Принятие и одобрение госдумой законопроекта. Законодательный процесс в рф

Законодательный процесс - процесс принятия и вступления в силу законов, начиная от внесения законопроекта и завершая опубликованием принятого закона, - в России проходит следующие стадии:

  • законодательная инициатива. Право законодательной инициативы (внесения законопроекта в Государственную Думу) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным органам субъектов Федерации, а также Конституционному, Верховному и Высшему Арбитражному Судам по вопросам их ведения;
  • рассмотрение законопроектов в Государственной Думе. Проект, как правило, рассматривается трижды. В первом чтении обычно анализируются общие положения, во втором тщательно рассматриваются детали и вносятся поправки, в третьем чтении поправки уже не вносятся: законопроект просто одобряется или не одобряется в целом;
  • принятие законов Государственной Думой. Федеральные законы принимаются Государственной Думой простым большинством голосов, федеральные конституционные законы (о референдуме, чрезвычайном или военном положении, принятии в состав России нового субъекта и т.д.) принимаются, если они одобрены двумя третями голосов. Принятые законы в пятидневный срок передаются на рассмотрение Совета Федерации;
  • одобрение законов в Совете Федерации. Федеральные законы считаются одобренными, если за них проголосовали больше половины членов Совета Федерации. Федеральные конституционные законы одобряются, если за них проголосовали больше 3 / 4 членов. Законы должны быть одобрены или отклонены в двухнедельный срок;
  • подписание законов Президентом РФ. Принятый и одобренный закон передается на подпись Президенту РФ. который должен подписать или отклонить закон (наложить вето) в двухнедельный срок. Отклоненный закон возвращается в Государственную Думу на повторное рассмотрение и внесение поправок. Вето Президента РФ может быть преодолено, если за закон в ранее принятой редакции проголосует более 2 /з депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. В этом случае Президент РФ будет обязан подписать закон в недельный срок;
  • опубликование и вступление в силу. Подписанный Президентом РФ закон должен быть обнародован в недельный срок. Закон вступает в силу через 10 дней (если специально не указаны иные сроки) после официального опубликования полного текста закона в специальных изданиях (обычно в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации»).

Во времени действие правовой нормы начинается с момента вступления закона в силу и заканчивается в момент утраты законом своей юридической силы вследствие истечения срока его действия (например, было введено чрезвычайное положение сроком на один месяц); прямой отмены акта другим актом; замены действующего акта на другой. Как правило, законы и иные нормативные акты не имеют обратной силы. Это значит, что в случае правонарушения применяется тот закон, который действовал во время правонарушения (за исключением случаев, когда новый закон подразумевает смягчение или устранение ответственности за такие правонарушения, и других, особо оговоренных случаев).

Новое законодательство для неправительственных организаций

Такие законы являются законными. Например, о благотворительном статусе, налогообложении и минимальных стандартах для внутренних организационных процедур. Так что не всегда и везде приказано к лучшему. Независимые донорские печати и четкие правила клуба, так как они. существуют в Германии, нет нигде в мире.

Критические вопросы о легитимности или закреплении в соответствующих местных компаниях разрешены здесь, а также там. Какие конституционные процедуры гарантируются, если организации отказывают в праве на организацию? Это свидетельствует об амбивалентности правительств: деньги все еще должны вступить в страну, но только для политических интересов в интересах правительств и социальных и экологических проектов без каких-либо политических претензий.

Существуют также ограничения действия законав пространстве : некоторые законы действуют только на определенной территории. Например, законы, принятые в каком-либо государстве, действуют только на территории этого государства; некоторые законы действуют в границах определенного региона (например, Дальнего Востока). Нормы деятельности за пределами национальных границ определяются специальными соглашениями или законами соответствующих стран.

В течение некоторого времени индийские власти тщательно изучали вопрос о соблюдении различных требований закона. Особыми средствами ограничения пространства для маневра и запугивания являются правила регистрации и правила отчетности. Любой, кто получает деньги из-за границы, должен зарегистрироваться как «иностранный агент».

