Субъект, объект, объективная, субъективная стороны правонарушения. Объективная сторона правонарушения

Поскольку правонарушение - это всегда социальное, общественно значимое явление, то даже в ситуации, когда, казалось бы, вред на­несен только потерпевшему, правонарушитель наносит определен­ный урон (ущерб) обществу. В этой связи объектом любого адми­нистративного правонарушения всегда выступают общественные отношения. Административные правонарушения могут наносить вред тем интересам и объектам, которые закреплены в ст. 1.2 КоАП РФ, т.е. личности, правам и свободам человека и гражданина, здо­ровью граждан, санитарно-эпидемиологическому благополучию на­селения, общественной нравственности, окружающей среде, уста­новленному порядку осуществления государственной власти, обще­ственному порядку и общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и юридических лиц, общества и государства.

В теории административного права объекты посягательств ад­министративных правонарушений традиционно подразделяются на четыре группы: общий, родовой, видовой и непосредственный. Та­кое деление имеет не только теоретическое, но и практическое зна­чение, так как оно позволяет правоприменителю осуществлять про­цесс квалификации административных правонарушений, т.е. отне­сение противоправного деяния к конкретной статье Особенной ча­сти Кодекса РФ об административных правонарушениях либо ста­тье закона субъекта РФ, устанавливающего административную от­ветственность.

Общим объектом административного правонарушения выступа­ют общественные отношения, урегулированные нормами различных отраслей права (конституционного, трудового, гражданского, зе­мельного, экологического, финансового), охраняемые и защищае­мые мерами административной ответственности.

Родовым объектом является группа однородных общественных отношений, возникающих в отдельной сфере (например, родовым объектом правонарушений, предусмотренных гл. 15 КоАП РФ, яв­ляются общественные отношения, складывающиеся в области фи­нансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг; а гл. 20 - общест­венный порядок, общественная безопасность). В КоАП РФ исполь­зуется смешанный способ группировки составов административных правонарушений в главы - по родовому объекту и сфере (отрасли), в которой совершено правонарушение.

Видовой объект - разновидность родового, специфическая группа общественных отношений, общая для правонарушений, вхо­дящих в одну главу (правила осуществления валютных операций, порядок работы с наличностью, правила воинского учета и т.д.). Выделение видового объекта является необходимым и оправдан­ным, поскольку именно такая система объектов детально разграни­чивает общественные отношения между собой и, как следствие, позволяет правоприменителю более качественно осуществлять про­цесс квалификации административных правонарушений и эффек­тивно назначать виновным лицам административные наказания.

Под непосредственным объектом рассматривается та часть одно­родных общественных отношений, которым административным правонарушением непосредственно причиняется ущерб (например, право владения, пользования и распоряжения конкретным имуще­ством при совершении мелкого хищения). В качестве непосредст­венного объекта могут выступать конкретные нормы, правила, предписания, требования, запреты. Непосредственный объект по­зволяет разграничивать однородные административные правонару­шения между собой.

В ряде случаев объект административного правонарушения тес­ным образом связан с предметом правонарушения, т.е. с предмета­ми внешнего, материального мира, на которые воздействует право­нарушение и которым причиняется ущерб (например, налоговая декларация или бухгалтерские учетные документы для администра­тивных правонарушений в области налогов и сборов). Однако предмет административного правонарушения нельзя отождествлять с объектом, хотя он и является элементом общественных отноше­ний, его составной частью и, следовательно, охрана общественных отношений предполагает охрану элементов, их образующих.

Особую роль для правоприменителя играют родовой и непо­средственный объекты, так как именно с их помощью разрешаются спорные ситуации, возникающие при конкуренции материально­правовых норм, устанавливающих административную ответствен­ность (например, квалификация действия либо бездействия по ст. 6.4, 6.5, 6.6 или ст. 6.7 КоАП РФ зависит от непосредственного объекта посягательства).

Объективная сторона административного правонарушения вы­ступает выражением внешней стороны конкретного противоправно­го деяния, посягающего на общественные отношения. Именно по­средством объективной стороны правоприменитель осуществляет первоначальную правовую идентификацию административного пра­вонарушения по отнесению его к конкретному виду.

Объективная сторона любого административного правонаруше­ния характеризуется двумя группами признаков: обязательными и факультативными.

1. В число обязательных признаков входит само противоправное деяние, его общественно вредные последствия и логическая при­чинная связь между ними.

