К субъектам конституционного права относятся ится. Конституционно-правовые отношения и субъекты конституционного права

Субъектами государственно-правовых отношений являются центральные органы государственной власти и управления, органы конституционного надзора, члены федерации, местные органы государственной власти и муниципалитеты, депутаты центральных и местных представительных учреждений, граждане и подданные. В некоторых странах субъектами государственно-правовых отношений могут быть центральные и местные партийные органы. В обществе существует множество видов конституционно- (государственно-) правовых отношений, складывающихся между различными субъектами. Все эти правоотношения имеют много общих, совпадающих черт, так как они возникают на основе норм, входящих в одну отрасль права.

Высшие государственные органы в зарубежных странах: парламент, главы государства и правительства.

Рассмотрим подробнее высшие государственные органы зарубежных стран.

Глава государства

В системе высших органов государства юридически первое место занимает глава государства. Это высшее должностное лицо, выступающее в качестве верховного представителя государства внутри страны и в отношениях с иностранными государствами. Главы государств в развитых странах представлены либо монархом, либо президентом. Хотя главы государств занимают первое место в системе высших органов государства, его фактическая роль не всегда соответствует этому положению. Как правило, глава государства занимает центральное место в системе высших органов государства в тех странах, в которых он одновременно является главой государства и правительства (США, большинство латиноамериканских стран, Республика Нигер и др.). В гораздо меньшей степени его реальное воздействие на формирование государственной политики заметны в парламентарных монархиях (Великобритания, Япония и др.). Однако и в этих странах он может обладать некоторыми полномочиями, дающими возможность активно влиять на политический процесс и принятие государственных решений.

Глава государства - конституционный орган и одновременно высшее должностное лицо государства, символ единства нации, арбитр и гарант правильного функционирования государственных институтов. Однако, возможно совмещение в компетенции какого-либо государственного органа функций главы государства с иными функциями (например, Швейцария, где функции главы государства выполняет правительство), но это является исключением из правила.

В системе высших органов власти зарубежных стран глава государства занимает юридически первое место, хотя его фактическая роль в большинстве случаев отнюдь не соответствует этому положению. Он возглавляет всю государственную машину, обладает по конституции обширными полномочиями, наделен такими качествами, как безответственность, несменяемость, нейтральность. Обычно глава государства рассматривается как носитель исполнительной власти и высший представитель государства в сфере международных отношений. Он “возглавляет” и “представляет” государство находясь вдалеке от суетной повседневной политики с ее партийными сделками, парламентскими скандалами, избирательными треволнениями. Повсеместно в зарубежных странах существует индивидуальный глава государства, но есть отдельные исключения, когда функции главы государства осуществляются коллегиальным органом. В чистом виде функции главы государства осуществляются коллегией очень редко и притом временно. Таким образом, в подавляющем большинстве зарубежных стран существует единоличный глава государства, правовое положение которого зависит от формы правления страны. В странах с монархической формой правления главой государства является монарх, правовое положение которого отличается двумя основными особенностями. Во-первых, власть монарха юридически считается непроизводной от какой-либо другой власти, органа или избирательного корпуса. Монарх властвует (ограниченно или абсолютно) по собственному праву и считается источником всей государственной власти. Монаршая прерогатива даже в парламентарных монархиях пронизывает всю государственную систему; все государственное управление осуществляется от имени монарха.

Власть монарха наследственна, она переходит от одного представителя царствующего дома (династии) к другому в установленном законом порядке. Отстранение наследственного монарха от должности юридически невозможно, однако монарха можно принудить отречься от престола, наконец, свергнуть его или устранить физически. Все это практиковалось неоднократно.

В странах с республиканской формой правления главой государства является президент, который, как высшее должностное лицо республики, всегда избирается, за исключением тех случаев, когда этот пост занимается в результате государственного переворота. В зависимости от вида республики и особенностей конституции можно наметить три системы избрания президента. Прямые выборы Косвенные выборы Косвенные выборы президента по сути своей мало отличаются от прямых, так как они также создают для главы государства возможность противопоставить себя парламенту.

  • 1. Президент избирается парламентом, в голосовании принимают участие только депутаты, никто другой к этой процедуре не допускается. Израиле, Турции, Ливане.
  • 2. Для избрания президента создается избирательная коллегия, состоящая из депутатов парламента и представителей органов честного самоуправления крупнейших административно - территориальных единиц. Итальянской Республики 3. В некоторых федеративных государствах для избрания президента также формируется особая коллегия, состоящая из депутатов союзного парламента и представителей субъектов федерации. Например, в ФРГ. Во всех трех вариантах выборов президента парламентарной республики глава государства получает мандат от парламента, его власть производна и он не может самостоятельно противопоставить себя общенациональному представительному учреждению. Избранный таким путем президент обладает номинальными полномочиями и не играет существенной роли в государственной жизни страны. Анализируя существующие в настоящее время системы избирания глав государств в зарубежных странах с республиканской формой правления, можно обнаружить следующую закономерность: чем больше парламент отстранен от избрания президента, тем больше роль президента в осуществлении государственного руководства обществом.

Главы государств в зарубежных странах в основном обладают идентичными полномочиями, хотя в каждой стране имеются свои особенности.