Кроме того, существуют требования к отчетности, которые являются бычьими по своей природе и не руководствуются законным интересом к прозрачности и подотчетности. С такими преднамеренно открытыми формулировками, толкованиями и тем самым государственным произволом открываются двери. Во многих странах внутренняя безопасность и борьба с терроризмом используются в качестве предлога для молчания или запрещения демократических организаций. Экстремальные формы принимают это общее подозрение в Египте. Там практически нет места - «нет места» - даже на половину критического гражданского участия или освещения в средствах массовой информации.

Обычно нормы распространяются на всех лиц, находящихся на территории страны, включая не только граждан страны, но и иностранцев, и лиц без гражданства. В иных случаях в тексте нормативного правового акта специально определяется круг лиц, которым адресованы нормы.

Второй этап законодательного процесса включает в себя следующие стадии:

С угрозами, задержанием и цензурой против критических голосов

В автократических странах главной целью является пресечение любой формы организационного или общественного протеста в зародыше. В тех случаях, когда контроль доступа и использования стратегических природных ресурсов, угля, нефти и газа над водой, лесами, землей и биоразнообразием, мощные прибегают к стратегиям обеспечения выживания своей власти и их бизнес-модели.

Растущий спрос на сырье, особенно в населенных пунктах, ведет к развитию новых горных и производственных районов и ведет к соответствующим конфликтам интересов. По некоторым данным, от 93% до 99% земли ранее были заселены в восьми тропических лесных странах, для которых было предоставлено 100 горнодобывающих, лесозаготовительных, сельскохозяйственных, нефтегазовых концессий. Те же источники указывают, что, например, 40% перуанской территории было передано правительством частным, некоммерческим компаниям для развития природных ресурсов.

  • рассмотрение и принятие закона в высшем законодательном органе;
  • утверждение (подписание) закона;
  • обнародование закона.

Первые две стадии представлены на рис. 1.

Рис. 1. Начальные стадии законодательного процесса

Рассмотрим подробнее стадии второго этапа законодательного процесса.

Рассмотрение и принятие закона. Эта стадия начинается с официального обсуждения законопроектов. Вначале обсуждение осуществляется на уровне парламентских комитетов. Затем происходит обсуждение законопроекта на уровне нижней парламентской палаты (Государственной Думы) в первом чтении. Согласно Регламенту" Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации представленные законопроекты обсуждаются втрех чтениях.

Кроме того, в Индонезии и Либерии 30% и 35%, соответственно, страны принадлежат частному сектору с целью сокращения природных ресурсов. Поэтому неудивительно, что в этом контексте возникают массовые социальные конфликты. В Колумбии Омбудсмен участвовал в 218 диалоговых мероприятиях между горнодобывающими компаниями, демонстрантами и правительством.

Помимо нарушений прав человека в развивающихся странах, Майна Киай описывает - в связи с добычей сырья - также в Канаде и Австралии. И это только документированные случаи. Количество незарегистрированных дел, вероятно, намного выше, поскольку убийства часто совершаются в отдаленных районах. Целями являются те, кто подвергает сомнению власть и контроль, раскрывает коррупцию и несправедливость и не хочет участвовать в добровольных отраслевых инициативах, но хочет раскрыть и остановить свое политическое влияние.

Во времяпервого чтения обсуждению подлежат лишь основные, принципиально важные положения законопроекта. В случае принципиального согласия депутатов с проектом закона в первом чтении он передается вместе со всеми поправками в соответствующий профильныйпарламентский комитет , ответственный за его подготовку и прохождение. На него возлагается обязанность доработки законопроекта с учетом сделанных замечаний и предложений и представления его в Государственную Думу для рассмотрения во втором чтении.

Газеты публикуют свои имена в черных списках. Они приехали из Индии, Камбоджи, Филиппин, Индонезии и России. Их похитили и сожгли. Во многих странах оба выступают за подавление требований демократического участия и протесты против «модели развития», с тем чтобы не поставить под угрозу политическую и экономическую власть элит. Страх перед правительствами против публичной воли и протеста огромен. Политическая потеря власти - большая угроза, слишком часто их защита идет рука об руку с обеспечением экономических интересов.

