Критерии оценки окружающей среды. Что такое экологический критерий

Следует отметить, что понятие «природная среда» мало подх дит для условий, окружающих человека в городе. Выброс з грязняющих веществ в воздушный бассейн, высокое тепловыдел ние, изменение условий поглощения и отражения солнечной р~ диации, деградация (вплоть до полного разрушения) почв, обе нения флоры и фауны, высокая запыленность территории, за грязнение водоемов, водотоков и донных отложений, воздейств шумовых источников и электромагнитных излучений и другие фа


6.1.3. Интегральные показатели техногенных воздействий

В Российской Федерации на уровне нормативного документа существуют только несколько схем индикации состояния среды. Это прежде всего критерии устойчивого лесопользования и «Кри­терии оценки экологической обстановки территорий для выявле­ния зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологиче­ского бедствия».

В этом документе предусмотрен единый подход, позволяющий классифицировать обследуемые территории с их спецификой по степени экологического неблагополучия и определен порядок по­этапного проведения оценки экологического состояния террито­рии. Нормативный документ не предназначен для использования как региональная система индикаторов (РСИ), но подбор инди­каторов из имеющегося списка позволяет придать им юридиче­ский статус гораздо быстрее, чем для вновь разработанных пока­зателей.

Ниже дается аннотированный обзор данных нормативов и пе­речень выбранных для схемы региональных экологических инди­каторов (РЭИ). В соответствии с «Критериями...» экологическая обстановка классифицируется по возрастанию степени экологи­ческого неблагополучия в городах и на территориях следующим образом:

относительно удовлетворительная;

напряженная;

критическая;

кризисная (зона чрезвычайной экологической ситуации);

катастрофическая (зона экологического бедствия).

Экологическая оценка изменения среды обитания в городе ха­рактеризуется:

состоянием здоровья населения;

уровнем загрязнения атмосферного воздуха (химического, био­логического);

уровнем загрязнения питьевой воды и источников питьевого и рекреационного назначения (химического, биологического);

загрязнением почв селитебных территорий (химическое, био­логическое, радиоактивное);

системой обращения с отходами.

Экологическая оценка изменения природной среды террито­рии характеризуется:

уровнем загрязнения воздушной среды;

загрязнением водных объектов, истощением ресурсов вод, де­градацией водных экосистем;

степенью деградации почв;

уровнем угнетения растительности;

биоразнообразием животного мира.


Таблица 6

Пример оценки процесса эвтрофикации по индикаторам «воздействие-состояние-отклик»

Индикатор Показатель )
Индикаторы степени воздействия Объем сбросов биогенных веществ в сточных водах: всего; прямой сброс в водоемы; сброс на душу населения по прибрежным регионам; ) удельные нагрузки фосфорсодержащих удобрений на < 1 га сельхозугодий
Индикаторы состояния Средняя концентрация фосфора в уязвимых участках: 1 частота и характеристика развития синезеленых " водорослей; эвтрофикация рек, ранжированных по концентрации \ минерального фосфора: слабая (< 25мкг/л), средняя (25-50 мкг/л) и сильная (> 50 мкг/л) }
Индикаторы отклика Степень доочистки фосфора на коммунальных очистных \ сооружениях: ! сокращение прямых сбросов неочищенных сточных вод; \ доля населения прибрежных регионов, присоединенное к системам очистки сточных вод; < площади водоохранных зон с естественной/квазистацио \ нарной растительностью }

фикации отражают индикаторы состояния в уязвимых участк экосистем: мелководьях, зонах замедленного водообмена, коне ных водоемах стока.

Наконец, эффективность борьбы с эвтрофикацией характер зуют индикаторы отклика экосистем на защитные меры, котор! наглядно показывают, какие результаты достигнуты (табл. 6.2).

Для избежания конфликтных ситуаций и конфронтации нео ходимо отразить все отраслевые и государственные интересы водопользовании, установив лимиты забора воды; количес~~ воды, которое обязательно остается в живом стоке реки (и может быть изъято) во временном разрезе и по створам ре плату за воду как ресурс, создание необходимых условий образ вания стока на территории бассейна; плату за осуществление во доохранных мероприятий; систему сбора платы всех видов * штрафных санкций за загрязнение поверхностных вод; меропри; ятия по предотвращению ухудшения гидрологического состоя ния реки и водосбора; контроль объема и качества стока в погра ничных створах.


Показатель Зона экологического бедствия Зона чрезвычайной экологической ситуации Норма Время воздействия
Критические уровни для наземной растительности, м< >/м 3
S0 2 >0,2 0,1-0,2 < 0,02 Среднегодовое
N0 2 >0,3 0,2-0,3 < 0,03 Среднегодовое
HF >0,02 0,01-0,02 < 0,002 Долговременное
Озон > 1,5 1,0-1,5 < 0,15 Максимальная за 1 ч
> 0,6 0,4-0,6 < 0,06 Средняя за 3 ч
Критические нагрузки для лесных и водных экосистем, г/м 3 в год
Соединения серы >5,0 3,0-5,0 < 0,32 Северные и центральные районы
Соединения азота > 4,0 2,0-4,0 < 0,28 Тоже
Ионы водорода >300 200-300 < 20,0 »

Загрязнение воздушной среды. Основными показателями загря^ нения атмосферного воздуха, характеризующими воздействие природную среду (растительность, почвы, поверхностные и по* земные воды), являются критические нагрузки и критические уро^ ни загрязняющих веществ. Под ними понимают максимальные зн~; чения выпадений или соответственно концентраций в атмосфе; ном воздухе загрязняющих веществ, которые не приводят к вре; ным воздействиям на структуры и функции экосистемы в долг временном плане. Критические уровни, максимально допустимь дая серы и азота, опубликованы в 1995 г. для всех стран Европы ЕМЕП-сети (сети панъевропейской программы мониторинга окр> жающей среды) 150 х 150 км. В табл. 6.3 приведены критичесь значения диоксида серы, диоксида азота, фторида водорода озона, влияющих на наземную растительность, а также кр* ческие нагрузки по соединениям серы, азота и ионов водород влияющие на лесные и водные экосистемы для европейской ча; ти России.

