Критерии оценки окружающей среды. Что такое экологический критерий
Следует отметить, что понятие «природная среда» мало подх дит для условий, окружающих человека в городе. Выброс з грязняющих веществ в воздушный бассейн, высокое тепловыдел ние, изменение условий поглощения и отражения солнечной р~ диации, деградация (вплоть до полного разрушения) почв, обе нения флоры и фауны, высокая запыленность территории, за грязнение водоемов, водотоков и донных отложений, воздейств шумовых источников и электромагнитных излучений и другие фа
6.1.3. Интегральные показатели техногенных воздействий
В Российской Федерации на уровне нормативного документа существуют только несколько схем индикации состояния среды. Это прежде всего критерии устойчивого лесопользования и «Критерии оценки экологической обстановки территорий для выявления зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия».
В этом документе предусмотрен единый подход, позволяющий классифицировать обследуемые территории с их спецификой по степени экологического неблагополучия и определен порядок поэтапного проведения оценки экологического состояния территории. Нормативный документ не предназначен для использования как региональная система индикаторов (РСИ), но подбор индикаторов из имеющегося списка позволяет придать им юридический статус гораздо быстрее, чем для вновь разработанных показателей.
Ниже дается аннотированный обзор данных нормативов и перечень выбранных для схемы региональных экологических индикаторов (РЭИ). В соответствии с «Критериями...» экологическая обстановка классифицируется по возрастанию степени экологического неблагополучия в городах и на территориях следующим образом:
относительно удовлетворительная;
напряженная;
критическая;
кризисная (зона чрезвычайной экологической ситуации);
катастрофическая (зона экологического бедствия).
Экологическая оценка изменения среды обитания в городе характеризуется:
состоянием здоровья населения;
уровнем загрязнения атмосферного воздуха (химического, биологического);
уровнем загрязнения питьевой воды и источников питьевого и рекреационного назначения (химического, биологического);
загрязнением почв селитебных территорий (химическое, биологическое, радиоактивное);
системой обращения с отходами.
Экологическая оценка изменения природной среды территории характеризуется:
уровнем загрязнения воздушной среды;
загрязнением водных объектов, истощением ресурсов вод, деградацией водных экосистем;
степенью деградации почв;
уровнем угнетения растительности;
биоразнообразием животного мира.
Таблица 6
Пример оценки процесса эвтрофикации по индикаторам «воздействие-состояние-отклик»
Индикатор | Показатель ) |
Индикаторы степени воздействия | Объем сбросов биогенных веществ в сточных водах: всего; прямой сброс в водоемы; сброс на душу населения по прибрежным регионам; ) удельные нагрузки фосфорсодержащих удобрений на < 1 га сельхозугодий |
Индикаторы состояния | Средняя концентрация фосфора в уязвимых участках: 1 частота и характеристика развития синезеленых " водорослей; эвтрофикация рек, ранжированных по концентрации \ минерального фосфора: слабая (< 25мкг/л), средняя (25-50 мкг/л) и сильная (> 50 мкг/л) } |
Индикаторы отклика | Степень доочистки фосфора на коммунальных очистных \ сооружениях: ! сокращение прямых сбросов неочищенных сточных вод; \ доля населения прибрежных регионов, присоединенное к системам очистки сточных вод; < площади водоохранных зон с естественной/квазистацио \ нарной растительностью } |
фикации отражают индикаторы состояния в уязвимых участк экосистем: мелководьях, зонах замедленного водообмена, коне ных водоемах стока.
Наконец, эффективность борьбы с эвтрофикацией характер зуют индикаторы отклика экосистем на защитные меры, котор! наглядно показывают, какие результаты достигнуты (табл. 6.2).
Для избежания конфликтных ситуаций и конфронтации нео ходимо отразить все отраслевые и государственные интересы водопользовании, установив лимиты забора воды; количес~~ воды, которое обязательно остается в живом стоке реки (и может быть изъято) во временном разрезе и по створам ре плату за воду как ресурс, создание необходимых условий образ вания стока на территории бассейна; плату за осуществление во доохранных мероприятий; систему сбора платы всех видов * штрафных санкций за загрязнение поверхностных вод; меропри; ятия по предотвращению ухудшения гидрологического состоя ния реки и водосбора; контроль объема и качества стока в погра ничных створах.
Показатель | Зона экологического бедствия | Зона чрезвычайной экологической ситуации | Норма | Время воздействия |
Критические уровни для наземной растительности, м< | >/м 3 | |||
S0 2 | >0,2 | 0,1-0,2 | < 0,02 | Среднегодовое |
N0 2 | >0,3 | 0,2-0,3 | < 0,03 | Среднегодовое |
HF | >0,02 | 0,01-0,02 | < 0,002 | Долговременное |
Озон | > 1,5 | 1,0-1,5 | < 0,15 | Максимальная за 1 ч |
> 0,6 | 0,4-0,6 | < 0,06 | Средняя за 3 ч | |
Критические нагрузки для лесных и водных экосистем, г/м 3 в год | ||||
Соединения серы | >5,0 | 3,0-5,0 | < 0,32 | Северные и центральные районы |
Соединения азота | > 4,0 | 2,0-4,0 | < 0,28 | Тоже |
Ионы водорода | >300 | 200-300 | < 20,0 | » |
Загрязнение воздушной среды. Основными показателями загря^ нения атмосферного воздуха, характеризующими воздействие природную среду (растительность, почвы, поверхностные и по* земные воды), являются критические нагрузки и критические уро^ ни загрязняющих веществ. Под ними понимают максимальные зн~; чения выпадений или соответственно концентраций в атмосфе; ном воздухе загрязняющих веществ, которые не приводят к вре; ным воздействиям на структуры и функции экосистемы в долг временном плане. Критические уровни, максимально допустимь дая серы и азота, опубликованы в 1995 г. для всех стран Европы ЕМЕП-сети (сети панъевропейской программы мониторинга окр> жающей среды) 150 х 150 км. В табл. 6.3 приведены критичесь значения диоксида серы, диоксида азота, фторида водорода озона, влияющих на наземную растительность, а также кр* ческие нагрузки по соединениям серы, азота и ионов водород влияющие на лесные и водные экосистемы для европейской ча; ти России.
