Повышаем политическую грамотность: чем отличается референдум от выборов? В зависимости от временной последовательности и особенности решаемых задач избирательный процесс делиться на несколько этапов. К сожалению, вслед за декларированием редко наступают к

Граждане, достигшие соответствующего возраста, в определенное время приглашаются к избирательным урнам. От них требуется высказать собственное мнение по тому или иному вопросу. Но голосование бывает разным. Давайте разберемся, чем отличается референдум от выборов, чтобы никогда больше не путаться, с какой целью проводится опрос граждан. Это имеет значение для всех членов общества, имеющих активную гражданскую позицию. Ведь каждому приходится столкнуться с дилеммой: пойти к урне или заниматься своими делами. Чем рискует отказавшийся в той и иной ситуации? А это зависит от ответа на вопрос, чем отличается референдум от выборов. Сейчас сами все поймете.

Определения

Чтобы понять, чем отличается референдум от выборов, необходимо охарактеризовать оба мероприятия. В процессе их изучения выясним и сравним основные черты.

Начнем с референдума. Это, по сути, опрос граждан демократического государства. Людям предлагается ответить «да» или «нет» на конкретный вопрос. Иногда необходимо выбрать вариант из более развернутых предложений. Но все равно суть сводится к тому, что граждане изъявляют свою волю.

То же самое происходит и на выборах. Мероприятие выглядит очень похоже, но смысл у него иной. У иная цель. Граждане отдают свой голос за кого-то из кандидатов на место их представителя в определенном органе. К примеру, законодательство РФ разрабатывается Государственной думой. Каждый субъект федерации выдвигает в этот орган своих представителей с тем, чтобы эти люди лоббировали их интересы.

Получается, что важные для граждан вопросы решаются по-разному. В случае референдума - напрямую, при выборах - опосредованно. Это и есть ответ на наш вопрос. Референдум отличается от прямых выборов тем, что в ходе проведения первого осуществляется второго - представительная. Имеет ли это значение для обычного гражданина? Давайте разбираться.

Чем отличается референдум от выборов: главные отличия

У каждого из рассматриваемых мероприятий есть собственные характерные черты. Они и объясняют, чем референдум отличается от выборов. Кратко описать их можно по следующей схеме. Мы рассмотрим:

  1. Периодичность.
  2. Круг вопросов.
  3. Целеполагание.
  4. Результат.
  5. Срок действия.

Рассмотрев первый пункт, увидим, что референдум проводится только в случае возникновения важного вопроса, имеющего значение для всего общества. Выборы - это регулярное мероприятие, обусловленное действующим законодательством. По второму пункту тоже есть различия. На выборах граждане отдают свое предпочтение партиям или личностям, высказывают доверие. В ходе референдума людьми реализуется право на участие в жизни страны. К примеру, плебисцит может принимать решение по таким вопросам, как изменение конституции, отказ от использования ядерной энергетики и тому подобное.

Целеполагание, результат и сроки действия

Голосование относится к методам непосредственной демократии. Оно дает возможность гражданам высказать свое мнение. Но в ходе голосования идет формирование представительских органов власти. Референдум же решает более важные вопросы, которые невозможно доверить депутатам. Получается, что последний, с точки зрения власти, главнее. Его результаты имеют высшую силу. Референдум дает легитимность решению по контурному вопросу. В отличие от него, выборы только подтверждают мандат. Кстати, лица, которым народ доверил власть, имеют к ней доступ на определенное время. Обычно это описано в конституции или иных законах страны. По его истечении легитимность мандата исчезает, заканчивается. А вот решение общенародного волеизъявления (референдума) действует бессрочно. Отменить его возможно только организацией такого же плебисцита.

Общие черты мероприятий

Мы с вами коротко рассмотрели, чем отличается референдум от выборов. Однако у процессов есть и общие характеристики. Следует сказать, что каждое из мероприятий может быть организовано в пределах всего государства или определенного округа. Оба процесса строго описаны в законодательстве, нарушать которое в ходе проведения недопустимо. Кроме того, от граждан требуется прийти к урне и определиться со своим мнением. То есть оба мероприятия являются формами проявления демократии. К тому же они осуществляются сходными по Граждане получают информацию, чтобы сформировать свое мнение. Затем им предоставляется возможность его выразить путем голосования. Последний этап мероприятий - определение решения граждан.

Выборы – это самая демократичная процедура замещения лиц, занимающих руководящие посты в современном обществе.