Оценка качества атмосферного воздуха в нашей стране пров: дится по двум наиболее широко используемым критериям: индег су загрязнения атмосферы (ИЗА) и комплексному показателю за рязнения атмосферного воздуха (Р).

Индекс загрязнения атмосферы рассчитывается по пяти осно: ным загрязняющим веществам (сумма средних концентраций, но^ мированных на среднесуточные ПДК, с учетом класса опасности; Применяется пятибалльная шкала оценок: удовлетворительная а туация (ИЗА < 5), относительно напряженная (ИЗА от 6 до 15" существенно напряженная (ИЗА от 16 до 50), критическая (ИЗ* от 51 до 100), катастрофическая (ИЗА свыше 100).

Комплексный показатель Р рассчитывается по среднегодовь концентрациям для любого числа ингредиентов по аналогичны: принципам с применением коэффициента изоэффективност класса опасности веществ и с учетом эффекта частичной сумма ции их токсического действия. Его значения табулированы от д: пустимого уровня загрязнения до состояния экологического бел ствия.

Загрязнение водных объектов. В качестве основных показателе; оценки состояния поверхностных вод выбраны токсичные, пр? оритетные загрязняющие вещества, в том числе обладающие свой ствами накопления в органах и тканях гидробионтов. Критер* оценки степени химического загрязнения поверхностных вод пр стабильном сохранении химического загрязнения в течение тре лет приведены в табл. 6.4. Широко применяется ПХЗ-10 - форма лизованный суммарный показатель химического загрязнения во. Он рассчитывается как сумма значений концентраций, норми ванных на ПДК рыбохозяйственных водоемов, для 10 загрязня щих веществ с максимальным превышением ПДК.


Расчет ГТХЗ-10 производится по формуле

ПХЗ-10 = Q/ПДК, + С 2 /ПДК 2 + Сз/ПДКз + ...

где С/ - концентрации химических веществ в воде; ПДК, - пре­дельно допустимая концентрация для 10 веществ в рыбохозяйствен-ных водоемах.

Коэффициент донной аккумуляции (КДА) определяется по формуле

КДА=С Д. 0 /С В,

где Сд.о иС в - концентрации загрязняющих веществ соответствен­но в донных отложениях и в воде.

Коэффициент накопления в гидробионтах К н рассчитывается по формуле

К н = С г /С в,

где С г - концентрация загрязняющих веществ в гидробионтах.

Усредненные значения критической концентрации некоторых загрязняющих веществ, мг/л:

Медь................................................................ 0,001-0,003

Кадмий............................................................. 0,008-0,02

Цинк................................................................... 0,05-0,1

Хлорированные углеводороды:

ПХБ............................................................................ 0,005

Бенз(а)пирен............................................................. 0,0005

При оценке состояния водных экосистем достаточно надежны­ми показателями являются характеристики состояния и развития всех экологических групп водного сообщества. На практике оценка этих индикаторов представляет значительные сложности из-за на­рушения радов наблюдений и малого числа точек наблюдений. Основные показатели по фито- и зоопланктону, а также по зоо-бентосу, характеризующие степень деградации пресноводных эко­систем, представлены в табл. 6.5.

В системе Роскомгидромета для оценки состояния поверхност­ных водных объектов применяется индекс загрязнения воды (ИЗВ). С его помощью сравнивают водные объекты между собой, харак­теризуют изменения качества воды. Это сумма нормированных к ПДК значений концентрации шести главных поллютантов: в ка­честве обязательных - БПК5 и растворенный кислород, а также четыре ингредиента с максимальными значениями.

Оценка качества воды базируется на сравнении со шкалой из семи градаций: от «очень чистая» (ИЗВ < 0,3) до «чрезвычайно грязная» (ИЗВ > 10,0). Она дополняется санитарными показателя­ми (коли-индекс, патогенные микроорганизмы).


Таблица 6.4 Критерии оценки степени химического загрязнения поверхностных вод

Показатель Зона экологического Зона чрезвычайной Удовлетворительная
бедствия экологической ситуации ситуация
Г Основные показатели: ПДК и ПХЗ-10*
Химические вещества классов опасности:
1-ППДК > 10 5-10
III-IV ПДК > 100 50-100
I - II ПХЗ-10 >80 35-80
III -IV ПХЗ-10 >500
Дополнительные показатели
Запахи и привкусы, баллы >4 3-4
Нефть и нефтепродукты Пленка темной окрас- Яркие полосы или Отсутствуют
ки, занимающая 2 / 3 площади пятна тусклой окраски
рН 5,0-5,6 5,7-6,5 -
ХПК, мг 0 2 /л 20-30 10-20 -
Растворенный кислород, % насыщенности 10-20 20-50 -
Нитриты, ПДК > 10 >5 < 1
Нитраты, ПД >20 > 10 < 1
Соли аммония, ПДК > 10 >5 < 1
Фосфаты, ПДК >0,6 0,3-0,6 < 0,05
Минерализация в долях регионального уровня 3-5 2-3 Региональный уровень
КДА (коэффициент донной аккумуляции) > 10 4 1&-W
К н (коэффициент накопления в гидробионтах) > 10 5 _________ 10 4 -10 5 _________ 10________