Характеризуя монарха, необходимо учесть его привилегию неответственности, беспартийность, наличие регалий (трон, скипетр и др.), выделение средств из ежегодного бюджета на личные нужды короля и содержание двора (цивильный лист), регентство. О регентстве хотелось бы сказать особо. Если монарх несовершеннолетний или не достиг определенного возраста, установленного конституцией, либо серьезно и длительно болен, либо вообще отсутствует (например, при отсутствии наследника вакантного престола), на соответствующий период назначается регентство, т.е. обычно парламент назначает одного или нескольких регентов, которые, соответственно, единолично или коллегиально осуществляют полномочия монарха.

Президент как глава государства в странах с республиканской формой правления в отличие от монарха всегда избирается. В президентских республиках - это сильный президент, он фактически, а часто и юридически возглавляет правительство (конечно, может существовать должность административного премьер-министра, как например в Египте, но политику правительства определяет не он, а президент). В парламентарной республике - слабый президент, его акты не имеют юридической силы, если не скреплены подписью премьер-министра, несущего ответственность за их исполнение.

Парламент

Все зарубежные конституции наделяют парламент законодательными полномочиями принятие законов является главной задачей парламента. Теоретически только парламент обладает суверенным правом принимать законы.

  • 1. Принятие бюджета и иные финансовые полномочия являются старейшей прерогативой парламента. Однако по мере того, как исполнительная власть укреплялась, финансовые полномочия во все возрастающей степени переходили от парламента к правительству. В современных индустриально развитых государствах подготовка и исполнение бюджета и все остальные финансовые полномочия почти полностью перешли в руки правительства. В сфере финансовой деятельности парламенту принадлежит большей частью пассивная роль.
  • 2. Юридически все финансовое законодательство исходит от парламента, практически же он в этой области играет чисто номинальную роль. Парламент не может играть более активной роли.

В сфере бюджетных отношений (как и в других сферах) уже потому, что он не обладает надлежащим информационным обеспечением.

3. Контроль над деятельностью правительства является одним из наиболее важных полномочий парламента. Парламентский контроль над деятельностью правительства присущ лишь демократическому политическому режиму. Конкретное выражение его зависит от формы правления. В президентских республиках контрольные полномочия парламентов менее разнообразны. В парламентарных странах, напротив, обширные контрольные полномочия парламента в значительной степени нейтрализуются принадлежащим правительству правом роспуска парламентах основные методы контроля над деятельностью правительства.

Компетенция является важнейшим фактором, определяющим не только правовое положение парламента и его роль в политической жизни страны, но и взаимоотношения его с другими высшими органами государственной власти. Зарубежный конституционализм знает различные способы определения компетенции парламента, в зависимости от которых эти учреждения можно подразделить на три группы:

  • 1. парламенты с абсолютно определенной компетенцией, для которых конституции устанавливают точный перечень вопросов, являющихся объектом их законодательной деятельности. Такие парламенты не имеют права переступать границы своих полномочий, так как в противном случае суды отменят принятые ими нормативные акты. (конгресс США).
  • 2. парламенты с абсолютно неопределенной компетенцией, т.е. те парламенты, которые юридически располагают неограниченными полномочиями и имеют право издавать законы по любому вопросу. Великобритании и Новой Зеландии, Италии, Ирландии.
  • 3. Третью группу составляют парламенты с относительно определенной компетенцией. Для таких парламентов характерна относительная подвижность границ, в пределах которых они осуществляют свои властные функции индийский парламент, парламент ФРГ.

Правительство

Правительство в зарубежных странах представляет собой коллегиальный исполнительный орган власти. Для определения места правительства в политической системе необходимо проанализировать его отношения с парламентом, главой государства, органом конституционного надзора и политическими партиями.

  • 1. Отношения правительства с парламентом зависят от формы правления. В президентских республиках правительство, возглавляемое президентом, формируется внепарламентским путем и не несет за свою деятельность ответственности перед парламентом. Юридически в этих странах правительство должно только исполнять законы, принимаемые парламентом. Поэтому само правительство, согласно применяющемуся в президентских республиках принципу разделения властей, рассматривается как исполнительный орган, лишенный каких-либо средств воздействия на законодательное учреждение, кроме права отлагательного вето. В парламентарных странах правительства занимают по отношению к парламенту еще более сильные позиции, чем в президентских республиках. При том, что в этих странах правительство несет политическую ответственность перед парламентом, формируется парламентским путем и обязано уйти в отставку в случае выражения ему вотума недоверия, оно фактически контролирует и направляет деятельность парламента.
  • 2. Отношения правительства с главой государства могут быть рассмотрены только применительно к парламентским странам. В президентских республиках президент лично возглавляет правительство. В парламентских странах глава государства может осуществить свою конституционную компетенцию только через правительство или с его санкции. Любые акции главы государства есть не что иное, как правительственная деятельность. Такие важнейшие полномочия главы государства, как право роспуска парламента, досрочного перерыва сессии, издание указов, право вето и т.д., осуществляются только по прямому указанию правительства.
  • 3. Отношения правительства с высшим органом конституционного надзора в определенной степени зависят от способа формирования последнего и от объема его полномочий. Известную роль играет и партийный состав органа конституционного надзора. Объем компетенции органа конституционного надзора и степень обязательной силы его решений также оказывают определенное влияние на отношения его с правительством.
  • 4. Отношения правительства с политическими партиями зависят прежде всего от формы правления. - В парламентарных странах правительство тесно связано с политическими партиями, так как оно опирается на партийное большинство в парламенте, являющееся конституционной основой его существования. В этих странах правительство осуществляет жесткий контроль над своей фракцией, всеми доступными способами поддерживая партийную дисциплину. В президентских республиках взаимоотношения правительства с партиями носят иной характер по той причине, что исполнительный орган власти не зависит от парламентского большинства. В свою очередь парламент в этих странах не подвержен угрозе роспуска, что укрепляет его позиции по отношению к правительству. Правительство в президентских республиках в меньшей степени заинтересовано в контроле над парламентскими фракциями, но это не означает, что такой контроль отсутствует.