Понятие и виды выборов

Выборы представляют собой процесс формирования органов государственной власти и предоставление им полномочий посредством прямого волеизъявления граждан. Существуют такие виды выборов:

Очередные выборы – выборы. Которые проводятся по истечению установленного законом срока полномочий должностного лица, либо органа государственного управления

Выборы депутатов в порядке ротаций. Выборы, которые проводятся для избрания части депутатов определенного представительного органа.

Досрочные выборы. Досрочные выборы проводятся в случае, если должностное лицо, или орган государственной власти прекратил свои полномочия в срок ранее объявленного.

Повторные выборы. Повторные выборы – это выборы. Которые проводятся в том случае, сели очередные выборы по объективным причинам были признаны несостоявшимися. Повторные выборы могут проводиться только по решению избирательной комиссии или Верховного Суда.

Референдумы

Референдум представляет собой форму прямого волеизъявления граждан, которое выражается в форме прозрачного голосования, на котором решаются вопросы регионального, местного или общегосударственного масштаба.

Референдум является самым важным институтом прямой демократии, а также основной формой непосредственного законотворчества гражданами государства.

Процедура, а также особенности и аспекты проведения референдума закреплены в Конституции и в специализированных нормативно-правовых актах.

Понятие публичного права

Публичное право представляет собой совокупность нескольких отраслей права, которые призваны регулировать отношения, связанные с защитой общественных либо общегосударственных интересов.

Главными отраслями публичного права являются: экологическое право, уголовное и уголовно-процессуальное право, конституционное, административное и финансовое право.

Субъекты публичного права не обладают равноправием, так государственная власть, как стороны публичного права, имеет наибольшие прерогативы, которые выражаются в контроле и регламентации общественных отношений.

Политическая и правовая культура гражданина

Правовая культура – это показатель того, настолько в государстве развит институт права, и как он воспринимается гражданским обществом. Высокий уровень правосознания в обществе говорит о высоком уровне правовой культуры.

Правовая культура тесно связана с политической культурой, которая является показателем главных идеалов и ценностей, которые связывают взаимоотношения граждан и власти.

Конспект открытого урока в рамках аттестации учителя истории и обществознания Чебановой Л.А. по обществознанию в 9 классе на тему:

Цели урока:

1.Добиться усвоения учащимися понятий темы, урока; выяснить, что такое избирательное право, процесс; каковы основные избирательные системы;

2.Развивать навыки коммуникативной речи, умение работать с документами, поддерживать эвристическую беседу;

3. Воспитывать активную гражданскую позицию.

План урока:

  1. Избирательное право;
  2. Избирательный процесс;
  3. Референдум;

Оборудование : проектор, Конституция, печатные рабочие тетради по обществознанию, учебник, рабочий лист №1,2.

Тип урока : комбинированный

Используемые методы : словесный, эвристическая беседа.

Технологии : дифференцированные задания, проблемные задания.

Формы работы: индивидуальная, парная.

Ход урока

Эпиграф к уроку:

«Свобода возможна только при демократии, то есть при доступном для всех участии в волеизъявлении» К. Ясперс

№ этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент.

2 мин.

Прежде чем мы начнем сегодняшний урок, я хотела бы вам показать несколько кадров……..

В 2006 – 2007 году вы уже приняли участие в выборах, несмотря на то, что вам нет еще и 18 лет, то есть опыт участия в выборах у вас уже есть. Наша сегодняшняя тема - «Голосование, выборы, референдум». Мы узнаем, что такое избирательное право, и каковы его виды, механизмом проведения избирательного процесса и разновидности избирательных систем. Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова К. Ясперса: «Свобода возможна только при демократии, то есть при доступном для всех участии в волеизъявлении».

Запись темы в тетрадь.

Актуализация знаний.

7

мин

Но, прежде чем начнем рассматривать вопросы урока, мы должны вспомнить предыдущую тему: «Гражданское общество и правовое государство», которая напрямую будет связана с материалом сегодняшнего урока.

Что такое гражданское общество?

Что такое гражданство и как оно выражается на практике?

В чем отличие правового государства от неправового?

Печатная тетрадь стр. 25 задание №3

Ответы учащихся.

Новый материал.

Запишите план нашего урока

  1. Избирательное право;
  2. Избирательный процесс;
  3. Референдум;

Не так давно, 10 октября, во многих субъектах РФ прошли выборы, в том числе и выборы в Чистопольском муниципальном районе.

Вопрос: элементом какого политического режима являются выборы - демократического или тоталитарного? Является ли, на ваш взгляд, Россия правовым государством?

Да, действительно, РФ является правовым государством. И одной из отраслей прав, которыми обладает гражданин РФ – политические права (просмотр диска «Основы правоведения» урок №12, тема 03).