* ПХЗ-10 - формализованный суммарный показатель химического загрязнения вод для 10 максимально превышающих ПДК


Зования. В оценке экологического состояния почв основными по­казателями степени экологического неблагополучия являются кри­терии физической деградации, химического и биологического заг­рязнения. Также в качестве критерия экологического состояния территории используют площадь выведенных из землепользова­ния угодий в результате деградации почв (эрозия, дефляция, вто­ричное засоление, заболачивание). За комплексный показатель заг­рязнения почвы принимают фитотоксичность - свойство загряз­ненной почвы подавлять прорастание семян, рост и развитие выс­ших растений (тестовый показатель).

Признаком биологической деградации почв является снижение жизнедеятельности почвенных микроорганизмов, о котором мож­но судить по уменьшению уровня активной микробной биомассы, а также по более распространенному, но менее точному показате­лю - дыханию почвы. Кратность превышения предельно допусти­мых норм загрязняющих веществ в почве оценивается по их под­вижным (растворимым) формам. Радиоактивное загрязнение оце­нивается по мощности экспозиционной дозы (мкР/ч) и степени радиоактивного заражения (Бк/м 2).

Для оценки химического загрязнения широко используется показатель суммарного загрязнения почв Z c . Градации значений этого показателя были табулированы для следующих восьми эле­ментов: Си, Zn, Pb, Cd, Ni, Fe, Co, Hg, а категории загрязне­ния, сопоставленные с показателями здоровья населения, были утверждены в 1989 г. Главным санитарным врачом СССР в каче­стве нормативного документа. С тех пор оценка загрязнения почв по значениям Z c выполняется неккорректно (для произвольного набора поллютантов).

Изменения геологической среды. Геодинамические показатели деформации геологической среды с экологическими последствия­ми могут быть представлены в форме интенсивности и масштаба проявления современного напряженно-деформированного состо­яния верхних частей литосферы. Эти показатели определяются параметрами критических скоростей деформации и масштабом ожидаемого сейсмического эффекта. В качестве предельного кри­тического уровня геодинамического воздействия объектов исполь­зуется величина деформации 0,00001 отн. ед., которая применя­ется при оценке аномальных техногенных деформаций. Предель­ный (критический) уровень деформации 0,00001 отн. ед. может быть достигнут в локальных зонах в течение 15 - 30 лет. Эти сроки соизмеримы с минимальными сроками эксплуатации особо ответ­ственных объектов и сооружений. Нарушение их функционирова­ния может привести к критическим экологическим последствиям. Уровень деформации 0,0001 отн. ед. приводит к таким нарушениям геологической среды, что районы с этими нарушениями можно отнести к зонам геологического бедствия.


Критерии оценки состояния пресноводных экосистем* v

* ГОСТ 17.1.3.07-82 «Охрана природы, гидросферы. Правила контроля ка~ ства воды водоемов и водотоков»; Руководство по методам биологического ан~ за поверхностных вод и донных отложений / Под ред. В. А. Абакумова. - Л.: Гид-метеоиздат, 1983.

Сокращение ресурсов поверхностных вод. В качестве основно показателя оценки степени истощения водных ресурсов прик норма безвозвратного изъятия поверхностного стока. Норма - предельно допустимый объем безвозвратного изъятия повер ностного стока, составляющий 10-20 % среднемноголетнего зн чения естественного стока.

Безвозвратное изъятие поверхностного стока включает безвоз ратное водопотребление в коммунальном хозяйстве, промышле ности, теплоэнергетике, сельхозводоснабжении, орошении и п мышленном рыбоводстве с учетом потерь на испарение, межб сейновой переброски стока рек и др. Оценка его объема провод ся для замыкающих створов рек.

Загрязнение подземных вод. Загрязнение подземных вод на уч стках зоны влияния хозяйственных объектов характеризуется ко центрацией загрязняющих веществ и площадью области загрязн ния. Оценивается содержание нитратов, фенолов, тяжелых ме лов, нефтепродуктов, хлорорганики, бенз(а)пирена.

Загрязнение и деградация почв. Выбор критериев экологическ оценки состояния почв определяется спецификой их местопол жения, генезисом, буферностью, а также разнообразием испо


Бищной растительности). Изменение проективного покрытия про­исходит в результате антропогенного воздействия на раститель­ность разных типов, главными из которых являются механичес­кое нарушение фитоценоза (выпас, рекреация и т.д.) и хими­ческое воздействие, приводящее к изменению жизненного со­стояния видовых популяций через изменение процессов метабо­лизма и водного баланса.

Уменьшение запаса древесины основных лесообразующих по­род свидетельствует о процессе деградации лесных экосистем в результате неудовлетворительной лесохозяйственной деятельно­сти.

Лесные пожары являются опасным фактором, приводящим к деградации значительных площадей лесных экосистем. Обширные гари, на которых лес не восстанавливается в течение, как мини­мум, 10 лет, являются признаком необратимых изменений в эко­системе.