Правительство в президентских республиках осуществляет контроль над парламентом не через партийные фракции, а непосредственно, причем этот контроль сохраняется и тогда, когда правительство и парламентское большинство принадлежат к различным партиям. Анализ фактического положения правительства в зарубежных странах позволяет сделать следующие выводы: правительство занимает центральное место в системе высших органов государственной власти, хотя это положение не закрепляется конституциями; правительство является основным инструментом осуществления как внутренней, так и внешней политики; правительство осуществляет контроль над крупными политическими партиями при любой форме правления.

Правительство в разных странах носит различные конституционные наименования: Правительство - в Чехии, Колумбии, Российской Федерации, Кабинет - в Японии, Совет Министров - в Индии, Совет министров (Правительство) - во Франции, на Кубе, Государственный совет - в Китае, Федеральное правительство - в Германии, Федеральный совет - в Швейцарии, Административный совет - в Корейской Народной Демократической Республике и так далее. Внутри правительства могут создаваться более узкие органы общеполитического характера, например Кабинет в Великобритании, Постоянное бюро в Китае, Президиум в Италии, а также разного рода межведомственные структуры - комитеты в Великобритании, делегированные комиссии в Испании и другие. Во Франции заседания правительства именуются Советом министров, когда проходят под председательством Президента, и Советом кабинета, когда председательствует Премьер-министр; во втором случае основополагающие правительственные документы приниматься не могут и лишь обсуждаются. В Дании правительство под председательством Королевы и с участием престолонаследника именуется Государственным советом, а под председательством Премьер-министра - Советом министров.

Положение правительства в системе органов государственной власти определяется формой правления. В парламентарных республиках и монархиях правительство формируется парламентом, из чего логически вытекает его ответственность перед правительственным органом.

В президентской республике президент сам формирует состав правительства (администрации) при ограниченном участии парламента, он сам назначает и смещает министров.

Вопрос конституционно-правовых взаимоотношений представляет особый интерес в юридической науке. Участники этих взаимодействий обладают определенными возможностями и обязанностями. Особенностью конституционных правовых отношений выступает многочисленность их субъектов. Далее рассмотрим эту категорию более подробно.

Субъекты и объекты конституционного права

За последние годы в государстве произошли существенные изменения. Они коснулись всех сфер жизни общества: экономической, социальной, политической и так далее. Тем не менее признаки конституционно-правовых взаимодействий не потеряли свою значимость. Однако ввиду реформ они были существенно дополнены. В качестве объектов конституционных правовых отношений выступают социальные политические и экономические ценности, основные юридические возможности, свободы и интересы людей, национальные отношения и прочее. Указанные взаимодействия обладают фундаментальным, первичным характером. Они являются базой для формирования отраслевых взаимодействий, предшествуют их появлению, а в некоторых случаях и предопределяют возможность их возникновения. Такая особенность позволяет оценить значимость роли конституционного права в государственном строе. Специфика взаимодействий заключается в том, что большая часть из них не детализирует участников. Индивидуализация связей, которые устанавливают между собой субъекты конституционного права выражена в определенной всеобщности обязанностей и возможностей.

Оно выражено в поведении участников отношений, круг которых весьма широк и специфичен. Субъектами конституционного права России являются все вероятные стороны общественных взаимодействий, которые наделены соответствующими возможностями и компетенцией. Это является обоснованием реализации ими положений Главного закона государства.

Субъекты и источники конституционного права

Юридические отношения между участниками регулируются соответствующими нормами. Источники конституционного права субъектов РФ – это:

  • Международные договора.
  • Уставы субъектов РФ.
  • Общепризнанные мировые нормы и принципы.
  • Конституция.

Для реализации государственных гарантий, обеспечивающих защиту свобод и интересов участников рассматриваемых взаимодействий, принимаются соответствующие законы и прочие нормативные акты. Субъектами конституционного права являются:

Народ

Особенности субъектов конституционного права РФ состоят в их многогранности и разнообразии. Так, народ в целом представляет собой общность граждан. Он выступает в качестве субъекта конституционного права при проведении выборов депутатов Госдумы, Главы государства, референдума. Велика роль народа и при реализации демократических форм на общероссийском уровне. Аналогичной общностью, но в пределах определенной территории страны, выступает народ региона (края, АО, республики, области и так далее).

