Муниципальная система власти: органы местного самоуправления – это какие органы. Исполнительные органы местного самоуправления: описание, список и особенности

В каждом регионе России, в каждой области, городе, селе есть местное самоуправление. Это местная власть, неподотчетная государству, которая существует для улучшения жизни народа и им избирается. Органы местной власти разделены на исполнительно-организационные и представительные (законодательные).

Органы местного самоуправления есть в каждом регионе, области, городе, селе и т. д. Они не являются государственными, но также обладают властью и полномочиями. Можно сказать, что все вопросы управления определенной единицей страны ложатся на плечи местных властей. Конечно, органы местного самоуправления подчиняются всем государственным законам и Конституции. Однако они имеют право по собственному усмотрению вводить законы конкретного региона.

Понятно, что местные депутаты или главы администраций стоят несравнимо ближе к народу, чем Госдума и президент. Благополучие жителей каждого населенного пункта зависит от местной власти. Поэтому так важно разбираться в устройстве системы местного самоуправления, знать, какие в ней существуют органы, чтобы иметь представление, куда обратиться.

Местные органы решают вопросы благоустройства городских территорий. Даже за асфальт во дворе дома ответственен муниципалитет, в то время как за состояние дома отвечает управляющая компания. Вопросов, которые граждане хотели бы задать местным управленцам, действительно бывает очень много.

Какими органами представлено местное самоуправление

В каждом муниципальном образовании местная власть обязательно включает следующие органы:

1) представительный орган (городская дума), состоящая из депутатов, которых выбирает народ;

2) глава муниципального образования (высшее должностное лицо, которого выбирает народ);

3) исполнительно-распорядительный орган (местная администрация), выполняет распоряжения главы администрации и государственной власти;

4) возможно наличие других местных органов, если об этом говорится в уставе муниципального образования.

Главы думы и администрации являются должностными лицами местного самоуправления. У них есть полномочия принимать решения о том, как будет организована деятельность каждого такого органа, управляющего муниципалитетом. Городская дума формируется из депутатов, за которых на выборах голосует местное население. Таким образом оно непосредственно решает, кому доверить благополучие своей жизни.

За что ответственен представительный орган (дума) власти

Самое, пожалуй, важное, что нужно знать об этом органе - его работа контролируется самим населением, перед населением он должен отчитываться о своей деятельности. Этим местная дума отличается от Государственной, которая подотчетна правительству России.

Городская дума занимается распределением местного бюджета, а также принимает решение о его размере. При этом дума должна руководствоваться тем соображением, что местный бюджет не может быть ниже минимального, установленного государством, но и при слишком завышенной планке суммы могут возникнуть трудности. Дума решает, какие будут муниципальные предприятия, сколько денег они будут брать за свои услуги. Полный перечень полномочий местного представительного органа в каждом конкретном муниципалитете будет свой.

Представительный орган управляет жизнью поселения, опираясь на местный устав. В каждом муниципальном образовании России есть свой устав, в котором прописаны основные законы и порядок местного самоуправления. В этот главный документ региона могут вноситься изменения, касающиеся даже самой структуры органов. Структура органов может быть изменена, если такое решение примет городская дума. Прописан в уставе и может изменяться и срок полномочий местных органов власти. Вступить в силу такое решение может только начиная с нового созыва муниципальной думы.

Что делает местная администрация

Местный исполнительно-распорядительный орган (администрация) формирует ее глава. Его задачей, в первую очередь, становится контроль за соблюдением в муниципальном образовании законов РФ и законов вышестоящих органов субъекта страны, к которому принадлежит (например, город должен подчиняться общим для области законом, утвержденным областными властями).

Председатель ответственен за качественное выполнение тех полномочий, которые в муниципалитет делегировало государство. Он организует работу администрации, ведет статистику подведомственного региона, встречается в приемные часы с населением и многое другое.

Примеры органов местного самоуправления

В разных городах РФ органы местного самоуправления, сохраняя в целом одинаковую структуру, подчас имеют разные названия. Поэтому местным жителям бывает затруднительно определить, что есть что. Попробуем разобраться на конкретных примерах некоторых городов. Возьмем, допустим, Нижний Новгород. Здесь местные власти решили не изобретать велосипед, поэтому представительный орган в древнерусском городе называется Городская дума, а исполнительно-распорядительный - Администрация Нижнего Новгорода.

В другом городе с древней историей, Ярославле, отличились большей оригинальностью. Представительный орган назвали Муниципалитет. То есть горожанин, пытаясь найти городскую думу, может не догадаться, что ярославские депутаты заседают в Муниципалитете. Вообще же это слово является синонимом определения «муниципальное образование».

Принципы местного самоуправления

Если местное самоуправление так самостоятельно, имеет свой устав, который способно подвергать изменениям, то что составляет общие и единые начала для самоуправления во всей стране? Оказывается, наличие общих принципов.



Решая правовые вопросы, нередко возникает потребность обратиться в органы местного самоуправления, однако что это значит, какие органы сюда входят, знает далеко не каждый. Многие считают, что это лишь местная администрация, на самом деле это не так.

Под данным понятием подразумевают органы, наделенные возможностями решать проблемы жителей, выбираемые населением или образованные представительным органом муниципалитета.

Вконтакте

Местное самоуправление

Исполнительные органы местного самоуправления – это не просто местная администрация определенного населенного пункта.

В России признается и реализуется местное самоуправление , не имеющее ничего общего с федеральной властью, оно функционирует самостоятельно в рамках своих возможностей.

Муниципальные органы власти создаются по принципу выбора из населения. Работа структуры касается сугубо индивидуальных вопросов, муниципального уровня, касаются они земельных отношений, личных вопросов граждан.

Форма власти осуществляется согласно законам РФ, Конституции. Под свою ответственность населением принимаются решения касающиеся истории, традиций своего народа.

Основой такого самоуправления считаются юридические , прописанные нормативно-правовыми актами, оговаривающими деятельность населения по решению экономических, территориальных, финансовых вопросов. Состав организации избирается самими жителями, иной вариант – подбирается и назначается областными структурами. Подобная организация – полноправное юридическое лицо , однако она не является звеном государственной власти.

Учитывая специфику деятельности таких организаций, определяется структура, дальнейшие функции с учетом потребностей жителей. Аббревиатура муниципальных исполнительных органов местного самоуправления – МСУ.

Структура

Органы местного самоуправления имеют четкую структуру и строгое распределение обязанностей между подразделениями . В разных субъектах РФ названия отдельных подразделений может отличаться, но суть будет подобна схеме, так как она определена Конституцией РФ и федеральными законами. Схематично эту иерархию местной власти можно изобразить так:


На практике структура МСУ формируется согласно следующим этапам:

  • созывается представительный орган;
  • определяется, кто будет главой;
  • формируется администрация с ее исполнительно-распорядительными функциями;
  • создается контрольный комитет или иная структура.

Представительный орган выполняет свои функции, если избрано как минимум 2/3 депутатов . Создается рабочий коллектив по уставу муниципального образования. Их полномочия касаются определенных сфер жизни: , спорта, молодежи, строительства, ЖКХ, образования, пр. Полномочия органов местного самоуправления не выходят за рамки закона.

Важно! Представительный орган – юридическое лицо с широкими правами, обязательно имеется в любом МСУ. Ему разрешается представлять интересы своего населения, принимать решения от его имени. Любые решения принимаются совещательно, по регламенту.

Состав представительного органа:

  • председатель, заместители;
  • комиссии, комитеты.


Состав определяется уставом, регулируется законодательством РФ. Назначается путем выбора населением (округа, района, поселения) или назначается муниципалитетом.

В небольшом поселении выполнять подобные действия могут несколько депутатов, на муниципальном уровне – это целая система.

При создании устава муниципального образования сразу прописывается, будет избираться главное должностное лицо или в этом нет необходимости.

Его функция – возглавлять общую деятельность . Выбрать главу можно из жителей, из членов представительного органа, нанять по контракту.

Структура органов местного самоуправления определяется согласно законам РФ, а членов выбирают муниципальным голосованием. Депутаты выбираются по определенным правилам.

