Личный закон в российском законодательстве. Личный закон и его варианты

1. Личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет.

2. Если лицо наряду с российским гражданством имеет и иностранное гражданство, его личным законом является российское право.

3. Если иностранный гражданин имеет место жительства в Российской Федерации, его личным законом является российское право.

4. При наличии у лица нескольких иностранных гражданств личным законом считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства.

5. Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства.

6. Личным законом беженца считается право страны, предоставившей ему убежище.

Комментарий к Ст. 1195 ГК РФ

1. Глава 67 ГК РФ посвящена правовому положению лиц в международном частном праве. В ней сосредоточены коллизионные нормы, позволяющие определить статус физических лиц, юридических лиц и государства в отношениях, осложненных иностранным элементом.

Комментируемая статья определяет общее понятие — «личный закон физического лица» (lex personalis), используемое в различных коллизионных нормах данной главы. Личный закон физического лица — право того государства, с которым физическое лицо имеет наибольшую связь. До принятия части третьей ГК РФ это понятие не было прямо закреплено в гражданском законодательстве, однако всегда представляло собой устойчивый правовой термин.

Помимо норм комментируемой главы упоминание о личном законе гражданина содержится также в ст. 399 ГПК РФ , однако его содержание определяется гражданским процессуальным законодательством.

2. В качестве критериев определения личного закона физического лица используется его гражданство и место жительства. Гражданство — устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Общим правилом, закрепленным в комментируемой статье, является правило о законе гражданства (lex patriae).

Основания и порядок приобретения, а также прекращения гражданства Российской Федерации определяются Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». В соответствии со ст. 11 названного Закона гражданство Российской Федерации приобретается по рождению, в результате приема в гражданство Российской Федерации, в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации и по некоторым иным основаниям.

3. Специальное правило для случаев наличия у физического лица одновременно двух и более гражданств, одно из которых — гражданство Российской Федерации — закреплено в п. п. 2 и 3 комментируемой статьи. Разумеется, в такого рода ситуациях российский орган государственной власти, осуществляющий применение права, при определении личного закона физического лица должен руководствоваться положениями российского права.

4. Трудности с определением личного закона физического лица могут возникнуть в случае, когда такое лицо имеет одновременно несколько иностранных гражданств. В соответствии с п. 4 комментируемой статьи его личным законом считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства. Однако и эта правовая категория — место жительства физического лица — не является в достаточной мере определенной.

Так, например, германское гражданское право допускает, что место жительства гражданина может находиться в нескольких местах одновременно. В соответствии со ст. 103 ФГК изменение места жительства происходит «вследствие действительного проживания в другом месте, связанного с намерением установить там свое основное обзаведение».

Как указывается в ст. 20 ГК РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Между тем в целом ряде ситуаций установить такое место нет почти никакой возможности, в частности тогда, когда образ жизни гражданина нескольких государств связан с его постоянными перемещениями. Кроме того, с точки зрения того понимания ст. 20 ГК РФ, которое сложилось в настоящее время, место жительства не может быть определено иначе как помещение — жилое или нежилое. В частности, не принято считать местом жительства гражданина населенный пункт.

———————————
См., например: Постановление Конституционного Суда РФ от 14 апреля 2008 г. N 7-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в связи с жалобами ряда граждан».

Проживание в гостинице, пусть даже длительное, в российской правовой системе не рассматривается в качестве постоянного проживания, поскольку в соответствии со ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» гостиницы, санатории, дома отдыха являются местами пребывания.

В то же время, однако, в соответствии с Законом о правовом положении иностранных граждан допускается временное проживание иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации. В таком случае местом жительства (несмотря на его «временный» характер) иностранного гражданина или лица без гражданства следует считать территорию Российской Федерации.

Не меньшее значение проблема установления места жительства имеет для определения личного закона лиц без гражданства. Известная традиционная привязка, отсылающая к месту жительства лица, в таком случае требует аналогичных разъяснений.

5. В соответствии с Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 «О беженцах» беженцем считается лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного места жительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

———————————
Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 12. Ст. 425.

Личный закон - право страны, в соответствии с которым определяется правовой статус субъекта, участвующего в гражданско-правовом отношении, осложненном иностранным элементом. Правовой статус включает: правоспособность субъекта идееспособность субъекта.

В международном частном праве выделяют: личный закон физического лица (lex personalis)

Личный закон физического лица в зависимости от принадлежности государства к определенной правовой системе понимается в двух вариантах.

Закон гражданства (lex patriae) - правовой статус лица определяется законодательством того государства, чье гражданство это лицо имеет. Данный коллизионный принцип имеет экстерриториальный характер - государство стремится подчинить своей юрисдикции всех своих граждан независимо от их места нахождения. Понимание личного закона как закона гражданства свойственно большинству стран континентального права (Франция, Бельгия, Испания, Германия, Япония). "Правоспособность физического лица определяется по праву государства, гражданином которого оно является" (ст. 5 ГК Греции (1946)).

Закон домицилия (lex domicilii - закон места жительства) - правовой статус лица определяется по законодательству государства, на территории которого данное лицо проживает. Этот коллизионный принцип имеет территориальный характер, - государство подчиняет своей юрисдикции всех лиц, находящихся на его территории независимо от их гражданства. Понимание личного закона как закона домицилия свойственно в основном государствам общего права (США, Великобритания, Исландия). "Статус и дееспособность физического лица регулируются правом его домицилия" (ст. 3083 ГК Квебека). Эта коллизионная привязка закреплена и в праве многих континентальных стран (Швейцария, Норвегия, Дания).

В современном праве наблюдается стремление государств к максимальному расширению их юрисдикции: в большинстве правовых систем при определении личного закона индивида применяется сочетание законов гражданства и домицилия.

