Как правильно определить импортный товар или нет. Таможенное оформление при импорте

Билет 10. Социальная мобильность: понятие, виды, каналы

Понятие «социальная мобильность» ввел П. Сорокин. Он считал, что общество – это огромное социальное пространство, в котором люди перемещаются как реально, так и условно, во мнении окружающих и своем собственном.

Социальная мобильность – это изменение индивидом или группой своей позиции в социальном пространстве. По направлениям социальных перемещений различают вертикальную и горизонтальную социальную мобильность.

    Вертикальная мобильность — социальное перемещение, которое сопровождается повышением или понижением социального статуса.

    Переход на более высокую социальную позицию называется восходящей мобильностью , а на более низкую – нисходящей мобильностью .

    Горизонтальная мобильность — социальное перемещение, не связанное с изменением социального статуса, — переход на другое место работы в той же должности, смена места жительства. Если при переезде меняется социальный статус, то географическая мобильность превращается в миграцию.

По видам мобильности социологи выделяют межпоколенную и внутрипоколенную. Межпоколенная мобильность — изменение социального статуса между поколениями.. Внутрипоколенная мобильность связана с социальной карьерой, , означающей изменение статуса в рамках одного поколения.

В соответствии с изменением индивидом своей социальной позиции в обществе выделяют две формы мобильности: групповую и индивидуальную. Групповая мобильность — перемещения совершаются коллективно, и целые классы, социальные слои изменяют свой статус. (Случается в периоды кардинальных изменений в обществе — социальных революций, гражданских или межгосударственных войн, военных переворотов). Индивидуальная мобильность означает социальное перемещение конкретного человека.

Каналами социальной мобильности могут выступать: школа, образование, семья, профессиональные организации, армия, политические партии и организации, церковь. Безусловно, в современном обществе особое значение приобретает образование, институты которого выполняют функцию своеобразного «социального лифта», обеспечивающего вертикальную мобильность. Социальный лифт - это механизм повышения (или понижения) социального статуса.

В то же время следует отметить, что процессы социальной мобильности могут сопровождаться маргинализацией и люмпенизацией общества. Под маргинальностью понимается промежуточное, «пограничное» состояние социального субъекта. Маргинал при переходе из одной социальной группы в другую сохраняет прежнюю систему ценностей, связей, привычек и не может усвоить новые (мигранты, безработные). Люмпен , пытаясь в процессе социальной мобильности перейти из старой группы в новую, оказывается вообще вне группы, разрывает социальные связи и со временем теряет основные человеческие качества - способность к труду и потребность в нем (нищие, бомжи).

Понятие и виды социальной мобильности

Анализ причин социального неравенства всегда влечет за собой вопрос, может ли индивид сам добиться повыше­ния своего социального статуса и влиться в состав социального слоя, расположенного выше его собственного на шкале обеспе­ченности и престижа. В современном обществе принято считать, что стартовые возможности всех людей равны и индивид непре­менно добьется успеха, если приложит соответствующие усилия и будет действовать целеустремленно. Часто эту мысль иллюстриру­ют примерами головокружительной карьеры миллионеров, на­чавших с нуля, и пастушек, превратившихся в кинозвезд.

Социальной мобильностью называется перемещение индиви­дов в системе социальной стратификации с одного слоя на другой. Имеется по крайней мере две основные причины существования в обществе социальной мобильности. Во-первых, общества меня­ются, а социальные изменения видоизменяют разделение труда, создавая новые статусы и подрывая прежние. Во-вторых, хотя элита может монополизировать возможности для получения об­разования, она не в состоянии проконтролировать естественное распределение талантов и способностей, поэтому высшие слои неизбежно пополняются за счет талантливых выходцев из низших слоев.

Социальная мобильность проявляется во множестве форм:

вертикальная мобильность - изменение положения индивида, которое вызывает повышение или понижение его социального статуса. Например, если автомеханик станет директором авто­сервиса, это проявление восходящей мобильности, но если авто­механик станет мусорщиком, такое перемещение будет показате­лем нисходящей мобильности;

горизонтальная мобильность - изменение положения, которое не приводит к повышению или понижению социального статуса.

Разновидностью горизонтальной мобильности служит географи­ческая мобильность.

Она подразумевает не изменение статуса или груп­пы, а перемещение из одного места в другое при сохранении прежне­го статуса. Примером может служить международный и межрегио­нальный туризм, переезд из города в деревню и обратно, переход с одного предприятия на другое.

Если к перемене места добавляется перемена статуса, то геогра­фическая мобильность превращается в миграцию. Если деревенский житель приехал в город, чтобы навестить родственников, то это гео­графическая мобильность. Если же он переселился в город на посто­янное жительство и получил здесь работу, то это уже миграция.

межпоколенная (интергенерационная) мобильность - выявляет­ся сравнением социального статуса родителей и их детей в опреде­ленный момент карьеры тех и других (по рангу их профессии в приблизительно одинаковом возрасте).

внутрипоколенная (интрагенерационная) мобильность - предпо­лагает сравнение социального статуса личности в течение продол­жительного времени.

Классификация социальной мобильности может быть проведена и по иным критериям. Так, например, различают индивидуальную мобильность, когда перемещения вниз, вверх или по горизонтали про­исходят у индивида независимо от других, и групповую мобильность, когда перемещения происходят коллективно, к примеру после соци­альной революции старый господствующий класс уступает свои по­зиции новому господствующему классу.

На других основаниях мобильность может классифицироваться, скажем, на стихийную или организованную. Примером стихийной мобильности могут служить перемещения с целью заработка жите­лей ближнего зарубежья в крупные города России. Организованная мобильность (перемещения человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали) управляется государством. Как показал на огромном историческом материале П. Сорокин, причинами групповой мобильности выступали следующие факторы:

Социальные революции;

Иностранные интервенции, нашествия;

Межгосударственные войны;

Гражданские войны;

Военные перевороты;

Смена политических режимов;

Замена старой конституции новой;

Крестьянские восстания;

Междоусобная борьба аристократических родов;

Создание империи.

V

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Понятие и параметры социальной мобильности

Понятие «социальная мобильность » в науку ввел П.А. Сорокин. По его определению «под социальной мобильностью понимается любой переход индивида, или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой». В социальную мобильность П.А. Сорокин включал:

Перемещение индивидов из одной социальной группы в другую;

Исчезновение одних и появление других социальных групп;

Исчезновение целой совокупности групп и полная замена ее другой.

Причину социальной мобильности П.А. Сорокин видел в осуществлении в обществе принципа распределения благ пропорционально заслугам каждого его члена, т.к. даже частичная реализация этого принципа ведет к усилению социальной мобильности и обновлению состава высших страт. Иначе в этих стратах с течением времени накапливается большое количество вялых, неспособных людей, а в низких стратах, наоборот, — талантливых. Так создается горючий в социальном отношении материал в виде недовольства и протеста в низких стратах, что может привести к революции. Чтобы этого не случилось, общество должно отказаться от жесткой социальной структуры, осуществлять постоянно и своевременно социальную мобильность, совершенствовать и контролировать ее.

Факторы, влияющие на социальную мобильность :

Уровень развития экономики (например, в период экономической депрессии – мобильность нисходящая);

Исторический тип стратификации (сословные и кастовые общества ограничивают социальную мобильность);

Демографические факторы (пол, возраст, уровень рождаемости, уровень смертности, плотность населения). Перенаселенные страны чаще испытывают последствия эмиграции, чем иммиграции; там, где высок уровень рождаемости, население более молодое и поэтому более подвижное, и наоборот.

Показатели (параметры) социальной мобильности.

Социальная мобильность измеряется при помощи двух главных показателей :

дистанция

объем.

Дистанция мобильности – количество ступеней, на которое удалось подняться или пришлось опуститься индивидам. Нормальной дистанцией считается перемещение на одну-две ступени вверх или вниз. Ненормальная дистанция – неожиданный взлет на вершину социальной лестницы или падение к ее основанию.

Объемом мобильности называется число индивидов, которые переместились по социальной лестнице в вертикальном направлении за определенный промежуток времени. Если объем исчисляется количеством переместившихся индивидов, то он называется абсолютным , а если отношением этого количества ко всему населению, то – относительным и указывается в процентах.