На муниципальном районном уровне число депутатов должно быть больше пятнадцати, в представительном органе города, десять и более. Депутаты могут быть распущены досрочно, по законодательству РФ или уставу муниципального образования.

Глава


Система органов местного самоуправления возглавляется главой, избираемым, назначаемым, отправляемым в отставку муниципалитетом. Глава работает по уставу, решает вопросы территориального характера.

Функциональная нагрузка главы определяется разными способами. Глава может быть включен в состав представительной системы , иметь право голоса, оставаться ее председателем, а может руководить лишь на территориальном уровне, выполняя задачи главы местной администрации.

Глава согласно уставу решает задачи муниципального значения. Является главным представителем, руководит, выполняет исполнительные, распорядительные функции. Дает отчет населению, представительному органу.

Важно! Срок полномочий главы указан в уставе и может составлять от 2 до 5 лет.

В компетенцию главы входит несколько направлений:

  • представительство;
  • нормотворчество;
  • контроль.


Охват полномочий и обязанностей напрямую связан с ролью главы в системе, то есть у руководителя администрации села и у председателя думы функции разные .

Однако на уровне представительства относительно органов власти, граждан, организаций их полномочия схожи. Причины прекращения обязанностей главы: смерть, отставка, отзыв, отрешение, и пр.

Главам запрещено быть членом Совета Федерации; депутатом Госдумы, региона. Запрещена предпринимательская деятельность, по некоторым направлениями. Зато при некоторых нюансах на их персону распространяется неприкосновенность. Сюда относится арест, допрос, обыск, уголовная ответственность.

Контрольный орган

Сложно одним словом рассказать, что такое контрольный отдел местного самоуправления. Чаще всего функциями контроля наделено одно или несколько лиц. Основная деятельность направлена на контроль того, как правильно расходуется, исполняется бюджет, соблюдается регламент, используется имущество. Анализируются отчеты об исполнении.


Контроль может выполняться следующими формами:

  • инициатива граждан правотворческого характера;
  • собрания;
  • выборы;
  • голосование;
  • слушания;
  • опрос.

В крупных представительных органах муниципального образования наличие контроля считается обязательным . Название структура получает исходя от предполагаемых функций. Это какие-то определенные отделы, например, счетная палата города, ревизионная комиссия, которая будет отслеживать движение средств и то, как используется имущество.

Учитывая специфику предполагаемой деятельности, территориального уровня такое подразделение не имеет, ведь именно оно должно вести контроль над деятельностью.

Администрация муниципального образования


Под понятием местная администрация подразумевается исполнительная структура, главный представитель – глава администрации. Конкретный человек – избирается народом, назначается властью по конкурсной основе.

Глава администрации функционирует как единственное лицо либо имеет заместителей, работающих по разным направлениям, – хозяйственной деятельности, спорту и т. д.

Занимается юридическое лицо проблемами населения, имущества, земли. Рассматривает возможные обращения, решает их по мере своих полномочий.

Работает на основе имеющегося устава, государственных законов. Принцип работы простой: глава издает положения (не касающиеся глобальных государственных вопросов), организует работу самой администрации, выполняет определенные функции, переданные государством.

Назначаются комитеты, рассматривающие экономические, социальные, текущие проблемы района. Финансирование подразделений выполняется бюджетом района, области. Администрация имеет собственный лицевой счет, считается юридическим лицом. Имеет право выставлять имущественные права, представительство в суде.


Подобная структура, учитывая то, какие вопросы решает местное самоуправление, включает управления, департаменты, службы, инспекции, комиссии, сектора. При условии больших территорий, высокого финансирования структурных организаций может быть много . Состав должностных лиц определяется на территориальном уровне.

Полномочия МСУ

Несмотря на то, что местное самоуправление не считается государственной властью, некоторые функции государство все-таки ему передает, такое право позволяет:

  • принимать решения о назначении пособий, пенсий (социальный отдел);
  • решать вопросы попечительства, опеки, (народное образование);
  • следить за порядком;
  • издавать нормативные акты, постановления, решения, касающиеся граждан;
  • распоряжаться собственностью муниципалитета;
  • распоряжаться казной, использовать земли, угодья, леса, водоемы;
  • принимать решение о сборах определенных видов налога.

То, какие проблемы решает система, напрямую зависит от ее полномочий, объема и статуса структурного подразделения. Принимающиеся документы действуют только на территории муниципалитета , касаются его населения, угодий. Полномочия органов местного самоуправления обосновываются законами РФ.


Исходя от того, на какой территории располагается представительный орган муниципального образования, его бюджета, зависит, какие вопросы он решает. Возможности на самом деле широкие:

  • принятие актов, устава, внесение изменений, дополнений;
  • утверждение бюджета;
  • определение налогов определенного уровня, их изменение, отмена;
  • создание программ, реализация их с ведением полной отчетности;
  • распоряжение имуществом, которое считается муниципальным;
  • определять порядок создания, ликвидации, реорганизации учреждений , устанавливать тариф за их услуги;
  • определять, как будут решаться организационные, материальные, технические вопросы, проблемы определенного уровня;
  • представительный орган муниципального образования самостоятельно определяет сотрудничество с другими организациями межмуниципального уровня;
  • выполняется контроль за работой структуры, исполнением обязанностей.

Важно! Представительный орган решает вопросы, касающиеся исключительно подведомственной ему территории. Любые действия реализуются только через сформированные структуры власти, самим населением по личной инициативе, например, открытие выставок, музеев.

Полезное видео


При каждом населенном пункте обязательно существует своя система, полномочия определяются индивидуально, касаются они жилищных, земельных, культурных, образовательных, экономических, надзорных вопросов. Самоуправление наделено определенными полномочиями, правами, имеет обязанности перед населением.

Местное самоуправление

Местное (муниципальное) самоуправление - одна из демократических основ системы управления обществом и государством, важнейший структурный элемент устройства власти в РФ. Пункт 2 статьи 3 Конституции РФ гласит: « Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Статья 12: «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».

Таким образом, местное самоуправление - это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти, предполагающая самостоятельное решение населением (под свою ответственность) вопросов локального значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. В соответствии со статьями 130 Конституции РФ местное самоуправление осуществятся:

Через референдумы, выборы, собрания и сходы;

Посредством выборных и других органов местного самоуправления.

Основные направления муниципальной деятельности характеризуются функциями местного самоуправления. Перечень полномочий органов самоуправления (под полномочиями мы будем понимать правовое выражение их деятельности) позволяет выделить следующие основные функции:

обеспечение участия населения в решении местных дел (ст.131)

управление муниципальной собственностью (ст. 132)

обеспечение развития соответствующей территории

охрана общественного порядка (ст.132)

защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ (ст. 133)

обеспечение потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и иных услугах.

К принципам местного самоуправления относятся следующие основополагающие принципы:

самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения

организационное обособление местного самоуправления в системе управления обществом и государством

многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления

соразмерность полномочий местного самоуправления материально-финансовым ресурсам.

Органы местного самоуправления

Анализ статей 3,12, а также главы 8 Конституции РФ показывает, что местное самоуправление, его органы не входят в систему государственной власти. Правда, они могут наделяться отдельными государственными полномочиями, участвовать в осуществлении государственных функций. И в этом качестве представляют собой государственно-властные органы, деятельность которых по реализации им полномочий подконтрольна государству. К органам местного самоуправления относятся:

Представительные органы самоуправления;

Собрания, сходы граждан (в основном в небольших населенных пунктах);

Главы местного самоуправления (глава администрации, мэр, и т.д.);

Местная администрация, подконтрольная главе местного самоуправления.

Основы деятельности местного самоуправления

Территориальная основа местного самоуправления - это городские и сельские поселения. Однако, оно осуществляется и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций (район, сельский округ, и т.д.)

Деятельности органов местного самоуправления основана на действующей Конституции и на правовых актах субъектов РФ, а также на основе положений местных представительских органов.

Экономическая основа местного самоуправления - муниципальная собственность, к ней относятся жилищный фонд, нежилой фонд, бюджетные и внебюджетные средства, и т.д. Органы местного самоуправления имеют свою экономическую и финансовую базу, формируют бюджет, устанавливают местные налоги и сборы.