Он имеет возможность реализовывать публичную власть в пределах юрисдикции конкретного государственно- либо национально-территориального образования. Конституционное право субъектов Российской Федерации воплощается в участии в референдумах, выборах в исполнительные и представительские органы, а также избрании главы определенного региона. Еще одной общностью являются малочисленные коренные народы. Они также выступают как субъекты конституционного права РФ.

Исключительность народного статуса

Она обеспечивается прежде всего за счет того, что данный субъект конституционного права выступает в качестве носителя суверенитета и исключительного источника власти в государстве. Народ обладает возможностью формировать представительные государственные органы, участвовать в избрании Президента, выражать волю посредством референдума. Этнические общности, нации могут вступать в конституционно-правовые взаимодействия друг с другом, с институтами власти для решения вопросов национальной государственности и прочих проблем, касающихся их.

Государство

Это особый субъект, статус которого определяется Конституцией. В ней закреплены свойства государственного суверенитета, внутренняя структура и международная позиция. Регионы также являются участниками рассматриваемых отношений. Их статус устанавливает конституционное уставное право субъектов РФ. Государство выступает как регулятор общественных взаимодействий. Оно является прежде всего носителем нормотворческой власти.

Субъекты РФ могут участвовать в конституционных правовых отношениях посредством госорганов, выступающих от их имени. В качестве примера следует привести Договор от 31 марта 1992 года. Его условиями были разграничены предметы полномочий и ведения между органами власти РФ федерального уровня и институтами госвласти субъектов. Рассматриваемые взаимодействия могут возникать между республиками, автономиями, автономными округами, краями, областями и так далее.

Нации

Они выступают как субъекты конституционного права зарубежных стран. Например, во Франции нация, по сути, является народом. В России проживают представители разных этнических групп. В годы СССР они рассматривались как общности, олицетворяющие титульные национальности союзных республик. Согласно доктрине того периода, эти субъекты конституционного права наделялись возможностью выхода из состава СССР. Однако современное государство строится не по конфедеративному типу. В связи с этим нации в этническом значении не могут рассматриваться как субъекты конституционного права РФ. Сегодня такие общности выступают больше как участники международных отношений.

Административно-территориальные единицы

Они представляют собой не только географические, но и политические образования. Их основу составляет население. Именно оно, создавая местные органы власти, придает административно-территориальным единицам признаки политических формирований. Избирательные округа также выступают как субъекты конституционного права России. За счет их деятельности реализуется юридическая возможность граждан представительствовать в структурах госвласти.

Органы государственного и местного управления

В РФ к ним относят:

  1. Правительство.
  2. Федеральное собрание.
  3. Городскую думу.
  4. Конституционный суд.
  5. Местную администрацию.
  6. Высшую арбитражную судебную инстанцию и так далее.

Посредством норм, зафиксированных в Главном законе, разграничиваются компетенция и сферы полномочий, которыми наделены эти субъекты конституционного права. Обладая юридической возможностью реализовывать государственную власть и осуществлять местное самоуправление, они выполняют определенные задачи. К ним, в частности, относят издание законов, надзор за функционирование прочих структур, исполнением законов и так далее. Указанные субъекты конституционного права выступают во взаимодействиях как обладатели властных полномочий или как подчиненные, а в ряде случаев и как равноправные участники.

Должностные лица

Они также выступают в качестве субъектов конституционного права. К ним следует относить:

  • Президента.
  • Председателей парламентских палат – Федерального Собрания.
  • Генерального Прокурора.
  • Председателя Конституционного суда.
  • Главу Правительства и прочих.

Президент страны обладает широкими управленческими, правотворческими, представительскими полномочиями. Глава государства вступает во взаимодействия с регионами, Правительством, Парламентом и прочими участниками. Отношения, которые базируются на конституционных нормах, приобретают соответствующий конституционно-правовой статус. В ряд взаимодействий с участием указанных сторон вступают и должностные лица, приведенные выше.

Избиратели и депутаты

Эти субъекты обладают специфической правоспособностью. Избиратели участвуют во взаимодействиях с целью выбора представителей в разные законодательные органы. Посредством их действий формируются Госдума, Законодательное Собрание, Совет Федераций, Городская дума и прочие структуры. Депутаты могут участвовать в функционировании тех институтов, в состав которых они включены (избраны), а также в решении проблем, которые ими рассматриваются, утверждении актов, которые принимаются ими.

Политические и прочие общественные формирования

Эти объединения в последнее время приобретают все большее значение и играют все более значимую роль в жизни государства. Политические партии и другие общественные формирования участвуют в избирательных кампаниях. В рамках этих процессов они выдвигают кандидатов в депутаты, планируют и проводят предвыборные мероприятия. Особую важность имеет их участие в проведении общероссийских референдумов, защите и сохранении конституционных свобод и прав граждан, местном самоуправлении.

