Заражение венерической болезнью: какое наказание предусмотрено в УК РФ? Врачебная тайна.

Власенко Сергей Сергеевич, адъюнкт кафедры уголовного права Краснодарского университета МВД России.

В числе средств уголовно-правового противодействия распространению опасных инфекционных заболеваний человека особое место занимает норма об ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236 УК РФ). Это обусловлено "обширностью" данной нормы уголовного закона, подтверждаемой ее социально-юридической сущностью.

В целях уголовно-правовой характеристики нарушения санитарно-эпидемиологических правил представляется целесообразным обратиться к анализу признаков состава этого преступления, традиционно начав с его объекта.

Законодатель поместил ст. 236 УК РФ в раздел IX "Преступления против общественной безопасности и общественного порядка", тем самым признается, что родовым объектом состава исследуемого преступления выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере обеспечения общественной безопасности и общественного порядка.

Под общественной безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз . Общественный порядок подразумевает под собой "наличие условий безопасности в публичных местах и обеспечение спокойствия неопределенного круга лиц" . Думается, что при нарушении санитарно-эпидемиологических правил урон терпят отношения в сфере общественной безопасности.

Видовым объектом преступления, регламентированного ст. 236 УК РФ исходя из позиции законодателя, являются общественные отношения, складывающиеся в связи с обеспечением здоровья населения и общественной нравственности. Причем вполне очевидно, что нарушением санитарно-эпидемиологических правил не затрагиваются отношения в области нравственности, данным преступлением затрагиваются лишь отношения в сфере обеспечения здоровья населения.

Если под здоровьем человека понимается правильная, нормальная деятельность организма , то, соответственно, здоровье населения подразумевает указанные качества у неопределенного круга лиц.

Что касается непосредственного объекта преступления, предусмотренного ст. 236 УК РФ, то здесь необходимо обратить внимание на отсутствие единообразного подхода по данному вопросу.

Например , Г.Р. Рустемова считает, что объектом нарушения санитарно-эпидемиологических правил выступают сами такие правила . Однако, на наш взгляд, такая трактовка может быть использована лишь для краткости научного изложения, поскольку соответствующие правила реализуются в рамках определенных общественных отношений.

Именно поэтому А.В. Бриллиантов и Н.Р. Косевич утверждают, что объектом нарушения санитарно-эпидемиологических правил являются "общественные отношения по охране санитарно-эпидемиологического благополучия населения" . Стоит отметить, что данные авторы приводят более удачную формулировку еще и потому, что указывают не на санитарно-эпидемиологические правила, а на такое благополучие. Ведь обозначенные правила призваны, в конечном итоге, обеспечивать санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, поскольку это и является целью их существования.

О.И. Коростылев называет основным непосредственным объектом нарушения санитарно-эпидемиологических правил общественные отношения в "области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения". Дополнительным непосредственным объектом этого преступления, по мнению данного автора, выступают "общественные отношения, складывающиеся в связи с обеспечением жизни (ч. 2 ст. 236 УК РФ) и здоровья человека (ч. 1 ст. 236 УК РФ)" .

По нашему мнению, положительными аспектами этого подхода к определению непосредственного объекта состава преступления, регламентированного ст. 236 УК РФ, необходимо признать: во-первых, констатацию двухобъектной структуры исследуемого элемента состава преступления; а во-вторых, методологически более точное указание на то, что соответствующие общественные отношения не обеспечивают санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, а складываются в связи с обеспечением такового.

Более развернутую характеристику непосредственного объекта нарушения санитарно-эпидемиологических правил предлагает Р.Д. Шарапов: "Основной непосредственный объект - общественные отношения, обеспечивающие санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, т.е. такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и имеются благоприятные условия для его жизнедеятельности... Дополнительный объект - безопасность здоровья человека. Факультативный объект - безопасность жизни человека (ч. 2 ст. 236 УК РФ)" .

Соглашаясь в целом с данным подходом, спорным все же видится признание наличия в преступлении, предусмотренном ст. 236 УК РФ, факультативного объекта. На наш взгляд, общественные отношения в сфере охраны жизни человека являются не факультативным, то есть необязательным, а дополнительным непосредственным объектом для состава преступления, закрепленного в ч. 2 ст. 236 УК РФ.

Примечательной является точка зрения В.Ю. Ряднева, который полагает, что непосредственным объектом рассматриваемого преступления является санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. При этом он пишет, что "основным непосредственным объектом посягательства, закрепленным в статье 236 УК РФ, является общественная безопасность и здоровье населения. Дополнительным объектом данного преступления выступает здоровье конкретных граждан (часть 1), а по части 2 - смерть человека" .

Анализируя изложенную позицию, по нашему мнению, сложно поддержать автора в вопросе приравнивания общественной безопасности и здоровья населения с санитарно-эпидемиологическим благополучием населения. Кроме того, критично расценивается нами факт обозначения в качестве дополнительного объекта квалифицированного нарушения санитарно-эпидемиологических правил (ч. 2 ст. 236 УК РФ) смерти человека, поскольку автор тем самым отождествляет общественно опасное последствие с объектом преступления, в то время как они традиционно противопоставляются друг другу.