Изменения качественных и количественных характеристик рас­тительного покрова могут быть объективно интерпретированы толь­ко в сравнении с естественным состоянием растительных сооб­ществ. При этом под фоновыми понимают относительно ненару­шенные участки, аналогичные по своим природно-ландшафтным характеристикам исследуемой территории.

Зооценозы. Критерии и индикаторы состояния животного мира рассматриваются на уровне зооценоза или популяций отдельных животных. При расчете изменений разнообразия как критерия оце­нок состояния зооценоза в целом необходимо учитывать, что дан­ный критерий связан с оценкой обилия, а численность многих животных подвержена циклическим изменениям.

За временной шаг для оценки принимают десятилетние перио­ды сравнения. Индикатором могут быть как массово гнездящиеся птицы, так и, напротив, относительно редкий вид, имеющий эко-топически узкий диапазон условий обитания (например, черный коршун).

При оценке изменения плотности популяции видов - индика­торов антропогенной нагрузки - необходимо учитывать их раз­личную реакцию на воздействие: популяции устойчивых видов будут увеличивать свою численность, а популяции видов, чувствитель­ных к антропогенной нагрузке, - уменьшать ее.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13

Экологические критерии – признаки, на основании которых производится оценка, определение или классификация экологических систем, процессов и явлений. Выделяют следующие критерии:

Природозащитные (условие – сохранение целостности э/с, вида);

Антропоэкологические (воздействие на человека);

Эколого-ресурсные (воздействие на ресурсы);

Эколого-социальные (воздействие на социум0;

Эколого-хозяйственные (воздействие на системы природа-население-хозяйство);

Качества ОС – признаки, по которым производится оценка качества природной среды,её компонентов и элементов ландшафта.

При ЭН используют различные критерии. Результатом является установление идеальных и временных норм а/г воздействия на ландшафты и их компоненты. Условие – установление таких нормативов, при которых не происходит структурно-функциональных изменений ландшафтов и э/с.

Экологический стандарт – количественный и качественный показатель состояния природных объектов или процессов. Входит в систему правовых актов, устанавливающих режим использования ПР.

Стандарты качества ОС являются научно обоснованными предельно допустимыми нормативами состояния компонентов природы, превышение которых создает угрозу для человека, биоты и ландшафта в целом.

В РФ существует программа постоянно обновляющихся стандартов: Ландшафты, Недра, Почвы, Земли, Гидросфера, Атмосфера, Биологические ресурсы, Флора, Фауна. Также гостируются радиоактивность и р/акт. загрязнение, шум, вибрация, э/м волны, воздействие транспорта, пром. и бытовые отходы, сточные воды и их осадки, мин. удобрения, безопасность в ЧС, мониторинг, рекультивация и пищевые продукты.

В систему экологических нормативов и стандартов входят:

Нормативы качества ОС;

Нормативы использования ПР;

Нормативы ПДВ на ОС;

Экологические стандарты;

Нормативы санитарных и защитных зон.

Нормативы качества ОС, допустимого воздействия, использования ПР

Стандарты качества ОС определяются тремя группами нормативов.

В первую группу входят санитарно-гигиенические нормативы: нормы ПДК вредных веществ в воздухе, воде и почве.

Вторую группу нормативов составляют нормативы ПДВ и ПДС, ПДУ вредных физических воздействий, разрешение на вывоз и захоронение твердых отходов, т.е. требования к источнику вредного воздействия.

Третью группу составляют нормы и правила, регламентирующие различные виды деятельности, включая использование ресурсов и охрану природы. Эта группа включает такие нормативы как:

Регламентирование рац. использования ПР (нормативы изъятия ПР)

Разрешение на землепользование и лесопользование;

Установление квот вылова рыбы и отстрела диких животных;

Строительные и градостроительные правила;

Нормативы санитарно-защитных зон;

Экол. требования к технике, технологии, продукции;

Требования к эколог. обоснованию хоз. деятельности;

Лицензирование экол. деятельности.

Оценка воздействия хозяйственной деятельности на ОС

Принципы ОВОС

ОВОС можно рассматривать с трех позиций:

Как исследование изменений в ОС, анализ цепочки «воздействие - изменение – последствия»;

Как раздел экологического проектирования в предпроектах и проектах;

Как оценку воздействия на ОС конкретного действующего производства, т.е. экологический аудит.

Основной принцип , общий для ОВОС и для экологической экспертизы (ЭкЭ) – презумпция потенциальной экологической опасности любого вида хозяйственной деятельности . Осуществление любой деятельности приводит к последствиям, которые необходимо оценить, причеи инициатор деятельности обязан доказать ЭБ намечаемой им деятельности (в соответствие с действующими стандартами и нормативами).

Принцип превентивности означает, что ОВОС проводится до принятия решений по реализации намечаемой деятельности, а также что его результаты используются при выработке и принятии решений. Суть этого принципа – не допустить, предупредить неблагоприятные последствия, вызванные реализацией проекта.

Этот принцип нужно понимать расширенно, т.е. экологические оценки должны проводиться как можно раньше. Последовательное применение этого принципа приводит нас к необходимости стратегической экологической оценки, когда решения принимаются на самом высоком уровне, перед планированием и проектированием.

Принцип альтернатив заключается в выявлении и анализе альтернативных вариантов достижения цели, включая и нулевой вариант – отказ от деятельности. В результате выбирается наименее опасный проект, рассматриваются альтернативные проектные решения, технологические альтернативы. Осуществлению этого принципа способствует анализ использования ландшафтов в других целях с сохранением их потенциалов (т.н. ландшафтная альтернатива), использование ресурсов в других целях (эколого-ресурсная альтернатива) и т.д.

