Деформация правосознания примеры из жизни. Деформация правового сознания

Лекция по Теории Государства и Права
Радаев Стас

Понятие, признаки и виды правосознания.
Структура правосознания
Функции правосознания
Роль правосознания в правотворческой и правореалезующий деятельности
Деформация правосознания, понятие и виды; правовой нигилизм. Особенности и пути преодоления

Подходы к пониманию правосознания:
Философско-гносиологический
Социологический
Формально-логический
Структурно-функциональный

Философско-гносиологический подход позволяет показать связь правосознания с другими формами общественного сознания, а так же понять отношение правосознания к правовой действительности и к бытию в целом.
Социологический – раскрывает место и активную роль правосознания в правовой системе общества. В первую очередь в процессе правотворчества и реализации права.
Формально-логический – преследует цель выявить содержание и объем юридических понятий (правосознания, правовой психологии, правовой идеологии, правовых установок…). Изучает с двух сторон: с одной стороны определяет строение и основные цели правосознания, связи между ними; с другой позволяет выделить относительно обособленную и субъективную реальность.
Правосознание – это совокупность идей, теорий, чувств, эмоций, взглядов, настроений.., в которых выражается отношение людей к действующему и желаемому праву.
Признаки:
Одна из форм общественного сознания
Правосознание состоит из различных компонентов (идей, взглядов, эмоций…), которые отражают различные формы правовой действительности.
Носителями компонентов правосознания являются различные субъекты права (индивиды, социальные группы, общества в целом)
Правосознание обращено не только к настоящему, но и к прошлому и к будущему.
В отдельные моменты развития общества, правосознание может выступить в качестве формы права
Правосознание ориентирует субъектов права в социально юридических ситуациях т.е. позволяет сделать соответствующий выбор того или иного варианта поведения
Виды правосознания:
По субъекту (по носителю):
- индивидуальное правосознание
- групповое правосознание (правовые представления, чувства тех или иных социальных групп, классов, слоев, общества, профессионального сообщества)
массовое (характерно для нестабильных временных объединений людей)
- общественное (правосознание страны, народностей, наций, континентов)
По уровню:
- обыденное правосознание. Формируется под воздействием непосредственных условий жизни людей. Их конкретного жизненного опыта. Правовые знания в этом случае носят поверхностный, отрывочный характер. Наибольшую роль в формировании обыденного правосознания играют чувственные отражения.
- профессиональное правосознание. Правосознание данной категории субъектов осуществляет юридическую деятельность, которая требует специальной правовой подготовки, навыков, опыта действий применительно к конкретной ситуации. Юристы практики обладают узкой специальностью.
- научное правосознание. Складывается на основе всесторонних и глубоких правовых обобщений, содержание такого правосознания составляет правовая идеология т.е. научные теории, учения и.т.д.
По направленности:
- ретроспективные (формируются в процессе создания истории права)
- адекватное (обращено к действующему праву)
- перспективное (отражает отношение субъекта к желаемому праву)
По степени осознанности правовых явлений:
- правосознание с преобладанием сознательного, рационального мышления
- правосознание с преобладанием бессознательного – преобладание чувственного

Структура правосознания – это строение правосознания, расположение основных элементов и связей, обеспечивающих его деятельность.
Элементы структуры: 1) правовая идеология (эмоции, концепции, конструкции, идеи, категории, понятия, принципы); 2) правовая психология (чувства, эмоции, настроения, иллюзии, мотивы, интересы и т.д.); 3) поведенческие элементы (привычки, установки, ценности, ориентации, готовность к деятельности).
Правовая установка – это предрасположенность личности воспринимать и оценивать информацию и готовность действовать в соответствии с этой оценкой.
Правовая ориентация – совокупность правовых установок, которые непосредственно формируют программу деятельности индивида или общности в юридически значимых ситуациях.
Функции правосознания
Виды функции:
- познавательная
- оценочная
- регулятивная
Познавательная включает в себя определенные суммы знаний, которые являются результатом мыслительной деятельности и выражающиеся в понятии правовая подготовка.
Оценочная функция вызывает определенные определенные эмоциональные отношения личности к различным сторонам и явлениям правовой жизни, на основе опыта и правовой практики. Эмоциональное отношение выражается в определении значимости полученных знаний в конкретной ситуации. С точки зрения индивида, группы или общества ценным является то, что служит желаемым объектом.
Регулятивная функция осуществляется по средствам правовых установок и ценностно-правовых ориентации включающих в себя все иные источники правовой активности. Результатом регулятивной функции является поведенческая реакция субъекта в виде правомерного или противоправного поведения.

Правосознание служит корректирующим началом при принятии НПА, при этом законодатель учитывает те взгляды и отношения, которые существуют в обществе. Правовые нормы в свою очередь оказывают воздействие на формирование правильных представлений о правовых признаках, нормах, отношениях, ответственности.
Правосознание управляет деятельностью людей в различных видах общественных отношений. Это выражается в побуждении к действию через принуждение или стимулирование и в установлении гражданского поведения, запрещения выхода за определенные рамки.
Регулирует при разрешении юридического дела принятие юридических актов, правовые отношения, при этом в правосознании представителей правоохранительных органов вырабатываются образцы поведения в таковых ситуациях.
С помощью правосознания производится оценка субъектами права результатов своей деятельности и принятых ими решений. Если в результате оценки поведения правоохранительными органами признано противоправным, то оно признается нарушением законности.