Единообразного понимания личного закона нет даже на региональном уровне: в Латинской Америке одни государства придерживаются принципа гражданства (Куба, Коста-Рика, Гондурас, Гаити), другие - принципа домицилия (Аргентина, Бразилия, Гватемала). В Кодексе Бустаманте зафиксировано: "Каждое из государств-участников будет применять в качестве личного закона закон домицилия, или закон гражданства, или те законы, которые уже приняты или будут приняты в его внутреннем законодательстве" (ст. 7).



Коллизионный принцип "закон гражданства" легче для практического применения, чем "закон домицилия". Определение домицилия практически во всех государствах осуществляется непосредственно в суде. Например, в отношении британского подданного, родившегося от домицилированных в Англии родителей, действует почти неопровержимая презумпция, что такое лицо всегда сохраняет "британский домицилий происхождения", несмотря на длительное проживание за границей. Для того чтобы доказать, что лицо сменило "домицилий происхождения" на "домицилий по выбору", надо установить не только длительное проживание лица в новом месте, но и твердое намерение обосновать там "свой дом" и отсутствие "намерения вернуться на родину".

В странах континентального права закон домицилия устанавливается на основе критериев места жительства, обычного места пребывания, места делового обзаведения: "Личным законом лиц, имеющих гражданство нескольких государств... лиц без гражданства является право государства, на территории которого они имеют место жительства... Если... улица не имеется места жительства, то личный закон определяется по обычному месту пребывания лица" (ст. 11 Указа о МЧП Венгрии). Венгерский законодатель определяет понятия "место жительства" и "обычное место пребывания": "Местом жительства является место, где какое-либо лицо проживает постоянно или с намерением постоянно поселиться. Обычным местом пребывания является место, где какое-либо лицо находится в течение продолжительного времени без намерения постоянного проживания" (ст. 12).

По законодательству Швейцарии закон домицилия устанавливается на основе следующих критериев: "...Физическое лицо имеет:

а) место жительства в том государстве, в котором оно проживает, с намерением жить в нем постоянно;

б) место обычного пребывания в том государстве, в котором оно проживает в течение некоторого срока, даже если этот срок заранее органичен;

в) место делового обзаведения в том государстве, в котором сосредоточена его профессиональная или коммерческая деятельность.

Никто не может иметь одновременно несколько мест жительства" (ст. 20 Закона о МЧП Швейцарии).

Коллизионный принцип личного закона индивидов определяет личный статус физических лиц:

Начало и конец правоспособности, ее содержание и ограничения. Как правило, вопрос содержания правоспособности изымается из сферы действия коллизионного права и подчиняется императивному материально-правовому принципу национального режима;

Дееспособность лица;

Личные права (право на имя, фирму, честь, защиту деловой репутации);

Вопросы семейного права (внутренние условия заключения и расторжения брака);

Вопросы наследования движимого имущества.

В российском праве личный закон физических лиц определен в ст. 1195 ГК РФ. Генеральная коллизионная привязка - это закон гражданства. Отечественная трактовка личного закона учитывает современные тенденции развития МЧП: для разных категорий физических лиц применяется либо закон гражданства, либо закон домицилия. Личный закон определяет гражданскую и гражданско-процессуальную правосубъектность (статус) индивида (ст. 1195-1199 ГК РФ).

Отечественное понятие "место жительства" определено в специальных подзаконных актах: это место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма, договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов), иное жилое помещение. В ГК РФ понятие "место жительства" определено чрезвычайно формально (ст. 20), поэтому применение этого критерия может вызвать серьезные затруднения.

Российское законодательство определяет ряд специальных правил определения личного закона физического лица (ст. 1195 ГК РФ):

  • Если лицо наряду с гражданством другого государства имеет российское гражданство, его личным законом является российское право
  • Если иностранный гражданин имеет место жительства в РФ, его личным законом является российское право
  • При наличии у лица нескольких иностранных гражданств личным законом считается право страны, в котором это лицо имеет место жительства
  • Личным законом лица без гражданства (апатрида) считается право страны в которой это лицо имеет место жительства
  • Личным законом беженца считается право страны, предоставившей ему убежище

Личный закон физического лица определяет: способность лица иметь права и нести обязанности, дееспособность лица и ее объем. Например, определяет возраст с которого лицо считается совершеннолетним, брачный возраст, обязательные критерии личного состояния для совершения сделок и т. п.

Признание физического лица недееспособным или ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим и объявление физического лица умершим. Согласно ГК РФ эти процедуры подчиняются российскому праву.

Установление опеки и попечительства по ГК РФ производится по личному закону лица. Обязанность опекуна (попечителя) принять опеку (попечительство) определяется по личному закону лица, назначаемого опекуном (попечителем). Отношения между опекуном (попечителем) и лицом, находящимся под опекой (попечительством), определяются по праву страны, учреждение которой назначило опекуна (попечителя). Однако, когда лицо, находящееся под опекой (попечительством), имеет место жительства в РФ, применяется российское право, если оно более благоприятно для этого лица.

Права физического лица на имя, его использование и защиту регулируются согласно ГК РФ по личному закону, если иное не предусмотрено ГК или другими законами.

Право физического лица заниматься предпринимательской деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя выбирается в зависимости от наиболее тесной связи предпринимательской деятельности с каким-либо государством. На основании ГК РФ компетентный правопорядок определяется как право государства, где физическое лицо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя. Если это правило не может быть применено ввиду отсутствия обязательной регистрации, то применяется право страны основного места осуществления предпринимательской деятельности.