В зарубежной практике принято рассматривать восемь групп параметрических альтернатив проекта:

Альтернативы потребностей

Виды деятельности

Местонахождение проекта

Производственные процессы

Время выполнения проекта

Ресурсы

Способы удаления отходов

Эстетическое воздействие.

Затем формируются 5-6 альтернативных проектов, а для окончательного выбора лучшего варианта применяется, нр, метод балльного ранжирования степени воздействия вариантов проекта на список (ряд) компонентных свойств ОС, а также иные методы

Принцип гласности (демократичности) подразумевает признание за всеми сторонами общества, чьи интересы затронуты проектом, прав на непосредственное участие в решении по проекту., т.е. учет интересов общества. Мнение заинтересованных сторон должно учитываться на всех этапах ОВОС наряду с заключением экспертов. В РФ это принцип осуществляется в виде общественных слушаний, общественной экспертизы, различных согласований, участия заинтересованных сторон в ГЭЭ в качестве наблюдателей. Такое участие общественности способствует выработке оптимальных взаимоприемлемых решений.

Кроме того, при проведении ОВОС руководствуются и иными комплексными принципами :

- интеграции – комплексное рассмотрение вопросов воздействия на природу, хозяйство и население на всех стадиях подготовки документов;

- приоритетности – никакие соображения не должны служить основанием для игнорирования последствий реализации проекта;

- достоверности – ОВОС проводится очень детально;

- сохранения – намечаемая деятельность не должна приводить к уменьшению биоразнообразия, снижению продуктивности и биомассы территорий и акваторий, а также к ухудшению жизненно важных свойств природных комплексов;

- совместимости – планируемая деятельность не должна ухудшать качество жизни населения и наносить некомпенсируемый ущерб другим видам деятельности. Социальная совместимость (этническая, религиозная, культурная, эстетическая) – т.е. соответствие этническому стереотипу, национальным ценностям и т.п.

- гибкости – процесс ОВОС может варьировать по масштабам, глубине, системе оценки в зависимости от характера планируемой деятельности.

Процедура ОВОС

Процедура ОВОС рассматривается в нескольких нормативных документах – ФЗ Об охране ОС, ФЗ Об экологической экспертизе, В Положении об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на ОС в РФ (2000) и частично в Инструкции по экологическому обоснованию хозяйственной деятельности (1994).

Прежде всего ОВОС проводится в отношении планируемой деятельности независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хоз. и иной деятельности.

В процедуре ОВОС выделяют несколько стадий:

1. Стадия разработки технического задания на проведение ОВОС.

2. Стадия исследования воздействия хоз. деятельности на ОС с выявлением экологических, экономических, социальных последствий и прогнозов, завершающаяся составлением «Предварительных материалов по оценке воздействия».

3. Стадия выработки окончательного варианта «Материалов по оценке воздействия».

Заказчик

В ОВОС участвуют инвестор-заказчик, исполнитель работ по оценке воздействия и общественность. Действия каждого участника регламентированы. Заказчик – юридическое или физическое лицо, отвечающее за подготовку документации по намечаемой деятельности в соответствие с нормативными документами и представляющее эту документацию на ЭЭ.

Исполнитель работ по оценке воздействия на ОС – юридическое или физическое лицо, осуществляющее проведение ОВОС, заказчик ему предоставил право на проведение работ по ОВОС. Исполнитель проводит исследования по оценке воздействия, сбор и анализ информации, готовит комплект документов по оценке воздействия, представляемых на экспертизу. исполнитель отвечает за полноту и достоверность оценок, их соответствие экологическим нормативам и стандартам. Он планирует проведение исследований, готовит техзадание на ОВОС, при необходимости разрабатывает программу экологического мониторинга и контроля.

Результатом деятельности заказчика является предварительный вариант материалов по оценке воздействия, с которым заказчик знакомит общественность. После анализа замечаний общественности и результатов общественных слушаний исполнитель готовит окончательный вариант материалов, который и представляется на процедуру ЭЭ в составе другой проектной и предпроектной документации. Возможно также проведение общественной ЭЭ.

Общественность региона – третий участник ОВОС. Может включаться в процесс на этапе представления первичной информации и на этапе проведения ОВОС, принимать участие в общественных слушаниях и общественных обсуждениях. Участие общественности в подготовке и обсуждении материалов ОВОС организуется местным самоуправлением и обеспечивается заказчиком. В публикациях в официальных изданиях должны быть название, цель, местоположение намечаемой деятельности, сведения о заказчике и его представителе, сроки проведения ОВОС. Заказчик доводит до общественности сведения о форме материалов, сроках и месте доступности Техзадания. Распространение информации может идти по радио, ТВ, через Интернет, в период. печати. Заказчик принимает и документирует замечания и предложения в течение 30 дней со дня публикации и учитывает их при доработке ТЗ и в материалах по ОВОС. Порядок проведения общественных слушаний определяется исполнительной властью по согласованию с общественностью, ведется протокол. В протоколе четко фиксируются основные вопросы обсуждения, конфликты. Он подписывается всеми участниками общественных слушаний и входит в качестве Приложения в окончательный вариант «Материалов ОВОС».