Представляется, что уголовно-правовой запрет, предусмотренный ст. 236 УК РФ, ориентирован на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности .

Следовательно, санитарно-эпидемиологическое благополучие обусловлено поддержанием на надлежащем уровне здоровья населения. Причем в данном случае речь ведется не в целом о здоровье населения, нормальное состояние которого зависит от широкого спектра условий (например, генетические предпосылки, некоторые девиации в виде злоупотребления алкоголем, наркотиками, табакокурением), а лишь о той его составляющей, которая может быть обеспечена благоприятными условиями жизнедеятельности человека. Санитарно-эпидемиологическое благополучие подразумевает под собой нормальное состояние среды обитания, т.е. отсутствие воздействия на организм человека вредных факторов, так сказать, извне.

С учетом изложенного основным непосредственным объектом состава нарушения санитарно-эпидемиологических правил следует признать общественные отношения, складывающиеся в связи с охраной здоровья населения посредством создания и поддержания благоприятных условий жизнедеятельности человека, обеспечиваемых нормальным состоянием среды обитания.

Данное определение нашло поддержку 74% опрошенных в ходе проведенного нами исследования респондентов.

Вместе с тем мы солидаризируемся с теми авторами, которые утверждают, что в структуре состава нарушения санитарно-эпидемиологических правил имеется не только основной, но и дополнительный непосредственный объект. Безусловно, таковым в преступлении, предусмотренном ч. 1 ст. 236 УК РФ, выступают общественные отношения, возникающие в связи с обеспечением здоровья человека, а в преступлении, регламентированном ч. 2 ст. 236 УК РФ, - общественные отношения в сфере охраны жизни человека.

Вполне очевидно, что в рамках общественных отношений, складывающихся в связи с охраной здоровья населения посредством создания и поддержания благоприятных условий жизнедеятельности человека, обеспечиваемых нормальным состоянием среды обитания, осуществляется в том числе и сдерживание распространения опасных инфекционных заболеваний человека. Данные заболевания возникают вследствие заражения человека, которое происходит не иначе как извне, причем зачастую именно в результате ненадлежащего состояния среды обитания человека.

Кроме того, распространение опасных инфекционных заболеваний человека создает неминуемую угрозу здоровью, а в некоторых случаях и жизни человека.

Переходя к рассмотрению признаков объективной стороны состава нарушения санитарно-эпидемиологических правил, необходимо отметить, что законодатель сформулировал этот элемент состава преступления так: нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее массовое заболевание или отравление людей. Таким образом, состав преступления, предусмотренный ст. 236 УК РФ, является материальным по законодательной конструкции его объективной стороны.

Итак, для наступления уголовной ответственности по ст. 236 УК РФ, прежде всего, должны быть нарушены санитарно-эпидемиологические правила. В законе такие правила не раскрываются, что говорит о бланкетном характере изложения исследуемой уголовно-правовой нормы и обязывает правоприменителя обращаться к соответствующим не уголовно-правовым источникам.

Согласно ст. 1 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы - это нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний .

Исходя из данного определения к санитарно-эпидемиологическим правилам не следует относить разъяснения, рекомендации федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, поскольку таковые не содержат санитарно-эпидемиологических требований.

На территории РФ действуют федеральные санитарные правила. При необходимости учета особенностей складывающейся гигиенической, эпидемиологической, экологической обстановки и состояния здоровья населения на территории субъекта РФ могут действовать федеральные санитарные правила, установленные для этой территории.

Санитарно-эпидемиологические правила содержат:

а) гигиенические и противоэпидемические требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний человека, благоприятных условий его проживания, труда, быта, отдыха, обучения и питания, а также сохранению и укреплению его здоровья;

б) оптимальные и предельно допустимые уровни влияния на организм человека факторов среды его обитания;

в) максимально или минимально допустимое количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего с позиций безопасности и (или) безвредности для здоровья человека тот или иной фактор среды его обитания.

Государственные санитарно-эпидемиологические правила устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования к:

продукции производственно-технического назначения, товарам для личных и бытовых нужд и технологиям их производства;

потенциально опасным для человека химическим, биологическим веществам и отдельным видам продукции;

пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, а также контактирующим с ними материалам и изделиям и технологиям их производства;

продукции, ввозимой на территорию РФ;

организации питания населения;

водным объектам;

питьевой воде и питьевому водоснабжению населения;

организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

мерам, направленным на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), в том числе применяемых в отношении больных инфекционными заболеваниями, и т.д. .

Как видно, санитарно-эпидемиологические правила охватывают собой весьма широкий круг сфер жизнедеятельности человека, в их числе прямо обозначены и вопросы противодействия распространению инфекционных заболеваний, среди которых, безусловно, особое внимание уделяется опасным инфекционным заболеваниям человека.