  • 19. Оговорка о публичном порядке: понятие, сфера применения.
  • 20. Нормы непосредственного применения. Сверхимперативные нормы.
  • 21. Правовое регулирование вещных отношений международного характера.
  • 22. Трансграничная (международная) коммерческая сделка: доктринальное и нормативное понятие; особенности содержания.
  • 23. Коллизионно-правовое регулирование международных коммерческих сделок: автономия воли сторон, принцип «характерного исполнения», закон наиболее тесной связи.
  • 24. Унификация права международной торговли: результаты и перспективы.
  • 25. Гармонизация права международной торговли. Своды принципов и норм международной торговли.
  • 26. Договор международной купли продажи товаров. Венская конвенция о международной купли продажи товаров 1980 г.
  • 27. Трансграничный лизинг.
  • 28. Трансграничный факторинг.
  • 29. Трансграничный франчайзинг.
  • 31. Принципы унидруа. Значение, общая характеристика.
  • Правовая природа инструментов унидруа
  • Технический подход к гармонизации или унификации
  • Факторы, которые определяют выбор предмета регулирования
  • Факторы, которые определяют выбор выпускаемого документа
  • 32. Lex mercatoria и мчп.
  • 33. Личный закон физического лица и правовой режим.
  • 33. Личный закон физического лица и правовые режимы.
  • 34. Гражданская правоспособность и дееспособность физических лиц в международном частном праве.
  • 35. Правовое положение иностранных физических лиц в Российской Федерации.
  • 37. Правовое положение иностранных юридических лиц в Российской Федерации.
  • 38.Международные организации как субъекты международного частного права.
  • 39. Особенности правового положения государства как субъекта международного частного права.
  • 40. Иностранные инвестиции: понятие, виды, субъекты.
  • 41.Международные стандарты защиты иностранных инвестиций.
  • 42. Трансграничные соглашения о разделе продукции и концессионные соглашения.
  • 43. Правовое регулирование иностранных инвестиций в рф.
  • 45. Интеллектуальная собственность: территориальный характер и особенности ее правой охраны за рубежом.
  • 46. Международно-правовая охрана авторского права. 47. Международно-правовая охрана смежных прав.
  • 48. Особенности правовой охраны авторских и смежных прав в сети интернет
  • 49. Международно – правовая охрана изобретений.
  • 50.Международно-правовая охрана товарных знаков и фирменных наименований (средств индивидуализации)
  • 51. Международное и конвенционное регулирование расчетных и платежных отношений. Роль международных обычаев.
  • 52. Формы международных расчетов, особенностих правового регулирования.
  • 53. Банковские гарантии как средство обеспечения обязательств по внешнеэкономическим контрактам Виды международных банковских гарантий.
  • 54 .Трансграничные внедоговорные обязательства в рф. Основные изменения в их регулировании по фз «о внесении изменений в часть третью Гражданского кодекса рф» от 20.09.2013 г.
  • 55. Трансграничные деликты: коллизионно-правовое и материально-правовое регулирование.
  • 60. Международная подсудность гражданских дел: понятия, виды. Пророгационные соглашения.
  • 61. Правовые основы признания и исполнения иностранных судебных решений. Способы исполнения. Принцип взаимности.
  • 62. Признание и исполнение иностранных судебных решений в рф.
  • 63. Легализация официальных документов: понятие и способы.
  • 64. Правовые основания исполнения иностранных судебных поручений: понятие, виды, способы.
  • 65. Международно-правовое регулирование оказания правовой помощи в рамках снг.
  • 66. Международный коммерческий арбитраж: понятие, виды, принципы деятельности.
  • 67. Международный коммерческий арбитраж в Российской Федерации. Правовые основы деятельности. Практика разрешения споров.
  • 69. Признание и исполнение решений международных коммерческих арбитражей в рф.
  • 70. Основания для отказа в принятии и исполнении решений международных коммерческих арбитражей: нормы Нью-Йоркской конвенции 1958 г., апк рф
  • 33. Личный закон физического лица и правовой режим.

    ЛИЧНЫЙ ЗАКОН ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА (лат. lex personalis)

    один из распространенных коллизионных принципов, применяемый для выбора правапри регулировании отношений, существующих или возникающих в связи с правоспособностью идееспособностью физических лиц. их личным статусом. Особенно широка и значима сфера действияЛ.з.ф.л. в области брачно-семейных отношений. Решающую роль здесь играет "закон местонахождения",существующий в двух разновидностях: закон гражданства и закон местожительства. Формула отсылки кзакону гражданства свойственна законодательству (и праву вообще) стран континентальной правовойсистемы, принцип домициля - странам англосаксонской системы. права. Однако некоторые государства, непринадлежащие к последней, тем не менее также применяют рассматриваемый принцип (Аргентина,Бразилия, Норвегия. Дания и т.д.). Практика Великобритании. особенно Англии, следуя принципу домициля.вместе с тем не характеризуется строгостью в определении этого понятия. Фактически в отношении любогобританского подданного, родившегося от домицилированных в Англии родителей, может быть использована презумпция, что он имеет (и сохраняет) домициль происхождения, даже если он большую часть временипроживает за границей. Вопрос о доми-циле решается в английских судах с весьма значительной долейсудейского усмотрения. Для стран, где высока доля иммиграции. закрепление принципа домициля являетсяединственным способом распространения собственного законодательства страны-реципиента наиностранцев-иммигрантов. В то же время государства, граждане которых в больших масштабах эмигрируют вдругие страны

    мира (например. Германия в годы и после окончания второй мировой войны), испытываютзаинтересованность в том, чтобы юридическая связь лица с данным государством продолжалась. Врезультате такие государства придерживаются принципа закона гражданства. Это явствует из содержания ихвнутреннего законодательства. Так, во Вводном законе к Германскому гражданскому уложению 1896 г. (ныне- Закон ФРГ 1986 г. "О новом регулировании в области международного частного права"), а также в 1942 г. вИталии установлен один принцип - закон гражданства. Тот же принцип заложен в международно-правовыхмногосторонних и двусторонних конвенциях и соглашениях о правовой помощи (например, в Конвенции оправовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам стран СНГ от 22января 1993 г.).