Оценка качества атмосферного воздуха в нашей стране пров: дится по двум наиболее широко используемым критериям: индег су загрязнения атмосферы (ИЗА) и комплексному показателю за рязнения атмосферного воздуха (Р).
Индекс загрязнения атмосферы рассчитывается по пяти осно: ным загрязняющим веществам (сумма средних концентраций, но^ мированных на среднесуточные ПДК, с учетом класса опасности; Применяется пятибалльная шкала оценок: удовлетворительная а туация (ИЗА < 5), относительно напряженная (ИЗА от 6 до 15" существенно напряженная (ИЗА от 16 до 50), критическая (ИЗ* от 51 до 100), катастрофическая (ИЗА свыше 100).
Комплексный показатель Р рассчитывается по среднегодовь концентрациям для любого числа ингредиентов по аналогичны: принципам с применением коэффициента изоэффективност класса опасности веществ и с учетом эффекта частичной сумма ции их токсического действия. Его значения табулированы от д: пустимого уровня загрязнения до состояния экологического бел ствия.
Загрязнение водных объектов. В качестве основных показателе; оценки состояния поверхностных вод выбраны токсичные, пр? оритетные загрязняющие вещества, в том числе обладающие свой ствами накопления в органах и тканях гидробионтов. Критер* оценки степени химического загрязнения поверхностных вод пр стабильном сохранении химического загрязнения в течение тре лет приведены в табл. 6.4. Широко применяется ПХЗ-10 - форма лизованный суммарный показатель химического загрязнения во. Он рассчитывается как сумма значений концентраций, норми ванных на ПДК рыбохозяйственных водоемов, для 10 загрязня щих веществ с максимальным превышением ПДК.
Расчет ГТХЗ-10 производится по формуле
ПХЗ-10 = Q/ПДК, + С 2 /ПДК 2 + Сз/ПДКз + ...
где С/ - концентрации химических веществ в воде; ПДК, - предельно допустимая концентрация для 10 веществ в рыбохозяйствен-ных водоемах.
Коэффициент донной аккумуляции (КДА) определяется по формуле
КДА=С Д. 0 /С В,
где Сд.о иС в - концентрации загрязняющих веществ соответственно в донных отложениях и в воде.
Коэффициент накопления в гидробионтах К н рассчитывается по формуле
К н = С г /С в,
где С г - концентрация загрязняющих веществ в гидробионтах.
Усредненные значения критической концентрации некоторых загрязняющих веществ, мг/л:
Медь................................................................ 0,001-0,003
Кадмий............................................................. 0,008-0,02
Цинк................................................................... 0,05-0,1
Хлорированные углеводороды:
ПХБ............................................................................ 0,005
Бенз(а)пирен............................................................. 0,0005
При оценке состояния водных экосистем достаточно надежными показателями являются характеристики состояния и развития всех экологических групп водного сообщества. На практике оценка этих индикаторов представляет значительные сложности из-за нарушения радов наблюдений и малого числа точек наблюдений. Основные показатели по фито- и зоопланктону, а также по зоо-бентосу, характеризующие степень деградации пресноводных экосистем, представлены в табл. 6.5.
В системе Роскомгидромета для оценки состояния поверхностных водных объектов применяется индекс загрязнения воды (ИЗВ). С его помощью сравнивают водные объекты между собой, характеризуют изменения качества воды. Это сумма нормированных к ПДК значений концентрации шести главных поллютантов: в качестве обязательных - БПК5 и растворенный кислород, а также четыре ингредиента с максимальными значениями.
Оценка качества воды базируется на сравнении со шкалой из семи градаций: от «очень чистая» (ИЗВ < 0,3) до «чрезвычайно грязная» (ИЗВ > 10,0). Она дополняется санитарными показателями (коли-индекс, патогенные микроорганизмы).