Запись плана в тетради.

Ответ учащихся (демократического гос - ва).

а)

б)

в)

1.Избирательное право.

Словарная работа : учебник стр. 199: избирательное право – совокупность правовых норм, устанавливающих порядок выборов главы государства, представительных органов и т. д.

Избирательное право

Активное Пассивное

«право выбирать» «право быть избранным»

В демократическом государстве избирательное право включает в себя четыре принципа: печатная тетрадь стр. 28 задание № 4 (вторая часть задания):

1. всеобщее избирательное право (право на участие в выборах граждан, достигших определенного возраста, независимо от пола, возраста, национальности и др.);

2. равное избирательное право (один избиратель – один голос);

3. прямое избирательное право (каждый избиратель голосует непосредственно за избираемого кандидата);

Вывод: политическими правами обладают все граждане государства, которые не признаны судом недееспособными, независимо от национальности, вероисповедания, социального и материального положения в обществе.

2. Избирательный процесс.

Избирательное право непосредственно реализуется в избирательном процессе – выборы, референдум.

Словарная работа : избирательный процесс - это порядок и основные стадии в организации выборов. Основные положения избирательного процесса зафиксированы в документе Федеральный закон «О выборах».

Физминутка.

Этапы избирательного процесса – рабочий лист №1, задание: расставьте в определенном порядке этапы избирательного процесса, чтобы в результате у вас получилось слово, имеющее прямое отношение к выборам.

10 октября в Чистопольском муниципальном районе прошли выборы депутатов в Городской совет. В каждом избирательном участке было представлено около трех кандидатов в депутаты от различных партий.1.Определите, по какой системе проходили выборы?

2.Кто из граждан может стать депутатом и что ему для этого нужно сделать?

Дифференцированное задание в печатной рабочей тетради: I вариант стр. 27 задание №3

II вариант стр. 28 задание №5

3.Референдум.

Третий вопрос плана урока рассмотрите самостоятельно.

Запись в тетрадь определение термина.

Запись схемы в тетрадь.

Учащиеся делают записи в рабочие тетради стр. 28

Запись определения в тетрадь.

Рабочий лист №1

Работа в парах

Запись избирательных систем и их определения.

Ответы учащихся (по мажоритарной системе).

Выполнение заданий по вариантам в рабочих тетрадях.

Закрепление/тест для самоконтроля

7 мин

I вариант - депутат

II вариант – свобода

Итак, сегодня вы узнали механизм проведения политических выборов и правовые возможности граждан государства выбирать и быть избранными.

Ответы учащихся.

Домашнее задание.

Запись задания в дневник.

I вариант

Г. Конвенция

Д. Конституция

Е. Декларация

Ж. Богослужение;

З. Солидарность;

П. Право избирать

Р. Право быть избранным

С. Право не участвовать в выборах

4. Гражданство - ……

Т. Зависимость лица от государства;

У. Правовая связь государства с лицом, выражающаяся во взаимных правах и обязанностях;

Ф. Зависимость государства от лица;

5. Что не является избирательной системой:

Р. Мажоритарная;

С. Смешанная;

Т. Республиканская;

6. Кто не является участником политического процесса:

А. Гражданин, признанный судом недееспособным;

Б. Кандидат;

В. Избиратель;

Т. Право быть избранным;

У. Право избирать;

Ф. Право не участвовать в выборах;

II вариант

1.В каком документе зафиксированы права и свободы гражданина РФ:

Р. Конвенция

С. Конституция

Т. Декларация

2. Какие способы участия граждан в политической жизни государства вы знаете?

А. Солидарность

Б. Богослужение

3. Активное избирательное право-

О. Право избирать

П. Право быть избранным

4. Электорат - ……

Б. Круг избирателей

Г. Избирательная комиссия

М. Мажоритарная

Н. Смешанная

О. Парламентская

Б. Социальным

В. Экономическим

Д. Политическим

7. Пассивное избирательное право –

А Право быть избранным

Б. Право избирать

Рабочий лист №1

«Основные этапы избирательного процесса»

Б . Назначение выборов (как правило, главой государства);

Ь. Установление результатов и распределение мест в выборных органах по итогам голосования;

Ю . Создание избирательных комиссий, обеспечивающих подготовку и проведение выборов;

Е. Выдвижение кандидатов на выборные должности и их регистрация;

Ю . Организация избирательных округов с приблизительно равным числом избирателей;

Н . Подведение итогов голосования;

Л. Регистрация избирателей в установленном законом порядке, составление списков избирателей;

Т . Предвыборная борьба (прекращение за день до голосования);

Задание: определите порядок этапов избирательного процесса, выписав буквы этапов в правильном порядке. Прочитайте слово!