Вместе с тем стоит заметить, что такой спектр нормативного регулирования, помимо очевидной положительной нагрузки, обусловливает и известные правоприменительные сложности, связанные с установлением факта нарушения обозначенных правил. При этом срок действия санитарных правил устанавливается при их утверждении, но не более чем на 10 лет, с возможностью его продления не более чем на 5 лет , что также затрудняет правоприменительную деятельность.

Следует заметить, что санитарно-эпидемиологические правила, в свою очередь, нередко предусматривают широкие перечни различного рода ограничений и запретов. Например , санитарно-эпидемиологические правила профилактики холеры предусматривают следующие карантинные мероприятия в случае угрозы выноса инфекции за пределы очага и дальнейшего ее распространения в пределах очага:

запрещение водопользования водными объектами в местах, определяемых противоэпидемической службой медицинского штаба;

запрещение выезда из организованных коллективов (санаторно-курортные учреждения, туристические базы, кемпинги и т.д.) при выявлении в них больных холерой (вибриононосителей) и при угрозе распространения инфекции;

ограничение размещения в населенных пунктах, особенно курортной зоны, неорганизованно отдыхающих при отсутствии надлежащих санитарно-гигиенических условий;

ограничение массовых сборов населения при различных ритуальных обрядах (свадьба, похороны и др.);

ограничение туристических рейсов (экскурсионных, паломничество и т.п.), специальных мероприятий (ярмарок, конгрессов, фестивалей, спортивных состязаний и т.п.).

Устанавливается порядок госпитализации заболевших и лиц с подозрением на холеру, комплекс иных противоэпидемиологических мероприятий .

Подобные правила, в частности, предусмотрены в отношении профилактики различных опасных инфекционных заболеваний человека .

Нарушение рассмотренных правил образует деяние в составе преступления, предусмотренном ст. 236 УК РФ, при этом важно заметить, что формами выражения деяния могут быть как действия, так и бездействие. Этот вывод прямо следует из содержания санитарно-эпидемиологических правил.

Вместе с тем факта нарушения санитарно-эпидемиологических правил отнюдь не достаточно для привлечения лица, допустившего такое нарушение, к уголовной ответственности. Само по себе нарушение названных правил может влечь административную ответственность по ст. ст. 6.3 (Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения), 6.4 (Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта), 6.5 (Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде), 6.6 (Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения), 6.7 (Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения) КоАП РФ.

Основным отличием исследуемого состава преступления от указанных административных правонарушений является наступление общественно опасных последствий в виде массового заболевания или отравления людей.

Данный признак состава преступления относится к числу оценочных, поскольку его содержание не раскрывается в положениях уголовного закона. Отсутствует его разъяснение и в нормативно-правовых актах иной отраслевой принадлежности. В этой связи толкование данного признака отдается на "откуп" науке уголовного права.

При этом изучение теоретических источников показывает, что трактование признаков "массовое заболевание или отравление людей", как правило, не вызывает дискуссий.

Так, по мнению Г.Р. Рустемовой, "массовым является такое заболевание людей, в результате которого оказалось поражено значительное их количество, заметно превышающее обычно регистрируемый уровень на данной территории. Заболевания могут быть бактериальными, вирусными, кишечными и др. Отравление - пищевым, вызванным употреблением некачественной воды, использованием предметов, содержащих канцерогенные вещества" .

Если Г.Р. Рустемова при характеристике заболевания как массового указывает на значительное превышение обычно регистрируемого уровня заболеваемости на данной территории, то Р.Д. Шарапов утверждает, что массовым признается заболевание, уровень которого превышает среднестатистический в несколько раз.

Под отравлением данный автор предлагает понимать химическую травму, развивающуюся "вследствие внедрения в организм чужеродного химического вещества в токсической дозе. Оно может быть острым или хроническим, профессиональным или бытовым, вызванным ядовитыми веществами животного, растительного или синтетического происхождения" .

С учетом изложенного, а также на основании лексического значения представляется целесообразным охарактеризовать заболевание в исследуемом составе преступления как расстройство здоровья, нарушение правильной деятельности организма , вызванное внешними факторами среды обитания человека.

Особый интерес представляют результаты проведенного нами этимологического анализа понятия "отравление". Изучение энциклопедической и медицинской литературы показывает, что отравление есть разновидность заболевания, вызванного поступлением яда в организм человека .

В этой связи абсолютно закономерно возникает вопрос о целесообразности наличия в российском уголовном законодательстве об ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических правил наряду с термином "заболевание" еще и понятия "отравление". Более того, подобная нормативная конструкция обнаруживает определенные логические погрешности: в законе через разделительный союз "или" указывается на целое понятие и его часть. Какой-либо объективной потребности в подобном подходе изложения нормативного материала выявить не представилось возможным. В итоге описанная ситуация, хотя и не является препятствием для адекватного применения УК РФ, не содержит смысловых противоречий, характеризуется неоправданной нагроможденностью текста уголовного закона излишними понятиями.

Таким образом, считаем необходимым исключение из содержания диспозиции ч. 1 ст. 236 УК РФ слов "или отравление". С этим согласилось 93% опрошенных нами специалистов.