Полномочия местного самоуправления

Полномочия местного самоуправления, которые реализуются населением непосредственно, а также через выборные и другие органы местного самоуправления, включают: собственные полномочия местного самоуправления, а также отдельные государственные полномочия, переданные им государством.

Глава местного самоуправления непосредственно или через образуемые им органы осуществляет управление муниципальным хозяйством, распоряжается имуществом и т.д. Издает постановления и распоряжения в пределах своих полномочий.

Представительный орган местного самоуправления утверждает бюджет, устанавливает налоги и сборы, утверждает программы развития и т.д. Также осуществляют контроль за деятельностью главы администрации.

Органы местного самоуправления организуют исполнение законов РФ, указов Президента, правовых актов субъектов РФ, на территории которых они находятся.

Гарантии правомочий местного самоуправления

Гарантии правомочий служат для того, чтобы обеспечить правовыми средствами самостоятельность органов местного самоуправления в решении местных вопросов и обеспечить условия для наиболее полной реализации прав местного самоуправления.

Конституция РФ закрепляет, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, и устанавливает следующие положения:

органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти

изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения

структура органов местного самоуправления определяется население самостоятельно

В целях защиты прав местного самоуправления и создания благоприятных возможностей для их наиболее полной реализации Конституция РФ (ст. 133) гарантирует:

судебную защиту нарушенных прав местного самоуправления

компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти

гарантии местного самоуправления более детального закрепляются федеральным законодательством, а также правовыми актами субъектов РФ

ряд важных гарантий содержит указ Президента РФ «О гарантиях местного самоуправления в РФ». В нем в частности, установлено, что решения органов самоуправления могут быть отменены лишь в судебном порядке.

Местное самоуправление в городе Москве

Рассмотрим пример организации местного самоуправления в городе Москве. Москва как субъект РФ имеет систему органов государственной власти, определяет самостоятельно в соответствии основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральными законами. В связи с этим органы местного самоуправления обязаны в своих действиях руководствоваться законами города Москвы, регулирующими их действие на территории города. Данные законы принимаются на основании действующей Конституции, что записано в статье 5 Устава города Москвы: «Жители Москвы в своей совокупности образуют городское сообщество и осуществляют самоуправление на основе статей 3,12,32,130-133 Конституции РФ», а также на основании закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 28 августа 1995 г.

Основные положения местного самоуправления заложены в законе о «Территориальном общественном самоуправлении в г. Москве» от 10 июля 1996 г. Он определяет права граждан на самоорганизацию, порядок организации и действия органов местного самоуправления, полномочия, права и обязанности.

Принципы организации территориальных общин

Территориальное самоуправление в г. Москве - самоорганизация граждан для самостоятельного осуществления инициатив местного значения. Любой житель достигших 18-летнего возраста может принимать участие или быть организатором органов местного самоуправления. Закон дает также определение территориальной общины как добровольной, самоуправляемой, некоммерческая организация, созданной по инициативе жителей микрорайона, улицы, дома и т.д. Высшим руководящим органом общины является собрание или конференция, которые избирают подотчетные органы - комитет (совет) и контрольную комиссию, для организации и непосредственного осуществления функций. К полномочиям территориальной общины законом отнесены следующие функции: защита прав и интересов граждан, организация акций милосердия и благотворительных акций, контроль над муниципальной собственностью, содействие органам правопорядка, контроль над соблюдением прав потребителей, работа с детьми и подростками, содействие в решении жилищных проблем, а также другие вопросы, переданные общине органами власти. Для регистрации общины необходимо представить: карту границ, документ об утверждении границ районным Собрание, список участников собрания (схода), протокол выдвижения делегатов конференции. С момента регистрации община приобретает гражданские права и принимает обязанности как юридическое лицо. Взаимодействие с органами власти осуществляется на основании договоров и соглашений, органы власти района содействуют созданию и деятельности общин на своей территории, осуществляют контроль. В случаи возникновения разногласий между органами власти и общиной рассматривает районное Собрание.

Органы и средства общины

Собрание (сход) или конференция является высшим органом и созывает комитетом (советом) или районной Управой не реже одного раза в год. В ее ведение находятся следующие вопросы: организация общины, изменение границ, устава, избрание органов общины, утверждение программы деятельности общины.

Комитет является руководящим органом общины и после ее регистрации действует в качестве юридического лица от имени общины в соответствие с уставом. В его полномочиях находятся: заключение договоров с органами власти и другими организациями, принятие участия с правом совещательного голоса в заседаниях районного Собрания и администрации района, распоряжение финансовыми средствами, пользование собственностью, реализация других полномочий.

Контрольная комиссия является контрольным органом общины и создается для проверки и контроля финансовой деятельности комитета, подотчетна только собранию или конференции, может привлекать аудиторские организации, также на нее могут быть возложены функции по контролю над выполнением устава.

Финансовые средства общины состоят из средств бюджетного финансирования из фондов районной Управы, города и т.п., собственных средств полуученых от дохода по оказанию услуг населению, по акциям, от взносов и пожертвований. Контроль над поступлением и расходование финансовых средств осуществляет контрольная комиссия.

В собственности общины могут находиться кооперативные средства населения, жилые, нежилые, иные построенные сооружения, другое имущество, переданное городом на основе правовых актов. Управление собственностью общины осуществляет комитет. Он также имеет право на договорной основе осуществлять управление собственность города и других юридических лиц.

Органы общины несут ответственность перед жителями соответствующие территории, основания и вид ответственности определяется уставом общины. Ответственность наступает в случае нарушения законов, уставов общины, утраты доверия со стороны жителей. С другой стороны жители соответствующей территории ни в целом, ни индивидуально не отвечают за действия комитета (совета). Деятельность общины прекращается решением собрания, конференции или решением суда. С иском в суд могут обращаться Управа, префект, Дума, Мэр, органы юстиции и прокуратура. Имущество и финансовые средства, оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов, передаются районной Управе для использования в интересах жителей.

Таки образом территориальная община является важным элементом управления в демократическом государстве, способствующая более полному выражению прав и свобод граждан, участия их в управление государства. В реферате были рассмотрены основные понятия и принципы организации местного самоуправления заложенье в Конституции РФ, а также на примере конкретного субъекта РФ, местные законы, регулирующие действие территориального самоуправления.

Литература

    Конституция РФ

    Основы государства и права; под ред. О.Е. Кутафина, М., Юрист, 1994

    Законы города Москвы (1994-1996), М, 1997

О взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы и органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве по реализации переданных государственных полномочий города Москвы в работе с населением по месту жительства