Протесты против захвата земли и крупных проектов не «приветствуются». Финансирование «внешнего» служит предлогом и преднамеренно подпитывает националистические недовольства, чтобы отвлечь внимание от этих интересов. Отмена лицензии для Гринпис Индии интерпретируется как вызов со стороны индийского правительства против всех тех, кто выступает против индийской модели развития и роста.

Во времявторого чтения идет детальное, постатейное обсуждение рассматриваемого проекта вместе с внесенными в первоначальный его текст поправками (изменениями и дополнениями). Затем законопроект снова поступает в профильный комитет, который готовит его для третьего чтения.

Во времятретьего чтения - завершающего этапа процесса обсуждения - не разрешается вносить в законопроект какие бы то ни были содержательные поправки и предложения. Можно внести изменения только редакционного характера. В третьем чтении речь идет об одобрении или неодобрении проекта.

Эта стратегия давно успешна в некоторых из наших стран-партнеров. Критические умы уходят в изгнание. Денонсации как агентов Запада или как неоколонизаторы попадают в контекст, в котором националистическая карта является частью господства господства. Репрессии и новые законы направлены на то, чтобы заставить замолчать любой критический голос, который поднимается против действий правительства. Однако участие гражданского общества по-прежнему допускается, если оно является аполитичным и продолжает принимать на себя, например, правительственные задачи в социальном и экологическом секторах, не требуя демократического участия или решения структурных причин нищеты.

После одобрения закона он поступает в течение пяти дней в Совет Федерации. Согласно Конституции Совет Федерации некоторые законы, поступившие из Государственной Думы, может вообще не обсуждать и не рассматривать, что означает согласие с принятием закона. Однако это не касается:

  • федеральных конституционных законов;
  • федеральных законов по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования и денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы России, а также войны и мира.
  • Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2 / 3 от общего числа депутатов Государственной Думы.

Общественные и неправительственные промоутеры гражданских обществ и процессы демократизации должны найти ответ на этот преднамеренный раскол между желательным и нежелательным гражданским обществом. Он нерешителен, но, по крайней мере, он начинает дискуссию о том, как частные и государственные финансисты гражданского общества должны реагировать на новые вызовы «сокращающихся и закрывающихся пространств».

Исследование политической комнаты для маневра в сложных условиях является частью основного дела политической основы. Существует не так много стратегий, которые международные организации могут применять в таких условиях. Иногда это может означать пребывание в стране, «спящий», чтобы поддерживать участников гражданского общества как можно дольше, и надеясь, что место для маневра будет расти снова.

После одобрения Советом Федерации принятый федеральный закон в течение пяти дней поступает на подпись Президенту России. Следует отметить, что после принятия Государственной Думой закона либо его отклонения она принимает соответствующее постановление. Совет Федерации также принимает аналогичное постановление при одобрении или отклонении закона.

Пребывание в стране также может привести к тому, что организациям придется ограничиться неполитическими проблемами и отказаться от политической наглядности. Полный выход из страны также является вариантом. В последние годы свобода прессы, мнений и собраний резко сократилась.

Новым является то, насколько они огромны и бесстыдны - развитие, которое будет продолжаться и даже ухудшаться. Поэтому массовое ограничение возможностей для маневра гражданского общества принадлежит политической повестке дня. Свобода мнений, организация и собрание - суть каждой демократии. Его ограничение должно бросить вызов всем демократическим правительствам и глобальному сотрудничеству.

Утверждение (подписание) принятого закона. Президент в течение 14 дней с момента поступления закона:

  • либо подписывает закон и обнародует его,
  • либо отклоняет закон, т. е накладывает вето.

Вето (от лат.veto - запрещаю) является одним из средств сохранения баланса, сдерживания законодательной ветви власти исполнительной ветвью. Суть его заключается в отказе главы государства ставить свою подпись под принимаемыми актами, без чего они не могут получить юридической силы.