Деформация правосознания – это его искажение, разрушение позитивных идей, убеждений, чувств, установок.
Виды деформаций правосознания:
- правовой инфантилизм – это несформированность и недостижимость правовых знаний при личной уверенности в хорошей юридической подготовке.
- Правовой фетишизм – это гипертрофированное представление о роли юридических средств в решении тех или иных задач.
- Правовой нигилизм – это отрицание социальной ценности права, осознанное игнорирование требований закона, резкая критика к требованиям уважения и соблюдения права.
- Перерождение правосознания – это крайняя степень искажения правосознания включая преступный умысел и связанное с нарушением закона.

Формы выражения правового нигилизма:
- прямое умышленное нарушение действующих правовых предписаний. Издание противоречивых НПА, подмена законности политической или практической целесообразностью.
- Несогласованные действия представительных и исполнительных государственных органов на всех уровнях.
- Нарушение прав человека, особенно права на жизнь, честь, достоинство, жилище, имущество.

Меры борьбы с правовым нигилизмом:
- повышение правосознания через систему юридического всеобучения .
- Обеспечение системности законодательства, т.е. своевременное устранение из него противоречий и пробелов.
- своевременное совершенствование действующего законодательства.
- Совершенствование деятельности и структуры правотворческих и правоприменительных органов (Улучшение эффективности процедуры деятельности, контроля за исполнением решений, совершенствование юридической деятельности).

Деформация правосознания - это его искажение, «разрушение» позитивных идей, установок права.

Виды деформаций правосознания :

1. правовой фетишизм. Данный вид деформации представляет из себя гипертрофированное представление о роли права, юридических средств в решении социально-экономических, политических и иных задач. Так, некоторые граждане считают, что с помощью ужесточения уголовного закона можно победить преступность. В некоторых случаях правящие элиты также подвержены этому виду деформации. Так, Петр I считал, что с помощью «правильного» законодательства можно решить многие социально-экономические проблемы России;

2. правовой дилентализм. Он представляет из себя вольное обращение с правом, с оценками юридической ситуации не в силу корыстных целей, а от небрежного отношения к юридическим ценностям;

3. правовой инфантилизм - недостаточность, несформированность правовых знаний при личной уверенности в хорошей юридической подготовке. Данный вид деформации, как правило, присущ для молодых людей, не умеющих адекватно оценить уровень своих знаний и имеющих завышенное самомнение;

4. «перерождение» правосознания. Этот вид деформации является крайней степенью искажения правосознания, включающей преступный умысел. Присущ для лиц, вставших на противоправный путь, и для преступных сообществ;

5. правовой нигилизм . Он выражается в девальвации права и законности, осознанном игнорировании требований законов или недооценке их регулирующей социальной роли.

Этот вид деформации правосознания получил в нашей стране наибольшее распространение, поэтому остановимся па истоках правового нигилизма и возможностях его сведения к минимуму.

  1. 74. Акт применения правовых норм: понятие, особенности, виды

Актом применения норм права , или индивидуальным актом, называют официальный правовой акт, который имеет индивидуальное государственно-властное предписание, вынесенное уполномоченным на то органом по конкретному юридическому делу.

Правоприменительные акты обладают следующими признаками: 1) они принимаются компетентными органами или должностными лицами в строгом соответствии с законом; 2) правоприменительные акты обладают государственно-властным характером и охраняются принудительной силой государства; 3) акты применения права носят индивидуальный характер; 4) правоприменительные акты имеют установленную законом форму и точное наименование.

Акты применения норм права как документы имеют определенную структуру, состоящую из следующих обязательных элементов: 1) вводной части, которая содержит наименование правоприменительного акта (приказ, постановление, распоряжение, приговор и др.), название органа, должностного лица, издавшего его, время издания, конкретный адрес предприятия; 2) описательной части, где излагаются фактические обстоятельства дела и перечисляются собранные доказательства; мотивировочной части, обосновывающей принятое решение; 3) резолютивной части, излагающей содержание принятого решения, а также сведения о порядке его обжалования.

Акты применения права классифицируют на определенные виды по различным основаниям: 1) по форме внешнего выражения; 2) по субъектам, применяющим нормы права; 3) по функциональному признаку; 4) по предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности); 5) в зависимости от характера общественных отношений и применяемых к ним норм права; 6) по способу принятия; 7) по характеру решения; 8) по юридическому значению; 9) в зависимости от действия во времени.

По форме внешнего выражения правоприменительные акты можно разделить: 1) на акты-документы (приговоры, указы, решения, постановления, резолюции и др.); 2) акты-действия (словесные – устные распоряжения начальника и конклюдентные – жесты постового милиционера).

По субъектам, применяющим нормы права, различают:1) акты представительных органов; 2) акты исполнительных органов; 3) акты правоохранительных органов; 4) акты государственного контроля (налоговой инспекции, таможенного органа и др.); 5) акты органов местного самоуправления.

По функциональному признаку выделяют:

1) акты-регламентаторы; 2) правоприменительные акты.

По предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности) различают: 1) акты конституционно-правовые; 2) акты административно-правовые; 3) акты уголовно-правовые; 4) акты применения материального и процессуального права.