Перечислите признаки демократического государства.

Для чего жителю государства необходимо обладать гражданством данного государства?

При каком политическом режиме существует гражданское общество?

Приведите, из истории, пример тоталитарного государства.

Перечислите признаки тоталитарного государства.

II вариант

1.В каком документе зафиксированы права и свободы гражданина РФ:

Р. Конвенция

С. Конституция

Т. Декларация

2. Какие способы участия граждан в политической жизни государства вы знаете?

А. Солидарность

Б. Богослужение

3. Активное избирательное право-

О. Право избирать

П. Право быть избранным

Р. Право не участвовать в выборах

4. Электорат - ……

Б. Круг избирателей

В. Наблюдатели кандидата в депутаты

Г. Избирательная комиссия

5. Какая система не является избирательной системой

М. Мажоритарная

Н. Смешанная

О. Парламентская

6. Каким правом является право участвовать в выборах:

Б. Социальным

В. Экономическим

Д. Политическим

7. Пассивное избирательное право –

А Право быть избранным

Б. Право избирать

В. Право не участвовать в выборах

II вариант

1.В каком документе зафиксированы права и свободы гражданина РФ:

Р. Конвенция

С. Конституция

Т. Декларация

2. Какие способы участия граждан в политической жизни государства вы знаете?

А. Солидарность

Б. Богослужение

3. Активное избирательное право-

О. Право избирать

П. Право быть избранным

Р. Право не участвовать в выборах

4. Электорат - ……

Б. Круг избирателей

В. Наблюдатели кандидата в депутаты

Г. Избирательная комиссия

5. Какая система не является избирательной системой

М. Мажоритарная

Н. Смешанная

О. Парламентская

6. Каким правом является право участвовать в выборах:

Б. Социальным

В. Экономическим

Д. Политическим

7. Пассивное избирательное право –

А Право быть избранным

Б. Право избирать

В. Право не участвовать в выборах


Федеральное Агентство

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Государственный Университет

Юридический факультет

Кафедра политических наук

Учебная дисциплина

«Политический анализ и прогнозирование»

Выборы как фактор развития гражданского общества

(Курсовая работа)

Выполнила:

Научный руководитель:

Кандидат политических наук

Саратов 2007

Введение. 3

Глава I. Понятие выборов, их место в развитии гражданского общества.. 6

1.1. Функции и принципы свободных демократических выборов 6

1.2. Выборы - инструмент перехода к демократии.. 9

1.3. Избирательная система, ее основные стадии и типы.. 12

Глава II. История и значение выборного процесса пути становления и развития гражданского общества в России 18

2.1. Краткие исторические данные. 18

2.2. Нормативные источники, регулирующие выборы в представительные органы государственной власти Российской Федерации.. 21

2.3. Проблемы современного избирательного процесса.. 23

Заключение. 30

Список использованной литературы.. 32

Через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым регулируют свое право на участие в управлении государственными делами.

В любой стране гражданское общество, основанное на плюрализме мнений и интересов людей, в состоянии обеспечить добровольное законопослушание граждан, избежать острых социальных взрывов и кровавых столкновений, только если органы государственной власти будут образованны на справедливой выборной основе с участием большинства граждан этой страны. Получается, что выборы это хотя и недостаточный, но необходимый признак демократического государства, один из факторов развития гражданского общества.

Несколько слов хочется сказать о самом понятии «гражданское общество». Понятие это многозначно. В науке выделяют два главных значения - гражданское общество как отражение реальности, существующей независимо от нашего сознания, и гражданское общество как лозунг, или идеал, к установлению которого на земле стремились многие поколения прогрессивно мыслящих людей. В первом случае гражданское общество охватывает всю совокупность не политических отношений, то есть все, что неподконтрольно государству. Но в качестве идеологического понятия «гражданское общество» указывает, какой должна быть та реальность, к которой устремлены, взоры прогрессивно мыслящих людей. Речь идет о некотором идеале. И как идеал гражданское общество, олицетворяет собой идеальное общество свободных, суверенных личностей, наделенных самыми широкими гражданскими и политическими правами, активно участвующих в управлении государством, свободно выражающих свои мысли, беспрепятственно удовлетворяющих разнообразные потребности, создающих любые организации и партии, нацеленные на защиту интересов этих личностей. В экономическом плане идеал одной многообразии форм собственности, свободный рынок предпринимательство, а в духовном - идейный плюрализм, свободу слова и печати, независимость всех средств массовой информации, свободу вероисповедания, идеал демократического общества.