Таблица 6.4 Критерии оценки степени химического загрязнения поверхностных вод
Показатель | Зона экологического | Зона чрезвычайной | Удовлетворительная |
бедствия | экологической ситуации | ситуация | |
Г Основные показатели: ПДК и ПХЗ-10* | |||
Химические вещества классов опасности: | |||
1-ППДК | > 10 | 5-10 | |
III-IV ПДК | > 100 | 50-100 | |
I - II ПХЗ-10 | >80 | 35-80 | |
III -IV ПХЗ-10 | >500 | ||
Дополнительные показатели | |||
Запахи и привкусы, баллы | >4 | 3-4 | |
Нефть и нефтепродукты | Пленка темной окрас- | Яркие полосы или | Отсутствуют |
ки, занимающая 2 / 3 площади | пятна тусклой окраски | ||
рН | 5,0-5,6 | 5,7-6,5 | - |
ХПК, мг 0 2 /л | 20-30 | 10-20 | - |
Растворенный кислород, % насыщенности | 10-20 | 20-50 | - |
Нитриты, ПДК | > 10 | >5 | < 1 |
Нитраты, ПД | >20 | > 10 | < 1 |
Соли аммония, ПДК | > 10 | >5 | < 1 |
Фосфаты, ПДК | >0,6 | 0,3-0,6 | < 0,05 |
Минерализация в долях регионального уровня | 3-5 | 2-3 | Региональный уровень |
КДА (коэффициент донной аккумуляции) | > 10 4 | 1&-W | |
К н (коэффициент накопления в гидробионтах) | > 10 5 _________ | 10 4 -10 5 | _________ 10________ |
* ПХЗ-10 - формализованный суммарный показатель химического загрязнения вод для 10 максимально превышающих ПДК
Зования. В оценке экологического состояния почв основными показателями степени экологического неблагополучия являются критерии физической деградации, химического и биологического загрязнения. Также в качестве критерия экологического состояния территории используют площадь выведенных из землепользования угодий в результате деградации почв (эрозия, дефляция, вторичное засоление, заболачивание). За комплексный показатель загрязнения почвы принимают фитотоксичность - свойство загрязненной почвы подавлять прорастание семян, рост и развитие высших растений (тестовый показатель).
Признаком биологической деградации почв является снижение жизнедеятельности почвенных микроорганизмов, о котором можно судить по уменьшению уровня активной микробной биомассы, а также по более распространенному, но менее точному показателю - дыханию почвы. Кратность превышения предельно допустимых норм загрязняющих веществ в почве оценивается по их подвижным (растворимым) формам. Радиоактивное загрязнение оценивается по мощности экспозиционной дозы (мкР/ч) и степени радиоактивного заражения (Бк/м 2).
Для оценки химического загрязнения широко используется показатель суммарного загрязнения почв Z c . Градации значений этого показателя были табулированы для следующих восьми элементов: Си, Zn, Pb, Cd, Ni, Fe, Co, Hg, а категории загрязнения, сопоставленные с показателями здоровья населения, были утверждены в 1989 г. Главным санитарным врачом СССР в качестве нормативного документа. С тех пор оценка загрязнения почв по значениям Z c выполняется неккорректно (для произвольного набора поллютантов).
Изменения геологической среды. Геодинамические показатели деформации геологической среды с экологическими последствиями могут быть представлены в форме интенсивности и масштаба проявления современного напряженно-деформированного состояния верхних частей литосферы. Эти показатели определяются параметрами критических скоростей деформации и масштабом ожидаемого сейсмического эффекта. В качестве предельного критического уровня геодинамического воздействия объектов используется величина деформации 0,00001 отн. ед., которая применяется при оценке аномальных техногенных деформаций. Предельный (критический) уровень деформации 0,00001 отн. ед. может быть достигнут в локальных зонах в течение 15 - 30 лет. Эти сроки соизмеримы с минимальными сроками эксплуатации особо ответственных объектов и сооружений. Нарушение их функционирования может привести к критическим экологическим последствиям. Уровень деформации 0,0001 отн. ед. приводит к таким нарушениям геологической среды, что районы с этими нарушениями можно отнести к зонам геологического бедствия.
Критерии оценки состояния пресноводных экосистем* v
* ГОСТ 17.1.3.07-82 «Охрана природы, гидросферы. Правила контроля ка~ ства воды водоемов и водотоков»; Руководство по методам биологического ан~ за поверхностных вод и донных отложений / Под ред. В. А. Абакумова. - Л.: Гид-метеоиздат, 1983.
Сокращение ресурсов поверхностных вод. В качестве основно показателя оценки степени истощения водных ресурсов прик норма безвозвратного изъятия поверхностного стока. Норма - предельно допустимый объем безвозвратного изъятия повер ностного стока, составляющий 10-20 % среднемноголетнего зн чения естественного стока.
Безвозвратное изъятие поверхностного стока включает безвоз ратное водопотребление в коммунальном хозяйстве, промышле ности, теплоэнергетике, сельхозводоснабжении, орошении и п мышленном рыбоводстве с учетом потерь на испарение, межб сейновой переброски стока рек и др. Оценка его объема провод ся для замыкающих створов рек.
Загрязнение подземных вод. Загрязнение подземных вод на уч стках зоны влияния хозяйственных объектов характеризуется ко центрацией загрязняющих веществ и площадью области загрязн ния. Оценивается содержание нитратов, фенолов, тяжелых ме лов, нефтепродуктов, хлорорганики, бенз(а)пирена.
Загрязнение и деградация почв. Выбор критериев экологическ оценки состояния почв определяется спецификой их местопол жения, генезисом, буферностью, а также разнообразием испо
Бищной растительности). Изменение проективного покрытия происходит в результате антропогенного воздействия на растительность разных типов, главными из которых являются механическое нарушение фитоценоза (выпас, рекреация и т.д.) и химическое воздействие, приводящее к изменению жизненного состояния видовых популяций через изменение процессов метаболизма и водного баланса.
Уменьшение запаса древесины основных лесообразующих пород свидетельствует о процессе деградации лесных экосистем в результате неудовлетворительной лесохозяйственной деятельности.
Лесные пожары являются опасным фактором, приводящим к деградации значительных площадей лесных экосистем. Обширные гари, на которых лес не восстанавливается в течение, как минимум, 10 лет, являются признаком необратимых изменений в экосистеме.