В зависимости от характера общественных отношений и применяемых к ним норм права правоприменительные акты подразделяются: 1) на регулятивные;

2) охранительные, устанавливающие ответственность за правонарушения (приговор суда).

По способу принятия акты применения права систематизируют: 1) на принятые коллегиально;

2) принятые единолично.

По характеру решения правоприменительные акты бывают: 1) запрещающие; 2) обязывающие;

3) управомочивающие.

По своему юридическому значению акты применения права подразделяются: 1) на основные; 2) вспомогательные, содержащие предписания, подготавливающие издание основных актов.

В зависимости от действия во времени различают: 1) акты однократного действия (наложение штрафа); 2) длящиеся акты (регистрация брака, назначение пенсии и др.).

Деформация правосознания - искажение представлений и чувств, выражающих отношение человека к праву и правовым явлениям.

Деформация правового сознания предполагает некоторый изначальный запас правовых по своей природе взглядов, знаний, установок, которые в силу различных причин превратились в какие-то иные, неправовые конструкции или остались правовыми лишь номинально или частично. Конечно, правовое сознание индивидов может, дойдя по крайней степени искажения, превратиться и в преступное сознание, однако такая метаморфоза редко встречается в чистом виде. Преступное сознание есть сознание, несущее в себе принципиальное отрицание исходной идеи права. Как и всякое иное социальное явление, деформация правосознания имеет свой генезис, содержание, формы и способы проявления. Она может проявляться в относительно мягких формах или, напротив, принимать уродливый и крайне опасный характер.

Деформация правосознания - это одно из его состояний, противоположное положительному (позитивному). Взяв за основу эти исходные данные, можно проследить различия между ними. Это позволяет выработать понятие деформации правового сознания, выделить важнейшие ее признаки и отграничить от смежных явлений (деформации других видов сознания, полного отсутствия правосознания, правонарушения),

Таким образом, деформация правового сознания - это социальное явление, характеризующееся изменением его состояния, при котором у носителей формируются определенные идеи, представления, взгляды, знания, чувства и настроения, переживания и эмоции, которые искаженно отражают юридическую действительность и выражают отрицательное отношение к действующему праву, законности и правопорядку.

Деформация правового сознания как сложное и многоплановое явление требует комплексного к себе подхода, то есть изучения с позиции правоведения с одновременным философским, психологическим и социологическим обоснованием, с использованием адекватных методов научного исследования.

Причины: Самые разнообразные, в частности в России это особенности исторического развития, это плохая социальная обстановка обусловленная рядом экономических, политических и др. факторов, также низкое правосознание и правовая культура, обусловленные плохим правовым обучением.

Виды:

Под видами деформации правового сознания понимаются способы ее проявления, которые отличаются друг от друга различной степенью искаженности компонентов правосознания в отражении правовой действительности и которые в совокупности раскрывают сущность и содержание этого явления.

Правовой инфантилизм – неразвитость, недостаточность правовых знаний, ограниченность навыков и умений правовой деятельности. Правовой инфантилизм - наиболее мягкая форма искажения правового сознания, заключащаяся в несформированности, недостаточности правовых знаний, установок.

Пробельность правосознания населения широко распространена. При этом имеется в виду не столько неполнота правовых познаний граждан, сколько пробельность в главном, когда из целостной системы выпадают существенные ее элементы и прежде всего позитивное отношение к закону и другим правовым ценностям.

Как правило, при такой форме деформации имеют место пробелы в знаниях существа практически всех отраслей права, нет понимания общей ценности права, его значимости для личности.

Вместе с тем, некоторые, хотя бессистемные, нечёткие представления о правовых нормах, отдельные проявления активности возможны. Например, при обращении с жалобами в органы власти, организации в связи с нарушением прав или с просьбой улучшить работу предприятий, учреждений. И всё же при правовом инфантилизме среди «взрослых детей» вполне реален постулат: «Жить в обществе можно и не зная правовых норм (прав и обязанностей), не умея ими пользоваться.

Правовой нигилизм - негативное отношение к праву, отрицание его социальной ценности, отрицание необходимости правовой организации общественной и личной жизни. Он может быть пассивным и агрессивным.

Пассивный правовой нигилизм – негативное отношение к праву, к правовой организации общественной и личной жизни, которое не выражается в призывах не соблюдать законы, к противоправному поведению. При данной форме нигилизма право не включается в систему ценностей, в возможности добиться полезного результата юридическими средствами просто не верят. Поэтому праву отводится незначительная, мало заметная роль. Одни говорят, что жить надо не по праву, а по своим желаниям и интересам, другие – по совести, третьи – по христианским началам. Формулируются предложения, основной упор сделать на формировании нравственного, политического, экономического сознания и культуры. Но пассивный правовой нигилизм, как правило, не имеет преступный умысел, т.е. злостного неповиновение праву, законам.

Агрессивный правовой нигилизм – осознанное, враждебное отношение к праву, всему юридическому, сопряжённое с совершением различных правонарушений, включая преступления. Налицо перерождение человека не только с правовой, но и нравственной стороны.

Конечно, любая деформация правосознания, правовой культуры мешает цивилизованному развитию общества. Чтобы снизить влияние негативных факторов надо формировать уважительное отношение к праву, к правовым явлениям. Это достигается правовым воспитанием и обучением.