В соответствии с федеральными законами, законами города Моск- вы органам местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве (далее - органы местного самоуправле- ния) переданы отдельные государственные полномочия города Москвы (далее - переданные полномочия) по формированию и организации дея- тельности районных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, в сфере организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства, в сфере опеки и попечительства. Правовыми актами Правительства Москвы определены меры, обес- печивающие осуществление единой городской политики при реализации переданных полномочий. В целом сложилась система взаимодействия органов исполнительной с органами местного самоуправления, обеспечивающая своевременное выявление и решение проблем, проведение обучающих семинаров, круглых столов по обмену опытом, подготовку методических рекомендаций для руководителей и специалистов органов местного самоуправления. Вместе с тем до настоящего времени органами исполнительной не созданы равные условия для исполнения ор- ганами местного самоуправления переданных полномочий. Обеспечен- ность муниципалитетов нежилыми помещениями для досуговой, социаль- но-воспитательной работы составляет 36,3% от норматива, спортивны- ми площадками на дворовых территориях по нормативам обеспечено только 57 из 125 муниципальных образований, более 50% муниципали- тетов не обеспечены помещениями для работы муниципальных служащих. Не в полном объеме выполнены работы по капитальному ремонту нежи- лых помещений, спортивных площадок, оформлению в установленном по- рядке перепланировок нежилых помещений, переданных органам местно- го самоуправления. Не разработан перечень государственных услуг населению в сфере досуговой, социально-воспитательной, физкультур- но-оздоровительной и спортивной работы по месту жительства, кото- рые должны быть оказаны органами местного самоуправления за счет выделенных субвенций. Не утверждены единичные расценки на содержа- ние спортивных площадок. Необходимо также совершенствование мето- дического и правового обеспечения реализации переданных полномо- чий. В ходе проверок деятельности органов местного самоуправления по реализации переданных полномочий выявлены случаи отдельных на- рушений при использовании муниципалитетами переданных финансовых средств, нежилых помещений и спортивных площадок. В целях дальнейшего развития и повышения эффективности вза- имодействия органов исполнительной с органами местного самоуправления по реализации переданных полномочий в ра- боте с населением по месту жительства поста- новляет: 1. Основными задачами взаимодействия органов исполнительной с органами местного самоуправления считать совершенствование координации действий, содействие в развитии со- циально-партнерских отношений и технологий в работе с общественны- ми и иными негосударственными некоммерческими организациями, рабо- тающими с населением по месту жительства, развитие материаль- но-технической базы, оптимизацию использования финансовых средств, нежилых помещений, спортивных объектов в целях обеспечения прав граждан и создания равных возможностей для получения жителями Москвы услуг в сфере досуговой, социально-воспитательной, физкуль- турно-оздоровительной и спортивной работы по месту жительства, максимального охвата детей и подростков спортивными занятиями по месту жительства, привлечения к занятиям спортом людей с ограни- ченными физическими возможностями здоровья, улучшения осуществле- ния опеки и попечительства, защиты законных прав несовершеннолет- них. 2. Установить, что основными задачами органов местного само- управления по реализации переданных полномочий являются: 2.1. Обеспечение безвозмездного предоставления услуг населе- нию в сфере досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-мас- совой и спортивной работы по месту жительства. 2.2. Приоритетная организация работы кружков, секций, досуго- вых и спортивных мероприятий для детей и подростков, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, находящихся под опекой и попечительством, развитие форм работы в подростковой среде, в том числе патриотической, правовой и воспи- тательной направленности, развитие видов спорта, пользующихся по- пулярностью у подростков, расширение мероприятий для семей, жите- лей всех возрастных категорий с ограниченными возможностями здо- ровья, активное привлечение негосударственных некоммерческих и других общественных организаций для работы с населением по месту жительства. 2.3. Обеспечение целевого и эффективного использования суб- венций, а также нежилых помещений и спортивных площадок, предназ- наченных для работы с населением по месту жительства. 2.4. Повышение ответственности должностных лиц органов мест- ного самоуправления за реализацию переданных полномочий, усиление внутреннего контроля. 2.5. Проведение ежегодного мониторинга потребностей населения в оказании услуг в сфере досуговой, социально-воспитательной, физ- культурно-оздоровительной и спортивной работы по месту жительства с целью корректировки планов работы муниципалитетов и муниципаль- ных учреждений. 2.6. Обеспечение систематического информирования населения об услугах, оказываемых органами местного самоуправления различным категориям населения. 3. В целях улучшения координации действий органов исполни- тельной и органов местного самоуправления в работе с населением по месту жительства на городском и районном уровнях: 3.1. Возложить на Межотраслевую рабочую группу по обеспечению взаимодействия органов исполнительной с орга- нами местного самоуправления функции постоянного координационного органа Правительства Москвы. 3.2. Утвердить Положение о Межотраслевой рабочей группе по обеспечению взаимодействия органов исполнительной с органами местного самоуправления (приложение 1). 3.3. обеспечить организацию работы Межотраслевой рабочей группы по обеспечению взаимодействия органов исполнитель- ной с органами местного самоуправления (далее - Межотраслевая рабочая группа). 3.4. Межотраслевой рабочей группе: 3.4.1. До 1 сентября 2009 г. разработать формы отчетов орга- нов местного самоуправления и сводного районного календарного пла- на по досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздорови- тельной и спортивной работе с населением по месту жительства, по- рядок формирования и представления в города Москвы органами исполнительной , учреждениями, подве- домственными отраслевым органам исполнительной власти города Моск- вы и расположенными на территории района, и органами местного са- моуправления планов по работе с населением. 3.4.2. Организовать единую систему информирования населения о деятельности органов местного самоуправления, взаимодействии орга- нов исполнительной и органов местного само- управления, негосударственных некоммерческих организаций по орга- низации работы с населением по месту жительства в городских, ок- ружных, районных средствах массовой информации. 3.4.3. До 1 января 2010 г. внести в предложения по утверждению перечня показателей для оценки эффек- тивности (результативности) деятельности органов местного самоуп- равления по осуществлению переданных полномочий. 3.5. Возложить на города Москвы полномочия по координации работы в сфере досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства. 3.6. города Москвы ежеквартально утверждать сводные районные календарные планы по досуговой, социально-воспи- тательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работе с на- селением по месту жительства по результатам обсуждения на заседа- ниях координационных советов управ районов и органов местного са- моуправления. 3.7. Органам исполнительной , организую- щим работу в сфере досуговой, социально-воспитательной, физкуль- турно-оздоровительной и спортивной работы, учреждениям, подведомс- твенным отраслевым органам исполнительной и расположенным на территории района, муниципалитетам представлять в управы районов квартальные планы мероприятий по ведению досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортив- ной работы со всеми категориями населения. 3.8. Бюджетному Государственному учреждению города Москвы "Московский центр местного самоуправления" до 1 ноября 2009 г. разработать проекты регламентов взаимодействия органов местного самоуправления и органов исполнительной при реализации переданных органам местного самоуправления государс- твенных полномочий и представить их в Межотраслевую рабочую группу для рассмотрения. 4. В целях усиления контроля за деятельностью органов местно- го самоуправления по реализации переданных полномочий: 4.1. Органам, уполномоченным на осуществление государственно- го контроля за реализацией органами местного самоуправления пере- данных полномочий, при выявлении фактов неисполнения или ненадле- жащего исполнения органами местного самоуправления по их вине пе- реданных полномочий, в том числе использования субвенций или пере- данного имущества не для реализации переданных полномочий города Москвы, вносить в установленном порядке предложения о прекращении осуществления органами местного самоуправления переданных полномо- чий, возврате городу Москве использованных не по целевому назначе- нию субвенций и имущества. 4.2. Органам исполнительной , уполномо- ченным на осуществление финансового контроля, осуществлять в режи- ме постоянного мониторинга выявление и предупреждение финансовых нарушений в деятельности органов местного самоуправления, выраба- тывать меры по устранению причин, способствующих нарушениям; опе- ративно информировать Ассоциацию "Совет муниципальных образований города Москвы" для проведения работы среди всех органов местного самоуправления по профилактике аналогичных нарушений. 