    Таким образом, указанные два начала коллизионного регулирования личных отношений в международномчастном праве противостоят друг другу, и нет пока примеров выработки какого-либо единообразногорешения. Об этом свидетельствуют как Кодекс Бустаман-те. который не привел участвующие в немгосударства к единому для всех пониманию личного закона, так и Гаагская конвенция 1955 г. "Орегулировании конфликта между национальным законом и законом домициля". В то же время в последниегоды усилилась тенденция к совмещению этих принципов в национальном законодательстве. Так, некоторыестраны придерживаются позиции "смешанной системы" (Австрия,Швейцария. Чили, Эквадор, Мексика и др.) - подчинение собственному закону личного статуса иностранцев, домицилированных на ихтерриториях(принцип домициля), и "своих" (национальных) граждан, постоянно проживающих за границей(принцип закона гражданства). Законодательство РФ использует "смешанную систему". Так. в ОГЗ СССР1991 г. и проекте раздела VII "Международное частное право" третьей части ГК РФ наряду с общей нормой оподчинении дееспособности иностранных граждан закону страны гражданства устанавливается, что вотношении сделок, совершаемых на территории РФ (СССР), а также обязательств, возникающих изпричинения вреда в РФ (СССР), действует право РФ (СССР). Вместе с тем данный подход выработан вотечественном праве не на основе принципа домициля,а исходя из принципа места совершения действия.

    Коротко.

    Личный закон физического лица (lex personalis) – один из самых распространенных коллизионных принципов, применяемый для выбора права при регулировании правового положения физического лица.

    Личный закон физического лица – это:

    lex patriae – закон гражданства (Россия, Франция, Швейцария);

    lex domicilii закон места жительства (США, Канада).

    В соответствии с личным законом решаются вопросы, связанные с гражданско-правовым статусом физического лица, его правоспособностью и дееспособностью, личными семейными и наследственными правами.

    Если в качестве личного закона применяется закон гражданства, то все спорные вопросы должны рассматриваться по нормам национального права страны, гражданином которой является соответствующее лицо.

    При применении закона места жительства спорные вопросы должны рассматриваться по нормам права страны, где данное лицо проживает.

    Из смысла части третьей ГК РФ можно сделать вывод, что, если лицо наряду с иностранным гражданством имеет и российское гражданство, его личным законом является российское право.

    Личный закон применяется в отношении различных категорий иностранцев следующим образом:

    · для граждан иностранных государств применяется право страны гражданства лица;

    · лиц без гражданства – право страны места жительства;

    · лиц с двойным гражданством:

    граждан Российской Федерации и иного государства – право РФ,

    граждан иностранных государств – право страны места жительства;

    беженцев – право страны, предоставившей убежище.

    Личный закон юридического лица (lex sovietatus) – это:

    · закон «национальности» юридического лица;

    · закон местонахождения.

    Привязка «личный закон» позволяет определить национальность юридических лиц и отделить отечественных юридических лиц от иностранных.

    Личным законом юридического лица (законом «национальности» юридического лица) определяется соответствующий правовой статус юридического лица, гражданская правосубъектность этого юридического лица.

    Личный закон (статут) применяется для решения вопросов:

    · о порядке создания и прекращения деятельности юридического лица; 0 об организационно-правовых формах юридического лица;

    · о правоспособности юридического лица;

    · о порядке реорганизации и ликвидации юридического лица;

    · о порядке признания юридического лица несостоятельным либо банкротом;

    · о порядке получения разрешения на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности.

    Законом регулируются также вопросы правового статуса филиалов и представительств юридического лица и вопросы остаточных при ликвидации юридического лица материальных средств.

    «Национальность» права определяется:

    · в странах с англосаксонской системой права – в зависимости от места учреждения или регистрации юридического лица;

    · в странах с романо-германской системой права – от места нахождения центральных органов управления данного юридического лица;

    · в развивающихся странах – от места нахождения наибольшей части имущества соответствующего юридического лица;

    · в некоторых других странах – от места осуществления юридическим лицом своей деятельности.

    ЛИЧНЫЙ ЗАКОН ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА (лат. lex personalis)

    один из распространенных коллизионных принципов(см. Коллизия законов), применяемый для выбора права при регулировании отношений, существующих или возникающих в связи с правоспособностью и дееспособностью физических лиц. их личным статусом. Особенно широка и значима сфера действия Л.з.ф.л. в области брачно-семейных отношений. Решающую роль здесь играет "закон местонахождения", существующий в двух разновидностях: закон гражданства и закон местожительства. Формула отсылки к закону гражданства свойственна законодательству (и праву вообще) стран континентальной правовой системы, принцип домициля - странам англосаксонской системы. права. Однако некоторые государства, не принадлежащие к последней, тем не менее также применяют рассматриваемый принцип (Аргентина, Бразилия, Норвегия . Дания и т.д.). Практика Великобритании. особенно Англии, следуя принципу домициля. вместе с тем не характеризуется строгостью в определении этого понятия. Фактически в отношении любого британского подданного, родившегося от домицилированных в Англии родителей, может быть использована презумпция, что он имеет (и сохраняет) домициль происхождения, даже если он большую часть времени проживает за границей. Вопрос о доми-циле решается в английских судах с весьма значительной долей судейского усмотрения. Для стран, где высока доля иммиграции. закрепление принципа домициля является единственным способом распространения собственного законодательства страны-реципиента на иностранцев-иммигрантов. В то же время государства, граждане которых в больших масштабах эмигрируют в другие страны

    мира (например. Германия в годы и после окончания второй мировой войны), испытывают заинтересованность в том, чтобы юридическая связь лица с данным государством продолжалась. В результате такие государства придерживаются принципа закона гражданства. Это явствует из содержания их внутреннего законодательства. Так, во Вводном законе к Германскому гражданскому уложению 1896 г. (ныне - Закон ФРГ 1986 г. "О новом регулировании в области международного частного права"), а также в 1942 г. в Италии установлен один принцип - закон гражданства. Тот же принцип заложен в международно-правовых многосторонних и двусторонних конвенциях и соглашениях о правовой помощи (например, в Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам стран СНГ от 22 января 1993 г.).