Правовое воспитание – систематическая деятельность социальных институтов, лиц по передаче нравственно-правовых идеалов, ценностей, опыта правомерного поведения и активной правовой деятельности.

Правовое просвещение - ознакомление с идеями, задачами законодательства, содержанием отдельных принципов и норм права.

Правовое обучение – это целенаправленный, планомерный и организованный процесс формирования и развития систематизированных правовых знаний, навыков и умений правомерной и активной правомерной деятельности.

Самой тяжелой формой деформации правосознания граждан является феномен его перерождения . Природа этого опасного явления принадлежит одновременно к числу и самых сложных с исследовательской точки зрения.

По нашему мнению, «перерожденческое» сознание следует рассматривать как крайнюю степень искаженного, дефектного правосознания или же как явление, хотя и находящееся за пределами последнего, но где-то совсем рядом с ним. Перерождение во многих своих чертах сходно с правовым нигилизмом. И в том, и в другом случае правовое начало сознательно отрицается, игнорируется. Однако, как показывает практика, отрицание отрицанию рознь. От правового нигилизма в чистом виде перерожденческое сознание отличается не только степенью общественной опасности, но и мотивацией. Перерожденческое правосознание основано на сознательном отрицании закона по мотивам корысти, жестокости, алчности и т.п.

Основной формой перерождения правосознания индивидов является совершение ими различных преступлений.

Если правовой нигилизм означает недооценку права, то правовой идеализм - переоценку права. Оба эти явления питаются одними корнями - юридическим невежеством, неразвитым и деформированным правосознанием, дефицитом политико-правовой культуры.

Закон, как известно, есть официальное признание факта, и не более того. Он лишь оформляет, «протоколирует» реально сложившиеся отношения. Как ни избиты у нас слова классиков о том, что право не может быть выше, чем экономический строй и обусловленное им культурное развитие общества, они верны, так как проверены практикой.

Распространению юридического идеализма способствовало и то, что у нас долгое время преобладал чисто прагматический подход к праву (орудие, инструмент, средство, рычаг и т.д.). В соответствии с этим на право взваливали «неподъемный груз, возлагались слишком большие надежды, которые в дальнейшем не оправдались. Правовой скептицизм особенно усилился в последние годы, когда общество отчетливо осознало, что многие законы, принятые в период реформ, оказались малоэффективными и не привели к достижению желаемых целей, а некоторые дали отрицательный результат.

Правовой фетишизм(идеализм) – преувеличение роли права в общественной жизни; гипертрофированное (возведенное в абсолют) понимание роли юридических средств в реализации социально-экономических, политических и иных задач. Противоположными по форме, но сходным с правовым нигилизмом по результатам действия. В специальной литературе явление правового фетишизма обозначается понятием «правовой идеализм» (Н. И. Матузов). При этом считается, что правовой идеализм является противоположностью правового нигилизма. «Если правовой нигилизм означает недооценку права, то правовой идеализм - его переоценку»

Деформация правосознания

Деформация правосознания - это его искажение, «разрушение» позитивных идей, установок права.

Виды деформаций правосознания:

1. Правовой фетишизм. Данный вид деформации представляет из себя гипертрофированное представление о роли права, юридических средств в решении социально-экономических, политических и иных задач. Так, некоторые граждане считают, что с помощью ужесточения уголовного закона можно победить преступность. В некоторых случаях правящие элиты также подвержены этому виду деформации. Так, Петр I считал, что с помощью «правильного» законодательства можно решить многие социально-экономические проблемы России;

2. Правовой дилентализм. Он представляет из себя вольное обращение с правом, с оценками юридической ситуации не в силу корыстных целей, а от небрежного отношения к юридическим ценностям;

3. Правовой инфантилизм - недостаточность, несформированность правовых знаний при личной уверенности в хорошей юридической подготовке. Данный вид деформации, как правило, присущ для молодых людей, не умеющих адекватно оценить уровень своих знаний и имеющих завышенное самомнение;

4. «Перерождение» правосознания. Этот вид деформации является крайней степенью искажения правосознания, включающей преступный умысел. Присущ для лиц, вставших на противоправный путь, и для преступных сообществ;

5. Правовой нигилизм. Он выражается в девальвации права и законности, осознанном игнорировании требований законов или недооценке их регулирующей социальной роли. Этот вид деформации правосознания получил в нашей стране наибольшее распространение, поэтому остановимся па истоках правового нигилизма и возможностях его сведения к минимуму.

Формы правового нигилизма и пути его преодоления

1. Правовой нигилизм, который по своему содержанию выражается в отрицательном отношении к праву . Это отношение к праву имеет различную степень интенсивности. Поэтому различают пассивные и активные формы правового нигилизма. Пассивная форма выражается в неверии в возможности права, в непризнании его позитивной роли в обществе (славянофилы). Активная форма характеризуется враждебным отношением к законам, пропагандой своего мировоззрения среди других граждан (анархизм).

Юридический нигилизм может быть характерен для общества в целом, социальной группы или отдельной личности. Он может быть стойким и спонтанным. Однако в любом случае правовой нигилизм не доходит до стадии сознательного нарушения правовых норм. Он означает лишь непризнание права, отсутствие веры в его социальную ценность.