Физические лица

Они все принимают участие в конституционно-правовых взаимодействиях. Граждане, иностранцы, лица, не имеющие гражданства, могут реализовывать свои юридические возможности, обязанности и свободы на территории государства. Рамки их прав установлены в Конституции. Граждане государства обладают, несомненно, большими возможностями. При этом следует сказать, что они наделены конституционными правами вне зависимости от расы, пола, языка, национальности, религиозных убеждений, социального статуса, служебного положения и прочих признаков. Иностранцы и лица, не имеющие гражданства, могут стать участниками рассматриваемых взаимодействий в связи с приобретением ими гражданства, получением временного политического убежища и по иным причинам, установленным в законодательстве.

Обязанности участников

Они достаточно неоднородны. Обязанности субъектов конституционного права обладают всеобщим характером. Вместе с этим, их можно условно разделить на категории. Одни распространяются на всех участников в равной степени, другие – конкретно на группу, третьи – на определенного адресата.

Юридические факты

Они представляют собой определенные обстоятельства, с которыми правовые нормы связывают появление, изменение или завершение правоотношений. Конкретные взаимодействия требуют более точно зафиксированных юридических фактов. С учетом характера связи с личной волей индивидов, они разделяются на действия и события. Последние – факты, возникновение которых не зависит от воли участников взаимодействий.

К примеру, смерть депутата – это событие, которое влечет окончание конституционно-правовых отношений между ним и избирателями. Однако наиболее распространены среди юридических фактов действия. Они могут быть правомерными. Посредством их аккумулируется социальная активность сторон отношений. Правомерные действия отражают процесс целеустремленной деятельности. Они поддерживаются и стимулируются нормами Главного закона. Действия могут быть и неправомерными. Субъекты, осуществляющие их, нарушают предписания конституционного права. Большая часть взаимодействия возникает вследствие положительного поведения.

Выводы

Основной задачей конституционно-правовых норм выступает регулирование возникающих общественных отношений, которые составляют предмет рассматриваемой дисциплины. Под действием предписаний формируются определенные модели поведения участников взаимодействий. В этой связи следует выделить признаки конституционно-правовых отношений, отражающих их специфику:

  • Взаимодействия отличаются содержанием. Они формируются в особой области отношений, которые образуют конституционно-правовой предмет.
  • Отношениям свойственен специфический состав участников. Среди субъектов есть и такие, которые не могут выступать в качестве сторон иных видов юридических отношений.

В заключение

Конституционно-правовая сфера отличается наличием большего, нежели в других отраслях, числа разнообразных отношений, многослойным характером связей между участниками, устанавливающихся часто посредством формирования сложной цепи взаимодействий. Большинство из них возникает вследствие издания юридических актов. Конституционно-правовые отношения, таким образом, выступают в качестве общественных взаимодействий, регулируемых нормами конституционного права. Содержанием последних выступает юридическая связь между участниками в виде взаимных возможностей и обязанностей, предусмотренных в данном акте. Специфика предмета, многообразный характер конституционно-правовых норм обуславливает и различия видов формирующихся отношений.

Наиболее классическим вариантом взаимодействий считаются такие, которые возникают при реализации норм-правил. Посредством их формируются допустимые модели поведения субъектов. На базе этих норм образуются весьма определенные взаимоотношения, в рамках которых четко определены участники, их взаимные юридические возможности и обязанности. При реализации иных норм устанавливаются, соответственно другие отношения. Например, это могут быть нормы-декларации, -принципы, -цели. Через образующиеся на их базе правоотношения реализуются предписания, заложенные в этих актах. Эти взаимодействия носят общий характер. В них не конкретизирован субъектный состав, не установлен перечень обязанностей и прав. Высшую юридическую силу приобретают также результаты референдумов и выборов, оформленные в установленном законом порядке.

Субъекты конституционного права подразделяются на две большие группы: физические лица и общественные образования.

К первой группе субъектов относятся граждане, иностранцы, группы граждан, избиратели и депутаты как лица со специальной правоспособностью и их группы (в Италии, например, группы избирателей являются субъектами права законодательной инициативы). Нормы конституционного права определяют наиболее общие стороны правосубъектности индивидов, устанавливая их основные права и обязанности. Причем общая правосубъектность провозглашается равной для всех, а основным правам и свободам придана всеобщая значимость.

Ко второй группе субъектов принадлежат государство в целом, его органы, а иногда и их обособленные части (например, палаты, комиссии, партийные группы в парламентах), территориальные единицы, учреждения и органы самоуправления, а также политические партии и другие общественные объединения.

В общественных отношениях, регулируемых нормами конституционного права, государству принадлежит особая роль. Оно выступает в качестве регулятора общественных отношений, прежде всего как носитель правотворческой власти. Как правило, само государство не становится стороной этих отношений. Оно предписывает, каким должно быть данное отношение между субъектами права, и обеспечивает исполнение прав и обязанностей, составляющих содержание указанного предписания. Иногда государство выступает в качестве участника определенного общественного отношения, то есть находится в тех же условиях, которые предусмотрены нормами конституционного права для других участников правоотношений (например, в отношениях федеративного государства с субъектами федерации). Оно действует либо через государственные органы, либо через референдум.