Теория и политическая практика; Госевинкель, Дитер; Рейхардт, Свен: Амбиваленты гражданского общества. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций. По шести голосам против одного, Европейский Высокий Суд считает, что этот тип законов нарушает свободу выражения и нарушает принцип недискриминации по признаку сексуальной ориентации.

В частности, Рязань, Архангельск и Санкт-Петербург были первыми тремя регионами России, которые приняли законы, которые предотвращают позитивную отчетность о гомосексуализме в любой области, к которой имеют доступ несовершеннолетние. Активисты, которые в предыдущие годы преднамеренно нарушали законы, чтобы исчерпать последовательные примеры российской юстиции и оказаться перед европейским правосудием. В частности, они сделали это, продемонстрировав перед публичной библиотекой в ​​Архангельске, Институт среднего образования в Рязани и административное здание в Санкт-Петербурге, показывая плакаты с такими текстами, как Россия занимает первое место в подростковых сухидиях.

Вето может быть абсолютным или относительным.

Абсолютное вето - когда парламент не имеет юридической возможности его преодолеть и больше не возвращается к рассмотрению закона. Так, в соответствии с Основными законами Российской империи абсолютное вето имел император.

Относительное вето может быть преодолено парламентом. Так, в США вето президента может быть преодолено 2 /, голосов сената и палаты представителей.

Среди них большая доля гомосексуалистов или «Дети имеют право знать в соответствии со статьей 13 Конвенции о правах ребенка». Великие люди могут быть геями. Гомосексуализм нормальный. Спустя три с половиной года Европейский суд по правам человека дал им основание после совместной оценки различных утвержденных в России законов по этому вопросу, которые в конечном итоге завершились государственным законодательством.

По мнению высшего суда, это противоречит европейскому консенсусу в отношении прав людей признать себя геями, лесбиянками, транссексуалами или бисексуалами, а также пользоваться своими соответствующими правами и свободами. Верховный суд не принимает другого аргумента из России: необходимость защиты здоровья. На самом деле он считает даже контрпродуктивным для общественного здравоохранения невозможность сообщить о рисках, связанных с определенными сексуальными практиками, а также о методах профилактики.

В Российской Федерации вето Президента может быть преодолено следующим образом. Если Президент РФ в течение 14 дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2 / 3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение 7 дней и обнародованию.

Что касается беспокойства о том, что несовершеннолетние могут «стать» гомосексуалистами, Европейский суд по правам человека считает, что Россия не смогла продемонстрировать, вопреки имеющимся научным доказательствам, возможность изменить сексуальную ориентацию лицо, основанное на полученной им внешней информации. Высокий суд также не считает, что сообщения, за которые были осуждены истцы, нарушали права несовершеннолетних и не были сексуально откровенными или агрессивными. На самом деле, это позитивно для социальной сплоченности, что несовершеннолетние подвергаются «идеям разнообразия, равенства и толерантности».

Заключительная стадия законодательного процесса -обнародование принятого закона.

Ее назначение состоит в доведении до сведения населения информации о содержании принятого закона. Обнародование бывает двух уровней: официальное и неофициальное.

Официальное обнародование заключается в доведении текста закона для всеобщего сведения путем его опубликования в официальном издании. Часть 3 ст. 15 Конституции РФ гласит: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

Наконец, Высокий суд считает, что определения и положения российского законодательства являются неопределенными и на практике порождают потенциально «неограниченную» область применения. Они ссылаются, например, на то, что одна из демонстраций, за которые были осуждены истцы, имела место перед административным зданием в Санкт-Петербурге, местом, которое ни при каких обстоятельствах не может считаться специально предназначенным для использования несовершеннолетними.

Аргумент Европейского суда по правам человека в отношении статьи 14 проще, учитывая, что тот факт, что российское законодательство прямо считает, что однополые отношения имеют меньший характер, чем отношения гетеросексуальных отношений. Это явное и очевидное нарушение принципа недискриминации.

Обнародование осуществляется от имени государственного органа или же самим органом, издавшим или подписавшим данный акт. Для обнародования акта устанавливается строго определенный срок. На официальное издание, где публикуются законы и другие нормативные акты, можно ссылаться в актах применения норм права, в печатных работах, официальных документах.