В условиях современной демократии выборы – их стержневой механизм, главная форма проявления суверенитета народа, его политические роли, как источника власти. Они служат также важнейшим каналом представления в органах власти интересов различных социальных групп.

Цель курсовой - показать влияние выборов на жизнь современного граждан6ского общества, а именно, попытаться рассмотреть этот процесс в качестве одного из факторов его развития.

Ознакомившись с изученным материалом по вопросу, выборов как фактора развития гражданского общества, что эта тема актуальна и востребована, исходя из реалий сегодняшнего дня. Она является одновременно социокультурной проблемой, проблемой сознания и поведения, правопонимания и общественного восприятия публичной власти как политического инструмента и ценности гражданского общества. Говоря о влиянии выборов на жизнь гражданского общества, прежде всего, на мой взгляд, мы должны рассмотреть их важнейшие функции. Именно в них проявляется влияние избирательного процесса на окружающий нас социум.

Глава I. Понятие выборов, их место в развитии гражданского общества

1.1. Функции и принципы свободных демократических выборов

В период выборов создаются наиболее благоприятные возможности для осознания гражданами своих интересов и включение их в избирательные программы партий и отдельных депутатов. Во время выборов, стремясь получить массовую поддержку, депутаты особенно восприимчивы к запросам и пожеланиям населения. Это активизирует процесс осознания и представления гражданами своих интересов. В избирательных платформах интересы артикулируются, получают четкую формулировку и агрегируются от крайностей и устремляются, приобретая пригодную для реализации форму, и хотя после выборов победившие депутаты забывают о своих обещаниях депутатский корпус в целом, заботясь о престиже партии, ориентируются на свои обязательства и запросы электората;

Контроль за институтами власти. В результат выборов создается важнейший институт контроля за правительство – парламент, а также оформляется аппозиция, обычно ревностно следящая за соблюдением конституции и закона. Опасаясь поражения на ближайших выборах, правительство обычно вынужденно прислушиваться к критике. Кроме того, сами выборы представляют собой важнейший институт контроля, поскольку они позволяют избирателям регулярно выносить свой вердикт о правительстве и оппозиции, изменять состав органов власти, корректировать политический курс.

Интеграция разнообразных мнений и формирование общей политической воли. Плюрализм совершенного общества имеет свои границы. Что бы не привести анархии, хаосу, он нуждается в государственном регулировании, отражающем общие ценности и интересы граждан. С помощью выборов обеспечиваются объединение большинства граждан вокруг определенной политической платформы и представляющих лидеров, формируется доминирующая в государстве политическая воля. Выражение этой воли обеспечивает правительству авторитет и поддержку, что повышает его дееспособность.

Легитимация и стабилизация политической системы, а также легитимация конкретных институтов власти. Участие граждан в выборах обычно означает принятие ими данного режима, правил формирования органов власти, независимо от отношения населения к конкретным должностным лицам, правительству и правящим партиям. Выборы дают гражданам шанс переизбрать неугодное правительство или депутатов, заменить их людьми, пользующимися доверием. Тем самым кризис конкретного правительства и его политики не приводит к отражению гражданами всего политического строя и дестабилизации политической системы, не перерастает в стремление разрушить существующий политический порядок путем революции. С помощью выборов легитимируется не только политическая система в целом, но и конкретный состав парламента, правительства и других структур власти.

Расширение коммуникаций, отношений представительства между институтами власти гражданами. В ходе избирательного процесса кандидаты регулярно встречаются с гражданами, выслушивают их мнение и просьбы, вносят коррективы в свои избирательные платформы. Выборы – важнейший канал обратных связей между гражданами и властью. От их действенности очень во многом зависит характер отношений между руководителями государства населением, возникновение доверия или недоверия, политического участия или отчуждения, поддержки или борьбы.

Канализация, перевод политических конфликтов в русло их институализированного мирного урегулирования. Выборы позволяют, открыто и публично представить, противоречивые интересы, ценности, идеи на суд народного мнения и государственных институтов убедить конфликтующих отказаться от наиболее радикальных требований и незаконных форм борьбы. Уже сама ориентация участников конфликта на его электоральное разрешение, как правило, побуждает их к отказу от крайностей, поиску приемлемых для большинства решений.

Мобилизация избирательного корпуса на решение актуальных общественных задач. Разъясняя гражданам собственные программы, убеждая людей в необходимости принятия и поддержки определенных политических ценностей и целей, указывая пути их реализации, партии и депутаты тем самым мобилизуют широкие слои населения и общественное мнение на важные для страны политические действия.