Органы государства как субъекты конституционного права наделены определенной компетенцией в соответствии с возложенными на них задачами (издание законов, контроль за деятельностью других органов, исполнение законов и т. д.). Они выступают в данных отношениях как носители властных полномочий либо как подчиненные субъекты, а иногда как равноправные участники договорных отношений.

Территориальные общности реализуют свои права либо через свои органы, либо непосредственно путем референдума.

Политические партии стали сравнительно недавно наделяться правосубъектностью (институционализироваться). В некоторых послевоенных конституциях определены основные положения их правового статуса, например: «Политические партии и группировки содействуют выражению мнений голосованием. Они создаются и осуществляют свою деятельность свободно. Они должны уважать принципы национального суверенитета и демократии» (ст. 4 Конституции Франции). В ряде стран (Германия, Болгария и др.) приняты законы о политических партиях, в других (например, в Мексике) статус партий во многом урегулирован в избирательных законах.

Правосубъектность профсоюзов определяется конституциями (ст. 39 Конституции Италии, ст. 28 Конституции Японии) и/или обычными законами.

В некоторых государствах субъектом конституционного права выступает церковь. Так, в Великобритании главой англиканской и шотландской пресвитерианской церквей является глава государства (монарх), в Палате лордов заседают назначаемые им духовные лорды, церковь обладает правом законодательной инициативы по вопросам, касающимся ее деятельности.

Субъекты конституционно-правовых отношений весьма раз­нообразны. Собственно, они составляют специфику этих отноше­ний, ибо остальные элементы во многом схожи с аналогичными элементами правоотношений, порождаемых другими отраслями права.

К субъектам конституционно-правовых отношений относятся:

1) Физические лица (в том числе иностранцы и лица без гражданства).

2) Общности людей (народ, население административно-территориальных единиц).

3) Ассоциации граждан (политические партии и другие общественные объединения).

4) Государства (РФ, субъекты Федерации).

5) Органы государственной власти:

    федерального уровня (Парламент, Президент, Правительство и т. д.);

    субъектов Федерации;

    государственные органы на местах.

6) Органы местного самоуправления (мэр города, собрание депутатов и т. п.).

Главным субъектом конституционных правоотношений является человек, как в статусе гражданина, так и без него. Чело­век вступает в конституционно-правовые отношения с государст­вом через его органы. Вернее, он постоянно находится в этих от­ношениях, обладая правом потребовать от государства через соот­ветствующие органы защиты своих законных интересов. Это и естьправосубъектность, которая носит общий характер, а для оп­ределенных лиц может дополняться специальной правосубъект­ностью.

Субъектом выступает народ, например, когда проводится все­народное голосование или формулируется источник принятия Конституции: «Мы, многонациональный народ РФ...» Однако таких правоотношений все же немного в силу известной, с юридической точки зрения, абстрактности этого по­нятия.

Субъектами конституционного права выступают государства: РФ, республики, входящие в Россию, а также иные субъекты РФ, т. е. края, области, города феде­рального значения, автономные область и округа. Эти субъекты являются участниками конституционных правоотношений как в целом, так и через органы государственной власти и управления, должностных лиц, депутатов, избирательные и парламентские комиссии и т. д.

Таким образом, субъектами являются главы го­сударств (Федерации и республик), главы правительств, парла­менты и их структурные подразделения, суды всех уровней, а также органы местного самоуправления. Через избирательное право или референдум государство вступает в прямые правоотно­шения с народом.

Объекты конституционно-правовых отношений

Вопрос об объекте правоотношения в науке не имеет однозначного решения. Существуют две точки зрения:

    Под объектами правоотношения понимают поведение обязанного лица, которого требует управомоченный субъект этого отношения.

    Объектами правоотношений являются предметы окружающей среды, материальные и нематериальные (духовные и иные социальные) блага, по поводу которых сложились юридические связи.

Исходя из второй точки зрения, объектами конституционно-правовых отношений могут быть как материальные ценности, например жилище (ст. 40 Конституции РФ), так и нематериальные блага, например свобода и личная неприкосновенность (ч. 1 ст. 22), пользование родным языком (ч. 2 ст. 26 Конституции РФ).

Для лучшего понимания структуры конституционно-правового отношения вновь обратимся к ст. 117 Конституции РФ, в которой сказано: "Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации". Эта правовая норма начинает работать в том случае, если появляется юридический факт, в данном случае в форме действия Правительства - его заявления об уходе в отставку. Возникают конкретные конституционно-правовые отношения. Субъектами этих правоотношений являются Правительство и Президент РФ. Содержание данного правоотношения составят субъективные права и обязанности Президента и Правительства, а именно: у Президента есть право принять или отклонить отставку; если отставка отклоняется, у Правительства возникает обязанность продолжать свою деятельность, а если отставка принимается, то у Правительства возникает обязанность уйти в отставку. Объектом данных правоотношений является власть, полномочия Правительства.

7. Система российского права как единство и взаимосвязь его отраслей, естественно, имеет объективные основания. Но в то же время она подвержена сильному влиянию субъективных факторов, зависит от тех целей и задач, которые ставят перед собой законодатель и правоприменители, а также исследователи права. В своем конкретном построении система права может приобрести различные очертания. Виды отраслей права должны охватывать всю совокупность норм российского права, адекватно отражать общие и специальные закономерности их бытия и развития.

