Акты принимаемые советом федерации. Акты Правительства РФ. Тема «Правительство Российской Федерации»

Прежде всего следует определить, являются ли они нормативными правовыми актами, отвечают ли признакам, присущим последним.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 25 мая 2000 г. N 19 определено, что под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом. Точка зрения о ненормативности актов палат представительного органа не нова. Некоторые авторы еще в советский период высказывали такую точку зрения. Приверженцев этой же позиции сегодня не так много.

Президент Республики отклоняется, если более половины всех граждан Чешской Республики, достигших 18-летнего возраста, проголосовали за его апелляцию всенародным голосованием. Подробности апелляции Президента Республики устанавливаются законом, принятие которого должно быть одобрено Палатой депутатов и Сенатом.

«Если правительство или член правительства подает заявление об отставке, Президент Республики примет отставку». Президент Республики без неоправданной задержки отзывает правительство, которое не подало в отставку, хотя оно было обязано его представить.

См.: Мицкевич А.В. Акты высших органов Советского государства. М., 1967. С. 100; Калинычев Ф.И. Советское законодательство в период строительства коммунизма. М., 1966. С. 24, 25.

См.: Выстропова А.В. Акты Федерального Собрания Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 1999. С. 19.

В правовой литературе неоднократно поднимался вопрос о юридической силе постановлений. Так, Б.В. Щетинин полагал, что постановления обладают равной с законом юридической силой. Однако с подобной позицией согласиться не представляется возможным. В этом отношении предпочтительнее мнения тех авторов, которые возражают против отождествления закона с другими решениями представительных органов, отдавая приоритет закону как акту, выражающему государственную волю и принимаемому на основе специальной процедуры. Что же касается постановлений, то они, без сомнения, носят подзаконный характер.

Этот конституционный закон вступает в силу в январе. Президент является главой государства, не несет ответственности за исполнение своего поста и избирается парламентом Чешской Республики для совместного заседания обеих палат. Эта корректировка в принципе соответствует конституционной традиции, поскольку она касается изменения статуса президента в соответствии с конституционной хартией года.

Срок полномочий президента длится пять лет в соответствии с Конституцией и начинается в день обещания. Президентские выборы и связанные с ними вопросы регулируются, в частности, статьями 56-58 Конституции. Выборы состоятся в течение последних тридцати дней срока полномочий исполняющего обязанности президента. Если должность Президента освобождается, выборы проводятся в течение тридцати дней. Президент может избирать гражданина, который избирается в Сенат. Никто не может быть избран более двух раз подряд.

См.: Щетинин Б.В. Курс советского государственного права. М., 1965. С. 35.

См.: Кутафин О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации. М., 2002. С. 108; Мицкевич А.В. Указ. соч. С. 84 - 85; Колесников Е.В. Источники российского конституционного права. Саратов, 1998. С. 77.

Возможность принятия палатами нормативных правовых актов предусмотрена Конституцией РФ: согласно ч. 2 и 3 ст. 102, Совет Федерации большинством голосов своих членов принимает постановления по вопросам, отнесенным к ведению Совета Федерации Конституцией России. В части 4 ст. 101 предусмотрено принятие палатой регламента, решающего вопросы внутреннего распорядка деятельности. В статье 125 в одном ряду указываются нормативные акты Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы и Правительства.

Есть не менее десяти депутатов или десять сенаторов, имеющих право выдвигать кандидата. Президент Республики избирается кандидатом, который получил абсолютное большинство голосов всех депутатов и абсолютное большинство голосов всех сенаторов. Если ни один из кандидатов не получает абсолютного большинства голосов всех депутатов и сенаторов, второй тур выборов проводится в течение 14 дней. Кандидат, получивший наибольшее количество голосов в Палате депутатов и кандидат, получивший наибольшее количество голосов в Сенате, переходит во второй тур.

Таким образом, конституционно установлено правомочие палат принимать нормативные

Постановления палаты могут иметь и нормативный, и ненормативный характер. Следует сказать, что среди постановлений палат нормативных актов сравнительно немного. Большинство постановлений являются индивидуальными правовыми актами, которые принимаются по конкретным организационным вопросам. К числу имеющих нормативный характер относятся постановления, посредством которых утверждаются различные положения о деятельности палат.

Если более чем один кандидат, получивший такое же наибольшее количество голосов в Палате депутатов или больше кандидатов, получивших такое же количество голосов в Сенате, подсчитываются голоса, поданные за них в обеих палатах. За вторым раундом следует кандидат, который, таким образом, получил наибольшее количество голосов. Избранный кандидат, получивший абсолютное большинство голосов присутствующих депутатов и абсолютное большинство голосов присутствующих сенаторов.