Деяния, составляющие объективную сторону административных правонарушений, могут выражаться как в действиях, нарушающих установленные законодательством запреты и предписания, так и в бездействии, влекущем неисполнение предусмотренных законода­тельством обязанностей.

Часть административных правонарушений совершается только путем бездействия (например, непринятие мер по устранению при­чин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения - ст. 19.6 КоАП РФ).

Отдельные административные правонарушения совершаются в форме действия, причем нескольких видов. Например, объективную сторону ст. 15.7 КоАП РФ «Нарушение порядка открытия счета на­логоплательщику» составляют действия двух видов:

1) открытие счета организации без предъявления свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

2) открытие счета организации или индивидуальному предпри­нимателю при наличии решения о приостановлении операций по счетам этого лица.

Некоторые административные правонарушения одновременно содержат в диспозиции своих составов несколько самостоятельных правонарушений, объективная сторона которых выражается как в форме различных действий, так и в форме бездействия. Например, по ст. 15.6 КоАП РФ непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, может осуществляться как путем непредставления или отказа представления сведений, так и путем представления таких сведений в искаженном виде.

По конструкции объективной стороны административные пра­вонарушения подразделяются на формальные и материальные со­ставы.

Для формальных составов свойственно то, что их выполнение не влечет каких бы то ни было материальных последствий. Следова­тельно, и общественно вредные последствия, и причинная связь не могут рассматриваться в качестве обязательных признаков приме­нительно к данной группе составов.

Законодатель для администра­тивных правонарушений с формальным составом прямо не указы­вает на наступление вредных последствия деяния (например, ст. 15.4 КоАП РФ устанавливает административную ответствен­ность за нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке или иной кредитной организации).

Административные правонарушения, которые влекут негатив­ные последствия материального характера, по конструкции соста­ва являются материальными. Для них наступившие вредные мате­риальные последствия являются обязательным признаком и усло­вием привлечения правонарушителя к административной ответст­венности.

Для административных правонарушений с материальным соста­вом между наступившими общественно вредными последствиями и деянием субъекта обязательным элементом является причинно­следственная связь. В отсутствии причинной связи ответственность исключена.

С объективной стороны административные правонарушения могут быть простыми и сложными.

Простое деяние представляет собой единое действие или кратковременное бездействие, единый кратковременный акт про­тивоправного поведения (например, мелкое хищение - ст. 7.27 КоАП РФ).

Сложное деяние может состоять из нескольких самостоятельных действий либо растянуто во времени.

Различаются следующие разновидности сложных деяний, яв­ляющихся административно наказуемыми:

С двумя разными действиями:

Состоящие из альтернативных действий;

Длящиеся;

Продолжаемые.

Административное правонарушение с двумя разными действиями характеризуется совершением правонарушителем двух и более дей­ствий, каждое из которых содержит признаки отдельного админи­стративного правонарушения, но в рамках одного противоправного деяния (например, мелкое хулиганство, сопряженное с неповино­вением законному требованию представителя власти, - ч. 2 ст. 20.1 КоАП РФ).

Административным правонарушением, состоящим из альтерна­тивных действий, является такое правонарушение, в котором пре­дусматривается несколько вариантов действий, выполнение каждо­го из которых или нескольких вместе влечет наступление админи­стративной ответственности (например, нарушение правил произ­водства, продажи, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему - ст. 20.8 КоАП РФ).

Длящимися признаются такие административные правонаруше­ния, которые, начавшись с какого-либо противоправного действия или бездействия, осуществляются затем непрерывно путем неис­полнения правовой обязанности (например, проживание граждани­на без регистрации - ст. 19.15 КоАП РФ).

Длящееся административное правонарушение прекращается ли­бо фактически или же юридически. При фактическом прекращении само виновное в его совершении лицо предпринимает действия по исполнению правовой обязанности (например, становится на реги­страционный учет), либо оно прекращается в результате изменения обстановки. Юридическое прекращение административного право­нарушения происходит в случае привлечения лица к администра­тивной ответственности.

Продолжаемым является административное правонарушение, складывающееся из последовательности тождественных, тесно свя­занных между собой правонарушений, совокупность которых обра­зует единое правонарушение (например, мелкое хищение, совер­шаемое в несколько приемов, но охватываемое единым умыслом лица, так же, как грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности).

2. Факультативные признаки объективной стороны правонару­шения - это дополнительные критерии, характеризующие условия и обстоятельства совершения правонарушения. В административ­ном праве в качестве таковых выделяются: место, время, способ, орудия, средства, характер совершения правонарушения и т.п. Они присутствуют не во всех составах административных правонаруше­ний. Однако если в конкретном составе какой-либо из них преду­смотрен, он становится обязательным признаком объективной сто­роны правонарушения.