Вопрос о системе права был и остается дискуссионным. Не потерял он своей остроты и в настоящее время. Более того, система российского права требует существенной корректировки, что обусловлено переходом к новой общественной системе, к смене акцентов в целях и задачах правового регулирования общественных отношений. Федеративный характер Российского государства и соответствующая система законодательства на федеральном и региональном уровнях еще более усложняют решение данной проблемы.

Различие характера и уровней публичной власти неизбежно приводит к обособлению государственного и муниципального права, а в силу действия принципа разделения государственной власти в государственном праве формируются (либо уже сформировались) такие отрасли российского права, как парламентское; административное (регулятивное); судебное; охранительное; устанавливающее деликты (правонарушения) и соответствующие им меры юридической ответственности (см. схему).

Вершиной (фундаментом, ядром) российского права являетсяконституционное право , имеющее публично-правовую природу и надотраслевой характер. Конституционное право включает установления материального и процессуального характера в их единстве.

В системе российского права конституционное право занимает определяющее место и играет ведущую роль. Такая роль конституционного права обусловлена, во-первых, характером и значением общественных отношений, которые оно регулирует, т. е. самим его предметом и содержанием; во-вторых, верховенством и высшей юридической силой конституции в системе источников (форм) российского права; в-третьих, тем, что конституционные установления являются исходными, определяющими для всех отраслей российского права. Отраслевое (текущее) законодательство, судебная и иная правоприменительная практика не должны противоречить конституционным установлениям (предписаниям). Они призваны наиболее полно воплощать в жизнь их глубинное социально-правовое содержание.

Субъект конституционного права – лицо, организация или другое образование, за которыми законом признается способность быть носителями субъективных прав и юридических обязанностей. Следует сделать акцент на том, что только закон может устанавливать и признавать то особое юридическое качество или свойство, которое позволяет лицу или организации стать субъектом правоотношения. Это качество, или свойство, называется правосубъектностью. Для того чтобы лицо имело право быть участником правоотношения, оно обязательно должно владеть кроме правоспособности еще и дееспособностью, т.е. способностью своими действиями приобретать право и создавать для себя юридические обязанности, а также нести ответственность за осуществимые правонарушения (т.е. обладать деликтоспособностью).

Субъекты конституционного права делятся на две группы (схема 1.4):

  • а) физические лица;
  • б) общественные образования.

К первой группе субъектов относятся граждане, иностранцы, группы граждан, избиратели и депутаты как лица со специальной правоспособностью и их группы (в Италии и Словении, например, группы избирателей являются субъектами права законодательной инициативы). Физические лица различаются по своему статусу. Объем прав, предоставленных национальным конституционным правом, бывает разным и зависит от того, находится данное физическое лицо в гражданстве этого государства или явля-

Схема 1.4.

ется иностранцем либо лицом без гражданства. Соответственно, национальное конституционное право каждой отдельной страны содержит определенную совокупность правовых норм, которые регулируют порядок приобретения и потери гражданства, его статус, правовой режим иностранцев, правовой статус лиц без гражданства. Данные нормы определяют наиболее общие стороны правосубъектности индивидов, устанавливая их основные права и обязанности. Если политические права, как правило, принадлежат гражданам (хотя и этот постулат конституционного права сегодня подвергается пересмотру в странах Европейского Союза), то личные права и свободы закрепляются за всеми лицами независимо от различий в их правовом статусе.

Кроме этой группы субъектов особый характер имеет конституционная правосубъектность депутатов, прежде всего депутатов парламента. Их правосубъектность, конечно, связана с компетенцией органа народного представительства. Депутаты не являются должностными лицами, они представляют нацию и в качестве ее представителей являются органической частью представительного органа. Отдельные конституции наделяют членов парламента специальной правосубъектностью. Так, согласно ст. 69 Конституции Греции доклады в парламент "подаются через соответствующего депутата или передаются главе государства". Статья 70 Конституции Италии наделяет законодательной инициативой любого члена палаты. Из ч. 1 ст. 77 Конституции Испании вытекает, что петиции от демонстраций граждан принимаются через депутатов.

Ко второй группе субъектов конституционного права относят население государства в целом, органы государства (парламент, глава государства, правительство и др.), иногда их отдельные части (например, палаты, комиссии, партийные группы в парламентах), отдельные социальные сообщества (территориальные коллективы самоуправления и их органы), общественные объединения (профсоюзы, объединения лиц свободных профессий), политические партии, в некоторых государствах – церковь.