Федеральный закон от 25 мая 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» устанавливает следующее.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию втечение 7дней после дня их подписания Президентом РФ. Акты палат Федерального Собрания публикуютсяне позднее 10 дней после дня их принятия.

Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете» и «Российской газете» или Собрании законодательства Российской Федерации.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом РФ.

Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собраниявступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерациипо истечении 10 дней после дня их официального опубликования , если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Федеральный конституционный закон, федеральный закон, акт палаты Федерального Собрания, в которые были внесены изменения или дополнения, могут быть повторно официально опубликованы в полном объеме.

Неофициальное обнародование законов (и других нормативно- правовых актов) осуществляется в виде сообщения об их издании или изложения их содержания в неофициальных печатных изданиях, радио- и телевизионных передачах и т. д. Ссылаться на неофициальные издания в актах применения права и официальных документах нельзя

Свой нынешний облик законодательный процесс в Российской Федерации приобрел после принятия Конституции 1993 г., учредившей двухпалатную структуру Федерального Собрания - парламента и наделившей каждую палату собственной компетенцией. Надо сказать, что до 1990 г. в России действовал однопалатный высший орган законодательной власти - Верховный Совет РСФСР. В 1990 г., в ходе реконструкции политической системы, в составе Верховного Совета РСФСР были сформированы две палаты - Совет Республики и Совет Национальностей. Однако на деле этот орган функционировал как однопалатный парламент, поскольку большая часть компетенции Верховного Совета, и прежде всего - принятие законов, осуществлялась совместно обеими палатами.

В настоящее время основные тяготы законотворческой деятельности возлагаются на Государственную Думу - нижнюю палату, образуемую, как уже отмечалось выше, путем прямых выборов. Верхней палате - Совету Федерации, формируемому из представителей законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, предоставлено право одобрять или не одобрять законы, принимаемые Государственной Думой. Таким образом, идея "разделения труда", воплощенная в структуре федерального законодательного органа, отражает принятый в мировой практике подход к организации законодательной деятельности двухпалатного парламента.

Российская Конституция предусматривает, что Федеральное Собрание может принимать законы двух видов - федеральные законы и федеральные конституционные законы. Разница между ними заключается в следующем: в то время как федеральные законы принимаются только Государственной Думой (а Советом Федерации одобряются или не одобряются), федеральные конституционные законы принимаются обеими палатами. Обусловлено это особой значимостью последних в системе российского законодательства. Подчеркнем, что понятие "федеральный конституционный закон" впервые было закреплено Конституцией 1993 г. Обладая более высокой юридической силой, чем обычные федеральные законы, они призваны обеспечить стабильность Конституции и основ конституционного строя российского государства. Отнюдь не случайно Конституция провозглашает норму, согласно которой федеральные конституционные законы принимаются только по вопросам, предусмотренным Конституцией, устанавливая тем самым их исчерпывающий перечень.

Понятно, что процесс принятия федеральных конституционных законов оказывается более сложным по сравнению с процедурой принятия обычных федеральных законов: ведь здесь требуется обязательное их рассмотрение верхней палатой, одобрение квалифицированным большинством (т.е. двумя третями голосов) депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, а также невозможность их отклонения Президентом. Несмотря на все эти тонкости, в Государственной Думе обе разновидности законов рассматриваются одинаковым образом и проходят одну и ту же процедуру, определяемую ее Регламентом.

Рассмотрение законопроектов в Государственной Думе производится в трех чтениях, каждое из которых, как правило, проходит на отдельных заседаниях палаты, т.е. не в один и тот же день. Вместе с тем, допускается, что применительно к конкретному законопроекту может быть принято иное решение; под занавес каждой сессии депутаты зачастую злоупотребляли этой возможностью, принимая законы десятками и в двух-трех чтениях одновременно.