Итак, социальная мобильность – это перемещение индивида или социальной группы из одного социального слоя в другой, либо внутри социального слоя, изменение места того или иного социального субъекта в социальной структуре.

Виды социальной мобильности

Существует два основных вида социальной мобильности :

Межпоколенная

Внутрипоколенная

и два основных типа :

Вертикальная

Горизонтальная.

Они, в свою очередь, распадаются на подвиды и подтипы, которые тесно связаны друг с другом.

Межпоколенная мобильность – когда дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступень, чем их родители.

Внутрипоколенная мобильность – один и тот же индивид на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции. Иначе ее называют социальная карьера.

Вертикальная мобильность представляет собой перемещение индивида или социальной группы из одной страты в другую, при этом происходит смена социального статуса. В зависимости от направления перемещения выделяют следующие виды вертикальной мобильности :

Восходящая (социальный подъем);

Нисходящая (социальный спуск).

Между восхождением и нисхождением существует известная асимметрия: все хотят подниматься и никто не хочет опускаться по социальной лестнице. Как правило, восхождение — явление добровольное, а нисхождение – принудительное.

Каналы вертикальной мобильности.

По мнению П.А. Сорокина, в любом обществе между стратами существуют каналы («лифты»), по которым индивиды перемещаются вверх и вниз. Особый интерес представляют социальные институтыармия, церковь, школа, семья, собственность, которые используются в качестве каналов социальной мобильности .

Армия наиболее интенсивно функционирует в качестве такого канала в военное время. Крупные потери среди командного состава приводят к заполнению вакансий из более низких чинов.

Церковь переместила большое число людей как с низов к вершинам общества, так и наоборот. Институт безбрачия обязывал католическое духовенство не иметь детей. Поэтому после смерти должностных лиц освободившиеся позиции заполнялись новыми людьми. В то же время тысячи еретиков были отданы под суд, уничтожены, среди них было немало королей, аристократов.

Школа : институт образования во все времена служил мощным каналом социальной мобильности, т.к. образование ценилось всегда, а образованные люди имели высокий статус.

Собственность наиболее ярко проявляет себя в виде накопленных богатств и денег, которые являются одним из самых простых и действенных способов социального продвижения.

Семья и брак становятся каналом вертикальной мобильности в том случае, если в союз вступают представители разных социальных статусов.

Горизонтальная мобильность – это переход индивида или социальной группы из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне, т.е. без смены социального статуса.

Разновидностью горизонтальной мобильности является географическая мобильность . Она подразумевает не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. Примером служат туризм, переезд из города в деревню и обратно, переход с одного предприятия на другое.

Если к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию.

Также различают индивидуальную и групповую мобильность.

Индивидуальная мобильность – перемещение вниз, вверх или по горизонтали происходит у каждого человека независимо от других.

К факторам индивидуальной мобильности, т.е. причинам, позволяющим одному человеку достичь больших успехов, чем другому, относят: социальный статус семьи; уровень полученного образования; национальность; физические и умственные способности; внешние данные; полученное воспитание; место жительства; выгодный брак.

Групповая мобильность – перемещения происходят коллективно. Например, после революции старый класс уступает господствующие позиции новому классу. По мнению П.А. Сорокина причинами групповой мобильности служат следующие факторы: социальные революции; иностранные интервенции; нашествия; межгосударственные войны; гражданские войны; военные перевороты; смена политических режимов и т. п.

Также можно выделить организованную и структурную мобильность .

Организованная мобильность происходит тогда, когда перемещение индивида или социальной группы вверх, вниз или по горизонтали управляется государством. Этот процесс может происходить с согласия самих людей (например, общественные призывы на комсомольские стройки) и без их согласия (переселение малых народов, раскулачивание).

Структурная мобильность вызвана изменениями в структуре народного хозяйства и происходит помимо воли и сознания отдельных индивидов. Например, исчезновение или сокращение отраслей или профессий приводит к перемещению больших масс людей, занятых в них.

В процессе мобильности может возникнуть состояние маргинальности . Это специальный социологический термин для обозначения пограничного, переходного, структурно-неопределенного социального состояния субъекта. Людей, по разным причинам выпадающих из привычной социальной среды и неспособных примкнуть к новым общностям (зачастую по причинам культурного несоответствия), испытывающих большое психологическое напряжение и переживающих своеобразный кризис самосознания, называют маргиналами . Среди маргиналов могут быть этномаргиналы, биомаргиналы, экономические маргиналы, религиозные маргиналы.

Процесс миграции в обществе

Миграция представляет собой процесс изменения постоянного места проживания индивидов или социальных групп, выражающийся в перемещении в другой регион, географический район или другую страну.

Миграционный процесс тесно связан как с горизонтальной, так и с вертикальной мобильностью, поскольку каждый мигрирующий индивид стремится найти на новом месте лучшие экономические, политические или социальные условия существования.

Механизм миграции . Для того, чтобы люди захотели изменить привычное для них место жительства, необходимы условия, заставляющие их это сделать. Эти условия обычно делят на три основные группы:

Выталкивание

Притяжение

Пути миграции.

Выталкивание связано с тяжелыми условиями существования индивида в его родных местах. Выталкивание крупных масс людей связано с серьезными социальными потрясениями (межнациональные конфликты, войны), экономическими кризисами, стихийными бедствиями (землетрясения, наводнения). При индивидуальной миграции выталкивающей силой может служить неудача в карьере, смерть родственников, одиночество.

Притяжение – совокупность привлекательных черт или условий для проживания в других местах (более высокая оплата труда, возможность занять более высокий социальный статус, большая политическая стабильность).

Пути миграции – это характеристика непосредственного передвижения мигранта из одного географического места в другое. Пути миграции включают в себя доступность попадания мигранта, его багажа и семьи в другой регион; наличие или отсутствие барьеров на пути; информацию, помогающую преодолеть финансовые препятствия.

Различают международную (переезд из одного государства в другое) и внутреннюю (переезд в пределах одной страны) миграцию.

Эмиграция – выезд за пределы страны. Иммиграция – въезд в данную страну.

Сезонная миграция – зависит от времени года (туризм, учеба, сельхозработы).

Маятниковая миграция – регулярные передвижения из данного пункта и возвращение в него.

Миграция считается нормальной до определенных пределов. В том случае, если число мигрантов превышает некий уровень, говоря, что миграция становится избыточной. Избыточная миграция может привести к изменению демографического состава региона (выезд молодежи и «старение» населения; преобладание мужчин или женщин в регионе), к недостаче или избытку рабочей силы, к неконтролируемому росту городов и т.д.

Литература

Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В.

Социология: учебник / под ред. проф.

Ю.Г. Волкова. – М.: Гардарики, 2007.- Гл. 6.

Кравченко А.И. Социология: учебник для вузов. – М., 2003. – Гл. 11.

Радуев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация: учебное пособие. М., 1996.

Радугин А. А., Радугин К. А. Социология: курс лекций. М., 1996. – Тема 8.

Смелзер Н. Социология. М., 1994. – Гл. 9.

Фролов С.С. Социология: учебник. – М.: Гардарики, 2006. – Гл.17.

Тестовые задания по теме «Социальная мобильность»

1. Социальная мобильность – это:

1. изменение человеком места своего постоянного проживания

2. смена ценностных ориентаций личности

3. изменение социального статуса индивида или группы

4. расширение профессионального и общекультурного кругозора

2. Основными видами социальной мобильности являются:

1. вертикальная и горизонтальная

2. межпоколенная и внутрипоколенная

3. восходящая и нисходящая

4. индивидуальная и групповая

3. Географическая мобильность переходит в миграцию когда:

1. человек перемещается из одного места в другое, сохраняя при этом свой социальный статус

2. человек перемещается из одного места в другое, изменяя при этом свой социальный статус

3. человек перемещается из одного гражданства в другое

4. человек временно переезжает из одной социально-географической зоны в другую

4. Примером нисходящей социальной мобильности можно считать:

1. повышение в должности

2. изменение вероисповедания

3. увольнение по сокращению штатов

4. смена профессии

5. Под социальной карьерой следует понимать:

1. повышение социального статуса представителей последующих поколений по сравнению со статусом нынешнего

2. достижение более высокой социальной позиции индивидом по сравнению с родителями

3. изменение индивидом, вне сравнения с отцом, несколько раз в течение жизни своих социальных позиций

4. изменение индивидом своего положения в социальной и профессиональной структуре

мобильности -межпоколенная и внутрипоколенная, а также два основных типа - вертикальная и горизонтальная. Они, в свою очередь, распадаются на подвиды и подтипы, которые тесно связаны друг с другом.

Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители. Пример: сын рабочего становится профессором.

Внутрипоколенная мобильность имеет место там, где один и тот же индивид на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции. Иначе она называется социальной карьерой. Пример: токарь становится инженером, а затем начальником цеха, директором завода, министром.

Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страты (сословия, класса, касты) в другую.
В зависимости от направления перемещения существует восходящая мобильность (социальный подъем, движение вверх) и нисходящая мобильность (социальный спуск, движение вниз).

Повышение в должности - пример восходящей мобильности , разжалование - пример нисходящей.

Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне.

Примером служит перемещение одного трудового коллектива в другой, из одного гражданства в другое, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную, вновь образованную), из одной профессии в другую. Подобные движения происходят без заметного изменения социального положения в вертикальном направлении.

Разновидностью горизонтальной мобильности служит географическая мобильность. Она подразумевает не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса.

Примером выступает международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно.

Если к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию.

Если деревенский житель приехал в город, чтобы навестить родственников, то это географическая мобильность. Если же он переселился в город па постоянное место жительства и нашел здесь работу, то это уже миграция. Он поменял профессию.

Можно классифицировать социальную мобильность по иным критериям. Так, например, различают:

Индивидуальную мобильность, когда перемещения вниз, вверх или по горизонтали происходят у одного человека независимо от других,

Групповую мобильность, когда перемещения происходят коллективно, к примеру, после социальной революции старый класс уступает господствующие позиции новому классу.

Все виды и формы социальной мобильности П. Сорокин систематизировал следующим образом.

К факторам индивидуальной мобильности , т. е. причинам, позволяющих одному человеку достичь больших успехов, чем другому, социологи относят:

Социальный статус семьи;

Уровень получения образования;

Национальность;

Физические и умственные способности, внешние данные;

Получение воспитания;

Место жительства;

Выгодный брак.

Мобильные индивиды начинают социализацию в одном классе, а заканчивают в другом. Они буквально разрываются между несхожими культурами и стилями жизни. Они не знают, как себя вести, одеваться, разговаривать с точки зрения стандартов другого класса. Часто приспособление к новым условиям остается весьма поверхностным.

Благодаря социальной мобильности члены общества могут менять свой статус внутри социума. У этого явления есть множество особенностей и характеристик. Характер социальной мобильности колеблется в зависимости от особенностей конкретной страны.

Понятие социальной мобильности

Что такое социальная мобильность? Это изменение человеком его места в структуре общества. Индивид может переместиться из одной социальной группы в другую. Такая мобильность называется вертикальной. В то же время человек может изменить свое положение в пределах одного и того же общественного слоя. Это уже другая мобильность – горизонтальная. Перемещение принимает самые разные формы – рост или падение престижа, изменение дохода, продвижение по карьерной лестнице. Такие события оказывают серьезное влияние на поведение человека, а также его отношения с окружающими людьми, установки и интересы.

Вышеописанные виды мобильности приняли современные формы после возникновения индустриального общества. Возможность сменить свое положение в социуме – важный признак прогресса. Обратный случай представляют собой консервативные и сословные общества, где существуют касты. К такой группе человек, как правило, приписан с самого своего рождения до смерти. Больше всего известна индийская кастовая система. С оговорками подобные порядки существовали в средневековой феодальной Европе, где была велика социальная пропасть между бедными и богатыми.

История явления

Появление вертикальной мобильности стало возможным после начала индустриализации. Около трехсот лет назад промышленное развитие европейских стран значительно ускорилось, что привело к разрастанию пролетарского класса. Одновременно с тем государства всего мира (с разной степенью успеха) стали вводить систему доступного образования. Именно оно стало и до сих пор является основным каналом вертикальной социальной мобильности.

В начале XX столетия большую часть населения любой страны составляли рабочие без квалификации (или с зачатками общего образования). В то же время происходила механизация и автоматизация производства. Экономика нового типа требовала все больше и больше высококвалифицированных кадров. Именно этой потребностью объясняется увеличение количества образовательных учреждений, а значит, и возможностей для социального роста.

Мобильность и экономика

Одна из особенностей индустриального общества такова, что мобильность в нем определяется структурой экономики. Другими словами, возможности для подъема по социальной лестнице зависят не только от личностных качеств человека (его профессионализма, энергичности и т. д.), но и от того, как взаимосвязаны между собой разные отрасли хозяйства страны.

Мобильность возможна далеко не везде. Она является атрибутом общества, давшего своим гражданам равные возможности. И хотя абсолютно равных условий нет ни в одной стране, многие современные государства продолжают двигаться к этому идеалу.

Индивидуальная и групповая мобильность

В каждой стране виды и типы мобильности представлены по-разному. Общество может избирательно поднимать по социальной лестнице одних индивидов и опускать других. Это естественный процесс. Например, талантливые и профессиональные люди обязательно должны заменить более посредственных и получить их высокий статус. Подъем может быть индивидуальным и групповым. Эти виды мобильности отличаются количеством индивидов, меняющих свой статус.

В индивидуальном случае человек может повысить свой престиж в обществе благодаря своим талантам и трудолюбию (например, стать известным музыкантом или получить престижное образование). Групповая мобильность связана с гораздо более сложными процессами, охватывающими значительную часть социума. Ярким примером такого явления могут быть изменения престижности профессии инженеров или падение популярности партии, которое обязательно повлияет на положение членов этой организации.

Инфильтрация

Для того чтобы добиться изменения своего положения в обществе, индивиду необходимо приложить определенные усилия. Вертикальная мобильность становится возможной только в том случае, если человек способен преодолеть все барьеры, лежащие между разными социальными слоями. Как правило, восхождение по общественной лестнице происходит благодаря амбициям и потребности индивида в собственном успехе. Любые виды мобильности обязательно связаны с энергичностью человека и его желанием изменить свой статус.

Инфильтрация, которая есть в каждом обществе, отсеивает людей, приложивших недостаточно усилий для смены социального слоя. Немецкий ученый Курт Левин даже вывел собственную формулу, с помощью которой можно определить вероятность восхождения конкретного человека в общественной иерархии. В теории этого психолога и социолога важнейшей переменной является энергия индивида. Вертикальная мобильность также зависит от общественных условий, в которых живет человек. Если он соответствует всем требованиям социума, то он сможет пройти инфильтрацию.

Неизбежность мобильности

Есть как минимум две причины существования явления социальной мобильности. Во-первых, любое общество неизменно меняется в процессе своего исторического развития. Новые черты могут появляться постепенно, а могут и моментально, как это бывает в случае революций. Так или иначе, но в любом социуме новые статусы подрывают и заменяют старые. Этот процесс сопровождается изменениями в распределении труда, благ и ответственности.

Во-вторых, даже в самых инертных и застойных обществах никакая сила не может контролировать природное по своему характеру распределение способностей и талантов. Этот принцип продолжает действовать и в случае, если элита или власть монополизировала и ограничила доступность образования. Поэтому всегда есть возможность, что верхний слой будет хотя бы периодически пополняться достойными людьми «снизу».

Мобильность по поколениям

Исследователи выделяют еще один признак, по которому определяется социальная мобильность. В качестве этой мерки может выступать поколение. Чем объясняется эта закономерность? История развития самых разных обществ показывает, что положение людей разных поколений (например, детей и родителей) не только может отличаться, но и, как правило, является разным. Данные из России подтверждают эту теорию. В среднем с каждым новым поколением жители бывшего СССР и РФ понемногу поднимались и поднимаются вверх по социальной лестнице. Эта закономерность имеет место и во многих других современных странах.