    Таким образом, указанные два начала коллизионного регулирования личных отношений в международном частном праве противостоят друг другу, и нет пока примеров выработки какого-либо единообразного решения. Об этом свидетельствуют как Кодекс Бустаман-те. который не привел участвующие в нем государства к единому для всех пониманию личного закона, так и Гаагская конвенция 1955 г. "О регулировании конфликта между национальным законом и законом домициля". В то же время в последние годы усилилась тенденция к совмещению этих принципов в национальном законодательстве. Так, некоторые страны придерживаются позиции "смешанной системы" (Австрия , Швейцария . Чили, Эквадор, Мексика и др.) - подчинение собственному закону личного статуса иностранцев, домицилированных на их территориях(принцип домициля), и "своих" (национальных) граждан, постоянно проживающих за границей (принцип закона гражданства). Законодательство РФ использует "смешанную систему". Так. в ОГЗ СССР 1991 г. и проекте раздела VII "Международное частное право" третьей части ГК РФ наряду с общей нормой о подчинении дееспособности иностранных граждан закону страны гражданства устанавливается, что в отношении сделок, совершаемых на территории РФ (СССР), а также обязательств, возникающих из причинения вреда в РФ (СССР), действует право РФ (СССР). Вместе с тем данный подход выработан в отечественном праве не на основе принципа домициля,а исходя из принципа места совершения действия.

    Ануфриева Л.П.


    Энциклопедия юриста . 2005 .

    Смотреть что такое "ЛИЧНЫЙ ЗАКОН ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА" в других словарях:

      Личный закон физического лица - 1. Личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет. 2. Если лицо наряду с российским гражданством имеет и иностранное гражданство, его личным законом является российское право. 3. Если иностранный… … Официальная терминология

      Личный закон право страны в соответствии с которым определяется правовой статус субъекта, участвующего в гражданско правовом отношении, осложненном иностранным элементом. Правовой статус включает: правоспособность субъекта и дееспособность… … Википедия

      НПА:Гражданский кодекс Российской Федерации:Часть третья - (в редакции, действующей по состоянию на 14.11.2013) Гражданский кодекс Российской Федерации ГАРАНТ Принят Государственной Думой 1 ноября 2001 года К:Гражданский кодекс Российской Федерации:Часть… … Бухгалтерская энциклопедия

      Для улучшения этой статьи желательно?: Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное. Викифицировать статью … Википедия

      Физическое лицо - (Physical person) Понятие физического лица, дееспособность физических лиц Понятие физического лица, дееспособность физических лиц, правоотношения физических лиц Содержание Содержание Физические лица как участники гражданских правоотношений.… … Энциклопедия инвестора

      Банкротство - (Bankruptcy) Банкротство это признанная судом неспособность исполнить обязательства по уплате взятых в долг денежных средств Суть банкротства, его признаки и характеристика, законодательство о банкротстве, управление и пути предотвращения… … Энциклопедия инвестора

      Инвестор - (Investor) Инвестор это лицо или организация, совершающее вложения капитала с целью получения прибыли Определение понятия инвестор, частный, квалифицированный и институциональный инвестор, особенности работы инвестора, известные инвесторы,… … Энциклопедия инвестора

      В современном демократическом обществе существует множество различных добровольных объединений людей (групп интересов), стремящихся довести свои требования до властных структур. Одни из них используют экономические рычаги, другие действуют менее… … Википедия

      В современном демократическом обществе существует множество различных добровольных объединений людей (групп интересов), стремящихся довести свои требования до властных структур. Одни из них используют экономические рычаги, другие действуют менее… … Википедия

    Общепризнанной сферой применения личного закона является правовое положение физического лица как субъекта гражданско -правовых отношений международного характера. Дополнительно личный закон используется и для решения семейно-брачных и наследственных вопросов.

    Признание лица безвестно отсутствующим или объявление лица умершим, хотя и связано правосубъектностью, подчиняется не личному закону, а российскому праву. В других случаях, например, при регулировании наследственных отношений, ГК также обращается к личному закону, но не к его обобщенной формуле, а к одному из конкретных вариантов: к праву места жительства наследодателя.

    1. Право, подлежащее применению при определении гражданской правоспособности физического лица. Содержание правоспособности, т.е. комплекс прав и обязанностей, которыми может обладать физическое лицо, раскрывается через анализ всего гражданского законодательства. Гражданская правоспособность физического лица при его участии в трансграничных гражданско -правовых отношениях - способность, определяемая правом государства, гражданином которого является лицо, либо правом государства, в котором лицо проживает, способность его иметь права и нести обязанности. В международном частном праве решается только один вопрос: по законам какого государства должна определяться правоспособность физического лица при его участии в трансграничных гражданско-правовых отношениях.

    В соответствии со ст. 1196 ГК гражданская правоспособность лица определяется его личным законом. Отсылка к личному закону должна трактоваться через призму ст. 1195 ГК, т.е. как отсылка к любому из шести вариантов личного закона. Способность лица иметь права и нести обязанности будет определяться либо в соответствии с правом государства, гражданином которого лицо является, либо правом государства, в котором лицо проживает (схема). Однако применение личного закона в пользу российского права, если иностранец (лицо, не имеющее российского гражданства) совершает гражданско-правовые действия, находясь в России. К рассмотренному правилу ст. 1196 добавляет: "При этом иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом".

    В данной статье отражена главная особенность правового статуса иностранцев - их двойное правовое подчинение: праву своего государства (по признаку гражданства или места жительства) и праву государства пребывания . С одной стороны, в статье закреплен в качестве общего принципа определения правовой системы, регламентирующей правоспособность физического лица, его личный закон, а с другой стороны - статья распространяет на иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации действие национального правового режима. Выражение "пользуются в Российской Федерации гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами" означает, что иностранцы обладают тем же объемом прав и несут те же обязанности, вытекающие из российского гражданского права, какие имеют российские граждане. Это и есть понятие национального режима . Отдельные исключения из национального режима могут быть предусмотрены законом.

    Национальный режим для иностранцев в России относится к конституционному режиму. Он сформулирован в ч. 3 ст. 62 Конституции России как общий принцип, относящийся ко всем сферам правовых отношений: иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами. ГК в ст. 2 подтверждает применение этого принципа к гражданско-правовым отношениям: правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства. Статья 1196 ГК подтверждает и конкретизирует принцип национального режима по отношению к одному институту гражданского права - к правоспособности иностранцев.