Изменения качественных и количественных характеристик растительного покрова могут быть объективно интерпретированы только в сравнении с естественным состоянием растительных сообществ. При этом под фоновыми понимают относительно ненарушенные участки, аналогичные по своим природно-ландшафтным характеристикам исследуемой территории.
Зооценозы. Критерии и индикаторы состояния животного мира рассматриваются на уровне зооценоза или популяций отдельных животных. При расчете изменений разнообразия как критерия оценок состояния зооценоза в целом необходимо учитывать, что данный критерий связан с оценкой обилия, а численность многих животных подвержена циклическим изменениям.
За временной шаг для оценки принимают десятилетние периоды сравнения. Индикатором могут быть как массово гнездящиеся птицы, так и, напротив, относительно редкий вид, имеющий эко-топически узкий диапазон условий обитания (например, черный коршун).
При оценке изменения плотности популяции видов - индикаторов антропогенной нагрузки - необходимо учитывать их различную реакцию на воздействие: популяции устойчивых видов будут увеличивать свою численность, а популяции видов, чувствительных к антропогенной нагрузке, - уменьшать ее.
©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13
Экологические критерии – признаки, на основании которых производится оценка, определение или классификация экологических систем, процессов и явлений. Выделяют следующие критерии:
Природозащитные (условие – сохранение целостности э/с, вида);
Антропоэкологические (воздействие на человека);
Эколого-ресурсные (воздействие на ресурсы);
Эколого-социальные (воздействие на социум0;
Эколого-хозяйственные (воздействие на системы природа-население-хозяйство);
Качества ОС – признаки, по которым производится оценка качества природной среды,её компонентов и элементов ландшафта.
При ЭН используют различные критерии. Результатом является установление идеальных и временных норм а/г воздействия на ландшафты и их компоненты. Условие – установление таких нормативов, при которых не происходит структурно-функциональных изменений ландшафтов и э/с.
Экологический стандарт – количественный и качественный показатель состояния природных объектов или процессов. Входит в систему правовых актов, устанавливающих режим использования ПР.
Стандарты качества ОС являются научно обоснованными предельно допустимыми нормативами состояния компонентов природы, превышение которых создает угрозу для человека, биоты и ландшафта в целом.
В РФ существует программа постоянно обновляющихся стандартов: Ландшафты, Недра, Почвы, Земли, Гидросфера, Атмосфера, Биологические ресурсы, Флора, Фауна. Также гостируются радиоактивность и р/акт. загрязнение, шум, вибрация, э/м волны, воздействие транспорта, пром. и бытовые отходы, сточные воды и их осадки, мин. удобрения, безопасность в ЧС, мониторинг, рекультивация и пищевые продукты.
В систему экологических нормативов и стандартов входят:
Нормативы качества ОС;
Нормативы использования ПР;
Нормативы ПДВ на ОС;
Нормативы санитарных и защитных зон.
Нормативы качества ОС, допустимого воздействия, использования ПР
Стандарты качества ОС определяются тремя группами нормативов.
В первую группу входят санитарно-гигиенические нормативы: нормы ПДК вредных веществ в воздухе, воде и почве.
Вторую группу нормативов составляют нормативы ПДВ и ПДС, ПДУ вредных физических воздействий, разрешение на вывоз и захоронение твердых отходов, т.е. требования к источнику вредного воздействия.
Третью группу составляют нормы и правила, регламентирующие различные виды деятельности, включая использование ресурсов и охрану природы. Эта группа включает такие нормативы как:
Регламентирование рац. использования ПР (нормативы изъятия ПР)
Разрешение на землепользование и лесопользование;
Установление квот вылова рыбы и отстрела диких животных;
Строительные и градостроительные правила;
Нормативы санитарно-защитных зон;
Экол. требования к технике, технологии, продукции;
Требования к эколог. обоснованию хоз. деятельности;
Лицензирование экол. деятельности.
Оценка воздействия хозяйственной деятельности на ОС
Принципы ОВОС
ОВОС можно рассматривать с трех позиций:
Как исследование изменений в ОС, анализ цепочки «воздействие - изменение – последствия»;
Как раздел экологического проектирования в предпроектах и проектах;
Как оценку воздействия на ОС конкретного действующего производства, т.е. экологический аудит.
Основной принцип , общий для ОВОС и для экологической экспертизы (ЭкЭ) – презумпция потенциальной экологической опасности любого вида хозяйственной деятельности . Осуществление любой деятельности приводит к последствиям, которые необходимо оценить, причеи инициатор деятельности обязан доказать ЭБ намечаемой им деятельности (в соответствие с действующими стандартами и нормативами).
Принцип превентивности означает, что ОВОС проводится до принятия решений по реализации намечаемой деятельности, а также что его результаты используются при выработке и принятии решений. Суть этого принципа – не допустить, предупредить неблагоприятные последствия, вызванные реализацией проекта.
Этот принцип нужно понимать расширенно, т.е. экологические оценки должны проводиться как можно раньше. Последовательное применение этого принципа приводит нас к необходимости стратегической экологической оценки, когда решения принимаются на самом высоком уровне, перед планированием и проектированием.
Принцип альтернатив заключается в выявлении и анализе альтернативных вариантов достижения цели, включая и нулевой вариант – отказ от деятельности. В результате выбирается наименее опасный проект, рассматриваются альтернативные проектные решения, технологические альтернативы. Осуществлению этого принципа способствует анализ использования ландшафтов в других целях с сохранением их потенциалов (т.н. ландшафтная альтернатива), использование ресурсов в других целях (эколого-ресурсная альтернатива) и т.д.