Истоки подобного отношения к праву коренятся в недоверии к власти, в рассмотрении закона как указания, приказа со стороны государства, в безнаказанности должностных лиц, в расхождении предписаний законов и действительности, в пороках правосудия и т. д. Пути преодоления правового нигилизма связаны с повышением уровня правовой культуры, выработкой гуманистической и эффективной правовой политики, переоценкой социальных ценностей, принятием качественных законов, выражающих интересы адресатов, повышением эффективности деятельности правоприменительных органов и др.

2. Перерожденческое правосознание (негативное отношение к праву, вызывающее осознанные противоправные поступки, связанные с эгоистическими, корыстными и т. п. мотивами ), которое в отличие от правового нигилизма выражается в умышленном, виновном нарушении требований действующего законодательства.

3. Правовой идеализм, который означает переоценку возможностей права . Это явление получает особенно широкое распространение в годы революционных перемен или при формировании нового законодательного органа, когда в ответ на социальные ожидания у недостаточно опытного законодателя формируется убеждение, что достаточно принять хорошие законы, и все проблемы будут решены. Некоторые политические деятели для повышения своей популярности умышленно используют такую эйфорию, инициируя законы, явно не способные привести к желаемому результату.

Однако возможности права весьма ограничены. Оно способно, отражая реальную действительность, либо стимулировать позитивные, либо ограничивать негативные явления и процессы действительности. Несбыточные ожидания могут скомпрометировать не только право, но и деятельность законотворческих органов, убить веру в демократию. Об этом свидетельствует законотворческая практика нашего государства: принятие во времена президента Ельцина многих популистских законов и опубликование политических заявлений (о борьбе с организованной преступностью и г. д.), не обеспеченных возможностями государства.

Пороки правового идеализма не столь очевидны. Они проявляются гораздо позже создания закона в форме недостижения ожидаемых результатов от его действия, а также в порождении неверия в возможности закона, т. е. в правовом нигилизме.

4. Правовой инфантилизм представляет собой достаточно известную и традиционную разновидность профессиональной деформации. В его основе лежит пробельность и невоспитанность правового сознания, определяемые недостаточными для успешной профессиональной деятельности юридическими знаниями и навыками выполнения служебных функций. Правовой инфантилизм - это юридическое бескультурье, безграмотность и непрофессионализм, выражающийся в «зияющих» пробелах правового образования, в несформированности личности как профессионального работника. Он может объясняться как психологической и интеллектуальной неспособностью личности к восприятию правовых знаний (слабость памяти, рассеянность внимания, пассивность воображения, узость личных интересов и т. д.), так и быть результатом постепенной деградации личности. Это не только правосознание бывшего «троечника» в вузе, ибо говорят, что из «троечников» вырастают генералы, но и возможность индивидуального угасания под влиянием жизненных условий, интеллектуальных и творческих качеств личности. Показателями подобного правосознания являются отсутствие целостности и системности правовых знаний, узкий горизонт профессиональных возможностей деятельности, своеобразное ремесленничество в практической работе, нетворческий характер и неряшливость в решении служебных задач.

Одним из важнейших требований, предъявляемых к профессии юриста, является необходимость постоянной и систематической работы над собой в виде самостоятельного изучения нового законодательства и научной литературы по специальности. Между тем, как свидетельствует практика, для многих специалистов окончание учебы в вузе становится окончанием формирования профессионального интеллекта. Навыки практической деятельности, почерпнутые из сомнительных с точки зрения законности источников (например, в виде «опыта дяди Вани»), могут отрицательно сказываться, разрушать и без того хрупкий каркас правовой информированности, приобретенной в вузе. Личность специалиста останавливается в своем развитии и даже может деградировать в интеллектуальном отношении. Этому способствуют чрезмерная служебная загруженность, специализация по рассмотрению однообразных юридических дел, накопление жизненной усталости, влияние социальной среды и т. д.



Результатом правового инфантилизма являются ошибки, неряшливость и брак в работе, а иногда даже должностной произвол, основанный на незнании действующего законодательства и представлениях о своей служебной несвязанности правом. Отсюда и возникает довольно актуальный и практически важный вопрос об ответственности должностного лица за незнание права и неумение правильного применения его норм и принципов на практике. Ошибочность и произвол в работе следователя, судьи, прокурора сродни браку в работе врача. И в том и в другом случае последствием безграмотности может быть искалеченная судьба человека. Профессиональный инфантилизм, следовательно, не так уж безобиден. А это означает необходимость создания и деятельности особых квалификационных комиссий для определения мер ответственности за брак в работе, наступивший вследствие незнания своей профессии.

2). Политический режим Российской Федерации - это совокупность приемов, способов и методов реализации политической власти в Российской Федерации.

В соответствие с частью 1 статьи 1 Конституции РФ в Российской Федерации устанавливается демократический политический режим.

Политический режим РФ:

- Единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ (статья 3 Конституции РФ).

- Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (статья 10 Конституции РФ).

- В РФ признается и гарантируется местное самоуправление (статья 12 Конституции РФ).

- В РФ признается политическое многообразие, многопартийность (статья 13 Конституции РФ).

- В РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ (статья 17 Конституции РФ).