Таким образом, перечисляя виды мобильности, нельзя забывать о межпоколенной мобильности, пример которой описан выше. Для того чтобы определить прогресс по данной шкале, достаточно сравнить положение двух людей в определенный момент развития карьеры в приблизительно одном и том же возрасте. Мерилом в данном случае является ранг в профессии. Если, например, отец в свои 40 лет был начальником цеха, а сын в этом возрасте стал директором завода, то это и есть межпоколенный рост.

Факторы

У вялотекущей и постепенной мобильности может быть множество факторов. Важным примером в этом ряду является переселение людей из аграрных районов в города. Серьезную роль в истории всего человечества сыграла международная миграция, особенно начиная с XIX века, когда она охватила весь мир.

Именно в этом столетии огромные массы крестьянского населения Европы переселялись в США. Также можно привести пример колониальной экспансии некоторых империй Старого Света. Захват новых территорий и подчинение целых народов были благодатной почвой для подъема одних людей и сползания вниз по социальной лестнице других.

Последствия

Если горизонтальная мобильность по большей части влияет только на конкретного индивида или группу людей, то вертикальная мобильность влечет за собой гораздо большие последствия, которые с трудом поддаются каким-либо измерениям. На этот счет существуют две противоположных точки зрения.

Первая гласит, что любые примеры мобильности в вертикальном направлении разрушают классовую структуру общества и делают его однороднее. У этой теории есть как сторонники, так и противники. С другой стороны, существует точка зрения, согласно которой, высокий уровень социальной мобильности только укрепляет систему общественных слоев. Происходит это по той простой причине, что люди, оказавшиеся на более высокой ступеньке положения, становятся заинтересованными в сохранении классовых различий и противоречий.

Скорость

Согласно социологической науке, основные виды социальной мобильности имеют показатель собственной скорости. С его помощью специалисты дают количественную оценку данного явления в каждом определенном случае. Скорость – это дистанция, которую индивид проходит за некий промежуток времени. Она измеряется в профессиональных, политических или экономических стратах.

Например, один выпускник университета за четыре года карьеры успел стать заведующим отделом на своем предприятии. В то же время его однокурсник, окончивший вуз вместе с ним, к концу того же срока стал инженером. В данном случае скорость социальной мобильности первого выпускника выше, чем у его товарища. На этот показатель могут влиять самые разные факторы – личное устремление, качества человека, а также его окружение и обстоятельства, связанные с работой в компании. Высокая скорость социальной мобильности может быть присуща и процессам, противоположным вышеописанному, если речь идет о человеке, лишившемся рабочего места.

Интенсивность

Рассматривая 2 вида мобильности (горизонтальную и вертикальную), можно определить количество индивидов, меняющих свое положение в обществе. В разных странах этот показатель дает отличные друг от друга цифры. Чем больше число этих людей, тем выше интенсивность социальной мобильности. Как и скорость, данный показатель демонстрирует характер внутренних преобразований в обществе.

Если речь идет о собственно числе индивидов, то тогда определяется абсолютная интенсивность. Кроме того, она может быть еще и относительной. Так называется интенсивность, определяемая долей индивидов, поменявших свое положение, от общего числа членов социума. Современная наука дает разные оценки важности этого показателя. Совокупность интенсивности и скорости социальной мобильности определяет общий индекс мобильности. С помощью него ученые легко сравнивают состояние разных обществ.

Будущее мобильности

Сегодня в западных и экономически развитых обществах значительные масштабы приобретает горизонтальная мобильность. Связано это с тем, что в таких странах (например, в Западной Европе и США) социум становится все более бесклассовым. Различия между слоями размываются. Этому способствует развитая система доступного образования. В богатых странах выучиться может любой человек, вне зависимости от своего происхождения. Единственным важным критерием становится его заинтересованность, талантливость и способность приобретать новые знания.

Есть и другая причина, почему в современном постиндустриальном обществе больше не актуальна прежняя социальная мобильность. Перемещение наверх становится все более условным, если в качестве определяющего фактора взять размер дохода и финансовое благополучие. Сегодня стабильное и обеспеченное общество может ввести социальные пособия (как это делается в скандинавских странах). Они сглаживают противоречия между людьми на разных ступеньках общественной лестницы. Так стираются границы между привычными классами.

Любая внешнеэкономическая сделка начинается с составления и подписания контракта. Прежде всего из содержания контракта необходимо уяснить момент перехода права собственности на товар к покупателю. Положения договора могут дублировать общие правила указанного перехода (с момента вручения вещи, с момента передачи перевозчику) либо устанавливать иные моменты перехода права собственности (с момента оплаты, с момента пересечения границы и т.д.).

При этом данный момент следует отличать от условий поставки товаров, которые прежде всего указывают на то, откуда, куда, каким образом и за чей счет будет она осуществляться. Условия поставки устанавливаются Международными правилами толкования торговых терминов "Инкотермс-2000". Однако этими Правилами определены обязательства по несению расходов, связанных с доставкой, страхованием грузов, момент перехода рисков потери и повреждения товаров, но момент перехода права собственности ими не установлен. Об этом нужно помнить при ознакомлении с договором, ведь дата поставки не всегда с ним совпадает и может наступить раньше или позже. Правильное определение момента перехода права собственности необходимо для того, чтобы верно отразить в учете контрактную стоимость ввозимого (импортируемого) товара, транспортные расходы, курсовые разницы, возникающие в связи с изменением курсов валют, и исчислить НДС и налог на прибыль.

Международный контракт является одним из документов, подтверждающих импорт товаров. После того как он будет подписан, начнется исполнение внешнеэкономической сделки. Иностранный поставщик отгрузит товары. Они пересекут границу, поступят на таможенную территорию РФ, и начнется их таможенное оформление, будут рассчитаны таможенные платежи. Затем товар прибудет на предприятие. Для расчетов с иностранным поставщиком организация должна закупить валюту, предоставив соответствующие документы для валютного контроля. Вот сколько операций должно быть отражено в учете, и все они должны подтверждаться документами: счетами иностранного продавца, транспортными и экспедиторскими документами (международными авто-, авиа-, железнодорожными накладными, багажными квитанциями, коносаментами и т.д.), справками об уплате пошлин, сборов.

Таможенное оформление при ввозе (импорте) товаров

Признается его ввоз (импорт) на таможенную территорию РФ без обязательства об обратном вывозе. Так гласит п. 10 ст. 2 Федерального закона N 164-ФЗ. В Таможенном же кодексе (далее - ТК РФ) термин "импорт" не встречается. Вместо него используется оборот "выпуск для внутреннего потребления". Импорт товара является таможенным режимом, характеризующимся тем, что ввезенные на таможенную территорию РФ товары находятся на территории их ввоза (импорта) и не связаны обязательством об их вывозе с этой территории.

В соответствии с п. 1 ст. 69 ТК РФ прибытие товаров на таможенную территорию РФ допускается в пунктах пропуска через государственную границу РФ. Перевозчик после пересечения таможенной границы обязан доставить ввезенные им товары в пункт пропуска, предъявить их таможенному органу и представить документы, а так же сведения, установленные статьями 73 - 76 ТК РФ.

Учитывая нормы ст. 14 ТК РФ все товары и транспортные средства, следующие через таможенную границу, в обязательном порядке должны проходить процедуры таможенного оформления при импорте товаров и таможенного контроля. начинается с предоставления таможенному органу предварительной таможенной декларации или документов установленных ст. 72 ТК РФ (в зависимости от того, какое действие производится ранее), а завершается помещением товаров под таможенный режим ввоза, исчислением и взиманием таможенных платежей.

Декларирование товаров осуществляется декларантом либо таможенным брокером (ст. 124 ТК РФ). Декларант - это лицо, которое декларирует товары либо от имени которого они декларируются (пп. 15 п. 1 ст. 11 ТК РФ), то есть в случае ввоза (импорта) товара из-за рубежа им будет являться российский покупатель. Таможенный брокер - это посредник, осуществляющий проведение таможенных операций от имени и по поручению декларанта. Им может быть только российское юридическое лицо, в обязательном порядке включенное в Реестр таможенных брокеров (представителей) (п. 1 ст. 139 ТК РФ). Организация-импортер должна заключить с ним договор поручения и выдать ему доверенность.