Массовость заболевания как общественно опасного последствия нарушения санитарно-эпидемиологических правил должна, на наш взгляд, определяться исходя из конкретной ситуации. Думается, что формализация в данном случае является не вполне уместной.

Безусловно, обязательным признаком объективной стороны состава преступления, регламентированного ст. 236 УК РФ, выступает причинно-следственная связь, установление которой является неоценимо важным аспектом в процессе применения рассматриваемой нормы уголовного закона. В практической деятельности правильному определению данного признака существенно способствуют результаты соответствующих экспертных исследований.

Что касается субъективных признаков состава нарушения санитарно-эпидемиологических правил, то их установление на практике обычно не вызывает столь серьезных затруднений. Субъект данного преступления специальный, то есть вменяемое физическое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, на которое законом возложена обязанность соблюдения санитарно-эпидемиологических правил. Причем вследствие того, что обозначенные правила обязательны для организаций и учреждений любых форм собственности, а также физических лиц, субъектом, соответственно, может выступать как должностное лицо, так и обычный гражданин, не наделенный какими-либо властными или управленческими полномочиями.

С субъективной стороны преступление, предусмотренное ст. 236 УК РФ, характеризуется неосторожной формой вины к предусмотренным уголовным законом общественно опасными последствиям в виде массового заболевания людей (ч. 1), смерти человека (ч. 2).

Квалифицирующим нарушение санитарно-эпидемиологических правил признаком является причинение в результате такого деяния смерти человеку. Причем по смыслу уголовного закона для квалификации содеянного по ч. 2 ст. 236 УК РФ требуется установить, что нарушение указанных правил повлекло массовое заболевание людей и, как следствие, была причинена смерть как минимум одному человеку.

Литература

  1. Закон РФ "О безопасности" от 5 марта 1992 г. N 2446-1 // Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. N 15. Ст. 769. (в посл. ред. Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 103-ФЗ).
  2. Уголовное право России. Части Общая и Особенная: Учеб. / Под ред. А.В. Бриллиантова. М.: Проспект, 2008.
  3. Рустемова Г.Р. Проблемы совершенствования борьбы с преступлениями в сфере медицинского обслуживания населения: Дис. ... д-ра юрид. наук. Алматы, 2003.
  4. Уголовное право России. Части Общая и Особенная: Учеб. / под ред. А.В. Бриллиантова. М.: Проспект, 2008.
  5. Российское уголовное право. В 2-х т. Т. 2. Особенная часть: Учебник / Под ред. заслуженного деятеля науки РФ, д.ю.н., проф. Э.Ф. Побегайло. М.: Илекса, 2008.
  6. Ряднев В.Ю. Уголовная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил: Дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2004.
  7. См.: Кузнецова Н.Ф. Проблемы квалификации преступлений: Лекции по спецкурсу "Основы квалификации преступлений" / Науч. ред. и предисл. академика В.Н. Кудрявцева. М.: Издательский дом "Городец", 2007.
  8. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" // Собрание законодательства РФ. 05.04.1999. N 14. Ст. 1650. (в посл. ред. Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ).
  9. Постановление Правительства РФ от 24 июля 2000 г. N 554 "Об утверждении Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" // Собрание законодательства РФ. 31.07.2000. N 31. Ст. 3295. (в посл. ред. Постановления Правительства РФ от 15 сентября 2005 г. N 569).
  10. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 9 июня 2009 г. N 43 "Об утверждении Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.1.2521-09" (вместе с Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1.1.2521-09 "Профилактика холеры. Общие требования к эпидемиологическому надзору за холерой на территории Российской Федерации") // СПС "КонсультантПлюс".
  11. См.: Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 23 марта 2009 г. N 18 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2492-09" (вместе с Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1.7.2492-09 "Профилактика чумы") // СПС "КонсультантПлюс"; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 3 апреля 2003 г. N 30 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.1275.03" (вместе с Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1.1275.03 "Профилактика инфекционных заболеваний при эндоскопических манипуляциях") // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 28.07.2003. N 30; и др.
  12. Рустемова Г.Р. Указ. соч. / Под общ. ред. д.ю.н. М.П. Журавлева и к.ю.н. С.И. Никулина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2007.
  13. Шарапов Р.Д. Преступления против здоровья населения и общественной нравственности: Научно-практическое пособие. Тюмень: Тюменский юридический институт МВД России, 2002.
  14. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 53000 слов / Под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. 24-е изд., испр. М.: ООО "Издательство "Оникс"; ООО "Издательство "Мир и образование", 2007.
  15. См.: Многотомное руководство по внутренним болезням. Т. 10. М., 1963; Большая советская энциклопедия. 2-е изд. Т. 31. М., 1955.