- В Российской Федерации гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина (статья 19 Конституции РФ). Политическая обстановка в России неустойчива, социальная напряженность в обществе сохраняется. Иными словами, условий для стабильного политического режима в стране пока нет. Коль скоро политическая ситуация в стране изменчива, подвижна, то и политический режим может развиваться по одному из нескольких вариантов.

В последние годы политическим ориентиром реформаторов первой волны был праволиберальный (буржуазно-демократический) политический режим. Его социальной опорой обычно служит обширный средний класс, который в России пока находится в зачаточном состоянии, а потому шансов у этого режима, похоже, немного. Во всяком случае результаты парламентских выборов 1993 и 1995 гг. показали, что такие праволиберальные группировки, как «Демократический выбор России» и «Партия экономической свободы», не пользуются поддержкой широких слоев населения.

Весьма перспективен в нашей стране социал-демократический вариант политического режима скандинавского образца. В политической сфере для него характерны широкая политическая демократия, демократические и правовые методы осуществления власти, умеренные реформы и эволюционный путь развития общества. В социально-экономическом плане – это многоукладная экономика, первоочередное поощрение малого и среднего бизнеса, прогрессивное налогообложение, препятствующее резкому социальному расслоению, весьма привлекательные социальные программы, социально ориентированный рынок.

Предпосылками для перехода к социал-демократическому режиму служат коллективно-общинные традиции России, приверженность широких народных масс идеалам социальной справедливости, высокая приспособленность экономики к государственно-правовому регулированию. Этот режим мог бы иметь прочную социальную базу. Вместе с тем социал-демократические партии и движения в России пока явно разрознены, у них нет ясных и понятных народу программ, объединяющих идей и концепций, поэтому их возможности пока слабо реализуются.

На основе взаимодействия социал-демократических и национально-патриотических движений могут возникнуть смешанные политические режимы. Их социальной базой могут стать не только широкие слои населения, но и военнослужащие, предприниматели. Однако стремление национал-патриотов (в случае прихода их к власти) решать сложные проблемы простыми способами (например, попытки возродить административно-территориальное государственное устройство) может ускорить процесс отсоединения от России многих национально-государственных образований, что приведет к неизбежному ее распаду.

Не исключена в России и жесткая диктатура мафиозно-криминального капитала. Это, разумеется, один из самых наихудших вариантов.

Какой из названных вариантов политических режимов станет реальностью в Российском государстве, покажут время и степень мудрости россиян.

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ФОРМЫ ДЕФОРМАЦИИ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ СОТРУДНИКОВ ОВД

Преподаватель В.В. Хадыкина

УЦ УВД Омской области К числу наиболее важных проблем, возникающих в ходе выработки правильного отношения сотрудников органов внутренних дел к своей социальной роли, относится глубокое понимание ими сущности права и правоохранительной деятельности, формирования у них позитивно ориентированного правового сознания.

На правосознание субъектов правоохранительной структуры оказывает влияние ряд факторов, изучение и анализ которых позволяет определить причины и степень его искаженности. Наличие деформации в правосознании приводит к возникновению негативных ситуаций различного рода в процессе правового регулирования общественных отношений. Изучение деформаций правового сознания дает возможность выявить такие проблемы и разработать приемы воздействия на правосознание сотрудников правоохранительной структуры с целью его совершенствования.

Анализ и обобщение имеющегося опыта научных исследований феномена деформации правового сознания работников органов внутренних дел приводят к выводу о том, что в теории правоведения до сих пор отсутствует единый подход к пониманию сущности и природы данного социально-правового явления. Под деформацией правового сознания сотрудников органов внутренних дел мы будем понимать "социальное явление, характеризующееся изменением его состояния, при котором у носителей формируются определенные идеи, представления, взгляды, знания, чувства и настроения, переживания и эмоции, искаженно отражающие юридическую действительность и выражающие негативное отношение к действующему праву, законности и правопорядку" (9,13). Проявляется деформация правового сознания в различных формах отличающихся разной степенью искаженности компонентов правосознания в отражении правовой действительности и степенью их социальной опасности.

Одной из самых распространенных форм деформации правового сознания является правовой инфан-

тилизм. Он проявляется, прежде всего, в низком уровне сформированности правового сознания. Другим признаком правового инфантилизма выступает про-бельность правового сознания. Можно выделить два вида пробельности правосознания:

первичная, когда информация о данном элементе правовой действительности не была известна субъекту;

вторичная, которая характеризуется наличием в правовом сознании субъекта определенной информации о том или ином элементе правовой действительности и последующем его забывании (7,9). Правовой инфантилизм зачастую обусловливается низким уровнем общей и нравственно-правовой культуры (5).

Весьма распространена такая форма деформации правового сознания сотрудников ОРД, как правовой нигилизм. Он выражается в наличии у носителей пренебрежительного, отрицательного или безразличного отношения к праву и правовой действительности. В качестве отличительных черт правового нигилизма следует отметить широкую распространенность, подчеркнуто открытый характер, соприкосновение и слияние с политическим, государственным, экономическим, нравственным и некоторыми другими видами нигилизма (9, 10).

Правовой абсолютизм - еще одна форма деформации правового сознания ОВД, которая выражается в идеализации роли права и правовых институтов в регулировании общественных отношений. Эта форма часто проявляется в стремлении сотрудников добиваться целей правоохранительной деятельности любой ценой, что приводит, в свою очередь, к нарушениям законности. Правовой абсолютизм способствует совершению таких правонарушений, когда сотрудником движет неверно понятое чувство долга или когда сотрудник стремится изобличить и наказать преступника, забывая при этом, что для достижения цели не все средства хороши.