Если президент не был избран во втором туре, третий тур выборов должен быть проведен в течение 14 дней, в котором избран кандидат второго тура, который получил абсолютное большинство голосов нынешних депутатов и сенаторов. Если президент не был избран в третьем раунде, состоятся новые выборы президента. Президент избирает парламент для совместного заседания двух палат. Подробности совместного заседания палат о выборах Президента и состав его обещания определяются десятой частью Правил процедуры Палаты депутатов в связи с Конституцией, содержащейся в Конституции.

Особую роль среди актов палат играют утвержденные их постановлениями регламенты.

Более того, далеко не все государствоведы включают регламенты в число самостоятельных источников права, многие не делают этого.

См.: Авакьян С.А. Правовое регулирование деятельности Советов. М., 1980. С. 118; Воеводин Л.Д., Златопольский Д.Л. Государственное право зарубежных социалистических стран. М., 1982. С. 32, 33; Гуреев П.П., Лазарев Л.В. Регламент Верховного Совета СССР. М., 1982. С. 17, 18; Ковачев Д.А. О соотношении Конституции и Регламента высшего представительного органа в Советском государстве. М., 1966. С. 37, 38; Кутафин О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации. М., 2002. С. 108; Михайлова Н.А. Регулирование процедуры деятельности верховных представительных учреждений социалистических стран // Сов. государство и право. 1973. N 7. С. 35 - 41; Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации. М., 2001. С. 21; Колесников Е.В. Источники российского конституционного права: вопросы теории и методологии: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. С. 66 - 79.

Затем выборы Президента определяются статьей 2 Избирательного кодекса для выборов, проводимых Палатой депутатов, и для выдвижения кандидатур, требующих согласия Палаты депутатов, которая является приложением № 2 Правил процедуры Палаты депутатов. Здесь регулируются как выборы президента тайным голосованием, так и выборы путем всеобщего голосования.

Президент обещает в руки Председателя Палаты депутатов совместное заседание двух палат, созываемое Председателем Палаты депутатов в течение тридцати дней после избрания Президента. Выполняя обещание, президент вступает в должность. Если Президент отказывается давать обещание или, если он дает обещание, он смотрит на него, как будто он не избран. За нарушение обещания президента при исполнении своих обязанностей Конституция не налагает никаких санкций, если не будет соблюдена ответственность за конституционное правонарушение.

См.: Щетинин Б.В. Курс советского государственного права. М., 1965. С. 35 - 38; Конституционное право Российской Федерации. Екатеринбург, 1995. С. 26.

Регламент - средство самоорганизации палаты, его нормы обязательны для самой палаты, ее органов и членов, а также всех других государственных органов, участвующих в парламентских процедурах, поскольку основы этих процедур и наиболее принципиальные их положения закреплены в Конституции РФ.

Президент, будучи главой государства, не является главой исполнительной власти, потому что статус его высшей власти возложен на правительство Конституцией. Эта концепция соответствует стандартной позиции президента в республиканском парламенте. Президент не несет ответственности за выполнение своих обязанностей. Это находит свое отражение в том, что конституция предоставляет ему самый широкий диапазон иммунитета от сферы действия каких-либо уголовных основных и процессуальных норм, чем другие конституционные субъекты: он не может быть задержан, привлечен к уголовной ответственности или привлечен к ответственности за преступление или иное административное правонарушение.

Конституционные нормы получили детальное развитие в положениях Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденного Постановлением Совета Федерации от 30 января 2002 г. Регламентные нормы составляют внушительный блок установлений, регулирующих деятельность палаты парламента в разных областях.

Уголовное преследование за преступления, совершенные в течение срока полномочий Президента, навсегда исключено. Президент может быть привлечен к уголовной ответственности только за измену в Конституционном суде на основе действия Сената. Факт измены определен статьей 96 Закона о Конституционном суде, так что это «поступок Президента Республики против суверенитета и целостности республики, а также против ее демократического порядка». Наказание за измену может быть только потерей президентства и возможностью вернуть его.

Полномочия президента, установленные Конституцией, соответствуют позиции главы государства в парламентской республике. Полномочия в соответствии со статьей 62 Конституции, которые глава государства полностью обречен и за которые правительство не несет ответственности, делают президента подлинно конституционным учреждением, полностью автономным по воле правительства. Однако логика такого разделения полномочий будет лучше очерчивать создание президентских выборов на прямых выборах, поскольку мандат президента имеет легитимность, основанную на непосредственной воле граждан.