4.3. : 4.3.1. С привлечением (по согласованию) представителей Конт- рольно-счетной палаты города Москвы и Ассоциации "Совет муници- пальных образований города Москвы" до 1 июня 2010 г. провести ана- лиз эффективности административно-управленческих процессов, осу- ществляемых в органах местного самоуправления, на основе которого подготовить предложения по возможности и экономической целесооб- разности реализации вспомогательных и обеспечивающих администра- тивных процессов на основе аутсорсинга. 4.3.2. До 1 декабря 2009 г. разработать и представить в Меж- отраслевую рабочую группу для рассмотрения перечень показателей для оценки эффективности (результативности) деятельности органов местного самоуправления по осуществлению переданных полномочий. 4.3.3. Совместно с , города Москвы, Ассоциацией "Совет муниципальных образова- ний города Москвы" ежегодно проводить мониторинг мнения населения о деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства, организации досуговой, физкультурно-оздо- ровительной и спортивной работы по месту жительства, о состоянии социально-воспитательной работы и работы по защите прав и законных интересов несовершеннолетних. 4.3.4. Совместно с до 1 августа 2009 г. подготовить и представить в установленном порядке предложения по внесению изменений в законы города Москвы от 28 сентября 2005 г. N 47 "О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве полномо- чиями города Москвы по образованию и организации деятельности рай- онных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав" и от 26 декабря 2007 г. N 51 "О наделении органов местного самоуправле- ния внутригородских муниципальных образований в городе Москве от- дельными полномочиями города Москвы в сфере опеки и попечительст- ва" в части утверждения методики расчета нормативов для определе- ния объема субвенций, предоставляемых бюджетам внутригородских му- ниципальных образований из бюджета города Москвы на содержание ад- министративно-управленческого персонала (муниципальных служащих), необходимого для реализации отдельных полномочий города Москвы. 4.4. совместно с : 4.4.1. До 1 августа 2009 г. представить в Межотраслевую рабо- чую группу предложения по форме отчетов органов местного самоуп- равления, сводного календарного плана (п.3.4.1), порядку его представления и формирования. 4.4.2. До 1 ноября 2009 г. разработать и представить в Прави- тельство Москвы концепцию организации досуговой, социально-воспи- тательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с на- селением по месту жительства. 5. В целях оптимизации расходования бюджетных средств и ис- пользования государственного имущества при реализации переданных полномочий: 5.1. Поддержать предложение Ассоциации "Совет муниципальных образований города Москвы" о предоставлении органам местного само- управления права проведения капитального ремонта переданных им в безвозмездное пользование нежилых помещений и оборудования спор- тивных площадок для реализации отдельных полномочий за счет собст- венных средств местных бюджетов. 5.2. в трехмесячный срок внести в договоры безвозмездного пользования нежилыми помещениями, переданными муниципалитетам, изменения, предусматривающие возмож- ность осуществления капитального ремонта органами местного самоуп- равления. 5.3. , Департаменту иму- щества города Москвы до 15 августа 2009 г. представить на утверж- дение Правительства Москвы порядок предоставления муниципалитетами нежилых помещений негосударственным некоммерческим организациям по результатам конкурсов на размещение заказа на организацию и прове- дение досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздорови- тельной и спортивной работы с населением по месту жительства. 5.4. , до 1 августа 2009 г. завершить разработку и утвержде- ние в установленном порядке перечня единичных расценок и нормати- вов по обслуживанию, ремонту, эксплуатации и уборке спортивных площадок, направить его органам местного самоуправления для руко- водства. 5.5. : 5.5.1. При формировании бюджета города Москвы на 2010 год и плановый период 2011-2012 гг. предусмотреть выделение субвенций из бюджета города Москвы на организацию досуговой, социально-воспита- тельной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с насе- лением по месту жительства в общей сумме, за исключением субвенции на содержание муниципальных служащих, осуществляющих организацию досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства. 5.5.2. Внести изменения в ведомственную структуру расходов бюджета города Москвы на 2009 год и плановый период 2010-2011 гг. в части изменения объема субвенций, предоставляемых из бюджета го- рода Москвы бюджетам внутригородских муниципальных образований в городе Москве для осуществления переданных отдельных полномочий города Москвы в сфере организации досуговой, социально-воспита- тельной, спортивной и физкультурно-оздоровительной работы с насе- лением по месту жительства, исходя из площади нежилых помещений и спортивных площадок в соответствии с пунктом 8 настоящего поста- новления. 6. В целях дальнейшего развития материально-технической базы осуществления переданных полномочий: 6.1. совместно с префек- турами административных округов города Москвы при освобождении не- жилых помещений, в первую очередь на первых этажах жилых домов, вносить предложения в о предоставлении ука- занных помещений органам местного самоуправления для реализации переданных полномочий. 6.2. города Москвы: 6.2.1. Совместно с органами местного самоуправления в течение 2009-2011 гг. завершить выполнение мероприятий, предусмотренных приложениями 1, 2, 3, 4 к постановлению и пунктом 8 постановления Правительства Москвы от "О ходе выполне- ния постановления Правительства Москвы от 31 октября 2006 г. N 864-ПП и дальнейшем взаимодействии органов государственной влас- ти города Москвы с органами местного самоуправления". 6.2.2. До 1 сентября 2009 г. внести в предложения по использованию переданных муниципали- тетам нежилых помещений, не соответствующих требованиям для осу- ществления работы с детьми, для размещения органов местного само- управления. 6.2.3. Совместно с до 1 августа 2009 г. представить в предложения по установке прибо- ров учета воды, используемой для полива (уборки) и заливки льда на переданных муниципалитетам спортивных площадках. 6.2.4. Совместно с , ОАО "Мосэнергосбыт" до 1 октября 2009 г. разработать и представить в порядок организа- ции работы по освещению дворовых спортивных площадок, установки счетчиков по учету электроэнергии, оплаты за пользование электро- энергией для освещения спортивных площадок. 6.2.5. Совместно с города Москвы оказывать содействие муниципалитетам в подготовке документации для проведе- ния капитального ремонта нежилых помещений и оборудования спортив- ных площадок. 6.2.6. Обеспечить в установленном порядке представление на согласование в дополнительных соглашений к договорам безвозмездного пользования движимым иму- ществом, предусматривающих возможность осуществления муниципалите- тами за счет собственных средств капитального ремонта переданного им в безвозмездное пользование оборудования спортивных площадок. 7. В целях совершенствования правового и методического обес- печения деятельности органов местного самоуправления: 7.1. Одобрить проект закона города Москвы "О внесении измене- ний в Закон города Москвы от 26 декабря 2007 г. N 51 "О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных об- разований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы в сфере опеки и попечительства" (приложение 2). 7.2. Рекомендовать Мэру Москвы внести проект закона (п.7.1) на рассмотрение Московской городской Думы в установленном порядке. 7.3. совместно с , : 7.3.1. До 1 августа 2009 г. разработать и представить в Меж- отраслевую рабочую группу регламент по документальному сопровожде- нию детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. 7.3.2. До 1 сентября 2009 г. разработать и представить на ут- верждение Правительства Москвы регламент подготовки и выдачи орга- нами местного самоуправления правовых актов в сфере опеки и попе- чительства. 7.4. : 7.4.1. До 1 августа 2009 г. подготовить и представить в Пра- вительство Москвы в установленном порядке проект правового акта о внесении изменений в положение о Реестре негосударственных неком- мерческих организаций, взаимодействующих с органами исполнительной , положение о грантах города Москвы для осу- ществления целевых социальных программ негосударственных некоммер- ческих организаций, поддержки общественно-гражданских инициатив в городе Москве в части учета негосударственных некоммерческих орга- низаций, осуществляющих досуговую, социально-воспитательную, физ- культурно-оздоровительную и спортивную работу с населением по мес- ту жительства по договорам, заключенным с муниципалитетами, и уче- та мнения органов местного самоуправления о работе указанных него- сударственных некоммерческих организаций. 7.4.2. Совместно с и до 1 декабря 2009 г. разработать концепцию взаимодействия негосударственных некоммерческих органи- заций с органами местного самоуправления по вопросам переданных им государственных полномочий. 7.5. : 7.5.1. В соответствии с пунктом 6.2.1 настоящего постановле- ния до 1 августа 2009 г. внести в установленном порядке в Прави- тельство Москвы проект постановления о внесении изменений в поста- новление Правительства Москвы от "О ходе выполнения постановления Правительства Москвы от 31 октября 2006 г. N 864-ПП и дальнейшем взаимодействии органов государственной влас- ти города Москвы с органами местного самоуправления". 7.5.2. До 1 декабря 2009 г. подготовить предложения о внесе- нии изменений в законы города Москвы о возможности передачи госу- дарственных полномочий и отзыва переданных государственных полно- мочий у органов местного самоуправления отдельных муниципальных образований. 