Самой тяжелой формой деформации правового сознания является правовой негативизм, под которым понимаются случаи осознанного отрицания законов, сопровождающиеся наличием у лица преступного умысла, а также корыстного мотива. Эта форма сопровождается наличием умысла на совершение правонарушений, т.е. проявляется в виде умышленных нарушений законов и иных нормативно-правовых актов, сопровождающихся противоправными деяниями (9). В последние годы в органах внутренних дел по отрицательным мотивам увольнялись в среднем до 11% в год от общего числа уволенных (6). Правовой

негативизм может сопровождаться различными отклонениями нравственно-психологического характера.

Взаимосвязь названных выше форм выражается в том, что каждая предшествующая по степени регрессивности форма в определенной степени включается в последующую, более регрессивную, но не исчерпывает ее содержания. Так, негативизм как наиболее регрессивная форма деформации правового сознания включает в себя свойства нигилизма, инфантилизма, абсолютизма и в известной мере основывается на них, но отражает при этом и свои специфические черты, отличительные признаки.

Исследование причин возникновения деформации правосознания органов внутренних дел следует проводить на основе учения о социальном детерминизме. Причины деформации правового сознания-это социальные явления и процессы объективного и субъективного характера, которые детерминируют искаженное правосознание как свое следствие (9). В совокупности они образуют определенную систему, в которую входят причины, порождаемые, во-первых, определенными условиями общественной жизни и, во-вторых, спецификой службы. Следствием деформации выступают ее проявления, которые позволяют определить ее наличие и степень ис-каженности правосознания.

Каковы основные причины возникновения деформации правового сознания сотрудников органов внутренних дел? Одним из дестабилизирующих факторов является колоссальный разрыв между идеями правового государства и уровнем действительного правопорядка. К сожалению, идея правового государства как достижение цивилизованного общества не нашла своего места на начальном этапе российских преобразований. Провозглашение демократического принципа правового поведения: "разрешено все, что не запрещено законом" санкционировало любые действия в личных интересах, в том числе и не получившие закрепления в праве в силу несовершенства законодательства. Попытка регулирования возникших в реформационный период общественных отношений качественно нового уровня при помощи не соответствующего этому уровню законодательства порождает нарушения государственного управления всеми сферами общественной жизни. Большинство документов правового характера не содержит однозначных решений для любой ситуации, чаще они приписывают ограничительные рамки, в пределах которых должно приниматься решение. Рамки эти настолько широки, что толкования законодательных норм могут носить существенные различия, вспомним народную мудрость, подтверждающую это: "Закон что дышло.

Наличие рассмотренных особенностей действующего права приводит к возникновению искажений и дефектов правосознания сотрудников правоохранительных органов, способствует тому, что решение служебных задач по осуществлению правоохранительной деятельности осложняется тяжестью морального выбора при применении той или иной правовой нормы, особенно если данная норма неоднозначно трактуется законодательными актами. Это не может не оказывать негативного воздействия на состояние правового сознания в системе органов внутренних

дел. Деформированное отражение правовых норм мешает успешной реализации социальных функций группы, создает предпосылки для различных нарушений закона сотрудниками внутренних дел.

Социально-экономические изменения, происходящие в обществе, снижение образовательного и культурного уровня привели к кризису социальных, идейных и нравственных идеалов. Неверие в возможности права как средства упорядочения и гармонизации общественных отношений играет особую, негативную роль в деятельности органов внутренних дел и приводит к отчуждению от целей правоохранительной деятельности, способствует формированию правового нигилизма. Как следствие этого, возникает халатное отношение к функциональным обязанностям и равнодушие к интересам службы, формализм и упрощенчество при оформлении документации, другие проявления деформации правосознания.

Среди жизненных ценностей общества преобладает установка на прагматические приоритеты, что привело к ориентации части представителей правоохранительных органов на достижение материального благополучия любой ценой. Эта причина является предпосылкой для перерождения правосознания сотрудников правоохранительных органов, порождает служебную пассивность, своекорыстное использование служебного положения, делает возможным процесс сращивания правоохранительных структур с криминальным миром, приводит к коррумпированию, предательству интересов службы в угоду личным материальным интересам.

На состояние правового сознания правоохранительной структуры оказывает значительное влияние власть, рассматриваемая в данном случае в узком смысле, как господство в области организации общественно-правовых отношений и управления. Для защиты своих интересов, правовых устоев государство наделило правоохранительные органы необходимыми властными полномочиями и надлежащими средствами воздействия, гарантиями правовой и социальной защищенности. Власть без реализации стремлений к постоянному упрочению теряет свою социальную мощь, а при превышении порога критической массы превращается в силу, стремящуюся к своему неограниченному, интенсивному росту, уничтожению всего, что мешает ее функционированию и угрожает положению ее носителей (1). Основным препятствием, способным оказать противодействие власти, является право. Таким образом, часть сотрудников органов внутренних дел, являясь носителями специальных властных полномочий, стремясь упрочить свой социальный статус, сконцентрировать и усилить имеющуюся власть, могут стремиться к нарушению права. Как следствие этого, можно наблюдать злоупотребления властью: гипертрофию силовых методов решения проблем в правовой сфере представителями органов охраны правопорядка (грубость, унижение человеческого достоинства граждан, отказ в помощи, неоправданное применение физической силы, специальных средств и оружия и др.).