Таможенная декларация на ввозимые (импортируемые) товары подается не позднее чем через 15 дней считая со дня их предъявления таможенным органам в месте прибытия указанных товаров либо со дня завершения режима внутреннего таможенного транзита, в случае, когда декларирование осуществляется не в месте прибытия товаров (ст. 129 ТК РФ).

При их декларировании в таможенный орган представляются документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации (ст. 131 ТК РФ):

Внешнеторговые договоры купли-продажи либо иные виды договоров, заключенных в процессе внешнеэкономической сделки;

Имеющиеся в наличии у декларанта коммерческие документы;

Транспортные (перевозочные) документы;

Разрешительные документы, такие как: разрешения, лицензии, сертификаты и другие документы установленные для предъявления таможенным законодательством РФ;

Документы, удостоверяющие происхождение декларируемых товаров (в случаях, предусмотренных ст. 37 ТК РФ);

Банковские документы: платежные и иные расчетные документы;

Документы, удостоверяющие сведения о декларанте.

На импортируемые товары до времени их прибытия на таможенную территорию РФ либо до завершения режима внутреннего таможенного транзита может быть подана предварительная таможенная декларация (ст. 130 ТК РФ). Для этого в таможенный орган представляются заверенные декларантом копии транспортных (перевозочных) или коммерческих документов, сопровождающих товары. После прибытия товаров таможенный орган сопоставляет сведения, которые содержатся в указанных копиях, с теми, которые написаны в оригиналах документов. Однако если товары фактически не предъявлены в таможенный орган, в адрес которого направлена предварительная таможенная декларация, в течение 15 дней с момента ее принятия, то такая декларация не может считаться неподаной.

Покупка валюты для расчетов с иностранными поставщиками

Как правило, организация-импортер расчеты со своими иностранными партнерами осуществляет в валюте. Валютные операции в нашей стране являются объектом валютного контроля, который в соответствии со ст. 22 Закона о валютном регулировании осуществляется Правительством РФ, кроме того контроль валютного регулирования осуществляется органами и агентами валютного контроля.

Органами валютного контроля в РФ являются Центральный банк и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (ФСФБН). В качестве агентов валютного контроля выступают уполномоченные банки, Внешэкономбанк, а также профессиональные участники рынка ценных бумаг, таможенные и налоговые органы.

Купля-продажа иностранной валюты в Российской Федерации производится только через уполномоченный банк (п. 1 ст. 11 Закона о валютном регулировании), в котором на каждый импортный контракт резидент должен оформить паспорт сделки (ПС). Составление ПС не требуется только в исключительных случаях, например, в случае, когда общая сумма по договору составляет меньше 5000 долларов США.

Для оформления ПС резидент представляет в банк два экземпляра заполненного ПС и внешнеторговый контракт. Если резиденту требуется разрешение со стороны органа осуществляющего валютный контроль на осуществление валютной операции, то для его оформления он представляет в банк и это разрешение (п. 3.5 Инструкции ЦБ РФ N 117-И). ПС должен содержать такую информацию, как: полные реквизиты российской организации-импортера (наименование, адрес, ИНН и др.).

Если ПС оформлен верно, тогда оба его экземпляра подписываются уполномоченным лицом банка и на них ставится печать банка. При этом один экземпляр возвращается резиденту (вместе с оригиналом контракта), а другой - помещается банком в досье по ПС (вместе с копией контракта). Если после оформления и подписания банком ПС во внешнеторговый контракт вносятся изменения, касающиеся сведений, указанных в ПС (порядок расчетов, сроки поставки товаров и т.д.), то резиденту необходимо его переоформить.

Не имея на руках подписанного ПС, импортер не сможет провести платеж в адрес своего иностранного контрагента, что чревато финансовыми санкциями, предусмотренными импортным контрактом. После того как обе стороны внешнеторгового контракта исполнят свои обязательства по договору, банк закрывает ПС.

Перевод валюты иностранному контрагенту осуществляется на основании платежного поручения, которое, помимо обязательных реквизитов, должно содержать код вида валютной операции (см. Приложение 2 к Инструкции N 117-И), дату и номер паспорта сделки. Одновременно с платежным поручением на списание денежных средств с расчетного счета для расчетов с иностранным поставщиком резидент должен направить в уполномоченный банк такой документ как - справка о валютных операциях (см. Приложение 1 к Инструкции N 117-И).

С целью учета валютных операций по валютному договору и организации контроля за проведением таких операций резидент в порядке, установленном Положением N 258-П, должен представить в банк документы, на основании которых проводились указанные операции, фактически подтверждающие ввоз (импорт) товаров на таможенную территорию РФ (копии ГТД, накладные). Документы представляются одновременно со справкой о подтверждающих документах, составленной в двух экземплярах, оформленной в соответствии с Приложением 1 к Положению N 258-П, в срок, не более 45 календарных дней после окончания месяца, в котором по договору фактически осуществлялся ввоз (импорт) товаров на таможенную территорию РФ. При этом ЦБ РФ вправе устанавливать иные сроки представления резидентом вышеуказанных документов.

Пример: Организация приобретает валюту для расчетов с иностранным поставщиком в размере 20 000 евро. Валюта куплена 21.07.2008 по курсу 37,5 руб/евро. Курс ЦБ РФ на эту дату (условный) - 37,0 руб/евро, на дату оплаты (22.07.2008) - 37,1 руб/евро. Комиссионное вознаграждение банку составило 400 руб.

В бухгалтерском учете будут отражены следующие проводки:

Списаны денежные средства с расчетного счета организации на покупку 20 000 евро по курсу 37,5 руб/евро Дт 76 Кт 51 - 750000-00

Отражена покупка 20 000 евро по курсу ЦБ РФ 37 руб/евро Дт 52 Кт 76 - 740000-00

Отражен убыток от покупки валюты по курсу, превышающему официальный курс на дату покупки Дт 91.2 Кт 76 - 10000-00

Комиссионное вознаграждение банка за услугу по покупке валюты Дт91.2 Кт 51 - 400-00

Произведена оплата иностранному поставщику (20 000 евро x 37,1 руб/евро) Дт 60 Кт 52 - 742000-00

Отражена положительная курсовая разница ((37,1 руб/евро - 37 руб/евро) x 20 000 евро) Дт 52 Кт 91.1 - 2000-00

В налоговом учете курсовые разницы будут представлены таким образом. В составе внереализационных доходов положительная курсовая разница от переоценки имущества в виде валютных ценностей, проводимой в ввиду изменений официально установленного курса иностранной валюты по отношению к рублю, составила 2000 руб. (п. 11 ст. 250 НК РФ). Датой получения дохода будет считаться последнее число текущего месяца (пп. 7 п. 4 ст. 271 НК РФ).

В состав внереализационных расходов будут включены отрицательная разница вследствие отклонения курса покупки иностранной валюты от официального, установленного на дату перехода права собственности на иностранную валюту, в размере 10 000 руб. (пп. 6 п. 1 ст. 265 НК РФ) и комиссионное вознаграждение банка в размере 400 руб. (пп. 15 п. 1 ст. 265 НК РФ). Датой осуществления расходов от покупки иностранной валюты будет считаться дата перехода права собственности на иностранную валюту (пп. 9 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Обратите внимание: в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 19 Закона о валютном регулировании при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами, обеспечить возврат в РФ денежных средств, которые были уплачены нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию РФ товары. Иными словами, если российская организация в счет поставки товаров перечислила иностранному поставщику аванс, а тот не поставил товар в срок, указанный в договоре, то этот аванс он обязан вернуть. Наказание за невыполнение резидентом в установленный срок данной обязанности - путем наложения административного штрафа на юридических лиц размер которого составит от трех четвертых до одного размера исходя из суммы денежных средств, не возвращенных в РФ (ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ).