Процедуре первого чтения предшествует обсуждение внесенного законопроекта в комитете палаты, назначенном по нему ответственным. Данный комитет готовит рассмотрение вопроса на заседании палаты и в дальнейшем совместно с инициатором законопроекта осуществляет всю работу, связанную с прохождением законопроекта в Государственной Думе (подробнее об этом речь пойдет в следующем разделе). Так, на стадии предварительного рассмотрения ответственный комитет дает поручение Правовому управлению Аппарата Государственной Думы провести правовую и лингвистическую экспертизы законопроекта, а также проверку представленного субъектом права законодательной инициативы перечня федеральных нормативных актов, которые подлежат отмене, изменению или дополнению в связи с принятием данного закона. Комитет может направить законопроект на заключение Президенту, Правительству, а также государственным органам, общественным объединениям, учреждениям и организациям, чьи интересы он затрагивает. Законопроекты по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов в обязательном порядке направляются субъектам Российской Федерации для дачи предложений и замечаний. Выработанная комитетом позиция по законопроекту впоследствии излагается на пленарном заседании Государственной Думы. Юков М.К. Место юридической техники в правотворчестве // Правоведение. 1979. № 5.

Подготовленный к первому чтению законопроект вместе с сопроводительными материалами направляется ответственным комитетом в Совет Государственной Думы для внесения на рассмотрение палаты.

Во время первого чтения законопроекта обсуждаются вопрос о необходимости его принятия, основные положения внесенного документа, а также дается общая оценка его концепции. Сначала докладывает инициатор законопроекта, после чего с содокладом выступает представитель ответственного комитета палаты. Затем проводятся прения, в которых могут принять участие фракции, депутатские группы, депутаты Государственной Думы, полномочные представители Президента и Правительства, представители субъектов Российской Федерации, другие лица, приглашенные для участия в обсуждении, - если таковые имеются.

Если законопроект внесен Президентом, Правительством, Советом Федерации, законодательным органом субъекта Российской Федерации или высшим судебным органом, с докладом от их имени выступают официальные представители. Каждый раз официальный представитель Президента по конкретному законопроекту назначается специальным распоряжением главы государства. При необходимости функции официального представителя могут быть возложены на полномочного представителя Президента в Государственной Думе*. (* Для представления интересов Президента в парламенте в начале 1994 г. был учрежден институт полномочного представителя Президента в Федеральном Собрании. В настоящее время эти функции осуществляются полномочными представители главы государства в каждой из палат парламента.) Официальные представители других из перечисленных выше субъектов права законодательной инициативы назначаются в соответствии с регламентами этих органов.

Если на заседании рассматриваются законопроекты, предусматривающие расходы из средств федерального бюджета, то в обязательном порядке заслушивается заключение Правительства. Итак, обсуждение состоялось. Что дальше? При благоприятном для авторов законодательной инициативы исходе Государственная Дума решает принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом высказанных депутатами предложений и замечаний. Более грустный вариант означает отклонение законопроекта. Для того, чтобы принять любое из этих решений, достаточно простого большинства голосов от общего числа депутатов палаты. Упомянем также довольно редкий, но все же встречающийся вариант, при котором проект в силу самых разнообразных и порой неожиданных причин (отсутствие кворума и т.п.) не получает большинства ни для принятия, ни для отклонения. Здесь у разработчиков остается надежда и появляется стимул для более активной работы, и дело в конце концов неизбежно заканчивается одним из двух только что обозначенных исходов. Иными словами, итогом первого чтения становится постановление Государственной Думы.

Выше уже шла речь о том, что иногда в Государственную Думы вносятся сразу несколько законопроектов, касающихся одной и той же тематики (так называемые альтернативные законопроекты). В такой ситуации они в ходе первого чтения рассматриваются одновременно. По результатам рассмотрения выносится решение о том, какой из альтернативных законопроектов взять за основу для дальнейшей работы. При этом остальные законопроекты считаются отклоненными - до принятия палатой окончательного решения по законопроекту, принятому в первом чтении, их повторное внесение в Государственную Думу не допускается.