В настоящее время внедряется принципиально новый механизм к участию общественности в ОВОС. Требуется открытость материалов по ОВОС, в т.ч. их предварительного варианта. Общественности представляется возможность влиять на цели и задачи экологической оценки, начиная с ранних стадий. Основная ответственность за обеспечение информированности общественности и организацию общественного участия при этом несет заказчик, хотя определенные функции возлагаются и на местные органы власти.

Результатами ОВОС являются:

Информация о характере и масштабах воздействия на ОС намечаемой деятельности, альтернативах её реализации, оценке экологических, социально-экономических и иных последствий по их значимости и возможности минимизации;

Выявление и учет общественных предпочтений при принятии заказчиком решений, касающихся намечаемой деятельности;

Решения заказчика по определению альтернативных вариантов реализации намечаемой деятельности.

Понятие ЭкЭ

Экологическая экспертиза – это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на ОС и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта ЭкЭ.

Главный нормативный акт в этой области – ФЗ «Об экологической экспертизе» (1995 г.). кроме того, законодательная основа ЭЭ определена в ФЗ об ООС и в ряде подзаконных актов: «Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы» (1966), «Регламент проведения ГЭЭ» (1997).

Экологическая экспертиза – это самостоятельный вид государственного экологического контроля, она имеет превентивное значение, т.к. проводится в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий соответствующей деятельности на ОС и проводится до начала деятельности. По некоторым оценкам предотвращение загрязнения обходится в 4-5 раз дешевле, чем ликвидация последствий. Экологическая экспертиза – очень важный инструмент в обеспечении экологических требований.

ЭкЭ устанавливает:

1. Не противоречит ли намечаемая деятельность экологическому законодательству РФ и субъектов РФ.

2. Соответствует ли намечаемая деятельность требованиям нормативных актов по охране ОС и рациональному использованию природных ресурсов.

3. Достаточно ли полно произведена оценка воздействия намечаемой деятельности на ОС.

4. Достаточны ли предусмотренные проектом меры по охране ОС и рациональному использованию природных ресурсов.

Основной вопрос, на который должна дать ответ ГЭЭ – возможна ли реализация проекта. В Заключении ГЭЭ так и указывается: рекомендовать проект к реализации, не рекомендовать проект к реализации, отправить проект на доработку, определеив масштабы и направления его улучшения.

Виды ЭкЭ

В России согласно закону «Об ООС» и «Об ЭкЭ» существует 2 вида ЭкЭ – общественная и государственная (ГЭЭ) .

Помимо юридически обоснованных экспертиз реально существует ведомственная, научная и коммерческая ЭкЭ.

ГЭЭ является правовой мерой обеспечения выполнения экологичиских требований при принятии экологически значимых проектов.

Общественная ЭкЭ выступает средством вовлечения заинтересованных кругов населения в механизм принятия экологически значимых решений.

Ведомственная ЭкЭ чаще всего имеет ярко выраженный технологический характер, в ней заинтересовано само ведомство, она доказывает ЭБ проекта либо устанавливает степень экологической опасности. Заключение ведомственной ЭкЭ поступает в составе других материалов на ГЭЭ

Научная и коммерческая ЭкЭ приобретают правовой статус либо при включении их в материалы общественной ЭкЭ, либо при использовании их заключений при проведении ГЭЭ.

ГЭЭ как сфера деятельности существует в стране с 1988 г., когда был создан Госкомитет СССР по охране природы. Единую систему ГЭЭ установил ФЗ «Об экологической экспертизе». Субъектами ГЭЭ являются специально уполномоченные федеральные и региональные органы. В настоящее время функции эти осуществляет в основном Ростехнадзор и региональные органы, устанавливаемые самим субъектом. В Омской области ГЭЭ проводит отдел ЭЭ и охраняемых природных территорий при Управлении ЭБ Министерства сельского хозяйства и продовольствия.

В Московском регионе установлен высокий — «красный» — уровень экологической опасности из-за жары и загрязнения воздуха, сообщается на сайте «Мосэкомониторинга». «По состоянию на 06.06.2014 уровень опасности жары и загрязнения атмосферного воздуха в высокий (критерий установления уровня опасности — среднесуточная температура, среднесуточная концентрация взвешенных частиц PM10)», — говорится в сообщении .

«Можно устанавливать «красный» уровень, можно «зеленый». Дело в том, что в Европе уровень опасности устанавливают по цветам, и для этого имеются особые критерии. Теперь это появилось и у нас, — сообщил «Газете.Ru» главный научный сотрудник Гидрометцентра России Александр Васильев. — Главная опасность заключается в том, что жарко, сухо. В уровне опасности ничего страшного нет, надо просто быть внимательнее».

По данным Гидрометцентра России, которыми располагает Васильев, жара спадет в ночь на понедельник (об этом говорил и глава Гидрометцентра Роман Вильфанд). «Уже сейчас идет небольшой дождь. Похолодает, будет нормальная погода. Вся следующая неделя дождливая будет. А самые сильные ливни начнутся в воскресенье. Суховей нас покидает. Жара редко покидает нас спокойно — приходит холод, а вместе с ним разные сюрпризы: грозы, ливни и даже град. Этого всего можно в воскресенье ждать.

Уже сейчас смена погоды себя проявляет. Но это первая волна, все равно жарко будет. Наблюдаются изолированные ливни и грозы, пришла неустойчивая влага.

А в воскресенье осадки будут повсеместны».