Место совершения имеет юридическое значение для отдельных видов административных правонарушений. Так, административная ответственность по ст. 20.13 КоАП РФ «Стрельба из оружия в не отведенных для этого местах» возможна в тех случаях, когда произ­водство выстрела осуществляется в населенных пунктах и в других не отведенных для этого местах.

Время как признак объективной стороны административного правонарушения в большей степени имеет значение при совер­шении правонарушения в форме бездействия. В этом случае при­знаком бездействия выступает срок, заранее установленный пе­риод, по истечении которого бездействие приобретает статус правонарушения. Так, налогоплательщик совершает администра­тивное правонарушение в случае непредставления в установлен­ный законодательством о налогах и сборах срок документов и иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ) или в случае пропуска без ува­жительной причины срока представления налоговой декларации (ст. 15.5 КоАП РФ).

Под способом понимается конкретная форма действия, его вариант, т.е. определенная последовательность действий и прие­мы, применяемые правонарушителем. Способ совершения адми­нистративного правонарушения неразрывно связан с самим дея­нием, поскольку он указывает, каким путем совершается проти­воправное действие (например, мелкое хищение может совер­шаться такими способами, как кража, мошенничество, присвое­ние или растрата).

Средства совершения правонарушения иногда относятся к при­знакам объективной стороны. В качестве них могут выступать предметы и вещества, свободный оборот которых запрещен либо ограничен (взрывчатые вещества, гражданское и служебное оружие, этиловый спирт и т.д.).

Среди факультативных признаков объективной стороны админи­стративного правонарушения важное значение имеют признаки, вы­ступающие в качестве квалифицирующих: неоднократность, повтор­ность, длительность противоправного посягательства и т.п.

Неоднократность предполагает совершение лицом в течение ус­тановленного законом периода (как правило, одного года) одно­родных правонарушений, ни за одно из которых оно не подверга­лось административному наказанию.

От неоднократности отличается повторность, которая выража­ется в совершении одним и тем же лицом в течение установленного законом времени правонарушения, за которое оно уже подверга­лось наказанию ранее. Неоднократность является признаком адми­нистративного правонарушения, а повторность служит обстоятель­ством, отягчающим ответственность за него.

Еще по теме Объект и объективная сторона административного правонарушения:

  1. Объект и объективная сторона административного правонарушения
  2. 16.4. Объективная сторона административного правонарушения
  3. Особенности определения объективной стороны отдельных административных правонарушений, предусмотренных статьей 15.25 КоАП РФАдминистративная ответственность за нарушение порядка осуществления валютных операций(комментарий к ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ).
  4. 16.6. Субъективная сторона административного правонарушения
  5. Субъект и субъективная сторона административного правонарушения
  6. 8. Административное правонарушение и административная ответственность8.1. Общая характеристика Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
  7. 1.2. Компетенция административных органов по рассмотрению дел об административных правонарушениях и их должностных лиц по составлению протоколов об административных правонарушениях
  8. § 6. Факультативные признаки объективной стороны состава преступления
  9. Порядок и сроки составления протокола об административном правонарушении. Участники производства по делам об административных правонарушениях

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс -

На протяжении всего периода существования человеческого общества проблема совершения административных правонарушений была весьма актуальной. Таковой остается она и на сегодняшний день. Кроме того, эта проблема не утрачивает своей значимости при любой формации и строе. Дело в том, что правонарушения допускались во все времена. Существуют они и сегодня. В этой статье мы рассмотрим, что такое административное правонарушение. Понятие, признаки, состав и основные виды этого проступка тоже не обойдем стороной.

Определение термина

Объективная сторона рассматриваемых проступков обладает своими признаками. Причем их формирование осуществляется вокруг основы проступка - деяния. В перечне признаков объективной стороны, которая входит в состав административного правонарушения РФ, находится:

Место (железнодорожный путь, пограничная зона);
- время (сезон для охоты, рыболовства);
- способ (подделка документов, бланков, печатей) и т. д.

Объективная сторона рассматриваемых проступков имеет важную составляющую в виде лиц, не выполняющих:

Законные требования сотрудника полиции;
- распоряжения судебного пристава или судей;
- требования прокурора, следователя, а также иного должностного лица, которое рассматривает состав дела об административном правонарушении.