Принятый в первом чтении законопроект направляется Президенту, Правительству, в Совет Федерации, в комитеты нижней палаты, во фракции и депутатские группы, субъектам Российской Федерации (в том случае, если он касается предметов совместного ведения Федерации и ее субъектов), а также высшим судебным органам (если, опять-таки, законопроект затрагивает вопросы их ведения). У всех перечисленных структур и организаций появляется возможность для представления поправок. Государственная Дума, в свою очередь, устанавливает сроки подачи поправок к законопроекту и внесения его на второе чтение. Комаров С.А. Теория государства и права. М. - Юрайт. 1998.

Следует иметь в виду, что по решению палаты принятый в первом чтении проект закона может быть вынесен на всенародное обсуждение (референдум). Интересно, что до принятия новой Конституции в нашей стране весьма широко применялась практика вынесения законопроектов на суд общественности. Естественно, мероприятие это носило по большей части формальный характер, но в нем имелся серьезный "плюс" - самые важные документы предварительно публиковались в наиболее массовых печатных изданиях, а это, в свою очередь, позволяло заинтересованным гражданам и организациям подключиться к лоббированию своих интересов. В основном это были законопроекты, затрагивающие интересы самых широких слоев населения - в сфере социального обеспечения, образования и др. Конечно, результаты этого обсуждения, в отличие от референдума, не имели юридических последствий, но, тем не менее, они всегда так или иначе учитывались при доработке законопроектов, что позволяло принять закон, наиболее полно отвечающий настроениям общества.

В рамках законодательной процедуры, предусмотренной Конституцией 1993 г. и конкретизированной регламентами палат, также допускается вынесение законопроекта на обсуждение общественности. Однако в ходе работы нового российского парламента эта возможность используется не в полной мере (ряд документов все-таки был предварительно опубликован), что, скорее всего, объясняется недостаточной правовой урегулированностью данного вопроса.

В редких ситуациях, когда обсуждаемый текст не вызывает замечаний у депутатов и не требует, по мнению парламентариев, правовой экспертизы и редакционной правки, Государственная Дума, опираясь на результаты обсуждения законопроекта в первом чтении, может решить вопрос о принятии закона в целом. При этом, правда, необходимо сначала решить вопрос об изменении порядка рассмотрения законопроекта - он предварительно ставится на голосование. Таким путем принимаются в первую очередь законы о ратификации международных договоров Российской Федерации. Депутаты не раз предпринимали попытки распространить аналогичную практику и на более широкий круг законопроектов, в том числе рассмотренных палатой без учета замечаний Президента и Правительства, но эти "новации" заканчивались, как правило, неудачей: такие законы в дальнейшем обычно отклонялись либо Советом Федерации, либо Президентом. Хотя справедливости ради стоит упомянуть о том, что иногда через эту порочную практику в силу разнообразных, в основном - политических, причин проходили и важнейшие документы; к примеру, именно так принималась вторая часть ныне действующего Гражданского кодекса. Толстик В.А. Основы теории государства и права. Нижний Новгород: Норма, 1995.

Теперь несколько слов об "отбракованном" депутатами законотворческом материале. Как уже было сказано, не набравший необходимого количества голосов законопроект считается отклоненным. Следует отметить, что в постановлении Думы депутаты не обязаны объяснять причину своего решения - Регламент не содержит оснований отклонения законопроектов. Но, исходя из опыта работы парламента, к числу таковых смело можно отнести противоречие концепции законопроекта общепризнанным нормам международного права, положениям российской Конституции, а также низкое качество законопроекта, не позволяющее обеспечить его принятие без существенной доработки.

Отклоненный в первом чтении законопроект передается в ответственный комитет для доработки, которая осуществляется совместно с его инициатором. После этого он повторно может быть внесен на рассмотрение палаты.

Процедуре второго чтения предшествует работа ответственного комитета по изучению и обобщению поступивших к законопроекту поправок (подробнее об этом речь будет идти в разделе, посвященном законотворческой роли комитетов и фракций). При необходимости эти поправки могут быть подвергнуты экспертизе на предмет их соответствия Конституции и федеральным конституционным законам. В случае признания поправок противоречащими Конституции и федеральным конституционным законам комитет сообщает об этом их авторам, которые вправе уточнять эти поправки в ходе обсуждения в комитете.