В связи с этим возникает вопрос: будет ли российский покупатель привлекаться к ответственности в соответствии с ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ, если, к примеру, срок отгрузки товара согласно внешнеторговому контракту 60 дней, а фактически товар отгружен через 70 дней?

Подобная ситуация была рассмотрена в Постановлении ФАС СЗО от 26.02.2006 N А56-30586/2005. Как следует из материалов дела, во исполнение импортного контракта организация в мае перечислила поставщику аванс. Контрактом определен срок ввоза товара - 21 июля, фактически товар поставлен 30 августа. Управление ФСФБН посчитало, что в установленный срок организация не выполнила обязанность по возврату денежных средств, которые были уплачены нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию РФ товары, за что была привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.25 КоАП РФ.

Суд указал, что по смыслу законодательства сроки по возврату денежных средств определяются в контракте и могут не совпадать со сроками ввоза товара. В заключенном сторонами контракте эти сроки возврата не определены, а общий срок действия договора установлен до 31 декабря. В действиях общества отсутствует вина в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ, поскольку им предприняты все зависящие от него меры по сокращению срока поставки и товар фактически ввезен. (Аналогичного мнения придерживается и ФАС МО в Постановлении от 20.06.2007 N КА-А40/5136-07: если на момент привлечения заявителя к административной ответственности договорные обязательства были выполнены, товар был ввезен, то основания для привлечения к ответственности отсутствуют.)

Что же должна предпринять российская компания, если на момент проверки выяснится, что товар на территорию РФ не ввезен и аванс не возвращен? Она должна принять все зависящие от нее меры для соблюдения норм и правил, регулирующих спорные правоотношения с иностранным контрагентом: предъявить претензию, обратиться в суд. Если подобными действиями организация не добьется отмены наказания, то, возможно, уменьшит размер штрафа. Например, в Постановлении ФАС ДВО от 21.02.2007 N Ф03-А73/06-2/5545 суд посчитал, что принятие мер по взысканию с инофирмы денежных средств, ранее перечисленных в счет поставки товара, о чем свидетельствует принятие к рассмотрению его заявления арбитражным судом иностранного государства, является обстоятельством, которое в силу ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитывается при назначении административного наказания, но не является основанием для освобождения от него.

Имейте в виду, что таможенные и налоговые органы контролируют соблюдение валютного и налогового законодательства при ввозе (импорте) товаров на таможенную территорию РФ. В их компетенцию входит проверка документов и в случае необходимости написание акта по результатам проверки. Составлять же протокол, рассматривать дела об административных правонарушениях и привлекать к ответственности, предусмотренной ст. 15.25 КоАП РФ, полномочны органы валютного контроля (ст. 23.60, пп. 80 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ). Поэтому налоговые и таможенные органы могут только сообщить в Федеральную службу финансово-бюджетного надзора о выявленном по результатам проверки административном правонарушении.

Из арбитражной практики по этому вопросу в качестве примера можно привести Постановление ФАС ДВО от 14.06.2006 N Ф03-А51/06-2/1510, в котором говорится об отсутствии у налоговых органов РФ полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.25 КоАП РФ.

Упрощенное декларирование

Федеральная таможенная служба России может устанавливать в отношении отдельных лиц установленные законом специальные упрощенные процедуры таможенного оформления (ст. 68 ТК РФ), а именно:

Подача одной периодической таможенной декларации в отношении всех товаров, пересекающих таможенную границу в течение определенного периода времени;

Выпуск товаров при условии представления сведений, необходимых для их идентификации (ст. 150 ТК РФ). При этом импортер должен в письменной форме дать обязательство о подаче им таможенной декларации и представлении необходимых документов и сведений в срок, устанавливаемый таможенным органом, не превышающий 45 дней со дня выпуска товаров;

Проведение таможенного оформления не по месту нахождения таможенного органа, а на объектах импортеров;

Возможность хранение этих товаров на своих складах;

Иные упрощенные процедуры, допускаемые ТК РФ.

Кто из импортеров может воспользоваться всеми преимуществами упрощенных процедур? Такое право дано организациям, осуществляющим ВЭД не менее трех лет. При этом у них отсутствуют вступившие в силу и неисполненные постановления по делам об административных правонарушениях, они не считались подвергнутыми административному наказанию за совершение подобных административных правонарушений в области таможенного дела. К тому же эти организации ведут систему учета своей коммерческой документации способом, дающим возможность таможенным органам сверять сведения, содержащиеся в ней, а так же сведения, представленные ими при производстве таможенного оформления товаров.

Что это за система учета, позволяющая предприятию претендовать на применение упрощенных таможенных процедур? Перечень документов и сведений, обязательный для применения специальных упрощенных процедур таможенного оформления, список этих процедур, а также применяемый Порядок ведения системы учета коммерческой документации приведены в Приказе Минэкономразвития России от 27.01.2005 N 9 (далее - Порядок).

Данный порядок устанавливает необходимые требования к правилам ведения системы учета коммерческой документации. Она должна включать информацию о внешнеэкономической сделке, о товарах, находящихся в каждой товарной партии, а так же последующих операциях с этими товарами (п. 6 Порядка).

В системе учета отдельно должны присутствовать сведения о товарах, которые проходят процедуру декларирования (п. 7 Порядка) в отдельно подаваемых таможенных декларациях, в одной таможенной декларации, но имеющими разные номера товара, а также в одной ГТД под одним номером товара, правда, они имеют разные технические и коммерческие характеристики.

В п. 8 Порядка указано: в коммерческой документации обязаны содержаться сведения по каждому товару товарной партии (реквизиты внешнеторгового договора, паспорт импортной сделки, счета на оплату и поставку товара, информацию о ввозимом (импортируемом) товаре включающую в себя: наименование, страну происхождения этих товаров, код по ТН ВЭД РФ и фактурная стоимость). Система учета должна иметь возможность формировать сведения в виде формуляра внешнеэкономической сделки, образец которого приведен в Приложении к Порядку, с целью представления таможенным органам в случае проведении таможенной ревизии или по их письменному запросу.

Требования к системе учета коммерческой документации достаточно жесткие. Они предусматривают подробную идентификацию импортируемого товара и контроль дальнейших операций с ним в каждой партии, однако организациям, претендующим на право применения упрощенных процедур таможенного оформления, необходимо их соблюсти.

Таможенная стоимость как база для исчисления таможенных платежей

Организация при ввозе (импорте) товаров на территорию РФ обязана уплатить таможенные платежи, к которым в соответствии с п. 1 ст. 318 ТК РФ относятся таможенная пошлина, НДС, акциз (для подакцизных товаров), таможенные сборы,.

Базой для исчисления ввозных таможенных платежей, как правило, является , поэтому правильность ее определения будет влиять на размер платежей. Она исчисляется одним из шести методов, изложенных в ст. 12 Закона о таможенном тарифе. Подробно на этих методах останавливаться не будем, отметим только, что чаще всего используется первый метод (по стоимости сделки с ввозимыми товарами). Если его применить невозможно, то берется второй метод, а если и он не подходит - используется третий и т.д., то есть эти методы применяются не по желанию декларанта, а последовательно. При этом последний имеет право выбрать очередность применения четвертого и пятого.

Для определения таможенной стоимости декларант заполняет специальные формы. При применении первого метода - по стоимости сделки с ввозимыми (импортируемыми) товарами заполняется форма ДТС-1, в иных случаях - ДТС-2.

Сущность первого метода (ст. 19 Закона о таможенном тарифе) заключается в том, что таможенная стоимость ввозимых (импортируемых) товаров определяется как стоимость совершаемой сделки, то есть цена, формально уплаченная либо подлежащая уплате за указанные товары, плюс дополнительные начисления, предусмотренные ст. 19.1 Закона о таможенном тарифе (стоимость транспортировки, погрузки, выгрузки, перегрузки и перевалки товаров, затраты на страхование груза и др.). При этом дополнительные начисления к этой цене осуществляются на основании подтвержденных документально и позволяющих определить количественные сведения с на основании данных бухгалтерского учета покупателя. В случае отсутствия таких сведений данный метод не применяется (п. 2 ст. 19.1 Закона о таможенном тарифе).