Коршунова Екатерина Александровна

студент 4 курса ИСОиП (филиала) ДГТУ, РФ, г. Шахты

Шишкин Алексей Александрович

научный руководитель, канд. юрид. наук, и.о. зав.кафедрой «УПД», ИСОиП (филиал) ДГТУ, РФ, г. Шахты

В XXI веке остались в прошлом многие заболевания, уносившие жизни миллионов людей. Человечество практически полностью побороло значительное количество опасных инфекционных заболеваний. Среди них можно выделить наиболее смертоносные: чума, сибирская язва, холера и другие болезни. Однако, в настоящее время распространяются новые, не менее опасные заболевания, представляющие угрозу для человечества: ВИЧ-инфекция, вирусные гепатиты, туберкулез и др. Как отмечается в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., главными угрозами национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации являются возникновение масштабных эпидемий и пандемий, массовое распространение ВИЧ-инфекции, туберкулеза .

При этом каждому человеку в России основным законом гарантируется право на охрану здоровья (ст. 41 Конституции РФ) . Реализация данного права осуществляется посредством обеспечения человека квалифицированной медицинской помощью, проведения комплекса профилактических мероприятий, имеющих своей целью предотвращение заболеваний человека, создание благоприятных условий для его жизнедеятельности.

Тем не менее, помимо обеспечения данного права гражданам гарантируется охрана и защита нарушенных прав. В связи с чем, наиболее значимыми представляются уголовно-правовые меры противодействия распространению опасных инфекционных заболеваний человека. К числу таких средств относятся предписания уголовного закона о наказуемости заражения ВИЧ-инфекцией, венерическими заболеваниями, нарушений санитарно-эпидемиологических правил, нарушений правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами.

Предупреждение распространения опасных инфекционных заболеваний должно подкрепляться жесткими государственно-властными мерами, среди которых особое значение имеют уголовно-правовые средства противодействия распространению опасных инфекционных заболеваний человека. К числу таких средств относятся предписания уголовного закона о наказуемости заражения ВИЧ-инфекцией, венерическими заболеваниями, нарушений санитарно-эпидемиологических правил, нарушений правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами.

Но в теории уголовного права вопросам противодействия распространению опасных инфекционных заболеваний человека практически не уделяется внимания, несмотря на наметившуюся тенденцию обострения данной проблемы.

Вышеизложенное обусловливает актуальность и необходимость исследования уголовно-правовых аспектов противодействия распространению опасных инфекционных заболеваний человека.

Итак, инфекционные болезни (заболевания) - это группа болезней, вызываемых патогенными микроорганизмами, характеризующаяся заразительностью, наличием инкубационного периода, реакциями инфицированного организма на возбудителя и, как правило, циклическим течением и формированием постинфекционного иммунитет.

Инфекционная болезнь представляет собой конкретную форму проявления инфекционного процесса, под которым понимается «ограниченное во времени сложное взаимодействие биологических систем микро- (возбудитель) и макроорганизма, протекающее в определенных условиях внешней среды, проявляющееся на субмолекулярном, субклеточном, клеточном, тканевом, органном и организменном уровнях и закономерно заканчивающееся либо гибелью макроорганизма, либо его полным освобождением от возбудителя».

В медицинских изданиях отмечается, что в отличие от других заболеваний инфекционные болезни могут передаваться от зараженного человека или животного здоровому (контагиозность) и способны к массовому (эпидемическому) распространению. В общей структуре заболеваний человека на инфекционные болезни приходится от 20 до 40 %.

О высоком уровне общественной опасности фактов распространения анализируемых инфекционных заболеваний свидетельствует целый ряд обстоятельств. Например, подтверждением значительной общественной опасности отдельных инфекционных заболеваний человека и их распространения служат положения отечественного законодательства. Так, в преамбуле Федерального закона «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» отмечается следующее: «Признавая, что хроническое заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция), приобретает массовое распространение во всем мире, вызывает тяжелые социально-экономические и демографические последствия для Российской Федерации, создает угрозу личной, общественной, государственной безопасности, а также угрозу существованию человечества, вызывает необходимость защиты прав и законных интересов населения» .

Специфика опасных инфекционных заболеваний человека свидетельствует о том, что многие из них нередко заканчиваются летальным исходом. Вполне очевидно, что в таком случае, должен решаться вопрос: о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности.

Уголовный кодекс Российской Федерации на сегодня содержит две статьи, которые устанавливают уголовную ответственность за распространение венерических болезней и ВИЧ-инфекций . Рассмотрим их.

Статья 121. Заражение венерической болезнью

1.Заражение другого лица венерической болезнью лицом, знавшим о наличии у него этой болезни, - наказывается …

2.То же деяние, совершенное в отношении двух или более лиц либо в отношении несовершеннолетнего, - наказывается…

Статья 122. Заражение ВИЧ-инфекцией

1.Заведомое поставление другого лица в опасность заражения ВИЧ-инфекцией - наказывается

2.Заражение другого лица ВИЧ-инфекцией лицом, знавшим о наличии у него этой болезни, - наказывается

3.Деяние, предусмотренное частью второй настоящей статьи, совершенное в отношении двух или более лиц либо в отношении несовершеннолетнего, - наказывается

4.Заражение другого лица ВИЧ-инфекцией вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей, - наказывается

5.В связи с тем, что венерические болезни и ВИЧ-инфекции входят в общий перечень инфекционных заболеваний человека, то предлагаем нормы об ответственности сформулировать следующим образом:

Статья 121. Умышленное распространение опасного инфекционного заболевания человека

1.Поставление другого лица под угрозу заражения опасным инфекционным заболеванием, - наказывается...