В зарубежной практике принято рассматривать восемь групп параметрических альтернатив проекта:
Альтернативы потребностей
Виды деятельности
Местонахождение проекта
Время выполнения проекта
Ресурсы
Способы удаления отходов
Эстетическое воздействие.
Затем формируются 5-6 альтернативных проектов, а для окончательного выбора лучшего варианта применяется, нр, метод балльного ранжирования степени воздействия вариантов проекта на список (ряд) компонентных свойств ОС, а также иные методы
Принцип гласности (демократичности) подразумевает признание за всеми сторонами общества, чьи интересы затронуты проектом, прав на непосредственное участие в решении по проекту., т.е. учет интересов общества. Мнение заинтересованных сторон должно учитываться на всех этапах ОВОС наряду с заключением экспертов. В РФ это принцип осуществляется в виде общественных слушаний, общественной экспертизы, различных согласований, участия заинтересованных сторон в ГЭЭ в качестве наблюдателей. Такое участие общественности способствует выработке оптимальных взаимоприемлемых решений.
Кроме того, при проведении ОВОС руководствуются и иными комплексными принципами :
- интеграции – комплексное рассмотрение вопросов воздействия на природу, хозяйство и население на всех стадиях подготовки документов;
- приоритетности – никакие соображения не должны служить основанием для игнорирования последствий реализации проекта;
- достоверности – ОВОС проводится очень детально;
- сохранения – намечаемая деятельность не должна приводить к уменьшению биоразнообразия, снижению продуктивности и биомассы территорий и акваторий, а также к ухудшению жизненно важных свойств природных комплексов;
- совместимости – планируемая деятельность не должна ухудшать качество жизни населения и наносить некомпенсируемый ущерб другим видам деятельности. Социальная совместимость (этническая, религиозная, культурная, эстетическая) – т.е. соответствие этническому стереотипу, национальным ценностям и т.п.
- гибкости – процесс ОВОС может варьировать по масштабам, глубине, системе оценки в зависимости от характера планируемой деятельности.
Процедура ОВОС
Процедура ОВОС рассматривается в нескольких нормативных документах – ФЗ Об охране ОС, ФЗ Об экологической экспертизе, В Положении об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на ОС в РФ (2000) и частично в Инструкции по экологическому обоснованию хозяйственной деятельности (1994).
Прежде всего ОВОС проводится в отношении планируемой деятельности независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хоз. и иной деятельности.
В процедуре ОВОС выделяют несколько стадий:
1. Стадия разработки технического задания на проведение ОВОС.
2. Стадия исследования воздействия хоз. деятельности на ОС с выявлением экологических, экономических, социальных последствий и прогнозов, завершающаяся составлением «Предварительных материалов по оценке воздействия».
3. Стадия выработки окончательного варианта «Материалов по оценке воздействия».
Заказчик
В ОВОС участвуют инвестор-заказчик, исполнитель работ по оценке воздействия и общественность. Действия каждого участника регламентированы. Заказчик – юридическое или физическое лицо, отвечающее за подготовку документации по намечаемой деятельности в соответствие с нормативными документами и представляющее эту документацию на ЭЭ.
Исполнитель работ по оценке воздействия на ОС – юридическое или физическое лицо, осуществляющее проведение ОВОС, заказчик ему предоставил право на проведение работ по ОВОС. Исполнитель проводит исследования по оценке воздействия, сбор и анализ информации, готовит комплект документов по оценке воздействия, представляемых на экспертизу. исполнитель отвечает за полноту и достоверность оценок, их соответствие экологическим нормативам и стандартам. Он планирует проведение исследований, готовит техзадание на ОВОС, при необходимости разрабатывает программу экологического мониторинга и контроля.
Результатом деятельности заказчика является предварительный вариант материалов по оценке воздействия, с которым заказчик знакомит общественность. После анализа замечаний общественности и результатов общественных слушаний исполнитель готовит окончательный вариант материалов, который и представляется на процедуру ЭЭ в составе другой проектной и предпроектной документации. Возможно также проведение общественной ЭЭ.
Общественность региона – третий участник ОВОС. Может включаться в процесс на этапе представления первичной информации и на этапе проведения ОВОС, принимать участие в общественных слушаниях и общественных обсуждениях. Участие общественности в подготовке и обсуждении материалов ОВОС организуется местным самоуправлением и обеспечивается заказчиком. В публикациях в официальных изданиях должны быть название, цель, местоположение намечаемой деятельности, сведения о заказчике и его представителе, сроки проведения ОВОС. Заказчик доводит до общественности сведения о форме материалов, сроках и месте доступности Техзадания. Распространение информации может идти по радио, ТВ, через Интернет, в период. печати. Заказчик принимает и документирует замечания и предложения в течение 30 дней со дня публикации и учитывает их при доработке ТЗ и в материалах по ОВОС. Порядок проведения общественных слушаний определяется исполнительной властью по согласованию с общественностью, ведется протокол. В протоколе четко фиксируются основные вопросы обсуждения, конфликты. Он подписывается всеми участниками общественных слушаний и входит в качестве Приложения в окончательный вариант «Материалов ОВОС».