Подробнее о том, что означает «красный» уровень экологической опасности, объявленный в пятницу в Москве , «Газете.Ru» рассказал заведующий лабораторией прогнозирования качества окружающей среды и здоровья населения Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП , доктор медицинских наук, профессор Борис Ревич.

— «Красный» уровень экологической опасности — это новое явление для Москвы?

— Да, он объявлен в этом году в первый раз. После того как (а по европейской части России — 54 тыс.), правительство Москвы решило ввести такую систему, которая уже работала в разных странах мира. Впервые это сделали французы после аномальной жары 2003 года. Этот план разрабатывался в течение двух лет и в прошлом году был утвержден мэром Москвы Сергеем Собяниным. Это результат многолетних исследований, которые проводит и наша лаборатория, и использование мирового опыта.

План предусматривает действия всех основных органов исполнительной власти при различном уровне жары и состояния атмосферного воздуха.

Используется принцип светофора: зеленый уровень — настораживающий (жара длится до пяти дней, и угроза для здоровья еще небольшая). Второй уровень — оранжевый, он указывает, что жара наступила надолго и нужны какие-то активные действия.

Третий уровень — красный, требует незамедлительных действий от органов здравоохранения, транспорта, социальных служб.

Большую роль должны играть СМИ. Гигантские потери 2010 года в большой степени были связаны с тем, что москвичи не получили достаточно информации. Теперь такие рекомендации размещены на сайтах департамента здравоохранения, департамента природопользования и других. Сердечникам особенно важно посмотреть рекомендации на сайте кардиологического центра.

Уровни экологической опасности

Зеленый (допустимый): среднесуточная температура — до 21°C; среднесуточная концентрация взвешенных частиц РМ10 — до 60 мкг/куб. м; среднесуточная концентрация озона — до 53 мкг/куб. м.
Желтый (настораживающий): температура — от 21 до 22°C; концентрация взвешенных частиц РМ10 — от 61 до 100 мкг/куб. м; концентрация озона — от 52 до 102 мкг/куб. м.
Оранжевый (средний): температура — от 22 до 23,6°C; концентрация взвешенных частиц РМ10 — от 100 до 140 мкг/куб. м; концентрация озона — от 102 до 151 мкг/куб. м.
Красный (высокий): температура — от 23,6°C; концентрация взвешенных частиц РМ10 — свыше 140 мкг/куб. м; концентрация озона — свыше 151 мкг/куб. м.

Велика роль департамента транспорта в первую очередь: в метро, например, должна начаться бесплатная раздача воды. Вчера я ее не видел, но, например, в позапрошлом году я был свидетелем, что в аэропорту Домодедово раздавали воду бесплатно.

— Опасна ведь не только жара, но и концентрация загрязняющих веществ в воздухе?

— Конечно. Все это происходит из-за того, что формируется устойчивый блокирующий антициклон. Абсолютный штиль, и в воздухе накапливаются взвешенные частицы. В Москве, конечно, 90% этих частиц образуются от автомобильных выхлопов. Влияние промышленности гораздо меньше.

Сейчас напряженное время у гаишников, так как в сильную жару увеличивается количество ДТП.

По вчерашнему прогнозу Гидрометцентра, концентрация взвешенных частиц с вероятностью 60% снизится в воскресенье.

— Понятно, что надо соблюдать питьевой режим. Однако лично я с некоторыми рекомендациями не совсем согласен. Например, хлебный квасхороший напиток, но, если есть проблемы с ЖКТ, не стоит его употреблять. Можно пить морс, напитки с невысоким содержанием сахара. Я бы посоветовал минимально употреблять алкогольные напитки, жирную пищу и воздерживаться от курения. Есть фрукты, овощи — слава богу, в Москве этого в избытке.

— Пока мы с вами говорим, за окном пошел дождь. Это значит, что все изменилось? Насколько быстро меняются такие вещи?

— У вас дождь? У нас пока дождя нет. Возможно, что ситуация улучшится и раньше. Впрочем, блокирующий антициклон — это очень сложное атмосферное явление. У нас, к сожалению, мало денег вкладывается в метеорологическую службу. Был такой курьез при формировании очередного правительства, когда я открываю газету и не вижу в ней сообщения гидрометслужбы — оказывается, ее забыли! Метеоспутников у нас недостаточно на такую гигантскую страну. Отсюда и все наши проблемы.

Понятие экологической безопасности включает в себя систему регулирования и управления, способной прогнозировать и ликвидировать развитие опасных, чрезвычайных ситуаций. Экологическая безопасность касается промышленности, сельского и коммунального хозяйства, сферы услуг, области международных отношений.

Уровни экологической безопасности

    Глобальный уровень позволяет прогнозировать биосферные процессы. Цель глобального контроля – сохранение естественного мирового воспроизводства, его восстановление в области биосферного взаимодействия живых организмов. Управление безопасностью, осуществляют межгосударственные организации (ООН, ЮНЕСКО, ЮНЕП и другие) посредством издания и внедрения нормативных документов, создания экологических программ мирового развития, интеграции межгосударственных усилий в предотвращении и ликвидации последствий мировых катастроф

    Замечание 1

    Международное сотрудничество позволило разрешить и ограничить такие проблемы как ядерные испытания, китобойный промысел и вылов редких пород рыбы, производство хладагентов. Создана Красная книга, изучаются неизведанные территории.

    Региональный уровень включает в себя географические и экономические зоны, территории государств. Контроль безопасности проводится посредством союза государств (СНГ, объединение государств Африки и др.). Система безопасности регионального уровня включает: экологически безопасные технологии и чистую экономику, стабилизацию темпов развития экономики.