2.Умышленное заражение другого лица опасным инфекционным заболеванием, а равно совершение иного деяния, вызвавшего распространение опасного инфекционного заболевания человека, - наказывается...

3. Деяние, предусмотренное частью второй настоящей статьи, совершенное в отношении двух или более лиц либо в отношении несовершеннолетнего, - наказывается...

Статья 122. Распространение опасного инфекционного заболевания человека по неосторожности

1. Распространение опасного инфекционного заболевания человека по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей, - наказывается...

2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное в отношении двух или более лиц, либо в отношении несовершеннолетнего, - наказывается …

Основным фактором, свидетельствующим о целесообразности уголовно-правового противодействия распространению опасных инфекционных заболеваний человека, выступает весьма значительная общественная опасность данного деяния, во многом обусловленная неблагоприятными тенденциями увеличения количества лиц, страдающих подобными заболеваниями. Кроме того, общественная опасность распространения данных болезней предопределяется чрезвычайной вредоносностью исследуемых заболеваний, их последствиями могут выступать смерть человека, инвалидность, что наносит непоправимый урон здоровью населения. Повышенная общественная опасность распространения опасных инфекционных заболеваний человека связана еще и с тем, что на реализацию соответствующих медико-санитарных, противоэпидемиологических мероприятий затрачиваются значительные финансовые ресурсы.

С учетом всего изложенного, нами предлагается объединить нормы об уголовной ответственности за распространение ВИЧ-инфекций и венерических заболеваний в статьи, назвав их: «Умышленное распространение опасного инфекционного заболевания человека» и «Распространение опасного инфекционного заболевания человека по неосторожности».

Результаты настоящей работы вносят существенный вклад в развитие научного понимания проблемы борьбы с распространением опасных инфекционных заболеваний человека, выступают предпосылкой для развития перспективного направления дальнейших научных уголовно-правовых исследований вопросов обеспечения безопасности здоровья населения. Научно обоснованные выводы и предложения по результатам исследования закладывают теоретические основы противодействия распространению опасных инфекционных заболеваний человека.

Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993), (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», - 04.08.2014, - № 31, - ст. 4398.
  2. Лопашенко Н.А. Основы уголовно-правового воздействия: уголовное право, уголовный закон, уголовно-правовая политика. СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2004. - С. 288.
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 31.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2015) // «Собрание законодательства РФ», - 17.06.1996, - № 25, - ст. 2954
  4. Указ Президента РФ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» от 12 мая 2009 г. № 537 // Собр. законодательства РФ. - 18.05.2009. - № 20. - Ст. 2444

Несмотря на появление новых методов лечения, существуют болезни, не поддающиеся полному искоренению. К таким бичам современного общества относят ВИЧ — вирус иммунодефицита человека. Люди, у которых выявили эту инфекцию, должны всю жизнь принимать лекарства, поддерживающие иммунитет на должном уровне. Если говорить простым языком, таблетки нужны для того, чтобы организм не перестал бороться с чужеродными патогенными микроорганизмами. Кроме этого, существуют и другие опасные венерические заболевания, которые оказывают пагубное влияние на организм человека даже в стадии ремиссии.

Человек, знающий о том, что он болен, должен соблюдать меры предосторожности и ни в коем случае не умалчивать о недуге во время сексуальных отношений. В за преднамеренное заражение венерической болезнью предусмотрено наказание.

В первую очередь следует сказать о тех людях, которые находятся среди других и даже не подозревают, что больны. Тем не менее в инкубационном периоде вирус не менее опасен, чем в активном. В этом случае, если произошло заражение, умысла не наблюдается, поэтому уголовной не подлежит. Другой вопрос, если человек ведет такой образ жизни, при котором заражение более чем вероятно. При этом гражданин не ходит на обследования, а поэтому и не знает, что болен.

Виновный и его умысел

Во главу угла в вопросах, касающихся 121-й статьи УК РФ, ставят умысел, желание наступления отрицательных последствий. Это может быть как банальная халатность по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, так и чувство мести: "Я болен, а чем другие лучше?"

Здесь можно предположить, что у человека психическое расстройство разной степени тяжести. Обычный адекватный человек никогда не пойдет специально заражать как можно больше людей, а, наоборот, постарается оградить близких и знакомых от опасности.

Таким образом, сложность для любого следователя, а потом прокурора и судьи состоит в необходимости доказывать, что у виновного был умысел. В постановлении Верховного суда СССР (комментарий к статье) есть прямое указание на необходимость изыскания доказательств о виновности подсудимого.

Свидетели

Знание виновного о наличии у него заболевания устанавливается исходя из свидетельских показаний:

— потерпевшего;

— знакомых виновного;

— медицинского учреждения.