Регламент законодательного (представительного) органа государственной власти (его палат) -

это совокупность правил, устанавливающих порядок осуществления этим органом (органами) своих полномочий. Компетенция законодательного (представительного) органа государственной власти, круг субъектов, участвующих в его деятельности, а также содержание правоспособности данного органа закрепляются, как правило, в конституции либо в конституционном акте.

Определенные «независимые» полномочия, осуществляемые президентом независимо от премьер-министра, как правило, составляют конституции государств с прямо избранными и отзывными главами государств. Заявители хотят, чтобы это изменение конституционного порядка, прежде всего, углубило участие граждан в управлении своим прямым решением об оккупации канцелярии президента.

Он основан на том, что необходимо создать ряд граждан, которые будут заявлять о достаточной сильной поддержке кандидата и избегать чрезмерного использования этого права. Выборы Президента Республики будут объявлены Председателем Палаты депутатов в установленные сроки. Выборы Президента в принципе будут основаны на требовании достичь абсолютного большинства поданных голосов. В первом туре будет избран кандидат, получивший абсолютное большинство поданных голосов. Если такой кандидат не присутствует, второй тур выборов проводится в течение 14 дней после окончания голосования, в который выдвигаются кандидаты, которые, наконец, занимают первое место в первых двух местах; только такие голоса будут приняты всеми такими кандидатами.

На долю регламента остаются лишь их раскрытие, детализация, установление такого порядка деятельности парламента, при котором он мог бы полноценно выполнять свои полномочия.

См.: Лавриненко И.Г. Регламенты верхних палат законодательных (представительных) органов государственной власти // Аналитический вестник. 1996. N 34(190). С. 36.

В раунде кандидат будет избран для получения большинства поданных голосов. Только в случае равных голосов в раундах третий раунд голосования будет проходить в течение четырнадцати дней после окончания голосования, причем те кандидаты, которые получили такое же количество действительных голосов, внесенных в раунд. Будет избран кандидат, который получит наибольшее количество голосов в третьем туре. Только в случае повторных равных голосов Председатель Палаты депутатов объявляет о новых выборах Президента.

Несколько аналогичных предложений были сделаны в истории Чешской Республики. Выступавшие из вышеупомянутых парламентских инициатив были членами ряда политических партий, представленных в предыдущей палате депутатов. Хотя в прошлом в Палату депутатов был внесен ряд предложений для введения прямых выборов Президента, их принятие в форме конституционного закона не допускало преобладающе расходящихся взглядов на конкретный способ проведения выборов. Поэтому предлагаемая поправка ограничивается установлением необходимого минимума правил, которые с существенной точки зрения должны быть предметом конституционных корректировок выборов Президента.

Регламентные нормы выросли из обычаев, возникших в процессе деятельности сначала совещательных, а позже законодательных органов власти. При этом различия в статусе регламентов во многом зависели от исторических традиций того или иного государства. Чаще всего регламенты принимаются постановлением палаты (Франция, Россия), однако возможен и иной вариант: регламент, принимаемый в форме обычного постановления палаты, приобретает статус так называемого парламентского закона (Румыния, Польша, Испания) или изначально имеет статус закона (Италия, Чехия). В одних странах регламент палаты должен соответствовать только конституции (Польша, Италия, Румыния), в других - не только конституции, но и законам (Хорватия, Швейцария).

В частности, заявители разделяют следующие аргументы в пользу введения прямых президентских выборов. Прямые выборы Президента значительно увеличивают легитимность этого конституционного органа. Согласно действующему конституционному договору, задуманному в соответствии с классической моделью парламентской республики, мандат президента легитимируется лишь косвенно - через парламент. Этот факт делает выбор кандидатов и избрание президента зависимым исключительно от воли депутатов и сенаторов или по воле и политическим соглашениям парламентских политических партий.

См.: Там же.

Следует отметить, что специфический статус регламента во многих парламентах мира заставляет принимать его несколько иным способом, чем обычные законы. Например, в Италии, Польше, Хорватии регламент принимается квалифицированным, а не простым большинством голосов. Регламент же верхней палаты кое-где обладает статусом более высоким, чем регламент нижней палаты или даже закон. А в Канаде, например, положения регламента имеют приоритет над обычным правом.

Однако путем прямых выборов наднациональная роль главы государства может быть усилена другим источником легитимности для его должности. Поэтому прямой выбор может способствовать большей независимости главы государства от импульса руководства политическими партиями.