Помимо всех вышеперечисленных лиц, объективная сторона включает в себя и тех правонарушителей, которым виновным оказывалось незаконное содействие в регистрации транспортных средств, а также в осуществлении деятельности по вопросам трудоустройства российских граждан за границей и т. д.

Субъект правонарушения

В данный элемент в состав административных правонарушений входят физические и юридические лица. Причем к хозяйствующим субъектам может быть применено наказание в случаях несоблюдения:

Экологических норм;
- земельного законодательства;
- таможенного права;
- требований в сфере производства стройматериалов и строительства;
- налогового законодательства;
- пожарной безопасности;
- антимонопольного законодательства;
- природоохранных и санитарных правил;
- валютного законодательства и проч.

В список субъектов административных проступков могут попасть должностные лица, не исполняющие или ненадлежащим образом исполняющие свои служебные обязанности. Об этом говорится в статье 2.4 КоАП. Состав административного правонарушения в качестве субъекта может рассматривать и деяния иностранных граждан, тех, кто не имеет гражданства, а также предприятий-нерезидентов. При совершении проступка на территории РФ их также привлекают к ответственности. Причем делается это на общих основаниях (статья 2.6 КоАП).

Для некоторых должностных лиц существуют дополнительные основания, усиливающие применяемую меру административного наказания. В эту категорию входят работники торговли, водители и др. Некоторые лица при исполнении своих должностных обязанностей несут дополнительную административную ответственность за бездействие или действие лиц, находящихся в их подчинении.

Некоторые законодательные ограничения существуют для граждан, находящихся на военных сборах, для военнослужащих, беременных женщин, а также для матерей, имеющих несовершеннолетних детей.

Субъект состава административного правонарушения всегда несет административную ответственность за свои деяния. Однако и в этом вопросе имеются некоторые исключения. Так, для военнослужащих, как и для гражданских лиц, имеет одинаковое административное правонарушение понятие, признаки, состав, а также меры наказания. Однако того, кто проходит срочную службу, за ряд проступков могут привлечь к дисциплинарной ответственности. Об этом сказано в статье под номером 2.5 КоАП.

Однако не все граждане нашей страны являются субъектами в составе административной ответственности. Согласно общему правилу, такому наказанию не подлежат лица младше 16 лет. При этом в составе административного проступка такой признак, как его субъект, будет отсутствовать. Этот же случай наступит и тогда, когда физическое лицо во время совершения незаконных действий будет находиться в невменяемом состоянии.

Субъективная сторона

Данный признак состава административных правонарушений представляет собой психическое отношение субъекта, совершившего проступок, к последствию своего действия либо бездействия. При этом оно может быть выражено в форме неосторожности или умысла. Исходя из этого, в каких случаях имеется полный состав административного правонарушения? Статья 2.2 КоАп указывает на то, что обязательно должно быть наличие лица, совершившего противоправное бездействие или действие, выраженное в форме неосторожности или умысла. При этом должны присутствовать и другие признаки состава правонарушения.

Полная характеристика состава административного правонарушения невозможна без рассмотрения такого понятия, как вина. Она выражается в психологическом отношении человека к содеянному, а также к возможным негативным последствиям проступка.

Вина - это элемент, входящий в юридический состав административного правонарушения. Однако ее присутствия явно недостаточно для того, чтобы совершившее проступок лицо было привлечено к ответственности. Это происходит в связи с тем, что субъект состава административного правонарушения должен иметь соответствующий возраст и быть дееспособным. Например, виновность деяния будет отсутствовать в том случае, если правила дорожного движения нарушил несовершеннолетний или недееспособный гражданин.

Субъективная сторона является немаловажным признаком в составе преступления. Она указывает не только на вину нарушителя законности, но и на цель, а также на мотив его деяния.

КоАП предусматривает также случаи, когда дело об административном нарушении должно быть прекращено. Это становится возможным при отсутствии вины гражданина.
Несколько иначе субъективная сторона определяется для юридических лиц. В ст. 2.1 КоАП указывается на то, что предприятия и организации считаются виновными в совершении противоправного деяния, если они могли не нарушать нормы и правила, но не приняли меры к соблюдению действующих законодательных актов. При этом к ответственности может быть привлечено не только само юридическое лицо, но и его директор, а также ряд иных работников. Для этого на каждого виновного должен быть оформлен отдельный протокол.