При необходимости, если к врачу больной не обращался, но по некоторым признакам знал, что у него венерическое заболевание, назначают экспертизу.

Источники заражения

Уголовной ответственности подлежат не только больные в период развития и лечения болезни, но и во время наблюдения. Не секрет, что имеющих ЗППП ставят на специальный медицинский учет. Пока человек на нем состоит, он автоматически считается носителем и условно опасен для окружающих.

Держать больных в медучреждении врачи не имеют права, поэтому здесь надежда только на самих подучетных, на их сознательность. Не зря дерматовенерологи при выявлении нового случая заболевания проверяют (со слов заболевшего), с кем в контакте он был. Это необходимо для предупреждения болезни у других и определения источника заражения этого человека.

Диспозиция

Заражение венерической болезнью предполагает совершение действий, которые прямо направлены на передачу вируса (болезнетворных организмов). Это может быть как половой акт, так и использование одной посуды, одежды или даже предметов гигиены.

В Уголовном кодексе 121 статья предусматривает наказание по двум частям:

— заражение лицом, которое знало о наличии заболевания;

— заражение двух и более человек, а также передача вируса несовершеннолетним.

В отношении детей и подростков закон говорит том, что виновный должен знать не только о том, что имеет ЗППП, но и тот факт, что заражаемому нет восемнадцати лет.

Ответственность за деяние, которое предусматривает 121 статья, наступает с 16 лет. Здесь можно предположить, что если виновный еще сам не достиг совершеннолетия, то он должен как минимум состоять на учете в полиции как социально опасный элемент общества.

Наказание

В отношении заражения венерической болезнью несовершеннолетнего может иметь место преступление, предусмотренное статьей 132 УК РФ — сексуальные действия насильственным характера по отношению к детям или подросткам. Соответственно, если совершено такого рода деяние, то срок будет назначен по статье 132, где уже предусмотрено преступление с заражением венерической болезнью.

Таким образом, 121 статья в части 2 содержит следующие виды наказаний за деяние в отношении несовершеннолетнего или нескольких лиц:

— штраф до 300 тыс. руб.;

принудительные работы до 5 лет;

— лишение свободы, реальный срок в режимном учреждении — до 2 лет.

Те лица, которые заразили венерической болезнью одного взрослого человека, несут наказание следующих видов:

— штраф до 200 тыс. руб.;

обязательные работы до 480 часов, исправительные — до 2 лет;

— нахождение под арестом до 6 месяцев.

Как можно увидеть, лишение свободы в этом случае не назначается.

Отсутствие доказательств

Освобождение обвиняемого от уголовной ответственности за деяние, которое является диспозицией 121-й статьи УК РФ, также существует. В этом случае суд должен собрать такие доказательства, которые прямо указывают на то, что подозреваемый здоров. Здесь речь идет об отсутствии доказательств того, что человек болен. Об этом прямо говорит комментарий к статье о неопровергнутой уверенности обвиняемого в своем здоровье.

Таким образом, если лицо подает заявление с указанием на то, что какой-то конкретный человек виновен в заражении, а тот совершенно здоров, здесь следует искать третье лицо, которое стало причиной всему.

Здравствуйте, мне мои знакомые рассказали, что мой бывший молодой человек заболел ВИЧем. Получилось так, что это дошло до нашего участкового через нашего друга. Теперь его ищут чтобы он сдал анализы, так как это уголовно наказуемо. Скажите, могут ли меня обвинить в клевете, если при проверке окажется, что он здоров? При всем при том, что я на 5 месяце беременности от него?

Валентина

Есть ответ

Отвечает
Юрист

Частью 4. Статьи 128.1 Уголовного кодека РФ предусмотрена ответственность за Клевету о том, что лицо страдает заболеванием, представляющим опасность для окружающих.

ВИЧ входит в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

Клевета - есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию. Заведомая ложность сведений означает, что виновный знает об их явном несоответствии действительности.

Если лицо, распространяя порочащие другое лицо сведения, добросовестно заблуждалось относительно их правдивости, то в содеянном отсутствует состав клеветы. Не содержит состава клеветы сообщение порочащих, но правдивых сведений.

Так как вы беременны от него, то в ваших интересах, чтобы нашли его и выяснили здоров он или нет.

Статья 121. Заражение венерической болезнью

1. Заражение другого лица венерической болезнью лицом, знавшим о наличии у него этой болезни,наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев.

2. То же деяние, совершенное в отношении двух или более лиц либо в отношении заведомо несовершеннолетнего,наказывается штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет

Комментарии к статье 121 Уголовного кодекса РФ

1. Сравнение комментируемой статьи со ст. 115 УК РСФСР 1960 г. показывает, что основные положения прежнего закона сохранены, но имеются три существенных изменения: 1) исключена уголовная ответственность за заведомое поставление в опасность заражения венерической болезнью, 2) в новом УК нет ссылки на прежнюю судимость за данное преступление как отягчающее обстоятельство, влияющее на его квалификацию, 3) подчеркнута заведомость знания виновным возраста потерпевшего несовершеннолетнего. Кроме того, заметим, что ст. 115(1) УК РСФСР предусматривала уголовную ответственность за уклонение от лечения венерической болезни. В новом УК такой нормы нет.