    Локальный уровень объединяет города, районы и предприятия разных сфер деятельности и осуществляет контроль выбросов, сточных вод и прочих вредных для атмосферы веществ. Управление экологией возложено на администрацию, предприятия и организации по контролю за санитарным состоянием города, района.

Независимо от управления и контроля за экологической безопасностью, объектом такого воздействия является окружающая среда. Поэтому на каждом уровне проводится анализ экономики, ресурсов, мер и культуры решения данных вопросов.

Нормативные акты в сфере экологической безопасности РФ

  • Конституция;
  • Федеральные законы и указы Президента;
  • Постановления Конституционного Суда;
  • Постановления, распоряжения Правительства;
  • Законодательство субъектов и их нормативные акты;
  • Международные конвенции, соглашения, нормы, правила и договоры
  • Нормативные и инструктивно-методические акты специально уполномоченных государственных органов;
  • Уставы населенных пунктов

Критерии и методы безопасности

В качестве критериев экологической безопасности используются:

Для отдельных экологических систем основными критериями их безопасности являются целостность, сохранность и разнообразие видов, их взаимосвязей. Для отдельных индивидуумов, критерием безопасности так же считается сохранение здоровья и условий жизнедеятельности.

Методы обеспечения безопасности экологии:

  • Контрольные включают методы измерения (количественные – физические, химические и пр.) и биологические методы (качественные, теоретические);
  • Прогнозные – методы системного анализа и динамики, информационных технологий и др;
  • Смешанные состоят из совокупности методов различного типа (например, эколого-токсикологические);
  • Методы управления качеством биосферы.

Экологические требования к разработке нормативов

Лекция 3

Тема: Методологические основы экологического нормирования

Нормативно-правовые документы, устанавливающие правила природопользования, должны определять взаимоотношения органов власти и субъектов Федерации, а также права и обязанности граждан, организаций и учреждений, занимающихся природоохранной деятельностью, и содержать общие экологические требования к ведению хоз. и иной деятельности, основные положения по регламентации природопользования. В них определяются:

Принципы природопользования и природоохранной деятельности;

Меры, обеспечивающие природоохранную деятельность;

Ответственность за правонарушения в области ППз и охраны ОС.

Природоохранные нормативные документы, регламентирующие состояние природной среды , должны иметь параметры качества компонентов ОС, определяемые природно-климатическими особенностями территории.

Природоохранные нормативные документы, определяющие воздействия на ОС объектов хоз. и иной деятельности, должны устанавливать масштаб и степень воздействия при строительстве и эксплуатации объекта, а также ПДУ влияния на ОС и её компоненты, исходя их экологического потенциала территории и её ценности.

Нормативы уровней радиации, шума, вибрации и иных физических воздействий должны обеспечивать сохранение здоровья населения, его генофонда. Для особо ценных территорий предельно допустимые показатели воздействия должны обеспечивать отсутствие каких-либо негативных изменений в экосистемах на этих территориях. Для зон ЧЭС и ЭБ нормативы воздействия должны быть направлены на обеспечение улучшения экологического состояния указанных территорий.

Природоохранные нормативные документы, содержащие отраслевые нормативы (т.е. нормативы воздействия объектов конкретной отрасли) на ОС должны регламентировать:

Состав и количество используемых ПР на единицу продукции (удельная ресурсоемкость);

Состав и количество ЗВ, вносимых в ОС, включая отходы(отходность);

Физические воздействия (шумовое, радиоактивное, тепловое, ионизирующее и др.).

При этом должно соблюдаться единство метрологического подхода в определении ЗВ и других видов воздействий.

Экологические критерии – признаки, на основании которых производится оценка, определение или классификация экологических систем, процессов и явлений. Выделяют следующие критерии:

Природозащитные (условие – сохранение целостности э/с, вида);

Антропоэкологические (воздействие на человека);

Эколого-ресурсные (воздействие на ресурсы);

Эколого-социальные (воздействие на социум0;

Эколого-хозяйственные (воздействие на системы природа-население-хозяйство);



Качества ОС – признаки, по которым производится оценка качества природной среды,её компонентов и элементов ландшафта.

При ЭН используют различные критерии. Результатом является установление идеальных и временных норм а/г воздействия на ландшафты и их компоненты. Условие – установление таких нормативов, при которых не происходит структурно-функциональных изменений ландшафтов и э/с.

Экологический стандарт – количественный и качественный показатель состояния природных объектов или процессов. Входит в систему правовых актов, устанавливающих режим использования ПР.

Стандарты качества ОС являются научно обоснованными предельно допустимыми нормативами состояния компонентов природы, превышение которых создает угрозу для человека, биоты и ландшафта в целом.

В РФ существует программа постоянно обновляющихся стандартов: Ландшафты, Недра, Почвы, Земли, Гидросфера, Атмосфера, Биологические ресурсы, Флора, Фауна. Также гостируются радиоактивность и р/акт. загрязнение, шум, вибрация, э/м волны, воздействие транспорта, пром. и бытовые отходы, сточные воды и их осадки, мин. удобрения, безопасность в ЧС, мониторинг, рекультивация и пищевые продукты.

В систему экологических нормативов и стандартов входят:

Нормативы качества ОС;

Нормативы использования ПР;

Нормативы ПДВ на ОС;

Экологические стандарты;

Нормативы санитарных и защитных зон.