8. Внести изменения в постановление Правительства Москвы от "О мерах по реализации Закона города Москвы от 25 октября 2006 г. N 53 "О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы в сфере организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства" (в редакции постановлений Правительства Москвы от , от , от , от , от , от , от ): 8.1. Пункт 2 постановления изложить в следующей редакции: "2. Предоставить муниципалитетам право предоставления пере- данных им нежилых помещений (приложение 1), а также государствен- ного имущества, указанного в пунктах 6.3, 9.1 настоящего постанов- ления, в безвозмездное пользование негосударственным некоммерчес- ким организациям по результатам конкурсов на размещение заказа на организацию и проведение досуговой, социально-воспитательной, физ- культурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по мес- ту жительства и муниципальным учреждениям.". 8.2. Пункт 9 постановления после слов "Государственному уни- тарному предприятию "Жилищник-1" (далее - ГУП "Жилищник-1")" до- полнить словами ", государственным учреждениям города Москвы "Ин- женерные службы районов" (далее - ГУ "ИС районов" в административ- ных округах города Москвы) и другим государственным бюджетным уч- реждениям города Москвы, определенным города Москвы". 8.3. В пункте 9.1 постановления исключить слова ", согласно приложению 3" и дополнить пункт абзацем в следующей редакции: "Вновь построенное имущество учитывать на балансе ГУ "ИС рай- онов" в административных округах города Москвы в установленном по- рядке.". 8.4. Пункт 9.2 постановления изложить в следующей редакции: "9.2. Передать в безвозмездное пользование муниципалитетам объекты благоустройства и оборудование, расположенные на спортив- ных площадках, согласно приложению 3 к настоящему постановлению по акту приема-передачи на срок осуществления отдельных полномочий города Москвы в сфере организации досуговой, социально-воспита- тельной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с насе- лением по месту жительства.". 8.5. Разделы "Аэропорт", "Беговое", "Бескудниковское", "Вой- ковское", "Восточное Дегунино", "Дмитровское", "Западное Дегуни- но", "Коптево", "Савеловское", "Сокол", "Ховрино", "Алексеевское", "Алтуфьевское", "Бабушкинское", "Бибирево", "Бутырское", "Лианозо- во", "Лосиноостровское", "Марфино", "Марьина Роща", "Останкинс- кое", "Отрадное", "Ростокино", "Свиблово", "Северное", "Северное Медведково", "Южное Медведково", "Ярославское", "Богородское", "Вешняки", "Восточное Измайлово", "Восточное", "Гольяново", "Ива- новское", "Измайлово", "Косино-Ухтомское", "Метрогородок", "Ново- гиреево", "Новокосино", "Перово", "Преображенское", "Северное Из- майлово", "Соколиная Гора", "Сокольники", "Выхино-Жулебино", "Ка- потня", "Кузьминки", "Лефортово", "Люблино", "Марьино", "Некрасов- ка", "Нижегородское", "Печатники", "Рязанское", "Текстильщики", "Южнопортовое", "Бирюлево Восточное", "Бирюлево Западное", "Орехо- во-Борисово Южное", "Царицыно", "Чертаново Северное", "Внуково", "Дорогомилово", "Крылатское", "Кунцево", "Можайское", "Очако- во-Матвеевское", "Раменки", "Солнцево", "Тропарево-Никулино", "Фи- левский парк", "Фили-Давыдково", "Щукино" приложения 1 к постанов- лению изложить в редакции согласно приложению 3 к настоящему пос- тановлению. Установить, что адрес и площадь помещений (приложение 3) мо- гут быть уточнены согласно представленной технической документации ГУП МосгорБТИ. 8.6. Разделы "Аэропорт", "Бескудниковское", "Войковское", "Восточное Дегунино", "Головинское", "Дмитровское", "Западное Де- гунино", "Коптево", "Левобережное", "Савеловское", "Тимирязевс- кое", "Ховрино", "Алексеевское", "Алтуфьевское", "Бабушкинское", "Бибирево", "Бутырское", "Лианозово", "Лосиноостровское", "Марфи- но", "Марьина Роща", "Останкинское", "Отрадное", "Ростокино", "Свиблово", "Северное", "Северное Медведково", "Южное Медведково", "Ярославское", "Богородское", "Вешняки", "Восточное", "Восточное Измайлово", "Гольяново", "Ивановское", "Измайлово", "Косино-Ух- томское", "Метрогородок", "Новогиреево", "Новокосино", "Перово", "Преображенское", "Северное Измайлово", "Соколиная Гора", "Соколь- ники", "Выхино-Жулебино", "Капотня", "Кузьминки", "Лефортово", "Люблино", "Марьино", "Нижегородское", "Печатники", "Рязанское", "Текстильщики", "Южнопортовое", "Нагорное", "Внуково", "Крылатс- кое", "Кунцево", "Очаково-Матвеевское", "Солнцево", "Тропарево-Ни- кулино", "Фили-Давыдково", "Куркино", "Щукино" приложения 3 к пос- тановлению изложить в редакции согласно приложению 4 к настоящему постановлению. 9. Внести изменения в постановление Правительства Москвы от "О ходе выполнения постановления Прави- тельства Москвы от и дальнейшем взаи- модействии органов государственной с органами местного самоуправления" (в редакции постановления Правительства Москвы от ): 9.1. В приложении 1 к постановлению: 9.1.1. Раздел "Ростокино" признать утратившим силу. 9.1.2. Разделы "Алексеевское", "Свиблово" изложить в редакции согласно приложению 5 к настоящему постановлению. 9.1.3. После раздела "Ясенево" внести раздел "Внуково", после раздела "Тропарево-Никулино" внести раздел "Филевский парк", после раздела "Митино" внести раздел "Покровское-Стрешнево" в редакции согласно приложению 5 к настоящему постановлению. 9.2. В приложении 3 к постановлению после раздела "Ясенево" внести раздел "Внуково" в редакции согласно приложению 6 к настоя- щему постановлению. 10. Внести изменения в постановление Правительства Москвы от 3 декабря 2002 г. N 981-ПП "Об образовании территориальных органов исполнительной - управ районов" (в редакции постановлений Правительства Москвы от , от , от 15 июня 2004 г. N 395-ПП, от , от , от , от , от , от , от , от , от , от , от , от , от , от , от , от , от , от , от , от , от ), дополнив приложение 2 к постановлению пунктами 2.2.8.15 и 2.2.8.16 в следующей редакции: "2.2.8.15. Координирует работу в сфере досуговой, социально- воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства. 2.2.8.16. Утверждает ежеквартальные сводные районные кален- дарные планы по досуговой, социально-воспитательной, физкультур- но-оздоровительной и спортивной работе с населением по месту жи- тельства по результатам обсуждения на заседаниях координационных советов управ районов и органов местного самоуправления.". 11. Признать утратившим силу пункт 1 постановления Правитель- ства Москвы от 23 сентября 1997 г. N 692 "Об утверждении положений "О порядке установления попечительства в форме патронажа над совер- шеннолетними дееспособными гражданами в Москве" и "О специалисте по охране прав детей районной Управы г.Москвы". 12. Контроль за выполнением настоящего постановления возло- жить на заместителя Мэра Москвы в , полномоч- ного представителя Мэра Москвы в Московской городской Думе Виног- радова В.Ю., первого заместителя Мэра Москвы в Швецову Л.И., заместителя Мэра Москвы в по вопросам межрегионального сотрудничества, спорта и туризма Бай- дакова С.Л. О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы в III квартале 2010 г. П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 30 июня 2009 г. N 609-ПП Положение о Межотраслевой рабочей группе по обеспечению взаимодействия органов исполнительной с органами местного самоуправления 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение определяет порядок создания, деяте- льности Межотраслевой рабочей группы по обеспечению взаимодействия органов исполнительной с органами местного самоуправления (далее - Межотраслевая рабочая группа). 1.2. Межотраслевая рабочая группа является постоянно действу- ющим координирующим органом Правительства Москвы. 1.3. Положение о Межотраслевой рабочей группе и состав Межот- раслевой рабочей группы утверждаются постановлением Правительства Москвы. 1.4. В своей деятельности Межотраслевая рабочая группа руко- водствуется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и правовыми актами города Москвы, нас- тоящим Положением. 2. Цель создания Межотраслевой рабочей группы и ее задачи 2.1. Межотраслевая рабочая группа создается в целях: - координации деятельности органов исполнительной власти го- рода Москвы и органов местного самоуправления внутригородских му- ниципальных образований в городе Москве (далее - органы местного самоуправления), их взаимодействия с общественными объединениями, негосударственными некоммерческими организациями по вопросам реа- лизации отдельных полномочий города Москвы, переданным органам местного самоуправления (далее - переданные полномочия); - участия в осуществлении комплекса мероприятий по обеспече- нию условий для осуществления органами местного самоуправления пе- реданных полномочий, в том числе в сфере организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортив- ной работы с населением, опеке и попечительству; - оказания содействия органам местного самоуправления в реше- ние вопросов местного значения в пределах компетенции. 2.2. Задачами Межотраслевой рабочей группы являются: - выработка комплексного межотраслевого подхода к решению проблем, возникающих при реализации органами местного самоуправле- ния переданных полномочий; - рассмотрение вопросов о взаимодействии органов исполнитель- ной и органов местного самоуправления при ре- шении органами местного самоуправления вопросов местного значения и при исполнении ими переданных полномочий, подготовка и принятие согласованных решений по совершенствованию взаимодействия органов публичной власти в городе Москве; - подготовка предложений по координации действий органов ис- полнительной и органов местного самоуправле- ния на территориях административных округов и районов города Моск- вы по вопросам жизнеобеспечения москвичей; - подготовка предложений по вопросам расширения перечня пол- номочий города Москвы, передаваемых органам местного самоуправле- ния; - подготовка предложений по вопросам организации местного са- моуправления в городе Москве и совершенствования правового обеспе- чения деятельности местного самоуправления. 