Важнейшей специфической особенностью национального конституционного права является то, что носителем прав и обязанностей может выступить население государства в целом, т.е. народ в форме публичной организации в лице государства, а также народ непосредственно как население страны, что решает многие вопросы ее государственно-правового развития. Конституционное право подавляющего большинства государств признает источником власти только народ в целом, при этом конституции нередко подчеркивают, что никакое лицо, никакая часть народа не могут осуществлять государственную власть. Свое полновластие народ реализует с помощью определенных юридических процедур: общего избирательного права, референдума, т.е. народной инициативы, и др. Государство в целом как субъект конституционного права является участником правоотношения, которое непосредственно выражает его суверенитет. Так, государство в целом выступает участником конституционно-правовых отношений в сфере судопроизводства. С этим связаны, в частности, процессуальные гарантии прав и свобод личности, реализация которых обеспечивается авторитетом государства. В таких правоотношениях государственные органы и должностные лица выступают как представители государства в целом. Примером, когда государство является субъектом конституционного права, служат правоотношения, связанные с гражданством (его обретением и прекращением). В данном случае соответствующие государственные органы и должностные лица, осуществляя свои полномочия, выступают не как самостоятельные участники правоотношения, а как представители государства в целом. Государство находится в тех же условиях, которые предусмотрены нормами конституционного права для других участников правоотношения, и тогда, когда идет речь об отношениях федеративного государства с субъектами федерации. Оно действует или через государственные органы, или с помощью референдума.

Субъектами конституционного права являются государственные органы. Как субъекты правоотношения они наделяются определенной компетенцией согласно возложенным на них задачам (издание законов, контроль за деятельностью других органов, исполнение законов и т.п.).

Нередко конституционной правосубъектностью наделяются группы депутатов. Например, ст. 183 Конституции Португалии закрепляет за парламентскими группами права: а) принимать участие в работе комиссий Ассамблеи; б) высказываться при составлении повестки дня и обращаться к пленарному заседанию для просмотра подготовленной повестки дня; в) требовать от Постоянной комиссии содействия в созыве Ассамблеи; г) требовать создания парламентских комиссий; д) осуществлять законодательную инициативу; е) вносить резолюцию об отклонении программы Правительства; ж) вносить резолюцию недоверия Правительству; з) регулярно получать информацию непосредственно от Правительства о прохождении принципиальных вопросов, которые представляют общественный интерес.

В некоторых странах субъектами конституционного права выступают группы избирателей, которые наделены правом народной законодательной инициативы.

В конституционно-правовой сфере действуют субъекты права, которые присущи именно этой области правоотношения. Так, почти во всех современных государствах существуют территориальные самоуправляющиеся коллективы, которые имеют в своем распоряжении собственные выборные представительные органы. Эти территориальные самоуправляющиеся коллективы владеют довольно широким кругом полномочий в сфере ведения преимущественно местных дел. Они реализуют свои права через собственные органы или непосредственно с помощью референдума.

К субъектам конституционного права относят также политические партии, которые играют исключительно важную роль в формировании и практическом функционировании некоторых государств (например, ст. 4 Конституции Франции). В конституциях государств (ст. 39 Конституции Италии, ст. 28 Конституции Японии) определяется правосубъектность профсоюзов. В некоторых государствах субъектом конституционного права является и церковь (Великобритания, Швеция).

Характерной особенностью конкретных конституционноправовых отношений является то, что их субъекты – стороны неравноправные. В этих отношениях действует принцип властвования и подчинения. При этом один и тот же субъект конституционного права в разных отношениях может как иметь власть, так и быть подчиненной стороной. Так, внесение депутатом Бундестага в палату проекта закона влечет возникновение между ними конституционно-правовых отношений, а прибытие избирателя на избирательный участок в день выборов порождает конституционно-правовые отношения между ним и участковой избирательной комиссией.

Конституционно-правовые отношения образуют основу правового регулирования в сфере политико-государственного властвования в обществе.

Выводы

Предмет науки конституционного права зарубежных стран – общие закономерности конституционного развития зарубежных стран и особенности конституционно-правового регулирования наиболее важных общественных отношений в зарубежных странах.

Методы конституционно-правового регулирования: императивный и диспозитивный.

Наука конституционного права зарубежных стран подробно изучает отрасль конституционного права зарубежных стран, анализирует отдельные правовые институты, их взаимосвязи, тенденции, закономерности развития конституционного права, многие иные вопросы конституционного права.

Учебная дисциплина – понятие более узкое, чем наука. Отличие учебной дисциплины "Конституционное право" от одноименной науки в том, что цель учебной дисциплины – доведение до определенного круга (например, студентов) наиболее важных положений науки, т.е. не изучение отрасли, а ознакомление с ней.

Конституционное право зарубежных стран образует определенную систему, состоящую из взаимосвязанных элементов.

Основной элемент системы конституционного права зарубежных стран – правовой институт – группа правовых норм, объединенных общей сферой регулирования.

Основы теории конституционного права зарубежных стран включают в себя следующие основные институты:

Конституционно-правовое регулирование осуществляется с помощью конституционно-правовых норм – выраженных в конституции, законах, иных источниках общеобязательных правил должного или возможного поведения, защищенных принудительной силой государства.

Существенные отличия конституционно-правовых норм от норм других отраслей права состоят в том, что конституционно- правовые нормы характеризуются: основополагающим, базовым характером, а также повышенной стабильностью.

Субъектами (т.е. участниками) конституционно-правовых отношений являются: человек (гражданин, иностранец, лицо без гражданства); группы людей – партии, общественные организации, собрания избирателей и т.д.; народ в целом; государственные органы; органы местного самоуправления; составные части государства – субъекты федерации, административно-территориальные образования; государство; иные субъекты.