Приняв предложенную поправку к Конституции, участие граждан в управлении будет еще более усилено их прямым решением о назначении Канцелярии президента. Согласно результатам опросов общественного мнения, большинство граждан Чешской Республики давно избрали главу государства. Прямые выборы президента, несомненно, также способствуют укреплению демократического сознания граждан, которые, как видно из низкого участия в выборах во всех видах выборов в посольства, часто теряют надежду на то, что они могут реально влиять на общественные дела.

Регулирование парламентской деятельности может осуществляться как отдельными регламентами, принятыми каждой палатой самостоятельно (Германия, Польша, Швейцария, Румыния, Италия, Франция, Хорватия, Россия), так и единым, общим для всего парламента регламентом (Швейцария).

Согласно Регламенту Совета Федерации регламент принимается на заседании большинством голосов от общего числа членов палаты и оформляется постановлением Совета Федерации. Изменения и дополнения к регламенту принимаются и оформляются по аналогичной процедуре.

Прямые выборы президента укрепят доверие граждан к государству и его институтам. Прямые выборы президента не покрывают риск осложнений, которые могут возникнуть в случае парламентских выборов, которые даже после нескольких выборов не смогут выбрать большинство главы государства. В обоих случаях ход президентских выборов побуждал общественное руководство выбирать законные сомнения в возможности политического представительства в обществе.

В ряде демократических государств Европы и мира глава государства напрямую избирается гражданами, причем все чаще в страны, конституционная конституция которых организована в форме парламентской республики. Австрии, Ирландии, Исландии, Финляндии и Португалии. В Центральной и Восточной Европе прямые выборы президента проходили в большинстве стран, например, в Словакии, Польше, Литве, Словении, Хорватии, Румынии и Болгарии с начала века.

Правовую основу регламентов палат Федерального Собрания составляют, помимо Конституции РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы. Нормы регламентов не могут им противоречить. Изменения названных нормативных правовых актов, затрагивающие положения, фиксируемые в регламентах, должны получать в последних адекватное отражение. Федеральные законы воздействуют на содержание регламентов не только в юридическом плане, но и с позиций направлений внутренней политики, воплощаемых в законодательстве, закрепляемых в нем ориентиров развития государства и общества.

Таким образом, первым требованием к регламенту палаты является точность терминов и непротиворечие законодательству. Однако в ч. 7 ст. 4 Регламента Совета Федерации, вопреки ч. 1 ст. 100 Конституции РФ, где установлено, что Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно, говорится о совместных заседаниях палат Федерального Собрания. Эта норма исходит из неправильной трактовки ч. 3 ст. 100 Конституции, в которой сказано, что палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента и Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.

Следующее требование, предъявляемое к регламенту, - соблюдение соответствия содержащихся в нем установлений предмету его регулирования, его целевому назначению. Нет необходимости включать в регламенты многие конституционные нормы, повторять различные нормы федеральных законов, особенно без каких-либо ссылок на первичные правовые нормы и акты, их устанавливающие. Например, нет оснований воспроизводить в нем конституционную норму о составе Совета Федерации, повторять нормы Федеральных законов "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации".

Регулирование регламентными нормами реально существующих отношений - естественное требование. Они не могут затрагивать вопросы, связанные с деятельностью органов, которые пока не образованы. Однако в Регламенте Совета Федерации содержатся предписания, касающиеся парламента Союзного государства (п. "и" ст. 27, п. "п" ст. 18), которого, как известно, еще не существует.

Регламент палат Федерального Собрания должен отражать специфику каждой палаты. В Регламенте Совета Федерации закреплено, что в этой палате "не допускается создание формализованных фракций, парламентских объединений". Существовавшее короткий период в палате депутатское объединение "Федерация" прекратило свое действие.

Следующим требованием к Регламенту Совета Федерации, как и к любому нормативному акту, думается, должна быть логичность и завершенность как структуры акта, так и регламентации содержащихся в нем процедур.

Регламентными нормами палата лишь определяет условия своей деятельности, порядок, на основе которого она вступает в контакты с другими органами; устанавливает, какие действия других органов необходимы ей для осуществления ее функций в соответствии с нормами Конституции и ее принципами. Это право палаты, а не обязанность другого органа, которая установлена палатой. Разумеется, государственный и правовой порядок предполагает, что все государственные органы признают правила, правомерно установленные каждым из них, необходимыми для соблюдения.