В том случае, когда вина хозяйствующего субъекта не доказана, никаких мер ответственности к нему применяться не может. В чем же она выражается? В отличие от физического лица, деяние организации не может рассматриваться через призму неосторожности или умысла. Бессмысленно искать в этом случае волевые и интеллектуальные моменты совершенных деяний. Юридическое право двояко трактует понятие вины юрлица, рассматривая при этом субъективные и объективные стороны.
Первая из них выражается в том, как рассматривается организацией противоправное деяние. При этом изучается отношение работников и представителей юридического лица к нарушению законодательных норм.

При определении состава административного проступка рассматривается и объективная вина организации. Она находится в зависимости от совершенного деяния и обусловлена объективной стороной, входящей в состав правонарушений. Выбор того или иного подхода, как правило, зависит от специфики несоблюдений законодательства.

Группировка составов административных проступков

Все рассмотренные выше признаки позволяют отметить определенные виды их совокупности. Выделяют такие составы административных правонарушений, как:
- материальные и формальные;
- простые и квалифицированные;
- однозначные и альтернативные.

Такие виды составов административных правонарушений, как материальные, содержат в себе признаки наступления негативных материальных последствий или ведущих к таковым. Размер причиненного ущерба описывается законом для того, чтобы правильно классифицировать правонарушение и выставить виновному лицу счет для возмещения ущерба. В формальных составах признак наступления негативных последствий отсутствует.

Такие виды составов административных правонарушений, как простые, имеют место при конкретном деянии без всякого усиления. Но иногда при рассмотрении такого проступка в него вводятся квалифицирующие факторы. Они усиливают негативную силу деяния, что позволяет рассматривать правонарушение по иному пункту статьи. В этом случае виновного ждет более строгое наказание за содеянное.

Если в качестве административного проступка выступает только одно деяние, то состав правонарушения считается однозначным. Но иногда виновное лицо совершает несколько противозаконных деяний. В таких случаях состав правонарушений является альтернативным.

Меры наказания

Полный перечень санкций, применяемый к виновным лицам, приведен в статье 3.2 КоАП. Данный список жестко регламентирован и не подлежит расширенному толкованию. Так, виновному лицу может быть назначено:

Предупреждение (официальное порицание);
- денежное взыскание, предусмотренное в виде штрафа;
- изъятие или конфискация предмета либо орудия административного правонарушения;
- лишение прав (определяется только судом);
- наложение административного ареста;
- выдворение за пределы страны;
- дисквалификация в части занятия физическим лицом руководящей должности.

Административная ответственность наступает после того, как уполномоченным на то органом или его должностным лицом вынесено решение о применении административного взыскания к лицу, совершившему противозаконный поступок.

Объективная сторона правонарушения - ее составляют те элементы противоправного поведения, которые характеризуют его как определенный акт внешнего проявления в объективной действительности. Принято различать обязательные и факультативные признаки объективной стороны правонарушения. К обязательным признакам относятся противоправное деяние, вредные последствия противоправного деяния и причинная связь между деянием и его вредными последствиями.

Противоправное деяние. Деяние - это акт человеческого поведения, выраженный в активном действии или бездействии.

Большинство правонарушений совершается посредством действия, которое может выступать в форме физического воздействия на людей, животных, предметы материального мира, или в письменной форме, или в устной форме, или совершаться с помощью жестов. Бездействием правонарушение может выражаться в том случае, когда на лице либо организации лежала обязанность, предусмотренная соответствующим нормативным актом либо заключенным договором, и это лицо либо организация данную обязанность не выполнило. К примеру, организация в соответствии с договором не построила объект, врач не оказал помощь больному, должник не возвратил деньги, сторож спал, вместо того чтобы надлежащим образом охранять объект. Человек может мыслить как угодно, но он не может поступать, как угодно. Ответственность может наступить только за действия, а не за мысли. К. Маркс писал: "Помимо своих действий я совершенно не существую для закона, совершенно не являюсь его объектом. Мои действия - вот область, где я сталкиваюсь с законом... Законы, которые делают главным критерием не действия человека, а его образ мыслей, представляют собой не что иное, как позитивные санкции беззакония".

Следует иметь в виду, что образ мысли, те или иные характеристики личности, если они не выразились в конкретном деянии, сами по себе не могут повлечь юридическую ответственность.

Вредные последствия противоправного деяния. Это тот вред, ущерб, который причиняется противоправным деянием. Вредные последствия могут носить личный, имущественный либо иной характер, они различаются по степени тяжести. Иногда определить вид правонарушения, дать его квалификацию возможно только в зависимости от наступивших последствий. Так, несоблюдение установленных правил по технике безопасности, промышленной санитарии, других правил охраны труда, содержащихся в трудовом законодательстве, с учетом тяжести наступивших последствий может повлечь или дисциплинарную, или административную, или уголовную ответственность. В зависимости от размера, похищенного по-разному можно квалифицировать кражу.

Причинная связь между противоправным деянием и его вредными последствиями.

Причинная связь - это такая связь между явлениями, в силу которой одно из них (причина) с необходимостью порождает другое (следствие). Здесь следует уяснить основное свойство данной характеристики - необходимость наступления последствий именно вследствие деяния. Возможны ситуации, когда, казалось бы, налицо и противоправное деяние, и вредные последствия, однако причинной (т.е. необходимой) связи между ними не будет.

Существуют особенности объективной стороны различных видов правонарушений. В гражданском праве ответственность наступает только при наличии вредных последствий, здесь необходимы все обязательные признаки объективной стороны состава правонарушения. А в уголовном праве, поскольку его нормы предусматривают ответственность за наиболее опасные для общества деяния, возможно привлечение к ответственности и без наступления последствий, только за совершенное деяние.

Это преступления с так называемым формальным составом, к примеру, разбой, оставление в опасности. «Разбой, то есть нападение в целях хищения чужого имущества, совершенное с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия, - наказывается...» (УК РФ. ст. 162. ч. 1). «Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние, - наказывается...» (УК РФ. ст. 125).

В первом случае для наличия оконченного преступления не требуется завладения имуществом, а во втором - гибели лица, находящегося в опасности. Все же во многих случаях и в уголовном праве требуется наступление вредных последствий и наличие причинной связи между общественно опасным деянием и его последствиями - это преступления с так называемым материальным составом. Уголовное право знает и такие институты, как приготовление к преступлению и покушение на преступление, когда лицо может быть привлечено к ответственности не только без наступления вредных последствий, но и без окончания своего деяния.

К факультативным признакам объективной стороны обычно относят место, время, способ, обстановку совершения правонарушения. Каждое правонарушение совершается в определенном месте, в определенное время, определенным способом и в определенной обстановке. Однако они приобретают юридическое значение, т.е. оказывают влияние на квалификацию противоправного поведения, не во всех случаях, а лишь тогда, когда указаны в гипотезе соответствующей нормы. Поэтому эти признаки и называются факультативными.

Итак, объективная сторона правонарушения - это внешнее его проявление, заключающееся в деянии, последствиях, причинной связи, протекающих в определенном месте и в определенный временной промежуток с применением конкретных способов, орудий или средств, в условиях окружающей обстановки. Объективная сторона состава правонарушения - это теоретическая конструкция, выводимая из содержания нормы, предусматривающей юридическую ответственность, характеризующая внешнюю сторону правонарушения и заключающаяся в системе определенных в правовой норме признаков.

В составе правонарушения выделяется ряд признаков, которые позволяют квалифицировать деяние именно как правонарушение. К ним относятся:

  • субъект,
  • объект,
  • объективная и субъективная сторона правонарушения.

Общее понятие

Определение 2

Под объективной стороной правонарушения понимают внешнее проявление противоправного деяния.

По объективной стороне можно судить о том, какое административное правонарушение, где и когда произошло, а также какой вред был причинен.

Для установления объективной стороны правонарушения требуется много сил и внимания правоприменителя и сторон участников процесса.

Признаки объективной стороны

Объективная сторона административного правонарушения характеризуется наличием таких признаков как:

  • деяние (действие , бездействие),
  • опасные последствия деяния;
  • причинно-следственная связь между деянием и последствиями; *способ, время, место и средства совершения правонарушения.

В зависимости от того, как в КоАП РФ формулируется понятие объективной стороны, состав правонарушения может быть формальным или материальным.

Объективная сторона в административном правонарушении это все те элементы деяния, которые правонарушение может быть охарактеризовано как акт поведения субъекта во вне.

Сюда относится:

  • действие (либо бездействие) субъекта,
  • вред обществу или его отдельным его членам,
  • обстановка, время и место совершения деяния.

Замечание 1

Как правило, правонарушения различаются между собой своей объективной стороной. Другими словами, объективная сторона позволяет охарактеризовать правонарушение как определенной вид общественно вредного деяния.