Политическая социализация населения, развитие его политического сознания и политического участия. В ходе избирательного процесса гражданам особенно интенсивно усваивают политические нормы и ценности. В это время резко расширяется поток политической информации, концентрируется внимание людей на актуальных политических проблемах и альтернативных путях их решения. Активисты непосредственно включаются в пропагандистско-организационную работу партий и отдельных депутатов. Делая выбор, избиратели в большей или меньшей степени отождествляют себя с определенными политическими силами. Все это повышает их политическую ангажированность и активность.

Понятие «референдума». Предмет и виды референдумов.

Понятие референдума дано в Федеральном Конституционном законе РФ «об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан РФ» в статье № 2 «Основные термины и понятия». Референдум – это форма прямого волеизъявления граждан РФ по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решения, осуществляемого посредством голосования граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме.

Признаки:

1. Референдум – это форма прямого волеизъявления.

2. Референдум – это форма волеизъявления граждан.

3. Предмет референдума: наиболее важные особенности государственного и местного значения.

4. Цель: принять определенные решения.

6. Могут участвовать только граждане, обладающие активным правом на участие.

Первый референдум был проведен в республике Берн (Швейцария) в 1449 году.

Этапы развития института референдума:

1. До Первой Мировой войны.

1905 год – Норвегия: решался вопрос о пребывании в союзе со Швецией, обсуждение формы правления, государственного устройства и т.д.

2. Между двумя Мировыми войнами.

Этап демократизации избирательного законодательства и принятия конституций: Ирландия, Португалия, Румыния, Люксембург, Исландия и т.д. В Эстонии с 1923-1936 год было проведено 5 референдумов. На волне демократии данный политический инструмент смогли удачно использовать Германия и Италия: были проведен референдумы с вопросами о выходе Германии из лиги наций и о передаче президентских функций Гитлеру и другие.

3. После окончания Второй Моровой войны.

Во многих странах референдум стал основным механизмом принятия Конституции: Франция, Испания, Дания. Происходило освобождение от колониальной зависимости: Алжир, Конго и т.д. В некоторых государствах посредством референдума был возвращен монархический строй: Бельгия, Испания. В других государствах был положен конец монархии: Италия, Болгария, Греция. Президент Шарль де Голь провел всенародное голосование во Французской республике 8 раз. В 70е годы стали проводиться референдумы в парламентских странах. Референдум на данный момент является «традицией» в Швейцарии, Италии и Австралии.

Причины крайне редкого использование референдума в России как института непосредственной демократии:

1. Обширность территории государства.

2. Экономический уровень развития страны: постоянный дефицит средств.

3. Неподготовленность народа к оценке предлагаемого решения и неподготовленность власти принять это решение как должное.

История нормативного регулирования:

В 1936 году – в Конституции СССР года в качестве формы народного обсуждения референдум как консультативная форма.

В 1977 году в Конституции СССР впервые в истории страны референдум был зафиксирован как всенародное голосование.

В 1990 году был принят Закон СССР и Закон РСФСР «О всенародном голосовании».

Практика проведения референдумов в России:

На основе Закона СССР 17 марта 1991 года был проведен всесоюзный референдум по вопросу сохранения СССР. Был проведен в этот же день референдум об учреждении поста Президента РСФСР.

Второй всероссийский референдум проходил 25 апреля 1993 года о доверии Президенту Б.Н.Ельцину и социально-экономическому курсу и досрочных выборах Президента и Верховного Совета РСФСР.

Виды референдумов:

I. По предмету референдума (вопросы, выносимые на референдум):

· Конституционный – то, что предусмотрено Конституцией как обязательный референдум;

· Законодательный референдум – вопросы, предусмотренные законом как обязательные для обсуждения на референдуме;

· Международно-правовой – вопросы заключения международных договоров, союзов и т.д.;

· Административно-правовые референдумы –административно-территориальное деление обязательно с учетом мнения населения.

II. По территориальному признаку :

· Общегосударственный референдум, проводимый на территории государства;

· Региональный референдумы проводятся на основе ФКЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме» и Закона субъекта федерации о референдуме;

· Местный .

III. От времени их проведения :

· До принятия закона парламентом ;

· После принятия закона парламентом .

IV. По юридическим последствиям :

· Консультативный ;

· Императивный .

V. По способу проведения :

· Обязательные (по вопросам, указанным в законе);

· Факультативные .