В настоящее время внедряется принципиально новый механизм к участию общественности в ОВОС. Требуется открытость материалов по ОВОС, в т.ч. их предварительного варианта. Общественности представляется возможность влиять на цели и задачи экологической оценки, начиная с ранних стадий. Основная ответственность за обеспечение информированности общественности и организацию общественного участия при этом несет заказчик, хотя определенные функции возлагаются и на местные органы власти.
Результатами ОВОС являются:
Информация о характере и масштабах воздействия на ОС намечаемой деятельности, альтернативах её реализации, оценке экологических, социально-экономических и иных последствий по их значимости и возможности минимизации;
Выявление и учет общественных предпочтений при принятии заказчиком решений, касающихся намечаемой деятельности;
Решения заказчика по определению альтернативных вариантов реализации намечаемой деятельности.
Понятие ЭкЭ
Экологическая экспертиза – это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на ОС и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта ЭкЭ.
Главный нормативный акт в этой области – ФЗ «Об экологической экспертизе» (1995 г.). кроме того, законодательная основа ЭЭ определена в ФЗ об ООС и в ряде подзаконных актов: «Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы» (1966), «Регламент проведения ГЭЭ» (1997).
Экологическая экспертиза – это самостоятельный вид государственного экологического контроля, она имеет превентивное значение, т.к. проводится в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий соответствующей деятельности на ОС и проводится до начала деятельности. По некоторым оценкам предотвращение загрязнения обходится в 4-5 раз дешевле, чем ликвидация последствий. Экологическая экспертиза – очень важный инструмент в обеспечении экологических требований.
ЭкЭ устанавливает:
1. Не противоречит ли намечаемая деятельность экологическому законодательству РФ и субъектов РФ.
2. Соответствует ли намечаемая деятельность требованиям нормативных актов по охране ОС и рациональному использованию природных ресурсов.
3. Достаточно ли полно произведена оценка воздействия намечаемой деятельности на ОС.
4. Достаточны ли предусмотренные проектом меры по охране ОС и рациональному использованию природных ресурсов.
Основной вопрос, на который должна дать ответ ГЭЭ – возможна ли реализация проекта. В Заключении ГЭЭ так и указывается: рекомендовать проект к реализации, не рекомендовать проект к реализации, отправить проект на доработку, определеив масштабы и направления его улучшения.
Виды ЭкЭ
В России согласно закону «Об ООС» и «Об ЭкЭ» существует 2 вида ЭкЭ – общественная и государственная (ГЭЭ) .
Помимо юридически обоснованных экспертиз реально существует ведомственная, научная и коммерческая ЭкЭ.
ГЭЭ является правовой мерой обеспечения выполнения экологичиских требований при принятии экологически значимых проектов.
Общественная ЭкЭ выступает средством вовлечения заинтересованных кругов населения в механизм принятия экологически значимых решений.
Ведомственная ЭкЭ чаще всего имеет ярко выраженный технологический характер, в ней заинтересовано само ведомство, она доказывает ЭБ проекта либо устанавливает степень экологической опасности. Заключение ведомственной ЭкЭ поступает в составе других материалов на ГЭЭ
Научная и коммерческая ЭкЭ приобретают правовой статус либо при включении их в материалы общественной ЭкЭ, либо при использовании их заключений при проведении ГЭЭ.
ГЭЭ как сфера деятельности существует в стране с 1988 г., когда был создан Госкомитет СССР по охране природы. Единую систему ГЭЭ установил ФЗ «Об экологической экспертизе». Субъектами ГЭЭ являются специально уполномоченные федеральные и региональные органы. В настоящее время функции эти осуществляет в основном Ростехнадзор и региональные органы, устанавливаемые самим субъектом. В Омской области ГЭЭ проводит отдел ЭЭ и охраняемых природных территорий при Управлении ЭБ Министерства сельского хозяйства и продовольствия.
В Московском регионе установлен высокий — «красный» — уровень экологической опасности из-за жары и загрязнения воздуха, сообщается на сайте «Мосэкомониторинга». «По состоянию на 06.06.2014 уровень опасности жары и загрязнения атмосферного воздуха в высокий (критерий установления уровня опасности — среднесуточная температура, среднесуточная концентрация взвешенных частиц PM10)», — говорится в сообщении .
«Можно устанавливать «красный» уровень, можно «зеленый». Дело в том, что в Европе уровень опасности устанавливают по цветам, и для этого имеются особые критерии. Теперь это появилось и у нас, — сообщил «Газете.Ru» главный научный сотрудник Гидрометцентра России Александр Васильев. — Главная опасность заключается в том, что жарко, сухо. В уровне опасности ничего страшного нет, надо просто быть внимательнее».
По данным Гидрометцентра России, которыми располагает Васильев, жара спадет в ночь на понедельник (об этом говорил и глава Гидрометцентра Роман Вильфанд). «Уже сейчас идет небольшой дождь. Похолодает, будет нормальная погода. Вся следующая неделя дождливая будет. А самые сильные ливни начнутся в воскресенье. Суховей нас покидает. Жара редко покидает нас спокойно — приходит холод, а вместе с ним разные сюрпризы: грозы, ливни и даже град. Этого всего можно в воскресенье ждать.
Уже сейчас смена погоды себя проявляет. Но это первая волна, все равно жарко будет. Наблюдаются изолированные ливни и грозы, пришла неустойчивая влага.
А в воскресенье осадки будут повсеместны».
Подробнее о том, что означает «красный» уровень экологической опасности, объявленный в пятницу в Москве , «Газете.Ru» рассказал заведующий лабораторией прогнозирования качества окружающей среды и здоровья населения Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП , доктор медицинских наук, профессор Борис Ревич.