3. Порядок работы Межотраслевой рабочей группы 3.1. Межотраслевую рабочую группу возглавляет руководитель группы, назначаемый постановлением Правительства Москвы. 3.2. В состав Межотраслевой рабочей группы входят представи- тели органов исполнительной , органов местного самоуправления, которые являются членами Межотраслевой рабочей группы. Заместитель руководителя Межотраслевой рабочей группы и ее секретарь утверждаются постановлением Правительства Москвы. 3.3. Изменения в состав Межотраслевой рабочей группы вносятся постановлением Правительства Москвы по представлению руководителя Межотраслевой рабочей группы в соответствии с Регламентом Прави- тельства Москвы. 3.4. Заседания Межотраслевой рабочей группы проходят не реже одного раза в квартал под руководством руководителя Межотраслевой рабочей группы или его заместителя. Письменное уведомление о заседании Межотраслевой рабочей группы с проектом повестки дня заседания направляется членам Меж- отраслевой рабочей группы не позднее трех рабочих дней до дня за- седания. На заседание Межотраслевой рабочей группы могут приглашаться представители иных органов государственной , учреждений и организаций, не имеющих своих представителей в соста- ве Межотраслевой рабочей группы. 3.5. Решения Межотраслевой рабочей группы оформляются прото- колом, который утверждается руководителем Межотраслевой рабочей группы или его заместителем, визируется секретарем. Копия протоко- ла рассылается членам Межотраслевой рабочей группы, а также заин- тересованным органам исполнительной в недель- ный срок после проведения заседания. 3.6. Межотраслевой рабочей группой по направлениям ее дея- тельности при необходимости могут создаваться подгруппы. 3.7. Организационное и материально-техническое обеспечение работы Межотраслевой рабочей группы обеспечивает . 4. Полномочия Межотраслевой рабочей группы 4.1. К полномочиям Межотраслевой рабочей группы относятся: 4.1.1. Рассмотрение на своих заседаниях вопросов о ходе вы- полнения органами местного самоуправления переданных им полномо- чий. 4.1.2. Заслушивание информации (отчетов) органов исполнитель- ной по осуществлению государственного контро- ля (надзора) за осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий. 4.1.3. Оказание содействия органам местного самоуправления по решению вопросов местного значения и реализации переданных полно- мочий в пределах компетенции. 4.1.4. Разработка форм отчетности органов местного самоуправ- ления по переданным полномочиям и порядков их представления в ор- ганы исполнительной . 4.1.5. Обеспечение плановости осуществления контрольных про- верок органами государственной , уполномочен- ными на осуществление государственного контроля за реализацией ор- ганами местного самоуправления переданных полномочий. 4.1.6. Представление Мэру Москвы ежегодно в первом квартале доклада о реализации органами местного самоуправления переданных полномочий. 4.1.7. Разработка предложений по порядку взаимодействия орга- нов исполнительной с органами местного само- управления по вопросам местного значения, касающимся участия в ме- роприятиях, проводимых органами государственной власти, согласова- ния документов и внесения предложений. 4.1.8. Выработка рекомендаций для органов местного самоуправ- ления по результатам проверок, проводимых органами исполнительной , уполномоченными на осуществление государс- твенного контроля за реализацией переданных полномочий. 4.1.9. Подготовка предложений: - по внесению изменений в законы города Москвы, касающиеся вопросов организации местного самоуправления в городе Москве в части уточнения перечня вопросов местного значения; - по уточнению распределения полномочий между органами испол- нительной и органами местного самоуправления с учетом сохранения единства городского хозяйства, по уточнению полномочий органов местного самоуправления; - о возможности наделения органов местного самоуправления от- дельными полномочиями города Москвы; - о сроках и условиях возможной передачи органам местного са- моуправления отдельных полномочий города Москвы; - по вопросам установления критериев и показателей результа- тивности (эффективности) деятельности органов местного самоуправ- ления, в том числе при исполнении органами местного самоуправления отдельных полномочий города Москвы. 4.1.10. Рассмотрение предложений органов местного самоуправ- ления по вопросам их взаимодействия с органами исполнительной при реализации переданных полномочий. 4.2. Межотраслевая рабочая группа имеет право: - запрашивать у органов исполнительной , органов местного самоуправления, негосударственных некоммерческих и общественных организаций необходимые материалы по вопросам, свя- занным с деятельностью Межотраслевой рабочей группы; - запрашивать у органов исполнительной необходимые материалы по вопросам выполнения органами местного са- моуправления переданных полномочий; - принимать в пределах своей компетенции решения, касающиеся вопросов деятельности органов исполнительной по принятию мер, направленных на осуществление государственного контроля за деятельностью органов местного самоуправления по реа- лизации ими переданных отдельных полномочий; - организовывать комиссионные проверки органов исполнительной , органов местного самоуправления в целях рас- смотрения жалоб граждан и организаций, а также в случаях возникно- вения конфликтных ситуаций между органами исполнительной , органами местного самоуправления; - вносить предложения органам исполнительной по вопросам взаимодействия с органами местного самоуправле- ния при реализации ими переданных полномочий в соответствии с решениями, принятыми на заседаниях Межотраслевой рабочей группы; - обращаться в органы исполнительной по вопросам взаимодействия с органами местного самоуправления при ре- ализации ими переданных полномочий в соответствии с решениями, принятыми на заседаниях Межотраслевой рабочей группы; - представлять Мэру Москвы предложения и заключения, вносить в предложения по вопросам, отнесенным к ком- петенции Межотраслевой рабочей группы. . Приложение 2 к постановлению Правительства Москвы от 30 июня 2009 г. N 609-ПП ПРОЕКТ Закон города Москвы О внесении изменений в Закон города Москвы от 26 декабря 2007 г. N 51 "О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы в сфере опеки и попечительства" Статья 1 1. Название закона изложить в следующей редакции "О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных об- разований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы в сфере опеки, попечительства и патронажа". 2. В части первой статьи 1: 1) пункт 28 изложить в следующей редакции: "28) установление патронажа над совершеннолетним дееспособным гражданином, который по состоянию здоровья не способен самостояте- льно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанно- сти;"; 1) дополнить пунктами 29 и 30 следующего содержания: "29) назначение помощника совершеннолетнему дееспособному гражданину, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности; 30) осуществление контроля за исполнением помощником совер- шеннолетнего дееспособного гражданина своих обязанностей и извеще- ние находящегося под патронажем гражданина о нарушениях, допущен- ных его помощником и являющихся основанием для расторжения заклю- ченных между ними договора поручения, договора доверительного уп- равления имуществом или иного договора;"; 3) пункты 29 и 30 считать соответственно пунктами 31 и 32. 3. В части третьей статьи 5 слова "установлено попечительство в форме патронажа" заменить словами "установлен патронаж". Статья 2 Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его офи- циального опубликования. . Приложение 3 к постановлению Правительства Москвы от 30 июня 2009 г. N 609-ПП Внесение изменений в приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от ПЕРЕЧЕНЬ НЕЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ, ПЕРЕДАВАЕМЫХ МУНИЦИПАЛИТЕТАМ ВНУТРИГОРОДСКИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В ГОРОДЕ МОСКВЕ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ ГОРОДА МОСКВЫ (См. подлинник) . Приложение 4 к постановлению Правительства Москвы от 30 июня 2009 г. N 609-ПП Внесение изменений в приложение 3 к постановлению Правительства Москвы от ПЕРЕЧЕНЬ СПОРТИВНЫХ ПЛОЩАДОК, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ И СПОРТИВНОЙ РАБОТЫ С НАСЕЛЕНИЕМ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА (См. подлинник) . Приложение 5 к постановлению Правительства Москвы от 30 июня 2009 г. N 609-ПП Внесение изменений в приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от ПЕРЕЧЕНЬ ПОДЛЕЖАЩИХ КАПИТАЛЬНОМУ РЕМОНТУ НЕЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ, ПЕРЕДАННЫХ МУНИЦИПАЛИТЕТАМ ВНУТРИГОРОДСКИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В ГОРОДЕ МОСКВЕ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ ГОРОДА МОСКВЫ В СФЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ, СОЦИАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ, ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ И СПОРТИВНОЙ РАБОТЫ С НАСЕЛЕНИЕМ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА (См. подлинник) . Приложение 6 к постановлению Правительства Москвы от 30 июня 2009 г. N 609-ПП Внесение изменений в приложение 3 к постановлению Правительства Москвы от ПЕРЕЧЕНЬ ПОДЛЕЖАЩИХ КАПИТАЛЬНОМУ РЕМОНТУ СПОРТИВНЫХ ПЛОЩАДОК, ПЕРЕДАННЫХ МУНИЦИПАЛИТЕТАМ ВНУТРИГОРОДСКИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В ГОРОДЕ МОСКВЕ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ ГОРОДА МОСКВЫ В СФЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ И СПОРТИВНОЙ РАБОТЫ С НАСЕЛЕНИЕМ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА (См. подлинник)