    Национальный режим может быть условным и безусловным . Условный режим связан с наличием взаимности: граждане государства А будут пользоваться правами на территории государства Б наравне с местными гражданами, но при условии, что гражданам государства Б также предоставлен национальный режим на территории государства А. Безусловный национальный режим не связан с фактом предоставления национального режима собственным гражданам на территории соответствующего иностранного государства.

    Как видим из формулировок всех рассмотренных статей, российское законодательство предусматривает безусловный национальный режим. Дополнительная защита наших граждан предусмотрена положениями о реторсиях (ст. 1194 ГК), согласно которым Правительство РФ может установить ответные ограничения в отношении имущественных или личных неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения прав российских граждан и юридических лиц. Реторсии носят ответный адресный характер, они предназначены не для всех иностранцев, а только для граждан тех государств, где нарушаются права российских граждан. Предоставление национального режима на условиях взаимности не является специальным ограничением прав российских граждан.

    Национальный режим всегда несет в себе качество относительности: ни в одной стране нет полного уравнивания прав и обязанностей иностранцев с местными гражданами. Важно, чтобы любые изъятия из национального режима были предусмотрены законами, имели общий, а не дискриминационный характер, т.е. чтобы они не были направлены на граждан определенного государства. Последний случай создает основания для реторсий. "Законный" характер изъятий из национального режима предусмотрен во всех рассмотренных статьях, начиная с ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, где закрепляется национальный режим, "кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации".

    Изъятия из национального режима возможны в любых сферах общественных отношений. В гражданско-правовой сфере ограничения прав иностранцев выражаются в запрете на занятие ими должностей, представляющих важность для защиты интересов общества и государства либо в силу получения государственной власти (например, Федеральным законом от 31 июля 1995 г. "Об основах государственной службы Российской Федерации" установлено, что правом поступления на государственную службу обладают только российские граждане - ст.21), либо в силу выполнения профессиональных функций, связанных с повышенной опасностью для общества (например, в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ, иностранцы не вправе занимать должности капитана судна, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалиста - ст. 56 КТМ; правом входить в состав летного экипажа воздушного судна РФ обладают только российские граждане - ст. 56 Воздушного кодекса РФ). В законодательстве установлены также запреты на приобретение иностранцами в пользование участков континентального шельфа, недр, лесного фонда, на приобретение в собственность некоторых видов земельных угодий; запреты или ограничения на осуществление некоторых видов профессиональной деятельности, например, архитектурной, сельскохозяйственной, врачебной и др.

    Необходимо дополнительно остановиться на таком элементе содержания правоспособности , как возможность физического лица, в том числе иностранца , заниматься предпринимательской деятельностью . Эта возможность в отличие от общей гражданской правоспособности не подчиняется ни личному закону лица, ни национальному режиму. Статья 1201 ГК предусматривает два варианта определения права, которое должно применяться для решения этого вопроса. Прежде всего, это право государства, где физическое лицо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя. Другое правило имеет субсидиарный характер: оно применяется только тогда, когда первое правило не может быть применено ввиду отсутствия обязательной регистрации. В таком случае применяется право страны основного места осуществления предпринимательской деятельности.

    2. Право, подлежащее применению при определении гражданской дееспособности физического лица. Если при регламентации правоспособности иностранцев в РФ основным регулятором является российское гражданское право (материальные нормы, определяющие национальный правовой режим), то решение вопросов дееспособности находится целиком в плоскости коллизионного права.

    По общему правилу гражданская дееспособность физического лица определяется его личным законом (п. 1 ст. 1197 ГК), под которым понимается система из шести вариантов личного закона, построенных как на критерии гражданства лица, так и на критерии места жительства.

    Под общие правила определения дееспособности по личному закону в любом его варианте не подпадают вопросы дееспособности, связанной с некоторыми видами гражданско-правовых отношений. Они решаются в специальных статьях ГК, предусматривающих выбор применимого права по соответствующим видам отношений: способность нести ответственность за причиненный вред определяется статутом обязательства, возникающего вследствие причинения вреда (ст. 1219, 1220); способность лица к составлению и отмене завещания определяется по праву, регулирующему завещательные отношения (ст.1224).

    В целом общие правила определения дееспособности физических лиц по личному закону соответствуют общеизвестным, давно сложившимся правилам определения дееспособности, либо по закону места жительства, либо по закону гражданства. Причем данная формула вела к двум результатам: если лицо дееспособно по своему личному закону, то оно дееспособно везде, если лицо недееспособно по своему личному закону, то оно недееспособно везде. Однако второй результат часто приводил к нарушению законных интересов добросовестных участников международного гражданского оборота.

    Вступая в отношения с иностранцем, они не знали и не могли знать иностранного права, по которому иностранец мог заявить о своей недееспособности и отказаться от выполнения обязательств. Поэтому в XX в. стали формироваться правила, направленные на предотвращение второго результата: в настоящее время личный закон физического лица часто ограничивается в пользу закона места совершения гражданско -правовых действий. По-прежнему дееспособность определяется личным законом, в соответствии с которым наличие дееспособности иностранца по личному закону означает, что он дееспособен везде. Однако, если иностранец недееспособен по личному закону, то достаточно, чтобы он признавался дееспособным по закону места совершения акта.

    Иногда применение второго правила обусловливается наличием некоторых дополнительных условий.

    Рассмотренные законы некоторых государств обусловливают применение собственного права - lex fori - для определения дееспособности иностранца, который недееспособен по своему личному закону, обязательным фактом совершения акта на территории своего государства. Следовательно, подобные субсидиарные привязки направлены на защиту только своего гражданского оборота.