Обстановка, время и место совершения деяния, как правило, не являются обязательными для установления, хотя и имеют важное значение. В теории права была выработана позиция, согласно которой, обязательными элементами объективной стороны следует признавать факт наличия двух обстоятельств:

  1. Деяния как поведения человека, вменяемого, дееспособного и находящегося под контролем разума, которое было выражено в действии или бездействии. Действие характеризуется признаками, предусмотренными в соответствующих составах правонарушений. В таком случае, действие выступает как сложный, но вредный для правопорядка акт внешнего поведения индивида. Правонарушением будет признаваться бездействие в случае, если лицо обязано было действовать, то есть знать о способах своего правомерного поведения. Так, противоправное деяние совершается в форме действия, когда, к примеру, происходит воспрепятствование доступа сотрудника налогового органа на территорию налогоплательщика или бездействия, к примеру, непредоставление в налоговый орган отчетности. Мысли, а также убеждения или намерения, не проявленные во вне, не квалифицируются в действующем законодательстве как правонарушения вообще и административные правонарушения в частности, и не влекут за собой какой-либо юридической ответственности.
  2. Общественно опасных последствий, под которыми понимают имеющие объективно негативный характер реальные изменения объекта. В данном случае важным является обязательное установление причинно-следственной связи между деянием и последствиями, так как деяние должно предшествовать последствиям или происходить с ними непосредственно в одно время. Невозможно нести ответственность за общественно опасные последствия, если совершенные лицом противоправные деяния располагались во времени после наступления последствий.

Объект правонарушения

Понятие объекта правонарушения является одним из важных понятий теории правонарушений. «Каждое преступление, выражается ли оно в действии или бездействии, всегда есть посягательство на определенный объект. Преступления, которое ни на что не посягает, в природе не существует» - Это положение распространяется на все виды правонарушений.

В современной российской юриспруденции общепризнанно, что объектом правонарушения являются общественные отношения.

Общественные отношения, регулируемые правовыми нормами, являются общим объектом. В качестве общего объекта выступают правопорядок, интересы государства и общества, существующий социально-экономический и политический строй, и т.п..

Наряду с общим в каждом конкретном случаи можно выделить и непосредственный, или специальный, объект правонарушения.

Специальные объекты - это конкретные блага, ценности (жизнь, здоровье, честь человека, собственность, имущество, безопасность и т.д.).

Любое правонарушение наносит вред как общему объекту, так и специальному.

Объективная сторона правонарушения

Объективная сторона правонарушения показывает его выражение вовне, отражает специфику каждого состава правонарушения, проводит грань, отделяющую одно правонарушение от другого.

Объективную сторону правонарушения образует деяние, содержание которого включает противоправное действие (бездействие) лица, негативные последствия деяния и причинную связь между поведением нарушителя и наступившим вредом, а также обстановку, место, время, способ и т.д. совершения правонарушения.

Правонарушения отличаются друг от друга главным образом своей объективной стороной. Именно объективная сторона характеризует конкретные разновидности правонарушений как определенные общественно вредные деяния. Правонарушения -- акты сознательного поведения, но об их объективной стороне, как и об объективной стороне всякого человеческого поступка, можно судить лишь по содержанию и форме внешнего поведения лица.

Элементы, которые образуют объективную сторону правонарушений, чрезвычайно разнообразны. Но не все они должны рассматриваться при анализе объективной стороны правонарушения в плане теории государства и права. Некоторые же элементы объективной стороны правонарушений имеют универсальное значение для всех видов и разновидностей правонарушений. Таковы сами акты внешнего поведения правонарушителя, общественно вредное последствие и причинная связь между ними.

Предусмотренные законом акты внешнего поведения правонарушителя в общей форме могут быть охарактеризованы как общественно вредное (противоправное) действие или бездействие.

Законодательство указывает на две формы общественно вредного поведения: противоправное действие и противоправное бездействие. Так, в статье 14 УК РФ «преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания»; ст. 393 ГК РФ -- неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства должником (бездействие в гражданском праве). Административные и дисциплинарные проступки также представляют собой либо действие, либо бездействие. Административным проступком может быть несовершение действий, необходимых для постановки на воинский учет или снятие с него. В качестве нарушения трудовой дисциплины может выступать не только лицо, виновное в неисполнении трудовой обязанности, но и противоправное осуществление или неприменение им своих полномочий.

Надо отметить, специфика гражданских правонарушений заключается в том, что в гражданском праве, в отличие от уголовного, имеют значение только законченные правонарушения; незаконченных (т.е. незавершенных) правонарушений гражданское право не знает.