В законодательстве Российской Федерации представлены различные определения и классификации органов и должностных лиц местного самоуправления. Так, Федеральный закон 1995 г. (ст. 14) отнес к органам местного самоуправления выборные и иные органы. Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Характерно, что вся ст. 34 называется «Органы местного самоуправления», ч. 1 этой статьи говорит о «структуре органов местного самоуправления», тем не менее там же в структуру включены не только иные органы, но и выборные должностные лица.


1. Понятие органов и должностных лиц местного самоуправления

По Закону «органы местного самоуправления – избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения». Определение, надо сказать, не идеальное, оно позволяет понять четко лишь то, что орган местного самоуправления избирается либо населением, либо представительным органом муниципального образования. Отличие от выборного должностного лица, если оно тоже избирается населением, не очень-то понятно. Все сводится лишь к тому, что орган местного самоуправления коллегиален – состоит из многих лиц. Однако на уровне государственной власти есть ведь государственные органы, представленные одним человеком, например Президентом РФ, статус которого как органа государственной власти никем не оспаривается.

Федеральным законом 2003 г. (ст. 34) закреплено правило о том, что структура органов и должностных лиц местного самоуправления, порядок формирования, срок полномочий и их объем, подотчетность, подконтрольность закрепляются в уставе муниципального образования. Но наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Представительный орган может не формироваться только в поселениях с числом жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек; в этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан (ст. 35).

Формирование органов и замещение должностей в муниципальном образовании производится самостоятельно. Участие в этом деле органов государственной власти Закон допускает в трех случаях:

1) к кандидатам на должность главы местной администрации муниципального района или городского округа, замещаемую по контракту, законом субъекта РФ могут быть установлены дополнительные требования;

2) в конкурсную комиссию по отбору кандидатуры на должность главы местной администрации муниципального района или городского округа члены на одну треть состава назначаются представительным органом власти субъекта РФ;

3) контракт с главой местной администрации может быть досрочно расторгнут в судебном порядке по заявлению высшего должностного лица субъекта РФ в случае неисполнения главой условий контракта в части, касающейся исполнения делегированных полномочий.

Срок полномочий выборных органов и должностных лиц местного самоуправления устанавливается представительным органом в пределах от двух до пяти лет. Структура органов местного самоуправления устанавливается представительным органом муниципального образования. Во вновь образованных и преобразованных муниципальных образованиях структура определяется при наличии инициативы жителей на местном референдуме, а в муниципальном образовании с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек – на сходе граждан или представительным органом муниципального образования после его избрания, и она отражается в уставе муниципального образования.

На основе федерального и регионального законодательства муниципальные образования принимают собственные правовые акты с целью унификации структуры органов местного самоуправления.


Федеральный закон 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» использовал понятие «представительный орган местного самоуправления» – выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования (ст. 1).

Федеральный закон 2003 г. использует понятие «представительный орган муниципального образования», но не дает его определения в Законе. Как бы подчеркивается, что представительный орган существует в конкретном муниципальном образовании, а не как всеобщая характеристика местного самоуправления. На деле, конечно, представительный орган является обязательным элементом местного самоуправления практически во всех муниципальных образованиях, кроме самых малонаселенных.

Определение представительного органа, приведенное в Законе 1995 г., вполне может оставаться в силе, поскольку представительные органы муниципальных образований продолжают представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. В Законе 2003 г. содержится подробная регламентация правового положения представительного органа муниципального образования, она дифференцируется с учетом уровня муниципального образования и численности его населения.

Представительный орган муниципального образования состоит из депутатов, избираемых населением на основе всеобщего, равного прямого избирательного права при тайном голосовании на срок от двух до пяти лет (конкретный срок определяет устав соответствующего муниципального образования).

В муниципальных районах по Федеральному закону 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ч. 4 ст. 35) допускается два варианта создания представительного органа. Этот орган может:

1) состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной, независимо от численности населения поселения, нормой представительства, определяемой в порядке, установленном данной статьей Федерального закона;

2) избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района.

Таким образом, представительный орган муниципального района создается путем делегирования или же посредством прямых выборов. Поскольку избрание депутатов в приведенном тексте поставлено на второе место, можно трактовать норму так, что Закон прежде всего предполагает делегирование.

Данный порядок создания представительного органа если и именовать выборами, то это будут косвенные или многостепенные выборы: ведь главу поселения сначала избрали на данную должность и в силу этого он получил право войти в состав представительного органа муниципального района – по должности; депутаты представительных органов поселений были сначала избраны населением, а затем они из своей среды избрали (делегировали) представителей в районный представительный орган. Но для этого варианта в не меньшей степени подходит термин «формирование» представительного органа муниципального образования.

Создание представительного органа посредством многостепенных выборов происходит следующим образом. Инициатива создания такого органа может исходить от представительного органа одного из поселений на территории района и оформляться его решением. В решении указываются предлагаемая норма представительства депутатов от поселений, которая должна быть одинаковой независимо от численности избирателей поселения, а также день начала работы сформированного представительного органа.

В течение одного года со дня выдвижения соответствующей инициативы ее должны поддержать представительные органы не менее чем двух третей поселений, входящих в состав муниципального района, – принятием соответствующего решения. В решении указываются предлагаемая норма представительства депутатов представительных органов поселений в представительном органе муниципального района, а также день начала работы сформированного в соответствии с указанным порядком представительного органа муниципального района. День начала работы данного органа не может быть ранее дня истечения срока полномочий представительного органа муниципального района, который ранее избирался населением путем прямых выборов.

Однако указанные шаги должны быть дополнены еще одним. Федеральный закон 2003 г. говорит: установленный порядок формирования представительного органа муниципального района закрепляется в уставе муниципального района в течение одного месяца со дня начала работы соответствующего представительного органа муниципального района, т.е. после начала работы вновь сформированного представительного органа новый порядок его создания надо отразить в уставе муниципального района.