    Защита добросовестных участников гражданского международного оборота предусмотрена в российском законодательстве: "Физическое лицо, не обладающее гражданской дееспособностью по своему личному закону (т.е. по любому из шести вариантов личного закона.), не вправе ссылаться на отсутствие у него дееспособности, если оно является дееспособным по праву места совершения сделки, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона знала или заведомо должна была знать об отсутствии дееспособности" (п. 2 ст. 1197 ГК). Статья не содержит никаких исключений, следовательно, она применяется не только по отношению к иностранцам, но и по отношению к российским гражданам, которые недееспособны по российскому праву, но дееспособны по праву страны, где они совершают сделку.

    К важному аспекту дееспособности относится возможность ее ограничения в отношении совершеннолетнего лица и даже полного лишения его дееспособности в силу нарушения способности лица принимать самостоятельные волевые действия. Этой цели служит институт признания лица недееспособным или ограниченно дееспособным . Подобное возможно при наличии оснований, прямо предусмотренных в законе, и на основе решения суда. В материальном праве разных государств существует множество расхождений и по основаниям признания лица недееспособным или ограниченно дееспособным, и по последствиям такого признания; различен и порядок такого признания. Поэтому установление права, применимого при подобной процедуре, имеет немаловажное практическое значение.

    Институт признания лица недееспособным или ограниченно дееспособным в трансграничной среде самым тесным образом связан с процессуальными вопросами: суд какого государства компетентен объявить лицо недееспособным или ограниченно дееспособным, будет ли признано такое решение суда на территории иностранного государства и т.д. Понятно, что процессуальные вопросы в ст. 1197 ГК не рассмотрены. В ней разрешается только один вопрос: по законам какого государства будет осуществляться признание лица недееспособным или ограниченно дееспособным, при рассмотрении такого дела российским судом: "Признание в Российской Федерации

    физического лица недееспособным или ограниченно дееспособным подчиняется российскому праву". Таким образом, основания для подобного признания, юридические последствия признания, основания и последствия отмены ограничений дееспособности определяются российским судом по российскому праву.

    3. Право, подлежащее применению к опеке и попечительству.

    Опека и попечительство - это институты, связанные с дееспособностью физического лица, а именно - с ее отсутствием, ограничением или лишением. Как правило, опека (или попечительство) устанавливается над несовершеннолетними (в зависимости от их возраста) либо над совершеннолетними, признанными недееспособными в силу психического состояния или ограниченно дееспособными вследствие антисоциального поведения, которое может нанести ущерб интересам этих лиц, членам их семей или интересам общества.

    В различных государствах по-разному определяется возраст наступления полной или частичной дееспособности; основаниями ограничения или лишения дееспособности, как правило, являются слабоумие или различные психические заболевания, иногда даже физические недостатки (например, глухонемой, не умеющий писать, может действовать только через попечителя - ст. 936 ГК Франции). По-разному определяются критерии антисоциального поведения, дающего основания для учреждения опеки или попечительства. В России над лицом, злоупотребляющим спиртными напитками или наркотическими средствами, что ставит семью в тяжелое материальное положение, может быть установлено попечительство (ст. 30 ГК), в Германии - над лицом, которое вследствие пьянства не может заниматься делами и подвергает себя и свою семью опасности оказаться в состоянии крайней нужды, может быть учреждена опека (§ 6, ГГУ). Встречаются такие основания, как расточительство (Франция, Италия), привлечение к уголовной ответственности с лишением свободы и др. Все это предопределяет практическую значимость вопроса о праве, применимом к опеке и попечительству.

    Поскольку опека (и попечительство) связана с личным статусом физического лица, в частности, с его дееспособностью, то этот институт в целом подчинен личному закону лица, в отношении которого учреждается или отменяется опека или попечительство. Статья 1199 ГК, устанавливающая право, подлежащее применению к опеке и попечительству , выделяет три группы вопросов, для каждой из которых предусматриваются собственные привязки.

    Первая группа вопросов - это собственно само установление или отмена опеки или попечительства: "Опека или попечительство над несовершеннолетними, недееспособными или ограниченными в дееспособности совершеннолетними лицами устанавливается и отменяется по личному закону лица, в отношении которого устанавливается либо отменяется опека или попечительство" (п. 1 ст. 1199). Личным законом лица определяются основания для учреждения или отмены опеки (попечительства), выбор самой формы контроля над подобными лицами (опека или попечительство), порядок учреждения или отмены опеки (попечительства), требования к личным качествам опекуна (попечителя).

    Подобно институту лишения или ограничения дееспособности, институт опеки (попечительства) тесно связан с процессуальными вопросами, прежде всего - с компетенцией судов или иных органов того или иного государства, с возможностью признания и исполнения решений компетентных органов иностранного государства и др. Российское законодательство не решает процессуальных вопросов, поэтому могут возникнуть практические трудности с применением института опеки (попечительства) в отношении иностранцев или российских граждан, дееспособность которых ограничена решением иностранного суда. В определенной степени проблему снимают международные договоры с участием России о правовой помощи.

    Например, в Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях 1993 г. в рамках СНГ установление компетенции органов конкретного государства по учреждению опеки (попечительства) и выбор применимого права совпадают. Статья 34 предусматривает, что по делам об установлении опеки (попечительства) компетентны органы государства, гражданином которого является лицо, в отношении которого устанавливается опека (попечительство).

    Одновременно ст. 33 подчиняет все вопросы установления опеки (попечительства) праву страны, гражданином которой является соответствующее лицо. Если российский гражданин проживает в Украине, то установить опеку в отношении него могут только российские органы опеки и попечительства, и устанавливать ее они будут в соответствии с российским законодательством.

    Вторая группа вопросов связана с обязанностью опекуна (попечителя) принять опеку (попечительство) (п. 2 ст. 1199). Этот аспект в учреждении опеки (попечительства) связан с правоспособностью опекуна (попечителя), поэтому подчинен его личному закону. Имеет ли право лицо, назначенное компетентным органом, отказаться от опеки (попечительства), в каких случаях это возможно, в каких нельзя; в каких случаях опекун (попечитель) освобождается от своих обязанностей - ответы на эти и другие аналогичные вопросы нужно искать в праве государства, которое является личным законом опекуна (попечителя).