VI. По субъектам инициативы (Глава государства, Парламент и т.д.).

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Понятие и предмет Конституционного права как отрасли права

Функции науки конституционного права.. функции науки конституционного права это основные направления воздействия.. функции науки конституционного права..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие и предмет Конституционного права как отрасли права
Конституционное право – это ведущая отрасль национального права, представляющая систему правовых норм, закрепляющих основы конституционного строя, регулирующих отношения между госу


Нормы Конституционного права – это правило поведения, установленное или санкционированное в Конституции, а также в других Конституционных законах, определяющих статус, принципы, ответ

Виды норм Конституционного права
По содержанию нормы делятся на: · нормы, регулирующие основы Конституционного строя; · нормы, регулирующие права человека; · нормы, регулирующие устройство государства;

Конституционные правоотношения
Правоотношения – это общественные отношения, урегулированные нормами права. Они состоят из объекта, субъекта и содержания (права и обязанности субъектов, которые они приобретают).


Источники конституционного права – исходящие от государства или признаваемые им официально документальная форма выражения и закрепления норм права, придание им юридического общеобязат

Понятие и предмет науки Конституционного права
Наука Конституционного права – это система знаний об устройстве государства, положения в нем человека, закрепленных в нормах Конституционного права, и об отношениях, складываю

Методология науки Конституционного права
Методология науки – это совокупность принципов, приемов, способов научной деятельности, применяемых для получения знаний, отражающих объективную реальность. Методол


Источники Конституционного права как науки представляют собой нормативные и документальные средства, с помощью которых осуществляется познание этой науки. К ним относятся: 1. источники Кон

Проблемы, стоящие перед наукой Конституционного права
Из дореволюционных ученых, наибольший вклад в развитие науки Конституционного права внесли: · заведующий кафедрой Конституционного права Петербургского университета профессор Ильин.

Понятие и сущность Конституции
«Constitutio», лат. – «структура», «сложение», «установление». Первые конституции возникли в США в 1787 году и Конституция Франции в 1791 году, где впервые были приняты правовые акты, опре

Виды Конституции
1.По порядку установления: · октроированные (дарованные монархом); · не октроированные; 2.По порядку изменению: · гибкие (Конст

Особенности Конституции как основного закона
Особенностями Конституции являются черты, отличающие Конституцию от других законов: 1. Верховенство Конституции (ч.2 ст.4) – утверждение в стране того конституционн

Толкование Конституции
Толкование Конституции основано ч.5 ст.125 Конституции РФ. Толкование Конституции – это обязанность Конституционного Суда дать официальное разъяснение норм Конституции в случае сп


Особенности норм Конституции: 1. Конституционные нормы формулируют правила поведения для самых высших политических и юридических структур государства и общества. 2. Только Констит

Реализация Конституции
Реализация – это процесс воплощения правовых предписаний Конституции в реальную действительность. Реализация Конституции имеет несколько уровней: 1. Уровень реа

Охрана Конституции
Правовая охрана Конституции – это совокупность средств, с помощью которых достигается выполнение всех установленных Конституцией норм, строгое соблюдение режима Конституционной закон

Понятие Конституционного строя и его отличия от общественного и государственного строя
Общественный строй (устройство) – это исторически конкретная система общественных отношений, то есть организация общества, обусловленная определенным уровнем производства, распределе

Конституционная характеристика государства
В основах Конституционного строя в той или иной форме даны семь качественных характеристик Российского государства: 1. Демократическое. Признаки демократич

Народовластие в Российской Федерации
Понятие «народный суверенитет» и его основные формы. Суверенитет в Конституционном праве выражается в трех формах: 1.государственный суверенитет;

Органы государственной власти
Государственная власть осуществляется посредством принятия законов. Выражается в принятии актов либо в совершении каких-либо действий, имеющих государственно-обязательную силу. Субъекты, осуществля

Особенности представительной и непосредственной демократии
Непосредственная форма демократии – это совокупность форм и средств непосредственного осуществления народом власти путем личного участия в этих формах. П

Общие принципы проведения референдумов в Российской Федерации
1.Всеобщее избирательное право (ст.4 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан»). 2.Равное избирательное право (ст.5 ФЗ «Об основных гарантиях

Стадии подготовки и проведения референдумов
1. Выдвижение инициативы о проведении референдума. 2. Этап сбора подписей. 3. Принятие решения о назначении референдума. 4. Стадия подготовки к проведению референдума.