На правосознание исследуемой социальной группы оказывает негативное влияние такая специфичес-

кая черта профессиональной деятельности, как конспиративность, которая проявляется в отсутствии общественного контроля за деятельностью правоохранительной структуры (10). Это создает предпосылки для возникновения определенной кастовости органов, круговой поруки, которая проявляется в сокрытии от общественного взора фактов, порочащих репутацию данной профессиональной группы, подрывающих ее престиж, отрицательно влияющих на социальный статус. При этом формируется уверенность в безнаказанности, вседозволенности, сознании своей исключительности. На практике это проявляется в нарушениях служебной дисциплины, положений УПК, укрытии от регистрации и учета преступлений и т. п.

На состояние правого сознания сотрудников органов охраны правопорядка оказывает влияние общественное мнение, так как оно формирует представление о престижности роли, которую играет исследуемая профессиональная группа в социальных отношениях. Тенденция к негативному освещению деятельности правоохранительной структуры приводит к падению авторитета органов внутренних дел, что вызывает искажение оценки социальной значимости правового регулирования общественных отношений как органами внутренних дел, так и обществом в целом.

Полностью преодолеть деформацию правового сознания оргачов внутренних дел в настоящее время не представляется возможным, так как не удастся устранить порождающие ее причины и условия, речь может идти лишь о сокращении числа ее проявлений. Преодоление деформации правового сознания является сложным и многоступенчатым процессом,складывающимся из предупреждения и предотвращения этого негативного явления. Требуется проведение комплекса различных мер с использованием соответствующих методов воздействия. Эти меры, в зависимости от масштабов и решаемых задач, подразделяются на общие и специальные. К общим относятся мероприятия, связанные с совершенствованием экономических, политических, социальных и иных институтов нашего государства, с устранением из жизни общества кризисных явлений. Специальные меры призваны дополнить и конкретизировать общие. Они могут предусматривать как осуществление групповой и индивидуальной работы по предупреждению деформации правосознания, так и коррекционную деятельность (8).

Следует выделить несколько основных направлений деятельности для разрешения существующей проблемы. Во-первых, работа по преодолению деформации должна быть направлена на ликвидацию причин и условий, порождающих те или иные формы деформации правового сознания органов внутренних дел. Во-вторых, необходима организация работы по выработке положительного правосознания, недопущения его деформации. В-третьих, требуется активное воздействие на пораженное правосознание с целью его коррекции: организация просветительской работы для преодоления пробельности правового сознания, повышение уровня общей и нравственно-правовой культуры сотрудников, пропаганды с целью повышения оценки социальной значимости правового регулирования общественных отношений.

Совершенствование правового сознания органов внутренних дел активизирует деятельность профессиональной группы по реализации своей социальной функции, способствует осуществлению более активной правовой практики, направленной на укрепление законности и правопорядка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев С.С. Философия права. - М.: Норма, 1997.

2. Бабаев В.К., Баранов В. М. - Общая теория права: Краткая энциклопедия. - Н. Новгород, 1998.

3. Баранов П.П. Профессиональное правосознание работников ОВД. Теоретические проблемы. - М., 1991.

4. Бернацкий В.О., Овсянникова И. А. Социальная философия.- Омск, 1998.

5. Букреев В. И., Римская И.Н. Этика права: (От истоков этики и права к мировоззрению): Учеб. пос. - М.: Юрайт, 1998.

6. Воспитательная работа в органах внутренних дел.

Омск, 2001.

7. Лазарев В В. Пробелы в праве: (Вопросы понятия пробелов и критика теорий беспробельности права). - Казань: Изд. Казан, ун-та, 1969.

8. Медведев B.C. Преодоление профессиональной деформации // Актуальные проблемы морально-психологической подготовки личного состава ОВД. - М., 1992.

9. Петров В.Р. Деформация правосознания граждан. Проблемы теории и практики. - Н. Новгород, 2000.

10. Профессиональная этика работников правоохранительных органов. - М.,1998.

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОСТТРАВМАТИЗМА УЧАСТНИКОВ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ

Канд. психол. наук Г.В. Гнездилов, профессор Военного университета МО России

г. Москва

Среди актуальных проблем психологии войны особое место занимает проблема посттравматического стресса. Война сопровождается экстремальным воздействием психогенных факторов на человека, вызывая у него травматический стресс. Стресс- совокупность состояний, переживаемых человеком в процессе адаптации к условиям окружающей обстановки, неблагоприятным для его жизнедеятельности и угрожающим его жизненно важным ценностям. Стадий развития стресса несколько. Стадия «тревоги» (аларм-стадия, стадия мобилизации)- это мобилизация адаптационных ресурсов организма. Продолжается от нескольких часов до двух суток и включает две фазы: а) фаза шока - общее расстройство функций организма вследствие психического потрясения или физического повреждения; б) фаза противотока

Происходит мобилизация защитных реакций организма. Стадия резистентности (сопротивления) - сбалансированное расходование адаптационных резервов, оно поддерживается существованием организма в условиях повышенных требований к его адаптаци-