— «Красный» уровень экологической опасности — это новое явление для Москвы?
— Да, он объявлен в этом году в первый раз. После того как (а по европейской части России — 54 тыс.), правительство Москвы решило ввести такую систему, которая уже работала в разных странах мира. Впервые это сделали французы после аномальной жары 2003 года. Этот план разрабатывался в течение двух лет и в прошлом году был утвержден мэром Москвы Сергеем Собяниным. Это результат многолетних исследований, которые проводит и наша лаборатория, и использование мирового опыта.
План предусматривает действия всех основных органов исполнительной власти при различном уровне жары и состояния атмосферного воздуха.
Используется принцип светофора: зеленый уровень — настораживающий (жара длится до пяти дней, и угроза для здоровья еще небольшая). Второй уровень — оранжевый, он указывает, что жара наступила надолго и нужны какие-то активные действия.
Третий уровень — красный, требует незамедлительных действий от органов здравоохранения, транспорта, социальных служб.
Большую роль должны играть СМИ. Гигантские потери 2010 года в большой степени были связаны с тем, что москвичи не получили достаточно информации. Теперь такие рекомендации размещены на сайтах департамента здравоохранения, департамента природопользования и других. Сердечникам особенно важно посмотреть рекомендации на сайте кардиологического центра.
Уровни экологической опасности
Зеленый (допустимый): среднесуточная температура — до 21°C; среднесуточная концентрация взвешенных частиц РМ10 — до 60 мкг/куб. м; среднесуточная концентрация озона — до 53 мкг/куб. м.
Желтый (настораживающий): температура — от 21 до 22°C; концентрация взвешенных частиц РМ10 — от 61 до 100 мкг/куб. м; концентрация озона — от 52 до 102 мкг/куб. м.
Оранжевый (средний): температура — от 22 до 23,6°C; концентрация взвешенных частиц РМ10 — от 100 до 140 мкг/куб. м; концентрация озона — от 102 до 151 мкг/куб. м.
Красный (высокий): температура — от 23,6°C; концентрация взвешенных частиц РМ10 — свыше 140 мкг/куб. м; концентрация озона — свыше 151 мкг/куб. м.
Велика роль департамента транспорта в первую очередь: в метро, например, должна начаться бесплатная раздача воды. Вчера я ее не видел, но, например, в позапрошлом году я был свидетелем, что в аэропорту Домодедово раздавали воду бесплатно.
— Опасна ведь не только жара, но и концентрация загрязняющих веществ в воздухе?
— Конечно. Все это происходит из-за того, что формируется устойчивый блокирующий антициклон. Абсолютный штиль, и в воздухе накапливаются взвешенные частицы. В Москве, конечно, 90% этих частиц образуются от автомобильных выхлопов. Влияние промышленности гораздо меньше.
Сейчас напряженное время у гаишников, так как в сильную жару увеличивается количество ДТП.
По вчерашнему прогнозу Гидрометцентра, концентрация взвешенных частиц с вероятностью 60% снизится в воскресенье.
— Понятно, что надо соблюдать питьевой режим. Однако лично я с некоторыми рекомендациями не совсем согласен. Например, хлебный квас — хороший напиток, но, если есть проблемы с ЖКТ, не стоит его употреблять. Можно пить морс, напитки с невысоким содержанием сахара. Я бы посоветовал минимально употреблять алкогольные напитки, жирную пищу и воздерживаться от курения. Есть фрукты, овощи — слава богу, в Москве этого в избытке.
— Пока мы с вами говорим, за окном пошел дождь. Это значит, что все изменилось? Насколько быстро меняются такие вещи?
— У вас дождь? У нас пока дождя нет. Возможно, что ситуация улучшится и раньше. Впрочем, блокирующий антициклон — это очень сложное атмосферное явление. У нас, к сожалению, мало денег вкладывается в метеорологическую службу. Был такой курьез при формировании очередного правительства, когда я открываю газету и не вижу в ней сообщения гидрометслужбы — оказывается, ее забыли! Метеоспутников у нас недостаточно на такую гигантскую страну. Отсюда и все наши проблемы.
Понятие экологической безопасности включает в себя систему регулирования и управления, способной прогнозировать и ликвидировать развитие опасных, чрезвычайных ситуаций. Экологическая безопасность касается промышленности, сельского и коммунального хозяйства, сферы услуг, области международных отношений.
Уровни экологической безопасности
Глобальный уровень позволяет прогнозировать биосферные процессы. Цель глобального контроля – сохранение естественного мирового воспроизводства, его восстановление в области биосферного взаимодействия живых организмов. Управление безопасностью, осуществляют межгосударственные организации (ООН, ЮНЕСКО, ЮНЕП и другие) посредством издания и внедрения нормативных документов, создания экологических программ мирового развития, интеграции межгосударственных усилий в предотвращении и ликвидации последствий мировых катастроф
Замечание 1
Международное сотрудничество позволило разрешить и ограничить такие проблемы как ядерные испытания, китобойный промысел и вылов редких пород рыбы, производство хладагентов. Создана Красная книга, изучаются неизведанные территории.
Региональный уровень включает в себя географические и экономические зоны, территории государств. Контроль безопасности проводится посредством союза государств (СНГ, объединение государств Африки и др.). Система безопасности регионального уровня включает: экологически безопасные технологии и чистую экономику, стабилизацию темпов развития экономики.