Кроме расходов, которые увеличивают таможенную стоимость ввозимых (импортируемых) товаров, п. 7 ст. 19 Закона о таможенном тарифе предусмотрены расходы, в нее не включаемые: расходы на установку (строительство, возведение, сборку, монтаж) и техническое обслуживание товара, на его перевозку по таможенной территории РФ, а также пошлины, налоги и сборы, взимаемые в РФ.

Обратите внимание: транспортные расходы непосредственным образом влияют на величину таможенной стоимости товара. При определении этой стоимости относительно цене, фактически уплаченной либо подлежащей уплате за эти товары, следует дополнительно начислить расходы по перевозке (транспортировке) товаров до места их прибытия на таможенную территорию РФ (пп. 5 п. 1 ст. 19.1 Закона о таможенном тарифе). Данные расходы после прибытия товаров на таможенную территорию РФ в их таможенную стоимость не включаются при условии, если они выделены из цены, заявлены декларантом и подтверждены им документально (пп. 2 п. 7 ст. 19 Закона о таможенном тарифе).

То есть если место отправления обозначить как пункт А, место прибытия на таможенную территорию РФ - пункт Б, а конечный пункт назначения - пункт В, то транспортные расходы на отрезке АБ будут включаться в расчет таможенной стоимости товаров, а транспортные расходы на отрезке БВ, соответственно, нет. Однако на практике чаще всего перевозка от пункта А до пункта В осуществляется одним лицом. Это может быть сама организация-импортер либо перевозчик. Может случиться так, что транспортные расходы на всем пути следования берет на себя иностранный поставщик и в соответствии с условиями поставки эти расходы включены в цену сделки. В любом случае эти расходы от А до В должны быть разделены (АБ + БВ), а правильность подобного разделения необходимо подтвердить документально.

Согласно Инструкции определяющей порядок заполнения декларации таможенной стоимости при осуществлении перевозки (транспортировки) безвозмездно либо посредством собственных транспортных средств покупателя расчет осуществляется на основании установленных на момент транспортировки груза тарифов по перевозке соответствующим видом транспорта. Если же у декларанта отсутствуют сведения о единых тарифах, то для целей таких расчетов должны использоваться данные бухгалтерского учета по калькулированию транспортных расходов с обязательным включением всех требуемых статей или элементов затрат. Если ДТС-1 заполняется в отношении товаров нескольких видов, то расходы на перевозку (транспортировку) товаров до места прибытия на таможенную территорию РФ распределяются между товарами различных наименований исходя из пропорций их веса брутто.

Если в соответствии с предусмотренным внешнеторговым контрактом базисом поставки расходы по доставке товара по территории РФ (после места ввоза) были включены в цену сделки, то для импортера предусмотрена возможность вычета их из цены сделки (при соответствующем документальном подтверждении).

В старой Инструкции по заполнению форм декларации таможенной стоимости были установлены обязательные условия, позволяющие декларанту заявлять соответствующие расходы к вычету: раздельное указание в счете-фактуре, выставляемом продавцом покупателю для оплаты товаров, расходов по доставке до и после ввоза (импорта) на таможенную территорию РФ, а также соответствующая оговорка во внешнеторговом контракте. В связи с этим интересным представляется мнение ГТК России, изложенное в Письме от 13.03.2000 N 01-06/6088 "Об учете затрат по доставке товаров при определении таможенной стоимости ввозимых товаров". Письмо хоть и ссылается на эту старую Инструкцию, однако смеем предположить, что подход таможенных органов к данному вопросу вряд ли изменился. Раздельное указание в счете-фактуре и внешнеторговом контракте расходов по доставке товаров до и после места ввоза является обязательным, но недостаточным для их учета (исключения из цены сделки) условием при определении таможенной стоимости ввозимых (импортируемых) товаров. Так, в результате контроля таможенной стоимости ГУТНР были выявлены случаи, когда на основании раздельного приведения соответствующих расходов в счете-фактуре декларантом значительно завышалась стоимость доставки товара по территории РФ. В связи с этим сведения о стоимости доставки товара по территории РФ должны быть подтверждены документами, позволяющими однозначно доказать правомерность этих вычетов и определить их величину. Для этого в документах должен быть четко определен устанавливаемый порядок расчета стоимости транспортировки таких грузов в зависимости от расстояния (дальности перевозки).

Таможенная стоимость, рассчитанная в ДТС, переносится в грузовую таможенную декларацию (ГТД), которую декларант предъявляет таможенным органам. Если эту стоимость, указанную в ГТД, необходимо скорректировать, например, в случае обнаружения опечаток, арифметических, технических или методологических ошибок, повлиявших на ее величину, несоответствия заявленной величины этой стоимости сведениям, предъявленным в подтверждение документов и т.д., то заполняется форма КТС-1 или КТС-2.

В случае если для определения таможенной стоимости товаров по импортному контракту требуется произвести пересчет иностранной валюты, применяется ее курс по отношению к рублю, устанавливаемый Банком России и действующий на день принятия таможенным органом таможенной декларации (ст. 326 ТК РФ).

Таможенные платежи

Организация при ввозе (импорте) товаров на территорию РФ обязана уплатить таможенные платежи, к которым в соответствии с п. 1 ст. 318 ТК РФ относятся:

Ввозная таможенная пошлина;

НДС, который взимается в установленном порядке при ввозе (импорте) товаров на таможенную территорию РФ;

Акциз (для подакцизных товаров);

Таможенные сборы.

Таможенная пошлина

Согласно ст. 4 Закона о таможенном тарифе в РФ применяются следующие виды ставок таможенных пошлин:

Адвалорные, ставки, начисляемые в процентах относительно таможенной стоимости облагаемых товаров;

Специфические, ставки, начисляемые в установленном размере на единицу ввозимых товаров;

Комбинированные, такие ставки включают в себя оба названных вида таможенного обложения.

При импорте товаров основным документом, по которому определяется размер ввозных таможенных пошлин, является Таможенный тариф РФ. Согласно Закону о таможенном тарифе ставки ввозных таможенных пошлин используются дифференцированно с учетом страны происхождения товаров. Так, например, в отношении товаров, страной происхождения которых являются развивающиеся страны - пользователей схемой преференций РФ, используются ставки в размере 75% от ставок ввозных таможенных пошлин, установленных Правительством РФ. Что касается товаров, происходящих из наименее развитых стран - пользователей схемой преференций РФ, они вообще не применяются.

Обратите внимание: ставки ввозных таможенных пошлин на разные товары могут меняться, что является своего рода механизмом регулирования внешнеторговой деятельности. При этом следует учитывать, что эти ставки на одни и те же товары, систематизируемые в соответствии с ТН ВЭД России, не могут изменяться чаще чем один раз в 6 месяцев, а единовременное их изменение не может превышать 10%-ных пунктов (Постановление Правительства РФ от 22.10.1997 N 1347).

Таможенный сбор за таможенное оформление

При осуществлении внешнеторговых операций с импортеров взимается таможенный сбор за таможенное оформление, который должен быть уплачен до подачи или одновременно с подачей таможенной декларации (п. 1 ст. 357.6 ТК РФ). Ставки таможенных сборов устанавливаются Правительством РФ (п. 1 ст. 357.10 ТК РФ). Они фиксированы и зависят от таможенной стоимости товара. Например, при размере таможенной стоимости до 200 000 руб. включительно ставка сбора составляет 500 руб., а сбор за оформление партии товаров с таможенной стоимостью более 30 млн руб. - 100 000 руб.

Если после принятия таможенной декларации в ходе проверки будет осуществлена ее корректировка, которая повлияет на величину сборов за таможенное оформление, то эта величина не должна пересчитываться, а дополнительное взыскание и возврат сумм установленных таможенных сборов за проведение процедур таможенного оформления не производятся (п. 2 ст. 357.8 ТК РФ).

Налог на добавленную стоимость

Ввоз (импорт) товаров на таможенную территорию РФ признается объектом налогообложения в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ. При этом налогообложение осуществляется исходя из условий избранного таможенного режима, например при выпуске для свободного обращения НДС уплачивается в полном объеме (пп. 1 п. 1 ст. 151 НК РФ).

