по запросу представителей уполномоченных контрольных органов. В случае если за все время, в течение которого действовали положения Инструкции, условия работы сотрудника остались прежними, она продлевается на следующий период.

Хранение документации

Руководитель каждого подразделения предприятия должен иметь перечень инструкций и непосредственно сами предписания по охране труда. Документация для работников может быть:

  • Выдана на руки в ходе первичного ознакомления.
  • Вывешена на участках либо рабочих местах.

Инструкции также могут храниться в иных местах, доступных для сотрудников. В соответствующих журналах ведется учет документов, выдача бумаг для работников подразделений предприятия. Формы приводятся в Постановлении № 80 (приложения 9 и 10).

Отраслевые и межотраслевые инструкции

Их разработку и утверждение регламентируют Методические рекомендации, принятые в соответствии с Постановлением № 80. Создание предписаний осуществляется на основании:

  1. Действующего законодательства, нормативных актов в сфере труда.
  2. Исследования работ, для которых разрабатываются предписания.
  3. Изучения условий деятельности, которые характерны для соответствующей профессии, должности.
  4. Установления вредных и опасных факторов производства, имеющих место при проведении тех или иных видов работ.
  5. Анализа наиболее вероятных, типичных предпосылок возникновения несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
  6. Установления наиболее безопасных приемов и методов исполнения работ.

Структура предписаний

1. Общие требования. В данном разделе приводятся:

  • Указания о необходимости следовать правилам внутреннего распорядка.
  • Требования по соблюдению режимов отдыха и работы.
  • Список вредных и опасных факторов производства, способных влиять на сотрудника в ходе исполнения им своей деятельности.
  • Перечень спецодежды и обуви, а также иных средств личной защиты, которые выдаются работнику, согласно установленным нормам и правилам.
  • Порядок, в соответствии с которым осуществляется информирование администрации о несчастных случаях, неисправности оборудования, инструментов и приспособлений.
  • Правила индивидуальной гигиены.

2. Требования перед началом смены. В этой главе содержатся правила о подготовке рабочего места, а также средств личной защиты, порядок передачи и приема смены при непрерывном технологическом процессе и работе оборудования. В разделе приводится порядок проверки:

  • инструмента и приспособлений;
  • оборудования;
  • блокировок и прочих устройств;
  • сигнализаций;
  • местного освещения;
  • вентиляции;
  • защитного заземления;
  • проверки исходного сырья (полуфабрикатов, заготовок).

3. Требования в процессе работы. В этот раздел включаются методы безопасной работы, эксплуатации оборудования, грузоподъемных приспособлений, инструментов и механизмов, транспортных средств. Кроме того, должны присутствовать требования по безопасному обращению с исходным сырьем (материалами, полуфабрикатами, заготовками), указания по надлежащему содержанию рабочих мест. В разделе указываются действия, которые необходимо выполнять для предотвращения аварийной ситуации либо несчастного случая. В главе приводятся также требования, которые предъявляются к эксплуатации средств личной защиты.

4. Действия в аварийных случаях. В данном разделе приводится перечень вероятных ЧП и причины, по которым они могут возникнуть. Излагаются действия сотрудников при аварии на производстве, а также способы оказания помощи работникам, пострадавшим при катастрофе.

5. Требования безопасности при завершении смены. В данном разделе приводятся порядки:

  • отключения, разборки, остановки, смазки, очистки аппаратуры, механизмов, машин, оборудования, приспособлений;
  • уборки и утилизации отходов, полученных в ходе производства.

Дополнительно в документе формируется раздел, посвященный ответственности за нарушение требований охраны труда. Следует указать, что настоящие предписания обязательны для исполнения всеми сотрудниками. Нарушение требований охраны труда может повлечь административную либо дисциплинарную ответственность. На сотрудников, не исполняющих предписания, может быть наложено взыскание.