Локальный уровень объединяет города, районы и предприятия разных сфер деятельности и осуществляет контроль выбросов, сточных вод и прочих вредных для атмосферы веществ. Управление экологией возложено на администрацию, предприятия и организации по контролю за санитарным состоянием города, района.
Независимо от управления и контроля за экологической безопасностью, объектом такого воздействия является окружающая среда. Поэтому на каждом уровне проводится анализ экономики, ресурсов, мер и культуры решения данных вопросов.
Нормативные акты в сфере экологической безопасности РФ
- Конституция;
- Федеральные законы и указы Президента;
- Постановления Конституционного Суда;
- Постановления, распоряжения Правительства;
- Законодательство субъектов и их нормативные акты;
- Международные конвенции, соглашения, нормы, правила и договоры
- Нормативные и инструктивно-методические акты специально уполномоченных государственных органов;
- Уставы населенных пунктов
Критерии и методы безопасности
В качестве критериев экологической безопасности используются:
- Предельно допустимые концентрации (ПДК);
- Предельно допустимые выбросы (ПДВ);
- Предельно допустимые сбросы (ПДС).
Для отдельных экологических систем основными критериями их безопасности являются целостность, сохранность и разнообразие видов, их взаимосвязей. Для отдельных индивидуумов, критерием безопасности так же считается сохранение здоровья и условий жизнедеятельности.
Методы обеспечения безопасности экологии:
- Контрольные включают методы измерения (количественные – физические, химические и пр.) и биологические методы (качественные, теоретические);
- Прогнозные – методы системного анализа и динамики, информационных технологий и др;
- Смешанные состоят из совокупности методов различного типа (например, эколого-токсикологические);
- Методы управления качеством биосферы.
Экологические требования к разработке нормативов
Лекция 3
Тема: Методологические основы экологического нормирования
Нормативно-правовые документы, устанавливающие правила природопользования, должны определять взаимоотношения органов власти и субъектов Федерации, а также права и обязанности граждан, организаций и учреждений, занимающихся природоохранной деятельностью, и содержать общие экологические требования к ведению хоз. и иной деятельности, основные положения по регламентации природопользования. В них определяются:
Принципы природопользования и природоохранной деятельности;
Меры, обеспечивающие природоохранную деятельность;
Ответственность за правонарушения в области ППз и охраны ОС.
Природоохранные нормативные документы, регламентирующие состояние природной среды , должны иметь параметры качества компонентов ОС, определяемые природно-климатическими особенностями территории.
Природоохранные нормативные документы, определяющие воздействия на ОС объектов хоз. и иной деятельности, должны устанавливать масштаб и степень воздействия при строительстве и эксплуатации объекта, а также ПДУ влияния на ОС и её компоненты, исходя их экологического потенциала территории и её ценности.
Нормативы уровней радиации, шума, вибрации и иных физических воздействий должны обеспечивать сохранение здоровья населения, его генофонда. Для особо ценных территорий предельно допустимые показатели воздействия должны обеспечивать отсутствие каких-либо негативных изменений в экосистемах на этих территориях. Для зон ЧЭС и ЭБ нормативы воздействия должны быть направлены на обеспечение улучшения экологического состояния указанных территорий.
Природоохранные нормативные документы, содержащие отраслевые нормативы (т.е. нормативы воздействия объектов конкретной отрасли) на ОС должны регламентировать:
Состав и количество используемых ПР на единицу продукции (удельная ресурсоемкость);
Состав и количество ЗВ, вносимых в ОС, включая отходы(отходность);
Физические воздействия (шумовое, радиоактивное, тепловое, ионизирующее и др.).
При этом должно соблюдаться единство метрологического подхода в определении ЗВ и других видов воздействий.
Экологические критерии – признаки, на основании которых производится оценка, определение или классификация экологических систем, процессов и явлений. Выделяют следующие критерии:
Природозащитные (условие – сохранение целостности э/с, вида);
Антропоэкологические (воздействие на человека);
Эколого-ресурсные (воздействие на ресурсы);
Эколого-социальные (воздействие на социум0;
Эколого-хозяйственные (воздействие на системы природа-население-хозяйство);
Качества ОС – признаки, по которым производится оценка качества природной среды,её компонентов и элементов ландшафта.
При ЭН используют различные критерии. Результатом является установление идеальных и временных норм а/г воздействия на ландшафты и их компоненты. Условие – установление таких нормативов, при которых не происходит структурно-функциональных изменений ландшафтов и э/с.
Экологический стандарт – количественный и качественный показатель состояния природных объектов или процессов. Входит в систему правовых актов, устанавливающих режим использования ПР.
Стандарты качества ОС являются научно обоснованными предельно допустимыми нормативами состояния компонентов природы, превышение которых создает угрозу для человека, биоты и ландшафта в целом.
В РФ существует программа постоянно обновляющихся стандартов: Ландшафты, Недра, Почвы, Земли, Гидросфера, Атмосфера, Биологические ресурсы, Флора, Фауна. Также гостируются радиоактивность и р/акт. загрязнение, шум, вибрация, э/м волны, воздействие транспорта, пром. и бытовые отходы, сточные воды и их осадки, мин. удобрения, безопасность в ЧС, мониторинг, рекультивация и пищевые продукты.
В систему экологических нормативов и стандартов входят:
Нормативы качества ОС;
Нормативы использования ПР;
Нормативы ПДВ на ОС;
Экологические стандарты;
Нормативы санитарных и защитных зон.