В ряде случаев элементом объективной стороны правонарушений может быть не отдельное (хотя всегда и сложное по своему характеру) действие или бездействие, а длящееся во времени определенное внешнее поведение. Однако принципиально такого рода правонарушения ни чем не отличаются от правонарушений, объективная сторона которых включает в себя определенное действие или бездействие. Такого рода поведение складывается из отдельных актов поведения и, в конечном счете, представляет собой совокупность повторяющихся однородных отдельных противоправных действий. В ряде же случаев такое поведение представляет собой именно длящееся во времени одно и то же действие (бездействие): уклонение от воинской службы, злостный неплатеж алиментов и т.д.

Противоправное действие (бездействие) как элемент объективной стороны правонарушения -- это волевой поступок самого правонарушителя. Это верно как в отношении правонарушений отдельных индивидов, так и в отношении правонарушений организаций. Действие (бездействие) организаций -- это всегда акты внешнего поведения конкретных людей. При совершении правонарушения организацией действие (бездействие) одного и того же индивида оказывается одновременно элементом объективной стороны и этого правонарушения и правонарушения со стороны самого индивида.

Исключением из этого правила являются случаи совершения преступления посредством действия малолетнего или принуждаемого; в случае нарушения общественного порядка или причинения вреда несовершеннолетними вследствие вины лиц, которые обязаны вести надзор за ними, и т.д. Но нельзя считать исключением те случаи соучастия, когда действие, непосредственно причиняющее вред правопорядку, совершается не всеми соучастниками, а только исполнителем.

Соучастие -- это умышленное совместное участие двух и более лиц в совершении правонарушения. Роль этих лиц может быть различна, но в целом именно их совокупные действия составляют правонарушение. Совместное совершение правонарушения группой лиц предполагает, что каждый соучастник сам совершает какие-то противоправные действия, из которых складывается данное правонарушение. Если этого нет, он не может рассматриваться как соучастник, как субъект данного конкретного правонарушения.

Общественная опасность или общественная вредность правонарушения находит свое выражение в их объективной стороне, уже в самом конкретном содержании предусмотренного законом акта поведения.

Посягнуть на ту или иную общественную ценность -- это всегда означает нести в той или иной форме и мере ущерб объекту. Ущерб, причиненный объекту посягательства, каковы бы ни были формы и объем этого ущерба, и является последствием, образующим необходимый элемент каждого состава правонарушения.

В уголовном праве существует несколько точек зрения по вопросу о делении правонарушений на «материальные» и «формальные». Мнение одних авторов базируется на том, что общественно вредные последствия являются обязательным элементом объективной стороны только гражданских правонарушений, а для преступлений, административных и дисциплинарных проступков вредное последствие не обязательно. Поэтому возможно деление преступлений, административных и дисциплинарных проступков на «материальные», которые считаются законченными только при наличии результата, и «формальные», для которых наступление вредного результата необязательно.

Авторы другой точки зрения, считают, что правонарушений без последствий не бывает. «Разделение составов на «материальные» и «формальные» чисто процессуальное. Если бы было иначе, то пришлось бы признать, что существуют правонарушения, не вредные для общества. Если есть вред, то обязательно есть и причинная связь между общественным вредом и противоправным действием или бездействием. Иначе наступивший вред не может быть вменен в вину правонарушителю. Вредные последствия должны быть прямыми последствиями действия правонарушителей, а не их отдаленным результатом. При этом непосредственный вред может быть не только материальным. Правонарушение может не только причинить непосредственный вред, но и создавать угрозу причинения такого вреда. Поэтому и в одном, и в другом случае оно вредно, т.к. посягает на общественные отношения и правопорядок».

Для квалификации того или иного противоправного поведения как правонарушения необходимо установить прямую причинную связь между деянием правонарушителя и общественно вредными последствиями, наступившими в результате совершения этого деяния. Иначе наступивший вред не может быть вменен в вину данному лицу.

Но не всякая прямая причинная связь между действием (бездействием) и наступившим вредом имеет юридическое значение, образует элемент объективной стороны правонарушения. Характеризуя объективную сторону правонарушений, современный закон совершенно определенно включает в нее предвидение нарушителем последствий своих действий или непредвидение их при обязанности и возможности предвидеть (может быть необходимый и случайный характер причинной связи). Правонарушитель, совершая противоправное деяние, должен сознавать его общественно опасный характер и предполагать возможность наступления вредных последствий. Следовательно, связь между поведением правонарушителя и наступившими последствиями должна быть не случайной, а необходимой, закономерно вытекающей из противоправного поведения.