Трудовой кодекс, N 197-ФЗ | ст. 211 ТК РФ

Статья 211 ТК РФ. Государственные нормативные требования охраны труда (действующая редакция)

Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать ]

Комментарий к ст. 211 ТК РФ

1. Действующая в Российской Федерации система правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, основана на нормах Конституции РФ. Эти требования содержатся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, в законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ и устанавливают правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Наиболее широкий круг государственных нормативных требований охраны труда закреплен в ТК (разд. X "Охрана труда", разд. XII "Особенности регулирования труда отдельных категорий работников" и др.). В федеральных законах содержатся государственные нормативные требования охраны труда, чаще всего направленные на обеспечение безопасности граждан и защиту окружающей среды при использовании атомной энергии, проведении работ на опасных производственных объектах, в цехах, на участках, где получаются, используются, перерабатываются, хранятся, уничтожаются, транспортируются опасные вещества, и др. (см., например: Закон об использовании атомной энергии; Закон о радиационной безопасности населения; Закон об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности; Закон об уничтожении химического оружия; Закон о промышленной безопасности опасных производственных объектов; Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии; Закон о социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием). Разнообразие федеральных законов позволяет учесть специфику условий труда отдельных категорий работников в различных отраслях производства и наилучшим образом обеспечить охрану их труда.

2. Государственным нормативным требованиям к охране труда придан обязательный характер. Данные требования распространяются на всех работодателей независимо от их организационно-правовой формы. Требования охраны труда обязательны для исполнения при осуществлении любых видов деятельности, в т.ч. при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Довольно большая часть государственных нормативных требований охраны труда содержится в подзаконных нормативных правовых актах, издаваемых на федеральном и региональном уровнях.

3. В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в т.ч. стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 N 1160 утверждено Положение о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда (далее - Положение).

Названным Положением к нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, отнесены стандарты безопасности труда, правила и типовые инструкции по охране труда, государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам рабочей среды и трудового процесса).

Проекты актов, содержащих требования охраны труда, разрабатываются: организациями, учреждениями, ассоциациями, объединениями, государственными внебюджетными фондами; федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, с участием представителей отраслевых объединений профсоюзов и отраслевых объединений работодателей.

Разработанные указанными лицами проекты актов, содержащих требования охраны труда, представляются в Минтруд России в бумажном и электронном виде (федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, - с приложением заключений отраслевых объединений профсоюзов и отраслевых объединений работодателей) и издаются им после рассмотрения проектов указанных актов на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

При изменении законодательства РФ об охране труда, по результатам комплексных исследований состояния и причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний, по результатам изучения российского и международного опыта работы по улучшению условий труда, на основании анализа результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, результатов внедрения новой техники и технологий, а также по предложениям (с обоснованием) федеральных органов исполнительной власти и (или) органов исполнительной власти субъектов РФ, в т.ч. о гармонизации актов, содержащих требования охраны труда, с нормами международного права в области охраны труда в акты, содержащие требования охраны труда, могут вноситься соответствующие изменения. Внесение изменений в акты, содержащие требования охраны труда, осуществляется Минтруда России в порядке, определенном указанным Положением для их разработки и утверждения.

На территории РФ в соответствии с Законом о санитарно-эпидемиологическом благополучии действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством РФ (ст. 39).

Потребления" до вступления в силу ТК ТС, должен исчисляться, начиная с 01.07.2010 (с даты вступления в силу ТК ТС), а не с даты условного выпуска поскольку ранее возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов, установленные статьей 211 ТК ТС, не были регламентированы таможенным законодательством Российской Федерации. С учетом представления обществом в материалы дела только документов датированных периодом ввоза товара и подтверждающих использование при монтаже оборудования металлоконструкций, т.е. только тех документов которые подтверждают его позицию...

  • Решение Верховного суда: Определение N 308-КГ15-14227, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

    Потребления» до вступления в силу ТК ТС, должен исчисляться начиная с 01.07.2010 (с даты вступления в силу ТК ТС), а не с даты условного выпуска поскольку ранее возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов, установленные статьей 211 ТК ТС, не были регламентированы таможенным законодательством Российской Федерации. Суд апелляционной инстанции указал, что исходя из вышеприведенных правовых норм, завершение таможенного контроля в отношении товаров, выпущенных условно, возможно только после уплаты условно начисленных таможенных платежей...

  • +Еще...