    Третья группа вопросов связана с правоотношениями, которые возникают между опекуном (попечителем) и его подопечным в результате учреждения или отмены опеки (попечительства). Эти отношения регулируются правом страны, учреждение которой назначило опекуна (попечителя) (п. 3 ст. 1199). Например, немецкие компетентные органы установили попечительство в отношении несовершеннолетнего немецкого гражданина, проживавшего в Германии, и назначили в качестве попечителя его ближайшего родственника - российского гражданина, проживающего в России; затем подопечный уехал на жительство в Россию к своему попечителю. Весь комплекс отношений между попечителем - российским гражданином и подопечным - немецким гражданином, как личных, так и имущественных, должен подчиняться немецкому праву.

    Однако рассматриваемый пункт предусматривает возможность в данном случае применить российское право для регулирования отношений между попечителем и подопечным. Оно применяется, если:

    1) лицо, находящееся под опекой (попечительством), имеет место жительства в России;

    2) российское право более благоприятно для этого лица.

    При определении благоприятности для опекаемого лица необходимо исходить из норм российского права, защищающего его интересы: обязанность опекунов (попечителей) несовершеннолетних лиц проживать совместно со своими подопечными, заботиться о содержании, обучении, воспитании своих несовершеннолетних подопечных (ст. 36 ГК); порядок распоряжения имуществом подопечного (ст. 37 ГК) и др.

    4. Право, подлежащее применению при определении прав физического лица на имя. Для российского законодательства - это новая коллизионная норма. Право на имя, имеющее целью индивидуализацию личности в обществе, является одним из качеств, характеризующих правосубъектность физического лица. Без индивидуализации невозможно обладание и осуществление гражданских прав и несение обязанностей. Следуя общей концепции решения всех вопросов правосубъектности физического лица по его личному закону, право на имя также подчиняется личному закону. В соответствии со ст. 1198 ГК "права физического лица на имя, его использование и защиту определяются его личным законом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или другими законами". Исходя из особенностей различных правовых систем, а также культурных традиций и особенностей, квалификация понятия имени, полноты его обозначения, достаточной для идентификации физического лица, должна осуществляться в соответствии с личным законом этого лица.

    Вместе с тем Кодекс предусматривает возможность и иного решения, если это будет предусмотрено иными законами. Примером другого подхода может служить порядок пользования именем при создании произведений науки, литературы, искусства путем использования вымышленного имени (псевдоним) либо путем вообще отказа от использования подлинного или вымышленного имени, что регулируется законодательством об авторском праве и смежных правах (п. 1 ст. 15 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" 1993 г.) (Ведомости РФ. 1993. ¹32. ст. 1242). Будет ли этот особый порядок применен к иностранцу, хотя он не относится к его личному закону? Вопрос решается в рамках международных договоров по авторскому праву, в которых участвует Россия. Как Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г., так и Всемирная Женевская конвенция об авторском праве 1952 г. отсылают решение этого вопроса к праву государства, где испрашивается защита прав автора, т.е. к российскому праву.

    Защита права на имя от его искажения либо от использования его способами, либо в форме, которые затрагивают честь, достоинство или деловую репутацию носителя имени, является одним из способов защиты нематериальных благ. Основания для защиты доброго имени, материальные последствия нарушения доброго имени также определяются личным законом носителя имени.

    5. Право, подлежащее применению при признании физического лица безвестно отсутствующим и при объявлении физического лица умершим. ГK (ст. 1200) подчиняет весь комплекс вопросов, связанных с безвестным отсутствием лица, российскому праву. По российскому праву российский суд будет рассматривать следующие вопросы, в том числе по отношению к иностранцам: основания признания лица безвестно отсутствующим, включая срок его отсутствия и отсутствия в месте его жительства сведений о месте его пребывания (ст. 42 ГК), основания объявления физического лица умершим, включая срок его отсутствия и отсутствия в месте жительства сведений о месте его пребывания, а также обстоятельства, с которыми суд может связывать сокращение данного срока (ст. 45 ГК).

    Так как институт признания физического лица безвестно отсутствующим и объявления умершим существует не во всех государствах, решение российского суда может быть исполнимо только в России и в тех странах, в которых этот институт существует и в которых допускается исполнение решений иностранных судов, в частности, российских. Особенно это касается последствий признания лица безвестно отсутствующим или умершим. На применение последствий признания лица безвестно отсутствующим или умершим российским судом реально можно рассчитывать, если существует международный договор между заинтересованными государствами, и само признание российским судом рассматривалось в соответствии с правилами такого договора. Международный договор придает реальный смысл признанию российским судом лица безвестно отсутствующим или умершим не только в стране суда, но и за рубежом, где может находиться имущество данного лица. Таковыми являются договоры о правовой помощи.

    Так, в Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях 1993 г. рассматриваемая проблема решается прежде всего через установление компетенции учреждений юстиции по данной категории дел конкретного государства. Согласно п. 1 ст. 25 по данной категории дел компетентны учреждения юстиции того государства, гражданином которого было лицо в то время, когда оно по последним данным было в живых, а в отношении других лиц (например, лицо не имело гражданства ни одного договаривающегося государства или вообще не имело гражданства или гражданство его неизвестно и пр.) - учреждения юстиции по месту жительства. В порядке исключения дело может быть рассмотрено учреждениями юстиции любого договаривающегося государства в отношении гражданина другого государства при наличии двух условий:

    1) проживающие на территории этого государства лица ходатайствуют о признании этого гражданина безвестно отсутствующим или умершим;

    2) интересы ходатайствующих лиц основаны на законодательстве данного государства. Положения о компетенции дополнены коллизионной нормой о применении закона суда - lex fori: компетентные учреждения юстиции при рассмотрении дел о признании лица безвестно отсутствующим или объявлении умершим или дел об установлении факта смерти применяют законодательство своего государства.