Теперь остановимся на втором чтении законопроекта. Эта стадия посвящена рассмотрению поправок к законопроекту. Все начинается с доклада представителя ответственного комитета, который сообщает обо всех поступивших поправках и итогах их рассмотрения в комитете. Затем слово предоставляют полномочному представителю Президента в Государственной Думе или же полномочному представителю Правительства (в тех случаях, когда законопроект затрагивает вопросы, относящиеся к ведению Правительства). После этого возможность выступить получает инициатор законопроекта либо его официальный представитель. Если у фракций, депутатских групп или отдельных депутатов есть возражения против поправок, внесенных в текст законопроекта, либо же включенных в таблицу одобренных комитетом поправок, то им позволяется дать краткое обоснование своего мнения, после чего проводится голосование об одобрении или отклонении поправки.

После того, как рассмотрение возражений против поправок завершено, на голосование ставится вопрос о принятии законопроекта за основу. Если это предложение получает большинство голосов, депутаты переходят к утверждению рекомендаций комитета по отклоненным поправкам. Если и здесь палата и комитет единодушны, то проводится голосование о принятии законопроекта во втором чтении.

Все только что упомянутые решения принимаются большинством голосов от общего числа депутатов палаты.

Но исход может оказаться и другим. Если законопроект за основу не принят, то перед Государственной Думой открываются два пути: палата может либо продолжить его обсуждение, либо же отклонить законопроект. Предположим, народные избранники сочли, что прощаться с законопроектом все-таки жаль и стоит продолжить обсуждение. В этом случае депутаты приступают к поочередному рассмотрению поправок, рекомендованных ответственным комитетом к отклонению. Обсуждение и принятие решения по отклоненным поправкам производится в том же порядке, что и по одобренным комитетом поправкам. Затем на голосование вновь ставится вопрос о принятии законопроекта во втором чтении. При повторной неудаче законопроект, не получивший необходимого количества голосов, направляется в ответственный комитет для доработки, после которой он может быть повторно представлен на второе чтение.

Недолгий опыт работы Государственной Думы свидетельствует о том, что процедура второго чтения нуждается в дополнительной регламентации. Нередки случаи, когда на стадии второго чтения депутаты снова вынуждены возвращаться к обсуждению концепции законопроекта или концепции его отдельных разделов (глав). Это объясняется тем, что среди внесенных поправок всегда обнаруживается несколько таких, которые носят концептуальный характер. Таким образом, складывается не предусмотренная Регламентом ситуация, при которой на стадии второго чтения вдруг всплывают вопросы, напрямую относящиеся к процедуре первого чтения.

Но и второе чтение - это еще далеко не все. Переживший его законопроект направляется в ответственный комитет для устранения с участием Правового управления Аппарата Государственной Думы возможных внутренних противоречий и редакционной правки в связи с изменением текста законопроекта при втором чтении. После этого законопроект в очередной раз представляется в Совет Государственной Думы, который определяет дату его рассмотрения в третьем чтении.

Только здесь мы подходим к завершающему этапу "путешествия" законопроекта по коридорам Государственной Думы. Третье чтение законопроекта проходит обычно чрезвычайно легко; объясняется это тем, что на данной стадии не допускается обсуждение документа или же внесение в него поправок. Третье чтение заключается лишь в голосовании за или против законопроекта в целом. Вместе с тем, у противников закона и здесь остается лазейка - Регламент предусматривает, что в исключительных случаях по требованию фракций и депутатских групп, представляющих большинство депутатов палаты, возможно возвращение к процедуре второго чтения законопроекта.

Наконец, федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы. Напомним, что с федеральным конституционным законом дело обстоит чуть-чуть иначе: его необходимо одобрить большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов нижней палаты. После того, как эпопея завершена, принятый Думой закон вместе с соответствующим постановлением палаты в течение пяти дней направляются в Совет Федерации для его дальнейшего рассмотрения.