2. Под заражением венерической болезнью следует понимать передачу этой болезни лицом, знавшим о наличии у него такой болезни, путем совершения любых действий, которые, по общему правилу, ведут к заражению: совершение полового акта, поцелуи, питание из одной посуды, несоблюдение иных гигиенических правил лицом, страдающим венерическим заболеванием.

3. Венерические заболевания - это группа инфекционных заболеваний, передающихся преимущественно половым путем. К этим болезням относят: сифилис, гонорею, мягкий шанкр, паховый лимфогранулематоз, венерическую гранулему и некоторые другие. Опасность их состоит в том, что они затрагивают скрытую от посторонних интимную сферу при широком распространении самолечения, передаются от одного человека другому и неполовым путем.

4. В свое время Пленум Верховного Суда СССР в п. 3 постановления "О судебной практике по делам о заражении венерической болезнью" от 8 октября 1973 г. указал, что судам необходимо устанавливать наличие доказательств, подтверждающих осведомленность виновного о наличии у него венерического заболевания, например, предостережения лечебного учреждения, иные данные, свидетельствующие об осведомленности о заболевании и его заразности (см. Бюл. ВС СССР, 1973, N 6, с. 17 - 18).

5. В п. 4 того же постановления подчеркивается, что уголовная ответственность лица, больного венерической болезнью и заразившего другое лицо, может иметь место не только в период болезни и ее лечения, но и в период контрольного наблюдения лечебным упреждением за больным до снятия его с учета (там же).

6. О понятии двух и более лиц см. комментарий к ч. 2 ст. 105 УК.Для применения ч. 2 ст. 121 УК при заражении венерической болезнью заведомо несовершеннолетнего должно быть установлено, что виновный знал (был осведомлен) о том, что потерпевший не достиг восемнадцатилетнего возраста. О понятии заведомости см. также комментарий к ст.ст. 63 и ч. 2 ст. 105 УК.

7. С субъективной стороны преступление, предусмотренное ст. 121 УК, может быть совершено умышленно как с прямым, так и с косвенным умыслом, а также по неосторожности в виде легкомыслия. Небрежность в данном случае исключается в связи с тем, что виновный знал об имеющемся у него заболевании.

8. Согласие потерпевшего на заражение его венерической болезнью не может служить основанием для освобождения от уголовной ответственности лица, знавшего о наличии у него венерического заболевания и заразившего потерпевшего.

9. Неопровергнутая уверенность лица в том, что оно полностью излечилось от венерической болезни, исключает осуждение его по ст. 121 УК.

10. Уголовная ответственность за заражение венерической болезнью наступает с 16 лет.

Cтатья 6.1 Кодекса об административных нарушениях РФ

Статья 6.1. Сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью и контактов, создающих опасность заражения

Сокрытие лицом, больным ВИЧ-инфекцией, венерическим заболеванием, источника заражения, а также лиц, имевших с указанным лицом контакты, создающие опасность заражения этими заболеваниями, - влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.

Предупреждение лицу,заболевшему венерической болезнью

Приложение 2
к Приказу Минздрава России от 27.03.98 N 91

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЛИЦУ, ЗАБОЛЕВШЕМУ ВЕНЕРИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНЬЮ

Я, ___________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество полностью)
19__ г. рождения,место жительства _______________________________ (республика, край, область, округ, город, село)
письменно подтверждаю, что сего числа я предупрежден(а) о том, что страдаю венерической болезнью в форме ___________________________, которая является заразной для других лиц, и мне понятен порядок, сроки лечения и контрольного наблюдения.
Мне разъяснены мои права и обязанности, в том числе, что я не могу быть донором независимо от давности заболевания сифилисом и результатов лечения. Мне и приглашенным моим половым партнерам гарантирована конфиденциальность со стороны медицинского и обслуживающего персонала.
Мне разъяснено: - что в случае уклонения от медицинского освидетельствования и лечения ко мне могут быть приняты меры принудительного характера в соответствии с действующим законодательством;
- после настоящего предупреждения в случае невыполнения своих обязательств и заражения венерическим заболеванием другого лица я несу уголовную ответственность в соответствии со ст. 121 Уголовного кодекса Российской Федерации "Заражение венерической болезнью";
- что я имею право на: - уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;
- обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно - гигиеническим требованиям;
- на сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при обследовании и лечении в соответствии с действующим законодательством.
Подпись больного _____________________________________________
(подпись, выполненная карандашом, недействительна)
Подпись лечащего врача __________________________ (разборчиво)
"__" ______________ 19_ г. Город _______________________
Наименование лечебного учреждения ____________________________
N медицинской карты __________________________________________
<*> Для больного, наблюдающегося в кабинете анонимного обследования и лечения, фамилия, имя, отчество заполняется с его слов, и он также предупреждается об уголовной ответственности за заражение другого лица венерической болезнью.