Организационные действия
Этапы: · Составление списков избирателей. Новизна составления списков избирателей по новому закону: регистрация участников референдума осуществляетс

Избирательная система в российской федерации
Понятия «Избирательная система» и «Избирательное право». Избирательная система имеет два смысла: · В широком смысле это совокупность общественных отнош

Общие принципы проведения выборов
Принципы проведения выборов закреплены в статье 3 ФКЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»: 1.Всеобщее избирательное прав

Субъекты избирательного процесса
К субъектам, которые участвуют в избирательном процессе, относятся избиратели, избирательные объединения и блоки, избирательные комиссии, кандидаты в депутаты, органы государственной власти, должно

Финансирование выборов
Порядок создания избирательных фондов (ст.58). Кандидат уведомляет избирательную комиссию о создании своего фонда. Источники избирательных фондов: · собственные средства кандидата (избират

Избирательные комиссии
Избирательная комиссия – это коллегиальный орган, который формируется в порядке и в сроки, установленные законом, и организует и обеспечивает подготовку и проведение выборов

Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты. Статус зарегистрированных кандидатов
Статус кандидата закреплен в главе 6 ФКЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме». В п.5 ст.40 дано понятие использование преимущества служебного и должностного п

Их организационно-правовые формы и конституционные основы
Общественное объединение – это важнейший элемент гражданского общества, созданный с целью удовлетворения интересов граждан и реализации целей общественного объединения. Статья 3 федерально

Взаимоотношения государства и общественных объединений
Основными принципами являются: 1. добровольность предполагает, что в общественные объединения вступают только по желанию участников; 2. равнопра

Ответственность за нарушение закона об общественных объединениях
Определяется равенство оснований ответственности субъектов, действующих в сфере этого закона. Все общественные объединения, чьи права нарушаются, имеют право обращаться в судебные органы или с жало

Иные формы непосредственной демократии
1. Манифестации – это открытые проявления свободы мысли и слова, имеющие целью воздействовать на государственные органы для решения вопросов жизнедеятельности общества путем согла

Конституционные гарантии развития в России рыночной экономики
Экономический строй – это хозяйства и собственности, который признаются господствующими в данном государстве. Конституционный институт основ экономич


Право – это мера возможного поведения лица, установленная и охраняемая государством. Свобода – это возможность лица поступить в соответствии со с

Декларация прав человека 1991 года. Принципы взаимоотношения личности и государства
Принципы пронизывают все права человека. Ими являются: 1.Провозглашение человека, его прав и свобод в качестве высшей ценности (ст.2). 2.Равнопра

Принципы гражданства РФ
1.Единство российского гражданства. Означает, что гражданство РФ является единым и равным по отношению ко всем гражданам независимо от субъекта РФ. 2.

Основания и порядок приобретения гражданства
1.По рождению (ст.12). В мире существуют два принципа: крови и почвы. Россия придерживается принципа крови. 2.В результате приема в гражданство (

Основания и порядок прекращения гражданства
1.Выход из гражданства (по собственному волеизъявлению, ст.19). Отказ в выходе из гражданства: невыполнение обязательств, установленных федеральным законом; привлечение к

Гражданские (личные) права и свободы человека и гражданина
Гражданские (личные) права – это права, которые понимаются, как свобода человека принимать решения независимо от государства. Особенности: 1.

Политические права в России
Политические права – свободы граждан, предоставляющие им право участвовать в управлении делами государства и общества, в т.ч. формировать органы государственной власти и органы местн

Социально-экономические и культурные права человека и гражданина
Социально-экономические права в своей основе связаны с правом собственности. Они охватывают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена, распределения и потреблени

Понятие конституционных гарантий прав человека и их виды
Гарантия прав и свобод человека и гражданина – это средства, обеспечивающие возможность реализации указанных прав и свобод. Выделяются две группы гарантий: обща

Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина
1.Обязанность государства защищать права и свободы (ст.71, 72 Конституции РФ). Она выражается в том, что в компетенции любого органа выступает как обязательная его функция.

Конституционные обязанности граждан
Конституционная обязанность – это мера должного поведения человека в обществе, входящая в правовой статус личности, в целях поддержания жизнеспособности государства и обеспечения дру

Конституционная обязанность граждан защищать Отечество
Статья 59 Конституции состоит из двух частей: обязанность защищать Отечество и обязанность несения военной службы. К воинской обязанности в соответствии со ст.1 ФЗ «О воинской обязанности и военной

Понятие и формы государственного устройства
Федерализм – это система общественных отношений, политических отношений, политических процессов в государстве, обеспечивающих единство страны, децентрализацию государственной власти,

Принципы федеративного устройства России
Принципы построения РФ (ч.3 ст.5): 1. государственная целостность; 2. единство системы государственной власти; 3.