Список товаров, которые не подлежат налогообложению при импорте, изложен в ст. 150 НК РФ. Перечисленные в нем товары ввозятся (импортируются) далеко не каждым налогоплательщиком. Наиболее часто льгота применяется в отношении технологического оборудования, комплектующих, а так же запасных частей к такому оборудованию, в случае ввоза (импорте) их в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций. Во всех остальных случаях, не перечисленных в ст. 150 НК РФ, налог при ввозе (импорте) товаров придется уплачивать.

При ввозе (импорте) товаров на таможенную территорию РФ налогооблагаемая база исчисляется как сумма таможенной стоимости этих товаров, подлежащая уплате таможенной пошлины и акцизов (если ввозятся подакцизные товары) (п. 1 ст. 160 НК РФ). При этом налоговая база устанавливается отдельно в отношении каждой группы товаров одного наименования, вида и марки (п. 3 ст. 160 НК РФ).

Таким образом, сумма НДС, которую импортер должен уплатить на таможне, будет рассчитываться следующим образом (абз. 3 п. 1 ст. 153 НК РФ):

НДС = (ТС + ВТП + А) x 18% (или 10%),

где: ТС - таможенная стоимость ввозимого товара;

ВТП - ввозная таможенная пошлина;

А - сумма акциза (для подакцизного товара).

Сумма НДС исчисляется в российских рублях (п. 3 ст. 324 ТК РФ) и округляется до второго знака после запятой (п. 30 Инструкции ГТК России от 07.02.2001 N 131).

Уплата таможенных платежей

В Таможенном кодексе предусмотрена уплата таможенных платежей и налогов двумя способами: в кассу и на счет таможенного органа (ст. 331 ТК РФ). Оплата производится в рублях. Вносить платежи при ввозе (импорте) товаров нужно не позднее 15 дней с момента фактического предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия в РФ либо со дня завершения режима внутреннего таможенного транзита, в случае, когда процедура декларирования таких товаров производится не в месте их прибытия.

По требованию плательщика уполномоченное лицо таможенных органов обязано выдать подтверждение уплаты таможенных пошлин, налогов (п. 5 ст. 331 ТК РФ), стандартная форма которого утверждена Распоряжением ГТК России N 647-р (Приложение N 3).

В большинстве случаев импортеры осуществляют авансовые платежи (ст. 330 ТК РФ), когда денежные средства вносятся на счет таможенного органа в счет будущих таможенных платежей и не идентифицируются плательщиком в качестве конкретных видов и сумм этих платежей в отношении конкретных товаров. Данные денежные средства являются имуществом лица, которое произвело эти авансовые платежи, и их не рассматривают в качестве таможенных до тех пор, пока это лицо не оформит распоряжение об этом таможенному органу. Подача таможенной декларации выступает в качестве такого распоряжения.

Если таможенная декларация представлена таможенным брокером от имени организации, внесшей авансовые платежи, то она также будет рассматриваться в качестве распоряжения данной организации, и тогда авансовые платежи можно считать таможенными. В данном случае дополнительного согласия лица, внесшего указанные платежи, на их расходование не нужно.

По требованию плательщика в обязанности таможенного органа входит представление ему отчета о расходовании денежных средств в письменной форме, в срок не позднее 30 дней со дня получения такого требования. Форма отчета утверждена Распоряжением ГТК России N 647-р (Приложение N 1).

В случае несогласия плательщика с результатами предоставленного ему отчета проводится взаимная выверка расходования денежных средств указанного плательщика. Ее результаты оформляются Актом выверки авансовых платежей.

Итак, для целей бухгалтерского и налогового учета будут необходимы следующие документы, подтверждающие уплату таможенных платежей:

ДТС (декларация таможенной стоимости);

КТС (корректировка таможенной стоимости) - если она оформлялась;

ГТД (грузовая таможенная декларация);

Подтверждение уплаты та

Ввозить в государство товары, работы либо услуги на таможенную территорию из-за границы без обратного вывоза. Существует и другое понятие - реимпорт, которое представляет ввоз товаров, вывезенных ранее, но не переработанных. В последнее время набирают свои обороты импортируемые товары в Россию. Это, в основном, объясняется возрастающим спросом на отечественных потребителей, а также привлекательностью в цене и качестве на них. Именно поэтому в данной статье этому вопросу будет уделено особое внимание.

Преимущества импорта

Осуществляя закупки товаров за рубежом, можно получить отличный доход. Например, некоторые марки автомобилей так могут обойтись намного дешевле (зачастую в два раза), чем их аналоги на внутреннем рынке.

К положительному может быть отнесен тот факт, что товар импортированный - это такая позиция на рынке, на приобретение которой действуют определенные скидки, являющиеся обязательной составляющей оптовых закупок.

Еще один плюс - покупатель, приобретая продукцию непосредственно у европейского производителя, таким образом оберегает от подделок как себя, так и своих компаньонов. У него появляется возможность получить настоящий брендовый товар из первых рук.

Нельзя забывать и о таком негативном факторе, как инфляция, а товар импортированный - это довольно эффективный механизм борьбы с ней.

Территориальность - важный фактор импорта

Экономистами отмечено, что в Польше и Литве цены, практически, никогда не меняются, а на товар импортированный - это постоянно развивающийся инструмент торговли. В основном из этих государств осуществляется ввоз продуктов питания, цена которых на 20% ниже, чем у отечественных аналогов. А под воздействием выгода от ввоза продукции будет только возрастать в течение некоторого времени.

Российским предпринимателям выгодно осуществлять закупки в европейских странах. Обращаясь к официальной статистике, необходимо отметить существенный рост объемов ввоза продукции из Франции.

Где лучше хранить товар импортированный?

Это достаточно важный вопрос при осуществлении данного вида деятельности.
Так, ввозимые товары очень выгодно хранить на складах, обустроенных в Калининградской области, которая граничит с европейскими странами. Если оплата НДС и пошлины производится при реализации товаров, то при их растаможивании появляется возможность сэкономить, например, на оборотных средствах.

Нельзя забывать и о человеческих качествах, которые могут стать преимуществом бизнеса такой направленности. В данном случае больших инвестиций не потребуется, однако необходимо наличие дипломатических навыков, коммуникабельности и удачи.

Условия успешного старта

Чтобы начало бизнеса было успешным, необходимо решить следующие вопросы:

  1. Где и что приобретать?
  2. По какому принципу отбирать поставщиков и каким образом с ними сотрудничать?
  3. Каким маршрутом импортируемые товары будут перевозиться и как их растаможивать?
  4. Из чего будет состоять себестоимость?

Также предприниматель должен обладать хотя бы элементарными знаниями нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы ввоза продукции из-за рубежа.

Поэтапное развитие бизнеса импорта товаров

Как уже указывалось выше, данный вид бизнеса не требует наличия существенного стартового капитала. Можно начинать, имея доступ в Интернет и телефон под рукой.

Первым этапом является формирование круга необходимых связей и контактов. Однако параллельно необходимо позаботиться о наличии визитных карточек и бланков предприятия.

Второй этап - выбор с целью его импортирования в дальнейшем. Этот важный вопрос могут помочь решить посольства РФ в других странах. Именно через них можно получить полную информацию о компаниях, имеющих высокую репутацию и платежеспособность. На данном этапе необходимо проводить полный мониторинг цен различных зарубежных интернет-магазинов. Также очень важные результаты может принести проведенный анализ всего европейского рынка.

Третий этап - определиться с банком, который специализируется на работе в области международного бизнеса. Такое финансовое учреждение может обеспечить начинающего предпринимателя полезной информацией о зарубежных рынках.

Надежный зарубежный производитель найден, договора о поставках заключены, поэтому можно переходить к последнему этапу - непосредственному осуществлению своей деятельности. Оплаченный товар импортированный - это только начало торговли, его еще необходимо транспортировать в Россию. Сегодня существуют такие виды классических перевозок: авиаперевозки, автомобильные, железнодорожные и мультимодальные. Каждому из указанных видов характерны свои сроки проведения. Необходимо также обращать внимание и на расположение самих пунктов - как назначения, так и отправки.