Еще по теме Акты палат Федерального Собрания Российской Федерации:

  1. §6. Законодательный процесс. Акты палат Федерального Собрания Российской Федерации
  2. § 6. Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации (ст. 287 УК)
  3. Положение о представителе Совета – заместителе Президента Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации в федеральном округе Утверждено Советом Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации от 25 августа 2003г. (протокол № 3)
  4. Федеральное Собрание Российской Федерации: структура, порядок формирования, организация деятельности и компетенция палат
  5. Лекция 7. Полномочия палат Федерального Собрания Российской Федерации
  6. Лекция 6. Структура и организация работы палат Федерального Собрания Российской Федерации
  7. Глава 27 ПОЛНОМОЧИЯ ПАЛАТ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПОРЯДОК ИХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
  8. Лекция 8. Взаимодействие палат Федерального Собрания Российской Федерации между собой и с иными органами государственной власти
  9. Положение о Научно-методическом центре при Федеральной палате адвокатов Российской Федерации Принято Советом Федеральной палаты РФ 10 декабря 2003г.
  10. Временные рекомендаЦИИ о порядке рассмотрения и разрешения письменных обращений в адвокатских образованиях и Адвокатских палатах субъектов Российской Федерации Одобрены Советом Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации от 27 мая 2004г. (протокол № 6) с изменениями от 25.06.2004г. (протокол № 7)

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История политических учений -

Правовыми формами реализации полномочий Федеральные Собрания являются принимаемые ими нормативно-правовые акты. Основные акты Федерального Собрания - это законы Российской Федерации, о которых речь шла ранее. Другим видом актов, принимаемых палатами Федерального Собрания Российской Федерации, являются постановления.

Совет Федерации и Государственная Дума принимают постановления по вопросам, отнесенным к их ведению Конституцией Российской Федерации.

Постановлениями Совета Федерации оформляются принятие Регламента Совета Федерации, изменения и дополнения к нему, результаты голосования об избрании Председателя Совета Федерации и его заместителей, решение Совета Федерации об освобождении от занимаемой должности Председателя Совета Федерации и его заместителей, результаты тайного голосования; а также решения по другим вопросам организации внутренней деятельности Совета Федерации.

Совет Федерации может принять постановление в целом, принять проект постановления за основу, рассмотреть его в двух чтениях, отклонить или отложить обсуждение.

При рассмотрении проекта постановления в первом чтении Совет Федерации заслушивает доклад, содоклады по данному проекту и проводит его обсуждение. После рассмотрения проекта постановления в первом чтении Совет Федерации может направить его на дополнительное рассмотрение в комитеты, готовившие проект постановления, расширить их число, поручить доработку его другим комитетам или, не переходя ко второму чтению, принять его в целом, за основу и (или) отклонить.

На второе чтение проект постановления вносится с учетом поправок, поступивших после его рассмотрения в первом чтении.

В соответствии со статьями 103, 125 и 134 Конституции Российской Федерации Государственная Дума принимает постановления по следующим вопросам, отнесенным к ее ведению: о даче согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации; о доверии Правительству Российской Федерации; о назначении на должность и освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации; о назначении на должность и освобождении от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, о назначении на должность и об освобождении от должности Уполномоченного по правам человека; об объявлении амнистии; о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности; о запросе в Конституционный Суд Российской Федерации; о внесении предложений о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации; по другим вопросам своей компетенции.

Проект постановления Государственной Думы может быть внесен Президентом Российской Федерации, депутатом

Государственной Думы, депутатскими объединениями Государственной Думы, комитетами и комиссиями Государственной Думы, Правительством Российской Федерации, субъектами Российской Федерации.

Государственная Дума вправе принимать заявления и обращения, которые оформляются постановлением палаты.

Постановления Совета Федерации и Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа соответственно членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации или Регламентами палат, и подписываются председателями соответствующих палат.

Порядок опубликования и вступления в силу актов палат Федерального Собрания определяется федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».

Согласно этому закону на территории Российской Федерации применяются только те акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы.

Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее десяти дней после их принятия. Для официального опубликования акты палат направляются Председателями палат. Официальным опубликованием акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или "Собрание Законодательства РФ". Акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней и дня их официального опубликования, если в самих актах не установлено иного.

Еще по теме 3.3.3 Нормативные акты палат Федерального Собрания Российской Федерации: понятие, виды, порядок подготовки и принятия.:

  1. Приложение 3. Положение «Об общественной молодежной палате при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации» от 27 июня 2008 г. № 688-5 ГД
  2. Приложение 2. Положение «О Совете по взаимодействию Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с молодежными общественными объединениями Российской Федерации (Молодежной парламентской ассамблеей)»
  3. § 2. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации